Великомученик Феодор Стратилат — житие. Святые великомученики — воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат Феодор стратилат мощи

Святой великомученик Феодор Стратилат почитается как покровитель православного воинства.

Жизнеописание

Научный подход к житию

В древнерусской литературе существуют три варианта жития Феодора Стратилата, которые специалисты называют «краткое», «полное» и «славянская версия».

Эти три жития переведены с греческого и представляют из себя житие-мартирий.

В древнерусских рукописях это произведение наиболее часто именовалось «Мучение святаго Феодора Стратилата» и начиналось со слов:

Краткая версия жития рассказывает о пытках, которые претерпел святой по приказу царя Ликиния. В ней описаны события мученической кончины Феодора, при этом святой умирает на кресте, и его воскрешает Ангел.

В полной версии жития текст совпадает с краткой версией практически дословно, но после описания достоинств Федора в этот вариант включён эпизод встречи с христианкой Евстафией и победы над чудовищным змием.

После описания этого события продолжается текст краткой версии жития с момента прихода послов, посланных Ликинием.

Эти два варианта жития являются переводом греческих оригиналов, которых тоже было два, и они также отличались упомянутым эпизодом. Эти варианты текста сохранились и хранятся в Ватиканской апостольской библиотеке (полная - № 1993, краткая - № 1245).

Первый список на славянском языке - это краткий вариант, который включён в Златоуст Ягича, датируемый началом XIV века.

Но в общей рукописной традиции намного чаще встречается полный вариант сказания, который начинается так:

Третья версия - это перевод греческого текста жития, которое вошло в сборник Дамаскина Студита «Сокровища» (греч. ????????) XVI века, в переводе Арсения Грека.

По всей видимости этот текст был скопирован в сборник А. И. Анисимова, который назвал его «славянской версией». Позже, в 1715 году этот труд Дамаскина Студита был полностью переведён Феодором Герасимовым Полетаевым.

В этой работе название жития выглядит так: «Мучение святаго славнага великомученика Феодора Стратилата, преложенное на общий язык последнейшим в монасех Дамаскином иподиаконом и Студитом», который начинается словами:

Объединение и перевод этих версий были выполнены Дмитрием Ростовским, труды которого вышли в 1689-1705 годах и были признаны наиболее удачными.

Эта книга последнее время переиздаётся раз в десятилетие, последнее переиздание было в 1998 году (том 7 - февраль).

Сам перевод греческих текстов часто приводил смешению текстов при некоторых переводах, что являлось проблемой не только славянских переводчиков. Проблемой стала близость святых Феодоров - Тирона и Стратилата - они оба почитались христианскими воинами, жили в одной местности в одно и то же время, победили каждый своего змия, были покровителями воинства Византийской империи.

К тому же тексты жития упомянутых святых читаются недалеко друг от друга: во-первых, празднование памяти святых в календаре располагалось недалеко, некоторые Четьи-минеи составлены так, что рассказы о святых идут друг за другом. Поэтому при домашнем чтении житий святых в представлении читающего (переписчика, переводчика) эти истории переплетались и существуют ошибки переписки и перевода. Во-вторых, во время чтения «Златоуста» эти жития читаются рядом и слушателями могут восприниматься как единое целое.

В некоторых культурах черты святых проникают друг в друга, учёные приводят пример грузинского перевода, в котором мученик один, и его имя - «Феодор Стратилон». Змееборчество Феодора Стратилона описано по житию Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития Феодора Тирона. Существуют тексты Златоустов, в которых Феодора Тирона именуют «Стратиот». Также есть апокрифические тексты, в которых Тирону приписывают воинское звание стратига, что является несоответствием («Тирон» переводится как новобранец).

Дополнительную путаницу вносят народные приметы на день Федора Стратилата - по житию Феодора Тирона именно он, а не Феодор Стратилат поражает змея, который сторожит питьевой источник.

Научные исследования жития святого разделяют эту ошибку, академическое издание Истории русской литературы 1941 года содержит текст:

Это является ошибкой, так как Тирон спасает свою мать, а Евсевия предупреждает Стратилата. Также в научных исследованиях встречается путаница с датами памяти святых и текстами чтений в эти дни.


Тропарь, глас 4:

Воинствословием истинным, страстотерпче,
Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре;
Оружиями бо веры ополчился еси мудренно,
И победил еси демонов полки,
И победоносный явился еси страдалец.
Темже тя верою
Присно ублажаем

Кондак, глас 2:

Мужеством души в веру оболкийся
И глагол Божий, аки копие, в руку взем,
Врага победил еси, мучеников превелий Феодоре,
С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Величание

Величаем тя,
страстотерпче святый Феодоре,
И чтим честная страдания твоя,
яже за Христа претерпел еси.

При этом практически все византийские и древнерусские изображения святых изображают их так, что отличия между ними становятся явными. Житийная икона Феодора Стратилата, которая хранится в Новгородском музее, изображает обоих святых.

А. И. Анисимов высказывал следующее мнение по этому вопросу:

События жития святого

Согласно житию, Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния. В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора.

