Толкование на Евангелие от Матфея (Блаженный Феофилакт Болгарский). Библия онлайн Делам вашим узнают

Исх 23:24 ...и не подражай делам их,..
Лев 18:3 ...По делам земли Египетской, в которой вы жили,..
Лев 18:3 ...и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас,..
2Цар 23:20 ...мужа храброго, великий по делам ,..
1Пар 11:22 ...великий по делам , из Кавцеила:..
1Пар 26:30 ...по всяким делам служения Господня и по службе царской...
1Пар 26:32 ...по всем делам Божиим и делам царя...
2Пар 8:9 ...Сынов же Израилевых не делал Соломон работниками по делам своим,..
Неем 6:14 ...Помяни, Боже мой, Товию и Санаваллата по сим делам их,..
Неем 11:16 ...из глав левитов по внешним делам дома Божия,..
Неем 11:24 ...был доверенным от царя по всяким делам , касающимся до народа...
Иов 34:11 ...ибо Он по делам человека поступает с ним...
Пс 27:4 ...Воздай им по делам их, по злым поступкам их;..
Пс 27:4 ...по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими...
Пс 61:13 ...ибо Ты воздаешь каждому по делам его...
Пс 105:35 ...но смешались с язычниками и научились делам их;..
Притч 12:14 ...и воздаяние человеку – по делам рук его...
Притч 24:12 ...и воздаст человеку по делам его...
Притч 24:29 ...воздам человеку по делам его...
Еккл 9:7 ...когда Бог благоволит к делам твоим...
Иер 1:16 ...и поклонялись делам рук своих...
Иер 25:14 ...и Я воздам им по их поступкам и по делам рук их...
Иер 50:29 ...воздайте ему по делам его;..
Плач 3:64 ...Воздай им, Господи, по делам рук их;..
Иез 20:44 ...и вашим делам развратным, дом Израилев, –..
Иез 24:14 ...По путям твоим и по делам твоим...
Иез 36:19 ...Я судил их по путям их и по делам их...
Ос 4:9 ...и воздам ему по делам его...
Ос 12:2 ...воздаст ему по делам его...
Зах 1:6 ...по нашим путям и по нашим делам , так и поступил с нами...

Мф 16:27 ...и тогда воздаст каждому по делам его...
Мф 23:3 ...по делам же их не поступайте,..
Лк 23:41 ...потому что достойное по делам нашим приняли,..
Ин 10:38 ...то, когда не верите Мне, верьте делам Моим,..
Ин 14:11 ...а если не так, то верьте Мне по самым делам ...
Иак 2:22 ...Видишь ли, что вера содействовала делам его,..
1Пет 1:17 ...Который нелицеприятно судит каждого по делам ,..
Рим 2:6 ...Который воздаст каждому по делам его:..
Рим 11:6 ...Но если по благодати, то не по делам ;..
Рим 11:6 ...А если по делам , то это уже не благодать;..
2Кор 11:15 ...но конец их будет по делам их...
Кол 1:21 ...по расположению к злым делам ,..
1Тим 5:10 ...известная по добрым делам , если она воспитала детей,..
2Тим 1:9 ...спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим,..
2Тим 4:14 ...Да воздаст ему Господь по делам его!..
Тит 2:14 ...и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам ...
Тит 3:5 ...Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили,..
Тит 3:8 ...дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам :..
Евр 10:24 ...поощряя к любви и добрым делам ...
Откр 2:23 ...и воздам каждому из вас по делам вашим...
Откр 18:6 ...и вдвое воздайте ей по делам ее;..
Откр 20:13 ...и судим был каждый по делам своим...
Откр 22:12 ...чтобы воздать каждому по делам его...

