Почему первое апреля называют днем птиц. Внеклассное занятие «День птиц» в начальной школе

Природу нужно охранять не
только потому, что она лучшая защита
для человека, но и потому, что она
прекрасна.
(
Жан Дорст)

Традиционно в школах проводится Неделя Птиц. Целью этого экологического праздника является пополнение знаний учащихся о роли птиц в природе и жизни человека. Учитель биологии должен заранее подготовить учеников средних и старших классов: предоставить или подсказать необходимые литературные источники, из которых дети узнают новый, интересный, дополнительный материал о птицах. Обо всех мероприятиях Недели Птиц учитель должен заблаговременно сообщить в программе Недели - оформить газету, стенд или плакат, где также нужно указать все задания для учащихся. Например, объявить конкурс:

На лучший скворечник;
- на лучший рисунок;
- на лучшее стихотворение о птицах;
- на лучшую поделку (мягкая игрушка, вышивка, соломка, аппликация);
- на лучший доклад «Роль птиц в природе», «Значение птиц в жизни человека» и другие, или тему предлагают сами ученики).

Неделю можно начать с проведения праздника Птиц в младших классах. Здесь учитель с помощью старшеклассников организует игры, конкурсы. Необходимо делать акцент на полезных для человека птицах, видах, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной.

Примерный сценарий Дня Птиц для младших школьников:

Ведущий (1):

Судьбы твоей пройдут дороги
Через пустыни и сады;
Отроги жизненной гряды
Круты порой, порой пологи...
Но если строги будут боги
И вкус почувствуешь беды
Не унывай, не жди подмоги,
Не плачь, не обивай пороги,
Взгляни внимательно под ноги:
Кругом - следы, следы, следы...

Ведущий (2): Хорошо ли мы знаем животных, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у зверей и птиц? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить большинство детей и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе животных, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности и неограниченного времени. Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)

Ведущий (1): Птицы - единственные животные с перьями. Они являются одним из самых больших Классов позвоночных животных.

Ведущий (2): Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Не летают киви, пингвины и страусы.

Ведущий (3): На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.

Ведущий (4): Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания - куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.

Ведущий (1): Птицы - теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40 градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают исключительно из пищи.

Ведущий (2): А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.

Ведущий (3): А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ведущий (4): Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий (1): Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, и наш праздник сегодня посвящен именно этим обитателям планеты Земля. А сейчас мы с вами поиграем.

Примерные игры:

1. Курица. Необходимо написать как «курица лапой». Участникам к ногам крепятся фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет заданное слово «солнце».

2. Кто больше. Как игра в города, только вместо городов говорят названия птиц. Например: ястреб – беркут – тетерев и так далее.

3. Красивая птица. Выходят 6 желающих из команды. Их задача – изобразить птицу с большим размахом крыльев. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду и связывать в линию. У кого длиннее размах крыльев, тот и выиграл. 5 – 8 млн. лет назад существовала хищная птица, вес которой 100 кг, а размах крыльев – 8 метров.

4. Боевые петухи. На полу чертят круг. По одному петуху от команды в круг. Петухи, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга, или же заставить противника встать на обе ноги.

5. Курочки и петушки. Три представителя от команды в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

6. Охотники и утки. Играющие делятся на две команды: одна – охотники, другая – утки. Чертится большой круг, за которым становятся охотники, а утки – внутри. По сигналу охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток, которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются местами. Игра на время.

7. Коршун. Коршун и наседка, все остальные – цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному и держат друг друга за пояс. Коршун старается схватить последнего цыплёнка в колонне. Наседка старается помешать этому. Коршун может схватить только последнего цыплёнка. Если он схватил, то становится наседкой. Наседка становится последним цыпленком. Коршун выбирается.

