Стили речи и названия жанров. Ежегодные послания президента РФ Федеральному собранию. История, тематика и подготовка О выходе США из договора по ПРО

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Лексические особенности речи политика

(на примере анализа ежегодного обращения президента РФ к Федеральному собранию)»


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДЕНИЦ В РЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА РФ

2.1 Стилистическая направленность посланий президента РФ Федеральному собранию

2.2 Специфика употребления лексики в послании

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

политический речь спичрайтинг лексика

Стоит предположить, что, по-видимому, нет более важной и интересующего многие массы россиян речи, чем речь Президента страны. Именно благодаря целостности и содержанию такой речи каждый слушатель делает свои выводы: как о политике Президента, так и коммуникативных особенностей главы государства, особенно если это первое послание к Федеральному посланию российского лидера. Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, по какому пути пойдет Россия в ближайшее время.

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в многочисленных средствах массовой информации тема обращения Президента к Федеральному собранию анализировалась лишь с точки зрения использования информационной и воздействующей функций. Однако более детальное рассмотрение послания: системного анализа первоисточника, особенностей целостности текста, лингвистической стороны выполнено не было. Также ни в одном источнике не было проведено анализа коммуникативных, экспрессивных, эстетических, а также ресурсных функций языка Дмитрия Медведева.

Тем не менее, тема спичрайтерства на сегодняшний день достаточно актуальна и исследована, прежде всего, потому, что являясь важнейшим средством коммуникации и выражения мысли, язык служит инструментом познания, постоянного осмысления мира человеком и превращения опыта в знание. Язык – это не только средство для передачи и хранения информации, но и инструмент, с помощью которого формируются новые понятия, во многом определяющие сам способ человеческого мышления. Выбор конкретных языковых средств оказывает влияние на структуру мышления и тем самым на процесс восприятия и воспроизведения действительности.

На сегодняшний день внимание к спичу известных политических деятелей значительно возрастает.

Целью работы является рассмотреть и проанализировать особенности Послания Президента РФ Федеральному собранию в контексте технологий спичрайтинга.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

Рассмотреть понятие и значение спичрайтинга;

Выполнить практический анализ Послания Президента РФ Дмитрия Медведева в контексте коммуникативных, лингвистических, ресурсных, экспрессивных функций языка;

Разработать пути совершенствования использования технологий спичрайтинга в деятельности российских политиков.

Объектом работы являются технологии спичрайтинга. Предметом работы является особенности использования технологий спичрайтинга российским Президентом Дмитрием Медведевым.

Практическая часть работы включает в себя исследование автора по материалам текста Послания Президента РФ к Федеральному собранию.

Практическая значимость исследования обуславливается возможностью использования материалов работы для студентов при изучении вопросов политического спичрайтинга.


ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА ПУБЛИЧНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

1.1 Особенности публичной политической речи

В настоящее время в связи с массовостью распространения информации происходит становление системы активных публичных коммуникаций, участниками которых становятся государственные и общественные институты, граждане как члены социума. Публичными являются коммуникации, «нацеленные на передачу информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса», то есть статуса, связанного с открытостью и ориентацией на общее благо.

Формирование публичной сферы и активные публичные коммуникации нашли свое отражение и в речевой практике общества, изменилась языковая и речевая ситуации, в этот период «происходит формирование и одновременно структурирование огромного речевого массива, который удобнее было бы называть устной публичной речью. В сфере устной публичной речи формируются свои типы речевых стратегий, своя система речевых действий, свои, качественно новые разновидности текстов». Все это вызывает пристальное и обостренное внимание российского общества к собственно проблемам языка, служит причиной возрождения риторики как науки и активной общественной практики.

Публичное выступление – важный шаг в работе политика, поскольку представляет собой воплощенный в живую речь определенный политический текст. В арсенале умелого политика слово – мощное оружие, эффективное средство достижения цели.

Выступление любого политического деятеля – это не просто грамотно построенная и правильно произнесенная речь. При построении выступления успешному политику необходимо уметь использовать арсенал средств таких наук как лингвистика, риторика и психология: знание их основ позволяет создать яркий интересный текст, правильно провести подготовку к публичной речи, выступить и произвести желаемый эффект на слушателей. Создание текста публичного политического выступления – это первый и важный этап подготовки ораторской речи. Большую роль при этом играет наличие таких значимых особенностей текста, как лаконичность, точность, ясность.

Написанием текстов для официальных публичных выступлений политических деятелей, как правило, занимаются специальные люди – спичрайтеры, которые и следят за тем, чтобы выступление было построено правильно. Спичрайтер не только готовит для первого (должностного) лица текст выступления, но и консультирует это первое лицо по вопросам «исполнения» данного выступления, ведет контроль за ходом и результатами рабочего процесса.

Особенности построения публичных политических речей складывались на отечественной почте в течение довольно длительного времени. Условно этот процесс можно разделить на несколько периодов, каждый из которых имеет свою специфику:

1. Хрущевско-брежневский период.

В это время появлялись свои классики и хрестоматийные приемы и фразы политической речи, отрабатывалась техника привлечения к работе профессиональных «текстовиков», обживались выбранные для труда речеписцев госдачи.

2. Горбачевский, когда при внешне сохранившихся стандартах работы публичные речи адаптировались к политическим изменениям и персональным особенностям политического лидера, который сам умел подолгу говорить без бумажки, активно и «интерактивно», в отличие от Брежнева, работал с текстами докладов и других идеологических документов.

3. Ельцинско-черномырдинский, время институционализации политических речей, создания специальных подразделений (референтура при Борисе Ельцине и группа анализа и планирования при премьере Викторе Черномырдине). Президент и глава кабинета были мастерами экспромтов, но не относились к числу людей, способных системно работать над собственными речами и документами (что нельзя сказать о других ключевых фигурах этого периода политической истории – Егоре Гайдаре и Анатолии Чубайсе, прибегавших не столько к услугам спичрайтеров, сколько советников). Ельцинско-черномырдинский этап – это и эпоха создания новых, «вестернизированных», жанров – радиообращений, телеобращений, книг.

4. Путинский, характеризующийся окончательной институционализацией профессии, адаптированной под решение конкретных идеологических задач. Данный этап продолжается по настоящее время, поскольку нынешний президент РФ Д.А. Медведев в основном продолжает придерживаться основ организации политической речи, заложенных его предшественником.

Еще одной особенностью публичного политического выступления является тот факт, что данный тип речи «работает» на создание определенного имиджа политика. Речевой имидж – это не данная природой внешность, которую невозможно или, по крайней мере, очень трудно изменить. Основные параметры и манера устной речи – вещи устойчивые –тембр голоса, дикция, артикуляция, темп произношения, наиболее употребляемые слова, т.е. фонетические и лексические особенности. Поэтому речь человека часто сравнивают с его почерком – она индивидуальна и неповторима. Цель работы политического лидера таким образом – сделать свою речь достаточно узнаваемой. Это возможно путем систематического и правильного использования в своих публичных выступлениях определенного набора языковых средств, в том числе и лексических.


1.2 Языковые явления в политике

Поскольку публичная политическая речь является неотъемлемой частью ораторского искусства, то она использует различные средства языка с целью определенного воздействия на аудиторию. Процесс подготовки выступления обычно состоит из нескольких этапов: написанный текст выступления всегда согласуется, в окончательный текст вносятся правки, расставляются необходимые акценты. Официальные выступления должны надолго запоминаться и оставлять хорошие впечатления. Отсюда и использование большого количества различных языковых стилистических средств.

Основной компонент публичного политического выступления – речь. Протокольная (или, как ее еще называют, рамочная) - речь, обрамляющая событие: речь-приветствие, ответное слово, напутственное слово, речь на презентации. От выбора стиля речи зависит и набор языковых средств и приемов, используемых в ней.

Приветственная (иногда ее называют вступительной) речь содержит следующие смысловые компоненты: открытие мероприятия, приветствие аудитории, представление выступающих, а в конце - благодарность выступающему с обоснованием этой благодарности, слова о закрытии мероприятия и прощание с аудиторией. «Задача такого рода речи состоит в том, чтобы настроить собрание на соответствующий тон, отвлечь от собственных проблем и объединить в желании сопереживать предстоящему мероприятию. Поэтому основным содержанием вступительного слова обычно бывает описание роли и места мероприятия в жизни аудитории».

Президент России Владимир Путин 20 февраля выступит с очередным посланием Федеральному собранию. Обращение к обеим палатам парламента станет для него 15-м.

