Половое размножение презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему. Жизненные циклы. Полные уроки — Гипермаркет знаний Изучение нового материала

Цели

  • Учебные:сформировать знания обжизненных циклах живых организмов;раскрыть понятие размножение, его роль и особенности;
  • Развивающие:продолжить формироватьумения самостоятельно работать с литературой и дополнительными источниками, развивать способности к творческому и логическому мышлению, умение лаконично выражать свои мысли;
  • Воспитательные:воспитание здорового образа жизни, повышение интереса к биологическим наукам.

Задачи

1. Раскрыть понятие жизненный цикл.
2. Рассмотреть фазы жизненного цикла
3. Определить значение размножения в жизни организмов.
4. Закрепить учебный материал с помощью выполнения практических заданий.

Термины и понятия

  • Жизненный цикл - это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта.
  • Размножение– присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
  • Оплодотворение – это слияние мужской половой клетки (сперматозоида) с женской (яйцом, яйцеклеткой), приводящее к образованию зиготы - нового одноклеточного организма.
  • Зародыш – живой организм на ранних стадиях развития.

Ход урока

Актуализация знаний

Дайте ответ на вопросы
1. Что такое жизнь?
2. Что такое живой организм или особь?
3. Что, по-вашему, означает «размножение»?
4. Назовите типы размножения, которые Вам известны из предыдущих курсов биологии?
5. Какое размножение присуще человеку?

Изучение нового материала

Все живое в нашем мире имеет свою логическую цепь – рождение, молодость, зрелость и смерть. Относится это к растению, к животному, к человеку или насекомому – в течение разного периода времени все живое проходит эти стадии. Иными словами, это можно назвать обязательным чередованием жизненных циклов.

Обеспечивает сохранность видов способность живых организмов к размножению. Что такое размножение, Вы можете узнать из терминов, приведенных в начале урока. Запишите эти термины в свои тетради.

Размножение – это сложный процесс, для каждого вида живых организмов специфичный. Но выделить можно 2 вида размножения – половое и бесполое.

Половое размножение может происходить при условии наличия мужского и женского организмов. Соответственно, эти организмы должны содержать в своем анатомическом строении соответственные половые системы. На рисунках 1 и 2 изображены, соответственно, строение мужской и женской половых систем.

Рис. 1 Строение мужской половой системы


Рис. 2. Строение женской половой системы

Мужская половая система продуцирует необходимые для размножения мужские половые клетки – сперматозоиды. Женская – яйцеклетку.
Посмотрите на рисунок 3 – на нем изображены мужская и женская половые клетки:


Рис. 3 Строение Сперматозоида и яйцеклетки

Задание. Зарисуйте себе в тетрадь схему строения женской половой клетки и мужской.
Более подробно строение сперматозоида отображено на рисунке 4.


Рис. 4 Строение сперматозоида

Важно отметить, что нарушение строения сперматозоидов ведет к неспособности оплодотворять. То есть, клетки с дефектами строения являются бесплодными. Пример нарушения морфологии сперматозоидов Вы увидите на рисунке 5.


Рис. 5. Нарушения морфологии сперматозоидов

На следующем видеоролике отображен принцип работы мужской половой системы

Теперь посмотрите на рисунок 6 – на нем схематически отображены данные о женской половой системе. Хорошо рассмотрите схему и зарисуйте в рабочую тетрадь.



Рис. 6. Женская половая система

Чтобы лучше узнать строение женской половой системы просмотрите видеоролик

При оплодотворении гаплоидной яйцеклетки гаплоидным сперматозоидом, происходит зачатие нового живого организма.В результате оплодотворения образуется зародышевая клетка - зигота - с полным (то есть двойным) набором хромосом. У человека и животных, не рожденный живой организм называется эмбрион. Формирование эмбриона происходит в основном во внутриутробный период. После рождения, молодой организм лишь развивается и растет. То есть, все жизненно-необходимые органы и системы закладываются до рождения на свет.

