Презентация на тему " малые народы красноярского края". Практическая работа "Национальный состав населения Красноярского края. Коренные жители." Народы красноярского края и их традиции

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух автономных округах. Лесные ненцы - 1500 чел. Проживают они в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийском автономном округе. Также проживает достаточное количество ненцев в Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

Традиционное занятие - крупностадное оленеводство (использовали для санного передвижения). На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни. Названия двух автономных округов России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают ненцев как титульную национальность округа. Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

МБОУ «ПОВАРЕНКИНСКАЯ ООШ» ТЕМА: М алые народности К расноярского края ВЫПОЛНИЛ: РУДАК ВИКТОР. 8 КЛАСС Поваренкино 2012

Народы и народности, населяющие Красноярский край. Энцы. Энцы - коренной народ севера Красноярского края. Реальная численность, возможно, превышает 300 человек, т. к. многие были записаны как ненцы или нганасаны. Проживают на западе Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО в пос. Воронцово Усть -Енисейского района и пос. Потапова Дудинского муниципалитета. Всего в Российской Федерации насчитывается 237 энцев. Энецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи. Различают диалекты - тундровый и лесной. Письменность отсутствует. В школах энецкий язык не преподается. Предпринимаются попытки изучения его факультативно. На энецком языке ведется радиовещание. Основное традиционное занятие энцев - охота на северного оленя. Ранее охотились с луками, а также коллективно на перешейках между озерами, загоняя оленей в ловушки с сетями, или поколками на речных переправах. Сейчас охотятся с ружьем с применением маскировочного щитка на полозьях. Распространена пушная охота (песцы, лисицы, горностаи) с применением пастей - самодельных ловушек давящего типа, фабричных капканов. На Енисее было развито рыболовство с использованием сетей и неводов (сельдь, омуль, нельма, сиг, Чир, осетр). Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев заимствовано упряжное оленеводство, нарты. Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости. Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили обряд очищения, переступая через костер или через убитую собаку.

Чулымцы Чулымцы - коренной народ Сибири, живущий в среднем и нижнем течении р. Чулым (приток Оби). Устаревшие названия - мелецкие, чулымские или тутальские татары, карагасы томские. До переписи 2002 г. были официально записаны хакасами. В научной литературе именовались чулымскими тюрками. Общая численность в Российской Федерации - 656 человек (2002), в т. ч. 484 человека в Тегульдетском районе Томской области и 159 человек в Тюхтетском районе Красноярского края. Делятся на две этнотерриториальные группы - « среднечулымские », или мелецкие тюрки (Тюхтетский район) и « нижнечулымские », тутальские тюрки (Тегульдетский район). Язык чулымцев относится к тюркской группе алтайской языковой семьи, занимает промежуточное положение между кызыльским диалектом хакасского языка и восточными говорами языка сибирских татар. Делится на два диалекта: нижнечулымский (ныне исчезнувший) и средне чулым ский (говоры тутальский и мелецкий). Письменность отсутствует, национальных школ нет. Верующие чулымцы - православные. Однако вплоть до сегодняшних дней сохранились дохристианские элементы в обрядах.

Н ганасаны Нганасаны - коренной народ севера Красноярского края. Живут в центральной части полуострова Таймыр. По переписи населения 2002 г., их общая численность в стране - 879 человек, в Красноярском крае - 811 человек, в т. ч. в Таймырском (Долгано-Ненецком) АО - 766 человек. По данным красноярской экспедиции 2004 г., на Таймыре проживает существенно больше нганасан - 867 человек. Нганасаны подразделяются на западных авамских (660 чел.) с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка Дудинского муниципалитета и восточных вадеевских (100 чел.) с центром в пос. Новая Хатангского района. Различаются они фамильным и родовым составом, диалектными особенностями языка. Этноним «нганасаны» введен в 1930-е гг., образован от « нганаса » - человек, мужчина. В дореволюционной литературе известны как тавгийские, авамские, вадеевские самоеды (по названию их наиболее многочисленных групп) или просто самоядь. Говорят на нганасанском языке самодийской группы уральской семьи; выделяют авамский и вадеевский говоры.