История послания

Послание президента Федеральному собранию - ежегодное публичное обращение главы государства к обеим палатам парламента, в котором дается оценка положения дел в стране и определяются основные направления внутренней и внешней политики. Это обращение предусмотрено пунктом "е" статьи 84 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года.

В России эту практику ввел президент Борис Ельцин: в 1991-1999 годах он выступал перед парламентом шесть раз (впервые - 24 февраля 1994 года). Президент РФ Владимир Путин обращался к Федеральному собранию 14 раз (впервые 8 июля 2000 года), Дмитрий Медведев - четыре раза (впервые - 5 ноября 2008 года).

Содержание и форма обращения практически полностью определяются президентом и не регламентируются какими-либо правовыми актами. Исключение составляет анализ выполнения программы социально-экономического развития страны, который должен быть обязательно включен в послание, согласно федеральному закону от 20 июля 1995 года "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Кроме того, в обращении к Федеральному собранию глава государства формулирует основные направления финансовой политики страны (до октября 2014 года этой теме было посвящено отдельное Бюджетное послание главы государства).

Названия и тематика

В 1994-1999 годах устное выступление главы государства традиционно было короче печатной версии послания. Впоследствии они стали практически идентичны. Все послания Бориса Ельцина имели конкретные названия ("Об укреплении Российского государства", 1994; "О действенности государственной власти в России", 1995; "Россия, за которую мы в ответе", 1996; "Порядок во власти - порядок в стране", 1997 и т.д.). Эту традицию продолжил и Владимир Путин в своих обращениях к депутатам и сенаторам в 2000-2002 годах ("Какую Россию мы строим", "Не будет ни революций, ни контрреволюций", "России надо быть сильной и конкурентоспособной"). С 2003 года у посланий нет конкретных названий.

Выступления Бориса Ельцина перед Федеральным собранием в 1994-1999 годах были посвящены, в основном, нескольким конкретным темам, соответствующим названию. С 2000 года текст документа охватывает более широкий круг вопросов, включая все направления развития страны в экономической и социальной сферах, области безопасности, внутренней и внешней политики и др.

Поручения по реализации посланий

В последние годы послания приобрели характер законодательных инициатив: в них содержатся конкретные поручения главы государства правительству.

Впервые указ о первоочередных мерах по реализации послания был подписан 3 апреля 1997 года Ельциным. Документ включал 33 поручения правительству, пять - Администрации президента и шесть - правоохранительным органам со сроками их исполнения. Следующий указ о реализации положений послания был подписан уже Путиным 11 мая 2005 года. Список состоял из 15 поручений правительству с указанием конкретных сроков и ответственных лиц. Спустя год контрольное управление Администрации президента представило доклад о выполнении этих поручений.

В 2006-2007 годах президент не подписывал специальных распоряжений о реализации положений своего послания, соответствующие акты публиковались правительством. С 2008 года поручения кабинету министров вновь дает глава государства. Отчет об их выполнении в Администрацию президента представляют федеральные и региональные органы власти.

Государственная дума и Совет Федерации по итогам выступления президента принимают постановления, направленные на реализацию закрепленных в послании задач, и учитывают его положения при подготовке законодательных актов.

Подготовка текстов

С 2005 года глава государства перед представлением очередного послания проводит встречи с руководством парламента для обсуждения основных направлений внешней и внутренней политики. С 2006 года в таких встречах принимают участие руководители органов исполнительной власти, представители бизнеса.

Текст послания готовится в течение нескольких месяцев, его содержание держится в секрете до дня оглашения. До 2014 года в подготовке текста принимали участие сотрудники Администрации президента и члены правительства, а также работники аппарата кабинета министров. С 2015 года эти функции полностью переданы в Администрацию президента.

Участники, дата и место

Глава государства выступает с речью в присутствии членов обеих палат парламента - Государственной думы и Совета Федерации. Это один из трех допустимых конституцией случаев совместного заседания палат (два других - при заслушивании посланий Конституционного суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств).

В Кремль приглашают также членов правительства, председателей Конституционного и Верховного судов, генерального прокурора, председателя Центризбиркома, главу Счетной палаты, членов Государственного совета, Общественной палаты и глав основных конфессий, руководителей регионов и городов федерального значения, других высокопоставленных лиц, а также представителей СМИ. Традиционно число приглашенных составляет около 1 тыс. человек.

Выступление транслируется в прямом теле- и радиоэфире.

Даты выступления главы государства перед парламентариями неоднократно менялись. В 1994-1999 годах Борис Ельцин оглашал свои послания в феврале и марте. Владимир Путин впервые выступил перед депутатами и сенаторами в июле 2000 года. Позднее, в 2001-2007 годах, он зачитывал послание Федеральному собранию в апреле и мае. В годы президентства Дмитрия Медведева мероприятие проходило в ноябре и декабре. В 2012-2016 годах, после переизбрания Владимира Путина на высший пост в стране, традиционным месяцем выступления стал декабрь. Однако в конце 2017 года очередное послание было перенесено на следующий год и состоялось 1 марта 2018 года.

С 1994 года послания главы государства парламенту оглашались в Мраморном зале 14-го корпуса Московского Кремля (ныне здание демонтировано). С 2008 года президент выступал в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца - парадной резиденции главы государства. В 2018 году мероприятие прошло за пределами Кремля - в Центральном выставочном зале "Манеж". Это решение было связано с расширением числа приглашенных и необходимостью установки видеоаппаратуры. Послание президента впервые стало мультимедийным: на видеоэкранах демонстрировалась инфографика (шесть видеосюжетов, 17 слайдов).

Послание президента РФ Федеральному Собранию является конституционной обязанностью главы государства - по закону, он должен выступать с таким обращением ежегодно. В нем излагается позиция главы государства по основным направлениям внутренней и внешней политики на текущий год и ближайшую перспективу, а также информация о важных решениях главы государства, принятых им в соответствии с его конституционными полномочиями. В своём выступлении глава государства определяет важнейшие направления развития российского государства и общества.

Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, какие проблемы, по мнению президента, являются приоритетными и каков механизм их решения, кроме того, послание является как бы визитной карточкой самого главы государства, которая много может сказать не только о манере публичных выступлений президента, но и о его создаваемом в глазах граждан имидже. Ведь общество, как известно, склонно не только слушать речь Президента, на и наблюдать за тем с какой интонацией он говорит, во что одет, какие примеры приводит он в своей речи, уверенно ли говорит и т.п. Тщательно анализируют структуру специалисты различных уровней не только России, но и зарубежных стран: политики, социологи, журналисты - поэтому выступление Президента должно быть настолько безукоризненно, чтобы не вызвать критику филологов в неграмотности или неправильности употребления слов; стилистов - в стиле поведения и т.п.

Традиционно содержание послания заранее не оглашается. Обычно документ на две трети посвящен положению дел внутри страны и на треть - международной проблематике.

Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, какие проблемы, согласно мнениям президента, являются приоритетными и каков механизм их решения. Документ обычно на 2 трети посвящен положению дел внутри страны и на треть - международной проблематике.

Послание президента РФ Федеральному Собранию оглашается на совместном заседании палат и не обсуждается.

Президент РФ В.В. Путин впервые выступил с обращением к Федеральному Собранию с посланием 8 июля 2000 г. В нем глава страны определил преимущества государственной политики Российской Федерации . В своем послании 3 апреля 2001 г. В.В. Путин в числе приоритетов поставил разграничения полномочий между центром и регионами, судебную реформу, изменение в соответствии с современными требованиями пенсионного и трудового законодательства . 18 апреля 2002 г. послание президента РФ большей частью было посвящено проблемам и задачам экономической политики. . Ежегодное послание 16 мая 2003 г. было посвящено, в основном, проблемам национальной безопасности, повышения качества жизни и благосостояния граждан РФ. В экономической части обращения президент Российской Федерации выделил следующие центральные темы: удвоение ВВП за десятилетие, достижение полной конвертируемости рубля, борьба с бедностью и административная реформа.

В седьмой и последний раз президент России Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному собранию 26 апреля 2007 г. Глава государства заявил, что это обращение - последнее, и в следующем году перед депутатами и сенаторами предстанет другой президент. То, о чем говорил Путин, по оценкам многих специалистов, не стало его политическим завещанием, а скорее планом действий на ближайшие годы. Большинством петербургских политиков послание главы государства было оценено положительно.

