Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика. Общеупотребительные слова Новые общеупотребительные слова

дайте определение, подберите 3-4 примера к ним общеупотребительные слова-проффесиональные слова-диале и получил лучший ответ

Ответ от Ляля поплавская[активный]


Ответ от Арина Михайлова [активный]
Общеупотребительные слова представляют собой наиболее обычные и широко распространенные наименования предметов, явлений, качеств, действий, в одинаковой мере используемые и в бытовой речи, и в деловом научном и техническом стиле, и в художественной литературе. Примером их могут служить такие названия предметов, явлений, понятий, как: дом, дверь, стол, двор, улица, дерево, рыба, птица, лошадь, голова, лицо, рот, нога, день, ночь, весна, лето, час, год, прошлое, будущее, работа, отдых, разговор, купанье, ходьба и т. д. ; названия качеств и обстоятельств: веселый, твердый, теплый, чистый, красный, каменный, смелый, быстро, медленно, поздно, светло, много, завтра, пешком и т. д. ; названия действий и состояний: идти, ехать, резать, писать, ставить, нести, сидеть, ждать, кашлять и т. д.
Диалектные слова - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, в русских народных говорах существуют слова «барка» (льдина) , «браный» (вытканный узорами, узорчатый) , «девъё» (девушки) , «зыбка» (подвесная колыбель) , «мряка» (сырая, тёмная погода с моросящим дождём). Речь жителей той или иной местности назы­вают диалектом.


Ответ от Ѐоман Сейфиев [активный]
Профессионализмы - это слова, которые используются людьми лишь данной профессии для обозначения материалов, продуктов, инструментов. Например, в речи печатников распространены прфессионализмы: шапка (заглавие крупным шрифтом) , у спортсменов: старт, одиночник.
Диалектизмы - это слова, ограниченные в своем употреблении определенной территорией. например, зобать (клевать) , кошенина (скошенная, но не высохшая трава) , елань (луг) , лыва (лужа)
Общеупотребительные слова являются наиболее важной частью словаря русского языка. Без них невозможно общение, их используют все люди, говорящие на русском языке, независимо от профессии и местожительства. Например, вода, земля, хлеб, кушать, идти, зима, работать.


Ответ от FoXy Channel [новичек]
Профессионализмы - это слова, которые используются людьми лишь данной профессии для обозначения материалов, продуктов, инструментов. Например, в речи печатников распространены прфессионализмы: шапка (заглавие крупным шрифтом) , у спортсменов: старт, одиночник.
Диалектизмы - это слова, ограниченные в своем употреблении определенной территорией. например, зобать (клевать) , кошенина (скошенная, но не высохшая трава) , елань (луг) , лыва (лужа)
Общеупотребительные слова являются наиболее важной частью словаря русского языка. Без них невозможно общение, их используют все люди, говорящие на русском языке, независимо от профессии и местожительства. Например, вода, земля, хлеб, кушать, идти, зима, работать.

В русском языке имеется несколько лексических пластов, каждый из которых отличается сферой употребления и назначением. Прежде всего, словарный запас языка делится на две большие группы: общенародные и имеющие ограниченную область использования. Познакомимся с примерами общеупотребительных слов в русском языке. Такая лексика используется как в письменной, так и в устной речи в самых различных ситуациях.

Терминология

Общеупотребительные слова, примеры которых будут приведены ниже - это основное богатство языка. Они понятны каждому, вне зависимости от места проживания, рода деятельности или профессии. Без подобного пласта, который составляет лексическое ядро языка, было бы невозможным само его существование.

Примеры слов общеупотребительной лексики таковы: кошка, квартира, иллюзия, литература, ходить, бежать, красивый, умный, широкий, зеленый, мы, они, быстро, весело. Как видим, сюда относятся слова различных частей речи, используя которые, можно описать любую жизненную ситуацию.

Разновидности

Примеры общеупотребительных слов довольно многообразны. Прежде всего выделяется группа стилистически нейтральных, которые могут использоваться носителями языка в любом стиле речи. Особенности стилей и примеры лексики представлены в таблице.

Лексика в зависимости от стиля

Краткая характеристика

Примеры общеупотребительных слов

Разговорный

Предназначен для общения в быту

Понимаю, учитель, школа, карандаш, подготовка, посуда, механизм, родители, уроки

Точность, достоверность, логичность. Стиль богат терминами

Эволюция, параллелизм, конспект, меридиан, гипотенуза

Применяется для написания докладных записок, протоколов, подобных документов

Нижеподписавшиеся, заявление, расписка, обязуюсь, прилагаю, обстоятельства, по причине

Публицистический

Целью использования является не только информирование, но и эмоциональное воздействие

Как сообщили, ожидается, парламентарий, выборы, сооружение, строительство, открытие, предполагается

Художественный

Используется для написания литературных произведений

Проникновенный, возвеличить, низвергался, величественный

Итак, вне зависимости от стиля речи основным назначением общенародных слов является организация общения. Благодаря им носители языка понимают друг друга, могут выражать свои мысли как в устном диалоге, так и на письме.

Есть несколько сложных моментов. Так, слова присущие научному стилю, в частности термины, могут быть ясны не всем, но тем не менее, относятся именно к общенародному пласту. Почему? Потому что возможность понимания того или иного из них зависит от образованности человека, а не от его принадлежности к какой-либо профессии или роду занятия. Так, литературный термин «эпитет» может быть неясен только тем, кто плохо учился в школе.

Выражение эмоций

С точки зрения использования общеупотребительные слова, примеры которых приведены ниже, подразделяются на такие группы:

  • нейтральные (мама, мир, бегать, хорошо, эмоция, кошка, квартира, нравится, зеленый, качественный и многие другие);
  • стилистически окрашенные (хорошенький, водичка, времечко, старушка).

Если первая группа слов просто передает информацию, то вторая выражает отношение автора. Сравним:

  • Вода в источнике была прохладной.
  • Водичка в источнике была прохладной.

