Коул и келли теория менеджмента. Теория личностных конструктов Дж.Келли. Особенности и применение

Джордж Келли (1905-1965) - один из основателей когнитивного направления в психологии личности считает, что каждый человек - исследователь, который контролирует, понимает и предусматривает свое поведение, который делает вывод, основываясь на прошлом опыте и предсказывает будущее. Сроки, которые люди используют для понимания друг друга, для описания себя и своей позиции, получили название личностных конструктов. Личностных конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать, объяснить или предсказать свое поведение. Примеры личностных конструктов, которые человек использует в повседневной жизни: "уравновешенный - неуравновешенный", "умный - глупый", "мужской - женский", "религиозный - атеистический" и другие.

Таким образом, личность - это система организованных личных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов. То есть, система конструктов человека организуется в пирамидальную структуру, где ее составляющие (конструкты) находятся или в суперординатний, или в субординатний позиции. Например, если встретив человека, вы сразу оцениваете ее с точки зрения того, является ли она хорошей или злой, и только потом - опрятной или неопрятной, то ваш конструкт «добрый-злой" является суперординатним, а "опрятный - неопрятный" - субординатиим.

Каждый конструкт имеет "дихотомию" (два полюса): "спорт-неспортивный", "сдержанный-несдержанный" и другие. Человек выбирает полюс дихотомического конструкта, тот результат, который имеет лучшую прогностическую ценность. Одни конструкты пригодны для использования только в узком кругу событий (конструкт "спорт-неспортивный»), тогда как другие имеют широкий диапазон применения (например, конструкт «добрый-злой»).

Согласно данной метафоры, Келли описывает людей как ученых, формулируют гипотезы об окружающем мире в форме личностных конструктов, затем проверяют свои предположения на практике. Если конструкт помогает четко прогнозировать поведение, человек сохранит его в дальнейшем, и наоборот. Итак, действенность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, а поведение человека определяется тем, как человек прогнозирует будущие события. Изменить свои конструкты очень трудно, иногда невозможно, и поэтому человек стремится изменить других людей, чтобы те соответствовали конструктов.

Психические расстройства возникают у человека тогда, когда не срабатывают личностные конструкты - человек не может прогнозировать события, страдает от неудач. Когда человек переживает трудности в принятии даже мелочных решений - возникает депрессия. Задача терапевта помочь людям изменить конструкты, апробировать новые гипотезы, интерпретировать ситуацию и стать более эффективной человеком.

Люди различаются по содержанию и количеством доступных им конструктов, по сложности организации системы конструктов и тем, насколько эти системы открыты изменениям. Джордж Келли выделяет два типа личностей: когнитивно сложная (личность, у которой есть большое количество конструктов) и когнитивно простая (с небольшим количеством конструктов).

Когнитивно простые личности рассматривают других людей и окружающий мир, основываясь на небольшом количестве конструктов. Когнитивно простые люди имеют устоявшиеся взгляды в отношении других людей, игнорируют информацию, которая противоречит их представлениям. Они просты в общении, обладают бедным репертуаром социальных ролей. Когнитивно простые субъекты не замечают различий между собой и другими людьми, они стремятся найти подтверждение тому, что другие им подобные, их социальные прогнозы неэффективны.

Когнитивно сложными считают тех людей, которые используют достаточно сложную и дифференцированную систему конструктов. Они четко различают себя и других, рассматривают людей во многих ракурсах, их представления о других сложные и дифференцированные, они замечают тонкие нюансы поведения других людей, не игнорируют различные противоречия, их социальные прогнозы значительно надежнее.

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками: 1) имеет лучшее психическое здоровье; 2) лучше справляется со стрессом; 3) имеет высокий уровень самоооцинкы; 4) более адаптивная к новым ситуациям.

Согласно теории личностных конструктов, два человека похожи друг на друга настолько, насколько похожи их системы конструктов. Большинство людей ищут друзей и любимых среди тех, чья когнитивная сложность соответствует их собственным показателям. С возрастом люди становятся более когнитивно сложными, и, соответственно, с возрастом усложняется и Я-концепция личности. Когнитивная сложность - желанная адаптивная черта, однако она не является единственным критерием адаптивной конструктной системы. Здоровое развитие личности опирается на интеграцию различных конструктов.

