Опыты - углерод. Мой водородный шарльер или как получить водород в домашних условиях Электролитическое разложение воды

Транскрипт

1 Эксперименты с атомарным водородом В.Н. Витер Водород в момент выделения При реакции кислот с активными металлами (например, между соляной кислотой и цинком) выделяется водород. В начальной стадии этой реакции водород образуются не форме молекул H 2, а в виде отдельных атомов H. Атомы водорода имеют неспаренный электрон, поэтому они очень активны и стремятся образовать химическую связь. Примерно через несколько десятых долей секунды атомы водорода H объединяются в молекулу H 2. Но если на пути атома водорода окажется подходящая молекула другого вещества, он может вступить с ней в реакцию. Даже долей секунды вполне достаточно, чтобы атомы водорода успели прореагировать с веществами, которые содержаться в растворе. Атомарный водород проявляет сильные восстановительные свойства. Например, он реагирует с растворенным в воде кислородом, восстанавливает соли меди (II) до металла, ванадий (V), хром (VI) и марганец (VII) до двухвалентного состояния . Зато, если мы возьмем баллон с водородом (или аппарат Киппа) и будем пропускать водород через растворы упомянутых веществ ничего не произойдет. Но стоит в эти растворы добавить кислоты и кинуть гранулы цинка, как тут же начнется реакция. Благодаря таким особым свойствам водорода «в первые моменты его жизни» химики часто используют термин водород в момент выделения. Молекулярный водород H 2 значительно менее активен, чем атомарный, поскольку чтобы он вступил во взаимодействие необходимо сначала разорвать связь H-H в его молекуле. Атомарный водород активно восстанавливает азотную кислоту именно поэтому в продуктах реакции HNO 3 (даже разбавленной) с металлами водород содержится далеко не всегда. Образовавшись в первый момент, атомарный водород сразу же реагирует с молекулами азотной кислоты, образуя оксиды азота, азот или аммиак. Проведем несколько экспериментов. < 229 >

2 Восстановление бихромата калия атомарным водородом Поставьте рядом два цилиндра на 100 мл. Растворите 2-3 щепотки бихромата калия (или аммония) в небольшом объеме воды. Добавьте в цилиндры по мл конц. соляной кислоты, 20 мл воды и раствор бихромата калия чтобы жидкость в цилиндрах окрасилась в оранжевый цвет (не берите бихромата слишком много иначе эксперимент будет длиться долго). Перемешайте содержимое. Теперь бросьте в один из цилиндров 5-6 гранул цинка. Начнется бурная реакция. Примерно через минуту раствор в цилиндре станет грязно-оранжевым, потом зеленовато-оранжевым, затем грязно-зеленым и, наконец зеленым. Под действием атомарного водорода бихромат анион Cr 2 O 2-7 восстановился до катиона трехвалентного хрома Cr 3+ : Cr 2 O H + 8H + = 2Cr H 2 O Бихромат восстанавливается до трехвалентного хрома сравнительно легко. Как правило, весь процесс занимает несколько минут. Катион трехвалентного хрома способен восстанавливаться атомарным водородом до двухвалентного хрома, но этот процесс протекает значительно труднее. Чтобы восстановить трехвалентный хром необходимо бурное выделение водорода. Поэтому, если реакция кислоты и цинка у вас замедлилась, вылейте из цилиндра примерно половину раствора, добавьте новые порции кислоты и гранулы цинка. Постепенно окраска раствора изменится от зеленой до голубой. Процесс этот будет идти медленно, и можно будет наблюдать ряд промежуточных оттенков: Cr 3+ + H = Cr 2+ + H + Схема восстановления шестивалентного хрома атомарным водородом имеет вид: Cr 2 O 2-7 => Cr 3+ => Cr 2+ Соли двухвалентного хрома очень сильные восстановители. Раствор хлорида двухвалентного хрома CrCl 2 окисляется кислородом воздуха буквально на глазах. Не верите? Давайте попробуем. Перелейте голубой раствор из цилиндра в стакан так, чтобы в цилиндре осталось немного раствора. Раствор в стакане начнет зеленеть. Чтобы ускорить этот процесс, продуйте через него воздух с помощью пипетки. Раствор в стакане станет зеленым это четко видно на фоне остатков голубого раствора в цилиндре. Хлорид двухвалентного хрома CrCl 2 окислился кислородом воздуха до хлорида трехвалентного хрома CrCl 3. Перелив этот раствор обратно в цилиндр можно снова добиться восстановления трехвалентного хрома до двухвалентного (в случае необходимости добавьте еще кислоты и цинка). < 230 >

