Эмпирическое исследование в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии. Эмпирические данные Четырехугольная корреляционная матрица

Введение

Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования, оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. «твердых (неопровержимых) данных» («hard data»). Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность другим исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения. Пристрастие эмпирического исследования к «твердым данным» требует высокой внутренней согласованности и устойчивости средств измерения (и мер) тех независимых и зависимых переменных, которые привлекаются с целью научного изучения. Внутренняя согласованность является основным условием устойчивости. Средства измерения не могут быть высоко или хотя бы достаточно надежными, если эти средства, поставляющие сырые данные для последующего анализа, не будут давать высокие интеркорреляции. Неудовлетворение этого требования способствует внесению в систему дисперсии ошибок и приводит к получению неоднозначных или вводящих в заблуждение результатов.

Целью контрольной работы является рассмотрение методов анализа эмпирических данных.

Задачами контрольной работы является рассмотрение и выделение этапов процесса анализа, их роли в социологическом исследовании, а также выделение видов и тип группировок методов анализа и их классификация.

1 Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу

Эмпирическое социальное исследование - это научная последовательность действий, которая называется эмпирической, когда исследуются статистические факты опытным путем.

Эмпирическое исследование должно иметь систему методических правил, которая определяет особенности объекта познаний данной эмпирической науки. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются в зависимости от целей исследования различные методы исследования: наблюдения, эксперимент, опрос и другие.

Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:

    Определение предмета и объекта исследования, постановка его цели и задач;

    Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез;

    • Выборка для эмпирического исследования;

      Выбор методов и методик.

    Проведение исследования, направленного на сбор эмпирического материала;

    Обработка эмпирических данных;

    Обсуждение и интерпретация данных;

    Формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы.

Любое эмпирическое научное исследование начинается с того, что исследователь фиксирует выраженность интересующего его свойства (или свойств) у объекта или объектов исследования, как правило, при помощи чисел. Таким образом, следует различать объекты исследования (в социальных науках это чаще всего люди, испытуемые), их свойства (то, что интересует исследователя, составляет предмет изучения) и признаки, отражающие в числовой шкале выраженность свойств.

Необходимо уже на начальных этапах планирования исследования принять решение, какой будет размер выборки, какие методы сбора информации будут использованы и, наконец, какие виды обработки будут применены к полученным данным.

Эмпирические данные могут представать перед исследователем в виде :

Совокупности чисел, характеризующих те или иные объекты (в качестве таких совокупностей могут выступать, например, производственные характеристики предприятий, возраст респондентов, оценки выпускниками школ, престижности некоторых профессий и т.д.);

Множества индикаторов определенных отношений между рассматриваемыми объектами (к примеру, при изучении производственных бригад такими индикаторами могут служить указания каждого члена бригады на то, нравится ли ему работать вместе с любым другим членом той же бригады, такие данные часто используются при изучении малых групп;

Результатов попарных сравнений респондентами каких-либо объектов (такие данные используются в методе парных сравнений - способе построения шкал, отражающих усредненное отношение изучаемой совокупности респондентов к каким-либо объектам).

Совокупности определенных высказываний (например, ответов респондентов на вопрос об их профессии, о том, что им нравится в политике правительства; письма читателей газеты в редакцию; фрагменты из журнальных статей и т.д.),

Текстов документов;

Так или иначе зафиксированных результатов наблюдения за невербальным поведением каких-либо людей и т.п.

Наиболее часто в социологических исследованиях данные представляют собой совокупность значений каких-либо признаков (характеристик, переменных, величин), измеренных для каждого из изучаемых объектов.

При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа которого, гипотеза уточняется.

Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных статистических и научных методов. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов.

Необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить относительно разных условий исследования, важно обеспечить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп.

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Обработка данныхвключает в себя следующие компоненты : 1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования. 2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования. 3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных.

