Экономическое развитие румынии после второй мировой войны. Пятилетний план развития румынии. Политическое развитие Румынии

Введение. 2

1. Хозяйство. 4

2. Социально – экономическое развитие Румынии. 5

Заключение. 10

Список литературы. 11


Введение

Румыния расположена на юго-востоке Европы, в бассейне нижнего Дуная. Это сравнительно молодая европейская страна, появившаяся на политической карте мира во II пол. ХIХ в.

На территории страны сосредоточены самые разнообразные природные ландшафты – от альпийских лугов и лесных массивов до засушливых степей с солончаками и песчаными дюнами

Карпатская горная система выделяется своими минеральными богатствами, крупными запасами водной энергии, обширными лесными массивами. Наибольшую ценность для экономики страны представляют месторождения полезных ископаемых осадочного происхождения: природного газа, нефти, битуминозных сланцев, поваренной соли, каменного и бурого угля, известняков, а также бокситов, гипса, марганцевых руд. Большая часть этих месторождений сосредоточена в предгорных и холмистых районах, прилегающих к Карпатским горам как с внутренней (Трансильванское плато), так и с внешней стороны. Вторая группа полезных ископаемых связана с прошлой вулканической деятельностью и представлена многочисленными месторождениями свинцово-цинковых, медных, золото – серебряных и железных руд. В выходах древних кристаллических пород – гранита и андезита содержатся ценные нерудные ископаемые (графит, слюда, тальк, барит).

Климат Румынии в целом умеренно континентальный. Горные хребты Карпат обуславливают существенные различия в распределении температур и осадков между отдельными частями Румынии, и в первую очередь между равнинами и Карпатской горной системой. На равнинах зима короткая, малоснежная и относительно теплая, однако северо-восточные и северные ветры иногда приносят сюда морозный воздух и температуры резко снижаются. Весна начинается рано и сопровождается обильными дождями; лето жаркое, сухое, а продолжительная осень обычно теплая, ясная и безветренная. Климатические условия равнин благоприятны для возделывания большинства культурных растений умеренного пояса, а также и более теплолюбивых (виноград, кукуруза, соя). В горах зима продолжительная и холодная.

Население страны – 22,4 млн.чел. Румыны составляют 88,1% (19 млн.чел.). Из национальных меньшинств наиболее многочисленны венгры (1,7 млн.чел.), немцы (0,4 млн.) и цыгане (0,2 млн.); по несколько десятков тысяч человек насчитывают украинцы, русские, сербы, евреи. Проживают здесь также турки, татары, болгары, словаки, чехи, поляки и греки. Среди верующих преобладают православные (90%). Имеются католики (главным образом, венгры) и протестанты (немцы).


1. Хозяйство.

Современная Румыния относится к индустриально-аграрным странам с переходной экономикой. В румынской промышленности ведущее место занимают машиностроение и химическая промышленность. Они производят оборудование для нефтепромыслов, электростанций, цементных заводов, химической промышленности, а также товарные вагоны, автомобили, тракторы, дизельные и электрические моторы, металлообрабатывающие станки и электротехнические изделия. В последние годы особое внимание уделяется развитию электроники, точной механики и сложному станкостроению. Материальной базой машиностроения служит черная и цветная металлургия.

Другой важной отраслью промышленности является химическая отрасль, которая имеет достаточную сырьевую базу в виде запасов нефти, природного газа, каменной соли, серосодержащего сырья, древесины. Ведущая роль в развитии этой отрасли принадлежит нефтехимии, где производство полимеров (пластмасс, синтетического каучука и волокон, моющих средств и различных полупродуктов) сосредоточено на крупных комбинатах. Развито производство минеральных удобрений, особенно азотных, при изготовлении которых широко используется природный газ, и неорганических химикатов, хлорно-содовых продуктов. Румыния вывозит в другие страны азотные удобрения, синтетический каучук, изделия из резины, соду, лаки, краски и иные изделия.

Деревообработка, в прошлом производившая в основном пиломатериалы, теперь выпускает фанеру, паркет, древесные плиты, мебель, сборные дома, спортивные принадлежности и музыкальные инструменты, пользующиеся спросом на мировых рынках. Легпром дает на экспорт швейные изделия, обувь, трикотаж, ковры и другие товары народного потребления; пищевая – консервы, виноградные вина, соль, растительное масло, сыры и мясные изделия.

С/х угодья занимают 3/5 территории страны (15 млн.га), преобладают пахотные земли. Ведущая отрасль растениеводства – зерновое хозяйство. Главные зерновые: пшеница – важнейшая продовольственная культура (занимает преимущественно более плодородные черноземные почвы на низменностях) и кукуруза – основная фуражная культура (распространена в земледельческих районах повсеместно).

Из других зерновых в значительных размерах сеют ячмень и в небольших количествах, в горных районах, – овес и рожь. Новая культура – рис, возделываемый на юге в поймах рек. Из технических культур выделяются подсолнечник, по сборам которого Румыния занимает третье место в мире и сахарная свекла.

Среди разнообразных полезных ископаемых выделяются запасы природного газа – метана, залегающего в недрах Трансильванского плато. Здесь же встречаются крупные залежи каменной соли. В отрогах гор много месторождений цветных металлов.

2. Социально – экономическое развитие Румынии.

После событий 1989г. и свержения режима Николае Чаушеску в Румынии к власти пришли реформаторы, объединенные в партию – Фронт Национального спасения во главе с Ионом Илиеску. Новое руководство страны с приходом к власти первым делом отменило ряд непопулярных декретов прежнего режима. Сокращено продолжительность рабочего дня, сняты ограничения потребления электроэнергии и газа населением и предприятиями, отменены ограничения прессы. Ряд реформ в аграрном секторе прибавило популярности ФНС в сельской местности и позволило его представителям с большим перевесом выиграть парламентские выборы мая 1990г. Кандидат от ФНС, как представитель умеренной партии, И.Илиеску выиграл президентские выборы с большим перевесом. В 1992г. на выборах, во втором туре, И.Илиеску вновь был избран президентом страны

За этим последовали годы экономического спада и политической нестабильности в стране; команды правительств либералов и центристов меняли друг друга чуть ли не каждый год и в конце концов были вынуждены признать свою несостоятельность в проведении экономических реформ. В 2000г. на президентских выборах И.Илиеску в третий раз избирается президентом страны и к власти приходит правительство социал-демократов во главе с премьер-министром А.Нэстасе. Начало некоторого экономического роста в стране после 2000г, в условиях относительной политической и экономической стабильности, многие в Румынии связывают именно с приходом к власти социал-демократов, которые в этом году широко отмечали двухлетие своего правления.

До полной социально-экономической стабильности и устойчивого экономического роста, по мнению европейских экспертов, Румынии еще далеко и сегодня по многим экономическим параметрам она во многом напоминает Россию до 1998г. Не случайно рассмотрение вопроса ее вступления в ЕС был отложен до 2007г. Проблемы Румынии остаются более сложными, чем в других Восточной Европы.

Показатели социально-экономического развития Румынии за 16 лет (1990-2006 гг.)

1990г. 1993г. 1996г. 2000г. 2006г.
Реальный рост ВВП, % -4,8 -1,2 1,8 5,3 4,7
Бюджетный дефицит, % к ВВП -4,4 -2,1 -3,8 -3,5 -3
Платежный баланс, % к ВВП -7,1 -4,2 -3,7 -1,3 -1,2
- в млн. евро -2637 -1382 -1477 -959 -945
Внешний долг, % к экспорту 84,2 86,8 58,6 51,9 60,5
- в млн. евро 7346 8315 8960 7059 7158
Прямые иноинвестиции, % к ВВП 4,9 3 2,8 3 3,5
- млн. евро 1804 980 1114 1194 1392
Безработица 3 6,8 11 10,6 8
Среднегодовая инфляция 59,1 45,8 45,7 46,2 27,4

Согласно данным официальной статистики, общий экономический рост составил 4,7% (рост ВВП). Уровень потребления на внутреннем рынке увеличился на 3,8%. На официальном уровне часто подчеркивается то, что такие темпы роста оказались чуть ли не самыми высокими среди европейских стран, часто забывая о том, что за последние годы экономического застоя накопилось 18% отставания в росте ВВП. Доля промышленности, строительства и услуг в создании ВВП осталась практически неизменной – около 80%.

