Почему Господь избрал еврейский народ, а славян решил принести в жертву? Почему евреев считают богоизбранным народом Богом избранный народ

photo — alex de carvalho

К огда христиане слышат фразу «евреи - избранный Богом народ», часто возникают некоторые вопросы. Что значит «избранный»? Являются ли евреи более важными и значимыми в Божьих глазах по сравнению с остальными? Есть ли у них особые привилегии, которых нет у других? У евреев бесплатный билет на небеса из-за того, что Бог «избрал» их?

Для западного ума значение слова «избранный» эквивалентно значению слова «предпочитаемый» . Когда мы идем покупать мороженное, мы ведь выбираем именно тот вкус, который нам больше нравится. Когда мы что-то выбираем, часто это означает, что мы предпочитаем одну вещь другой.

Однако, когда Бог выбирает человека или отдельную группу людей, то это не столько для Него Самого, сколько для того, чтобы исполнить намного более великую задачу. У Бога грандиозный план: проявить и показать Его характер через Его избранный сосуд, в данном случае - народ Израиля. Он избрал Израиль не потому, что они лучше, но потому что Он - верный, и потому что Он любит Свое творение.

Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. (Втор.7:6)

Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим… (Втор.7:7-8).

photo — Israel_photo_gallery

Бог избрал Израиль из-за любви и заявил, что будет сохранять этот завет вне зависимости от их грехов. Бог исполняет обещания, данные этим людям, спустя сотни и даже тысячи лет. Иезекииль пророчествовал, что Бог рассеет Израиль по четырем концам земли, а потом снова вернет в то же самое место на земле. Но Бог совершенно ясно сказал, что Он сделает это не из-за их праведности и не ради них самих:

Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. … Не ради вас Я сделаю это, говорит Господь Бог, да будет вам известно. Краснейте и стыдитесь путей ваших, дом Израилев. (Иез.36:22-24, 32)

И хотя Израиль был изгнан из Земли Обетованной, был рассеян среди народов и обесславил Его имя, Бог все равно верен Израилю. Не потому, что они какие-то особенные, но потому что Он - особенный среди них. Бог докажет всем народам земли, что Он есть Бог. И Он избрал для этой задачи Израиль.

Можно даже сказать, что Бог избрал народ Израиля потому, что они были высокомерными, упрямыми и жестоковыйными людьми, которые постоянно отворачивались от Господа. Как же еще мы сможем узнать о Его терпении, прощении, милости и долготерпении? Тем не менее, именно через эту семью, этот народ, Творец выбрал открыть Себя и Своего Сына миру. Если Он может явить Свою славу и характер через таких людей, то тогда есть надежда и для наших надменных сердец и для нашего заблудшего мира.

Не одно столетие тема богоизбранности еврейского народа будоражит умы человечества. Парадоксальность в том, что евреи, признавая за собой право называться «избранными», нередко отказываются от навязываемого ярлыка. Нет единообразия на этот счет и в священных писаниях.

Противоречивая тема

Для евреев тема богоизбранности всегда была особой. Но в последнее время она стала болезненной. Представители еврейства сетуют на то, что другие народы видят в избранности доктрину превосходства и жажды мирового господства.

И действительно, краеугольным камнем многих конспирологических теорий является идея о неком мировом правительстве, состоящем из евреев, эксплуатирующем остальное население Земли и стремящемся к максимальному сокращению его численности.

Но и у рядового человека, не относящегося к иудеям или сторонникам теорий заговора, богоизбранность евреев вызывает если не раздражение, то как минимум недоумение. Раввины здесь занимают двойственную позицию: они считают, что понятие «богоизбранный народ» в его нынешнем смысле – продукт, навязанный христианской идеологией, но в тоже время признают, что избранническая миссия евреев остается в силе, так как Завет Моисея с Богом никто не отменял.

Однако и в последнем у евреев нет единства. В религиозных кругах иудаизма существует положение, что только неукоснительное следование заповедям делает евреев избранным народом, в то время как ортодоксы утверждают, что даже еврей, ведущий исключительно светский образ жизни, может считаться «избранным».

За какие заслуги?

У неискушенного в религиозных познаниях человека может возникнуть вопрос, за какие такие заслуги евреи в глазах Бога обрели привилегированное положение? Для этого нужно обратиться к религиозным текстам.

В Торе (книга Брейшит, глава 12:1-3) Бог говорит Аврааму: «Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и ты будешь благословением».

Само понятие избранности еврейского народа впервые было озвучено примерно за 1300 лет до нашей эры (через 500 лет со времен Авраама) на горе Синай Моисеем, передавшим слова Бога: «Так молви Дому Яакова, и скажи сынам Израиля… Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов» (Исход, глава 19:3-6).

Согласно иудаизму между Богом и еврейским народом был заключен Завет, который можно трактовать и как благословение, и как огромную ответственность, которая возлагается на евреев. Православный публицист Сергей Худиев пишет, что Божие избрание отличается от человеческого. Если мы избираем за что-то, то для Бога – это акт чистой, свободно оказанной милости, которая не связана с какими-либо достоинствами.