8. Пингвин. Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок. Для эстафеты потребуется лишь 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

9. Аисты. Все участники игры чертят круги диаметром 1 м – гнезда - и становятся внутрь на одну ногу. Один участник - аист без гнезда - прыгает в любой из кругов и тогда оба игрока должны обежать прыжками на одной ноге с разных сторон все гнезда, стремясь раньше вернуться в пустой круг. В это время остальные игроки могут встать на обе ноги. Тот, кто первым займет свободный круг, остается в нем, а второй игрок становится «аистом без гнезда».

Вот, к примеру, праздник «Все о птицах» проводится в форме КВН :

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята - участники игры и уважаемые зрители! Мы начинаем КВН и посвящаем его птицам. Играют две команды: «Ласточки» и «Иволга». Судить наш КВН будет жюри в составе трех человек. (Ведущий представляет членов жюри.) Чтобы определить, какая команда первой начнет наш КВН, проведем жеребьевку. (Капитанам команд предлагается проколоть воздушный шар, один из двух, и узнать, какой номер лежит внутри шара.)

Итак, первый конкурс - «Приветствия команд». Конкурс оценивается в три балла. (Приветствия команды готовят заранее).

Примерные приветствия:

Для команды «Ласточки»:

Всем привет, вам, господа!
Прилетели мы сюда,
Вы, конечно, тут как тут,
«Ласточками» нас зовут.
Мы крылатая команда,
Мы команда хоть куда,
В школе мы своей играем,
Вот теперь пришли сюда.
Мы соперников уважим,
Дружно будем мы играть.
Цель у нас совсем простая –
Наши знанья показать.
А в итоге мы получше
Будем все о птицах знать.

Приветствие команды «Иволга»:

Орешек знаний твёрд,
Но мы не любим отступать!
Клуб любознательных играет,
На поединок вызывает
Команду «Ласточек» -
Команда «Иволга».
Иволга – это:
интеллектуальная,
весёлая,
очень любознательная,
готовая играть
команда.
Наш девиз: «Не унывать, выше
Голову держать!»

(Жюри подводит итоги, объявляет результат.)

ВЕДУЩИЙ: Наш второй конкурс – «Блицтурнир». Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

Вопросы для блицтурнира:

1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

3. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок.)

4. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)

5. Какая птица бегает за кормом по дну реки? (Оляпка.)

6. Какая птица в течение года имеет три различных окраски? (Белая куропатка.)

7. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина.)

8. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова.)

9. Какая ночная птичка не вьёт гнезда? (Козодой.)

10. У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? (У иволги.)

11. Птица, питающаяся падалью? (Сип.)

12. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)

13. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)

14. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

15. Водоплавающая птица, уничтожающая большое количество рыбы? (Баклан.)

16. Хищная птица, не вьющая гнёзд? (Сапсан.)

17. Что означает слово «археоптерикс»? (Древнее крыло.)

18. Каких птиц называют альбиносами? (Птиц, которые не имеют пигмента.)

19. Какая птица не умеет летать? (Страус.)

20. Как зовут птицу, которая питается змеями? (Змееед.)

21. У какой птицы плавучее гнездо? (У чомги.)

22. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (У синицы-ремеза.)

23. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом.)

24. Дайте название птице: длинные ноги - ходули (ходуличник); лысинка на голове (лысуха); зелёная с головы до ног (зеленушка); гузкой трясёт (трясогузка); бровки белые (белобровка); ножки белые (белоножка).

25. Сколько всего видов птиц на земле? (8500.)

26. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)

27. Птица-рыболов? (Баклан, пеликан, чайка, крохаль, кайра, орлан, гагара, цапля, зимородок.)

28. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

29. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины.)

30. Что означает «пеликан» в переводе с греческого? (Мешок.)

31. Птичка, похожая на мышку, умеет пищать? (Пищуха.)

32. Какая птичка кричит «спать пора, спать пора»? (Перепел.)

33. Какие птицы - единственные среди куриной родни – являются перелётными? (Перепела.)

34. У каких птиц точно такое же название, как и у грибов? (Поганки.)