3 < 231 >

4 < 232 >

5 Восстановление бихромата калия атомарным водородом фото В.Н. Витер < 233 >

6 < 234 >

7 Окисление хлорида хрома (II) кислородом воздуха < 235 >

8 < 236 >

9 < 237 >

10 Восстановление ванадата аммония атомарным водородом Снова возьмем два цилиндра. Насыпьте в каждый из цилиндров ванадат аммония NH 4 VO 3, чтобы он образовал на дне слой 2-3 мм. Добавьте по 50 мл концентрированной соляной кислоты и примерно 20 мл воды. В результате, раствор окрасится в желтый цвет, образуется красный осадок поливанадатов. Добавьте в один из цилиндров гранул цинка. Начнется выделение водорода, раствор в нижней части цилиндра сразу же окрасится в зеленый цвет. Постепенно вся жидкость в цилиндре станет желто-зеленой, затем зеленой, грязно-зеленой, сине-зеленой и, наконец, синей. Желтый раствор ванадата 1 VO 3 перешел в синий раствор ванадила VO 2+. Промежуточный зеленый цвет раствора был обусловлен смешением желтой окраски V(V) и синей V(IV). Но на этом процесс восстановления не остановится. Раствор скоро станет грязносиним, затем грязно-зеленым и наконец зеленым. Ванадил VO 2+ восстановился до трехвалентного ванадия V 3+. В данном эксперименте чисто-зеленую окраску получить не удалось, но в других опытах мы наблюдали изумрудно-зеленый раствор. Дело в том, что процесс восстановления не заканчивается на стадии образования V(III). Зеленый раствор скоро станет грязно-зеленым, затем зеленовато-серым, потом темно-серым (или темно-коричневым). В самом конце опыта раствор становится более светлым и приобретет фиолетовый цвет. Последнее превращение будет длиться сравнительно медленно. Итак, мы получили хлорид двухвалентного ванадия VCl 2. Общая схема процесса имеет вид: VO 3 => VO 2+ => V 3+ => V 2+ Обратите внимание: цилиндр с раствором сравнения не должен стоять между источником света и цилиндром, в котором происходит реакция. Иначе лучи света будут падать на реакционный сосуд лишь после того, как пройдут через оранжевый цилиндр с бихроматом (или желтый с ванадатом), что исказит цвет раствора, в котором идет реакция. 1 Точнее, в кислой среде бесцветный ванадат VO 3 образует поливанадаты желтого, коричневого и красного цвета. Поливанадаты имеют сложное строение (например, (NH 4) 4 V 2 O 7, (NH 4) 6 V 10 O 28, (NH 4) 2 V 12 O 31). Разные формы поливанадатов находятся в равновесии и способны переходить друг в друга в зависимости от условий. < 238 >

11 Восстановление ванадата аммония NH 4 VO 3 атомарным водородом фото В.Н. Витер < 239 >

12 < 240 >

13 Смесь V(V) и V(IV) < 241 >

14 < 242 >

15 Смесь V(V) и V(IV) < 243 >

16 < 244 >

17 Почти чистый V(IV) < 245 >

18 < 246 >

19 Смесь V(IV) и V(III) < 247 >

20 Смесь V(III) и V(II) < 248 >

21 < 249 >

22 Хлорид V(II) (зеленоватый оттенок раствора сравнения обусловлен искажением цветов фотоаппаратом) Хлорид двухвалентного ванадия также сильный восстановитель, однако, не такой сильный, как хлорид двухвалентного хрома: его можно безнаказанно перелить в стакан или оставить на воздухе на несколько часов. Но если исходный раствор VCl 2 оставить на несколько дней, в результате окисления он станет темно-коричневым. Описанный выше процесс восстановления пятивалентного ванадия до двухвалентного можно обратить вспять: V 2+ => V 3+ => VO 2+ => VO 3 Сделать это очень просто. Перенесите пипеткой в стакан примерно мл раствора хлорида двухвалентного ванадия. Во втором цилиндре, взятом для сравнения, у нас остался раствор ванадата. Наберите его в пипетку и добавляйте небольшими порциями по 1-3 мл к раствору хлорида ванадия (II) (не забудьте перемешивать раствор стеклянной палочкой). Сначала раствор станет коричневым, потом зеленым и, наконец, синим (или голубым). Пятивалентный ванадий окислит двухвалентный сперва до зеленого V(III), потом до синего V(IV). Чтобы окислить < 250 >

23 четырехвалентный ванадий до пятивалентного добавим немного перекиси водорода. Раствор станет коричневым, но ванадат образуется только в первый момент с избытком перекиси водорода в кислой среде он даст пероксокатион 3+. Убедиться в этом можно добавив перекись водорода к ванадату, который остался в цилиндре сравнения. Раствор окрасится в красно-коричневый цвет. < 251 >

24 Окисление хлорида ванадия (II) ванадатом фото В.Н. Витер < 252 >

25 < 253 >

26 < 254 >

27 < 255 >

28 В образовавшийся раствор V(IV) добавляем H 2 O 2 < 256 >

29 < 257 >

30 Аналогичным образом ведет себя и хром если к раствору бихромата калия прибавить перекись водорода, жидкость окрасится в коричневый цвет за счет образования пероксосоединений. Реакция сильнокислого раствора ванадата аммония и перекиси водорода < 258 >

31 < 259 >

32 Реакция бихромата калия и перекиси водорода фото В.Н. Витер < 260 >

33 < 261 >

34 Обратите внимание: если вместо соляной кислоты взять серною, реакция восстановления идет намного труднее. В случае хрома она часто заканчивается на стадии образования Cr(III), в случае ванадия на стадии V(IV). Техника безопасности Соли хрома и ванадия ядовиты (а соли хрома (VI) еще и канцерогены), поэтому работайте с ними аккуратно. Не допускайте попадания твердых солей и растворов на руки (тем более во внутрь). Пары и аэрозоль соляной кислоты раздражают дыхательные пути и разрушают эмаль зубов их не стоит вдыхать. Будет совсем не лишним прополоскать рот раствором питьевой соды (до и после эксперимента) это защитит ваши зубы. Благодаря разнообразной окраске соединений ванадий назван в честь германской и скандинавской богини красоты Ванадис (Фрейя) < 262 >

35 Атомарный водород в газовой фазе Атомарный водород можно также получить с помощью раскаленной вольфрамовой (платиновой или палладиевой) спирали, помещенной в атмосферу очень разреженного молекулярного водорода (давление менее 0.01 мм. рт. ст.) или при пропускании тлеющего электрического разряда через водород. Другой способ направить струю водорода в электрическую дугу. Под действием высокой температуры молекулы водорода распадаются, поглощая много энергии: H: H < = > H + H кдж Менее чем за секунду атомы водорода снова объединяются (рекомбинируют), отдавая назад поглощенную энергию. Особенно активно процесс рекомбинации происходит на поверхности большинства металлов, в результате поверхность сильно разогревается (до С). Это явление используют для сварки тугоплавких металлов в восстановительной атмосфере. Водород в межпланетном и межзвездном пространстве часто находится в атомарной форме. Низкая концентрация не позволяет атомам водорода встречаться и рекомбинировать, но даже если молекула водорода и образуется, она часто распадается под действием ультрафиолетового излучения. < 263 >


Эксперименты с оксидами азота В.Н. Витер Монооксид азота или оксид азота (II) NO бесцветный ядовитый газ, плохо растворим в воде. При комнатной температуре оксид азота (II) быстро реагирует с кислородом,

Растворяется ли медь в соляной кислоте? В.Н. Витер Ответ, казалось бы, очевиден: в любом учебнике написано, что медь не растворяется в соляной кислоте. Объясняют это просто: металлы, которые расположены

Растворение металлов в азотной кислоте: как это выглядит на практике В.Н. Витер В предыдущем разделе читатели уже имели возможность ознакомиться с механизмом реакций между азотной кислотой и металлами.

