Сложноподчинённые предложения с придаточным определительными. Придаточные определительные Словарные слова урока

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными 9 класс Полякова О.Е., учитель русского языка и литературы МОУ ГСОШ филиал д. Василёво, Калязинский район Тверская область

Словарная работа Гости(н,нн)ая, инт.нсивный, ко(м,мм)ентарий, п.пулярный, п.рламен(т, ц)кий, р.ц.нзия, р.жи(с,сс)ёр, оп.ратор, гума(н,нн)ый, ас(в,ф)альт, б.тонный, к.мпре(с,сс)ия, к.нспект, гиган(ц,т)ский, к.ло(с,сс)альный, к.л.рит, мирово(з,зз)рение. А кк омпан е мент, а кк омпанировать

Синтаксическая разминка Мне не хочет(?)ся думать ни(о)чем серьезном, хочется только всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся. Воздух чист и душист, каждый луч солнца полон жизни. На сердце светло и радостно. - Запишите предложения, обозначьте орфограммы, выделите грамматическую основу во втором предложении и начертите схему.

Проверим , - Каким по строению является это предложение? И

Сложное предложение союзное бессоюзное Сложносочиненное сложноподчиненное Повторим!

Сложноподчинённое предложение ,() главное придаточное Установилась снежная, морозная погода которая бывает в начале декабря. , [ сущ. ] ,(которая) Какая?

Основные группы СПП по значению

C ПП с придаточными определительными На какой вопрос отвечают? К какому слову относятся? Как прикрепляются к определяемым словам? Может ли употребляться указательное слово? Каково место придаточной части по отношению к главной? § 10, теория Упр. 91(1)

Итоги урока Что узнали нового? Чему научились?

Домашнее задание § 10, упражнение 91(11) Понятно ли задание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

На уроке выделяются отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными, предупреждаются ошибки в построении данного типа предложений. Раскрываются особенности употребления союз...

Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"

Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".

В уроке используется дифференцированный подход при повторении сложного предложения, а также попутно повторяется материал литературы (теория стихосложения)....

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.Урок в 11 классе с использованием местного материала

Материалы для урока, которые помогут повторить тему и провести экспресс-контроль знаний обучающихся по заданию А 25 ЕГЭ....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".

Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....








Относятся в главном предложении к существительным или другим частям речи в значении существительного (субстантивированным): Относятся в главном предложении к существительным или другим частям речи в значении существительного (субстантивированным): В воздухе чувствовался В воздухе чувствовался Какой? Какой? дурманящий травяной запах, который плыл с далёких полей


Присоединяются к главному предложению союзными словами КОТОРЫЙ, КУДА, ГДЕ, ЧТО и др.: Присоединяются к главному предложению союзными словами КОТОРЫЙ, КУДА, ГДЕ, ЧТО и др.: Какой? Какой? Окна выходили в сад, который спускался к оврагу и пруду. И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну. Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.




Придаточные определительные, которые относятся к СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ, всегда стоят ПОСЛЕ него: Придаточные определительные, которые относятся к СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ, всегда стоят ПОСЛЕ него: Какому? Какому? Мы незаметно подкатили орудия к лесу, куда въезжала неприятельская артиллерия. Какому? Какому? К лесу, куда въезжала неприятельская артиллерия, мы незаметно подкатили орудия.


Местоимённо - определительные придаточные Относятся к местоимениям ТОТ, ТО, ВСЕ, ВСЁ, КАЖДЫЙ и др.: Относятся к местоимениям ТОТ, ТО, ВСЕ, ВСЁ, КАЖДЫЙ и др.: Каждый, кто молод, дайте нам руки … Могут стоять и перед определяемым словом: Могут стоять и перед определяемым словом: Кто ищет, тот всегда найдёт.
На какой вопрос отвечают придаточные определительные? На какой вопрос отвечают придаточные определительные? К чему именно относится придаточное определительное? К чему именно относится придаточное определительное? Какое место занимает придаточное определительное по отношению к главному предложению? Какое место занимает придаточное определительное по отношению к главному предложению? Каковы особенности местоимённо- определительных придаточных? Каковы особенности местоимённо- определительных придаточных?