1Мак 13:46 ...и говорили: поступи с нами не по злым делам нашим,..
2Мак 8:8 ...чтобы он помог делам царя...
2Езд 5:56 ...и приставили левитов от двадцати лет к делам Господним:..
2Езд 5:56 ...все левиты, единодушно побуждая к делам в доме Господнем...
3Езд 8:33 ...по собственным делам получат воздаяние...
3Езд 16:52 ...Потому не подражайте неправде и делам ее,..
Прем 2:12 ...ибо он в тягость нам и противится делам нашим,..
Прем 13:7 ...потому что, обращаясь к делам Его,..
Сир 11:20 ...Не удивляйся делам грешника, веруй Господу,..
Сир 11:26 ...Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его...
Сир 16:13 ...Он судит человека по делам его...
Сир 16:15 ...каждый получит по делам своим...
Сир 35:21 ...доколе не воздаст человеку по делам его,

Потому Спаситель и присовокупил: По плодам их узнаете их (Мф. 7:16) . У еретиков часто можно найти жизнь добрую; но у тех, о которых я сказал, – никогда. Скажешь: что, если они и тут притворяются? Но они удобно могут быть пойманы. Тот путь, по которому Христос заповедал идти, по самому свойству труден и тягостен. Лицемер же никогда не захочет трудиться; его дело только притворяться.

Потому он легко может быть и изобличен. Когда Господь говорит: немногие находят их , то опять отделяет этих немногих от тех, которые не обретают его, а только притворяются, внушая тем смотреть не на лицемеров, но на истинно шествующих по этому пути. Но для чего, скажешь, Спаситель не открыл таковых лицемеров, а нас самих заставил испытывать их? Для того, чтобы мы бодрствовали и всегда были на страже, охраняя себя не только от явных, но и скрытых врагов, на которых и Павел указывая, говорил, что красноречием обольщают сердца простодуш­ных (Рим.16:18) . Итак, не будем смущаться, когда и ныне много таковых увидим. Христос заранее ведь и это предрек.

Заметь кротость Спасителя. Он не сказал: накажите их; но только: остерегайтесь, чтобы не получить себе вреда от них и чтобы по неосторожности не впасть в их сети. Потом, в предотвращение твоего возражения, что невозможно узнать таких людей, приводит еще доказательство, заимствуя его от примера человеческого: , – говорит Он, – или с репейника смоквы (Мф. 7:16) ?

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Афанасий Великий

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Прп. Максим Исповедник

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Прекрасно блюсти ум не идущим на поводу у плоти и страстей. Ибо Господь говорит: Не собирают с репейника смоквы - то есть со страстей добродетель, или с терновника виноград - то есть с плоти радостное ведение.

Главы о богословии.

Прп. Никодим Святогорец

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Прав. Иоанн Кронштадтский

По плодам их узнаете их. От смутной жгучести страстей и всякого греха, чувствуемой в моем сердце, заключаю, что причиною ее всегда бывает диавол, потому что хотя в действиях своих он и разнообразен, но всегда одинаков в одном – в смутности, беспокойстве, мучительной жгучести своих действий и в понуждении к новым грехам. Он усиливается утвердить во мне свое владычество всеми возможными способами: внушением мыслей неверия, хулы и др., так что, если не успеешь отразить его натиска и не поразишь его оружием веры и слова Божия, он получит доступ к твоему сердцу и будет мучить его, потому что его страсть – помучить нас, смутить нас, расстроить нас. В этом случае прекраснейшее и действительнейшее средство против него – введение мыслию распятого Христа в сердце: с самого мгновения введения распятого Христа в сердце он оставляет его – и мучительная, жгучая боль сердца, соединенная со смущением, проходит.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Иероним Стридонский

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые

Лицемеры - это терновники и репейники: терновники потому, что они уязвляют тайно, а репейники потому, что они хитры и находчивы. Злое же дерево - это каждый, кого развращает праздная и распутная жизнь.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

от плод их познаете их. Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы?

От плод их познаете их

Хотя, говорит, они кажутся скрытыми, однако легко изобличаются. Тот путь, по которому Я повелел идти Своим ученикам, трудный и неудобный, и лицемеры не могут идти по нему. Подобно тому, как хорошее дерево, т.е. дерево хорошего сорта, узнается не по цветам, а по плодам, так точно и их мы должны распознавать не по речам, а по делам. О них и апостол Павел сказал, что они ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16,18). Затем поставляет и соображение на основании примера, чтобы удобнее было распознавать их.

Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы

Еда, т.е. разве, неужели – вопросительно. Следовательно, Он говорит: разве собирают люди с терновника виноград ? и т. д. Репейник есть также вид терновника.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Сравнить: Мф. 3:8 . Господь дает и средство узнавать таких лицемерных лжеучителей и льстецов и отли­чить их от истинных учителей: это - их дела, не са­мое учение, которое для простых и неопытных труд­но распознавать и опровергать, а их образ жизни, поведение (ср.: Мф. 24:24 ; Мф. 12:33); плод - символ дел че­ловеческих, как растущее дерево - символ человека или жизни человека. О качестве дерева судят обык­новенно не по стволу его, не по листьям, не по цве­там, а по плодам; цветы могут быть красивые и бла­гоухающие, листва густая и нежная, но это - только украшение; по плоду судит человек о качестве дере­ва или растения: хорош плод - значит, дерево хоро­шо; худ плод - значит, дерево худо; и на худом дере­ве или растении не могут расти плоды хорошего де­рева или растения, равно как и наоборот. На тернов­нике, например, не растет виноград или на репейни­ке - смоквы. Точно так же от лжеучителя нельзя ожидать истинно христианских высоких добродете­лей, хотя бы дела его и имели внешний вид доброде­тели. И как дерево, не приносящее добрых плодов, идет на топку печей, так и эти лжеучителя подлежат адскому огню.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Большое недоумение, еще у древних толкователей, возбуждало здесь слово “плоды”, - что именно следует разуметь под ними? Иероним толковал это слово так: вы узнаете лжепророков по их учениям. Такого же мнения держались многие западные богословы, в том числе и новейшие. Изречение Христа было щитом - якорем инквизиции, которая преследовала сектантов за их учение. Но тут представлялось важное затруднение: некоторые сектанты, несмотря на свое еретичество, отличались большой чистотой жизни. Как это объяснить? Прибегали в таких случаях к жалкой уловке, что в сектантов в это время вселялся диавол и заставлял их вести хорошую жизнь. Но речь Христа здесь настолько проста и вразумительна, что нужно только посмотреть на дело прямо, чтобы понять ее значение. Люди разделяются на добрых и злых. Люди добрые приносят и плоды добрые. К этим плодам относится все, что есть доброго в людях, будет ли это учение, или добродетельная жизнь, или же вообще какая-либо полезная для людей деятельность. Добрых плодов духа так много, что их нельзя и перечесть, как и различные добрые плоды, которые растут на разных хороших деревьях. Что касается самых растений, которые взяты здесь для примера, то под άκανϋαι понимаются здесь вообще колючие растения, и преимущественно терновник, который растет во множестве в Палестине. Он по внешнему виду несколько походит на виноград и, может быть, поэтому сказано: собирают ли с терновника виноград? Под τρίβολος разумеется колючее растение, известное под названием чертополоха, или репейника. С этого растения, конечно, смоква никогда не собирается. Последнее, хотя и полезно в лекарственном отношении, однако всегда считается плевелом, вредным для хлебных растений.

Толковая Библия.

Троицкие листки

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Так и человек узнается не по словам, а по его делам, по его жизни и поведению: по плодам их узнаете их! Смотрите не на учение их, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать и опровергнуть; смотрите, как они ведут себя. Тот путь, по которому Я велел идти Своим ученикам, путь трудный и неудобный; лицемеры не могут идти по нему, для этого у них нет самого нужного – смирения. Собирают ли с терновника виноград (кисти сладкого винограда), или с репейника питательные смоквы ?

Троицкие листки. №801-1050.

 1 Сучек и бревно; 6 жемчуг пред свиньями; 7 молитва о благих дарах Божиих. 12 Делай другим, что хотел бы, чтобы они делали тебе. 13 Тесные врата к жизни. 15 Лжепророки; «По плодам их...» 21 «Не всякий, говорящий: Господи! Господи...» 24 Благоразумный и безрассудный строитель. 28 Иисус учит, как власть имеющий.

1 Не судите, да не судимы будете ,

2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить .

3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?

5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас .

7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам ;

8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят .

9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него .

12 Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки .

13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими ;

14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их .

15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные .

16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?

17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые .

18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые .

19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь .

20 Итак, по плодам их узнаете их .

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного .

22 Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»

23 И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» .

24 Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне ;

25 и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне .

26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке ;

27 и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое .

28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,

29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Матфея, 7 глава

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

Входи́те тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узна́ете их.

