Слепой - психологическая игра для взрослых. Пособия и тактильные игры для слабовидящих детей Игры и упражнения для слабовидящих детей

Уже давно доказано, что настольные игры повышают интеллектуальные и межличностные способности детей, подростков и взрослых. Но не имея возможности увидеть фигуры, фишки или карточки, люди с различной степенью нарушения зрения или полностью ослепшие , не могут в полной мере насладиться участием в самых популярных настольных играх мира.

Адаптированные настольные игры для инвалидов по зрению вы можете приобрести в нашем интернет-магазине. Вся продукция сертифицирована и отличается высоким качеством. Это самые известные игры, модифицированные для пользования лицами, имеющими проблемы со зрением, в том числе и слепыми.

Самые популярные адаптированные настольные игры для слепых и слабовидящих:

Монополия

Шахматы

Игры в карты

Игры изготавливаются, принимая во внимание особенности их использования людьми с нарушением зрения. Например, на одних играх применяется шрифт Брайля, другие произведены, ориентируясь на особенности тактильного восприятия слабовидящими и слепыми.

Адаптированные игры для инвалидов по зрению разнообразят жизнь инвалида, оказывая при этом реабилитирующее действие.

Игры ─ основная деятельность детей дошкольного возраста. Они являются важным средством воспитания.

Игра увлекает ребенка, доставляет ему много радости. В играх развивается речь, воображение, память, внимание и интересы детей: расширяются и закрепляются их представления об окружающем. В играх дети непринужденно упражняются в разнообразных движениях, а это очень важно для слепых детей; игры содействуют воспитанию характера ребенка и его чувств.

Учитывая, какое большое значение имеют игры для детей, и в частности для слепых детей, родители с раннего детства дают слепому ребенку игрушки, сначала звучащие, в виде погремушки, резиновых птичек и т. п., а детям 3 лет дают нанизывать, вкладывать, вынимать переставлять, смешивать, перекладывать игрушки. Все эти действия с игрушками и материалами увлекают детей. Для слепых и имеющих остаточное зрение детей 3-4-летнего возраста надо иметь много разнообразных игрушек: куклы разных размеров, набор мебели, животные, птицы, автомобили, грибки, рыбки, флажки. Обязательно нужно иметь набор игрового строительного материала: квадраты, прямоугольники, кубы, бруски. Из строительного материала дети очень любят сооружать разные постройки.

Летом надо давать игрушки, с которыми слепые дети могут двигаться (возить автомобиль за веревочку, привязанную к нему, тележку, катать в коляске кукол). Для игр с песком даются совки, лопатки, песочницы. Песок должен быть чистым и влажным. В теплые дни дети могут играть с водой. Для этого нужны мелкие игрушки: целлулоидные утки, куклы-голыши, лодочки, ванночки, посуда. Вода должна быть комнатной температуры.

Давая слепому ребенку игрушку, следует объяснить ему, какая это игрушка; нужно, чтобы ребенок эту игрушку хорошо ощупал руками. При ощупывании ребенок называет и показывает все части игрушки. Те игрушки, которые можно сравнить с предметами натуральной величины, обязательно сравнить; например, игрушечную чайную чашечку сравнивают с натуральной чайной чашкой, игрушечный стул ─ с величиной натурального стула и т. д. При ощупывании игрушек и предметов ребенок рассказывает, какие части имеет данный предмет; нужно стараться, чтобы ребенок ощупал так все игрушки и окружающие его предметы.

Игрушки даются ребенку по одной: когда с одной ребенок хорошо познакомится, следует дать ему другую. При знакомстве слепого ребенка с игрушками и со всеми окружающими его предметами надо всегда помнить, что зрячий ребенок рассматривает предметы глазами, а слепой ─ руками.

При достаточном числе игрушек, уже хорошо знакомых слепому ребенку, необходимо проводить с ним разные игры.

С ребенком 4 лет можно проводить следующие игры:

1. Сложить из палочек и настольного строительного материала заборчики, колодцы, мостики, лесенки, домики для кукол и т. п.; выбрать из всех игрушек самую большую или самую маленькую (упражнение на сравнение величины); определить форму: шар, куб, круг.

Кубики и шарики лежат вперемежку в одном ящике, родители дают ребенку другой ящик, разделенный перегородкой на два отделения, и предлагают в одно отделение положить все кубики, в другое ─ все шарики (ящики предварительно ощупываются ребенком). Вначале родители показывают ребенку уже знакомые формы, называют их и, предлагая ему отделить шарики от кубиков, задают вопросы: «Что ты сюда положил, а что туда?» Таким образом дети учатся правильно определять формы предметов.

Затем ребенку предлагают покатать шарики и кубики по наклонной плоскости. Кубики останавливаются, шарики быстро катятся. Ребенок отмечает, что шарик катится, а кубик нет. Повторяется этот опыт несколько раз.

В ящике смешивают шарики и круги. Ребенок получает задание отделить шарики от кругов. Задание выполняется так же, как оно выполнялось с кубиками и шариками. Сам процесс классификации предметов является для малышей процессом игровым, они очень любят раскладывать, сортировать предметы.

Игра «Угадай, что у меня в руке?». На стол кладут кубик, шарик и кружок (можно положить и другие предметы). Родители предлагают ребенку ощупать руками и назвать эти предметы. Затем, взяв в руку один предмет, предлагают ребенку отгадать, какой предмет взят. Ребенок ощупывает то, что лежит на столе, и отгадывает, что находится в руке. Если ребенок угадал, он получает предмет и кладет его в стоящий рядом ящик. Если он не угадал, родители называют предмет и кладут его снова на стол. Игра кончается, когда все три предмета будут положены ребенком в ящик.

Игра «Построим лесенку». Для этой игры дается ребенку кукла и кубики. Предлагают ребенку поставить один кубик рядом с куклой, под одним кубиком поставить два кубика, под двумя кубиками поставить три кубика и т. д. (рис. 2).

В результате получилась лесенка для куклы. Можно начать построение лесенки по-другому: сначала поставить четыре кубика, затем три, потом два, один.

«Сколько игрушек ты вынул из мешочка?» В мешочек кладут какие-нибудь легкие однородные предметы (кубики, квадратики, рыбки и т. п.) и дают ребенку задание вынуть из мешочка один, два или три предмета. Приучают детей различать «много» предметов, «мало» предметов. Знакомят их с числами 1, 2, 3: подают один кубик, два или три кубика и требуют ответить на вопрос, сколько дано предметов. Четырехлетние дети усваивают счет до трех на конкретном материале.

Проводят с детьми игру с использованием прибора для нанизывания шариков (рис. 3). Этот прибор сделан из дощечки, на которой на небольшом расстоянии друг от друга укреплены колышки из дерева или толстой проволоки (3 или 4) разной высоты. На колышки нанизывают деревянные шарики (можно взять от счетов и хранить их в коробке).

Детям дают пощупать шарики руками, а затем спрашивают: «Сколько шариков в коробке?» Дети отвечают: «Шариков в коробке много». Затем эти шарики малыши нанизывают на колышки или проволоки в последовательном порядке: сначала на меньшую (один шарик), затем на большую (два шарика) и на самую большую (три шарика). Дети нанизывают шарики и снимают их с большим удовольствием.