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в провале на пустынном поле, которое находилось на север от города. Раз в день он выбирался оттуда и в этот момент его жертвой мог стать любой зверь или человек. Насытившись, он возвращался в своё логово.

Феодор, не уведомив никого о своих намерениях, решил избавить город от этого чудовища и выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, ему захотелось отдохнуть в траве, но его разбудила престарелая христианка Евсевия. Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона, предостерегла его об опасности. Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его.

Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства. После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.

Для этой цели в город прибыл император с восемью тысячами воинов, было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов. Феодор попросил взять их на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно. Ночью он разбил статуи богов, а части раздал нищим. На следующее утро императорский сотник Максентий открыл обман Феодора императору:

Император был шокирован, а Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов. В процессе диалога Феодор доказывал Ликинию правоту своей веры и неправоту верований императора. Император был оскорблён и велел казнить непокорного военачальника. После этого святого подвергли многодневным пыткам, он был высечен, его жгли огнём и рвали железными когтями. Затем Феодора заточили в темницу и морили голодом в течение пяти дней, потом ослепили и распяли. Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору пришёл Ангел и воин стал невредим.

В результате этого чуда весь город уверовал во Христа и жители пытались заступиться за своего стратилата. Стратилат проповедью прекратил междоусобицу, по преданию он освобождал заключённых, исцелял больных.

После этого Феодор отдал последние распоряжения по разным вопросам, в том числе и по поводу места своего захоронения. После дополнительной молитвы он добровольно пошёл на казнь. Он был усечён мечом 8 февраля 319 года. Его тело, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 июня.

Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

Упоминание о святом

Существуют предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом.

Сирии Дамаска Анастасий Синаит Иоанн Дамаскин Святослав Игоревич

Иконография Феодора Стратилата

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе, чаще всего в правой руке он держит копьё, которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном - круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского. Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест. Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч. Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи - на коне Феодора изображается маленький сарацин, также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда - буланым или соловым.

Феодора Иоанновича Ирины Феодоровны Годуновой

  1. Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря.
  2. Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.
  3. Икона из Кальбенштайнберга
  4. Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее
  5. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Память о Феодоре Стратилате

Существует улицы, населённые пункты, которые носят имя святого. Особое почитание святого Феодора в городе Костроме, которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем. Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.

Есть определённое количество монастырей и церквей, которые поставлены в честь Феодора Стратилата, также есть церкви, в которых хранится частица мощей святого.

Краткое житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского

Ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Стра-ти-лат про-ис-хо-дил из го-ро-да Ев-ха-ит. Он был на-де-лен мно-ги-ми да-ро-ва-ни-я-ми и пре-крас-ной внеш-но-стью. За ми-ло-сер-дие Бог про-све-тил его со-вер-шен-ным по-зна-ни-ем хри-сти-ан-ской ис-ти-ны. Храб-рость свя-то-го во-и-на ста-ла из-вест-на мно-гим по-сле то-го, как он с по-мо-щью Бо-жи-ей убил гро-мад-но-го змея, жив-ше-го в про-па-сти в окрест-но-стях го-ро-да Ев-ха-и-та. Змей по-жи-рал мно-же-ство лю-дей и жи-вот-ных, дер-жа в стра-хе всю окру-гу. Свя-той Фе-о-дор, во-ору-жив-шись ме-чом и мо-лит-вой ко Гос-по-ду, по-бе-дил его, про-сла-вив сре-ди лю-дей Имя Хри-сто-во. За от-ва-гу свя-той Фе-о-дор был на-зна-чен во-е-на-чаль-ни-ком (стра-ти-ла-том) в го-ро-де Ге-рак-лее, где нес как бы двой-ное по-слу-ша-ние, со-че-тая свое от-вет-ствен-ное во-ин-ское слу-же-ние с апо-столь-ской про-по-ве-дью Еван-ге-лия сре-ди под-чи-нен-ных ему языч-ни-ков. Его го-ря-чая убеж-ден-ность, под-креп-лен-ная лич-ным при-ме-ром хри-сти-ан-ской жиз-ни, от-вра-ща-ла мно-гих от па-губ-ной «лжи без-бо-жия». Вско-ре по-чти вся Ге-рак-лея при-ня-ла хри-сти-ан-ство.

В это вре-мя им-пе-ра-тор Ли-ки-ний (307-324) на-чал же-сто-кое го-не-ние на хри-сти-ан. Же-лая обез-гла-вить но-вую ве-ру, он об-ру-шил пре-сле-до-ва-ния на про-све-щен-ных по-бор-ни-ков хри-сти-ан-ства, в ко-то-рых не без ос-но-ва-ния ви-дел ос-нов-ную угро-зу для уми-ра-ю-ще-го язы-че-ства. В их чис-ле ока-зал-ся и свя-той Фе-о-дор. Свя-той сам при-гла-сил Ли-ки-ния в Ге-рак-лею, по-обе-щав ему при-не-сти жерт-ву язы-че-ским бо-гам. Для со-вер-ше-ния этой пыш-ной це-ре-мо-нии он по-же-лал со-брать в сво-ем до-ме все зо-ло-тые и се-реб-ря-ные из-ва-я-ния бо-гов, ко-то-рые име-лись в Ге-рак-лее. Ослеп-лен-ный нена-ви-стью к хри-сти-ан-ству, Ли-ки-ний по-ве-рил сло-вам свя-то-го. Од-на-ко его ожи-да-ния бы-ли об-ма-ну-ты: за-вла-дев ис-ту-ка-на-ми, свя-той Фе-о-дор раз-бил их на кус-ки и раз-дал ни-щим. Так он по-сра-мил су-ет-ную ве-ру в без-душ-ных идо-лов и бук-валь-но на об-лом-ках язы-че-ства утвер-дил за-ко-ны хри-сти-ан-ско-го ми-ло-сер-дия.