Процедуру кодирования можно обозначить и как процедуру измерения (прямого, непосредственного). Почему? А потому, что вполне правомерно, например, поставить вопросы: Как измерить пол? Как измерить возраст? Как измерить принадлежность к факультету? Сами вопросы на первый взгляд вызывают определенное недоумение, потому что ответы на них просты и очевидны. Вместе с тем ответ может быть неоднозначным. В зависимости от целей исследования социолога может интересовать как хронологический возраст, так и умственный (сопоставление этих возрастов особенно важно при изучении детей). Социолога может интересовать как физиологический пол, так и “социологический” (мужской или женский тип личности). Что же касается измерения феномена “удовлетворенность учебой” и “степень уверенности по поводу трудоустройства”, то однозначного ответа здесь нет и не может быть. Это сложные феномены с точки зрения изучения, измерения и анализа. Выбор нами третьего вопроса в качестве единственного эмпирического индикатора “удовлетворенности” объясняется очень просто.

Такого рода вопросы по поводу удовлетворенности различными сторонами жизнедеятельности человека кочуют из одного вопросника в другой. В этом смысле варианты ответа на него являются типовыми. И в этом случае кодирование вариантов ответа мы считаем измерением. Выше приведены четыре способа кодирования. Чуть ниже мы к ним вернемся. Вопросы, как измерить возраст и продолжительность самостоятельной работы, также правомерны, и ответы на них носят очевидный характер.

    АНАЛИЗ ДИСКУРСА (дискурс-анализ) - совокупность методик и техник интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой в конкретных общественно политических обстоятельствах и культурно исторических условиях. Тематическую,… … Социология: Энциклопедия

    Осн. цель А. з. предоставить информ. о том, насколько адекватно функционируют составляющие тест задания (или пункты). Эта информ. может затем использоваться для повышения надежности и валидности теста путем редактирования или удаления слабых… … Психологическая энциклопедия

    МИРО-СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ - текст И. Валлерстайна, опубликованный в 1987. Согласно Валлерстайну, миро системный анализ это не теория о социальном мире или его части. Это протест против способов, которыми было структурировано социальное научное исследование при его… … Социология: Энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. У этого термина существуют и другие значения, см. ABC. ABC анализ метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по… … Википедия

    Под именем О. анализа разумеют качественное и количественное исследование состава О. веществ из элементов, почему он обыкновенно и носит название элементарного О. анализа. Основной его принцип тот же, что и анализа (см.) минерального, и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Эмпирический критерий (англ. empirical test) это критерий, который традиционно применяется для проверки, будет ли последовательность случайной. Далее рассмотрим двенадцать специфических критериев. Обсуждение каждого критерия разбивается на две… … Википедия

    дискурс-анализ - ДИСКУРС АНАЛИЗ (англ. discourse analysis) подход, типичный для неклассической философии, истории и методологии гуманитарных наук, в которых сложилось два основных смысла термина «дискурс». Он используется, во первых, как обозначение… …

    Языковедческие функциональные методы: дискурсивный анализ - В современной парадигме языкознания, характеризующейся функционально деятельностным и антропоцентрическим подходом(ами) к исследованию языка, все более распространенным становится дискурсивный анализ (Д. а.), как правило, опирающийся на учет… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Статистич. интерпретация бейесовского подхода к построению выводов о ненаблюдаемых значениях случайных параметров при неизвестном их априорном распределении. Пусть случайный вектор, причем предполагается, что плотность условного распределения… … Математическая энциклопедия

    новосибирский методологический семинар - НОВОСИБИРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР начал работать в ноябре 1963 в Академгородке СО АН СССР (г. Новосибирск) и существовал с небольшими перерывами до начала 1980 х, объединяя группу людей, в той или иной степени противостоящих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • , Яковлев Андрей Александрович, Демидова Ольга Анатольевна, Подколзина Елена Анатольевна, Балаева Ольга Николаевна. Монография посвящена анализу развития российской системы государственных закупок в период действия Закона о госзакупках № 94-ФЗ, который стал основой для радикальной реформы регулирования…
  • Эмпирический анализ системы госзакупок в России , Яковлев Андрей Александрович, Демидова Ольга Анатольевна, Подколзина Елена Анатольевна, Балаева Ольга Николаевна. Монография посвящена анализу развития российской системы государственных закупок в период действия Закона о госзакупках 94-ФЗ, который стал основой для радикальной реформы регулирования сферы…

Последовательность эмпирического исследования:

  • 1. Организовать и провести исследование на студентах-психологах.
  • 2. Интерпретация и выводы.
  • 1. Данное исследование проводилось на базе ФГАОУ ВПО «КФУ» города Казань. В исследовании принимали участие студенты-психологи 3-го курса.