Первое предложение имеет нейтральную стилистическую окраску, второе же более эмоционально — автор показывает, что вода, которую он пил из источника, очень хороша.

Также благодаря использованию слов можно передать и отрицательные оттенки значения. Сравним:

  • Он грозно сверкал своими глазами.
  • Он грозно сверкал своими глазищами.

Отличия от диалектизмов

Рассмотрим примеры общеупотребительных слов и диалектных слов, а также их различия. Для удобства восприятия данные помещены в таблицу.

Как же разграничить общеупотребительный лексический пласт и диалектные слова?

  • Сфера употребления. Если общеупотребительные слова понятны всем и употребляются повсеместно, то диалектная лексика присутствуют в речи определенных групп людей, проживающих в деревнях и селах, то есть она территориально ограничена. Так, образованный человек, занимающийся изучением говоров, может хорошо знать, что означают слова «гуска» (гусыня), «цибуля» (лук), «дробина» (лестница), даже употреблять их на своих лекциях. Но данные слова все равно будут диалектными, поскольку в живой разговорной речи они не употребляются, заменяясь литературными синонимами.
  • Лексические диалектизмы, свойственные определенной местности, имеют литературный синоним и могут быть на него заменены: «кушак» - пояс, «пятры» - чердак, «векша» - белка.

Есть также и этнографические диалектизмы, которые не имеют синонимов - общеупотребительных слов, примеры таковы: «манарка» - так в Татарстане называют женское пальто; «шанежки» - картофельные пирожки. Эти слова, как и означаемые ими явления, встречаются лишь в определенных говорах.

Значение диалектизмов

Зачем же нужны носителям языка местные говоры? Употребление подобных слов нередко помогает авторам художественных текстов создавать особую поэтику, передавать настроение, более ярко выразить образ персонажа. При этом писатели стараются не перенасытить свой текст диалектизмами, в противном случае читателям многое будет непонятно. Активно использовали подобную лексику:

  • Тургенев (бирюк - нелюдимый человек, верх - овраг).
  • Мамин-Сибиряк (ступни - обувь, заплот - забор, битва - мучение).
  • Шолохов (толока - выгон, урезать - ударить).
  • Есенин (санки озера - края).
  • Пришвин (елань - топкий участок болота).

Чаще всего диалектная лексика используется в речи персонажей и снабжается авторскими комментариями и пояснениями, чтобы читатель понял, о чем идет речь.

Жаргонизмы

Мы рассмотрели, какие слова называются общеупотребительными. Примеры также были приведены. Сейчас разберемся, что такое жаргонизмы, какова их роль и специфика употребления.

Это особый пласт лексики, который используется в речи определенных кругов лиц:

  • Молодежи: «дискач» (вечеринка, дискотека), «чувиха» (девушка), «чувак» (молодой человек), «предки» (родители).
  • Компьютерщиков: «глючит» (работает с проблемами), «прога» (программа ПК), «клава» (клавиатура), «хакнуть» (взломать).
  • Заключенных: «откинуться» (освободиться), «ксива» (паспорт), «фраер» (бывший заключенный, находящийся вне стен тюрьмы), «заочница» (девушка, которая ждет заключенного).
  • Школьников: «училка» (преподавательница), «пара» (оценка «2»), «ботан» (отличник, старательный ученик), «шпора» (шпаргалка).

Многие из этих слов понятны носителям языка, другие - остаются для них загадкой, но отличительной чертой жаргонизмов является их использование в речи определенным кругом лиц.

Значение жаргонизмов

Такие слова обладают яркой эмоциональной окраской, поэтому нередко используются писателями для создания яркого образа персонажа. В устной речи они помогают лицам определенного круга лучше понимать друг друга.

Приведем примеры общеупотребительных слов и жаргонизмов: «хавка» - пища, «ишак, осел» - браузер «Интернет Эксплорер», «чайник» - малоопытный пользователь ПК, «месага» - сообщение.

Эта лексика делает общение представителей определенного круга более удобным и простым.

Профессионализмы

Приведем примеры общеупотребительных и необщеупотребительных слов, профессионализмов, присутствующих в речи представителей определенных профессий:

  • В сфере полиграфии можно встретить «лапки» - кавычки, «шапка» - заголовок.
  • Охотники употребляют слова «висеть на хвосте» - преследовать добычу с гончими собаками, «пест» - старый медведь, «полено» - хвост волка.
  • Сотрудники полиции также используют профессионализмы: «потеряшка» - пропавший без вести человек; «висяк» - дело, которое не удается расследовать.

Эта лексика понятна лишь определенному кругу лиц, объединенному профессиональной деятельностью.

Многообразие слов

Приведем примеры предложений с общеупотребительными словами (5 класс):

  • На столе стояла ваза с красивыми цветами: розами, гвоздиками и лилиями.
  • Хорошо учиться должен каждый, кто хочет быть счастливым.
  • Мама приготовила вкусный салат и испекла булочки.

Каждое слово в этих предложениях понятно любому носителю языка. Без них общение, как устное, так и письменное, было бы невозможным. Именно поэтому такой лексический пласт представляет собой богатство языка, его основу. Конечно, диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы по-своему интересны, но без них русский язык мог бы существовать. А без общеупотребительных слов, примеры которых были приведены выше, это было бы уже невозможным - люди перестали бы понимать друг друга.

К общенародной лексике относится огромное количество слов всех частей речи, как самостоятельных, так и служебных. Они используются в письменной и устной речи, для создания научных документов и журнальных статей. Чем больше таких слов знает человек, тем более насыщен и интересен его словарный запас, тем он ярче и выразительнее может высказывать свое мнение.

