Украинская автономная православная церковь. Украинская православная церковь и захваты храмов. Как к возможному объединению относятся в РПЦ

«Агитаторскими пунктами против украинской государственности» назвал храмы Украинской православной церкви Московского патриархата депутат Верховной рады Дмитрий Тымчук, инициировавший законопроект о выдворении из страны «сепаратистов от православия» – УПЦ (МП). При этом настоящими сепаратистами впору называть прокиевских раскольников митрополита Филарета (Денисенко), которые теперь могут отхватить небывалый куш, ведь именно в их руки попадёт вся собственность изгнанных православных «москалей». Получат свои дивиденды и украинские власти, носящиеся с идеей создания «единой поместной церкви», оторванной от Москвы. А вот для патриарха Кирилла происходящее может закончиться внезапным «уходом на пенсию». И как знать, какие ещё последствия повлечёт за собой изгнание с Украины УПЦ (МП)?

Вадим Новинский, народный депутат Украины, спонсор УПЦ (МП)

– Попытки протащить в Раде законы № 4511 и № 4128 я считаю и антицерковными, и антигосударственными, и антиукраинскими. Эти законы способны вызвать гражданскую войну на религиозной почве. Они позволяют власти проводить рейдерские захваты церковной собственности и запрещать неугодные конфессии. А, как мы знаем из истории, самые беспощадные и кровопролитные войны возникали как раз на религиозной почве. За последние три года было захвачено более 45 храмов и передано под юрисдикцию Киевского патриархата. Это делается незаконно, мы видели, как избивают священников, грабят приходы. Но это были единичные конфликты, а теперь их будет сотни, тысячи.

Бежавший из Киева российско-украинский политолог Рости­слав Ищенко назвал попытку запрета УПЦ (МП) «свидетельством перехода конфликта на Украине в новую, более ожесточённую фазу гражданской войны» и «превращение её в войну религиозную». Но скорее всего эксперт надувает щёки, а на самом деле ничего особенного не случится. И камлания на тему того, что-де прихожан УПЦ (МП) в стране – большинство и уж они-то не потерпят издевательств над своей церковью, – пустые словеса. К слову, не было ещё ни единого случая, чтобы прихожане УПЦ (МП) отбили бы своими силами храм, захватываемый раскольниками или автокефальщиками. Кроткие агнцы, а не прихожане. Бегут на заклание впереди забойщиков.

Зато впору задать вопрос: а как же так вышло, что прихожане «московской церкви» на Украине так разобщены и безвольны? И чья в том вина – уж не патриарха ли Кирилла? Кто, как не он, призывал свою украинскую паству к смирению? Вот и утираются они теперь, подставляя щёки под оплеухи. Меж тем внесённый в Раду законопроект № 4511 с примечательным названием «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной радой агрессором» позволяет начать беспрецедентный «дерибан» церковной собственности УПЦ (МП). Три лавры, 183 монастыря, 12 тыс. приходов, 20 учебных заведений плюс вся крымская церковная собственность. Да-да, она до сих пор на балансе УПЦ (МП), а отнюдь не Русской православной церкви, как принято считать. Поистине лакомый кусок! И на него уже облизываются раскольники Филарета (Денисенко) и их попутчики из автокефальной церкви. Так или иначе, львиная доля достанется именно им, ведь именно на базе этих двух церквей на Украине усилиями Петра Порошенко и его майданщиков создаётся единая поместная церковь. Планы на неё у Порошенко далеко идущие – именно она, по всей видимости, должна будет провозгласить «священную войну» с Россией. Вслед за раскольниками Денисенко – они уже призывали к «священной войне», да авторитет у них не тот.

Пока рассмотрение законопроекта временно отложили – недостаточно голосов для принятия. Но через неделю-другую к голосованию непременно вернутся: у спикера Рады записного русофоба Андрея Парубия такая тактика. Не хватило голосов сегодня – хватит завтра. Так что изгнание из Украины УПЦ (МП) – дело почти решённое. Вот только каковы будут последствия этого изгнания?

Версия 1

Киев получит собственную церковь, отдельную от Москвы

Единственная причина, по которой украинские власти не жаловали раскольников Денисенко (а заодно и автокефальщиков), – это непризнание их архиепископом Константинопольским Варфоломеем. Украинская православная церковь Московского патриархата, составная часть Русской православной церкви, – единственная каноническая церковь Украины, признанная Вселенским патриархатом. Как ни интриговали схизматики, требуя отменить акт 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату, реакции из Константинополя не было. Но последовал тонкий намёк: создавайте в стране поместную церковь, собирайте воедино всех православных, и мы вас признаем. Раскольничья и автокефальная церкви мигом на это согласились, но слишком никчёмной оказалась их группа поддержки. Вот если бы увести верующих у УПЦ (МП) – тогда другое дело! Официальный запрет «москальской церкви» – исторический шанс для тех, кто грезит о поместной церкви на Украине. Пётр Порошенко – один из таких мечтателей. Добился безвизового режима с Европой – добьётся и поместной церкви, ведь его планам, по сути, никто не противится.