Келли заложил прочный гуманистический фундамент своим трудом, приняв центральным положением, что люди способны к постоянному самообновлению. Поскольку люди конструируют смысл своей жизни еще на ранних этапах индивидуального развития, позже они часто не осознают, что существует много способов изменить себя и свое отношение к миру. Для восприятия реальности органично присуща гибкость. В ней есть место для поиска, творчества и обновления. В любом возрасте люди могут реконструировать восприятия реальности. Фактически, теория личностных конструктов является психологией понимание разнообразия взглядов личности - понимание, благодаря которому можно помочь человеку решить его проблемы.

Долли возвращается домой в симпатичных коротких шортиках, которые издали вполне можно принять за элемент нижнего белья. Например, так вышло с миссис Смит, высматривающей девушку из окна. Вердикт миссис Смит прост – девушка ведет далекий от высоких моральных принципов образ жизни, а количество ее молодых людей, мягко говоря, избыточное. Но как шорты и их длина связаны с нравственностью человека? Для самой Долли, может, и нет никакой связи. А вот миссис Смит обладает своим собственным личностным конструктом, который позволил ей недвусмысленно – и непечатно – оценить соседку.

Что такое личностный конструкт и как он появляется?

Личностный конструкт, по теории американского психолога Джорджа Келли – это абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте . Проще говоря, конструкт – это наше собственное определение, помогающее оценивать те или иные явления или ситуации и работающее как своеобразный «ярлык». Обязательным свойством любого конструкта является его дихотомичность – биполярность, наличие двух полюсов:

  • Полюс сходства (другое название – эмерджентный) – задействуется, когда два сравниваемых объекта, явления или человека чем-то схожи и напоминают друг друга по сравниваемым характеристикам.
  • Полюс контраста (имплицитный) – сравниваемые объекты совершенно различаются по сравниваемым параметрам.

Келли не углублялся в исследования истоков появления и различий конструктов у людей – он лишь отмечал, что для формирования конструкта необходимо как минимум три наблюдаемых объекта, два из которых похожи, а один – кардинально от них отличается. Однако сейчас мы с уверенностью можем констатировать факт – основой конструктов становится жизненный опыт человека. Наши наблюдения за различными событиями жизни дают в результате некоторую систему, картину мира с общим сводом причинно-следственных связей. Разумеется, у каждого опыт субъективен – оттого подчас так разнятся и конструкты.

Возвращаясь к примеру, описанному в вводном абзаце – миссис Смит, опираясь на свой жизненный опыт, невысоко оценила Долли и ее одежду. Однако модный дизайнер, живший в доме напротив, восхитился стилем девушки и про себя назвал ее «элегантной». А сама Долли просто предпочитает «простую и удобную» одежду. И, да – все это тоже личностные конструкты, различность которых, как мы видим, иногда доходит до предела.

Фундаментальный Постулат теории

Джордж Келли писал, что вся его теория зиждется, по сути, на одном лишь Фундаментальном Постулате, который сам он характеризовал как предположение. Постулат, в свою очередь, дополняется одиннадцатью следствиями, которые тоже имеют скорее предположительный характер. То есть, Келли не настаивал на безусловной верности своей теории и подчеркивал, что, по большому счету, это лишь предположения. Фундаментальный Постулат звучит так: «Личностные процессы в психологическом плане направляются по тем каналам, в русле которых человек предвосхищает события» .

Поясним – человек всецело направлен на выработку умения прогнозировать события для упрощения своей жизни. Конструкты служат человеку средством «прогноза», маркером, ярлычком, которым мы пользуемся исходя из своего опыта. Это удобно – чтобы не изобретать велосипед всякий раз, как в нашу картину мира «грозит» вписаться что-то новое. Но человеку не нужны личностные конструкты, с помощью которых нельзя спрогнозировать хотя бы примерное развитие событий. Конструкт не будет использоваться (либо придется основательно его перекроить), если он ненадежен и не подтвердился в ходе личного опыта. Это называется «проницаемостью» – степенью предсказуемости и возможности объяснения событий при использовании какого-либо конструкта.

Характеристики личностных конструктов:

  • «Проницаемость», о которой мы говорили выше.
  • Фокус применимости – та ситуация, в которой применяется конструкт. Для конструкта «умный-глупый» – ситуация, в которой нужно быстро чему-то обучиться и воспроизвести навык, вполне может являться фокусом применимости.
  • Диапазон применимости – сколько событий может охватить для объяснения один конструкт. Например, в качестве «хорошего-плохого» может оцениваться человек, поступок, вещь, черта характера... А вот «сухой-мокрый» – это конструкт с намного меньшим диапазоном применимости. Им, вероятно, мы оценим только степень влажности какого-то материального объекта – и никак не поступок или ситуацию.