Согласно анализу проведенному, экспертами Европейской Комиссии, в течение последних трех лет ВВП Румынии сократился на 18% и рост наступил только с 2000г.

По данным Нацинститута статистики, прирост ВВП в 2002г. составил 4,9% по сравнению с 2001г. Доля ВВП на душу населения, рассчитанная по европейским стандартам покупательной способности (SPA) остается одной из самых низких среди стран Восточной Европы и с 1998г. не поднималась выше 25% от среднеевропейского уровня.

За год объем промпроизводства увеличился на 6%. Рост был обеспечен за счет перерабатывающей промышленности, объем которой увеличился на 7,2% при одновременном снижении объема производства в горнодобывающей, выработки электро- и тепловой энергии, добычи газа на 2,6% и 1,3%. На 12% увеличилось производство товаров длительного пользования и на 9,2% – потребтоваров. Основные энергетические ресурсы в пересчете на сырую нефть составили 31.166 тыс.т., в т.ч. 20.528 тыс.т. собственного производства.

Производство основных видов продукции в Румынии

Ед.изм. 2000г. 2001г. 2002г. 02/01, %
Уголь млн.т. 29,3 33,3 30,3 91
Нефть млн.т. 6 6,02 5,84 97
Природный газ млрд.м. 13,5 14,2 12,7 89,3
Растительное масло тыс.т 251,1 293,4 218,2 74,5
Мясо в убойном весе тыс.т. 257 231,4 219,9 95%
Мясопродукты тыс.т. 123,1 135,7 123,6 91,1
Молоко млн.гл. 0,89 0,96 1,05 109,2
Масло сливочное тыс.т. 6 6,1 5,8 95,9
Ткани (все виды) млн.м. 203,6 193,1 15.Jul 102,4
Трикотажные изделия млн.шт. 35,7 35,9 33,3 92,8
Обувь млн.пар 33 35 37,2 106,3
Лесоматериалы млн.м. 1,3 0,96 1,04 108,5
Кокс металлургический млн.т. 1,5 1,4 1,8 128,4
Бензин млн.т. 3,13 3,41 4,47 131,1
Дизельное топливо млн.т. 3,36 3,89 4,37 112,3
Мазут млн.т. 1,5 1,8 2,04 113,3
Химические удобрения тыс.т. 1040 932,8 916,2 98,2
Цемент млн.т. 8,2 8,6 5,7 66
Сталь, выплавка млн.т. 4,7 4,9 5,5 112,1
Металлопрокат г/к млн.т. 3,7 3,6 4,6 129,1
Стальной лист, полоса х/к тыс.т. 429,8 415 724,6 174,7
Алюминий, вкл. прокат тыс.т. 203,1 205,4 212,1 103,2
Подшипники млн.шт. 85,5 90,4 73,7 81,5
Тракторы тыс.шт. 5,4 5,3 5,5 103,9
Грузовые вагоны шт. 1212 1589 1429 89,9
Электроэнергия млрд.квтч. 51,5 53,5 54,74 102,3

Важным экономическим событием года можно назвать проведение сельскохозяйственной переписи в стране 5-20 дек. 2002г. По итогам переписи, в Румынии насчитывается 2,7 млн. индивидуальных хозяйств, или 54,6% всех хозяйств в сельской местности. На поддержку сельского хозяйства в 2002г. было выделено 300 млн.долл. Согласно данным Торгового регистра, в Румынии насчитывается 941.700 частных предприятий, одно предприятие приходится на каждые 23 жителя страны.

Масса убыточных предприятий в стране является следствием практики «удержания на плаву» неконкурентных производств. Без реструктуризации производства, как показала практика последних лет, государство не в состоянии добиться существенного сокращения бюджетного дефицита и давление инфляции на экономику может только усилиться.


Заключение.

В начале 1990-х гг. Румынское начальство приняло стратегию постепенных реформ. В путешествие 1990–1992 гг. ВВП уменьшился для одну четвертую, а высота инфляции в 1993 г. увеличился более чем для 200%. В 1993–1996 гг. для экономическим выздоровлением наступил величина ВПП (на 4%), единственно оно оказалось непродолжительным. Перестройка тяжелой промис­ловости задерживалась и, единственно следствие, импорт сырьевых материалов и энергии, единственно и заранее оставался большим. Баланс платежей поточ­ного счета страны ухудшился и в путешествие десяти лет румынская валюта весь обесценилась (курс обмена проворно «упал» из 22 лей для доллар в 1990 г. к едва 22000 леям для доллар в 2000 г.). Официальный высота безработицы увеличился с 3% в 1991 г. к свыше 6,8 % в 1993 г. и оставался высоким для протяжении всех 90-х гг. В 1999 г. высота безработицы составлял свыше 11%. Эти годы характеризуются политикой stop-go (стой – иди). После того, единственно постепенно был достигнуто высота 1990-х гг., начальство в 1997 г. проводило политику шоковой терапии, который привело к негативному экономическому росту для 4% для протяжении 1997–1999 гг. В 2000 г. ВВП вырос для 2%, и высота инфляции оставался высоким (46%). В 1999 г. Румынию также пригласили к переговорам о вступлении в Европейский Союз. На 2008 г. прогнозы довольно позитивны: реален величина ВВП достигнет 4,5%, высота инфляции снизится перед 25%, единственно высота безработицы хватит высоким – 10,9%.


Список литературы.

1. Россия и страны мира (официальное издание). - М.: Госкомстат, 2000. Страны и народы мира. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

2. Страны мира сегодня. - М.: ИТАР-ТАСС, 2002.

3. Гальперин В.М. Макроэкономика: Учебное пособие для экон. спец. ВУЗов. - М.: Инфра-М, 1997.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Том I: Учебное пособие для экон. спец. ВУЗов. - М.: Инфра-М, 2001.

5. Власова О. Роль прямых иностранных инвестиций в развитии внешней торговли стран Центральной и Восточной Европы//Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 2000. - №124.

6. Борко Ю. Новый этап углубления и расширения европейской интеграции: социальные аспекты//Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №9.

7. Бредова В. Экономика стран Восточной Европы в 1999 году//Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №11.

8. Водопьянова Е. Страны Центральной и Восточной Европы: наука в пути//Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 10.

9. Гостюк М. Перспективы развития экономики Румынии//Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 2002. - №91.

10. Гырбя К. Румыния: начало стабилизации экономики//Экономика и жизнь. - 2004. - №24.

11. Европейская интеграция: экономические и политические аспекты//Экономика и управление в зарубежных странах. - 2002. - №8.

12. Квайнер Т. Экономика Румынии: проблем больше, чем достижений//Деловой мир. - 2006. - №17.


Труда представлены в соответствующем разделе настоящего финансового плана) и упорядочению штата управленческого персонала во всех структурных подразделениях завода. 3 Технико-экономическая характеристика ГП завод «Электротяжмаш» Описание производственного процесса, технологии и оборудования. В состав предприятий входит ряд специализированных производств: Производство турбогенераторов и...

В Румынию на условиях иммиграции с соблюдением установленных правил. Во всех других случаях за лечение придется заплатить. 2. Особенности развития международного туризма в Румынии 2.1 Современные тенденции развития туристского бизнеса в Румынии Румыния – это новое открытие современного туристского рынка. Являясь страной бывшего социалистического лагеря и преодолевая в результате...

В промышленности и строительстве занято 43,8%, в сельском и лесном хозяйстве – 29,8%, на транспорте и в связи - 6,9%, в торговле – 6%. Численность, тип воспроизводства, уровень урбанизации Столица Румынии – Бухарест. Население – 22,8 млн. человек. Годовой естественный прирост населения 0,76%, что относится к первому типу воспроизводства. Демографическая политика государства направлена на...

