«Маленький принц» — философская сказка и мудрая притча» (6 класс). Конспект урока литературы на тему «А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» — философская сказка и мудрая притча» (6 класс) Роль любви в жизни героя

Цели урока .

Образовательные.

    1. Исследовать тему любви в романе И.А. Гончарова “Обломов”.
    2. Углубить понятие “художественный прием” (музыка, ветка сирени) в тексте.

Развивающие.

    1. Совершенствовать умение формулировать проблемный вопрос.
    2. Развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;
    3. Совершенствовать навык составления кластера и работы с интерактивной доской.
    4. Развивать коммуникативные, исследовательские навыки, навыки работы в группе.
    5. Развивать творческие способности.
    6. Развивать самостоятельность мышления школьника.

Воспитательные.

    1. Усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на учащихся путем обращения к "вечным" темам.
    2. воспитывать чувство толерантности, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей.

Социализации личности.

    1. Развивать умение высказывать свое отношение к проблеме, высказывать свою точку зрения.
    2. Актуализировать знания учащихся по данной теме.

Форма урока: комбинированный урок.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Образовательные технологии: проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Дидактическое пространство урока:

Карточки-задания "Ассоциативные ряды",

Мини-презентации учащихся на темы: “Что такое любовь. Любовь в понимании Ильи Обломова”, “Илья Обломов и Ольга Ильинская”, “Илья Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына”.

Роман И.А. Гончарова "Обломов".

Мультимедиапроектор и интерактивная доска, презентация в программе “Смарт Ноутбук” (Приложение 1).

Музыкальное сопровождение: Ария “Casta diva” из оперы “Норма”, В.А.Моцарт “Музыка ангелов”.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки с заданием, тексты произведения, листы А-4, фломастеры.

Ход урока

I. Мотивационный компонент. (2 мин.)

Презентация (слайд 1) (Приложение 1).

Звучит музыка: В.А.Моцарт “Музыка ангелов”. Входит учитель с веткой сирени в руке и читает фрагмент из романа:

“Счастливый, сияющий, точно “с месяцем во лбу”, пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: “Ольга”.

“Ах, какая пыль! – очнувшись от восторга, заметил он”.

II. Постановка темы, проблемного вопроса и цели урока. (5 мин.)

1. Беседа с учащимися.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О любви) Почему? (Ветка сирени – художественная деталь, символизирующая чувства героев.)

О каком герое идет речь?

Узнаете ли вы Обломова? (Нет, он здесь другой, он влюбился).

Какое место в романе занимает любовь? (Центральное), почему? (3 части романа посвящены любви).

Как вы думаете, что такое любовь?

2. Слово учителя.

3. Работа с презентацией (слайд 2).

Что Гончаров писал о любви? (Цитату читает ученик).

Выделите слова, которые определяют “любовь” (1 ученик выделяет у доски стилусом).

4. Беседа с учащимися.

Проблемный вопрос: Способна ли любовь изменить Обломова?

Хорошо поставлен вопрос. На сегодняшнем уроке мы попробуем дать ответ на данный вопрос.

Подумайте, как бы могла звучать тема нашего урока? (Варианты учащихся, один из вариантов: любовь в жизни Обломова ).

Запишем тему нашего урока в тетрадь и проблемный вопрос.

В тетрадях:

Любовь в жизни Обломова

Способна ли любовь изменить Обломова?

А какие задачи стояли перед вами при выполнении домашнего задания. (Домашнее задание дано по группам. 1 группа – выяснить, что означает понятие “любовь” и как Обломов понимает это чувство; 2 группа – выяснить, как складывались отношения Обломов и Ольга Ильинская; 3 группа – выяснить, как складывались отношения Обломов и Агафья Матвеевна. Каждой группе была предложена система вопросов по заданной теме. Исследовательская работа началась на предыдущем занятии.)

Это и будут задачи нашего урока.

Задачи урока:

  1. Что означает понятие “любовь”. Любовь в понимании Обломова.
  2. Отношения Обломов – Ольга Ильинская.
  3. Отношения Обломов – Агафья Матвеевна Пшеницына.

III. Проверка домашнего задания. (10 мин.)

Каждая группа представляет ответ на заданный ей вопрос в виде презентации.

1 творческая группа Защита презентации “Понятие “любовь”. Любовь в понимании Обломова”.

Есть ли вопросы к 1 группе?

2 творческая группа Защита презентации “Обломов и Ольга Ильинская”.

Есть ли вопросы к 1 группе?

С чего начинается любовь Обломова к Ольге? (С музыки, звучит “Каста Дива”, ч.2 гл. 5). Прослушивание фрагмента арии “Casta diva” из оперы “Норма.

Как музыка повлияла на героя? (Ольга поет с душой, Обломов чувствует чистую душу, потому что у самого тонкий вкус, чистая душа. Это сближает их).

Почему Обломов пишет письмо? (Струсил). Почему чувство угасает?

3 творческая группа исследовала тему “Илья Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына”.

IV. Формирование кластера. Групповая работа . (10 мин.)

1. Беседа с учащимися.

С какими женскими образами связан Обломов? (Мать, Ольга, Агафья Матвеевна). Чтобы проследить взаимоотношения героев, какую форму работы, по вашему мнению, мы можем выбрать? (Составление кластера).

2. Составление ассоциативных рядов. (Каждой группе выдается лист А-4 и фломастеры)

Задание по группам:

1 группа: Создайте ассоциативные ряды Обломов – мать;

2 группа: Создайте ассоциативные ряды Обломов – Ольга,

3 группа: Создайте ассоциативный ряд - Обломов – Агафья Матвеевна.

3. Работа с интерактивной доской (слайд 3)

Путем перетаскивания подходящих к каждому образу слов-характеристик составляем общий кластер. С помощью стилуса выделяем систему взаимоотношений героев и приходим к выводу.

