К какому жанру относится мцыри. Жанр произведения мцыри, композиция и характер конфликта. Сочинения по русской литературе

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Сюжет поэмы был взят Лермонтовым из кавказской жизни. Имеются свидетельства А. П. Шан-Гирея и А. А. Хастатова о возникновении замысла поэмы, изложенные в рассказе первого биографа поэта П. А. Висковатова . Согласно этому рассказу, Лермонтов сам слышал историю, которую потом положил в основу поэмы. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837 году, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге , он «наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха… Лермонтов… узнал от него, что родом он горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым … Генерал его вёз с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы…» . Этот интересный рассказ впечатлил Михаила Юрьевича и, вероятно, послужил толчком к созданию «Мцыри».

    В наши дни уже невозможно установить, насколько достоверны сведения, сообщённые Висковатовым. Однако история, описанная в поэме, вполне могла произойти в реальности. Захват русскими детей горцев в плен во время Кавказской войны был вполне обычным явлением. Кроме того, Лермонтову мог быть известен ещё один такой пример: непростая судьба российского художника П. З. Захарова , чеченца по национальности, также совсем маленьким мальчиком попавшего в плен к русским и всё тем же генералом А. П. Ермоловым отвезённого в Тифлис .

    Значительное влияние на поэму оказал и грузинский фольклор . Кавказский материал в поэме насыщен фольклорными мотивами. Так, центральный эпизод «Мцыри» - битва героя с барсом - основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности хевсурской песне о тигре и юноше, тема которой нашла отражение и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» .

    В начале поэма носила название «Бэри» с примечанием: «Бэри, по-грузински монах». Эпиграф к произведению тоже был другим. Изначально он гласил: «On n’a qu’une seule patrie» («У каждого есть только одно отечество»), но позже был изменён Лермонтовым на строки из 14 главы 1-й Книги царств : «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю». Это библейское изречение несёт в себе символическое значение нарушения. Заглавие тоже было заменено поэтом, и в сборник «Стихотворения М. Лермонтова» поэма вошла под названием «Мцыри», которое лучше отражало суть произведения. В грузинском языке слово «мцыри» (груз. მწირი ) имеет двойное значение: в первом - «послушник», «не служащий монах», а во втором - «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краёв, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.

    Кроме эпиграфа и заглавия Лермонтов переработал и содержание произведения. В частности, поэтом были исключены из первоначальной редакции несколько фрагментов. Некоторые из стихов писатель судя по всему вынуждено вычеркнул по цензурным соображениям. Так, например, были убраны строки, в которых Мцыри упрекает Бога за то, что тот ему «Дал вместо родины тюрьму». В числе прочего Лермонтов исключил из произведения строки, содержавшие описание горцев - соотечественников Мцыри, в том числе и его отца, которые явились герою в бреду в виде грозных всадников, сражающихся за свою свободу .

    Окончательно поэма была доделана автором, согласно пометке на обложке тетради Лермонтова: «1839 года Августа 5». Через год она была напечатана и стала одной из двух поэм (другой была Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова), вошедших в прижизненный сборник стихотворений.

    Сюжет

    В основе поэмы - трагическая история мальчика-горца, который был пленён русским генералом. Тот повёз его с собой, но дорогой ребёнок заболел. Монахи близлежащего монастыря пожалели маленького пленника и оставили жить в обители, где он и вырос. Так юный Мцыри оказался обречён на жизнь вдали от отечества и «вдали от солнечного света», которая казалась ему жизнью узника. Мальчик всё время тосковал по родине. Однако постепенно подкидыш как будто привык к «плену», выучил чужой язык, готов принять иную традицию, где, как ему кажется, он чувствует себя своим, был окрещён и уже собирался принять монашеский обет. И в этот самый момент словно изнутри сознания семнадцатилетнего юноши возникает нечто иное, мощный душевный порыв, заставляющий его решиться на побег. Мцыри, воспользовавшись моментом, сбегает из монастыря. Он бежит неведомо куда. Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких - отца, сестёр, братьев.

    На свободе Мцыри был всего три дня. Но эти три дня приобретают для него особое значение. Казалось бы, он так мало увидел в столь короткий срок. Он видит картины могучей кавказской природы, прекрасную грузинку, наполняющую у потока кувшин водой, и, наконец, бесстрашно сражается с могучим барсом. Все эти события - крохотные эпизоды, но впечатление такое, что это человек проживает целую жизнь. За юным беглецом посылают погоню, которая не дала никаких результатов. Его совершенно случайно находят лежащим без сознания в степи в окрестностях монастыря .

