Немецкая классическая философия (лекция и презентация) проект (11 класс) на тему. Презентация «Немецкая классическая философия, или Немецкий классический идеализм Немецкая философия презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема Немецкая классическая философия Характерные черты и представители немецкой классической философии. И.Кант как родоначальник немецкой классической философии. Философская система Г.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

2 слайд

Описание слайда:

Литература: Гегель Ф. Наука логики. Гегель Ф. Философия истории. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. Кант И. Основы метафизики нравственности. Кант И. Познание. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Мир философии: книга для чтения: в 2 ч. М., 1991 (философские тексты: Кант, Гегель, Фейербах). Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991. С.303-461. Фейербах А. Лекции о сущности религии. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. С.269-317.

3 слайд

Описание слайда:

Немецкая классическая философия возникла в последней трети XVIII в. –и продолжалось до первой трети XIX в. Главным отличием становится логикоцентризм. Характерные черты и новаторство в немецкой классической философии: преемственность по отношению к идеям просвещения и философское новаторство; критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности; идея познавательной активности субъекта; обоснование моральной и правовой автономии личности; идеи единства мира, тождества субъекта и объекта; принцип единства противоположностей; систематика принципов и категорий диалектики; идея исторической закономерности; принцип историзма; трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека.

4 слайд

Описание слайда:

Представители немецкой классической философии: Иммануил Кант (1724-1804); Иоганн Фихте (1762-1814); Фридрих Шеллинг (1775-1854); Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831); Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872).

5 слайд

Описание слайда:

Иммануил Кант – родоначальник немецкой классической философии Основные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»; Все творчество И.Канта можно разделить на два периода: докритический (до нач. 70-хгг.) и критический (нач. 70-х гг.) В докритическом периоде исследовал проблемы бытия, природы, естествознания. В критическом периоде – проблемы познания, логики, этики, социальной философии, искусства и др. Разработал последовательную философскую систему и дал ответ на вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?»

6 слайд

Описание слайда:

«Что я могу знать?» И. Кант отвечает на этот вопрос отрицательно – «мир в принципе непознаваем». Познавательные способности человеческого разума ограничены. Попытка выйти за рамки собственного познания приводит неразрешимым противоречиям – антиномиям. Классификация видов знания: апостериорное, априорное, «вещь в себе». Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

«Что я должен делать?» Отвечая на вопрос, И.Кант создал этику долженствования. Моральные нормы должны носить всеобщий и необходимый характер; Категорический императив – это объективный принцип, принудительные повеления, предписывающие человеку поступки, которые хороши сами по себе, без учета возможных целей и обстоятельств. «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству». Нравственным может быть назван только тот поступок, который совершен во имя самого долга, а не ради удовольствия, счастья, успеха.

9 слайд

Описание слайда:

Георг Вильгельм Фридрих Гегель Разорванность мира терзает мне сердце Отправлюсь с бедою к профессору немцу Он знает как мир свести воедино – Создаст он понятную всем картину из колпака и лоскутьев халата Г.Гейне Основные труды: «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия природы», «Философия права» и др. Автор теории объективного идеализма, стержневым понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух. Создал диалектический метод, выделил категории и законы диалектики. Дал оригинальную периодизацию истории человечества. Принцип тождества мышления и бытия.

10 слайд

Описание слайда:

Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового духа (или абсолютной идеи). Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом всего мира. Философия духа: Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека; Объективный дух – «дух общества в целом»: семья, гражданское общество, государство. Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действующая истина: искусство, религия, философия.

11 слайд

Описание слайда:

«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения». Г.Гегель. Диалектика основывается на универсальных законах развития мира. Закон – это такие существенные, необходимые и устойчивые связи между явлениями, которые вызывают определенное течение событий. Существуют три закона диалектики: закон единства и противоречия противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Категории всеобщие понятия, в которых воспроизводятся предельно общие связи и отношения бытия: возможность и действительность, явление и сущность, тождество и различие, часть и целое.

12 слайд

Описание слайда:

Антропологический материализм Людвига Фейербаха Основные труды: Сущность христианства», «Сущность религии», «Вопросы о бессмертии души». Критика идеализма предшественников и обоснование материализма; Родина материализма – медицина; Материалистическое объяснение Бога, природы и человека; Истина, действительность и чувственность тождественны; Путь к истине – это познание целостного человека; Бог – плод воображения человека, не что иное отчужденная сущность человека; На место любви к Богу мы должны поставить любовь к человеку, на место веры в Бога – веру человека в самого себя.

