Корковые центры речи. Физиология речи. Классификации нарушений развития речи у детей

Центры речи человека

В мозгу есть несколько центров речи. Повреждение одного или нескольких из них может вызвать речевые затруднения. У большинства людей эти центры находятся в левом полушарии мозга.

Зона Брока находится рядом с частью мозга, управляющей мышцами, необходимыми для речи. Ученые полагают, что она координирует движения этих мышц.

Зона Вернике помогает контролировать содержание речи, а также влияет на восприятие того, что мы видим и слышим.

Большой нервный пучок связывает зону Брока и Вернике и тоже помогает контролировать содержание речи; позволяет человеку повторять звуки и слова, которые он слышит. Повреждение нервного пучка может лишить человека способности повторять слова и фразы.

Дж. Зеккарди

Центры речи занимают несколько областей коры больших полушарий
Более 100 лет назад Брок впервые обнаружил, что при поражении нижних отделов третьей лобной извилины левого полушария наблюдается потеря речи. В этом повинен центр, расположенный рядом с отделами двигательной области, контролирующими функцию мышц лица, языка, нёба и глотки, то есть мускулатуру, участвующую в артикуляции. Это моторный центр речи. Экстирпация или другие поражения зоны Брока приводят к нарушению речи (афазии).

Такие больные понимают речь, но сами говорить не могут. Центры речи: а - зона Брока; б - зона Вернике; в - центр чтения. Однако нарушение речи в данном случае не связано с параличом мышц, так как мышцы иннервируются из прецентральной извилины: при стимуляции электрическим током этой области с обеих сторон наблюдаются голосовые реакции, хотя звуки при этом не произносятся (для голосообразования необходима согласованная реакция указанных мышц с выдохом - см. ниже). Через несколько месяцев после разрушения центра Брока речь частично может быть восстановлена.

Отделом, который компенсирует при этом удаленный центр Брока, является область, находящая в моторной зоне М-П медиальных отделов мозга. Другим центром речи является область задних отделов первой височной извилины - сенсорный центр речи Вернике, расположенный вблизи от слуховой области.

Поражение его нарушает понимание речи при сохранении достаточно беглой, хотя и несколько искаженной спонтанной речи. Этот тип патологии относится к сенсорной афазии. Удаление височной речевой зоны приводит к стойкой общей афазии - неспособности понимать речь и говорить. Это подтверждает мнение о том, что данная область является первичным центром речи.

В филогенезе она образовалась раньше предыдущей. Еще позднее возникли центры речи, обеспечивающие у современного человека чтение и письмо (естественно, речь возникла раньше на слух, чем на вид написанного слова).

Центр письменной речи (чтения) расположен в области затылочной доли спереди от коркового отдела зрительного анализатора. Центр письма располагается в лобной доле выше центра Брока, примыкая к прецентральной извилине, где располагаются нейроны, контролирующие мышцы кисти.

Существенную роль в речевой функции мозга играет теменная ассоциативная зона коры. Одной из форм афазии является амнезия (теменная афазия), характеризующаяся забыванием отдельных слов (речевая память). Афазия может наступить при атеросклерозе, развивающемся в теменных отделах коры.

В данном случае она проявляется постепенно и мало заметна для самого человека. При остром развитии, например, при инсульте афазия может быть общей. Все указанные отделы центра речи у большинства людей располагаются в левом полушарии. Левополушарное расположение центра речи наблюдается у 95 % правшей и у 70% левшей. В отличие от этого, у 15% левшей центр речи находится в правом полушарии.

ЦЕНТРЫ РЕЧИ

У остальных правшей и левшей речь контролируется из обоих полушарий мозга. Лево - и праворукость являются генетически обусловленными признаками. Локализация центра речи в левой половине мозга может быть свидетельством того, что возникновение речи тесно связано с трудовой (общественной) деятельностью человека: его более ответственная (умелая) правая рука иннервируется именно из левого полушария. В связи с этим переучивание в детстве левшей, особенно тех из них, у которых врожденно центр речи располагается справа, выполнять основные, наиболее тонкие виды работ правой рукой может привести к одновременному перемещению в левое полушарие центра речи (в целом или частично). Это может существенно нарушить речевую функцию мозга, приводя к обеднению речи, а нередко и к развитию заикания. Так, при исследовании заикающихся людей более чем у половины из них обнаружено билатеральное представительство центров речи.

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка. Основные показатели развития речи от 1 года до 6 лет приводятся в .

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и имеет две важнейшие составляющие:

  • восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли);
  • воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция, которая обеспечивается центром Брока (располагается в нижних отделах лобной доли, в непосредственной близости от проекции в коре мускулатуры, участвующей в речи).

Оба речевых центра у правшей располагаются в левом полушарии головного мозга (рис. 1), а у левшей — наоборот, в правом. В соответствии с этим разграничиваются импрессивная речь (процесс восприятия речи на слух, понимание смысла, содержания речевого высказывания) и экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка).

В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка. Первая из них — фонетика , система звуков речи. Любой язык имеет в своей основе определенный сигнальный или фонематический признак, изменение которого меняет смысл слова. Этот сигнальный, смыслоразличительный признак составляет основу звуковых единиц языка — фонем (от греч. phonema — «звук речи»). В русском языке различают 42 фонемы, среди них 6 гласных и 36 согласных. К числу основных смыслоразличительных признаков относятся звонкость и глухость (был-пыл, дом-том, гость-кость), твердость и мягкость (пыл-пыль), ударность и безударность (за’мок-замо’к).

Кроме того, язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам. Совокупность этих правил составляет грамматику , благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Синтаксис устанавливает правила сочетания слов в предложении, семантика объясняет значение отдельных слов и фраз, а прагматика — социальные правила, предписывающие, что, как, когда и кому следует говорить. В процессе развития речи дети осваивают эти законы родного языка (Дж. Баттерворт, М. Харрис, 2000).

Причинами отставания в развитии речи могут явиться патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.

