Святой феодосий кавказский где находится. Преподобный Феодосий Иерусалимский (Кавказский). Жизнь Феодосия Кавказского В России

Схииеромонах Феодосий Кавказский (в миру Феодор Кашин). Сегодня 8 августа день Блаженной кончины Старца.

Фото с могилы Прп. Феодосия - Огненный столп.

Родился 3 мая 1841 года в Пермской губернии. Архив Минераловодского ЗАГСа навел необходимые справки и установил точную дату рождения Феодора Кашина, уроженца Пермской губернии, в последствии Схииеромонаха Феодосия. Вполне естественно, что справка о рождении Старца была выдана именно этим органом, проделавшим необходимую работу по установлению его даты рождения - 3/16 мая 1841 года, но не как считалось ранее 3/16 мая 1800 г.*
Родители его Феодор и Екатерина, были благочестивые и глубоко верующие христиане. Еще при рождении Феодора повивальная бабка сказала слова, которые в дальнейшем стали пророческими: ""Он будет великим священником - родился в монашеской камилавочке".

Господь, от чрева материнского избрал его Своим служителем и сподобил особенных благодатных дарований. Уже в младенческом возрасте он, как взрослый, уходил в лес на молитву. В лесу был боль¬шой камень, к которому приходил маленький Феодор, влезал на него и долго, по-детски горячо молился. Однажды во время молитвы ему был голос: "Камень, на котором ты молишься, Раев...". Так он и называл его "Раев Камень".
Семья, в которой рос Феодор, была большая и собирались все вместе обычно, когда было время обеда. Однажды, когда все собрались к обеду, и сели за стол, от Святаго Угла, прямо из икон, вылетел голубь. Покружив, он сел на ручку Феодору, тот с любовью погладил его. Но мать велела прогнать его. Тогда Феодор поднял на ручке голубя насколько мог к верху, голубь поднялся с детской ручки и скрылся за иконами: все очень удивились такому чудному гостю и обрадовались, а спустя много лет мать уразумела, какое это было чудное посещение.
По некоторым сведениям Феодор попал на Святую Гору Афон в трехлетнем возрасте пристав к группе паломников, по другим (непечатным) 8 - 5 лет от роду.
Когда паломники направились в обитель Положения Пояса Богоматери. По преданию она была основана у местности скита Магула, великими монахами исихастами: Каллистом, Григорием Синаитом и Григорием Паламой.**
Подойдя к воротам обители, у которых стоял привратник, маль¬чик положил земной поклон и просил позвать игумена. Игумен, выйдя к воротам, изумился чудесному образу младенца, который припал к его ногам и сказал: "Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду все делать".
Узнав от паломников, что Феодор ехал на пароходе как сирота, еще больше удивился и увидев своими Духовными очами Промысел Божий, устроил его нa жительство. Там он рос, обучался грамоте и был на послушании до двенадцати летнего возраста. Видя его исполнительным, способным, усердным в молитве, Игумен взял его к себе в послушники, выделил келию, где он усердно молился, без устали клал много поклонов, а молитва Иисусова была всегда у него на ус-тах, в уме и сердце. Разговаривал только по необходимости: если надо спросить или ответить. Но враг не терпел такого смирения и усердия во всем, восставал на него, вжигая у братии ненависть к нему.
Его избивали, выбивали зубы, всячески притесняли, но он радовался сему, и молился за обидящих, боясь потерять награду за смирение.
Когда Феодору исполнилось 14 лет, Афон посетил Российский генерал со своей женой, одержимой нечистым духом, которой во сне было сказано, что на Афоне она получит исцеление. Так как на Святую Гору Афон не ступала нога женщины, она осталась на пароходе, а Генерал поднялся к Игумену. Объяснив цель приезда, он добавил, что во сне жена видела молодого монаха, который исцелит ее. Тогда Игумен отправил всех монахов на пристань (не пошел только Феодор).
Женщина всех осмотрела, но не нашла того, кто был показан ей в видении. Тогда братия сказала, что среди них нет "замухрышки" Феодора, (так звали его в обители).
Игумен велел позвать Феодора, и когда тот подошел, женщина закричала бычиным голосом: "Вот этот меня изгонит". Все были удив¬лены, так как считали его последним между братии. Игумен спросил у него: "Кому ты молишься, что так сильна твоя молитва? - Царице Неба и Земли - ответил юноша. Возьми икону Божией Матери, полей водичкой и принеси мне" - сказал Игумен.
- Отче, дай мне три дня подержать пост, - просил Феодор. Получив благословение на пост, а по прошествии его, Феодор окропил икону Казанской Божией Матери, горячо помолился и с Игуменом принес воду к пароходу.
Одержимая увидев идущих сo Святой Водой стала громко кричать: "Куда ты меня гонишь?" отслужив молебен, окропив и напоив ее водой, она исцелилась. Генерал желал вознаградить Феодора, но получил ответ:
- Я великий грешник, и не достоин такой награды, ибо Сам Целитель душ и телес наших, чрез Свою Пречистую Матерь, помог больной избавиться от ее недуга. Их благодарите. Это было первое чудо сотворенное послушником Феодором.
Подходило время пострига и Игумену было открыто, что у Феодора есть родители и, где они находятся.
Вернувшись в Пермь, и получив благословение отца и матери, уже с чистым сердцем, Феодор вновь отбыл на Афон.
Наступил 1859 год и в 18 лет Федора постригли в мо¬нахи с именем Феодосий. Это же имя носил преподобный Феодосии Печерский, чья память празднуется в день его рождения. Далее его рукоположили во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Но братия все больше озлобилась на преподобнаго и написала донос Царю в Константинополь - письмо, якобы Феодосии под видом монаха провел в свою келию женщину.
Царь с возмущением заковал его в кандалы и отправил в Константинопольскую темницу. Три раза во сне Царю являлся Ангел Господень с повелением освободить безвинного служителя Господня. Царь, осознав, что идет против воли Божией, определил его священником в Царском Храме. Для него определили помещение для приема нищих и убогих - «Русский странноприимный дом Положения Пояса Богоматери». Оно располагалось на одной линии с подворьем скита Андрея Первозванного. Пять лет прожил отец Феодосии в Царьграде, после чего отправился в Иерусалим, где подвизался и даже удо¬стоился молиться на месте погребения Спасителя в Кувуклии.
Когда отцу Феодосию исполнилось 38 лет, он вновь возвратился в монастырь, где начинал свой духовный подвиг. Келию Положения пояса Богоматери по-прежнему возглавлял игумен Иоанникий, проживший на Афоне 45 лет. За время иноческих и настоятельских трудов он устроил в разных местах Святой Горы шесть церквей и возобновил скит Святителя Василия Великого.
С древних времен на Афоне существовала традиция передавать келии по завещанию от старца к ученику, и о. Феодосий по преемственному праву унаследовал управление обителью. "Нынешний настоятель, иеромонах Феодосий - уроженец Пермской губернии, на Афон прибыл двадцать лет тому назад, где и живет безвыездно в обители Положение Пояса Богоматери, здесь же он принял постриг и в настоящее время настоятельствует".***
Однако отец Феодосий тяготился заботами настоятеля и вскоре сложил их с себя. Он возвратился в Иерусалим, где принял схиму с наречением того же имени.
В последствии Схииеромонах Феодосий стал зваться "Старцем Феодосием Иерусалимским".
Есть данные, что в начале века поклониться Гробу Господню прибыл в Иерусалим отставной генерал, помещик из станицы Платнировка. Познакомившись с отцом Феодосием, он взял на себя хлопоты по его возвращению на Родину и вскоре получил разрешение на выезд старца в Россию. С ними из Иерусалима приехала и инокиния Татиана.
С документом, выданным в обители Положения пояса Богоматери, отец Феодосий прибыл в Россию, предъявляя его везде как удостоверение личности.
Благая Вратарница привела Схииеромонаха Феодосия во Второафонский Успенский скит, который основали последователи праведного Иоанна Кронштадтского - святогорские иноки.
Для того чтобы посетить родные могилы в Южноуралье, о. Феодосий в 1906 г. заверил документ с Афона у челябинского нотариуса П.Ф. Туркина. В документе было сказано, что иеромонах Феодосий является насельником Староафонского Иверского монастыря и временно проживает в Челябинске при женском монастыре.
Что привело сюда о. Феодосия, ради чего покинул он благословенные места Богообщения и приехал в страждущую Россию?