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Память человека устроена таким образом, что мы не можем постоянно думать обо всём, что знаем. Мы начинаем ворошить память лишь тогда, когда какая-то информация из прошлого понадобилась нам здесь и сейчас. Признаемся себе, что других людей мы часто вспоминаем только тогда, когда думаем, у кого бы занять деньги или кто бы отвёз старый диван на дачу, пока наша машина в ремонте. Но есть, по крайней мере, ещё один повод вспомнить о другом человеке, особенно если этот человек – известная историческая личность или наш начальник. Это его юбилей.

2 марта исполнилось 75 лет Михаилу Сергеевичу Горбачёву, и это стало поводом вновь вспомнить и оценить этого человека, а также то, что он сделал за свою политическую жизнь. Для кого-то талантливый, для кого-то бездарный, он сыграл очень важную роль в истории, причём в истории не только нашего государства, но и всего мира, пожалуй. Вопрос в том, как относиться к этой роли.

Человека в целом можно оценивать лишь по двум критериям: по его поступкам, а точнее, их результатам, и по мотивам этих поступков. То есть судить о нём можно, если не только наблюдаешь его действия, но и знаешь, что происходит в его голове и сердце. Если вы не бог, экстрасенс или гипнотизёр, то ради бога (которым вы не являетесь), учитывайте, что даже самый закоренелый преступник в душе может быть прекрасным человеком. Как говорится, благими намерениями дорога в ад вымощена.

Я не знаю, был ли у Горбачёва личный гипнотерапевт (наверное, он мог бы рассказать много интересного о своём пациенте), поэтому мне остаётся делать выводы о его личности лишь по его деятельности. Иными словами, я выскажу своё, безусловно, субъективное, мнение не о самом Горбачёве, а о его политике.

С перестройкой, начатой Горбачёвым, многие советские граждане связывали большие надежды на лучшее будущее. Он обещал решить все проблемы. Несомненно, к 1985 году этих проблем накопилось так много, что реформировать политику и экономику было необходимо. Но каким образом эти реформы провести?

Горбачёв пошёл по самому лёгкому пути: он пустил все зарождающиеся в государстве процессы на самотёк. Он поднял шлюзы, чтобы под напором накопившихся в обществе сил не прорвало дамбу. Он отпустил вожжи, и тройка-Русь (с обозом в четырнадцать других советских республик) вырвалась на дикий простор.

Складывается ощущение, что Горбачёв не предпринимал никаких позитивных действий; «позитивных» – не в смысле «хороших», а таких, для которых нужны активные усилия. Иначе говоря, он просто снимал прежние запреты, просто упразднял прежнюю систему. Директор Института философии РАН академик А.А.Гусейнов пишет по этому поводу, что перестройка «легализовала то, что давно вызрело и существовало полуподпольно. Нелегальная идеология трансформировалась в гласность, теневая экономика – в индивидуально-кооперативный сектор, реальная тяга к западным ценностям – в новое политическое мышление, диссидентство – в демократическую оппозицию». К чему же это привело?

Обратимся к фактам. Не буду копать слишком глубоко и анализировать последние пятнадцать лет, хотя то, что мы имеем в течение этого времени, логически вытекает из горбачёвской перестройки. Проследим сперва за темпами прироста промышленной продукции в годы правления нашего юбиляра. Если в 1986 году рост производства составил 4,1% по отношению к предыдущему году, то в 1987 – уже 3,8%, в 1989 – только 1,7%, а в 1990 году вообще стал отрицательным и составил -1,2%. Численность безработных к началу 90-х только по официальным данным составила 6 миллионов человек. Многие в начале перестройки проводили параллель между ней и НЭПом, однако если в результате перестройки начался спад производства, то в 1928-1929 годах, как раз к концу НЭПа, прирост производства составил аж 23,7%.

Но не эти абстрактные цифры и не роспуск КПСС стали тем обвинением, которое чаще всего предъявляется Горбачёву. Горе-реформатору не могут простить развал СССР. Особенно сильна ненависть к бывшему генсеку в «горячих точках», где в результате деятельности (или бездеятельности?) Горбачёва, умышленной или безответственной, разгорелись настоящие войны. Известный военный журналист Игорь Ротарь в книге «Пылающие обломки империй» пишет: «Самое интересное, что горячими приверженцами советской системы являются не только мирные жители, но и боевики, защищающие с оружием в руках идеи весьма далёкие от коммунистической идеологии. Так, многие рядовые таджикские бойцы-исламисты говорили автору, что они за «Советский Союз и исламскую республику». И даже чеченские борцы сопротивления на чём свет клеймили «развалившего» Советский Союз Горбачёва и с ностальгией вспоминали о доперестроечных временах, когда, к слову говоря, ни о какой чеченской независимости не могло идти и речи».