1 слайд

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования № 133 Невского района Санкт-Петербурга СПП с придаточными определительными УЧЕБНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка в 11 классе на тему Учитель: Солодченкова Ю.К. 2012 год

2 слайд

Цель – повторить и систематизировать знания по теме; рассмотреть особенности заданий ЕГЭ по данной теме. Задачи: 1. Выделить отличительные признаки сложных предложений с прида- точными определительными; 2. тренировать учащихся в «узнавании» предложений с придаточными определительными; 3. предупредить ошибки в построении данного типа предложений; тренировать в выборе необходимой формы союзного слова «который» ; 4. раскрыть особенности употребления союзных слов какой, что, где, куда, откуда, когда; 5. тренировать учащихся в постановке знаков препинания в предложе- ниях с придаточными определительными; 6. познакомить учащихся с особенностями употребления в речи пред- ложений придаточными определительными.

3 слайд

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Д.С. Лихачев СПП с придаточными определительными

4 слайд

,() подчинительный союз или союзное слово ГЛАВНАЯ ПРИДАТОЧНАЯ? Какое предложение называется сложноподчинённым? Из каких частей состоит СПП? Как они называются? К чему может относиться придаточное предложение? При помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному?

5 слайд

, () (), [ ,(), ] на какой вопрос отвечает к чему относится место придаточного чем прикрепляется Характеристика придаточных Где может находиться придаточная часть по отношению к главной?

6 слайд

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ обстоятельство __ _ __ _ __ _ __ _ __ _ _ дополнение _ _ _ _ _ _ _ _ _ определение

7 слайд

Усваиваемый человеком в раннем детстве язык называют родным. Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве,называют родным. Язык, называют родным. Язык, ЧТО человек усваивает в раннем детстве,называют родным. Тот язык, что человек усваивает в раннем детстве,называют родным. КОТОРЫЙ человек усваивает в раннем детстве какой? какой? какой? какой именно?

8 слайд

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. () какой?

9 слайд

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя (можно) заменить причастным оборотом? Замена придаточной части СПП причастным оборотом невозможна, если союзное слово который имеет предлог есть указательное слово в придаточном предложении глагол в форме будущего времени или условного наклонения

10 слайд

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом? Хор птичьих голосов, который доносился в лесу, поразил мой слух. 2) Я прожил жизнь, которая была насыщена инте-ресными встречами. 3) Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы! 4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утрен-нем воздухе.

11 слайд

В спектакле, который был показан вчера, заняты молодые артисты, которые недавно пополнили труппу. который был показан вчера показанном вчера В спектакле, который был показан вчера, заняты молодые артисты, которые недавно пополнили труппу. которые недавно пополнили труппу. недавно пополнившие труппу. Иллюстрации к произведениям, которые были присланы на конкурс, выполнены мастерски. которые были присланы на конкурс присланные на конкурс Иллюстрации к произведениям, которые были присланы на конкурс, выполнены мастерски. которые были присланы на конкурс присланным на конкурс

12 слайд

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? , (… который …) [ ,(… который …), ]

13 слайд

Каменные дорожки(1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду. 1) 1,3 3) 2, 3, 4 4) 2, 4 2) 1,4 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

14 слайд

() , ± ук.сл. + сущ. который какой чей где куда откуда когда – оттенок признака – оттенок значения места – оттенок значения времени какой?

15 слайд

[ ,(куда …), ] , (когда …) Усадьба, куда Платон Платоныч привёз Невзорова, была действительно прекрасно расположена среди холмов невдалеке от речки. (А. Толстой) Юность – самая чудесная пора, когда с особой силой проявляется жажда нового, неизведанного. (Н. Бирюков) _ _ __ _ _ _ _ __ _ , – ,

16 слайд

17 слайд

Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимался Некрасов, Лев Толстой, Островский… (2) Всех не перечислишь. (3) На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов». (4) Из прихожей через приемную, большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, попадаем в кабинет поэта. (5) Как много сделано в этой комнате для русской литературы! (6) Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя. (7) А вот в этих глубоких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. (9) Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. (10) На камине часы и фигурки двух лошадок. (10) У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. (11) В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, находятся подлинные книги из библиотеки Некрасова. М. Басина Мемориальный музей-квартира Н.А.Некрасова в Петербурге (1) Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимался Некрасов, Лев Толстой, Островский… (7) Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя. (8) А вот в этих глубоких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. (11) У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. (12) В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, находятся подлинные книги из библиотеки Некрасова.

