Число имён существительных. Число имен существительных 3 кл число имен существительных

Учитель: Ольховская Н.И.

3 класс Русский язык

Слайд 2

ТЕМА УРОКА:

«Число имен СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Слайд 3

Цель:систематизация знаний учащихся о числе имён существительных.

Задачи:- познакомить учащихся с существительными, которые употребляются в форме единственного и множественного числа;

Совершенствовать умение изменять имена существительные по числам;

Формировать универсальные учебные действия: интерес к предмету, к учебному материалу;

Учить определять задачу, самостоятельно строить и действовать согласно выработанному алгоритму решения.

Слайд 4

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Слайд 5

Единственное и множественное число имен СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе.

Имена существительные, обозначающие несколько предметов, находятся во множественном числе.

Слайд 6

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

  • город
  • стран а
  • планет а
  • мальчик
  • город а
  • страны
  • планеты
  • мальчики

Единственное число (ед.ч.)

Множественное число (мн.ч.)

Слайд 7

Найдите в тексте имена существительные единственного числа.

Скучать некогда

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ единственного числа.

Села пчелка на цв...ток,

Опустила х...боток.

Подл...тает к ней комар:

Что ты ищешь там?

А тебе не надоело,

Не наскучило искать?

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скуч...ть!

Слайд 8

Имена существительные множественного числа.

Найдите ошибки.

1) По облачному небу плывёт облака.

2) Ребята строит из снега снежную крепость.

План-конспект урока по русскому языку

в 3-Б классе по теме “Число имен существительных.”

Урок проведен в День открытых дверей 27 февраля 2013 года в ФГОУ СОШ № 21 МО РФ учителем I квалификационной категории Минасян Натальей Грантовной, на уроке присутствовали родители учеников 3 класса.

Тип урока:урок открытия новых знаний.

Цели и задачи урока:

обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи;

проверить умение работать по алгоритму - обнаруживать и правильно писать корневые орфограммы имен существительных;

уточнить понятия единственное и множественное число ,
познакомить учащихся с изменением имен существительных по числам,
отрабатывать умение определять род и число имен существительных,
вести работу по формированию орфографической зоркости учащихся,
работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся,
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:

Учебник ( Т.Г.Рамзаева.Русский язык.3 класс, 2-ая часть .),

рабочая тетрадь, телевизор, компьютор, презентация “Число имен существительных”, выполненная в программе PowerPoint, “Словарные слова” для 3 класса, авторы О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, словарное слово тарелка , напечатанное на отдельном листе, с выделением слабой позиции гласного, фразеологические обороты на отдельных листах: не в своей тарелке, на блюдечке (тарелочке) с голубой каемочкой , по три смайлика на партах у каждого ребенка,

алгоритм осознанного орфографического действия, записанный на плакате:

- найдите орфограмму,

Установите тип орфограммы, соотнесите ее с определенным правилом,

Примените правило,

Проверьте написанное;

высказывание К.Г.Паустовского, напечатанное на отдельном листе:

Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Ход урока

I .Орг.момент.

Звенит звонок,

Начинается урок!

Мы рады приветствовать сегодня всех, кто находится сегодня в нашем классе.

Ребята, у вас на партах смайлики, выберите один из них и покажите, пожалуйста, ваше настроение.

II . Мотивация.(Самоопределение к учебной деятельности.)

Учитель.Ребята, прочитайте, пожалуйста, высказывание К.Г.Паустовского.Как вы его понимаете? Слайд 3.

Чтобы владеть языком, надо его любить и изучать, что мы и делаем на каждом уроке.

III. Минутка чистописания. Слайд 4 .

Запишите: число, классная работа.

На доске записаны буквы

а л т о и д е в я .

На какие группы вы могли бы их поделить?

(гласные и согласные, безударные гласные и непроизносимые согласные)

Выпишите сначала безударные гласные, а потом непроизносимые согласные.
IV . Постановка учебной проблемы.Слайд 5 .

Ребята, сегодня в конце урока нам предстоит согласиться или не согласиться со следующими утверждениями.

Все имена существительные изменяются по числам.

Не все имена существительные изменяются по числам.

У некоторых существительных есть только форма единственного числа.

