Миф об эдипе. Эдип — мифологическая энциклопедия История эдипа

Сегодняшней работой мы заканчиваем цикл ”Мифы Древней Греции и Рима» в произведениях живописи. Я хочу поблагодарить всех, кто принял участие в обсуждении. Благодарю также всех за добрые слова в свой адрес. Простите, что не отвечал каждому «спасибо», но это не из-за недостатка воспитания или не из-за неуважения к вам, а просто из-за экономии места и времени. Мне было очень приятно читать все, что вы написали.
В конце моего сообщения есть и другое, тесно связанное с темой нашей сегодняшней беседы, хотя и не совсем по теме. Желающие могу не читать.
Итак, последняя история - о царе Эдипе. Несмотря на всю трагедийность его образа, как не странно, живописных работ по этой теме оказалось немного. Так что если кто-то знает ещё какие-то работы - пожалуйста, буду очень благодарен.
Эдип — царь Фив, сын Лая и Иокасты. Оракул предсказывал Лаю, что если он женится на Иокасте, то умрёт от руки своего сына. Ослушавшись предсказания, Лай женится на Иокасте. После рождения сына, опасаясь за свою жизнь, он приказывает проколоть ноги новорожденного Эдипа и выбросить его. Его нашел коринфский пастух.
Пастух отнёс мальчика в Коринф к царю Полибу, который воспитал его как родного сына, дав ему имя Эдип, то есть «имеющий вспухшие ноги».
Когда он достиг зрелости, ровесники стали обвинять его, что он приемыш, тогда он отправился в Дельфы и дельфийский оракул через Пифию предсказал ему, что он убьёт своего отца и женится на своей матери. Избегая Полиба, которого считал своим отцом, Эдип отправился в Фивы. По дороге в Дельфы, у распутья трех дорог он встретил Лая, вступил в спор с его возницей и убил своего отца.
Явившись в Фивы, Эдип освободил город от Сфинкса, крылатого чудовища с львиным телом и женской головой, порождение Орфа, брата-близнеца Кербера, которое опустошало окрестности Фив. Сфинкс загадывал одну и ту же загадку всем прохожим, а тех, кто не давал правильный ответ убивал. Отгадать эту загадку не мог никто. Чтобы спасти город, Эдип отправился к Сфинксу. Чудовище спросило: "Кто ходит утром на четырех ногах, днем - на двух и вечером - на трех ногах?" "Человек" - ответил Эдип, найдя правильное решение. А Сфинкс бросился со скалы в море, ибо решено было богами, что погибнет он, если кто-нибудь разгадает его загадку.

Гюстав Моро "Эдип и Сфинкс" 1864 год


Франсуа-Ксавье Фабр "Эдип и Сфинкс"


Жан Огюст Доминик Энгр "Эдип и Сфинкс"

Эдип освободил город от Сфинкса, за что Фивы избрали Эдипа своим царём, и он женился на вдове Лая, то есть на своей матери Иокасте. От неё он имел сыновей — Этеокла и Полиника и дочерей - Антигону и Исмену. В наказание за такое преступление - инцест (пусть и совершённое неосознанно) боги послали на Фивы моровую язву и объявили через прорицателя Тересия, что язва не прекратится, пока не будет изгнан из города убийца Лая. Узнав истину, его жена Иокаста повесилась, Эдип в отчаянии ослепил себя. Когда сыновья стали пренебрегать им, он проклял своих сыновей

Бенинь Ганьеро "Эдип вручает своих детей богам" 1784 год


Александр Кабанель "Эдип и Иокаста" 1843 год


Марсель Андре Баше "Эдип (с Исминой и Антигоной) осуждает Полиника» 1883 год

Затем несчастный слепец покинул Фивы в сопровождении своей дочери Антигоны и после долгих странствований умер в Колоне, близ Афин.

Шарль Франсуа Жалабер "Антигона и Эдип покидают Фивы" 1842 год


Фульшран Жан Гаррет "Эдип в Колоне" 1798 год


Антоний Бродовский "Эдип и Антигона" 1828 год


Жан-Антуан-Теодор Жиру "Эдип в Колоне" 1788 год


Пер Габриэль Викинберг "Эдип и Антигона" 1833 год


Джон Питер Крафт " Эдип и Антигона" 1809 год

После смерти отца, Этеокл и Полиник договорились править поочерёдно по одному году, но по прошествии года Этеокл, подстрекаемый своим дядей Креонтом, братом Иокасты, отказался уступить место брату, и Полиник был изгнан из Фив.
Прибыл в Аргос, где правил Адраст, Полиник женился на его дочери. Взамен Адраст обещал передать ему в наследие царство и согласился идти вместе с ним войной на Фивы. Сподвижники Полиника дали на жертвеннике Зевса в Аргосе общую клятву умереть, если им не удастся взять Фивы. В поединке Полиник сразился с Этеоклом, и братья убили друг друга.