Дмитрий Медведев на посту президента выступал с посланием пока только два раза - в 2008 и 2009 годах. Естественно, ему пришлось пройти испытание сравнением с предыдущим Президентом В.В. Путиным. После выступления большинство слушателей отметило, что речь Медведева более эмоциональна, чем речь Путина, но менее «задиристая» и более рациональная риторика, Медведев предпочитает более содержательную стилистику.

Сравнивали и внешний облик двух гав государства, бывшего и пришедшего ему на смену. Внешность В. Путина расценивается как интеллигентная, приятная, корректная, и располагающая к себе. Многие отмечают чрезмерную мимику лица и неумение бывшего президента контролировать свои жесты. Переваливающаяся походка и звучная фамилия закрепляют за ним прозвище «Бурый».

Медведев также вызвал в целом положительные отзывы. Журналисты сразу же отметили, что Медведев отлично справляется с двумя важнейшими обликами президента: «лицо державы» в безупречном деловом костюме и «простой человек», близкий к народу, в джемпере домашней вязки. Именно такой является и речь Президента: где-то она является строго официальной, а где-то в ней добавлены нотки публицистического текста. Возможно, поэтому критики обвиняют Президента в бессодержательности и чрезмерной серьезности, неоправданном многословии и использовании канцеляризмов.

Официально-деловой стиль нужен для точной и однозначно интерпретируемой передачи информации. Но при обращении к широкой аудитории он неприемлем, поскольку увеличивает дистанцию между говорящим и слушающими, затрудняя восприятие и скрывая индивидуальность. Как отмечают критики, обилие терминов, тяжеловесных слов, отсутствие динамики и эмоций в речи косвенно свидетельствуют о низкой квалификации говорящего.

Любимым словом Дмитрия Анатольевича всегда было слово «мероприятия». Однажды он ухитрился произнести его пять раз в четырех не очень длинных предложениях: «Сегодня плановое мероприятие. Мы подводим итоги тем мероприятиям, которые прошли в связи со столетием реформ Петра Аркадьевича Столыпина, которое отмечается в нашей стране. Согласованная программа соответствующих мероприятий полностью реализована, хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в этих мероприятиях, конференциях, различного рода встречах, памятных акциях, которые проходили на территории нашей страны».

Важно и то, что все эти мероприятия получили надлежащий общественный резонанс»… Слово и вправду хорошее: длинное, солидное, не обозначающее ничего определенного. Данный факт был отражен в прессе, а также на многочисленных форумах в Интернет-сети.

В Послании Федеральному Собранию в 2009 году данное слово практически не употреблялось, что говорит о том, что Д. Медведев анализирует критику и старается обходить все острые углы.

Однако журналисты все равно нашли огрехи в речи Президента: любимое слово - «соответствующие». Это было произнесено Дмитрием Медведевым восемнадцать раз во время интернет-конференции, и все восемнадцать раз оно было лишним: то какой-то «соответствующий школьный медпункт», то уровень цен оказывался выше «реальных потребностей в соответствующих жилых помещениях, соответствующей недвижимости». В Послании данное слово также присутствует и не всегда к месту…

К сожалению, стремление сказать более длинно то, что можно было бы сказать просто и ясно, часто заводит политиков в языковые дебри, к сожалению, это касается и Президента.

Журналисты отмечают и то, что в своей речи Дмитрий Медведев использует жаргонные слова: «дурной поток денег», «эффект уйдет в свисток», «закрыть проблему», «линейка жилья», «цена никакая», «переход к цифре», «кривая система финансирования», «сказать по стационару», «задран выше всякой меры», «работодатели дадут сигнал». Однако следует отметить, что в анализируемом Послании никаких жаргонизмов не наблюдалось.

Таким образом, следует отметить, в речи действующего Президента в России есть некоторые огрехи: канцеляризмы, жаргонизмы, лексические ошибки. При анализе Послания 2009 года данные моменты выделены не были, видимо, по той причине, что данная речь была тщательно подготовлена.

Дмитрий Медведев впервые выстроил свое выступление в жанре диалога с общественностью. Президент неоднократно цитировал выдержки из обращений и писем граждан, а также подчеркивал важность обратной связи. Что касается содержательной стороны послания, то, пожалуй, новым было лишь упоминание об избыточном количестве часовых поясов как препятствии на пути эффективного управления страной. Одним словом, главный смысл Послания - модернизация во всех сферах общества. Конструкция речи Президента в целом такая же, как и в прошлом послании: к сожалению, много лишнего, несущественного, всего лишь несколько улучшений.

Можно отметить, что Послание Федеральному собранию - это все-таки традиционная речь, конструкция которой всегда однотипна. Различными являются лишь расположения фраз и новые термины. Как отмечают журналисты, это термины «модернизация и инновации». К сожалению, еще раз хочется подчеркнуть, что новым в рассматриваемом послании является лишь предложение о сокращении часовых поясов.

Новым в речи Президента был лишь тон: твердый, в меру агрессивный без использования метафор. От стилистики традиционных посланий осталась лишь неопределенность и недосказанность, а также некая невнятность. Ясно было лишь одно: своим посланием президент хотел сказать, что он современный лидер, который намерен предпринять меры для вывода страны из кризиса.

Следует отметить, что Послание не содержит большого количества чисел и цифр. Оно посвящено ценностям и принципам и является поводом поговорить о свободе, справедливости, демократии.

Послание можно назвать оптимистичным, указывая на существующие проблемы Д. Медведев уверен в том, что мы сможем их преодолеть.

Очень сильный демократический заряд в послании - говорится о существенном улучшении избирательной практики, обеспечении равенства политической конкуренции. Поразительный по пафосу в хорошем смысле этого слова и по духовной силе финал выступления Медведева.

Иностранные СМИ отмечают, что Российский Президент пытается «разбудить» людей, прямо говоря о том, что в стране есть проблемы. Президент призывает изменить Россию и обращается, прежде всего, к молодому поколению, делая это эмоционально и с критикой власти. Это особенно удивляет зарубежную прессу, так как Д. Медведев призывает народ критиковать власть.

Социологи и политологи в России почти единогласно отмечают, что ничего нового Президент не высказал, кроме предложения сократить число часовых поясов в России.

Следует заметить, что призыв Медведева применять высокие технологии, которые могли бы принести России процветание - верный призыв. Но, прежде чем технологии изменят страну, следует изменить механизмы управления страной. Кроме того, многие политики отмечают, что резонным является призыв Медведева к новым технологиям, однако поручений к Правительству России слишком много, а срок очень мал.

Вместо того, чтобы предложить реальные шаги к модернизации всех сфер общества, а также проведению реформ, Медведев говорил о будущих высоких технологиях, которые, по-видимому, не решат проблему.

Также Президент России высказал десять тезисов, направленные на развитие политического устройства нашей страны. В будущем партийная жизнь должна стать более открытой и активной. Президент также внес предложения, направленные на изменение избирательного законодательства.

Немалая часть послания 2009 года посвящалась проблемам социального характера различных свойств. Одним из акцентов этого раздела является помощь тем, кого особо остро затронули последствия экономического кризиса.

Важную роль Д.А. Медведев обратил внимание на необходимость формирования принципов здорового образа жизни среди населения. Это важная задача, которую должны решать сообща президентская сотня кадрового резерва, общественно-молодежная палата и депутаты-спортсмены.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи Послания Президента не вносят каких-то определенных и радикальных новшеств. Послание является стратегическим планом государства и опирается на уже давно сформулированную политику. Некоторые цели и критерии достижения этих целей, конечно, меняются, но кардинальных изменений в речи Д. Медведева не высказано. Таким образом, Послание просто дополняет известную статью под названием «Россия, вперед!» и не является новой политической программой.

Если мы обратимся к проблематике посланий президентов в 2000-2009 г., то сможем проследить общие и отличное в разных сферах.

Экономическая сфера

В 2000 г. Президент В.В. Путин обозначил в своем послании следующие проблемы: слабая экономическая система; неэффективное участие государства в экономике; значительная часть российской экономики до сих пор в тени; чрезмерное накопление государственного, в особенности внешнего долга; коррупция; сырьевая направленность экономики; отсутствие ориентированности на инновации; предприятия остаются неконкурентоспособными; деловой климат в стране улучшается слишком медленно и пока остается неблагоприятным; высоки предпринимательские риски; неразумный уровень налогообложения; большой государственный долг.