Почему не состоялась любовь Ольга – Обломов и состоялась Агафья Матвеевна – Ольга? (Пшеницына по своим качествам напоминала Обломову мать, ничего не требовала взамен, готова на жертвенную любовь ради Ильи Обломова. Ольга же любила не настоящего Обломова, а “будущего”).

Какую ошибку совершает Ольга? (Пытается приспособить человека для себя – эгоистичная любовь).

Есть ли что-то общего у Обломова “настоящего” с Обломовым “будущим”? (Чтение эпизода ч.4, гл. 8 - прекрасная душа).

V. Физминутка “Подари сердце”.

Погрузим наши ладошки в краску, нарисуем сердце, обведем его. А теперь давайте подарим нарисованное сердце нашему соседу, сказав при этом комплимент. По очереди учащиеся “передают” сердца друг другу. Мне очень приятно, что сегодня у нас на уроке такие отзывчивые и любящие сердца, а мы вернемся к нашим героям.

V. Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова. (2 мин.)

Как сложилась жизнь Ольги после расставания с Обломовым?

Почему в конце фильма Ольга плачет? (Варианты ребят, один из вариантов: плачет о погибшей прекрасной и чистой душе).

V. Оценивание. Рефлексия. (5 мин.)

Беседа с учащимися.

Способна ли любовь изменить Обломова?

(Обломов способен на глубокое чувство, но даже любовь не может его изменить, это результат полученного воспитания, которое ведет Обломова к погибели).

Отчего же? Какая причина? (Обломовщина!)

Какие жизненные уроки вы смогли сегодня открыть для себя?(Ответ: на уроке я открыл для себя…)

Возможные ответы.

  1. Мужчина выбирает жену по матери.
  2. Нужно принимать человека таким, каков он есть.
  3. Нельзя приспосабливать человека для себя. Нужно уважать человеческое достоинство и др.

Вы хорошо поработали на прошлом уроке и дома. Благодарю вас за работу. Мне интересно было послушать ваши наработки, а еще интересно узнать, как группы оценят работу друг друга. (Оценка группами друг друга и оценка работы в группе).

VI. Домашнее задание. (8 мин.)

Обязательное: напишите развернутый ответ на вопрос “Способна ли любовь изменить Обломова?”.

Тренировочное: письменно ответить на вопрос “Смогла бы я полюбить Обломова?”.

Творческое: Напишите миниатюру “Что бы я посоветовал Илье Обломову?”.

Список литературы:

1. А.А. Ивин “Философия любви”, “Политиздат”, М. 1990 г.

2. И.А. Гончаров “Обломов”, “Просвещение”, М.1984 г.

3. Т.И. Богомолова. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах, Калуга – 1994 г.

4. Литература, 10 класс, учебник под редакцией В.И. Коровина, - М.: Просвешение, 2007 г.

5. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки. Первая половина XIX века, - М.: Вако, 2005 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 г. Брянска»

Конспект урока по литературе
в 10 классе

« Любовь в жизни Обломова. Авторская позиция и способы ее выражения в романе ».

подготовила

учитель русского языка и литературы

Комлачева Юлия Андреевна

г. Брянск

Цель урока: проследить динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определить значение этих отношений в романе, определить авторскую позицию и рассмотреть способы ее выражения на страницах романа И.А.Гончарова «Обломов».

Задачи:

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному анализу темы любви в романе «Обломов»;

Продолжить работу над формированием умения и навыков анализа литературного текста, развитием навыка монологической речи;

Создать условия для эстетического воспитания личности учащегося.

Методические приемы: беседа, работа в группах, выразительное чтение наизусть, работа по тексту с элементами исследования инсценировка, просмотр видеофрагмента и его анализ, сообщения учеников, комментарий учителя.

Оборудование: текст романа И.А.Гончарова «Обломов»,рабочие тетради, аудиозапись арии « Каста Дива» из оперы Винченцо Беллини «Норма»,проектор, презентация, видеофрагмент «Захар и Обломов», иллюстрации, костюмы для инсценировки.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа И.А.Гончарова «Обломов». Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: «Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих». Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых,- подозревая меня… в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности.

  1. Сообщение темы и целей.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Записываем тему в тетрадь.

В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы видим в жизни Обломова одно и то же чувство- любовь. Но с какими разными началами, стремлениями. На уроке мы рассмотрим динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определим авторскую позицию и рассмотрим способы ее выражения

  1. Основная часть урока.

Прежде всего нам необходимо определиться, кого можно любить?

Кого любит Обломов?

(Захара, Ольгу, Штольца, Пшеницыну)

Но к каждому из этих героев у него своя любовь.

Ребята, в течение урока вы будете заполнять таблицу, которую вы заранее начертили в своих тетрадях.

Мы заполняем 3 колонки: герой, отношение героя к Обломову, отношение Обломова к герою.

Таким образом, мы проследим за отношениями главного героя и близких ему людей. Для этого вы по группам выполняли задания. Слушайте внимательно выступление другой группы и, выбирая нужную информацию, заполняйте таблицу.

Начнем с Захара - слуги Ильи Ильича Обломова .

С самого начала романы мы видим огромное сходство между барином и его слугой. Оба они выросли в одном и том же месте, привыкли к определенному образу жизни. Им чуждо было движение, их привлекала тихая, размеренная жизнь без особо ярких происшествий. Но они постоянно ссорятся. Назовем условно такую любовь - любовь -вражда.

Предлагаю посмотреть отрывок из фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

Просмотр эпизода

Этот эпизод иллюстрирует отношения Ильи Ильича и его слуги. Об этом и расскажут представители 1 группы. А вы, ребята, заполняете таблицу.