Джованни Баттиста Тьеполо "Этеокл и Полиник" 1730 год

Антигона, дочь Эдипа, сопровождала отца в его добровольном изгнании в Колон, а по смерти его вернулась в Фивы. Здесь она тайно предала земле тело Полиника, погибшего в походе против Фив, но оставшегося не похороненным вследствие запрещения Креонта, нового властителя Фив. За это нарушение его запрета Креонт осудил Антигону на погребение заживо. Приговор этот привёл в отчаяние жениха её, Гемона, сына Креонта, и он умертвил себя.

Никифорос Литрас "Антигона и Полиник" 1865 год


Фредерик Лейтон "Антигона" 1882 год


Жан-Жозеф Бенжамен Констан "Антигона и Полиник"


Мария Евфросина Спартали (Стиллман) "Антигона"

Дополнение.
То, что написано ниже - необязательно к прочтению, ибо не имеет отношения к темам нашего сообщества. Каюсь, я воспользовался своими привилегиями в сообществе - простите меня! Просто исследование, с которым я столкнулся несколько лет назад, настолько поразило меня, что я все мучился - с кем бы поделится? То, что написано ниже, не плод моих изысканий, а краткое и достаточно вольное переложение работы выдающегося ученого Иммануила Великовского.
Иммануил Великовский (1895, Витебск — 1979, Принстон) — врач и психоаналитик, создатель нетрадиционных теорий в области истории, геологии и астрономии. Многие его работы вызывали яростную критику и научные споры. Я не буду вдаваться в эти подробности. Также я не буду приводить все доказательства его истории, которую я предлагаю вашему вниманию - для этого надо читать его книгу:"Эдип и Эхнатон".В этой книге Великовский пытается доказать(и доказывает, на мой взгляд), что легенда о Эдипе - отголосок истории, которая имела место. Насколько ему это удалось - судить вам.

Начнем с таинственного существа - Сфикса. Это существо,сторожащее Фивы в Беотии, не было одной из знакомых греческих фигур: Минотавр, кентавр, Медуза Горгона, гарпия, фурия, киклоп. Это был Сфинкс и так он назывался у греческих трагиков. Его Родина - Египет. Согласно многим документам, Сфинкс - это изображение богини Хатор. Той самой богини, святилище которой располагалось на скалах, возвышающихся над египетскими Фивами(ныне Луксор и Карнак), бывшими в свое время столицей Верхнего Египта, а потом и всей страны. Нелишне заметить, что перед статуей богини, а точнее перед Сфинксом, приносились человеческие жертвы. Греческий же Сфинкс сам убивал путников, что, естественно относится уже к мифологии.
Расцвет культа Сфинкса относится ко времени правления фараона Аменхотепа III и его жены, царицы Ти. Она зачинала несколько раз. Ти родила сына, но о нем ничего не известно - не упоминаний о нем, не его изображений - до тех пор, пока он не явился после смерти отца требовать трон. Три же дочери Аменхотепа и жили с родителями, и изображались на семейных портретах.
О смерти Аменхотепа ничего не известно. Он просто внезапно исчез со сцены. Вдруг оказалось так, что полновластная хозяйка Египта - царица Ти. И она продолжала оставаться таковой до начала царствования следующего фараона - Аменхотепа IV- Эхнатона.
Сохранились изображения Эхнатона с семьей, и они очень отличаются от стиля живописи предшествующих и последующих веков. Особенно необычно тело Эхнатона - длинная голова, тонкая шея, обвислый живот, но самая заметная деформация в области бедер - они распухшие. А, как мы помним, греческий царь был назван - Эдипом, что означает "пухлоногий". Хо в легенде говорится, что у Эдипа были пухлые проколотые в детстве ступни, а у Эхнатона, судя по, изображениям - пухлые бедра. Но во многих языках ступня и нога - не различаются. По-русски мы говорим: "Ему упала на ногу", хотя на самом деле упало на ступню. Вот и по-гречески - pous и ступня, и нога. А именно это слово было использовано в загадке Сфинкса. А теперь представьте грека, увидевшего изображение Эхнатона. Как он мог его назвать? Эдип!