В 2001 г.: неблагоприятный деловой климат; высокие риски неисполнения контрактов; права собственности плохо защищены; неразвитость финансового рынка; коррупция; прогрессирующее экономическое отставание; изношенное коммунальное хозяйство.

В 2002 г.: экономика недостаточно восприимчива к достижениям научно-технического прогресса

В 2003 г.: экономический фундамент неустойчив и слаб; большинство отраслей экономики неконкурентоспособны; монополисты душат конкурентный сектор экономики.

В 2004 г.: низкая мобильность населения.

В 2005 г.: стремление к экономическому успеху; повышение доходов бюджетников в реальном выражении в течении трех лет на менее чем в 1,5 раза; проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства (укрепление гражданского оборота, легализация в упрощенном порядке принадлежащих гражданам фактически объектов жилой недвижимости, развитие Юга России (развитие экономики, создание новых рабочих мест, строительство объектов социальной и производственной инфраструктуры, содействие развитию деловой активности населения); отмена налога на имущество, переходящее в порядке наследования.

В 2006 г.: низкий уровень доверия граждан к крупному бизнесу; долгое решение вопросов о создании государственных холдингов.

В 2007 г.: становление свободного и социально ответственного предпринимательства; привлечение частных инвестиций; устранение инфраструктурных ограничений роста; развитее инновационной экономики; повышение эффективности использования природных ресурсов; модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств.

Проблемы, затронутые Д.А. Медведевым в экономической сфере в 2008 г.: мировой экономический кризис; бедность; безработица; в 2009 г.: развитие и внедрение высоких технологий.

Социальная сфера

В.В. Путин в 2000 г.: обозначил следующие проблемы в данной сфере: демографические проблемы - убыль населения; система социальной поддержки распыляет государственные средства.

В 2001 г.: уровень жизни граждан остается пока крайне низким; проблема государственного масштаба - неприемлемое состояние общественного здравоохранения и экологии, слабое развитие медицинской науки.

В 2002 г.: улучшение качества услуг ЖКХ при одновременном снижении затрат на их предоставление; передать права распоряжения бюджетными субсидиями ЖКХ самим гражданам; обеспечение доступности жилья для граждан; здравоохранению необходима модернизация; организация проведения переписи.

В 2003 г.: численность населения продолжает падать - высокий уровень заболеваемости, смертность от несчастных случаев, отравлений и травм, распространение «новых» эпидемий, включая наркоманию и СПИД; четверть российских граждан имеет доходы ниже прожиточного минимума; уменьшение темпов социального развития; суммарный годовой объем социальных обязательств государства практически вдвое превышает размеры консолидированного бюджета России.

В 2004 г.: низкий уровень и продолжительность жизни; низкая мобильность населения; неэффективность отечественного здравоохранения.

В 2005 г.: острейшая демографическая ситуация (высокая смертность и низкая рождаемость); дорожно-транспортные происшествия; алкоголизм и наркомания; низкий уровень общественной нравственности и культуры; нелегальная миграция.

В 2006 г.: демографические проблемы.

В 2007 г.: демографические проблемы; дорожно-транспортные происшествия.

Президент Медведев в 2008-2009 гг. отметил такие проблемы: нелегальная миграция, недостаточно активная социальная политика в условиях кризиса, необходимость формирования у населения позитивного отношения к спорту и здоровому образу жизни.

Политико-правовая сфера

Проблематика послания В.В. Путина в 2000 г.: буква закона и реальная жизнь далеки друг от друга; не выстроено эффективное взаимодействие между разными уровнями власти; центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между собой; повсеместно разворачивается борьбы мэров и глав муниципальных образований с руководителями регионов за полномочия; криминал.

В 2001 г.: противоречивая и невнятная законодательная база в арбитражной практике; в гражданском, уголовном и муниципальном законодательстве неэффективное распределение бюджетов муниципальных образований; борьба между региональными администрациями и органами самоуправления, между мэрами и главами регионов; сопротивление реформам со стороны чиновничьего аппарата.

В 2002 г.: громоздкий, неповоротливый, неэффективный государственный аппарат; принятые законы часто противоречат друг другу; низкое качество законодательной базы местного самоуправления; недостаточность собственной доходной базы местного самоуправления; нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти; коррупция; высокий уровень преступности.

В 2003 г.: политическая система развита недостаточно; государственный аппарат малоэффективен; механизмы финансирования политических партий остаются для избирателей «тайной за семью печатями».

В 2004 г.: не все неполитические общественные организации ориентированы на отстаивание реальных интересов людей.

В 2005 г.: коррумпированность, безответственность и непрофессионализм чиновников и судей; нарушение прав предпринимателей; рэкет со стороны государственных структур; рост преступности; споры в распределениях полномочий между государственными органами субъектов РФ в процессе их объединения; угроза террористической агрессии на территории РФ.

В 2006 г.: коррупция, террористическая угроза; межконфессиональное противостояние; низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти.

В 2007 г.: развитие демократических институтов и процедур; формирование дееспособного гражданского общества; строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей; борьба с коррупцией и терроризмом; модернизация правоохранительных органов; повышение влияния партий на формирование демократической власти; рост конкуренции между партиями; улучшение качества российской политической системы.

В послании президента Д.А. Медведева основные политические проблемы 2008-2009 гг.: массовый правовой нигилизм; коррумпированность чиновников; правовая неурегулированность земельных отношений.

Сфера международных отношений

В 2000-2007 гг. В.В. Путин в своем послании отмечал следующие проблемы в данной сфере: Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перестройке мира; неверное трактование мировым сообществом внутренних политических действий России; терроризм угрожает миру и безопасности наших граждан; ядерное оружие продолжает распространяться по планете; наркоугроза; в глобальной конкурентной борьбе активно используются средства политического, экономического и информационного давления, укрепление государственности подчас сознательно толкуется как авторитаризм», укрепление роли России в международных делах; рост влияния русского языка и российской культуры; укрепление общего гуманитарного пространства в рамках СНГ; взаимодействие со странами СНГ в области нанотехнологий; повышение эффективности работы с соотечественниками за рубежом, широкое использование хорошо зарекомендовавших себя форм сотрудничества по линии гражданских обществ; укрепление интеграционных процессов в ЕврАзЭС и в Шанхайской организации сотрудничества; развитие отношений с ЕС; объявление моратория на исполнение Россией положений договора ДОВСЕ; построение Союзного государства Россией и Белоруссией; развитие партнерских отношений с Евросоюзом.

Д.А. Медведев обозначил в 2008-2009 гг. такую проблематику: взаимодействие с США, с ЕС, с государствами БРИК, со всеми заинтересованными странами по вопросам реформирования мировой политической и экономической системы; содействие приднестровскому и нагорно-карабахскому урегулированию, укрепление правовых основ международных отношений; формирование полицентричной международной системы; утверждение универсальных дипломатических методов урегулирования кризисных ситуаций; постоянный диалог партнёрами для максимально быстрого формирования новых правил мировой финансовой архитектуры; активизация действий во внешнеэкономической политике; наращивание диверсифицированных связей с членами ЕврАзЭС и другими странами Содружества, с Евросоюзом, с Китаем, с Индией, с другими крупными азиатскими партнёрами; нераспространение ядерного оружия и снижение риска неблагоприятных техногенных изменений климата.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: в целом, Д.А. Медведев продолжает обозначать линию проблем, затронутых В.В. Путиным, особенно в сфере международной политики, здесь оба президента практически повторяют друг друга. В области социальной политики В.В. путин делает упор на решение острых социальных проблем и демографических, Д.А. Медведев также отмечает необходимость повышения уровня рождаемости, но вместе с тем говорить больше о необходимости поддержки населения в связи с обстановкой кризиса в настоящее время. В политике оба президента сходны в том, что низка политическая культура граждан, но высока коррумпированность в рядах государственных чиновников, Д.А. Медведев очень резко ставит проблему необходимости жесткой борьбы с коррупцией.

Граждане объединились вокруг патриотических ценностей не потому, что всем довольны, — трудностей и проблем сейчас хватает. Россияне уверены, что их удастся преодолеть, они готовы работать на благо страны.

Русские люди резко чувствуют несправедливость, верят, что им будут обеспечены равные возможности, права и свободы, — эти принципы Россия не без результатов отстаивает и во внешней политике. Речь не идет о “принуждении к мировоззрению” или фальшивому единению, — в истории России все это уже было, и это не забыто.