Дж. Келли отмечал, что у любой личности, чье психическое развитие вписывается в рамки нормы, отмечается:

  • 1) Стремление оценивать свои конструкты и проверять правильность своих интерпретаций поведения и отношений к другим людям.
  • 2) Установка на изменение конструктов в случае их прогностической неэффективности.
  • 3) Желание расширять диапазон, объём и охват своей конструктной системы.
  • 4) Хорошо развитый репертуар социальных ролей .

Следовательно, теория повествует совсем не о ригидности сознания и обилии шаблонов в умах людей, как могло показаться. Человек, вооружившийся всего парочкой конструктов и не задумывающийся о правильности их применения, – это, по Келли, уже не совсем зрелая личность.

«Нужны ли конструкты вообще?» - возможно, задастся вопросом читатель. В настоящее время, когда стереотипное мышление считается моветоном и все активнее отвергается обществом, этот интерес вполне понятен. Ведь теория личностных конструктов, в открытую постулирующая, что все мы каждый день пользуемся ярлыками, также может вызвать некоторое неприятие, если как следует не разобраться.

Давайте подумаем, почему конструкты нам нужны:

  • 1) Мы не сможем – да и незачем – для каждой новой ситуации изобретать свое понимание, определение и оценку. От этого будет страдать наша система внутренних и внешних норм и правил поведения – ведь оценить что-либо мы уже не сможем. А теперь представьте, как исчезновение конструктов «честный-лживый», «законный-противозаконный» и иных повлияет на мир в целом!
  • 2) Конструкты – великолепный органайзер памяти. Без них мы едва ли вспомним и сможем что-то рассказать. Ухудшится скорость и качество мышления, наше умение идентифицировать события и людей.
  • 3) Личностные конструкты – это яркие краски, противоположности и контрасты, которые дают нам одновременно и пристрастность, и наиболее полную картину мира. Вся жизнь без них превратится для нас в одно сплошное серое пятно без полюсов и контрастов.

Теория личностных конструктов как раз акцентирует мысль на биполярности всего в этом мире – и их самих в частности. Личностные конструкты могут значительно облегчить нашу жизнь – но могут и упростить ее до банального прикрепления ярлыка. Они могут использоваться и для определения своего мнения, и ровно с тем же успехом – для однобокого суждения. Однако существует ли один полюс без другого, противоположного – и, если да, смогли бы мы это определить, не имея необходимой контрастности мышления? К примеру, «добро-зло» - древнейший из известных человечеству конструкт с, пожалуй, самым широким фокусом и диапазоном применения.

Список использованных источников:
  • 1. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. - Житомир: Рута, 2001. - 329 с.
  • 2. Келли Дж. Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели, в Сб.: Техники консультирования и психотерапии / Сост.: У.С. Сахакиан. - М.: «Апрель-пресс»; «Эксмо-пресс», 200
  • 3. Маланов С.В., Методологические и теоретические основы психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005 г. - 336 с.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Теория личностных конструктов – когнитивная теория личности, разработанная в 50-х гг. XX в. американским персонологом Келли. Цель теории личностных конструктов состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями.

Ключевым понятием Теории личностных конструктов, составляющим ядро личности, выступает понятие "конструкт личностный" – абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте. Личность в Теории личностных конструктов представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается. Валидность конструкта проверяется личностью с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя "образ Я".

Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны (например, хороший-плохой). Каждый конструкт имеет два противоположных полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста). Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться от первых двух. Сходство и различия должны присутствовать в пределах одного и того же конструкта. В предвидении событий личности выделяют конструкты, которые кажутся релевантными, и тогда выбирают, какой из полюсов релевантных конструктов будет применен. Выбор полюса конструкта называется в Теории личностных конструктов сложным выбором.

В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, в Теории личностных конструктов выделяются специфические типы личностных конструктов: упредительный, стандартизирующий входящие в него элементы; констелляторный, который может одновременно принадлежать различным областям, но является постоянным в своей области; предполагающий, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций и позволяющий личности быть открытой для нового опыта.

Ведущие формальные свойства конструктов определяют типы их классифицирования: 1) диапазон применимости, включающий в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим (все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться); 2) фокус применимости конструкта, специфичный для применяющего его человека; 3) степень проницаемости конструкта, по которой конструкты могут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Степень проницаемости и непроницаемости конструктов относительна. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта – конструкт по определению непроницаем для опыта, выходящего за диапазон применимости. В зависимости от особенностей применимости выделяются основные и периферические конструкты. По степени устойчивости и неизменности различаются также основные и ситуативные личностные конструкты. По особенностям диапазона выделяются всесторонние и частные конструкты. Конструкты могут быть жесткими, т. е. дающими неизменный прогноз, либо свободными, позволяющими делать различные прогнозы при сходных условиях.

