Рене декарт является родоначальником метода индукции. Рационализм Декарта. Основные правила дедуктивного метода. Проблема истины и ее проверки

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Научная революция XVI-XVII вв. Привела к систематическому применению в естествознании математических методов. И особенности рационализма XVII в. Связаны именно с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им, так как чувственный опыт ненадежен, неустойчив, переменчив.

У истоков западноевропейского рационализма стоит философия французского ученого и философа Рене Декарта (1596-1650), с которого, согласно Гегелю, начинается обетованная земля философии Нового времени и закладываются основы дедуктивно-рационалистического метода познания. Декарт известен также как автор исследований в различных областях знания: он заложил основы геометрической оптики, создал аналитическую геометрию, ввел прямоугольную систему координат, выдвинул идею рефлекса.

Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу. Эту свою мысль Декарт поясняет с помощью образа дерева, корни которого составляет философская метафизика, ствол - физика как часть философии, а разветвленную крону - все прикладные науки, включая этику, медицину, прикладную механику и т.д.

Итак, рационализм Декарта основывался на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. Декарт, будучи одним из великих математиков своего времени, выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. Французский философ при этом истолковывал математику не просто как науку о величинах, но и как науку о порядке и мере, царящей во всей природе. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам. К таким выводам, по его мнению, не может привести опыт. Рационалистический метод Декарта и представляет собой, прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика.

Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания, по Декарту, должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, - это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция - это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия.

Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода:

  • - во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;
  • - это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного;
  • - в вопросе также должно содержаться нечто известное.

После определения основных положений метода перед Декартом встала задача сформировать такой исходный достоверный принцип, из которого, руководствуясь правилами дедукции, можно было бы логически вывести все остальные понятия философской системы, то есть Декарт должен был осуществить интеллектуальную интуицию. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. То есть, в своих поисках Декарт стал на позиции скептицизма. Его скептицизм носит методологический характер, поскольку он нужен Декарту только для того, чтобы прийти к абсолютно достоверной истине. Ход рассуждений Декарта следующий. Любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение: "Cogito ergo sum" - "Мыслю, следовательно, существую", поскольку акт сомнения в нем означает и акт мышления, и акт существования. Именно поэтому положение "мыслю, следовательно, существую" - основа философии Декарта

Философия Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций - материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяженностью. Эти две не зависимые друг от друга субстанции, будучи продуктом деятельности Бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир.

Декарт утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением. Человек усматривает эти идеи "внутренним" зрением (интеллектуальной интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь далее точно сформулированным методом и правилами логики, он выводит из этих идей все остальное знание.

В работе "Рассуждение о методе" Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы "вести свой разум к познанию истины".

Первое правило: принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению.

Второе правило: каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило анализа).

Третье правило: в познании надо идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза).

Четвертое правило требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным в том, что ничто не пропущено.

Таким образом, интуиция и дедукция из интуитивного постигнутого - это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук, а уже от них - к максимально конкретным знаниям. Можно сказать, что рационалистический метод Декарта представляет собой философское осмысление методологии математика.

Введение. 2

Рационализм Декарта. 4

Правила метода Декарта. 9

Учение Декарта об интеллектуальной интуиции. 10

Другие учения Декарта. 14

Список использованной литературы.. 17

Введение

Родоначальником методологии в собственном смысле слова является английский философ Ф. Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший эту идею в «Новом органоне». Для последующего развития методологии огромное значение имело также обоснование им индуктивного, эмпирического подхода к научному познанию. С этого времени проблема метода становится одной из центральных в философии.

Первоначально она целиком совпадает с вопросом об условиях достижения истины, а её обсуждение сильно отягощено натурфилософскими представлениями. Опираясь на правильный сам по себе тезис о том, что к истинному знанию ведёт лишь истинный метод, именно этот последний и пытаются сразу отыскать многие философы нового времени. При этом они полагают, что единственно истинный метод просто скрыт от непосредственного наблюдения, и его надо лишь открыть, сделать ясным и общедоступным. Логическая структура метода ещё не является для них проблемой.