Выступление группы

Захар – слуга Обломова. Это пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой. Захар ленив и неряшлив. Все, к чему он прикасается, ломается и бьется. Он может подать еду Обломову на грязной посуде или побитой посуде, может подать поднятую с пола еду. Оправдывает он это по-философски: все, что ни делается, угодно Господу, и с этим не стоит бороться. Но внешняя разболтанность Захара обманчива. Он радеет о хозяйском добре, знает его наперечет. Несмотря на напор Тарантьева, Захар не дает ему ничего из одежды барина, уверенный, что тот ее не вернет.

Захар – слуга старой закалки, боготворящий своего хозяина и весь его род. Когда Обломов отчитывает слугу за то, что он уподобил другим людям, живущим на свете, Захар чувствует свою вину:действительно, его барин особенный и самый лучший. Но вместе с преданностью к хозяину, Захару присуща утонченность и развращенность нравов. Он любит выпить с приятелями, посплетничать с другими слугами, то восхваляя, то унижая своего барина. При случае Захар может прикарманить себе деньги, сдачу из магазина. Жизнь Захара тесно связана с жизнью Обломова. Два последних представителя Обломовки, они, каждый по-своему свято хранят в душе ее заветы. Даже когда Захар женится на кухарке Анисье, он старается не допускает ее к барину, делает для него все сам, считая это своей обязанностью. Жизнь Захара заканчивается жизнью Обломова. После его смети Захар вынужден уйти из дома Пшеницыной. Таким его встречает Штольц и предлагает увезти в деревню. Но верный слуга отказывается: он не может оставить без присмотра могилу своего барина.

Обломов требует от Захара почитания и благословения, требует, чтобы слуга хранил покой своего барина.

Ребята, есть вопросы к первой группе?

Зачитайте, что вы вписали в таблицу.

Подведем итог. Захар –верный спутник Обломова, хранитель традиций и духа Обломовки, двойник своего хозяина. Он выражает мироощущение русского человека. Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки, памятью о ней и приговором.

Ребята, а кого можно назвать настоящим другом Обломова?

Назовем эти отношения любовь-дружба.

Вторая группа подготовила инсценировку эпизода, иллюстирующего встречу Обломова и Штольца .

Спасибо, теперь представители от второй группы расскажут о Штольце и взаимоотношении друзей. Ребята, вы продолжаете работать с таблицей.

Штольц Андрей Иванович – ДРУГ ДЕТСТВА Обломова.

В воспитание Андрея Штольца каждый из родителей внес свой особенный вклад . Большую часть жизни Обломов провел на диване, так как «лежанье у Ильи Ильича... было нормальным состоянием». Его идеалом была беспечная жизнь в единении с природой, семьей и друзьями, в мечтах о которой Обломов проводил годы.

Илья Ильич не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, притом что уважал таких людей, ценил их трудолюбие.

Различно также отношение друзей к столичной суете. Штольц уже привык к ней и чувствовал себя в свете, «как рыба в воде». Он все видит, но предпочитает закрывать глаза на недостатки общества. Андрей не дает обществу посягать на свои сокровенные чувства и мысли, словно закрываясь от него учтивым поведением.

А Илья Ильич, послужив сам и внимательно выслушивая рассказы визитеров - Судьбинского, Пенкина, Волкова - о столичной жизни, понял, что она слишком пуста («Чего там искать? Интересов ума, сердца?») и суетлива («В десять мест в один день!?»). Илья Ильич не видел смысла во всех этих визитах, хождениях на службу, балах . . Отец его, Иван Богданович Штольц, деловой и практичный немец, ставил выше всего чувство долга, дисциплину, ответственность и любовь к труду. Эти качества он и старался привить своему сыну, стремясь сделать из него удачливого дельца. Мать Штольца хотела, чтобы Андрей вырос образованным русским барином, а не.«немецким бюргером», и старалась, как могла, уменьшить влияние Отца на Андрюшу.

Во многом она хотела видеть своего сына похожим на Илью Обломова и часто с удовольствием отпускала его в Сосновку, где «вечный праздник, где сбывают с плеч работу, как иго».

Для Штольца главное - труд. Труд для него - это «образ, содержание, стихия и цель жизни». Штольц был с детства приучен к деятельности, к тому, что время драгоценно и его нельзя терять зря. И поэтому вся жизнь Андрея проходила в вечном движении, которое, однако, нельзя назвать суетой. Он не просто был в постоянной динамике, а приносил пользу себе и другим. Но, несмотря на постоянную занятость, он «ездит в свет и читает: когда он успевает - бог весть». Как только это возможно, что Андрей Штольц мог быть так близок Обломову, "в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца?" вряд ли детство и школа так сблизили их, это совсем необязательно. По-моему, сам Штольц отвечает на этот вопрос: "Никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!"
На протяжении всего романа оба героя высказывают свои представления об идеале
жизни, жизненные позиции, которых они придерживаются. Гончаров показывает, что все мечты Обломова обречены, ведь Илья Ильич ничего не предпринимал для их осуществления

Ребята, есть вопросы ко второй группе?

Проверяем таблицу.

Подведем итог. Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия. В этом они дополняют друг друга.

Ребята, теперь даю вам возможность немного отдохнуть. Прослушайте ари «Каста Дива» из оперы Винченцо Беллини « Норма ».

Слушаем арию.

Почему я поставила именно это произведение?

Илья Ильич сразу же пленяется удивительным голосом девушки. Слушая ее великолепную «Casta diva», Обломов все больше влюбляется в Ольгу. "В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог" .

Назовем это чувство любовь-любовь.

Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова?

Третья группа провела небольшое исследование « Ветка сирени – символ любви Ольги и Обломова. ».

Выступление 3 группы. Показ слайдов с изображением сирени (детские рисунки).

Ветка сирени воплощает в себе то прекрасное, что зацвело в душах Ольги и Обломова. Так, сцена встречи после первого объяснения в любви начинается с того, что после слов приветствия «она молча сорвала ветку сирени и нюхала её, закрыв лицо и нос».