11. Раскройте сущность цехового строя феодального ремесла. 12. В чем состоит экономическое значение великих географических открытий? 13. Назовите методы первоначального накопления капитала. 2. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАИБОЛЕЕ РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА В ЭПОХУ ДОМОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА 2.1. Развитие капитализма в сельском хозяйстве, “прусский” и “американский” пути Материальные...

6 марта 1945 г. в Румынии было создано правительство Народно-демократического фронта. Премьер-министром стал известный политический деятель Петру Гроза. Это было первое демократическое правительство в стране. Крестьяне получили землю, государственный аппарат был очищен от бывших фашистов, военных преступников и реакционеров.
Однако его политика натолкнулась на сопротивление бывших руководителей, не желавших расставаться с властью. Они сконцентрировались вокруг королевской власти и короля Михая и препятствовали осуществлению демократических реформ.

В ноябре 1946 г. состоялись первые выборы в румынский парламент на основе всеобщего и тайного избирательного права. Демократические силы страны, объединившись в Блок демократических партий (БДП), одержали победу, получив 80% голосов. Правительство вновь возглавил Петру Гроза.

Это была победа новой демократии в Румынии, которую можно назвать народной, так как она отражала юлю подавляющего большинства румынского народа. Новое правительство сразу же приступило к проведению демократических реформ. Была проведена национализация собственности господствующих классов, национализированы банки, осуществлена денежная реформа, ликвидированы монополистические объединения - картели и тресты. Реформы значительно улучшили положение страны.

Провозглашение Румынской народной республики

30 декабря 1947 г. последний король Румынии — объявил о своем отречении от престола. Румыния была провозглашена народной республикой.

Но на этом период народно-демократических преобразований закончился. Румыния стала на путь утверждения тоталитарного режима. Коммунистическая партия вытеснила своих главных оппонентов, запретила оппозицию, установила монополию на средства информации.

В феврале 1948 г. коммунистическая и социал-демократическая партии объединились в Румынскую рабочую партию (РРП) во главе с Георге Георгиу-Деж. Петру Гроза оставался на посту премьер-министра до 1952 г., а затем вышел в отставку.

В апреле 1948 г. была принята новая конституция Румынии. Высшим органом законодательной власти стало Великое Национальное собрание.

Развитие экономики РНР в 50-60-е годы

В стране была национализирована вся промышленность, для ее руководства был создан Госплан. На 1951-1955 гг. был утвержден первый пятилетний план развития экономики республики. За годы пятилетки было построено 100 крупных предприятий, более 200 расширены и реконструированы. В стране началась масштабная электрификация. Но успехи в промышленном строительстве мало сказались на положении румынского народа. Монополия государственной собственности тормозила развитие производства продуктов потребления. Рыночные отношения были полностью ликвидированы. Вплоть до 1954 г. в стране сохранялась карточная система снабжения продуктами питания. Денежная реформа 1952 г. не дала нужных результатов, так как отсутствие свободного рынка лишало деньги их подлинного значения.

Тоталитарная экономика стала давать явные сбои, и руководство РРП принимает решение ускорить формирование тоталитарной политической системы. В сентябре 1952 г. была принята новая конституция, которая объявила РРП «руководящей силой» в политической жизни страны. Г. Георгиу-Деж в этом же году становится председателем Совета министров.

Укрепив свои позиции в государственных структурах страны, Георгиу-Деж приступил к утверждению своего единоличного диктата в партии.

Установление диктатуры Г.Георгиу-Деж

Став ее единоличным лидером, он открыто выступил за «национальные различия» в строительстве социализма и поддержал Н. Хрущева в его деятельности по разоблачению культа личности Сталина. Полностью освободившись от зависимости, он приступил к самостоятельным действиям по утверждению суверенитета Румынии. Вопреки планам СЭВ он разработал свой план индустриализации Румынии, чем вызвал недовольство советского руководства. В 1958 г. он добился вывода из Румынии советских войск.

В декабре 1955 г. РРП поставила перед страной задачу создания социалистической экономики. Приоритетным направлением стало развитие тяжелой промышленности, для которого у Румынии не было базы. В годы второй пятилетки в отрасль было направлено 3/4 всех капиталовложений. Были реконструированы черная и цветная металлургия, тяжелое машиностроение.

Георгиу-Деж Георге (1901-1965) - председатель Совета Министров РНР (1952-1955), председатель Государственного совета РНР (1961-1965).С 1961 по 1965 гг. - президент страны.

Дальнейшее продвижение по пути коллективизации сельского хозяйства объединило 81% всех крестьянских хозяйств. В 1962 г. коллективизация была завершена, а из магазинов исчезли основные продукты питания. Но партия добилась своего: в стране было достигнуто «монолитное» единство народа. В марте 1965 г. в стране прошли очередные выборы, на которых почти 100% избирателей отдали голоса кандидатам Фронта народной демократии, руководимого РРП. В том же году партия была переименована в коммунистическую (РКП).

Культ личности Н.Чаушеску

В 1965 г. после смерти Г. Георгиу-Деж роль диктатора переходит к его соратнику Николае Чаушеску (1918-1989), который в 1974 г. становится президентом страны и правит страной вплоть до своей смерти.

Культ личности Н. Чаушеску не имел аналогов в истории. Он привел к власти весь свой клан: около 40 его ближайших родственников находились на руководящих постах. Его именовали «наимудрейшим из кормчих», провидцем будущего, а историю Румынии после 1965 г. стали называть «золотой эпохой Чаушеску». Он полностью контролировал партию, страну и народ. Ему непосредственно подчинялись руководители местных партийных организации, а принцип совмещения партийных и государственных должностей обеспечивал монополию номенклатуры РКП на власть.

Стратегия экономического развития, провозглашенная Н. Чаушеску, предусматривала ликвидацию в короткий срок отставания страны от промышленно развитых государств. С этой целью шла ускоренная индустриализация: создавались крупные нефтехимические предприятия, развивалось автомобильное и тракторное производство. Румыния закупала в кредит за рубежом оборудование и технологию. Поскольку международные банки на развитие страны охотно давали деньги в кредит, вскоре у Румынии образовалась огромная задолженность в 21 млрд долларов, которую страна была не в состоянии выплатить.

Возводились грандиозные сооружения, престижные, дорогостоящие предприятия, зачастую никому не нужные здания, в то же время практически не развивались легкая и пищевая промышленность. Это вызывало острый дефицит потребительских товаров на внутреннем рынке. Низкая производительность труда в сельском хозяйстве, вызванная коллективизацией, нехватка кормов и удобрений не позволяли удовлетворить потребности населения в продуктах питания.

Революционные события 1989 г. и их итоги

24 года Н.Чаушеску был диктатором Румынии. Страна была доведена до крайней степени разорения. В начале 80-х годов экономика оказалась в крайне тяжелом положении. В нефтедобывающей стране возникла острая нехватка бензина, мазута, керосина, машинного масла. Экспорт промышленных и продовольственных товаров, вывозимых в счет уплаты долгов, разорили внутренний рынок. В стране ощущалась острая нехватка жилья.

В середине декабря 1989 г. вспыхнули беспорядки в г. Тимишоаре (Трансильвания) под лозунгом: «Долой Чаушеску». Чаушеску послал войска, которые совместно с полицией и органами безопасности разогнали демонстрацию. Десятки людей были убиты и ранены, сотни - арестованы. Волнения перекинулись в Бухарест. 22 декабря 1989 г. центральную площадь Бухареста заполнили тысячи людей с национальными флагами. Манифестанты ворвались в здание ЦК РКП и захватили его. Войска перешли на сторону народа. 25 декабря 1989 г. Н. Чаушеску и его жена Елена были арестованы при попытке бегства из страны и по решению суда расстреляны. «Золотая эпоха» Чаушеску и антикоммунистическая революция в Румынии завершились.