Свя-той Фе-о-дор был схва-чен и под-верг-нут же-сто-ким и изощ-рен-ным пыт-кам. Их сви-де-те-лем был раб свя-то-го Фе-о-до-ра, свя-той Уар, ко-то-рый ед-ва на-хо-дил в се-бе си-лы опи-сы-вать неимо-вер-ные му-че-ния сво-е-го гос-по-ди-на. Пред-чув-ствуя близ-кую смерть, свя-той Фе-о-дор уже об-ра-щал к Бо-гу по-след-ние мо-лит-вы, го-во-ря: «Гос-по-ди, ре-кл ми еси пер-вее, Аз есмь с то-бою, ныне же поч-то оста-вил мя еси? Виждь, Гос-по-ди, яко зве-рие ди-вии рас-тер-за-ша мя Те-бе ра-ди, из-бо-де-ны суть зе-ни-цы очес мо-их, плоть моя ра-на-ми раз-дроб-ля-ет-ся, уязв-ля-ет-ся ли-це, со-кру-ша-ют-ся зу-бы, еди-ны то-чию на-гие ко-сти на кре-сте ви-сят: по-мя-ни мя, Гос-по-ди, пре-тер-пе-ва-ю-ще-го крест Те-бе ра-ди, же-ле-зо, и огнь, и гвоз-дие подъ-ях за Тя: про-чее же при-и-ми дух мой, уже бо от-хо-жду от жиз-ни сей».

Од-на-ко Бог, по ве-ли-кой Сво-ей ми-ло-сти, по-же-лал, чтобы кон-чи-на свя-то-го Фе-о-до-ра бы-ла так же пло-до-твор-на для его ближ-них, как и вся его жизнь: Он ис-це-лил ис-тер-зан-ное те-ло свя-то-го и свел его с кре-ста, на ко-то-ром тот был остав-лен на всю ночь. Утром цар-ские во-и-ны за-ста-ли свя-то-го Фе-о-до-ра жи-вым и невре-ди-мым; убеж-ден-ные во-очию в бес-пре-дель-ном мо-гу-ще-стве хри-сти-ан-ско-го Бо-га, они тут же, неда-ле-ко от ме-ста несо-сто-яв-шей-ся каз-ни, при-ня-ли свя-тое Кре-ще-ние. Так свя-той Фе-о-дор явил-ся, «яко день све-то-за-рен», для пре-бы-вав-ших во тьме идо-ло-по-клон-ства языч-ни-ков и про-све-тил их ду-ши «свет-лы-ми сво-е-го стра-да-ния лу-ча-ми». Не же-лая из-бе-жать му-че-ни-че-ской смер-ти за Хри-ста, свя-той Фе-о-дор доб-ро-воль-но пре-дал се-бя в ру-ки Ли-ки-ния, оста-но-вив вос-став-ший про-тив му-чи-те-лей на-род, уве-ро-вав-ший во Хри-ста, сло-ва-ми: «Пе-ре-стань-те, воз-люб-лен-ные! Гос-подь мой Иисус Хри-стос, ви-ся на Кре-сте, удер-жи-вал Ан-ге-лов, дабы они не со-тво-ри-ли от-мще-ние ро-ду че-ло-ве-че-ско-му». Идя на казнь, свя-той му-че-ник од-ним сло-вом от-во-рял тем-нич-ные две-ри и осво-бож-дал за-клю-чен-ных от уз. Лю-ди, при-ка-са-ю-щи-е-ся к его ри-зам и чу-дом Бо-жи-им об-нов-лен-но-му те-лу, мгно-вен-но ис-це-ля-лись от бо-лез-ней и осво-бож-да-лись от бе-сов. По при-ка-зу ца-ря свя-той Фе-о-дор был усе-чен ме-чом.

Пе-ред смерт-ной каз-нью он ска-зал Уа-ру: «Не ле-нись за-пи-сать день кон-чи-ны мо-ей, а те-ло мое по-ло-жи в Ев-ха-и-тах». Эти-ми сло-ва-ми он про-сил еже-год-но-го по-ми-но-ве-ния. За-тем, ска-зав «аминь», он пре-кло-нил го-ло-ву под меч. Это со-вер-ши-лось 8 (21) фев-ра-ля 319 го-да, в суб-бо-ту, в тре-тий час дня.