Кстати, о ностальгии. Опрос, проведённый в 1999 году ВЦИОМом, свидетельствует о том, что «для большинства населения произошедшие перемены остаются болезненными и непривычными. Общий фон ностальгии по прошлому (до 1985-го) сохраняется и даже становится всё более отчётливым» (58% респондентов считают, что «было бы лучше, если бы всё в стране оставалось таким, как до 1985 г.»). Обратите внимание, очень сильная формулировка: если бы ВСЁ оставалось таким, как до перестройки. Это притом, что в 1985 году большинство хотело перемен.

А про внешнюю политику и говорить не стоит. То, что Горбачёв представлял как свои достижения, сейчас расцениваются в лучшем случае – как непростительные ошибки, в худшем – как гнусные предательства. А армия? Неужели Горбачёв искренне верил, что если мы выведем свои военные базы из Европы, сократим свои вооружения, то США поступят таким же образом?
Насчёт армии вообще отдельный разговор. Подробно приведу один пример, с которым хорошо знаком. В моём родном городе Коломне Московской области в Конструкторском бюро машиностроения в конце 1970-х годов был разработан уникальный оперативно-тактический ракетный комплекс «Ока» с ядерной боеголовкой. Ракеты комплекса, прозванного на западе «Пауком» (SS-23 «Spider»), не мог перехватить ни один комплекс ПРО. По неизвестным причинам этот комплекс был включён на уничтожение согласно заключённому с американцами в 1987 году договору о ликвидации ракет средней дальности. По условиям договора уничтожались ракетные комплексы с дальностью больше 500 км. «Ока» же имела максимальную дальность 400 км и ни по каким характеристикам под договор не подходила. Почему Горбачёв подписал договор в таком виде – до сих пор неизвестно.

В 1989 году комплекс был снят с вооружения, и более 200 ракет и 102 пусковые установки этого комплекса были уничтожены. Их братская могила находится где-то под Алма-Атой. Однако, с уничтожением «Оки» в СССР её история не закончилась. Лишь после распада Союза выяснилось, что 18 таких установок осталось в Германии, 8 – в Болгарии, около десятка – в Словакии, а четыре – в Румынии. США легко договорились с Германией об уничтожении «Оки», а вот с Румынией и Словакией переговоры затянулись. Словакия уничтожила комплексы только в 2002 году (и то, только чтобы вступить в НАТО), Болгария – в 2003. А вот свою страну Горбачёв оставил в дураках. Умышленно или по халатности – бог его знает, и он же ему судья.

Мне часто приходится общаться с сотрудниками КБ машиностроения, и я знаю, с какой болью они восприняли известие об уничтожении комплекса, над которым несколько лет трудились тысячи талантливых инженеров и конструкторов. Такие обиды не прощаются никогда.
Список «прегрешений» Горбачёва можно продолжать дальше и дальше, но и сказанного достаточно, чтобы констатировать: перестройка стала сокрушительным ударом для страны. Можно её назвать и преступлением, но с оговоркой.

С юридической точки зрения, состав преступления представляет собой совокупность четырёх элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны. Субъектом преступления в данном случае является Горбачёв, объектом – те ценности и блага, которые мы потеряли в результате перестройки. Объективную сторону преступления в правосудии характеризуют внешне выраженное деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними. С этим тоже всё понятно. А вот субъективная сторона правонарушения сопряжена с понятием вины. Степень вины субъекта (Горбачёва) определяется предвидением или непредвидением виновным последствий своего деяния, его отношением к деянию и его последствиям. Об этом говорить что-либо определённое затруднительно, и это не даёт мне право называть Горбачёва преступником или предателем. Но и за убийство по неосторожности назначается наказание.

Почти все знают знаменитые слова из Евангелия от Матфея, вынесенные мной в заглавие этого эссе, но не все помнят целиком библейский пассаж, который содержит их. Думаю, в этом контексте он заслуживает того, чтобы напомнить его полностью.

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их».

По плодам узнали. Жаль, что по росткам не смогли узнать.

В продолжение темы:
Биология

Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых...

Новые статьи
/
Популярные