Важно отметить, что новый организм получает набор хромосом от своих родителей поровну.
Лучше всего размножение и оплодотворение Вы сможете понять с помощью следующего занимательного видео:

Закрепление знаний

Ответьте на тесты:
1. Размножение делится на:
А) половое и бесполое
Б) половое и вегетативное
В) вегетативное и почкование.
2. Для полового размножения необходимы:
А) наличие здорового организма
Б) наличие мужского и женского организма
В) наличие только женского организма
3. Мужская половая клетка, это:
А) яйцеклетка
Б) тестостерон
В) сперматозоид
4. Женские половые клетки созревают в:
А) яичниках
Б) семенниках
В) маточных трубах
5. Зигота имеет набор хромосом:
А) гаплоидный
Б) диплоидный
В) в зависимости от температурного режима nили 2n.

1. Назовите органы женской половой системы.
2. Дайте определение «размножение».
3. Назовите функцию размножения.
4. Охарактеризуйте жизненные циклы человека.

Для закрепления изученного материала еще раз просмотрите следующее видео:

Домашнее задание

1. Обработайте материал учебника – параграф 60.
2. Зарисуйте в тетради строение яйцеклетки и сперматозоида.
3. Выучите термины, данные в начале урока.
4. Подготовьте доклады на тему «Жизненные циклы человека», «Жизненные циклы животных» (на выбор)

Постельные клопы спариваются путём травматического осеменения. Это значит, что у самки в принципе нет полового отверстия, и самцу приходится протыкать своим половым органом её брюшко, вводя туда сперму.
- Большие панды признаны исчезающим видом и имеют низкий уровень рождаемости.Самки больших панд готовы размножаться только один раз в год на протяжении 72 часов, причём только от 12 до 24 часов в этом периоде они могут быть успешно оплодотворены. Самцы же имеют непропорционально маленькие пенисы, из-за чего половой акт возможен только в строго определённой позиции, и это положение самцы знают плохо.
- Потомство морских коньков вынашивает самец, а не самка. На теле самца есть специальный карман, куда самка вбрасывает яйца. Эта выводковая камера обильно снабжается кровью и играет роль матки.

Список использованных источников

1. Урок «Жизненные циклы. Размножение» Поздняков.А.П, учитель химии, биологии ООШ № 8 г. Санкт-Петербург
2. Урок «Размножение. Особенности полового размножения» Латыш И.С., учитель биологии ООШ № 207 г. Москва.
3. Урок «Половое размножение человека» Шепель К.А.,учитель биологии ООШ № 58, г. Донецк
4. Колесов Д.В. и др. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. (3-е изд.) - М.: Дрофа, 2012. - 336 с.
5. Омельковець Я.Б. Біологія. Тестові завдання. 6-11 кл.- К.: Академия, 2011.- 444с.

Отредактировано и выслано Борисенко И.Н.

Над уроком работали

Борисенко И.Н.

Позднякова А.П.

Латыш И.С.

Шепель К.А.

Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на

Урок 64: Жизненные циклы. Размножение.

Цели:

Образовательные: дать понятие о жизненных циклах отдельных особей и условиях существования вида; раскрыть понятие размножение, его роль и особенности ; выявить преимущества полового размножения перед бесполым в адаптации к среде обитания; познакомить с мужской и женской половыми системами, образованием и развитием зародыша, с причинами менструаций и поллюций.

Воспитательные: воспитание здорового образа жизни, повышение интереса к биологическим наукам.

Развивающие: продолжить формировать умения самостоятельно работать с литературой и дополнительными источниками, развивать способности к творческому и логическому мышлению, умение лаконично выражать свои мысли.

Оборудование: таблицы «Схема оплодотворения и развития зародыша», «Мужская половая система», «Женская половая система».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Актуализация знаний.

Индивидуальный опрос по вопросам после §59 или:

    Раскрыть роль гипофиза в регуляции роста и развития.

    Рассказать о значении и функциях щитовидной железы и последствиях их нарушений.

    Осветить значение желез внутренней секреции в индивидуальном развитии организма.

    Выяснить роль надпочечников в приспособлении организма к повышенным нагрузкам.

    Целеполагание и мотивация.

Люди часто ставят перед собой вопрос: «Для чего мы пришли в этот мир? Каково предназначение человека на этой Земле? Работать? Учиться? Путешествовать?»

Издавна человека волновал и другой вопрос о бессмертии души и тела. Сколько было придумано рецептов вечного существования, эликсиров молодости, но и по сегодняшний день проблема остается нерешенной. Многие умные головы трудились над ответом на эти вопросы.

