Современный папа римский. Папа римский франциск. Обратная связь – как связаться с папой Франциском

Сегодня Папа римский Франциск, которого уже называют самым либеральным понтификом, отмечает пятилетие своего восшествия на ватиканский престол. Первый Папа-иезуит, не европеец, открыто поддерживает геев, омывает ноги беженцам, заключенным и мафиози и никому не отказывает в селфи. Для католиков Франциск будто заново открыл двери церкви. Для всего остального мира - стал поп-звездой и нравственным ориентиром. О первой ударной пятилетке Папы-реформатора - фрагмент выпуска новостей на RTVI.

Если сравнивать 266-го Папу римского Франциска (до восшествия на престол - Хорхе Марио Бергольо) с его предшественниками, то в нем необычно почти все: от имени и происхождения до обстоятельств избрания. Он родился в 1936 году в Аргентине. Прежде чем обратиться к Церкви, он выучился на химика-технолога, поработал лаборантом и, по собственному признанию, - вышибалой в ночном клубе. Потом получил степень доктора богословия, стал кардиналом. Уже в 2005 году был основным претендентом на папский престол, но тогда победил кардинал Йозеф Ратцингер - Бенедикт XVI. Бергольо избрали папой на следующем конклаве, в 2013, когда действующий понтифик - впервые за 600 лет - отрекся от престола. Для уходящего по состоянию здоровья 85-летнего Бенедикта придумали специальный титул «папа на покое».

Папа римский Бенедикт XVI

Франциск стал первым в истории папой-иезуитом и первым понтификом из Южной Америки, а именно - из Аргентины. Он мог бы стать первым папой-не европейцем, но в VIII веке на Святом Престоле побывал Григорий III из Сирии. На этом фоне часто забывают, что это еще и первый за много веков папа без «номера». При избрании он взял себе новое имя, которое в папстве символизирует идеологическую преемственность с теми, кто носил его прежде. Так, например, оба Иоанна Павла считались либерально-прогрессивными папами, а все Бенедикты были консерваторами.

Франциск по меркам католической церкви (и особенно - на фоне своего предшественника) либерален до революционности. При нем в римских церквях начали ставить душевые для бездомных, он упростил расторжение церковного брака и осудил священников, которые отказываются крестить внебрачных детей. Но, наверное, больше всего Франциска прославила одна-единственная фраза об ЛГБТ-сообществе.


папа Римский

«Если мужчина гомосексуален, но он добрый христианин и ищет путь к Богу - кто я такой, чтобы судить его?»

Неудивительно, что мессы папы стали немного походить на встречу суперзвезды с толпой поклонников, а журнал Time выбрал Франциска человеком года-2013. На самом деле, таким он был не всегда. До избрания папой кардинал Бергольо довольно резко высказывался об однополых браках и даже призывал власти родной Аргентины не легализовывать их в 2010 году, но безуспешно. Возможно, этим объясняется то, что иногда геи до сих пор все-таки встречают папу протестами.

Но главным испытанием для понтифика за первые пять лет его правления стали не геи, а педофилы. В 2017 году австралийская полиция обвинила в развратных действиях с несовершеннолетними кардинала Джорджа Пелла из Мельбурна. В Ватикане он занимал очень высокую должность папского казначея. Впрочем, педофилы - не новый вызов для Ватикана. В том же 2017-м умер скандально известный архиепископ Бостона Бернард Лоу, которого вынудили покинуть свой пост из-за сексуальных обвинений еще при Иоанне-Павле II.


папа Римский

«Я не перестаю испытывать мучительный стыд. Это боль из-за непоправимого вреда, который причинили невинным детям служители нашей Церкви»


Во время своего последнего латиноамериканского турне Франциску то и дело приходилось извиняться из-за этого и других похожих скандалов. А официальных встреч и визитов в графике Папы очень много (опять же, не в пример предшественнику). За пять лет Франциск успел посетить больше 20 стран. На его счету первая в истории встреча глав Католической и Русской Православной Церкви - в 2016 году на Кубе.

