Междометия и звукоподражательные слова таблица с примерами. Тема. Междометия и звукоподражательные слова. III. Синтаксические функции междометий

Междометие - это часть русского языка, выражающая побуждения, чувства и эмоции, но не называющая их. Как и служебные части речи, междометия не изменяются.

Не являются междометиями следующие слова:

- звукоподражающие (имитирующие обычные звуки и звуки, издаваемые птицами, животными или насекомыми): тук-тук, гав-гав, чирик-чирик.

Обозначающие мгновенные действия: топ, шлёп, прыг.

Виды междометий.

Междометия различаются по составу, происхождению и значению.

По составу междометия бывают:

  • Простые междометия - состоящие из одного слова: здорово, ух, браво;
  • Составные междометия - состоящие из двух и более слов: ух ты, вот те на, скажите на милость;
  • Сложные междометия - состоящие из двух и более основ: ай-яй-яй, ой-ой-ой.

По происхождению различают:

  • Производные междометия - образованные от других слов и словосочетаний (синтаксических конструкции): полно, подумаешь, дудки, скажите на милость и др.
  • Непроизводные междометия - первородные, не имеющие генетических связей с другими частями речи: ой, ай, ух и др.
  • Заимствованные междометия - междометия, которые пришли в русский язык из других языков: браво, баста, караул, вау и др.

По значению различают:

  1. Побудительные междометия : эй, ну-ка, цыц, но-но, баю-бай и другие.
  2. Эмоциональные междометия : здорово, браво, ух и др.
  3. Этикетные междометия : здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, до свидания, спасибо и другие.

Синтаксическая роль междометий.

Обычно междометия не являются членами предложения . Но когда междометия выступают в роли других частей речи в предложении, они занимают своё место среди членов этого предложения. Давайте рассмотрим, какими членами предложения может выступать междометие , заменяя другие части речи:

  • Из темноты в ответ донеслось бесконечное «ау». В этом предложении «ау» заменяет существительное и выступает в роли подлежащего .
  • Ай да девица! В этом предложении междометие «ай да» заменяет имя прилагательное, поэтому выступает в роли определения (какая девица?).

Междометия и знаки препинания.

Рассмотрим следующие правила постановки знаков препинания при междометиях :

  • Восклицательные междометия выделяются восклицательным знаком, если произносятся с ярко выраженной интонацией: Ба ! Кто к нам пожаловал! Ага ! Попался!
  • Те же восклицательные междометия могут отделяться запятыми, если произносятся с обычной интонацией: Ох , что-то в груди сдавило! Ба , какой умный!
  • Также запятой или восклицательным знаком выделяются звукоподражательные слова и повелительно-побудительные междометия: Стоп ! Проезд закрыт! - Стоп , машина! Тук-тук ! К вам можно? - Ау , есть кто живой?
  • Междометные выражения, выражающие отношение автора к высказываемым фактам, также выделяются запятыми: К счастью , травма оказалась не серьезной. К моей радости , мама ответила на телефонный звонок.

Как отличить междометие от частиц?

Некоторые междометия могут иметь омонимы, которые пишутся так же, но на самом деле являются частицами, используемыми для усиления эмоционального оттенка предложения. Как отличить междометия о, ах, ох, ну и другие от омонимичных частиц?

1) Частица «о» обычно употребляется в обращениях и восклицательных предложениях перед словами «да» или нет»: О да, это то, что нужно! (сравните с междометием: О, как прекрасен этот день! )

2) Частица «ну» употребляется в предложениях с усилительным значением: Ну как же ты вырос, мой мальчик! (сравните с междометием: Ну, мы идём гулять или нет? )

3) Частица «ах» чаще всего используется с личными местоимениями: Ах ты, хитрая лисья морда! (сравните с междометием: Ах, как прекрасен это сад! )

В случаях, когда перед нами не междометие, а частица, запятые не ставятся. Междометия в предложении всегда выделяются знаками препинания. Исключения составляют словосочетания: «эх ты», «ух ты», «ай да», «ах ты», «ох и» и др.


