Каковы были результаты внешней политики русских князей. Внешняя политика первых русских князей – кратко. А) отражение немецко-шведской агрессии

Политика первых князей . Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, способствовали оформлению и завершению процессов, ведших к образованию государства у восточных славян. Скандинавское происхождение Рюрика, Дира и Аскольда, Олега (Хэльг) и Игоря (Ингвар) бесспорно. Однако вскоре княжеская и дружинная верхушка ассимилировалась с местным населением. Черты ославянивания вполне заметны уже в облике Святослава. В конце IX - начале XI вв. Древнерусское государство переживало период становления. После смерти Рюрика в 879 г. во главе Новгородских земель встал князь Олег (879 - 912 гг.). Он, как и последующие правители, совершал несколько завоевательных походов. Олег предпринял поход на юг, завоевав земли кривичей (Смоленск), а также занял Киев. Так объединение словен на севере и земель Поднепровья полян на юге с 884 г. составило территориальную основу большого единого государства, получившего название впоследствии Киевская Русь.

Князь Игорь (912 - 945) успешно воевал с уличами. При княжении жены Игоря - Ольги (945 - 964) проведены первые реформы государственного управления - установление «даней, уроков и погостов». Особо воинственен князь Святослав (964-972), покоривший племя вятичей. Обладая большой внешнеполитической амбицией, он стремился к расширению территории Киевского государства на Юго-запад, в пределы Балкан.

В правление князя Владимира 1 (980 - 1015) были подчинены волыняне и хорваты. Кроме славянских, в состав древнерусского государства вошли финно-угорские племена (чудь, меря, мурома и др.). При Владимире 1 было принято из Византии христианство. Это имело существенное значение как для укрепления власти великого князя (старшего) среди других князей, так и для культуры и этнического самосознания древнерусской народности. Тогда же утвердился порядок «лествичной» системы наследования власти в государстве. В случае смерти старшего сына князя его место должен был занять другой по старшинству, тогда все остальные князья перемещались на более важные престолы. При жизни Киевского князя эта система действовала безотказно, но после смерти великого князя («хакана »), как правило, наступал период боле или мене длительной борьбы его сыновей за киевский престол.

Период расцвета Древнерусского государства приходится на правление Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.) и его сыновей (Ярославичей). К времени этого расцвета относится появление древнейшей части «Русской правды» - первого дошедшего до нас памятника письменного права. Анализ Русской правды позволяет историкам говорить о разных сторонах древнерусского общества. Это обычноправовые нормы жизни сельских и городских общин, положение разных категорий населения страны, это и сложившаяся система государственного управления, в которую входили киевский князь, дружина, наместники и другие категории управленцев, различные виды сельского и городского свободного и зависимого населения.

Ярослав Мудрый вел умелую династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами браков с правящими родами Венгрии, Польши, Германии, Франции и других стран. Это укрепляло положение Руси в системе международных связей.

После смерти Ярослава, с конца XI в., власть киевского князя значительно ослабла и усилились столкновения между князьями разных земель в борьбе за преобладание. Попытки правителей отдельных княжеств договориться между собой (съезды 1097 и 1099 гг.) имели преходящее значение в условиях удельных усобиц. Необходимого взаимодействия в борьбе с новой - половецкой - угрозой достичь не удавалось. Тенденции к политическому раздроблению единого государства усиливались по мере того, как богатели и крепли отдельные его области.

Последним киевским князем, сумевшим приостановить распад Древнерусского государства, был Владимир Мономах (1113 - 1125 гг.). При нем снизилась угроза половецких набегов, были предприняты меры некоторого социального регулирования путем совершенствования законодательства («Устав Володимеров» в составе Русской правды). Относительное государственное единство удерживалось после Мономаха сыном его - Мстиславом Великим (1125 - 1132 гг.). После смерти киевского князя Мстислава наступила раздробленность Руси на отдельные княжества и уделы.

На рубеже VIII – IX вв. у восточных славян на основе племенных и межплеменных союзов возникли предгосударственные образования – племенные княжения. Исследователи традиционно выделяют два центра государственности на Руси – Среднее Поднепровье с Киевом и северо-западные земли с Новгородом. Согласно источникам восточного происхождения, накануне образования Древнерусского государства имелось три крупных объединения славянских племен: Куяба (Киев), Славия (Новгород) и Артания (Рязань, либо Чернигов).