Власть перешла к Фронту национального спасения (ФНС), во главе которого стал Ион Илиеску (род. в 1930 г.), бывший член руководства РКП, отстраненный Чаушеску за несогласие с его политикой.

В стране произошла парадоксальная революция: был устранен ненавистный тиран, а не организация, которая его породила. На парламентских выборах 1990 г. ФНС завоевал абсолютное большинство мест в нижней палате и в сенате. Президентом Румынии был избран И. Илиеску. После опубликования результатов выборов в Бухаресте вспыхнули массовые беспорядки. 13 июня 1990 г. произошли столкновения между демонстрантами и полицией. Были подожжены ряд правительственных зданий. Для подавления беспорядков правительство вызвало из провинции 10 тыс. шахтеров, которые, действуя с исключительной жестокостью, разгромили штаб-квартиры национал-либеральной и национал-царанистской партий, восстановленных после свержения диктатуры Чаушеску.

Однако жизненный уровень населения продолжал снижаться. Шахтеры, поддержавшие правительство в 1990 г., вновь прибыли в Бухарест в сентябре 1991 г., но теперь уже для того, чтобы свергнуть новое правительство. После того, как их переговоры с правительством закончились неудачей, шахтеры начали штурм резиденции правительства и здания телецентра. Силы безопасности не допустили их захвата, но правительству пришлось уйти в отставку.

Переход страны к рыночным отношениям

С большим опозданием новое руководство Румынии поняло, что без реформ в экономике и социальной политике не обойтись. В 1991-1992 гг. такие реформы начались. Они имели целью переход к рыночным отношениям. Начался Демонтаж государственных структур экономики. Государственные предприятия превращались в акционерные компании. Конфискованные после 1945 г. дома, квартиры, земля (не более 10 га) возвращались прежним владельцам или им выплачивалась денежная компенсация. Этому процессу сопутствовали рост цен, безработица и социальная напряженность. Оппозиция сплотилась в Демократическую конвенцию. Но и левые силы не бездействовали. Они создали блок Демократического фронта национального спасения, в который вошло все левое крыло ФНС. Эти два блока противостояли друг другу на парламентских выборах 1992 г. Но ни одному из них не удалось добиться перевеса. Президентом вновь был избран И. Илиеску. Лишь президентские выборы 1996 г. принесли победу оппозиции. Президентом страны избран лидер либеральной партии И. Константинеску. Новые власти Румынии начали процесс искоренения всего, что связывало ее с прошлым. Все конфискованные земли были возвращены прежним владельцам. Правительство Румынии стремится вступить в НАТО и Европейский Союз стремится вступить в НАТО и Европейский союз.

Однако слишком радикальные меры правительства по искоренению коммунистического прошлого показали, что страна не готова к либеральным реформам. На президентских выборах в декабре 2000 г. вновь победил И.Илиеску.

Резюме

6 марта 1945 г. - создание правительства Народно- демократического фронта во главе с П. Гроза
ноябрь 1946 г. - первые выборы в парламент, победа блока демократических партий
национализация банков и собственности господствующих классов, ликвидация монополистических объединений, проведение денежной реформы
30 декабря 1947 г. - страна объявлена Румынской народной республикой
утверждение тоталитарного режима, борьба с оппозицией
февраль 1948 г. - объединение РКП и РСДП в Румынскую рабочую партию во главе с Г. Георгиу-Деж
апрель 1948 г. - принятие новой конституции национализация промышленности, создание Госплана
1951-1955 гг. - первый пятилетний план развития экономики
единоличный диктат Г. Георгиу-Деж
1958 г. - вывод советских войск из Румынии
1961 г. - Г. Георгиу-Деж - президент страны
1962 г. - завершение коллективизации. Ее негативные последствия
1965 г. - после смерти Г. Георгиу-Деж роль диктатора, переходит к Николае Чаушеску; с 1974 г. - президент страны
культ личности Чаушеску
ускоренная индустриализация страны
1989 г. - народное восстание
25 декабря 1989 г. - Н. Чаушеску казнен за государственную измену образование Фронта национального спасения (ФНС);
Ион Илиеску - президент Румынии
ухудшение экономического положения, выступление шахтеров, попытка свергнуть правительство
1991-1992 гг. - проведение реформ, ликвидация государственной собственности
1996 г. - президентом страны избран лидер либеральной партии И. Консгантинеску
2000 г. - новая победа на выборах И. Илиеску

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Румыния в 50-90-х годах: Переход к Демократии Обновлено: Декабрь 6, 2016 Автором: admin

Эволюция национальной экономики Румынии по окончании 1990 года напрямую зависела от хода рыночных преобразований, жесткости мер по экономической стабилизации, от преодоления инфляции и экономическими заинтересованностями хозяйствующих субъектов. Пик спада в Экономике пришелся в Румынии на 1990-1992 гг. ВВП сократился за три года практически на 30% (в 1990 - на 5,6%, в 1991 - на 12,9, в первой половине 90-ых годов двадцатого века - на 12,5%). В 1993-1994 годах удалось остановить спад производства.

Но экономическая депрессия достигла страшной грани, за которой маячит опасность деиндустриализации, утраты научно-технологического потенциала, вытеснения национальных товаропроизводителей с внутреннего рынка. Особенно наглядно это видно на положении в индустрии. Благодаря критического сокращения внутреннего спроса, количество промышленной продукции в первой половине 90-ых годов двадцатого века составил приблизительно 50% от дореформенного 1989 года (в отраслях, создающих потребительские товары, - 25-30%).

С не меньше непростыми проблемами столкнулось сельское хозяйство. Обвальная земельная реформа 1991 года, сопровождавшаяся стихийной ликвидацией кооперативов, передачей почвы в частные руки, изменением госхозов в акционерные общества, значительно подорвала материально-техническую базу, возможности интенсификациии расширенного воспроизводства в отрасли.

За четыре года реформ практически втроеуменьшилось использование химикатов, упали энерго- и машинонасыщенность производства, начался процесс парцеллизации землепользования, следствием чего стали резкие колебания производства растениеводческой продукции, тяжелый урон нанесен животноводству. Не смотря на то, что в первой половине 90-ых годов двадцатого века стране удалось обеспечить себя продуктовым зерном, неспециализированная зависимость от импорта пищевкусовой продукции быстро возросла.

Социальная цена рыночных преобразований кроме этого была выше ожидаемой. Не смотря на то, что на протяжении реформы и удалось заложить фундамент социальной защиты и социального партнерства (совокупность индексации всех видов доходов, адресная помощь малоимущих слоев, совокупность коллективных соглашений и др.), платежеспособность населения, качество и уровень его жизни быстро снизились.

При среднем росте цен на услуги и потребительские товары за период с октября 1990 года по декабрь 1994 года приблизительно в 80 раз, средние пенсии и зарплата увеличились в 60 раз. По оценкам же профсоюзов, уровень настоящей зарплаты уменьшился вдвое. В обществе начались процессы стремительного имущественного расслоения; растет безработица (на конец 1994 года 10% активного населения, в отдельных районах - до 15%).

Усилилась эмиграция, что совместно со понижением рождаемости стало причиной сокращению за годы реформ населения страны практически на 2 процента. По официальным оценкам, в 1993-1994 годах румынская экономика прошла пик кризиса и согласно расчетам правительства в ближайщее время возможно ожидать подъёма экономики и упрочения стабилизации.

Оптимизм правительственных заявлений во многом опровергается политической лидерами и оппозицией профсоюзов, постоянными выступлениями трудящихся против растущего социального неравенства, ухудшения условий судьбы. Все это заставляет с конца 1992 года вносить в стратегию реформ важные коррективы.

От идей рыночного радикализма, заложенных впервой программе реформ 1990 года и предусматривавших переход к рыночной совокупности за два-три года, управление страны все более склонялось к эволюционной модели преобразований. Наиболее значимые трансформации были внесены в приватизации собственности и процесс разгосударствления. Выбранная в стране модель приватизации (бесплатная раздача населению 30% гос собственности и продажа остальных 70% румынским и зарубежным физическим и юридическим лицам) натолкнулась на сложность настоящей оценки госимущества, сопровождалась большими хищениями, происхождением разных бюрократических структур, всепроникающей коррупцией (по некоторым оценкам, количество теневой экономики составил в первой половине 90-ых годов двадцатого века практически две пятых от ВВП).