На приборе для нанизывания шариков дети учатся сравнивать разные по количеству группы предметов: 1 и 2; 1 и 3; 2 и 3; отвечать на вопрос: «где больше шариков?»; «где меньше шариков?»; понимать вопрос: «сколько?» и отвечать на него.

Дети четырехлетнего возраста могут играть в игру «Оденем кукол» (см. «О привитии навыков самообслуживания»). Слепых детей четырехлетнего возраста обязательно надо знакомить со зрячими детьми и учить их играть с ними в «паровозик», «лошадки», двигаться по кругу с пением и т. д.

В жизни детей пятилетнего возраста игра также занимает большое место и широко используется для их всестороннего развития. С детьми пятилетнего возраста проводятся многие из тех игр, которые проводились с детьми четырехлетнего возраста, но более разнообразные по содержанию. В связи с расширением кругозора у пятилетнего ребенка возникают новые темы для игр, с которых отражается содержание того, что ему читали и рассказывали. Большое место в играх занимает конструирование из игрового строительного материала, сооружение построек и игры с ними.

У детей этого возраста должны быть разнообразные игрушки, при помощи которых они смогут в своих играх более полно отражать явления окружающей жизни: куклы разных размеров, одежда для кукол, разнообразные виды транспорта ─ легковая и грузовая машины, поезд, пароход, самолет, домашние и дикие животные, наборы мебели, посуды; разнообразный строительный материал.

Во время игры детям иногда могут потребоваться разнообразные предметы, поэтому хорошо иметь запас колесиков, лоскутиков, коробок, бечевы, катушек, дощечек, баночек ─ все это находит разнообразное применение в игре.

Летом все игры должны проходить на воздухе (на веранде, под навесом): стол для игр и скамья должны стоять в тени. Летом дети играют с песком, строительным материалом и водой (песок всегда должен быть чистым и влажным). Для игр с песком ребенку дастся песочница, лопатка, ведерко, резиновые и целлулоидные игрушки, маленький грузовик, природный материал: камешки, шишки, ветки.

Родители должны заботиться о том, чтобы в содержании творческих игр отражались положительные явления окружающей жизни, труд взрослых и детей. Слепому ребенку необходимо иногда помогать в играх, влиять не только на выбор темы, но и на развитие сюжета игры, чтобы у ребенка формировалось правильное отношение к явлениям окружающей жизни, уточнялись его представления об этих явлениях. Надо в играх воспитывать инициативу, воображение ребенка, приучать выбирать себе роли в игре и исполнять их. Родители иногда советуют ребенку подумать, во что он будет играть, ставят перед ним вопросы, способствующие развитию содержания игры. Родители содействуют развитию интереса к тем играм, в которых изображается дружная жизнь семьи, взаимопомощь в работе, забота друг о друге.

Родители не только поощряют замысел ребенка, но в затруднительных случаях помогают выполнять задуманное. Если ребенок что-либо строит, родители направляют мысль ребенка, спрашивают, что он строит, иногда подсказывают доступную по выполнению тему стройки (например, стол, диван, мост, башню, дом, грузовик, пароход); учат отбирать нужные для постройки детали, показывают, как делать постройки устойчивыми. Законченная постройка используется ребенком в игре. В процессе построек родители закрепляют у ребенка умение различать постройки: большая, маленькая, высокая, низкая; правильно называть куб, брусок, правую и левую стороны.

Руководя играми ребенка, родители заботятся о том, чтобы полученные детьми знания об окружающем мире закреплялись в игре, становились более осознанными.

В игре развивается мышление ребенка, творческое воображение, формируется правильное отношение к окружающему, навыки поведения ребенка, дружеское отношение к зрячим товарищам.

Полезно проводить с детьми следующие игры:

1. «Угадай по звуку». Ребенок должен определить, что делают взрослые (убирают со стола посуду, перелистывают книгу, забивают гвозди и т. д.).

2. «Построим лесенку». Лесенка строится из кубиков (см. рис. 2), ступеней можно построить столько, сколько нужно будет для закрепления навыков счета.

3. «Нанизывание шариков». Применяется прибор для нанизывания шариков при счете до 5 (сравнение разных величин в пределах 5, рис. 3).

4. «Сделай правильно». Для игры дается прибор с пробочками, который состоит из пяти планок с просверленными в каждой из них на одинаковом расстоянии круглыми отверстиями от 1 до 5. В отверстия вставляются деревянные пробочки со шляпками, соединенные проволокой или цепочкой. Ребенок сначала подробно знакомится с этим прибором, ощупывая его руками, а затем вынимает пробочки и опять их вставляет. Так как пособие построено на принципе самоконтроля, то ребенок обнаруживает, что он ошибся, хотя и не может сразу понять, в чем именно заключается его ошибка. Ребенок пробует вставить цепочку с пятью пробочками в планку с четырьмя отверстиями, но этого нельзя сделать, и он понимает, что одна пробочка лишняя; если же он для планки с четырьмя отверстиями выберет цепочку с тремя пробочками, то одно отверстие останется незаполненным. Это заставляет ребенка многократно повторять упражнения, пока он не сделает правильно (рис. 4).

5
. «Принеси игрушки». На столе лежат игрушки: рыбки, грибки, флажки, кубики и т. п. Ребенку дают ощупать руками, в каком порядке лежат игрушки и на какой стороне стола. Поодаль сидит мать и дает ребенку задание принести определенное число игрушек: «Принеси два грибка». Ребенок идет к игрушкам, берет два грибка, приносит и ставит на стол, за которым сидит мать. Мать снова приказывает: «Принеси четыре флажка» и т. п. Если задание выполнено правильно, мать хлопает в ладоши; если неправильно, ребенку указывается его ошибка и мать вместе с ним считает снова. Затем игру можно усложнить: если у ребенка имеются детские счеты, то, прежде чем пойти за игрушками, он показывает на счетах, сколько игрушек он принесет. Эти приемы счета очень полезны для слепых детей: играя, они двигаются, учатся считать на конкретных предметах.

6

Рис. 4

. «Кто знает, пусть дальше считает». За стол садится мать, а рядом с ней ─ ребенок, перед ними стоит ящик с кубиками. Мать берет один кубик и называет порядковое число. «Первый»,─ говорит мать и ставит кубик на стол; «второй», ─ говорит ребенок, берет кубик и ставит на стол рядом с первым; «третий»... и так до 5 или больше. После окончания игры кубики пересчитываются. Это упражнение по счету пригодится несколько раз.

7. «Скажи, которая игрушка спрятана». На стол ставятся игрушки небольших размеров: оловянные солдатики, куклы, уточки и т. п.

Ребенок расставляет игрушки в ряд, пересчитывает. Затем отходит от стола. В это время убирается одна игрушка из ряда. Ребенок должен определить, который по счету предмет спрятан ─ второй, пятый и т. д. Начиная игру с четырьмя-пятью игрушками, доводят их число до десяти.

Такие предметы, как куклы, птички и т. п., ставятся в «затылок» один за другим, и в этом случае ясно, какой предмет в ряду надо считать первым; когда же для игры берутся грибки, флажки и т. п., то необходимо твердо условиться, с какого края начинать счет (рис. 5).