У некоторых существительных есть только форма множественного числа.

При изменении имен существительных по числам всегда меняется окончание.

V.Словарная работа.

Учитель.Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычную словарную работу, слово, которое мы будем изучать, вам предстоит отгадать.

Сначала, попробуйте угадать это слово по каким-то грамматическим признакам, потом по его значению.

Примерные вопросы детей.

1.Сколько букв в этом слове?

2. Сколько звуков в этом слове?

3. Сколько слогов в этом слове?

4.На какой слог падает ударение?

5.Какая это часть речи?

6.На какой вопрос отвечает?

7. Есть ли в слове приставка, какой суффикс?

8.То, что обозначает это слово, находится у нас в классе?Где его можно увидеть?

9.Для чего служит это слово? и т.д.

После того, как дети угадывают это слово, они находят его в словаре, прочитывают значения этого слова.

Тарелка –

1)столовая посуда круглой формы, с приподнятыми краями и широким плоским дном.Слово образовано от лат. тальярэ – “ резать”.Изначально тарелка – “отрезанный кусок доски” (для пищи);

2) музыкальный инструмент;

3)летающая тарелка.

Затем дети делят это слово на слоги, выделяют безударную гласную, непроверяемую ударением, составляют словосочетания и предложения.

Затем проводится работа с фразеологическими оборотами:

не в своей тарелке (быть не в своей тарелке – испытывать неловкость, находясь в непривычной обстановке),

на блюдечке (тарелочке) с голубой каемочкой (подарить что-то тому, кто этого не заслуживает, отдать без боя; так говорят о несбыточных желаниях) ,

Дети объясняют, что обозначают эти фразеологические обороты.

VI.Выборочный диктант с “окошками ” .

Учитель. Ребята, поделите тетрадь на 3 части, сейчас мы с вами повторим 3 правила корня, будем распределять имена существительные по столбикам.

Как вы думаете, какие орфограммы мы будем повторять?(непроизносимые согласные, безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные в корне.)

Давайте вспомним алгоритм работы с орфограммами:

1шаг -найти орфограмму,

2 шаг-установить тип орфограммы, соотнести ее с определенным правилом,

3 шаг-применить правило,

4 шаг-проверить написанное.

(Если ученики не знают, в какой столбик записать слово, они записывают это слово под таблицей.После проверки все пропуски заполняются.)

Известный, гнездо, резкий, праздник, моря, лапки, звонок, солнце, репка, гибкий, свистнул, кепка.

VII .Введение в тему.Слайд 6.

Что вы видите на этом слайде справа, слева?(Один карандаш, несколько карандашей).

Кто догадался, о чем у нас сегодня пойдет речь? Слайд 7.

Учитель. Запишем тему сегодняшнего урока:

Число имен существительных.
VIII.Работа над новым материалом. Слайд 8.

Ребята, назовите слова и распределите их на группы.Кто уже догадался, какие это будут группы? Сделайте вывод.

Проверка. Слайд 9.

Учитель .Ребята, поделите тетрадь на 2 части, напишите ед.ч., мн.ч. Сейчас я вам продиктую слова, вы запишите их в первый или во второй столбик, а потом припишите к ним пару.В тех местах, где вы сомневаетесь, оставляйте пропуск, потом мы его заполним.

Класс, шапки, брюки, ложка, тетрадь, пеналы, коньки, огород, ведро.

Учитель. Какие слова остались без пары?О них мы поговорим после физкультминутки.

IX.Физкультминутка.

X. Продолжение работы над новым материалом. Слайд 10.

(Слова, имеющие только форму единственного или только множественного числа ).

XI.Игра “Третий лишний.” Слайд 11

Проверка. Слайд 12.

XII.Продолжение работы над новым материалом. Слайд 13.

Есть еще группа существительных, у которых форма множественного числа образуется по другому.

Давайте их запишем:

Ребенок – дети, ч еловек – люди, время – времена (суффикс -ен)

XIII.Страна “Словария”.Произносите правильно.Слайд 14.

XIV.Постановка проблемного вопроса. Слайд 15.

Как определить род имен существительных во множественном числе?

Решение проблемного вопроса.

XV.Итог урока. Слайды 16,17,18.