По всей видимости, он посетил Челябинск по делам палестинского общества, открытого по предложению Великого князя Сергея Александровича в Оренбургской епархии. Поскольку о. Феодосий доподлинно знал жизнь и проблемы русских богомольцев, посещающих Иерусалим, помощь старца могла оказаться весьма значимой в организации нового дела.
Долгое время в молитвенном подвиге провёл старец в этих местах. Но прошли годы, и Господь призвал старца к служению на Кубани. И уже 6 июля 1912 года отец Феодосий получил копию афонского документа о священстве и духовничестве, за¬веренную нотариусом И.И. Простосердовым, в которой свидетельствовалось, что отец Феодосии из Иверского Афонского монастыря временно проживает на станции Кавказская, которая находилась между Ростовом и Армавиром.
Недалеко от этой станции находился Кавказский Ни¬колаевский миссионерский монастырь, где жило около ста насельников. К этой обители была приписана Екатерино-Лебяжская пустынь, где, по всей видимости, и проживал отец Феодосий, хотя доподлинных сведений на этот счёт не сохранилось.
Но здесь батюшке не хватало уединения для более глубокого погружения в молитву, и ему было открыто, что он должен поселиться в близи Горненской обители, Темные Буки, от Крымска 27 км., где теперь поселок Горный.
Своё название в народе этот монастырь получил от того, что находился в большом буковом лесу. Монастырь этот был образован в 1904 году из Покровской общины по определению Святейшего Синода. Недалеко от него о. Феодосий и устроил себе пустыньку.
Пока отец Феодосий находился в Платнировке молва о нем быстро
распространилась и стали к нему приходить многие за благословени¬ем и советом, так как в нем люди увидели сразу - истинного служителя Божия и молитвенника к Богу о нуждах людских. Обладая Даром Духовного прозрения; он многих обличал, других исцелял от болез¬ней, иных врачевал словом, ко всем относился чутко и с участием, направляя на путь спасения.
В 1925 году, за два дня до Пасхи, отец Феодосий был арестован, его увезли в Новороссийск, а через месяц, этапом он был отправлен в ссылку.
В 1931 году, отца Феодосия освободили, и он прибывает в Минеральные Воды. По прибытии приобретает хатку и принимает подвиг юродства: ходил по улицам одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его "Дедушкой Кузюкой".
Часто отец Феодосий поучал, чтобы читали Иисусову молитву и говорил: "Если бы люди знали, что ожидает их после смерти, то день и ночь молились бы Богу".
Вo время войны 1941 - 1945 гг., отец Феодосий показал себя одним из самых ревностных молитвенников о России, служа панихиды по погибшим воинам, тем более, что Господь открывал ему имена некоторых из них. Используя свое положение юродиваго, он дерзновенно проповедовал, назидая людей, и опять-таки совершал необыкновенной сила чудеса.
По воспоминаниям архиепископа Лазаря (Журбенко), он с 1945 по 1948 гг., ездил к истинно-православному старцу Феодосию, и ездил часто, возил людей. Этот катакомбный батюшка принимал всех, кто бы ни обратился, он очень милостиво относился, был сильно любвеобильный, всех людей жалел, прямо как батюшка Серафим Саровский, исцелял больных, бесноватых. Всегда скажет хоть краткое, но наставление, длинных проповедей не произносил. Некоторым писал открытки.
В 1947 году, он тайно постриг его во иноческий чин (с именем Феодосий), благословив не раскрывать этого внешним и нести тайный подвиг в миру. Это случилось 4/17 сентября, когда Святая Церковь празднует иконе Божией Матери «Неопалимая купина» и чтит память пророка Боговидца Моисея. Именно через незримую духовную связь со старцем Феодосием уже в 60-е гг. тайный инок Феодосий (Журбенко) Промыслом Божиим установил через переписку связь с сотаинником старца - Афонским архимандритом Евгением (Жуковым), а через него - с Архиепископом РПЗЦ Леонтием (Филлиповичем) Чилийским, письменно благословившими ему принять священство и постриг в мантию с именем Лазарь. Через этих же подвижников Истинного Православия было установлено общение между Катакомбной Церковью на Родине и Русской Зарубежной Церковью****.
Благодарная народная память собрала множество достоверных примеров и записала в книгу, которая до сих пор передается из рук в руки, из уст в уста. И на могиле его день и ночь горит неугаси¬мая лампада, люди со свечами в руках служат панихиды и читают Акафист.
В 1993 году, после годичного перехода Свято - Ольгинского Храма г.Железноводска под юрисдикцию Российской Православной Свободной Церкви, духовенство нашего Храма собирало необходимые документы и сведения о жизни, чудесах и народопочитании старца Феодосия.
Пришли к выводу о не принадлежности Схииеромонаха Феодосия к отступникам из МП, а так же о ходатайстве перед Святейшим Синодом РПАЦ о причислении Старца Феодосия Иерусалимского (Кавказского) к лику месточтимых Святых.
Но волки в овечьей шкуре, доложили м.Гедеону (Докукину) наши намерения и в декабре 1994 года, м. Гедеоном был поднят вопрос перед епархиальной комиссией по канонизации Святых, о причислении старца Феодосия к лику Святых в лоне РПЦ МП. Однако Синодальная комиссия по канонизации под председательством Митрополита Коломенского Ювеналия изучив документы 5 раз отказывала Ставропольской епархии в общецерковной канонизации Феодосия и даже в почитание его местночтимым святым, не найдя оснований для таковой.

Мотивировка прославления*****.
1. По свидетельству самого владыки Гедеона (Митр. Гедеон. «Пою Богу моему». Избранные труды. Ставрополь, 1999, с.362; видеофильм «Прп. Феодосий Кавказский») его поразило то, что его, молодого священника, отслужившего панихиду на могиле о.Феодосия во время «хрущёвской оттепели», не подвергли никакому прещению со стороны уполномоченного. Это для него стало «первым зримым чудом», говорящем о необходимости канонизации (Митр. Гедеон. Избранные труды.с.362).
2. Феодосия Кавказского почитали раскольники Новаковские, примкнувшие к бывшему еп. Суздальскому Валентину (Русанцову). Новаковские - его воспитанники по Махачкале - служили в Железноводске, где учинили раскол, и желали перенести мощи Феодосия с городского кладбища к себе. Владыка Гедеон, чтобы не допустить поругания святыни, первоначально решил перезахоронить останки Феодосия где-нибудь в ограде православного храма, но это намерение завершилось «прославлением» Феодосия как святого.

Отношение к Феодосию его современников******.
1. Архимандрит Иоанн (Мирошников) (род. перед революцией, служил в Астрахани, Хасавюрте, похоронен в ограде Покровской церкви в Пятигорске) вспоминал, что о. Феодосий не признавал Церкви, был против патриарха Сергия.
2. Схииеромонах Стефан (Игнатенко) (Жизнеописание старца Схииеромонаха Стефана (Игнатенко). М.: «Новая книга», «Ковчег», 1999 г. (служил всю жизнь на Северном Кавказе, последнее время - в Пантелеимоновском храме Кисловодска, похоронен на городском кладбище)- категорически запрещал общаться с о.Феодосием.
3. Прот. Владимир Знаменский (умер в середине1990 г.) очень почитал старцев, проведывал многих больных, был великим нищелюбом, но никогда ничего не рассказывал о Феодосии и не благословлял ходить к нему на могилу.
4. О. Иоанн Мешалкин (служил в Успенской церкви Пятигорска) также не упоминал о Феодосии.
5. Жители Минеральных Вод отзывались нелестно: в храм Феодосий не ходил.
6. Феодосий Кавказский ни с кем из отцов не дружил, не общался.

И вот 11 апреля, во вторник 6-ой Недели Великого Поста, епархиальная комиссия Ставропольской епархии МП во главе с прот. Павлом Рожковым, с представителями администрации г. Минеральные Воды, начали настоящее кощунство. Все дороги, ведущие к кладбищу были оцеплены ОМОНом в радиусе 8-10 км. Допускались лишь те, кто имел особый пропуск. Мощи были обследованы врачом судебно-медицинской экспертизы.
В то время рака с мощами Иерусалимскаго Старца была установлена в Храме Архистратига Божий Михаила, после завершения строительства Покровского Собора, в г. Минеральные Воды, перенесена в него и поставлены в левой части Собора у Алтаря. В данном случае, как это всегда бывает, МП берет все ей не принадлежащее беззаконно, нахально, с присущей ей тщеславием и наглостью.
Ко времени вскрытия останков уже были составлены Акафист и житие Старца, (со многими неточностями). Были изготовлены иконописные образа, тропарь, кондак и молитва.
После назначения на Ставропольскую кафедру еп. Феофана (Ашуркова) который, по его словам не потерпит нахождения «трупа» в храме, мощи Старца по его указанию были вынесены из Храма, но, боясь волнения народа, помещены в левом углу Притвора.
По-прежнему люди со всех уголков России и ближнего зарубежья приезжают, чтобы посетить могилку Старца, стараясь денно и нощно постоять у могилы, принести свои грехи и страсти для уврачевания душ и телес, и по вере своей получают помощь Схииеромонаха Феодосия Иерусалимского (Кавказскаго).