8. «Считай правильно» (восприятие числа на слух). На столе разложен мелкий счетный материал (кубики или пуговицы). Ребенок ощупывает, что положено на столе и в каком порядке, затем садится за стол. Мать ударяет в бубен или просто в ладоши определенное количество раз; ребенок должен отобрать столько предметов, сколько сделано ударов, и положить их возле себя. Мать всякий раз должна проверять правильность выполненного ребенком задания.

9
. «Стук-стук». Эта игра является очень хорошим упражнением для развития у детей слуховых и осязательно-двигательных восприятий, а также установления прочных и правильных ассоциаций между числом и соответствующим ему количеством предметов (рис. 6). Оборудование для этой игры несложно: диск из толстого картона диаметром 25см с наклеенными на него «числовыми» кружочками от 1 до 6. «Числовые» кружочки вырезаются из картона такой толщины, чтобы они рельефно выделялись на диске. В центре диска прикрепляется подвижная стрелка, наподобие часовой стрелки. Эту стрелку ребенок может передвигать, ставя ее против того или иного количества рельефных кружков.

Во время игры нужно ударять палочкой по столу, ребенок сидит тихо, внимательно слушает и про себя считает удары. Палочкой ударяют один раз ─ ребенок ставит стрелку напротив одного кружка, палочкой ударяют два раза ─ стрелка передвигается по кругу и ставится напротив двух кружков, палочкой ударяют шесть раз ─ стрелка передвигается и ставится напротив шести кружков. Игра проводится при полнейшей тишине, что очень дисциплинирует детей. Палочкой можно стучать громко, тихо, совсем тихо, все время наблюдая за тем, как ребенок передвигает стрелку и правильно ли ее ставит. Если ребенок поставил стрелку неправильно, молча поправить его. После окончания игры (5-6 мин.) можно сообщить ребенку сколько раз он ошибся. Играть могут сразу несколько детей. Эта игра ─ не только упражнение для слуха, но и для двигательной системы. Кроме того, дети практически учатся считать до шести, а счет до шести является необходимым на первом этапе обучения при знакомстве с шеститочием.

Когда дети познакомятся с игрой «Стук-стук», можно познакомить их с шеститочием на прямоугольнике (рис 7). Для этого на прямоугольнике (6 см ─ длина и 4 см ширина) делают шесть круглых небольших отверстий ─ «точек».

Ребенок, запомнив порядок этих точек при последовательном накалывании, показывает рукой и говорит: первая точка, вторая точка, третья, четвертая, пятая, шестая точка.

Шеститочия и углы изучаются в последовательном порядке, начиная с правой стороны, и только при помощи осязания.

Порядок точек и названия углов указаны на рис. 7.

Нумерацию точек ребенок должен усвоить вразбивку и уметь показывать углы прямоугольника: нижний и верхний углы с правой стороны, нижний и верхний углы с левой стороны. В отверстия прямоугольника можно вставлять круглые палочки. Это тоже содействует запоминанию точек и углов. Все эти игры помогают детям, лишенным зрения, успешнее овладеть чтением и письмом.

На втором приборе (рис.8) дети тоже знакомятся с шеститочием в порядке убывающей величины прямоугольников. Этот прибор можно сделать из картона.

Хорошим игровым пособием является башенка из нанизывающихся на стержень колец убывающей величины. Для игры нужны две башенки.

Сначала ребенку дают одну башенку. Он ощупывает ее руками, снимает кольца и вновь их нанизывает. В этих игровых упражнениях слепой ребенок знакомится с игрушкой. Сначала ребенка увлекает самый процесс внимания и нанизывания колец, и он иногда не замечает различия в их размере. Постепенно родители обращают внимание ребенка на размеры, на правильное чередование колец, и интерес ребенка переключается на то, чтобы собрать игрушку в правильной последовательности. Некоторые слепые дети долгое время нуждаются в помощи при нанизывании колец. Помощь родителей может выражаться по-разному: привлечь внимание ребенка к величине колец и вместе с ним разложить кольца на столе в порядке убывающей величины ─ от самого большого к самому маленькому, а затем предложить ребенку надеть кольца; родители ставят рядом с башенкой, неправильно собранной, башенку с правильно нанизанными кольцами и предлагают ребенку провести руками сверху вниз, «погладить башенку», сначала одну правильно собранную, а потом другую. Ребенок воспринимает свойство игрушки: в одном случае пальцы плавно скользят по гладкой поверхности колец, в другом случае они западают в тех местах, где кольца нанизаны неправильно (рис. 9). Затем ребенок самостоятельно играет с кольцами.

Рис. 9

Рис. 9

После того как ребенок научится собирать башенку правильно, родители дают ему новое задание: «Покажи самое большое колечко, самое маленькое»; «Какое это колечко?» ─ дается самое крупное; «А вот это?» и т. д.

Эти вопросы направляют внимание ребенкана величину предмета и правильное его обозначение.

Нужно упражнять детей в определении формы.

Даются формы: прямоугольники и треугольники. Задача: отделить прямоугольники от треугольников (см. выше игру 3 с детьми четырехлетнего возраста).

10. «Оденем куклу» (см. выше в разделе о самообслуживании).

С детьми пятилетнего возраста необходимо проводить подвижные игры; полезно привлекать к игре зрячих детей. Приведем примеры подвижных игр:

1. «Считалка». Текст к игре: «Раз, два ─ выше голова; три, четыре ─ руки шире; пять, шесть ─ тихо сесть. Посидим и отдохнем, а потом опять начнем». Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук и производят движения согласно тексту. На «раз, два» поднимают голову; на «три, четыре» ─ разводят руки в стороны; на «пять, шесть» ─ приседают и «отдыхают»; затем подымаются и снова повторяют движения. Эта считалка может проводиться и с детьми четырехлетнего возраста.

Можно проводить и такие популярные среди зрячих детей игры:

2. «Гуси-лебеди».

3. «Каравай».

4. Игра в «паровоз».

5. Движение по кругу с пением и др. игры. Большое место в играх детей старшего дошкольного возраста (Олег) занимает конструирование из строительного материала, бумаги, проволоки, дерева, картона. Старшие дети дошкольного возраста сами разыгрывают отдельные сюжеты сказок, рассказов или привлекают для этого кукол, картонные фигурки.

Для детей шестилетнего возраста желательно иметь следующие игрушки и материалы для игр: телефон, радио, подъемный кран, экскаватор, трактор, легковую и грузовую машины, автобус, пароход, самолет, поезд, домашних и диких животных разных размеров, набор кукол маленького размера для игр с настольным строительным материалом.

Игрушки надо хранить в шкафу на полках, чтобы слепой ребенок мог сам брать их, зная, на какой полке стоит та или иная игрушка, и после игры убирать на то же место.

Помимо готовых игрушек, необходимо иметь разнообразный материал для изготовления самодельных игрушек (разные дощечки, лоскуты, бумагу, шпагат, картон, мягкую проволоку, коробки, катушки, колеса, природный материал, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголку и т.д.).