Нарушения слуха являются распространенной причиной изолированной задержки речевого развития. Известно, что даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. Среди признаков снижения слуха у малыша — отсутствие реакции на звуковые сигналы, неспособность имитировать звуки, а у ребенка постарше — избыточное использование жестов и пристальное наблюдение за движениями губ говорящих людей. Однако оценка слуха на основе изучения поведенческих реакций недостаточна и носит субъективный характер. Поэтому при подозрении на частичную или полную потерю слуха ребенку с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование. Надежные результаты дает также метод регистрации слуховых вызванных потенциалов. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с малышом или снабдить его слуховым аппаратом.

Реже задержка развития речи бывает связана с наличием у ребенка аутизма или общего отставания в психическом развитии. В таких случаях показано углубленное психоневрологическое обследование.

Классификации нарушений развития речи у детей

Диагностика нарушений развития речи предполагает участие в оказании помощи ребенку не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике. До настоящего времени не разработано единой классификации речевых расстройств у детей. В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Л. О. Бадалян (1986, 2000) предложил приведенную ниже классификацию.

I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на следующие формы.

  • Афазии — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
  • Алалии — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.
  • Дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая.

II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).

III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

IV. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).

В отечественной логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999). Эти классификации, хотя и рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения, не противоречат, а дополняют одна другую и оказываются ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса коррекции нарушений развития речи. Следует отметить, что обе классификации относятся к первичному недоразвитию речи у детей, т. е. к тем случаям, когда нарушения развития речи наблюдаются при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Клинико-педагогическая классификация основана на принципе «от общего к частному», ориентирована на детализацию видов и форм речевых нарушений, разработку дифференцированного подхода к их преодолению (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999). Нарушения развития устной речи делятся на два типа: фонационное (внешнее) оформление высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания.

К нарушениям фонационного оформления высказывания относятся:

  • Дисфония (афония) — расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата; дисфония проявляется в нарушениях силы, высоты и тембра голоса.
  • Брадилалия — патологически замедленный темп речи, проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы.
  • Тахилалия — патологически ускоренный темп речи, проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы.
  • Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
  • Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (синонимы: дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).

В психолингвистическом аспекте нарушения произношения могут возникать вследствие трех основных причин: недостатки операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия); несформированность операций отбора и реализации произносимых звуков; нарушения условий реализации звуков при анатомических дефектах речевого аппарата.

У большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы к 4-5 годам. Чаще всего дефекты речи бывают обусловлены тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляторных позиций, необходимых для произнесения звуков) или артикуляторные позиции сформировались неправильно, вследствие чего продуцируются искаженные звуки.

  • Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии.
  • Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС и расстройствами иннервации речевого аппарата.

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания включают два подтипа.

  • Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка (синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, дисфазия развития).
  • Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга (в результате черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, нейроинфекций и других заболеваний, сопровождающихся поражением ЦНС).

Психолого-педагогическая классификация (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999) построена на противоположном принципе — «от частного к общему». Подобный подход ориентирован на логопедическое воздействие как педагогический процесс, разработку методов логопедической коррекции для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). С этой целью определяются общие проявления различных форм речевых расстройств. В соответствии с данной классификацией нарушения речи подразделяются на две группы: нарушение средств общения и нарушения в применении средств общения. Нарушения средств общения включают фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи (ОНР).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Выделяются следующие основные проявления этого состояния (Т. Б. Филичева и др., 1989).

  • Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух и даже трех других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш: «тюмка» (сумка), «тяска» (чашка), «тяпка» (шапка).
  • Замена одних звуков другими. Звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р , звук ф — вместо ш . У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д : «табака» (собака).
  • Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р , л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например: «Сторял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску».

Подобные нарушения свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем), которое подтверждается в процессе обследования. Недоразвитие фонематического слуха препятствует полноценному осуществлению звукового анализа слов. Именно поэтому к школьному возрасту данная группа детей обладает недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.

К ОНР относятся различные сложные речевые расстройства, при которых страдает формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Под ОНР понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом.

ОНР неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и др.). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени нарушений формирования средств общения, ОНР подразделяется на три уровня. По Р. Е. Левиной (1968), эти уровни речевого недоразвития обозначаются как:

  • отсутствие общеупотребительной речи (так называемые «безречевые дети»);
  • начатки общеупотребительной речи;
  • развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Таким образом, разработка представлений об ОНР у детей ориентирована на разработку методов коррекции для групп детей со сходными проявлениями различных форм речевых расстройств. При этом необходимо учитывать, что ОНР может наблюдаться при различных поражениях ЦНС и отклонениях в строении и функциях артикуляционного аппарата (Р. Е. Левина, 1968; Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999), т. е. при разных клинических формах нарушений устной речи. В концепции ОНР находит отражение тесная взаимосвязь всех компонентов речи в ходе ее аномального развития, но вместе с тем подчеркивается возможность преодоления этого отставания, перехода на качественно более высокие уровни речевого развития.

Однако первичные механизмы ОНР не могут быть выяснены без проведения неврологического обследования, одной из важных задач которого является определение локализации поражения в нервной системе, т. е. постановка топического диагноза. Одновременно с этим диагностика направлена на выявление основных нарушенных звеньев в ходе развития и реализации речевых процессов, на основании чего определяется форма речевых расстройств. Не вызывает сомнения то, что при использовании клинической классификации нарушений развития речи у детей значительная часть случаев ОНР оказывается связана с алалией. При этом поражение различных зон коры больших полушарий головного мозга в доречевом периоде влечет за собой определенное своеобразие в формировании симптоматики алалий.

Алалии относятся к числу наиболее тяжелых расстройств развития речи. Алалия — системное недоразвитие речи центрального генеза. Недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, лежащий в основе алалии, может являться врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. Причиной алалии может быть раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией течения беременности и родов. В последние годы особое внимание исследователей привлекает роль наследственных факторов в формировании как речевых способностей, так и различных нарушений развития речи, в том числе алалий.

Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией . Афазия — распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только детям старше 3-4 лет. При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности понимать обращенную речь либо говорить, т. е. пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей. Афазии обусловлены поражением речевых центров в коре доминантного полушария (у правшей — левого, у левшей — правого) при отсутствии нарушений со стороны артикуляционного аппарата и слуха.

В случаях поражений речевых центров у детей в возрасте до 3-4 лет речь обычно развивается, но с выраженным отставанием. Это состояние отечественные специалисты обозначают как алалия. Более точным является международный термин «дисфазия» или «дисфазия развития». Аналогично афазиям у взрослых, различают моторную и сенсорную алалии (дисфазии).