35. Ползающие птицы? (Поползень.)

36. Какая птица поёт хвостом? (Бекас.)

37. Назовите пять певчих птиц? (Например, соловей, жаворонок, зяблик, синица, дрозд.)

38. Какая птица любит есть незабудки? (Зяблик.)

39. О какой птице люди говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея»? (Павлин.)

40. Какая птица очень красива, но каркает как ворон? (Райская птица.)

41. Как кричит жар-птица? (Квакает как лягушка.)

42. Какая птица к зиме белеет? (Белая.)

43. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье плоское, воронье - круглое с крышкой.)

44. У каких птиц самцы красные, а самки зелёные? (У клестов.)

45. Каких птиц больше всего на свете? (Домашних кур, воробьёв.)

46. Назовите птицу, которую используют для охоты на лис, зайцев, волков в Казахстане и Киргизии? (Беркут.)

ВЕДУЩИЙ: Конкурс третий - «Конкурс капитанов». Высшая оценка - три балла. Капитаны, на ринг! Для разминки предлагаем капитанам задать друг другу по одному вопросу о птицах. (Капитаны задают друг другу вопросы и отвечают на них.)

А теперь, уважаемые капитаны, предлагаем вам поучаствовать в аукционе «Кто больше». Все мы играли и играем в города. Наш аукцион очень похож на эту игру, только вместо городов вы называете птиц. Например, ястреб-беркут-тетерев и т. д. Проигрывает тот, кто не сможет назвать очередную птицу.

(Жюри оценивает конкурс капитанов, объявляет итоги.)

ВЕДУЩИЙ: Закончился «конкурс капитанов». Начинаем следующий конкурс, который называется «Четвёртый лишний» . Каждая команда получит сейчас по две карточки с названиями четырёх птиц. Три из этих пицц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определять вам. Не забудьте вычеркнуть её из списка.

Примеры карточек:

1. Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна перелетная. Найдите её. (Синица, снегирь, дятел, грач.)

2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая? (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

3. Три птицы обитают в смешанных лесах, одна в степях. Укажите её. (Глухарь, зяблик, красавка, свиристель.)

4. Одна из этих птиц - не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, стриж.)

ВЕДУЩИЙ: Пока команды выполняют задание, я проведу игру с болельщиками.

Мини-викторина:

1. Солнечные птицы, певцы утренней зари. О ком идёт речь? (О петухах.)

2. Какое народное название у вороны? (Карга.)

3. Какая птица обладает способностью спать в полёте? (Аист.)

4. Как называлось в Греции гадание «на петухах»? (Алектриомания.)

5. Назовите самый крупный отряд наших пернатых. (Воробьиные - 63% всех птиц, более 5 тысяч.)

6. Почему в Индии петухов называли «солнечными птицами»? (Древние индийцы верили, что когда садится солнце, петухи своим криком предупреждают: злые духи победили дневное светило, и теперь их надо опасаться. На рассвете же петухи сообщали: злые духи покидают землю, и их уже не надо бояться.)

ВЕДУЩИЙ: А теперь слово жюри. (Жюри объявляет оценки конкурса «Четвёртый лишний».)

Пятый конкурс - викторина «Барометры природы»

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)

2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)

3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)

4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)

5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)

6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)

7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)

8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)

9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)

10. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)

11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)

12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)

13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)

14. Днём сова кричит. (К дождю.)

(Жюри подводит итоги блицтурнира, объявляет результат.)

ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, мы убедились, что о птицах вы знаете почти всё. А сейчас я предлагаю нашим командам показать свои способности в области рекламы. Итак, наш заключительный конкурс - «Реклама птиц»! Оценивается он в два балла.

Это задание команды готовили заранее, и никто не знал, что придумала каждая из них. Посмотрим, что у них получилось! (Каждая команда показывает или рассказывает, в форме стихотворения или песни, то есть как можно оригинальнее, роль в природе и жизни человека птицы, находящейся под охраной.)