Для детей шестилетнего возраста можно приобрести разные конструкторы: деревянный, металлический, из пластмассы. Рекомендуется приобрести разборные игрушки, например складной дом, В конструкторе из пластмассы имеются маленькие кирпичики двух сортов, эти маленькие кирпичики можно соединять в большие. Из больших кирпичиков можно построить ворота, пешеходный мостик, башню, дом и другие постройки.

Родители помогают ребенку в игре: советуют подумать, во что он будет играть, что ему нужно для игры; иногда предлагают тему для постройки, связанную с содержанием прочитанного рассказа. В отдельных случаях взрослые сами играют с ребенком и таким образом влияют на направление и содержание игры. Но в руководстве игрой необходимо остерегаться навязчивости, которая подавляет инициативу и воображение ребенка.

Дети шестилетнего возраста играют во многие игры, в которые они играли в более младшем возрасте. Например:

    «Построим лесенку». Лесенка строится из кубиков в 10 ступеней (рис. 1).

    «Нанизывание шариков» (рис. 2).

    «Кто знает, пусть обратно считает». Основное назначение этой игры ─ дать понимание постепенного уменьшения количества на единицу и умение называть соответствующие числительные, что помогает ребенку в дальнейшем перейти от наглядного к отвлеченному устному счету. Для этой игры на стол кладут 10 кубиков, бочонков и т. п. Ребенок ощупывает предметы руками. Предположим, что на столе стоит 10 кубиков в ряд; убирая один кубик, мать говорит: «Девять», ребенок убирает еще один кубик и говорит: «Восемь» и т. д. «Ничего» ─ заявляет тот, кто взял последний кубик. Можно начать игру с 3-4 предметами и постепенно увеличивать число их до 10.

4. «Угадай, что у меня в руке?» (см. игру 4).

5. «Принеси игрушки» (см. игру 5).

6. «Считай правильно» (см. игру 8).

7. «Что изменилось?». эта игра проводится следующим образом. На стол кладут определенное количество предметов, ребенок ощупывает их руками, запоминает число предметов, и в каком порядке они расставлены, после этого отходит от стола. В это время производится замена предметов. По сигналу ребенок подходит к столу, ощупывает предметы и говорит, что изменилось. Иногда никаких изменений не производится. В этом случае ребенок должен сказать, что ничего не изменилось. При правильном ответе взрослый хлопает в ладоши.

Эту игру можно усложнить. Например, на столе поставить в ряд определенное число предметов, но промежутки между предметами увеличить, а число их оставить то же; убрать один предмет и т. д.

8. «Башенка из колец» (см. выше).

9. «Башня из кубов». Со сплошными кубами и кубами-вкладышами убывающей величины проводятся такие же игры и упражнения, как с башенкой из колец:

1) ребенок, поставив кубы один на другой в определенном порядке, сооружает башню или раскладывает кубы в один ряд по убывающей или возрастающей величине;

2

Рис. 10

) для игры берутся кубы двух наборов.

Ребенок подбирает парный куб вначале по имеющемуся в руках образцу, а затем по памяти (большой куб ─ 12 см, маленький ─ 3 см);

3) ребенок выполняет поручения: найди такой же куб, поменьше, побольше.

В играх и упражнениях с кубами ребенок значительно быстрее, чем в играх с башенкой обнаруживает свои ошибки; поставив большой куб на меньший, ребенок получает неустойчивую башню, она разваливается. Это заставляет ребенка быть более внимательным. То же можно проделать и с кубами-вкладышами: большой куб в меньший не входит, а если ребенок поместит меньшие и большие не по порядку, окажутся лишние кубы. Ошибку ребенок обнаруживает сам и повторяет упражнение сначала. Для первых игр можно предложить ребенку 5 кубов, а затем уже добавить остальные.

В процессе игры ребенок усваивает понятие куб, кубик (рис. 10).

10. «Матрешка». Деревянная разборная игрушка «матрешка» является сложной для слепых детей. Сложность этой игрушки заключается в следующем: надо разобрать игрушку, т. е. раскрыть постепенно все матрешки, соединить половинки и вновь собрать все матрешки в одну. Второй процесс более трудный, чем первый. Чтобы научить слепого ребенка пользоваться этой игрушкой, надо сначала взрослому самому разобрать игрушку, показать ее ребенку, вынуть все матрешки, соединить половинки и дать ребенку полный набор матрешек, не привлекая его внимания к тому, что каждая матрешка состоит из двух частей. Ребенок расставляет их по «росту». В это время уместно задать ребенку вопрос, заставляющий его применить соответствующие обозначения: «Какая это матрешка?» ─ «Большая», «высокая», «эта ниже», «самая низенькая».

Затем надо учить ребенка раскрывать одну матрешку за другой: сначала раскрыть две матрешки и дать ребенку половинки двух матрешек соединить. Так изучается игрушка до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно разбирать и собирать ее (рис. 11).

Собирая и разбирая матрешку, слепой ребенок усваивает навыки координации движений пальцев, развивается его осязание.

11. Игра «Стук-стук» (см. выше).

12. Шеститочие (см. выше рис. 7).

13. «Найди предмет». Эта игра проводится со слепыми детьми в комнате. Прячется игрушка, которую можно легко найти, если следовать в указанном направлении. Ребенок выходит из комнаты и ждет, пока его позовут; в это время мать прячет где-нибудь (под стулом, на диване, на столике) игрушку. Ребенок входит по сигналу в комнату, и ему дают задание: «Ты должен найти игрушку (куклу или какую-либо другую игрушку), которую я спрятала, а чтобы ты мог легко ее найти, слушай внимательно: «Пойдешь отсюда (указывает место) прямо, дойдешь до стены, поверни направо, дойдешь до угла, там стоит стул, найди его и начинай искать, там я спрятала игрушку». Ребенок отправляется искать, ему напоминают о направлении, особенно там, где требуется поворот. Он находит нужную игрушку или вещь.

Эта игра очень полезна для слепых детей потому, что развивает у них ориентировку. Ее хорошо проводить во дворе, на прогулке в поле, на лугу, в лесу, на полянке.

Если игра проводится на прогулках, расстояние отсчитывается шагами, например: «Иди прямо, пройдешь 10 шагов, поверни налево, пройдешь 6 шагов, поверни направо, пройдешь 5 шагов, тут растет куст, на нем и начинай искать спрятанную вещь». «Нашел? Беги обратно» и т. д.

14. «Стук-стук в барабан». На столе, придвинутом к стене, кладут барабан. Ребенок по сигналу с условленного места подходит к барабану и выстукивает определенный ритм. Первый раз ребенку объясняют, где стоит стол и лежит барабан, а в дальнейшем он самостоятельно подходит к барабану и выстукивает ритм.

15. «Накорми лошадку». У стены стоит игрушечная лошадка. Ребенок подходит к ней с ведерком, чтобы накормить ее, находит морду лошади и «кормит» из ведра.

Лошадку можно заменить крупной куклой или мишкой, придумать лакомство, которое несет для них ребенок.

Слепых детейстаршего дошкольного возраста необходимо знакомить со зрячими детьми и проводить с ними подвижные игры.