Моторная алалия (дисфазия) — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального генеза. У ребенка имеются нарушения артикуляционного праксиса и организации речевых движений, поэтому речевое развитие задерживается. Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить определенные артикуляционные движения и их последовательности. Ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключиться с одного слова на другое. Это ведет к обилию в речи ошибок, перестановок, персевераций (многократное повторение одного и того же слога или слова). Вследствие этого у ребенка с моторной алалией при хорошем слухе и достаточном понимании речи, при отсутствии парезов артикуляционной мускулатуры самостоятельная речь долго не развивается, либо она остается на уровне отдельных звуков, слов.

Уже в раннем возрасте обращает на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, подчеркивают, что ребенок все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляции, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях.

Первые слова и фразы появляются поздно. Родители отмечают, что, кроме отставания в речи, в целом дети развиваются нормально. По мере увеличения словарного запаса трудности, возникающие у детей в овладении структурой слова, становятся более заметными. Речь замедленна. В речевом потоке много оговорок, на которые дети обращают внимание и пытаются исправлять ошибочно сказанное — особенно по мере своего развития. Примеры искажений слов: пуговица — «кубыка», «пузыка», «пузувиса», «кубиска»; февраль — «фраль», «вираль», «фараль».

Словарный запас формируется медленно, искаженно, часто встречается неправильное использование слов. Характерны замены слов по внешним признакам предмета или действия: стирает-моет, топор-молоток, чашка-стакан и т. д. Дети не умеют пользоваться синонимами, антонимами, обобщающими словами. Узок и однообразен запас прилагательных, наречий.

Словарный запас беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой. Ребенок не может объяснить значение слов, не умеет пользоваться средствами словообразования. В своих высказываниях дети затрудняются в согласовании слов, использовании родовых и числовых окончаний, не используют предлоги и союзы. Их фразы состоят из неизменяемых слов («Книга, Таня!» и жест просьбы), что делает их понятными только в определенной ситуации. В предложениях нарушены количество и порядок слов, ребенок отвечает одним-двумя словами (преимущественно номинативными предложениями-существительными в правильном или искаженном падежном варианте) в сочетании с жестом. Несформированность структуры предложения является при алалии следствием незрелости внутренних речевых операций — выбора слова и построения плана высказывания.

Отмечается системность недоразвития всех сторон и функций речи. Наблюдаются трудности построения фразы, усвоения грамматического строя, недостаточность развития подражательной деятельности (в том числе подражательно-речевой) и всех форм произвольной речи. Дети не в состоянии постепенно переводить знакомые слова из пассивного словаря в активный.

При малой речевой активности страдает общая познавательная деятельность ребенка. Речь при алалии не является полноценным средством коммуникации, организации поведения и индивидуального развития. Интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у многих детей с алалией в различные возрастные периоды, носят, таким образом, вторичный характер.

В ряде случаев у детей с алалией развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность, у них отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам. Некоторые дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к тому, что они стараются обойти речевые трудности, отказываются от речевого общения, охотнее пользуются жестами. Речевая неполноценность «выключает» ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику.

Сенсорная алалия (дисфазия) — системное недоразвитие импрессивной речи центрального генеза, обусловленное преимущественно нарушениями со стороны речеслухового анализатора. Это приводит к расстройствам анализа и синтеза речевых сигналов, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

Сенсорная алалия считается менее изученным состоянием, чем моторная алалия. По-видимому, это связано с тем, что в чистом виде она встречается значительно реже, ее своевременное распознавание и дифференциальный диагноз могут быть достаточно трудны. В частности, всегда необходимо проводить дифференциальный диагноз сенсорной алалии со снижением слуха, которое может препятствовать нормальному речевому развитию, а также с аутизмом.

Степень недоразвития речеслухового анализатора может быть различной.

В более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речи окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя, не различает звуки речи и шумы неречевого характера. Он безразличен к любым речевым и неречевым раздражителям. В других случаях он понимает отдельные слова, но теряет их на фоне развернутого высказывания (как это бывает, например, у здоровых людей при недостаточном знании иностранного языка). В обращении к нему ребенок улавливает не все слова и их оттенки, следствием чего становится неправильная реакция. Фонематическое восприятие развивается медленно, долго остается несформированным. Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Часто они понимают содержание высказываний только в определенном контексте и затрудняются в восприятии смысла при изменении форм и порядка слов, использовании грамматических конструкций.

Нередко дети не воспринимают на слух изменений в том или ином задании, не отличают ошибочно сказанное от правильного варианта. Иногда они просят повторить обращенную к ним речь и понимают только то, что проговаривается несколько раз. Некоторые дети понимают только то, что могут проговорить сами. Такое проговаривание способствует улучшению понимания.

Часто дети смотрят в лицо говорящему. В этом случае понимание речи улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора — происходит «чтение с лица». Иногда ребенок понимает только определенного человека — мать, педагога — и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой.

Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, услышанные ими, хотя это повторение является нестойким. Подражание звукам речи при сенсорной алалии непостоянно, во многом зависит от ситуации. Дети не в состоянии образовывать связи между предметом и его названием, у них не формируется соответствия между слышимыми и произносимыми ими словами. Понимание значений слов, которые ребенок произносит, неустойчиво. Его активный словарь превышает пассивный.

При произношении слов ребенок не уверен в правильности собственной речи, ищет адекватные речевые движения, например: слон — «сон», «вылон», «сылон», «салон». Ошибки в речи являются качественно иными, чем при моторной алалии. С одной стороны, диффузное недифференцированное восприятие звуков приводит к их неправильному проговариванию, а с другой — ошибки ведут к многочисленным поискам нужных кинестезий.

Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов — своеобразная логорея, отмечаются персеверации с повторениями услышанного или произнесенного слова, словосочетания (эхолалии), при этом слова не осмысливаются и не запоминаются.

В словах отмечаются многочисленные ошибки в ударениях, звуковые замены, искажения, причем при каждом новом повторении характер искажений и замен обычно меняется. Новые слова и фразы ребенок осваивает медленно. Высказывания ребенка неточны и их бывает трудно понять. К собственной речи он не критичен. Искажения в экспрессивной речи обусловлены неполноценностью восприятия собственной речи и речи окружающих.