19 слайд

Среди предложений 5-19 найдите сложные предложения, в составе которых есть придато-чное определительное. Запишите их номера. 5 , 1 7 (5) И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается. (6) И я знал, что по-французски «трус» и «подлец» - одно слово «ляш». (7) Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости… (8) У меня был товарищ-шофёр. (9) К нему подошли двое ночью, и он снял свою меховую тужурку и сапоги и раздетый прибежал домой зайчиком по морозу… (10) Когда в 1914 году началась война, его моби-лизовали. (11) И через два месяца я узнал: летел на мотоцикле с донесе-нием в соседнюю часть. (12) Не довезёт – тех окружат, отрежут. (13) По пути из лесу стрельба. (14) Пробивают ноги – поддал газу. (15) Пробива-ют бак с бензином. (16) Заткнул дыру на ходу платком, пальцем прижал, правил одной рукой и пёр, пёр… (17) Больше думал о бензине, чем о крови, что текла из ноги: поспеть бы довезти. (18) А чего проще: стать. (19) Взяли в плен, перевязали, отправили в госпиталь.

20 слайд

Выполнить задания А24, А26 из вариантов ЕГЭ Найти примеры СПП с придаточными опреде- лительными из художественной литературы

Придаточные определительные

  • Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы школы №3 г.Осинники
  • Цели урока:
  • Формировать навыки составления определительных придаточных;
  • Выявлять смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное придаточное предложение.
  • Выполните задания:
  • Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом и . Запишите полученное предложение. Произведите его синтаксический разбор.
  • Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перси дождевые, солнце нити золотит.
  • Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:
  • [Безличное], [зато … двусоставное].
  • [Неопределенно-личное], [также …двусоставное].
  • Любовь и дружество для вас
  • Дойдут сквозь мрачные затворы,
  • Как в ваши каторжные норы
  • Доходит мой свободный глас.
  • (А.С.Пушкин)
  • Выборочный (графический) диктант
  • 2. Ему судьба готовила
  • Путь славный,
  • Имя громкое народное заступника,
  • Чахотку и Сибирь.
  • (Н.А.Некрасов)
  • Составьте схемы только сложноподчиненных предложений.
  • Выборочный (графический) диктант
  • 3. Природа-мать! Когда б таких людей
  • Ты иногда не посылала миру,
  • Заглохла б нива жизни.
  • (Н.А.Некрасов)
  • Выборочный (графический) диктант
  • - Составьте схемы только сложноподчиненных предложений.
  • 4. Пожелаем, чтоб не меркнул
  • Правды луч в краю родном…
  • (А.Плещеев)
  • Выборочный (графический) диктант
  • - Составьте схемы только сложноподчиненных предложений.
  • Мы никогда не забудем имена героев, жизнь которых служит для нас «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету».
  • Проверь себя:
  • [Двусоставное], (как …двусоставное).
  • Простое
  • (Когда б… двусоставное), [двусоставное].
  • [Определенно-личное], (чтоб… двусоставное).
  • [Двусоставное], (… которых… двусоставное).
  • Определение
  • какой? чей?
  • какого? чьего? и т.д.
  • Определительное придаточное
  • предложение
  • какой? чей? какого?
  • чьего?
  • и т.д.
  • Запишите в тетрадь :
  • Теоретический материал
  • Придаточные определительные отвечают на вопросы определения. Они относятся к члену главного предложения, выраженному существительным, и всегда стоят после него. К главному предложению придаточные определительные прикрепляются союзными словами который, какой, чей, что, где. Когда и др.
  • Вы самый удивительный человек, какого я когда-либо встречал .
  • В главном может быть указательное слово, выделяющее то существительное (или сочетание существительного в прилагательным), к которому относится придаточное. Союзное слово заменяет определяемое существительное (или сочетание существительного с прилагательным): Много лет мечтал он о такой роли, какую сыграл сегодня.
  • Теоретический материал
  • Для выражения признаков предмета могут быть использованы различные средства языка: прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные.
  • Одна и та же мысль может быть выражена различными синтаксическими конструкциями, но они отличаются или оттенками значения , или сферой употребления . Так, сложноподчиненное предложение с придаточным определительным употребляется как в разговорной речи, так и в книжной, причастный оборот – преимущественно в книжной.
  • О причастии говорил А.С.Пушкин:
  • «Причастия обыкновенно избегают в
  • разговоре. Мы не говорим карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет, - заменяя краткость причастия вялым оборотом».
  • Чаще всего замена
  • вызывается необходимостью
  • избежать в тексте однообразия конструкций.
  • Задание
  • -
  • Задание
  • - Придумайте к каждой картинке по два предложения: 1-ое - с придаточным определительным, 2-ое – с причастным оборотом.
  • Упражнения 120, 124, 125
  • Домашнее задание :
  • § 213; из текстов художественной литературы выпишите примеры сложноподчиненных предложений в придаточными определительными (5-7 предложений).

