Мифы Древней Греции: Прометей. Комментарии к "Пересказ Н.А.Куна" Легенда о прометее краткое содержание

Прометей - сын титана Иапета и богини Фемиды из океаниды Климены. Образ этого титана - одно из драгоценных творений греческой мифологии. Прометей стал воплощением отваги и стойкости, гор­дого упрямства и сопротивления старым порядкам, любви к свободе и к людям. Он относится к древней­шим и вечно живым символам борьбы за прогресс и счастье человечества. Мало кто из мифических героев удостоился такого внимания, как Прометей. Более двух с половиной тысяч лет он продолжает жить в произведениях поэтов и мыслителей от Гесиода и Эс­хила до Кальдерона, Гете, Байрона, Шелли, а в XX в. - А.Жида и Казандзакиса. Естественно, каждый истол­ковывал этот образ по-своему и в соответствии со своим временем. Однако главные черты этого образа, неизменные в любом изображении, стали «общим до­стоянием человечества».

Впервые Прометей появился на арене мифических событий, когда Зевс восстал против своего отца, титана Кроноса. Титаны защищали старый порядок, установлен­ный Кроносом, но Прометей стал на сторону Зевса, так как стремился к новому, более справедливому порядку. Он помог Зевсу советом и участием в боях и даже убе­дил богиню Земли Гею присоединиться к нему. Когда после десяти лет упорной борьбы Зевс одержал победу с помощью Промстея, он не спешил вознаградить своего союзника. Но Прометей не обращал на это внимания. Он отошел от Зевса лишь тогда, когда тот взял курс на жесткое, жестокое укрепление своей власти. Открыто Прометей разошелся с самодержцем еще позже, когда Зевс задумал истребить беспомощный земной род. Про­метей любил людей и к тому же всегда сочувствовал сла­бым. Он решил спасти людей, даже если это и навлечет на него гнев всемогущего бога.

Однако для спасения людей необходимо было, чтобы они захотели и сумели помочь себе. Поэтому Прометей вдохнул в них надежду и дал им в руки могучее оружие. Он украл огонь из священного очага на Олимпе (по дру­гой версии, из печи бога Гефеста в горе Мосихл на ост­рове Лемнос) и принес его в дар людям. Знакомство с огнем помогло им лучше осознал» жизнь, они поняли, что огонь не только угроза, но и помощь. Люди переста­ли зависеть от капризов природы, стали лучше питаться, окрепли физически и душевно. Но это было не все. Прометей научил их плавить в огне металлы и изготав­ливать инструменты, научил ремеслам, считать, писать и читать. Он укротил для людей дикого быка и надел на него ярмо, чтобы земледельцы могли использовать его для возделывания полей. Прометей запряг в повозку коня и заставил его слушаться человека, он построил первый корабль. Наконец, он познакомил людей с ле­карствами и с лечением больных и учил их жить счаст­ливо, раз они появились на свет.

Таким образом, Прометей стал подлинным «твор­цом человека» по меньшей мере в том смысле, что вывел его из природного первобытного состояния и воспитал из него разумное существо. Этого Зевс стер­петь не мог. За многочисленные услуги, оказанные че­ловеческому роду, он приговорил Прометея к сурово­му наказанию. По приказу Зевса его верные слуги, Сила и Власть, схватили Прометея и увели на край света, а там богу Гефесту пришлось приковать Проме­тея к высокой скале.

Прометей был повержен, но не побежден: он не от­чаялся. Он знал, что тирания Зевса не будет продолжаться вечно. Так как Прометей унаследовал от мате­ри дар провидения, он знал, когда и как будет низ­вергнут Зевс, знал он и то, как может избежать этого верховный бог. Когда весть об этом долетела до Зевса, он тут же послал к Прометею бога Гермеса, чтобы тот дознался обо всем. Но Прометей отказался иметь дело с Зевсом и его послом: «Всех вас я ненавижу, о боги! Свои муки я не променяю на рабское служение тира­ну!» Когда Гермес принес этот ответ, Зевс одним уда­ром молнии низверг скалу с прикованным Промстеем в глубины Тартара.

Однако этим падением заканчивается лишь первая часть трагедии Прометея. Зевс поверг его в вечную тюрьму не для того, чтобы погубить и этим избавить от мук (он и не мог этого сделать, так как титаны бес­смертны). Он хотел сломать упорство Прометея. Когда из этого ничего не вышло, Зевс снова поднял Проме­тея на свет, чтобы подвергнуть его новым мучениям.

Много лет Прометей был прикован к скале на вер­шине Кавказа. Летом он страдал от палящего жара со­лнца, зимой - от леденящего мороза. И каждое утро к нему прилетал по приказу Зевса огромный орел и кле­вал своим острым клювом его печень, а за ночь рас­терзанная печень отрастала заново. Но и эти муки не сломили Прометея. Он оставался все таким же гордым и не раскаивался в своей помощи людям.

Между тем многое изменилось в мире. Зевс на­столько укрепил свою власть, что мог не бояться боль­ше за нее, поэтому его правление стало более умерен­ным. Он перестал быть подозрительным и мститель­ным тираном, амнистировал титанов и выпустил их из темного Тартара. Он даже стал ласков с людьми и за соответствующее вознаграждение в виде жертв стал охранять порядок в человеческом обществе. Лишь одно беспокоило Зевса: тайна, которую знал только Прометей. Снова послал он к нему Гермеса с предло­жением помилования - в обмен на тайну. И опять Прометей отказался. Тогда Зевс разрешил родным и друзьям Прометея, в том числе его супруге Гесионе и сыну Девкалиону, посетить осужденного. Все в один голос заверяли Прометея, что верховный бот сильно изменился к лучшему, что и боги, и люди им доволь­ны. Тогда и Прометей согласился признать его - какой смысл упорствовать, если для этого уже нет ос­нований. Одного лишь Прометей не хотел: обращаться к всемогущему владыке с просьбой о помиловании.

Долго Прометей надеялся, что помощь придет от людей - ведь это ради них он перенес столько страданий. Из их рук он был согласен принять помощь. И, действительно, в один прекрасный день под скалой появился человек. Это был герой Геракл. Увидев орла, прилетевшего на свое ежедневное пиршество, он тут же пронзил его стрелой. Затем своей тяжелой дубиной Геракл разбил оковы Прометея и выдернул из скалы огромный шип, которым был прибит к ней Прометей. В ту же минуту появился вестник Зевса - Гермес - и от имени верховного бога пообещал Прометею свободу, если он откроет тайну, не дававшую Зевсу покоя. «Ну что же, передай Зевсу, пусть он не вступает в брак с Фетидой, о котором он мечтает, так как сын превзойдет отца. Пусть он выдаст ее за смертного, тогда от ее сына не произойдет опасности ни для кого из богов!»

Итак, Прометей достиг свободы - с помощью че­ловека и примирения с Зевсом. Прометей не посту­пился своей гордостью и своими целями, хотя ради этого ему пришлось перенести столько страданий. И в довершение победы Зевс призвал его в сонм богов на Олимпе.