Полное житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Стра-ти-лат был пре-дан му-че-ни-че-ской смер-ти в 319 го-ду по Рож-де-стве Хри-сто-вом. В до-слов-ном пе-ре-во-де с гре-че-ско-го сло-во «стра-ти-лат» озна-ча-ет «вы-со-кий во-ин», в ли-те-ра-тур-ном пе-ре-во-де - «во-е-во-да», «во-е-на-чаль-ник». Про-ис-хо-дил свя-той Фе-о-дор из го-ро-да Ев-ха-и-ты, ныне Мар-си-ан на се-ве-ре Ма-ло-ази-ат-ско-го на-го-рья в Тур-ции. Бла-гая весть свя-то-го Еван-ге-лия в эти ме-ста при-не-се-на еще в апо-столь-ские вре-ме-на.

Свя-той Фе-о-дор был на-де-лен от Гос-по-да мно-ги-ми да-ро-ва-ни-я-ми. Его вы-де-ля-ли сре-ди окру-жа-ю-щих при-род-ная кра-со-та, ве-ли-ко-душ-ное серд-це, глу-бо-кое по-зна-ние хри-сти-ан-ских ис-тин, муд-рость и крас-но-ре-чие. Храб-рость свя-то-го во-и-на ста-ла мно-гим из-вест-на по-сле то-го, как он с по-мо-щью Бо-жи-ей убил гро-мад-но-го змея, жив-ше-го в про-па-сти в окрест-но-стях го-ро-да Ев-ха-и-ты. Змей по-жи-рал мно-же-ство лю-дей и жи-вот-ных, дер-жа в стра-хе всю окру-гу. Свя-той Фе-о-дор, ни-ко-му ни-че-го не го-во-ря, взяв с со-бой свое обыч-ное ору-жие и имея на гру-ди крест, дви-нул-ся в путь. До-е-хав до по-ля вбли-зи про-па-сти, где жил змей во-ин Хри-стов слез с ко-ня и лег от-дох-нуть. В этих ме-стах про-жи-ва-ла некая бла-го-че-сти-вая же-на по име-ни Ев-се-вия. Она бы-ла пре-клон-ная ле-та-ми. За несколь-ко лет пе-ред этим она ис-про-си-ла те-ло свя-то-го му-че-ни-ка Фе-до-ра Ти-ро-на, несго-рев-шее на ко-ст-ре во вре-мя каз-ни, по-греб-ла его око-ло сво-е-го до-ма и каж-дый год празд-но-ва-ла его па-мять в день пре-став-ле-ния 17 фев-ра-ля (2 мар-та). Бла-го-че-сти-вая Ев-се-вия, уви-дев спя-ще-го во-и-на Хри-сто-ва Фе-о-до-ра Стра-ти-ла-та, раз-бу-ди-ла его и пы-та-лась убе-дить уй-ти из этих мест, чтобы не по-стра-дать от змея. Му-же-ствен-ный во-ин Хри-стов Фе-о-дор от-ве-чал ей: «Отой-ди и стань по-даль-ше от ме-ста се-го, и ты уви-дишь си-лу Хри-ста мо-е-го». Жен-щи-на ото-шла и ста-ла мо-лить-ся к Спа-си-те-лю о да-ро-ва-нии по-бе-ды сме-ло-му во-и-ну. Об-ра-тил-ся с мо-лит-вой к Гос-по-ду и свя-той Фе-о-дор: «Гос-по-ди Иису-се Хри-сте, вос-си-яв-ший от От-че-го Су-ще-ства, по-мо-гав-ший мне в бит-вах и да-вав-ший по-бе-ду на со-про-тив-ныя, Ты и ныне Тот же есть Гос-по-ди Хри-сте Бо-же, по-шли мне по-бе-ду с вы-со-ты Тво-ей свя-той». Свя-той Фе-о-дор по-бе-дил чу-до-ви-ще, про-сла-вив сре-ди лю-дей имя Хри-сто-во. За от-ва-гу свя-той Фе-о-дор был на-зна-чен во-е-на-чаль-ни-ком в го-ро-де Ге-рак-лее близ Чер-но-го мо-ря, неда-ле-ко от Ев-ха-ит. Здесь свя-той Фе-о-дор со-че-тал от-вет-ствен-ное во-ин-ское слу-же-ние с апо-столь-ской про-по-ве-дью Еван-ге-лия сре-ди под-чи-нен-ных ему языч-ни-ков. Его го-ря-чая ве-ра, под-креп-лен-ная лич-ным хри-сти-ан-ским при-ме-ром, от-вра-ща-ла мно-гих от па-губ-ных при-вы-чек. В ре-зуль-та-те по-чти все жи-те-ли Ге-рак-леи при-ня-ли хри-сти-ан-ство.