Из-за неустойчивости понимания значений слов дети, получив словесные инструкции, действуют неуверенно, ищут помощи, имеют ограниченные возможности при организации ролевой игры, не могут длительно слушать, когда им читают или рассказывают.

При менее тяжелых формах сенсорной алалии, когда у детей сформирована собственная речь, они говорят легко, без напряжения, не задумываются о подборе слов, точности высказывания, построении фразы, не замечают допущенных ошибок. Дети не контролируют собственную речь, употребляют слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишенные смысла. Речь носит фрагментарный характер. Поскольку высказывания ребенка неточны по содержанию и ошибочны по форме, окружающим часто бывает трудно понять, о чем он говорит. В произносимых словах много звуковых замен, пропусков, персевераций, соединений частей слов между собой (контаминаций). В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне нарушенного понимания речи окружающих и недостаточного контроля над собственной речью.

Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко, гораздо чаще сенсорная недостаточность сопутствует моторной алалии. В этих случаях говорят о моторной алалии с сенсорным компонентом или сенсомоторной алалии. Существование смешанных форм алалии свидетельствует о функциональной неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов. Тщательное обследование ребенка с алалией позволяет уточнить характер нарушений, установить ведущую неполноценность в структуре речевых расстройств и определить оптимальные подходы к их коррекции.

Лечение нарушений развития речи у детей

Для того чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом развитии была результативной, необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов), а также активное участие родителей. Важно, чтобы эти совместные усилия были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей. Основными направлениями коррекционной работы при нарушениях развития речи у детей являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение.

Поскольку наиболее сложную медико-психолого-педагогическую проблему представляют собой алалии, особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля. Логопедические и психолого-педагогические коррекционные мероприятия должны осуществляться длительно и систематически. В процессе развития речи у детей с алалией прослеживается определенная положительная динамика, они последовательно переходят с одного уровня развития речи на другой, более высокий. Они приобретают новые речевые навыки и умения, но часто остаются детьми с недостаточно развитой речью. В процессе школьного обучения у детей наблюдаются затруднения в освоении навыков письменной речи. Поэтому наряду с проведением логопедической и психолого-педагогической коррекции детям с алалией рекомендуется назначать повторные курсы терапии препаратами ноотропного ряда.

Ноотропы — группа лекарственных средств, которые различаются по своему составу и механизмам действия, но имеют ряд общих свойств: оказывают положительное влияние на высшие интегративные функции головного мозга, улучшают память, облегчают процессы обучения, стимулируют интеллектуальную деятельность, повышают устойчивость мозга к повреждающим факторам, улучшают кортикально-субкортикальные связи.

Лечение алалий — длительный процесс, в ходе которого возникает необходимость в проведении повторных терапевтических курсов препаратами ноотропного ряд, например энцефаболом (рис. 2) или другими ( ). Повторное назначение ноотропов бывает вызвано еще и тем, что помимо речевых нарушений у многих детей с алалиями приходится преодолевать сопутствующие познавательные, двигательные и поведенческие расстройства. Целесообразно назначать ноотропные препараты в виде монотерапии, уделяя при этом внимание индивидуальному подбору оптимальных дозировок и продолжительности лечения. В первые дни приема рекомендуется постепенное наращивание дозы. Продолжительность курсов лечения составляет от 1 до 3 мес. Большинство ноотропных препаратов назначается в первую половину дня.

Побочные эффекты на фоне лечения препаратами ноотропного ряда у детей наблюдаются редко, они нестойкие и выражены незначительно. Часто они возникают при недостаточно строгом контроле со стороны родителей и неточном соблюдении режима применения лекарственных средств (с учетом постепенного увеличения дозы) и приема в утренние и дневные часы. Среди возможных побочных эффектов медикаментозной терапии препаратами ноотропного ряда встречаются: нарастание эмоциональной лабильности, раздражительности, трудности засыпания и беспокойный сон. При появлении подобных жалоб следует внести уточнения в режим назначения препарата, несколько уменьшить дозу.

В заключение следует еще раз подчеркнуть необходимость раннего выявления, своевременной и комплексной диагностики и коррекции нарушений развития речи у детей, объединения усилий врачей, логопедов, педагогов и психологов.

Литература
  1. Бадалян Л. О. Невропатология. М.: Академия, 2000. 382 с.
  2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2000. 350 с.
  3. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. 3-е изд. М.: Владос, 1999. 678 с.
  4. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. 367 с.
  5. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989. 221 с.

Н. Н. Заваденко, доктор медицинских наук, профессор
РГМУ, Москва

Проекционный центр слуха, или ядро слухового анализатора. Располагав ся в средней трети верхней височной извилины (поле 22), преимуществен на поверхности извилины, обращенной к островку. В этом центре зак- ° чиваются волокна слухового пути, происходящие от нейронов медиальног коленчатого тела (подкорковый центр слуха) своей и преимущественно про­тивоположной сторон. В конечном счете волокна слухового пути проходят в составе слуховой лучистости, radiatio acustica .

При поражении проекционного центра слуха с одной стороны отмеча­ется понижение слуха на оба уха, причем с противоположной стороны от очага поражения слух снижается в большей степени. Полная глухота наблю­дается только при двустороннем поражении корковых проекционных анализаторов слуха.

Проекционный центр зрения, или ядро зрительного анализатора. Данное ядро локализуется на медиальной поверхности затылочной доли, по краям шпорной борозды (поле 17). В нем заканчиваются волокна зрительного пути со своей и противоположной сторон, происходящие от нейронов латераль­ного коленчатого тела (подкорковый центр зрения). Нейроны поля 17 вос­принимают световые раздражения, поэтому на данном поле спроецирована сетчатка.

Одностороннее поражение проекционного центра зрения в пределах поля 17 сопровождается частичной слепотой на оба глаза, но в различных участ­ках сетчатки. Полная слепота наступает только при двустороннем пораже­нии поля 17.

