Культ почитания животных в Древнем Египте. Презентация на тему "священные животные в древнем египте" Каких животных и птиц не почитали египтяне
Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых божеств-покровителей. Номы были, несомненно, остатками древних племен, объединенных в конце четвертого, тысячелетия до н. э. под общей властью царя. Однако культ номовых богов оказался чрезвычайно устойчивым: он держался до самого конца истории Древнего Египта, уже сочетаясь с поклонением общеегипетским божествам.
В этих местных номовых культах сохранялись глубоко архаические черты, каждый ном чтил свое священное животное, связывавшееся так или иначе с местным богом. Последний изображался нередко или в виде этого животного, или в смешанном, зооантропоморфном образе. Примеры можно приводить без конца. Почти любой представитель египетской фауны почитался в той или иной области (а некоторые и по всей стране). Так, в самом южном номе— Элефантине почитали барана, в Дендере — корову, в Сиуте — шакала, в Гермополе — ибиса и павиана, в Бубастисе - кошку. Покровительницей Нехена, откуда исходило древнейшее объединение Южного Египта, считалась богиня-коршун, а рядом в Нехебе чтили водяную лилию. Древнейший центр объединений Северного Египта— Буго почитал священную змею, а соседняя община Пе — пчелу. Иероглифы, изображающие четыре последних существа, впоследствии стали символизировать объединенный Египет.
Во многих местностях (особенно в Фаюмском оазисе) даже крокодил считался священным и неприкосновенным властителем речных вод, и охота на него строго воспрещалась. Маленьких крокодильчиков помещали в храмовых прудах, откармливали медовыми пирогами и в случае преждевременной смерти мумифицировали, окутывали погребальными пеленами и с почетом погребали.
Огромным почитанием пользовались такие птицы, как ибис, кобчик, коршун, а из насекомых особенно навозный жук (т. н. скарабей).
Иногда из бесчисленных представителейкакого-либо вида животных отбирался один представитель и объявлялся богом. Так, например, со многими сотнями и тысячами быков в Египте не особенно церемонились. Их пасли, погоняли бичами, запрягали в плуги и т. д. Зато одного-единственного быка выбирали соответственно особым приметам (он должен был быть черным, но с белым круглым пятном на лбу, с особыми волосками на хвосте и т. д.). Когда такого исключительного быка после долгих обследований находили, то его приводили в Мемфис, в специальный храм и объявляли священным и неприкосновенным. Когда кончалась его счастливая жизнь, его погребали в специальном склепе (обнаруженном при археологических раскопках) и город погружался в траур. Затем начинались поиски нового Аписа (название божественного быка), и, когда его находили, траур сменяли ликованием.
По-видимому, здесь перед нами остатки древнего тотемизма. Многие исследователи, правда, скептически относятся к такому предположению, так как культ животных в Египте был локальным, а не родовым. Между тем этнография Африки дает нам убедительные примеры перерастания классического родового тотемизма в территориальное почитание животных: так было, например, у племен Южной Нигерии.
Почти все исследователи зато признают, что в почитании местных богов-покровителей происходил процесс антропоморфизации священных животных. По крайней мере, в отношении очень многих богов это не подлежит сомнению: так, кошка превратилась в богиню Бастет, изображавшуюся с кошачьей головой; сокол—в бога Гора. Изображения Тота с головой ибиса, Анубиса с головой собаки, Собека с головой крокодила, богини Сохмет с головой львицы, Хатор с головой коровы и пр. служат очевидным указанием на происхождение этих зооантропоморфных образов от священных животных.
Следует обратить внимание на большое количество женских божеств в числе местных покровителей: богини Нехебт, Хатор, Нейт, Сохмет, Нефтида и др. Это связано, по-видимому, с сохранением очень сильных пережитков матриархата у древних египтян.
Номовые божества были вначале, несомненно, племенными божествами. Надо думать, что и каждая община, входившая в ном, чтила своих общинных покровителей (как это известно, например, у ряда земледельческих народов Западной Африки). Но следов этих местных куль-тов до нас не дошло.
Возможно, что еще в эпоху до объединения Египта наметилось начало культа общеегипетских богов: это можно предположить потому, что известные черты культурной общности Египта прослеживаются еще в додинастическую эпоху. Но те божества, культ которых в эпоху фараонов был распространен по всему Египту, получили всеобщее признание лишь да глазах истории. Когда какой-нибудь ном становился центром государственного объединения Египта, его бог-покровитель делался предметом общегосударственного культа. Централизация культа была выражением и в то же время орудием централизации государственной власти.