Версия 2

Прихожан УПЦ (МП) ждут гонения, а храмы – погромы

«Украинской православной церкви Московского патриархата на Украине в конечном счёте не будет», – цитирует телеканал RT «источник в администрации президента Украины». А что же будет? А будут погромы, убеждён викарий патриарха Московского и всея Руси митрополит Волоколамский Иларион: «Будут фактически узаконены рейдерские захваты храмов Украинской православной церкви, против которой ведётся полномасштабная война. Более 40 храмов уже захвачены. Если раньше каноническая община подавала иск в суд и выигрывала судебное разбирательство, то теперь любая группа людей может объявить себя принадлежащей к той или иной раскольничьей общине и захватить храм». Ну а если «отжать» храм по суду всё-таки не удастся, его можно будет запросто разгромить, без всякого риска угодить за решётку. «Храмы захватывались и раньше, священников избивали, убивали, вынуждали эмигрировать, – разъясняет Ростислав Ищенко, – но это трактовалось как эксцессы. А голосование за запрет УПЦ (МП) легализует погромщиков. Вот и повод повоевать».

Версия 3

Патриарх Кирилл покинет пост предстоятеля РПЦ (МП)

Полтора года назад уволенный с поста главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволод Чаплин напророчил, что патриарху Кириллу придётся уйти в том числе в связи с украинскими событиями. Осенью прошлого года о досрочном уходе Кирилла вновь заговорили – правда, не из-за Украины, а в связи со скандалом, в котором фигурировал церковный банк «Пересвет». Но именно тогда патриарху впервые припомнили его позицию по воссоединению с Крымом – Кирилл отсутствовал в Георгиевском зале Кремля во время знаменитой «крымской речи» Владимира Путина. И вот теперь противники сближения с Римской курией внутри РПЦ вновь требуют смещения патриарха – за то, что тот бросил на произвол судьбы украинских мирян. Проблема в том, что делать резкие движения Кириллу поздно, Киев он, похоже, уже сдал. Остаётся уйти – либо сейчас и добровольно, либо чуть позже, но уже принудительно.

И Священному Синоду Русской православной церкви, в котором содержались предложения, призванные усилить авторитет священноначалия УПЦ для более активного противостояния раскольникам из УАПЦ и униатам.

  1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в её управлении.
  2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» - упраздняется.
  3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается Украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
  4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины».
  5. Митрополиту Киевскому и всея Украины, в пределах Украинской Православной Церкви, усвояется титул «Блаженнейший».
  6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время Богослужения.
  7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет епархии в пределах Украины.
  8. Митрополит Киевский и всея Украины как Предстоятель Украинской Православной Церкви является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
  9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви.

УПЦ при Филарете (Денисенко)

Вскоре три архиерея - епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) - дезавуировали свои подписи под Обращением . На следующий день, 23 января , решением Синода УПЦ они были смещены со своих кафедр.

Священный Синод РПЦ, состоявшийся 18-19 февраля , принял обращение к митрополиту Филарету и епископату Украинской Православной Церкви с требованием «Незамедлительно пересмотреть решение Украинского Синода от 23 января, чтобы внести мир в сердца братьев архиереев и в их скорбящую паству, взывающую ныне о справедливости в Церкви. Это позволит сохранить мир церковный и единство Украинской Православной Церкви ».

Раскол

В связи с многочисленными неканоническими вмешательствами Московской Патриархии во внутренние дела нашей Церкви и на основании того, что Украина с 1 декабря 1991 года стала независимым государством, мы доводим до сведения Вашего Святейшества, что Акт о передаче Киевской Митрополии Московскому Патриархату от 1686 года прекращает действие.

С надеждой обращаемся к Вашему Святейшеству, что примете это ко вниманию и употребите необходимые действия для канонического упорядочения нынешнего положения нашей Церкви.

Харьковский Собор

Исполняя Определение Священного Синода от 21 мая года, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) , 27 мая собрал и возглавил Собор Украинской Православной Церкви, который по месту своего проведения вошел в историю УПЦ как Харьковский.

14 мая митрополит Никодим послал Филарету письмо, в котором просил его выполнить свое обещание и собрать Архиерейский Собор «ради мира в нашей Церкви». Но ответа не последовало.

На Архиерейское совещание прибыли 17 архипастырей.

Собор внёс некоторые изменения и дополнения к Уставу УПЦ, касающиеся порядка избрания и статуса Предстоятеля УПЦ; также был расширен состав Синода УПЦ - до семи человек, четверо их которых суть постоянные. Изменялось наименование государства, в пределах которого осуществляет свою миссию УПЦ. В своих действиях, внося изменения и дополнения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви , Архиерейский Собор руководствовался Разделом XIV, п. 2 действовавшего ранее Устава, гласившего: «Право внесений исправлений к этому Уставу имеет Собор епископов с последующим утверждением Собором Украинской Православной Церкви».

Основным деянием Харьковского Собора было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви и зачисление его за штат в связи с неисполнением клятвенного обещания уйти с поста Предстоятеля Украинской Церкви, данного им на Архиерейском соборе РПЦ 31 марта - 5 апреля 1992 года. Данное деяние совершилось в отсутствие митрополита Филарета, отказавшегося прибыть на Архиерейский Собор УПЦ и проигнорировавшего неоднократно посылаемые ему вызовы. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митрополиту Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора РПЦ.