В архиве сохранился документ на имя иеромонаха Феодосия (Кашина), в котором говорится:
«По письменному приглашению досто¬почтенных выборных Старцев Священнаго Иверскаго монастыря, отправились в подведомственную Монастырю келию (Честный Пояс) русского уроженца, иеромонаха Иоанникия: 12 декабря 1897 г., мы рукоположили в Святом Храме «Честный Пояс Божией Матери», Благодатию Всесвятаго Духа по Церковному чину, согласно Божественным и Священным правилам Матери - наше Церкви и по предварительному письменному свидетельству и одобрению на возведение в такой сан Духовного его Старца Иоанникия в чтецы, диаконы, священники русского уроженца, послушника названного Старца преподобнейшего Феодосия, твердо держащегося Православного учения и ведущего беспорочную жизнь и всеми за таковаго признаваемаго. А так как вышеназванный священник имеет все качества, требуемые для духовника, то по сему даем мы ему позволение исповедовать помыслы желающих приступить к исповеди и так с духовным смотрением устроять покаяния и спасения их, соразмерно сил каждаго, возводимый в сан священства он обязан испытывать и последовать обстоятельства, как того требует Апостольский и Соборный Закон. Дозволяется же ему постригать и в монахи, с испытанием их и быть их восприемником. В удовлетворении действительности его священства выдали мы, настоящее свидетельство ему упомянутому иеромонаху Феодосию на Святой Горе Афонской, 14 декабря 1897 года».
(Митрополит Нил, бывший Карпатский и Касский. №2496. С подлинным верно. Константинополь;10 июля 1901 г. Н. Д. Драгоман, Российского Консульства, Генеральный Консул).

Преподобного Феодосия Кавказского почитают в Белорусской Православной Церкви и на Афоне. В каждой келии Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне есть икона преподобного Феодосия. Духовник монастыря архимандрит Макарий однажды сказал: «Это наш святой-русский афонский монах, он нам очень близок, мы его особо почитаем и молимся ему»*******.

В Белорусской Православной Церкви проводятся Свято-Феодосиевские чтения!

"Святой Феодосий Кавказский хорошо известен и глубоко почитаем в Беларусской Православной Церкви. Утверждая идеалы Святого Православия во времена гонений на веру в своем Отечестве, он изыскивал такие способы и средства служения Богу и людям, которые обнаруживали и дары Господни, которые он стяжал своим подвигом глубокой веры, и способность окружавших его людей вместить слово Божие в свои сердца. И потому образ мужества и стойкости во Христе, явленных преподобным Феодосием, не только не утратил своего значения, но паки вдохновляет современных христиан в несении их креста." г.Минск.

(Из обращения Патриаршего Экзарха всея Беларуси,
Митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА к участникам
Свято-Феодосиевских чтений).
"кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство" (Мк. 7; 22). Эти слова Евангелиста Марка с точностью можно отнести к представителям РПЦ МП, которые как всегда захватывают Святыни, Храмы, имущество, земли общин и все, что им не принадлежит, и не принадлежало никогда с присущей наглостью, вероломством, уповая не на Бога, а лишь на помощь власть предержащих. По сути своей Старец Феодосий, (не причисленный к лику Святых в МП), стал для них очередным средством наживы. Книги, иконы, земелька с могилы, фото и видео материалы - это все что можно как амулеты или обереги распространять по всей России, в душе же не иметь веры в его предстательство у Престола Господня и ходатайство о нас многогрешных. Захватывая наши Святыни, они думают, что этим беззаконием они прибавят «святость» своей апостасийной организации. «Но Бог поругаем, не бывает» (Гал.6:7).

«ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ…» (Прокимен, глас 4).

Настоятель Прихода Святой Равноапостольной
Великой княгини Ольги г. Железноводска
Суздальской епархии РПАЦ
Протоиерей Роман Новаковский.
08.02.2008 г.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

* Архив Минераловодского ЗАГСа.
** Игумен Петр Пиголь: «Преподобный Григорий Синаит и его духовные приемники»
(М.1999 г. с.,36 - 38).
*** А. А. Павловский. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 141.
Имя иеромонаха Феодосия, как настоятеля русской келии Положения пояса Богоматери, указано также в фундаментальном труде Варсонофия (Судакова), епископа Саранского и Мордовского, «Афон в жизни Русской Православной Церкви в конце XIX — начале XX вв.». Саранск, 1995. Т. 3. С. 143.
**** Таинственное исчезновение мощей катакомбного старца Феодосия (Кашина) Кавказского, сообщает «Краснодарский курьер» № 27(78) от 7 июля 2004 года. Этот факт также подтвердили интернет-издания "Седмица", "Русская линия", "Собкор"
***** Преподобен ли преподобный Феодосий Кавказский? Вахрушинкин Степан Юрьевич.
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=6321&order=asc&fullview=&pg =
****** Там же.
******* Там же.

ПРИЛОЖЕНИЕ:
________________________________________ ________________________________________ _________________

1. ПРОШЕНИЕ Алексию II от ревнителей и Прихожан Ставропольской епархии Всероссийского прославления св.пр. Феодосия Кавказского, август 2007г. от Р.Х.

«Церковь не лишится Благодати, пока будет приноситься Безкровная Жертва и Евхаристия будет совершаться без отклонений…

В последние времена будут крестить людей, не подготовленных должным образом к святому Таинству Крещения; мало кто будет соблюдать правила, связанные с подготовкой к Святому Таинству Причащения; усопших будут отпевать, не задумываясь о том, достойны ли они этого».

Из предсказаний преподобного Феодосия Кавказского

Преподобный старец Феодосий Кавказский (1841-1948):

О вере православной : «Вера наша принесена с Неба, поэтому не покоряйтесь обстоятельствам века сего. Истинный православный христианин боится не земной смерти, а вечной. Хуже всего бояться чего-либо больше Бога, а по сему согрешить».

О смертной памяти : «Всегда имейте при себе память смертную, а также постоянно держите в уме мысль – что бы вы ни делали, вы делаете в присутствии Бога.

Если бы люди знали, что их по смерти ожидает, день и ночь бы молились Богу , а то думают – умер, и конец всему. Наша жизнь по смерти земной только начинается – земными страданиями мы зарабатываем Вечность. Кто Бога знает, тот все терпит».

О спасении : «Спасение дается только через осознание грехов и сердечное покаяние, а также через терпение скорбей. Что бы ни случилось, принимайте со смирением и любовью. Ближних же своих спасайте, сколь можете – тех, кто еще слышать может. Не гнушайтесь ни старым, ни малым – даже капля святости, пролитая в душу ближнего, даст вам воздаяние».

О скорбях : «Мученичество Христа ради есть путь наш, а если наказывает нас Господь, то ради нашего же спасения от мучений вечных. Принимайте же все земные скорби с благодарностью».

О молчании : «Кто не больше семи слов в сутки скажет, тот спасен будет. Молчание оберегает от всякого зла…»

О любви к ближним: «…Ближних же своих спасайте, сколь можете - тех, кто еще слышать может. Не гнушайтесь ни старым, ни малым, - даже капля святости, пролитая в душу ближнего, даст вам воздаяние».

Краткое жизнеописание старца Феодосия Кавказского.

В совсем юном возрасте, движимый Духом Святым, Федор (так звали преподобного старца в миру) покинул свой дом и, пристав к группе паломников, отправился с ними на Афон. Игумен обители Положения Пояса Божией Матери устроил Федора на жительство. Там мальчик рос, обучался грамоте, нес монастырские послушания. Находя его исполнительным, способным и усердным в молитве, игумен взял его к себе, дал ему келью. Юный подвижник разговаривал только в случае крайней необходимости, вдохновенно молился, пребывал в смирении, с уст его не сходила Иисусова молитва, ум и сердце были отданы сладчайшему Имени. С необыкновенной теплотой слезно молился он Пресвятой Богородице, и Она на всю жизнь стала его Усердной Заступницей и Помощницей.

Его благочестие и добродетели стали предметом зависти и ревности монастырской братии. Мальчика нещадно избивали, издевались над ним, но он смиренно терпел все унижения.