Тем, кто считает себя более продвинутым, интеллигентным, «поумнее» следует относиться к другим людям и их мнению с уважением, это естественно. Агрессия не оправдана, тем более если она выливается в вандализм и нарушения закона. На подобные факты государство будет реагировать жестко.

2. Ошибки прошлого должны остаться в прошлом, спекуляции недопустимы

Наступающий год — год столетия революции, это еще один повод глубоко анализировать причины любой революции. У России тернистый путь, но русские воспринимают его как нечто родное. Недопустимо тащить расколы, злобы и обиды прошлого в сегодняшнюю жизнь, спекулировать на темах, которые коснулись почти каждой семьи.

3. Выборы — конкурентные, Дума — целостная, государство — сильное

Нынешняя избирательная кампания была конкурентной. Авторитет законодательной власти укрепился, его нужно подтверждать делами. Все обещания «Единой России», занявшей конституционное большинство, должны быть выполнены. В обществе укрепляется иммунитет к популизму и демагогии. Страна не могла бы свободно развиваться на почве слабого государства, с государственной думой, раздираемой склоками. Есть немало стран, где такая ситуация открывала дорогу авантюристам, переворотам и в конечном счете анархии.

4. Демография улучшается

Смысл всей социальной политики - сбережение людей, увеличение человеческого капитала. Естественный прирост населения продолжается. В 2013 году коэффициент рождаемости в России составил 1,7 - это выше, чем в большинстве европейских стран. В 2015 году суммарный коэффициент рождаемости в России будет еще больше - 1,78

5. Медицина станет престижнее, больницы подключат к интернету, врачам предложат профессиональную переподготовку

Социальная отрасль должна привлекать молодых, в связи с этим создаются новые рабочие места, повышаются зарплаты. Уверенно растет конкурс в медицинские и педагогические вузы. Перинатальных центров в России не было вообще, теперь их будет 94 в 2018 году. Медицинская смертность снизилась до 5,9 на 1000 пациентов, — этот показатель тоже лучше, чем во многих странах Европы.

В 2016 году уже около 900 тысяч пациентов получают высокотехнологичную помощь. Сокращается время ожидания операций. Проблемы сохраняются, их еще очень много, они касаются первичного звена и приема пациентов. В будущем году будет организована система профессиональной переподготовки врачей. Продолжится работа по упрощению документооборота. По утверждению главы Минсвязи, все больницы и поликлиники возможно подключить к интернету — теперь вся страна будет следить за этим обещанием.

6. Новые школьные места, поддержка одаренных детей

Продолжится программа переоборудования школ. В 2017 году не должно остаться аварийных школьных зданий, нужно решить проблему вторых и третьих смен. Школьное образование должно отвечать двум базовым задачам: давать знание и воспитывать нравственного человека. Нужны проекты в театрах, в кино, на телевидении, в интернете. И в России, и за рубежом проводится много экспериментов, но к ним нужно относиться с осторожностью. Чисто современных детских технопарков в следующем году возрастет до сорока. Региональным властям нужно продумать создание центров поддержки одаренных детей. К этой работе должен подключиться и бизнес. Как наиболее успешный уже заявил о себе центр «Сириус».

7. Новые гранты для молодых ученых, наука должна создавать готовые продукты

Для выхода на новый уровень экономики и социальной сферы нужны собственные научные разработки, сквозные технологии — те, что применяются во всех отраслях. Но в цифровых технологиях кроятся и риски, например, нужно построить защиту от киберугроз. В 2017 году будут заложены основы программы развития «новой цифровой экономики», упор в ней будет делаться на отечественные компании.

Будет увеличиваться число бюджетных мест в вузах по техническим и IT-специальностям. В научной сфере будут поддерживаться сильные фигуры, готовые дать практический результат — на это должна обратить внимание Российская академия наук. Для молодых ученых будет запущена специальная линейка грантов, рассчитанных на сроки до 7 лет. России нужно научиться делать из передовых разработок успешные коммерческие продукты — эта проблема прослеживается давно, еще с Российской Империи, но её возможно переломить.

8. Законы о деятельности НКО нужно доработать, а их самих — пустить к госфинансированию и социальной работе

Особая примета времени — благотворительные акции. Правительство должно заняться поддержкой благотворительных и социальных некоммерческих организаций. Социальный потенциал людей должен быть востребован. В следующем году откроется возможность для НКО оказывать социальные услуги за счет бюджета РФ. Местные власти не должны жадничать, а по максимуму приглашать НКО к участию в социальной работе, ведь у них еще «не замылился глаз». Также нужно завершить формирование законодательной базы для НКО, уточнить требования к их компетенциям.

9. Активного гражданина — в каждый город, моногорода благоустроить, свалки ликвидировать

Чиновники должны не прятаться в служебных кабинетах, а общаться с гражданами. Очень часто вопросы благоустройства, сохранения исторического облика городов часто решаются кулуарно, не всегда принимаются правильные решения.

В 2017 году регионам будет выделено 20 млрд рублей на благоустройство, в том числе и в моногородах. Важно, чтобы в этом принимали участие жители, — ОНФ должен помочь проследить за этим. Также будут подготовлены программы спасения уникальных природных символов России. Надо ликвидировать свалки, как в крупных городах, так их в селах.

10. Рекордные показатели нового жилья, Керченский мост сдается в срок

85 млн кв. метров жилья введено в строй — это рекордный показатель за всю историю страны. Важно, чтобы все это жилье было реализовано, и тут государство продолжит оказывать адресную поддержку ипотеки.

Также за два года должно быть приведено в порядок не менее половины всех дорог в больших агломерациях. Строительство Керченского моста идет по графику.

11. Финансовые резервы сохранены, инфляция — низкая, банки выстояли

В этом году спад ВВП будет незначительным. Два года назад Россия столкнулась с неблагоприятным внешним климатом. Санкциями пытались заставить плясать под чужую дудку, хотя главные причины торможения экономики «остаются в нас самих», в недостатке конкуренции, дефиците инвестиционных ресурсов и т.п.

В сложных условиях была обеспечена макроэкономическая устойчивость, сохранены резервы, их общий объем сейчас составляет 103,86 млрд долларов. Подросли и золотовалютные резервы ЦБ. Ожидается инфляция ниже 6%. Самая низкая была в 2011 году, в прошлом — 12%, в этом получится — 5,8%, а в следующем году можем достичь целевого показателя в 4%.

Отечественные банки восстановили свою рентабельность, прибыль сектора в нынешнем году — 714 млрд рублей, в прошлом — 193 млрд рублей. За счет работы правоохранителей и ЦБ проведено оздоровление банковского сектора, ушли слабые игроки. Банковской системе удалось заместить зарубежное кредитование компаний и стабилизировать ситуацию. Снижение инфляции должно создавать условия для снижения ставок по кредитам, однако объем реального кредитования не вырос, — только снизился, несмотря на возможности. Кредитование малого бизнеса тоже продолжает падать.

12. Рост отдельных отраслей производства, особенно — IT-компаний, их нужно поддерживать льготами

Наметился небольшой рост промышленного производства, тенденцию надо сохранить. В автопроме в целом небольшое снижение, но по грузовым автомобилям — рост 14%, по автобусам — рост 35,2%, железнодорожное производство — 21,8%, по грузовым вагонам — 26%, производство оборудования для сельского хозяйства — 26%. Нужно проводить системную работу по решению задачи поддержки негосударственной промышленности в высокотехнологичных заказах ВПК, чтобы через 3 года свести их участие к обслуживанию половины всех заказов. Объем экспорта отечественных IT-компаний за 5 лет вырос вдвое, прибыль от него достигла 7 млрд долларов. Свои результаты дали налоговые льготы таким предприятиям. Предлагается продлить IT-льготы до 2023 года, и тогда индустрия высоких технологий может стать ключевой отраслью в будущем.

13. Сельское хозяйство растет, санкции помогли, но они не вечны

Ранее проблемы в сельском хозяйстве называли «черной дырой». Сегодня АПК — это уверенная отрасль, которая начинает завоевывать международные рынки. Санкции нам помогли, но это не будет продолжаться вечно, этой благоприятной ситуацией производителям нужно воспользоваться по полной программе. Экспорт сельхозпродукции сегодня нам дает больше, чем продажа вооружений — 14,5 млрд долларов против 16,9 млрд в этом году.