Например:

1. «Яков, где ты?» Все дети должны взяться за руки, встать в круг, выбрать двух детей. Слепой ребенок будет «жмурка». Он ловит другого ребенка, спрашивая его: «Яков, где ты?» (можно назвать и настоящее имя ребенка). «Я здесь» ─ отвечает тот и убегает. «Жмуркa» по голосу старается определить его местонахождение и поймать его. Можно выбрать двух «жмурок» (зрячему ребенку завязывают глаза). «Жмурки» часто ловят друг друга вместо того, чтобы поймать «Якова». Это оживляет игру.

2. «Гуси-лебеди».

3. «Поезд». В комнате (летом на улице) ставятся стульчики один за другим. На них усаживаются в затылок друг другу дети-пассажиры. Сидящий первым изображает паровоз и свистит. Дети едут, постукивая ногами об пол. Раздается звонок, ─ поезд останавливается на станции, пассажиры отправляются погулять в лес, нарвать цветов, собрать ягод, грибов. Раздается звонок, извещающий об отправлении поезда, дети бегут занимать свои места; поезд трогается, ─ играющие начинают опять слегка постукивать ногами. При повторении игры дети меняются местами. Звонок дает ведущий игру. Эту игру можно провести без стульчиков, тогда дети становятся в затылок друг другу, руки кладут на плечи впереди стоящего и бегут, постукивая ногами.

4. Движение по кругу с пением.

Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей.

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребёнок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно научить играть, помочь ему овладеть игрой.

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребёнка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является чёткое взаимодействие родителей, педагогов, врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребёнку, а какие нет.

Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребёнка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребёнка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений.

Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребёнка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребёнка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение.

Общие требования к проведению игр

Выбирая инвентарь для игры, взрослый должен: для слепых-использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.);для детей с остаточным зрением и слабовидящих-подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используются красный, жёлтый, зелёный, оранжевый цвета).

Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить её размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения). На площадке не должно быть пней, ям, кустарника.

Ведущий тем или иным сигналом должен ориентировать играющих. Звук лучше всего улавливается ребёнком, если его источник установлен на уровне лица.

В процессе игры (эстафеты) взрослый ведёт постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутомления, ведущему необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребёнка, а именно:

Общее состояние здоровья ребёнка (перенесённые инфекционные и др. заболевания);

Состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

Наличие сопутствующих заболеваний;

Состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая ремиссия);

Способность ребёнка ориентироваться в пространстве;

Наличие предыдущего сенсорного опыта;

Состояние и возможности сохранных анализаторов;

Состояние нервной системы.

Игры с бегом

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков-10-12 человек.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция: Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант(игра для слабовидящих и зрячих):

Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!»

Методические указания.

Пары следует комплектовать так: незрячий и ребёнок с остаточным зрением; зрячий - незрячий.

Играющим нельзя выходить за пределы площадки.

Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т. П.).

Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается непойманным.

«Коршун и наседка»

Цель: развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков-не более 10-12 человек.

Инвентарь: два озвученных браслета или колокольчика, верёвка или канат.

Инструкция: Из играющих детей назначаются коршун и наседка, все остальные-цыплята. Цыплята становятся в колонну в полушаге друг от друга и берутся одной рукой за общую верёвку или за пояс впереди стоящего игрока. Наседка становится первой, коршун надевает на руку браслет (колокольчик) и встаёт лицом к наседке на расстоянии 1-2метра.

По сигналу взрослого коршун старается обежать колонну игроков и поймать последнего цыплёнка. Наседка мешает коршуну, преграждая ему путь. Последний цыплёнок считается пойманным, если коршун коснулся его рукой. Независимо от того, удалось коршуну поймать цыплёнка или нет, через 40-50 секунд игра останавливается, и назначаются новые коршун и наседка.

Методические указания:

-«Цыплятам» нельзя отрывать руку от каната.

По заранее оговорённому сигналу игроки прекращают игру.

-«Наседка» не имеет права хватать «коршуна» за руки.

Следует напомнить игрокам, чтобы они крепко держались за канат или пояс впереди стоящего игрока и соблюдали тишину.

Игра отличается большой интенсивностью, поэтому она не должна быть продолжительной.

Игры на развитие сенсорных систем

«На ощупь»

Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.

Количество игроков-5-10 человек.

Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.

Инструкция: В тёмный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, напёрсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.

Методические указания:

Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой.

Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещёнными в мешок.

«Где стереть?»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Количество игроков-4-10 человек.

Инвентарь: бумага, карандаши, стирательные резинки.

Инструкция: На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности, и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.).Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Методические указания: Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.

Игры-эстафеты

«Догони обруч»

Цель: развитие быстроты и ловкости, глазомера.

Количество игроков-6-15 человек.

Инвентарь: обручи по числу играющих детей.

Инструкция: Для игры обозначают стартовую линию, в 5-6 метрах от неё контрольную, а в 8-9 метрах от стартовой - финишную. Две-три команды выстраиваются у стартовой линии, в руках у каждого игрока обруч. По первому сигналу стартующие участники делают замах обручем, по второму выполняют бросок обруча так, чтобы он катился. Как только обруч достигнет контрольной линии, бросивший выбегает и старается догнать обруч, прежде чем тот докатится до финишной линии. Побеждает тот, кто несколько раз был первым.

Методические указания: Падение обруча считается ошибкой.

« Ногой по мячу»

Цель: развитие равновесия и точности движений, ощущения пространства при отсутствии зрительного контроля.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция: В шести шагах от игрока помещается волейбольный мяч. Водящему завязывают платком глаза. Затем, поле поворота на 360◦, он должен подойти к мячу и ударить по нему ногой. Играют по очереди несколько раз. Выигрывает тот, кто большее, количество раз, попал по мячу.

Методические указания: Место для игры следует подобрать ровное, без канав, кустарника и пней.

Игры для пожилых людей

Из этой статьи вы узнаете:

    Какие игры для пожилых людей можно организовать на празднике

    Какие будут уместны игры в День пожилого человека

    Какие есть настольные игры для пожилых людей

    Какие настольные игры придумали для слабовидящих пожилых людей

    Полезны ли подвижные игры для пожилых людей

    Почему игры для пожилых людей являются главной частью программы проживания в пансионате для престарелых

Наверняка кто-то помнит ностальгические картины из детства, когда наши пожилые бабушки и дедушки проводили свободное время не за просмотром телесериалов, а собирались за столом дома или даже во дворе, чтобы насладиться интересными настольными играми. Мы решили возродить те добрые традиции уютных вечеров, вспомнив интересные универсальные игры для пожилых людей.

Программа развлечений и игры для пожилых людей на празднике

Кто-то из дорогих вам людей почтенного возраста отмечает день рождения или празднует иное торжество, и вы задумались как развлечь своих пожилых родственников? Что ж, стоит лишь правильно составить план данного мероприятия, чтобы сделать праздник пенсионеров незабываемым! Прежде всего следует приблизительно узнать число гостей, учесть, что в силу уважаемого возраста не все смогут принять участие в одних и тех же развлечениях. Например, если речь идет об изготовлении поделок, то участники, которых беспокоят заболевания суставов, не смогут полноценно участвовать. Разработанный вами сценарий должен охватывать возможно большее количество участников, будучи в то же время увлекательным для них. Вот некоторые рекомендации по организации игр для пожилых людей:

Лото

Данное развлечение является одним из самых популярных среди старшего поколения. Набор для этой игры можно приобрести в магазине по вполне бюджетной цене, а дабы разнообразить её и добавить интриги, рекомендуем учредить для участников небольшие призы. Причем красивая упаковка добавит получателю подарка ещё некоторую долю положительных эмоций. Здесь могут быть маленькие сувениры, предметы для кухни, косметика. А можно объявить, что каждый участник игры сам пусть выберет то, что ему нравится.