Когда Федору исполнилось четырнадцать лет , в обитель приехал некий российский генерал. Он привез с собой очень больную жену. Оставив ее на судне, генерал стал просить помощи у игумена. Тот велел позвать Федора, и юный молитвенник сотворил первое чудо – исцелил больную женщину от недуга.

Монастырская братия продолжала ненавидеть Федора. Он же старался смирением и послушанием служить Богу и братии, ни на кого не имел обиды, молился за всех и безропотно терпел все козни. Во время испытаний Господь чудесно помогал ему: несколько раз Пресвятая Богородица и Архангел Михаил спасали его от неминуемой гибели.

Близилось время пострига. Игумен отослал юношу на родину, чтобы тот получил родительское благословение. Федор вернулся в Пермь, разыскал отца и мать и, получив благословение, уже с чистым сердцем вновь отбыл на Афон, в свою обитель, где и принял постриг с именем Феодосий. Спустя некоторое время его рукоположили во иеродиакона, а затем в иеромонаха.

Когда озлобленная братия обвинила Феодосия в греховной связи с женщиной, которую он якобы под видом монаха поселил в своей келье, иеромонах Феодосий некоторое время находился под стражей в Константинополе, но заступничеством Ангела Господня получил освобождение.

Около пяти лет будущий великий старец нес послушание на подворье русского странноприимного дома, принимая нищих, больных и всех, кто нуждался в его помощи и наставлениях.

Решив совершить паломничество на Святую Землю, иеромонах Феодосий отправился в Иерусалим. Побывав у многих святынь и поклонившись им, он остался служить у Гроба Господня. Здесь иеромонах Феодосий прослужил не один десяток лет, хотя нам и неизвестны подробности этого служения. Но, вероятно, именно здесь он духовно окреп, молясь за свой народ, свою Церковь и свою Родину. Впоследствии в народе иеромонах Феодосий стал зваться Иерусалимским батюшкой и старцем Феодосием Иерусалимским.

В конце XIX столетия отец Феодосий возвращается на Афон – место начала своей духовной жизни, своего детства и принятия пострига. Вернувшись после столь длительного отсутствия в обитель Положения Пояса Божией Матери, он, по откровению свыше, остался служить в ней в послушании у настоятеля Иоанникия до 1901 года. После смерти отца Иоанникия иеромонах Феодосий по преемственному праву стал настоятелем обители. Но он тяготился своими новыми обязанностями по руководству обителью, его влекло к живой молитве Богу. В 1907 году, по усиленной просьбе, он освободился от должности настоятеля и снова удалился в Иерусалим, где вскоре принял схиму.

По Промыслу Божию в Иерусалим из России приехал отставной генерал. Встретившись с отцом Феодосием, генерал настоятельно просил его переехать на Родину. После некоторых хлопот, поклонившись Святой Земле, отец Феодосий в 1908 году отправился в Россию.

Пустынь Феодосия Кавказского п.Горный (Темный Буки) г.Новороссийск

Всего год прожил он в имении генерала в Платнировке, а затем поселился неподалеку от поселка Темные Буки (хутор Горный), в двадцати семи километрах от города Крымска. Здесь он основал пустыньку, где вместе с ним проживали несколько монахинь из близлежащего монастыря, а также две девочки-подростка, приведенные к нему Божиим Промыслом, — Аня и Люба. Именно они, тридцать лет находясь рядом с отцом Феодосием, свидетельствовали о нем после праведной кончины старца, составив рукописания о его удивительном житии. В окрестностях Крымска молва о необыкновенном старце распространилась мгновенно. К нему стали приходить за благословением и советом, так как он обладал даром духовного видения.

Одних он обличал, других исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился с участием, направляя на путь спасения. Он заранее знал, кто и с какой просьбой к нему обратится, предвидел будущую жизнь и смерть своих собеседников. Здесь, в пустыньке, по молитвам отца Феодосия, забил источник ключевой воды, имеющий свойство исцелять страждущих.

В марте 1927 года, за две недели до Пасхи, преподобный Феодосий был арестован и увезен в Новороссийск. Он находился под следствием до января 1929 года, после чего, приговоренный к трем годам лагерей, был отправлен в ссылку. Туда за старцем поехала послушница Любовь и прислуживала ему до конца срока. Одновременно с этим матушки Тавифа и Наталия из пустыньки приехали в Минводы, где с Божией помощью приобрели хатку и остались на жительство, ожидая возвращения батюшки.

В ссылке преподобный Феодосий пробыл до 1932 года. После освобождения он приехал в Минводы, остался здесь на жительство и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его дедушкой Кузюкой.

Вероятно, это было единственно верное решение, учитывая то страшное время и то положение, в котором оказался преподобный Феодосий, решение, которое помогло старцу творить людям добро.

При его подвиге юродства он владел многими иностранными языками. Минераловодские жители рассказывают множество необычайных случаев, в которых преподобный Феодосий приоткрывал завесу будущего.

Однажды соседка отца Феодосия гнала корову из стада и увидела, что старец подбежал ко двору и что-то бросил ей в сенцы. Подходит она и видит белую простынь. «Юродивый, что с него взять, что взбредет в голову, то и делает», — подумала женщина. А утром ее сына привезли мертвым: убило сцепкой вагона.

К другому соседу старец Феодосий зашел с веником и стал мести с подоконников, полок, изо всех углов. Соседка жаловалась послушницам: «Ваш дед с ума сошел, вы его не пускайте!» Наутро к дому подкатила милицейская машина, имущество конфисковали, семью выслали.

За год до войны раба Божия Александра приехала к старцу Феодосию, и он ей сказал: «Будет война такая страшная, как Страшный суд. Люди будут гибнуть. Разнесет их ветер, как пепел, и признака не останется. А кто будет призывать Бога, того Господь спасет от бедствий».

Во время Великой Отечественной войны старец Феодосий был одним из самых ревностных молитвенников о победе России, постоянно молясь о здравии защитников России и об упокоении погибших воинов, тем более что Господь даже открывал ему имена некоторых из них. Неся свой подвиг юродства, он дерзновенно проповедовал, назидая людей и совершая необыкновенной силы чудеса.

В годы войны рядом с железнодорожными путями в Минводах находилась городская больница. На рельсах стояла огромная цистерна с бензином. Однажды стрелочники заметили быстро бегущего преподобного Феодосия. В одной руке – крест, другой – силится столкнуть вагоны с места. «Ну и дед чудной, ему ли сдвинуть такую тяжесть?» Только это подумали, глянули – и глазам не верят. Вагоны потихоньку сдвинулись и покатились по путям. И только они успели откатиться – мощный взрыв потряс воздух. На место, где только что стояли вагоны, упала бомба, не причинив большого вреда ни больнице, ни людям, работавшим неподалеку.

Вскоре после того, как немцы подступили к Минводам, произошел такой случай. Быстро-быстро, совсем не по-стариковски, подбегает преподобный Феодосий к детскому саду и говорит гулявшим на улице детям: «Гулю, гулю, за мной, деточки! Бегите за мной!» Забавы ради дети побежали за старцем, воспитатели – за детьми. А в это время снаряд угодил прямо в здание детского сада и разрушил его. Но никто не погиб – всех вывел прозорливый старец.

Благодарная народная память собрала множество таких примеров, передаваемых из уст в уста верующими людьми.

Часто старец наставлял, чтобы творили Иисусову молитву, и говорил, что если бы люди знали, что ожидает их после смерти, то день и ночь молились бы Богу .

В последние годы своей жизни старец Феодосий жил с послушницами в небольшой хатке. Там было сыро, потолки низкие. Старец почти все время лежал, а вставал по веревке, привязанной над кроватью. Почти все время молчал. Учил своих духовных детей немногословию, молчанию. Креститься учил не одним только крестом, а с умной молитвой на устах. Говорил перед смертью: «Кто меня будет призывать, с тем всегда рядом буду».

Евангелие старец знал наизусть . Бывало, подолгу, без перерыва читал его по памяти вслух; лампадка и свечи в комнате преподобного Феодосия сутками не потухали… Советовал своим чадам читать почаще Откровение Иоанна Богослова.

За несколько дней до кончины старец лежал больной и говорил: «Через три дня конец света» — люди думали, что через три дня Господь придет судить и будет конец земного мира, но он говорил о своей кончине. Он был светильник миру, и этот светильник угасал.