Понюхайте, как хорошо пахнет! - сказала она и закрыла нос и ему.

А вот ландыши! Постойте, я нарву, - говорил он, нагибаясь к траве, - те лучше пахнут: полями, рощей; природы больше. А сирень всё около дома растет, ветки так и лезут в окна, запах приторный. Вон еще роса на ландышах не высохла.

Он поднес ей несколько ландышей.

А резеду вы любите? - спросила она.

Нет: сильно очень пахнет; ни резеды, ни роз не люблю. Да я вообще не люблю цветов...
Думая, что Ольга рассержена его признанием, Обломов говорит потупившей голову и нюхающей цветы Ольге:

Забудьте же это, - продолжал он, - забудьте, тем более, что это неправда...

Неправда? - вдруг повторила она, выпрямилась и выронила цветы.

Глаза ее вдруг раскрылись широко и блеснули изумлением...

Как неправда? - повторила она еще.

Да, ради Бога, не сердитесь и забудьте…
И Илья Ильич понял это движение сердца девушки. Он пришел на другой день с веткой сирени:

Что это у вас? - спросила она.

Ветка.

Какая ветка?

Вы видите: сиреневая.

Где вы взяли? Тут нет сирени, где вы шли.

Это вы давеча сорвали и бросили.

Зачем же вы подняли?

Так, мне нравится, что вы... с досадой бросили ее.

Ветка сирени раскрыла многое и Ольге. Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. Теперь Ольга мирно сидела и вышивала … ветку сирени.
В эпизодах с веткой сирени Гончаров прекрасно передает смятение души
Обломова. В мечтах герой рисовал себе бурную любовь, страстные порывы
Ольги. Но тут же он поправлял себя: «… страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе!..»
Илья Ильич хочет любить, не теряя покоя. Иного хочет от любви Ольга. Приняв из рук Ольги ветку сирени, Обломов говорит, глядя на ветку: 21313545

Он вдруг воскрес. И она в свою очередь не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись; заиграли краски на щеках; задвигались мысли; в глазах сверкнули желания и воля. Она тоже ясно прочла в этой немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни.

Жизнь, жизнь опять отворяется мне, - говорил он как в бреду, - вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в “Casta diva”... всё здесь...

Она покачала головой.

Нет, не всё... половина.

Лучшая.

Пожалуй, - сказала она.

Где же другая? Что после этого еще?

Ищите.

Зачем?

Чтоб не потерять первой, - досказала она, подала ему руку, и они пошли домой.

Он то с восторгом, украдкой кидал взгляд на ее головку, на стан, на кудри, то сжимал ветку.
В этом эпизоде Ольга намекает Обломову, что нужно искать цель жизни, нужно быть деятельным. И, казалось бы, незначительная ветка сирени в художественной ткани романа стала символичной. Как много она говорит читателю!
К символической ветке сирени писатель обращается еще не однажды. Например, в сцене объяснения Обломова с Ольгой в том же саду, после нескольких дней разлуки, после письма героя о необходимости «разорвать сношения». Увидев Ольгу плачущей, Обломов готов всё сделать, чтобы загладить ошибку, вину:

Ну, если не хотите сказать, дайте знак какой-нибудь... ветку сирени...

Сирени... отошли, пропали! - отвечала она. - Вон, видите, какие остались: поблеклые!

Отошли, поблекли! - повторил он, глядя на сирени. - И письмо отошло!

Вдруг сказал он.

Она потрясла отрицательно головой. Он шел за ней и рассуждал про себя о письме, о вчерашнем счастье, о поблекшей сирени.

Но характерно, что, убедившись в любви Ольги и успокоившись, Обломов
«зевнул во весь рот». Яркой иллюстрацией чувств, испытываемых героем, может служить такая картина, описанная Гончаровым, в ней, на мой взгляд, отразилось отношение Обломова к любви, да и к жизни вообще:

“В самом деле, сирени вянут! - думал он. - Зачем это письмо? К чему я не спал всю ночь, писал утром? Вот теперь, как стало на душе опять покойно... (он зевнул)... ужасно спать хочется. А если б письма не было, и ничего б этого не было: она бы не плакала, было бы всё по- вчерашнему; тихо сидели бы мы тут же, в аллее, глядели друг на друга, говорили о счастье. И сегодня бы так же, и завтра...” Он зевнул во весь рот.

А вот как ученица нашего класса увидела эту сирень.

Показ слайдов.

Проверяем таблицу.

Подведем итог. Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее.

Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

Назовем это «Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?»

Агафья Матвеевна-идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у нее спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких. Когда Обломов спросил ее: «А читаете что-нибудь? », она в ответ только «тупо посмотрела на него».

Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина?

А впрочем… пусть сама Агафья Матвеевна расскажет о себе.

Рассказ А.М. о себе.

Я Пшеницына Агафья Матвеевна- вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Илью Ильича, вынужденного искать новую квартиру, в домике на Выборгской стороне. Я привыкла к тому, что всё решает братец, только в умелом ведении дома, я достигла совершенства. Я нахожусь в постоянном движении, в отличии от Обломова осознавая, что работа всегда есть и именно она является подлинным содержанием жизни, а вовсе не наказанием, как считали в Обломовке. Постепенно в моей судьбе происходит серьёзная внутренняя перемена. В постоянных трудах по устроению дома, в хлопотах по хозяйству, нахожу я смысл своего существования. Во мне начало пробуждаться нечто неведомое мне прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами любовь, всё более и более глубокая, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что я хорошо знаю и умею: заботиться о столе и жизни Обломова, молиться о его здравии. Всё моё хозяйство получило живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде я видела в этом обязанность, теперь это стало моим наслаждением. Илья Ильич стал для меня человеком из другого мира: прежде я таких людей не видела. Встреча с ним послужила импульсом к перерождению. Но сам виновник этого процесса не понимал, как глубоко пустила корни это значение и какую неожиданную победу он сделал над моим сердцем. Обломов сближается со мной, как будто продвигаясь к огню, от которого становится теплее, но которого любить нельзя. Я являюсь единственным, абсолютно бескорыстным человеком в окружении Ильи Ильича, не вникая ни в какие сложности я делаю то, что необходимо в данный момент: закладываю собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги моего брата и кума достигают пика, я решительно отрекаюсь от них. Посвятив себя заботами об нем, я живу так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а мой избранник начинает чувствовать себя, словно в родной Обломовке. У нас рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, я после смерти Ильи Ильича безропотно отдаю его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в моё существование новую краску- я вдова помещика, чем постоянно попрекают меня братец и его жена. Мой свет жизни угас вместе с Ильёй Ильичом.