Либерализация стоимостей, начавшаяся с октября 1990 года в условиях товарного недостатка, монополизма производителей, спада производства, привела к инфляции затрат, поменявшую инфляцию спроса на начальной стадии реформы. Но правительство только неспешно, в течение двух-трех лет отпускало цены на главные услуги и потребительские товары, держало под контролем ценообразование на стратегически серьёзные виды продукции.

Центральным звеном дефляционной политики стали меры по сдерживанию финансовой и кредитной эмиссии. От практики недорогих кредитов начала реформ Нацбанк Румынии (НБР) перешел с апреля 1991 года к твёрдому ограничению кредитной эмиссии, либерализации учетных ставок, а с мая 1992 года - к введению реально хороших ставок на заемные банковские средства, к уменьшению льготного кредитования.

На протяжении реформы шло создание новой налоговой совокупности, сближенной с европейской моделью. Был забран курс на умеренное налогообложение, разделение форм налоговых изъятий, повышение льгот для последовательности серьёзных с народнохозяйственной точки зрения видов экономической деятельности.

Созданные правительством средне- и долговременные программы развития национальной экономики до 2000 года, сохраняя правила последовательной либерализации экономической судьбе, вместе с тем делают ставку на более полный учет национальной интересов и специфики, на поиск сочетания действий рыночных механизмов и национального регулированием. Выговор переносится на оживление материального производства, на стимулирование, в первую очередь, отечественных производителей экспортной продукции.

На первый замысел на период до 2000 года выходят задачи структурной модернизации, создания комплекса конкурентоспособных производств. Большую роль в этом ходе должны сыграть активная, строго избирательная госполитика, предполагающая целенаправленную помощь «точек роста», производств и тех отраслей, каковые имеют громаднейшие шансы в мире.

Президентские и выборы в парламент, прошедшие в сентябре 1992, нашли более либо менее настоящую расстановку политических сил, соотношение реформаторских и идей и иных концепций, степень их социальной помощи. Более чем убедительную победу одержали на выборах И. Илиеску, взявший более 61% голосов избирателей, и поддерживающий его Демократический фронт национального спасения, позднее переименованный в Партию социальной народовластии Румынии (ПСДР). Но ПСДР, взявшей в законодательном органе страны 28% мест, не удалось создать пропрезидентский и проправительственный блок с конгломератом партий называющиеся Демократическая конвенция Румынии (ДКР), что вместе с Демократической партией Румынии (ДПР) и Демократическим альянсом венгров Румынии (ДСВР) располагает в верхней и нижней палатах парламента 44% мест.

Настоящей политической силой Румынии финиша 1990-х стали профсоюзы, раскол в политических симпатиях и структуре которых не мешает им выступать с единых позиций недовольства политикой правительства. Массовые демаршы, совершённые профсоюзами в 1990-1994 годах, значительно повлияли на тактику экономических реформ, стали обстоятельством смены правительственного кабинета в первой половине 90-ых годов двадцатого века.

По окончании 90-го года начался процесс сближения с европейским союзом. Более 15 лет в Румынии происходили строгие политические, экономические и социальные реформы, были приложены большие упрочнения как денежные, так и моральные, чтобы приблизиться к европейским стандартам. Законодательство было полностью приведено в соответствие с требованиями Брюсселя, и по сей день оно вводится в практику.

Осталось большое количество нерешённых вопросов. К примеру, Румынии нужно продолжить экономическую и административную реформы, необходимо сохранить собранный большой темп роста поизводства последних лет (в 2006 году – 8,4 %) и производства и высокий уровень конкурентоспособности.

Продолжение реформы юридической совокупности, борьба со взятками, понижение уровня бюрократии, усиление приграничного контроля, модернизация и развитие сельского хозяйства, совокупности образования, здравоохранения, открытие финансового сектора и рынка труда и т.д. являются крайне важными задачами правительства по окончании вступления Румынии в ЕС, каковые должны быть решены. В плане обеспечения безопасности страны НАТО есть главным поручителем безопасности Румынии и по окончании вступления в ЕС. Существует громадный потенциал сотрудничества между НАТО и ЕС.

Главным приоритетом внешней политики как Румынии, так и ЕС есть энергобезопасность континента.

Успех поиска оптимальных дорог формирования демократичного общества в Румынии и создания рыночной экономики находится в зависимости от комплекса внутренних и внешних условий, а также от успеха политики социального партнерства, чувствительности общества к новым реалиям, масштабов западной помощи в виде кредитов и инвестиций, каковые во многом и выяснят эффективность реформ.

49. Болгария

Неспециализированные сведения

Площадь - 111 тыс. км2, население - 7,8 млн чел. (2004 г.). Геополитическое положение: находится в Юго-Восточной Европе на северо-востоке Балканского полуострова, граничит с Румынией, Сербией, Черногорией, Македонией, Грецией, Турцией; имеет выход к Тёмному морю. Форма правления - парламентская республика.

Климат - умеренно континентальный, на юге - переходный к средиземноморскому. Нужные ископаемые: свинцово-цинковые, бронзовые, металлические руды, бурый и каменный уголь, поваренная соль, мрамор и др.

Население

Главные тенденции:

O Понижение естественного прироста населения (в 2001 г. рождаемость составила 8,6‰, смертность - 14,1‰, естественный прирост стал отрицательным: -5,5‰ (2002)).

O Старение населения (удельный вес молодых возрастов (до 20 лет) уменьшился с 51,1% в 1900 г. до 21% в 2003 г., а пожилых (60 лет и старше) вырос с 8,4% до 22,5%).

O Превышение численности женского населения (в 2003 г. мужчин 48,7% населения, жен-щин - 51,3%).

O Возрастает городское население (на его долю в 1965 г. приходилось 46,5%, а к 2004 г. - 70%).

O Увеличение возраста выхода на пенсию (в 2003 г. он составлял 57 лет для года и 62 женщин для мужчин).

O Главное вероисповедание - православие (82,6% населения).

Экономика

Составляющие экономического кризиса:

1. Повышение государственного бюджета к 1996 г.;

2. Медленные темпы реформирования экономики;

3. Повышение убыточности госпредприятий;

4. Прекращение приватизации в стране (за целый период приватизации поступления в казну составили 800 миллионов.);

5. Громадный национальный внутренний и внешний долг;

6. не сильный денежная дисциплина, коррумпированность высшего управления банков, выдача безвозвратных кредитов:

  • болгарские «пирамиды»;
  • выдача громадных кредитов горнодобывающим фирмам, каковые не распределялись на предприятии, а переправлялись в западные банки;
  • «хлебный голод» (из-за не сильный власти контрабандой было реализовано большое количество зерна в республики Югославии по завышенным стоимостям). В следствии 700 миллионов. было израсходовано на закупку хлеба для собственной страны, что опустошило казну.

Годы всплеска инфляции:

® 1991 г. - «шоковая терапия». Потребительские цены повысились в 5,7 раз;

® 1996 – нач. 1997 г. - кризис денежной и финансовой системы (н. 1996 г. 1 долл.= 74 лева, вт. пол. 1996 г. - 1 долл.=1076 лева; ко вт. пол. 1996 г. быстро упало промыш. пр-во, с/х, жизненный уровень страны.

В 90-е гг. среднестатистическая заработная плата - 200 долл, в 1996 г. - 25 – 30 долл. Около 80% населения жили за чертой бедности, безработица составляля около 20%);

® За 1996 – 2002 гг. среднегодовые потребительские цены возросли в 39 раз;

® Уровень инфляции в 2001 г. - 4,1%, в 2002 г. - 4,8%.