Однако Зевс ведь поклялся, что Прометей будет на­веки прикован к скале. Чтобы эта клятва не была на­рушена, Прометею пришлось носить кольцо из своих оков, в которое был вправлен камешек из кавказской скалы. Затем в честь Прометея перстни с камнем стали носить люди и носят их до сих пор, хотя проис­хождение этого обычая давно уже забыто.

Таково сжатое изложение мифа о Прометее, кото­рое известно нам по трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» (около 470 в. до н.э.) и из фрагментов «Прометея освобождаемого». Однако окончание мифа реконструировано по античным материалам, посколь­ку дошедшие до нас фрагменты не дают точного пред­ставления о том, как Эсхил решил развязку конфликта между Прометеем и Зевсом. Похоже, что он избрал компромиссный вариант, приспособленный к требова­ниям времени.

Первая часть «Прометеевской трилогии» Эсхила тоже не сохранилась, и мы можем о ней лишь догады­ваться. У Гесиода в его «Теогонии» (VIII-VII вв. до н.э.) этот миф начинается несколько иначе: конфликт между Прометеем и Зевсом происходит, когда боги во главе с Зевсом собираются в Сикионе (к западу от Коринфа), чтобы решить вопрос о порядке жертвоприношений богам со стороны людей. Прометей тогда разделил тушу жертвенного быка на две части и устроил дело так, чтобы Зевс выбрал худшую часть, а лучшая доста­лась людям. Тогда Зевс в отместку лишил людей огня, но Прометей похитил огонь на Олимпе и снова дал его людям, после чего был по приказу Зевса прикован к скале...

Согласно другим распространенным представле­ниям, отраженным и в «Метаморфозах» Овидия, Прометей был «творцом человека» не только в пере­носном, символическом смысле, но в самом непо­средственном: еще во II в. до н.э. Павианий пишет в «Описании Эллады», что видел в Фокиде затверде­лые комки глины, пахнущие человеческой кожей, - это, мол, остатки материала, из которого Прометей сотворил человека.

Какой смысл можно извлечь из этого мифа? Как и всякое произведение этого рода, сказание несет в себе неисчерпаемое содержание. В русле нашей темы при­ходится подчеркнуть, что люди издавна ощущали ин­туитивно, что культура родилась в результате какого-то дара небес. Природные создания обрели совсем другую жизнь. Она не могла родиться из чисто при­родных предпосылок. Произошел какой-то поворот в существовании людей.

Еще один штрих, выраженный в мифе. Культура вовсе не безоблачное приобретение человека. Ее рож­дение несет в себе и некое возмездие, расплату за при­обретение. Миф также подчеркивает, что развертыва­ние культуры сопряжено с известным драматизмом. Культура сулит людям не только добро, но и опреде­ленное воздаяние.

Пустынная, дикая местность на самом краю земли, в стране скифов. Суровые скалы уходят за облака своими остроконечными вершинами. Кругом - никакой растительности, не видно ни единой травки, все голо и мрачно. Всюду высятся темные громады камней, оторвавшихся от скал. Море шумит и грохочет, ударяясь своими валами о подножие скал, и высоко взлетают соленые брызги. Морской пеной покрыты прибрежные камни. Далеко за скалами виднеются снежные вершины кавказских гор, подернутые легкой дымкой. Постепенно заволакивают даль грозные тучи, скрывая горные вершины. Все выше и выше поднимаются по небу тучи и закрывают солнце. Еще мрачнее становится все кругом. Безотрадная, суровая местность. Никогда еще не ступала здесь нога человека. Сюда-то, на край земли, привели слуги Зевса скованного титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы. Неодолимые слуги громовержца, Сила и Власть, ведут Прометея. Громадные тела их словно высечены из гранита. Не знают сердца их жалости, в их глазах никогда не светится сострадание, их лица суровы, как скалы, которые стоят вокруг. Печальный, низко склонив голову, идет за ними бог Гефест со своим тяжелым молотом. Ужасное дело предстоит ему. Он должен своими руками приковать друга своего Прометея. Глубокая скорбь за участь друга гнетет Гефеста, но не смеет он ослушаться своего отца, громовержца Зевса. Он знает, как неумолимо карает Зевс неповиновение.

Сила и Власть возвели Прометея на вершину скалы и торопят Гефеста приниматься за работу. Их жестокие речи заставляют Гефеста еще сильнее страдать за друга. Неохотно берется он за свой громадный молот, только необходимость заставляет его повиноваться. Но торопит его Сила:

Скорей, скорей бери оковы! Прикуй могучими ударами молота Прометея к скале. Напрасна твоя скорбь о нем, ведь ты скорбишь о враге Зевса.

Сила грозит гневом Зевса Гефесту, если он не прикует Прометея так, чтобы ничто не могло освободить его. Гефест приковывает к скале несокрушимыми цепями руки и ноги Прометея. Как ненавидит он теперь свое искусство - благодаря ему он должен приковать друга на долгие муки. Неумолимые служители Зевса все время следят за его работой.

Сильней бей молотом! Крепче стягивай оковы! Не смей их ослаблять! Хитер Прометей, искусно умеет он находить выход и из неодолимых препятствий, - говорит Сила. - Крепче прикуй его, пусть здесь узнает он, каково обманывать Зевса.

О, как подходят жестокие слова ко всему твоему суровому облику! - восклицает Гефест , принимаясь за работу.

Скала содрогается от тяжких ударов молота и от края до края земли разносится грохот могучих ударов. Прикован, наконец, Прометей. Но это еще не все, нужно еще прибить его к скале, пронзив ему грудь стальным, несокрушимым острием. Медлит Гефест.

О, Прометей! - восклицает он. - Как скорблю я, видя твои муки!

Опять ты медлишь! - гневно говорит Гефесту Сила. - Ты все скорбишь о враге Зевса! Смотри, как бы не пришлось тебе скорбеть о самом себе!

Наконец все окончено. Все сделано так, как повелел Зевс. Прикован титан, а грудь его пронзило стальное острие. Издеваясь над Прометеем, говорит ему Сила:

Ну вот, здесь ты можешь быть сколько хочешь надменным; будь горд по-прежнему! Давай теперь смертным дары богов, похищенные тобой! Посмотрим, в силах ли будут помочь тебе твои смертные. Придется тебе самому подумать о том, как освободиться из этих оков.

Но Прометей хранит гордое молчание. За все время, пока приковывал его Гефест к скале, он не проронил ни единого слова, даже тихий стон не вырвался у него, - ничем не выдал он своих страданий.

Ушли слуги Зевса, Сила и Власть, а с ними ушел и печальный Гефест. Один остался Прометей; слушать его могли теперь лишь море да мрачные тучи. Только теперь тяжкий стон вырвался из пронзенной груди могучего титана, только теперь стал он сетовать на злую судьбу свою. Громко воскликнул Прометей. Невыразимым страданием и скорбью звучали его сетования:

О, божественный эфир и вы, быстронесущиеся ветры, о, источники рек и несмолкающий рокот морских волн, о, земля, всеобщая праматерь, о, всевидящее солнце, обегающее весь круг земли, - всех вас зову я в свидетели! Смотрите, что терплю я! Вы видите, какой позор должен нести я неисчислимые годы! О, горе, горе! Стонать я буду от мук и теперь, и много, много веков! Как найти мне конец моим страданиям? Но что же говорю я! Ведь я же знал все, что будет. Муки эти не постигли меня нежданно. Я знал, что неизбежны веления грозного рока. Я должен нести эти муки! За что же? За то, что я дал великие дары смертным, за это я должен страдать так невыносимо, и не избежать мне этих мук. О, горе, горе!