XVI. Рефлексия. Слайд 19.

Покажите ваше настроение в конце урока.

XVII.Домашнее задание. Слайд 20.

XVIII.Конец урока . Слайд 21.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Число имен существительных Презентация по русскому языку для 3 класса Минасян Наталья Грантовна у читель I квалификационной категории ФГОУ – СОШ № 21 МО РФ

Цели и задачи: уточнить понятия единственное и множественное число, Закрепить знания об имени существительном как части речи, познакомить учащихся с изменением имен существительных по числам, научить учащихся определять род и число имен существительных, вести работу по формированию орфографической зоркости учащихся, работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся, способствовать нравственному воспитанию учащихся.

“ Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.” К.Г.Паустовский

СЛОВАРИЯ КАРАНДАШ КАРАНДАШИ Чем отличаются существительные?

Выв 1.Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в ______________________________. единственном числе множественном числе 2.Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во _____ ____________________ ______.

Назови слова. Распредели на две группы.

ПРОВЕРЬ! Ед. число Мн. число (один) (много) груша груши яблоко яблоки ягода ягоды помидор помидоры огурец огурцы баклажан баклажаны роза розы гвоздика гвоздики

Доброта смелость масло мука молодежь новосибирск НОЖНИЦЫ БРЮКИ ДРОЖЖИ ВЕСЫ КАНИКУЛЫ ДЕНЬГИ КРЕСТИНЫ ЩИПЦЫ

В каждой группе выбери лишнее слово, Объясни свой выбор. 1. Ручки, карандаши, ножницы. 2. Пальто, куртка, шуба. 3. Поезд, электричка, метро. 4. Страус, кенгуру, лев.

Проверь!!! ножницы метро кенгуру пальто

РЕБЕНОК – ЧЕЛОВЕК- ВРЕМЯ-

СЛОВАРИЯ АКТЁР ОФИЦЕР ПОРТ ТОРТ БАНТ ДОГОВОР ДОКТОР ИНСПЕКТОР ПРОФЕССОР ЯКОРЬ АКТ Ё РЫ ОФИЦ Е РЫ П О РТЫ Т О РТЫ Б А НТЫ ДОГОВ О РЫ ДОКТОР А ИНСПЕКТОР А ПРОФЕССОР А ЯКОР Я

Как определить род имен существительных во множественном числе?

Имена существительные употребляются в... и во... числе. Для обозначения... предмета имя существительное употребляется в... числе (...ч.). Для обозначения... предметов имя существительное употребляется во... числе (...ч.)

Все имена существительные изменяются по числам. Не все имена существительные изменяются по числам. У некоторых существительных есть только форма единственного числа. У некоторых существительных есть только форма множественного числа. При изменении имен существительных по числам всегда меняется окончание.

Домашнее задание. Выписать из словаря 5 существительных, которые употребляются только в форме ед.ч.и 5 существительных, которые употребляются только в форме множественного числа, правило на стр. 27 наизусть,сл.-с.107.

Продолжи фразу Сегодня на уроке я узнал(а)… Сегодня на уроке мне понравилось… Сегодня на уроке было…

Я доволен собой, у меня все получилось. Хочу знать больше. У меня не всё получилось, но я постараюсь. Ничего не понятно на уроке.

20 Спасибо за работу!!!


I . Организационное начало урока

Сегодня мы будем путешествовать по сказочному и занимательному городу Частереченску. Во время путешествия за правильные ответы вы будете получать жетоны в виде цветочков.

Легко шагать по цветущим бульварам.

Резвиться в парках, дворах и садах,

Но существует закон на дорогах

В малых сёлах и крупных городах.

А направлять нас будет наш друг и помощник. Догадайтесь, кто он:

Чтобы жили и дружили

Люди и автомобили,

Существует с давних пор

Справедливый …

Учитель достаёт светофор.

II . Чистописание

Наш город волшебный, поэтому, чтобы войти в него, мы должны получить ключ от городских ворот. А для этого нам надо выполнить задание под названием Чистописание.

Оро оло оро оло

город дорога дорожный

Дети учат правила дорожного движения.

Найдите подлежащее, сказуемое.

Назовите родственные слова, выделите в них корень.