Следующий шаг в развитии методологии делает французский мыслитель Р. Декарт: сформулировав проблему познания как проблему отношения субъекта и объекта, он впервые ставит вопрос о специфичности мышления, его несводимости к простому и непосредственному отражению реальности; тем самым было положено начало специальному и систематическому обсуждению процесса познания, т.е. вопроса о том, как достижимо истинное знание – на каких интеллектуальных основаниях и с помощью каких методов рассуждения. Методология начинает выступать как философское обоснование процесса познания. Другая линия специализации методологии связана с английским эмпиризмом: прежде всего с учениями Дж. Лока (выдвинувшего сенсуалистическую теорию познания) и Д. Юма (обосновавшего эмпиризм путём критики теоретического знания с позиций скептицизма): здесь получили свою философскую опору усиленные поиски методов опытной науки.

Лично мне, ближе всего рационалистическая теория познания. К тому же, я пробую себя на научно-исследовательском поприще, а на нем необходимо пользоваться определенными методами для достижения результатов. Поэтому я избрал именно эту тему для своей работы.

Рационализм Декарта

Философ Рене Декарт (1596–1650) стоял у истоков рационалистической традиции. Декарт получил образование в иезуитской коллегии Ла-флеш. Он рано начал сомневаться в ценности книжной учености, так как, по его мнению, у многих наук отсутствует надежное основание. Оставив книги, он начал путешествовать. Хотя Декарт был католиком, но одно время он участвовал на стороне протестантов в Тридцатилетней войне. В возрасте 23 лет во время пребывания на зимних квартирах в Германии он сформулировал основные идеи своего метода. Десять лет спустя, он перебрался вГолландию, чтобы в мире и покое заниматься исследованиями. В 1649 г. отправился в Стокгольм к королеве Кристине. Шведская зима оказалась для него слишком суровой, он заболел и умер в феврале 1650г.

Егоосновные произведения включают «Рассуждение о методе» (1637) и«Метафизические размышления» (1647), «Начала философии», «Правила для руководства ума».

Согласно Декарту, разногласия в философии существуют по любому вопросу. Единственным действительно надежным методом является математическая дедукция. Поэтому Декарт в качестве научного идеала рассматривает математику. Этот идеал стал определяющим фактором декартовой философии.

Декарт является основоположником рационализма (от ratio– разум) – философского направления,представители которого основным источником знания считали разум. Рационализм – противоположность эмпиризма.

Если философия должна быть дедуктивной системой типа Евклидовой геометрии, то тогда необходимо найти истинные предпосылки (аксиомы). Если предпосылки являются не очевидными и сомнительными, то выводы (теоремы) дедуктивной системы имеют мало ценности. Но как можно найти абсолютно очевидные и определенные предпосылки для дедуктивной философской системы? Ответить на этот вопрос позволяет методическое сомнение. Оно является средством исключения всех положений, в которых мы можем логически сомневаться, и средством поиска положений, которые логически несомненны. Именно такие бесспорные положения мы можем использовать в качестве предпосылок истинной философии. Методическое сомнение является способом (методом) исключения всех утверждений, которые не могут быть предпосылками дедуктивной философской системы.

С помощью методического сомнения Декарт подвергает испытанию различные виды знания.

1. Вначале он рассматривает философскую традицию. Можно ли в принципе сомневаться в том, что говорят философы? Да, отвечает Декарт. Это возможно потому, что философы действительно были и остаются несогласными по многим вопросам.

2) Возможно ли логически сомневаться в наших чувственных восприятиях? Да, говорит Декарт и приводит следующий аргумент. Фактом является то, что иногда мы подвержены иллюзиям и галлюцинациям. Например, башня может казаться круглой, хотя впоследствии обнаруживается, что она квадратная. Наши чувства не могут обеспечить нас абсолютно очевидными предпосылками для дедуктивной философской системы.