Процесс выхода из кризиса

O 1997 г. - создание валютного совета, что наделялся всеми функциями Болгарского народного банка и Минфина;

O установление фиксированного валютного курса лева, привязанного к евро;

O повышение золото-валючных резервов с 3,5 млрд долл. в 2000 г. до 4,75 млрд долл. к 2003 г.;

O 1998 г. - соглашение с международным валютным фондом, вступление в ВТО, страна стала участником Совета Европы;

O упрочнения по помощи среднего и малого бизнеса, приватизация (46% составляла личная собственность в госсекторе в 2000 г., 70% ВВП страны создается в частном секторе), пересмотрено законодательство по инвестированию, что стало причиной потоку инвестиций в страну (в 1990 – 1992 гг. прямые зарубежные инвестиции в страну составляли 0,1 млрд долл., в 2004 г. - 7,569 млрд долл.), громадную помощь оказали западные государства, в особенности Германия;

O ориентация на сокращение государственного бюджета (1,1% к ВВП в 2000 г., 0,7% в 2002 г.).

Черта трудовых ресурсов Болгарии

Структура производства ВВП

Сельское хозяйство

Структура индустрии

1 – обрабатывающая (80%), 2 — добывающая (5%), 3 – снабжение электро- и теплоэнергией, газом, водой

Ведущие отрасли обрабатывающей индустрии

u пищевая

u цветная металлургия

u производство нефтепродуктов

u производство кальцинированной соды, минеральных удобрений

u машиностроение (св. 10% валовой продукции)

Развитие транспорта

ЖД транспорт

Автомобильный транспорт

Летный транспорт

Водный транспорт

Протяженность дорог, км

Грузо-пере-возки, млн т в год

Кол-во пасса-жиров, млн в год

Протяженность дорог, тыс. км

Грузо-пере-возки, млн т в год

Кол-во пасса-жиров, млн в год

Кол-во само-летов

Гр-пере-возки млн т в год

Кол-во пасса-жиров млн в год

Дл. пу-тей, км

Гр-пере-возки млн т в год

Кол-во пасса-жиров, млн в год

Внешняя политика

Чешская Республика, государство в Центральной Европе, образованное 1 января 1993 по окончании распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР). С 1918 по 1992 включительно – составная часть Чехословакии. В ее состав входят чешские почвы: Чехия, Моравия и часть Силезии.

Площадь страны – 78 864 кв. км, численность населения – 10,3 млн. человек. Республика граничит на северо западе и-западе с ФРГ, на севере – с Польшей, на востоке – со Словакией и на юге – с Австрией. Столица – город Прага

Территория Чехии образовывает 78,9 тыс. квадратных километров. Чешский ландшафт очень разнообразен. Западная часть (Богемия) лежит в бассейнах рек Эльбы (Лабе) и Влтавы (Молдау), окруженных по большей части низкими горами (их часть и Судеты - Крконоши), где находится высочайшая точка страны - гора Снежка высотой 1602 м. Моравия, восточная часть, кроме этого достаточно холмиста и по большей части лежит в бассейне реки Морава (Марх), и содержит источник реки Одер (Одра).

После событий 1989г. и свержения режима Николае Чаушеску в Румынии к власти пришли реформаторы, объединенные в партию - Фронт Национального спасения во главе с Ионом Илиеску. Новое руководство страны с приходом к власти первым делом отменило ряд непопулярных декретов прежнего режима. Сокращено продолжительность рабочего дня, сняты ограничения потребления электроэнергии и газа населением и предприятиями, отменены ограничения прессы. Ряд реформ в аграрном секторе прибавило популярности ФНС в сельской местности и позволило его представителям с большим перевесом выиграть парламентские выборы мая 1990г. Кандидат от ФНС, как представитель умеренной партии, И.Илиеску выиграл президентские выборы с большим перевесом. В 1992г. на выборах, во втором туре, И.Илиеску вновь был избран президентом страны

За этим последовали годы экономического спада и политической нестабильности в стране; команды правительств либералов и центристов меняли друг друга чуть ли не каждый год и в конце концов были вынуждены признать свою несостоятельность в проведении экономических реформ. В 2000г. на президентских выборах И.Илиеску в третий раз избирается президентом страны и к власти приходит правительство социал-демократов во главе с премьер-министром А.Нэстасе. Начало некоторого экономического роста в стране после 2000г, в условиях относительной политической и экономической стабильности, многие в Румынии связывают именно с приходом к власти социал-демократов, которые в этом году широко отмечали двухлетие своего правления.

До полной социально-экономической стабильности и устойчивого экономического роста, по мнению европейских экспертов, Румынии еще далеко и сегодня по многим экономическим параметрам она во многом напоминает Россию до 1998г. Не случайно рассмотрение вопроса ее вступления в ЕС был отложен до 2007г. Проблемы Румынии остаются более сложными, чем в других Восточной Европы.

Показатели социально-экономического развития Румынии за 16 лет (1990-2006 гг.)

Реальный рост ВВП, %

Бюджетный дефицит, % к ВВП

Платежный баланс, % к ВВП

В млн. евро

Внешний долг, % к экспорту

В млн. евро

Прямые иноинвестиции, % к ВВП

Млн. евро

Безработица

Среднегодовая инфляция

Согласно данным официальной статистики, общий экономический рост составил 4,7% (рост ВВП). Уровень потребления на внутреннем рынке увеличился на 3,8%. На официальном уровне часто подчеркивается то, что такие темпы роста оказались чуть ли не самыми высокими среди европейских стран, часто забывая о том, что за последние годы экономического застоя накопилось 18% отставания в росте ВВП. Доля промышленности, строительства и услуг в создании ВВП осталась практически неизменной - около 80%.

Согласно анализу проведенному, экспертами Европейской Комиссии, в течение последних трех лет ВВП Румынии сократился на 18% и рост наступил только с 2000г.

По данным Нацинститута статистики, прирост ВВП в 2002г. составил 4,9% по сравнению с 2001г. Доля ВВП на душу населения, рассчитанная по европейским стандартам покупательной способности (SPA) остается одной из самых низких среди стран Восточной Европы и с 1998г. не поднималась выше 25% от среднеевропейского уровня.

За год объем промпроизводства увеличился на 6%. Рост был обеспечен за счет перерабатывающей промышленности, объем которой увеличился на 7,2% при одновременном снижении объема производства в горнодобывающей, выработки электро- и тепловой энергии, добычи газа на 2,6% и 1,3%. На 12% увеличилось производство товаров длительного пользования и на 9,2% - потребтоваров. Основные энергетические ресурсы в пересчете на сырую нефть составили 31.166 тыс.т., в т.ч. 20.528 тыс.т. собственного производства.

Производство основных видов продукции в Румынии

Природный газ

Растительное масло

Мясо в убойном весе

Мясопродукты

Масло сливочное

Ткани (все виды)

Трикотажные изделия

Лесоматериалы

Кокс металлургический

Дизельное топливо

Химические удобрения

Сталь, выплавка

Металлопрокат г/к

Стальной лист, полоса х/к

Алюминий, вкл. прокат

Подшипники

Тракторы

Грузовые вагоны

Электроэнергия

млрд.квтч.

Важным экономическим событием года можно назвать проведение сельскохозяйственной переписи в стране 5-20 дек. 2002г. По итогам переписи, в Румынии насчитывается 2,7 млн. индивидуальных хозяйств, или 54,6% всех хозяйств в сельской местности. На поддержку сельского хозяйства в 2002г. было выделено 300 млн.долл. Согласно данным Торгового регистра, в Румынии насчитывается 941.700 частных предприятий, одно предприятие приходится на каждые 23 жителя страны.

Масса убыточных предприятий в стране является следствием практики «удержания на плаву» неконкурентных производств. Без реструктуризации производства, как показала практика последних лет, государство не в состоянии добиться существенного сокращения бюджетного дефицита и давление инфляции на экономику может только усилиться.