Но вот послышался тихий шум как бы от взмахов крыльев, словно полет легких тел всколыхнул воздух. С далеких берегов седого Океана, из прохладного грота, с легким дуновением ветерка принеслись на колеснице к скале океаниды. Они слыхали удары молота Гефеста, донеслись до них и стоны Прометея. Слезы заволокли, как пеленой, прекрасные очи океанид, когда увидели они прикованного к скале могучего титана. Родным был он океанидам. Отец его, Япет, был братом отца их, Океана, а жена Прометея, Гесиона, была их сестрой. Окружили скалу океаниды. Глубока их скорбь о Прометее. Но слова его, которыми клянет он Зевса и всех богов-олимпийцев, пугают их. Они боятся, чтобы Зевс не сделал еще более тяжкими страдания титана. За что постигла его такая кара, этого не знают океаниды. Полные сострадания, просят они Прометея поведать им, за что покарал его Зевс, чем прогневал его титан.

Прометей рассказывает им, как помог он Зевсу в борьбе с титанами, как убедил он мать свою Фемиду и великую богиню земли Гею стать на сторону Зевса.

Зевс победил титанов и сверг их, по совету Прометея, в недра ужасного Тартара. Завладел Зевс властью над миром и разделил ее с новыми богами-олимпийцами, а тем титанам, которые помогали ему, не дал громовержец власти в мире. Зевс ненавидит титанов, боится их грозной силы. Не доверял Зевс и Прометею и ненавидел его. Еще сильнее разгорелась ненависть Зевса, когда Прометей стал защищать несчастных смертных людей, которые жили еще в то время, когда правил Крон, и которых Зевс хотел погубить. Но Прометей пожалел необладавших еще разумом людей; он не хотел, чтобы сошли они несчастными в мрачное царство Аида. Он вдохнул им надежду, которой не знали люди, и похитил для них божественный огонь, хотя и знал, какая кара постигнет его за это. Страх ужасной казни не удержал гордого, могучего титана от желания помочь людям. Не удержали его и предостережения его вещей матери, великой Фемиды.

С трепетом слушали океаниды рассказ Прометея. Но вот на быстрокрылой колеснице принесся к скале сам вещий старец Океан. Океан пытается уговорить Прометея покориться власти Зевса: ведь должен же он знать, что бесплодно бороться с победителем ужасного Тифона. Океан жалеет Прометея, он сам страдает, видя те муки, которые терпит Прометей. Вещий старец готов спешить на светлый Олимп , чтобы молить Зевса помиловать титана, хотя бы даже мольбами за него он навлек на самого себя гнев громовержца. Он верит, что мудрое слово защиты часто смягчает гнев. Но напрасны все мольбы Океана, гордо отвечает ему Прометей:

Нет, старайся спасти самого себя. Боюсь я, чтобы сострадания не принесли вреда тебе. До дна исчерпаю я все зло, которое послала мне судьба. Ты же, Океан, страшись вызвать гнев Зевса мольбою за меня.

О, вижу я, - грустно отвечает Океан Прометею, - что этими словами заставляешь ты меня вернуться назад, не достигнув ничего. Верь же мне, о, Прометей, что привела меня сюда лишь забота о твоей судьбе и любовь к тебе!

Нет! Уходи! Скорей, скорей спеши отсюда! Оставь меня! - восклицает Прометей.

С болью в сердце покинул Океан Прометея. Он умчался на своей крылатой колеснице, а Прометей продолжает рассказ свой океанидам о том, что сделал он для людей, как он облагодетельствовал их, нарушив волю Зевса. В горе Мосхе, на Лемносе, из го
рна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей. Он научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму. Он познакомил их с металлами, научил, как в недрах земли добывать их и обрабатывать. Прометей смирил для смертных дикого быка и надел на него ярмо, чтобы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля. Прометей впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку. Мудрый титан построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы быстро нес человека корабль по безбрежному морю. Раньше люди не знали лекарств, не умели лечить болезни, беззащитны были против них люди, но Прометей открыл им силу лекарств, и ими смирили они болезни, Он научил их всему тому, что облегчает горести жизни и делает ее счастливее и радостнее. Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец.

Но не вечно будет страдать Прометей. Он знает, что злой рок постигнет и могучего громовержца. Не избегнет он своей судьбы! Прометей знает, что царство Зевса не вечно: будет он свергнут с высокого царственного Олимпа. Знает вещий титан и великую тайну, как избежать Зевсу этой злой судьбы, но не откроет он этой тайны Зевсу. Никакая сила, никакие угрозы, никакие муки не исторгнут ее из уст гордого Прометея.

Кончил Прометей свою повесть. С изумлением слушали его океаниды. Дивились они великой мудрости и несокрушимой силе духа могучего титана, осмелившегося восстать против громовержца Зевса. Опять овладел ими ужас, когда услыхали они, какой судьбой грозит Зевсу Прометей. Они знали, что если эти угрозы достигнут Олимпа, то ни перед чем не остановится громовержец, лишь бы узнать роковую тайну. Полными слез глазами смотрят на Прометея океаниды, потрясенные мыслью о неизбежности велений сурового рока. Глубокое молчание воцарилось на скале; его прервал лишь неумолкающий шум моря.

Вдруг вдали раздался чуть слышный, едва уловимый стон скорби и боли. Вот опять донесся он от скалы. Все ближе, громче этот стон. Гонимая громадным оводом, посланная Герой, вся в крови, покрытая пеной, несется в неистовом, безумном беге обращенная в корову несчастная Ио , дочь речного бога Инаха, первого царя Арголиды. Истомленная, обессиленная скитаниями, истерзанная жалом овода, остановилась Ио перед прикованным Прометеем. Громко стеная, рассказывает она, что пришлось вынести ей, и молит вещего титана:

О, Прометей! Здесь, на этом пределе моих скитаний, открой мне, молю тебя, когда же кончатся мои муки, когда же, наконец, найду я покой?

О, верь мне, Ио! - ответил Прометей, - лучше не знать тебе этого, чем знать. Много еще стран пройдешь ты, много встретишь ужасов на своем пути. Твой тяжкий путь лежит через страну скифов, через высокий снежный Кавказ, через страну амазонок к проливу Босфору, так назовут его в честь тебя, когда ты переплывешь его. Долго будешь ты затем блуждать по Азии. Ты пройдешь мимо страны, где живут несущие смерть Горгоны; на их головах извиваются, шипя, змеи, вместо волос. Остерегайся их! Остерегайся грифов и однооких аримаспов; и их ты встретишь на своем пути. Наконец, достигнешь ты Библинсхих гор, с них низвергает свои благодатные воды Нил. Вот там-то, в стране, которую орошает Нил, у его устья найдешь ты, наконец, покой. Там вернет тебе Зевс твой прежний прекрасный образ, и родится у тебя сын Эпаф. Он будет властвовать над всем Египтом и будет родоначальником славного поколения героев. Из этого рода произойдет и тот смертный, который освободит и меня из оков. Вот что, Ио, поведала мне о судьбе твоей мать моя, вещая Фемида.