В это вре-мя на-ча-лись же-сто-кие го-не-ния на хри-сти-ан. Им-пе-ра-тор Ли-ки-ний (307-324 гг.), умерт-вив-ший со-рок му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских, об-ру-шил свои го-не-ния не на про-стой на-род, а на про-све-щен-ных по-бор-ни-ков хри-сти-ан-ства, в ко-то-рых ви-дел се-рьез-ную угро-зу для от-ми-рав-ше-го язы-че-ства. Про-слы-шав о храб-ром во-е-на-чаль-ни-ке, им-пе-ра-тор за-хо-тел его уви-деть и по-слал за ним сво-их при-бли-жен-ных. Свя-той Фе-о-дор при-нял по-слов с че-стью, но не хо-тел остав-лять сво-е-го го-ро-да. Пред-ви-дя на-ме-ре-ния им-пе-ра-то-ра, му-че-ник Хри-стов хо-тел по-стра-дать в сво-ем го-ро-де, по-это-му он от-ве-тил им-пе-ра-то-ру, что не мо-жет сей-час по-ки-нуть Ге-рак-лию и про-сит его по-жа-ло-вать к нему. На-ка-нуне при-бы-тия нече-сти-во-го пра-ви-те-ля свя-той Фе-о-дор удо-сто-ил-ся чу-дес-но-го ви-де-ния. Во вре-мя мо-лит-вы он вдруг уви-дел се-бя в хра-ме, кры-ша ко-то-ро-го раз-верз-лась, над хра-мом вос-си-ял небес-ный свет и раз-дал-ся го-лос: «Дер-зай, Фе-о-дор, Я с то-бою!». Укреп-лен-ный ви-де-ни-ем, свя-той му-че-ник об-ра-тил-ся к Гос-по-ду с го-ря-чей мо-лит-вой, про-ся Его укре-пить свои си-лы для пред-сто-я-ще-го по-дви-га. Им-пе-ра-тор при-е-хал, за-хва-тив с со-бой зо-ло-тых и се-реб-ря-ных идо-лов. Он бла-го-склон-но от-нес-ся к свя-то-му Фе-о-до-ру, хва-лил его за хо-ро-шее управ-ле-ние го-ро-дом и по-ве-лел ему при-не-сти пе-ред на-ро-дом жерт-вы идо-лам. Свя-той про-сил им-пе-ра-то-ра оста-вить идо-лов на ночь в сво-ем до-ме. Им-пе-ра-тор со-гла-сил-ся. За-вла-дев ис-ту-ка-на-ми, свя-той Фе-о-дор раз-бил их на мно-гие ча-сти и раз-дал ку-соч-ки зо-ло-та и се-реб-ра ни-щим. Так он по-сра-мил су-ет-ную ве-ру в без-душ-ных идо-лов и на об-лом-ках язы-че-ства утвер-ждал за-ко-ны хри-сти-ан-ско-го ми-ло-сер-дия. Му-че-ник Хри-стов по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра был схва-чен, и под-верг-нут же-сто-ким и изощ-рен-ным пыт-кам. Му-чи-те-ли би-ли его во-ло-вьи-ми жи-ла-ми и оло-вян-ны-ми пру-тья-ми, тер-за-ли его те-ло гвоз-дя-ми и па-ли-ли ог-нем. Все это свя-той му-че-ник пе-ре-но-сил с ве-ли-ким тер-пе-ни-ем и толь-ко по-вто-рял: «Сла-ва Те-бе, Бо-же наш!» По-сле му-че-ний свя-то-го бро-си-ли в тем-ни-цу, и пять дней про-дер-жа-ли там без пи-щи и во-ды, а за-тем ис-тер-зан-но-го свя-то-го при-гвоз-ди-ли к кре-сту и оста-ви-ли на ночь. Му-чи-те-ли на-де-я-лись, что он умрет но-чью на кре-сте. Од-на-ко Гос-подь ре-шил про-сла-вить сво-е-го свя-то-го пе-ред все-ми жи-те-ля-ми Ге-рак-лии. Утром во-и-ны, участ-во-вав-шие в каз-ни уви-де-ли свя-то-го му-че-ни-ка жи-вым и невре-ди-мым. Убеж-ден-ные во-очию в бес-пре-дель-ном мо-гу-ще-стве хри-сти-ан-ско-го Бо-га, они тут же, неда-ле-ко от ме-ста несо-сто-яв-шей-ся каз-ни, при-ня-ли свя-тое кре-ще-ние. Му-че-ник Фе-о-дор удер-жал жи-те-лей и во-и-нов, уве-ро-вав-ших во Хри-ста от мя-те-жа, го-во-ря им: «Пе-ре-стань-те воз-люб-лен-ные! Гос-подь мой Иисус Хри-стос, ви-ся на кре-сте, удер-жи-вал ан-ге-лов, дабы они не со-тво-ри-ли от-мще-ние ро-ду че-ло-ве-че-ско-му». Му-че-ник Хри-стов доб-ро-воль-но от-дал се-бя в ру-ки му-чи-те-лей. Идя на казнь, свя-той од-ним сло-вом от-кры-вал две-ри тем-ниц и осво-бож-дал уз-ни-ков. Жи-те-ли Ге-рак-лии, при-ка-сав-ши-е-ся к его одеж-де, ис-це-ля-лись от бо-лез-ней и осво-бож-да-лись от бе-сов. Пе-ред тем как пре-дать се-бя в ру-ки па-ла-ча, му-че-ник Фе-о-дор за-ве-щал по-хо-ро-нить свое те-ло в Ев-ха-и-тах в име-нии ро-ди-те-лей. Сво-е-му слу-ге Уа-ру при-ка-зал за-пи-сать все му-че-ния, ко-то-рым он был под-верг-нут, для на-зи-да-ния бу-ду-щих по-ко-ле-ний хри-сти-ан. За-тем му-че-ник Хри-стов дол-го мо-лил-ся и, на-ко-нец, про-из-не-ся сло-во «аминь», пре-кло-нил под меч свою чест-ную и свя-тую гла-ву. Казнь со-вер-ши-лась 8 (21) фев-ра-ля 319 го-да в суб-бо-ту, в тре-тий час дня. На-род ока-зал ве-ли-кие по-че-сти свя-тым остан-кам му-че-ни-ка. 8 (21) июня то-го же го-да они бы-ли тор-же-ствен-но пе-ре-не-се-ны в Ев-ха-и-ты. Во вре-мя пе-ре-не-се-ния те-ла свя-то-го и уже в са-мом го-ро-де со-вер-ша-лись мно-го-чис-лен-ные чу-де-са во сла-ву Хри-ста Бо-га, Ему же со От-цем и Свя-тым Ду-хом, честь и по-кло-не-ние во ве-ки. Аминь.