Исследование проводилось 8 декабря 2014 г. согласно требованиям: по принципам сохранения тайны, не нанесения морального ущерба, на добровольной основе, анонимно.

Утренние часы, предоставленные для исследовательской работы, позитивно выгоднее тем, что психофизиологическое состояние в данный временной промежуток отличается работоспособностью, бодростью, отсутствием утомления, готовностью легко воспринимать и реагировать на получаемую информацию, что обуславливает объективность оценок и качество эксперимента в целом.

Исследование проходило в учебной аудитории, где не наблюдалось ничего, что могло бы стать причиной дискомфорта испытуемых. Освещенность соответствовала площади аудитории, внешних шумов не наблюдалось (транспорт, сильный ветер). Для получения наименьшего числа искажений в ходе исследования, испытуемый должен иметь личную заинтересованность в результатах диагностики.

Общий объем выборки 15 человек в возрасте от 19 до 21 лет (из них двое парней остальные девушки).

Каждому участнику исследования были предложены методики:

  • 1) Тест определения профессиональной идентичности (см. приложение 1).
  • 2) Опросник, сформированный из тестов: “Диагностики парциальных позиций интернальности - экстернальности личности” (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд), “Способность к самоуправлению” (тест ССУ) (Н.М. Пейсахов), “Методика исследования самоотношения” (С.Р. Пантелеев) (см. приложение 2).

Инструкция: «Уважаемые студенты, вам предложено пройти тестирование. Для нас очень важно ваше мнение. Перед вами две методики. Прошу обратить внимание на лист, где представлены тест и бланк ответов, необходимо указать ваш возраст, пол, специальность, курс. Тест состоит из 19 вопросов. Используя тест: оцените себя и ваши умения по школе от 1 до 10 (1 - низший балл, 10 - наивысший балл)». Время выполнения 15 минут.

«При выполнении второго задания, вам необходимо ответить на каждый пункт опросника, используя одну из оценок 6 шкалы. Опросник состоит из 90 вопросов». Время выполнения 45 минут.

Не смотря на то, что перед началом исследования была дана четкая инструкция, в ходе диагностики задавались вопросы по поводу дальнейших действий, на все вопросы были даны исчерпывающие ответы.

После того как участники выполнили предложенные задания, мы произнесли слова благодарности, сделав акцент на важности поведенного мероприятия.

2. Интерпретация и выводы

После проведенного опросника на профессиональную идентичность были выявлены следующие результаты (см. Таблицу 1.):

  • -Крайне низкий уровень профессиональной идентичности - количество выборов 0 (0%)
  • -Низкий уровень профессиональной идентичности - количество выборов 0 (0%)
  • -Средний уровень профессиональной идентичности - количество выборов 8 (53, 3%)
  • -Высокий уровень профессиональной идентичности - количество выборов 7 (46, 7%)
  • -Очень высокий уровень профессиональной идентичности - количество выборов 0 (0%)

Таблица 1. Результаты диагностики по опросникам на профидентичность и субъектность

Испытуемые

Профидентичность

Интегральность в семейных отношениях

Интегральность производственных отношений

Интегральность достижений

После проведенного опросника на субъективность были выявлены следующие результаты (см. Таблицу 1.):

  • 1) Интернальность в семейных отношениях (ИС)
  • -низкий показатель - количество выборов 1 (6, 67%)
  • -средний показатель - количество выборов 11 (73, 33%)
  • -высокий показатель - количество выборов 3 (20%)
  • 2) Интернальность производственных отношений (ИП)
  • -низкий показатель - количество выборов 2 (13, 33%)
  • -средний показатель - количество выборов 13 (86, 67%)
  • -высокий показатель - количество выборов 0 (0%)
  • 3) Интернальность достижений (ИД)
  • -низкий показатель - количество выборов 0 (0%)
  • -средний показатель - количество выборов 9 (60%)
  • -высокий показатель - количество выборов 6 (40%)