Совокупность личностных конструктов представляет собой систему, важнейшей характеристикой которой является ее относит, когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь. Система формируемых личностью конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим человеком, он всегда индивидуально определен, одноэкземплярен. Примеры личностных конструктов, которые человек использует с целью оценки повседневной жизни: "взволнованный-спокойный", "умный-глупый", "мужской-женский", "религиозный- нерелигиозный", "хороший-плохой" и "дружеский-враждебный". Система конструктов организуется в пирамидальную структуру, в которой составляющие ее конструкты находятся либо в управляющей, либо в подчиненной позиции. Конструкт может быть и совершенно независимым. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одной личности не обязательно занимают такое же положение в системе другой. Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты личности, тем больше возможность изменения внутри структуры, в которую они входят. Если же у личности отсутствуют подчиняющие конструкты для интерпретаций и изменений, она психологически ригидна.

Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными (так, в качестве первичных конструктов могут использоваться жесты, выражения лица и пантомимические паттерны). В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета – все, что представляет интерес для экспериментатора.

Для измерения личностных конструктов в Теории личностных конструктов разработан методический принцип "репертуарных решеток" и репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК).

В Теории личностных конструктов активно используется понятие кроль", подразумевающее форму поведения, логически вытекающую из понимания личностью мыслей и поступков др. людей, деятельностно связанных с ней. Принятие роли требует, чтобы по крайней мере один из взаимодействующих индивидов осознавал, к. о. др. индивид интерпретирует явления или события. Роли не обязательно должны быть обоюдными, т. е. личности не нужно анализировать исполнителя роли для того, чтобы быть включенной в социальные отношения. Для исследования ролей личности Келли разработал репертуарный тест ролевого конструкта (РЕП-тест).

Применение Теории личностных конструктов эффективно в понимании эмоц. состояний личности, психического здоровья и психических нарушений, а также в психоконсультативной и психотерапевтической практике.

Исследования, проведенные Келли и его последователями, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личности и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения эксперимент, приемов и методов, разработанных в Теории личностных конструктов, как перспективных методов изучения личности и стимулирования личностного роста. В целом Теории личностных конструктов – оригинальное направление в теории личности, иллюстрирующее перспективный когнитивный подход к личности и механизмы ее исследования и развития, а также активно применяемые в практике методы ее изучения.

Список литературы

Н. И. Повякель. Теория личностных конструктов (Дж.А.Келли)