Древнейшим из общеегипетских богов был сокол Гор, которому вначале поклонялись в Иераконполе и в Эдфу. Вышедшие из этой области цари, «почитатели Гора», были первыми объединителями Египта (1-я и 2--я династии, конец четвертого тысячелетия до н. э.); они и превратили свое племенное божество в общеегипетского бога солнца. Со времени перенесения столицы царства в Мемфис главным официальным богом Египта становится мемфисский бог Птах, о чем свидетельствует Мемфисский богословский трактат. Приход к власти 5-й династии (около 2700 г. до н. э.); связанной с городом Оном (Гелиополем), повлек за собой распространение культа местного бога Атума (Ра), прев-ратившегося в верховное божество Египта. Возвышение Фив как центра нового объединения Египта в эпоху 11-й и 12-й династий привело к тому, что местный, дотоле мало кому известный божок Амон занял место во главе всеегипетского пантеона и был сближен с прежним верховным богом Ра (Амон-Ра). Со времени 26-й Саисской династии (VII в. до н. э.) видное место в культе заняла местная саисская (может быть, ливийская по происхождению) богиня Нейт.
Но всеегипетскими богами становились не только те, которые были богами-покровителями политического центра страны и которые имели шансы занять место во главе пантеона. Другие местные божества в связи с объединением страны тоже приобретали себе почитателей за пределами области первоначального поклонения. Как это бывало и в других странах, подобные божества получали определенную функцию и рассматривались как покровители того или иного вида человеческой деятельности, профессии. Так, гермопольский бог Тот (ибис) стал покровителем писцов и ученых, сиутский Анубис — богом загробного царства, латопольская Сохмет — богиней войны, коптосский Мин — покровителем иностранцев и пр. Многие божества были привязаны к космическим явлениям, причем, конечно, возможно, что некоторым из них космические черты были присущи и тогда, когда они еще были чисто местными покровителями. Большинство богов так или иначе связывалось с солнцем: гелиопольский Атум-Ра, гиераконпольский Гор, бусирисский Осирис, фиванский Амон, абидосский Анхер, файюмский Собек, гермонтский Менту. С луной были связаны Тот, Исида, Хонсу. С небом — Хатор, Нут. С землей — Мин, Геб. Впрочем, некоторые из этих богов, как Геб и Нут, не имели связи с местными культами.
Создание общеегипетского пантеона повлекло за собой установление богословско-мифологических связей между отдельными божествами. Так появились известные триады и эннеады божеств, неодинаковые, впрочем, в разных местностях. Фиванская троица — Амон, Мут, Хонсу; мемфисская — Птах, его супруга. Сохмет и их сын Нефертум. Из эннеад (девятибожий) наиболее распространена была гелиопольская, состоявшая из четырех пар богов во главе с Ра: Ра, Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Все эти божественные группы составляли частью продукт слияния местных культов, частью поро-ждение чисто теологических спекуляций жрецов.
С другой стороны, сближение богов вело подчас к их отождествлению. Жрецы отождествили, например, гелиопольского Атума с Ра, позже, в эпоху Среднего царства, с тем же Ра отождествили фиванского Амона и крокодила-Собека, с Осирисом был отождествлен Хентиементиу, с богиней Хатор — Тефнут.
Так складывался всеегипетский пантеон. Вероятно, последствием такого же процесса было и общеегипетское почитание священных животных: местные священные животные, древние тотемы. делались предметом всеобщего поклонения. Так, в историческую эпоху по всей стране считались священными кошка, ястреб, ибис, крокодил. Помимо целых видов чтились отдельные особи: известный бык Апис бога Ра в Мемфисе, баран Осириса в Мендесе и другие животные, связанные с наиболее чтимыми богами. Тотемическое происхождение и этого общеегипетского культа животных весьма вероятно. Однако некоторые исследователи вообще относят формирование настоящей зоолатрии к поздней поре истории Египта.
Ни в чем так не сказалась роль египетской религии, как вобожествлении фараона— высшего носителя государственной власти. Уже древнейшие цари-объединители, именовавшие себя почитателями Гора, находились как бы под особым покровительством этого божества и даже прямо принимали его имя. Начиная со времени 5-й династии фараон рассматривается как сын солнечного бога Ра. Вера в то, что царь есть сын бога, живое божество, господствовала с самого начала и до самого конца политической истории Египта, вплоть до победы христианства. Царь самолично выполнял важнейшие религиозные обряды: он основывал храмы, он один мог — по крайней мере в теории — входить в святилище бога и приносить ему жертву; жрецы действовали лишь как бы от его имени. Священный церемониал, которым была окружена вся придворная жизнь: падение на живот перед царем и целование земли у его ног, запрет произносить имя царя, употребление им религиозных эмблем,— отражал и в то же время поддерживал и усиливал веру в божественное происхож-дение царской власти.