(Жюри оценивает выступления команд.)

А вот сценарий игры «Слабое звено», которая также пользуется популярностью среди учащихся:

8 участников, 1 тур - 2мин 30сек, 2тур - 2мин 20 сек, 3тур - 2мин 10 сек, 4тур - 2мин, 5тур - 1 мин 50сек, 6тур - 1мин 40сек, 7тур 1мин 30сек, 8тур - без учета времени. Выбор «слабого звена» после каждого тура.

Ведущий: Мы начинаем игру.

1 тур

1. Сколько видов птиц известно человеку? (Более 8500 видов.)

2. Какая птица нашей страны самая большая? (Пеликан.)

3. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус – длина яйца 15-17см, а диаметр - 13-15см.)

4. Во сколько раз зрение орлов, ястребов, грифов острее человеческого? (В 8 раз.)

5. Какая птица может нырять глубже всех? (Императорский пингвин, на глубину 200 метров.)

6. Сколько раз в секунду во время полёта взмахивает крыльями колибри? (До 55 раз.)

7. С какой скоростью может бежать страус? (До 50 км/ч.)

8. Какова температура тела большинства птиц? (Около 41 градуса.)

9. Какая птица имеет самый большой размах крыльев? (Альбатрос, свыше 5,5 метров.)

10. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц? (7 апреля - Благовещенье.)

11. Сколько пород голубей выведено человеком? (Более 800.)

12. Какие птицы на Земле наиболее многочисленные? (Куры.)

13. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

14. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинакова.)

15. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

16. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15см.)

17. Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах деревьев.)

18. Какая птичка может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

Ведущий: Итак, кто, по вашему мнению, «слабое звено»? Кто как вчерашнее скисшее молоко? (Выбор «слабого звена», «последнее слово» уходящего игрока.)

Правда ли что...

1. ...как-то раз в желудке одного страуса нашли 4кг монет, пуговиц, гвоздей (Да.)

2. ...цапля пудрится (Да.)

3. ...ква-ква это лягушка (Нет, это птица из отряда аистообразных.)

4. ... птица может убить крокодила (Да, бразильский ябиру.)

5. ... яйцо бескрылой гагарки стоит как автомобиль (Да.)

6. ...среди отряда воробьиных есть те, кто весит 1,5кг и крошки менее5 грамм (Да.)

7. ...грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)

8. ... попугай и ворона относятся к одному и тому же отряду птиц (Нет.)

10. ...чижи обитают и в тропических лесах (Нет.)

11. ...ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет.)

12. ...есть птица шалашник, которая строит шалаш (Да.)

13. ... журавли любят танцевать (Да.)

14. ...гнездо у колибри величиной с половину грецкого ореха (Да.)

Ведущий: Кто пытается одевать сандалии вместо шубы? (Слово уходящему игроку.)

1. Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как родная его мать! (Утёнок.)

2. Что за весенняя чёрная птица - любит за плугом ходить и кормиться? (Грач.)

3. Живёт в глуши лесной, и летом и зимой – старательный работник, лесной носастый плотник. (Дятел.)

4. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

5. Какая птица ходит под водой? (Оляпка.)

6. Пингвин - птица или нет? (Птица.)

7. Стали братья на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли - им с ходулей не сойти. (Журавли.)

8. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)

9. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)

10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

12. Прилёт каких птиц означает начало весны? (Грачей.)

Ведущий: Кто ещё не разобрал дома новогоднюю ёлку и оставил её до 1 мая? (Слово уходящему игроку.)

1. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан.)

2. Кто умеет точно находить дорогу домой? (Голубь.)

3. Кого называют «крылатыми крысами»? (Вороны.)

4. По повадкам какой домашней птицы можно определить погоду? (Гусь.)

5. Какая хищная птица гнездится на скалах? (Орёл.)

6. Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь.)

7. Кто селится на крышах домов и, по приданию, приносит счастье? (Аист.)