Предпосылки образования Древнерусского государства

    рост производительных сил

    широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа

    распад родовой общины и превращение ее в соседскую

    рост числа городов, необходимость защиты территории от внешней опасности и регулирования общественных отношений

    углубление социального расслоения среди восточных славян

    необходимость объединить политически территорию на пути «из варяг в греки»

В процессе происхождения Руси, согласно летописям, принято выделять две ключевые даты – 862 год (призвание варягов) и 882 (объединение Киева и Новгорода). Легенда о призвании варяжских братьев Рюрика, Синеуса и Трувора, содержащаяся в «Повести временных лет», легла в основу сложившейся в исторической науке так называемой норманнской теории. Возникновение последней связано с исследованиями работавших в XVIII веке в России немецких ученых Байера, Миллера и Шлецера. Исходя из содержащихся в летописях рассказах о призвании на Русь варягов в качестве правителей, ученые заключали, что государство восточных славян обязано своим происхождением иноземцам. Отсюда делались выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому развитию, образованию государственности. С критикой норманнской теории выступали такие известные русские историки, как М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский, В.Г. Васильевский. В лагере норманистов были такие не менее известные исследователи, как Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев. Большинство советских ученых выступало с критикой норманнской теории. Надо заметить, что идеи норманизма, утверждения о неславянском происхождении Руси носят многоаспектный характер. Далеко не все приверженцы этой теории акцентировали внимание на якобы неспособности славян создать свое государство.

3. Политика первых киевских князей. Крещение Руси.

Согласно летописи, в 862 г. было призвано три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти двух последних утвердился Рюрик. О его жизни известно немного. Именно с его именем связано происхождение династии русских князей, правивших в стране до конца XVI века - Рюриковичи. В 879 г. после смерти Рюрика власть перешла к его родственнику, либо воеводе князю Олегу. Правил он в Новгороде. В 882 г. он хитростью захватил Киев, обложив данью подвластные территории. Это событие стало одним из ключевых в процессе образования Древнерусского государства.

Игорь Старый (912–945 гг.) – третий русский князь, сын Рюрика и фактический основатель династии киевских князей Рюриковичей. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Погиб в древлянской земле при попытке повторного сбора дани («на полюдье»).

Ольга (945–964 гг.) – жена князя Игоря, первая женщина-правительница русского государства (регентша при сыне Святославе). В 946 г. установила первый законодательный порядок сбора дани с населения Киевской державы. В 955 г. (957 г.) предприняла поездку в Константинополь, где тайно приняла христианство.

Святослав (964–972 гг.) – вошел в историю как один из наиболее воинственных князей. Практически весь период своего правления он провел в завоевательных походах. Вместе со своим многочисленным войском он начал присоединять земли вятичей, разбил Хазарский каганат. Совершал походы против Дунайской Болгарии и Византии.

Значительное укрепление могущества Древнерусского государства связано с правлением князя Владимира (980 – 1015 гг.). Он уделял больше внимания вопросам внутренней политики – построил сеть оборонительных крепостей на границе со степью. Владимир ограничил права союзных княжеств и отнял у местной знати бразды правления, ввел единое судопроизводство, наладил налоговую систему.

Главной заслугой Владимира стало крещение Руси. Почти до конца Х века господствующей религией у славян оставалось язычество. С усложнением общественной жизни, социальной структуры язычество устаревало, как религиозная система оно не отражало идеологических перемен, не было способно консолидировать общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, а духовные и нравственные ценности выстраивались в соответствии с родоплеменными отношениями. В первый же год своего правления Владимир попытался провести религиозную реформу. Утверждался культ главного дружинного бога – Перуна. Это должно было символизировать идею главенства князя, идею целостности государства. Однако языческие верования, пусть даже некоторым образом измененные, все же не соответствовали идеологии крепнувшего государства и вскоре князь отказался от реформы.

Основной причиной выбора православия была необходимость тесного союза с Византией.

Общепризнанной датой принятия христианства является 988 год. Однако в источниках сообщается и о других датах – 982, 989, 990 и др. Новая религия утвердилась не сразу. Население ряда городов оказывало сопротивление действиям властей. Многие, приняв христианство, продолжали верить языческим богам, поклоняться идолам и выполнять прежние обряды. Двоеверие еще длительное время оставалось характерной чертой духовной жизни на Руси. Тем не менее, утверждение христианства в качестве государственной религии было событием большого исторического значения.

Последствия принятия христианства:

    Русь упрочила свои экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и странами Западной Европы.

    Ускорилась консолидация древнерусской народности.

    Углублялась социальная дифференциация древнерусского общества. Укрепилась центральная власть киевского князя.