Звукоподражательные слова
Междометия - часть речи, включающая неизменяемые слова, которые непосредственно выражают наши чувства и волеизъявления, не называя их: ах!, о!, ох!, эх!, ой!, ух!, ура! и т. д.
От знаменательных частей речи междометия отличаются тем, что они не обладают номинативной функцией (функцией называния), не имеют ни лексических, ни грамматических значений; от служебных частей речи междометия отличаются тем, что не выражают отношений между словами в предложении, не служат для связи между ними, не вносят в предложение добавочных смысловых оттенков.
Междометия не являются членами предложения и синтаксически не связаны с членами предложения. Однако они могут переходить в другие части речи и выступать в качестве сказуемого, подлежащего или дополнения: Далече грянуло ура; А девица хи-хи-хи да ха-ха-ха. (А. С. Пушкин); Ах! Но одного «аха» недостаточно. (А. П. Чехов)
Разряды междометий по происхождению
Разряды междометий по структуре

Разряды междометий по значению
Особую группу, близкую к междометиям, составляют звукоподражательные слова. По своему звуковому оформлению они являются воспроизведением рефлективных восклицаний людей, имитацией криков животных и птиц, различных звуков, шумов природы и т. д.: мяу-мяу, ква-ква, кря-кря, тук-тук, трах- тах-тах и др.
Иногда к междометиям относят так называемые глагольные междометия. Это неизменяемые слова, совпадающие в своём звуковом составе со звукоподражательным словом или междометием и употребляющиеся в функции глагольного сказуемого со значением мгновенного действия в прошлом: бах, бряк, плюх, скок, хвать, шлёп, шмыг, щёлк и др.
Междометия, образованные повторением одинаковых частей, пишутся через дефис: ха-ха-ха!
Междометия отделяются запятыми, а если они произносятся с особой силой, то после них ставится восклицательный знак.
Примечание. Необходимо различать междометие о и частицу о: О, как убийственно мы любим! (Ф. Тютчев). О Волга, колыбель моя! (Н. Некрасов).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Междометия и звукоподражательные слова Урок русского языка, 7 класс, УМК Разумовская М.М., Капинос В.И., Богданова Г. А., Львов В.В. Программа по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2013 Автор: Артюшкина Оксана Павловна, учитель русского языка и литературы МОУ лицея №9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова г. Волгограда

Имя существительное мальчик, стол, стена, дядя, окно Имя прилагательное хороший, дверной, мамин, синий Глагол пилить, узнать, знать, распилить Наречие весело, вчера, близко Причастие мечтающий, мечтавший Деепричастие мечтая, решив Местоимение я, такой, там, он, так, мой, столько Имя числительное пятеро, пятый, пять

Бац, ай, брысь, тяв, ей-ей, ба, хлоп, ау, чмок, бум, брр, хрусть, ага, ах. На какие вопросы отвечают? Каким членом предложения являются? Что обозначают?

1. Ах, чем я виноват? испуг 2. Ах, как это неприятно! огорчение 3. Ах, сеньор губернатор, уместна ли подобная беспечность? упрек 4. Ах, как я люблю весенние зори! восхищение 5. О, это была бы райская жизнь! восхищение 6. Ты не знаком? О! Познакомься с ним. изумление 7. О! Как ты меня напугал! испуг 8. - О, чтобы тебе подавиться! - ругался он, посиживая у окна негодование 9. - О-о, да, вы поэт! - произнес он, усмехаясь. насмешка

Междометия на письме могут выделяться: – запятыми – восклицательным знаком – многоточием Задание. Расставьте знаки препинания в предложениях. 1. О это была райская жизнь! (Н.Гоголь) 2. Жизнь увы не вечный дар! (А.Пушкин) 3. Эй завяжи на память узелок! (А.Грибоедов) 4. Увы на разные забавы я много жизни погубил. (А.Пушкин) 5. Ушица ей-же-ей на славу сварена. (И.Крылов) 6. Мы дело кончим полюбовно но только чур не плутовать. (М.Лермонтов)

Человек Животные, птицы Предметы Эй! Стоп! А! Ура! Oго Марш! Цыц! Тс! Караул! Чш! Чур! Кря-кря-кря Мяу-мяу Курлы-курлы Гав-гав Бе-е Ква-ква-ква Чиу-чиу-чив Пи-пи-пи! Хрю-хрю Динь-динь Трах-тах-тах Бом-бом Тик-так

В рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. Рабочие еще спят. Где-то пропел петух. Часы пробили 6 ударов. Рабочие просыпаются, одеваются, моются, завтракают, выходят на улицу и отправляются на завод. Приходят на работу. Гудит гудок. Загудели моторы. Металлические пилы движутся вперед-назад, распиливая бревна. Слышен гудок паровоза. Паровоз медленно приближается к складу. На заводе слышен опять гудок. Пора обедать.