8. Кто подражает человеческой речи? (Попугай.)

9. Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой? (Пингвин.)

10. У какой птицы длинная шея? (Журавль.)

11. Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

12. Какая птица по дереву клювом весь день стучит? (Дятел.)

1. На ласточку похож – так же пригож. (Стриж.)

2. Конечно же, узнали вы, кто близкий родственник совы. (Филин.)

3. Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочку? (Утка.)

4. Без рук, без топорёнка построена избёнка? (Гнездо.)

5. Явился в желтой шубке – прощайте две скорлупки! (Цыплёнок.)

6. Ловко ныряет, словно матрос, в волны морские рыбак… (Альбатрос.)

7. Пролетят через границы стран любых без визы … (Птицы.)

8. Сало и зернышки, хлеба горбушка – птиц угощает зимою… (Кормушка.)

9. Не забудет никогда птица первого… (Гнезда.)

10. Ей зерна насыпь скорей-ка, кушать просит … (Канарейка.)

11. Песен звонких не жалей нам весною… (Соловей.)

12. Грозных бурь морских предвестник, над волнами - … (Буревестник.)

13. Птица большая – большая трусиха: голову прячет в песок… (Страусиха.)

Для вопросов следующих туров можно взять загадки, смешные вопросы, приметы, связанные с птицами. В заключительном 8-ом туре финалистам предлагается отгадать птиц по их описанию.

Вот так в школе отмечается День Птиц.

Список литературы

1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с.

2. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. 2: Птицы. – М.: ТЕРРА, 1992. – 352с.: ил.

3. Журнал «Читаем, учимся, играем».

Для проведения Дня птиц не случайно была выбрана весенняя дата. В это время пернатые возвращаются с мест зимовки, начинают обустраивать гнезда, чтобы произвести потомство. Многие из них истощены от длительного перелета и особо нуждаются в нашей помощи. И нам вполне под силу ее оказать. Перед проведением праздника на протяжении долгого времени небезразличные взрослые, учителя и представители науки читали детям лекции о необходимости природоохранных мероприятий.

Ребята делали скворечники, кормушки и размещали их на деревьях. Такие простые меры очень важны для охраны природы. Они учат детей заботиться о природе и любить ее, охранять окружающую среду, воспитывают милосердие и сострадание ко всему живому на Земле. Ежегодное празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Праздник набрал еще больший размах, в 1953 году к участию в нем было привлечено 5 миллионов школьников. Но уже к 60–70-м годам 20 века празднование Дня птиц снова сошло на нет.

Возродился праздник в 1999 году - благодаря Союзу охраны птиц России, основанному в 1993 году. В первый же год только в Москве в проведении Дня птиц приняли участие 500 человек, они развесили более 500 скворечников. В 2000 году к организации праздника подключилось правительство Москвы, принявшее День птиц как общегородское мероприятие. И сегодня он является самым известным из «птичьих» праздников в нашей стране.

Первое упоминание о проведении праздника дня птиц связывают с небольшим городком в под названием Оил-Сити. Именно там, в 1984 году школьный учитель призвал детей к охране пернатых и сделал это в форме праздника. Эта идея была активно поддержана известной в то время газетой, и проведение праздника стало популярным во всей стране. Но проблема защиты птиц уже в то время волновала многие развитые страны. И в 1902 году была подписана международная конвенция, призванная охранять птиц, полезных для сельского хозяйства. В силу она вступила только в декабре 1905 года, поэтому первой датой празднования международного дня птиц считается 1 апреля 1906 года.

На Руси же пернатых чтили всегда, и с наступлением весны народ чествовал возвращение перелетных птиц домой. По народным поверьям птицы являлись предвестниками весны, и даже в то время люди не могли не замечать пользу, которую те им приносили. Поэтому разорение птичьего гнезда, а уж тем более убийство птички считалось большим грехом.Но официально днем, когда отмечается международный день птиц в России, считается 1 апреля 1926 года. С этого дня люди стали сооружать и развешивать скворечники для птиц, выпекать печенье в виде жаворонков и даже сочинять о них стихи. Но длилось это недолго – до 1930 года. Вследствие определенных событий, происходящих в стране, о празднике стали забывать. И только в 1999 году традиция проведения экологического праздника была возрождена. Это произошло благодаря стараниям Союза охраны птиц .