После смерти Владимира Святославовича в 1015 г. началась длительная кровопролитная война между его многочисленными сыновьями. В 1019 г. великим киевским князем стал Ярослав (прозванный впоследствии Мудрым). Продолжалось строительство оборонительных укреплений на границе со степью. В 1036 г. русские войска нанесли решительное поражение печенегам под Киевом. Ярослав укреплял династические связи Руси с другими странами. Был сделан важный шаг на пути к независимости церковной организации. Ранее митрополитами на Руси были греки, направляемые из Византии. В 1051 г. впервые митрополитом был избран церковный деятель, русский по происхождению – Иларион. В годы правления Ярослава строились новые города, открывались школы, расширялась грамотность, появились первые библиотеки.

Одной из главных его заслуг стало введение единого свода законов - «Русской Правды». Русская Правда является ценнейшим источником для характеристики социального строя Древней Руси. На примере Правды Ярослава мы видим, как сосуществовали нормы обычного права и правовые установления периода ранней государственности.

В Русской Правде упоминаются различные категории феодально-зависимого населения – люди (свободные общинники), смерды (несвободные или полусвободные княжеские данники), закупы (ушедшие в долговую кабалу, получавшие определённую ссуду («купу»), за которую должны были работать на господина), рядовичи (заключившие договор (ряд), изгои (лишившиеся своего социального статуса). Упоминаются также и рабы – челядь, холопы. Главным источником рабства был плен. Рабы были полностью бесправны. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию.

Механизм передачи великокняжеской власти ещё не был достаточно чётким и стройным. Власть передавалась по наследованию от отца к сыну, по старшинству, по завещанию, а также в результате призвания князя жителями того или иного города – центра данного княжества. Иногда княжеская власть захватывалась и удерживалась силой. Это свидетельствовало о неустойчивом, переходном характере всего общества. Тем не менее, государственная власть на Руси XI – XII вв. значительно окрепла. Большую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Обладание такими землями сулило не только богатства, но и власть. Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работавшего на земле, было полюдье, позднее – регулярный и упорядоченный сбор дани с подвластного населения. Дань являлась первой на Руси формой зависимости населения от государства. Завоёванные и присоединённые к Киеву земли становились данническими, а жившие на них люди – данниками. Основу принципа обложения данью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли.

Вопрос о времени возникновения на Руси феодального землевладения является спорным. Некоторые исследователи относят его к IX – X вв., однако большинство авторов считает, что феодальная вотчина (наследственное земельное владение) складывалась примерно с XI века. С этого времени образуются собственные земельные владения, личные большие хозяйства бояр и дружинников. Великие князья давали им право сбора дани, - это был один из путей обогащения древнерусской верхушки.

Во главе Древнерусского государства стоял наследственный князь. Он был законодателем, военным предводителем, верховным судьёй и адресатом дани. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемые, старшие дружинники составляли постоянный совет, «думу» князя. Они именовались боярами. У некоторых из них могла быть своя дружина. Для обозначения младшей дружины применяли термины «отроки», «чадь», «гриди». Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, представляла собой нарождавшийся класс феодалов. В обществе сформировалось три основных властных элемента: княжеская власть, дружина (боярство), народное вече.

Согласно источникам истории, Древнерусское государство относится к раннефеодальным державам. При этом тесно переплетаются старые общинные формации и новые, которые земли Руси заимствовали у других народов.

Первым князем на Руси стал Олег. Он был родом из варягов. Держава, которую он создал, была, на самом деле, лишь очень своеобразным объединением поселений. Он стал первым князем Киева и «под его рукою» пребывало множество вассалов – местных князей. В процессе своего правления, он желал ликвидировать мелкие княжения, создав единое государство.

Первые князья на Руси выполняли роль полководцев и не только управляли ходом битвы, но также самолично принимали в ней участие, при чем достаточно активное. Власть была наследственной, по мужской линии. После князя Олега правил Игорь Старый (912-915 гг.). Считается, что он является сыном Рюрика. После власть перешла к князю Святославу, который еще был ребенком малым и, потому, при нем регентшей стала мать – княгиня Ольга. За годы правления, эту женщину по праву считали разумной и справедливой правительницей.
Исторические источники указывают, что примерно в 955 году княгиня отправляется в Константинополь, где принимает христианскую веру. Когда она вернулась, то официально передала власть в руки подросшего сына, который был правителем с 957 по 972 год.

Целью Святослава было приблизить страну к уровню мировых держав. За время своего воинствующего правления, этот князь сокрушил Хазарский каганат, разбил печенегов под Киевом, осуществил два военных похода на Балканы.