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Стра-ти-лат, вер-ный до смер-ти Гос-по-ду Иису-су Хри-сту, бес-страш-ный и жерт-вен-ный во-е-на-чаль-ник, храб-рый сол-дат, из-древ-ле по-чи-та-ет-ся как по-кро-ви-тель пра-во-слав-но-го во-ин-ства.

В па-мять ве-ли-ко-му-че-ни-ка Фе-о-до-ра Стра-ти-ла-та стро-и-лись хра-мы во всех пра-во-слав-ных стра-нах. По мо-лит-вам к нему, от Его икон со-вер-ша-лись мно-гие чу-де-са. Так свя-той , пат-ри-арх Ан-тио-хий-ский (599 г.) и (ок. 780 г.) упо-ми-на-ют о чу-де, про-изо-шед-шем в хра-ме Фе-о-до-ра Стра-ти-ла-та неда-ле-ко от Да-мас-ка в ме-стеч-ке Кар-са-та в Си-рии. Ко-гда эти ме-ста бы-ли за-хва-че-ны са-ра-ци-на-ми, храм был ра-зо-рен и в даль-ней-шем под-верг-ся осквер-не-нию. В зда-нии по-се-ли-лись са-ра-ци-ны. Од-на-жды один из них, взяв лук, пу-стил стре-лу в на-пи-сан-ное крас-ка-ми на стене изо-бра-же-ние свя-то-го Фе-о-до-ра. Стре-ла по-па-ла в пра-вое пле-чо свя-то-го, и тот-час по стене по-тек-ла струй-ка жи-вой кро-ви. Нече-стив-цы уди-ви-лись это-му, но храм не по-ки-ну-ли. Все-го в церк-ви про-жи-ва-ло око-ло два-дца-ти се-мейств. По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни, все они скон-ча-лись по неиз-вест-ной при-чине. Мор на-пал на свя-то-тат-цев, в то вре-мя как их со-пле-мен-ни-ки, жив-шие вне хра-ма, не по-стра-да-ли.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь великомученику Феодоpу Стpатилату, глас 4

Воинствосло́вием и́стинным, стpастоте́pпче,/ Небе́снаго Цаpя́ воево́да пpедо́бpый был еси́, Фео́доpе:/ оpу́жиями бо ве́pы ополчи́лся еси́ му́дpенно/ и победи́л еси́ де́монов полки́,/ и победоно́сный яви́лся еси́ стpада́лец./ Те́мже тя ве́pою// пpи́сно ублажа́ем.

Перевод: Воинской службой истинной ты сделался полководцем прекрасным Царя Небесного, Феодор: ибо оружием веры вооружился ты премудро, и истребил демонов полки, и явился победоносным страдальцем. Потому тебя с верою всегда прославляем.

Кондак великомученику Феодоpу Стpатилату, глас 2

Му́жеством души́ в ве́ру оболки́йся/, и глаго́л Бо́жий а́ки копие́ в ру́ку взем, врага́ победи́л еси́,/ му́чеников преве́лий Фео́доре,// с ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся не преста́й о всех нас.

Перевод: Мужеством душевным верою вооружившись и слово Божие, как копье, в руку взяв, ты победил врага, Феодор, слава мучеников; с ними не переставай молиться Христу Богу о всех нас.