Мы рассмотрели общеупотребительные слова, примеры слов и их значение. Данный лексический пласт очень важен, поскольку именно благодаря подобным словам носители языка имеют возможность свободно общаться и понимать друг друга. Подобных слов очень много, они относятся к различным частям речи, могут быть как нейтральными, так и обладать определенной стилистической окраской, делая общение более богатым и интересным.

Конечно, диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы по-своему интересны, но без них русский язык мог бы существовать. К общенародной лексике относится огромное количество слов всех частей речи, как самостоятельных, так и служебных. Мы рассмотрели общеупотребительные слова, примеры слов и их значение.

Зачем же нужны носителям языка местные говоры? Употребление подобных слов нередко помогает авторам художественных текстов создавать особую поэтику, передавать настроение, более ярко выразить образ персонажа. При этом писатели стараются не перенасытить свой текст диалектизмами, в противном случае читателям многое будет непонятно.

Цель работы – описание использования необщеупотребительной лексики в текстах современных СМИ, оценка уместности ее употребления. К терминологической лексике относятся слова или словосочетания, используемые для логически точного определения специальных понятий, установления содержания понятий, их отличительных признаков. Различают диалектизмы, зафиксированные в толковых словарях литературного языка с пометкой «областное», и внелитературные диалектизмы, известные только в говорах. Экспрессивность жаргонной лексики способствует тому, что слова из жаргонов переходят в общенародную разговорно-бытовую речь, не связанную строгими литературными нормами. Большинство слов, получивших распространение за пределами жаргонов, можно считать жаргонизмами только с генетической точки зрения, а в момент их рассмотрения они уже принадлежат к просторечию. Это говорит о том, что использование жаргонизмов и арготизмов делает речь не только грубой, но и нечеткой. Употребление жаргонизмов чаще всего мотивировано авторской коммуникативно-прагматической установкой. Следует отметить, что жаргоны, имеющие функционально-семантическое значение с различными суффиксами пренебрежения, употребляются с целью эмоционального воздействия на читателя. Тема 2. Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях.

Например, слова «брезг» (рассвет) и «зобать» (кушать) на сегодняшний день употребляются лишь в нескольких российских диалектах. Случается, что лексическая единица перестает быть общеупотребительной и становится профессиональным жаргонизмом. Общеупотребительные слова – это лексические единицы, которые могут бесследно стираться из памяти людей. К сожалению, это правда.

Эмоционально-экспрессивная лексика

Помимо стилистически нейтральных лексических единиц, среди общеупотребительных слов встречаются такие, которые могут произноситься каждым человеком, но только иногда. Например, слова: «землица», «растяпа», «газетка», «бородатый», «скверик» — тем отличаются от стилистически нейтральных лексических единиц, что их можно назвать эмоциональными или даже экспрессивными. Наоборот, к данной лексике могут прибавляться термины (специальные либо диалектные), употребление которых прежде было урезано. Интересно, не правда ли? Общеупотребительные слова в русском языке представляют большой интерес для многих исследователей.

Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами этого стиля является неполнота выраженной мысли и эмоциональность.

Стили речи обслуживают какие-либо сферы человеческой жизни, а потому каждый стиль выделяется по двум признакам: сфера общения и цель общения. В целом все стили речи можно разделить на две большие группы: разговорный стиль с одной стороны и книжные стили речи (художественный, публицистический, официально-деловой, научный) - с другой.

Сфера употребления. Эти слова, как и означаемые ими явления, встречаются лишь в определенных говорах.

Устаревшие слова (архаизмы и историзмы).

В таких случаях слово становится архаизмом, например: устарело слово пошлый в значении “популярный”. Историзмы — это устаревшие слова, которые обозначают названия исчезнувших из современной жизни предметов, явлений, понятий, например: кольчуга, бойница, светец, земство, пищаль.

Знание стилей речи дает представление о том, какими языковыми средствами нужно пользоваться в той или иной ситуации.

Стилистическими ошибками называют употребление словесных конструкций или отдельных слов, не соответствующих стилевому оформлению текста и нарушающих коммуникативную целесообразность предложения. Лексико-стилистические ошибки представляют собой неоправданное применение в тексте канцеляризмов, жаргонизмов, архаизмов и вульгаризмов.

Часто можно встретить в тексте упоминание стилистических ошибок, которые являются следствием выбора неправильного слова или словосочетания, не подходящего к основному тексту.

Она представляет собой то лексическое ядро, без которого немыслим язык, невозможно общение, ее составляют слова, являющиеся выражениями наиболее необходимых жизненно важных понятий. Бывают случаи, когда слово из общенародного словаря уходит в профессиональные жаргоны. Диалектные слова используются преимущественно в устной форме речи, так как и сам диалект – это главным образом устная разговорно-бытовая речь жителей сельской местности. 3) лексические диалектизмы – слова, и по форме, и по значению отличающиеся от слов общеупотребительной лексики: кочет – петух, намедни – на днях, гутарить – говорить, инда - даже и т.п. Слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы, составляют лексику жаргонную. Жаргонная лексика имеет узкую сферу употребления: ее используют в основном среди «своих», т.е. в общении с людьми того же социального круга, что и говорящий.

Избавление от стилистических ошибок

Современный русский язык. Лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Введение. Лексика. Дрофа, 1997. Арго. С. 37. Диалектизмы.

Чтобы избавиться от стилистических ошибок, над ними следует проводить специальную работу. Предупреждение и исправление смешений стиля разовьет языковое чутье и воспитает речевой вкус человека. Однако при этом следует помнить, что разные смешанные стили лексики часто являются удачным стилистическим приемом, направленным на создание иронического или комического эффекта.

Всем лингвистам известно, что к диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. У предпринимателей используются и общепринятые и диалектные слова и выражения, например, учет- пересчет товара. Он отметил отличии жаргонизмов от профессиональных слов: арготизмы отличаются от профессионализмов следующими чертами. Это значит, что рядом с ними всегда существуют синонимы общенародного употребления. Мы выяснили, что основной группой арготизмов являются общенародные слова с особым, специфическим значением.