    Список римских пап, похороненных в Соборе Святого Петра. Мраморная плита при входе в сакристию в Соборе Святого Петра в Ватикане Список римских пап, разбитый по периодам, с аннотациями и указанием периодов правления. Примечание: Только в 384… … Википедия

    - … Википедия

    - (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - БИБЛИОГРАФИЯ [от греч. βιβλίον книга и γράφω пишу] БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, информация об изданиях, относящихся к комплексу научно богословских дисциплин. Термин «библиография» появился в Др. Греции и первоначально означал «переписывание книг».… … Православная энциклопедия

    - (белор. Беларускія прозьвішчы) сформировались в контексте общеевропейского процесса. Древнейшие из них датируются концом XIV началом XV века, когда тер­ри­тория Белоруссии входила в состав Великого княжества Литовского полиэтнического и… … Википедия

    - (Латинская патрология) собрание сочинений латиноязычных христианских авторов, включающее 217 огромных томов, первая часть «Полного курса патрологии» (Patrologiae Cursus Completus), вторая часть Patrologia Graeca. Изданы аббатом Минем… … Википедия

    - (от λιτός общий и εργον дело) название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

В 2000-летней истории не все страницы были белыми и не все Папы Римские – праведниками. Среди тех людей, которые должны были служить примером для миллионов, были узурпаторы, развратники, торговцы индульгенциями и разжигатели войн. На протяжении веков папский престол находился в центре европейской политики и те, кто носил мантию, не миновали ее жестоких методов. Да и представления об эталоне добродетели со временем претерпели существенные изменения. Какие же Папы вошли в историю как наиболее нечестивые?


Папа Стефан VI (в некоторых источниках VII) за недолгое время своего правления успел не «оставить след» в истории, а «наследить» в ней. В 897 г. он стал инициатором самого жуткого суда, получившего название «трупного синода». По приказу Стефана VI труп Папы Формоза, его предшественника и идеологического противника, был эксгумирован и предан суду. На ужасающем судебном заседании полуразложившийся труп усадили на трон и подвергли символическому допросу. Его обвинили в вероломстве, признали его избрание недействительным, отрубили пальцы, протащили по римским улицам и захоронили в могиле неизвестных чужеземцев. Во время синода произошло землетрясение, которое римляне восприняли как знак свыше и свергли Стефана VI.


Папа Иоанн XII, правивший с 955 до 964 гг., был обвинен в прелюбодеяниях, лжесвидетельстве, продаже церковных земель и привилегий. Лиутпранд Кремонский утверждает в своих хрониках: «Имею четкие свидетельства того, что он прелюбодействует с вдовой Ренье, со Стефанией, сожительницей своего отца, со вдовой Анной, своей племянницей, и святое место превратил в дом ш..х». Он был убит мужчиной, который застал его в постели со своей женой.


Папа Римский Бенедикт IX вошел в историю как один из самых циничных и аморальных правителей. Он обвинялся в изнасилованиях, содомии и организации оргий. Его называли «дьяволом из ада в обличье священника». Он также пытался продать престол, а потом снова вернуться к власти.


Папа Урбан VI стал инициатором раскола в Римско-католической церкви в 1378 г. и посеял вражду в борьбе за престол, которая длилась почти 40 лет. Он был известен своим жестоким и деспотичным характером.


Папа Иоанн XXII превратил отпущение грехов в своеобразный бизнес: чем более тяжким был грех, тем дороже оценивалось его прощение. А Папа Лев Х пошел еще дальше: он решил, что «тарифы» были слишком низкими и увеличил стоимость индульгенций. Сам же славился своей расточительностью и опустошал ватиканскую казну. За большие суммы он отпускал грехи убийцам и совершившим инцест. Это вызвало волну возмущения и выступлений против папства, в частности, Мартина Лютера.


А самым безнравственным и скандальным обычно называют Папу Александра VI. Он был печально известен своим распутным поведением и кумовством. Папского престола Родриго Борджиа добился подкупом, обвинялся в прелюбодеянии, инцесте, отравлениях. Впрочем, стоит отметить, что Александра VI винили и в тех грехах, которых он не совершал – его фигура обросла наибольшим количеством слухов.


Торговля индульгенциями осталась в прошлом, как и другие

Одной из самых властных персон, наделенных исключительными полномочиями в современном суверенном международном праве, является папа римский. Уникальность этой должности заключается в ее глубоком историческом смысле и в статусе. Персона, которая занимает эту должность, является одновременно верховным католическим понтификом и Главой Святого Престола, а также выступает в качестве суверена города-государства Ватикан. Должность Верховного римского понтифика была учреждена еще во времена Римской Империи и считается на сегодняшний день самой древней политической фигурой.

В разные исторические периоды статус главы Католической церкви был неоднозначным. В первые годы своего существования папство в полной мере ощутило на себе все прелести гонений и преследований, которым подвергались последователи учения Христа. Многие понтифики из числа первых пап были жестоко замучены язычниками, другие — постоянно испытывали на себе физическое давление со стороны владетельных государей тогдашней Европы. Однако несмотря на все трудности, папство сумело пережить не только все тяготы борьбы христианства с язычеством, но и способствовало утверждению христианства в качестве основной религии на Европейском континенте.