Задание. Прочитайте стихотворение, запишите его в тетради. Определите – звукоподражательное слово или междометие встречается в стихотворении. – Ква-ква, – урчит квакушка. – Ку-ку! – кричит кукушка. День целый по леску: – Ква-ква! Ку-ку! – Ква-ква! Ку-ку! Ку-ку! Хороши цыплятки У хохлатки! Хохлатка квохчет, Кудахчет: – Ах, вы, мои милые, Не хворые, Не хилые, Хорошенькие! Ах! Ах! Четыре Анюточки, Не устав ничуточки, Пляшут третьи суточки, Все под прибауточки: Чок-чок, каблучок, Чуки-чуки-чуки-чок! Аист ходит по дороге... Ах, какой он длинноногий! У опушки две старушки Брали грузди и волнушки. Филин: – У-ух! Филин: – У-ух! У старушек замер дух: Жутко. Взял я лук и крикнул: – Эх! Удивлю сейчас я всех! Натянул потуже лук, Да стрела застряла вдруг! И вокруг сказали все: – Э-э-э! – Бе-е-е, – барашек белый блеет, Больше букв не разумеет. Голодно, холодно, Галки, воробьи? Голодно, голуби, Голеньки мои? Прилетайте в гости, Полны у нас горсти! Клюйте, гостюйте, Не пугайтесь, клюйте! Гуль-гуль-гуль!

III. Синтаксические функции междометий

В составе предложения междометие выполняет разнообразные синтаксические функции.

1. В условиях контекста междометие может занимать позицию относительно самостоятельного высказывания (так называемые междометные предложения: "Ай!" - "Что такое?" - "Ушибся").

2. Междометие вводится в предложение для придания ему определенной экспрессивной или эмоциональной окраски (Мы опоздали, увы.)

3. Междометие может примыкать к частице или наречию и эмоционально оформлять один из членов предложения (Ему с ней ой нелегко. Мальчик он ух какой способный).

4. Междометия (ах, ох, ух, аи, да) могут служить одним из компонентов фразеологизированной структурной схемы предложения (Ох уж эти родственнички!; Ах она змея!; Ай да мед!).

5. Глагольные междометия выступают в функции сказуемого (Он прыг в окно) и в функции интонационно обособленного экспрессивного элемента, вносящего значение внезапности в ту часть предложения, которой глагольное междометие предшествует (Никто его не ждал, а он - хлоп – является).

6. Междометия в современной русском языке часто субстантивируются, и в этом качестве они выступают в предложении в роли подлежащего или дополнения (Многоголосое браво пронеслось по трибунам стадиона. Этим раскатистым "ха-ха-ха" завершилась их встреча.).

По морфологическим и синтаксическим особенностям, а также по характеру соотнесенности с реалиями к междометию примыкают звукоподражательные слова являющиеся подражаниями звукам живой или неживой природы.

В отличие от междометий они не выражают эмоций или побуждений, и представляют собой воспроизведение фонетическими средствами данного языка разного рода звучаний (криков животных, птиц, разнообразных шумов, сопровождающих те или иные явления природы (мяу, хрю-хрю, ква-ква, кап-кап, бац и др.).

В научной литературе при анализе подобных слов выделяется три группы:

· первая группа (брык, толк, прыг, бух, скок и др.) является глагольными формами ультрамгновенного вида и не может быть звукоподражателями. Все эти формы соотносятся с соответствующими инфинитивами (брыкаться, толкнуть, прыгать, бухнуть, скакать и др.);

· вторая группа – это слова, которые являются звукоподражаниями и не относятся к глаголам ультрамгновенного вида (бам, бом, динь и др.) Длительность звучания может быть обозначена удлинением (повторением) гласных или конечных согласных (бам-м, бом-м) , или повторением всего звукового комплекса (бам-бам, бом-бом, динь-динь) ;

· третья группа – это слова, синкретичные по своей природе, объединяющие как признаки ультрамгновенных глаголов, так и признаки звукоподражаний (бах!, тресь!, хрусть!, дзинь! и др.) Они могут соотноситься с инфинитивами (бахать, трещать, хрустеть, дзинькать и др.) и могут с помощью повтора приобретать значение длительности звука (бах-бах, тресь, хр-р-русть, дзи-и-нь и др.)



При определении группы звукоподражаний по значению учитывается, какие звуки имитирует слово:

· звуки, издаваемые людьми (кхе-кхе, хи-хи-хи, ха-ха-ха, ку-ку и др.);

· звуки, издаваемые животными (мяу-мяу, кря-кря, хрю-хрю);

· звуки, издаваемые предметами неживой природы (бом, бам, динь, у-у-у-у, тик-так и др.).