Джордж Келли (1905-1966 гг.) - американский психолог, профессор университета в Огайо. Над своим основным трудом "Психология личностных конструктов", опубликованным в 1955 г., Келли работал более 20 лет. Его теоретическая концепция, как впрочем, и теории Э. Эриксона, А. Маслоу и др., опирается на богатый практический и психотерапевтический опыт. Кроме всего прочего, их объединяет идея, согласно которой личность следует рассматривать как целостную, не разложимую на отдельные элементы систему. Не смотря на все это, теория Келли оказалась в стороне от классических работ, разрабатываемых в рамках психоанализа и гуманистической психологии.
Каждая из теорий личности имеет свой центр приложения, выраженный в конкретном объяснительном принципе. Так, в психоанализе центральным понятием является "бессознательное влияние", модель личности строится на поляризации двух начал - бессознательных величин и норм, правил, законов общества. З. Фрейд указывает на уровни функционирования инстинктивных сил (бессознательный, предсознательный и сознательный) и выделяет три подсистемы личности (Id, Ego, Super-Ego). Вся динамика личности сводится к различным типам преобразований бессознательных влечений. В теории К. Роджерса основополагающим понятием является представление о себе, или самооценка. У К. Левина - понятие поля. Для большинства отечественных психологов основным объектом анализа оказывается мотивационная сфера личности, ее направленность, а принципом - детерминация психического.
В некоторых работах в числе таких индивидуальных черт, которые рассматриваются в качестве главных особенностей личности, выделяются устойчивые когнитивные (cognitive) структуры. Это - составные элементы познавательного стиля личности.
Обычно в традиционных концепциях личности когнитивные (подсознательные) характеристики объяснялись с помощью других понятий. Несколько десятилетий назад американскую, а вместе с ней и значительную часть мировой психологии было принято считать бихевиористической. С 50-х г. ХХ в. в развитии зарубежной психологии наметилась тенденция рассматривать познание в качестве базового объяснительного принципа организации психики. Вместе с его введением, в экспериментальной психологии на Западе произошла своеобразная революция, связанная с возникновением нового направления - когнитивной психологии. Увеличилось количество работ по познавательным процессам - восприятию, мышлению, вниманию, памяти.
По-новому стали пониматься предмет и методы психологии. По мнению когнитивистов, поведение человека детерминировано его знаниями. Подчеркивание роли знания определило общую ориентацию исследователей. Теперь варьирование внешних условий, стимулов не является самоцелью, а выступает средством выявления структур знания - внутренних репрезентаций (представлений) объектов, событий, других людей.
Итак, когнитивная психология, ставшая одним из ведущих направлений современной психологии, возникла как реакция на бихевиористское отрицание внутренней структуры организации психологических процессов и принижение психоанализом роли знания в деятельности человека.
Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур и схем в протекании психических процессов и поведении человека. Первый этап развития когнитивой психологии связан с исследованиями Д. Бродбента, У. Найссера, Р. Аткинсона и др. Второй этап - с работами Ж. Пиаже по проблеме развития когнитивных структур, Дж. Брунера, С. Шехтера - создателя когнитивной теории эмоций, М. Айзенка, предложившего когнитивную теорию индивидуальных различий, Дж. Келли, М. Макони, Томе, занимавшихся проблемами личности.
Мы остановимся только на когнитивной теории личности Дж. Келли, где она представлена как система конструктов.
Внутри категории "познание" в качестве показателей поведения могут рассматриваться либо содержания наших представлений (самооценка, социальное содержание), либо формальные характеристики познания (структура когнитивного поля, наличие когнитивного баланса или диссонанса). Формальными характеристиками познания (например, когнитивным диссонансом, консонансом) занимался Леон Фестингер. Он разработал специальную теорию, которая показала, что индивид переживает чувство дискомфорта, если в его сознании сталкиваются логически противоречивые знания об одном и том же объекте или событии. Субъект стремится избавиться от этого дискомфорта реконструируя свои знания об объекте или событии, либо меняя социальные установки. Снятие противоречия приводит к состоянию консонанса, т.е. взаимной согласованности элементов когнитивной системы.
Концепцию Келли называют когнитивной, т.к. в ней подчеркивается характер восприятия человеком действующих на него стимулов, пути истолкования и преобразования этих стимулов в отношении к уже существующим структурам и особенностям поведения индивида, связанным с такими интерпретациями и трансформациями. В отличие от Л. Фестингера, Дж. Келли попытался исследовать как формальные, так и содержательные характеристики познания.
Как уже было сказано, разработке своей теории и метода исследования он посвятил более 20 лет. Когда в 1955 г. вышла книга "Психология личностных конструктов", она не имела шумного успеха, просто потому, что лишь очень немногие теории того времени использовали "категорию" в качестве единицы анализа психики (среди этих немногих были И. Толмен и Дж. Брунер). Сейчас теория личностных конструктов представляет собой одно из фундаментально и планомерно разрабатываемых направлений психологии.
Человеческая познавательная деятельность, по Келли, начинается с классификации и интерпретации фактов реальности. Последняя изучается не сама по себе, а как реальность в ее отношении к субъекту деятельности. Вместо понятия интерпретации, толкования он использует слово "конструирование". Человек конструирует реальность (истолковывает ее), выдвигая систему конструктов, внутри которой факты приобретают смысл. На основании построенных конструктов человек пытается прогнозировать события. Главная функция человеческой психики - исследование реальности в целях прогнозирования будущего и контроля за поведением. В этом положении содержится основной постулат теории Дж. Келли.

Понятие конструкта

Для интерпретации сущности личности используют специфическую единицу анализа - конструкт. Термин "конструкт" идентичен слову понятие, которое обобщает материал и создает возможность предсказать события.

Научное понятие - это логическая констатация связи, из которой путем дедукции может быть выведено объяснение данной фактической связи явлений. Основными свойствами научного понятия являются:

Обобщение явлений;

Констатация связи между ними;

Возможность предсказания новых событий.