Еще в древнейшую эпоху у египтян сложилось и представление об особых божествах — покровителях умерших. Известно много таких заупокойных божеств, чтившихся в разных местностях: Анубис в Сиуте, Сокар в Мемфисе, Хентиементиу в Абидосе и др. Но в период Древнего царства на первое место в качестве покровителей умерших выдвигаются два божества, с образами которых отныне и связывается погребальный культ: солнечный бог Ра и умирающий и воскресающий бог растительности Осирис. Центром, откуда распространялись солярные представления о царстве мертвых, был Гелиополис, средоточие культа Ра. Согласно этим представлениям, души умерших стремятся попасть в солнечную лодку Ра и вместе с ним совершать ежесуточное движение по небу. Исходной точкой этих верований о связи души покойника с солнцем, очевидно, служила идея о западе как о стране умерших: уходящее на запад солнце озаряет своим светом эту страну (отсюда известная теория Фробениуса о «солярном периоде» в истории религии, когда сложилась идея о связи солнца с умершими и о стране душ на западе). У египтян было смутное представление о таинственной стране мрака - дуат, куда нисходит солнце ночью и где пребы-вают души умерших.
Но гораздо большую важность получила в египетском погребальном культе связь его с образом Осириса. Вначале он не имел отношения к погребальным обрядам и верованиям. Но уже в Текстах пирамид (5-я династия) имя его упоминается в заупокойных формулах. В дальнейшем Осирис превратился в повелителя загробного мира и в посмертного судью душ. Связующим звеном культа Осириса с верой в загробную жизнь послужило представление о нем как об умирающем и воскресающем боге. Будучи по мифу первым умершим, Осирис стал изображаться как владыка умерших, а его ежегодное воскресение давало верующим надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может спастись от окончательной гибели. Осириса просили о покровительстве покойнику. Больше того, пытались магически отождествить покойника с Осирисом. Вначале удостаивался такого отождествления лишь царь: в Текстах пирамид умерший царь прямо именуется Осирисом. Позже стали называть Осирисом и других умерших, знатного, а впоследствии и простого происхождения. «Осирис такой-то» — так обычно именуется покойник в погребальных текстах. Идея такого отождествления проста: надо магически обмануть враждебные силы, выдав умершего за великого бога. Главной фигурой погребального культа стал Осирис, в особенности со времени Среднего царства. В Абидосе — втором, после Бусириса, средоточии его культа — стали чтить «гробницу Осириса» (в действительности это была гробница Джера, одного из фараонов 1-й династии), и каждый верующий египтянин желал после смерти быть похороненным возле этого святилища, под защитой Осириса, или хотя бы поставить там свою могильную плиту.
Амат (Амт, Амамат)
|
|
Амон-Ра
|
|
Анубис
|
|
|
Апис
|
Атон
|
|
Атум
|
|
Баст
|
|
Бэс
|
|
Геб
|
|
Гор (Хор)
|
|
Исида
|
|
Маат
|
|
Меритсегер
|
|
Месхент
|
|
Мин
|
|
Монту
|
|
Мут
|
|
Нейт
|
|
Нефертум
|
|
Нефтида
|
|
Нехбет
|
|
Нун
|
|
Нут
|
|
Осирис
|
|
Птах
|
|
Ра
|
|
Рененет
|
|
Ренпет
|
|
Себек
|
|
Селкет (Серкет)
|
|
Серапис
|
|
Сет
|
|
Сехмет
|
|
Сешат
|
|
Сокар
|
|
Таурт
|
|
Тефнут
|
|
Тот
|
|
Упуат
|
|
Хапи
|
|
Хатор
|
|
Хонсу
|
|
Хнум
|
|
Шу
|
Одной из первых цивилизаций на планете, которая зародилась еще на заре человеческой истории, был именно Древний Египет. В древние времена египтяне имели довольно своеобразное представление об окружающем мире, сильно отличающееся от настоящего. Пантеон Древнего Египта был насыщен разнообразными богами, которые зачастую имели голову животного и тело человека, что может удивить наших современников.
Священные животные были окружены почтением и уважением, им поклонялись и их обожествляли. На территории Древнего Египта находится внушительное количество старинных памятников и кладбищ, с многочисленными захоронениями мумифицированных животных, к которым относились как к грозным богам, оказывающим непосредственное влияние на жизнь всей цивилизации.
1. Священный бык
Египтяне очень почитали быков. Из всех этих рогатых животных тщательно выбирался один, которого в дальнейшем считали божеством. Бык играл роль священного и обязательно должен был иметь черный окрас с белыми пятнами.
Божественный бык проживал в Мемфисе в специальном хлеву для священных животных, расположенном при храме. За быком был установлен такой прекрасный уход, какой не могли себе позволить даже самые успешные люди. Животного досыта кормили, оберегали, почитали как бога и даже обеспечили его гаремом коров. Каждый день рождения Аписа шумно праздновался и завершался жертвоприношением быков божеству. Похороны Аписа также отличались своей пышностью, после которых египтяне приступали к выбору следующего божественного быка.
Человечество не сразу выбрало кошек и собак как домашних животных. Сначала древние люди пытались ставить эксперименты над приручением достаточно необычных видов. Более пяти тысяч лет назад египтянам удалось одомашнить гиен и содержать их в качестве своих питомцев. Согласно изображениям, сохранившимся на могилах фараонов, помощь гиен применялась для охоты.
Известно, что египтяне не питали большой любви к этим животным, поэтому заводили и откармливали их исключительно для еды. Да и то до определенного времени, пока более «сговорчивые» собаки и кошки не составили им конкуренцию.