Молодцы, ребята. Ключ от города мы получили. Начинаем наше путешествие.

Что ж, друзья, пора за дело

Приниматься нам умело,

Чтобы не было волнений

И дорожных нарушений.

Мы будем выполнять ПДД. На какой сигнал светофора разрешено движение?

III . Проверка домашнего задания

Глаз красный строго говорит:

Здесь путь для всякого закрыт.

И наша первая остановка «Домашнее задание». Какие части речи встретились в домашнем задании?

А что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол?

Молодцы. Зелёный вспыхнул - проходите.

Улицы нашего города называются так же, как и части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Но сегодня на уроке мы пройдёмся по улице Имён Существительных.

IV . Проблемная ситуация

Ребята, обратите внимание на экран.

Посмотрите, какие красивые цветы. Ещё лучше они смотрятся в живой природе, где могут радовать нас гораздо дольше.

А почему рвать цветы нежелательно?

Найдите «лишнее» слово.

Давайте изменим слова так, чтобы они обозначали много предметов.

Какой будет тема сегодняшнего урока?(Учитель открывает запись на доске.)

V . Сообщение темы урока. Совместное целеполагание

А для чего нам надо это знать?

Значит, сейчас нам необходимо усвоить, как изменяются имена существительные по числам. А ещё мы будем учиться вежливо обращаться друг к другу, красиво говорить и аккуратно писать.

VI . Работа по теме урока

Наша следующая остановка «Единственное и множественное число». Для того чтобы лучше усвоить тему урока, мы выполним упражнение 158 (по вариантам 1-й и 2-й столбик и у доски 2 человека).

Проверка.

Правило в учебнике.

Повторим своими словами и приведём примеры своих слов.

Физкультминутка для глаз (выполняется стоя)

Мы немножко написали,

Наши глазки подустали.

Влево-вправо поглядим,

За гостями последим.

Поморгаем: РАЗ, ДВА, ТРИ!

Светофор опять гори!

VII . Закрепление изученного материала

Транспорт исключительно надёжный.

Им везде и всюду ездить можно.

Начинаем с вами мы движенье,

Ожидают всех нас приключенья.

Следующая остановка «Загадки» - отгадки записать в тетради в столбик

Едет конь стальной, рычит,

Сзади плуг он волочит. (Трактор.)

(! обратить внимание на ударение во мн. ч.)

Что за чудо – длинный дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус.)

Я по рельсам в городе

Быстро мчусь,

И за подвесные

Провода держусь. (Трамвай.)

Вот так чудо-чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу. (Велосипед.)

Запишите во второй столбик форму множественного числа (и у доски).

Как можно назвать одним словом? (Транспорт.)

Физкультминутка (под спокойную музыку)

Устали мы от шумного города, от его движения, машин. Я предлагаю отдохнуть в весеннем лесу. Для этого закройте ваши глазки и вслушайтесь в шум весеннего леса, вдохните в себя как можно больше свежего воздуха. Прислушайтесь к журчанию весеннего ручейка и к щебетанию птичек. Как чудесно в лесу! Сделаем три глубоких вдоха. Превратимся в деревья…

Открываем потихонечку глазки и возвращаемся на урок, на нашу улицу Имён Существительных.

VIII . Развитие речи

Следующая остановка – «Добрые слова».

Упражнение 159.

Какие добрые слова вам встретились в этом стихотворении?

Какие вы ещё знаете?

Составьте предложения с этими словами.

Найдите в стихотворении имена существительные и определите их число.

IX . Сообщение новых знаний

Мы свернули на улицу, где живут необычные слова.

«Ломается» светофор.

Ребята, что же с нашим светофорам случилось?

Внимание на экран. Здесь интересные слова - жители нашей улицы. Прочитаем их.

Очки, сливки, каникулы.

Попробуйте поставить их в единственное число.

Получилось?

В русском языке есть целая группа слов, которая имеет только форму множественного числа.

Среди существительных есть, не секрет,

Такие, что чисел менять не хотят.

И даже один называя предмет,

В числе, будто много предметов, стоят.

А на соседнем переулке живут другие слова. Прочитаем их.

Кофе, здоровье, метро, бокс, сено.