Как уже говорилось, Эхнатон возник, как бы ниоткуда. Но что тогда должен означать эпитет, который он применял к самому себе в ранних памятниках своего царствования:"Который уцелел, чтобы жить долго"? Это выражение явно намекает на то, что будущему царю в детстве грозила смерть. Вот тут и следует обратить внимание на тот факт, что в период этой, восемнадцатой династии, фараоны при назначении наследника, придавали прорицаниям оракула. Аменхотеп III вопрошал фиванского оракула, ибо в то время Фивы были столицей. Видимо, руководствуясь предсказаниям фиванского оракула, сын царя воспитывался вдали от дома. Поэтому, нет ничего удивительного, что придя к власти, Эхнатон изгнал гигантскую группировку жрецов и окружил себя жрецами Гелиополиса, где находился другой оракул. И заодно был сброшен со скалы фиванский Сфинкс. Греческий же бросился со скалы сам, что неудивительно для мифа.
Интересная деталь: повествование об убийстве отца. Эдип убил, но Эхнатон же не обивал своего отца. Однако надо знать обычае и верования его подданных - Эхнатон уничтожил самую священную для египтян вещь - мемориальную табличку с именем отца, что было равносильно убийству.
Эхнатон освободил Фивы от человеческих жертвоприношений, сбросил Сфинкса и установил религию любви, но и самообожания. Вот, что он писал о себе: "... Сын Солнца, который живет в истине, Эхнатон, великий во времени". Любопытно, что в некоторых древних источниках Эдипа называли сынок Гелоса(солнца). Что бы покончить с детством Эхнатона - интересная деталь. Среди нескольких могил знати того времени, на которых перечисляются их должности и заслуги, есть могила человека о котором не написано ни строчки. Причем эта могила расположена рядом с могилой Верховного жреца. Судя по некоторым признакам, умерший был человеком низкого происхождения и поэтому мало понятно, почему он похоронен здесь. Видимо этот человек был дорог Эхнатону. Однако, его имя никогда не встречается в придворной хроники, что дает нам основания думать, что этот человек был связан с Эхнатонов до того, как тот стал фараонам. И тут на ум приходит пастух, нашедший и воспитавший Эдипа. Может быть, этот простолюдин сыграл похожую роль в жизни Эхнатона?
Теперь давайте разбираться с женой и матерью. Только одно надо учесть заранее - Эхнатон стал фараоном, будучи ребенком и только наличие властной, волевой матери, которую, видимо, мальчик обожал, дало ему возможность удержатся на троне. Итак, мать или как писали"Мать Царя и Великая Царская Жена" Ти. Странный титул, особенно если учесть, что Ти содержала царский гарем, что являлось привилегией жены царя. Жена фараона - несравненная Нефертити. Сыновья:Саанех и Тутенхамон. Дочери: Меритатеи, Мекататен,Анхесенпаатен,Нефернефруатон-т ашерит,Нефернефрура,Сетепенра и последняя - Бекетатен. Но вот, что странно: на всех росписях Бекетатен изображена рядом с Ти, когда остальные рядом с Нефертити; Бекетатен всюду именуется -Дочь Царя, тогда, как остальные - Дочери Нефертити. Дальше - ещё интереснее. Если мы обратимся к изображениям той поры, то на более ранних Эхнатон и Нефертити стоят с одной стороны, а Ти - с другой, однако при этом на голове Ти был двойной плюмаж и рогатый диск; в то время, как на голове Нефертити - простая прическа. Но не могло быть двух Великих цариц, и одна была вынуждена уйти. Ушла Нефертити. Она просто исчезла со всех последующих изображений. А над входом в главный храм Ахет-Атона, где были приготовлены три жертвенника: один для царя, один для Ти, один для Бекетатен, находится барельеф с изображением этих трех персонажей. Кстати, в одном из ранних мифов о Эдипе, тот отсылает свою молодую жену Евригинию, мать четверых его детей в изгнание. И хотя для древнегреческих трагиков 7 века эта история осталась как бы за скобками - сходство, несомненно. По некоторым данным Нефертити вернулась в одну из резиденций своего отца - Аи. И тут еще один интересный нюанс - Аи -это не только отец Хефертити; но и брат царицы Ти. Родственные браки и инцесты были распространены в египетских династиях довольно широко. Только вот сын с матерью - единственное исключение. Таким образом, возникла, говоря современным языком, оппозиция Эхнатону и Ти. Хотя Аи занимал во дворе высочайшие посты и, видимо, пользовался неограниченным доверием. Дело близится к финалу; история становится все запутаннее, а совпадений - все больше.