Суть папства, права и обязанности папы римского

Папа римский, он же Монарх и суверен Святого Престола, живой и реальный глава Католической Церкви. Специальный статус папы определяется церковной иерархией. По сути – это преемник апостола Петра, первый римский епископ. Власть папы и его суверенитет в качестве главы Святого Престола не имеет территориальных ограничений. Помимо церковной власти, верховный понтифик является главой города-государства Ватикан, на территории которого располагается Святой Престол.

Значение папства хорошо видно из титулов, которые носит папа римский:

  • викарий Христа;
  • епископ Рима;
  • преемник князя апостолов Святого Петра;
  • раб рабов божьих;
  • Великий понтифик;
  • верховный первосвященник Вселенской Церкви;
  • Примас Италии;
  • архиепископ и митрополит Римской провинции;
  • суверен города-государства Ватикан.

Основная часть титулов, принадлежащих папе римскому, имеет духовный смысл, определяя значение, место и роль папы в христианском мире. Что касается властных полномочий, духовная и юридическая власть верховного понтифика распространяется на всю Католическую церковь, на административную структуру церковной общины. В международном праве папа является самостоятельным субъектом, его духовная, юридическая власть и суверенитет не могут ограничиваться светской властью. Основная обязанность папы блюсти христианскую веру, способствовать ее утверждению и распространению. В ведении папы находится не только вопросы духовной нравственности и веры. Верховный понтифик осуществляет административное управление Католической церковью.

С точки зрения католицизма, папа является прямым потомком апостола Петра, которому Иисус особым образом вверил служение Господу. Право быть первосвященником является преемственным и передается духовному лицу, которое достойно этого звания. Как правило, наместник Христа на Земле избирается из высших духовных особ, входящих в коллегию епископов (конклав). С избранием папа обретает всю полноту верховной церковной и административной власти, становясь абсолютным монархом Святого Престола. Решения, декреты Верховного римского первосвященника имеют статус закона и не подлежат обжалованию. К компетенции папы римского относится право законодательной инициативы в рамках Католической церкви, право толковать решения Вселенских соборов, вносить изменения в действующие эдикты и отменять действие предыдущих решений.

Папа определяет церковную дисциплину, издавая каноны, которые сведены в канонические справочники и кодифицированы. Выполняя административные функции, верховный римский понтифик занимается присвоением церковного сана, осуществляет назначения на должность, дает распоряжения в рамках системы церковного управления.

Смысл папства отображается в гербе города-государства Ватикан. На нем изображены все папские регалии, символы и знаки отличия.

Скрещенные ключи символически отображают ключи апостола Симона Петра. Серебряный ключ означает связь власти, данной Церковью, с правом разрешать (золотой ключ) править от имени Господа. Тиара — тройная корона — символизирует собой три основные функции папства:

  • быть верховным пастырем для всех христиан;
  • быть верховным учителем;
  • являться Верховным первосвященником.

Золотой крест, венчающий тиару, знаменует собой владычество Господа, Иисуса Христа. Тиара возлагалась на чело понтифика в момент папской коронации — торжественного обряда, напоминающего по своей функции инаугурацию главы государства.

История становления папства

О первых епископах, которые руководили первыми христианскими общинами, имеется крайне скудная информация. В архивах Ватикана хранятся древние рукописи, датируемые I-II веком, в которых упоминаются духовные особы, носящие титул первосвященников у христиан. Сам же институт папства появился гораздо позже, в конце IV — начале V века. Формировалось папство в пределах римской провинции, где был создан римский епископат. Привилегированное положение римских епископов объяснялось тем, что именно в Риме, в самом центре Римской империи, имелись земли, принадлежащие христианской общине. Впоследствии, уже нося титул пап, римские епископы расширили свои владения. По факту, уже в VI веке Рим становится главным центром апостольской власти Католической церкви.

Окончательное оформление папского престола в качестве суверенного владетеля произошло в VIII веке, когда король франков Пипин Короткий даровал римскому епископату римскую провинцию. Рим с прилегающей территорией становится Папской областью – государственным административным образованием с универсальным статусом. Теперь папа представлял высшую церковную власть и одновременно с этим являлся суверенным светским правителем.

Что касается официального титула, то папой в период утверждения христианского учения именовались все священники, имеющие право благословения. Позже, в период становления папства в качестве духовного центра христианства, титул папа относился ко всем епископам. После разделения христианской церкви на Римскую и Константинопольскую изменился и порядок присвоение папского сана. С оформлением Рима в качестве главного епископата, папский сан присваивался только римским или александрийским епископам. В Константинополе существовал протопапа — главный понтифик Константинопольской православной церкви.