Таким образом можно сделать следующие выводы:

  • 1) 6, 67% испытуемых обладают низким показателем по шкале интернальность в семейных отношениях, что указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в их семье. Высокий показатель по этой шкале у 20% испытуемых, данный показатель означает, что ответственными за события семейной жизни испытуемые считают себя. Средний показатель у 60% опрошенных.
  • 2) 13, 33% испытуемых обладают низким показателем по шкале интернальность производственных отношений, что указывает на то, что испытуемые склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению-невезению. Средний показатель у 86, 67 % испытуемых, что свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д.
  • 3) Высокий показатель по шкале интернальность достижений у 40% опрошенных. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. 60% опрошенных обладают средним показателем по данной шкале.

Анализ результатов эмпирического исследования

Полученные результаты исследования профессиональной идентичности и субъектности, мы обработали применяя методы корреляционного анализа, программы Excel.

Таблица 2. Результаты корреляционного анализа

Профидентичность

Профидентичность

По результатам корреляционного анализа (см. Таблицу 2) видно, что связь между профидентичностью и интернальностью достижений (-0, 26) отсутствует. Следовательно, что они не взаимосвязаны между собой.

Корреляционная связь существует между профидентичностью и такими факторами как интернальность семейных отношений (0, 33) и интернальность производственных отношений (0, 43) - сила корреляционного анализа средняя. Что говорит о том, что профидентичность студентов зависит в основном от ситуации в семейной жизни и производственной деятельности.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между субъектностью и профессиональной идентичностью.

Таким образом, наше предположение статистически подтвердилось.

Итак делаем вывод о том, что профессиональная идентичность взаимосвязана с субъектностью.

С момента зарождения эмпирической психологии главной задачей данного направления являлось наблюдение и выявление психических фактов , а также принципов их взаимной связи.

Таким образом, эмпирическая психология делает акцент на конкретных явлениях психической жизни и состояниях человека, а не на бессмертной душе.

Определение основных понятий

Эмпиризм — что это такое? Это направление в философии, отрицающее любые источники знания кроме чувственного (непосредственного) опыта.

Эмпиризм в психологии предполагает, что большую часть знаний люди получают посредством изучения и опыта, а не благодаря генетической предрасположенности.

Эмпирики (эмпиристы) — кто это такие? Это сторонники теоретико-познавательной позиции, при которой знание считается достоверным лишь тогда, когда оно опирается на опыт.

Эмпирики склонны к практической деятельности, пологая, что деятельность является прямой дорогой к получению результата.

Эмпирически — посредством опыта, эксперимента или личного наблюдения.

Эмпирический материал — любой материал, собранный опытным путем или путем личного наблюдения/сбора данных.

Эмпирическое мышление — мышление, продуктом которого является первичное обобщение полученного путем практики опыта. Эта простая ступень познания, не углубляющаяся в теоретически .

Эмпирическое мышление часто путают с практическим мышлением, но на самом деле это две разные категории.

Эмпирическое обобщение — создание определенных выводов или выделение свойств предметов по единому общему признаку, выраженному в словесной форме. Создание классификаций по свойствам позволяет работать с большим объемом единиц (предметов или фактов).

Эмпирическое наблюдение — один из методов эмпирического исследования, выражающийся в преднамеренном и направленном восприятии какого-либо предмета (объекта) познания, чтобы получить информацию о его качествах, свойствах и отношениях.

Эмпирический анализ — анализ объекта, базирующийся на чувственном восприятии и личном опыте.

Эмпирический способ — способ исследования посредством наблюдений и экспериментов с дальнейшим выявлением закономерности.

Эмпирические доказательства — информация, подтверждающая или опровергающая веру в правдивость каких-либо суждений. Все доказательства основаны в первую очередь на чувствах.

Эмпирическая проверка — метод, при котором объект исследования подвергается систематическому наблюдению с целью получения достоверной информации.