Основной чертой этого стиля является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора. Публицистический стиль применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей. Художественный стиль отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей.

В русском языке имеется несколько лексических пластов, каждый из которых отличается сферой употребления и назначением.

Лексика русского языка неоднородна по степени ее распространения и активности употребления, а также по характеру ее стилистической окраски. Например: гутарить (южнорусское) - говорить, баить(северорусское) - говорить.Специальная лексика - это слова, употребляемые в речи представителями определенных отраслей знания и профессий.

За счёт огромного количества научной лексики. Прогресс в обществе, во всех его сферах приносит много новых технологий, усовершенствований.

Узкоспециальные термины понятны только специалистам. Термины принадлежат литературному языку и фиксируются в специальных терминологических словарях и толковых словарях с пометой специальное. При этом значение используемых единиц (жаргонизмов, заимствований) обычно расширяется, переосмысляется по отношению к другим сферам деятельности.

Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. В частности, есть разные виды обособления.Обособление второстепенных членов предложенияНа письме выделяться может практически любая часть речи, включая второстепенные. Обычно их используют для выражения сильных эмоций, каковыми являются восторг, удивление, гнев и другие. В научных текстах найти их практически невозможно. Грамматические ошибки совершают даже грамотные люди. Нетрудно заметить, что одни правила русского не вызывают сложностей, а на других регулярно спотыкается большинство.

Специальная лексика включает в свой состав слова и выра­жения, употребляемые группами лиц, объединяемых по роду заня­тий, деятельности, т. е. профессиональной общностью. Рост научно-технических знаний обу­словливает появление большого числа новых понятий и их наи­менований. Профессионализмы служат для большей дифференциации, уточне­ния термина (в метеорологии названия снежинок в зависимости от их формы: звездочка, игла, еж, пластинка, пушинка, столбик). 2) другие — в пейоративных целях (от англ. pejorative — уничижительный, неодобрительный).

Есть несколько сложных моментов. Почему? Потому что возможность понимания того или иного из них зависит от образованности человека, а не от его принадлежности к какой-либо профессии или роду занятия.

Первое предложение имеет нейтральную стилистическую окраску, второе же более эмоционально - автор показывает, что вода, которую он пил из источника, очень хороша. Также благодаря использованию слов можно передать и отрицательные оттенки значения.

Цели: яать понятие об общеупотребительных и необщеупотре-пительных словах; развивать навыки работы с толковыми слова­рями; прививать интерес к изучению истории языка.

Планируемые результаты: умения отличать общеупотреби-1сльные слова от необщеупотребительных, пользоваться толковы­ми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации "налитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 105 - чтение и анализ творческих работ.)

III. Самоопределение к деятельности

Прочитайте слова. Попробуйте объяснить их значение. Речь, вода, лозина, солнце, майна.

Значение каких слов вы легко смогли объяснить? Почему? (Эти слова мы часто слышим и употребляем в своей речи.)

Значение каких слов не удалось определить сразу? (Лозина, майна.)

Как узнать, что означают эти слова? (Посмотреть в толко­вом словаре.)

Почему объяснение этих слов вызвало затруднение? (Мы) не употребляем эти слова в обычной речи, в повседневном об-

щении, их довольно редко можно услышать, поэтому значение этих слов нам незнакомо.)

О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какие задачи: поставим перед собой? (Узнать новые сведения о лексике рус- I ского языка с точки зрения её употребления.)

IV. Работа по теме урока

1. Слово учителя с элементами беседы

В составе лексики русского языка есть слова, которые понят- I ны всем, их употребляют повсеместно и в устной, и в письмен­ной речи: слово, земля, лес, хлеб, люди, идти, работать, читать и т. д. Таких слов в русском языке подавляющее большинство, они встречаются во всех стилях речи. Их называют общеупотре­бительными.

Как вы думаете, какие слова называются необщеупотребп тельными? В чьей речи мы можем услышать такие слова?



(Обсуждение.)

В отличие от слов, которыми пользуются все, необщеупотреби­тельные слова используются в речи жителей определённой местно­сти (диалектизмы: кочет - петух, вица - прут), в речи представи телей определённых профессий (профессионализмы: кок - повар, баранка - руль), в речи каких-либо социальных или возрастных групп (жаргонизмы: общага - общежитие, хибара - дом).

Иногда необщеупотребительные слова внедряются в обыч­ную, общеупотребительную лексику и со временем становятся понятны всем. Например, слова шуршать, самодур, завсегдатш раньше были диалектными, а слова животрепещущий, разно шёрстный - профессиональными. В современном русском языке эти слова входят в состав общеупотребительной лексики.

Бывает и наоборот: некоторые общеупотребительные слона со временем могут переходить в разряд необщеупотребительных Так, существительное брезг (рассвет) сейчас встречается тольк< в некоторых русских говорах, корень же слова сохранился в гла-голе брезжить.

Общеупотребительные слова иногда могут становиться про­фессионализмами: баранка - руль (в речи шофёров, водителей), Иногда общеупотребительные слова могут становиться жарго­низмами: бабки - деньги. Известные всем слова приобрели новые значения.

В первом случае переход произошёл на основе сходства фор­мы (булочное изделие баранка, так же как и руль, имеет форм) кольца). Во втором случае ответ не столь очевиден. Остановима на этом чуть позже Важно помнить, что профессиональная лексика входит в со­став русского литературного языка, а диалектная и жаргонная н"ксика находится за его пределами.

2. Работа по учебнику

(Упр. 107 - устное выполнение, работа с толковым словарём учебника.)

Упр. 108 - выразительное чтение стихотворения, обсужде­ние, самостоятельное выполнение письменного задания.

Упр. 109, 110 - обсуждение вопросов, самостоятельное вы­полнение письменных заданий.