После этого, на основании Раздела V, п.п. 12,13 Устава состоялось избрание нового предстоятеля УПЦ. Во втором туре митрополит Владимир (Сабодан) получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

При митрополите Владимире (Сабодане)

Пребывая в каноническом единстве с Московским Патриархатом, мы имеем реальную возможность влиять на его церковную политику, что никак не возможно сделать извне. Вместе с тем, УПЦ вместе с РПЦ представляет собой самую многочисленную юрисдикцию, обладающую влиятельным и авторитетным голосом в православном мире. Кроме того, неоценимый вклад наше каноническое единство вносит в создание дружеских отношений между Украиной и Россией и является залогом мира и стабильности - как между государствами, так и в них самих. Если же политические силы на Украине не могут воспользоваться возможностями УПЦ в вопросах, в которых наши интересы совпадают, то это случается не через Ее слабость или связь с Москвой, а через отсутствие конструктивного диалога с Церковью. К сожалению, наши оппоненты не в состоянии мыслить на далекую перспективу, поскольку их мысли оказались замкнутыми в узких границах примитивного большевистско-националистического мировоззрения или меркантильностью западной идеологии.

Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Патриархом Московским и всея Руси . Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных Соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси.

Согласно Уставу УПЦ, высшие органы церковной власти и управления УПЦ суть: Собор УПЦ, Собор епископов УПЦ (Архиерейский собор) и Священный Синод УПЦ под председательством Митрополита Киевского и всея Украины.

За исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ является доминирующей конфессией на всей территории страны.

Дискуссия вокруг вопроса о канонической автокефалии и границах автономии

В конце 2007 года возникла дискуссия в связи с тем, что стали высказываться предположения о том, что священноначалие УПЦ стремится к законному получению автокефалии . Главным идеологом получения «канонической автокефалии» УПЦ от Московской Патриархии обычно считают епископа Переяслав-Хмельницкого (с 19 декабря 2007 года) Александра (Драбинко), викария Киевской епархии ; сам он отвергает такие подозрения . Протоиерей Максим Хижий (клирик Владимирской епархии) считает, что «вопрос об автокефалии УПЦ является проблемой времени, причем самого ближайшего.» 4 февраля 2008 года в московской газете «Московский комсомолец » было опубликовано интервью епископа Александра (Драбинко), в котором он, в частности, сказал: «Мнения по этому поводу среди верующих Украинской православной церкви различные. <...> Что касается Архиерейских Соборов УПЦ, то они высказались по этому поводу давно. Сегодня этот вопрос на повестке дня не стоит» .

В связи с утверждением Устава РПЦ Поместным Собором РПЦ в январе 2009 года, 18 пункт главы VIII которого гласит, что «в своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и принимается Патриархом Московским и всея Руси», украинская газета «Сегодня » писала , что таковой статус УПЦ «выделяет её из перечня других самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, которые не имеют расширенных прав» .

По окончании Поместного Собора РПЦ митрополит Владимир (Сабодан) так ответил на вопрос журналиста «И всё-таки вам нужен автокефальный статус или нет?»: «Этот статус должен венчать все наши усилия. Но сначала нужно достигнуть единства. Статус можно утвердить любой, приемлемый или неприемлемый. <…>»

УПЦ и украинское государство

Во время проведения Харьковского Собора в мае администрация Президента Кравчука поддерживала м-та Филарета (Денисенко) и, по свидетельству м-та Никодима, оказывала на него прямое давление.

УПЦ находится в конфликтных отношениях с другими официально зарегистрированными на Украине православными Церквами - Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церковью . Периодически появляются сообщения о претензиях этих церквей на помещения и имущество УПЦ и даже о захватах приходов.

После победы на президентских выборах в Виктора Ющенко Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказывал опасения по поводу сохранения церковного статус-кво на Украине .

УПЦ отрицательно относится к ставшим популярным при В. Ющенко «совместным молитвам» представителей разных юрисдикций.

Состоявшийся в конце января 2007 года Архиерейский Собор УПЦ выразил недоумение относительно предложения Президента Украины «сесть за стол переговоров с лжепастырями». Епископы УПЦ приняли решение о создании комиссии, которая займется приемом покаянных грамот от представителей Киевского Патриархата, «желающих вернуться в лоно канонической православной Церкви» . Со своей стороны, Синод УПЦ КП на заседании 28 февраля благосклонно отнёсся к обращению В. Ющенко относительно возможности диалога с УПЦ .

По сообщениям СМИ, брат президента Украины В. Ющенко - депутат Верховной Рады Петр Ющенко - возглавил общественную организацию За поместную Украину , которая займется вопросами объединения украинского православия и создания единой поместной церкви .