Возможна и другая интересная вариация данной игры для пожилых. Нужно подготовить достаточное количество карточек, с написанным на каждой из них названием песни. Конечно лучше выбирать репертуар из числа популярных шлягеров прошлых лет, тех, что нравятся вашим родным и их гостям. При этом один участник игры начинает исполнять песню, указанную на выбранной карточке, другой игрок угадывает её название. Здесь любой может подхватывать, порой получается целый дружный хор. Опять же можно дарить участникам игры призы.

Аукцион

Очень интересное и веселое развлечение! Как и в предыдущей игре используйте подарки, это будут аукционные лоты. Для интриги все призы непременно должны быть тщательно упакованы, чтобы их содержимое оставалось тайной для пожилых аукционеров. Приготовьте некие условные “деньги”, затем раздайте суммы, достаточные для любой покупки, каждому из участников.

Угадай мелодию

Для этой игры должен присутствовать человек, владеющий каким-либо музыкальным инструментом. Можно просто скачать полюбившиеся нашим пожилым участникам музыкальные произведения из Интернета и прослушивать их частями. Сначала вы проигрываете три-пять нот и, если никто не угадал мелодию, по условиям игры звучит ещё отрывок и так дальше. Когда кто-то угадает песню, он может пропеть её вместе с друзьями.

Фотоконкурс

Эта игра потребует некоторой подготовки от самих участников. Она способна подарить много приятных воспоминаний и эмоций! Пожилых людей нужно попросить прийти со своими детскими фотографиями. Проведите конкурс “Угадай, кто на фотографии”, а когда кого-либо узнают, многим будет очень интересно услышать рассказ их знакомого о том, когда и при каких обстоятельствах была сделана фотография. Можно устроить конкурс на лучшие фотографии, причем со всевозможными номинациями.

Мастер-классы

Можно провести целый ряд уроков, заинтересовав большинство наших пожилых участников. Если, к примеру, наша уважаемая публика – представительницы прекрасного пола, устройте мастер-класс по оформлению букетов, заранее позаботившись о наличии разных цветов, ваз, инструментов. По окончании можно устроить конкурс на самый красивый букет с последующей раздачей подарков и самих цветов победительницам.

Викторины

Среди пожилых людей игры-викторины всегда пользуются популярностью, особенно если вопросы имеют прямое отношение к временам молодости собравшихся. Воспоминания юности и обсуждение их друг с другом всегда проникнуты ноткой ностальгии, вызывают живой интерес пенсионеров. Пожилые участники должны заполнить анкеты с подготовленными вами вопросами, касающихся их прошлого. Игра заключается в том, чтобы после прочтения этих заполненных анкет, остальные угадали о ком идет речь. Прекрасным вариантом будет проведение викторины с одним главным героем, как правило, тем, ради кого собрались гости. Припасите вопросы, касающиеся его биографии: учеба, первые трудовые годы, значимые вехи судьбы, дети и внуки.

Немного движения

Однако не одними лишь настольными играми ограничен досуг пожилых людей. И среди пожилых людей найдется достаточное количество любителей танцев. Дайте возможность потанцевать собравшимся, включив музыку их молодости.

Игры в День пожилого человека

«101 младенец»

Гости приносят с собой свои детские фото. Поместив пронумерованные прежде фотографии на стену, ведущий снабжает собравшихся бумажками с номерами. Далее гости пытаются угадать кому принадлежит то или иное фото, подписывая имена рядом с каждым номером. Вскоре ведущий собирает бумажки и, выяснив по ним кто же угадал больше имен, дарит приз победителю игры.

«Вспомни песню»

Зачитывая по одной строчке из разных популярных песен, ведущий просит пожилых участников угадывать их. Примеры: “С веток лепестки летят и вьюжатся…”(“Белая черемуха”, исп. Анна Герман), “В этих строчках лишь одно – нам здесь очень здорово…” (“Манжерок”, Эдита Пьеха), “В потоке солнечного света у киоска ты стоишь… (“Королева красоты”, Муслим Магомаев) и т.д.

«Испорченный телефон (рисунок)»

Игра по аналогии известного “глухого телефона”, где некая фраза передаётся по цепочке, превращаясь в конце в нечто совершенно отличное от первоначального варианта. Только здесь вместо слов будет использоваться листочек бумаги с рисунком. Первый в очереди изображает на ней нечто произвольное. Второй рассматривает её пока первый отсчитывает оговоренное количество секунд, затем пытается повторить рисунок по памяти и передаёт его дальше и т.д. Завершающий этап игры – сравнение первого рисунка с изображением на бумажке последнего в цепочке.

«Песню, запевай!»

Произнося лишь последние слова из каждой строки первого куплета песни, участникам предлагается вспомнить её.

– “…опушке, …избушке, …солила, …кадушке” (“Зима”, Э. Хиль);

– ” …даль, …встающий, …печаль, …пуща” (“Беловежская пуща”, гр. Песняры).

Если пожилые знатоки музыкального творчества легко справляются, попробуйте усложнить игру, предложив узнать песню по последнему куплету.

«Самый близкий»

Прибывающие на праздник гости записывают на бумажке свои имена и даты рождения. Собрав все листочки с данными, приступайте к простой игре, в которой победит тот пожилой конкурсант, чья дата рождения окажется ближе всех к дате отмечаемого вами торжества.

Конкурсы и игры для пожилых людей за столом

Не секрет, что многим бабушкам свойственно собираться на лавочке, чтобы за разговорами немного развеять скуку. Конечно во время бесед кому-то могут основательно “перемыть косточки”, например, ближайшему шумному соседу. Не будем осуждать наших эрудированных пожилых дам, лучше предложим им интересную игру под названием “Сплетни”, очень простую и забавную. Сперва нужно определиться, о ком вы будете «сплетничать», затем поочередно нужно написать об этом знакомом предложения на листке бумаги. Первый начинает, который обычно пишет фразу, недалёкую от истины. Далее бумажку нужно загнуть и передать второму участнику, который записывает свою фразу на основе последнего слова предыдущего игрока. Затем по цепочке и той же схеме каждая новая “сплетня” начинается с последнего слова предыдущей, подобно тому, как рождаются разные слухи. После того как последний игрок напишет свою фразу, можно прочитать текст полностью вслух. Получается забавная игра-пародия на настоящие сплетни, со смешным искажением смысла.

Ещё одна интересная игра для пожилых, которая называется “Вспомни всё”. Конкурс заставит гостей окунуться в воспоминания о советском прошлом. Попросите их вспоминать разные особенности жизни в те далекие годы. Начните с обсуждения цен на различные продукты, по чём приходилось покупать во времена СССР. Можно попытаться вспомнить названия песен, исполнителей, композиторов или, например, попросите старожилов перечислить некоторые фамилии членов Советского Политбюро. Вариантов масса. Если пожилой участник конкурса не сумел освежить в памяти верную информацию, он переходит в категорию выбывших из игры. Обладатель самых точных знаний о прошлом, становится победителем.