Хром - общая характеристика металла Химические свойства Соединения хрома (II) Соединения хрома (III) Соединения хрома (VI) Применение Положение в периодической таблице Хром элемент побочной подгруппы 6-ой

Анализ кристаллов В.Н. Витер Итак, из раствора, содержащего сульфат меди и бихромат аммония, образовались зеленые кристаллы. Мы предположили, что это бихромат меди. В процессе обсуждения на форуме была

Железо 1. 7. Верны ли следующие суждения о свойствах оксидов железа и алюминия? А. И алюминий, и железо образуют устойчивые оксиды в степени окисления +3. Б. Оксид железа (III) является амфотерным. 2.

Реакция алюминия со смесью сульфата меди и хлорида натрия В.Н. Витер С помощью каких реакций можно получить водород? В любом школьном учебнике написано, что водород выделяется при реакции серной или соляной

Как растворить медь не имея кислоты В.Н. Витер Растворение меди в смеси аммиак перекись водорода На дно стаканчика на 100 мл насыпьте кусочки медной проволоки. Залейте медь концентрированным раствором

ЗАДАНИЕ 2 Примеры решения задач Пример 1. Укажите, какие химические процессы лежат в основе получения фосфорной кислоты. Напишите уравнения реакций получения H 3 РO 4. Термический способ получения фосфорной

КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ Неорганическая химия МАОУ «СОШ 40» г. Старый Оскол учитель химии Баштрыков П.М. 1. Приливание избытка раствора карбоната натрия к раствору, полученному при взаимодействии металла А

Верное решение задания 31 должно содержать уравнения четырёх За верную запись каждого уравнения реакции можно получить 1 балл. Максимально за выполнение этого задания можно получить 4 балла. Каждое верное

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ. 1. Натрий сплавили с серой. Образовавшееся соединение обработали соляной кислотой, выделившийся газ нацело прореагировал с

Водород Самый распространённый элемент во вселенной, но не на планете Земля. На нашей планете из каждых 100 элементов только 17 атомов В периодической системе химических элементов Д.И Менделеева располагается

1 Окислительно-восстановительные реакции Теоретические предпосылки: Все химические реакции можно разбить на две группы. В реакциях первой группы окисленность всех элементов, входящих в состав реагирующих

14. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз 14.1. Окислители и восстановители Окислительно-восстановительные реакции протекают с одновременным повышением и понижением степеней окисления элементов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 24 г. ТОМСКА Усова Надежда Терентьевна Химические хамелеоны Методическая разработка Томск 2006 Усова Н.Т., 2006 ГИМНАЗИЯ 24 г. ТОМСКА, 2006 Томский

Важнейшие окислители и восстановители Весьма важным является определение самой возможности протекания ОВР, а также установление продуктов реакции. В связи с этим следует отметить, что направление протекания

Урок химии в 9-м классе «Независимое расследование по теме «Азотная кислота» Шипилова Надежда Владимировна, учитель химии Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о физических и химических свойствах

Олимпиада по химии «Будущее Арктики» 2016-17 учебный год Очный тур 9 класс (50 баллов) Задача 1. Элементы А и Б находятся в одной группе, но в разных периодах, элементы С и Д находятся в одном периоде,

Задания А12 по химии 1. В схеме превращений Веществами «X» и «Y» являются соответственно Железо окисляется до только очень сильными окислителями (например, таким как хлор). В реакциях с Итак: вещество

«Водородный показатель. Реакции обмена. Гидролиз солей» 1. Рассчитайте концентрацию ионов , если концентрация ионов водорода в растворе составляет = 1 10 8 моль/л. 2. Составьте уравнения реакций

9 класс 1. При диссоциации 1 моль каких веществ образуется наибольшее количество (в молях) ионов? 1. Сульфат натрия 2. Хлорид железа (III) 3. Фосфат натрия 4. Нитрат кобальта (II) 2. Укажите соединения,

1. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ При решении задач такого типа особо отметим: 1. Большинство реакций в предлагаемой цепочке превращений окислительно-восстановительные реакции. Поэтому

Получение жидких газов. Диоксид азота В.Н. Витер Некоторые газы обладают сравнительно высокой температурой кипения, что дает возможность получить их в жидком состоянии даже в условиях домашней лаборатории.

Элементы IА и IIА подгруппы 1. 8. 9. 2. 10. 11. 3. 4. 12. 5. 13. 14. 6. 7. 15. 16. 1 17. 26. 18. 27. 19. 28. 20. 21. 29. 22. 23. 30. 24. 31. 25. 32. 2 33. 39. Взаимодействие оксида кальция с водой относится

6 Девятый класс Задача 9-1 Ниже приведена схема превращений соединений X 1 X 5 элемента X. X 1 черный 1200 o C X 2 красный HCl p-p X 3 сине-зеленые кристаллы газ Y Na 2 CO 3 t o X 4 белый +CaCO 3 +H 2

Четверть 1 Химические реакции Скорость простых гомогенных химических реакций определяют как изменение концентрации одного из реагирующи или образующихся веществ за единицу времени при неизменном объеме

Задача 9-1 ВсОШ по химии, региональный этап Девятый класс Найдите четыре различные комбинации трех химических элементов X, Y и Z, расположенных подряд в периодической системе (где X элемент с наименьшим

Вопросы для подготовки студентов к промежуточной аттестации по дисциплине ОП.08 Общая и неорганическая химия 1. Напишите уравнение реакции гидролиза хлорида цинка в молекулярном и ионном виде. Напишите

Задания А8 по химии 1. Цинк взаимодействует с раствором Металлы реагируют с растворами солей менее активных металлов. Mg, Na, Ca более активные металлы чем цинк, поэтому реакция сих солями не возможна.