Незадолго до своей кончины старец попросил, чтобы его отвезли в церковь Покрова Божией Матери. Его укутали и отвезли на каталке в дневное время, когда не было службы. В храме преподобный Феодосий буквально преобразился – его лицо воссияло неземным светом, он весь исполнился благодатной силы и находился в состоянии истинной одухотворенности. Несколько часов подряд старец в пламенной молитве взывал ко Господу об укреплении, расширении и благоденствии Русской Православной Церкви. Он вышел, качаясь, весь в слезах…

Приезжавших многочисленных паломников старец Феодосий встречал словами: «Как вы успели меня застать?»

Он всем напоминал, что со времен жизни Спасителя в Православии ничего не изменилось и необходимо строго придерживаться Апостольского учения и правил святых отцов.

Старец предсказывал, что Церковь не лишится Благодати, пока будет приноситься Безкровная Жертва и Евхаристия будет совершаться без отклонений, но с сожалением отмечал, что в последние времена будут крестить людей, не подготовленных должным образом к святому Таинству Крещения; мало кто будет соблюдать правила, связанные с подготовкой к Святому Таинству Причащения; усопших будут отпевать, не задумываясь о том, достойны ли они этого.

Житие старца Феодосия есть непрерывное устремление к Богу, непрерывный подвиг возвышенного служения. Все дела, которые он делал в своей земной жизни, — это дела, сделанные Христа ради.

Перед самой кончиной старец сказал: «Мог бы я еще пожить, но уже – пора. Я на малое время скроюсь – так сейчас угодно Богу, но когда Господь придет во славе, глазам не поверите, где буду…»

«Этого необыкновенного старца, по сути дела, никто не постиг по-настоящему. Сила в нем была духовная – почти апостольская. Но вся сила его была втайне», — так говорил о старце раб Божий Николай, знавший его при жизни.

8 августа 1948 года старец просил обтереть освященной водой его руки, благословил всех своих послушниц и, закрыв глаза, тихо отошел светлой своей душой ко Господу.

По книге: «Великие русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления. М.: Трифонов Печенгский монастырь; «Новая книга», «Ковчег», 2001г.

Множество святых прославил Господь за долгие века существования Церкви. И сегодня, несмотря на кажущееся оскудение людей верующих, а тем более святых, в мире, несмотря на потоки информации, очерняющей Церковь и пропагандирующей грех, узнают люди о многих чудесах в наше время. Так недавно был прославлен и преподобный Феодосий Кавказский. Он пока малоизвестен в народе, однако поистине является не только необычным святым, но и уникальным человеком нашего времени. Еще живы свидетели его жизни и прижизненных чудес.

В советское время он не скрылся за границей, а жил в СССР и под видом юродства, под яркой рубашкой в цветах, скрывал свои духовные подвиги и высокую эрудицию — достаточно сказать, что он свободно владел четырнадцатью языками. Для настоятеля афонской обители в честь Положения Пояса Богоматери это неудивительно; больше изумляет, что он выжил в ссылках и тюрьмах, уготованных ему советской властью и в жизни понес тройное служение: монашеское, юродивое и старческое (духовническое).

Из нашей статьи вы узнаете житие чудотворца нашего времени, совершенные им чудеса, историю обретения святых мощей, а также найдете в ней сильную редкую молитву и акафист святому Феодосию Кавказскому.

ИКОНА СТАРЦА

Образ старца похож на образ многих преподобных святых Церкви. Обратите внимание, что каждая икона подписывается, поэтому любого святого всегда легко распознать, приглядевшись к надписи.
Иконы святого пишутся с его фотографий, в академическом (живописном) стиле. Зачастую иконой становится сама фотография святого с нимбом. На нее тоже можно молиться.

На образе преподобный предстает старцем с седыми волосами и объемной бородой. Он одет в коричневый плащ с черным капюшоном схимы, под плащом также видна часть схимнического облачения — парамана (черного цвета, состоит из капюшона и широкой полосы ткани, вышитой особыми крестами). Иногда святой держит в руках образ Казанской Божией Матери.

ЖИТИЕ

Множество испытаний выпало на жизненном пути старца. Он родился на севере Сибири, а оказался на юге страны — на Кавказе; он был настоятелем монастыря, а стал юродивым странником.

По словам исследователей биографии святого он родился около 1862 года в бедной крестьянской семье Кашиных, при рождении имел имя Федор. Его родители были людьми верующими и воцерковленными, своих детей они воспитывали в вере и благочестии. Однако даже рождение будущего святого уже было ознаменовано необычным для этой семьи характером ребенка. Уже принимавшая роды женщина, повитуха, по некоторым признакам предсказала родителям, что мальчик станет священником. Ребенком он просил маму петь псалмы, а сам слушал и запоминал. Затем с малолетства будущий старец полюбил молиться в лесу: по преданию, он творил свои детские молитвы у камня, и некий небесный голос сказал, что камень этот называется Раев (Райский).

Многие люди видели, что малыш — избранник Божий. Его шутку звали Батюшкой, напоминая таким образом предсказание повивальной бабки. Родители Федора стали свидетелями чуда: во время общего семейного обеда из-за икон появился белый голубь и слетел прямо на руку мальчику. Погладив его, будущий старец пустил голубя вверх, и тот снова скрылся за образами.

По разным сведениям, когда святому было то ли 9, то ли 19 лет, он тайно от родителей ушел на Афон: просто гуляя по берегу реки, сел на баржу, и незамеченным уплыл из села, а затем с паломниками дошел до Афона. Святая Гора — это одно из самых благодатных мест на Земле, греческий полуострове, издревле населенный монахами и находящийся под особым покровом Божией Матери.

В Иверской обители, известной тем, что она хранит великую православную реликвию — Честной Пояс Пресвятой Богородицы — юноша, горевший желанием посвятить жизнь Богу, остался до поры. Его приняли в монастырь, когда он назвался сиротой — обычно в обитель брали только после получения родительского благословения. Однако никаких скидок и жалости он не получал, напротив, трудился на самых черных работах, возрастая в смирении и послушании.

Еще не будучи постриженным в иноки он совершил чудесное исцеление больной жены русского генерала. Как известно, женщин не пускают на Афон во избежание искушений для монахов. Этот обычай положила Сама Пресвятая Богородица. Генерал приехал в обитель, поскольку его жена была одержимой: в нее вселился бес, и изгнать его не могли долгое время. Однажды во сне ей было возвещено Ангелом или Самим Господом, что поможет ей только молодой афонский инок Иверской обители. Среди иноков генерал не узнал описанного женой спасителя, и лишь случайно увидел Феодора — сочли невозможным, что у него столь быстро явились духовные дарования, поскольку он еще не был пострижен. Именно он был показан в видении жене генерала, и по его молитве из женщины вышел бес.

По преданию, после этого братия монастыря начала завидовать ему. Узнав откуда-то, что Феодор не является сиротой, они передали это настоятелю, который направил послушника домой за родительским благословением. Однако тяготы пути не сломили подвижника: с родного Урала он вернулся с Казанской иконой Богородицы, благословленный родителями, и был пострижен в монахи с именем Феодосий. Несколько десятков лет он трудился в Иверском монастыре, причем стал настоятелем кельи — принадлежащего монастырю небольшого скита, места, где жило лишь несколько человек братии — и духовником обители, несмотря на то, что в Греции такое послушание дается лишь опытным пожилым монахам, которых зовут «геронда» («старец»). Он представлял Иверскую обитель в Константинополе, где жил продолжительное время, и в Иерусалиме, куда несколько раз совершал паломничества с богослужениями у Гроба Господня.

В 1913 святой в сане иеромонаха (священника, постриженного в монашество) вернулся в Россию. Нет сведений о том, что побудило его это сделать, как непонятно и то, почему он уехал на Кавказ. Известно, что к тому времени он уже говорил на многих языках, был опытным начальником, духоносным иноком. Возможно, что он провидел испытания, которые ожидали России в ходе войны и революции. Есть свидетельства, что в Иерусалим, где он находился, прибыл некий военный и уговорил его уехать в Россию, обещая помогать в создании обители на родной земле.

На Северном Кавказе святой поселился в одной из станиц, где сначала обустроил дом престарелых с больницей и небольшим храмом, а после революции основал у поселка Темные Буки недалеко от города Крымск женский монастырь. (Подобные случаи основания монастырей из почитательниц старца были в Русской Православной Церкви, например, у святого Серафима Саровского, преподобного Амвросия Оптинского). Этот край во многом не был просвещен светом Христовой веры, но молва о новом иеромонахе, который помогал многим и советом, и чудотворной молитвой распространилась так быстро, что люди стали во множестве посещать новообразованный монастырь.