3) В качестве особого аргумента Декарт указывает, что он не имеет критерия для определения того, находится ли он в полном сознании или в состоянии сна. По этой причине он может в принципе сомневаться в реальном существовании внешнего мира.

Существует, ли что-нибудь, в чем мы не можем сомневаться? Да, отвечает Декарт. Даже если мы сомневаемся во всем, то не можем сомневаться в том, что мы сомневаемся, то есть в том, что обладаем сознанием и существуем. Мы, следовательно, имеем абсолютно истинноеутверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogitoergosum).

Человек, формулирующий утверждение cogitoergosum,выражает знание, в котором он не может сомневаться. Оно является рефлексивным знанием и не может быть опровергнуто. Тот, кто сомневается, не может в качестве сомневающегося сомневаться (или отрицать), что он сомневается и, следовательно, что он существует.

Конечно, этого утверждения мало для построения целой дедуктивной системы. Дополнительные утверждения Декарта связаны с его доказательством существования Бога. Из представления о совершенном он делает заключение о существовании совершенного существа, Бога.

Совершенный Бог не обманывает людей. Это дает нам уверенность в методе: все, что представляется нам столь же самоочевидным, как утверждение cogitoergosum, должно быть знанием столь же достоверным. В этом источник декартовой рационалистической теории познания: критерием истинности познания является не эмпирическое обоснование (как в эмпиризме), а идеи, которые предстают ясными и отчетливыми перед нашим разумом.

Декарт утверждает, что для него столь же самоочевидным, как собственное существование и наличие сознания, является существование мыслящего бытия (души) и протяженного бытия (материи). Декарт вводит учение о вещи мыслящей (душе) и вещи протяженной (материи) как единственно существующих (помимо Бога) двух фундаментально различных феноменах. Душа является только мыслящей, но не протяженной. Материя является только протяженной, но не мыслящей. Материя понимается с помощью одной лишь механики (механико-материалистическая картина мира), в то время как душа свободна и рациональна.

Декартов критерий истины является рационалистическим. В качестве истинного может быть принято то, что разум в результате проведения систематического и последовательного рассуждения рассматривает в качестве ясного и отчетливого. Чувственные восприятия должны контролироваться разумом.

Для нас важно понять позицию рационалистов (Декарта, Лейбница и Спинозы). Грубо говоря, она заключается в том, что мы обладаем двумя видами знания. В дополнение к опытному знанию отдельных явлений внешнего и внутреннего мира мы можем получать рациональное знание о сущности вещей в виде общезначимых истин.

Спор рационализма и эмпиризма в основном ведется вокруг второго вида знания. Рационалисты утверждают, что с помощью рациональной интуиции мы получаем знание всеобщих истин (например, познаем Бога, человеческую природу и мораль). Эмпиристы отрицают рациональную интуицию, которая дает нам такое знание. Согласно эмпиризму, мы получаем знание с помощью опыта, который они, в конечном счете, сводят к чувственному опыту. Опыт может быть интерпретирован в качестве пассивного процесса восприятия, в котором субъект снабжается простыми впечатлениями внешних вещей. Затем субъект комбинирует эти впечатления согласно их появлению вместе или по отдельности, согласно их сходству и различию, что приводит к возникновению знания об этих воспринимаемых вещах. Исключение составляет знание, получаемое с помощью анализа понятий и дедукции, как это имеет место в логике и математике. Однако эти два вида знания, согласно эмпиристам, не говорят нам ничего о существенных чертах бытия.

Можно сказать, что рационалисты думают, что мы в состоянии познать реальность (нечто реальное) с помощью только одних понятий, тогда как эмпирики выводят все знание о реальности из опыта.

Методология Декарта носила антисхоластическую направленность. Эта направленность проявлялась, прежде всего, в стремлении к достижению таких знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не являлись бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин. Другой важной чертой декартовской методологии является критика схоластической силлогистики. Схоластика, как известно, считала силлогизм главным орудием познавательных усилий человека. Декарт стремился доказать несостоятельность такого подхода. Он не отказывался от применения силлогизма как способа рассуждения, средства сообщения уже открытых истин. Но нового знания, по их мнению, силлогизм дать не может. Поэтому он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания.