После его смерти, наследником был Ярополк (972-980 гг.). Тот начал ссору со своим братом – Олегом за власть и начал вести против него войну. В этой войне Олег погиб, а его войско и земли перешли во владения брата. Через 2 года еще один князь – Владимир решил пойти войной на Ярополнка. Их самое ярое сражение произошло в 980 году и закончилось победой Владимира. Ярополк спустя время был убит.

Внутренняя политика

Внутренняя политика первых русских князей осуществлялась следующим образом:
У царя были главные советники – дружина. Она делилась на старшую, членами которой были бояре и богатые мужи и младшую. В состав последней вошли детские, гриди и отроки. С ними князь советовался по всем вопросам.

Княжеская дружина осуществляла мирской суд, сбор судебных пошлин и дани. В процессе развития феодализма, большинство дружинников являлось владельцами различных земельных угодий. Они закабаляли крестьян и таким образом создавали собственное доходное хазяйство. Дружина представляла собой уже сформированный феодальный класс.

Власть князя не была безгранична. В управлении государства принимал участие и народ. Вече, народное собрание, существовало в период с IX-XI вв. Даже гораздо позже народ собирался для принятия важных решений в некоторых городах, в том числе и в Новгороде.

Для укрепления позиций Русского государства были приняты первые правовые нормы. Самыми ранними их памятниками стали соглашения князей Византии, которые относятся к 911-971 гг. В них содержались законы о пленных, праве наследования и собственности. Первым сводом законов является «Русская правда».

Внешняя политика Руси

Основные задачи Русских князей во внешней политике было:
1. Защитаторговообразованных путей;
2. Заключение новых союзов;
3. Борьба с кочевниками.
Особое государственное значение имели торговые отношения между Византией и Русью. Любые попытки Византии ограничить торговые возможности союзника, заканчивались кровопролитными столкновениями. Для того чтобы добиться торговых соглашений с Византией, князь Олег осадил Византию и потребовал подписания соответствующего договора. Произошло это в 911 году. Князь Игорь в 944 году заключил еще один договор торгового характера, который сохранился до наших дней.

Византия постоянно стремилась столкнуть Русь с другими государствами для ее ослабления. Таким образом, Византийский князь, Никифор Фока решил воспользоваться войсками киевского князя Святослава, чтобы тот пошел войной на Дунайскую Болгарию. В 968 году занял множество городов по берегам Дуная, в том числе и Переяславец. Как видно, ослабить русские позиции византийцу не удалось.

Успех Святослава оскорбил Византию, и та отправила на захват Киева печенегов, военные силы которых были активированы в результате дипломатического соглашения. Святослав вернулся в Киев, освободил его от захватчиков и пошел войной на Византию, заключив союз с царем Болгарии – Бориса.

Теперь борьбу с русской мощью возглавил новый царь Византии Иоан Цимисхий. Его дружины потерпели поражение уже в первой битве с русскими. Когда войска Святослава дошли до самого Андрианаполя, Цимисхий заключил со Святославом мир. Последний крупный поход на Византию произошел в 1043 году, как утверждают исторические источники – из-за убийства русского купца в Константинополе.

Кровопролитная война продолжалась несколько лет, пока в 1046 году не был подписан мир, следствием которого стало заключение брака между сыном русского князя Ярослава Всеволодовича и дочери византийского императора Константина Мономаха.

Внутренняя политика. Русь в Х начале XII в. представляла собой феодальное государство, созданное в результате подчинения и завоевания славянских племен, где важную роль играло феодальное землевладение. Собственниками земли были князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства и церковь. Формировалось зависимое от них население — холопы (рабы), закупы, изгои, рядовичи, смерды.

Наиболее многочисленной была группа свободных или уже попавших в зависимость — смердов. К свободным смердам относились общинники, имевшие хозяйство и необходимые для его ведения орудия труда. Разорившиеся свободные производители теряли свою самостоятельность. Из их среды формировались другие категории зависимого населения.

Главной формой эксплуатации была натуральная рента.

Х-ХII вв. — это время расцвета русских городов. В них основное население составляли ремесленники и торговцы. Большую роль в жизни города играло вече, которое ведало вопросами войны и мира, созывало ополчение, меняло князей. Бояре, высшие иерархи церкви и князья находились на вершине пирамиды власти. Но власть князя не была самодержавной. Она ограничивалась волеизъявлением свободных общин и вечевым строем городов.

Внешняя политика. Эпоха Х-ХII вв. отличалась как частыми войнами, так и первыми попытками правового регулирования международных отношений. Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было направление посольства в Константинополь — столицу Византийской империи. В 907 г. привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско. Результатом похода явилось заключение в 907,911 гг. выгодных для Руси мирных договоров. Их тексты, донесенные летописью начала XII в. — «Повестью временных лет» , — самые древние памятники древнерусской дипломатии и права. Согласно договору 907 г. русские, приезжавшие в Византию с торговыми целями, получали привилегированное положение. Договор 911г. регламентировал русско-византийские отношения по широкому спектру политических и правовых вопросов.