3. Мангусты
К мангустам египтяне питали искренние чувства. Эти отважные пушистые зверьки считались самыми священными животными. О храбрости, которой обладал египетский мангуст в бою с гигантскими кобрами, слагались легенды, а древние египтяне даже изготавливали статуи животных из бронзы, вешали на шеи амулеты с изображением зверьков и содержали их дома.
Исследования показали, что некоторых египтян даже хоронили вместе со своими домашними любимцами, мумифицируя останки животных. Мифология Древнего Египта также пестрит упоминаниями о мангустах. Считалось, что бог солнца Ра умеет превращаться в мангуста, чтобы сражаться с напастями.
Однако через какое-то время мангусты впали в немилость у египтян, потому что эти животные поедали яйца крокодилов.
4. Культ кошки в Древнем Египте
Кошки в Египте также приравнивались к божественным созданиям. За убийство кошки, даже если оно было случайным, наказанием служила смерть. Исключений по данному вопросу не допускалось. Существует информация, что даже египетский король однажды хотел избавить от смерти римлянина, нечаянно убившего кошку, но у него ничего не вышло. Египтяне не испугались и возможной войны с Римом, линчевав человека прямо на улице, где и остался лежать его труп.
По одной из легенд именно из-за кошек египетский народ проиграл войну. Персидский царь Камбис с 525 году до н.э. готовился к наступлению на Египет и дал приказ своим войскам отловить кошек и прикрепить их на щиты. Египтяне, заметив напуганных священных животных, сразу же сдались врагам, так как не имели права рисковать божественными зверями.
Кошка была приручена египтянами и считалась полноправным членом семьи. Когда кошка умирала, египтяне объявляли траур в семье, при котором все проживающие в доме с кошкой должны были сбрить себе брови. Труп кошки бальзамировался, ароматизировался и хоронился в могиле вместе с мышами, крысами и молоком, которые пригодились бы животному в загробной жизни. В Древнем Египте было огромное количество кошачьих захоронений. В одном из которых исследователями было обнаружено примерно 80 тысяч забальзамированных животных.
5. Гепарды
Несмотря на культ кошек, египтянам не было запрещено охотиться на львов. А гепард на тот момент считался египетским народом небольшой и довольно безопасной кошкой, которую часто содержали в богатых домах.
Обычные жители, конечно, не могли позволить себе завести гепарда, но король Рамзес II имел в своем дворце огромное количество ручных гепардов, как и многие другие представители знати. Иногда египетскими королями одомашнивались и огромные грозные львы, вселяющими страх даже в наших современников.
Город Крокодилополис считался религиозным центром Египта, посвященным божеству Собеку, который изображался в виде человека с крокодильей головой. В этом городе жил священный крокодил, посмотреть на которого приезжали люди со всего Египта. Крокодила украшали золотом и драгоценными камнями, над его обслуживанием трудилась целая команда священников.
Крокодилу привозили в подарок пищу, которую он сразу же съедал. Пасть крокодилу помогали открывать те самые священники, они же заливали ему в рот вино. Умершего крокодила оборачивали тонкой тканью, мумифицировали и устраивали похороны со всеми почестями.
Среди египтян считалось, что жуки-скарабеи мистическим путем зарождаются в экскрементах и наделены волшебными возможностями. Египетский народ замечал, как скарабеи скатывают шары из экскрементов и прячут их в своих норкам. Но люди еще не могли понять, что в каждый шар самка скарабея откладывает яйца, из которых и появлялись жучки. Каждый египтянин считал своим долгом носить талисман в виде чудотворного скарабея, защищающего их от зла, яда и даже дарующего воскрешение после смерти.
Культ скарабеев происходил от солнечного бога Хепри и был непосредственно связан с самозарождением.
8. Птицы
Почитались в Египте и птицы. За нечаянное убийство ибиса, коршуна или сокола провинившемуся грозила смертная казнь. Бога мудрости Тота, изображавшегося с головой ибиса, уважали все древние египтяне. Именно он считался создателем письменности и литературы. Трупы ибисов, олицетворявших мудрость, грацию и тактичность, также бальзамировались.
Самой почитаемой птицей считался сокол, отождествляемый с богом Гором. Сокола всегда считали птицей, покровительствующей и защищающей фараона и его власть.
Коршуны являлись символом неба, а самка белого коршуна – воплощением богини Нехмет, символизирующей могущество.
Заключение
Религия Древнего Египта в течение долгого времени подвергалась изменениям. Древние охотники верили в одних богов, скотоводы и земледельцы почитали других, верования и представления тесно переплетались и взаимодействовали друг с другом. Политические столкновения и развитие страны в социально-экономическом плане также оставило свой отпечаток на системе культов.