ЛЕКЦИЯ 10.

Философия Возрождения и Нового времени

(Немецкая классическая философия).

1. Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете о немецкой классической философии».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Немецкая классическая философия.

2.3. Самостоятельная работа.

3. Повторение пройденного.

3.1. Опишите эпоху Возрождения.

3.2. Дайте определение гуманизма.

3.3. Дайте определение антропоцентризма.

3.4. Дайте определение индивидуализма.

3.5. Дайте определение рационализма.

3.6. Дайте определение эмпиризма.

4. Изучение нового материала.

4.1. Сегодня мы рассмотрим немецкую классическую философию и ее основных представителей, которые в своих исследованиях нашли новый подход к человеку. Под запись. «Классическая немецкая философия – период в развитии немецкой философии конца 18-начала 19 вв., в течение которого в ней последовательно появились: немецкий классический идеализм (основатель - И. Кант, продолжатели – И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель) и материализм Л. Фейербаха. Главным достижением этого периода было создание логики развития - диалектики. Философы этой группы продолжали развитие теории познания, исходя из автономности человека и мира культуры относительно природы. В их трактовке мир культуры вводится из деятельности человеческого духа, при этом мыслящий субъект оказывается основой мироздания.

Иммануил Кант (1724 - 1804) является основателем немецкого классического идеализма. Если докантовская логика фактически рассматривала процесс формального доказывания того, что и так было известно, то логика И. Канта, изучая правила образования суждений, обратилась к взаимоотношениям субъекта и объекта, отношению познающего человека к объективному миру. Процесс познания у Канта оказывается активным процессом творчества, созидания, синтеза нового содержания.

Основа учения И. Канта – понятие «вещи в себе», т.е. вещи, как она существует сама по себе (или «в себе»), в отличие от того, какой она является «для нас» - в нашем познании. Теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно «вещи в себе». В области науки это пространство и время (они же – формы созерцания), в философии – это Бог, бессмертие и свобода определения человеческих действий. По Канту, наука, углубляясь в сущность мира, фактически уточняет законы самого познания. Наука может быть и безграничной (отсутствие ограничений для эмпирической науки) и ограниченной (научное знание не может выходить за пределы логических форм, путем которых происходит объективное познание реальности). Кант заложил основы т.н. агностицизма, т.е. учения о непознаваемости мира. Внешний мир воздействует на наши чувства, наполняя их хаосом впечатлений. Но после упорядочения хаоса формами созерцания и категориями (единство, множество, цельность, реальность, отрицание и т. д.) мы уже имеем дело с собственным опытом. Мы видим внешний мир не таким, каков он есть на самом деле, но таким, как его представляют нам наши впечатления. Следовательно, мир непознаваем.

Основным законом этики Кант провозгласил внутреннее повеление (категорический императив), требующее поступать всегда согласно принципу, который мог бы стать и всеобщим законом (или: поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству - в своём лице и лице другого - как к цели, а не только как к средству). Кант доказывал, что без свободы нет нравственного поступка. В основе человеческой свободы лежит способность человека самому определять свои поступки и делать собственный выбор. Но свободу при этом следует отличать от произвола как удовлетворения случайных прихотей и желаний. Нравственность не может быть обусловлена ни расчетом, ни выгодой, ни стремлением к счастью или наслаждению. Нравственное поведение вообще не может иметь внешних мотивов. А в качестве единственного внутреннего мотива такого поведения признается только долг. Нравственно человек поступает тогда, когда действует вопреки склонности, расчету и т. п. В учении Канта вопрос веры и вопрос нравственности оказывается одним и тем же вопросом. А постулаты «Бог существует» и «Моя душа бессмертна» становятся этическими постулатами.

Понятие красоты Кант связывает с целесообразностью. Существует внешняя целесообразность (предмет познания соразмерен нашим познавательным силам) и внутренняя целесообразность (пригодность предмета или существа для достижения определенной цели; сила и выносливость быка пригодна как людям, так и ему самому). Именно внутренняя целесообразность, согласно Канту, составляет источник прекрасного. Однако эстетическое отношение возникает у человека отнюдь не всякий раз, когда он сталкивается с чем-то внутренне целесообразным. Условием эстетического восприятия должна быть незаинтересованность в этом предмете с практической точки зрения. Созерцание прекрасного должно давать, по Канту, незаинтересованное удовольствие, которое мы получаем главным образом от формы созерцаемого предмета. Второе условие эстетического отношения связано с тем, что это именно чувство и переживание красоты. Красота, по Канту, есть переживание целесообразности предмета без представления о цели. Рассудок убивает красоту, ибо он разлагает целостность предмета на его отдельные детали, пытаясь проследить их связь. Восприятию красоты поэтому нельзя научить. Но чувство красоты возможно воспитать на основе общения с гармонично организованными формами. Гармоничная форма, по Канту, - это и есть «целесообразное без цели».