Эту мысль доносит Библия, которая подчеркивает, что евреи избраны не за заслуги, а ради того, чтобы спасти все человечество. Согласно Ветхому Завету, языческие народы были не в состоянии принять воплощенного Бога, а поэтому к приходу Мессии их должен был готовить народ Израиля.

Протоирей Дмитрий Смирнов проясняет этот вопрос. Господь, по его мнению, не избирал еврейский народ. Бог избрал Авраама. В то время как многие представители рода человеческого погрязли в языческих культах поклонения целому сонму божков и божеств, Авраам был верен единому Богу – творцу всего сущего на земле. И только впоследствии избранничество было соотнесено с целым народом.

Не избрали, а назначили

При внимательном прочтении Библии можно заметить, что слово «богоизбранный» не точно передает смысл отношений Бога и еврейского народа, отраженного в священном писании. «Этот народ Я образовал для Себя», – сказано на страницах Ветхого Завета (Ис. 43,21). Получается народ не богоизбранный, а богосозданный.

Как остроумно заметил один раввин по поводу избранности своего народа: «евреи не участвовали в выборах, никто их не избирал, их просто назначили».

Апостол Павел говорит, что еврейский ветхозаветный закон – это «детоводитель по Христу» (Гал. 3,24). Это странное слово становится понятным, если установить его греческую основу. В греческом оригинале стоит слово «pedagogon», однако оно не равнозначно близкому нам слову педагог. В античном мире педагогом являлся раб, который внимательно следил за ребенком, чтобы он вовремя добирался до школы, не шалил и не тратил сил впустую.

Также и Закон Моисея, воплощать в жизнь который было доверено евреям, в своем истинном смысле не столько учит, сколько предостерегает. Не случайно среди 613 заповедей Пятикнижия 365 запретов и 248 повелений. Изначальная миссия избранничества иудеев заключалась в том, чтобы предостеречь другие народы от злоупотребления опасными верованиями.

Одним из атрибутов языческих культов, практиковавшихся в Ханаане, Финикии или Карфагене, был такой страшный обряд, как жертвоприношение младенцев, подтвержденный современной археологией. В этих обстоятельствах уже не кажутся столь ужасными приказы Иисуса Навина выжигать землю Ханаана от людей, чей религиозный разум помутился настолько, что они в жертву своему богу приносили своих же первенцев.

«Фанатизм в Библии попускается – перед лицом языческих крайностей он бывает меньшим злом, чем равнодушие», – замечает в этой связи российский богослов и философ Андрей Кураев.

Избранных больше нет?

С тех далеких времен минула не одна тысяча лет. Неужели до сих пор народ Израиля вынужден исполнять свою миссию? В новозаветную эпоху многие лишали евреев этой созидательной роли. Апостол Павел, наделяя христианство универсализмом, противопоставлял спасительное Евангелие устаревшему Закону. Христианский Святой истолковывал иудаизм как «пройденный этап», тем самым принижая теологическую значимость иудаизма в новозаветное время.

В 2010 году епископы из стран Ближнего Востока, собравшиеся на конференцию в Ватикане, приняли резолюцию, потребовавшую от Израиля прекратить использовать Библию как оправдание несправедливостей, чинимых в отношении палестинцев. «Права на «Обетованную землю» больше не являются привилегией еврейского народа. Христос отменил это право. Избранного народа больше нет», – сообщалось в резолюции Ватикана.

Для евреев такое заявление стало очередным поводом заявить, что идею богоизбранности восприняло и трансформировало христианство. Согласно концепции средневековых теологов миссия Израиля закончилась с рождением в его среде Иисуса Христа. «Израилем во плоти» теперь являлась Христианская Церковь.

Возможно, многочисленные беды, обрушившиеся на долю еврейского народа с наступлением христианской эры, и есть свидетельство того, что миссия Израиля окончена? В XIX веке русский святитель Феофан Затворник высказал свое толкование этого богословского вопроса: «Кого избрал Б-г, того будет наказывать для исправления, будет лишать милости Своей на время, но окончательно не отвергнет его».

В одном из документов Всемирного Совета Церквей протестантских общин за 1988 год сказано, что Завет между Б-гом и еврейским народом остается в силе. Антисемитизм, как и любые учения, подвергающие осуждению иудаизм, должны быть отвергнуты.

Компенсация за унижения

Вся сложность и противоречивость вопроса богоизбранничества в современном мире заключена в дилемме: догматически еврейский народ остается избранным народом Бога, но какое это должно иметь проявление в реальной жизни, кроме декларирования, никто не может объяснить.

В глазах антисемитски настроенной части общественности богоизбранность евреев выражается в их пренебрежительном и высокомерном отношении к другим народам, в привилегированном обладании правами и возможностями, которые не даны простому смертному.