Проекционный центр обоняния, или ядро обонятельного анализатора. Рас­полагается на медиальной поверхности височной доли в коре парагип-покампальной извилины и в крючке (лимбическая область - поля А, Е). Здесь заканчиваются волокна обонятельного пути со своей и противополож­ной сторон, происходящие от нейронов обонятельного треугольника. При одностороннем поражении проекционного центра обоняния отмечается сни­жение обоняния и обонятельные галлюцинации.

Проекционный центр вкуса, или ядро вкусового анализатора. Располагает­ся там же, где и проекционный центр обоняния, то есть в лимбической области мозга. В проекционном центре вкуса заканчиваются волокна вку­сового пути своей и противоположной сторон, происходящие от нейронов базальных ядер таламуса.

При поражении лимбической области наблюдаются расстройства вкуса, обоняния, и появляются галлюцинации.

Проекционный центр чувствительности от внутренних органов, или ана­ лизатор висцероцепции. Располагается в нижней трети постцентральнои и предцентральной извилин (поле 43). В корковую часть анализатора висце­роцепции поступают афферентные импульсы от гладкой мускулатуры и желез внутренних органов. В коре поля 43 заканчиваются волокна интеро-цептивного пути, происходящие от нейронов вентролатерального ядра та­ламуса, в которое информация поступает по ядерно-таламическому тракту, tr . nucleothalamicus . В проекционном центре висцероцепции анализируются главным образом болевые ощущения и афферентные импульсы от гладкой мускулатуры.

Проекционный центр вестибулярных функций. Вестибулярный анализатор несомненно имеет свое представительство в коре полушарий большого мозга, однако сведения о его локализации неоднозначны. Принято считать, что

проекционный центр вестибулярных функций располагается на дорсальной поверхности височной доли в области средней и нижней височных изви­лин (поля 20, 21). Определенное отношение к вестибулярному анализатору имеют также прилежащие отделы теменной и лобной долей. В коре проекци­онного центра вестибулярных функций заканчиваются волокна, происхо­дящие от нейронов центральных ядер таламуса. Поражения указанных кор­ковых центров проявляются спонтанным головокружением, ощущением неустойчивости, чувства проваливания, ощущением движения окружающих предметов и деформации их контуров.

Завершая рассмотрение проекционных центров, следует отметить, что корковые анализаторы общей чувствительности получают афферентную информацию с противоположной стороны тела, поэтому поражение цен­тров сопровождается расстройствами определенных видов чувствительности только на противоположной стороне тела. Корковые анализаторы специ­альных видов чувствительности (слуховой, зрительной, обонятельной, вку­совой, вестибулярной) связаны с рецепторами соответствующих органов своей и противоположной сторон, поэтому полное выпадение функций дан­ных анализаторов наблюдается только при поражении соответствующих зон коры полушарий большого мозга с обеих сторон.

Ассоциативные нервные центры. Эти центры формируются позже, чем про­екционные, причем сроки кортикализации, т. е. созревания коры головно­го мозга в данных центрах неодинаковы. Учитывая связь ассоциативных цен­тров с мыслительными процессами и словесной функцией, принято считать, что они развиваются в коре головного мозга только у человека. Некоторые исследователи допускают существование таких центров и у высших позво­ночных животных. Рассмотрим основные ассоциативные центры.

Ассоциативный центр «стереогнозии», или ядро кожного анализатора уз­ навания предметов на ощупь. Этот центр располагается в верхней теменной дольке (поле 7). Он двусторонний: в правом полушарии - для левой кис­ти, в левом - для правой. Центр «стереогнозии» связан с проекционным центром общей чувствительности (задняя центральная извилина), из кото­рого нервные волокна проводят импульсы болевой, температурной, тактиль­ной и проприоцептивной чувствительности. Поступающие импульсы в ассоциативном корковом центре анализируются и синтезируются, в резуль­тате чего происходит узнавание ранее встречавшихся предметов. На протя­жении всей жизни центр «стереогнозии» постоянно развивается и совершен-^ ствуется. При поражении верхней теменной дольки больные теряют спо­собность с закрытыми глазами создавать общее целостное представление с предмете, т. е. не могут узнать этот предмет на ощупь. Отдельные свойства предметов, такие, как форма, объем, температура, плотность, масса, опре­деляются правильно.

Ассоциативный центр «праксии», или анализатор целенаправленных привыч­ ных движений. Данный центр располагается в нижней теменной дольке в \ коре надкраевой извилины (поле 40), у правшей - в левом полушарии боль- I шого мозга, у левшей - в правом. У некоторых людей центр «праксии» фор-; мируется в обоих полушариях, такие люди в одинаковой мере владеют пра­вой и левой руками и называются амбидексами.

Центр «праксии» развивается в результате многократного повторения сложных целенаправленных действий. В результате закрепления временных связей формируются привычные навыки, например, работа на пишущей

машинке, игра на рояле, выполнение хирургических манипуляций и т.д. По мере накопления жизненного опыта центр праксии постоянно совершен­ствуется. Кора в области надкраевой извилины имеет связи с задней и пе­редней центральными извилинами.

После осуществления синтетической и аналитической деятельности из центра «праксии» информация поступает в переднюю центральную изви­лину на пирамидные нейроны.

Поражение центра «праксии» проявляется апраксией, т. е. утратой про­извольных, целенаправленных, приобретенных практикой движений.

Ассоциативный центр зрения, или анализатор зрительной памяти. Этот центр располагается на дорсальной поверхности затылочной доли (поля 18- 19), у правшей - в левом полушарии, у левшей - в правом. В нем обеспечи­вается запоминание предметов по их форме, внешнему виду, цвету. Счита­ют, что нейроны поля 18 обеспечивают зрительную память, а нейроны поля 19 - ориентацию в непривычной обстановке. Поля 18 и 19 имеют много­численные ассоциативные связи с другими корковыми центрами, благода­ря чему происходит интегративное зрительное восприятие. При поражении центра зрительной памяти (поле 18) развивается зрительная агнозия. Чаще на­блюдается частичная агнозия (не узнает знакомых, свой дом, себя в зеркале). При поражении поля 19 отмечается искаженное восприятие предметов, боль­ной не узнает знакомых предметов, но он их видит, обходит препятствия.