До 1059 года избрание папы в Риме осуществлялось совместным собранием светской и духовной знати. Конец этой практики положил Латеранский собор, на котором было принято решение выбирать папу собранием (конклавом) кардиналов из числа первых епископов Католической церкви. С избранием папа публично объявляет под каким именем он будет возглавлять Католическую Церковь. Если в истории папства уже были персоны с подобными именами, то к выбранному имени, добавляется порядковый номер. С этого момента папа римский имеет тронное имя, которое носит на протяжении всего своего понтификата.

Традиция менять мирские имена пошла с раннего средневековья, когда в ходу были древнеримские и древнегреческие имена, соотносящиеся с языческим культом. Первым папой, сменившим свое мирское имя Меркурий, стал Иоанн II, занимавший Святой Престол в VI веке. Официально порядок смены имени никем никогда не регламентировался, однако это обряд с XI века становится традиционным в церемонии избрания папы. За всю последующую историю папства только два Верховных первосвященника не меняли свои имена: Адриан VI, в миру Адриан Флоренс и Марчелло Червини, ставший папой Марцеллом II.

Избрание Главы Святого Престола не всегда происходило гладко и в соответствии с утвержденным порядком. Папский престол часто становился заложником политической обстановки, сложившейся в Европе. В эпоху раннего Средневековья достаточно часто могущественные монархи Европы использовали Католическую церковь в качестве удобного инструмента общественно-политической манипуляции, делая светскую власть папы заложницей сложной военно-политической ситуации. Подобное положение вещей ярко иллюстрирует период Средневековья, когда папство усиленно боролось за главенство духовной власти над светским правлением. Несмотря на значительный прогресс в этом направлении, в отличие от духовной власти, суверенитет папы постоянно находился под угрозой.

Каждая из политических сил стремилась подчинить своему влиянию папский престол, внося раскол в единство Католической церкви. Результатом такой политики становится практика избрания антипапы. В истории папского престола немало случаев, когда духовную власть делили между собой сразу несколько персон, носивших титул Верховного римского понтифика. Вопрос с избранием главы Святого Престола мог решаться в разных местах, с участием разных светских персон и духовных лиц. Право носить законно титул Верховного первосвященника обычно оставалось за тем духовным лицом, приверженцы которого одерживали политическую победу. Несмотря на то, что в средневековой Европе существование антипап было обычной практикой, официальный Ватикан не признает их существование.

В официальном реестре числятся только легитимные папы, каждый из которых имеет свой порядковый номер.

Наиболее известные личности в истории папства

Вся история папства тесно связана не только с процессом становления и утверждения христианства, но и во многом отражает политические события, которые в той или иной мере отразились на международном устройстве. Существование института папства можно разделить на следующие периоды, которые отражают политическую обстановку на политической карте мира того времени:

  • Доникейский период условно занимает II-III век — время распространения христианства до воцарения императора Константина;
  • период утверждения христианства в качестве государственной религии Римской Империи (313-493 гг.);
  • Остготский период — падение Римской империи и образование Остготского королевства (493-537 гг.);
  • Византийский период папства (537-752 гг.);
  • Франкский период приходится на целое столетие с 756 по 857 год;
  • эпоха папского уничижения со стороны светских владетелей (1044-1048 гг.);
  • имперская эпоха (1048-1257 гг.) — период наибольшего расцвета и могущества папства;
  • переходной период — время нестабильности папской власти (1257-1309 гг.).

Со времен становления и утверждения папства в качестве Главы Католической церкви до 1309 года, когда папа и вся его резиденция переехали в Авиньон (Франция), Святой Престол возглавляли 194 персоны. Отсчет идет от апостола Петра, который является якобы основателем Святого Престола. В период становления христианской веры верховным понтификом становились в основном римляне. Восемь человек из этого числа представляли греческие епархии. Трое пап были родом из африканских провинций. Два раза Святой Престол возглавляли французы. По одному разу Главой Католической церкви были сириец, немецец и англичанин Адриан IV, передавший Ирландию в распоряжение английской короны.

В доникейский период быть папой означало подвергнуть себя гонениям и преследованиям со стороны языческого культа и властей, поэтому многие верховные первосвященники погибли мученической смертью. Относительная безопасность и стабильность приходит к институту папства с воцарением на престоле Римской империи императора Константина, давшего христианству статус государственной религии.

Первым титул «папа» стал употреблять Святой Сириций, годы правления 384-399. С периодом его правления связаны единственные из декреталий, дошедшие до наших дней. Из всех пап, которые прославились в истории за это период, стоит отметить Верховного первосвященника Льва I (440-461 гг.), который лично сумел убедить Аттилу не вторгаться в Италию. Папа Григорий второй, занимавший Святой Престол в 715-731 годы, активно боролся с иконоборчеством. В эпоху Средневековья владетельные монархи Европы часто применяли силу для утверждения своей власти. Так было с папой Иоанном XII, который был изгнан из Рима войсками императора Священной Римской империи Оттона I.