Отстраняясь от антисемитской риторики, можно попытаться понять, в чем заключается особый статус современного еврейства. Известный переводчик Корана Валерия Прохорова пишет, что «после рабского существования в Египте сыны Израиля стали свободны, получили обильные земли и процветание, каждый из них являл собой как бы царя».

Этот аспект рассматривал и философ Николай Бердяев: «Есть еврейское самомнение, которое раздражает. Но оно психологически объяснимо: этот народ был унижен другими народами и он себя компенсирует сознанием избранности и своей высокой миссии».

Стремление обрести чувство собственного достоинства после многих лет лишений и унижений запечатлелось в генетической памяти еврейского народа и выразилось, в обретении защиты, в том числе, через чувство превосходства и достижение статусности, богатства.

Андрей Кураев усматривает в евреях пророческий пафос, твердящий «мы в ответе за все». Весьма часто приходится замечать, пишет Кураев, что этнический еврей, ставший православным священником, становится человеком «партии» и крайности. Он не может ограничить себя просто кругом своих приходских или монашеских обязанностей. Ему нужно «спасать Православие».

Межконфессиональный конфликт

Русский писатель Яков Лурье, объясняя еврейский феномен, отмечал, что дело здесь не в Ветхом Завете и не в национальности. «Это нечто неосязаемое и неуловимое в целом, пишет Лурье, это экстракт из всех элементов, в основе своей враждебных нравственному и социальному порядку, сложившемуся на христианских началах».

Действительно, современная идея богоизбранничества еврейства может объясняться и через конфликт с христианством. Ведь те права и обязанности избранного Богом народа, которые преподнес Израилю Моисей, христианство, по сути, применило к себе – «некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр. 2,10).

Один из проповедников еврейского национализма в России Сергей Лёзов антисемитизм христианства видит в том, что оно «узурпировало притязания Израиля» на исключительность его отношений с Богом. В тоже время борцы с антисемитизмом заходят дальше и требуют, чтобы христианские народы, в порядке покаяния за преступления языческого германского нацизма, усвоили взгляд на Израиль как на народ, по-прежнему в абсолютной уникальности хранящий свою богоизбранность.

Для протестантского богослова Оскара Кульмана тут есть два понимания национального мессианизма, между которыми непроходимая грань: существует ли избранный народ для того, чтобы послужить всему человечеству, или же для того, чтобы все человечество, опомнившись, послужило ему.

Завет по принуждению

В Талмуде сказано, когда еврейский народ стоял у подножия Синая, Бог объявил ему, что если он откажется признать Его, то Он велит горе засыпать весь еврейский стан своей массой, и евреи из страха, вопреки своему желанию, притворно согласились служить Иегове. Закон Моисеев потому был великой неволей для израильтян (Шаббат. 88,1).

Если бы нас потребовали на суд, говорит раввин Соломон Ярхи, и спросили, почему мы не держимся того, что сказано нам на Синае, то мы могли бы отвечать, что мы не хотим знать того, что навязано нам силою. Так стоит ли считать действительным Завет, полученный евреями по принуждению?

Богоборческие мотивы были отмечены еще во времена первых Патриархов. Не случайно Иаков при благословлении получил имя Израиль – «Борющийся с Богом». «Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:27,28), – напутствовал его Создатель.

Тяга к свободе проявилась и в наследниках Иакова. Им было интересно все, что запрещала Тора. Так возникла Каббала – проповедовавшая магию и астрологию и отрицавшая Единого Личного Бога-Творца. В доме Израиля нашла себе место и языческая доктрина переселения душ.

Евреи создали религию самообожествления, – говорит Андрей Кураев о Каббале. Они, наконец, предались желаниям своего сердца, что запрещали им Пророки. Ушли Пророки, и ушла Благодать Божия. «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст», – обращался Христос к сынам Израиля (Мф. 23, 37).

Израиль, для которого Завет оказался тяжким бременем, предавшись соблазнам тайных знаний, во многом ушел от богоизбранности. Христианство более высоко оценивает историческую миссию Израиля, чем сам Израиль, – писал католический богослов и французский кардинал Анри де Любак. – Не ради себя существует Израиль, а ради всего человечества.

Анри де Любак сравнил евреев со старшим сыном, который в известной притче не захотел, чтобы Отец принял его младшего брата. Израиль дал миру Христа, но сам не заметил этого. В итоге, по словам богослова, когда по завершении своей провиденциальной миссии Израиль возжелал сохранить свои привилегии, он стал узурпатором.

Русская Твердь приветствует своих зрителей и читателей и подтверждает цель нашего проекта: доказывание принципиальной невозможности совмещения русского и советского государственных проектов. Как невозможно совместить курящий и некурящий залы ресторана - невозможно совместить Христианское Русское и богоборческое антихристианское советское начала.