    Уже в обители Мцыри приходит в себя. Юноша истощён, но даже не прикасается к пище. Понимая, что его побег не удался, он сознательно приближает свою кончину. На все расспросы монастырских братьев отвечает молчанием. Путь к мятежной душе Мцыри находит лишь старый чернец (иеромонах), который его крестил. Видя, что его воспитанник не сегодня-завтра умрёт, он хочет исповедовать юношу. Исповеднику Мцыри живо и ярко рассказывает о трёх днях, проведённые им на воле.

    Ты слушать исповедь мою
    Сюда пришёл, благодарю.
    Всё лучше перед кем-нибудь
    Словами облегчить мне грудь;
    Но людям я не делал зла,
    И потому мои дела
    Немного пользы вам узнать,
    А душу можно ль рассказать?
    Я мало жил, и жил в плену.
    Таких две жизни за одну,
    Но только полную тревог,
    Я променял бы, если б мог.

    И лишь одно тяготит душу Мцыри - клятвопреступление. Будучи отроком, он поклялся самому себе, что рано или поздно убежит из монастыря и обязательно отыщет тропу в родные пределы. Он бежит, идёт, мчится, ползет, карабкается, вроде бы следует правильному направлению - на восток, но, в итоге, сделав большой круг, возвращается назад, в то самое место, откуда начался его побег. И снова оказывается в стане не то друзей, не то врагов. С одной стороны, эти люди его выходили, спасли его от смерти, подготовили к будущей благочестивой жизни, а с другой - это люди другой культуры, и Мцыри не может до конца счесть это место своим домом. Он признается монаху, что в душе его всегда была единственная пламенная страсть - к свободе. И упрекает его за своё спасение:

    Старик! я слышал много раз,
    Что ты меня от смерти спас -
    Зачем?.. Угрюм и одинок,
    Грозой оторванный листок,
    Я вырос в сумрачных стенах
    Душой дитя, судьбой монах.
    Я никому не мог сказать
    Священных слов «отец» и «мать».

    Мцыри жалеет не о своём поступке. Его печалит мысль о том, что ему суждено умереть будучи рабом и сиротой.

    И я как жил, в земле чужой
    Умру рабом и сиротой.

    Умирающий Мцыри заканчивает свою исповедь просьбой перенести его в дальний угол монастырского сада, откуда он сможет перед смертью увидеть горы родного края, которого так и не достиг. Последними словами юноши стала фраза:

    И с этой мыслью я засну,
    И никого не прокляну!

    На первый взгляд кажется, что произносит её сломленный человек. Но в конце фразы стоит восклицательный знак, который должен говорить о романтической направленности героя Мцыри, неистового в своей страсти попасть в родимые места. И несмотря на то, что юноша погибает в монастыре, не реализовав свою заветную мечту - вернуться на родину предков, он всё равно добьётся этой цели, но уже в каком-то ином мире, после смерти.

    Анализ и отзывы

    В поэме «Мцыри» действие разворачивается на Кавказе, который вошёл в литературное наследие Михаила Юрьевича как территория бесконечной свободы и дикой вольности, где человек противостоит заведомо превосходящим его силам стихии, пространством бесконечной авантюры, боя с природой и боя с самим собой.

    В «Мцыри» отражены обычные лермонтовские мотивы, связанные с бегством романтического героя из родимых мест, где он не понят, не признан, в далёкие неведомые края. Но ситуация развивается в обратном порядке: герой бежит не с родины, а на родину, загадочную и неизвестную для него, так как он был вывезен оттуда слишком юным, и его память почти не сохранила воспоминаний о ней.

    «Мцыри» как романтическая поэма о герое-бунтаре имела своих предшественников в литературе. В «Мцыри» угадывается влияние поэмы «Чернец» (1825) И. И. Козлова , написанной в форме лирической исповеди молодого монаха. Несмотря на внешнее сходство сюжетов, у произведений разное идейное содержание. Просматривается связь с декабристской литературой и поэзией И. В. Гёте . Кроме того, в «Мцыри» повторены многие мысли и отдельные стихи из более ранних поэм самого Лермонтова, в частности, «Исповеди» и «Боярина Орши» .

    Многим современникам Лермонтова поэма напомнила другую - «Шильонского узника » Байрона , в переводе Жуковского . Белинский писал, что стих «Мцыри» «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы» . Но байроновский герой противостоит миру, ненавидит людей. Герой же Лермонтова стремится к людям.