По мнению историков и теологов, самое значимое место в истории папства занимает папа Урбан II, открывший эпоху крестовых походов. Это его пламенная речь на Клермонском соборе в 1095 году о необходимости освобождения Земли обетованной от мусульман стала началом массового военно-политического движения. В эпоху позднего Средневековья отличился папа Григорий IX, доверивший проводить инквизицию Ордену доминиканцев. Римский первосвященник Григорий X (1271-76 гг.) своей декреталией ввел конклав – совет кардиналов, занимающийся избранием папы, обсуждением важных духовных и административных вопросов.

Папство в период нестабильности

Самым противоречивым моментом в истории папства является период с 1309 по 1377 год, получивший название Авиньонское пленение. Усилившееся влияние Франции на европейской арене непосредственно затронуло институт папства. В результате разгоревшегося конфликта между папой Бенедиктом XI и королем Франции Филипом Красивым в скором времени титул Верховного Владыки Вселенской церкви получил французский епископ Раймон Бертран, принявший тронное имя Климент V. По его инициативе и под давлением короля Франции резиденция пап была перенесена во французский город Авиньон. Рим, считавшийся колыбелью христианства в Европе, почти на 70 лет утратил статус Священного Города.

Роль папы Климента V в истории папства неоднозначна. Это с его подачи были начаты гонения на Орден тамплиеров, завершившиеся полным разгромом и запретом ордена храмовников в 1312 году. Только папа Григорий XI сумел в 1377 году вернуть папский престол обратно в Священный Город.

Следующим периодом нестабильности института папства стал Великий западный раскол. В течение 39 лет на папский престол претендовали сразу несколько персон. Каждого поддерживала та или иная политическая группировка, опираясь либо на Францию, либо на местные богатые итальянские дома. Папы по очереди заседали то в Ватикане, то в Авиньоне. Конец неразберихи с папами и периоду двоевластия положила эпоха ренессанса, начавшаяся с приходом в 1417 году на Святой Престол Мартина V.

В 1517 папство переживает очередной кризис, связанный с началом в Европе Реформации. В этот период возникает религиозное движение Мартина Лютера, боровшегося с латинизацией христианского вероучения. Некоторые из пап, занимавшие высокий пост в это время, пошли на уступки, осуществляя реформы управления культа и внося изменения в систему обрядов. На этот период приходится значительное ослабление папской власти как в самой Италии, так и на периферии, в странах Центральной и Северной Европы. Однако реформация быстро закончилась началом контрреформации — периодом, когда начались ожесточенные гонения на последователей учения Лютера. В этот период Европа окунулась в пучину кровопролитных религиозных войн. По всей Европе, от Франции до Карпатских гор католики и протестанты уничтожали друг друга. Времена смуты и брожения в религиозных верованиях окончились с переходом папства в период Просвещения (1585-1689 гг.).

Одним из значимых событий этого периода является реформа календаря, осуществленная папой Григорием XIII. Этот же Верховный первосвященник впервые издал «Свод канонического права».

Последним в истории папства периодом нестабильности стала эпоха революционных войн, охвативших европейский континент. В это время, с 1775 по 1861 год Святой Престол занимали папы, которые имели крайне противоречивую позицию по отношению к происходящим событиям. Если Верховный первосвященник Рима папа Пий VI осудил Великую французскую революцию, за что был изгнан из Рима французскими войсками, то его преемник папа Пий VII уже лично короновал Наполеона Бонапарта в качестве императора французов. Наполеон практически уничтожил суверенитет папства, захватив Папскую область и превратив Святой Престол в собственный епископат.

Начавшаяся в Италии революция привела к тому, что в 1848 году Папскую область заняли австрийские войска. В 1846 году Святой Престол занимает папа Пий IX. К его заслугам относят принятие догмата о непорочном зачатии Девы Марии, вынесение на утверждение I Ватиканского собора догмата о безошибочности папских решений и канонов. Папа Пий IX дольше всех в истории понтификата занимал пост Главы Католической церкви, с 1846 по 1878 год. В эпоху его правления Папская область окончательно утрачивает свои границы, войдя вместе со Священным городом в состав нового Итальянского государства. Рим становится столицей Королевства Италии. С этого момента светская власть римских первосвященников окончательно утрачивает свой статус.