При помощи благочестивых людей в обители была создана церковка и кельи. Монахи кормились обучением детей. В эти годы святой принял великую схиму (высший сан в монашестве с наложением большой ответственности за подвиги), став иеросхимонахом. Перед Пасхой Христовой 1925 или 1927 года преподобный неожиданно сказал, что праздновать будут без него: и действительно, в Великую Субботу пришли его арестовывать. Офицерам он сказал, что давно ждал гостей, и и даже склонился в земном поклоне перед гонителями.

Неизвестно, где отбывал шестилетний срок отец — вероятно, в страшном Соловецком лагере, ставшем местом мученичества многих святых Церкви. После освобождения он смог вернуться только в город Минеральные Воды. Именно здесь произошел ряд известных чудес старца, здесь он взял на себя подвиг юродства и в этом же городе он почил в 1948 году.

СВЯТОЙ И ИИСУСОВА МОЛИТВА

Записи о жизни и чудесах святого оставили его духовные дочери. Известно, что он многим завещал молиться Иисусовой молитвой — это известная сильная молитва, на протяжении тысячелетий используемая и монахами, и мирянами Церкви.

Считается, что Иисусова молитва была создана на греческом языке и всегда особо практиковалась афонитами, то есть насельниками монастырей Святой Горы Афон. Очевидно, они и принесли ее на Русь, а затем активно распространяли в России. Одним из таких людей был и подвижник. Существует несколько вариантов Иисусов молитвы на русском. Она имеет и длинную, и короткую форму, однако смысл один: этими словами мы просим Господа Христа помиловать нас. То есть человек обращается к Богу с просьбой о милости, милосердии, о том, чтобы Господь не оставил его своей помощью в земной жизни и спас его душу после смерти. Обратите внимание, что главное слово в этом молитвенном прошении — обращение «помилуй»:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного.
Господи, Иисусе Христе, помилуй меня.
Господи, помилуй.

Вы можете прочитать Иисусову молитву единожды (один раз), например, если внезапно оказались в опасности; испугались чего-то; оказались во внезапном затруднении перед принятием решения и т,д. Можете читать ее утром и вечером вместо молитвенного правила. Стоит повторять слова Иисусовой молитвы, когда вы находитесь в состоянии раздражения, озлобленности, гнева или ярости: вы можете навредить своим ближним словом или делом и согрешить пред Господом, а молитва обратит ваше сердце к Богу и успокоит вас.

Используют Иисусову молитву для ограждения от порчи и сглаза. Известно, что человек, который редко посещает храм и редко молится, не приступает к Таинствам Церкви, может быть подвержен воздействию колдовских сил. Но если вы обращаетесь к Богу с молитвой и стараетесь не согрешать, Господь оградит вас от зла.В опасности начинайте читать Иисусову молитву, 90-й псалом или молитву самому преподобному онлайн и наизусть:

Всю жизнь Господу Христу ты отдал, о преподобный отец наш, подвиги молитвы, ссылок и тюремных заточений, стояния у Гроба Господня, поста и воздержания, даже юродства ты ради Христа терпел до конца. Потому и Сам Христос долголетием и чудесами тебя прославил, и сегодня люди всей нашей страны к мощам твоим приходят с верой и надеждой, получают необходимое. Отец наш и чудотворец, молись ко Господу Богу и Владыке всех людей о хранении в стране Российской веры Православной, спасении мира и входе нашем в Царствие Небесное. Аминь.

В практике православных христиан Иисусова молитва читается определенное количество раз, для чего используют четки. Это нить или проволока с нанизанными на нее бусинами из камней или обычной пластмассы. За 10 минут вы прочитаете Иисусову молитву в самой распространенной форме: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», — около 150 раз. Каждый раз, говоря эту молитву, передвигайте бусину. То есть, повторив Иисусову молитву 150 раз, вы 15 раз пройдете отрезок из 10 малых бусин между большими. Такая молитва заменяет утреннее и (или) вечернее молитвенное правило.

ЧУДЕСА И МОЩИ

В обитель подвижника до его ареста ехали люди со всего СССР (неудивительно, что его сослали в лагеря, ведь он наставлял людей в православии, проповедовал своим примером Христову веру). Известен ряд случаев его прозорливости:

    • Из группы семи приехавших паломниц он благословил лишь шестерых, а одной сказал возвращаться в город, вернуть жене мужа и детям — отца, только потом подходить под благословение (очевидно, женщина грешила связью с женатым мужчиной).
    • В военные годы уже в Минеральных Водах человек стал свидетелем того, как святой один перекатил на несколько десятков метров три вагона с боеприпасами. Они стояли неподалеку от больницы, и на их место упала бомба — если бы не он, вагоны бы взорвались и уничтожили больницу с ранеными.
    • С помощью игры святой отец вывел детей и воспитателей из детского сада, куда затем попал снаряд. Дети любили святого и называли его «дедушка Кузюка». Никто не подозревал, что это один из умнейших людей своего времени. Святой носил рубашку с цветами, запомнившуюся многим жителям городка, и все время что-то рассказывал. Так и в тот раз — подбежав к детям, он позвал их: «Гули-гули, детки, бегите за мной», таким образом отведя от здания, внезапно вспыхнувшего от бомбы.

В 1990-е годы, через 40 лет после смерти святого, Церковь решила изучить свидетельства о чудесах святого и его останки. В 1995 году, 11 апреля они были обретены, то есть вынуты из земли, положены в раку — ковчег для мощей — и выставлены для общего поклонения.

Хранятся они в новом кафедральном Покровском соборе Минеральных Вод. В 1998 году семидесятитысячным крестным ходом почитателей святого, съехавшихся со всей страны на Кавказ, мощи были перенесены сюда из из Михаило-Архангельского храма, куда часто на богослужения ходил подвижник. Неподалеку от собора на кладбище показывают могилку, бывшее место захоронения святого, которое также почитается в народе. Известно, что над ней иногда виден столп сияющего света — указание на святость преподобного.

В соборе ведется постоянная фиксация чудес по молитвам к святому. Он почитается как месточтимый, канонизация его состоялась усилиями митрополита Гедеона Ставропольского и Кавказского. Есть свидетельства о следующей помощи, которую и вы можете также просить у святого:

  • Исцеление от нервных заболеваний детей и взрослых. Зафиксирован случай излечения ребенка от серьезной болезни после помазыванная маслом от мощей.
  • Выход полипов, избавление от доброкачественных и раковых опухолей.
  • Помощь в сделках с недвижимостью, продаже квартиры.
  • Принятие жизненно важных решений.
  • Избавление от опасности.
  • Укрепление веры, доверия Богу.
  • Исцеление различных ранений и болезней.
  • Помощь в семейном мире и взаимопонимании.
  • При депрессии, суицидальных мыслях, об ограждении близких от самоубийств.
  • В военное время, при необходимости участия в конфликтах.

МОЛИТВЫ СВЯТОМУ

Многие отдыхающие на Кавказе поклоняются святым мощам преподобного. Однако если вы не можете съездить в такое паломничество, всегда можно помолиться дома. В храме вашего региона, если только вы не живете на территории Ставропольское и Владикавказкой епархии, иконы преподобного не будет: Церковь почитает его как месточтимого. Смысл этого звания в том, что свидетельств о жизни святого немного, и лишь устные предания, почитание по памяти святого людей определенной местности (в данной случае — на Кавказе) могут рассказать о его святости.

Молитва — это разговор со святым, ни в коем случае не заговор. Слова сами по себе не имеют силы, но «работают» лишь в вашем мысленном обращении, диалоге, желании услышать волю Божию.

    • Начните молиться с погружения в себя. Встаньте перед образом, подождите некоторое время. Дважды перекреститесь, поклонитесь, поцелуйте изображение святого в руку или край одежды, затем вновь перекреститесь и поклонитесь. Зажгите купленную в храме тонкую восковую свечу на подсвечнике или лампаду — по возможности, это необязательно.
    • Читайте слова молитвы не торопясь, можно вслух. После каждой молитвы креститесь.
    • Не забывайте о молитве в храме и посещении богослужений.
    • Можно молиться своими словами, особенно если у вас на душе есть тяжесть.