Введение

Глава 1. Румыния

1 Географическое положение

2 Государственно-политическое устройство и историческое развитие страны

3 Интересные факты о Румынии

4 Основные проблемы Румынии

Глава 2. Социально-экономические характеристики страны

1 Экономическое развитие Румынии

2 Социальные показатели

Глава 3. Участие Румынии в международных организациях

3.1 Отношения между Россией и Румынией

Заключение

Список используемой литературы


Введение

румыния экономика демография

Тема моей курсовой работы: «Геополитическая характеристика Румынии». Работа состоит из трех основных глав, в ней я рассмотрела такие вопросы, как географическое положение страны, государственно-политическое устройство, Социально-экономические характеристики, социальные показатели (уровень жизни, уровень доходов, уровень безработицы, уровень бедности, показатель Джини и др.), демографическая ситуация, система социальной защиты, национальный состав и др.

Страна расположена на юго-востоке Европы и граничит с Венгрией, Югославией, Болгарией, Украиной и Молдовой. Площадь Румынии 237 500 км.2. Вся Румыния, за исключением Черноморского побережья, входит в бассейн Дуная. 2850 километровый Дунай проходит через 9 стран и завершает свой путь дельтой в Румынии. К югу от Дельты расположилось черноморское побережье, к юго-западу - Дунайская низменность. На территории Румынии сосредоточены самые разнообразные природные ландшафты - от горных лугов и лесных массивов до засушливых степей. 2/3 страны занимают горы: центр и север - Восточные и Южные Карпаты (высшая точка - гора Моддовяну, 2544 м), Трансильванское плато; запад - Западно-румынские горы; юго-восток - плато Добруджа. Горы окаймлены полукольцом равнин: с юга - Нижнедунайской, с запада - окраиной Среднедунайской (Паннонской), с востока - невысокой Молдавской возвышенностью. Главная водная артерия - Дунай с притоками Жиу, Олт, Сирет, Прут.


Глава 1. Румыния


1 Географическое положение


Румыния (рум. <#"justify">ВВП Румынии и стран лидеров, млрд. долл., 1970-2012ГодСША <#"justify">ВВП на душу населения в Румынии и в странах лидерах, долларов, 1970-2012ГодСША <#"justify">.3 Демографическая ситуация и миграционная составляющая


Население республики Румыния (по оценке 2009 года) составляет 21274,73 тыс. чел. В стране установилась многолетняя тенденция снижения населения, которая, согласно прогнозам ООН, будет сохраняться в течение нескольких десятилетий. В будущем это может стать серьезной проблемой для румынского государства. Так, в период с 1970 по 2009 годы коэффициент общей рождаемости в Румынии неуклонно снижался, в то время как общий коэффициент смертности повышался. Несмотря на активную демографическую политику, проведенную румынским правительством (в частности поощрение рождения детей), кардинально повлиять на ситуацию не удалось. Так, с 1996 по 2006 годы средний возраст родящих женщин увеличился с 25 до 27-28 лет. Положение дел усугубляют также высокие коэффициенты чистой миграции, которые с 1955 года остаются отрицательными, то есть число выбывших из страны превышает число прибывших. Вступление Румынии в Европейский Союз в 2007 году сделала процедуру миграции более доступной и транспарентной, что также лишь интенсифицирует процессы перемещения населения из Румынии в страны с более высоким доходом на душу населения.

Румыния является многонациональным государством, однако его структура тем не менее остается относительно гомогенной. Единственным официальным языком признается язык этнического большинства, то есть румынский. Этнический состав имеет следующий вид: румыны - 89,5%, цыгане - 2,5%, немцы - 0,2%, украинцы - 0,3%, венгры - 6,6%. Остальные этнические группы занимают около 0,9%. По религиозному составу населения Румыния также является однородной. Так, православные составляют 87%, католики - 4,7%, а протестанты - 7,5% всего населения.

Грамотным является 97% взрослого населения, причем начальное образование обязательно. Оно осуществляется в рамках общеобразовательной 8-летней школы. На территории республики Румыния действует около 50 высших учебных заведений. В абсолютном исчислении численность румынского населения, имеющего высшее образование, уменьшается. Однако это уменьшение вызвано общим уменьшением численности населения, в то время как в относительном выражении процентная доля населения, имеющего полное высшее, неполное высшее и профессиональное образование, возрастает. В период с 1998 по 2003 год ситуация в сфере образования резко ухудшилась, после чего начался плавный продолжительный подъем. Также стоит заметить, что данный показатель возрастает с изменением структуры, а именно повышением численности населения, имеющего полное высшее образование и уменьшением относительной доли других компонентов.

Ожидаемая продолжительность жизни среднестатистического гражданина Румынии составляет 72,628 года (у мужчин - 68 лет, у женщин - 75 лет). Это довольно высокий показатель, превышающий общемировой на 5 лет, однако для Еврозоны он является заниженным, поскольку средняя продолжительность жизни в данной интеграционной группировке составляет 79 лет. Вообще говоря, анализ динамики реальных и экстраполированных значений средней продолжительности жизни позволяет сделать вывод, что по данному индикатору социально-экономического развития разрыв между общеевропейскими и румынскими значениями не сокращается. Иными словами, эквивалентный рост этих показателей в Европе и Румынии не позволяет последней достигнуть среднего уровня. Следует также заметить, что в силу увеличения средней продолжительности жизни, усиления миграционных потоков и общего снижения численности населения, средний возраст населения увеличивается, что с 1995 года проявляется в тенденции уменьшения рабочей силы. Так, за 1995-2009 гг. количество рабочей силы уменьшилось на 2,75 миллиона человек, или более чем на 10% населения. Изменяется также и структура рабочей силы. За последнее десятилетие доля экономически активного населения в возрасте от 15-24 лет снизилась на 7%, в то время как аналогичный показатель для группы населения в возрасте от 25 до 49 лет увеличивался до 2006 года, пока не достиг отметки в 69,5% (средний уровень по Еврозоне - 50%). Таким образом, можно заключить, что возрастная структура рабочей силы Румынии значительно отличается от общеевропейских уровней.

Распределение доходов Румынии относительно равномерно и незначительно отклоняется от среднеевропейских показателей. Так, коэффициент Джини составляет 0,31, что сравнимо с показателями таких высокоразвитых в социально-экономическом плане стран, как Нидерланды и Франция.

В целом можно заключить, что в Румынии сложилась крайне противоречивая демографическая ситуация, сочетающая в себе как преимущества и недостатки. Именно демографическая политика, по глубокому убеждению автора, станет одним из важнейших детерминантов экономического роста и социально-экономического развития Румынии. С одной стороны, в условиях стабильного старения рабочей силы, увеличиваются расходы государства на социальную сферу, в частности, здравоохранение. Более того, уменьшается доля экономически активного населения, а это означает, что для поддержания темпов экономического роста последних лет Румынии следует увеличивать эффективность труда. С другой стороны, наблюдается значительный прогресс в сфере образования и здравоохранения, поскольку, к примеру, численность населения, имеющего полное высшее образование, сохраняет долгосрочную тенденцию к увеличению. Несмотря на это, автор считает, что при отсутствии эффективных инструментов воздействия на сложившуюся ситуацию Румыния испытает в будущем серьезные социальные, перетекающие в экономические, проблемы. Если же учесть, что между принятием мер и изменением текущего положения в демографической сфере имеет место значительный временной лаг, то, очевидно, в следующие 5-7 лет демографическая ситуация в Румынии изменится незначительно.


Глава 3.Участие Румынии в международных организациях


Румыния стала членом ООН с 14 декабря 1955 года, ЕС с 2007 года и НАТО с 2004 года. Участвует в такихмеждународных организациях, как: ООН, МАГАТЭ, ОБСЕ, МБРР, МВФ, ЕБРР, ФАО, ГАТТ, МОТ, ММО, МОПС, МОЗ, ЮНИДО, МСЭ, ЮНЕСКО, МПС, Совет Европы, ИНТЕРПОЛ.

Во всемирную торговую организацию (ВТО) Румыния вступила 01 января 1995г. Румыния также является участницей Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных документов от 5 октября 1961 г.