Нервной системе человека присущи специфические центры. Это центры второй сигнальной системы - центры, обеспечивающие способность обще­ния между людьми посредством членораздельной человеческой речи. Чело­веческая речь может воспроизводиться в виде исполнения членораздельных звуков («артикуляция») и изображения письменных знаков («графика»). Соответственно в коре головного мозга формируются ассоциативные речевые центры (акустический и оптический центры речи, центр артикуляции и графический центр речи). Названные ассоциативные речевые центры закла­дываются вблизи соответствующих проекционных центров. Они развиваются в определенной последовательности, начиная с первых месяцев после рожде­ния и могут совершенствоваться до глубокой старости. Рассмотрим ассо­циативные речевые центры в порядке их формирования в головном мозге.

Ассоциативный центр слуха, или акустический центр речи. Этот центр так­же называют центром Вернике, по фамилии немецкого невролога и психи­атра, впервые описавшего в 1874 году симптоматику поражения задней трети верхней височной извилины, в пределах которой располагается данный центр. На нейронах этого участка коры заканчиваются нервные волокна, происходящие от нейронов проекционного центра слуха (средняя треть верх­ней височной извилины). Ассоциативный центр слуха начинает формиро­ваться на втором - третьем месяцах после рождения. По мере формирова­ния центра ребенок начинает различать среди окружающих звуков члено­раздельную речь, вначале отдельные слова, а затем словосочетания и сложные предложения.

При поражении центра Вернике у больного развивается сенсорная афазия. Это проявляется в виде утраты способности понимать свою и чужую речь, хотя больной хорошо слышит, реагирует на звуки, но ему кажется, что окружаю­щие разговаривают на незнакомом ему языке. Отсутствие слухового контроля за собственной речью приводит к нарушению построения предложений, речь становится непонятной, насыщенной бессмысленными словами и звуками.

Однако больные с сенсорной афазией чрезвычайно словоохотливы. При по­ражении центра Вернике, поскольку он имеет прямое отношение к речеобра-зованию, страдает не только понимание слов, но и их произношение.

Ассоциативный двигательный центр речи (речедвигательпый) , или центр артикуляции речи. Этот центр носит название центра Брока, по фамилии французского анатома и хирурга, который в 1861 году впервые продемон­стрировал на заседании Парижского антропологического общества мозг больного с очагом поражения в области задней трети нижней лобной изви­лины. Больной при жизни страдал нарушением артикуляции речи.

Речедвигательный центр располагается в задней части нижней лобной извилины (поле 44) в непосредственной близости от проекционного цен­тра двигательных функций (предцентральная извилина). Речедвигательный центр начинает формироваться на третьем месяце после рождения. Он од­носторонний - у правшей он развивается в левом полушарии, у левшей - в правом. Информация из речедвигательного центра поступает в предцен-тральную извилину и далее по корково-ядерному пути - к мышцам языка, гортани, глотки, мышцам головы и шеи.

При поражении речедвигательного центра возникает моторная афазия (утрата речи). Речь у таких больных замедлена, затруднена, скандирована, бессвязна, нередко характеризуется лишь отдельными звуками. Речь окру­жающих больные понимают.

Ассоциативный оптический центр речи, или зрительный анализатор пись­ менной речи (центр лексии). Этот центр находится в угловой извилине ниж­ней теменной дольки (поле 39). Впервые данный центр описал в 1914 году Дежерин. К нейронам оптического центра речи поступают зрительные им­пульсы от нейронов проекционного центра зрения (поля 17). В центре «лек­сии» происходит анализ зрительной информации о буквах, цифрах, знаках, буквенном составе слов и понимании их смысла. Центр формируется с трех­летнего возраста, когда ребенок начинает познавать буквы, цифры и оце­нивать их звуковое значение.

При поражении центра «лексии» наступает алексия (расстройство чте­ния). Больной видит буквы, но не понимает их смысла и, следовательно, не может прочесть текст.

Ассоциативный центр письменных знаков, или двигательный анализатор письменных знаков (центр графин). Данный центр располагается в заднем отделе средней лобной извилины (поле 8) рядом с предцентральной изви­линой. Центр «графии» начинает формироваться на пятом - шестом году жизни ребенка. В этот центр поступает информация из центра «праксии», предназначенная для обеспечения тонких, точных движений руки, необхо­димых для написания букв, цифр, для рисования. От нейронов центра «гра­фин» аксоны направляются в среднюю часть предцентральной извилины. После переключения информация по корково-спинномозговому пути на­правляется к мышцам верхней конечности. При поражении центра «графии» теряется способность написания отдельных букв, возникает «аграфия». Та­ким образом, речевые центры имеют одностороннюю локализацию в коре полушарий большого мозга: у правшей они располагаются в левом полуша­рии, у левшей - в правом. Следует отметить, что ассоциативные речевые центры развиваются на протяжении всей жизни.

Ассоциативный центр сочетанного поворота головы и глаз (кортикальный центр взора). Этот центр располагается в средней лобной извилине (поле 9)

Рис. 53. Локализация функций в коре полушарий большого мозга (В. В. Турыгин, 1990). а - дорсо-латеральная поверхность; б - медиальная поверхность.

1 - ассоциативный центр сочетанного поворота головы и глаз в противоположную сторону;

2 - центр графии; 3 - проекционный центр двигательных функций; 4 - проекционный центр

общей чувствительности; 5 - речедвигательный центр; 6 - проекционный центр висцероцепции;

7 - проекционный центр слуха; 8 - проекционный центр вестибулярных функций;

9 - ассоциативный центр слуха; 10 - центр праксии; 11 - центр стереогнозии; 12 - центр лексии;

13 - ассоциативный центр зрения; 14 - проекционный центр обоняния;

15 - проекционный центр вкуса; 16 - проекционный центр зрения

кпереди от двигательного анализатора письменных знаков (центр графии). Он осуществляет регуляцию сочетанного поворота головы и глаз в проти­воположную сторону за счет импульсов, поступающих в проекционный центр двигательных функций (предцентральная извилина) от проприоцеп-торов мышц глазных яблок. Кроме того, в этот центр поступают импульсы от проекционного центра зрения (кора в области шпорной борозды - поле 17), происходящие от нейронов сетчатки глаза.

Локализация функций в коре полушарий большого мозга представлена на рисунке 53.