Саанехт, сын Эхнатона женился на своей сестре - Меритатен; старшей дочери Нефертити. Его брат Тутенхамон женился еще на одной сестре Анхесенпаатен.Т.е на сцену выходят два брата и две сестры - мотив, который присутствует в греческой истории. Правда, те не состояли в браке между собой, да и не могло этого быть: греческие обычаи заметно отличались от египетских.
Эхнатон всюду появляется с Саанехтом, видимо готовя его на роль наследника Но события начинают ускорятся: положение Египта становится хуже, соседи отбирают египетские земли. Встает извечный вопрос - кто виноват. В данной ситуации говорит свое веское слово та часть духовенства, которая во время проводимых Эхнатоном реформ была отстранена от "кормушки" и прозябала вдали от Фив. Они кооперируются с Аи и Саанехтом и при помощи прорицателя Аменхотепа, сына Хану, заявляют о вине Эхнатона. Вспомним о слепом прорицателе Тересии и сравним его с египтянином; причем мы можем даже говорить о физическом сходстве Портрет Аменхотепа, сына Хапу дошел до нас, как изображение молодого человека с длинными волосами; причесанными так, как причесывались простолюдинки в Египте. А вот миф о Тересиии гласит; что за то, что он убил самку змеи боги в наказание на некоторое время превратили его в женщину.
Сам египтянин в отличие от Тересия не был слепым (во всяком случае таких данных нет, но был покровителем слепых). Теперь о другом слепце - о Эдипе. который с горя выколол себе глаза. Как я уже писал вначале этих заметок, я не буду приводить всех выкладок Великовского, но он доказывает, что есть все основание говорить, что Эхнатон ослеп. Конец Эхнатона был ужасен - дворцовый переворот удался, его сын Саанехт совместно с дядей Аи пришли к власти, Эхнатон слепой и все потерявший был отправлен в ссылку куда-то на пограничные земли.
А что же семья? Начнем с сыновей Эхнатона двух братьев: Саанехта и Тутенхамона. Первый начал править еще при живом, но отстраненным от власти, отце. Правил всего 3 года. Потом царем Египта стал Тутенхамон, который правил года четыре и умер. Учеными были обнаружены две могилы и убедительно доказана, что это погребения братьев. Могила Саанехта представляет собой грубо вырубленный в скале склеп, в котором находились вещи с именами Эхнатона и Ти, но без имени того, чья это могила, с телом, положенный в чужой саркофаг, брошенный так торопливо, что гроб упал и мумия почти вывалилась. Были найдены трогательные стихи, нацарапанные на золотой фольге, но тоже без имени. Ну, а о роскошной могиле Тутенхамона мы все знаем. Хотя за годы своего правлению он не сделал ничего, чтобы быть похороненным с такими почестями. Глухо говорилось лишь о какой-то войне, но с кем - не сказано ничего. И еще одна интересная деталь. Единственный случай во всей истории Египта - следующий за Тутенхамоном царь, а им стал Аи изобразил себя около гроба царя умершего.Достаточно вспомнить историю сыновей Эдипа и сходство историй будет поразительным.
Дальше - больше. Т.е. еще загадочнее. В истории о Эдипе, Атигона за то, что нарушила запрет Креонта и провела над телом брата погребальный обряд, была приговорена им к заточению в пещеру, которая находилась, рядом с тем местом, где она похоронила брата. Ей оставили пищи на несколько дней, а затем она должна была умереть медленной и мучительной смертью.
В нескольких сотнях метров от могилы Саанехта было обнаружено странное захоронение. На глубине примерно 6 футов находилась пещера, заваленная скальными породами. В ней находилось достаточно много различных предметов утвари. В основном, это были маленькие вещи: несколько сосудов с надписями: хлеб, зерно, виноград и т.д., кувшины для хранения воды, женские шарфики из очень легкой материи, которые использовали как тряпки. Был найден кусок ткани с вышитой вручную надписью:"Да здравствует царь Нофер" , а Нофер -это второе имя Саанехта. Там же находились бусы и истлевшие венки из цветов. А самая главное - посмертная маска молодой женщины. Утверждать, то это сестра-жена Саафера Меритатен нет оснований, но уж очень все это напоминает судьбу Антигоны.
Иокаста покончила жизни самоубийством, сказав напоследок: "... Я отрезаю свои серебряные кудри и пусть они падут от горя в море слез...". Мумии царицы Ти не обнаружено, в склепе, довольно убогом, находятся останки ее сына Саанехта. Но даже из этой жалкой могилы ее тело выбросили, катафалк разбили и надписи сбили. Исходя из знания того, как египтяне относились к загробной жизни и к самоубийствам, можно предположить, что и царевна Ти наложила на себя руки. А в могиле ее сына Тутенхамона была найдена маленькая коробочка с локоном. Надпись на коробочке гласила, что это волосы царевны Ти.
А что же два главных героя этих истории, как похоронены они? А это никто не знает. Единственное известно, что похоронены они на чужбине, но где именно - тайна, покрытая мраком.
На этом можно было бы поставить точку, но все же история была бы неполной, если бы мы не облекли ее в хронологические рамки.
Итак, время царствование Эхнатона определятся по разному двумя группами египтологов. Одни считают, что 17-й год его царствования был последним, другие, что 21 -й. Их коллеги историки, но уже специалисты по Древней греции, тоже разбились на два лагеря. Одни согласны с утверждением, что "Тиресий приходит к царю, что бы поведать ему тайну, которую он хранил 16 лет", другие же уверены, что "Двадцать лет прошло с тех пор и бедствие обрушилось на город". Не находите, что цифры удивительно похожи. Неужели историки сговорились?