Кеты Кеты- коренной народ Красноярского края. Живут в среднем и нижнем течении Енисея дисперсными группами. Общая численность в России, по данным красноярских ученых, не превышает 1,3 тысячи человек (по переписи населения 2002 г. - 2 тыс. чел.). Кетский язык является уникальным в своем роде языком- изолятом. Он единственный представитель особой енисейской группы палеоазиатской семьи. Известны два диалекта: имбатский и сымский (югский). Последний принято считать в настоящее время самостоятельным языком. Письменность с 1980-х гг. - на основе русской графики. Верующие кеты - православные, часть придерживается традиционного культа (шаманизм), появляются последователи евангельского христианства.

Селькупы (самоназв.: солькуп, шелькуп - «таежный человек», чумылькуп, суссекум, шошкум) - коренной народ севера Российской Федерации (4,3 тыс. чел., 2002). Устаревшее название - остяко-самоеды. Этноним «селькуп» начал употребляться с 1930-х годов. Основная часть проживает по рекам Пур и Таз в Ямало-Ненецком АО Тюменской области (1,9 тыс.), по Оби и ее притокам в Томской области (1,8 тыс.). Самый восточный ареал расселения - на реке Турухан Красноярского края (0,4 тыс.). Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. К настоящему времени выделяют три диалекта: тымский, кетский и тазовский. Письменность с 1930-х гг. - на основе латинской, затем русской графики. Верующие селькупы - православные, частично придерживаются традиционных культов. С елькупы

Коренные народы. Тюрки

Автохтонные для Красноярского края народности — , и , принадлежат к тюркской группе алтайской языковой семьи.

В ходе миграции вниз по Лене из Прибайкалья тюрко-монгольских племен скотоводов и ассимиляции ими коренного населения, говорившего на юкагирских и тунгусских языках, происходил этногенез якутов (этноним народа — саха) — основного и коренного населения Якутии, традиционных скотоводов. Как этнос оформились к XVII веку, но заимствование других элементов культуры продолжало происходить и в дальнейшем.

На территории Красноярского края якутское население (всего в крае насчитывается около 1,4 тыс. человек) сосредоточено в основном на северо-востоке Эвенкии, в районе озера Ессей (около 900 человек). Особенности языка и природопользования (якуты — оленеводы, охотники и рыбаки) позволяют говорить об особой этнотерриториальной группе якутов. Якуты, проживающие на юге Таймыра, уже практически полностью одолганились.

Переселившиеся в XIX веке из Якутии северные якуты-оленеводы стали одним из трёх компонентов уже другого тюркоязычного этноса — (самоназвания — долган, тыакихи, саха). Два других компонента — русские старожилы (затундренные крестьяне) и мигрировавшие из Якутии на Таймыр в XVIII веке тунгусы. Окончательное оформление долганского этноса происходит в начале XX века. Сейчас большая их часть проживает на востоке Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, по рекам Хетта и Хатанга. Незначительные части этноса расселены по Авамской тундре на Енисее и в Анабарском улусе Якутии. Численность долган в Красноярском крае — 5,8 тыс. человек. Долганский язык до недавнего времени рассматривался как диалект якутского, сейчас считается самостоятельным. Этноним «долганы» произошел от названия одной из тунгусоязычных родовых групп — долган, донгот. Традиционные занятия этноса — оленеводство, охота и рыболовство.

И , входящие в ту же языковую группу, проживают на юге нашего края.

Хакасы (самоназвания — схакастар, тадар, хоорай) — основное население Республики Хакасия. В нашем крае их численность чуть более 4 тыс. человек. Проживают они в основном в пограничных с Хакасией районах.

До революции хакасов называли абаканскими и минусинскими татарами. Традиционным занятием хакасов являлось полукочевое скотоводство. Этот этнос является потомком древнего населения Минусинской котловины. Тюркский язык появился здесь примерно в III веке до н.э. Потом тюркская составляющая только усилилась. Одним из главных этнических компонентов хакасов как этноса были кыргызы, основатели известного Кыргызского каганата — государства IX-XIII веков на среднем Енисее, павшего под ударами татаро-монгольского войска. В конце XIX века племенные группы Минусинской котловины создали государственность Хонгорай («Киргизская земля») с кыргызской знатью во главе. Хонгорай объединяла четыре княжества-улуса, в рамках которых в дальнейшем происходила тюркизация племён-данников и формирование на их основе этнических групп современных хакасов: качинцев, сагайцев, кызыльцев, койбалов и бельтиров. Территория Хонгорая вошла в состав России в 1703 году.