Как показал опыт нашего общения в интернете и в жизни, для объяснения столь важного тезиса, который выведен в первый абзац почти всех наших целевых материалов, недостаточно знать историю только XX столетия по Рождеству Христову.

Часто приходится погружаться на тысячелетнюю глубину, а иногда спускаться на самое дно человеческой истории ко времени Божественного сотворения Адама.

Возни вопрос: кто такие русские? Этот вопрос стержневой и требует детального объяснения. Именно русский народ созиждет Россию, именно он формирует самое теле Государства Русского, имеющего своим идеалом - СВЯТУЮ РУСЬ.

Ни географический, ни экономический, ни расовый, ни политический, ни какой иной фактор решающего значения для сотворения русского народа не значим.

Русские есть третий Богоизбранный народ. И самим своим рождением он обязан Премудрости Божией, являясь частью Божественного Плана по управлению всемирной исторической ойкуменой.

Относительно недавно А.Солженицын выдал на свет свое новое на этот раз историческое произведение «Двести лет вместе». В этой книге описывается рядомжительство русского и еврейского народа. Мы покажем, русско-еврейское общение носит более длительный временной характер.

Бог Троицу любит. Эта русская поговорка позволяет перенести троичность Боа и на сотворенное им мироздание. И в человеческой истории Господь Бог наш Иисус Христос сотворил три Своих народа: евреев, эллинов (греков) и русских.

Евреи были Богоизбранным народом до Рождества Христова. Главной целью евреев было преуготовление Рождения Мессии - Христа. И хотя евреи зело пополнили число Ветхозаветных праведников, чистоту Веры не удержали и скатились в идолопоклонство. Современный иудаизм имеет мало общего с Ветхим заветом. Хотя определенные положительные черты евреи сохранили, что доказывает Апокалипсис: в конце времен много евреев примут Христа.

За грехи богоотступничества евреи лишились своего государства и вынуждены пребывать в рассеянии.

Греки стали вторым Богоизбранным народом. Именно греки оставили логически выверенные и обоснованные каноны Церкви Христовой. На греков приходится период становления самой христианской государственности. Однако найти полное соотношение между духовной и светской властями грекам не удалось. Они выработали формулу симфонии духовной и светской власти, но полностью реализовать ее не сумели.

В итоге по своим грехам были лишены земного отечества - Византии, и более 5 веков находились в турецком рабстве или в рассеянии, как и евреи.

Русский народ сумел найти точную формулу выработанной Византией симфонии державной и духовной властей, кою он и претворил в своем монархическом государстве. Русская монархия отлична по своему содержанию от римско-католического папоцезаризма и от лютеранско-англиканско-кальвинийского цезарепапизма. Но и Византийская государственность претворена в России в высшей мере, ибо Византия строго династического начала не знала, хотя и пыталась его по-своему выработать.

Еврейское влияние в мире обросло многими мифами и легендами. В этой короткой работе мы не станем их приводить и теоретизировать. А приведем несколько важных для понимания истории России фактов.

Библия не упоминает о малозначительных частностях, ибо не является учебником. Поэтому в Библии не говорится о евреях, которые рассеялись ранее Римского вторжения. Однако факты таковы, что евреи расселились по всему миру очень давно.

Евреи жили в Азии (некоторые не ушли из Египта, некоторые жили в Аравии, некоторые создали свои общины в Индии и Китае), Африке (есть и африканские евреи) и Америке (по открытии Америки вскоре было выяснено, что среди индейских племен были строения, напоминающие синагоги с семисвечниками и иной атрибутикой). Короче, еврейская диаспора уже давно распространилась далеко за пределы собственно Палестины.

То, что евреи расселились по всей Римской империи свидетельствует Новый Завет. Именно туда и направились Апостолы Петр и Павел - в Рим. И именно в Риме, что примечательно, их приняли более заинтересованно, нежели в самой Иудее.

Напомним, что побережье Черного моря практически все принадлежало Римской империи. Так, что небольшая еврейская диаспора проживала в будущей Одессе за 100 лет до появления русского народа. И туда - на северное побережье Черного моря (именуемого греками Понтом) направил свои стопы Андрей Первозванный.

Здесь мы подходим к вопросу о расовом и этническом замесе русского народа.

Русский народ, о чем мы неоднократно говорили, созижден именно в днепровской крещенской купели. Ранее никакого русского народа не существовало, хотя иноземцы и могли именовать группу племен «русскими». Это были племена: древляне, поляне, чудь и проч. Около 15 различных племен.

И эти племена имели различный расовый элемент.

Германский элемент являлся основным в формировании самого русского народа. Русы - племя германское. Имена князей Аскольд, Хельге (Олег), Рюринг должны вразумить. Причем, до сих пор фамилия «барон фон Ренненкампф» воспроизводится проще, нежели «пан Пшесинский». Кстати, до кириллицы письменность на Руси были руны.