Ответ заключается в могучем инстинкте, присущем всему живому - оставить после себя потомство. В наших детях частичка нас самих и наших родителей тоже. Пока рождаются дети, значит мы бессмертны, так как в них гены нашего рода.

Итак, тема сегодняшнего урока «Жизненные циклы. Размножение».

Господь сказал «Плодитесь и размножайтесь» (в великой книге «Библии») и он сделал все для этого. В мире существует много чудес света, но одно из них, на мой взгляд, совершеннейшее творение - тело человека (фото картин и скульптур человека выполненных различными художниками). В нем все прекрасно, нет ничего постыдного, и многие поэты и художники прославляли красоту человеческого тела.

    Изучение нового материала.

Все живое в нашем мире имеет свою логическую цепь – рождение, молодость, зрелость и смерть. Относится это к растению, к животному, к человеку или насекомому – в течение разного периода времени все живое проходит эти стадии. Иными словами, это можно назвать обязательным чередованием жизненных циклов.

Жизненный цикл - это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта.

Дайте ответ на вопросы:

Что такое жизнь?

Что такое живой организм или особь?

Что, по-вашему, означает «размножение»?

Корень «множ» в слове «размножение» указывает, что этот процесс направлен на увеличение количества. Это одно из фундаментальных свойств живого – воспроизведение себе подобных.

Даже мельчайшие неклеточные структуры – вирусы, пусть и не самостоятельно, а с помощью клетки-хозяина, тоже размножаются. В ходе эволюции за миллиарды лет в природе возникло несколько основных путей или способов размножения.

Размножение – присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Назовите типы размножения, которые Вам известны из предыдущих курсов биологии?

Размножение

Бесполое Половое

Делением Спорами Вегетативное

РТ задания №220-221.

Какой способ размножения наиболее распространен в природе как у растений так и у животных?

Почему именно половой способ размножения более прогрессивный в органическом мире?

Смена поколений людей связана с размножением, которое свойственно всему живому, однако в отличие от представителей животного мира люди обладают высокоразвитым сознанием и стараются строить свои семьи на основе взаимной любви и воспитывать детей.

Половое размножение может происходить при условии наличия мужского и женского организмов. Соответственно, эти организмы должны содержать в своем анатомическом строении соответственные половые системы.

Мужская половая система продуцирует необходимые для размножения мужские половые клетки – сперматозоиды. Женская – яйцеклетку.

Впервые сперматозоид человека увиден в 1677 году А. Левенгуком, а в 1853 году было описано проникновение сперматозоидов в яйцеклетку. Автор исследований Ф. Кебер.

Из 100 млн. сперматозоидов только 1 оплодотворяет яйцеклетку.

Цикл формирования сперматозоида 70-75 дней.

Путь сперматозоида по семявыводящим путям 10-15 дней.

На воздухе сперматозоид живет 24 часа, в организме женщины - 3-4 дня.

Во всех случаях яйцеклетки – крупные и малоподвижные, а сперматозоиды – мелкие подвижные, состоят из головки, шейки и хвостика.

Яйцеклетки несут набор хромосом типа X, а сперматозоиды несут либо X, либо У – хромосомы. Если сливаются XX хромосомы, рождается девочка, ХУ – мальчик.

Известно, что число хромосом у разных представителей царства Животные различно, например, у гидры их 32, у кролика 44, а у таракана и шимпанзе одинаково - 48!

Важно отметить, что нарушение строения сперматозоидов ведет к неспособности оплодотворять. То есть, клетки с дефектами строения являются бесплодными.

В каждой клетке человека по 46 хромосом. В яйце (оплодотворенной женской половой клетке) хромосом тоже 46.

Почему в яйце хромосом 46, а не 92, ведь яйцо образуется в результате слияния двух (мужской и женской) половых клеток? (Половые клетки имеют половинный (гаплоидный) набор хромосом по сравнению с соматическими клетками (имеют диплоидный набор хромосом))

При оплодотворении гаплоидной яйцеклетки гаплоидным сперматозоидом, происходит зачатие нового живого организма. В результате оплодотворения образуется зародышевая клетка - зигота - с полным (то есть двойным) набором хромосом.