В целом процесс формирования хакасской нации завершился уже в XX веке. Этноним «хакасы» официально утвердился с 1920-х годов. Как об административной единице о Хакасии можно говорить только с 1923 года, когда был образован Хакасский национальный уезд, который с 1925 года был преобразован в округ, а в 1930 году стал автономной областью сначала в составе Западно-Сибирского, а с 1934 года — в составе Красноярского края. В 1991 году Хакасия стала республикой — самостоятельным субъектом РФ.

До переписи 2002 года хакасами записывали и , близких к ним по языку (самоназвание этноса — «июс кижилер», «пестын кижилер»; устаревшее название — мелецкие, чулымские или татаульские татары, а также томские карагасы). Зона расселения чулымцев — среднее и нижнее течение реки Чулым, притока Оби. В Красноярском крае проживает около 150 чулымцев (Тюхтетский район, деревня Пасечное). Это среднечулымские, или мелецкие тюрки — одна из двух этнотерриториальных групп, на которые делятся чулымцы. Их предки, выходцы из Южной Сибири, начали переселяться в районы нынешнего обитания с XIV-XV веков, постепенно заимствуя элементы культуры кызыльцев, нарымских селькупов, томских татар, кетской и монгольской традиций. Основным занятием чулымцев исконно было рыболовство.

Один из самых удивительных уголков необъятной нашей Родины - Красноярский край, раскинувшийся от берегов Карского моря практически до границы с Монголией. Мало того что он занимает вторую по площади территорию в России и является крупным ресурсом по добыче важнейших природных ископаемых, так его еще и населяет множество удивительных этносов. Каковы они, коренные народы Красноярского края?

История заселения Красноярского края

По сведениям некоторых историков, первые коренные народы, населяющие Красноярский край, появились на его территории аж 200 тысяч лет назад. Освоение площади началось на юге края и протянулось на север вдоль Енисея. Установлено, что первыми жителями этого региона стали монголоидные племена, вслед за которыми там появились тюрки, самодийцы, тунгусы, енисейцы и другие (кстати, именно от древних тюрков и произошли хакасы, одни из нынешних жителей Красноярского края).

Если, отвечая на вопрос о том, какие народы населяют Красноярский край сейчас, говорить именно о коренных жителях, то таких этносов наберется всего десять. Это долганы, нганасаны, чулымцы, кеты, эвенки, юги, ненцы, энцы, селькупы и хакасы.

Долганы

Долганы, образовавшиеся из северных якутов и тунгусов, на сегодняшний день являются крупнейшим коренным народом Красноярского края. Их численность составляет порядка шести тысяч человек. Обитают они в основном на востоке Таймыра, возле Хатанги и Хетты. Их народность появилась в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков. Долгое время их называли «саха» и приписывали к якутам, прежде чем стали выделять в самостоятельный этнос. Долганы - известные оленеводы, рыбаки и охотники. Есть у народа и свои известные личности - например, поэтесса Огдо Аксенова, благодаря которой родилась долганская литература.

У долган имеются свои характерные обычаи и традиции. Например, глава семьи у них не мужчина, а самая старшая женщина, она же кормит семью и обустраивает дом. Ослушаться ее непозволительно.

Нганасаны

Так же как и долганы, нганасаны живут на Таймыре, правда, в северной и центральной его частях. Их значительно меньше - приблизительно 850 человек (всего!). Народность эта возникла в восемнадцатом веке, а предками нганасан являются тунгусы и самодийцы. Сами себя нганасаны называют очень забавно и емко - «ня», что в переводе на русский означает «товарищ». Данные «товарищи» считаются самым северным евразийским народом.

Нганасаны говорят на нганасанском языке (125 человек) и на русском (остальные). Их традиционные занятия - пушная охота, рыболовство и домашнее оленеводство. Женщины выделывают шкуры, шьют национальные костюмы (как раз из оленьих шкур и собачьего меха) и обувь. Впрочем, если раньше было принято носить только национальную одежду, сейчас нганасаны могут надевать и европейскую. Очень распространен местный фольклор - частушки, предания, сказки и так далее.

Среди нганасанских традиций самая сильная - святость семьи и верности. При этом нганасане являются, пожалуй, одним из немногих малых народов, где не возбраняются совместная жизнь до свадьбы и даже внебрачные дети. Таких малышей воспитывают как родных родители девушки. Есть у нганасан и обычай хоронить усопших не в земле, а на дереве либо на специальном помосте. Вместе с ним «хоронят» и все его имущество - как личное, так и произведенное им для других.