Попробуйте поставить их во множественном число.

Они имеют только форму единственного числа.

А есть имена существительные -

Упрямые и удивительные.

В единственном числе стоят,

Менять его ни за что не хотят.

Обращаемся к учебнику, читаем правило.

X . Обобщение изученного

Сейчас вы будете регулировщиками и, если справитесь с заданием, то наш светофор загорится вновь.

Проверим себя. Внимание на экран.

Выполняем задание в тетради.

Взаимопроверка.

Кто справился без ошибок?

XI . Подведение итогов урока

По какой улице мы сегодня путешествовали?

Как изменяются имена существительные?

В форме какого числа могут быть имена существительные?

(Выстраивается схема на доске.)

Приведите примеры. (Если позволяет время, дети записывают слова.)

XII . Домашнее задание

И наша последняя остановка - Домашнее задание. Она поможет вам повторить дома всё то, о чём мы говорили на уроке.

Учитель оценивает работу на уроке по количеству цветочков-жетонов.

XIII . Рефлексия

Понравилось ли вам путешествие?

А поможет мне узнать это наш светофор. У каждого из вас на парте лежат 3 сигнала светофора. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Шипкова Татьяна Федоровна

МАОУ «СОШ № 3» г. Краснокамск Пермского края

Учитель начальных классов

Урок русского языка в 3 классе

Тема. Число имен существительных.

Цели: создание оптимальных условий для усвоения учащимися категории числа имен существительных.

Задачи:

- актуализировать знания о значении, одушевленности/ неодушевленности, роде, имен существительных;

Сформировать понятие о числе как непостоянном признаке данной части речи,

Формировать УУД.

УУД. Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, самооценка.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, структурирование знания, смысловое чтение, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем, анализ объектов, обобщение, доказательство.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, эл. презентация «Мой город», печатная продукция (карточки со словами – признаками имени существительного, раздаточный материал).

Ход урока.

1. Мотивация к деятельности.

Звучит музыка на тему весны.

Какое настроение сейчас в природе?

А у нас какое настроение?

2. Целеполагание.

Минутка чистописания.

Буква, которую мы будем сегодня писать, есть в корне каждого из слов.

Изморозь, пирожок, адресочек.

Пропишите эти буквы в тетради.

- Что объединяет эти слова? - С какой частью речи будем работать на уроке? - Какие задачи перед собой поставим? (Вспомним о признаках, будем определять признаки, употреблять в речи) - Продолжим открывать секреты имени существительного.
3. Актуализация знаний. Словарная работа. - В словарной работе мы поговорим о слове «родина». 1)Найдите это слово в словаре. 2) Прочитайте орфографически.

3) Запишите это слово в тетради.

4)Проведем исследование данного слова по нашему плану: (на доске)

    Значение слова

    Фонетический анализ

    Родственные слова

    Морфемный анализ

    Грамматические признаки

    Синонимы, антонимы

5) Работа с текстом. (Работа в парах) Приложение 1.

У вас на партах текст Юрия Яковлева «О нашей Родине». Какие значения имеет слово «родина»?

Что значит, малая родина?

Презентация «Мой город». (Демонстрируются фотографии нашего города в период ранней весны)

4. Новый материал.

Запишите на листочках имена существительные на тему «Мой город весной». (Учащиеся маркерами пишут слова на листах формата А4, выходят к доске и крепят листы на магнитную доску. Написали слова: дома, деревья, улица, школа, ненастье и т.д.)

На какие группы можно разделить эти имена существительные?

(одуш. / неодуш., по роду, собств., нариц.)

Назовите одушевленные / неодушевленные имена существительные, существительные женского, мужского, среднего рода.

А еще на какие группы можно разделить эти существительные?

(Если дети не предлагают поделить по форме числа, учитель выбирает слова в форме ед. числа и вывешивает на другую доску)

Что обозначают эти существительные? (один предмет)

Значит, это форма какого числа? Табличка: ед. число.

Что обозначают эти имена существительные? (несколько предметов) Табличка: мн. число.

Какой секрет имени существительного мы открыли?

Запишите эти слова в тетрадь столбиком.

Изменим форму слова.

Число – это постоянный признак существительного?