На состоявшемся в конце июня 2008 года Архиерейском Соборе РПЦ Патриарх Алексий II в своём докладе Собору 24 июня заявил: «<…> Раскол украинского Православия возник именно вследствие вторжения политических стихий в церковную жизнь.» А Всеволод Чаплин в своём экспертном докладе сказал о ситуации на Украине: «Нельзя не признать наличия активного и прямого церковно-государственного диалога на Украине. При этом государственные власти - как на центральном, так и на местном уровне - оказывают значительную помощь в разрешении практических проблем Церкви, включая строительство и воссоздание храмовых зданий, становление культурной, просветительской и социальной миссии Церкви. В то же время с Украины доносятся тревожные вести. В частности, поступают многочисленные обращения священнослужителей и мирян, которые просят Святейшего Патриарха защитить единство Церкви, которым они дорожат и которое готовы отстаивать даже в самых трудных обстоятельствах. При неоднократно звучавших, в том числе из уст Президента Украины В.А. Ющенко, заверениях в том, что государство не намерено вмешиваться в церковную жизнь и решать за верующих, в какие храмы им ходить, существует немало случаев давления государственных органов центрального и регионального уровня на выбор верующих. В этих обстоятельствах Священноначалие нашей Церкви многократно подчеркивало, что политизация церковных проблем, попытки справиться с ними мирскими методами неизбежно приводят лишь к еще большим затруднениям при разрешении существующих трудностей. Наиболее вероятным следствием политического вмешательства в деликатную сферу церковной жизни может стать дестабилизация общественного положения.» На том же Соборе, 25 июня, митпрополит Владимир, в частности, сказал : «Нас радует, что государство в Украине обеспокоено проблемой церковного раскола и считает его преодоление одной из своих приоритетных задач. Вместе с тем, активное участие государства в разрешении церковных проблем иногда имеет и негативные стороны. Намерения у государства могут быть добрые, а вот способы их реализации могут привести к еще более тяжким последствиям, когда вместо старых расколов появятся новые. Угроза именно такого развития ситуации возникает в том случае, когда представители государственной власти игнорируют позицию наибольшей в Украине Церкви, предпринимают те или иные действия, направленные на уврачевание раскола, без ее ведома, не посоветовавшись с ее Предстоятелем. В таких случаях мы считаем действия нашей власти неправомочными и выходящими за пределы, предусмотренные Конституцией Украины в области церковно-государственных отношений.»

Епархии Украинской православной церкви

Примечания

  1. п. 18 Гл. VIII Устава РПЦ : «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси.»
  2. Социологический опрос: «Верующим какой церкви вы себя считаете?» , 2006 г., Центр Разумкова
  3. На официальном сайте УПЦ
  4. ЖМП . М., 1990, № 5, стр. 4 - 12.
  5. Документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, Свято-Данилов монастырь, 25 - 27 октября 1990 года. Определение об Украинской Православной Церкви // ЖМП. 1991, № 2, стр. 2.
  6. ЖМП . 1991, № 4, стр. 8
  7. ЖМП. 1992, № 6 // Официальная хроника, стр. XI-XII.
  8. ЖМП. 1992, № 6 // Официальная хроника, стр. XII.
  9. Цит. по: VI.3 Вопрос о единстве и статусе Украинского Православия - современный этап. Из книги Драбинко Александр. Православие в посттоталитарной Украине (вехи истории)
  10. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора об Украинской Православной Церкви. // ЖМП. 2000, № 10, стр. 19.
  11. Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года) «О жизни и трудах Русской Православной Церкви»
  12. Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (Москва, 27-28 января 2009 года) «Об Уставе Русской Православной Церкви»
  13. см. интервью Патриарха Алексия II 19.12.2001
  14. см. интервью м-та Владимира от 27 февраля 2007
  15. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е ОСВЯЩЕННОГО ЮБИЛЕЙНОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОБ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года 16/08/00
  16. Церковный вестник № 1-2(374-375) январь 2008 г.
  17. Сравнение нового Устава УПЦ от 21.12.2007г. с действующим Уставом РПЦ. Мнение юристов. Аналитика. Цитаты. На сайте otechestvo.org.ua 14.02.2008.
  18. Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 31 травня 2007 року
  19. Доклад Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (Москва, июнь 2008 года) На официальном сайте УПЦ.
  20. «Украинское Православие на рубеже эпох. Вызовы современности, тенденции развития». Видео на официальном сайте МП 25 июня 2008 г.
  21. Опубликована статистика украинских старообрядцев blagovest-info.ru 19.07.07.
  22. Откуда крещение - оттуда и возрождение . Интервью секретаря митрополита Владимира (Сабодана), епископа Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко). // «Московский комсомолец » 04 февраля 2008 г.
  23. Откуда крещение - оттуда и возрождение. Интервью с секретарем главы УПЦ МП, епископом Переяслав-Хмельницким Александром (Драбинко) portal-credo.ru 04 февраля 2008 г.
  24. Звернення Священного Синоду УПЦ від 22 листопада 2006 року Обращение Священного Синода УПЦ к Президенту Украины, главе Верховной Рады и премьер-министру от 22 ноября 2006 года
  25. Дмитрий Скворцов. Украинское православие: Грядет новый раскол?
  26. Большинство иерархов УПЦ МП участвовало в хиротонии «главного идеолога канонической автокефалии» Украинской Церкви portal-credo.ru 20 декабря 2007 г.
  27. Дает Бог праздник, а «ЕДИОТы» работу… Заявление Епископа Переяслав-Хмельницкий Александра (Драбинко), секретаря Предстоятеля УПЦ, главного редактора официального сайта УПЦ от 6 января 2008 года
  28. Максим Хижий. Украинская православная церковь накануне автокефалии . ej.ru 18 января г.
  29. Вопрос об автокефалии Украинской православной церкви не стоит на повестке дня, заявляет викарий ее первоиерарха Интерфакс.ru 04 февраля 2008 года.
  30. Состоялось заседание Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви. На официальном сайте УПЦ
  31. На сайте bogoslov.ru
  32. Изменения к Уставу об управлении Украинской Православной Церкви зарегистрированы государством На официальном сайте МП 10 июня 2008 г.
  33. Православная общественность обеспокоена несоответствием Уставов Украинской православной церкви и Московского патриархата. Интерфакс.ru 15 апреля 2008 г.
  34. Протокол № 2 засідання Собору єпископів Української Православної Церкви
  35. Глава VII Устава РПЦ
  36. Журнал заседаний Священного Синода УПЦ от 16 июля 2008 года
  37. УПЦ сохранила широкую автономию
  38. Митрополит Владимир: «Неужели церковь должна молчать?» . Русский Newsweek (2 февраля 2009). - В интервью митрополит Владимир объяснил, что автокефалия будет, но только после воссоединения всей православной Украины. Проверено 12 февраля 2009.
  39. ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ВЫРАЗИЛ ОЗАБОЧЕННОСТЬ ПОЛОЖЕНИЕМ ВЕРУЮЩИХ КАНОНИЧЕСКОЙ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ФИЛАРЕТ ПОЗДРАВИЛ ЮЩЕНКО С ПОБЕДОЙ НА ВЫБОРАХ 30.12.04
  40. Янукович поцеловал крест из рук главы одной Церкви, но от другой его за это не отлучат Ющенко предложил Денисенко свои услуги по созданию «единой украинской православной конфессии»
  41. Архиереи УПЦ МП выступили против создания единой украинской поместной Церкви Відбувся Архієрейський Собор Української Православної Церкви На официальном сайте УПЦ 25 января 2007 г.
  42. Артём Скоропадский. Необъединенное решение Коммерсантъ № 10 от 26 января 2007 г.
  43. Священный Синод ответил Президенту В. Ющенко: «Мы готовы к диалогу с УПЦ МП» На сайте «Украинское православие» 28 февраля 2007 г.
  44. На Украине подготовлен закон, наделяющий Церковь статусом юридического лица. Интерфакс.ru 26 января 2007 г.