Вторым по значимости для формирования русского народа являлся угро-финский расовый компонент. Например, сказочные персонажи: баба Яга, Дед Мороз, Снегурочка. Все это персонажи финского и угорского фольклора. Есть и иные свидетельства того, что наши предки прекрасно разумели финский язык.

Важную роль в формировании русского народа сыграл славянский расовый тип. Правда, славян было мало, преимущественно они были рабами. Зато именно славянский язык стал основой русского. Почему - возможный ответ чуть ниже.

Еврейский элемент также выполнил свою функцию. Довольно сказать, что двести лет будущие русские земли являлись частью Хазарского каганата, государственной религией которого был иудаизм. Киевский князь, к примеру, официально именовался Великим Коганом. А красивые еврейки часто пополняли гаремы оных коганов.

Четвертым элементом, о коем надо сказать, был тюрский. Это половцы, печенеги, сами хазыры и иные народы, кои являлись этническими (но не духовыми!) родителями будущего русского народа.

Греческое влияние на предков русского народа было не столько расовым, сколько духовным. Ведь до избрания Патриарха, Русь была духовной колонией Византии. Поэтому бессмысленно искать в Руси языческие государственные корни. Мы - продолжение Византии, ибо Москва - Третий Рим!

В заключение позволим задать несколько странных вопросов, кои не имеют точных ответов, а скорее наводят на размышления.

Почему русский народ говорить по-славянски?

Наша гипотеза такова. В смешении разных рас и народов, люди говорили на многих языках одновременно. Или хотя бы понимали их. А так как святые Кирилл и Мефодий перевели Священное Писание на славянский язык, то по Крещению Руси славянский язык стал языком Библии и просто письменным. Поэтому русский и похож на славянский.

Ведь именно латынь (язык могущественного Рима) оказала влияние на формирование не только итальянского, но и испанского, португальского, французского и румынского языков.

Почему слово Христос греческое?

Христос - Мессия. Значит, в славянском языке, на который переводили священное Писание, не было аналога! Даже название веры - Православие - звучит вполне по-русски. А вот аналогу слова Мессия найти не удалось. Так ли это?

Какого Изю славил Изяслав?

Связь предков русского народа с народом еврейским ярко выражена в имени многих древних князей - Изяслав. Дословно славить Изю, быть может, Израиль. Учитывая, что житие предков русского народа проходило в Хазарском каганате, исповедующим иудаизм, можно сделать далеко идущие выводы!

Почему ересь жидовствующая была только на Руси?

Как известно: ересь жидовствующих поразила русский государственный организм в XV веке и представляла собой… предложение ряда видных иудеев отказаться от Православия и перейти в иудаизм. Секта жидовствующих действовала тайно, но и круг замешанных лиц был велик. Бояре, духовенство.

В ведь странно, что эта ересь напала именно на Русь? Почему не на Германию, например?

По нашему мнению, евреи и греки несколько ревниво относятся к русскому народу именно ввиду нашей Богоизбранности. Бывшие Богоизбранные народы на генетическом уровне чувствуют это. И подобно Исаву агрессивны к Иакову. Но евреи и продали свое первородство за чечевичную похлебку: променяли Царствие Небесное на жирный кусок хлеба насущного на земле. А разве не так?

Большевизм был коллективной предтечей антихристовых сил, а В.Ульянов (Ленин) предтеча самого антихриста. Сие очевидно. Но, судя по всему, большевикам, не удалось до конца сломить русский народ. Сделать его советским. Значит, русский народ еще нужен Богу. Сиречь, мы еще на что-то великое сгодимся.

На это и надеемся.

Русская твердь всегда с Вами!

Не одно столетие тема богоизбранности еврейского народа будоражит умы человечества. Парадоксальность в том, что евреи, признавая за собой право называться «избранными», нередко отказываются от навязываемого ярлыка. Нет единообразия на этот счет и в священных писаниях.

Противоречивая тема

Для евреев тема богоизбранности всегда была особой. Но в последнее время она стала болезненной. Представители еврейства сетуют на то, что другие народы видят в избранности доктрину превосходства и жажды мирового господства.

И действительно, краеугольным камнем многих конспирологических теорий является идея о неком мировом правительстве, состоящем из евреев, эксплуатирующем остальное население Земли и стремящемся к максимальному сокращению его численности.

Но и у рядового человека, не относящегося к иудеям или сторонникам теорий заговора, богоизбранность евреев вызывает если не раздражение, то как минимум недоумение. Раввины здесь занимают двойственную позицию: они считают, что понятие «богоизбранный народ» в его нынешнем смысле – продукт, навязанный христианской идеологией, но в тоже время признают, что избранническая миссия евреев остается в силе, так как Завет Моисея с Богом никто не отменял.

Однако и в последнем у евреев нет единства. В религиозных кругах иудаизма существует положение, что только неукоснительное следование заповедям делает евреев избранным народом, в то время как ортодоксы утверждают, что даже еврей, ведущий исключительно светский образ жизни, может считаться «избранным».

За какие заслуги?