    Особое место в поэме отведено природе. Она здесь не просто живописный фон, но и действенная сила, заключающая в себе грозную опасность. И в то же время приносит радость наслаждения своей неповторимой красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя. В ней - величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе.

    Образ монастыря в поэме - это символ действительности, враждебной природной естественности и простоте, которой противодействует Мцыри. Позиция Лермонтова определяется утверждением, что в природе человека - залог возможной гармонии, между тем как в обществе, напротив, - источник дисгармонии. Проблематика поэмы предвосхищает типично толстовскую литературную ситуацию: представление о простой патриархальной жизни как общественной норме и трагическая невозможность героя реализовать своё стремление к ней .

    «Мцыри» написана четырёхстопным ямбом с исключительно мужской рифмой .

    Произведение получило самые хвалебные отзывы современников поэта и литературных критиков. Сохранились воспоминания о чтении «Мцыри» самим автором.

    Михаил Юрьевич Лермонтов в своем творчестве не раз общался к теме Кавказа. Можно сказать, она стала основополагающей для большинства его произведений. Он посвятил Кавказу и его природе много стихотворений, поэмы «Демон» и «Мцыри», а также знаменитый роман «Герой нашего времени».

    «Мцыри» была напечатана в 1840 году, в сборнике стихотворений автора. Это произведение – своеобразное обобщение творчества писателя, его собственных мыслей и чувств, которыми он наделил главного героя.

    К жанру поэмы Лермонтов обращался не раз за всю жизнь, но, к сожалению, не всегда удачно. Так, некоторые его начатые поэмы так и остались лишь набросками. Однако закончив «Мцыри» он показал, что его мастерство в данном жанре значительно улучшилось, он буквально отточил навык написания лирических поэм. При этом многие черты в произведении остаются типичными для эпохи романтизма в литературе, но так же есть и нетипичные элементы, которые автор привнес в жанр.

    Так, типичным для романтизма, является главный герой – юноша, который не умеет и не желает жить в неволе, который готов совершить побег ради нескольких дней на свободе. Это мятежный и бунтующий герой, готовый идти против общества – именно таких мы видим в большей части произведений этого периода.

    Также юноша очень эмоциональный и ранимый, все его переживания и несоответствие обществу – это еще одна черта романтического произведения.

    Наконец, принятие смерти. Мы видим, что юноша настолько ценит свободу, что готов променять свою жизнь на пару дней, которые он сможет прожить на воле. То есть, но совершенно не боится смерти, наоборот, это спасение для его души, которая не желает остаться в клетке (в данном случае в монастыре).

    Теперь же поговорим о нетипичных чертах поэмы, которые не были свойственны романтическим произведениям.

    • Во-первых, это полное отсутствие любовной истории. Читатель ожидает, что вот-вот появится какая-нибудь любовная линия, но ее нет. Вместо этого автор уводит читателя к другим событиям, которые помогают полностью раскрыть характер героя. Для автора это гораздо важнее.
    • Во-вторых, в поэме все логично, последовательно и при этом нет никакой мистики и недосказанности. А ведь произведения романтизма, обязательно содержали в себе какую-нибудь, даже самую небольшую, тайну или мистику. В поэмах авторы часто оставляли право за читателем додумать какие-либо моменты.

    Итак, жанровые особенности поэмы «Мцыри» позволяют сделать вывод, что именно в ней автор раскрыл весь свой потенциал, выразил все свои переживания, сопоставляя себя с главным героем. При этом он не боялся привносить в свое творение черты, которые не были характерны для поэм романтической эпохи, и тем самым сделал свое произведение особенным не только в сюжетном плане, но и в жанровом.

    Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы. Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова. Сообщение темы урока. Что такое буря. Детство Лермонтова. Трагическая гибель. Обучение в пансионе. Цели урока. М.Ю. Лермонтов стихотворение «Парус». Играют волны - ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит. Выразительное чтение. Парус – это состояние человека. Родители поэта. Анализ стихотворения.

    «Лермонтов «Осень»» - Лето закончилось. Пахарь – пахать, пашет. Юный поэт пишет картину осенней природы. Найдите и прочитайте 3 строфу. Важно уметь замечать красоту окружающей природы. Словарная работа. Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой. Поникши ели – печальные. Цели. М.Ю. Лермонтов «Осень». Как вы думаете, почему зелень показана “мрачной”. Вторичное чтение. Сейчас мы будем читать это стихотворение по строфам.