В 941 г. Киевский князь Игорь совершил поход на Константинополь. Поводом, по-видимому, послужило нарушение византийцами договора. Потерпев поражение, объединился с печенегами и предпринял новый поход в 944 г. На этот раз дело не дошло до сражения: был заключен новый мирный договор.

Княгиня Ольга. , вдова Игоря, поддерживала с Византией мирные отношения. В 956 г. она нанесла дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство. Народ дорожил памятью об этой личности. Сохранились предания о ней, как о «мудрой» и «хитрой» правительнице. Она не только победила древлян, но и перехитрила самого царя Греции, который вздумал взять ее в жены.

Святослав. Необычной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность сына Игоря и Ольги — . Он оставался язычником, несмотря на уговоры матери принять христианство. В 964-965 гг. Святослав покорил живших на Оке вятичей, вышел на Волгу, разгромил Волжскую Болгарию и обрушился на давнего врага восточных славян — . Войско хазар было разбито, столица государства — Итиль — была разрушена. Святослав покорил северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгейцев) и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье).

В 967 г. Святослав по договору с византийским императором Никифором Фокой выступил против Болгарского царства, одержал победу и закрепился на Дунае, откуда стал угрожать Византии. Но пришлось воевать с печенегами, которые в отсутствие князя угрожали взятием Киева. Однако Святослав не смог покорить Византию. Он был вынужден заключить договор, в результате которого потерял свои позиции на Балканах. В 972 г. войска возвращались в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийскими дипломатами печенеги устроили засаду, и Святослав был убит.

Владимир Святой. в момент смерти Святослава был князем Новгородским. Устранив старшего брата Ярополка, он завладел киевским престолом в 980 г. и попытался создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном — богом грозы, которому поклонялись княжеские дружинники. Эта акция не привела к желаемому результату. Тогда князь предпринял попытку обратить в христианство всех жителей Киева. Массовое крещение проходило на Руси в 988-990 гг. Распространение новой религии не всегда шло мирно, сопровождалось кровавыми столкновениями. Была учреждена русская митрополия, подчиняющаяся Константинопольской патриархии. В важнейших центрах (Новгород, Полоцк, Чернигов, Ростов) на протяжении X-XI вв. создавались епископства. На Руси появилось православное духовенство (на первых порах греческое). Из Болгарии привозились богослужебные книги на славянском языке, что говорило о культурных связях Руси с соседями.

Ярослав Мудрый. продолжил дело Владимира по христианиза-ции Руси и укреплению феодальных отношений. Особую значимость в период его княжения имело создание свода законов под названием «Русская Правда» — первого письменного источника русского феодального права. Юридическое содержание «Русской Правды» можно охарактеризовать как законодательное закрепление обычаев, существовавших еще в родовом обществе. Так, подтверждался принцип кровной мести за убийство, за причинение телесных повреждений. Правда, мстить за убийство могли только ближайшие родственники, а за другие правонарушения — сам потерпевший. В качестве альтернативы кровной мести за правонарушение против личности предусматривалась выплата штрафов (виры, продажи) в пользу князя и возмещение вреда в пользу потерпевшего (половничество, урок).

Кроме обычаев в «Русской Правде» появились новые нормы, направленные преимущественно на защиту частной собственности. Закон предусматривал штрафы за кражу коня, оружия, одежды; требовал возмещения вреда за повреждение чужого имущества. Должник обязан был вовремя рассчитаться со своим кредитором.

«Русская Правда» в качестве имущества рассматривала челядь, холопов. За их действия нес ответственность собственник.

«Русская Правда» установила важное правило, выразившееся в запрете самовольного разрешения споров и изъятия спорного имущества. Отныне все споры должны были решаться в судебном порядке князем или судом общины. После смерти Ярослава начался .

Владимир Мономах. удалось сохранить единство государства и ограничить стремление к самостоятельности некоторых князей (Ярослава, Глеба). При нем была отражена агрессия со стороны половцев. В 1116-1118 гг. Владимир Мономах организовал масштабное военное и политическое наступление на Византию. Результатом было упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная. Сын Мономаха Мстислав был последним князем, которому удавалось сохранять единство Руси. После его смерти, в 1132 г., начался процесс распада государства.