Понятие личностного конструкта вводится самим Келли.
Личностный конструкт характеризуется тем, что в нем представлено и сходство отдельных реалий, и их отличие от других элементов. Конструкты имеют форму биполярных понятий (белый - черный, эгоист - альтруист и др.) Этим они отличаются от научных понятий. Кроме того, научное понятие относится к явлению, существующему в природе, а личностные конструкты - изобретение субъекта, это истолкование, которое накладывается человеком на реальность.
Конструкт - средство логической организации опыта. Элементы, из которых он организуется и для истолкования которых используется, могут быть разными предметами, их свойствами, связями, а также людьми и их отношениями. В данном случае в понятие конструкта включается новый - социально-психологический - аспект.
Итак, конструкты являются средствами, способами толкования мира. Факты рассматриваются наблюдателем в соответствии с его точкой зрения, его конструктами. Например, констатация сходства и различия между высокими и низкими людьми, добрыми и злыми ведет к формированию конструкта.

Образование конструктов и их типы

Общий способ формирования конструктов состоит в том, что, прежде всего, для их организации необходимы три элемента. Два из них должны восприниматься как сходные, а третий - как отличный от первых двух. Признак, по которому два элемента расцениваются как сходные, образует полюс сходства, а признак, по которому они противопоставляются третьему, - полюс контраста, где элементы - это реалии, или объекты. Объекты обладают разными свойствами, и то, как субъект будет понимать связь между этими свойствами, зависит от выбранного им конструкта.

Выделяется три типа конструктов:

Ограничительный;

Констелляторный;

Пропозициональный.

Ограничительный - позволяет истолковать элементы только внутри самого конструкта. Например, если это - книга, то это только книга.
Констелляторный - фиксирует какое-то число альтернатив, связанных с его элементами. Такие конструкты обеспечивают стереотипное мышление: "если это книга, то она должна состоять из отдельных страниц и иметь обложку, содержать текст".
Пропозициональный не относит отдельные свойства к другим элементам. За счет этого конструкта выражается философский подход к объекту: "Книга - это кладезь знаний". В этом смысле объекту может быть приписано множество разных характеристик - от перцептивных до ценностных свойств, вплоть до "французского акцента".

Основные характеристики конструктов

Конструкт характеризуется биполярностью, диапазоном применимости и индивидуальностью.
Биполярность означает, что у каждого конструкта имеется два полюса, полученные в опыте путем нахождения сходства и различия между тремя элементами. Полюса конструкта индивидуальны и не обязательно прямо противоположны друг другу как антонимы. Так, у одного человека полюсу "равнодушие" может быть противопоставлен полюс "забота", "милосердие", а у другого - тому же полюсу "равнодушие" - "эмоциональность", "восторженность". В процессе выявления личностных конструктов у испытуемого могут возникнуть трудности в вербализации одного из полюсов. В.В. Столин отмечает, что однополюсные конструкты указывают на то, что человек в своем сознании исключает саму возможность иного осмысления явления, события. По мнению Дж. Келли, это конструкты со скрытой оппозицией, с "погруженным полюсом", не представленном в сознании.

Диапазон применимости - это те объекты, которые могут быть истолкованы с помощью данного конструкта.

Индивидуальность связана с пониманием человека как активного исследователя реальности, который не просто усваивает готовое знание, но и исследует ее, конструирует, выдвигает гипотезы. Конструкты, эффективно предсказывающие события, остаются, неэффективные - разрушаются, каждый человек создает свою собственную, уникальную систему конструктов.
Кроме того, каждый конструкт имеет фокус и область приложения, за границами которых его использование для прогноза не эффективно. Область приложения конструкта - все явления, которые человек истолковывает при помощи данного конструкта. Фокус - те явления, истолкование которых при помощи данного конструкта наиболее эффективно, т.е. ведет к более точному прогнозу.

Развитие системы конструктов

Функционирование любого конструкта имеет целью предсказание событий, которое, по Келли, выполняет роль мотива и цели познавательной деятельности. Утверждение связи конструирования и прогнозирования - центральная посылка психологии личностных конструктов.

Направление совершенствования конструктивной системы может быть двояким: либо по принципу определения, когда составляется все более определенное мнение о небольшом количестве явлений, либо по принципу расширения, когда возникает установка иметь хотя бы смутное представление о достаточно широком круге вещей.
Накопление опыта происходит за счет формирования новых конструктов. Социальное взаимодействие рассматривается в качестве основной причины изменения конструктов, при этом конструирование изменений предшествует изменению поведения (сначала изменяется конструкт, а затем - форма поведения).
Характер изменения конструктов зависит от их проницаемости. Проницаемыми называются конструкты, в область приложения которых могут быть введены новые элементы. Непроницаемые конструкты используются для толкования событий прошлого.