Чулымцы

К малочисленным народам Красноярского края относятся чулымцы, ближайшие «родственники» хакасов, живущие возле реки Чулым - на северо-западе края. Этот этнос на грани вымирания - чулымцев насчитывается всего лишь около ста с небольшим человек. Еще некоторое количество их проживает в Томской области. Произошли в результате смешения тюрков, селькупов и кетов после пятнадцатого века.

У чулымцев и хакасов схож язык, поэтому до 2002 года первых записывали как вторых. При этом из сотни принадлежащих к этому этносу на родном наречии говорит едва ли половина. Чулымцы занимаются рыболовством и охотой, земледелием, разводят скот. При этом основным видом деятельности всегда была и остается рыбная ловля. Именно поэтому чулымцы, как правило, живут и жили на берегах рек.

Кеты

Около девятисот человек в Красноярском крае относится к еще одной народности - кетам (иногда их называют кето). Они живут в Туруханском районе региона, а также возле Эвенкии и Игарки. Перевод названия на русский язык обозначает «человек». Предками кетов, появившихся примерно в десятом веке, считаются эвенки, ханты и селькупы.

У кетов есть свой язык, с 1980 года существует и своя письменность. Впрочем, большинство носителей разговаривает все же на русском - из детей лишь десять процентов знают родное наречие. Как и другие племена, кеты в основном промышляли охотой, особенно пушной (на белку и соболя), рыболовством, а также обработкой древесины. Кеты-мужчины изготавливали орудия труда и охоты (например луки), которые затем меняли на необходимый товар. Кеты-женщины занимались производством одежды из шкур и предметов домашнего обихода.

В отличие от, например, чулымцев, чье обычное жилище - чум, кеты испокон веков селились в землянках. Отказ от них произошел только в середине двадцатого века. Несмотря на то что кеты были православными, кое-где у них сохранялись культы и верования предков, в том числе и шаманизм. Впрочем, шаманы у них всегда считались лекарями.

Народы Красноярского края и их традиции крайне интересны, и кеты тому лишнее подтверждение. Например, у них существовал очень оригинальный способ сватовства. Родня со стороны жениха должна была наполнить медный котел разнообразными подарками и поднести его родне со стороны невесты. Если котел переворачивали вверх «ногами», это символизировало отказ, если принимали - значит, свадьбе быть.

У кетов были и свои традиции захоронения. Так, в земле хоронили всех, кроме детей и шаманов - для этих двух категорий населения имелся воздушный обряд погребения - в срубленном дереве или на специальном помосте.

Эвенки

Нетрудно догадаться по названию, что именно в Эвенкии проживает следующая группа малочисленных народов Красноярья - эвенки. Впрочем, их место обитания не ограничивается одним только районом - встречаются эвенки и на Таймыре, и в Туруханском и Енисейском районах. Также много эвенков проживает на других площадях - даже в Китае.

Эвенки - потомки тунгусов, раньше (до тридцатых годов прошлого столетия) носили это же имя. На территории Красноярского края их осталось нынче чуть более четырех тысяч человек. Родной язык эвенков - тунгусский, но носителей его, так же как и в других племенах, совсем немного. Произошел этот этнос от смешения восточно-сибирских аборигенов и пришлых тунгусов.

Эвенки - следопыты и охотники. Причем охотятся они, как правило, в одиночку - группами выходят только на очень уж крупного зверя, которого надо гнать. Издавна эвенки также занимались и разведением овец с лошадьми, и оленеводством; олени - их вид транспорта. Кроме того, распространены у народа рыбная ловля, изготовление лодок, различных вещей из дерева, обработка бересты (последнее характерно для женской части населения).

У эвенков много интереснейших обычаев. Как и для некоторых других народов Красноярского края, для них характерен был обряд воздушного погребения. Очень распространен был левират, богатые семьи практиковали и многоженство. Существует у эвенков национальный праздник, когда они собираются всей общиной, разделывают медведя и поедают его все вместе. Все праздники, как правило, сопровождаются обязательным хороводом.

Среди эвенков немало известных личностей - например, писатель и поэт Николай Оегир, писатель Алитет Немтушкин, участник ВОВ Иван Кульбертинов.

Юги

Юги как отдельный этнос появились лишь в 2002 году, до того же момента они учитывались всюду как кеты. Это, пожалуй, самая малочисленная группа народов Красноярского края. Да и то, можно ли назвать «группой»… одного человека? Да, именно один человек - все, что осталось от племени югов по данным семилетней давности.