Георг Гегель (1770 – 1831) перешел от субъективного идеализма И. Канта к объективному идеализму. В соответствии с его теорией, духовная культура человечества есть постепенное выявление творческой силы «мирового разума». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познаёт себя как их творца. Духовное развитие индивида сокращённо воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с акта наименования чувственно-данных «вещей» и кончая «абсолютным знанием», т. е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития, - развитием науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем. «Абсолютное знание» есть не что иное, как логика. Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа» получает название абсолютной идеи. Объявляя мышление «субъектом», т. е. единственным творцом всего духовного богатства, развитого историей, Гегель сближает понятие идеи с понятием бога. Однако, в отличие от бога, идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне-закономерная необходимость. В целом Гегель создал философское обоснование религии, выведя доказательство существования Бога.

Г. Гегель является создателем систематической теории диалектики, учения о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Единство противоположностей состоит в том, что существуют полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (если есть левое, должно быть и правое) и исключают один другой (зло имеет иные свойства, нежели добро). Борьба противоположностей состоит в том, что всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие, которое непрерывно разрешается и воспроизводится и осложняется тем, что каждая из обладающих относительной самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива. При этом только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Отойдя от гегелевского идеализма, встал на позиции материализма, поставив в центр исследований человека как материального объекта и одновременно мыслящего субъекта. Причина религиозных верований, по Фейербаху, коренится в «природе человека» и условиях его жизни. Первоисточник религии Фейербах усматривал в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие ищет выхода в порождаемых фантазией надежде и утешении – так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. Почему, отмечает Фейербах, Бог, согласно христианскому вероучению, есть Любовь? А потому, утверждает он, что любовь есть сущностное свойство самого человека. Любовь является неистребимым желанием человека, и потому он ее обожествляет.

В своих поздних работах он критикует не религию как таковую, а ложные и отчужденные формы проявления «религиозного чувства», к которым он относил традиционные формы религиозных верований. Но преодоление этих форм, включая христианство, должно привести к возвращению религиозному чувству «истинной формы». Религиозное чувство, таким образом, оказывается особым высшим чувством человека. Основой подлинной религии, согласно Фейербаху, является любовь к другому человеку.

В теории познания Фейербах выдвигал на первый план опыт как первоисточник знания и подчёркивал взаимную связь чувств, созерцания и мышления в процессе познания. Он считал, что чувства человека способны фиксировать существенное в окружающем нас мире. Признав изначальную разумность наших чувств, Фейербах устанавливает связь между чувственной и рациональной ступенями познания. Он увидел универсальный характер чувств человека. Таким образом, своеобразие человеческого чувственного созерцания Фейербах видит в том, что человек способен не только видеть, слышать, ощущать, но также чувствами понимать воспринятое».

4.2. Самостоятельная работа на уроке. Перейдите по ссылке http://bse.sci-lib.com/article058616.html, прочитайте текст и запишите в тетрадь достижения И. Канта в «докритический» период его деятельности.

Предварительный просмотр:

ИММАНУИЛ КАНТ: Теория познания («вещь в себе»)

ИММАНУИЛ КАНТ: Теория познания (агностицизм)

ИММАНУИЛ КАНТ: Этика и Эстетика

ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ: Объективный идеализм

ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ: Диалектика

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ: Антропологический материализм

Самостоятельная работа на уроке

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!




























1 из 26

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Общая характеристика немецкой классической философии. Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

№ слайда 4

Описание слайда:

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» и «критический». В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

№ слайда 7

Описание слайда:

Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность.И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».

№ слайда 8

Описание слайда:

Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга Иоганн Готлиб Фихте (1762) немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта.

№ слайда 11

Описание слайда:

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права».Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой· «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает,· «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внешнюю окружающую действительность (антитезис),· «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».

№ слайда 12

Описание слайда:

Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм.Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии природы», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью.В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

№ слайда 15

Описание слайда:

Объективный идеализм Г. Гегеля Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников. Основной заслугой Гегеля является разработанные им:- теория объективного идеализма;- всеобщий философский метод – диалектика.