Новое время

Только в 1929 году после Латеранского соглашения папа римский снова становится сувереном, вернув себе статус Главы города-государства Ватикан. В новой, современной истории папства было восемь Верховных понтификов, каждый из которых сумел оставить заметный след в христианском вероучении. Папа Павел VI в 1962 году собрал II Ватиканский собор, на котором рассматривалась необходимость обновления Католической церкви в связи с новыми реалиями современности. Результатом собора, который заседал в течение 3 лет, был пересмотр Кодекса канонического права, в который были внесены существенные поправки в отношении причин для отлучения от церкви и ряда других статей.

Новый канонический кодекс был утвержден и подписан в 1983 году папой Иоанном Павлом II. Этот Верховный понтифик, поляк по происхождению, в течение 27 лет оставался Главой Католической церкви. Его правление обусловлено ростом популярности папской власти в мире. При Иоанне Павле II Католическая церковь вновь обрела статус серьезной политической силы. Нынешний Верховный первосвященник Вселенской Церкви Франциск, аргентинец по происхождению, стал первым папой не европейцем. Его избрание состоялось 13 марта 2013 года после того, как его предшественник папа Бенедикт XVI отрекся от престола.

Резиденция нынешнего папы, как и его предшественников — Апостольский дворец в Ватикане. Здесь же находятся архив, библиотека Святого Престола, собор Святого Петра, Сикстинская капелла, другие культовые сооружения. Здесь же располагаются главные административные службы Католической церкви и учреждения государства-анклава.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Римский Папа номер один - святой апостол Пётр. Мы знаем про него много, мы знаем про него мало.

Симон, сын Ионы (или Иоанна), происходил из Вифсаиды, города на берегу Галилейского моря (Ин 1,44). Вместе с братом своим Андреем он переселился в Капернаум, где вступил в брак и жил в доме тёщи (Мк 1,29-31; ср. 1 Кор 9,5). Его жена, возможно, сопровождала его позднее в его миссионерских поездках (1 Кор 9,5).

По профессии он был рыбаком (Мк 1,16). В Капернауме Симон сблизился с семьёй рыбака Зеведея, особенно с его сыновьями Иаковом и Иоанном (Мф 4,21; Лк 5,7-10), которые из-за крутого нрава носили также данное Христом прозвище Воанергес - сыновья грома. Все четверо отправились на Иордан слушать проповедь Иоанна Крестителя (Ин 1,28 сл), где впервые встретили Иисуса. По иной версии, они уже были учениками последнего пророка Ветхого Завета.

У евангелистов Матфея (4,18-22) и Марка (1,16-20) говорится, что Иисус проходил мимо моря Галилейского, увидел рыбаков и призвал их идти за Собой - Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Оба апостола подчёркивают, что сыновья Зеведеевы оставили отца в лодке и беспрекословно пошли за Иисусом.

У евангелиста Луки история призвания рыбаков показана несколько иначе: Иисус проповедует на берегу Геннисаретского озера (того же самого Галилейского моря), и не все Его слышат, тогда Он садится в лодку и говорит из неё. А после проповеди велит Симону отплыть на глубину и забросить сети. Симон, наверняка уставший после ночной безуспешной работы, выражает сомнение, но закидывает сети. И ловит столько рыбы, что рвутся сети, а лодки зачерпывают бортами воду. Испугался Симон и пал к ногам Иисуса, и страшно было не только ему, но и брату его и друзьям их, Иакову с Иоанном. После этого чуда они следуют за Христом (Лк 5,1-11). Но, что интересно, по версии Луки Христос уже знаком с Симоном - Он недавно исцелял его тёщу от сильной горячки (Лк 4,38-39); у других евангелистов рассказ об этом чуде следует позже (Мф 8,16-17; Мк 1,32-34).

Апостол Иоанн Богослов тоже описывает призвание рыбаков по-другому (Ин 1,35-42): Иоанн Креститель стоит с двумя учениками (один из них Андрей, а другой, возможно, сам Иоанн Богослов), мимо проходит Христос, Креститель произносит «Вот Агнец Божий», и его ученики идут за Иисусом, заговаривают с Ним и проводят около Него весь день, после чего Андрей спешит рассказать Симону о том, что явился Мессия, и приводит брата к Нему.

Вот тут-то Христос и называет Симона Петром: Кифа или Кефа по-арамейски значит "скала", по-гречески же это звучит как "Пётр" (петрос - камень). Вероятно, чудесный улов рыбы случился несколько позже, а до того Симон-Пётр был учеником Христа и рыболовом одновременно.