12 апреля 2017
Таинственный Древний Египет подарил человечеству множество открытий и прекрасных легенд. Верования египтян отличались изыском и всегда манили своей необычностью. Египтяне превозносили братьев наших меньших, изображая своих богов с головами животных. Однако были и такие животные, которые сами считались богами. Одним из таких был чёрный бык Мневис. Этот в Древнем Египте считался воплощением бога Ра. В разных областях Египта поклонялись различным животным или богам. Из-за этого нередко возникали религиозные войны.
Когда умирало священное животное, его тело бальзамировали, клали в саркофаг и захороняли. Любопытно, что некоторых животных хоронили особым способом. Например, кошек погребали в Бубастисе в священном склепе, мёртвых крокодилов бросали в Нил, ибисов - исключительно в Гермополе, а быков всегда именно там, где они умирали. Удивляют находки саркофагов рыб, жуков, змей, ихневмонов.
Священный бык в Древнем Египте
Так как важную часть жизни египтян занимало земледелие, то без такого животного, как бык, просто невозможно было обойтись. Видимо, из благодарности его и сделали священным. Многим будет интересно, как зовут священного быка Древнего Египта. На самом деле есть несколько названий. Быков использовали при сложной сельскохозяйственной работе, без них было бы очень сложно получить хороший урожай и должным образом обработать землю. Священный бык в Древнем Египте олицетворял плодородие. Также почитали коров, как кормилиц, представительниц неба, что тесно связано с культом Хатхор и Исиды, в результате образовался отдельный культ священной Небесной Коровы.
Апис - бог Египта
Богом возрождающейся природы египтяне считали Аписа. Кто такой Апис, бог чего он в Египте? Апис считается богом плодородия, он по легенде оплодотворяет священную корову, от их совокупления рождается золотой телёнок (солнечный диск). Священный бык древних египтян жил в храме Птаха, что в Мемфисе, там же жили и оракулы, которые, изучая поведение животного, строили свои предсказания. Ритуальный бег этого быка приносил жителям Египта достаток и плодородие. Разобравшись, кто такой Апис, бог чего именно он был в древности, двинемся дальше. Когда Аписы умирали, их торжественно хоронили в подземном Некрополе Мемфиса, церемония проходила на западе от Нила. Предварительно животных мумифицировали и клали в саркофаги, украшенные амулетами и дорогими украшениями. После смерти Аписа жрецами должен быть найден новый египетский священный бык. Однако это непросто, преемник должен обладать особыми приметами. Геродот описал эти приметы. Согласно его описаниям, новый Апис должен был быть рождён от коровы, которая после него уже никогда не сможет разродиться. Молодой телёнок, которого изберут Аписом, должен быть чёрного цвета, на лбу иметь белый треугольник, на хвостике - двойные полосы (всего 29 признаков). Новый Священный бык в Древнем Египте должен был быть найден жрецами за 60 дней. Пока велись поиски, жрецы соблюдали пост. Когда животное находили, его торжественно везли по Нилу в храм Птаха, до самого Мемфиса. Народ встречал Аписа на берегу, чтобы поприветствовать и выказать свое почтение.
Священные быки
Священные животные Египта многообразны, но быки среди них занимают одно из ведущих мест. Бык Мневис звался «солнечным», потому что был воплощением Также обожествляли и Бухиса, этот бык был чёрного цвета и изображался с солнечным диском между рогов. Относительно цвета окраски Бухиса считалось, что он способен менять цвет каждый час. Почитали белого быка (Мина), а также супруга Небесной Коровы, который вступал с ней в интимную связь.
Животные, ассоциирующиеся с Анубисом
С этим богом связаны шакалы, собаки, волки. В Кинопольском номе был культ шакалов и собак. Культ Упуацта связан с волками.
Священные козлы и бараны
Ещё Геродот говорил о культе козлов. Это животное ассоциируется с богами Шаи и Банебджедет. Бараны и вовсе повсеместно были уважаемы жителями Египта. Считалось, что эти Египта были связаны с душой египтян, они олицетворяли плодородие. Особым считался Амона - баран с кривыми и загнутыми рогами. Бараны с длинными рогами не давали, в отличие от Амона, шерсти. Бараны очень почитались египтянами, просто так их старались не убивать, в одежде из их шерсти даже запрещено было появляться в храме.
Крокодилы
Крокодилов сопоставляли с богом нильских вод Себеком. Эти священные животные Египта после создания оросительной системы и появления водохранилища приумножили свою популяцию. Считалось, что крокодилы могут повелевать разливам рек, которые приносили полям полезный ил. Подобно тому, как отбирали священного быка, также отбирали и священного крокодила. Избранник жил в храме, почитался людьми, а вскоре и вовсе становился ручным. В Фивах запрещали убивать крокодилов, даже если они несли угрозу для жизни. Несмотря на то что крокодил - священное животное, он считается воплощением зла и врагом бога солнца, помощником Сета.
Змеи, лягушки
Лягушки, как и многие другие живые существа Египта, почиталась в связи с тем, что символизировали плодородие. однако, Лягушки также считались животными богини Хекет, которая была покровительницей рожениц. В Древнем Египте верили, что лягушка обладает функцией самозарождения, потому её связывали с культом и воскресением после ухода в другой мир.