Эмпирические данные в психологии — данные, полученные через органы чувств, опытным путем.

В психологии это материал, собранный после непосредственного наблюдения или проведения экспериментов, без сопутствующего теоретического умозаключения.

Эмпирическое и теоретическое мышление

В истории психологического знания произошло деление понятийного мышления на две категории .

Теоретическое и эмпирическое мышление различают как два противопоставленных друг другу понятия.

Первый тип мышления направлен на выявление, регистрацию и описание результатов чувственного опыта и называется эмпирическим.

Другой тип мышления работает с сущностью субъектов, скрытым и недоступным органам чувств законам развития. Этот тип называют теоретическим.

И эмпирическое и теоретическое мышление берут за основу особенный тип абстрагирования и обобщения . Для эмпирического уровня это сравнение отдельных качеств объектов и поиск различий между ними на основе выявленных качеств.

Т.е. сначала выявляются формально схожие признаки, которым можно присвоить статус «общих». Затем их отделяют от других, фиксируя с помощью слова-понятия. Результатом является знание, опирающееся на внешние (наглядные) доказательства .

Эмпирический тип мышления не подразумевает анализ особенностей самого объекта, связь его сторон, скрытую от органов чувств. Мысль идет по направлению от частного к общему, не вникая в природу предметов.

Теоретическое мышление работает со специфическими чертами, вычленяя основы для единства целых систем.

Психология

Классическая эмпирическая психология отличается от понятия «эмпирический», которым оперируют сегодня.

Она базируется на идее о том, что науке необходимо отойти от рассуждений о душе и перейти к изучению душевных явлений.

Классическая эмпирическая психология сознания находится в рамках позиции, при которой идеи возникают в опыте. Данное направление не занимается изучением психических явлений через эмпирический подход.

Оно не требует опытных исследований . А данные, полученные чувственным изучением или самонаблюдением/наблюдением, имеют место быть только как примеры. В данной школе точка зрения распространяется лишь на источник возникновения идей.

Сторонники этого направления в психологии полагают, что психические процессы не могут подлежать объективному изучению через самонаблюдение, так как для каждого отдельно взятого индивида психические переживания будут индивидуальны и не смогут выступать в качестве универсального шаблона.

Анкетирование

За основу берут данные, полученные путем наблюдения и других методов.

Затем на базе этой информации составляют анкеты.

Виды анкет в психологии:

  • прямые (вопросы подразумевают свободный и осознанный ответ со стороны анкетируемого объекта);
  • селективные (испытуемый выбирает наиболее подходящий/близкий ему ответ из готового списка);
  • анкеты-шкалы (испытуемый оценивает правильность тех или иных утверждений-ответов методом оценки в баллах).

Беседа

В процессе беседы участники вступают в диалог. Один из участников диалога является испытуемым . Второй участник выявляет психологические реакции и особенности испытуемого, а затем фиксирует их.

Опрос

В ходе опроса испытуемый дает ответы на адресованные ему вопросы, которые помогают выявить психологические особенности индивида.

Виды опросов :

  • устный;
  • письменный;
  • свободный;
  • по заданным стандартам.

Тест

Тесты применяют для получения точных характеристик (выраженных в качестве и количестве).

Метод подразумевает четко установленную модель сбора и последующей обработки полученных данных.

  • тестовый опросник;
  • тестовые задания.

Эксперимент

Метод психологического исследования, при котором формируется ситуация, способствующая проявлению личных психологических свойств изучаемого объекта.

Виды экспериментов :

  • естественный;
  • лабораторный.

Моделирование

Создание модели , которая повторяет ключевые особенности изучаемого феномена с целью провести наблюдение (при отсутствии возможности изучить реальный прототип).

Социометрия

Исследование группы на предмет (как пример структуры взаимоотношений и совместимостей).

По Ананьеву к обсервационным методам исследования относятся наблюдение, эксперимент, психодиагностика, праксиометрический метод, моделирование, биографический метод.

К эмпирическому методу относятся все перечисленные выше методы.