Молитва великомученику Феодоpу Стpатилату

О, святы́й, сла́вный и всехва́льный великому́чениче Фео́доре Стратила́те! Мо́лим тя пред ико́ною твое́ю свято́ю: моли́ с на́ми и о нас, раб Бо́жиих (имена) , умоля́емаго от Своего́ благосе́рдия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, благосты́ни у Него́ прося́щих, и вся на́ша ко спасе́нию и житию́ ну́жная проше́ния да испо́лнит. Еще́ же мо́лим тя, святы́й победоно́сче Фео́доре Стратила́те, разруши́ си́лы возстаю́щих на ны враго́в, ви́димых и неви́димых. Умоли́ же Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Созда́теля, изба́вити нас от ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ испове́дуем предста́тельство, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святой Феодор был воином римской армии, человеком храбрым и мужественным. Он жил в 4 веке, в городе Евхаиты, тайно исповедуя веру в Иисуса Христа, ибо то было время жесточайших гонений. В окрестностях Евхаит было поле, на котором в глубокой впадине поселился огромный змей. Когда он выходил из своего логова, земля в этом месте потрясалась; выйдя же, прожорливое чудовище нападало на людей и животных и многих таким образом погубило. Феодор, услышав об этом, помолился Богу и сказал сам себе: «Пойду и избавлю мое отечество от этой напасти силой Господа Иисуса Христа».

Он сел на коня и поехал в поле и, приблизившись к жилищу змея, сказал ему: «Повелеваю тебе именем Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за род человеческий: выйди из логовища своего и приползи ко мне». Змей, услышав голос святого, зашевелился, и земля на том месте потряслась. Феодор же осенил себя крестным знамением и убил выползшего змея мечом. После этого он, благодаря Бога, возвратился в свой полк. Тогда многие жители Евхаит уверовали во Христа и крестились.

Весть о подвиге святого Феодора донеслась до самого императора, и тот наградил его за храбрость, назначив воеводой (стратилатом) города Гераклеи. Награждая его, царь не знал, что Феодор - христианин, а тот, проживая в Гераклее, проповедовал Истинного Бога, и в короткое время уверовали во Христа и крестились почти все гераклейцы.

Скоро об этом донесли императору Ликинию, и он сам поехал к Феодору со свитой и множеством воинов. Накануне приезда императора, ночью, когда Феодор молился, ему было такое явление: он увидел себя в храме, крыша храма отверзлась, и оттуда воссиял свет небесный и послышался голос: «Дерзай, Феодор! Я с тобою». Император вступил в Геракпею, но святой не захотел сразу исповедовать перед ним Христа: когда Ликиний потребовал, чтобы Феодор принес жертвы идолам, он ответил согласием и только попросил дать ему этих идолов до утра. Император разрешил, и Феодор, унеся домой золотые и серебряные статуи, раздробил их на части и раздал эти куски нищим.

Узнав об этом, Ликиний страшно разгневался и предал Феодора на мучения. Его били воловьими жилами по спине и по животу, потом били оловянными прутьями, строгали железными когтями и жгли свечами. Потом Феодора на пять дней поместили связанного в темницу и морили голодом, а затем пригвоздили ко кресту, как когда-то нашего Господа и Спасителя. Тело мученика было так истерзано, что все думали, что он скоро умрет, и оставили его висеть на кресте. Но ночью ангел Господень освободил и полностью исцелил святого. Когда утром ко кресту пришли воины, чтобы взять тело Феодора, они встретили его самого, сидящего на земле и поющего хвалы Богу. Тогда эти воины - семьдесят солдат и два сотника- уверовали во Христа. Император послал 300 воинов во главе со своим наместником Сикстом перебить всех уверовавших. Но сбежалось много народа, и все единодушно стали исповедовать:

«Един есть Бог христиан, и нет иного, кроме Него!»

В народе начался мятеж, наместника Сикста и еще нескольких язычников убили. Но Феодор громко сказал: «Возлюбленные, перестаньте! Господь наш Иисус Христос, вися на кресте, удерживал ангелов, чтобы они не отомстили роду человеческому».

Христиане послушались Феодора, и, когда пришел посланный Ликинием воин, не убили его, как хотели, ибо святой мученик Феодор сказал им: «Братия и отцы! Мне теперь подобает отойти ко Господу моему».

Он перекрестился и преклонил под меч свою голову. Его с почестями погребли в Евхаитах, и от мощей мученика совершилось много чудес, во славу Христа Бога нашего. Аминь.

», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Святой великомученик Феодор был родом из Евхаит, местечка поблизости от Амасии. Отвагой и ораторским талантом он заслужил уважение императора Лициния, который около 320 г. назначил его военачальником и градоначальником Ираклии. Вступив в должность, Феодор не скрывал приверженности христианству и пламенными словами обратил в Православие большую часть города. Рассказывают, что он даже подтвердил истинность своей проповеди, убив змия, который наводил страх на местных жителей.

В ответ на вызов императора, узнавшего о неожиданном поведении своего любимца, Феодор сам позвал Лициния в Ираклию вместе c его золотыми и серебряными идолами. Ободренный ночным видением о том, что пришло его время кровью засвидетельствовать любовь ко Христу, он торжественно принял императора. Тот, восхищаясь царившим в городе порядком, предложил градоначальнику показать свое благочестие, принеся жертву богам. Феодор выразил согласие и лишь попросил отдать ему идолов на ночь, чтобы почтить их перед принесением публичных жертв.