- это слияние мужской половой клетки (сперматозоида) с женской (яйцом, яйцеклеткой), приводящее к образованию зиготы - нового одноклеточного организма.

Во время полового акта сперматозоиды быстро проникают по половым путям женщины в верхнюю часть маточных, и из нескольких миллионов внутрь яйцеклетки проникает только один. Так получились мы с вами. Так что мы изначально Победители, ведь могли родиться миллионы других претендентов.

Оплодотворенная яйцеклетка – зигота – начинает делиться и опускаться в матку, где внедряется в ее слизистую оболочку и со временем образуется плацента (детское место), через которое осуществляется питание зародыша. Это диск диаметром 20 см и толщиной 5 см, переплетенный кровеносными сосудами матери и ребенка, но они необъединенные.

У человека и животных, не рожденный живой организм называется эмбрион . Формирование эмбриона происходит в основном во внутриутробный период. После рождения, молодой организм лишь развивается и растет. То есть, все жизненно-необходимые органы и системы закладываются до рождения на свет.

Дифференцировка половых органов на мужские и женские у человека завершается к 8-й неделе внут риутробного развития.

В продлении рода участвуют 2 человека: мужчина и женщина, и в их теле все для этого предусмотрено. Они отличаются друг от друга внешне, а также и строением репродуктивных органов.

Половая система

Половые органы

Мужская

Женская

Наружные

мошонка

половой член

мочеиспускательный канал

большие половые губы

малые половые губы

клитор

преддверие влагалища

Внутренние

Семенники

семявыводящий проток

семенной канатик

предстательная железа

Куперова железа

яичник

матка

маточная труба

влагалище

Знакомство со строением и функциями половых систем человека происходит в процессе самостоятельной работы с учебником §60 с.308-310 и выполнение задания №223 в РТ.

Менструация - ежемесячный процесс отторжения эндометрия, сопровождающийся выделением крови.

Поллюция - непроизвольное выделение спермы.

    Первичное закрепление.

Ответьте на тесты:

1. Размножение делится на

А) половое и бесполое

Б) половое и вегетативное

В) вегетативное и почкование.

2. Для полового размножения необходимы:

А) наличие здорового организма

Б) наличие мужского и женского организма

В) наличие только женского организма

3. Мужская половая клетка, это:

А) яйцеклетка

Б) тестостерон

В) сперматозоид

4. Женские половые клетки созревают в:

А) яичниках

Б) семенниках

В) маточных трубах

5. Зигота имеет набор хромосом:

А) гаплоидный

Б) диплоидный

В) в зависимости от температурного режима n или 2n.

1. Назовите органы женской половой системы.

2. Дайте определение «размножение».

3. Назовите функцию размножения.

4. Охарактеризуйте жизненные циклы человека.

    Задание на дом.

§60, термины после параграфа.

РТ задание №222

    Рефлексия.

Интересно знать, что…

Постельные клопы спариваются путём травматического осеменения. Это значит, что у самки в принципе нет полового отверстия, и самцу приходится протыкать своим половым органом её брюшко, вводя туда сперму.

Большие панды признаны исчезающим видом и имеют низкий уровень рождаемости.Самки больших панд готовы размножаться только один раз в год на протяжении 72 часов, причём только от 12 до 24 часов в этом периоде они могут быть успешно оплодотворены. Самцы же имеют непропорционально маленькие пенисы, из-за чего половой акт возможен только в строго определённой позиции, и это положение самцы знают плохо.

Потомство морских коньков вынашивает самец, а не самка. На теле самца есть специальный карман, куда самка вбрасывает яйца. Эта выводковая камера обильно снабжается кровью и играет роль матки.

О мужских половых клетках

Средний объем одного сперматозоида человека равен 16–19 мкм 3 . В течение суток в семенниках человека созревает до 100 млн сперматозоидов.

Число хромосом у некоторых видов организмов

14

Подсолнечник

Картофель

Огурец

Яблоня

Дождевой червь

Дрозофила

Кролик

Человек

О тельцах Барра

Одной из методик, сыгравшей важную роль в исследовании проблемы пола у человека, является обнаружение в ядрах клеток человека и некоторых других млекопитающих особых хроматиновых образований, известных под двояким названием, а именно: полового хроматина или телец Барра (по имени автора, открывшего их в 1949 г.).