№ слайда 16

Описание слайда:

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права».В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

Социально-философская концепция Г. Гегеля заслуживает самого пристального внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В «Философии истории» Г. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории. Историю человечества Г. Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой истории есть, по Г. Гегелю, прогресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:· единственно существующими реальностями является природа и человек;· человек является частью природы;· человек есть единство материального и духовного;· человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии;· идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;· Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;· природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема;· все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи.

№ слайда 22

Описание слайда:

В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:· Бога как самостоятельной реальности нет;· Бог – порождение сознания человека;· мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;· Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума;· религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;· корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

Описание слайда:

С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как метафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро – зло (нравственность), приятное – неприятное (ощущения), сладкое – кислое (вкус), мужчина – женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.

№ слайда 25

Описание слайда:

№ слайда 26

Описание слайда:

Достижение немецких философов заключается в том, что именно они разработали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и природы. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Презентацию на тему "Немецкая классическая философия" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Философия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 26 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

Общая характеристика немецкой классической философии.

Слайд 4

В немецкой классической философии были представлены три ведущих фи­лософских направления: Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем: 1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения; 2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат; 3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

Слайд 5

Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.

Критическая философия И. Канта

Слайд 6

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докри­тический» и «критический». В «докритический» пе­риод И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом. В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эсте­тики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундамен­тальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практиче­ского разума», «Критика способности суждения».

Слайд 7

Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное позна­ние, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инст­рументом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность. И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной дея­тельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».

Слайд 8

Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи напол­няют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

Слайд 9

Слайд 10

Иоганн Го́тлиб Фихте (1762) немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта.

Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга

Слайд 11

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права». Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым момен­том философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой · «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает, · «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внеш­нюю окружающую действительность (антитезис), · «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вмести­лища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».

Слайд 12

Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм. Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии при­роды», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первона­чало всего.

Слайд 13

Слайд 14

Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию ка­кой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действи­тельности как необъяснимого хаоса.

Слайд 15

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников. Основной заслугой Гегеля является разработанные им: - теория объективного идеализма; - всеобщий философский метод – диалектика.

Объективный идеализм Г. Гегеля

Слайд 16

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права». В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способно­стью творить.

Слайд 17

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: · субъективный дух – душа, сознание отдельного человека; · объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское обще­ство, государство; · абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

Слайд 18

Слайд 19

Социально-философская концепция Г. Гегеля заслуживает самого присталь­ного внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В «Философии исто­рии» Г. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием историче­ской закономерности, роли великих людей в истории. Историю человечества Г. Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономер­ный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой истории есть, по Г. Гегелю, прогресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

Слайд 20

Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал Людвиг Фейербах.

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Слайд 21

В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы: · единственно существующими реальностями является природа и чело­век; · человек является частью природы; · человек есть единство материального и духовного; · человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии; · идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; · Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека; · природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема; · все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления мате­рии.

Слайд 22

В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения: · Бога как самостоятельной реальности нет; · Бог – порождение сознания человека; · мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты; · Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума; · религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью; · корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

Слайд 23

В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человече­ский разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.

Слайд 24

С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как ме­тафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро – зло (нравственность), приятное – неприятное (ощущения), сладкое – кислое (вкус), мужчина – женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Немецкая классическая философия План: Общая характеристика немецкой
классической философии.
Критическая философия И. Канта.
Идеалистическая философия И. Фихте
и Ф. Шеллинга.
Объективный идеализм Г. Гегеля.
Антропологический материализм Л.
Фейербаха

Немецкая философия XIX века – уникальное
явление мировой философии. Ее удалось
совместить в себе почти все известные в тот
период философские направления, открыть имена
выдающихся философов, которые вошли в
«золотой фонд» мировой философии. Ее основу
составило творчество пяти наиболее выдающихся
немецких философов того времени:
Иммануила Канта
Иоганна Фихте
Фридриха Шеллинга
Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Людвига Фейербаха

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

Ведущие
направления
немецкой
классической
философии
Объективный
идеализм
(Шеллинг,
Гегель)
Субъективны
й идеализм
(Фихте)
Материализм
(Фейербах)

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:

1.
2.
3.
учения немецкой классической философии
способствовали разработке диалектического
мировоззрения;
немецкая классическая философия
значительно обогатила логико-теоретический
аппарат;
рассматривала историю как целостный
процесс, а так же обратила серьезное
внимание на исследование человеческой
сущности.