Он взял привезенные императором золотые статуи, за ночь раздробил их на куски и раздал золото бедным. Когда настал час церемонии, центурион доложил государю, что видел, как какой-то бедняк нес голову золотой статуи Артемиды. Пораженный император приказал вздернуть святого на дыбу, дать ему семьсот ударов воловьими жилами по спине, пятьдесят по животу и избить свинцовыми шарами по затылку. Потом c него стали сдирать кожу, прижигать раны факелами и скрести их черепками. Во время пыток святой восклицал только: «Слава Тебе, Боже мой!»

Его бросили в темницу, на семь дней оставив без еды, после чего распяли на кресте за городом. Солдаты безжалостно проткнули его через детородный орган до самых внутренностей, а дети, меча стрелы, выкололи глаза. Терпеливый в страданиях и великодушный по отношению к палачам по примеру Божественного Учителя, Феодор был непоколебим в молитве и ободрял своего служителя Уара записывать все детали мученичества.

Когда он висел на кресте ночью, оставленный в одиночестве, Ангел Божий освободил его и вылечил от всех ран, дав силы пройти эту битву до конца. Наутро солдаты пришли, чтобы снять труп. С удивлением найдя Феодора вполне здоровым, они уверовали во Христа. За ними последовала вся когорта и остальные солдаты, посланные, чтобы наказать первых.

Отдавая себе отчет в том, что, глядя на это чудо, взволновавшийся город может восстать, Лициний послал новых солдат, чтобы немедленно казнить Феодора - виновника этих беспорядков. Некоторые христиане решили встать на защиту святого, но мученик, чувствуя, что пришел час воссоединиться со Христом, остановил их и спокойно предстал перед палачами. Осенив себя знамением животворящего креста, он склонил голову и c ударом меча удостоился венца славы.

Следуя наставлению св. Феодора, христиане c триумфальным шествием перенесли останки в его фамильный дом в Евхаитах. Именно здесь на протяжении веков совершались многие чудеса, и город впоследствии был переименован в Феодорополь.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Феодор Стратилат причислен к ряду святых великомучеников в христианстве.

Жизненная история Феодора

Рожден Феодор в городе Евхаите. Вырос он знатным юношей со многими дарованиями Божественными и ликом прекрасным. За смелость и светлость ума он был назначен стратилатом в войсках города Гераклея.

В подчинении у него были язычники, которые вскоре приняли христианство, когда увидели его уверенность и пример праведной жизни. Так через время и все горожане обратились в веру Феодора. Жестокий император, правивший в то время, желая искоренить новую веру.

Он организовал преследования на основных помощников Феодора и самого него. Но пойдя на хитрость, Феодор пригласил его на языческое жертвоприношение. Однако, святой попросил принести всех золотых идолов из всего города. Ослепленный ненавистью к христианству, император поверил его словам и выполнил его просьбу.

Придя на мероприятие, он понял, его видеть там не рады. Все идолы были разбиты на куски, а кусочки золота раздали беднякам.

Праведные деяния

В народе Феодора запомнили как храбреца одолевшего змея разорявшего села в округе. Он выползал из норы в пустынном поле и поедал людей и скот, держал всех в страхе. Феодор Стратилат взял на битву с собой лишь меч да молитву.

Вызвав врага на бой, конь святого вскочил на змея, и всадник поразил противника мечем. Люди, видевшие тело змея, связывали подвиг Феодора с его верой и силой Господа. Об этом происшествии узнали со временем все сторонники христианства.

Мучения и кончина мученика

Схватив Феодора император приказал подвергнуть тело его мучениям разным. Его жгли огнем, рвали плоть железными когтями, высекали. Затем его оставили на 5 суток в темнице без еды. Последней пыткой, как считал император, ибо убьет она его, было таковым: на всю ночь оставили его распятым на кресте, а пред этим ослепив.

Провел он это время читая молитву обращаясь к Господу и прося чтобы забрал он его на небеса. Но пришел Ангел и исцелил святого. После такого чуда весь город уверовал в Господа. А Феодор отдал последние указания своим подданным о разных вопросах и месту его вечного упокоения.

Облик в иконописи

Феодора изображают в облицовках воина. Одет он в доспехи и вооружен копьем. Существует небольшое количество икон на которых он изображен с мечем. На некоторых иконах святого можно увидеть щит времен Д. Донского. Значительно реже, встречаются иконы с Федором в облике всадника на белом коне.

Феодор Стратилат и другие великомученики

Существуют различные иконы где Феодор изображается не сам, а с кем-то из других святых, чаще всего это:

  • Феодор Тирон;
  • великомученица Ирина.

Феодор Стратилат и Феодор Тирон по преданиям происходили из одной и той же местности, также были воинами, но разницей было между ними лишь должности которые они занимали.

В византийскую эпоху из обоих связывали с Георгием Победоносцем. Славу иконы Феодора и Ирины получили благодаря браку царской семьи тезоименитым святым. Долгое время в царской семьи не было детей, поэтому по приказу царя, массово стали стоить храмы имени святых и писать их иконы.

В продолжение темы:
Математика

Героями романов Тургенева нередко становились представители нового поколения. Этот писатель обнаруживал поразительную чуткость к главным социальным и политическим изменениям....

Новые статьи
/
Популярные