Тельца Барра представляют собой сферические образования около 1 микрона в диаметре; они располагаются пристеночно, прилегая к внутренней поверхности ядерной оболочки. О хроматиновой природе телец Барра свидетельствует, в частности, тот факт, что они окрашиваются теми же специальными красками, что и хромосомы.

Происхождение телец Барра и их связь с хромосомами будут рассмотрены ниже. Сейчас же мы отметим их другую важную особенность, которая заключается в том, что они обнаруживаются только в женских соматических клетках (т. е. у самок животных и у женщин) и отсутствуют в мужских соматических клетках (т. е. у самцов животных и у мужчин).

Предпочтение названию «тельца Барра» мы отдаем потому, что, во-первых, оно хорошо сочетается с числительными, чего нельзя сказать о «половом хроматине» (например, «два или три тельца Барра», но не «два или три половых хроматина»), и, во-вторых, точнее выражает смысл понятия, поскольку природа телец Барра (полового хроматина) одинакова, независимо от их числа.

В ядрах нормальных самок и у женщин находят по одному тельцу Барра. В овогониях тельца Барра не обнаружены.

Кроме человека, тельца Барра найдены у обезьяны, кошки, собаки, норки, куницы, хорька, лисицы, медведя, волка, козы, оленя, енота, скунса, койота, свиньи, коровы и опоссума. У кроликов и грызунов, в том числе и у мыши, наиболее подробно изученной во всех отношениях, тельца Барра обнаружить не удается.

Микроскопическое исследование клеток животного любого из названных видов или человека на тельца Барра дает возможность определить его пол, так сказать, заглазно, не видя самого объекта исследования. Отсюда понятно, сколь важное значение приобрела эта ядерная «метка» в анализе половых типов человека. Анализ на тельца Барра может быть сделан легко, быстро и с достаточно надежным результатом, причем не только на взрослых людях и животных, но в случае надобности и на ранних стадиях внутриутробного развития плода человека. У взрослых людей для анализа берут кусочек кожи или соскоб со слизистой оболочки полости рта (легче всего со щеки); в практической работе пользуются именно этим последним методом, как наиболее простым.

Таким образом, современные исследователи располагают двумя взаимно дополняющими друг друга методами выяснения отдельных сторон проблемы пола у человека: один из них - это прямой подсчет числа хромосом и его отклонений от нормы, другой - исследования телец Барра. Оба они сыграли важную роль в уточнении механизма определения пола и причин возникновения аберрантных половых типов у человека.

Из книги Н. Н. Медведева «Беседы по биологии пола»

Cлайд 1

Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и характер смены поколений

Cлайд 2

Характеристика полового и бесполого размножения Формы размножения Какие клетки участвуют Генетическая информация меняется Генетическая информация не меняется Набор хромосом диплоидный Набор хромосом Гаплоидный

Cлайд 3

Характеристика полового и бесполого размножения Формы размножения Какие клетки участвуют Генетическая информация меняется Генетическая информация не меняется Набор хромосом диплоидный Набор хромосом Гаплоидный Беспо лое Сомати ческие + + Поло вое Половые + +

Cлайд 4

Бесполое размножение Деление Спорообразование Почкование Фрагментация Вегетативное Полиэмбриония

Cлайд 5

Формы бесполого размножения 1. Деление. Наиболее древняя и самая простая форма бесполого размножения. Размножение путем деления клетки характерно для одноклеточных организмов. Различают два основных способа деления – бинарное деление - деление, при котором образуются две равноценные дочерние клетки; множественное деление, или шизогония - деление, при котором материнская клетка распадается на большое количество более или менее одинаковых дочерних клеток (малярийный плазмодий); множественное деление подразделяют на две фазы: фазу ядерного деления; фазу цитоплазматического деления.

Cлайд 6

Формы бесполого размножения 2. Споруляция. Размножение посредством спор - специализированных клеток грибов и растений. Как правило, образование спор происходит в спорангиях - одноклеточных или многоклеточных структурах. Если споры имеют жгутик и подвижны, то их называют зооспорами (хламидомонада). Но споры могут образовываться в результате полового размножения, как это, например, происходит у шляпочных грибов.