Громко воскликнула Ио:

О, горе, горе! О, сколько страданий сулит мне еще злой рок! Сердце трепещет в груди моей от ужаса! Вновь овладевает мной безумие, снова вонзилось огненное жало в мое истерзанное тело, опять лишаюсь я дара речи! О, горе, горе!

Безумно вращая глазами, в бешеном беге понеслась прочь от скалы Ио. Словно подхваченная вихрем, мчалась она вдаль. С громким жужжанием несся за ней овод, и, как огнем, жгло его жало несчастную Ио. Скрылась она в облаках пыли из глаз Прометея и океанид. Все тише и тише доносились до скалы вопли Ио, и замерли они, наконец, вдали, подобно тихому стону скорби.

Молчали Прометей и океаниды, скорбя о несчастной Ио, но вот воскликнул гневно Прометей:

Как ни мучь ты меня, громовержец Зевс, но все же настанет день, когда и тебя повергнут в ничтожество. Лишишься ты царства и свергнут будешь во мрак. Исполнятся тогда проклятия отца твоего Крона! Никто из богов не знает, как предотвратить от тебя эту злую судьбу! Лишь я знаю это! Вот сидишь ты теперь, могучий, на светлом Олимпе и мечешь громы и молнии, но они тебе не помогут, они бессильны против неизбежного рока. О, повергнутый во прах, узнаешь ты, какая разница между властью и рабством!

Страх затуманил очи океанид, и ужас согнал краску с их прекрасных ланит. Наконец, простирая к Прометею свои руки, белые, как морская пена, воскликнули они:

Безумный! Как не страшишься ты грозить так царю богов и людей, Зевсу? О, Прометей, еще более тяжкие муки пошлет он тебе! Подумай о судьбе своей, пожалей себя!

На все готов я!

Но ведь склоняется же мудрый пред неумолимым роком!

О, молите, просите вы пощады! Ползите на коленях к грозному владыке! А мне - что мне громовержец Зевс? Чего бояться мне его? Не суждена мне смерть! Пусть делает, что хочет, Зевс. Недолго ему властвовать над богами!

Едва промолвил эти слова Прометей, как по воздуху быстро, словно падающая звезда, пронесся посланник богов Гермес и, грозный, предстал перед Прометеем. Его послал Зевс потребовать, чтобы титан открыл тайну: кто свергнет Зевса и как избегнуть веления судьбы? Гермес грозит ужасной карой Прометею за неповиновение. Но могучий титан непреклонен, с насмешкой отвечает он Гермесу:

Мальчишкой был бы ты, и детским был бы ум твой, если бы ты надеялся узнать хоть что-нибудь. Знай, что я не променяю своих скорбей на рабское служение Зевсу. Мне лучше быть здесь прикованным к этой скале, чем стать верным слугой титана Зевса. Нет такой казни, таких мук, которыми мог бы Зевс устрашить меня и вырвать из уст моих хоть единое слово. Нет, не узнает он, как спастись ему от судьбы, никогда не узнает тиран Зевс, кто отнимет у него власть!

Так слушай же, Прометей, что будет с тобой, если ты откажешься исполнить волю Зевса, - отвечает титану Гермес. - Ударом своей молнии он низвергнет эту скалу с тобою вместе в мрачную бездну. Там, в каменной темнице, много, много веков лишенный света солнца, будешь терзаться ты в глубоком мраке. Пройдут века, и снова подымет тебя Зевс на свет из бездны, но не на радость подымет он тебя. Каждый день будет прилетать орел, которого пошлет Зевс, и острыми когтями и клювом будет он терзать твою печень; вновь и вновь будет вырастать она и все ужасней будут твои страдания. Так будешь ты висеть на скале до той поры, пока другой не согласится добровольно сойти вместо тебя в мрачное царство Аида. Подумай, Прометей, не лучше ль покориться Зевсу! Ведь ты же знаешь, что Зевс никогда не грозит напрасно!

Непреклонным остался гордый титан. Разве могло что-нибудь устрашить его сердце? Вдруг задрожала земля, все кругом потряслось; раздались оглушительные раскаты грома, и сверкнула нестерпимым светом молния. Забушевал неистово черный вихрь. Словно громады гор, поднялись на море пенистые валы. Заколебалась скала. Среди рева бури, среди грома и грохота землетрясения раздался ужасный вопль Прометея:

О, какой удар направил против меня Зевс, чтобы вызвать ужас в моем сердце! О, высокочтимая мать Фемида, о, эфир, струящий всем свет! Смотрите, как несправедливо карает меня Зевс!

Рухнула со страшным грохотом скала с прикованным к ней Прометеем в неизмеримую бездну, в вековечный мрак .

Протекли века, и снова поднял Зевс на свет из тьмы Прометея. Но страдания его не кончились; еще тяжелее стали они. Опять лежит он, распростертый на высокой скале, пригвожденный к ней, опутанный оковами. Жгут его тело палящие лучи солнца, проносятся над ним бури, его изможденное тело хлещут дожди и град, зимой же хлопьями падает снег на Прометея, и леденящий холод сковывает его члены. И этих мук мало! Каждый день громадный орел прилетает, шумя могучими крыльями, на скалу. Он садится на грудь Прометея и терзает ее острыми, как сталь, когтями. Орел рвет своим клювом печень титана. Потоками льется кровь и обагряет скалу; черными сгустками застывает кровь у подножия скалы; она разлагается на солнце и невыносимым смрадом заражает кругом воздух. Каждое утро прилетает орел и принимается за свою кровавую трапезу. За ночь заживают раны, и вновь вырастает печень, чтобы днем дать новую пищу орлу. Годы, века длятся эти муки. Истомился могучий титан Прометей, но не сломлен его гордый дух страданиями.

Титаны давно примирились с Зевсом и покорились ему. Они признали его власть, и Зевс освободил их из мрачного Тартара. Теперь они, громадные, могучие, пришли на край земли к скале, где лежал скованный Прометей. Они окружили его скалу и убеждают Прометея покориться Зевсу. Пришла и мать Прометея, Фемида, и молит сына смирить свой гордый дух и не противиться Зевсу. Она молит сына сжалиться над ней - ведь так невыносимо страдает она, видя муки сына. Сам Зевс забыл уже свой прежний гнев. Теперь держава его сильна, ничто не может поколебать ее, ничто не страшно ему. Да и правит он уже не как тиран, он охраняет государства, хранит законы. Он покровительствует людям и правде среди них. Только одно беспокоит еще громовержца - это та тайна, которую знает один Прометей. Зевс готов, если Прометей откроет ему роковую тайну, помиловать могучего титана. Уже близко время, когда кончатся муки Прометея. Уже родился и возмужал великий герой, которому суждено судьбой освободить от оков титана. Непреклонный Прометей по-прежнему хранит тайну, изнывая от мук, но и его начинают покидать силы.