Давайте обобщим в схему.

5. Закрепление.

В среду на уроке технологии мы будем делать такое панно.

Приложение 2.

- Напишите в тетради, какие инструменты и материалы вам нужно принести на урок.

Прочитайте свои слова.

(Картон, клей, бумага, ножницы и т.д.)

К какой части речи относятся эти слова?

Назовите существительные в форме единственного числа.

Образуйте форму множественного числа.

Назовите существительные в форме множественного числа.

Образуйте форму единственного числа.

Какой вывод можно сделать?

(Некоторые существительные не изменяются по числу: ножницы, картон и т. д.)

Для таких существительных число – это постоянный признак.

Давайте вспомним, какие существительные вы писали в начале урока.

Есть ли среди них существительные, которые имеют форму только ед. или мн. числа?

Творческое задание. Работа в группах.

Составьте в группах небольшой текст на тему «Мой город весной».

Чтение текстов.

6. Рефлексия.

У кого из вас есть точки на шкале ниже середины? Почему?

У кого есть точки выше середины? Почему?

А теперь давайте подведем итог.

Все ли задачи мы выполнили?

7. Дом. задание.

Заполнить таблицу. Приложение 3.

Приложение 1.

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - жить с ней одной жизнью.

Приложение 2.

Приложение 3.

Существительные, имеющие только форму ед. числа

Источники:

1. Текст Ю. Яковлева « О нашей Родине»

2. Схема сборки подснежников

http://stranamasterov.ru/node/7591

На уроке мы научимся определять число у имён существительных, узнаем об особенностях употребления существительных во множественном числе, о правильной постановке ударения. Выполним множество интересных заданий.

Говорим правильно:

Нет сапог, ботинок, валенок .

Пара сапог, ботинок, валенок .

Много мест, дел, солдат, яблок .

Нет носков , пара носков .

Много килограммов мандаринов, апельсинов, помидоров .

Запишем предложения, добавляя буквы, где это необходимо.

В магазине купили пару нос….

У Тани много дел…..

В автобусе нет свободных мест….

На рынке много помидор…. и яблок….

На параде много солдат….

Проверка.

В магазине купили пару носков.

У Тани много дел.

В автобусе нет свободных мест.

На рынке много помидоров и яблок.

На параде много солдат.

Особенности постановки ударения существительных во множественном числе

А теперь познакомимся с правильной постановкой ударения в некоторых существительных, стоящих в форме множественного числа.

Рис. 13. Говорим правильно! ()

Директор -директора

Шофёр - шофё ры

Торт - то рты

Чтобы узнать, как правильно произносится слово, можно обратиться за помощью к орфоэпическому словарю или словарю ударений.

В русском языке встречаются необычные существительные. В чём их секрет?

Давайте узнаем.

Рассмотрим картинки.

Назовём предметы.

Молоко, мука, мёд, листва.

У данных существительных нет формы множественного числа.

Рассмотрим другой пример.

Назовём предметы.

Шахматы, часы, очки, санки, ножницы.

У данных существительных нет формы единственного числа.

Делаем вывод: в русском языке встречаются существительные, у которых нет формы единственного или множественного числа. Более подробно мы познакомимся с ними в старших классах.

На этом уроке мы узнали, что существительные изменяются по числам. Существует две формы числа: единственное число и множественное число.

Оказывается, в древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало еще одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это - двойственное число. Двойственное число употреблялось для обозначения двух или парных предметов.

Например, глаза, рукава, берега, рога .

Сейчас эту роль выполняет множественное число.

Некоторые имена существительные имеют несколько возможных форм числа, которые различаются по значению:

«листья » на дереве - «листы » бумаги, «зубы » человека - «зубья » вил.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Do.gendocs.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 118, 119 С. 88.
  • Разделите существительные из стихотворения на две колонки: единственное и множественное число.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.. (А. Пушкин)

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай 2 ребуса или 3 загадки на единственное и множественное число существительного.
В продолжение темы:
Сочинения

Человек в процессе своей эволюции перешел от собирательства на более высокий уровень, и одно из главных умений, которое он начал развивать в себе - это приготовление пищи. Со...

Новые статьи
/
Популярные