Cлайд 7

Формы бесполого размножения 3. Почкование. Способ размножения, при котором на материнской особи происходит образование выроста - почки, из которого развивается новая особь. Причем, дочерняя особь может либо отделиться от материнской и перейти к самостоятельному образу жизни (гидра), либо остается прикрепленной к ней, тогда происходит образование колонии.

Cлайд 8

Формы бесполого размножения 4. Фрагментация Фрагментация - разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь. Этот способ размножения наблюдается и у растений, и у животных (кольчатые черви). В основе фрагментации лежит свойство регенерации - способности некоторых живых существ восстанавливать утраченные органы и ткани.

Cлайд 9

Формы бесполого размножения 5. Вегетативное размножение. Форма бесполого размножения, характерная для многих групп растений. При вегетативном размножении новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень и т.д.), специально предназначенных для вегетативного размножения.

Cлайд 10

Формы бесполого размножения 6. Полиэмбриония. Представляет собой размножение во время эмбрионального развития, при котором из одной зиготы развивается несколько зародышей - близнецов (однояйцевые близнецы у человека). Потомство всегда одного пола.

Cлайд 11

, Биология

Класс: 10

Урок рекомендуется проводить в 10 классе (профильное обучение) после изучения тем “Цитология”, “Размножение и развитие организмов”. Урок - теоретический семинар проводится по модульной технологии с широким охватом знаний учащихся: из курсов “Растения”, “Животные” и основ строения и жизнедеятельности клетки. Продолжительность урока – 90 мин (2 академических часа). Основная методическая цель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся и формирования понятия “Жизненный цикл”.

Подготовка к уроку. Учитель готовит предварительные задания: алгоритмы для подготовки дифференцированных домашних заданий по группам (приложение 1).

Также идет соответствующая смена митоза и мейоза: спорофит (диплофаза) - мейоз – споры – митоз – гаметофит (гаплофаза) – митоз – гаметы – зигота – митоз – спорофит (диплофаза).

С целью выяснения других способов чередования ядерных фаз рассматриваются жизненные циклы лягушки (класс Земноводные приложение 5 , слайд 9) и жизненного цикла Хламидомонады (приложение 5 , слайд 7), жизненного цикла голосеменных на примере сосны обыкновенной (приложение 5 , слайд 8).

В результате обсуждения выясняется, что имеются следующие типы смены ядерных фаз в жизненных циклах разных организмов:

  • жизненный цикл с промежуточной редукцией ядерных фаз
(у большинства растений);
  • жизненный цикл с гаметической редукцией ядерных фаз (у большинства многоклеточных животных);
  • жизненный цикл с зиготической редукцией
  • (у одноклеточных организмов).

    Последняя группа освещает жизненный цикл малярийного плазмодия с целью выяснения чередования в жизненном цикле различных способов размножения. После выступления группы учащиеся составляют схемы чередования способов размножения, используя схемы жизненных циклов медузы и хламидомонады ( слайды 11,12приложение 5 ).

    Таким образом, жизненный цикл – это смена различного числа поколений, которые повторяются в определенной последовательности в результате разных способов размножения.

    Самостоятельная работа проводится с целью обобщения и закрепления закономерностей, выявленных при изучения жизненных циклов различных организмов. Учащиеся по предложенному алгоритму выполняют работу и озвучивают результаты работы перед классом (приложение 1 жизненные циклы печеночного сосальщика и представителей класса Сцифоидные) ( приложение 5 слайд 13).

    Обобщение проводится по обобщающим схемам. ( приложение 5 слайды 14-16). Обобщающие схемы могут составлять сами учащиеся в группах в ходе самостоятельной работы. Для активизации работы в таком случае им можно предложить термины, немые рисунки, незаконченные схемы. Степень оказания помощи зависит от подготовленности учащихся. Если вы уверены, что учащиеся данной группы могут справиться с предложенной работой им можно предложить тему обобщающей схемы. Например, при проведении данного урока я обычно предлагая следующие темы:

    • составить обобщающую схему жизненного цикла с зиготической редукцией ядерных фаз,
    • составить обобщающую схему жизненного цикла с промежуточной редукцией ядерных фаз,
    • составить обобщающую схему жизненного цикла с гаметической редукцией ядерных фаз.