    «М.Ю.Лермонтов «Бородино»» - Какого возраста рассказчик. Грохот боя. Детство. Картины маслом. Преемник Пушкина. Бородино. Каким чувством проникнуто стихотворение «Бородино». Характеристика рассказчика. Читаем и размышляем. Стремительное движение. Звучал булат, картечь визжала. Лучшие. Мусью. Рисунки. Прах Лермонтова. Стихотворение. М.Ю Лермонтов. Армия французского императора Наполеона. Первые стихи. Кто рассказывает о войне.

    «Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»» - Знатоки поэм М.Ю. Лермонтова. Образ Мцыри. Вопрос на эрудицию. Заполните таблицу. Поэтика заглавия поэмы «Мцыри». Сюжет «Мцыри». Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Стилистические особенности «Мцыри». Творческое задание. Жанровая революция. Теоретическая разминка. Вершина Лермонтовского мастерства. Литературоведческая пирамида. Жанр «Мцыри». Творческий вопрос. Путешествие в историю. Литературоведческие уровни.

    «Пушкин и Лермонтов «Пророк»» - Каков пророк Лермонтова. Кто выступает в качестве пророков в стихотворениях Пушкина и Лермонтова. «Пророк»М.Ю.Лермонтова. Поэт и поэзия в лирике М.Ю.Лермонтова. Цели урока. Гад морских подводный ход. Как создаётся образ поэта-пророка Пушкиным и Лермонтовым. Поэзия в эпоху Лермонтова. Участь русских поэтов. «Пророк»А.С.Пушкина.

    «Поэма Лермонтова «Бородино»» - Поэма «Мцыри». Кутузов. Богатыри. Словарная работа. История создания произведения. Русские солдаты. Михаил Лермонтов. Дремлющие воды. Бородино. Потери русских. Биография автора. Школа гвардейских юнкеров.

    Замысел о написании романтической поэмы о скитаниях свободного горца, обреченного на монашеское затворничество, возник у Лермонтова на пороге юности - в 17 лет.

    Об это свидетельствуют дневниковые записи, наброски: юноша, который вырос в стенах монастыря и ничего, кроме монастырских книг и безмолвных послушников не видел, внезапно обретает кратковременную свободу.

    Формируется новое мировоззрение…

    История создания поэмы

    В 1837 году 23-летний поэт оказывается на Кавказе, который полюбил еще ребенком (бабушка возил его на санаторное лечение). В сказочном Мцхете он встретил старого монаха, последнего служителя уже не существующей обители, рассказавшего поэту историю своей жизни. В семилетнем возрасте, горец, мусульманский мальчик, был пленен русским генералом и увезен из родного дома. Мальчик болел, поэтому генерал оставил его в одном из христианских монастырей, где монахи решили вырастить из пленника своего последователя. Парень протестовал, несколько раз сбегал, в ходе одной из попыток едва не погиб. После очередного неудавшегося побега, все-таки принял сан, так как привязался к одному из старых монахов. Рассказ монаха восхитил Лермонтова - ведь он до странности совпадал с его давними поэтическими замыслами.

    Вначале поэт озаглавил поэму «Бэри» (с грузинского это переводится как «монах»), но затем он заменил название на «Мцыри». В этом названии символически слились значения «послушник» и «пришелец», «чужеземец».

    Поэма была написана в августе 1839 года, издана в 1840 году. Поэтическими предпосылками к созданию этой поэмы стали стихотворения «Исповедь» и «Боярин Орше», в новом произведении Лермонтов перенес действие в экзотическую, а потому очень романтичную обстановку - в Грузию.

    Считается, что в описании монастыря у Лермонтова проступает описание мцхетского собора Светицховели, одного из древнейших святынь Грузии.

    Вначале Лермонтов намеревался использовать для поэмы эпиграф на французском «Родина бывает только одна». Потом передумал - эпиграфом к поэме служит библейская цитата, переводимая с церковнославянского, как «Вкушая, вкусил мало меда - и вот, умираю». Это отсылка к библейской истории о царе Сауле. Предводитель воинства, Саул напутствовал своих воинов на битву. Он пригрозил казнью любому, кто сделает перерыв в битве, чтобы поесть и восстановить силы. Царь не знал, что его собственный сын вкусит запретного меда и ринется в бой. После удачного сражения царь решил казнить сына, в назидание всем, и сын готов был принять наказание («Выпил мёду, теперь я должен умереть»), но народ удержал царя от расправы. Смысл эпиграфа в том, что непокорный, свободный по своей природе человек не может быть сломлен, никто не вправе распоряжаться его правом на свободу, а если затворничество неизбежно, то подлинной свободой станет смерть.