В Х-XII вв. Русь укрепляла свои внешние связи. Наряду с традиционными действиями все чаще использовались возможности переговоров. Принятие христианства позволило укреплять связи с другими государствами за счет международных браков. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля. Дочери Ярослава были замужем: Анастасия — за королем Венгрии Андреем, Елизавета — за королем Норвегии Харальдом, Анна — за королем Франции Генрихом. Всеволод Ярославович был женат на дочери императора Византии. Женой Мстислава Владимировича была дочь короля Швеции Христина. Распространенными были также браки русских князей с дочерьми ближайших соседей — половецких ханов.

2.3. Политика первых киевских князей

Общие замечания о первых временах Киевского княжества

.

Какую же роль играли варяжские князья, в чем заключалась их деятельность и какова была их власть? Власть эта была настолько неопределенна и своеобразна, что ее чрезвычайно трудно уложить в готовые формулы. Вообще говоря, теория государственного права различает три главных вида политической власти. Первый вырастает на основании кровных связей: постепенно развивается аристократический (господствующий) род, и его родовладыка признается владыкой и вместе политической властью всего племени. Такой власти присвоено название власти патриархальной, она является у народов кочевых и полукочевых. Второй вид есть так называемая вотчинная, или патримониальная, власть: известное лицо считает своей собственностью всю территорию племени, а в силу этого и людей, живущих на территории, признает подвластными себе. Такой тип власти соблюдается у нас в удельный период XIII, XIV, XV вв. и притом в очень чистой форме. Третий вид власти зиждется уже не на кровных родовых началах и не на территориальной основе, а на основании более сложном. Современная нам политическая власть возникает на почве национального самосознания, когда племя, сознавая свое единство племенное и вероисповедное, сознает

и свое историческое прошлое, обращается в нацию с национальным самосознанием. И такой момент был в истории Руси впервые в XVI в. Что же касается до власти варяжских князей, то она, в сущности, не подходит ни к одному из указанных типов: во-первых, варяжские князья не могли у нас господствовать в силу кровного начала, во-вторых, они не считали землю своей собственностью и, в-третьих, самое понятие земли русской впервые слагается на глазах истории в устах прежде всего князя Святослава, который говорил своим воинам: "Не посрамим земли Русской!" Киевские князья в сущности представляют собой защитников страны, которые за известную плату охраняют общество от неприятеля. Читая скудные свидетельства летописи, мы видим, что главная деятельность князей направлялась на то, чтобы: 1) объединить русские племена и создать на Руси единое государство; 2) устроить как можно выгоднее торговые сношения с соседями и обезопасить торговое движение к иноземным рынкам и 3) оборонить Русь от внешних врагов.

1. Завладев сначала всем великим водным путем "из варяг в греки", от Ладоги до Киева, киевские князья старались затем покорить себе и те славянские племена, которые жили в стороне от этого пути (древляне, вятичи). В подчиненных областях они или лично устраивали порядок, или посылали туда для управления своих сыновей и дружинников в качестве своих наместников ("посадников"), или же, наконец, оставляли там местных князей "под рукою своею". Главной задачей управления был тогда сбор "дани". Константин Багрянородный сообщает любопытные

подробности о том, как сам князь или его посадники объезжали волости, творя суд и расправу и собирая дань деньгами или натурою. Такой объезд назывался "полюдьем" и совершался по зимнему пути. К весне собранная князем дань свозилась на речные пристани, грузилась на суда и весной сплавлялась в Киев. В то же время "везли повоз", т. е. доставляли дань в Киев из тех мест, где не успели побывать сами князья с дружинниками. В руках киевских князей сосредоточивались таким образом большие запасы различных товаров, которыми князья и торговали, посылая их от себя в Грецию или к хазарам, или (как Святослав) на Дунай.