Структура знания кратко

Структура эмпирического знания содержит 4 уровня:

  1. Начальный уровень . Единичные или протокольные высказывания, содержащие условие существования или нет. В подобных протоколах обязательно регистрируют время и место как условия наблюдения.
  2. Второй уровень. Основой уровня являются факты (утверждения общего порядка в статической или универсальной форме). В них регистрируется информация об отсутствии или наличии определенных событий, свойств, отношений и т.д. в исследуемой плоскости. Также регистрации подлежит количественные параметры зафиксированных данных.
  3. Третий уровень. Основой уровня являются эмпирические законы, которым присущи временное и/ или пространственное постоянство.
  4. Четвертый (высший) уровень. Феноменологические теории или совокупность связанных между собой законов и фактов.

Благодаря эмпирической школе психология отошла от умозрительного анализа психики и сделала шаг к экспериментальным методам ее изучения. Это породило множество открытий в области психологической жизни.

Эмпирические методы познания :

Изучение и наблюдение природы породило науку.

Цицерон

Основоположником эмпиризма (греч. cpxapia - опыт) как противопоставления логике и схоластике - отвлеченным логическим умозаключениям считают английского философа XVI в. Ф. Бэкона. В своей главной работе «Новый Органон» он предложил заменить логические рассуждения методическим исследованием и планомерным экспериментом. Развитие знания, согласно Бэкону, должно базироваться не на случайных открытиях, а идти по заранее обдуманному плану. Он полагал, что результаты продуманных и планомерно осуществляемых опытов следует обобщать на основе индукции, делая умозаключения от частного к общему, а не наоборот, от общего к частному, как это делала распространенная в то время телеологическая философия. Наука должна сопоставлять данные опытов с другими фактами, где исследуемое свойство или явление присутствует, и рассматривать степень его проявления в разных случаях, переходя от единичных фактов к научным положениям сначала небольшой общности, а затем к значительно большей обобщенности.

Эмпирические исследования основаны на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом и возникающим в ходе этого взаимодействия восприятием органами чувств (в том числе с помощью приборов) данных, интересующих исследователя. Именно сенсорное восприятие обеспечивает возможность познания объективной действительности, поэтому часто говорят, что эмпирические методы базируются на так называемых неопровержимых данных. Эмпирические исследования, как правило, базируются на принятой в данный момент времени теории. Но они используют уже нс теоретические конструкты, являющиеся объектами идеализации, а взаимодействующие в опыте эмпирические объекты, которые могут быть сопоставимы непосредственно с реальными объектами. Взаимодействия эмпирических объектов в рамках экспериментальной ситуации принято называть эмпирической схемой. Эмпирическая схема может также включать в себя приборную обстановку: приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. По месту проведения исследования эмпирические методы могут подразделяться на полевые (естественные) и лабораторные.

Практически во всех областях науки методы эмпирических исследований считаются основными, поскольку именно они позволяют исследователям получить первичные научные данные. Общим свойством эмпирических методов исследования является процесс поиска, нахождения и накопления новых фактов об интересующих явлениях или процессах, их анализ и обобщение в интересах обнаружения устойчивых связей и закономерностей, а также первичная систематизация полученных фактов в форме перечней, таблиц, графиков, диаграмм и т. п.

Целесообразно обратить внимание на различие понятий данные и факты, получаемые в результате применения эмпирических методов исследования. В результаты опыта в протоколе фиксируются данные наблюдения, которые могут содержать ошибки исследователя, влияние внешних возмущающих воздействий, систематические и случайные ошибки приборов и т. д. Факты же представляют собой форму эмпирического знания, которая, в результате многократной проверки, приобретает интерсубъективный статус и содержит объективную и достоверную информацию об изучаемых процессах или явлениях.

Внутреннюю структуру эмпирических методов исследования образуют два основных элемента:

  • 1. Непосредственные наблюдения в полностью неуправляемых условиях или в условиях, когда исследователь может целенаправленно воздействовать на интересующие его параметры. В результате фиксируется определенная совокупность данных наблюдения.
  • 2. Процедуры перехода от данных наблюдения к фактам и эмпирическим зависимостям.