14. Регионам — больше самостоятельности в субсидиях, местным банкам — упрощенные условия работы

Регионам надо дать больше самостоятельности в субсидиях АПК, а сам их объем связать с увеличением пашни, повышением урожайности, создав стимул для ввода в оборот простаивающих сельхозземель и передовых технологий. Региональные банки могли бы работать по значительно более упрощенным условиям, чем крупные федеральные игроки, — рисков это не принесет, у них всего 1,5% рынка, а потребностям малого бизнеса на местах это будет отвечать гораздо лучше.

Однако, если власть дает больше свободы, то и ответственность у регионов тоже должна возрасти. Необходимо поддерживать сельхозкооперацию. В следующем году государство пополнит капитал Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства почти на 13 миллиардов рублей. Качество работы региональных управленческих команд будет определяться по качеству деловой среды, которое должно быть одинаково высоким по всей стране. Со следующего года в открытом доступе будут данные надзорных ведомств: кто, кого, как и где наказывает.

15. Происходит обновление экономики

В мире возводятся все новые торговые барьеры, и одна из главных проблем — это рост протекционизма. Россия должна активнее бороться за выход на международные рынки, конкуренция поможет закалить отечественного производителя.

Все приведенные примеры уже говорят об обновлении экономики. Однако не позднее мая правительство разработает предметный план действий в экономике до 2023 года, где будет прописано участие всех отраслей, а целью будет — выйти на уровень развития экономики выше мирового. Кроме того, необходимо добиться независимости госфинансов от внешних факторов, в том числе и цен на углеводородное сырье.

16. Налоговая система должна быть более прозрачной

Несмотря на внешнеэкономические факторы, с 2014 года власть не стала пересматривать льготы. У россиян есть запрос на более прозрачную налоговую систему. Нужно упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их более адресными и отказаться от ненужных. В начале следующего года власти рассмотрят этот вопрос вместе с представителями бизнеса, чтобы в 2018 году разработать необходимые законы, а в 2019 — ввести их в действие.

17. Самозанятых граждан узаконят

Формулировка самозанятых граждан, как ведущих «незаконную предпринимательскую деятельность», будет отменена. В следующем году нужно четко определить правовой статус самозанятых граждан. Справедливость не в уравниловке, а в создании равных возможностей для достижения успеха.

18. Борьба с коррупцией — это не шоу

Основное число госслужащих — честные, порядочные люди. Но ни должность, ни высокие связи, ни былые заслуги не могут быть прикрытием для нечистых на руку людей. При этом до суда никто не имеет право выносить вердикты. Шум часто поднимается искусственно. Борьба с коррупцией — это не шоу.

Были случаи, когда в результате незаконных действий правоохранительных органов разваливались успешные компании. Нужно поблагодарить парламентариев за работу над законом, который усиливает уголовную ответственность правоохранителей за фабрикацию дел.

19. Внешняя политика: приоритет Китаю, прогресс с Японией, готовность сотрудничать с США

Мифы про российскую агрессию, пропаганда, обвинения во вмешательстве в чужие выборы, травля российских спортсменов, включая паралимпийцев, — все это было частью внешнего давления на Россию в прошедшем году. Допинговый скандал, при этом, позволит создать национальную программу противодействия допингу уже в 2017 году.

Все наработки международных отношений со времен холодной войны пропали даром. Менторские поучения уже порядком надоели. Если потребуется, Россия и сама кого угодно может поучить. Россия не хочет противостояния, не ищет и никогда не искала врагов. Приоритетом внешней политики России было и остается дальнейшее углубление сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза. Правительство должно обеспечить выполнение всех обещаний по развитию Дальнего Востока. Взаимовыгодная кооперация с Китаем — символ того, как могут сотрудничать страны, без доминирования и вне зависимости от военной силы каждой из них. Также Россия рассчитывает на прогресс в отношениях с Японией. Власть готова к сотрудничеству и с новой американской администрацией. Развитие российско-американских отношений на равноправной основе отвечает интересам всего мира, — у нас общая ответственность за режим нераспространения, а попытки сломать ядерный паритет — это глобальная угроза.

20. Борьба с терроризмом — не мифическая задача

Терроризм — одна из реальных, а не мифических международных угроз. Российские военные в Сирии доказали, что могут выполнять задачи и вдали от постоянных мест дислокации. А спецслужбы, не без потерь, успешно борются с терроризмом внутри страны.

УДК 81’27

ББК Ш100.3 ГСНТИ

Т. И. Стексова Новосибирск, Россия

«послание президента»

КАК ЖАНР ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. Анализируется институциональный речевой жанр «послание президента» на примере сопоставления коммуникативных особенностей посланий двух президентов (Н. Назарбаева и Д. Медведева).

Ключевые слова: политическая коммуникация; речевой жанр; жанрообразующие признаки; послание президента.__________________________

16.21.27 Код ВАК 10.02.19

Т. I. Steksova Novosibirsk, Russia

«president’s address» as a genre in political communication

Abstract. Institutional speech genre «president’s address» is analyzed on the basis of comparison of communicative peculiarities of the addresses pronounced by two presidents (N. Nazarbaev and D. Medvedev).

Key words: political communication; speech genre; genre-creating signs; president’s address.

Place of employment: Novosibirsk State Pedagogical University.

Институт филологии, массовой информации и психологии.

Место работы: Новосибирский государственный педагогический университет.

Контактная информация: Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

e-mail: [email protected].__________________________________________________________________________

Статья основана на докладе, прочитанном на Международной научной конференции «Коммуникация как предмет междисциплинарных исследований: научные теории и социальная практика» (Калининград, 17-19 мая 2012 г.)

Как отмечают современные исследователи, изучение политического дискурса - как его тематики, так и особенностей политического языка и используемых дискурсивных практик - относится к наиболее актуальным задачам политологии и политической лингвистики [Баранов, Михайлова, Сатаров, Шипова 2004]. Как известно, предметом изучения политической лингвистики является речевая деятельность, направленная на пропаганду, эмоциональное воздействие на граждан страны, пробуждение политической активности. Разработка новых методов анализа политических текстов и их применение позволяют получать адекватные данные о состоянии общественного сознания, о доминирующих политических установках на актуальные общественно-политические проблемы. В политической коммуникации язык становится инструментом влияния и манипулирования, важнейшим средством категоризации, а тем самым и понимания политических феноменов. Можно предположить, что в политической коммуникации нейтральное использование языка в принципе невозможно. Именно поэтому, как справедливо отмечает Е. И. Шейгал, власть как в абстрактном смысле, так и в значении «конкретные представители власти» нередко выступает в качестве объекта осмысления, интерпретации и критики [Шейгал]. Поскольку всякая власть создает свою речевую практику,

играет в свою «языковую игру», для изучения политического дискурса важен анализ «языка власти», или «дискурса власти».

Р. Блакар подчеркивает, что люди с разными позициями во власти имеют разные возможности по овладению более продвинутыми лингвистическими механизмами, и тот, кому принадлежит наибольшая власть, может в любой момент решить, какой лингвистический механизм наиболее полезен. Следовательно, тот, кто обладает властью (положением), в значительной степени определяет употребление и значение слов и выражений (инструментов власти). Говоря о языке как инструменте социальной власти, Р. Блакар имеет в виду присущую языку способность к структурированию и воздействию (выбор выражений, осуществляемый отправителем сообщения, воздействует на понимание получателя). Исследователь выделяет шесть «инструментов власти», имеющихся в распоряжении отправителя: 1) выбор слов и выражений; 2) создание (новых) слов и выражений; 3) выбор грамматической

формы; 4) выбор последовательности; 5) использование суперсегментных признаков; 6) выбор имплицитных предпосылок [Блакар 1987]. К этому перечню можно добавить и выбор речевого жанра.

Как известно, в некоторых видах дискурса существуют определенные жанры, доступные только для «профессионалов»,

субъектом которых не может быть «клиент»: проповедь - для священника, лекция - для преподавателя, приговор - для судьи и т. д. К ним относится большинство жанров политического дискурса (публичная речь политика, парламентские дебаты, партийная программа, все жанры президентской риторики и др.).

Одним из жанров политической коммуникации является послание президента. Под посланием словари понимают «письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому (или к другой организации) по какому-нибудь важному государственному, политическому вопросу». Жанр послания президента получил распространение в новейшей истории России. Этот жанр носит институциональный характер, т. е. говорящий «выступает как представитель определенного социального института и как носитель определенного социального статуса, что предопределяет соблюдение установленных статусно-ролевых и ситуационно-коммуникативных норм» [Чудинов 2012: 54].