    Анализ произведения

    Сюжет, жанр, тема и идея поэмы

    Сюжет поэмы почти совпадает с изложенными выше событиями, но начинается не в хронологическом порядке, а представляет собой экскурс. Юноша, готовящийся к постригу в монахи, во время бури остается за стенами своего монастыря. Три дня свободы подарила ему жизнь, когда же его нашли больным и израненным, он рассказал старому монаху то, что ему довелось пережить. Юноша осознает, что непременно умрет, хотя бы потому, что после трех дней свободы он уже не сможет мириться с прежней жизнью в монастыре. В отличие от своего прототипа, Мцыри, герой поэмы, не мирится с монастырскими обычаями и умирает.

    Почти вся поэма целиком - это исповедь юноши перед стариком-монахом (назвать исповедью этот рассказ можно только формально, так как рассказ юноши проникнут вовсе не стремлением к покаянию, а страстью к жизни, страстным желанием её). Напротив, можно сказать, что Мцыри не исповедуется, а проповедует, вознося новую религию - свободу.

    Основной темой поэмы считается тема бунта как против формального затворничества, так и против обыденной, скучной, бездеятельной жизни. Также в поэме поднимаются темы:

    • любви к родине, потребности в этой любви, потребности в собственной истории и семье, в «корнях»;
    • противостояния толпы и ищущего одиночки, непонимания между героем и толпой;
    • тема свободы, борьбы и подвига.

    Первоначально критика восприняла «Мцыри» как революционную поэму, призыв к борьбе. Тогда её идею понимали как верность своей идеологии и важность сохранения этой веры, несмотря на возможное поражение в борьбе. Мечты о родине Мцыри критики рассматривали как потребность присоединиться не только к совей утраченной семье, но и как возможность присоединиться к армии своего народа и сражаться вместе с ней, то есть, добиваться свободы и для своей родины.

    Однако позже критики усмотрели в поэме больше метафизических смыслов. Идея поэмы видится более широко, так как образ монастыря пересматривается. Монастырь служит прообразом общества. Живя в обществе, человек мирится с определенными рамками, оковами для собственного духа, общество отравляет естественного человека, каким является Мцыри. Если бы проблема состояла в потребности сменить монастырь на природу, то Мцыри был бы счастлив уже за стенами монастыря, но и за пределами обители он не находит счастья. Он уже отравлен влиянием монастыря, и он стал чужим в мире природы. Таким образом, в поэме утверждается, что поиск счастья - сложнейший путь в жизни, где для счастья нет обязательных условий.

    Жанр, композиция и конфликт поэмы

    Жанр произведения - поэма, это жанр, наиболее любимый Лермонтовым, стоит на стыке лирики и эпоса и позволяет рисовать героя более детально, чем лирика, так как отражает не только внутренний мир, но и поступки, действия героя.

    Композиция поэмы кольцевая - действие начинается в монастыре, переносит читателя в отрывочные детские воспоминания героя, в его трехдневные приключения и снова возвращается в монастырь. Поэма включает в себя 26 глав.

    Конфликт произведения романтический, типичный для произведения в жанре романтизма: противопоставляется стремление к свободе и невозможность получить её, романтический герой в поиске и толпа, препятствующая его поиску. Кульминация поэмы - момент встречи с диким барсом и поединок со зверем, полностью вскрывающий внутренние силы героя, его характер.

    Герои поэмы

    (Мцыри рассказывает монаху свою историю )

    В поэме всего два героя - Мцыри и монах, которому он рассказывает свою историю. Впрочем, можно сказать, что действующий герой только один, Мцыри, а второй безмолвен и тих, как и положено монаху. В образе Мцыри сходится множество противоречий, которые не позволяют ему быть счастливым: он крещенный, но иноверец; он монах, но бунтует; он сирота, но у него есть дом и родители, он «естественный человек», но не находит гармонии с природой, он из «униженных и оскорбленных», но внутренне свободнее всех.