Задания 9 класса 1. Ковалентные полярные связи присутствуют в следующих веществах: 1. H 2 O 4. Na 2 S 2. H 2 5. OF 2 3. Br 2 6. NaHSO 4 2. К химическим явлениям относится процесс: 1. измельчение сахара

Билеты для переводного экзамена по химии в 8 классе Билет 1 1. Предмет химии. Вещества. Вещества простые и сложные. Свойства веществ. 2. Кислоты. Их классификация и свойства. Билет 2 1. Превращения веществ.

ЭЛЕКТРОЛИЗ ВОДНЫХ РАСТВОРОВ И РАСПЛАВОВ СОЛЕЙ Вадим Э. Матулис, Виталий Э. Матулис, Т. А. Колевич, 1. Понятие об е Проведем следующий опыт. Поместим в раствор хлорида меди(ii) две металлические пластинки,

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 22 Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА /

7. Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп Неметаллы это химические элементы, для атомов которых характерна способность, принимать электроны до завершения внешнего слоя благодаря

Получение брома Бром тяжелая, летучая жидкость (плотность 3.1 г/см 3, Т кип. 59 С) с резким запахом, подобным запаху хлора и иода. Образует бурые пары. В отраженном свете бром почти черный, на просвет

Вариант 1744183 1. Определите, атомы каких двух из указанных элементов имеют 5 валентных электронов. 2. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов. Выберите три элемента, которые в периодической

Очный этап. 11 класс. Решения. Задание 1. Смесь трёх газов А,В,С имеет плотность по водороду равную 14. Порция этой смеси массой 168 г была пропущена через избыток раствора брома в инертном растворителе

Задача 10-1 Десятый класс Не только поделочный камень A 300ºC HCl Б разб Г Д M Ж КCl конц. изб. Е З HBr конц CsBr NH 3конц., изб. Н 2 О изб. В Е И Соединение А металла М часто встречается в природе в виде

Задание 22 1. Дана схема превращений: Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращённое ионное уравнение

МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово соединения АЗОТА Учитель химии: Касьянова И.А. Азот образует с водородом несколько прочных соединений, из которых важнейшим является аммиак. Электронная формула молекулы аммиака

ЗАДАНИЯ ЗАОЧНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ. ХИМИЯ» 2009/2010 УЧЕБНОГО ГОДА Отвечать на задания необходимо в файле ответов! В заданиях 1-20 необходимо выбрать один или несколько правильных вариантов

Первое литературное упоминание про процесс который в последствии был назван ХЯС относится к 1922 г и экспериментам немецких химиков С. Айриона и Дж. Вендта которые путём электровзрыва в вакууме вольфрамовой проволочки получили несколько кубических мл гелия. Хоть их результаты и были раскритикованы коллегами, включая такого монстра ядерной физики как Резерфорд, утверждавшего что энергии «вкачанной» в устройство просто не хватит для преодоления кулоновского барьера и запуска ядерной реакции…

Но прошли годы и было открыто явление холодного ядерного синтеза, включая реакции с участием вольфрама (Мизуно, Гришин, Жан Нудин), подтверждённое и в наших экспериментах по плазменно электролизному ХЯС с вольфрамовым катодом. Так-же известен LENR реактор Франческо Челани и водогрейный ХЯС котёл Андрея Хрищановича — эти два устройства объединяет общий принцип работы - никелевая проволока резистивно нагревается в атмосфере водорода и в её поверхностном слое насыщаемом водородом создавались условия для запуска реакций холодного ядерного синтеза, сопровождающегося выделением дополнительной энергии, по данным авторов СOP 1,2 – 1,31. Мы решили провести похожие эксперименты с резистивным нагревом, только с использованием не никелевой проволочки, вольфрамовой, в атмосфере водорода. Для этого была собрана простая установка состоящая из кварцевой трубки с помещённой в неё вольфрамовой спиралью и подключённой к системе подачи водорода.


После продувки системы и заполнения трубки водородом на спираль подавался электрический ток и проводился визуальный контроль светимости.

При атмосферном давлении светимость в водороде была меньше, по сравнению со светимостью в воздухе и атмосфере инертного газа(Ar), но при повышении давления водорода до 2 Бар она возрастала, что никак нельзя объяснить обычными физическими процессами ибо чем больше давление тем лучше теплоотвод от стенок установки и спираль должна была «притухать» как при подаче водорода при атмосферном давлении. водород имеет теплопроводность в несколько раз большую чем воздух.

Далее была попытка замера тепловыделения путём помещения устройства в теплоизолированную ячейку заполненную водой и оснащённую термопарой подключённой к термографу, но из-за технических неполадок — растрескивания стенки трубки эксперимент был остановлен.

Работы продолжаются…

ВОДОРОД

Получение водорода

С помощью железа

В пробирку из тугоплавкого стекла насыплем порошок железа (в продаже имеется металлический порошок, можно взять и очень тонкие металлические опилки) слоем в 2-3 см. Затем добавим по капле 0,5 мл воды. Железный порошок впитывает воду. На влажную смесь насыплем еще примерно трехсантиметровый слой сухого порошка железа. Пробирку закроем резиновой пробкой, через которую пропустим стеклянную изогнутую трубку с внутренним сечением 3-6 мм. Внутреннюю сторону пробки защитим от сильного нагрева куском листового асбеста, асбестовой или стеклянной ватой. Затем под углом закрепим пробирку на штативе или в держателе для пробирок, как указано на рисунке. Газоотводную трубку погрузим в воду и над ее концом укрепим перевернутую пробирку, наполненную водой. Такое приспособление для улавливания газов называется пневматическая ванна.