Для анализа мы взяли послания президентов Казахстана (2011 г.) и России (2010 г.). Такой выбор не случаен. Сравнение посланий президентов России и, скажем, главы США, Великобритании или Франции позволило бы выявить национальную специфику политического текста, разграничить «свое» и «чужое». Кроме того, перевод иноязычных текстов так или иначе отражает политические и языковые пристрастия переводчиков. Послание президента Казахстана написано на русском языке, Казахстан и Россия принадлежат к одному постсоветскому пространству, близки по многим параметрам, включая общие проблемы. Тем интереснее сравнивать не столь культурно отдаленные тексты.

Воспользовавшись моделью Т. В. Шмелевой [Шмелева 1997], выявим жанрообразующие признаки и сопоставим их реализацию в двух посланиях.

Как показал анализ языкового материала, жанр послания является сложным, включает в себя другие, первичные речевые жанры и потому полиинтенционален, т. е. совмещает в себе информативный и императивный компоненты. Однако соотношение этих компонентов в анализируемых посланиях различается. Так, послание президента Казахстана прежде всего носит информативный характер, причем информация касается трех временных планов - сообщается, что сделано, что делается и что планируется: Мы ввели в эксплуатацию 152 предприятия, обеспечили постоянной работой

около 24-х тысяч казахстанцев. Всего по стране создано порядка восьмиста различных производств. Мы начали процесс активного восстановления и развития химической и легкой промышленности, совершили рывок в переработке сельхозпродукции. До 2014 года планируется реализовать 294 инвестиционных проекта на сумму 8,1 триллиона тенге. Будет создано 161 тысяча постоянных рабочих мест и 207 тысяч - на период строительства. К 2015 году будет построено 350 врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник.

Императивная составляющая послания проявляется через речевой жанр поручения. Президент дает поручения правительству: В целях развития несырьевых секторов поручаю Правительству разработать и утвердить Комплексный план энергоэффективности. Поручаю Правительству вместе с акимами до 1 мая этого года разработать и принять принципиально новые программы. Поручаю Правительству совместно с акимами областей, городов Астаны и Алматы до 1 мая 2011 года разработать принципиально новую программу по обеспечению занятости населения. Поручаю Правительству перейти со следующего года к мотивационным денежным выплатам.

Характерно, что президент Казахстана в своем послании использует модальность необходимости, а не долженствования. Это приводит к осознанию поставленных задач как задач, решение которых объективно нужно всем жителям страны: В рамках,Дорожной карты“ в 2009 и 2010 годах мы провели большую работу по ремонту объектов ЖКХ. Эту работу нужно продолжить. Необходимо провести масштабную модернизацию систем водо-, тепло-, электро-и газоснабжения, а также обеспечить создание оптимальной модели жилищных отношений. Теперь всё зависит от того, как Правительство и местные органы власти исполнят эти задачи, как будет организована эта работа. Это минимум того, что нужно сделать в ближайшее десятилетие.

Послание президента России также выполняет информативную функцию, причем чаще всего информация касается настоящего, которое, правда, сравнивается с прошлым: Численность безработных сейчас составляет около 5 миллионов человек, то есть она сократилась на 2 миллиона по сравнению с пиком кризиса. Это существенное достижение. Размер суверенного долга минимален. Сегодняшний уровень международных резервов России (а это

около полутриллиона долларов) существенно выше, чем этот показатель в конце 2008 года.

В целом в данном послании доминирует императивная функция, которая проявляется в использовании модальности необходимости: Необходимо провести технологическую модернизацию детских поликлиник и больниц, повысить квалификацию их сотрудников. Особое внимание нужно уделить вакцинопрофилактике, доступности для детей и подростков качественных лекарственных препаратов и ранней диагностике у них туберкулеза, онкологических и иных опасных заболеваний. На эти цели также нужно направлять необходимые средства. Для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми надо ввести дополнительные налоговые преференции. В-третьих, для детей, которые не посещают детские сады, необходимо создать дошкольные группы в общеобразовательных школах.

Однако более частотной для данного послания является модальность долженствования: И местные администрации, и органы надзора должны заранее, то есть практически сейчас, позаботиться о подготовке к следующему летнему сезону. Этими вопросами должны заниматься и Уполномоченные по правам ребенка, которые есть уже в 58 регионах нашей страны. Однако свою финансовую поддержку должны также оказать и региональные, и муниципальные органы. В приведенных примерах долженствующий субъект назван. В других случаях не оговаривается, кто должен выполнить названное: налоговые льготы и государственное финансирование исследовательской деятельности должны быть доступны всем, у кого есть идеи и кто соответствует установленным критериям. В результате таких мер должна повыситься роль регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач.

В подобных случаях, как и в примерах с модальностью необходимости, за счет использования пассивных конструкций с устранением субъекта высказывание приобретает статус декларации, а не конкретной постановки задачи. Более того, некоторые высказывания президента нацелены явно не на того адресата: В течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего - видение того, как может развиваться школа. Разработка таких проектов - это, конечно, дело прежде всего учителей, нынешних и бывших учеников, родителей. Членам Федерального собра-

ния сообщается, что разработкой проекта школы будущего должны заниматься учителя, ученики и их родители, следовательно, федеральная власть в этом деле может самоустраниться, снять с себя всякую ответственность за проблемы образования.

Кроме того, в послании встречается жанр поручения: Поручаю Правительству не менее половины экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета направлять на поддержку приоритетов модернизации... Я поручаю начиная с 2011 года проводить их (детей - Т. С.) углубленную диспансеризацию... Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию... Я поручаю Правительству подготовить предложения на эту тему. Я поручаю главам субъектов Федерации ежегодно предоставлять доклады об экологии в их регионе. В отличие от поручений Н. Назарбаева, поручения Д. Медведева носят более абстрактный характер, не имеют четко сформулированную задачу и сроков исполнения.

Жанр обещания не очень популярен в тексте послания президента. Встречается один пример: Исполнение этих поручений я продолжу контролировать лично, - который можно интерпретировать как обещание.

Сравниваемые тексты являются посланиями президентов республик, т. е. говорящие равны по статусу. Как известно, тексты посланий, как и других политических документов, пишутся не самими президентами, а по их заданию целой группой специалистов. Тем не менее следует согласиться с мнением А. П. Чудинова, утверждающему, что, озвучивая или подписывая политический документ, президент берет на себя ответственность за его содержание. Такие тексты исследователь предлагает называть текстами со смещенным авторством [Чудинов 2012: 74-75]. Для адресатов политической коммуникации более значима, актуальна точка зрения президента, а не его помощников, поэтому текст воспринимается как принадлежащий именно президенту. Соответственно оба анализируемых текста одинаковы с точки зрения фактора автора: в обоих автор смещенный.

Однако адресаты разбираемых посланий различаются: президент Казахстана обращается к «народу Казахстана», а президент России - к «Федеральному собранию». И если в первом случае используются обращения «уважаемые казахстанцы», «дорогие казахстанцы», то во втором только один раз встретилось обращение «уважаемые граждане России!», в остальных случаях - «уважаемые депутаты и члены Совета Фе-

дерации», «уважаемые коллеги», «дорогие друзья». В связи с этим разное наполнение получает местоимение «мы» в устах президентов. Н. Назарбаев, используя это местоимение, включает себя в сообщество казах-станцев, мы - это жители республики. Знаменателен в этом отношении подзаголовок послания: Построим будущее вместе! Поэтому при постановке задач Н. Назарбаев, используя местоимение мы, объединяет себя, властные структуры и весь народ Казахстана: Если мы хотим жить лучше и богаче, мы обязаны выполнить эту работу. Этим и определяется, в частности, выбор модальности необходимости: нам надо что-либо сделать всем вместе!

Для Д. Медведева мы - это представители федеральной власти: Мы все вместе, здесь присутствующие, провели широкое обсуждение закона „О полиции“... Жанр благодарности в его послании адресован только представителям власти: Еще раз хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в обсуждении этих инициатив, всех депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Не случайно появляется местоимение они, которое объединяет народ России и представителей местной власти и противопоставляет их федеральной власти. Ср.: Именно поэтому наряду с развитием законодательства о судебной системе, что мы делали и продолжаем делать, мы начали проведение реформы МВД. / ...региональные и муниципальные руководители обязаны готовиться к эффективной реализации этих новых актов. В них действительно много нового. При этом не прятаться по кабинетам и наблюдать за тем, как на их территории растет и наглеет криминал. Они должны делать всё, чтобы люди не боялись за свою жизнь и жизнь своих близких, не опасались потерять свое здоровье, имущество и человеческое достоинство. Не случайна модальность долженствования: они должны! Противопоставление мы - они представляется закономерным, отражающим реальное отношение власти России к народу.