Тест репертуарных решеток

Для диагностики личностных конструктов применяется Тест репертуарных решеток. На первом этапе тестирования выбирается исследуемая область, задается набор объектов (репертуар элементов). Элементы могут варьироваться в зависимости от задачи исследования. Это может быть конкретный набор объектов (имена реальных людей, литературных героев, названия предметов, рисунки), ролевой список (отец, мать, Я через 10 лет, положительно оцениваемый мужчина и др.) либо любой другой перечень элементов, составленный в ходе обсуждаемой с испытуемым темы. Количество элементов не должно быть меньше 8 и больше 25.

На втором этапе исследования применяется способ актуализации конструктов, например метод триад, или метод минимального контекста. Из репертуарного набора выбирают три элемента. В каждой тройке выделяются два сходных объекта; называется признак, по которому они схожи. Затем называется третий объект и признак, по которому он отличается от первых двух. Если элементов мало, то можно брать все тройки, учитывая, что после 30 троек редко появляются новые конструкты. Параметры, по которым сравниваются и различаются элементы, и являются полюсами конструкта.
При анализе результатов теста учитывается содержательная сторона конструктов, их количество и соотношение между ними. Конструкты организованы в иерархические системы и соподчинены по двум принципам:

а) долевое соподчинение, когда полюс подчиненного конструкта входит в качестве элемента в полюс высшего по иерархии конструкта (конструкт "умный-глупый" своими полюсами входит в конструкт "хороший - плохой");

б) поперечное - оба полюса подчиненного конструкта включаются в категорию одного из полюсов высшего (оба полюса конструкта "умный-глупый" входят в полюс "оценочный" конструкта "оценочный-описательный).

Личностные процессы направляются по руслам конструктов, которые служат средствами предвидения событий. Эта система подвижна, изменчива, но все же структурирована. Каждый конструкт представляет собой улицу, по которой можно двигаться в двух направлениях. Новый конструкт задает и новое движение. В ситуации стресса человек не применяет новых, а движется по старым конструктам в ином направлении.

Конструкты и другие психические явления

Ядро личности представлено системой конструктов. Все другие - личностные и познавательные особенности - описываются посредством феномена конструкта. Так, тревожность рассматривается как состояние, возникшее под влиянием изменения конструктов. Фокусировка конструктивной системы на событии означает внимание, события, увязанные в систему конструктов - память, неструктурированные явления - забывание.
Рассматривая личность как изначально активного субъекта познания и прогнозирования, Келли не использует понятия мотивации. Этот термин, по его мнению, имеет смысл лишь тогда, когда личность представляется исследователю пассивным существом. Для него она априори деятельна.

Исследования последних лет указывают на то, что сложность формирующейся конструктивной системы зависит от сложности предъявляемой стимуляции, от типа отношений между ребенком и взрослым и др., но в целом процесс развития конструктивной системы ребенка остается пока не раскрытым.
Для осуществления реконструкции личности необходима психотерапевтическая работа с клиентом. Цель психотерапии по Келли - реорганизация системы конструктов, которая позднее проходит испытание в деятельности, в процессе исследования и прогнозирования реальности.



В рамках предложенной Дж. Келли (Kelly, 1955) концепции конструктивного альтернативизма поведение личности описывается как исследовательское.

Предполагается, что человек выдвигает гипотезы о реальности для того, чтобы контролировать или предвидеть события своей жизни. Из этого предположения следует: 1) что люди более ориентированы на будущее, чем на прошлое или настоящее ; 2) что люди активно формируют свое представление о реальности, а не только реагируют на происходящее.

Складывающиеся на основе субъективного опыта устойчивые способы, схемы, классификации, которые человек использует, чтобы осознать или объяснить происходящее, Дж. Келли назвал личностными конструктами . Если личностные конструкты не позволяют человеку "успешно" прогнозировать или интерпретировать события, то они могут быть изменены или человек может от них отказаться. Как правило, личностные конструкты биполярны (хорошие – плохие, брюнетки – блондинки, компетентный – некомпетентный и т.д.). Для формирования конструкта в опыте должны быть представлены схожие и различные по полюсам конструкта объекты (например, Иванов и Петров компетентны, а Сидоров – нет). Таким образом, для выявления конструкта необходимо соотнесение не менее чем трех объектов (метод триадического сравнения как модификация метода шкалирования): два схожих (эмержентный полюс) и один отличающийся (имплицитный полюс). Конструкты характеризуются диапазонами и фокусами применимости к интерпретации событий и степенью изменяемости.