Читать молитву святому можно онлайн на русском языке:
О святой угодник Божий, преподобный отец наш Феодосий! Ты с юности любил Господа Иисуса Христа, следовал лишь за Ним одним, ушел на Афонскую Гору Святую, в удел Божией Матери, откуда ко Гробу Господню жить пришел. Там в сане священника много лет ты пребывал и совершал молитвы усердные за Русскую землю, Церковь Православную и весь русский народ.
Когда же пришли страшные годы безбожия на Руси, ты забыл и Афон, и Иерусалим, вернулся в Отечество свое, чтобы разделить беды и страдания твоего народа и Святой Церкви Православной, как верный монах и священник, попав в тюремное заточение. Но твоя вера и смирение, кротость и терпение умиляли даже жестокие сердца заключенных с тобою людей.
В военные годы ты, отец Феодосий, помогал людям православным в битве с врагом, многих спас и от уныния, и пытавшихся самоубийством жизнь покончить. Твоей помощью люди верные укреплялись в надежде своей, что Господь не оставит Отечества наше, что Матерь Его сохранит страну Свою, и гнев Божий, посланный по грехам отцов, на милость сменится.
Твой подвиг юродства во многих трудах удивил людей земных и Ангелов, тебе являвшихся: все может молитва праведника с верой крепкой. Ты знаешь, преподобный отец наш Феодосий, нужды и беды, и печали наши, знаешь и желание наше с Господом всегда пребывать. Проходя трудный и тернистый путь жизни земной, ты сам нес бремя горестей и нападений и от твоих братьев, и от иноверцев, и от родных. Вспомни же нас, старец Божий, у Престола Господня, ведь ты обещал помогать всем, кто обратится к тебе, помянув в молитвах. Твоя же память не исчезает, отец наш Феодосий, в Кавказской земле до сего дня: потому с верой и надеждой приходят все люди православные к могилке твоей и раке твоих честных мощей, прося заступничества перед Богом и молитвенной помощи.
Просим же тебя, о преподобный отец наш Феодосий: помоги нам в трудные дни нашей жизни, во всех бедах, скорбях и страданиях, молись ко Господу, Начальнику всего мира, чтобы смягчил Он злые и ожесточившийся сердца людские, чтобы подал мир народам Кавказа, разрушил неверные совещания раскольников и еретиков, нападающих на Церковь Святую Православную.
Твоими молитвами, угодник Божий, пусть Господь простит нам все грехи, пусть минуют нас стрелы и интриги врагов, соблазны и искушения дьявольские. Попроси нам у Творца и Владыки жизни нашей время на покаяние, избавление от гибели, здравие больным, исправление согрешившим, утешение скорбным, детям воспитание в страхе Божием, уходящим в жизнь загробную добрую обитель райскую, скончавшимся покой и Царствия Небесного жизнь вечную.
Будь, отец наш Феодосий, покровитель и помощник всем православным земли Кавказской и всей России. Пусть крепнет и умножается на ней и по всей Великой Руси Святая Православная вера, мы же, по молитвам твоим святым, укрепляемые Господом, да прославим Троицу Пресвятую и твое заступничество и ходатайство сегодня и во веки все. Аминь.

Через многое пришлось пройти некоторым угодникам Божиим. Феодосий Кавказский родился и вырос в Сибири, на Юге оказался уже в зрелом возрасте, здесь и встретил конец своей жизни. Преподобный является местночтимым святым, но паломники на могилку его едут со всей страны.


Житие Феодосия

Точно неизвестна дата рождения святого и обстоятельства жизни до того, как он явился в один из монашеских скитов на Афоне - там, где хранится пояс Пресвятой Богородицы. Братия приняла его, вскоре юноша был рукоположен в священный сан, также имел право принимать исповедь (в Греции оно дается не всем, обычно духовник должен набраться опыта). Было это в 1897 г. Феодосий Кавказский в монастыре вместе с братией возделывал землю.

Житие Феодосия Кавказского составлено по разным источникам. В нем не описаны точные причины, по которым он покинул святую гору. Часто батюшка путешествовал в Константинополь, где тесно общался со своими духовными дочерьми. Там вокруг него образовалась небольшая община, чем было недовольно монашеское начальство - монахам было принято проживать лишь на Афоне.

Одна из его почитательниц в мужской одежде приехала с Феодосием на Афон. После разоблачения последовал громкий скандал и изгнание, как свидетельствуют светские источники. Инок удалился в Константинополь, где прожил несколько лет. Затем переехал в святую землю, где служил возле Гроба Господня. Там святой Феодосий Кавказский познакомился с одним влиятельным чиновником, который уговорил его вернуться в Россию. Таким образом старец вернулся в Россию, остановившись на Кавказе.


Жизнь Феодосия Кавказского В России

Поселился Феодосий Кавказский в старом домике на месте разрушенного монастыря. Чудеса сопровождали его постоянно - народ шел бесконечным потоком. Часами молился в ущелье, даже сподобился явления Божией Матери, как гласит предание. Во время революционных времен (в 20-е годы) старец подвергался аресту. По свидетельству его духовных детей, он велел им готовиться к Пасхе, а сам ожидал, что за ним придут. Так и случилось.

Где пребывал старец, точно неизвестно, возможно, на Соловках. Не было его в течении шести лет. Затем из заключения он был отпущен и прожил еще долгое время. В Минеральных водах он стали известен, как юродивый. Носил яркую рубашку, бегал с детворой. Народ очень полюбил доброго старца.


Чудеса

В пустынь Феодосия Кавказского ехали люди со всей страны - многих он исцелял, давал наставления. Но некоторым отказывал - одной женщине велел вернуться домой и расстаться с незаконным мужем. Только после этого обещал ее принять. В военные годы также совершал много чудес, о которых составили повествование его духовные дочери.

  • Однажды проходил Феодосий Кавказский мимо вагонов с боеприпасами. Очевидцы видели, как силой молитвы он их сдвинул в сторону. Позже был налет и в это место попал вражеский снаряд.
  • Во время наступления немцев, старец вывел детей из детского сада. Позже он подвергся обстрелу, но никто не погиб.

Также святой обучал местных детей грамоте, те приносили вместо платы продукты. Своим посетителям завещал молиться - всегда читать молитву Иисусову. После его отшествия в мир иной, люди продолжали приходить в пустыньку, просить помощи. В 90-е года церковь решила изучить жизнь подвижника, поскольку в народе он почитался как святой.

Мощи

Мощи Феодосия Кавказского были подняты в 1995 г. Сегодня они хранятся в Минеральных водах, в Покровском кафедральном соборе. Сюда продолжают идти страждущие, которые оставляют свидетельства о помощи.

  • Исцеление ребенка от заболеваний нервной системы по молитве и после помазывания маслом от мощей.
  • У женщины вышли полипы, которыми она страдала много лет.
  • Помощь в продаже квартиры.

Обращаться к преподобному можно в любых нуждах. Святому Феодосию Кавказскому составлены молитва и акафист - читать можно перед образом в любое время.

Молитва Феодосию Кавказскому

Всю жизнь Христу Богу отдал еси, преподобне отче Феодосие, подвиги молитвы, стояния у Гроба Господня, поста, воздержания, юродства, темничнаго заточения Его ради претерпел еси до конца. Темже и Христос долголетием и чудесами тя обогати, яко и доныне людие земли нашея к мощем твоим притекают с верою и получают просимое. Отче наш Феодосие предивный, моли Господа Бога и Владыку всех о сохранении в стране Российстей Православия, умирениии мира и спасении душ наших.

Феодосий кавказский - икона, мощи, житие, молитва was last modified: Июнь 11th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Почти все пустыни и монастыри России основаны великими подвижниками и молитвенниками за родную землю. Не исключение и пустынь Феодосия Кавказского .

Народная молва гласит, что целебный источник появился здесь по молитве преподобного Феодосия, когда тот приехал сюда, чтобы основать новую обитель. Великий молитвенник 7 дней и ночей простоял на камне, моля Господа о вразумлении. По мановению десницы Матери Божьей на камнях зазеленел барвинок, указывая место чудотворного источника и строительства церкви.

Сегодня на указанном месте возвышается храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», проходит тропа, по которой ходил святой старец, у тропы стоит камень, где молился Феодосий. Есть такое поверье, что если присесть на этот загадочный камень и мысленно пожелать что-то, оно исполнится. Много людей приезжает сюда за помощью, исцелением и утешением в скорбях, особенно в день памяти Феодосия Кавказского 8 августа . Часто посещает святой источник Владыка Исидор , архиепископ Екатеринодарский и Новороссийский .

Преподобный Феодосий Кавказский – человек удивительной судьбы и силы. Он прожил более 100 лет (май 1800 г. – 08.08.1948 г.).Родился отец Феодосий в бедной крестьянской семье в Пермской губернии в 1841 году . В миру его звали Кашин Федор Федорович. С детства он рос богобоязненным, не по-детски сосредоточенно молился и стремился в монастырь. При закрытых дверях, он приспособился открывать дверь, поставив стульчик на лавку, стоящую вдоль стены и концом упирающуюся в угол, около которого была дверь: встав на стульчик, он доставал щеколду и открывал дверь. Таким образом и ночью, когда уставшие от дневных забот, все засыпали, юный молитвенник открывал дверь и выходил в лес, на опушке которого стояла изба Кашиных, творить молитву горячо любимому Богу.