От Геродота стало известно также о священных змеях, их посвящали богу Ра и хоронили в
Птицы
Почитались в Египте также птицы, в том числе и мифические, к ним относились Великий Гоготун и Бенту. Из реальных птиц почитались сокол, ибис, коршун. За убийство священных птиц казнили. Ибис почитался в Египте как змееборец, египтяне научились «очищаться», видя как она «опорожняет» и промывает себя.
Бог Ба изображался в виде сокола с человеческой головой, сама же птица считалась душой бога. В Древнем Египте существовало поверье, что сокол - защитник фараонов.
Коршун символизировал небо и богов Нехбет и Мут.
Скарабей
Изображение жука-скарабея можно встретить в любой гробнице. Этот жук также был священным в Древнем Египте, его связывали с культом солнца. Египтяне считали, что скарабеи обладают, как и лягушки, функцией самозарождения. Жуки защищали от зла, были амулетами для египтян, спасали от укусов змей и помогали воскреснуть после смерти (естественно, по легендам).
Гиппопотамы
Богиня Таурт изображалась в Египте в виде беременной самки гиппопотама, но, несмотря на популярность самой богини, культ животного не был распространённым явлением, их почитали только в Папримитском округе. Как ни странно, эти животные, как и крокодилы, считались врагами бога Ра и олицетворяли зло.
Свиньи
Эти животные считались нечистыми в Египте. Плутарх говорил о том, что египетский народ верит, что если выпить молоко свиньи, то кожа покрывается струпьями и проказой. Раз в приносили в жертву и съедали. Существовала легенда, что однажды великий Тифон охотился на кабана в полную луну, и зверь привел его к деревянному гробу Осириса. Свинью ассоциируют с небом, она как луна, а её детёныши - звёзды.
Кошки и львы
Считается, что Египет - родина кошек. Данное животное почиталось в связи с тем, что государство было аграрным, а от грызунов могли спасти только кошки, потому им отдавали дань уважения. Кошки считались также хранительницами домашнего очага. Когда умирала в доме кошка, объявляли траур. Хоронили животных с особыми почестями. Баст (богиня любви) связана с кошкой, даже великий бог Ра, изображён в виде рыжего кота. За убийство кошки грозила смертная казнь. Любовь египтян к этим животным однажды принесла им горе: персидский царь Камбиз приказал своим воинам повязать к щиту по кошке, таким образом, Египет сдался без боя. Львы символизировали могущество и власть фараонов. Культ был не повсеместно. Центр культа - Леонтополь.
Египет - удивительная страна, в которой многие века поклонялись разным животным. Неважно, зло они олицетворяли или добро, египтяне уважительно относились к братьям нашим меньшим. История священных животных увлекательна, интересна, а также ещё и поучительна. В рамках нашего повествования затронута лишь малая часть этого культурно богатого мира. История Древнего Египта, его ритуалов, обрядов, связанных со священными животными, - это отдельный мир, в который погружаешься и увлекаешься навсегда.
Таинственный Древний Египет подарил человечеству множество открытий и прекрасных легенд. Верования египтян отличались изыском и всегда манили своей необычностью. Египтяне превозносили братьев наших меньших, изображая своих богов с головами животных. Однако были и такие животные, которые сами считались богами. Одним из таких редких животных был чёрный бык Мневис. Этот священный бык в Древнем Египте считался воплощением бога Ра. В разных областях Египта поклонялись различным животным или богам. Из-за этого нередко возникали религиозные войны.
Когда умирало священное животное, его тело бальзамировали, клали в саркофаг и захороняли. Любопытно, что некоторых животных хоронили особым способом. Например, кошек погребали в Бубастисе в священном склепе, мёртвых крокодилов бросали в Нил, ибисов — исключительно в Гермополе, а быков всегда именно там, где они умирали. Удивляют находки саркофагов рыб, жуков, змей, ихневмонов.
Так как важную часть жизни египтян занимало земледелие, то без такого животного, как бык, просто невозможно было обойтись. Видимо, из благодарности его и сделали священным. Многим будет интересно, как зовут священного быка Древнего Египта. На самом деле есть несколько названий. Быков использовали при сложной сельскохозяйственной работе, без них было бы очень сложно получить хороший урожай и должным образом обработать землю. Священный бык в Древнем Египте олицетворял плодородие. Также почитали коров, как кормилиц, представительниц неба, что тесно связано с культом Хатхор и Исиды, в результате образовался отдельный культ священной Небесной Коровы.
Апис — бог Египта
Богом возрождающейся природы египтяне считали Аписа. Кто такой Апис, бог чего он в Египте? Апис считается богом плодородия, он по легенде оплодотворяет священную корову, от их совокупления рождается золотой телёнок (солнечный диск). Священный бык древних египтян жил в храме Птаха, что в Мемфисе, там же жили и оракулы, которые, изучая поведение животного, строили свои предсказания.