2. Занимательная лингвистика

Все мы знаем и любим сказку П. Ершова «Конёк-Горбу­нок». Помните ли вы такие строки?

Двух коней, коль хошь, продай, Но конька не отдавай Ни за пояс, ни за шапку, Ни за чёрную, слышь, бабку...

И здесь нам встретилось слово бабка. Неужели конька можно было продать за какую-то чёрную бабку? Что бы это значило?

Материал для учителя

Какова история слова бабки в значении «деньги»? По этому пово-iv есть разные мнения. Одни учёные считают, что слово бабки пошло ■ I денежных купюр, на которых была изображена Екатерина II (портрет ни деньгах в просторечии прозвали «бабка»). Если купюр (денег) много, нюни - бабки.

Н «Толковом словаре» В.И. Даля в обширной словарной статье lniiia» находим значение слова бабка: «Несколько составленных хлеб­ных снопов на жниве...; от 10-13 снопов, комлями наружу, а последним щАка накрывается шатром; в новгородских говорах пять снопов яро-

или шесть озимых; в костромских говорах 16 снопов льна, и урожай "I.H.I считается бабками...» В качестве примера приводится предложение: Ни четверик (семян) уродилось сорок бабок».

Значит, бабки служили для крестьян мерой счёта при сборе урожая н рисчётах между собой. Нередко в крестьянской среде можно было услы-IIII.: «Сколько ты бабок с поля снял?», «Сколько бабок отдал за кобылу?»

Теперь мы можем понять строчки из «Конька-Горбунка»: под «чёр->"11бабкой» Ершов подразумевал снопы ржи, ведь ржаной хлеб мы на-| ишем чёрным.

11о почему же крестьяне называли составленные вместе снопы баб­ий? Это связано с верованиями древних славян. Бабкой, или бабой, 11 ii.iпали персонаж жатвенного обряда - несколько составленных сно- пов или один сноп, самый последний, который иногда даже обвязывали I платком и наряжали в женскую рубаху.

Была ещё игра в бабки. Бабками называли надкопытные говяжьи I кости. Выигрывал тот, у кого оставалось больше бабок.

В сказке О.М. Сомова «О Никите Вдовиниче» рассказывается о маль­чике, которого никто не мог обыграть в бабки. Как-то раз оказался он I ночью на кладбище, и ему пришлось играть в бабки с мертвецами. Он выиграл волшебную чёрную бабку и стал непобедимым, разбогател. Одно условие было ему дано: никогда не ставить чёрную бабку против красной. I Через много лет его сын нарушил это условие, соблазнённый чертёнком, I и в одночасье семья лишилась всего богатства.

Орест Михайлович Сомов - современник Пушкина, поэт, журна лист, переводчик, писатель, не раз обращавшийся к фольклору, - опуб-1 ликовал эту сказку в 1831 г., а «Конёк-Горбунок» увидел свет в 1834 г.Так! что вполне возможна связь «чёрной бабки» с историей Сомова, а значит, | конечно, и с фольклором.

Как видите, однозначного решения нашей задачи мы найти не смог-1 ЛИ, зато узнали много интересного.

(Можно заранее дать индивидуальное задание выяснить разные значения слова бабка (лучше двум-трём ученикам) или! (в сильном классе) поручить сделать это небольшой группе прямо на уроке.)

VI. Подведение итогов урока

В чём отличие общеупотребительных слов от необщеупо

требительных?

Могут ли общеупотребительные слова становиться необ щеупотребительными и наоборот?

Домашнее задание

1- Учебник: § 22.

Рабочая тетрадь: задание 16.

Найти в любой газетной или журнальной заметке, статье общеупотребительные и необщеупотребительные слон;: выяснить значение необщеупотребительных слов с помо щью толкового словаря.

Урок 2 8. Профессионализмы

Цели: познакомить с понятием профессионализмы; развивав навыки работы с толковыми словарями; обогащать лексическии запас.

Планируемые результаты: знание понятия профессионализмы умения пользоваться толковыми словарями, объяснять языковьи явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитически Деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Задание 16 из рабочей тетради - чтение слов, подобранных учащимися.

Обсуждение заданий по материалам периодической печати, мыяснение значения необщеупотребительных слов.Самоопределение к деятельности

На прошлом уроке мы говорили об общеупотребительных н пеобщеупотребительных словах, среди которых упоминали профессионализмы.

Что же это за группа слов? Каковы особенности этой группы?

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {Узнать об особенностях профессионализмов, научиться рас­познавать такие слова и объяснять их значение.)

IV. Работа по теме урока

I. Слово учителя с элементами беседы

Профессионализмы - слова, употребление которых свой-Iпенно людям определённых профессий, занятий. В словарях ш слова имеют помету спец. - специальное. Речь идёт не только н и-рминах - словах, точно обозначающих понятия какой-либо нпшальной области науки, техники, искусства, но и о приня->.1ч п этой области словах, употребляемых при неформальном

Некоторые профессионализмы - официальные термины за­пинают в себе переносное, метафорическое значение: зубшеств­ии и, плечо рычага, колено трубы.

Как вы думаете, почему слова, обозначающие части тела человека, приобрели переносное значение? (Обсуждение.)

Активное использование профессионализмов характерно для и юн научного стиля. Встречаются они в текстах официально-итого стиля (например, в инструкциях). В текстах художест-Illloro стиля профессионализмы служат для речевой характе-"п гики героев, для более точного описания производственных

I. Работа по учебнику

I Ч гение определения и теоретического материала (с. 60, 62). 1 Упр. 111- коллективное выполнение. Прочитайте задание.

Знали ли вы раньше о профессиональных значениях суще ствительных ковш и башмак? Уточним эти значения с по­мощью толкового словаря.

Как выглядят предметы, обозначенные профессионал!, ными словами ковш и башмак? Почему они получили такие названия?

V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику

Упр. 112 - работа в группах с последующей проверкой (каж дая группа записывает слова, относящиеся к одному из четыре персонажей).