Какова обстановка на Украине сегодня?

В последнее время участились случаи силового захвата храмов Украинской православной церковью с переводом приходов в подчинение так называемому «Киевскому патриархату». На сегодняшний день захвачено более 30 храмов. Больше всего храмов захвачено в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Львовской и Черновицкой областях. Добровольно изменили юрисдикцию только четыре религиозные общины.

18 декабря 2016 года представители УПЦ КП при поддержке запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» совершили нападение на прихожан Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, требуя передать храм под их юрисдикцию.

Сколько православных юрисдикций на Украине?

На Украине в настоящее время действует одна каноническая Украинская православная церковь (УПЦ), которая является самоуправляемой церковью в составе Московского Патриархата. Кроме нее там присутствуют две непризнанные мировым православием церковные структуры - Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь «Киевского патриархата», которая проводит агрессивную политику по отношению к приходам Украинской православной церкви Московского Патриархата.

Глава “Киевского патриархата” Филарет (Денисенко) с бойцами “Правого сектора” Фото с сайта ruspit.ru

Что такое «Киевский патриархат»?

«Украинская православная церковь Киевского патриархата» – церковная структура, возникшая в 1992 году при поддержке тогдашнего руководства независимой Украины. Возглавил ее бывший предстоятель Украинской православной церкви Московского Патриархата Филарет (Денисенко).

УПЦ КП возводит свою историю к Киевской патриархии, находившейся под юрисдикцией Константинополя, отрицая законность её перехода под юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году. Однако в настоящее время ее не признала ни одна из канонических православных церквей.

По состоянию на начало 2015 года к Украинской православной церкви Киевского патриархата относят себя 44% украинцев, 21% населения назвали себя верующими УПЦ Московского патриархата, 11% – Украинской греко-католической церкви.

Как захватчики храмов оправдывают свои действия?

Главным аргументом нападающих является то, что населения городов и сел, где находятся захваченные храмы, само приняло решение о смене конфессиональной принадлежности. «Киевский патриархат» осуществляет перевод общин под свою юрисдикцию по одинаковой схеме. Сначала проводится голосование или собрание села, на котором ведется не церковная, а политическая агитация. Как правило, большинство жителей села выступает за переход в УПЦ КП, а реальные прихожане и священник оказываются в меньшинстве. После этого происходит силовой захват храма.


Почему население не может само выбирать себе юрисдикцию?

При захватах храмов на Украине происходит , когда религиозную общину отождествляют с общиной территориальной.В то время, как сам факт проживания в определенном населенном пункте не дает права захвата чужого имущества (храма, богослужебной утвари), самовольной смены руководства, а также внесения изменений в уставные документы религиозной общины этого населенного пункта. Ведь по такой схеме можно изменить подчиненность не только прихода УПЦ, но и любой другой религиозной организации на территории Украины.

Кто помогает «филаретовцам» захватывать храмы?

Как правило, основное участие в нападениях на храмы принимают боевики из радикально-националистических объединений «Правый сектор» и «Свобода». При последнем нападении на приход Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, верующих не пустили к храму, били их палками, арматурой, бросали в них «коктейли Молотова», распыляли перечный газ. По словам очевидцев, руководитель «Правого сектора» в Ровенской области Роман Коваль публично угрожал начать массовый захват церквей УПЦ МП во всем регионе.

Фото с сайта ruspravda.ru

Как относятся к нападениям на церкви местные власти?

Украинские власти придерживаются политики принципиального невмешательства в конфликт между «Киевским патриархатом» и УПЦ МП.