Поверяем таблицу.

Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.

Беседа. Обобщение материала .

Обобщим все сказанное нами.

Это позволяет лучше узнать главного героя.

Как вы думаете, кто сыграл большую роль в жизни Обломова?

Никто. Они не уберегли его от деградации.

  1. Подведение итогов урока.

«Обломов» как роман о любви. Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.

Таким образом, любовь - главная, важнейшая составляющая "нормы" жизни, "часть" идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что "счастливой, пронесенной через всю жизнь любви" дано превращаться в "могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные ".

Возвращаясь к началу урока и вспоминая эпиграф, действительно можно сказать, что « Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих».

Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

НЕ ТЕРЯЙТЕ СЕБЯ В КРУГОВОРОТЕ ЖИЗНИ. Думайте, решайте, советуйтесь с героями русских романов. Выбирайте свой путь. Помните: все началось с неумения надевать чулки, а законч илось неумением жить

V. Домашнее задание.

Ребята, домашнее задание вы заранее записали в тетради, я лишь вам его напомню .

1 ) Заходите на сайт oblomov.omsk.edu , выбираете раздел «Критика», знакомьтесь с мнениями ученых о романе, тезисно записываете высказывания в тетрадь.

ИЛИ

2) Напишите сочинение-миниатюру: «Любовь –это испытание». В сочинении используйте один аргумент из произведения, другой из общих знаний, из жизни.

Список использованной литературы

1. И.А. Гончаров “Обломов”, “Просвещение”, М.1984 г.

2. Статьи о русской литературе, МГУ, Москва, 1996.

3. В. А. Недзвецкий, статья «Обломов» И. А. Гончарова».


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. http://www.portal-slovo.ru/
2. http://ilib.ru/

Презентация на тему: Любовь в жизни Ильи Ильича Обломов (роман «Обломов»)




















1 из 19

Презентация на тему: Любовь в жизни Ильи Ильича Обломов (роман «Обломов»)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Любовь в жизни Обломова Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяют собой два представления Обломова о любви. В Ольге он видит идеал невесты, будущей жены, ровню по происхождению. Агафья Матвеевна – предмет «барской ласки» - женщина низкого происхождения, с ней можно не церемониться (недаром в первую очередь Обломов замечает её телесную привлекательность, голые шею и локти). К тому же Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяла собой умиротворённость, о которой герой так мечтал. Смысл жизни Агафьи Матвеевны заключён в стремлении любить, заботиться о ком-либо. Она идеальная хозяйка, ни минуты не сидит без дела. Тишина, покой, вкусная еда – всё это она создаёт для Обломова. Агафья Матвеевна стала для него заботливой нянькой. Размеренно и тихо проходили дни в доме на Выборгской, и Обломов казался счастливым, но в глубине души он продолжал тосковать по несбывшимся мечтам, его творческие силы, «верное сердце» гибнут в полной пассивности.

№ слайда 3

Описание слайда:

Ольга Ильинская Яркий и сильный характер. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребёнка, с пальцами в виде винограда. Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

№ слайда 4

Описание слайда:

Восприятие девушки в обществе Ольгу и Обломова знакомит Андрей Иванович Штольц. Как, когда и где встретились Штольц и девушка, неизвестно, но отношения, связывающие этих персонажей, отличаются искренней взаимной тягой и доверием. «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато её и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки… Одни считали её простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка её ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе…»

№ слайда 5

Описание слайда:

Любовь в понятии Ольги Главное свойство Ильинской, присущее многим женским персонажам русской литературы прошлого столетия, - не просто любовь к конкретному человеку, а непременное желание изменить его, поднять до своего идеала, перевоспитать, привив ему новые понятия, новые вкусы. Обломов оказывается для этого самым подходящим объектом: «Она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать письма в деревню, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, - словом, он не задремлет у неё; она укажет ему цель, заставит полюбить опять всё, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

№ слайда 6

Описание слайда:

Чувства к Обломову Ольга сразу понимает, что в отношениях с Обломовым ей принадлежит главная роль, она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей понравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразиться в нём». Жизнь словно просыпается в героине вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. Ольга Ильинская словно проверяет на нём свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Её незаурядные ум и душа требуют всё более и более «сложной» пищи.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Чувство Ольги к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Илья Ильич постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что девушка «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она ещё ленивее развёртывает его, любуется, потом положит и забудет». Когда Обломов говорит героине, что она умнее его, Ильинская отвечает: «Нет, проще и смелее», высказывая тем самым едва ли не определяющую линию их отношений. Она вряд ли сама ведает, что испытываемое ею чувство более напоминает сложный эксперимент, нежели первую любовь. Она не говорит Обломову о том, что улажены все дела по её имению, с одной лишь целью – «… доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадёт с него гнёт, как он не устоит перед близким счастьем…». Но, как всякий эксперимент над живой душой, этот опыт увенчаться успехом не может.