Господь поселился в доме Петра, пользовался его лодкой, в списках 12 апостолов Пётр всюду назван первым. Ему действительно принадлежало некое старшинство: он говорил от лица апостолов, принимал за них решения. После отказа Христа от царского звания и после проповеди о Хлебе Небесном многие покинули Его. Иисус спросил Двенадцать: не хотят ли и они отойти от Него? В ответ Симон-Пётр засвидетельствовал верность учеников и их готовность следовать за Ним (Ин 6,68-69). Близ Кесарии Филипповой Пётр исповедовал веру в Иисуса как в Христа, Сына Бога Живого (Мф 16,16 сл), а Господь, раскрывая смысл имени Пётр, сказал, что на этом камне созиждет Церковь Свою. Но когда апостол узнал, что Иисуса ждут страдания и смерть, он не смог примириться с этим, за что и получил суровый упрёк Учителя (Мф 16,22-23). Вместе с двумя другими ближайшими учениками Господа Иоанном и Иаковом Пётр был свидетелем Преображения Христа и воскрешения дочери Иаира (Мф 17,1 сл; Мк 5,22 сл).

На Тайной Вечери Пётр пытался воспротивиться тому, чтобы Учитель омыл его ноги (Ин 13,6-9), и через Иоанна узнал, кто из Двенадцати предатель (Ин 13,23 сл). Он заверял Господа, что не оставит Его даже в смертельной опасности, но услышал предсказание о своём отречении. Впрочем, он был утешен повелением в будущем "утвердить братьев своих" (Лк 22,31-34). Пётр был рядом с Иисусом во время Его Гефсиманской молитвы (снова вместе с сыновьями Зеведеевыми, Мф 26,37), но не нашёл в себе сил бодрствовать в эту ночь (Мк 14,37). Он был единственным учеником, пытавшимся защитить Учителя в момент взятия Его под стражу (Ин 18,10). Только Пётр и Иоанн последовали за Христом в дом первосвященника, где Пётр, узнанный слугами, в страхе отрёкся от Иисуса. Совершив этот проступок, он горько плакал и каялся, вспоминая слова Спасителя (Мф 26,69 сл; Мк 14,66 сл; Лк 22,54 сл; Ин 18,15 сл).

Пётр - единственный из Двенадцати, кому явился Воскресший (1 Кор 15,5). На Галилейском море Господь дал Симону-Петру повеление пасти Его овец и предсказал ему мученическую кончину (Ин 21).

По предложению Петра был избран апостол на место Иуды (Деян 1,15 сл); Пётр говорил к народу от лица учеников в день Пятидесятницы (Деян 2,14 сл), исцелял именем Иисуса (Деян 3,1 сл), испытал первые преследования за веру (Деян 4,1 сл; 5,17 сл), обличал недостойных членов Церкви (Деян 5,1 сл; 8,20 сл). После гибели св. Стефана апостол начал проповедь среди самарян (Деян 8,14 сл) и крестил первого язычника (Деян 10,1 сл).

В 44 г. Пётр был арестован в Иерусалиме по приказу царя Агриппы I, но спасся чудесным образом (Деян 12). После этого апостол покинул город и стал странствующим проповедником. В 49 г. он был в Иерусалиме на «апостольском соборе» (Деян 15), где поддержал апостола Павла, с которым познакомился в первые годы после его обращения (Гал 1,18). В Антиохии Пётр проявил некоторые колебания, уступив консерваторам, в чём его упрекал апостол Павел (Гал 2,11 сл; Деян 11,2 сл). Пётр проповедовал главным образом в Малой Азии, Антиохии и, быть может, в Коринфе (ср 1 Кор 1,12).

По общецерковному преданию, засвидетельствованному древними источниками (Климент Римский, Папий, Гаий, Евсевий), к концу жизни Пётр прибыл в Рим, где был распят на кресте вниз головой (он не посчитал себя достойным такой же смерти, как Спаситель). Его прибытие можно отнести к 63 году, а казнь к 64 или 67 году, когда безумный император Нерон замучил много христиан.

Существует легенда о том, что христиане Рима уговорили апостола покинуть город, спастись ради будущего Церкви; и на Аппиевой дороге Петру встретился Христос, после чего Пётр вернулся в Рим и принял мученическую смерть. Эта легенда очень подробно и красиво описана в романе Генрика Сенкевича «Quo vadis» и оригинально показана в последней экранизации романа (прикреплённый видеофайл); на предполагаемом месте легендарной встречи выстроена небольшая церковь.

Апостол Пётр был погребён на Ватиканском холме близ места его распятия. Остатки его древней гробницы (II век) были найдены археологами под алтарём базилики святого Петра в Ватикане.