Для успеха опыта необходимо, чтобы порошок железа, начиная с сухого конца столбика, нагревался как можно сильнее. Для этого нужна сильная бунзеновская горелка. При не слишком малом давлении газа увеличим как можно больше подвод воздуха, так чтобы пламя разделилось на внутренний конус и "несветящуюся" внешнюю часть. Однако нельзя допускать проскока пламени (о нем свидетельствует слабый свист), так как в этом случае сгорание начинается уже внутри горелки и она сильно нагревается. Необходимо немедленно погасить горелку, закрыв доступ газа, а затем вновь ее зажечь, предварительно ограничив подвод воздуха.

Горелку установим под пробиркой таким образом, чтобы наиболее горячая внешняя кромка несветящегося пламени обтекала пробирку. Сначала будем нагревать участок, находящийся несколько выше сухого столбика железного порошка, пока пробирка заметно не накалится. Затем медленно подведем пламя под зону сухого железного порошка.

Влажный слой нагревается, вода испаряется, и водяной пар взаимодействует с горячим порошком железа. При этом железо захватывает кислород воды, а водород освобождается. Он проходит через стеклянную трубку, а в улавливающем устройстве образуются пузырьки, которые собираются в наполненной водой пробирке. Это происходит так быстро, что мы успеем наполнить и вторую пробирку. Каждую наполняющуюся пробирку прямо под водой нужно закрыть пробкой и только после этого извлечь из пневматической ванны.

Если пузырьки газа перестанут образовываться, прекратим нагревание и подожжем образовавшийся водород. Для этого перевернем пробирку отверстием вниз, откроем и внесем пламя снизу в отверстие. Газ быстро сгорит. Мы увидим голубое пламя и услышим свистящий звук, а может быть, и сильный хлопок. Если хлопнуло, значит, в пробирке не чистый водород, а смешанный с воздухом. Воздух может попасть при его вытеснении из аппаратуры в начале опыта или при использовании некачественных пробирок. На всякий случай, чтобы не пораниться осколками при возможном взрыве, прежде чем поджигать газ, обмотаем пробирку влажным платком.

Железо легко соединяется с кислородом, поэтому оно может вытеснять водород из воды. При комнатной температуре этот процесс протекает очень медленно, напротив, при температуре красного каления - бурно. Водород при воспламенении сгорает. Он соединяется при этом с кислородом воздуха, и опять образуется вода. Если водород не смешан с самого начала с кислородом или воздухом, сгорание протекает спокойно. Смесь же водорода с воздухом или чистым кислородом взрывается. Такую смесь называют гремучим газом, а описанную выше пробу в пробирке -пробой на гремучий газ. Если мы работаем с водородом, то перед опытом необходимо с помощью этой пробы убедиться, что водород не содержит воздуха.

Исходя из нашего первого опыта, мы можем дать общий рецепт разложения химического соединения: чтобы, освободить компонент А из соединения АВ, нужно ввести в реакцию с ним вещество С, которое соединяется с В легче, чем А. Железо более склонно к образованию соединения с кислородом, чем водород, и вследствие этого вытесняет его из воды. Другие металлы также способны к этому, например цинк, алюминий, магний или натрий. Такие металлы называют активными, в то время, как неактивные металлы: медь, серебро, золото и платина - не могут разлагать воду. Металлы по их способности к соединению с кислородом можно поставить в ряд, который начинается с самого благородного металла - золота, и заканчивается наиболее реакционноспособными щелочными металлами;- натрием, калием и т. д. Склонность к соединению с элементом называют в химии сродством. Золото обладает слабым, а натрий - очень сильным сродством к кислороду. Вытеснять водород из воды могут те металлы, сродство которых к кислороду больше, чем сродство к нему водорода.

С помощью магния

Неблагородные металлы, такие как натрий или калий, бурно реагируют с водой с образованием оснований. Магний тоже уже при комнатной температуре может разлагать воду:

2mg + 2h2o = 2mg(oh)2 + 4h

Однако образующийся гидроксид магния растворяется в воде очень плохо. Он остается на металле в виде тонкой пленки, которая задерживает дальнейшее растворение. Благодаря такому торможению реакции многие металлы не растворяются в воде. Однако, если несколько Минут кипятить в колбе немного магниевого порошка с 5 мл воды и несколькими каплями спиртового раствора фенолфталеина, то жидкость окрасится в красный цвет. Достаточно совсем незначительного количества гидроксида магния (менее 0,1 мг/л), чтобы индикатор показал основную реакцию. Этот маленький опыт дает представление о высокой чувствительности многих химических реакций.

Теперь нужно обнаружить водород, который получился в результате разложения воды магнием. Так как в чистой воде разложение практически прекращается из-за образования защитной пленки, следует позаботиться о том, чтобы слой гидроксида непрерывно разрушался. Для этого используем добавки. Мы достигнем желаемого эффекта с помощью очень небольших количеств кислоты или солей, таких как хлорид железа (iii) или хлорид магния. Поместим в широкие пробирки несколько кусочков магния или немного магниевого порошка, или по кусочку магниевой полоски. Одну из этих пробирок заполним водопроводной водой, другую - водой, в которую уже добавлены очень незначительные количества кислоты или уксуса, третью-разбавленным раствором хлорида железа (iii) или поваренной соли. В подкисленной воде и в растворах солей образуются пузырьки газа, а магний энергично растворяется. Если наполнить узкую пробирку водой и, перевернув, погрузить ее в широкую пробирку, то можно собрать выделяющийся газ. Из подкисленной воды мы получим его так много, что сумеем провести пробу на гремучий газ.

Образование поверхностной инертной пленки называют пассивированием. Если бы не это явление, хром, алюминий и многие другие металлы были бы в очень короткий срок разрушены кислородом воздуха или водяным паром.