Упр. 113 - выразительное чтение стихотворения, обсужде ние, работа с толковым словарём, самостоятельное выполнен! письменного задания.

Комментарии

Военная специальность тракториста - моряк. Об этом говор следующие слова: тральщик, море, эскадры, волны. Лемех - чаем плуга, подрезающая пласт земли снизу.

3. Упр. 115 - устное выполнение.

Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 22 - работа в группах.)

Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данны в рамках на с. 59, 60, подчеркните орфограммы.

Составьте словосочетания с этими словами.

4. Занимательная лингвистика

Интересно ли вам узнать, какова история слова солдат!

Материал для учителя

Слово солдат заимствовано из немецкого языка в XVII в., но врем< правления первого царя из рода Романовых, Михаила Фёдоровича, коп рый учредил солдатские полки по европейскому образцу. А в неменк язык это слово попало из итальянского. Первоначально солдатами i зывали воинов-наёмников, появившихся в XV в. в Италии. Soldato бу вально «получающий жалованье»; soldo - монета.

Слово сольдо встречается в «Приключениях Буратино» А.Н. Толст! «Ноги сами принесли его к театру. Буратино продал за четыре солц свою азбуку и купил билет на представление...»

Попутно давайте узнаем происхождение ещё одного профессионал ного, «военного» слова - прапорщик. Это слово происходит от славянск го корня -прапор-, что значит «знамя». Первоначально прапорщики» назывались знаменосцы. В русской армии с начала XVIII в. это был чи равный современному младшему лейтенанту5. Работа по учебнику

(Упр. 114 - выразительное чтение стихотворения, обсуждение.) VI. Подведение итогов урока

Объясните, почему профессионализмы так называются.

В каких стилях речи используются профессионализмы?

Как найти профессионализмы в толковых словарях? Домашнее задание

Учебник: § 23, упр. 116.

Опережающее задание: выяснить у родителей, родственни­ков слова, характерные для их профессий, уточнить значе­ние этих слов по словарю.

Индивидуальное задание (опережающее): выяснить зна­чение выражений, обозначающих народные праздники: на Егория, в Кузьминки

Урок 2 9. Диалектизмы

Цели: познакомить с понятием диалектизмы; развивать навы­ки работы с толковыми словарями; обогащать лексический запас.

Планируемые результаты: знание понятия диалектизмы; уме­нии пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые яв-ппня; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока I Организационный момент Id Проверка домашнего задания

16 - обсуждение примеров профессионализмов, вопроса.

.". Сообщения о профессиональной лексике родственников. HI Самоопределение к деятельности

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться со словами, которые употребляются только и определённой местности, научиться определять значение тих слов.)

V Рнбота по теме урока I. (лово учителя

Мы уже знаем, что необщеупотребительные слова, которые мши,чуются в речи жителей определённой местности, называ-ии ииалектизмамиДиалектные слова используют! н преимущественно в устной речи; диалект - это устная разговорно бытовая речь жителей определённой (обычно сельской) м< i гно(ги. < лово диалект при-шло из греческого языка и означае I «наречие», «говорить, изъяс­няться».

Различают несколько типов (иа пек ги 1М0В.

Лексические диалектизмы - слова и по форме, и по значе­нию отличающиеся отелов общеупотребительной лексики: наме­дни - на днях, гутарить - говорить, инда даже, сусалы - скулы.

Диалектное слово может отличаться от общеупотребительно­го не формой, а значением. Например, словом верх в некоторых южных говорах называют овраг, глагол зевать используется в зна­чении «кричать, звать», глагол жалеть - в значении «любить».

Диалектизмы часто используются как выразительные сред­ства в произведениях художественной литературы - для речевой характеристики персонажей, передачи местного колорита, обо­значения некоторых вещей и понятий.

2. Работа по учебнику

(Чтение определения и теоретического материала (с. 63-65).)

3. Работа с толковым словарём учебника

Как понять, какие слова в словаре относятся к диалектным?

Чтобы найти диалектизм, надо обращать внимание на поме­ты, которые даются после слова. В толковом словаре учебники диалектизмы даются с пометой обл. В других толковых словаря» могут быть и другие, более конкретные пометы. Это надо уточпяп в условных обозначениях.

V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику

Упр. 117 - чтение текста, работа с диалектными словам графическое объяснение правописания слов с орфограммами.

Упр. 118 - устное выполнение.

2. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слово обиход. Л черкните орфограмму.

Составьте предложение с этим словом3. Занимательная лингвистика

Знаете ли вы, что значит «объегорить»? А что значит «Щ кузьмить»?

Материал для учителя

Слова объегорить и подкузьмить можно встретить только в разговор­ной речи. В других стилях языка, кроме художественного, встретить их невозможно: они просторечные.

Выясним значение этих интересных глаголов. Оно проясняется и контексте. Например: «Объегорил он меня: пообещал вернуть десять рублей, а не отдал»; «Подкузьмила меня моя доверчивость».

А теперь уточним значение с помощью толкового словаря: объего­рить - обмануть, провести; подкузьмить - поставить в затруднительное, неприятное положение, подвести.

Наверное, все услышали в корнях этих слов имена Егор и Кузьма. Но при чём тут они?

История глаголов объегорить и подкузьмить уходит корнями и глубь веков. До введения крепостного права на Руси крестьяне мог-||и переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу Меной, в праздник «на Егория». а расчёт получали осенью, «в Кузь­минки». Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухи­щрения, а порой и на обман. Так и появились глаголы объегорить и подкузьмить.

VI. Подведение итогов урока

Объясните значение терминов диалект, диалектизм.

В каких стилях речи используются диалектизмы?

Как найти диалектизмы в толковых словарях? Домашнее задание

1. Учебник: § 24.

1 Опережающее задание: узнать у родителей, родственников знакомые им диалектные слова, уточнить значение этих, слов по словарю.