Сегодня празднование международного Дня птиц актуально, как никогда. Количество исчезнувших видов исчисляется сотнями, а полное уничтожение птиц может повлечь за собой непредсказуемые последствия для человечества. Поэтому главной целью проводимых в праздник мероприятий является сохранение видового разнообразия и численности пернатых.

Мероприятия в международный День птиц

Сегодня празднование Дня птиц является очень познавательным. И мероприятия ориентированы не только на школьников, но и на детей дошкольного возраста и даже на взрослых людей. Развлечение по душе в день птиц может найти себе каждый.А наиболее популярными являются:

  • занятия для малышей, где они в игровой форме знакомятся с разнообразными видами птиц;
  • мастер-класс по изготовлению птичьих домиков. На таких занятиях специалисты рассказывают и показывают не только о том, как соорудить скворечник, гоголятник и т.д., но и дают рекомендации по его правильному размещению, креплению, а также по вопросу более удобного обустройства домика для разведения птенцов;
  • подробные семинары о птицах, живущих вокруг нас;
  • исследовательские занятия, раскрывающие загадку птичьего полета;
  • кулинарные шоу по приготовлению традиционных сдобных жаворонков;
  • уроки изобразительного искусства. На таких занятиях каждый может под руководством специалиста попробовать свои силы в изображении птичьего полета.

Кроме этого в местах проведения массовых мероприятий традиционно организовываются хороводы и песнопения, а также развешивание скворечников и других домиков для птиц.

Начиная с 1999 года, каждый международный День птиц имеет свой символ. При этом каждая из стран, отмечающих этот праздник, выбирает своим символом птицу, распространенную на ее территории и нуждающуюся во внимании. Первым символом охраны птиц в России стала деревенская ласточка, на следующий год – большая синица, потом были скворец, пустельга, кроншнеп, белый аист, сова, чайка, зимородок, снегирь, лебедь, чибис, белая трясогузка, варакушка и орлан-белохвост. А в 2014 году титул птицы года в России получил черный стриж.

На Руси наступление весны всегда ассоциировалось с прилетом птиц. С наступлением теплых деньков множество крылатых путешественников возвращаются к своим родным гнездам, преодолев трудную дорогу. Поэтому нет ничего удивительного, что существует такой праздник, как международный день птиц, и отмечают его именно весной - в первый день апреля.

Как появились птицы?

Птицы встречаются во всех климатических областях планеты, всего в мире насчитывается около 10 тысяч различных видов. Эти существа появились около 200 млн. лет назад, то есть раньше, чем большинство млекопитающих. Считается, что предками птиц являются пресмыкающиеся (ящеры). Пытаясь выжить, некоторые виды ящеров стали осваивать лазанье по деревьям и перепрыгивание с ветки на ветку. Постепенно они приобрели способность сначала планировать, а позднее и летать.

По другой теории птицы – это потомки отдельной линии ящеров, которые сумели пережить массовое вымирание динозавров и приспособившиеся к новым условиям существования.

Обретение способности летать было мощным эволюционным прорывом, так как летающие существа получили возможность эффективно спасаться от врагов и добывать достаточное количество пищи.

К сожалению, далеко не все виды птиц сумели приспособиться к существованию в мире, в котором стал господствовать человек. С 1600 года (более ранних сведений просто не существует) с лица Земли исчезло более сотни видов птиц.

К примеру, такая удивительная нелетающая птица, как дронт, оказалась неспособной защититься от человека и хищников, которые были завезены человеком в Австралию и на острова.