У неискушенного в религиозных познаниях человека может возникнуть вопрос, за какие такие заслуги евреи в глазах Бога обрели привилегированное положение? Для этого нужно обратиться к религиозным текстам.

В Торе (книга Брейшит, глава 12:1-3) Бог говорит Аврааму: «Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и ты будешь благословением».

Само понятие избранности еврейского народа впервые было озвучено примерно за 1300 лет до нашей эры (через 500 лет со времен Авраама) на горе Синай Моисеем, передавшим слова Бога: «Так молви Дому Яакова, и скажи сынам Израиля... Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов» (Исход, глава 19:3-6).

Согласно иудаизму между Богом и еврейским народом был заключен Завет, который можно трактовать и как благословение, и как огромную ответственность, которая возлагается на евреев. Православный публицист Сергей Худиев пишет, что Божие избрание отличается от человеческого. Если мы избираем за что-то, то для Бога – это акт чистой, свободно оказанной милости, которая не связана с какими-либо достоинствами.

Эту мысль доносит Библия, которая подчеркивает, что евреи избраны не за заслуги, а ради того, чтобы спасти все человечество. Согласно Ветхому Завету, языческие народы были не в состоянии принять воплощенного Бога, а поэтому к приходу Мессии их должен был готовить народ Израиля.

Протоирей Дмитрий Смирнов проясняет этот вопрос. Господь, по его мнению, не избирал еврейский народ. Бог избрал Авраама. В то время как многие представители рода человеческого погрязли в языческих культах поклонения целому сонму божков и божеств, Авраам был верен единому Богу – творцу всего сущего на земле. И только впоследствии избранничество было соотнесено с целым народом.

Не избрали, а назначили

При внимательном прочтении Библии можно заметить, что слово «богоизбранный» не точно передает смысл отношений Бога и еврейского народа, отраженного в священном писании. «Этот народ Я образовал для Себя», – сказано на страницах Ветхого Завета (Ис. 43,21). Получается народ не богоизбранный, а богосозданный.

Как остроумно заметил один раввин по поводу избранности своего народа: «евреи не участвовали в выборах, никто их не избирал, их просто назначили».

Апостол Павел говорит, что еврейский ветхозаветный закон – это «детоводитель по Христу» (Гал. 3,24). Это странное слово становится понятным, если установить его греческую основу. В греческом оригинале стоит слово «pedagogon», однако оно не равнозначно близкому нам слову педагог. В античном мире педагогом являлся раб, который внимательно следил за ребенком, чтобы он вовремя добирался до школы, не шалил и не тратил сил впустую.

Также и Закон Моисея, воплощать в жизнь который было доверено евреям, в своем истинном смысле не столько учит, сколько предостерегает. Не случайно среди 613 заповедей Пятикнижия 365 запретов и 248 повелений. Изначальная миссия избранничества иудеев заключалась в том, чтобы предостеречь другие народы от злоупотребления опасными верованиями.

Одним из атрибутов языческих культов, практиковавшихся в Ханаане, Финикии или Карфагене, был такой страшный обряд, как жертвоприношение младенцев, подтвержденный современной археологией. В этих обстоятельствах уже не кажутся столь ужасными приказы Иисуса Навина выжигать землю Ханаана от людей, чей религиозный разум помутился настолько, что они в жертву своему богу приносили своих же первенцев.

«Фанатизм в Библии попускается – перед лицом языческих крайностей он бывает меньшим злом, чем равнодушие», – замечает в этой связи российский богослов и философ Андрей Кураев.

Избранных больше нет?

С тех далеких времен минула не одна тысяча лет. Неужели до сих пор народ Израиля вынужден исполнять свою миссию? В новозаветную эпоху многие лишали евреев этой созидательной роли. Апостол Павел, наделяя христианство универсализмом, противопоставлял спасительное Евангелие устаревшему Закону. Христианский Святой истолковывал иудаизм как «пройденный этап», тем самым принижая теологическую значимость иудаизма в новозаветное время.

В 2010 году епископы из стран Ближнего Востока, собравшиеся на конференцию в Ватикане, приняли резолюцию, потребовавшую от Израиля прекратить использовать Библию как оправдание несправедливостей, чинимых в отношении палестинцев. «Права на "Обетованную землю" больше не являются привилегией еврейского народа. Христос отменил это право. Избранного народа больше нет», – сообщалось в резолюции Ватикана.

Для евреев такое заявление стало очередным поводом заявить, что идею богоизбранности восприняло и трансформировало христианство. Согласно концепции средневековых теологов миссия Израиля закончилась с рождением в его среде Иисуса Христа. «Израилем во плоти» теперь являлась Христианская Церковь.

Возможно, многочисленные беды, обрушившиеся на долю еврейского народа с наступлением христианской эры, и есть свидетельство того, что миссия Израиля окончена? В XIX веке русский святитель Феофан Затворник высказал свое толкование этого богословского вопроса: «Кого избрал Б-г, того будет наказывать для исправления, будет лишать милости Своей на время, но окончательно не отвергнет его».