Рене Декарта (1596 - 1650) считают одним из основоположников современной западной философии.

Француз по происхождению, Декарт много путешествовал и часто менял место жительство. Декарт получил образование по специальности «право», однако его всегда привлекала философия. Декарт критиковал предшествующие философские традиции, пытаясь создать философию нового типа, опирающуюся на разум.

Взаимодействие науки и философии

Декарт в своих работах «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Размышление о новой философии» показывает то, что придает философии научный характер и что направлено освободить знание от всяких случайностей, источником которых может быть, по его мнению, только опыт. Он считал, что необходима такая философия, которая будет опираться на некие неопровержимые предпосылки, из которых можно будет вывести всю систему наук.

В своих исследованиях он использовал математику как основу для философии. Декарт создал современную алгебру и аналитическую геометрию, а так же внес свой вклад в развитие механики, физики и физиологии.

Декарт считал, что философия представляет собой систему, подобную дереву. Корнями этого дерева является метафизика, а наружным стволом – физика. И как в обычном дереве ствол и ветви не смогли бы вырасти без корней, так и другие науки не сформировались бы до метафизики или без нее.

Декарт пытался сделать философию практической, приспособить ее к науке, а науку связывал с философскими принципами. Так взаимодействовали методы науки (естествознания) с философскими методами в Новое время. «Истина не дана заранее, ее только следует открыть, открыть с помощью метода, орудия, которым может пользоваться всякий, как бы ни был простым его ум»- писал Декарт.

Картезианское сомнение

Для нахождения основных положений знания Декарт предлагает воспользоваться принципами сомнения и непосредственной очевидности.
Идея сомнения состоят в том, что все существующее знание необходимо подвергать сомнению, чтобы отыскать такие положения, которые уже нельзя было бы опровергнуть. Сомнение, с одной стороны, направлено против слепой веры, а с другой стороны, ориентировано на поиск наиболее очевидного и достоверного.

Проведя трудоемкую философскую работу, Декарт получает то основание очевидности, в которой никто не сможет усомниться. Он берет за основу принцип: «Я мыслю, следовательно, существую». Правдивость этой исходной точки мышления и познания, по утверждению Декарта, гарантирована Богом, вложившим в человека естественный природный свет разума.
Декарт развил «картезианское сомнение» - метод, который направлен на управление человеческим разумом в познании.

Четыре правила метода

Декарт использовал сомнение в качестве научного метода, предлагая четыре правила метода:

  • Первое правило – считать правдивым только то, что с очевидностью признается нами таковым, то есть нужно тщательно избегать поспешности и предубежденности, принимать в свои рассуждения только то, что способно показаться нашему уму отчетливо и ясно, что ни в коем случае не посеет в нас сомнения.
  • Второе правило – необходимо разделять каждое затруднение, которое мы рассматриваем на столько частей, сколько это возможно и сколько потребуется для лучшего их блестящего разрешения.
  • Третье правило – необходимо мыслить по порядку, начиная с простых предметов и тех, которые легко познаются, и восходить понемногу, как по ступеням, до понимания наиболее сложных предметов.
  • Четвертое правило – составлять полные перечни и обзоры, чтобы ничего не пропустить.

Основное внимание Декарт обращал на деятельность человеческого разума, на поиск правил, из которых должен действовать человеческий ум. Философ считал, что в познании нельзя доверяться чувствам.

Декарт внес свой вклад в изучение физиологии. Он исследовал страсти человеческого тела, выделяя шесть основных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль.

Декарт был одним из тех мыслителей, которые тесно связали развитие научного мышления и общие философские принципы. Труды Декарта оказали огромное влияние на формирование последующего философского знания.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

  • Критический рационализм Поппера. Понятие парадигмы в учении Куна
  • Метафизика Декарта. Понятие «субстанция». Декартовский дуализм.
  • Основные положения теории познания Ф. Бэкона. - 17. Дуализм Р. Декарта. Учения Ф. Бэкона и Р. Декарта: общее и различное
  • Рене Декарт (1596 – 1650) – выдающийся французский ученый (математик, физик, физиолог) и философ, считающийся основоположником рационалистического направления в западноевропейской философии.