В современном мире многие виды птиц являются редкими и находятся на грани полного исчезновения с лица планеты. Поэтому вряд ли у кого-то есть сомнения в необходимости проведения мероприятий по охране птиц вообще, и их редких видов в особенности.

В большинство стран законодательно запрещена охота на птиц во время их перелета и в период выведения птенцов. Однако далеко не всегда именно любители охоты и даже промысловики представляют особую угрозу в деле истребления птиц. Куда более опасными оказывается вырубка лесов, загрязнение водоемов, постройка высотных сооружений и прочие последствия хозяйственной деятельности человека.

Зарождение традиций

Интересна история праздника. Впервые День, посвященный крылатым путешественникам, был отмечен в 1894 году в американском городке Оил-Сити (штат Пенсильвания). Это был обычный школьный праздник, организованный учителем биологии и учениками. Данная идея очень понравилась, и праздник стали отмечать ежегодно, сначала присоединились все штаты США, затем он вошел в моду и в Европе.

В 1902 была подписана Конвенция, призывающая все страны мирового сообщества, включится в борьбу за охрану птиц. А с 1906 – праздник стали отмечаться ежегодно в большинстве стран мира.

Дата празднования – 1 апреля выбрана сразу по двум причинам. Во-первых, это день подписания Конвенции, призывающей присоединиться к делу охраны птиц. Во-вторых, как уже упоминалось, середина весны – это время возвращения перелетных птиц с мест зимовок.

Интересно, что день, когда отмечают международный день птиц, в России имеет свои собственные, древние традиции. На Руси принято было отмечать время возвращения перелетных птиц. В эти дни пекли специальную сдобу в виде птичек, а также развешивали скворечники – домики для птиц.

В начале XX века День птиц достаточно широко отмечали в России. Это начинание поддержали и ученые-биологи, и различные молодежные объединения юннатов. Затем в стране наступили сложные времена, поэтому снова о необходимости охраны птиц и праздновании весеннего праздника вспомнили только в середине 20-х. В это время школьники и студенты под руководством энтузиастов каждую весну развешивали в парках птичьи домики – дуплянки и скворечники.

Есть сведения, что в этом движении принимал участие и известный поэт В. Маяковский, перу которого принадлежат стихи и высказывания о международном дне птиц. Одним и наиболее известных является: «Мы ждем вас, товарищ птица, отчего вам не летится?».

Нужно сказать, что празднование Дня птиц ни территории России очень быстро прибрело популярность. Это объясняется искренним энтузиазмом организаторов, и древними традициями славянских народов весело встречать прилетающих птиц и помогать устраивать им гнездовья.

Активно использовались и средства массовой информации. Картинки, популяризирующие мероприятия по охране птиц, помещали не только в газетах и журналах для молодежи, но и на школьных тетрадках и учебниках.

Однако со временем прекрасное начинание погубил формализм и устоявшиеся штампы. Вместо веселого праздника для детей и молодежи, стали устраивать нудные обязательные мероприятия, проводимые «для галочки».

И только в начале этого века традиции весело и красочно отмечать праздник, посвященный птицам, стали возрождаться. Благодарить за это стоит Союз охраны птиц. Сегодня праздник широко отмечается, как в столице, так и в других крупных и мелких населенных пунктах.

Современные традиции

В наше время организуются самые разные мероприятия к международному дню птиц. Основная цель их проведения – привлечение внимания людей к проблемам охраны птиц. Причем ориентирован праздник, в основном, на молодежь, и не только на студентов и школьников, но и детей младшего возраста.