В классическом варианте теста личностных конструктов (репертуарный тест ролевого конструкта) испытуемому предлагается приписать значимым для него людям (фигурам) какую-либо роль из набора в 20–30 социальных ролей (отец, мать, друг, враг, любимый учитель, нелюбимый учитель, принимающий меня, отвергающий меня и т.п.) . После этого испытуемому предъявляются тройки фигур с заданием описать то существенное, что объединяет две фигуры и отличает от них третью (например, любимый учитель и принимающий человек приветливы, а брат угрюм). Указанная испытуемым шкала (например, "приветливость – угрюмость") является его собственным конструктом для описания людей. Таким образом, при равномерном распределении ролей по предъявляемым тройкам фигур, "набирается" индивидуальный набор конструктов, используемый испытуемым для описания (интерпретации) других людей. Количество разнообразных личностных конструктов трактуется как уровень когнитивной сложности восприятия и оценки другого.

С целью выявления возможной иерархии действия конструктов Келли разработал репертуарную решетку, состоящую из списка значимых фигур (столбцы) и их разрядов (строки). Аналогично классической методике испытуемого просят выделить из списка три перворазрядных фигуры и описать их. Таким образом, испытуемый заполняет все строки решетки, выстраивая с помощью совокупности выбранных им конструктов конструктную модель (множественный конструкт, система конструктов) .

Преимуществом метода личностных конструктов является свобода выбора оценочных шкал испытуемым. Если сравнивать полученную с помощью методики Келли совокупность шкал (тест личностных конструктов – ТЛК) с личностным семантическим дифференциалом (ЛСД, см. главу 6), то вероятность использования значимых для испытуемого и хорошо дифференцируемых им шкал в ТЛК гораздо выше, чем в ЛСД. Соответственно, и полученное с помощью ТЛК СП описания личности является гораздо более приближенным к модели субъективного опыта конкретного испытуемого, так как используется "собственный язык описания" испытуемого. Для хорошо простроенных ЛСД возможны бланковые процедуры группового опроса и стандартизированные процедуры сравнения данных, которые затруднены для ТЛК.

Проблемным для валидизации ТЛК является допущение о возможности для человека адекватно вербализовать используемые им реально конструкты. Проблемным для валидизации и для ЛСД, и для ТЛК является допущение о возможности использования человеком вербальных шкал личностных качеств для адекватной оценки различных людей.

  • Напомним здесь одно из определений образа мира (параграф 3.5): образ мира – это индивидуальная прогностическая модель будущего.
  • "Дж. Келли предложил список из 25 ролевых персонажей, куда вошли следующие роли.

    1. Вы сами. 2. Учитель, которого Вы любили. 3. Учитель, которого Вы не любили. 4. Ваша жена или подруга (для женщин – Ваш муж или друг). 5. Руководитель, под чьим началом Вы работали и с которым Вам трудно было найти взаимопонимание. 6. Руководитель, который Вам нравился. 7. Ваша мать. 8. Ваш отец. 9. Ваш брат, самый близкий по возрасту (или некто, кто был Вам за брата). 10. Ваша сестра, самая близкая по возрасту (или некто, кто был Вам за сестру). 11. Коллега по работе, с которым Вы легко ладите. 12. Коллега по работе, с которым трудно достичь взаимопонимания. 13. Сосед, с которым Вы ладили. 14. Сосед, с которым трудно достичь взаимопонимания. 15. Мальчик, с которым Вы дружили в 16 лет. 16. Девочка, с которой Вы дружили в 16 лет. 17. Мальчик, который не нравился в 16 лет. 18. Девочка, которая не нравилась в 16 лет. 19. Человек одного с вами пола, с которым Вы пошли бы в поход. 20. Человек одного с Вами пола, с которым Вы не пошли бы в поход. 21. Человек, с которым Вы были в близких отношениях и которому Вы сейчас не нравитесь. 22. Человек, которому бы Вам очень хотелось помочь в чем-нибудь (или которого Вы очень жалеете). 23. Самый умный человек, которого Вы знаете лично. 24. Самый удачливый человек из всех, которых Вы знаете лично. 25. Самый интересный человек из всех, кого Вы знаете лично. Опираясь на предложенный вариант можно создавать свои репертуары ролей, подходящие к решению конкретных исследовательских и диагностических задач" (Доценко, Вахитова, 2013, с. 82).

В продолжение темы:
Государство и право

Григорий Малыгин (причина его смерти интересует большое количество людей) был основателем известной команды КВН "Дети лейтенанта Шмидта", актером комического жанра. За свою...

Новые статьи
/
Популярные