    Рационализм – это философское направление, в котором утверждается, что источником истинного знания является разум.

    Название направления происходит от латинского слова «ratio», означающего «разум».

    Представителями рационалистического направления западноевропейской философии Нового времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц и другие.

    Рационалисты считали, что опыт человека, основанный на ощущениях, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (звуки, цвета, боль и т.д., которых в действительности нет). Следовательно, опытные данные, как и данные экспериментов нельзя считать достоверными.

    В разуме, в душе человека есть отчетливые идеи. Главное то, что человек думает, что содержится в его мыслях.

    Рационалисты пришли к выводу: в разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей. Эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в разуме идеи, человек может получать истинное знание о мире.

    Сведения о мире человек получает из ощущений, поэтому опыт и эксперимент – важные составляющие знаний о мире, но основа истинного метода познания – это разум.

    Р. Декарт критически относился к схоластическому наследию средних веков и эпохи Возрождения. Он развивал и значительно дополнил понимание эксперимента Ф. Бэкона, используя при этом отдельные идеи из учения скептиков.

    Рене Декарт считал, что

    1) в отыскании истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам.

    2) надо отвергнуть все прежние знания и умения, а на их место поставить вновь добытые, но проверенные разумом;

    3) отыскать истину можно только правильно используя разум, т.е. располагая эффективным методом.

    Таким образом, Р. Декарт считает, что источником истины может быть исключительно разум. В этом положении суть рационализма Декарта и всего европейского рационализма Нового времени.

    Р. Декарт предложил метод отыскания первоначального истинного знания. Этот метод получил название метод картезианского сомнения (картезианский метод). Название метода произошло от латинского варианта написания имени Р. Декарта – Renatus Cartesius.



    Суть этого метода сводится к следующему: чтобы отыскать самое первое и абсолютно истинное положение, надо сначала усомниться абсолютно во всем.

    Не достоверно все, что основано на информации органов чувств. Они несут ложную информацию, следовательно, надо считать, что внешний мир не существует.

    Образы внешнего мира, находящиеся в разуме человека, тоже следует отбросить, т.к. они возникли на основе недостоверной информации от органов чувств.

    Достовернейшие из понятий (математические) тоже бывают ошибочны. Следовательно, надо отбросить и их.

    Следующий этап – это сомнение в собственном существовании.

    Но это невозможно, т.к. невозможно считать несуществующим то, что осуществляет акт сомнения. Сомнение – это мысль. Поэтому Р. Декарт делает вывод: «Мыслю, следовательно, существую», т.е. мысль – это единственный критерий существования чего-либо.



    Таким образом, метод картезианского сомнения представляет собой процедуру отыскания первого, абсолютно истинного положения, которое является началом метафизики, а, следовательно, и всех наук.

    Метод доказывает существование человеческого Я, его самосознания. Он показывает также, что человеческое Я не есть вещь телесная, а представляет собой исключительно духовное существо.

    На основе своего метода Декарт вывел четыре главных правила получения истинного знания:

    1) принимать за истину только то, что не дает никакого повода к сомнению;

    2) разлагать сложные проблемы на предельно простые элементы;

    3) выстраивать на основе выделенных простых элементов строгую последовательность;

    4) составлять полные, без всяких пропусков, перечни этих элементов.

    Выработав метод «сомнения», Декарт тем самым заложил основы новой философии – философии человеческого духа.

    Р. Декарт на основе своего метода разработал четыре правила познания: 1) принимать за истину только то, что не дает никакого повода к сомнению; 2) разлагать сложные проблемы на предельно простые элементы;

    3)выстраивать затем из этих простых элементов строгую последовательность; 4) составлять полные перечни этих элементов.