Кант, Иммануил (1724-1804)

Кант, Иммануил (17241804)
Кант - первый из
философов нового
времени осознанно
подошел к учению о
категориях:
“Мы не можем
мыслить ни одного
предмета иначе, как с
помощью категорий”.
Он считал, что
категории играют
фундаментальную роль
в мышлении.

Кант выделял:

три основные идеи
психологическая (учение о душе)
космологическая (учение о мире)
теологическая (учение о Боге)

Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е. Противоречащим, несовместимым друг с другом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, м

Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е.
Противоречащим, несовместимым друг с другом
положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может
быть доказано логически безупречно
тезис - "Мир имеет начало во времени и ограничен также в
пространстве".
антитезис "Мир не имеет начала во времени и границ в
пространстве. Он бесконечен как во времени, так и в пространстве".
тезис - "Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей
и вообще существует только простое и то, что сложено из простого"
антитезис "Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых
вещей, и вообще в мире нет ничего простого".
тезис - "Причинность согласно законам природы не есть единственная
причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире.
Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную
причинность".
антитезис "Не существует никакой свободы, но все совершается в
мире только согласно законам природы".
тезис "К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина,
безусловно, необходимое существо".
антитезис - "Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в
мире, ни вне мира, как его причины". Иными словами, Бога нет.

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814)

Философ и
общественный деятель,
представитель
немецкого
классического
идеализма. Вслед за
Кантом считал, что
философия должна
быть фундаментом всех
наук. Подчеркивал
значение вопросов
обоснования морали и
государственноправового устройства
(т.н. "практической
философии").

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах:

«Опыт критики всяческого
откровения»
«Наукоучение»
«Основы естественного
права»

Свою философию мыслитель
называет «наукоучением». Ключевым
моментом философии И. Фихте было
выдвижение так называемой «Я –
концепции», согласно которой «Я»
имеет сложные взаимоотношения с
окружающим миром, которые по
И. Фихте описываются схемой:
тезис
антитезис
синтез

Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854)

Шеллинг разрабатывал
проблемы философии
природы (натурфилософию).
Он выдвинул и обосновал
идею тождества бытия и
мышления.
Шеллинга весьма ценили в
России за то, что он “остро
чувствовал моральные
обязанности и поэтические
возможности философии”
(А. Гулыга). В практической
философии Ф. Шеллинг
решает вопросы социально –
политического характера
развития истории.

Ф. Шеллинг выделяет три вида истории:

история
развития идей
естественная
(история природы)
мировая история,
история познания

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)

Великий немецкий философсистематик, Аристотель Нового
времени, идеалист, создатель
диалектики (как учения о развитии,
становлении, противоречиях).
Гегель – первый философ, который
осмыслил проблему
диалектических противоречий
самым фундаментальным образом.
Он открыто заявил, что
противоречие – не ошибка, не
недостаток нашего мышления, а
"корень всякого движения и
жизненности", что мы не можем
мыслить ни одного предмета иначе,
как только в противоречиях, в
единстве противоположностей. Из
взаимодействия противоположных
вещей, сторон возникает все
богатство-многообразие мира.

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

Абсолютная идея
(Г.Гегель)
Субъективный
дух
Объективный
дух
Абсолютный
дух

Основной заслугой Гегеля является разработанные им:

теория объективного
идеализма
общий философский
метод – диалектика

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся:

«Феноменология духа»
«Энциклопедия философских наук»
«Наука логики»
«Философия природы»
«Философия духа»
«Философия права»

Фейербах, Людвиг (1804 – 1872)

Анализируя христианские
представления, различные
формы религии, пришел к
критическому переосмыслению
религии как типа сознания и
далее, к критике философского
идеализма. Главное сочинение
Фейербаха – “Сущность
христианства”. Он не просто
подверг критике веру в Бога, не
просто декларировал атеизм.
Людвиг считал, что Бог – это
абсолютизированный
обобществленный человек. Он
выдвинул тезис: “Человек –
человеку Бог”. Каждый человек
– это Бог, т. е. для каждого из
нас любой человек, наделенный
всеми самыми хорошими
качествами, является Богом.

Философию Фейербаха называют
антропологической, антропологическим
материализмом или натурализмом.
Природу он рассматривал через призму
отношения к ней человека. Человек для
него не только духовное, но и телесное
существо. Дух и материя слиты,
нераздельны в человеке. Более того, он
утверждал: “Бытие – это субъект, а
мышление – предикат (нечто вторичное)”.
Мышление – свойство бытия.
В продолжение темы:
Математика

Цель: познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем разных животных. Задачи: сформировать у учащихся представление...

Новые статьи
/
Популярные