    (Мцыри наедине с собой и природой )

    Это сочетание несочетаемого - трогательный лиризм в созерцании красот природы с могучей силой, мягкость и твердые намерения на побег - то, к чему сам Мцыри относится с полным пониманием. Он знает, что счастья для него нет ни в образе монаха, ни в образе беглеца; он удивительно точно понял эту глубокую мысль, хотя не является ни философом, ни хотя бы мыслителем. Последняя ступень протеста не дает примириться с этой мыслью, потому что человеку чужд оковы и тюремные стены, потому что он создан для того, чтобы стремиться к чему-нибудь.

    Мцыри умирает, сознательно не прикасается к еде, предложенной монахом (тот спасает его второй раз от смерти, да еще и является его крестителем), просто не хочет выздоравливать.Он видит смерть как единственное возможное избавление от оков навязанной религии, от того, кто походя, не задумываясь, написал его судьбу. Он смотрит в глаза смерти мужественно - не так, как смиренно должен опустить перед нею глаза христианин, - и в этом его последний протест перед землей и Небом.

    Художественные средства, значение поэмы в искусстве

    Кроме типичных для романтических произведений средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения, большое число риторических вопросов и восклицаний), роль в художественном своеобразии произведения играет поэтическая организация. Поэма написана 4-стопным ямбом, используется исключительно мужская рифма. В.Г. Белинский в отзыве о поэме подчеркнул, что этот настойчивый ямб и мужская рифма - словно могучий меч, рубящий врагов. Этот прием позволил нарисовать поистине страстные и яркие образы.

    «Мцыри» стал источником вдохновения для множества поэтов и художников. Героические темы не раз пытались переложить на музыку, так как поэма стала настоящим символом неискоренимого стремления к свободе.

    Поэма названа «Мцыри», что, как отметил в примечании сам Лермонтов, означает «послушник», «неслужащий монах». В рукописи Лермонтов намеревался назвать её «Бэри» — монах. Эпиграф первоначально также был иным — фраза на французском языке, означающая: «У каждого бывает только одно отечество». В окончательной редакции поэмы эпиграф изменился на библейское изречение из Первой книги Царств: «Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю».

    И названия произведения и его частей, и эпиграфы призваны играть важную роль в сюжете и композиции. Сюжетное значение эпиграфов проявляется в их взаимосвязи с содержанием основного текста и его идеями. Занимая определённое место в составе произведения, названия и эпиграфы выделяют фрагменты текста относительно друг друга и тем самым выполняют идейно-композиционную функцию.

    Изменение первоначального названия и эпиграфа говорит не об отказе автора от замысла, а об уточнении смысла поэмы. Замена «бэри» на «мцыри» (монаха на послушника) наводит на мысль, что Лермонтов этим делает сюжетную ситуацию строго определённой: если бы из монастыря бежал монах, то речь шла бы о нарушении монашеского обета, об измене, однако здесь послушник сбегает перед принесением монашеского обета, и поэтому сюжет строится на ситуации выбора. Таким образом, меняется характер главной проблемы поэмы. Дополнительным аргументом к замене названия служит и то обстоятельство, что по-грузински «мцыри» также означает «странник», «чужеземец», подчёркивая тем самым положение героя в мире.

    Поэма всегда состоит из двух составляющих её компонентов: рассказ о событиях (эпическое) и лирические переживания. События поэмы изображаются в их исторической и хронологической конкретности. Например, происходящее в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) относится ко времени Ивана Грозного (XVI в.), однако идея поэмы выходит за исторические рамки, и это проявляется в лирической части, то есть в отступлениях, оценках и характеристиках поющих «Песню...» гусляров. В «Мцыри» тоже два плана: один связан с исторической ситуацией, другой — с личной историей юноши-послушника. В соответствии с этим и строится поэма: из двадцати шести главок, её составляющих, первые две представляют собой повествование от автора, остальные двадцать четыре — это монолог Мцыри, написанный в форме исповеди, жанр, характерный как для творчества Лермонтова, так и для романтической традиции в целом. В первой главке обозначены место, время и историческая ситуация, в которых разворачиваются события, во второй — фокус изображения событий сужается, автор в сжатой форме передает всю событийную канву жизни Мцыри. Таким образом, судьба Мцыри сначала показана такой, какой она видится «со стороны», а затем — такой, какой её воспринимает герой. Соотношение эпического и лирического в поэме явно в пользу последнего, однако объективный исторический фон, который создаёт автор, вносит в повествование эпические интонации.

В продолжение темы:
Право

Лазутина Лариса Евгеньевна - великая лыжница. Является одной из наиболее титулованных спортсменок в истории Российской Федерации.Детство и юностьБудущая легенда появилась на...

Новые статьи
/
Популярные