    Или обобщающую схему предлагает учитель. Естественно это зависит от того, какие цели преследует учитель при работе на данном этапе урока.

    С целью проверки уровня усвоения изученного материала перед подведением итогов урока проводится контроль знаний (приложение 5 , слайды 17-21) . Учащимся предлагается 4 варианта заданий (приложение № 3).

    Обобщение знаний по обобщающим схемам и выполнение выходного контроля с индивидуальными карточками на одном уроке можно использовать только в том случае, если учащиеся очень хорошо знают материал и на первую часть урока тратится минимальное часть учебного времени. В своей практике я использую разные варианты. Главное, чтобы урок принес максимальное удовлетворение, как учителю, так и ученикам и была достигнута поставленная цель.

    Другой вариант проведения обобщения заключается в том, что руководители проектных групп готовят публикацию – буклет “Жизненные циклы” и представляют его как свою творческую работу (приложение 4).

    В заключительной части урока подводятся итоги и выставляются оценки.

    Литература

    1. М.Б. Беркинблит, С.М. Глаголев, В.А. Фуралев Общая биология. МИРОС М, 1999г
    2. Г.П. Яковлев, Л.В. Аверьянов Ботаника для учителя, М. Просвещение. 1996
    3. Н.В. Чебышев, С.В. Кузнецов, С.Г. Зайчикова Биология Пособие для поступающих в вузы. М. Новая Волна 2004.
    4. Н.А. Красильников, А.А.Уранов Энциклопедия Жизнь растений. М Просвещение 1974
    5. Ю.И. Полянский Энциклопедия Жизнь животных. М. Просвещение 1987.
    6. И.Х. Шарова Зоология беспозвоночных

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    половое размножение

    Половое размножение Отличается наличием полового процесса Происходит при участии гаплоидных половых клеток - гамет Гаметы формируются в специальных органах мужских и женских особей Происходит объединение генетического материала родительских особей, результате чего увеличивается генетическое разнообразие потомства и его жизнестойкость

    Биологические виды в зависимости от производимых клеток Раздельнополые самки, самцы Обоеполые гермафродиты

    Мужская половая система Женская половая система

    Мужская половая система Внутренние семенники семявыводящие протоки семенные пузырьки предстательная железа Наружные половой член мошонка

    Мужская половая система Семенник Семявыносящий проток Сперма Предстательная железа Мочеиспускательный канал Зрелые сперматозоиды Ширина сперматозоида человека около 0,005 мм, длина 0,06-0,07 мм, а масса 0,000000005 г. В 1 см 3 спермы содержится от 20 до 60 миллионов сперматозоидов. мпс

    Половые клетки человека акросома

    Женская половая система Внутренние яичник маточные трубы матка влагалище Наружные половые губы

    Яичники Зрелая яйцеклетка Оплодотворение Влагалище Яйцевод Матка Фаллопиевы трубы Диаметр яйцеклетки составляет 0,15 мм, масса составляет 0,000003г. Женская половая система Яичник новорожденной девочки имеет вес 0,2г и содержит около 400000 незрелых половых клеток

    Половые клетки человека

    Строение половых клеток Признаки Женские гаметы Мужские гаметы Формы и размеры Особенности строения Количество хромосом Основные функции

    Найдите соответствие: Понятия Категории Содержание понятия 1. размножение 8. клетка 13. воспроизведение себе подобных 2. яйцеклетки 9. процесс 14. слияние половых клеток 3. сперматозоиды 10. орган 15. образуются в яичниках 4. оплодотворение 11. железа 16. предназначен для вынашивания плода 5. семенники 12. организм 17. производит яйцеклетки 6. матка 18. образуются в семенниках 7. яичники 19. производит сперматозоиды


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока для 6 класса. Представлена работа в группах. В ходе урока отвечают у доски все обучающиеся класса....

    В продолжение темы:
    Биология и химия

    От наличия или отсутствия на планете Земля растений зависит очень многое. Без пищи человек может обходиться до сорока дней, без воды - до трех дней, а вот без воздуха - всего...

    Новые статьи
    /
    Популярные