Русский народ живет на огромных просторах нашей Родины: на Дону и Кубани, на Десне и Печоре, на Неве и Оке, на Волге и Каме, на Урале, Иртыше, Оби, Енисее, Лене и Амуре, на Кольском полуострове и Алтае, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке, на Камчатке и Чукотке. Все русские говорят на одном национальном русском языке, поэтому, например, жители берегов Белого моря и Ставрополья, Смоленщины и Сибири поймут друг друга, так как большинство слов, которыми они пользуются, известны всем, т. е. являются, как вы уже знаете, общенародными (общеупотребительными).

Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. На их базе происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики национального русского языка в результате производства новых слов с помощью разных способов образования.

Но в разных местностях встречаются слова, которые понятны только жителям той или иной местности. Например, слово амуница - «рукоятка у кормового весла» употребляется на Дону, абик - «вершина прибрежного подводного камня, показавшаяся из воды» - в Архангельской области, алес - «мокрое, топкое место, заболоченный луг» - на Смоленщине, азям - «армяк из верблюжьей шерсти, который не пропускает влагу» - в Сибири, на Енисее и т. д. Это слова территориально ограниченного употребления, или диалектизмы.

Со словами ограниченного употребления мы сталкиваемся, не только беседуя с жителями той или иной местности. Представьте себе, что вы слушаете разговор маляров, красящих в доме двери, рамы. Вам понятно все, о чем они говорят, но вот один просит другого: «На эту комнату нам не хватит левкаса, приготовь его». Слово левкас, означающее смесь алебастра или мела с клеем, употребляемое для грунтовки дерева под масляную краску, знакомо уже не всем. Оно бытует в речи маляров, художников.

В каждой профессии, помимо общеупотребительных, используются слова специальные. Это тоже слова ограниченного употребления, но ограниченного по специальному признаку, по признаку профессии, поэтому их называют специальными словами, или профессионализмами.



Ограниченными по употреблению являются также слова, используемые в речи дельных социальных групп, например, школьников, студентов. В их речи, наряду с общеупотребительными, мы встречаем слова особые, например: хвост - «несданный экзамен»; срезаться - «не выдержать экзамена»; автомат - «зачет, поставленный преподавателем без предварительного собеседования» и др. Такие слова являются арготизмами (или жаргонизмами) и, в отличие от диалектизмов и профессионализмов, имеют ярко выраженный эмоционально-экспрессивный характер.

Таким образом, национальный русский язык включает в себя общенародные, общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления (диалектные слова, профессиональные слова и арготизмы).

Общеупотребительная лексика пополняется также за счет слов ограниченного употребления.

Так, раньше одинокого, нелюдимого человека в некоторых южных губерниях (областях) называли бирюком . И. С.Тургенев в рассказе «Бирюк» сделал по этому поводу следующее примечание: «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый». Со временем это слово ограниченного употребления (диалектное) стало общеупотребительным.

Еще больше общеупотребительные слова пополняются за счет профессионализмов. Например, слова диагноз, квадрат, суфлер, вертолет, микроскоп, микроб, капрон, космос , которые были специальными, постепенно стали понятны для всех и вошли в состав общеупотребительной лексики.

В свою очередь, слова ограниченного употребления пополняются за счет общенародных слов. Так, общеупотребительное слово шапка в речи полиграфистов обозначает «заголовок, набранный крупным шрифтом, общий для нескольких статей в газете», и в этом значении является профессионализмом.

Профессиональные слова

Разнообразны виды деятельности людей. Невозможно кратко перечислить все специальности и профессии, которыми владеют люди, - так они многочисленны.

У каждой профессии свои орудия и продукты труда, свойственные только ей трудовые процессы. Для называния всего этого существуют слова, которые преимущественно употребляются в коллективе, объединенном какой-либо производственной деятельностью, специальностью, профессией. Например, в речи моряков употребляются слова камбуз, рея, гюйс, зюйдвестка, марсель, кубрик, такелаж, норд-вест и др. В речи шахтеров употребляются слова забой, уступ, крепильщик, подбойка, штрек и др.

Современная жизнь характеризуется развитием науки и техники. О научных достижениях мы узнаем из периодической печати, радио, кино и телевидения. Техника повсюду проникает в быт, люди пользуются разными аппаратами, приборами, компьютерами, знают, в основном, их назначение, устройство, принцип действия. Все это приводит к тому, что многие профессиональные слова начинают использоваться не только специалистами, постепенно становятся понятными всем (общеупотребительными). Например, получили широкое распространение названия многих машин, аппаратов и их частей: комбайн, экскаватор, эскалатор, бульдозер, кабина, акваланг и др.

С самого начала существования Советской власти в нашей стране общеупотребительная лексика пополняется за счет слов общественно-политической лексики. Так, общеупотребительными стали слова атеистический, республика, автономный, революция, депутат, президиум, агитация, пропаганда, демократия, марксистский и др.

В 20-е и 30-е гг. в связи с электрификацией и индустриализацией страны в общее употребление вошло много специальных слов, относящихся к электротехнике, радиотехнике, автомобилестроению, авиастроению и авиации, например: пропеллер, фюзеляж, шасси, аэродром, авиатор, динамо-машина, турбина, гидростанция, автомобиль и др.

В 40-е гг. общеупотребительная лексика пополнялась главным образом за счет специальных военных слов, например: сержант, ефрейтор, фронт, авангард, генерал, офицер, лейтенант, маршал, передовая, мобилизация и др.

В 50-е и 60-е гг. общественно важными становятся науки: физика, математика, биология, химия, медицина. Многие специальные слова, относящиеся к этим наукам, пополнили общенародный слой лексики русского языка. Так, общеупотребительными стали слова нейлон, кибернетика, бионика, реактор, протоплазма, планктон, стерильный, вакуум, вирус, гибрид и др.