Ритуальный бег этого быка приносил жителям Египта достаток и плодородие. Разобравшись, кто такой Апис, бог чего именно он был в древности, двинемся дальше. Когда Аписы умирали, их торжественно хоронили в подземном Некрополе Мемфиса, церемония проходила на западе от Нила. Предварительно животных мумифицировали и клали в саркофаги, украшенные амулетами и дорогими украшениями.
После смерти Аписа жрецами должен быть найден новый египетский священный бык. Однако это непросто, преемник должен обладать особыми приметами. Геродот описал эти приметы. Согласно его описаниям, новый Апис должен был быть рождён от коровы, которая после него уже никогда не сможет разродиться.
Молодой телёнок, которого изберут Аписом, должен быть чёрного цвета, на лбу иметь белый треугольник, на хвостике — двойные полосы (всего 29 признаков).
Новый Священный бык в Древнем Египте должен был быть найден жрецами за 60 дней. Пока велись поиски, жрецы соблюдали пост. Когда животное находили, его торжественно везли по Нилу в храм Птаха, до самого Мемфиса. Народ встречал Аписа на берегу, чтобы поприветствовать и выказать свое почтение.
Священные быки
Священные животные Египта многообразны, но быки среди них занимают одно из ведущих мест. Бык Мневис звался «солнечным», потому что был воплощением бога солнца. Также обожествляли и Бухиса, этот бык был чёрного цвета и изображался с солнечным диском между рогов.
Относительно цвета окраски Бухиса считалось, что он способен менять цвет каждый час. Почитали белого быка (Мина), а также супруга Небесной Коровы, который вступал с ней в интимную связь.
Животные, ассоциирующиеся с Анубисом
С этим богом связаны шакалы, собаки, волки. В Кинопольском номе был культ шакалов и собак. Культ Упуацта связан с волками.
Священные козлы и бараны
Ещё Геродот говорил о культе козлов. Это животное ассоциируется с богами Шаи и Банебджедет. Бараны и вовсе повсеместно были уважаемы жителями Египта. Считалось, что эти священные животные Египта были связаны с душой египтян, они олицетворяли плодородие.
Особым считался Амона — баран с кривыми и загнутыми рогами. Бараны с длинными рогами не давали, в отличие от Амона, шерсти.
Бараны очень почитались египтянами, просто так их старались не убивать, в одежде из их шерсти даже запрещено было появляться в храме.
Крокодилы
Крокодилов сопоставляли с богом нильских вод Себеком. Эти священные животные Египта после создания оросительной системы и появления водохранилища приумножили свою популяцию. Считалось, что крокодилы могут повелевать разливам рек, которые приносили полям полезный ил. Подобно тому, как отбирали священного быка, также отбирали и священного крокодила. Избранник жил в храме, почитался людьми, а вскоре и вовсе становился ручным.
В Фивах запрещали убивать крокодилов, даже если они несли угрозу для жизни. Несмотря на то что крокодил — священное животное, он считается воплощением зла и врагом бога солнца, помощником Сета.
Змеи, лягушки
Лягушки, как и многие другие живые существа Египта, почиталась в связи с тем, что символизировали плодородие. однако, Лягушки также считались животными богини Хекет, которая была покровительницей рожениц. В Древнем Египте верили, что лягушка обладает функцией самозарождения, потому её связывали с культом загробной жизни и воскресением после ухода в другой мир.
От Геродота стало известно также о священных змеях, их посвящали богу Ра и хоронили в Карнакском храме.
Птицы
Почитались в Египте также птицы, в том числе и мифические, к ним относились Великий Гоготун и Бенту. Из реальных птиц почитались сокол, ибис, коршун. За убийство священных птиц казнили. Ибис почитался в Египте как змееборец, египтяне научились «очищаться», видя как она «опорожняет» и промывает себя.
Бог Ба изображался в виде сокола с человеческой головой, сама же птица считалась душой бога. В Древнем Египте существовало поверье, что сокол — защитник фараонов.
Коршун символизировал небо и богов Нехбет и Мут.
Скарабей
Изображение жука-скарабея можно встретить в любой гробнице. Этот жук также был священным в Древнем Египте, его связывали с культом солнца. Египтяне считали, что скарабеи обладают, как и лягушки, функцией самозарождения. Жуки защищали от зла, были амулетами для египтян, спасали от укусов змей и помогали воскреснуть после смерти (естественно, по легендам).
Гиппопотамы
Богиня Таурт изображалась в Египте в виде беременной самки гиппопотама, но, несмотря на популярность самой богини, культ животного не был распространённым явлением, их почитали только в Папримитском округе. Как ни странно, эти животные, как и крокодилы, считались врагами бога Ра и олицетворяли зло.