Герои мифов Ляхова Кристина Александровна

Эдип

Эдип упоминается в греческих мифах. Его отцом был фиванский царь Лай, а мать звалась Иокастой. Аполлон предсказал Лаю смерть от руки своего сына, поэтому, узнав, что у него родился сын, царь приказал отнести младенца на вершину горы Киферон и оставить там, проколов его сухожилия булавкой. Лай был уверен, что после этого младенец неминуемо погибнет.

Иокаста, не решаясь ослушаться, отдала мальчика пастуху и объяснила ему, что он должен сделать. Но пастух сжалился над младенцем и отдал его коринфскому пастуху, а тот передал ребенка царю Полибу, который не имел детей, но мечтал о наследнике. Полиб дал младенцу имя Эдип, что означает «с опухшими ногами», и воспитал как собственного сына.

Эдип вырос и превратился в прекрасного юношу. Его приемные родители скрывали от пасынка тайну его рождения и уверяли его, что он - их собственный сын. Но однажды житель Коринфа, будучи пьяным, назвал царевича подкидышем. Эдип отправился к своим родителям, но не добился от них правды. Тогда он принял решение узнать о своих настоящих предках у оракула Аполлона в Дельфах.

Оракул не открыл Эдипу тайну его происхождения, но сказал, что ему суждено убить своего родного отца и жениться на матери. Услышав прорицание, юноша не посмел вернуться в город, где вырос, думая, что именно там живут его родители, и отправился путешествовать.

Он вышел из Дельф, но на первом же перекрестке ему повстречался богатый и знатный мужчина на колеснице, которого сопровождали многочисленные слуги. Это был его отец, царь Лай, но Эдип, разумеется, не знал этого. Между ним и незнакомцем возник спор, и мужчина случайно ударил юношу по голове своим тяжелым скипетром. Эдип разозлился, в гневе нанес незнакомцу удар своим дорожным посохом и таким образом убил царя, а затем лишил жизни и всех его слуг. Лишь одному из слуг удалось спастись. Он вернулся в Фивы и сообщил, что его хозяин, фиванский царь Лай, погиб от рук разбойников. Так сбылась первая половина предсказания Дельфийского оракула.

Эдип, еще не зная о том, что он убил своего отца, продолжил свой путь и достиг ворот Фив. У стен обитал Сфинкс - чудовище с телом льва, лицом и грудью женщины и крыльями птицы. Сфинкс был послан к стенам Фив в наказание за совращение Лаем юноши Хрисиппа. Каждому, кто подходил к стенам города, Сфинкс загадывал загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех?» Тот, кто не знал ответа, погибал от когтей Сфинкса.

Эдипу удалось разгадать загадку. Речь шла о человеке: в младенчестве он передвигается ползком, затем на двух ногах, а в старости опирается на посох или трость. Услышав неожиданный, но правильный ответ, Сфинкс бросился в пропасть и разбился. В благодарность за освобождение от коварного Сфинкса жители Фив предложили Эдипу трон и корону. Он стал правителем города и женился на вдове Лая, Иокасте. Так исполнилась вторая половина пророчества. Никто не знал о том, что именно Эдип являлся причиной смерти царя Лая. Только один слуга наблюдал ссору Эдипа с Лаем, но этот свидетель покинул город и отправился пасти коров, так и не увидев нового правителя. Эдип и Иокаста счастливо жили в течение двадцати лет. За это время у них родилось четверо детей: Полиник, Этеокл, Антигона и Исмена. И только по прошествии многих лет правда все же открылась. На город напала моровая язва, люди начали умирать. Никто не мог предложить лекарства от страшной болезни. Через некоторое время случилось новое несчастье: неурожай, который привел к голоду.