Наконец, и великий герой, которому суждено освободить Прометея, во время своих странствований приходит сюда, на край земли. Герой этот - Геракл , сильнейший из людей, могучий, как бог. С ужасом смотрит он на мучения Прометея, и сострадание овладевает им. Титан рассказывает Гераклу о злой судьбе своей и пророчествует ему, какие еще великие подвиги предстоит ему совершить. Полный внимания, слушает титана Геракл. Но еще не весь ужас страданий Прометея видел Геракл. Вдали слышится шум могучих крыльев - это летит орел на свой кровавый пир. Он кружится высоко в небе над Прометеем, готовый спуститься к нему на грудь. Геракл не дал ему терзать Прометея. Он схватил свой лук, вынул из колчана смертоносную стрелу, призвал стреловержца Аполлона, чтобы верней направил он полет стрелы, и пустил ее. Громко зазвенела тетива лука, взвилась стрела, и пронзенный орел упал в бурное море у самого подножья скалы. Миг освобождения настал. Принесся с высокого Олимпа быстрый Гермес. С ласковой речью обратился он к могучему Прометею и обещал ему немедленно освобождение, если откроет он тайну, как избежать Зевсу злой судьбы. Согласился, наконец, могучий Прометей открыть Зевсу тайну и сказал:

Пусть не вступает громовержец в брак с морской богиней Фетидой, так как богини судьбы, вещие мойры, вынули такой жребий Фетиде: кто бы ни был ее мужем, от него родится у нее сын, который будет могущественней отца. Пусть боги отдадут Фетиду в жены герою Пелею, и будет сын Фетиды и Пелея величайшим из смертных героев Греции.

Прометей открыл великую тайну, Геракл разбил своей тяжкой палицей его оковы и вырвал из груди его несокрушимое стальное острие, которым пригвожден был титан к скале. Встал титан, теперь он был свободен. Кончились его муки. Так исполнилось его предсказание, что смертный освободит его. Громкими, радостными кликами приветствовали титаны освобождение Прометея.

С тех пор носит Прометей на руке железное кольцо, в которое вставлен камень от той скалы, где терпел он столько веков невыразимые муки.

Вместо же Прометея в подземное царство душ умерших согласился сойти мудрый кентавр Хирон. Этим избавился он от страданий, которые причиняла ему неисцелимая рана, нанесенная ему нечаянно Гераклом.

Примечания:

Эсхил рассказывает о том, как Зевс, правящий всем миром в качестве жестокого тирана, наказывает восставшего против него титана Прометея. Могучий титан вопреки воле Зевса похитил с Олимпа огонь и дал его людям; он дал им знания, научил земледелию, ремеслам, постройке кораблей, чтению и письму; этим Прометей сделал жизнь людей счастливее и поколебал власть Зевса и его помощников - олимпийских богов. Но главная вина Прометея, та, что он не хочет открыть Зевсу тайну, от кого родится у Зевса сын, который будет могущественнее его и свергнет его с престола. Маркс за те слова, которые говорит Прометей: "По правде всех богов я ненавижу", - и за его ответ Гермесу: "Знай хорошо, что я б не променял своих скорбей на рабское служение. Мне лучше быть прикованным к скале, чем верным быть прислужником Зевса", - говорит о нем так: "Прометей - самый благородный святой и мученик в философском календаре" (К. Маркс и Ф. Знгельс, Соч., том. I, стр: 26).

Грифы - чудовища с орлиными крыльями и головой и с львиным телом, сторожившие на крайнем севере Азии золотые россыпи; аримаспы - мифический народ, живший по соседству с грифами и ведший с ними непрекращавшуюся борьбу.

Этим кончается трагедия Эсхила "Прикованный Прометей".

Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции


История Прометея — один из самых известных древнегреческих мифов, ты наверняка не раз слышал это имя. Прометей оказал серьезнейшее влияние на человечество. Благодаря ему люди получили огонь, но оказывается Прометей ещё является причиной появления женщин на Земле.

Греческие мифы являлись формой обучения подрастающих поколений и попыткой объяснить законы мироздания. История Прометея даёт очень интересный взгляд древних греков на природу женщин и именно с этой истории я открываю новую рубрику на сайте, которая так и называется — «женщины».

Миф о Прометее

Всё началось давным-давно. Сначала появился Хаос, затем Гея — божество земли, от неё родился Уран, бог неба. От Геи и Урана произошли циклопы, гекатонхейры и титаны.

У титана Иапета и его супруги Клемены родились четыре сына: Менетий, Атлант, Эпиметей и Прометей. Имя Эпиметея обозначает, «тот кто сперва делает, а затем думает», а Прометей — «обладающий даром предвидения», тот кто прежде всего думает, а затем делает.

Титаномахия — война богов и титанов

Во время борьбы Зевса за власть, против были все титаны, кроме одного — Прометея, обладавшего даром предвидения и знавшего, что победителем в войне будет Зевс, поэтому примкнул к громовержцу и убедил Эпиметея сделать то же самое. Началась затяжная война — титаномахия, в ней, как предсказывал Прометей, победил Зевс.

Создание человека


Наступило мирное время, олимпийские боги всё больше погружались в скуку. Зевс обратился к сыну — Гефесту и приказал создать что-то для развлечения богов. Гефест долго раздумывал и наконец родилась идея. В мастерской он связал вместе начальные элементы Вселенной и боги создали животных. Другие существа были сделаны подобием богов и имя им — люди, которые будут исключительно мужского пола.

Осталось распределить качества между животными и людьми. Исполнить поручение царь богов наказал титанам Прометею и Эпиметею. Эпиметей попросил брата уступить ему эту работу. Прометей, несмотря на дар предвидения, позволяет себя уговорить.

Эпиметей берется за дело: одних зверей он наградил силой, других скоростью, третьих скрытностью. Одним дал теплый мех, чтобы согреться, другим толстую шкуру, чтобы защититься от хищников. Закончив работу, Эпиметей раздал все качества животным, и так увлекся, что совсем забыл про людей.

Тогда Прометей пришёл к Зевсу с просьбой, дать людям что-то для защиты от животных, пусть боги подарят людям олимпийский огонь. От молнии бога-громовержца люди извлекли огонь, оставалось лишь поддерживать его.


Гипнос — бог сна

Наступило золотое время человечества. Люди жили в мире и безмятежности, ни невзгод, ни войн, ни стихийных бедствий, ни голода, пшеница росла сама собой и её хватало на всех. Люди имели возможность пировать вместе с богами. Они не умирали как в наши дни, когда приходило время, бог сна Гипнос забирал людей в Элизиум — загробную обитель душ блаженных.

Бунт Прометея

Настал момент, когда Зевсу надоело общество людей, он задумал определить человечеству место в существующем миропорядке, где царь на вершине, остальные боги ступенькой ниже, а люди ниже всех.