№ слайда 9

Описание слайда:

Жизнь. Цель: точно определенной цели сначала не было, а позже она стала появляться: знание всего, разум, полное понимание близких людей и всего окружающего. Восприятие: сначала для нее жизнь была легким нужным даром, потом - формой для мысли и постоянного анализа. Принципы: “шла простым, природным путем жизни”, “не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки”, “ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”, “чтоб не было ничего недоступного”. Любовь. “Ольга не трепещет”, “жизнь - долг, обязанность, следовательно, любовь - тоже долг: мне как будто бог послал ее”, ни страстей, ни ревности, ни слез - любовь для Ольги - молчаливое, “разумное” счастье. Дружба. “не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки; зато, глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей”, у Ольги не было много друзей, но те, которые были - настоящие. Отношения с окружающими. “Одни считали ее простой, недальней, неглубокой… говорила она мало, и то свое, неважное - и ее обходили умные и бойкие “кавалеры”; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись”. Ольга часто находилась в обществе, в котором ей было скучно. Больше всего боялась потерять любимых людей.

№ слайда 10

Описание слайда:

Ольга и Штольц Ильинской необходимо увидеть своего избранника на пьедестале, выше себя, а это, согласно авторской концепции, невозможно. Даже Штольц, за которого после неудачного романа с Обломовым Ольга выходит замуж, только временно стоит выше, чем она, и Гончаров это подчёркивает. К финалу становится ясно, что героиня перерастёт своего мужа и по силе чувств, и по глубине размышлений о жизни. Наступит момент, когда и Штольц окажется перед необходимостью объяснять жене, матери своих детей, таинственное «что-то», не дающее покоя её мятущейся душе. «Глубокая бездна её души» не пугает, но тревожит Штольца. В Ольге, которую он знал почти девочкой, к которой испытывал сначала дружбу, а потом и любовь, он постепенно обнаруживает всё новые и неожиданные глубины. Привыкнуть к ним Штольцу трудно, потому его счастье с избранницей представляется во многом проблематичным.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Психологический портрет героини «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». Пшеницына неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо её принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительно известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А её усмешка была не более, чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что всё решает «братец», только в умелом ведении дома достигла Агафья Матвеевна совершенства. Всё остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума.

№ слайда 13

Описание слайда:

Пробуждение чувств Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрёл он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой Агафьи Матвеевны происходит серьёзнейшая внутренняя перемена. В постоянных трудах по освоению и обихаживанию дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В этой женщине начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами – любовь, всё более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что Пшеницына хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича.

№ слайда 14

Описание слайда:

Пшеницына и Обломов Чувство героини, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших её и для неё самой. Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится всё теплее и теплее, но которого любить нельзя». Пшеницына является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, Пшеницына решительно отрекается и от «братца», и от «кума».

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

Жизнь. Цель: конечной цели не было, цель каждого дня - накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних. Восприятие: жизнь для нее всегда была средой, где Агафья Матвеена прислуживала всем. И ей это нравилось! И после переезда Обломова все дополнительно “…получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…” Принципы: всегда быть богиней кухни, развивать хозяйство, “на котором сосредотачивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!” Любовь. “Это как-то легло на нее само собой, и она подошла точно под тучу, не пятясь назад и не забегая вперед, а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”. Даже при своеобразном признании Обломова она отвечает “не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут”. Дружба. У нее не было тех, кого можно было бы назвать настоящими друзьями. Отношения с окружающими. Весь круг ее общения составляли лавочник, мясник, зеленщик и помощники на кухне. Это были ее хорошие знакомые. Ее же все уважали как очень хорошую хозяйку. Больше всего боялась “неудобства” для барина (в широком смысле).

№ слайда 18

Описание слайда:

После смерти Обломова У Пшеницыной и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, Агафья Матвеевна после смерти Ильи Ильича безропотно отдаёт его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование Пшеницыной новую краску – она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают её «братец» и его жена. И хотя образ жизни Агафьи Матвеевны ни в чём не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней постоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять… теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно… На всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти». Бескорыстие этой женщины дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчёты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведённой Штольцем в порядок. Свет жизни Агафьи Матвеевны угас вместе с Ильёй Ильичом.

№ слайда 19

Описание слайда:

Сведения о презентации Используемые материалы: 1. «Все герои произведений русской литературы» Словарь-справочник, издательство «АСТ» 2000 год 2. «Русская литература XIX века в 10 классе» Часть первая Учебник, издательство «Московский Лицей» 2003 год 3. «Поурочные разработки по русской литературе Первая половина XIX века» Методическое пособие, издательство «ВАКО» 2002 год 4. «Литература в 10 классе. Урок за уроком» Методическое пособие, издательство «Русское слово», 2003 год 5. «Русская литература XIX – XX веков» Учебное пособие для поступающих в вузы, издательство МГУ, 2003 год 6. Художественный фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

Гончаров сказал: «Любовь движет ми­ром с силой архимедова рычага». Эти слова можно взять эпиграфом не только к роману Гончарова «Обломов», но и ко всей человеческой жизни в целом.

Любовь в «Обломове», как и в других романах, играет огромную роль. Ею мож­но объяснить многие поступки героев, она - причина радости и страданий. Лю­бовь - это то, что есть в человеке самое прекрасное, что заставляет его совер­шать прекрасные поступки.

Каждый герой романа, как и любой из нас, воспринимает любовь по-своему, каждый рисует в воображении свой иде­ал любимой или любимого. В романе Гончаров показывает несколько любов­ных линий: Обломов и Ольга, Штольц и Ольга, Обломов и Пшеницына, Захар и Анисья. Все они, несмотря на различия, имеют общие черты.