2. Весною в Киеве составлялись большие торговые караваны из лодок, которые по-славянски назывались "ладьями", а по-гречески "моноксилами", т. е. однодеревками. Такое название дано было ладьям потому, что их днище (киль) состояло из одного дерева; подобные ладьи подымали несколько сот пудов груза и до 40-50 человек экипажа. К ладьям княжеским присоединялись ладьи княжеской дружины и купцов ("гостей"); весь караван охранялся княжеской стражей и вооруженными дружинами гостей. Устроившись, караваны отправлялись вниз по Днепру. Вот как рассказывают современники о том караване, который шел в Константинополь: собравшись окончательно верстах в 50 ниже Киева, в Витичеве, караван оттуда двигался "в греческий путь". Плывя по Днепру, он достигал "порогов", т. е. скалистых гранитных гряд, пересекающих течение Днепра в нескольких местах недалеко от нынешнего города Екатеринослава. В порогах нельзя было плыть меж камней с полным грузом; иногда же и вовсе не было хода ладьям. Тогда русь приставала к берегу, разгружала суда, выводила скованных невольников, которых везла на продажу, тащила товары в обход порога по берегу, иногда даже перетаскивала посуху и сами ладьи. В то время как одни обходили порог, другие охраняли их и сторожили берег, боясь нападения печенегов на караван. Пройдя пороги, русь выходила в Черное море и, держась болгарских берегов, достигала Константинополя. Огромный русский караван греки не пускали в стены своей столицы. Русь помещалась в предместье св. Мамы и жила там с полгода, пока не кончала своих торговых дел. Прибывших русских послов и купцов греки переписывали и по списку доставляли им съестные припасы от казны. Из предместья в самый Царь-град греки допускали русских сразу не более 50 человек, без оружия и с провожатым: оставаться на зиму в Греции не позволяли никому. Таким образом, греки разрешали Руси устраивать под Константинополем как бы свою ярмарку с их покровительством, но под надзором и с предосторожностями. Правила, которые устанавливали порядок торговли русских в Греции и определяли все возникавшие между Русью и греками во время торга отношения, обыкновенно вносились в договоры и составляли главное их содержание; вот почему эти договоры и называются торговыми. Для того, чтобы устроить общий для всей Руси ежегодный караван в Грецию и такие же караваны в другие места (в хазарский Итиль, в дунайские области), киевские князья должны были тратить много труда и сил. На них лежала забота о том, чтобы своевременно стянуть к Киеву свои товары, полученные в виде дани, и всякий купеческий товар, затем снабдить караваны сильной охраною и проводить их до места назначения; наконец, путем мирных отношений или оружием подготовить выгодные условия торговли в чужих странах. Походы киевских князей на Грецию, походы Святослава на Дон и Волгу были тесно связаны с торговыми делами Киева. Таким образом, торговля страны направляла собой внешнюю политику киевских князей.

3. Кроме того, на князьях лежала забота об обороне государства от внешних врагов. Степняки нападали не только на границы Руси, но и на самую столицу ее - Киев. Этот город лежал слишком близко к степному пространству и был открыт со стороны степи. Поэтому киевские князья понемногу окружают его крепостями,

"рубят города" на границах степи и укрепляют самую границу валами и другими сооружениями. Чтобы степняки, печенеги, не мешали торговому движению через степь, князья нападают на них в степи или же вступают с ними в дружбу и даже в союз, увлекая их вместе с собой на греков. Но такая дружба была все же исключением: обыкновенно Русь бывала в острой вражде с печенегами.

Из того, что было сказано о торговле Руси, можно заключить, в чем именно заключалось значение Киева и почему Олег дал ему имя "матери русских городов". Киев был самым южным городом на Днепре и соседил со степью. Поэтому в Киеве, естественно, собирались все те купцы, которые везли из Руси товары на юг и восток. Здесь устраивали главный склад вывозимых товаров; здесь был главный рынок и для тех товаров, которые привозились на Русь своими и чужими купцами от хазар и греков. Словом, Киев был торговым центром всей тогдашней Руси; прочие торговые русские города зависели от него в своих торговых оборотах. Понятно, почему сильнейшие русские князья предпочитали Киев всякому иному городу и почему именно Киев стал столицей образованного этими князьями государства.

Вот все, что можно сказать несомненного о характере деятельности и власти первых русских князей. Историческое значение их деятельности нетрудно уловить. Будучи первой общей властью среди многих разрозненных раньше миров, варяжские князья с их дружинами были первыми представителями племенного единства. Передвигаясь с места на место по русской земле, соединяя племена и города в общих военных и торговых предприятиях, князья создавали этим почву для национального объединения и национального самосознания. Сплотив государство внешним образом, они создавали и возможность внутреннего сплочения.

Олег (879-912).

Достаточно подробно события описаны

лишь со времени новгородского правителя или князя Олега (879-912), который, перейдя с Ильменя (882) на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет "матерью городов русских". Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

Но объединением славян Олег не ограничился. По примеру своих киевских предшественников Аскольда и Дира, сделавших набег на Византию, Олег задумал поход на греков. С большим войском "на конях и на кораблях" подошел он к Константинополю (907), опустошил его окрестности и осадил город. Греки начали переговоры, дали Олегу "дань", т. е. откупились от разорения, и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г. Удача Олега произвела глубокое впечатление на Русь: Олега воспевали в песнях и его подвиги изукрасили сказочными чертами. Из песен летописец занес в свою летопись рассказ о том, как Олег поставил свои суда на колеса и посуху на парусах "через поля" пошел к

Царьграду . Из песни же, конечно, взята в летопись подробность о том, что Олег, "показуя победу", повесил свой щит в вратах Царьграда. Олегу дали прозвание "вещего" (мудрого, знающего то, что другим не дано знать). Деятельность Олега в самом деле имела исключительное значение: он создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил, путем договоров, правильные торговые сношения Руси с Византией; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы.