Зевс организовал пир и пригласил всех богов и людей, приказав принести в жертву быка, поделив тушу пополам. Хорошая половина должна достаться богам, худшая — людям. Все божества согласились с царем, не согласен лишь Прометей, ему не по нраву подобные правила, он возмущен, что люди лишаются всех благ, но именно Прометей получил поручение поделить жертвенного быка и титан принял решение дерзко обмануть царя богов.

Прометей разделил тушу быка следующим образом: на одну чашу положил лишь кости, но обильно покрыл их жиром, что придало очень привлекательный вид. Съедобную половину Прометей покрыл осколками костей и потрохами, что сделало её очень неприглядной и представил на выбор Зевсу.

Выбор громовержца пал на привлекательную часть, которая на самом деле являлась костями, покрытыми жиром. Вскрыв обман Прометея, Зевс пришел в ярость. И пусть царя богов обманул хитрый титан, платить будут его подопечные — люди.

Сперва Зевс забрал у человечества хлеб. Отныне, чтобы выжить, людям придется трудиться. Затем он забрал свой главный подарок — огонь, теперь нельзя было защититься от зверей или осветить свой путь во тьме.

Генрих Фридрих Фюгер «Прометей несёт людям огонь», 1817 г.

Прометей бросился к Афине, дочери Зевса, попросил заступиться за людей, которых наказывают за то, чего они не совершали. Афина соглашается тайно пропустить его на Олимп. Он взял угли из священного огня, спрятал в полом стебле фенхеля и выкрал.

Создание первой женщины

Прометей бросил вызов царю богов и будет наказан. Зевс опять обратился к Гефесту, который создал мужчин и повелел сделать женщину, которая должна выглядеть как богиня. Пусть она будет великолепна, обладать красотой и всеми возможными внешними достоинствами.


Афродита одарила её красотой и женственностью, Афина подарила прекрасные одежды, Горы — богини времен года, увенчали её голову цветами, Грации обвили шею ожерельями. Гермес по приказанию Зевса наделил её умом, лживым властным характером, сексуальным желанием, которое невозможно удовлетворить, а самое главное — любопытством. Этому созданию дали имя Пандора, что означало «подарок богов».

Прекрасное существо готово и Зевс вдохнул в неё жизнь. Так появилась Пандора — самая первая женщина на Земле, прародительница всех женщин. Пандора — это огонь, посланный людям взамен того, что царь богов отнял, который согревает, но в то же время обжигает. Создание Пандоры — наказание человечеству за похищение олимпийского огня Прометеем.


Теперь необходимо было свести Пандору с мужчиной, но не со всяким мужчиной, а с тем, кто сначала делает, а потом думает — с Эпиметеем. К нему пришел Гермес и принес прекрасный подарок — Пандору. Эпиметея охватили сомнения, потому что брат предупредил, не брать от Зевса никаких даров, ведь Прометей всё знает, он может предвидеть события, но красота Пандоры ослепляет Эпиметея и он принимает её.

Зевс подарил Пандоре шкатулку. Боги наполнили её всеми бедами мироздания: болью, смертью, недугами, катастрофами, войнами… Зевс предупредил Пандору, никогда не заглядывать в шкатулку — идеальное решение для разжигания женского любопытства.


В первую же ночь Пандора не удержалась перед искушением узнать, что находится внутри шкатулки. Она приподняла крышку, в тот же миг на Землю вырвались все беды, которые будут терзать людской род до конца времен. Добро и зло отныне станут неотъемлемыми составляющими нового мира.

Наказание Прометея

Прометей несколько раз обманул Зевса. Пандора — вот ответ царя богов на обман. За её безупречной красотой, скрыты ужасные беды. Отныне человечество будет продолжать своё существование через оплодотворение женщины.


Зевс покарал человечество, настал момент наказать их защитника. Он повелел приковать Прометея на вершине Кавказских гор. Каждый день орел будет прилетать и клевать печень Прометея, каждое утро она будет отрастать вновь, потому что титан бессмертен. Но Прометей не просил пощады, он хранил тайну, от которой зависело будущее Зевса. Если царь богов хочет узнать её, придется дать титану свободу. Так прошла тысяча лет.


Наконец Зевс уступил терпению Прометея и отправил Геракла на помощь. Освобожденный титан сдержал обещание и рассказал, если Зевс возьмет в жёны морскую нимфу Фетиду, она родит ему сына, который свергнет отца. Громовержец сразу положил конец этому любовную приключению и приказал Фетиде соединиться со смертным, от которого она в будущем родит великого героя Ахиллеса.

Вот такой древние греки видели источник происхождения женской природы и воспитывали на этих историях своих сыновей. Молодые (и не очень) люди нового времени воспитаны в большинстве своём мамами и сопливыми голливудскими мелодрамами, которые очень далеки от реальности.

Древние считали женщину источником всех проблем человечества, в современном мире женский образ наоборот превозносится до уровня невинного непогрешимого беззащитного ангела. Правда наверняка где-то посередине, но, если ты до сих пор витаешь в облаках, советую прислушаться к опыту далёких предков, иначе наследница Пандоры приоткроет свою шкатулку специально для тебя. Удачи.

Древнегреческая мифология содержит мало упоминаний о противниках владыки Олимпа. Греки верили, что непобедим. Единственный, кто посмел противоречить вседержителю - титан Прометей. Решительный стратег и умелый манипулятор сумел обмануть Громовержца. Правда, расплата за обман оказалась жестокой и утомительной.

История создания

Описание самого титана и его подвигов дает исследователям повод утверждать, что Прометей - симбиоз верований балканских народов и минойской цивилизации. Образ титана включает в себя черты догреческого покровителя простого народа, но при этом тот наделен родством с олимпийскими богами.

В биографии Прометея четко прослеживается трансформация божества. Герой отчуждается от родственников и примыкает к новым божествам, при этом жалея и успокаивая проигравшую (то есть фактически собственную) сторону. Прометей сохраняет в новой системе положительные качества: мудрость, хитрость и великодушие. Но олимпийская мифология не может иметь сразу двух лидеров, поэтому со временем Прометея противопоставляют Зевсу.

Казалось бы, мученика, которым представлен титан в мифах, греки должны почитать не меньше Громовержца. Но культ Прометея не получил большого распространения. Алтарь великому герою установлен в Афинах и роще Академа. Не менее известна статуя титана в городе Панопеи, а вот праздников и фестивалей в честь бессмертного не проводили.


Объяснение феномену простое - помимо огня, Прометей подарил людям способность мошенничать и обманывать. Древние греки не считали, что подобные способности нуждаются в прославлении.

Прометей в мифах

Прометей - представитель второго поколения титанов. Родители смелого мужчины - Иапет и Климена (по другим источникам – Фемида). Прометей не единственный сын известной пары, у титана есть братья: Атлант, Менетий, Эпиметей.

С рождения могущественный бог наделен даром предвидеть будущее, поэтому во время войны Зевса (собственного двоюродного брата) и титанов (родных братьев мужчины) перешел на сторону Громовержца.