Звукоподражания по структуре морфологически нечленимы и не имеют форм словоизменения.

Процесс словообразования звукоподражаний в отличие от всех остальных частей речи не связан с другими частями речи: в звукоподражания не переходят ни знаменательные, ни служебные части речи. Звукоподражания создаются непосредственно из звуков и их сочетаний, не образующих при этом морфем.

Звукоподражания обладают свойством фонетического варьирования слова: гласные и согласные звуки, слоги, а также все слова могут повторяться. (Например, звукоподражание Бом! может иметь фонетические варианты: Бом-м! Бо-о-м! Бом-бом! Бом-м-бом-м! Бо-о-м-м! и др.).

Звукоподражания, подобно междометиям, не выполняют номинативную функцию, но в отличие от междометий они не выражают эмоциональности, и вследствие этого не оказывают влияния на эмоциональность предложения.

Звукоподражания могут выполнять в предложении функции:

· прямой речи ("Так-так, так-так!" - стучали над головой ходики).

· различных членов предложения, если субстантивируются ("О-о-о!" пронеслось над головой (подлежащее).).

· самостоятельного высказывания, если стоят вне информативно значимого предложения и могут быть опущены без ущерба для содержания текста (Бац-бац! Раздались выстрелы.).

Среди всего многообразия слов в русском языке встречаются такие, которые трудно отнести к какой-либо морфологической группе. Эти слова передают звуки окружающего мира, по-видимому не называя никакого понятия. О них и пойдет речь в статье.

Что такое звукоподражательные слова

Звукоподражательными называют слова, которые воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животными или неживыми предметами. С этой точки зрения они не являются словами в полной мере, так как трудно сказать, что они обозначают некое абстрактное понятие, существующее в сознании человека. Но их нельзя счесть и какими-либо явлениями, лежащими за пределами лексики, ведь звукоподражательные слова являются основой для словообразования. Например, звукоподражательное слово «мяу» является основой цепочек «мяукать - мяуканье» и «мяукать - мяукающий» и т. д.

Звукоподражательные слова могут обозначать

  • звуки, издаваемые животными (мур, гав, ку-ку, ква-ква и т. д.) ;
  • звуки природы (кап-кап, буль-буль, тук-тук и т. д.) ;
  • звуки неодушевленных предметов (тик-так, би-би, дзынь-дзынь и т. д.) ;
  • неречевые звуки, издаваемые человеком (кхе-кхе, апчхи, хи-хи-хи и т. д.) .

Звукоподражательные слова близки к междометиям, но не являются ими, так как не передают эмоций.

Правописание звукоподражательных слов

Звукоподражательные слова чаще состоят из двух-трех повторяющихся элементов (к примеру , «тук-тук») . Эти повторяющиеся элементы следует писать через дефис.

Синтаксическая роль звукоподражательных слов

Как и междометия звукоподражания могут выполнять функцию самостоятельных частей речи и являться членами предложения. Рассмотри примеры звукоподражательных слов в предложениях.

Откуда-то раздалось мяу . — подлежащее.

Она все хи-хи да ха-ха , но ничего конкретного. — сказуемое.

Мы услышали ку-ку . — дополнение.

Использование звукоподражаний, как и междометий, в качестве сказуемых придает речи динамичность.

Звукоподражательная теория происхождения языка

Существует теория, рассматривающая звукоподражание как первые слова человеческого языка и его основу. По мнению Г. Лейбница, опиравшегося на труды древних стоиков, язык возник из звукоподражания. Поскольку не все слова даже древних языков можно объяснить таким образом, ученый высказал мнение, что звуки могут быть символами каких-либо качеств. В настоящее время эта теория считается одной из возможных.

Что мы узнали?

Звуки природы, животных, неживых предметов, а также неречевые звуки, издаваемые людьми, отразились в языке в виде звукоподражательных слов: «бах», «хрю-хрю», «ха-ха» и т. д. Эти слова примыкают к междометиям, хотя и не являются ими, и могут становиться основой для словообразования и выполнять синтаксическую роль в предложении. Звукоподражания пишутся через дефис, если состоят из двух и более повторяющихся элементов.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 82.

В продолжение темы:
Безопасность

лекция 6 Значение правильной организации питания в походеПитание = Неправильное питание = Энергия + строительный материал 1. 2. 3. 4. Проблемы со здоровьем Психологический...

Новые статьи
/
Популярные