Фиванцы отправились к Дельфийскому оракулу, от которого узнали, что язва была наслана на них в наказание за то, что среди жителей города долгое время скрывается убийца царя Лая.

Эдип, узнав об этом, стал выяснять обстоятельства смерти Лая. Он пригласил старого и слепого предсказателя Тиресия, надеясь узнать от него имя виновного в смерти Лая. Тиресий не хотел отвечать, но, наконец, назвал виновника смерти царя и всех бед, которые обрушились на фиванцев, - это был сам Эдип.

Так Эдип узнал о своем происхождении, о том, кто его родители и на ком он женат. Иокаста, услышав об этом, повесилась, а сам Эдип выколол себе глаза пряжкой, снятой с ее платья. Через некоторое время жители прогнали его из города. Только Антигона добровольно отправилась вместе со своим слепым отцом в изгнание, остальные же дети отказались от него.

Эдип и Антигона долго странствовали и, наконец, достигли священной рощи Эфменид, которая находилась в аттическом поселке Колон. Именно здесь, как предсказывал Дельфийский оракул, Эдипу суждено было умереть. Он поселился у Тесея, который согласился дать ему кров. В благодарность за это Эдип сообщил ему, что в будущей войне фиванцев и афинян победит тот, на чьей земле Эдип найдет приют.

Об этом случайно стало известно Креонту, брату Иокасты, который после изгнания Эдипа из Фив был избран царем. Он пригласил Эдипа вернуться в город, но Тесей воспротивился этому.

Через некоторое время Эдипа посетил его сын Полиник, желавший получить благословение в войне против своего брата Этеокла. Эдип не только не дал благословения, но и объявил, что обоих братьев ожидает проклятие и смерть как расплата за то, что они прогнали своего отца из города.

Эдип заранее узнал о том времени, когда ему суждено умереть, и позволил Тесею присутствовать при этом. На небе начал греметь гром, затем земля разверзлась и поглотила Эдипа. О том месте, где это произошло, не знал никто, кроме Тесея, который обязался хранить тайну до самой смерти.

Этот вариант мифа об Эдипе описывается в трагедии Софокла. Но сохранились и другие, более ранние и более короткие варианты. Например, одна из легенд повествует о том, что Эдип не был отдан пастухами царю города Коринфа, но все же попал в него.

Родители младенца положили его в небольшую лодку и пустили по волнам. Через некоторое время лодку прибило к берегу, у которого царица, жена коринфского царя, стирала белье. Женщина подобрала младенца, унесла с собой во дворец и воспитала как собственного сына. Существуют и другие версии, согласно которым младенца нашел случайный прохожий, ничего не знавший о нем, или пастухи, которые подобрали отверженного родителями ребенка и воспитали его.

Встреча с царем Лаем описывается немного иначе: Эдип отправился искать упряжку, которую украли у его приемного отца, коринфского царя. В дороге он встретился с Лаем, поспорил с ним и убил, не зная, что это его отец. Затем Эдип забрал меч и пояс убитого и ушел. Не найдя упряжки, он вернулся в Коринф и некоторое время благополучно жил там, ничего не ведая о предсказании Дельфийского оракула.

Описывается момент сватовства Эдипа к своей матери, Иокасте. Согласно легенде, ее брат Креонт объявил, что Иокаста выйдет замуж за того, кто освободит Фивы от Сфинкса, сидящего на главной площади и убивающего каждого, кто подойдет к ней. Эдип пришел в Фивы, сразился со Сфинксом и победил его. Легенда о том, что Сфинкс задавал фиванцам загадки и Эдип победил его в сражении, а также миф об умственном состязании героя и чудовища появились гораздо позднее.

После этого, согласно уговору, Эдип стал царем Фив, женился на своей матери и некоторое время жил с ней счастливо.

Однажды Эдип, проезжая вместе с Иокастой мимо того места, где убил царя Лая, рассказал ей о случившемся и показал вещи убитого. Иокаста догадалась, что перед ней - убийца ее мужа, но не знала, что он является и ее сыном.