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным

Слайд 2

узнаем, какими бывают придаточные предложения;
поговорим о придаточных определительных;
выясним особенности CПП с придаточными определительными.
Сегодня мы…

Слайд 3

Придаточное предложение – часть CПП, которая находится в подчинённом положении по отношению к главному.
Вспомним…
1. К придаточному предложению ставится вопрос от главного.
2. Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов и союзных слов.
3. Придаточное предложение раскрывает информацию, которая сообщается в главном.

Слайд 4

Классификация СПП
определительными
изъяснительными
обстоятельственными
CПП с придаточными

Слайд 5

Эта классификация похожа на классификацию второстепенных членов предложения.
определительными
изъяснительными
обстоятельственными
CПП с придаточными
определение
дополнение
обстоятельство

Слайд 6

В нашем классе есть дверь, которая всё время скрипит.
1. Ставим вопросы.
Чтобы определить, какое перед нами придаточное, мы…
Когда учитель входит, мы встаём.
?
?
?
?
?
Какая?
Когда?
2. Смотрим на средства связи.

Слайд 7

Мы составим таблицу
Придаточные определительные
Вопросы
Средства связи
К чему относятся
Место в СПП

Слайд 8

Придаточные определительные
Вот дом, Который построил Джек.
А это пшеница, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
А это веселая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
Какой?
Какая?
Какая?

Слайд 9

Кому принадлежит зонтик, который мы нашли в классе?
Девочка, чей зонтик мы нашли в классе, очень спешила.
В классе, где мы нашли зонтик, никого не было.
Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?
Какой?
Какая?
Каком?

Слайд 10

Средства связи
Придаточные определительные присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов.
который какой чей что где куда откуда

Слайд 11

Мы хотим поехать туда, куда не ступала нога человека.
Придаточное обстоятельственное
Вот и место, куда мы отправимся завтра!
Придаточное определительное
Будьте осторожны! Союзные слова коварны!
Куда?
Какое?

Слайд 13

Всегда сначала ставим вопросы!

Что?
Какую?
союз
союзное слово


Слайд 14


Союзное слово

Союзное слово
Придаточные определительные присоединяются союзными словами.
Союзное слово

Слайд 15

Настроение нам подняла музыка, что радостно звучала из окна.
Союзное слово
Это город, куда хочет поехать каждый.
Союзное слово
Любое союзное слово в придаточном определительном можно заменить словом «который».
За лесом находится болото, где нужно проявлять особенную осторожность.
Союзное слово
Настроение нам подняла музыка, которая радостно звучала из окна.
Это город, в который хочет поехать каждый.
За лесом находится болото, в котором нужно проявлять особенную осторожность.

Слайд 16

К чему относится придаточное предложение?
Я заметил, что на столе стоит ваза.
Я заметил вазу, что стояла на столе.
Что?
Какую?
относится к глаголу
относится к существительному
CПП с придаточным изъяснительным
CПП с придаточным определительным

Слайд 17

Настроение нам подняла музыка, что радостно звучала из окна.
Союзное слово
Союзное слово
Придаточные определительные относятся к существительному в главном предложении.
Союзное слово
Это город, куда хочет поехать каждый.
За лесом находится болото, где нужно проявлять особенную осторожность.

Слайд 18

Я тот, чью машину вы видите на улице.
Все, кто собирался идти в музей, пришли вовремя.
Придаточные определительные могут также относиться к местоимению.
У тебя такой вид, словно ты увидел что-то страшное.
тот, такой, таков, каждый, всякий, все и т.д.
Союзные слова: кто, что, какой, который, чей. Союзы: как, словно, как будто, что.

В продолжение темы:
Безопасность

Ваш малыш совершенно не хочет рассматривать буквы в азбуке? Ребенку скоро идти в первый класс, а заставить читать его можно только под страхом «отлучения» от компьютера? Не...

Новые статьи
/
Популярные