Свиньи
Эти животные считались нечистыми в Египте. Плутарх говорил о том, что египетский народ верит, что если выпить молоко свиньи, то кожа покрывается струпьями и проказой. Раз в год свинью приносили в жертву и съедали. Существовала легенда, что однажды великий Тифон охотился на кабана в полную луну, и зверь привел его к деревянному гробу Осириса. Свинью ассоциируют с небом, она как луна, а её детёныши — звёзды.
Кошки и львы
Считается, что Египет — родина кошек. Данное животное почиталось в связи с тем, что государство было аграрным, а от грызунов могли спасти только кошки, потому им отдавали дань уважения. Кошки считались также хранительницами домашнего очага. Когда умирала в доме кошка, объявляли траур. Хоронили животных с особыми почестями. Баст (богиня любви) связана с кошкой, даже великий бог Ра, изображён в виде рыжего кота.
За убийство кошки грозила смертная казнь. Любовь египтян к этим животным однажды принесла им горе: персидский царь Камбиз приказал своим воинам повязать к щиту по кошке, таким образом, Египет сдался без боя. Львы символизировали могущество и власть фараонов. Культ был не повсеместно. Центр культа — Леонтополь.
Египет — удивительная страна, в которой многие века поклонялись разным животным. Неважно, зло они олицетворяли или добро, египтяне уважительно относились к братьям нашим меньшим. История священных животных увлекательна, интересна, а также ещё и поучительна. В рамках нашего повествования затронута лишь малая часть этого культурно богатого мира. История Древнего Египта, его ритуалов, обрядов, связанных со священными животными, — это отдельный мир, в который погружаешься и увлекаешься навсегда.
Кошки Особое место в египетской религии занимали кошки. Они истребляли крыс, извечных врагов урожая, за что особенно почитали египтянами. За убийство кошек полагалось суровое наказание. Кошка символизировала солнечное тепло и свет. После смерти священных котов мумифицировали: в Бени-Хасе было найдено большое количество кошачьих мумий.
Священные козлы и бараны Ещё Геродот говорил о культе козлов. Это животное ассоциируется с богами Шаи и Банебджедет. Бараны и вовсе повсеместно были уважаемы жителями Египта. Считалось, что эти священные животные Египта были связаны с душой египтян, они олицетворяли плодородие. Особым считался Амона - баран с кривыми и загнутыми рогами. Бараны очень почитались египтянами, просто так их старались не убивать, в одежде из их шерсти даже запрещено было появляться в храме.
Крокодилы Крокодилов сопоставляли с богом нильских вод Себеком. Эти священные животные Египта после создания оросительной системы и появления водохранилища приумножили свою популяцию. Считалось, что крокодилы могут повелевать разливам рек, которые приносили полям полезный ил. Подобно тому, как отбирали священного быка, также отбирали и священного крокодила. Избранник жил в храме, почитался людьми, а вскоре и вовсе становился ручным. В Фивах запрещали убивать крокодилов, даже если они несли угрозу для жизни. Несмотря на то что крокодил - священное животное, он считается воплощением зла и врагом бога солнца, помощником Сета
Змеи, лягушки Лягушки, как и многие другие живые существа Египта, почиталась в связи с тем, что символизировали плодородие. однако, Лягушки также считались животными богини Хекет, которая была покровительницей рожениц. В Древнем Египте верили, что лягушка обладает функцией самозарождения, потому её связывали с культом загробной жизни и воскресением после ухода в другой мир. От Геродота стало известно также о священных змеях, их посвящали богу Ра и хоронили в Карнакском храме.
Птицы Почитались в Египте также птицы, в том числе и мифические, к ним относились Великий Гоготун и Бенту. Из реальных птиц почитались сокол, ибис, коршун. За убийство священных птиц казнили. Ибис почитался в Египте как змееборец, египтяне научились «очищаться», видя как она «опорожняет» и промывает себя.
Скарабей Изображение жука-скарабея можно встретить в любой гробнице. Этот жук также был священным в Древнем Египте, его связывали с культом солнца. Египтяне считали, что скарабеи обладают, как и лягушки, функцией самозарождения. Жуки защищали от зла, были амулетами для египтян, спасали от укусов змей и помогали воскреснуть после смерти (естественно, по легендам).
Свиньи Эти животные считались нечистыми в Египте. Плутарх говорил о том, что египетский народ верит, что если выпить молоко свиньи, то кожа покрывается струпьями и проказой. Раз в год свинью приносили в жертву и съедали. Существовала легенда, что однажды великий Тифон охотился на кабана в полную луну, и зверь привел его к деревянному гробу Осириса. Свинью ассоциируют с небом, она как луна, а её детёныши - звёзды.
Заключение Египет - удивительная страна, в которой многие века поклонялись разным животным. Неважно, зло они олицетворяли или добро, египтяне уважительно относились к братьям нашим меньшим. История священных животных увлекательна, интересна, а также ещё и поучительна. В рамках нашего повествования затронута лишь малая часть этого культурно богатого мира. История Древнего Египта, его ритуалов, обрядов, связанных со священными животными, - это отдельный мир, в который погружаешься и увлекаешься навсегда.-