В одном из документов Всемирного Совета Церквей протестантских общин за 1988 год сказано, что Завет между Б-гом и еврейским народом остается в силе. Антисемитизм, как и любые учения, подвергающие осуждению иудаизм, должны быть отвергнуты.

Компенсация за унижения

Вся сложность и противоречивость вопроса богоизбранничества в современном мире заключена в дилемме: догматически еврейский народ остается избранным народом Бога, но какое это должно иметь проявление в реальной жизни, кроме декларирования, никто не может объяснить.

В глазах антисемитски настроенной части общественности богоизбранность евреев выражается в их пренебрежительном и высокомерном отношении к другим народам, в привилегированном обладании правами и возможностями, которые не даны простому смертному.

Отстраняясь от антисемитской риторики, можно попытаться понять, в чем заключается особый статус современного еврейства. Известный переводчик Корана Валерия Прохорова пишет, что «после рабского существования в Египте сыны Израиля стали свободны, получили обильные земли и процветание, каждый из них являл собой как бы царя».

Этот аспект рассматривал и философ Николай Бердяев: «Есть еврейское самомнение, которое раздражает. Но оно психологически объяснимо: этот народ был унижен другими народами и он себя компенсирует сознанием избранности и своей высокой миссии».

Стремление обрести чувство собственного достоинства после многих лет лишений и унижений запечатлелось в генетической памяти еврейского народа и выразилось, в обретении защиты, в том числе, через чувство превосходства и достижение статусности, богатства.

Андрей Кураев усматривает в евреях пророческий пафос, твердящий «мы в ответе за все». Весьма часто приходится замечать, пишет Кураев, что этнический еврей, ставший православным священником, становится человеком «партии» и крайности. Он не может ограничить себя просто кругом своих приходских или монашеских обязанностей. Ему нужно «спасать Православие».

Межконфессиональный конфликт

Русский писатель Яков Лурье, объясняя еврейский феномен, отмечал, что дело здесь не в Ветхом Завете и не в национальности. «Это нечто неосязаемое и неуловимое в целом, пишет Лурье, это экстракт из всех элементов, в основе своей враждебных нравственному и социальному порядку, сложившемуся на христианских началах».

Действительно, современная идея богоизбранничества еврейства может объясняться и через конфликт с христианством. Ведь те права и обязанности избранного Богом народа, которые преподнес Израилю Моисей, христианство, по сути, применило к себе – «некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр. 2,10).

Один из проповедников еврейского национализма в России Сергей Лёзов антисемитизм христианства видит в том, что оно «узурпировало притязания Израиля» на исключительность его отношений с Богом. В тоже время борцы с антисемитизмом заходят дальше и требуют, чтобы христианские народы, в порядке покаяния за преступления языческого германского нацизма, усвоили взгляд на Израиль как на народ, по-прежнему в абсолютной уникальности хранящий свою богоизбранность.

Для протестантского богослова Оскара Кульмана тут есть два понимания национального мессианизма, между которыми непроходимая грань: существует ли избранный народ для того, чтобы послужить всему человечеству, или же для того, чтобы все человечество, опомнившись, послужило ему.

Завет по принуждению

В Талмуде сказано, когда еврейский народ стоял у подножия Синая, Бог объявил ему, что если он откажется признать Его, то Он велит горе засыпать весь еврейский стан своей массой, и евреи из страха, вопреки своему желанию, притворно согласились служить Иегове. Закон Моисеев потому был великой неволей для израильтян (Шаббат. 88,1).

Если бы нас потребовали на суд, говорит раввин Соломон Ярхи, и спросили, почему мы не держимся того, что сказано нам на Синае, то мы могли бы отвечать, что мы не хотим знать того, что навязано нам силою. Так стоит ли считать действительным Завет, полученный евреями по принуждению?

Богоборческие мотивы были отмечены еще во времена первых Патриархов. Не случайно Иаков при благословлении получил имя Израиль – «Борющийся с Богом». «Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:27,28), – напутствовал его Создатель.

Тяга к свободе проявилась и в наследниках Иакова. Им было интересно все, что запрещала Тора. Так возникла Каббала – проповедовавшая магию и астрологию и отрицавшая Единого Личного Бога-Творца. В доме Израиля нашла себе место и языческая доктрина переселения душ.

Евреи создали религию самообожествления, – говорит Андрей Кураев о Каббале. Они, наконец, предались желаниям своего сердца, что запрещали им Пророки. Ушли Пророки, и ушла Благодать Божия. «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст», – обращался Христос к сынам Израиля (Мф. 23, 37).

Израиль, для которого Завет оказался тяжким бременем, предавшись соблазнам тайных знаний, во многом ушел от богоизбранности. Христианство более высоко оценивает историческую миссию Израиля, чем сам Израиль, – писал католический богослов и французский кардинал Анри де Любак. – Не ради себя существует Израиль, а ради всего человечества.