Год назад глава Кабинета министров Украины Арсений Яценюк дал пресекать попытки захвата храмов на Украине, а власти Ровенской области захваты храмов. Однако конкретных мер против экстремистов принято не было.

Что касается правоохранительных органов, то, по словам очевидцев, во время нападений на храм в селе Катериновка и селе Птичье, полиция вставала на сторону захватчиков.

Есть ли угроза захвата Киево-Печерской Лавры?

Да, «Киевский патриархат» действительно претендует на захват Лавры. 7 декабря на сайте Киевской городской рады была размещена петиция о переводе Лавры из УПЦ МП в юрисдикцию «филаретовцев». Петиция набрала необходимые 10 тыс. голосов. Авторы документа обвинили духовенство УПЦ МП в «антиукраинской, меркантильной, порой враждебной Украине позиции» и попросили депутатов содействовать передаче Лавры УПЦ КП. Киевский мэр Виталий Кличко уже поручил рассмотреть эту петицию комиссию по местному самоуправлению.

Представители УПЦ МП говорят о подтасовке интернет-голосов, поданных за петицию. Наместник Почаевской лавры митрополит Владимир в своем открытом письме назвал инициативу с петицией провокацией с целью разжигания межконфессиональной розни. По его словам, «передача духовной колыбели православного монашества на Руси – Киево-Печерской лавры – раскольникам означает закрытие ее для мирового православия».

Раскольники под стенами Лавры

Какие предпринимаются меры воздействия на «Киевский патриархат»?

Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда 20 декабря к властям Украины незамедлительно остановить представителей УПЦ КП, которые вступили в конфликт с общиной храма в селе Птичье. Глава СИНФО потребовал, чтобы «религиозные радикалы и боевики, которые препятствуют реализации данного решения, должны быть жестко остановлены бездействующими в настоящий момент правоохранительными органами».

Двумя месяцами ранее Отдел внешних церковных связей УПЦ МП представил на доклад об основных нарушениях прав своих прихожан, которые были охарактеризованы как дискриминационные.

Патриарх Болгарской Православной Церкви Неофит направил президенту Украины П. Порошенко , в котором выразил тревогу по поводу развития ситуации «в религиозной сфере Украинского государства». Глава Болгарской Церкви призвал украинского президента «предпринять все необходимые шаги по защите прав Украинской Православной Церкви, обезопасив её от захватов храмов, а так же иных форм оказываемого на неё силового, информационного и иного давления».

Захват храмов УПЦ МП вызвал беспокойство и у внешнеполитической службы , а также лично у папы Франциска. По данным МИД РФ, Ватикан не раз поднимал этот вопрос перед иерархами греко-католической церкви, «Киевским патриархатом» и «прямо посылал сигнал о необходимости пресечения такой практики, которая является грубейшим нарушением свободы вероисповедания».

Фото с сайта rusprav.tv

Какова реакция международного сообщества на происходящее?

В ООН факт притеснения православных на западе Украины. Эксперты зафиксировали факты «угроз физического насилия или принуждения, направленных на то, чтобы заставить людей изменить свою конфессию».

Эксперты управления верховного комиссара ООН по правам человека 28 января - 1 февраля посетили Тернопольскую и Ровенскую области, где не раз предпринимались попытки захвата храмов УПЦ «Киевским патриархатом». Представители мониторинговой миссии сообщили о жалобах местных жителей на игнорирование местными властями подобных нарушений: запугивания и дискриминации, выразили обеспокоенность тем, что верующие не могут молиться в «желаемых местах поклонения», поскольку им препятствуют местные жители и внешние силы.

Является преемницей учрежденной в 988 году Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата, перешедшей в 17м веке в юрисдикцию Московского Патриархата, который, в свою очередь, является преемником древних Митрополитов Киевских.

УПЦ получила права широкой автономии согласно Томосу Патриарха Алексия II и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 25-27 октября 1990 года. Ее границы определены в границах Республики Украина. УПЦ является самой многочисленной религиозной организацией на всей территории страны, за исключением трёх западных областей (Львовской, Ивано Франковской и Тернопольской).

Предстоятелю УПЦ усвоен титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины».

По данным, приведенным 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ митрополитом Владимиром, УПЦ состоит из 43 епархий , которые управляются 54 четырьмя архиереями (из них 43 правящих и 11 викарных), и насчитывает около 10.900 реальных общин. В Украинской

Православной Церкви несет послушание 8 962 священнослужителя (из них 8.517 священников и 445 диаконов), действуют 20 учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ. В 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женскихБ 4.650 монашествующих.

Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ)

Украинская Автокефальная Православная Церковь восходит к националистически ориентированной украинской церковной группе, неканонически сформированной в 1920 году, уничтоженной в 30-е годы, восстановленной под немецкой оккупацией в 1942 году и сохранившейся в послевоенные годы только в эмиграции, главным образом в Канаде, в то время как все оставшиеся храмы УАПЦ (как и УГКЦ) на территории Украины были переданы в юрисдикцию РПЦ.