Электролитическое разложение воды

Для разложения воды электрическим током чаще всего используют аппарат Гофмана. Кто не располагает таким аппаратом, может сам легко построить подобное приспособление. Возьмем кусок очень широкой стеклянной трубки (например, химический стакан или широкогорлую склянку без дна. Как удалить дно, описано в главе 8, а острые края надо оплавить на пламени бунзеновской горелки). Отверстие трубки или горло склянки закроем очень плотно подогнанной резиновой пробкой. В пробке на не слишком близком расстоянии друг от друга просверлим два отверстия, в которые в качестве электродов вставим два угольных стержня. Такие стержни можно купить или взять из батарейки для электрического карманного фонаря. Перед применением очистим угольные стержни длительным кипячением в воде. К нижним концам угольных стержней присоединим токоподводы из изолированной медной проволоки. Лучше всего достать у электрика подходящие клеммы и к ним припаять зачищенные концы проводов. В крайнем случае обмотаем стержень проволокой. Изоляционный лак с проволоки необходимо тщательно счистить, а число витков должно быть достаточно большим. Провода подсоединим к батарейке для карманного фонарика или, лучше, к свинцовому аккумулятору. Если найдется переменное сопротивление в несколько ом, включим его в цепь. Тогда скорость электролиза будет хорошо регулироваться.

Наполним изготовленный электролизный сосуд примерно на две трети водой, в которую добавим немного разбавленной серной- кислоты. Чистая вода проводит электрический ток очень плохо. Уже незначительное количество кислоты сильно повышает проводимость. Лучше всего, чтобы концентрация серной кислоты составляла 2-i%. Осторожно -даже разбавленная серная кислота разъедает кожу. Запомните навсегда: при разведении кислоты ее следует очень медленно вливать в воду, ни в коем случае нельзя поступать наоборот - вливать воду в кис" лету.

Ячейка готова. Теперь замкнем электрическую цепь. На обоих электродах выделяется газ: на положительном полюсе (аноде) слабее, на отрицательном (катоде) - сильнее. Соберем газы для их изучения. Для этого поместим перевернутые наполненные водой пробирки над электродами -только, чтобы они тоже стояли на резиновой пробке, а то электрическая цепь прервется.

В обеих пробирках соберется газ. В идеальном случае нужно ожидать, что на аноде образуется ровно вдвое меньше газа, чем на катоде. Ведь на аноде выделяется кислород, а на катоде - водород. Так как формула - воды h2o, то на один атом кислорода приходится два атома водорода, и при разложении воды должно образовываться в два раза больше атомов водорода, чем кислорода. С другой стороны, мы знаем из школьного курса, что в равных объемах газов всегда содержится равное число молекул закон Авогадро), а как молекула водорода, так и молекула кислорода содержат два атома элемента.

Несмотря на правильность этой теории, мы будем несколько разочарованы, когда сравним полученные объемы газов. Кислорода будет мало, так как часть его соединится с углеродом электрода. Для точных исследований необходимо применять электроды из благородного металла (лучше всего платины).

Эксперименты с водородом

Если при электролизе использовать достаточно мощный источник тока (например, аккумулятор), то можно получить значительные количества обоих газов и провести с ними простые опыты.

В наполненной водородом пробирке осуществим пробу на гремучий газ. Вообще, она дает отрицательный результат, и полученный чистый водород сгорает спокойно. Правда, можно получить и положительную реакцию - если водород смешивается с растворенным в воде пневматической ванны кислородом. Это может произойти при неосторожном насаживании пробирок или, чаще всего, при близком расположении электродов. Кислород легко обнаружить с помощью тлеющей лучины. Зажжем деревянную лучинку, оставим ее некоторое время гореть на воздухе, затем потушим пламя, быстро дунув на него. Тлеющий, обугленный конец лучины введем в пробирку с кислородом. Мы увидим, как тлеющая лучина воспламенится. Будем продолжать исследования до тех пор, пока в пробирках есть газ.

С помощью, нашего электролизного устройства мы можем также получить чистый гремучий газ и взорвать его. Для этого толстостенный стакан, наполненный водой, поместим одновременно над обоими электродами. Во время электролиза в нем соберется смесь кислорода в водорода. Как только стакан начнет наполняться, осторожно приблизим его, отверстием вниз, к пламени горелки. Последует сильный хлопок и стенки сосуда увлажнятся. Из отдельных элементов в результате реакции соединения мы получили воду.

Только проводить этот овьет нужно непременно в защитиых очках! Кроме того, получать газовую смесь можно только в небольшом количестве, используя в самом крайнем случае стакан вместимостью не более 250 мл. Стакан обмотаем влажной плотной тканью (лучше полотенцем), чтобы не пораниться, если его разорвет. И еще: прежде чем поджигать смесь, в целях предосторожности откроем рот, чтобы защитить барабанные перепонки. Учтите также, что электролитическое получение водорода зачастую сопровождается взрывами. Это гремучий газ самовоспламеняется под действием электрической искры или каталитически действующих примесей. По этой причине можно получать только небольшие количества газа и во время опыта держаться на достаточном расстоянии.

Информация предоставлена исключительно в образовательных целях!
Администратор сайта не несет ответственности за возможные последствия использования предоставленной информации.

У меня есть мечта - запустить высотный шарльер - "воздушный" шар, наполненный водородом . Далее я подробно опишу, как мне таки удалось ее реализовать.

Классификация высотных шаров

Высотные любительские шары (свободные аэростаты ) делятся на три класса:
- оболочка наполнена газом легче воздуха;
монгольфьеры - оболочка наполнена горячим воздухом;
розьеры - оболочка содержит две камеры - одна наполнена газом легче воздуха, а вторая - подогретым воздухом. Это позволяет контролировать подъемную силу, но с намного меньшим расходом топлива, чем у монгольфьера.

История шарльеров

Сейчас для высотных любительских шаров широко используется гелий (ранее применялся водород ).