Благодаря тактическим умениям и знаниям Прометея, новый владыка Олимпа выиграл многовековую битву. Но долгожданное событие только ухудшило отношение Громовержца и преданного титана. С этой минуты главный бог перестал доверять собственному союзнику.

Придя к власти, Зевс решил восстановить выжженные земли и заселить планету живыми существами. Ответственную миссию Громовержец доверил Прометею и . Титан создал людей из воды и грязи, а богиня вселила в получившихся существ жизнь. После завершения работы перед глазами героя открылось плачевное зрелище. Люди не умели строить дома, не выращивали злаки и не пользовались посудой.

Желая помочь слабым и немощным, Прометей научил жителей Греции ремеслам и принес человечеству подарок – огонь, который мужчина позаимствовал из кузницы Гефеста. Новый покровитель научил древнейших людей добывать золото, собирать лекарственные травы и подарил надежду на светлое будущее.


Подобные действия разозлили и заинтересовали богов. Если раньше люди не представляли особой ценности, то с этого момента жители Олимпа получали от человечества подношения и подарки.

Чтобы мирно сосуществовать на планете, боги собрали совет – необходимо определить права и обязанности людей. На собрание пришел и Прометей, подозревающий, что Зевс замышляет уничтожить человеческий род.


Один из вопросов, который подняли боги на совете, – жертвоприношения. Желая помочь людям, Прометей лично убил быка и разделал тушу на две кучи. В одну сложил мясо и прикрыл куски шкурой, в другую положил кости и блестящий, вкусно пахнущий жир. Расставив подношения перед Зевсом, титан предложил правителю выбрать что люди будут дарить богам.

Миф утверждает, что Зевс понял хитрый трюк Прометея, но, желая осадить и наказать непослушного титана, выбрал кости. За обман Громовержец лишил подопечных мужчины огня и отправил на землю Пандору. Ответным действием бессмертного стала новое похищение искры жизни. За столь дерзкий проступок Прометея приковали цепями к Кавказским горам, чтобы титан наблюдал, как страдает человечество, наказанное из-за заступничества упрямого мужчины.


Восставший против Зевса бессмертный не стал просить Зевса о помиловании. Предвидящий будущее Прометей громогласно заявил, что правление владыки Олимпа скоро закончится. Наглые пророчества разозлили Громовержца, и тот послал могучего орла к титану. В обязанности птицы входило мучить прикованного к скале – каждый день выклевывать печень мужчины. За ночь орган вырастал вновь, поэтому мучения продолжались вечно.

Спас титана от непрекращающейся пытки . Смелый герой убил птицу и уничтожил цепи, за что Прометей указал мужчине дорогу в сад Гесперид. Правда, убийство орла все же было согласовано с Зевсом, который устал от постоянной вражды и желал узнать собственное будущее.


Освобожденный Прометей, прославившийся мудростью и рациональностью, пошел на примирение с двоюродным братом. Вскоре титан женился на океаниде Гесионе. С тех пор громких споров между родственниками не наблюдалось, да и Зевс относился к людям гуманнее.

Поговаривают, что спустя время Прометей оставил Олимп и спустился на Землю, где потерял собственное бессмертие. Великодушного и непримиримого героя похоронили в городе Аргос (по другим источникам – в Опоусе).

  • Существует теория, что виной заточения Прометея стало не упрямство, а Афина. Якобы титан полюбил дочь Зевса, что не понравилось последнему. Поэт Евфорион утверждал, что гнев Зевса вызвала родословная мужчины, так как титан - внебрачный сын Геры и Евримедонта. За проступок жены Громовержца отец Прометея убит, а сын страдает от пыток.

  • Во время борьбы за род человеческий Прометей успел дважды стать отцом. У мужчины родился сын Девкалион и дочь Ио.
  • Значение имени Прометей – думающий наперед, предсказывающий.
  • История титана подробно изложена в мультфильме «Прометей» (1974 год). Голос решительному мужчине подарил советский актер .

Когда-то давно люди не знали огня, не знали ремесел, жили в пещерах и ели сырое мясо. Тогда миром правили боги, жившие на высоком Олимпе, сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке. Они считали, что все блага должны принадлежать им одним. И не было у Олимпийцев соперников, кроме более древних властителей - титанов, порожденных Землей и Небом.

Посланцем мира между богами и еще не поверженными тогда титанами был юный Прометей, сын вольнолюбивого титана Япета (Иапета). Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. Прометей с жалостью взирал на людей, страдающих от холода, болезней и невежества. И решил облегчить им жизнь, вопреки воле богов.

Как вестник мира Прометей поднимался на Олимп с жезлом в руке. Но однажды он пришел с похожим на жезл полым тростником. Незаметно положил в росник тлеющий уголек из очага богов. Он передал огонь людям и научил использовать его: научил готовить пищу, обжигать горшки и выплавлять металл.

Взглянул однажды Зевс на землю и удивился. Люди больше не бродили стадами, и жили семьями в хижинах и домах, овладели искусствами, и если бы не смерть, против которой они были бессильны, их можно было принять за богов. В ярость пришел Кронид, вызвал к себе своих слуг Силу и Власть. Понял он, кто даровал людям огонь и знание против его воли и без его ведома. И велел он приковать Прометея к скале на высокой горе Арарат. Вместе с ними отрядил он бога-кователя Гефеста.

Очень не хотел Гефест выполнять свое поручение, но Сила и Власть были неумолимы и следили за каждым движением бога-кузнеца. С тяжкими вздохами Гефест приковал цепями к скале своего друга. Но и этого было мало. Зевс приказал пригвоздить Прометея к скале несокрушимым железным колом. Гефест закрыл глаза и, не глядя, вбил острие в грудь Прометея.

Дрогнул титан, но ни один стон не вырвался из его уст. И только когда удалились мучители, он закричал от боли и скорби. Но новые муки ждали гордого Прометея. Зевс послал своего Орла, чтобы тот каждый день прилетал на гору к прикованному пленнику и раздирал когтями его тело и клевал печень. Так как Прометей был, как и все титаны, бессмертен, за ночь страшная рана затягивалась и печень отрастала. На заре же над горами вновь слышался шум гигантских крыльев. Орел опускался на Прометея, и его муки возобновлялись.

Веками длились страдания Прометея. Но столь же долгой была людская благодарность. Гончары и люди других огненных профессий почитали его как бога. Поэты всех времен и поколений прославляли в своих творениях Прометея как борца с несправедливостью и освободителя человечества.

Долгие века страдал гордый титан Прометей, но муки его длились не вечно. Пришел час и его освобождения вместе с великим героем Эллады Гераклом. Титан рассказывает Гераклу о злой судьбе своей и о том, какие великие подвиги предстоит герою совершить. С ужасом смотрит он на мученья Прометея, и сострадание овладевает им. Полный внимания слушает титана Геракл. Но еще не все страдания Прометея видел Геракл. Вдали слышится шум могучих крыльев - это летит орел на свой кровавый пир. Геракл не дал ему терзать Прометея. Он пустил смертоносную стрелу, и орел, пронзенный, упал в бурное море.