Любовь Ольги и Обломова появилась в результате заботы Штольца. Этот дея­тельный человек не может смириться с апатией друга, поэтому предпринимает попытки возродить его к жизни. Штольц описывает Ольге прекрасные душевные качества Обломова: его нежность, добро­ту, ум. Ольга пытается «растормошить Обломова». Сначала это кажется ей заба­вой, тем более что Обломов прямо на гла­зах начинает возрождаться. Он и сам жи­вет любовью: «...встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Но нем появи­лись даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, само­уверенности». Но Ольга и в самом деле влюбляется в Обломова. Теперь это уже не игра. Ольга готова многое дать своему избраннику, но и от него ждет самоотвер­женной отдачи. И, увы, сталкивается с инертностью Обломова. Любовь начи­нает тяготить Илью Ильича. Он понимает, что «и в любви нет покоя». Трагичный итог неминуем, герои расстаются. Мне кажет­ся, причина в том, что оба любили создан­ный ими образ, а не конкретного челове­ка. Илья Ильич понял это и в письме к Оль­ге пишет: «...ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность лю­бить, которая за недостатком настоящей пищи... высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, да­же просто в слезах или истерических при­падках... Вы ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Пого­дите - он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку». Вскоре и сама Ольга поняла всю призрачность своей любви. В разговоре со Штольцем об Обломове она создала для себя идеальный образ и полюбила его. Ольга любила не того Обломова, ка­кой он есть на самом деле, а свое творе­ние, то, что могло получиться потом, в бу­дущем. А Обломов? Он вернулся к преж­ней жизни, к дивану и к халату. Ему больно потерять Ольгу. Но ведь и Обломов любит не живого человека, а придуманный им образ. Осознай он настоящую натуру Оль­ги, ему бы и в голову не пришло помес­тить ее в свой будущий воображаемый мир. Для Обломова идеальный брак - это нечто другое: «...а подле гордо-стыдли­вой покойной подруги спит беззаботный человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет...» Он, выросший в Обломовке и усвоивший с детства только одну философию: все должно находиться в со­стоянии покоя, никогда не поймет дея­тельную натуру Ольги.

Но любовь, какая бы она ни была, не проходит бесследно. Она разбудила в Обломове лучшие его качества. Теперь мы симпатизируем ему, видим в нем нечто большее, чем просто бездеятельного че­ловека. Любовь изменила и Ольгу. Пер­вым это заметил Штольц. «Как она созре­ла, боже мой! Как развилась эта девочка! Кто же был ее учителем? Где она брала уроки жизни? У барона? Там гладко, не почерпнешь ничего в его щегольских фра­зах! Не у Ильи же!..» Если разобраться, то и сам Штольц хочет спокойной долгой любви. Только, в отличие от Обломова, в любви Штольц, как и в жизни, не терпит ни малейшей неопределенности, недо­сказанности. Все должно быть разобрано и разложено по полочкам, чтобы противо­речия не накапливались и не угрожали жизни супругов в будущем. Штольц счаст­лив в браке. Он добился, чего хотел, и на­шел в Ольге то, что искал: способность думать, как он, быть наравне с ним. Они не находятся на разных полюсах, как Об­ломов и Ольга, они оба передовые люди: умные, откровенные, стремящиеся к зна­ниям. Но в душу Ольги закрадываются со­мнения, ей кажется, что чего-то в ее жиз­ни все же недостает, она мечтает о чем-то несбыточном. Быть может, идеал Ольги - это мужчина, который воплотил бы в себе душевные качества Обломова и деятель­ную натуру Штольца.

Обломов же находит свой идеал в Пшеницыной. Произошло это тихо и не­заметно. Лежа на диване, видя перед со­бой старательную Агафью Матвеевну, Обломов влюбляется в нее. Она отлич­ная хозяйка, добрая и верная жена. Но главное в том, что она создала для Ильи Ильича его Обломовку, к которой он стремился. Дом Пшеницыной и есть Обломовка. Обломов снова попал в ту среду, воспоминания о которой у него со­хранились с детства. С того самого мо­мента, когда Илья Ильич переступил порог дома Агафьи Матвеевны, он был обречен вернуться в Обломовку, вер­нуться к своей прежней жизни, умереть для окружающих и начать жить по своей мечте. Любовь Пшеницыной ничего не требует от Обломова, более того, хозяй­ка сама идет на жертвы во имя этой люб­ви. «...Она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных пред­чувствий, томлений, без игры и музыки нерв... Полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечи­мую лихорадку». Любовь Пшеницыной самоотверженна и преданна. Кажется, что вся ее жизнь прошла в ожидании че­ловека, которого можно бы было предан­но любить и окружать заботой. Она взяла на себя роль полновластной хозяйки и от­лично с ней справляется. Она готовит воскресные пироги, закладывает свои вещи, о чем совсем не догадывается Об­ломов, только бы барин ни в чем не нуж­дался. Такая любовь очень похожа на ма­теринскую любовь и заботу. Но, может быть, Обломову и нужна была такая жена, которая воплотила в себе качества жены и матери одновременно.

В романе есть еще одна линия любви. Она прослеживается в отношениях между слугой Обломова Захаром и Анисьей. Эти люди по-своему счастливы, они тоже на­шли в жизни свой идеал. Захар считает себя человеком умным и делает вид, что не прислушивается к женским советам, но потом поступает так, как говорит ему жена. Анисья все это видит, воспринима­ет как должное и счастлива.

Все эти состоявшиеся браки разные, но нельзя сказать, какой из них лучше, какой хуже. Важно то, что в них каждый из партнеров нашел то, чего искал. Сча­стлив Обломов, потому что жена от него ничего не требует, в то же время всеце­ло заботясь о нем. Счастлива и Агафья, потому что ее каждодневные хлопоты и вечное движение приобрели высший смысл. Штольц тоже нашел свой идеал женщины.

Тема любви вечна, и, пока на земле есть люди, есть и любовь.