После трехлетнего возраста случилось ему выйти на берег реки, там он увидел баржу, на которую вносили груз и входили пассажиры. Вошел и Федор вместе с ними на палубу. Никто не обратил на него внимания. Как взрослый, никому не докучая, он молча сидел, углубившись в себя. Только через два дня, когда баржа была далеко от дома, на него обратили внимание и стали спрашивать, где его родители. Он ответил, что у него нет родителей. Тогда у него спросили:«Куда же ты едешь?»- «На Афон, в святую обитель», - ответил он. Все были удивлены его ответом: малыш, а дает такой умный ответ. Оказалось, что среди пассажиров были паломники, направлявшиеся в святые места, а поскольку мальчик был таким тихим и смиренным, никто не мог его оттолкнуть.

И совсем юным он ушел в Иверский Афонский монастырь послушником.

Когда Федор должен был принять постриг, игумену было открыто, что у Федора есть родители и он должен взять у них благословение. Игумен позвал Федора и сказал ему все, что было открыто в видении и, благословив, отпустил его к родителям. И отправился Федорв далекую Пермь на поиски своих родителей.

Отыскав местечко, где по видению игумена, должны проживать его родители, и расспросив местных жителей, он наконец подошел к своему родному дому и с благоговейным трепетом и волнением в груди как странник попросился на ночлег.

Встретила его мать и на просьбу о ночлеге впустила в дом, сама присела на лавочку у окна, где всегда неизменно пряла пряжу, и стала расспрашивать, откуда он и по каким делам. Федор коротко рассказал о себе и в свою очередь стал расспрашивать у нее об их житии, кто чем занимается, кто жив, кто отошел к Господу. Мать всех назвала, обо всех рассказывала и потом со слезами стала рассказывать, как пропал в лесу у них малолетний ребенок и что она в печали не знает, как его поминать. Прошло много лет, а сердце материнское не хочет успокоиться и горю нет конца, если бы знала, что умер, похоронила бы, как подобает, тогда и не предавалась бы такой печали.

Федор с участием расспрашивал о мальчике. Спросил, какие приметы у него были. Мать вся в слезах при этих воспоминаниях, сказала, что за правым ушком у него была большая родинка. Тогда Федор, не выдержав нахлынувшего волнения, рукой отбросил прядь волос с правой стороны и показал за правым ухом большую родинку. Мать, увидев родинку и вглядевшись в его лицо, со слезами радости и волнения припала к груди найденного сына. Казалось радости ее не будет конца.

Родители благословили сына иконой Казанской Божией Матери . Радостный и счастливый, с благословением родителей отбыл снова на Афон в свою обитель. По прибытию в обитель постригли в монахи с именем Феодосий. Спустя непродолжительное время его рукоположили в иеродиакона, а затем – в иеромонаха.

Позже иеромонах Феодосий отправился в Иерусалим и остался служить у Гроба Господня . К тому времени Господь дал ему дар говорить на 14-ти языках. За свою долгую, насыщенную и плодотворную жизнь Феодосий побывал в Константинополе, Иерусалиме, вновь возвращался в Афон. Предание гласит, что он 60 лет прожил в Иерусалиме и молился в Храме Гроба Господня, за что егостали называть Иерусалимским .

Позднее, отец Феодосий вернулся в Россию, сначала он переехал в Челябинск, а затем, в Краснодарский край. Недалеко от поселка Горный он основал пустыньку (маленький монастырь).

В ущелье на большом камне преподобный Феодосий молился, не сходя с него, 7 дней и ночей, чтобы Господь указал ему, где должно построить церковь. Ему явилась Матерь Божия и указала место, где должен быть храм. Именно здесь зеленел барвинок. И теперь на этом месте, единственном в ущелье, растет это чудесное вечнозеленое растение. В пустыни также по молитве отца Феодосия забил целебный источник.

Молва о старце, пришедшем из Святой Земли, быстро распространилась по округе. И пошли к нему люди: кто за советом, кто за исцеление, кто ребенка окрестить.

Так бы и протекала в молитве и богоугодных делах жизнь Феодосьевской пустыни, если бы не безумные и бездушные ветры революции, достигшие и мудрого Кавказа.

Сегодня в Кавказской пустыни о том ужасном периоде напоминает камень печали. На этом месте большевики зверски убили монахинь, отыгрались на невинных женщинах, не застав в пустыни уехавшего по делам Феодосия. На камне стоит крест, перед которым паломники и монахини молятся о невинно убитых людях.

В марте 1927 г., за две недели до Пасхи, отец Феодосий велел матушкам Талиде и Елене печь пасху и красить яички. Они очень удивились: такой пост и еще двенадцать дней до праздника – и вдруг печь пасхи, но послушание выполнили, и все было сохранено до страстной пятницы, а в страстную пятницу Батюшка отслужил обедню, освятил пасхи и яички и сказал: "Будете разговляться, а меня с вами не будет, потом вы езжайте в Минводы и будете там жить". Как только он это сделал и сказал, пришли трое военных и сказали: "Отец, собирайся, мы приехали взять тебя в гости". "А я вас уже жду" – ответил Батюшка. У матушки Фионы попросил тазик с теплой водой, омыл матушкам ноги, накормил их, сам им прислуживал, затем пошел в свою келью, помолился, взял крест, перекрестил все четыре стороны кельи, благословил всех, кто там был из пришедших и живущих в пустыни. Все плакали, а он сказал: "Что вы плачете, молиться надо, Господь в эти дни страдал, молитесь". Еще раз благословил всех и сказал военным: "Я готов".

Его увезли в Новороссийск, Следователи, стремясь опорочить старца, пытались приписать ему преступление по бытовым статьям Уголовного кодекса. Так продолжалось до января 1929 года, когда старец был все же осужден по статье 58 (антисоветская агитация и пропаганда). Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ отец Феодосий был заключен в концлагерь на Соловки сроком на три года. Затем концлагерь заменили на Карагандинскую ссылку. Стоит отметить, что он был полностью реабилитирован Прокуратурой Краснодарского края 18 октября 1991 года.

После освобождения в 1932 году отец Феодосий поселился в Минеральных Водах и принял подвиг юродства. Старец ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его «дедушкой Кузюкой».

Дано ему было знание о великой грядущей войне. Известно, как во время войны спас детей. Вбежав в школу, Кузюк (так еще называли преподобного), шутками увел детей за собой, а потом на место школы упала бомба. Или еще -вагон на рельсах стоит, а старец толкает его, приговаривая: «Господи, благослови». Подошел патруль: «Что ты, дед, делаешь?» - «Так Божичка повелел». Отец Феодосий ушел, а через некоторое время на то место, где стоял вагон, попала бомба, а в вагоне находились снаряды. Если бы бомба попала в вагон, от города бы ничего не осталось. Потерявшим своих родственников во время войны говорил, живы ли они.

Святой провидел и свою кончину. За три дня до своей смерти он сказал: «Через три дня конец свету». «Когда хозяин уйдет, все животные будут плакать: и корова, и курочка» так и сбылось – ревела корова, кудахтали куры, жалобно мяукала кошка.Обещал он своим близким: «Кто будет меня призывать, с тем я всегда рядом буду».

Окончился земной путь великого старца 8 августа 1948 года , и согласно приданию, кончина его сопровождаласьчудесными явлениями и знамениями. Хоронили без музыки, зная, что Дедушка этого не любил. От гроба шло такое сияние, что фотографу было трудноснимать. Когда же пронесли гроб до окраины города, подошли четыре красивых юноши, с волосами до плеч, в белых длиннополых сорочках, черных брюках и легких сапожках. Они подняли гроб и несли его без перемены до самого кладбища. Когда стали созывать на поминальную трапезу, оказалось, что юноши исчезли.

Его мощи покоятся в Покровском храме Минеральных вод. Уже в наши дни старец Феодосий был причислен к лику святых Ставропольской Епархии.

Отдыхая в Геленджике, забудьте на один день про пляж и море, отправляйтесь в поселок Горный в горную пустыньку Феодосия Кавказского, наберетесь духовной энергии, которая поможет вам легче переносить испытания нашей непростой, земной жизни.

В продолжение темы:
Безопасность

Вариант 1 Часть 1. 1. Наука, изучающая процессы жизнедеятельности в живых организмах : 2. Выберите черты сходства между человеком и млекопитающими: а) наличие ушной...

Новые статьи
/
Популярные