Управление деятельностью речевого аппарата осуществляется корой больших полушарий. Кора содержит три поля: (1) зрительное (и области шпорной борозды на ме­диальной поверхности затылочных долей правой и левой стороны, поле 17 по Бродману), (2) слуховое (часть первой височной извилины каждой височной доли и глубоко проникает в латеральную сильвиеву бороз­ду, поле 41 по Бродману), (3) соматосенсорное (в задней централь­ной извилине каждой стороны, поля 1-3 по Бродману).

1 - моторная кора, 2 - зона Брока, 3 - первичная слуховая кора, А - зона Вернике, 5 - угловая извилина, 6 - первичная зрительная кора.

В передней центральной извилине правого и левого полушарий (поля 4 и 6 по Бродману) расположено первичное моторное поле, которое управля­ет мышцами лица, конечностей и туловища. Именно оно определяет произвольную двигательную активность человека, существенной частью которой является речь и письмо. Помимо первичных, суще­ствуют также вторичные сенсорные и моторные поля, расположен­ные в непосредственной близости к первичным зонам.

Лингвистические способности человека определяются левым полушарием. Три взаимосвязанные речевые зоны, расположенные в задней височной области, нижней цент­ральной извилине и в дополнительной моторной коре левого полу­шария, действуют как единый речевой механизм.

После того, как акустическая информация, заключенная п слове, обрабатывается в слуховой системе, поступает в первичную слуховую кору. Дальнейшая обработка полученной ин­формации осуществляется в зоне Вернике. Именно здесь обеспечивается понимание смысла слова.

Для произнесения слова необходимо, чтобы активировалось его представительство в зоне Брока. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возник­новению детальной программы артикуляции. Реализация этой про­граммы осуществляется через активацию лицевой проекции мотор­ной коры.

Если воспринимается письменная речь, то сначала включается первичная зрительная кора. После этого информация а прочитанном слове поступает в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акусти­ческим аналогом в зоне Вернике. Дальнейший путь такой же, как и при чисто акус­тическом восприятии.

При повреждении различных участков коры левого полушария и соединяющих эти участки нервных путей возникают нарушения речи - афазии.

Корковые отделы левого полушария расположенные спереди важны для осуществления экспрессивной речи, расположенные сзади - для восприятия смысла речи.

Итак, функциональная асимметрия мозга в связи с механизмами речи проявляется следующим образом. Тональный слух идентичен для обоих полушарий. Участие левого полушария необходимо для обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, а правого - для опознания интонаций, му­зыкальных мелодий. Восприятие звуков речи обеспечиваются левым полушарием, а улучшение извлечения сигнала из шума - правым. Правое полушарие обеспечивает понимание устной речи и написанных слов. Правое полушарие обеспечивает понима­ние интонаций, опознание по голосу.

Единый речевой механизм

text_fields

text_fields

arrow_upward

Распределение в правом и левом полушарии мозга такой высо­коспециализированной функции человека как речь, глубоко асим­метрично. Лингвистические способности человека определяются, пре­имущественно, левым полушарием. Три взаимосвязанные речевые зоны, расположенные в задней височной области, нижней цент­ральной извилине и в дополнительной моторной коре левого полу­шария, действуют как единый речевой механизм. Пути осуществле­ния кооперации различных областей и их функции представлены на рис.17.3.

Рис. 17.3. Корковые пути, связывающие различные слухо- речевые зоны.
1 - моторная кора, 2 - зона Брока, 3 - первичная слуховая кора, 4 - зона Вернике, 5 - угловая извилина,
6 - первичная зрительная кора.

После того, как акустическая информация, заключенная в слове, обрабатывается в слуховой системе и в других «неслуховых» обра­зованиях мозга, она поступает в первичную слуховую кору. Однако, для понимания человеком смысла речи и выработки программы речевого ответа необходима дальнейшая обработка полученной ин­формации. Она осуществляется в зоне Вернике, расположенной в височной области, в непосредственной близости к первичной слу­ховой коре. Именно здесь обеспечивается понимание смысла посту­пившего сигнала - слова. Для произнесения слова необходимо, чтобы активировалось его представительство в зоне Брока, располо­женной в третьей лобной извилине. Активация зоны Брока после понимания смысла речи, благодаря участию зоны Вернике, обеспе­чивается группой волокон, называемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возник­новению детальной программы артикуляции. Реализация этой про­граммы осуществляется через активацию лицевой проекции мотор­ной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами. Если воспринимается письменная речь, то сначала включается первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слове поступает в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акусти­ческим аналогом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же, как и при чисто акус­тическом восприятии. Аналогичный путь восприятия письменной речи и у глухих людей.

При повреждении различных участков коры левого полушария и соединяющих эти участки нервных путей возникают нарушения речи - афазии. Формы и проявления афазий различны: это нару­шение артикуляции речевых звуков, неспособность к построению осмысленной речи, даже если произнесение звуков не нарушено, это также неспособность понимать устную речь. В таблице 17.4 суммированы данные о роли различных областей мозга в речевой функции. Эта таблица базируется на результатах оценки патологии речи (афазий) при повреждении разных зон мозга.

Симптомы речевых нарушений

text_fields

text_fields

arrow_upward

Таблица 17.4 Симптомы речевых нарушений при повреждении различных зон мозга

Поврежденная область мозга

Симптомы Название афазии
Лобная доля левого полушария, третья лобня извилина — зона Брока. Затруднения в произнесении слов. Понимание речи, чтение и письмо не нарушены. Больной осознает свой дефект. Афазия Брока
Височная доля левого полушария, задняя часть первой височной извилины или зона Вернике. Затруднения в произнесении звуков и слов отсутствуют, речь беглая, но бессмысленная, содержит несуществующие слова, ритм, интонации, грамматические формы сохранены. Понимание речи, чтение и письмо сильно нарушены. Больной не осознает дефект. Афазия Вернике
Нервные волокна, соединяющие третью лобную и заднюю часть височной извилины (зоны Брока и Вернике) Речь беглая, бессмысленная, повторе¬ние фразы затруднено. Сохранена некоторая способность к пониманию речи и чтению Проводниковая афазия
Область между первичной слуховой корой и зоной Вернике Понимание устной речи нарушено. Устная речь и письмо не нарушены. Понимание письменной речи сохранено. Словесная глухота
Угловая извилина — место соединения височной, теменной и затылочной долей левого полушария. Неспособность назвать предметы, имя человека, нарушение памяти на слова в их связи с предметами. Анатомическая афазия (аномия-неспособность вспомнить слово и дать название предметам и явлениям).
Обширное поражение левого полушария. Нарушение всех языковых функций. Глобальная афазия