Ранее юги проживали в Туруханском и Енисейском районах Красноярья. Занимались охотой и рыболовством. В 2002 году на территории края проживало девятнадцать югов.

Ненцы

На северо-западе Таймыра проживает еще один коренной народ Красноярья - ненцы. Прежнее их название - самоеды. Ненцев насчитывается не более трех тысяч. У них есть свой язык, а также устный эпос. Занимаются оленеводством, охота и рыболовство - лишь в качестве хобби.

Самым святым и дорогим для ненцев являются олени. Отмечая Новый год, они приносят этих животных в жертву. Это является одним из ритуальных обрядов задабривания богов. Также принято большое внимание уделять детям - по поверьям ненцев, если обидеть ребенка, добрые духи покинут дом.

Энцы

Ближайшая родня нганасан и ненцев - энцы, которых до недавнего времени и относили к этому народу. Они проживают на Таймыре в составе двухсот с небольшим человек. Энцами этот этнос стали называть лишь с 1980-х годов. И язык, и культура энцев очень схожи с нганасанскими и ненецкими. Язык до середины восьмидесятых годов двадцатого столетия не имел своей письменности.

Энцы произошли от смешения северно-сибирских племен с самодийцами. Название переводится на русский как «человек». Основные занятия энцев - пушной промысел, рыболовство, оленеводство. Как и ненцы, они живут в чумах, при этом есть у них и летнее, и зимнее жилище.

Энцы очень ревностно относятся к рождению детей, предпочитая, чтобы появлялся мальчик - именно мужчина считается у них главным в семье. Женщина же создана лишь для поддержания домашнего тепла и уюта. Интересен обычай энцев называть друг друга не по именам, а по прозвищам, которые символизируют либо внешние особенности человека, либо его характер, увлечения и так далее. Так же как и у многих иных народов Красноярского края, у энцев было широко распространено воздушное погребение. У данного этноса существует куча разнообразных запретов - нельзя, например, кричать, иначе проснутся злые духи; нельзя бросать камни в воду; нельзя убивать животных - допустимо только лишь ради добычи пропитания.

Селькупы

Еще один народ, произошедший от самодийских племен. Расселены на юго-западе от Таймыра. Помимо Красноярского края, обитают еще в Томской и Тюменской областях, всего в России насчитывается их чуть более четырех тысяч. В Красноярье их проживает около трехсот. Раньше селькупов называли остяко-самоедами, термин «селькуп» вошел в обиход лишь в тридцатых годах минувшего века.

Занимаются селькупы охотой и рыболовством. Нынче они обращены в православие, а в древности практиковали шаманизм и анимизм. Распространены были воздушные захоронения. У этого народа существует один очень необычный праздник - День лося, который с жертвоприношениями традиционно отмечается в августе. Этот день делит год на теплый и холодный периоды.

Хакасы

Как следует из названия, хакасы живут в основном в Республике Хакасия, соседствующей с Красноярским краем. Однако в Красноярье они тоже имеются - около четырех тысяч человек, населяют в основном граничащие с Хакасией районы. Раньше их называли минусинскими татарами. Произошли от тюрков.

  1. Все племена, жившие на территории будущего Красноярского края до появления там русских, склонны были к шаманизму.
  2. В настоящее время в Красноярском крае действует более 60 национально-культурных объединений, в работе которых участвуют люди из почти пятидесяти различных этносов.
  3. У ненцев существует больше десятка календарей, а у селькупов - четыре.
  4. Год для нганасан начинается в феврале.
  5. Двенадцать месяцев ненцев - это сразу два года: зимний и летний.
  6. Чулымский язык является бесписьменным.
  7. У эвенков до двадцатого века существовал обычай коллективного распределения добычи среди сородичей - нимат.
  8. Священное дерево ненцев - береза.

В каком бы краю, большом или маленьком, мы ни жили, в нем непременно найдется что-то удивительное и необычное - вещи ли, люди ли, история ли. Впрочем, все это тесно связано между собой. И, без сомнения, заслуживает того, чтобы быть известным как можно большему количеству человек.

В продолжение темы:
Государство и право

«Предания и легенды о происхождении башкир». В давние времена предки башкир кочевали из одной местности в другую.У них были большие табуны коней.Кроме того,они занимались...

Новые статьи
/
Популярные