19 августа 1989 года о выходе из юрисдикции Московского Патриархата объявил приход святых апостолов Петра и Павла во Львове во главе со своим настоятелем - протоиереем Владимиром Яремой. На соборе 1990 года предстоятелем был избран митрополит Мстислав (Скрыпник), после смерти которого большинство епископов УАПЦ перешло под юрисдикцию Московского Патриархата либо создававшейся Украинской Православной Церкви - Киевского Патриарахата. Вторым главой УАПЦ в современный период стал Ярема с титулом «патриарха Димитрия» (умер в 2000). В ноябре 2000 года новым предстоятелем УАПЦ избран Мефодий (Кудряков), носящий титул «митрополита Тернопольского и Подольского». УАПЦ на Украине имеет 11 епархий.

Общее число приходов (данные на 2001 год) - 556, число священников - 409.

Канонический статус и взаимоотношения УАПЦ с православными Церквями остаются неурегулированными .

Распространена преимущественно в Западной Украине.

Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат (УПЦ КП)

Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата была учреждена на т.н. "всеукраинском православном соборе" , проходившем 25-26 июня 1992 года, и включила в себя отколовшуюся часть бывшего Украинского Экзархата РПЦ и часть УАПЦ. Главным создателем этого движения является бывший митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины (РПЦ) Филарет (Денисенко), который после проигрыша выборов на московский патриарший престол в 1990 году заключил союз с первым президентом Украины Леонидом Кравчуком.

Сегодня носит титул «Святейший Патриарх Киевский и всея Руси Украины».

Эта церковь провозглашает свое начало от крещения Руси Украины и именует себя наследницей Киевской митрополи и в составе

Константинопольского Патриархата, существовавшей до 17го века.

Однако каноничность т.н. Киевского патриархата не признала ни Русская Православная Церковь, ни другие поместные православные церкви , включая Константинопольскую.

Решением Архиерейского Собора РПЦ , который прошел 18-23 февраля 1997 года в Москве, монах Филарет отлучен от Церкви за раскольническую деятельность (всех степеней священства он был лишен Деянием Архиерейского Собора еще в 1992 году).

По данным УПЦ КП , церковь включает около 4000 приходов, объединенных в 29 епархий, в ней служат около 40 архиереев (большая их часть поставлена Филаретом уже после его анафемы).

К этому религиозному объединению относятся четыре высших духовных заведения, две духовных семинарии, 48 мужских и женских монастырей

Кроме того, в стране существует Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ)

Украинская Греко-Католическая Церковь также возводит свою историю к Крещению Руси в 988 году, однако реально возникла в результате Брестской Унии 1596 года, когда все епископы тогдашней Киевской митрополии Константинопольского Патриархата, находившейся в рамках Речи Посполитой, приняли власть Папы Римского и католическую догматику при сохранении византийского обряда. Укоренилась в западной части Украины, входившей в состав польского государства и Австро-Венгерской Империи. Является крупнейшей католической церковью восточного обряда. После проходившего под контролем советских властей Львовского собора 1946 года часть УГКЦ была включена в РПЦ, а часть ушла в подполье. Исторически была важной составляющей украинского национального движения в польских областях, в послевоенное время оставалась активной силой в украинской диаспоре. Легализована в СССР в 1990 году и быстро вышла из подполья, вернув себе на волне национального подъема большую часть храмов. В начале 1990х нередки были физические столкновения с православными из-за храмов.

По данным католического ежегодника Annuario Pontificio за 2008 год , численность верующих составляет 4 миллиона 284 тысячи человек. В церкви около 3000 священников и 43 епископа. Церкви принадлежат 4 175 приходов, десятки монастырей и более 10 средних и высших учебных заведений.

Предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви - Верховный Архиепископ Киево Галицкий кардинал Блаженнейший Любомир Гузар (с 26 января 2001 года).

В последние годы Церковь лоббирует в Ватикане признание за кандиналом Гузаром патриаршего достоинства - пока безуспешно.

Является главенствующей конфессией в Львовской и Ивано-Франковской, отчасти в Тернопольской области, активно распространяется на Восток Украины. В 2005 году кафедра главы Церкви перенесена из Львова в Киев, где идет строительство кафедрального собора.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Московского патриархата (УПЦ МП), которая, как известно, является частью Русской православной церкви (РПЦ) с правами широкой автономии. В ситуации разбиралась .

Суть вопроса

Украинская православная церковь Московского патриархата - единственная каноническая церковь Украины, признанная Вселенским патриархатом. 39 процентов, то есть большинство украинских православных являются прихожанами Московского патриархата. Существует и другая конфессия - Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), которой было отказано в предоставлении статуса канонической. УПЦ КП считается альтернативным православием (в религиозной терминологии это называется схизмой, то есть расщеплением, расколом церкви).

Как на практике отличаются Церкви Московского и Киевского патриархата и почему первая признана канонической, а вторая нет? Человек, который заходит в украинские храмы один-два раза в год, чтобы поставить свечку, отличий не найдет, но они есть, и существенные. Московский патриархат, например, не приемлет вольной трактовки молитвы, придумывания новых икон или фресок. Для священнослужителей и прихожан УПЦ МП недопустимо молиться за упокой условного врага - точнее, врагов они не определяют в принципе, чего нельзя сказать про УПЦ КП. Также Московский патриархат проводит богослужения на церковнославянском языке, а Киевский патриархат - на украинском, переводя по-своему Священное Писание. Но ключевая разница в том, что основателем УПЦ МП считается . Церковь находится в единстве со Вселенским православием, с общими таинствами, тогда как Киевский патриархат признает лишь те таинства, которые нравятся ему.