Непосредственные наблюдения обеспечивают естественный контакт ученого с исследуемыми процессами, но предполагают не просто пассивное созерцание изучаемых процессов или явлений, а предварительную организацию исследований, обеспечивающую контроль над их протеканием. Научные наблюдения всегда целенаправленны и, как правило, осуществляются систематически, определяя деятельностное отношение исследователя к изучаемому объекту и обязательное конструирование приборной обстановки. Случайные наблюдения также могут иметь место и даже позволяют обнаружить необычные явления, соответствующие новым характеристикам открытых объектов либо свойствам еще не известных объектов. В силу этого они могут стать началом научного открытия, но для этого они должны трансформироваться в систематические наблюдения, что предполагает формирование приборной обстановки и четкую фиксацию объекта, изменение состояний которого изучается в опыте.

Систематические наблюдения предполагают использование теоретических знаний, применяемых при определении целей наблюдения и конструировании приборной обстановки. Следовательно, наблюдения не являются чистой эмпирией, а проявляются как следствие предшествующего развития теории.

Процедуры перехода в эмпирических методах исследования обеспечивают достижение конечной цели, заключающейся в выявлении существенных связей и отношений природных объектов, управляющих исследуемыми процессами или явлениями. Эти связи позволяют объяснить и обобщить результаты, предсказать их будущие возможные состояния, а также выявить наиболее перспективные области дальнейших эмпирических исследований. Применительно к такой цели исследования подразумевается и особый предмет исследования - объект, изменение состояний которого прослеживается в опыте.

В эмпирических методах исследования цель познания сводится к тому, чтобы установить, как некоторое начальное состояние испытуемого объекта при фиксированных условиях порождает его конечное состояние. Переход объекта из начального состояния в конечное не произволен, а определен законами природы. Поэтому, многократно зарегистрировав в наблюдении или эксперименте изменение состояний объекта, исследователь самой структурой непосредственно наблюдаемого эффекта неявно фиксирует и соответствующий эмпирический закон.

Для выведения эмпирического закона необходимо сравнить между собой множество наблюдений, выделить в них повторяющиеся признаки. При этом может потребоваться статистическая обработка результатов измерения. Если в процессе наблюдения применялись приборные установки, то необходимо исключить из наблюдений возможные ошибки наблюдателя, искажающие случайные помехи, ошибки приборов. Для этого наряду с протоколами наблюдения составляется протокол контрольных испытаний приборов, в котором фиксируются их возможные систематические ошибки.

Наиболее важными и значимыми результатами эмпирического исследования являются те, в которых выявленные эмпирические закономерности изменения состояний того или иного исследуемого объекта можно интерпретировать как изменения объектных структур иного, более сложного типа.

Эмпирическим методам исследования присуща общая схема организации, предполагающая разработку исследовательской программы, упорядочивание наблюдений, опытов и экспериментов, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию и первичное обобщение.

Программа эмпирического исследования должна содержать: концепцию исследования, а также его методологическую и методическую составляющие.

Методологическая часть включает определение и обоснование проблемы, цель, объект и предмет исследования, анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования.

Методическая часть включает характеристику используемых методов исследования и применяемого инструментария, логическую структуру проведения исследования и сбора научной информации, порядок ее первичной обработки и формализации.

Для эмпирического уровня характерен процесс установления и накопления новых фактов, их анализ, синтез, обобщение в целях получения закономерностей, пригодных для практических целей. Результаты эмпирического исследования обычно служат исходным материалом для создания теории, проверки ее истинности и последующего развития и совершенствования.

Эмпирические методы исследования могут быть условно разделены на две группы: методы, представляющие собой исследовательские операции и обеспечивающие достижение конкретной цели, и комплексные методы- действия, в которые могут входить те или иные операции .

К первой группе эмпирических методов исследования относятся: изучение литературных источников и архивных документов, метод проб и ошибок, наблюдение, сравнение, измерение, экспертиза, опрос, тестирование.

Ко второй группе методов, которые включают несколько методов- операций, целесообразно отнести эксперимент, моделирование, методы обследования и мониторинга объектов, изучение и обобщение опыта.

В продолжение темы:
Биология

Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых...

Новые статьи
/
Популярные