Между Россией и Румынией поддерживается политический диалог.

В ноябре 1999 г. Москву посетил с рабочим визитом премьер-министр Румынии.Налажены межпарламентские контакты. В июне 1995 г. и феврале 2001 г. Румынию посещал Председатель Совета Федерации, в январе 1997 г. и в июле 2000 г. - Председатель Госдумы. В октябре 2001 г. состоялся визит в Россию Председателя Собрания депутатов парламента Румынии В.Дорняну. Имеется приглашение Председателю Сената Н.Вэкэрою, который в июне 2001 г. участвовал в работе Петербургского экономического форума, имел встречи с Е.С.Строевым и губернатором Санкт-Петербурга В.А.Яковлевым.

В феврале и октябре 2001 г. Москву в качестве Действующего председателя ОБСЕ посещал с рабочим визитом глава МИД Румынии. Во время пребывания на СМИД ОБСЕ (Бухарест, декабрь 2001 г.) И.С.Иванов был принят Президентом и Премьер-министром Румынии.

Россия занимает 4-е место во внешней торговле Румынии. В 2000 г. товарооборот составил 1,2 млрд. долл. США. По данным за 10 месяцев 2001 г., российско-румынский товарооборот составил 1,026 млрд. долл. (на 7,6% больше, чем за аналогичный период предыдущего года). Устойчиво сохраняется положительное сальдо в пользу России. Главными статьями нашего экспорта остаются энергоносители.

Продолжается работа по реализации Межправительственного соглашения о расширении мощностей транзитного газопровода на территории Румынии (подписано в октябре 1996 г.), предусматривающего увеличение поставок газа в Румынию и третьи страны.

Импортные потребности Румынии полностью удовлетворяются за счет поставок российского газа. Однако в последние годы румынская сторона значительно сократила его отбор в связи со сложной экономической ситуацией в стране (за 9 мес. 2001 г. отобрано лишь 34% от законтрактованного объема).

Об успешном развитии и укреплении двусторонних связей между странами в рамках ОБСЕ свидетельствует участие представителей Парламента Румынии в качестве международных наблюдателей на выборах в Мажилис Парламента РК в октябре 2004 г.

По приглашению Правительства РК 18 августа 2007 г. за внеочередными выборами в Мажилис Парламента РК наблюдала совместная миссия БДИПЧ/ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Миссия состояла из 531 человека, в том числе 4-х депутатов Парламента Румынии в качестве краткосрочных наблюдателей от Парламентской Ассамблеи ОБСЕ.

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии)

Действительно, в 1985 году румынское руководство ставило задачи по изучению возможности создания ядерного оружия, и румынские ученые-ядерщики освоили технологию получения плутония и отработанного ядерного топлива. Проведенные МАГАТЭ в 1990 и 1992 годах инспекции румынских ядерных объектов показали, что начиная с 1985 года Румыния проводила тайные эксперименты по химическому производству оружейного плутония (с использованием американского ядерного реактора модели TRIGA) и небольшого количества обогащенного урана, также американского происхождения.

В августе 1991 года Румыния купила лицензию у канадского концерна AECL на полную технологию изготовления ядерного топлива. В перспективе планируется вновь переработать и уже имеющиеся запасы.

По результатам инспекции МАГАТЭ ядерных объектов Румынии в апреле-мае 1992 года, во время которой было обнаружено 470 г плутония в секретной лаборатории Института атомной энергии в г. Пишеть, на сессии Совета управляющих МАГАТЭ 17 июня 1992 года Бухаресту было сделано предупреждение о необходимости в кратчайшие сроки полного свертывания ядерной военной программы и выдвинут ряд требований. Все эти условия были выполнены Бухарестом, что подтвердила проверка делегации МАГАТЭ во главе с ее генеральным директором Г. Бликсом в апреле 1994 года. По итогам проверки Румынии было разрешено возобновить в перепрофилированном виде деятельность ядерных центров, приобрести в Канаде и США ядерное топливо для первого реактора АЭС Чернавода и возобновить производство тяжелой воды.

Со стороны МАГАТЭ была предложена конкретная программа содействия Румынии в ядерной области на сумму в 1,5 млн. долларов, которая включает в себя проект по обеспечению безопасной работы АЭС, консультации, поставки отдельных видов оборудования и приборов, выделение 26 стипендий на обучение за границей, проведение двух семинаров в Бухаресте по ядерной проблематике. Также МАГАТЭ высказало 156 рекомендаций по строительству АЭС Чернавода, которые румынской стороной полностью выполнены.

В 1991 году Румыния согласилась поставить под полный контроль МАГАТЭ ядерные объекты и центры ядерных исследований, а также согласилась на проведение всеобъемлющих инспекций любых объектов.


3.1 Отношение между Россией и Румынией


Как я уже упоминала выше страна занимает выгодное положение в центре Европе. По численности населения Румынии занимает 8-е место в Европе и 31-е в мире. Природные ресурсы Румынии разнообразны. В пределах Румынии находится около половины крупной европейской горной системы Карпат, которые занимают свыше 2/5 площади страны. Полезные ископаемые Румынии достаточно разнообразны; по разведанным запасам некоторых из них - природного газа, нефти, каменной соли, марганца, золота - страна занимает первое место в зарубежной Европе.

Хозяйство Румынии - важное звено в экономической системе стран.

В современней Румынии сформировалось и находится в процессе формирования несколько промышленных районов. Среди них масштабами производства и разнообразием отраслей выделяется промышленный район Центральной Мунтении; с этим районом, главными центрами которого являются Бухарест и Плоешти, связан промышленный центр Брашов.

Румыния среди государств зарубежной Европы - крупный производитель сельскохозяйственной продукции (особенно зерна); эта продукция в средние по урожайности годы не только покрывает основные внутренние потребности страны, но и частично экспортируется.

Основа транспортной системы Румынии - железнодорожный транспорт.

Природные ресурсы Румынии - это еще и древесина, которую добывают в восточных Карпатах. С 1950 года в стране действует программа восстановления лесных угодий, что позволило значительно пополнить запасы дерева, которые были истощены во время войны. Современная Румыния покрыта хвойными и лиственными лесами на 24 %.

% румынских равнин распаханы, растительность сохранилась лишь на единичных небольших участках. В горах и близ них есть лиственные и хвойные леса. Природа Румынии в лучшем виде представлена в протяженном национальном парке Ретезат. Устье Дуная издавна славилось рыбой, причем самой разнообразной, среди которых большой процент осетровых пород: белуга, севрюга, осетр. В глубоких озерах рыболовы часто ловят судака, щуку, сома и карпа.

Румыния разделена на 8 регионов развития , которые непосредственно не являются административными единицами, а служат для координации регионального развития. Регионы развития разделены на 41 жудец и 1 муниципий . Жудецы разделены на 2686 коммун (в сельской местности) и 256 муниципиев . Коммуны и муниципии являются минимальными административными единицами Румынии. Коммуны разделены на сёла, не имеющие собственной администрации и не являющиеся административными единицами. Всего в Румынии 13092 села.

Исключением в административной структуре Румынии является муниципий Бухарест , который в отличие от остальных муниципиев является административной единицей второго уровня. Бухарест разделён на 6 секторов , в каждом из которых есть собственная администрация.


Список используемой литературы:


Гостюк М. Перспективы развития экономики Румынии. Бюллетень иностранной коммерческой информации, 2012.

2.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Том I: Учебное пособие для экон. спец. ВУЗов, 2011.

Очерки политической истории Румынии 1859-1944. - Кишинёв, 1985.

Родионова И. Экономическая география. Весь курс: для выпускников и абитуриентов. Серия "Выбор лучших репетиторов". 2010.

Социально экономическая география зарубежного мира. / Под ред. В. В. Вольского, 2009.

Страны мира, справочник под. ред. И. С. Иванова, 2013.

Http://catalog.fmb.ru

8.

.

.

.

.

.

.

.

.

.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В продолжение темы:
Биология

Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых...

Новые статьи
/
Популярные