Подробнее о раскопках под собором святого Петра: vokrugsveta.ru

Любопытные дополнения можно почерпнуть из Католической энциклопедии:

«...Даже служители храма обращаются к нему по поводу дани Иисуса на храм (Мт ф. 17, 24). Он отличался практичностью, поэтому Иисус посылает его вместе с Иоанном на поиски помещения для пасхальной трапезы и для подготовки к ней. В его спонтанной натуре заключались также черты неустойчивости и опрометчивости. Когда он по воде хотел подойти к Иисусу, то испугался и начал утопать (Мт ф. 14, 28). Однажды он вынудил Иисуса даже обругать его сатаной (Мк 8, 32). Еще по дороге в Гефсиманский сад он собирался самоуверенно отдать жизнь за Иисуса (Мк 14, 31), а во время ареста Иисуса вслепую ударил Малха (Ин 18, 10). Однако немного позднее он вследствие своего трехкратного отречения от Иисуса пережил глубочайшие, им лично болезненно пережитое унижение (Мт ф. 26, 29-75). Его неустойчивый темперамент проявился также позднее, в Антиохии, где Павел имел с ним серьезный спор из-за его уступчивой позиции в отношении язычников, обращенных им в христианство (Гал 2, 11). Иисус знал эти слабости Петра, однако также знал, что он к нему расположен и испытывает к нему сердечную и страстную привязанность. Поэтому он сделал его главой коллегии апостолов. Многие места в Библии имеют в этом плане основополагающее значение:. а) В Кесарии Филипповой Иисус сделал ему предсказание: "и Я говорю тебе, ты - Петр (Камень), и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи царства Небесного, и что будет связано тобою на земле, то будет связано и на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено и на небесах" (Мт 16, 18). Кто владеет ключами, тот имеет высшую власть над всем зданием, "связывать" и "разрешать" было также у раввинов привычной метафорой обладания высшей властью. Когда Иисус Симона нарек впервые Kepha - Кифа (Петр, камень), однозначно не явствует из Библии. У Иоанна он называет его так уже при первой встрече (Ин 1, 42), у Марка в связи с избранием 12 (Мк 3, 16), у Матфея в Кесарии Филипповой, когда его публичная жизнь уже приближалась к концу (Мт 16, 18). б) После Воскресения Христос облекает Петра после троекратного признания в любви торжественным образом верховной пастырской властью посредством троекрактного "паси агнцев моих - паси овец моих" (Ин 21, 15-17). Согласно тогдашнему правовому обычаю, заявление, трижды при свидетелях сделанное, имело юридическую силу договора или поручения. Поразительно то, что Иисус оба раза, в Кесарии Филипповой и также здесь снова, ожидает от Петра личного признания и предсказывает ему после этого "должность камня", а также официально ее ему предлагает».

Апостол Пётр оставил два соборных послания. По всей вероятности, они были записаны по-гречески Силуаном/Силой (Деян 5,22 сл; 18,5; 2 Кор 1,19; 1 Фес 1,1).

Церковь очень рано признала 1 послание Петра боговдохновенным писанием. Первые ссылки на него встречались во II в. у Поликарпа Смирнского и у Иринея Лионского (Против ересей, IV, 9, 2). Климент Александрийский, Ориген, св. Киприан, св. Афанасий Великий и другие Отцы и Учители цитируют 1 Петр как каноническую книгу.

2-е же послание Петра может быть записью проповедей апостола, сделанной в конце I века, уже после его смерти, с использованием текстов из послания апостола Иуды (Фаддея). Ещё Ориген (III в.), Евсевий (IV в.), св. Кирилл (IV в.) и блаж. Иероним (IV в.) ставили под сомнение авторство Петра, ведь в этом послании отражено время, когда мысль о скором конце мира перестала быть общей для всех христиан; по-видимому, на эту перемену повлияло разрушение Иерусалима (70 г.), с которым связывали сроки последнего Суда.

Будучи старшим среди апостолов и наречённый камнем, на котором будет основана Церковь, несомненно принявший мученическую смерть в Риме, святой Пётр признан первым Папой Римским.

Перстень рыбака, непременный атрибут римского Понтифика с XIII века, назван так именно в честь апостола Петра. Этот перстень новоизбранный Папа получает во время коронации (до Иоанна Павла I) или инаугурации (после Иоанна Павла I), на нём изображён святой и указано имя владельца перстня. Прежде перстнем рыбака Папы пользовались как печатью, сейчас это по своему функционалу просто епископский перстень, означающий обручение с епархией (в данном случае - со всей Католической Церковью) - как печать используется второй специальный экземпляр (presbyter.ru). Приветствуя Папу, католики преклоняют колено и целуют перстень рыбака. Непосредственно после смерти Папы кардинал-камерленго в присутствии своего заместителя и помощников разбивает перстень (этот момент довольно неплохо показан в фильме «Ангелы и демоны» по содержащему массу ошибок роману Дэна Брауна), чтобы никто не смог незаконно воспользоваться им в период Sede Vacante.

В продолжение темы:
Биология

Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых...

Новые статьи
/
Популярные