Коллекция сочинений: Тема любви в романе И. А. Гончарова "Обломов»

В своем произведении "Обломов» И. А. Гончаров пытается найти от­веты на те вечные вопросы, которые задает себе человек хотя бы однажды в жизни. И одним из таких многогранных миров, исследованию и осмыс­лению которых автор посвятил свой , является мир гармонии, счас­тья, любви. Любовь как бы пронизывает все произведение, наполняя его разными красками, раскрывая самые неожиданные черты героя, пробуж­дая в них жажду действия и познания. Гончаров открывает нам самые различные грани любви и связанные с ней понятия семьи, брака. Мы чувствуем симпатию автора к той или иной идеологии счастья, однако главный выбор он оставляет читателю.

Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, черты, без которых нельзя было составить полное впечатление о них, ведь иначе оно было бы ошибочным. Например, взрослого Ильи Ильича Обломова. Ну чем бы были слова Штольца о "кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал нам лишь его жизнь в Петербурге? Не будь тех прекрасных страниц о его искренней всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.

Вторая, не менее значимая функция любовного сюжета в романе, - противопоставление. В данном произведении два собирательных образа, являющих собой полную противоположность при сопоставлении харак­теров или внешности - они оба проходят испытание любовью. И Обломов, и Штольц связаны между собой нитью взаимоотношений с Ольгой. Как непохоже ях поведение, когда они влюбляются в нее, и как много больше оно дает, нежели любое другое сравнение.

Огромное значение темы любви и в том, что она дает автору возмож­ность поднимать другие, не менее глубокие и интересные проблемы. К примеру, вопрос об идеальной семье. Какой ее видит автор, какой она может быть?

Перейдем к конкретным образам романа, начнем с взаимоотношении трех основных персонажей: Обломова, Ольги и Штольца. Первая пара - Обломов и Ольга. Их любовь - это прекрасные звуки, пробуж­дающие все самое лучшее в душе, цветущая ветка сирени, символизирую­щая "цвет жизни», яркая летняя природа, вызывающая самые радостные грезы. Но наступила осень, отцвела сирень, и любовь прошла. Она была похожа на сказку. Обломов и Ольга жили в каком-то воображаемом, мифи­ческом мире. Но столкнувшись с жестокой реальностью, этот мир разле­телся и разбился на тысячи осколков, а с ним и любовь. А может, и не любовь. Может, прав Штольц, говоря, что то была не любовь для Ольги, а лишь подготовка к настоящей любви, будущей любви. Но тогда это верно и для Обломова. Он тоже верит не в живого человека, а, скорее, в придуман­ный образ. Ведь, если бы он осознал до конца натуру Ольги, ему бы и в голову не пришло поместить ее в свой будущий семейный мир.

Для Ольги любовь - это прежде всего долг. И ока сама не отрицает этого. В ее взаимоотношениях с Обломовым ей нравилась роль "путевод­ной звезды, светлого луча», который направляет Илью Ильича. И не слу­чайно, когда говорят о любви Ольги и Обломова, отмечают христианское начало в ее образе. Даже сам Обломов видит в ней ангела, пришедшего спасти его, вывести к свету. Не случайно Ольга исполняет для Обломова. Это молодой девушки к богине Артемиде, к не­порочной деве из мифологии. Эта богиня выступает как бы прообразом Святой Девы. Этот христианский мотив подходит к образу Ольги. Она, подобно святой, пытается спасти душу Обломова из этой тьмы, на кото­рую ои ее обрек. И вся ее любовь подчинена этому чувству, чувству долга. Но ее надеждам не суждено сбыться. Наверное, я склонна согласиться со Штольцем в том, что Ольга любила не самого Обломова, а тот образ, который создала в своем воображении. А разве могла бы Ольга во имя любви преклоняться перед Обломовым таким, каким он был на самом деле? И в результате, когда она понимает, что не сможет его переделать, они расстаются.

Однако героиня Гончарова все же находит героя, достойного любви и уважения. Этим человеком становится для нее Штольц. Надо отметить, что его понимание любви, столь логичное, как раз является самым проти­воречивым. Он, как и Обломов, видит в ней спокойное долгое чувство, но не пущенное на самотек, а контролируемое. Не должно быть упущено ни одного вопроса, ни одного недопонимания, чтобы эти противоречия не накапливались и не угрожали з будущем. И даже Ольга, которая, несом­ненно, нашла свое со Штольцем, не может не признавать этого. Иначе откуда все эти сомнения, эта грусть. Может, это тоска по тому счастью, что она однажды испытала, живя в идеальном мире с Обломо­вым, тоска по чувствам, которые ей не может дать Штольц.

Еще одна пара - это Агафья Матвеевна Пшеницына и Обломов. Их жизнь представляет собой идиллическую Обломовку. Причем она устраи­вает их обоих, а точнее, делает их счастливыми. Агафья Матвеевна из тех людей, которые отдают все безвозмездно любимому человеку. Для нее любовь - это возможность отдавать. Обломов же, в свою очередь, принес в ее жизнь чистоту, благородство своей души. Конечно, их брак не идеален, но зато любовь у них самая счастливая.

В противовес Ольге и Штольцу у Гончарова есть еще одна пара - Анисья и . Это как бы пародия на все остальные взаимоотношения в романе.

И в заключение мне хотелось бы сказать, что каждый из героев понимает любовь по-своему: для Обломова - это бесконечной нежности и спокойствия, для Ольги - долг, для Штольца - рациональ­ное, логичное чувство, а для Агафьи Пшеницыной - возможность само­отдачи, жертвы ради любимого человека, и все они правы. Я же считаю, что в романе самой счастливой парой были Агафья и Илья Ильич Обломов.

В продолжение темы:
Безопасность

лекция 6 Значение правильной организации питания в походеПитание = Неправильное питание = Энергия + строительный материал 1. 2. 3. 4. Проблемы со здоровьем Психологический...

Новые статьи
/
Популярные