Новые профессиональные слова либо создаются путем разных способов русского словопроизводства от основ исконно русских и заимствованных слов, либо заимствуются из других языков.

Специальное терминологическое значение могут приобретать отдельные общеупотребительные слова. Так, появилось специальное слово автомобилистов - дворник (ср. со значением общеупотребительного слова дворник - «человек, убирающий улицу, двор»). Первые три значения слова горизонт являются общеупотребительными (1. Линия кажущегося соприкосновения неба с земной или водной поверхностью. 2. Круг знаний, идей, интересов. 3. Круг действий, возможностей). В четвертом или пятом значениях это слово специальное; оно обозначает в гидрологии высоту воды в реке или водоеме, а в горном деле - горизонтальную плоскость, пересекающую месторождение полезного ископаемого на каком-либо уровне.

В толковые словари включаются наиболее употребительные профессиональные слова и специальные значения общеупотребительных слов с пометами спец. (специальное) или сокращенным названием той или иной науки, профессии, например: пчел. (пчеловодство), бот . (ботаническое). Перечни профессиональных слов даются в специальных (терминологических) словарях-справочниках, в отраслевых энциклопедических словарях. Например, специальные географические слова собраны и разъяснены в справочнике «Энциклопедический словарь географических терминов» (М., 1968), лингвистические слова - в книгах О. С. Ахмановой «Словарь лингвистических терминов» (М., 1966) и Д. Э.Розенталя и М. А. Теленковой «Словарь-справочник лингвистических терминов» (3-е изд., исп. и доп. - М:, 1985).

Диалектные слова

В национальном русском языке, как вы уже знаете, имеются два основных наречия (диалекта) - северное и южно состав которых входят самостоятельные говоры. Особую группу составляют среднерусские говоры, имеющие черты и северно-русского, и южнорусского наречий.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них в говорах употребляются местные, или диалектные, слова, понятные только жителям определенной территории.

Некоторые диалектные слова по своему звучанию совпадают со словами литературного языка, но значение у них разное. Так, общеупотребительное слово дробный - «расчлененный на части» («разбить производственный процесс на ряд дробных операций ») или «частый» (дробный стук копыт ) - в говорах употребляется в значении «худой, слабый» (дробный мальчик ). Это диалектизмы семантические, т. е. такие, которые отличаются от слов литературного языка своим значением (семантикой), но совпадают с ними по звучанию.

Общеупотребительное слово петух является в то же время и диалектным, так как оно используется для названия этой птицы в северном диалекте. А в южном диалекте петуха называют кочетом . Подобные диалектизмы называются лексическими: они имеют параллели в литературном языке, от которых отличаются своим звучанием.

Русские люди живут в разных географических условиях: одни в лесной местности, а другие - в степной; одни - в гористой, а другие - на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт. Так, на севере жилой дом (избу) строят с подпольем; вход в подполье называют словом голбец ; а на юге подполья в доме (хате ) нет, слово голбец там неизвестно. Такие диалектные слова характеризуют особенности языка жителей определенной местности и называются этнографизмами (этнография - наука, которая изучает особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа, народностей, людей, проживающих в той или иной местности).

Некоторые диалектные слова известны в нескольких говорах, но употребляются в разных значениях. Например, слово вага в Курской области обозначает «весы», а в Тамбовской - «жердь». Слово бурак на территории южных говоров - «свекла», а на севере бурак - «берестяной сосуд».

В некоторых говорах отсутствуют специальные слова для называния какого-либо предмета, хотя в других говорах такие слова есть. Например, на севере шерсть овец специального названия не имеет, а на юге для этого используется слово волна ; поле скошенной ржи на севере называют словом ржанище , овса - овсянище и т. д., а на юге во всех случаях для обозначения поля скошенной ржи, пшеницы и овса употребляется слово жниво .

Общение образованного населения, владеющего литературным языком, с носителями диалектов приводило к взаимному влиянию литературного языка и диалектов: в литературный язык проникали диалектные слова, а в диалектах, наряду с местными словами, начинали употребляться как их синонимы общеупотребительные слова.

Например, из диалектов в литературный язык вошли такие слова, как отава, филин, хилый, мямлить и др.

В царской России литературный язык мало влиял на диалекты, так как население было в основном неграмотное. В советское время литературный язык активно распространяется через школу, радио, печать, телевидение.

С распространением литературного языка рамки использования диалектных слов и оборотов сужаются; они используются преимущественно людьми старшего поколения. Из диалектного языка уходят прежде всего лексические и семантические диалектизмы, которые заменяются общеупотребительными словами.

Диалектные слова - часть словаря национального русского языка. Некоторые диалектные слова - это бывшие общерусские слова, не сохранившиеся в литературном языке. Чтобы объяснить историю развития языка, надо изучать диалекты.

Одним из выдающихся ученых, посвятившим свою жизнь изучению русских диалектов, был Владимир Иванович Даль (1801-1872). Он составил «Толковый словарь живого великорусского языка» в четырех томах, содержащий более 200 000 слов. Словарь В. И. Даля - наше национальное достояние.

В настоящее время русские диалекты изучаются по программе, разработанной Институтом русского языка Академии наук СССР. Ученые-лингвисты, студенты, учителя отправляются в диалектологические экспедиции. На основе собранных материалов ученые составляют областные диалектные словари. В настоящее время ведется большая работа по составлению многотомного «Словаря русских народных говоров».

Диалектные слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, включаются в толковые словари русского языка с пометой обл . (областное).

III. Работа с учебником

Найдите в учебнике и выпишите определения диалектизмов (стр. 43), профессионализмов (стр. 45), жаргонизмов (стр. 45).

В продолжение темы:
Право

Поэтому так важен. Эта часть речи необходима для того, чтобы правильно назвать и описать действие. Как и другие часть речи, он имеет свои морфологические признаки, которые...

Новые статьи
/
Популярные