Именно для того, чтобы подмять под себя неугодную веру, украинские политики разработали законопроект, угнетающий УПЦ МП. Московский патриархат решили обязать получать у государства согласие на назначение священников и настоятелей вплоть до регионального уровня. Церкви придется получать добро и на визиты, утверждать состав иностранных делегаций, приезжающих на Украину с проповеднической деятельностью. А приходы, которых в стране насчитывается, по разным данным, от 12,5 до 14 тысяч, после принятия законопроекта должны будут заключать с властью некий договор.

Убрать Кирилла из молитв

Что будет предметом этого документа - не разглашается. Однако известно, что в нем оговариваются условия, которые обязывают УПЦ МП «соблюдать суверенитет, территориальную целостность и законы Украины». О чем может идти речь? О том, чтобы УПЦ МП полностью потеряла свою самостоятельность, а имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла не упоминалось в молитвах. - гарант каноничности УПЦ МП. Если же имя святейшего из молитв убрать, тогда многотысячные приходы лишатся своей каноничности, а вместе с тем и догматических положений, ритуалов и учений. По словам источника в УПЦ МП, который побеседовал с «Лентой.ру» на условиях анонимности, именно этого и хотят украинские политики.

Фото: Анатолий Степанов / ZUMA Press / Globallookpress.com

«Сначала нам скажут: не молитесь за патриарха Кирилла. Затем, я этого не исключаю, заставят включить в молебен слова за здравие раба Божьего Петра [президента Порошенко]. Потом вынудят разрисовать стены монастырей флагами (Украинская повстанческая армия, запрещена в России). А если тот или иной владыка откажется, прижмут к стенке и запретят деятельность прихода», - полагает наш собеседник.

Официально подтвердить можно как минимум последнее утверждение источника «Ленты.ру». Согласно законопроекту, все приходы Московского патриархата действительно должны будут пройти процедуру перерегистрации и получить заключение неких независимых экспертов. Если условия экспертов от власти они не выполнят, то в дальнейшем не смогут функционировать. По мнению председателя юридического отдела Церкви протоиерея Александра Бахова, это направлено в первую очередь на вмешательство в деятельность УПЦ. Аналогичного мнения придерживается правозащитник из общественной организации «Украина православная» Олег Денисов. «Пытаясь фактически легализовать схему политического давления на религиозные организации, авторы законопроекта составили нелогичный и ошибочный коктейль из юридических норм, применение которых является невозможным на практике», - считает Денисов.

Вместе с тем не стоит забывать, что помимо духовного аспекта и веры речь идет также о вполне материальных вещах. Согласно статистике, сейчас УПЦ МП насчитывает 45 епархий, свыше 12 тысяч приходов, 20 учебных заведений, три лавры и 183 монастыря, в которых живут более 4,5 тысячи монахов. Это десятки тысяч зданий, сооружений и других культовых построек с дорогостоящим убранством, роскошной утварью, богатыми иконостасами и уникальными святыми образами. Если переводить в деньги, это космические суммы. На все это богатство давно положила глаз раскольническая УПЦ КП во главе с митрополитом Филаретом, некогда объявившим себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины».

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

Запретить нельзя разрешить

С тем, что законопроект является антиконституционным, согласны и эксперты комиссий Верховной Рады. В этот раз они не могли не обратить внимания на очевидное. В частности, в их выводах указано, что «есть основания полагать, что договор [между УЦП МП и государством] может содержать непрозрачный перечень обязательств». Эксперты указывают также, что в настоящее время нормами Уголовного кодекса Украины четко определена ответственность, которая наступает за посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. А в законе Украины «О свободе совести и религиозных организациях» уже прописаны принципы взаимодействия религиозных организаций, которые проводят свою деятельность на территории страны.

Завершает свои выводы комиссия так: «Законопроект ограничивает право на свободу мировоззрения и вероисповедания, содержит признаки дискриминации и разделяет граждан Украины по религиозному признаку. Принятие этого проекта может привести к новым конфликтам в общественной и религиозной среде страны, а также негативно скажется на международном имидже Украины».

Но если нарушения законопроекта и его антиконституционный шлейф столь очевидны, почему Рада выносит его на рассмотрение? Вторая половина мая и июнь обещают стать очень горячими в украинском парламенте и политикуме в целом. Постмайданная украинская власть иногда получает кредиты от разнообразных авторитетных организаций - возглавила рейтинг наиболее коррумпированных государств. Сейчас власти готовятся к следующему неоднозначному шагу: разрешить продажу сельскохозяйственной земли. Подливает масла в огонь постоянный рост тарифов на ЖКХ, подорожание бензина, лекарств, хлеба и других товаров и услуг.

В такой ситуации угроза уничтожения приходов главной конфессии страны - повод для отвлечения внимания. Политическая технология ясна: национал-радикалы, прикрываясь иконами, будут требовать закрытия «промосковских» храмов по всей стране. Украинские граждане встанут на защиту своих приходов, священников, духовных наставников. А в это время власть под шумок примет в парламенте пакет законов, из-за которых народ обнищает еще больше. Примеров, когда храмы УПЦ МП захватывали запрещенные в России националистические группировки, уже достаточно. В разных регионах Украины радикалы культовые сооружения, избивают прихожан и насильно передают храмы Киевскому патриархату.

В продолжение темы:
История

Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных,...

Новые статьи
/
Популярные