Корковые отделы левого полушария играют специфическую роль в восприятии, запоминании и воспроизведении речевого материала. Именно эти зоны необходимы для полноценного осуществления речевой функции как единого сенсорного, мыслительного и мотор­ного процесса. Расположенные спереди зоны особенно важны для осуществления экспрессивной (выразительной) речи, расположенные сзади - для восприятия смысла речи. Взаимодействие речевых кор­ковых зон осуществляется не только по горизонтали с помощью корково- корковых связей и взаимодействий, но и по вертикали, через таламические ядра. Другими словами, речевая функция непо­средственно связана с функциями различных подкорковых образо­ваний мозга.

Итак, функциональная асимметрия мозга в связи с механизмами речи проявляется следующим образом. Тональный слух идентичен для обоих полушарий. Участие левого полушария необходимо для обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, а правого - для опознания интонаций, транспортных и бытовых шумов, му­зыкальных мелодий. Восприятие и генерация звуков речи, а также более высокий уровень общей речевой активности, обеспечиваются левым полушарием, а улучшение выделения сигнала из шума - правым. Правое полушарие не способно реализовывать команду для продуцирования речи, но оно обеспечивает понимание устной речи и написанных слов. Понимание речи, осуществляемое правым по­лушарием, ограничено конкретными именами существительными, в меньшей степени - отглагольными существительными, еще в мень­шей степени - глаголами. Правое полушарие обеспечивает понимание эмоционального содержания интонаций, опознание по голосу, участвует в модуляции частот голоса.

Контроль результата деятельности речевой системы

text_fields

text_fields

arrow_upward

Для оценки успешного выполнения той или иной моторной поведенческой про­граммы, в том числе и речи, необходим контроль ее реализации как в процессе выполнения, так и по конечному результату. Такая оценка осуществляется мозгом человека, благодаря системам с обратными связями.

У человека существуют три сенсорных канала получения информации об успешной реализации речевого процесса:

  1. Слуховой,
  2. Проприоцептивный и кинестетический,
  3. Зрительный.

Точность воспроизведения речи , то есть соответствия акустической формы речевого сигнала его акустическому образу, сформированно­му в процессе обучения, контролирует слуховая обратная связь. Она начинается в слуховой височной зоне и проходит в центробежном направлении параллельно путям и центрам афферентной слуховой системы вплоть до волосковых клеток улитки внутреннего уха. Точ­ность воспроизведения речи контролируется также оценкой афферентации от проприоцептивных и кинестетических рецепторов, рас­положенных в мышцах и суставах речеобразующих органов. Полу­ченная от рецепторов соматосенсорной системы афферентация срав­нивается с хранящимся в памяти образом правильного двигательного акта и оценивается по степени соответствия эталона его реализации в движении. В механизмах проприоцептивного контроля участвуют кора третьей лобной извилины левого полушария и нижняя мотор­ная кора обоих полушарий. Контроль конечного результата влияния экспрессивной речи на слушателя реализуется по зрительному и слуховому каналам афферентации. Зрительное восприятие обеспечи­вает человеку оценку реакции слушателя на произнесенные звуки. Это позволяет определить, достигло ли речевое сообщение той цели, которую имел в виду говорящий. Слуховой канал позволяет гово­рящему дать оценку результата воздействия речи по речевому ответу слушателя. Эти виды контроля требуют участия многих структур мозга.

Раздельный контроль исполнения (качества речевой продукции) и конечного результата (смыслового содержания высказывания) дает возможность человеку выявить причины неудачи речи как способа коммуникации.

Двойной контроль речевого процесса с помощью обратных связей позволяет отделить (1)плохое осуществление дви­гательной программы, лежащей в основе реализации речи как акус­тического явления, от (2) полной неадекватности речевого акта стоящей перед ним» цели, например, невозможности изменить пове­дение партнера или получить ответ на вопрос.

Говорящий и слушающий в процессе генерации и восприятия звуковой речи составляют единую систему. Коммуниканты, как час­ти этой системы, осуществляют в процессе общения ряд общих функций. К их числу относятся, например, анализ акустических свойств речи, выделение речевого сообщения из шума, понимание смысла высказывания и его эмоционально-аффективного содержа­ния. В диалоге, во всяком случае на определенных ограниченных временных отрезках слухоречевого взаимодействия, одна сторона (говорящий) выполняет одновременно две, а другая (слушающий) - одну функцию. Говорящий реализует семантическую программу речи в определенной грамматической и акустической форме. Параллельно он осуществляет двойной контроль качества речевой продукции: говорящий использует для контроля результата акустическую обрат­ную связь, проприоцептивный и зрительный контроль параллельно. Для слушателя главной задачей является понимание смысла выска­зывания.

Язык жестов

text_fields

text_fields

arrow_upward

Одной из широко распространенных разновидностей речевой ком­муникации является язык жестов. Это язык, использующий зри­тельно-пространственные возможности человеческого мозга. Это формальный язык со сложным словарем и грамматической структу­рой. Каждый знак представляет собой «букву», «слог» или «слово» - в зависимости от типа языка. Клинические наблюдения свидетель­ствуют о том, что у нормально слышащих и говорящих людей, пользующихся языком жестов, повреждение левого полушария в областях, связанных со звуковой речью, приводит к неспособности активно пользоваться языком жестов и понимать его. У тех глухо­немых, которые начали пользоваться языком жестов в раннем дет­ском возрасте, левое полушарие доминирует и при решении зри­тельно-пространственных задач. Значит, языковые функции реали­зуются сходными механизмами независимо от того, в какой форме речь используется - звуковой, письменной или жестовой.

В продолжение темы:
Безопасность

Настольные игры - не просто способ разрядить обстановку после трудового дня. При правильном подходе можно прокачать кучу навыков, которые пригодятся в работе. Главное - знать,...

Новые статьи
/
Популярные