О том, что местоимение мы, с его богатыми возможностями в сфере концептуализации и оценочной интерпретации действительности, имеет давние традиции использования в разных видах так называемой манипулятивной коммуникации, писала И. Ю. Гранева. В своей работе она иллюстрирует употребление мы для языковой манипуляции осознанным обыгрыванием в следующем старом анекдоте: Генеральный Секретарь ЦК КПСС выступает с речью: / - Через двадцать лет мы будем жить при коммунизме! / Реплика

из зала:/-А мы? [Гранева 2010].

С точки зрения диктумного содержания послания президентов Казахстана и России также имеют различия. Текст Н. Назарбаева четко структурирован, делится на две основные части: 1) ускоренная экономическая модернизация; 2) социальная модернизация - новая социальная политика. Во второй части выделяются следующие подразделы:

2.1)образование;

2.2) здравоохранение;

2.3) развитие языков;

2.4) новая стратегия занятости;

2.5) модернизация ЖКХ;

2.6) качественная питьевая вода;

2.7) повышение доходов - новое качество жизни.

Как видим, темы, затронутые в послании, - это актуальные конкретные вопросы, волнующие народ страны. Это понятно, ведь послание Н. Назарбаева, напомню, адресовано всем казахстанцам.

Послание Д. Медведева представляет собой сплошной текст, структурно не расчлененный на какие-либо части. Конечно, в нем также можно выделить определенные темы, а именно:

Итоги 2010 года;

Демография;

Качество и доступность здравоохранения, здоровье детей;

Поддержка молодых и многодетных семей;

Защита детей;

Развитие системы образования;

Защита окружающей среды;

Модернизация политической системы, качество работы органов власти;

Безопасность и уголовное законодательство;

Борьба с коррупцией и система госзакупок;

Модернизация Вооруженных Сил;

Внешняя политика;

Отдельные поручения Правительству, Администрации президента и руководителям регионов.

Как видим, тематика этого послания шире, оно дополнительно затрагивает вопросы внешней политики и работы органов власти всех уровней. Это обусловлено тем, что президент обращается к представителям власти, в ведении которых находятся данные вопросы. Однако неструктурированность текста заставляет президента использовать следующие конструкции: Отмечу также и то, что... Еще одна тема. Прежде всего о мерах... Серьезной проблемой... Поистине

страшная проблема.......Не могу не сказать

еще об одной проблеме. Особо отмечу зна-

чение... Завершая тему, подчеркну, - и под.

В плане языкового воплощения также можно найти ряд различий.

Послание Н. Назарбаева выдержано в официально-деловом стиле, соответствует всем нормам литературного русского языка. Автор использует достаточно короткие предложения, которые легко воспринимаются на слух: Поручаю Правительству перейти со следующего года к мотивационным денежным выплатам. Главный вопрос - преодолеть иждивенчество. Безработный будет получать грант на приобретение профессии, а не за то, что он безработный. Проблемы бедности надо решать, а не смягчать за счет государственных пособий. Государство будет помогать только объективно нетрудоспособным и малообеспеченным. В тексте используются отглагольные существительные, что обеспечивает именной характер текста: работа, доступ, изношенность сетей, реализация программы. Лексика - либо официально-деловая, либо нейтральная. В тексте много цифровых данных, призванных свидетельствовать об объективности изложения. Кроме того, автор очень часто в подтверждение выдвинутых тезисов ссылается на мнение независимых экспертов: В настоящее время по оценкам международных экспертов антикоррупционное законодательство Казахстана признано одним из самых эффективных. В докладе Всемирного банка в 2010 году Казахстан признан лидером по проведению реформ в интересах бизнеса. В мировом рейтинге стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом Казахстан занимает 59-е место среди 183-х стран мира. Автор минимально обозначает свою личность в тексте. Местоимение я и глаголы в форме

1 л. ед. ч. весьма редки.

Послание Д. Медведева носит более личностный характер. Президент России активно пользуется местоимением я. В его тексте комбинируются черты разговорнобытового и официально-делового стилей. С одной стороны, употребляются осложненные синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля: Год назад в этом зале я представил свою политическую стратегию: опираясь на ценности демократии, модернизировать экономику и создать стимулы для прогресса во всех областях; воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан; поднять стандарты жизни людей на качественно новый уровень; утвердить статус России как современной мировой державы, достигшей успехов на инновационной основе. Частотны пассивные

конструкции: До конца года будет полностью сформирована спутниковая группировка ГЛОНАСС, а в ближайшие два года завершится создание основных цифровых навигационных карт и начнется применение спутниковых навигаторов системы. Так же, как и Н. Назарбаев, Д. Медведев активно использует отглагольные существительные. С другой стороны, президент России обращается не только к официальноделовой и нейтральной лексике, но и к разговорной и даже просторечной: Мерзавцев, которые этим занимаются, нужно наказывать самым суровым образом. Таких людей на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям. В результате послание президента России более эмоционально окрашено, чем послание президента Казахстана.

В отличие от Н. Назарбаева, который в основном приводит факты, оперирует цифровыми данными, Д. Медведев позволяет себе использовать банальные фразы, сообщать общеизвестное, - другими словами, подменяет информативность декларативностью: Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Детство и юность - это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее.

Подведем итоги. Каждый носитель языка (в нашем случае - президент) в речевом сообщении осуществляет структурирование, воздействие и передачу своей точки зрения через используемые языковые формы. В связи с этим возникает вопрос о том, насколько сознательно авторы текстов избрали способы их языкового воплощения. Трудно заподозрить Д. Медведева и его помощников в неумении структурировать текст, в незнании конкретных цифровых данных и в целом в более низкой языковой компетентности по сравнению с Н. Назарбаевым и его помощниками. Интерпретация послания президента России позволяет предположить намеренность предложенного построения текста. По мнению Е. А. Кожемякина, «механизм политической интерпретации может быть раскрыт на основе идей Доналда Дэвидсона, утверждавшего, что интерпретация речевого акта подразумевает понимание „нереализованных диспозиций говорящего“, включающих в себя убеждения, намерения, желания адресанта». [Кожемякин 2011: 55]. Представляется, что намерения адресанта сводились к желанию минимизировать свою ответственность за счет использования общих фраз, приведения неопределенных данных, отсутствия структурированности

текста. Кстати, это позволяет и адресатам (представителям федеральной власти) уйти от ответственности: если не названы конкретные исполнители, сроки, то и спрашивать не с кого. Если под интерпретацией понимать «перевод формальных символов и понятий на язык содержательного знания» [Микешина 2007: 137], то более широкий адресат (все граждане России) не получает исчерпывающего содержательного представления о положении дел в стране и конкретных перспективах. Напомню, что в ходе политической коммуникации эффект языкового воздействия проявляется на достаточно высоком уровне. В результате политическая коммуникация, представленная таким жанром, как послание президента, оказывает огромное влияние на общественное сознание и формирование политических диспозиций граждан. И если послание Н. Назарбаева достигает своей коммуникативной цели, служит идее объединения общества, то послание Д. Медведева не столь единодушно воспринимается россиянами и вызывает, по крайней мере у части из них, критическое

отношение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М. : Прогресс, 1987. С. 88-120.

2. Баранов А. Н., Михайлова О. В., Сатаров Г. А., Шипова Е. А. Политический дискурс: методы анализа тематической структуры и метафорики. - М., 2004.

3. Гранева И. Ю. Местоимение «мы» как средство идеологических манипуляций в русской языковой картине мира// Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4 (2). С. 494-496.

4. Кожемякин Е. А. Производство знания в политическом дискурсе: социально-эпистемологический взгляд // Политическая лингвистика. 2011. № 4.

5. Микешина Л. Эпистемология ценностей. - М. : Росспэн, 2007.

6. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. - М., 2012.

дискурса. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_

Buks/Polit/Index_Polit.php.

8. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - Саратов, 1997.

В продолжение темы:
Математика

Цель: познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем разных животных. Задачи: сформировать у учащихся представление...

Новые статьи
/
Популярные