Впервые водород для воздухоплавания использовал в 1783 году французским профессор физики Жаком Шарлем (Jacques Alexandre César Charles ):

Водород поступал по шлангу из бочек с железными опилками и серной кислотой, шар диаметром 9 метров заполнялся 4 дня. Его шар, который исследователь назвал "La Charlière " (отсюда и название ""), достиг высоты 550 м:

В журнале "Природа" №10 за 1912 год описано применение водородных шаров в метеорологии:
- круглый шелковый пролакированный шар, наполняемый водородом объемом до 20 м 3 ; подобные шары поднимались на высоту 9650 м:

Гуттаперчевый баллон, вмещающий 3-4 м 3 водорода; к такому баллону прикрепляют парашют и метеограф; при достижении верхних слоев атмосферы баллон лопается, а парашют с метеографом спускаются на землю; такие шары достигли высоты 29040 м:

пилот-баллон - небольшой (объемом 0,1 - 0,2 м 3) гуттаперчевый шар, наполненный водородом и летящий свободно без метеографа, наблюдение за таким шаром позволяет определить направления и скорости воздушных течений в атмосфере на различных высотах; такие шары достигли 25000 м.

Гелиевый шар, запущенный 1 ноября 2002 года, достиг высоты 79 809 футов http://vpizza.org/~jmeehan/balloon/#launch
Алексей Карпенко из Канады в октябре 2007 года запустил самодельный воздушный шар с бортовым компьютером, фото и видео камерой на высоту больше 30 километров http://www.natrium42.com/halo/flight2/
Гелиевый шар, запущенный Robert Harrison (UK) 17 октября 2008 года, достиг высоты 35 015 метров (проект Icarus ) http://www.robertharrison.org/icarus/wordpress/28/icarus-i-launch-3/
Greg Klein , Alex Martin и Tim Wheeler запустили в сентябре 2009 года гелиевый шар, достигший высоты 90 000 футов http://apteryx.hibal.org/

Юридические аспекты запуска высотных шаров

Такие воздушные шары относятся к летательным аппаратам класса A (свободные аэростаты) подкласса AA (свободные аэростаты, подъемная сила которых создается газом легче воздуха, без бортового подогревателя воздуха и без наддува оболочки ) в соответствии со спортивным кодексом Международной авиационной федерации (FAI ).

В Республике Беларусь Указом Главы государства от 25 февраля 2016 г. № 81 определено, что под авиамоделью понимается летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат . Таким образом, воздушный шар относится к авиамоделям . Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2016 №636 утверждены Правила использования авиамоделей в Республике Беларусь . Согласно правилам, авиамодели не подлежат государственной регистрации . Однако их использование запрещено на высоте, превышающей 100 метров от уровня земной или водной поверхности. Использование авиамоделей запрещается в пределах запретных зон , установленных Министерством обороны и Министерством транспорта и коммуникаций, и в случаях, определяемых Службой безопасности Президента Республики Беларусь; Авиамодели общей массой более 0,5 килограмма подлежат обязательной маркировке с указанием данных владельца.

Согласно пункту Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации для пользователей воздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве классов A и C , устанавливается разрешительный порядок использования воздушного пространства - на основании плана использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства.

Получение водорода в домашних условиях

Я решил построить шарльер, так как получить гелий в домашних условиях весьма проблематично, а покупать - слишком просто и неинтересно.


ОПЫТЫ С ВОДОРОДОМ ОЧЕНЬ ОПАСНЫ! Водород пожароопасен и в смеси с воздухом взрывоопасен. Водород - наименее плотный из всех известных газов и дешевле сейчас широко используемого для пилотируемого воздухоплавания гелия в 40-50 раз. Его плотность 90 г/м 3 (у воздуха для сравнения 1,23 кг/м 3). Подъемная сила водородного шарльера равна разнице в весе между воздухом и водородом в одном и том же объеме. Если шар объемом 1 м 3 наполнен водородом, то его подъемная сила будет равна 1,2 кг (масса 1 м 3 воздуха) - 0,09 кг (масса 1 м 3 водорода) = 1,01 кг. Таким образом 1 литр водорода поднимает около 1 грамма полезной нагрузки.

Вот иллюстрация к сравнению водорода и гелия из научно-популярной передачи WOW на канале CGTN :

Как же добыть водород???

Реакция с каустической содой

Самым безопасным способом получения водорода является реакция алюминия с водой:
2 Al + 6 H 2 O = 2 Al(OH) 3 + 3 H 2

Но ходу этой реакции препятствует оксидная пленка на поверхности алюминия. Ее можно удалить с помощью хлорида ртути HgCl 2 . Но в домашних условиях более простым способом получения водорода является реакция алюминия с водой и гидроксидом натрия (ионы OH - ) разрушают оксидную пленку на поверхности алюминия и начинается реакция):

2 Al + 6 NaOH = 3 H 2 + 2 Na 3 AlO 3

(альтернативное описание этой реакции - 2 Al + 2 NaOH + 6 Н 2 О = 2 Na + 3 Н 2 )

54 грамма алюминия (2 моля) + 240 грамм едкого натра (6 молей) = 6 грамм водорода (3 моля).

Реакция идет с нагреванием (экзотермическая), вода при этом может закипеть!!!

Гидроксид натрия NaOH (каустическая сода, каустик, едкий натрий, едкий натр, едкая щелочь ) (англ. sodium hydroxide , caustic soda , lye ) широко распространена в природе.

Каустическая сода разъедает органические вещества. Относится к высокоопасным веществам 2 класса опасности. При попадании на кожу, слизистые оболочки и в глаза образуются серьёзные химические ожоги. При контакте слизистых поверхностей с едкой щёлочью необходимо промыть поражённый участок струей воды, а при попадании на кожу слабым раствором уксусной кислоты. Нельзя допускать попадания гидроксида натрия внутрь организма человека или животного!

Плотность гидроксида натрия (кристаллы) составляет 1,59 грамма в см 3 , растворимость в воде 108,7 грамма в 100 миллилитрах воды. Таким образом, 240 грамм занимают объем приблизительно 150 см 3 , и требуют для полного растворения 220 мл воды. Если воды недостаточно, то будет образовываться пена.