    Р. Декарт, используя свой метод сомнения, создал свою концепцию философского знания. По мнению Декарта, философия должна представлять собой систему, подобную дереву. «Корень» этого «дерева» - это метафизика как философская дисциплина о первоначалах всего сущего, «ствол» - физика, «ветви» и «крона» - все остальные науки, которые сводятся к трем главным – медицина, механика и этика.

    Как в дереве ствол и ветви не могут вырасти без корня, так и науки не могут сформироваться до и без метафизики.

    Р. Декарт, как родоначальник рационального направления в познании, заложил основы научной механики. Разработанные им принципы научной механики он распространил на все объекты человеческого познания, включая живую природу и человека.

    Декарт проводил исследования в области физиологии с позиций механистического подхода. Он изучал систему кровообращения человека и животных и был сторонником теории кровообращения У. Гарвея.

    Декарт сам проводил исследования в области анатомии и физиологии. Он анатомировал трупы животных и человека. В результате этих работ он установил схему двигательных реакций, которая представляет собой одно из первых научных описаний рефлекторного акта.

    Любое животное, включая человека, по мнению Декарта – это своеобразный механизм, машина. Человек, по Декарту, - это реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с разумной душой, обладающей волей и мышлением. Он считал, что телесное и духовное в человеке тесно взаимосвязано, состояние тела и телесных органов влияет на состояние души и наоборот. Телесная сфера человека – это лишь механизм, который действует по законам механики, но «включает» этот механизм душа.

    Дедуктивный метод является главным в рационализме. По правилам дедукции можно вывести возможность существования Бога, природы и людей.

    Дедукция – это философский метод познания, при котором логическое умозаключение делается от общих суждений к частным выводам.

  • 5.Древнегреческая философия. Милетская школа, пифагоризм.
  • 6.Древнегреческая философия. Космоцентризм в понимании мира и человека. Основные понятия античной философии (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа).
  • 7.Учение Демокрита. Понятия атома и пустоты.
  • 8.Софисты. Сократ и сократические школы.
  • 9.Философия Платона (“Федон”, “Софист”, “Пир”; Федр, Псавний, Эриксимах, Аристофан, Агафон, Сократ).
  • 10.Философия Аристотеля (Критика Платоновской теориии “идей”, Логика, Теория познания, Космология и физика).
  • 11.Эллинистическая философия (общая характеристика, основные школы и проблематика).
  • 12.Средневековая философия. Теологизация философской мысли. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.
  • 13.Философия эпохи Возрождения. Идеалы человека, его отражение в искусстве.
  • 14.Научная революция и философия XVII века. Сенсуализм и рационализм как целостные системы гносеологических воззрений. (Декарт, Локк, Лейбниц)
  • 15.Учение ф. Бекона о познании и науке (“Новый Органон”). Рационализм.
  • 16.Рене Декарт - основоположник рационализма (рассуждения о методе).
  • 17.Проблема Субстанции в учениях Спинозы и Лейбница.
  • 18.Философские взгляды Дж.Беркли и д.Юма.
  • 19.Философия Просвещения и французский материализм XVIII в.
  • 20.Французский материализм XVIII в. О природе, обществе, человеке.
  • 21.Немецкая классическая философия (общий анализ). Представители - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах. Принцип историзма и его значение для современной науки и культуры.
  • 22.Теория познания и этика и.Канта (Критика чистого разума).
  • 23.Философия Гегеля (Философия права или феноменология духа).
  • 24.Антропологический материализм Фейербаха.
  • 25.Проблема человека в философии марксизма. Понятие отчуждения.
  • 26.Специфические черты русской философской мысли. Основные этапы развития русской философии.
  • 27. Западная философия. Позитивизм и его эволюция.
  • 28.Философия экзистенциалистов. (Камю - “Миф о Сизифе. Эссе об абсурде”, Сартр - “Экзистенциализм - это гуманизм”).
  • 29.Философская герменевтика.
  • 30.Философская категория “Бытие”. Основные формы бытия.
  • 31.Становление и развитие философской категории “Материя”.
  • 32.Материя и основные формы ее существования. Проблема пространства, времени и движения.
  • 33.Диалектика, ее основные принципы, законы и категории.
  • 34.Философская категория “Движения”. Концепция ее развития в природе и обществе. Понятие прогресса.
  • 35.Сознание, его структура. Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры.
  • 36.Происхождение и сущность сознания.
  • 37.Проблема противоречия в философии и логике.
  • 38.Причина и следствие. Детерминизм, индетерменизм, телеология.
  • 39.Категории “Сущность” и “Явление”.
  • 40.Общее и единичное.
  • 41.Случайность и необходимость.
  • 42.Категория “Закон”. Законы природы, общества и познания.
  • 43.Практика, ее структура и основные формы.
  • 44.Познание как предмет философского анализа. Чувственное познание и его формы. Сенсуализм.
  • 45.Теория истины.
  • 46.Философские концепции истины.
  • 47.Рациональная (логическая) ступень познания. Рационализм и иррационализм.
  • 48.Формы и методы научного исследования.
  • 49.Общественное сознание. Формы духовности, их диалектика.
  • 50.Общество. Основные философские концепции развития общества.
  • 51.Проблемы взаимодействия общества и природы.
  • 52.Эстетическое сознание. Искусство как предмет философского анализа.
  • 53.Религия и философия.
  • 54.Мораль и право.
  • 55. Личность: Общая характеристика и типология. Свобода и ответственность.
  • 16.Рене Декарт - основоположник рационализма (рассуждения о методе).