Анри де Любак сравнил евреев со старшим сыном, который в известной притче не захотел, чтобы Отец принял его младшего брата. Израиль дал миру Христа, но сам не заметил этого. В итоге, по словам богослова, когда по завершении своей провиденциальной миссии Израиль возжелал сохранить свои привилегии, он стал узурпатором.

Из разговора:
- Слушай, а почему Бог именно евреев избрал Своим народом? За какие такие заслуги?
- А ты Библию-то читала? Там же все сказано.
- Ее так трудно читать и понимать. Да и времени ни на что не хватает. Я считаю, что Бог у меня в душе, я молюсь иногда, - и этого достаточно.
- А про евреев-то все-таки хочешь узнать?
- Конечно, хочу. Но только если ты расскажешь о том, что в Библии говорится о них. Я сама не соберусь выискивать ответ.
- Не люблю пересказывать Библию, лучше подберу тексты по этому вопросу. Почитаешь на досуге. Может, еще кто-то заинтересуется…
- Вот это вариант! Так сказать, ликбез для не имеющих времени читать Библию.
- Или – для не умеющих читать Библию…

Взялась за дело с удовольствием. Всегда радуюсь поводу открыть Библию.

В Ветхом Завете, в первой книге Моисея «БЫТИЕ» рассказывается история образования еврейского народа, избранного Богом для определенной миссии.

Новый Завет, Евангелие от Матфея, открывается родословием Иисуса Христа от Авраама, праотца еврейского народа.

Родословие Авраама от Адама: Сиф – Ной – Сим – Фарра, отец Аврама, который жил в языческом городе - Уре Халдейском, в Южной Месопотамии. (Бытие, главы: 4-5,11).

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей… в землю, которую Я укажу тебе.
И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение, …и благословятся в тебе все племена земные». 12:1-3.

«…и пришли в землю Ханаанскую. …И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию». 12:7.

Впервые понятие «еврей» встречается в 14 главе, стих 13: «И пришел один из уцелевших, и известил Аврама Еврея». Евреи, т.е. «пришельцы», «пришедшие из другой страны», - название, под которым израильтяне были известны другим народам. Израильтянами евреи стали называться после того, как Господь дал новое имя Израиль (Божий герой) внуку Авраама Иакову.

«И было слово Господа к нему (Авраму): посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. Столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. От реки Египетской до великой реки, реки Ефрата». 15:4-7,18.

«И сказал Господь Авраму: Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их и будут угнетать их четыреста лет. Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом. А ты отойдешь к отцам твоим в мире, и будешь погребен в старости доброй. В четвертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась». 15:13-16.

«Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь (служанка Сары, египтянка) родила Аврааму Измаила». 16:16.

«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен. Я – Сущий, вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя Авраам». 17:1-5.

«Бог же сказал: именно Сара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным, и потомству его после него…. Двенадцать князей родится от него; и Я произведу от него великий народ».
17:19-20.

«И от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое». 21:13.

У Измаила родилось 12 сыновей и от них произошли арабы.

«Ибо Я избрал его (Авраама) для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд». 18:19.

«Был голод в земле, и пошел Исаак к царю Филистимскому в Герар. Господь явился ему и сказал: странствуй по сей земле; и Я буду с тобою, и благословлю тебя. За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». 26:1-5.

«И сказал Бог Израилю в ночном видении: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет; ибо там произведу от тебя народ великий. Я пойду с тобою в Египет; Я и выведу тебя обратно». 46:2-4.

После четырехсот лет рабства народа израильского в Египте, Бог сорок лет водил его по пустыне. Зачем? Ответ на этот вопрос дает Моисей в книге "Второзаконие", глава 8.

В следующих книгах Ветхого завета описывается история избранного народа как прообраза будущей христианской церкви.
Кратко эту историю излагает Стефан перед синедрионом в книге "Деяния", 7-я гл.

Апостол Павел пишет в послании к Коринфянам:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море. И все крестились в Моисея в облаке и в море. И все ели одну и ту же духовную пищу. И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они были поражены в пустыне.
А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них…
Все это происходило с ними как образы; а написано в наставление нам, достигшим последних веков». 1-е Коринфянам, 10: 1-11.

«Увидев же Иоанн (Креститель) многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины!.. И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Матф., 3:7-9.

«Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников; потому что один Бог, который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру». Римл., 3:29-30.

«Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностью веры». Римл., 4:13.

«Потому что конец закона– Христос, к праведности всякого верующего».Римл., 10:4.

«…ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова; и сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их… Ибо дары и призвание Божие непреложны». Римл.,11:25-29.

«Познайте же, что верующие суть сыны Араама… И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: "в тебе благословятся все народы".
Галатам, 3:7-8.

«Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники».

В продолжение темы:
История

Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных,...

Новые статьи
/
Популярные