Достать гидроксид натрия можно в магазине бытовой химии - средство для чистки канализации:

В качестве источника алюминия можно использовать фольгу или проволоку. Плотность алюминия равна 2,7 грамма в куб. см. Для проволоки диаметром 2 мм масса 10 см проволоки равна 0,85 грамма, а 1 грамм проволоки имеет длину 11,8 см.

При нормальном давлении 6 грамм водорода занимают объем 67,2 литра (из-за давления оболочки шара объем будет меньше).

Для водорода в шарике справедлив закон Шарля (назван в честь упомянутого выше французского ученого) - "объем газа при постоянном давлении пропорционален его температуре":
${P = const} \to {{T_1} \over {V_1}} = {{T_2} \over {V_2}} = {const}$
Водород в завязанном воздушном шарике находится при атмосферном давлении и, как следствие, объем шарика возрастает при нагреве и уменьшается при охлаждении.

Подходящим сосудом для смешивания реактивов является бутылка из-под шампанского, выдерживающая давление до 6 атм.
Сначала наливаем в бутылку 500 мл воды, добавляем 100 грамм гидроксида натрия, размешиваем до растворения, а затем бросаем внутрь бутылки нарезанную на кусочки по несколько см алюминиевую проволоку (30 грамм). Реакция сначала протекает медленно, но затем ускоряется. Бутылка при этом заметно нагревается.

Указанного количества реактивов должно хватить для выработки более 30 литров водорода. Одеваем шарик на горлышко бутылки и наблюдаем, как он наполняется водородом:

При первом успешном запуске 4 августа 2012 года объем надутого шарика составил более 25 литров. Использованный большой детский воздушный шарик весил около 8 грамм. Таким образом, "чистая" подъемная сила составила около 25-8 = 16 грамм.

Также можно использовать цинк Zn вместо алюминия Al , а вместо гидроксида натрия NaOH - гидроксид калия KOH (едкое кали , каустический поташ ).

Альтернативными вариантами добычи водорода "на дому" являются реакция с медным купоросом и электролиз раствора.

Реакция с медным купоросом

Медный купорос CuSO 4 является сульфатом меди (медной солью серной кислоты).

Медный купорос ядовит, относится к третьему классу опасности - оказывает отравляющее действие при попадании на слизистые оболочки или при приеме внутрь.

Необходимо смешать несколько ложек медного купороса с немного большим количеством поваренной соли. Затем в емкость с полученной смесью добавить воды. После полного растворения раствор должен окраситься в зеленый цвет (если этого не произошло, то следует добавить еще соли). Затем добавляем кусочки алюминия и начинается реакция - образовавшийся в растворе хлорид меди смывает с поверхности алюминия оксидную пленку и алюминий вступает в реакцию, при которой восстанавливается медь и выделяется водород.

Реакция протекает с выделением тепла, поэтому целесообразно поместить емкость с реагентами в холодную воду.

Электролиз

Электролиз раствора каустической соды

Также водород выделяется при электролизе разбавленного раствора каустической соды в дистиллированной воде, причем электроды должны быть железными ("железный" аппарат). Реакция идет с выделением тепла, поэтому необходимо предусмотреть отвод тепла от емкости, например, поместить деревянную емкость в песок (например, рекомендуется температура около 70° C). При необходимости можно подливать в раствор дистиллированную воду. Чистота получаемого водорода при этом достигает 97 % (по информации "Британской энциклопедии" за 1911 год). В журнале "Природа" за 1922 год указывается, что такой способ наполнения воздушных шаров водородом применялся во время Первой мировой войны.

Электролиз раствора поваренной соли

При электролизе водного раствора поваренной соли (англ. brine ) вблизи одного из электродов (катода) выделяется водород, вблизи другого (анода) - хлор, и образуется щелочь - гидроксид натрия:
2 NaCl + 2 H 2 O = 2NaOH + H 2 + Cl 2

Лакмусовая бумажка синеет, показывая щелочную реакцию:

Также на аноде выделяется в небольших количествах кислород из-за разложения гидроксид-ионов и молекул воды.
В качестве анода и катода целесообразно использовать инертные графитовые электроды, например, стержни, извлеченные из солевых (с надписью Heavy Duty ) батареек:

Как показал проведенный мной эксперимент, выход водорода в этом случае невелик.

Тест на водород

Смесь водорода и кислорода воздуха (гремучий газ ) взрывоопасна, и это ее свойство можно использовать как тест на наличие водорода. К пробирке с исследуемым газом нужно поднести заженную лучину, и если в пробирке накопился водород, то произойдет громкий хлопок (смесь водорода и кислорода сгорает со взрывом ):

Чем меньше в пробирке кислорода, тем тише будет хлопок. Чистый водород даст лишь легкую вспышку - он горит без взрыва.

Запуск шарльера

Горлышко надувшегося шарика завязывается сложенной в несколько раз нитью, эта нить затем привязывается к нитке, намотанной на катушку:

Шарик взлетает очень резво, катушка ниток быстро разматывается.
Нижеприведенные снимки шарика в небе сделаны с четырехкратным увеличением.

При запуске 4 августа 2012 года была размотана почти целая катушка ниток длиной 200 м (но нить провисала). При наблюдении шара в подзорную трубу угловые размеры шарика составили примерно десятую часть поля зрения. Подзорная труба "Турист-3" обладает увеличением 20 крат и углом поля зрения 2 градуса. Таким образом, угловые размеры шара составили около 0,2 градуса. Учитывая, что диаметр шара составил при запуске 37 см (пренебрегаем расширением шара), расстояние до него составило около 100 м.

Продолжение следует

В продолжение темы:
Государство и право

Эмомали Рахмон – бессменный президент Таджикистана с 1994 года. После конституционного референдума в мае 2016 в основной закон страны внесена поправка, снимающая ограничение...

Новые статьи
/
Популярные