    Родился в 1596г. во Франции в семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г.

    Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Декарт допускает 2 независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Декарт объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: “Я мыслю, следовательно я существую”. В учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

    Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометри, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало система алгебраических обозначений. В механике Декарт указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при сооударении двух неупругих тел.

    Декарт отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т. е. объективно не существеют. Выводы из этого: мировая материя (=пространство) беспредеьна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие природных явлений к:

      1. материи, тождественной с пространством и

      2. к ее движению. Движение возникает в результате толчка. Первоначальный толчек дал бог.

    Проблема метода . Декарт ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исходный пункт он принимает сомнение в общепринятом знании (так как такого тезиса он не находит в схоластике). Это сомнение есть только предварительный прием. Можно сомневаться во всем, однако, само сомнение, во всяком случае, существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если сомнение - достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, лишь поскольку я сам существую в качестве мыслящего (Я мыслю, следовательно, я существую). Это положение и есть искомая достоверная опора знания. Этот вывод не требует логического доказательства, он есть результат интуиции ума.

    Ясность и отчетливость мышления Декарт ошибочно объявляет необходимыми и достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания таким образом не в практике, а в человеческом сознании.

    Идеализм Декарта усугубился религиозными предпосылками его системы. В силу этого, для доказательства реального существования мира необходимо доказать существование бога. В числе прочих идей в уме существует идея бога. Как понятие о существовании всесовершенном, идея бога обладает большей реальностью чем все другие идеи. В причине должно быть по крайней мере столько же реальности сколько ее находится в следствии. Так как мы существуем и так как мы суть следствия первопричины, то существует и сама первопричина т.е. бог. Но если всесовершенный бог существует, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность позания.

    Возможность истины обусловлена существованием врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к которым он относит прежде всего математические аксиомы.

    В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.

    В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. Однако, для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственные очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции.

    Вооружившись интуицией и дедукцией, разум может достичь достоверного знания в случае, если будет вооружен методом. Метод Декарта состоит из 4 требований:

      1. допускать в качестве истинных только такие положения, которые предсавляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности;

      2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;

      3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному.;

      4. не допускать никаких пропусков звеньях исследования.

    В продолжение темы:
    Право

    Поэтому так важен. Эта часть речи необходима для того, чтобы правильно назвать и описать действие. Как и другие часть речи, он имеет свои морфологические признаки, которые...

    Новые статьи
    /
    Популярные