Это могут быть:

  • занятия для малышей и младших школьников, на которых в игровой форме детей знакомят с разными видами птиц. Детям показывают фото птиц, рассказывают об их повадках;
  • различные конкурсы и викторины на знание видов и повадок птиц, обитающих в данной местности;
  • мастер-классы, на которых школьников средних и старших классов знакомят с правилами изготовления домиков для птиц. Специалисты показывают, как сделать домики для разных видов птиц и рассказывают, как и правильно развесить, чтобы их обитателям было удобно, а птенцы были защищены от хищников;
  • девочек, как правило, больше интересуют мастер-классы кулинарной направленности, на которых показывают, как испечь традиционную сдобу – «жаворонков»;
  • школьникам будет интересно познакомиться и с древним японским искусством оригами, научившись складывать из бумаги журавлика;
  • ребятам старшего возраста будет полезно узнать о технике полета птиц. А также о том, чему люди научились у птиц и как эти знания используются при конструировании современных самолетов и вертолетов.

В дни праздники проходит множество других интересных мероприятий. Например, часто на местах развешивания скворечников в парке организуют массовые гуляния с песнопениями и хороводами.

Главной задачей их организаторов является необходимости заинтересовать детей и избежать скуки. Поэтому каждый год нужно стараться разнообразить программу, вносить в неё свежие идеи.

С 1999 года праздник каждый год получает свой рисунок символ. В каждой местности выбирается вид птицы, которая обитает на данной территории и нуждается в охране. В разные годы эмблема Дня птиц в России изображала деревенскую ласточку, сову, белого аиста, зимородка, лебедя, варакушку и других птиц, живущих на территории нашей страны. В 2015 году на эмблеме праздника изображена горихвостка – мелкая птичка из семейства мухоловок.

Биологическое разнообразие планеты включает множество видов живых организмов. К их числу относятся птицы - теплокровные позвоночные животные с перьевым покровом. Они выполняют важные функции в экосистеме. Сокращение численности популяций приводит к необратимым последствиям для природы Земли. Птицам посвящается праздник.

Когда проходит

Кто отмечает

Праздник справляют специалисты в сфере экологии, природоохранные организации, исследователи, работники государственных структур, защитники окружающей среды, общественные, благотворительные фонды. К ним присоединяются научные сотрудники, преподаватели, студенты профильных специальностей ВУЗов.

История и традиции праздника

Впервые праздник День птиц возник в США в 1894 году. В СССР в 1924 году юные натуралисты под началом Н. Дергунова разместили несколько дуплянок в лесничестве. Инициативу поддержали учителя ряда школ. В 1927 году действо насчитывало несколько тысяч активистов. Вскоре его предали забвению. После Второй мировой войны традицию возродили. Мероприятия решили проводить в период весенних каникул. В РФ праздник возродился в 1994 году под эгидой Союза охраны птиц России. Его цель - привлечь внимание общества, правительств стран к проблемам пернатых, сохранить классы, ареалы обитания.

В этот день готовятся семинары, просветительские лекции, тематические конференции, слушания о проблемах окружающей среды, сокращении популяций птиц. Чествуют защитников живой природы, которые внесли существенный вклад в решение проблем пернатых. Деятели фондов сообщают общественности о насущных вопросах посредством акций и флешмобов. В эфире средств массовой информации показывают документальные фильмы, передачи о редких, исчезающих видах птиц.

В мире существует ряд дат, которые посвящаются пернатым: День птиц, Национальный день птиц в США, Международный день перелетных птиц, Национальный день птиц в Великобритании, Обретенье.

Орнитология - наука, которая изучает птиц. На планете насчитывается 10 000 видов пернатых.

Птицы населяют все экосистемы планеты, обитают на шести континентах. Самая маленькая птичка - колибри-пчелка. Крупнейшая - африканский страус.

Существует теория, что птицы возникли от рептилий. Гипотезу выдвинули после обнаружения окаменелых останков археоптерикса в 1860 году на современной территории Германии.

Птицы могут мигрировать на тысячи километров. Пингвины регулярно перемещаются на большие дистанции вплавь.

Некоторые птицы опыляют растения. Иногда их функция незаменима. Семена некоторых цветов прорастают только после прохождения через пищеварительный тракт.

В продолжение темы:
Математика

Цель: познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем разных животных. Задачи: сформировать у учащихся представление...

Новые статьи
/
Популярные