Геракл разбил своей тяжелой палицей оковы Прометея и вырвал из груди его острие, которым пригвожден был титан к скале. Встал титан, теперь он был свободен. Кончились его муки. Так исполнилось предсказание, что смертный освободит его.
______________________________________________________________

В этой легенде мы встречаем один из наиболее древних образов почитания восстания против богов, против той божественной власти, которая изображается безжалостной и лишённой человеколюбия. Прометей оказывается героем, проявившим любовь и сострадание к человечеству. Более того, у древнегреческого поэта Эсхила он наделён даром ясновидения и заранее знает, какое наказание ждёт его за помощь людям: "Все, что предстоит снести, мне хорошо известно". Таким образом, Прометей сознательно совершает самопожертвование ради людей. Боги в этом мифе явно символизируют различного рода властителей и обладатей земных благ, которых заботит лишь их собственные власть, богатство, слава и удовольствие. Таковых личностей в истории встречается множество.

В религиозном мышлении людей боги нередко воспринимаются именно такими - по образу и подобию человеческому. Даже Бог Библии, который провозглашается человеколюбивым, хранит те же черты. Ричард Докинз, убеждённый атеист, написавший бестселлер «Иллюзия Бога», даёт библейскому Богу весьма нелестную характеристику: «Бог Ветхого Завета — возможно, самый неприятный персонаж в мировой литературе. Ревнивый и гордый этим, мелочный, несправедливый, безжалостный властолюбец, мстительный, кровожадный этнический чистильщик, женоненавистник, гомофоб, расист, детоубийца, сеющий чуму и смерть садомазохист, капризный, злобный хулиган».

Совершенно необязательно быть атеистом, чтобы заметить при непредвзятом чтении Библии, что её авторы приписывают Богу именно такие черты: Он осуждает целые народы, велит истреблять даже женщин, детей и скот врагов, запрещает браки с «иноземными жёнами», велит побивать камнями до смерти за отступление от веры, а так же за прелюбодеяние, гомосексуализм, кровосмешение, и даже за супружеский половой акт во время женской менструации. Не нужно быть «семи пядей во лбу», чтобы догадаться, что подобный крайне антропоморфный, жестокий образ Бога есть просто-напросто отражение определённых культурных стереотипов древних людей.

Неудивительно, что образ Иисуса Христа, возвестившего любовь Бога к человечеству, имеет выраженные параллели с образом греческого Прометея: оба сострадают людям, оба хотят сделать им добро, помочь в их бедах, оба заранее знают, что за это подвергнутся тяжкой участи. Оба страдают невинно. "Без вины страдаю - глядите!" - восклицает Прометей Эсхила.

Таким образом, на первый план в мифе выступает не столько восстание против богов само по себе, сколько то, что Прометей желает людям дать благо и соглашается пострадать ради этого. Страдание во имя человека - вот главный смысл этой древней легенды.

Это было подмечено Джорджем Байроном в стихотворении «Прометей»:

ПРОМЕТЕЙ
1

Титан! На наш земной удел,
На нашу скорбную юдоль,
На человеческую боль
Ты без презрения глядел;
Но что в награду получил?
Страданье, напряженье сил
Да коршуна, что без конца
Терзает печень гордеца,
Скалу, цепей печальный звук,
Удушливое бремя мук
Да стон, что в сердце погребен,
Тобой подавленный, затих,
Чтобы о горестях твоих
Богам не смог поведать он.

Титан! Ты знал, что значит бой
Отваги с мукой... ты силен,
Ты пытками не устрашен,
Но скован яростной судьбой.
Всесильный Рок - глухой тиран,
Вселенской злобой обуян,
Творя на радость небесам
То, что разрушить может сам,
Тебя от смерти отрешил,
Бессмертья даром наделил.
Ты принял горький дар, как честь,
И Громовержец от тебя
Добиться лишь угрозы смог;
Так был наказан гордый бог!
Свои страданья возлюбя,
Ты не хотел ему прочесть
Его судьбу - но приговор
Открыл ему твой гордый взор.
И он постиг твое безмолвье,
И задрожали стрелы молний...

Ты добр - в том твой небесный грех
Иль преступленье: ты хотел
Несчастьям положить предел,
Чтоб разум осчастливил всех!
Разрушил Рок твои мечты,
Но в том, что не смирился ты, -
Пример для всех людских сердец;
В том, чем была твоя свобода,
Сокрыт величья образец
Для человеческого рода!
Ты символ силы, полубог,
Ты озарил для смертных путь, -
Жизнь человека - светлый ток,
Бегущий, отметая путь,
Отчасти может человек
Своих часов предвидеть бег:
Бесцельное существованье,
Сопротивленье, прозябанье...
Но не изменится душа,
Бессмертной твердостью дыша,
И чувство, что умеет вдруг
В глубинах самых горьких мук
Себе награду обретать,
Торжествовать и презирать,
И Смерть в Победу обращать.

Интересно, что последние слова «И Смерть в Победу обращать» находят явные параллели со страданиями и смертью Христа. Вне зависимости от нашей веры или неверия в Его воскресение, страдание во имя людей, страдание за любовь к людям, воплощённые в образах Прометея и Христа, являются безусловной нравственной победой: Любовь побеждает Злобу, несмотря ни на какие на страдания, а страдания делают эту победу более великой и впечатляющей. И результат этого - вечная благодарность и почитание подобных героев из поколения в поколение.

Легенда о Прометее, таким образом, прославляет бунт против религии бездушия, против несправедливых и жестоких богов. Огонь знания разрушает нелепые стереотипы религиозного мышления прошлого. Причём прославляется не бунт ради бунта как таковой, а бунт ради человеколюбия и сострадания. Иначе говоря, восстание Прометея - это ни что иное как философия гуманизма, до сих пор столь ненавистная многим ортодоксально-верующим.

«…древние создали благородный и страдальческий образ Бунтаря, - писал Альбер Камю (экзистенциальный философ, писатель, лауреат Нобелевской премии), - и одарили нас величайшим мифом о мятежном разуме. Неистощимый греческий гений, сотворивший немало мифов о скромности и преданности, сумел, однако, создать и символ восстания. Бесспорно, некоторые прометеевские свойства обрели вторую жизнь в той мятежной истории, в которой мы живем: борьба со смертью ("Я племя смертное от гибели в Аиде самовольно спас"), мессианизм ("Я их слепыми наделил надеждами"), человеколюбие ("Да, я ненавистен Зевсу... потому что меры не знал я, смертных любя")».

Мораль легенды такова: любовь к человеку превыше любой религии, и если религия воплощает ненависть вместо любви, если она попирает свободу человека и человеческое достоинство, если она негуманна, то бунт против такой религии и таких богов есть не грех, а подвиг. И бунт этот происходит через похищение огня знания, то есть через просвещение и образование.

Елена Преображенская

В продолжение темы:
Право

Поэтому так важен. Эта часть речи необходима для того, чтобы правильно назвать и описать действие. Как и другие часть речи, он имеет свои морфологические признаки, которые...

Новые статьи
/
Популярные