Для разнообразия предложим ещё одну простую, но веселую игру. Для начала необходимо надеть повязку на глаза одного из пожилых участников, поставив затем перед ним тарелку, в которой находится нечто несъедобное, типа игрушки или небольшого предмета быта. Попросите его с помощью вилки и ножа назвать содержимое тарелки. Верно определивший объект при помощи инструментов считается победителем и может получить приз, например, угаданный предмет.

Посоветуем вам и такую игру для пожилых, где необходимо вспомнить и пропеть большее количество песен, в которых встречается определенное слово. Любые слова подойдут для этого конкурса: Земля, море, дорога, Родина, любовь. Или повспоминать песни, в которых упоминается некое имя, то конечно лучше попытаться напеть их.

Какие есть настольные игры для пожилых людей

Настольная игра предоставляет для пожилого человека возможность приятно провести время в компании хороших друзей. И она будет более интересной, если в ней примут участие большее количество участников. Но если партнеров поблизости не оказалось, это не повод отчаиваться. И один пожилой человек в поле воин, когда берется, например, за такие игры, как раскладывание пасьянса, собирать пазлы, садится за разгадывание кроссворда.

Настольные игры бывают самыми разнообразными: шахматами и шашками, игральными картами, домино, разными игровыми полями, использованием карандаша и листка бумаги.

Некоторые игры не потребуют от пожилых людей быстроты реакции, напротив, здесь понадобится спокойная вдумчивость, неторопливость. В противоположность им - игры, вызывающие эмоциональный отклик и азарт участников, где нужно меньше думать, быстрее совершать ход в попытке поймать удачу. В борьбе за победу в них потребуются координация, скорость движений, концентрация внимания и физические возможности пожилых конкурсантов.

Давайте рассмотрим какие же есть варианты настольных игр для пожилых людей:

    Командные. Этот вид игры для пожилых людей предполагает наличие двух команд, специальных карточек с заданиями и игрового поля. Сюжет вполне может быть по мотивам компьютерной игры или фильма.

    Логические . Данная категория игр способствует поддержанию и развитию интеллектуальных способностей пенсионеров, однако отлично подойдут также детям, представителям средних возрастов. Варьируя сложность вопросов или, например, усложняя критерии при составлении слов, можно заставить задуматься как пожилых, так и более молодых участников.

    Экономические. Ярким представителем игр подобного класса является широко известная «Монополия». Играющие занимаются планированием, стараясь верно распределять средства для постройки бизнеса, приобретения производств, пытаясь извлечь прибыль. Игра учит распределять материальные средства, способствует верному расчету и целеполаганию.

    Карточные. Практически не требуют никакой особой подготовки в силу общеизвестности. Эти игры для людей пожилого возраста не представляют сложностей, более того, иной мастер преклонного возраста способен дать фору более молодым соперникам по игровому столу. Хорошо подходят для тихого семейного вечера.

    Приключенческие. Подобные игры потребуют составления сценария. Это может быть некая таинственная история, где путем распутывания загадок нужно дойти до сути. Пожилые игроки и другие участники могут примерить на себе роли различных персонажей, сыщиков, колдунов, добрых фей, простых обывателей.

Не забудем упомянуть такие командные игры, как футбол или волейбол, полезные для развития ловкости и координации.

Чем интересны эти игры и викторины для пожилого человека? Прежде всего тем, что он весело и с пользой проводит время, находясь среди друзей, общаясь со сверстниками и юным поколением. Человек преклонного возраста получает новую информацию, тренирует память и применяет свои знания в разных областях.

Игры умеют объединять людей, способствуют поискам новых увлечений, развитию логики, приводят к пониманию возможности как победить, так и проиграть. Однако настольные игры для пожилого человека не ограничиваются собственно столом и помещением. Играть можно где угодно, будь то отдых на природе или путешествие.

Настольные игры для пожилых людей, которые плохо видят

Существует ряд классических настольных игр, которые ведут свою историю из далекого прошлого, оставаясь актуальными даже сегодня. Они знакомы всем поколениям, любимы азартными людьми любых возрастов.

Кости игральные с выпуклыми точками. Эти кубики с контрастными (черное на белом) выпуклыми точками предназначаются для комфортной игры людей с нарушениями зрения. Используются, например, в нардах, «Монополии». Такими игральными кубиками будет также удобнее играть пожилым людям, имеющим проблемы со зрением в силу возраста.

Шашки тактильные. Настольная игра для слабовидящих и слепых. Обычно крепкая пластиковая доска, размеченная на квадраты, имеющая углубления для фишек. Деревянные шашки круглой или квадратной формы, “дамки” увеличены вдвое.

Судоку для слабовидящих и незрячих. Популярное в Азии развлечение теперь стало доступным для слабовидящих и слепых.

Игра «Монополия» со шрифтом Брайля. Знакомая миллионам игра “Монополия” зародилась в начале 30-х годов прошлого века и до сих пор является достаточно модной, востребованной. В варианте для слабовидящих и незрячих людей, в том числе пожилого возраста, любые надписи на карточках или самом поле выполнены шрифтом Брайля, а кости имеют выпуклые точки.

Текстурированное домино. Домино для незрячих детей или пожилых людей, где классические картинки заменены тактильно ощущаемыми.

“Крестики-нолики”. Эта игра предназначается для детей от четырех лет, а также для людей пожилого возраста с нарушениями зрения. Она способствует развитию математических способностей, логики, тренировке памяти, внимания, помогает развить слабовидящим пожилым людям ориентацию в пространстве, поддерживает в норме мелкую моторику рук.

Игральные карты для незрячих и слабовидящих людей со шрифтом Брайля. Карты с увеличенным рисунком, на которых масти обозначены шрифтом Брайля. Это заметно облегчает игру слабовидящим пожилым людям.

Нарды тактильные . В наборе идут разделенная особыми барьерами доска, а также белые фишки, которые имеют отличие от черных, наличием на вершине маленькой металлической выпуклости. Игральные кости тоже имеют подобные выпуклые точки. Такие нарды положительно сказываются на способностях слабовидящих пожилых людей к логическому мышлению, поддержанию и развитию концентрации внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Домино с выпуклыми точками. Людям с нарушенным зрением значительно помогают специальные выпуклые черные точки на белых костяшках домино.

Фишки для игры “Бинго” со шрифтом Брайля. Бинго – прекрасная игра для слабовидящих и незрячих, в том числе пожилого возраста. Выбираемые произвольным образом числа от 1 до 75 ставятся на карточки участником. Тот, кто первым заполнит ее фишками полностью, тот и выиграл. Подобное развлечение улучшает память, внимание, логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук.

Какие полезны подвижные игры для пожилых людей

Подвижные игры доступны пожилым людям, не имеющим существенных проблем со здоровьем. Пенсионеры могут ходить на лыжах, ездить на велосипеде, играть в городки, плавать на лодке. Тем из них, кто раньше дружил со спортом, доступен бег трусцой. Однако скорость бега должна находиться в интервале 120-140 шагов в минуту. Крайне осторожными пожилым людям следует быть при наращивании беговых нагрузок. Делать это нужно постепенно.