Игорь (912-945).

По смерти Олега вступил во власть Игорь (912-945), по-видимому, не имевший таланта ни воина, ни правителя. Он сделал два набега в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый раз он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда с огнем и пускали "трубами огнь на ладьи русские". Во второй раз Игорь не дошел до Царьграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945 г. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договор Олега. В кампании Игоря против греков принимали участие и печенеги, впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем. Игорь погиб в стране древлян, с которых он хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

Ольга(945-957).

(по-древнескандинавски и по-гречески Helga) осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством (945-957). По древнему славянскому обычаю вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием и вообще положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов. Поэтому не было ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницей. Отношение к ней летописца - самое сочувственное: он считает ее "мудрейши всех человек" и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957). По рассказу летописи Ольгу крестили "царь с патриархом" в Царьграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома на Руси, ранее своей поездки в Грецию. Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в своем дворце и описавший ее прием в сочинении "Об обрядах Византийского двора", повествует о русской княгине сдержанно и спокойно. Предание же, сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что император был поражен красотой и умом Ольги настолько, что даже хотел на ней жениться; однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя почтительно по отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к императору. Летописец даже уверен, что ей удалось дважды перехитрить императора: во-первых, она ловко сумела отказаться от его сватовства, а во-вторых, она отказала ему в дани или дарах, на которые он, будто бы, легковерно рассчитывал. Таково было наивное предание, усвоившее Ольге исключительную мудрость и хитрость. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, в святом крещении Елены, стала почитаться и православной церковью: княгиня Ольга была причтена к лику святых.

Святослав(957-972).

Сын Ольги Святослав (957-972) носил уже славянское имя, но нравом был еще типичный варяг-воин, дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с ней стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери и "гневался на мать", когда она убеждала его креститься: "Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною", - говорил он. С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь и поэтому двигался необыкновенно легко: "легко ходя, аки пардус (барс)", - по выражению летописи.

Еще при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, Святослав совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав победил племена ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел местностью в устьях Кубани и на Азовском побережье под названием Таматарха (позднее Тмутаракань). Наконец, Святослав проникнул на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, Святослав победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в систему Хазарской державы. Главной силой в

Черноморье становилась теперь Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов. В их распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые раньше хазарами; и самой Руси скоро пришлось испытать большие беды от этих кочевников.

Возвратясь в Киев после своих завоеваний на Востоке, Святослав получил приглашение от греков помочь Византии в ее борьбе с дунайскими болгарами. Собрав большую рать, он завоевал Болгарию и остался там жить в г. Переяславце на Дунае, так как считал Болгарию своей собственностью. "Хочу жить в Переяславце Дунайском, - говорил он: - там середина (центр) моей земли, там собираются всякие блага: от греков золото, ткани, вина и плоды, от чехов и угров - серебро и кони, из Руси меха, воск и мед и рабы". Но ему пришлось на время вернуться из Болгарии в Киев, потому что на Русь в его отсутствие напали печенеги и осадили Киев. Киевляне с княгиней Ольгой и детьми Святослава едва отсиделись от грозного врага и послали к Святославу с упреками и просьбой о помощи. Святослав пришел и прогнал печенегов в степь, но в Киеве не остался. Умиравшая Ольга просила его подождать на Руси до ее кончины. Он исполнил ее желание, но, похоронив мать, сейчас же ушел в Болгарию, оставив князьями на Руси своих сыновей. Однако греки не желали допустить господства русских над болгарами и потребовали удаления Святослава назад на Русь. Святослав отказался покинуть берега Дуная. Началась война, и византийский император Иоанн Цимисхий одолел Святослава. После ряда тяжелых усилий он запер русских в крепости Доростол (теперь Силистрия) и вынудил Святослава заключить мир и очистить Болгарию. Войско Святослава, истомленное войной, на пути домой было захвачено в днепровских порогах печенегами и рассеяно, а сам Святослав убит (972). Так печенеги довершили поражение русского князя, начатое греками.

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки

В продолжение темы:
Математика

Цель: познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем разных животных. Задачи: сформировать у учащихся представление...

Новые статьи
/
Популярные