Весьма рекомендуемы для людей преклонного возраста пешие прогулки на свежем воздухе. Эта естественная и доступная всем форма физической активности является наиболее удобной для занятий. Причем темп ходьбы подбирается в зависимости от физического состояния и общего самочувствия пожилого человека. Рекомендуется периодически ускоряться, повышая обычный темп на 10-20 шагов в минуту. На начальном этапе занятий (3-4 недели) такие ускорения не должны длиться дольше 2-х минут. Примерно через полгода регулярных тренировок этот высокотемповый отрезок можно увеличить до 8-10 мин.

Пожилым людям показано заниматься разнообразными формами физической активности. Будут полезны легкие физические нагрузки при традиционном уходе за приусадебным хозяйством, простые слесарные и столярные работы.

Во многих городах России существуют группы здоровья для пожилых людей, где у персонала имеется значительный опыт работы с такими группами. Занятия в подобных группах привлекают старшее поколение, так как регулярные упражнения повышают настроение, улучшают сон и аппетит, тренируют кардиосистему организма. Конечно, благодаря постоянному общению, объединенному общими интересами членов группы, в норме находится их психологическое состояние.

Для пожилых людей группы здоровья – это своеобразный клуб по интересам, где не только улучшается самочувствие, но и где 2-3 раза в неделю происходит приятное общение с такими же увлеченными сверстниками. Разнообразная программа занятий предполагает широкий набор видов физической активности в подобных группах. Пожилым людям доступны лечебная гимнастика, игры спортивной направленности, индивидуально подобранные упражнения.

Игры для пожилых людей в пансионате для престарелых как часть программы проживания

Образ жизни и организация досуга пожилых людей определяют качество их бытия в не меньшей степени, чем здоровое питание и медицинское обслуживание. Познавательный отдых в приятной компании необходим пожилым людям для разносторонней тренировки интеллекта, способствует социализации. Организация подобного вида отдыха людей почтенного возраста содержит элементы творчества, раскрывает ряд положительных личных качеств, способствует уверенности в своей дееспособности. Постоянно находясь в обществе людей с аналогичными запросами, интересами, проблемами, пожилой человек зачастую повышает самооценку, проявляет активность в трудовой деятельности.

Существует множество вариантов интересного препровождения свободного времени, будь то новогодние праздники или другие торжественные даты, их всегда достаточно в календаре. Это ожидаемые события, к которым заблаговременно готовятся. Однако необходимо помнить также об организации ежедневного досуга пожилых людей, причем желательно с определенной долей творческой составляющей. Следует не забывать о регулярных прогулках на свежем воздухе, других видах физической активности. Если пожилой человек утратил способность к подобной физической активности, тогда можно найти интересный вид деятельности другого характера.

Пенсионеры, не имеющие возможности заниматься собственно спортом, всегда могут иметь причастность к нему как заинтересованные зрители, организаторы мероприятия, советники по разным вопросам.

Акцент участия пожилых людей в развлекательной программе смещается в сферу художественного оформления мероприятия. Немало прекрасных картин, изящных вышивок, плетеных предметов обихода создано немолодыми умельцами вопреки скучной повседневности. Так рождается истинное хобби. Особо следует отметить трогательную заботу многих пенсионеров о своих домашних питомцах, к которым они безгранично привязаны.

Зачастую общественная деятельность в полной мере заполняет досуг пожилых людей. Складывается впечатление, что эти люди не подозревают об ограничениях, связанных с их возрастом! Они частые гости на театральных постановках, в кинотеатрах, на всевозможных выставках.

Всякая форма досуга должна соответствовать возможностям старого человека, быть доступной. Естественно, досуг обязан развивать личные качества пенсионеров, а также способности к самообслуживанию для эффективной адаптации в социуме.

Индивидуальный отдых почтенных людей зачастую требует большего времени в силу их немощности. Качественно проведенный досуг, занятия любимыми делами, творческая деятельность, интересное общение придают их жизни новый смысл. Следует избавиться от заблуждения, будто пожилые люди не нуждаются в развлечениях. Просто к этому возрасту меняется характер, предпочтения. Престарелые люди становятся более склонны к познанию, философским беседам, творческой деятельности.

Сейчас существуют специальные игры и конкурсы, разработанные для пожилых и инвалидов-колясочников, которые активно используются в программе проживания в пансионатах для престарелых. Смысл данных игр в том, что пациент последовательно решает задачи, двигаясь от более простой к более сложной. Не напрасно пенсионеры столь деятельны в плане заполнения кроссвордов. Форма их досуговой деятельности самым прямым образом влияет на тренировку логического мышления, тренировку внимания, памяти. Вероятно именно по этой причине многие пожилые люди сохраняют ясный ум, способность здраво рассуждать на протяжении всей жизни, причем существенная часть людей преклонного возраста обучилась пользованию компьютером.

По причине возрастных изменений не все способы принять участие в играх и развлечениях, доступных для пожилых людей. Но многим, например, прикованным к коляске, простая прогулка на свежем воздухе приносит целый спектр позитивных эмоций. Не стоит забывать об организации свободного времени пенсионеров, чтобы обеспечить достойную старость близких.

Пенсионеры, имеющие ограничения в силу возраста, и инвалиды на определенном рубеже своей жизни могут сталкиваться с трудностями, проблемами, связанными с адаптацией к новым жизненным условиям. Порой это наблюдается при нахождении пожилого человека в специализированном пансионате, во время организации лечения. Здесь важное значение приобретают качественное оказание всей необходимой помощи, благожелательная атмосфера и социальное окружение.

Несомненно, порой некоторые пациенты пансионатов имеют особенный характер и не удовлетворены окружающей действительностью. В подобных случаях пожилым людям требуется лишь чуточку больше внимания и индивидуальный подход. Важно, чтобы все постояльцы понимали, что любые их проблемы выносятся на обсуждение, а мнения постояльцев учитываются. Качественная организация досуговой деятельности пожилых людей тесно связана с новейшими программами развития, расширяющими горизонты жизнедеятельности пожилых граждан.

· Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон.

· Шел Саша по шоссе, нес сушки в мешке. Сушку - Грише, сушку - Мише. Есть сушки - Проше, Васюше и Антоше. Есть две сушки - Нюше и Петруше.

Глава 2. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

I. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой (Л.Б. Сам-бикин, 1960).

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов, вожатых и врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет. Вожатым и педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слепого ребенка.

Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребенка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Порой у дошкольников и даже младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания (Д.М. Маллаев).

Поэтому для организации игровой деятельности необхо-" димо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение. Если есть необходимость увлечь детей, заинтересовать их игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все они могут принять активное участие. И наоборот, если дети чрезмерно возбуждены, игра должна быть более спокойной.

В продолжение темы:
Безопасность

лекция 6 Значение правильной организации питания в походеПитание = Неправильное питание = Энергия + строительный материал 1. 2. 3. 4. Проблемы со здоровьем Психологический...

Новые статьи
/
Популярные