Эдип и Иокаста (согласно другим вариантам - Эпикаста) жили вместе недолго. Через некоторое время по воле богов правда открылась, и царица, не пережив ее, покончила с собой. Эдип не отказался от престола: он продолжал править городом еще длительное время. Он во второй раз женился, и жена родила ему четверых детей. Умер царь при столкновении с эриниями, которые долго его преследовали. В основу легенды об Эдипе легли мотивы о встрече отца с сыном, которые никогда не видели друг друга, о последующем сражении и победе сына как более молодого и сильного соперника.

Этот мотив неоднократно разрабатывался и в других греческих мифах, например об Одиссее и его сыне Телегоне.

Легенда о греческом юноше Эдипе, который убил своего отца и женился на собственной матери, не забыта и в наши дни, однако подробности этой истории известны не всем.

К легенде об Эдипе неоднократно обращались писатели и художники, жившие позднее Софокла. Среди писателей античности можно отметить Сенеку, который создал произведение «Эдип», и Стация, написавшего «Фиваиду». Впоследствии к образу Эдипа обращались писатели Вольтер и Шелли, художник Энгр и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

37. ЦАРЬ ЭДИП Ливанский царь Лай и его супруга Иокаста долгое время были бездетны. Наконец, Иокаста забеременела, и Лай отправился к Дельфийскому оракулу спросить о судьбе будущего ребенка.Ответ оказался страшным: оракул предрек, что сын Лая и Иокасты, став взрослым,

автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

автора Новиков В И

Царь Эдип (OidipousTyraimos) Трагедия (429–425 до н. э.)Это трагедия о роке и свободе: не в том свобода человека, чтобы делать то, что он хочет, а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего он не хотел.В городе Фивах правили царь Лаий и царица Иокаста. От дельфийского

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Эдип в Колоне (Oidipouse pi Colonoi) Трагедия (406 до н. э.)Колон - местечко к северу от Афин. Там была священная роща богинь Евменид, страшных блюстительниц правды - тех, о которых писал Эсхил в «Орестее». Среди этой рощи стоял алтарь в честь героя Эдипа: считалось, что этот фиванский

Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора Грицанов Александр Алексеевич

“АНТИ-ЭДИП” понятие постмодернистской философии, введенное в контексте отказа от классического тезиса о неизменном наличии внешнего (по отношению к объекту воздействия) фактора принудительной причинности; было введено Ж. Делёзом (см.) и Ф. Гваттари (см.) в контексте

Из книги Герои мифов автора

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Из книги 100 Великих Книг автора Демин Валерий Никитич

47. СОФОКЛ «ЭДИП-ЦАРЬ» Впервые я увидел «Царя Эдипа» с Серго Закариадзе в заглавной роли в постановке Грузинского театра имени Шота Руставели. Ослепленный, залитый кровью актер метался по сцене, электризуя зал токами неподдельных эмоций. Апокалипсичность происходящего

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

Эдип в Колоне (Oidipous epi colonoi) - Трагедия (406 до н. э.) Колон - местечко к северу от Афин. Там была священная роща бо­гинь Евменид, страшных блюстительниц правды - тех, о которых писал Эсхил в «Орестее». Среди этой рощи стоял алтарь в честь героя Эдипа: считалось, что этот

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АД) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Эдип Эдип (OidipouV) – потомок Кадма, из рода Лабдакидов, сын фиванского царя Лая, и Иокасты или Эпикасты, излюбленный герой греческих народных сказаний и трагедий, в виду множества которых очень трудно представить миф об Э. в его первоначальном виде. Согласно наиболее

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Эдип Эдип упоминается в греческих мифах. Его отцом был фиванский царь Лай, а мать звалась Иокастой. Аполлон предсказал Лаю смерть от руки своего сына, поэтому, узнав, что у него родился сын, царь приказал отнести младенца на вершину горы Киферон и оставить там, проколов

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭД) автора БСЭ

автора Серов Вадим Васильевич

Мудрый Эдип, разреши! Первоисточник - четверостишие (1829) А.С. Пушкина (1799-1837) написанного по поводу выхода в свет «Стихотворений барона Дельвига». Пушкин в нем так, иносказательно, описал своего лицейского друга: Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы? В веке

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Хитрый Эдип, разреши! см. Мудрый Эдип, разреши!

Эдипов комплекс одно из основных понятий классического психоанализа, использованное З. Фрейдом для обозначения амбивалентного отношения ребенка к своим родителям. Под эдиповым комплексом понимается проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям. Впервые представления об эдиповом комплексе были выражены З. Фрейдом в 1897 г. При этом основатель психоанализа соотнес свои личные переживания с древнегреческим мифом, содержание которого было отражено в древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип». В трагедии Софокла повествовалось о несчастной судьбе Эдипа, который, не ведая того, сперва убил своего отца Лая – царя Фив, потом женился на своей матери Иокасте, затем, узнав от оракула о совершенных им непреднамеренных деяниях, он ослепил себя.

«Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он – приёмыш.

Однако, когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы – спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! – в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. – Ты убьешь своего отца и женишься на матери!»

Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине – Фивам. На перекрестке двух ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.

Александр Кабанель “Эдип и Иокаста” 1843 год

Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса – чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей. Сфинкс имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Его наслала на Фивы богиня Гера за то, что царь Лай беззаконно похитил Хрисиппа, сына героя Пелопса. Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Люди не могли разгадать её – за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. От него погибло уже много фиванцев. Креонт, ставший правителем Фив после смерти Лая, объявил, что тот, кто освободит страну от Сфинкса, будет сделан царем Фив и получит руку вдовы-Иокасты.

Эдип и Сфинкс. Картина Ж. А. Д. Энгра, 1808-1825

Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она – его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.

Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тиресию Фивскому, прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он – убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Они возбуждали в старце муки совести за прежние беззакония, хотя все их Эдип совершил невольно. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» – входом вподземное царство Аида. В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Его душевные мучения затихли. Боги, из уважения к перенесённым Эдипом страданиям, простили его грехи, и он умер в Колоне, исполнившись блаженного спокойствия.»

Эдип в Колоне. Картина Гарриета, 1798

Почерпнутая из древнегреческого мифа тема отцеубийства и запрета на инцестуозную связь переросла у З. Фрейда в идею эдипова комплекса, присущего каждому человеку. Согласно З. Фрейду, наши сновидения убеждают в том, что, вероятно, всем суждено направлять свое первое сексуальное чувство на мать и первое насильственное желание – на отца.

Наблюдения за детьми и изучение воспоминаний взрослых о своем детстве подвели З. Фрейда к выводу овсеобщем, универсальном проявлении эдипова комплекса. Мальчик эротически привязан к матери, хочетобладать ею и воспринимает отца как помеху ему в этом; девочка испытывает нежные чувства к отцу и потребность в устранении матери, чтобы занять ее место в отношениях с отцом.

В своем понимании эдипова комплекса З. Фрейд исходил из того, что бисексуальность (мужское и женское начало) человека приводит к такому положению, когда ребенок может занимать как активную, так и пассивную позицию. Сексуальное предпочтение родителя противоположного пола и ненависть к родителю того же пола составляют, с точки зрения З. Фрейда, позитивную форму эдипова комплекса. Любовь к родителю того же пола и стремление устранить из жизни родителя противоположного пола характерны для негативной формы этого комплекса. В процессе психосексуального развития ребенка проявляются обе формы, образуя так называемый полный эдипов комплекс.

Данный комплекс характеризуется двойственным отношением ребенка к своим родителям. Он одновременно любит и ненавидит каждого из них, боготворит их и желает им смерти; хочет быть похожим на них и боится быть наказанным за свои бессознательные желания. Мальчик не только проявляет эротические чувства к матери и стремится устранить отца, но и испытывает свойственные девочке нежность к отцу и враждебность к матери. Аналогичная картина наблюдается и у девочки: она не только имеет сексуальное влечение к отцу и ревностное чувство к матери, но и враждебно настроена к отцу и испытывает сильную эмоциональную привязанность к матери.

В представлении З. Фрейда эдипов комплекс проявляется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, и перед каждым ребенком встает жизненная задача, связанная с развитием и преодолением этого комплекс.

В работе ” Я и Оно ” Фрейд высказывается по поводу Эдипова комплекса следующим образом:

” … Я полагаю, что мы не ошибемся, если допустим существование полного эдипова комплекса вообще у всех людей, а у невротиков, в особенности. Аналитический опыт обнаруживает затем, что в некоторых случаях та или другая составная часть этого комплекса исчезает, не оставляя заметных следов; в результате получается ряд, на одном конце которого находится позитивный, на другом конце – обратный, негативный Эдипов комплекс, средние же звенья отображают полную форму комплекса с неодинаковым участием обоих компонентов”.

В процессе гибели эдипова комплекса внешний авторитет родителей как бы перемещается вовнутрь детской психики. Он становится внутренним достоянием ребенка, приводя к образованию такой психической инстанции, как Сверх-Я. Так, по мнению З. Фрейда, Сверх-Я становится наследником эдипова комплекса. Отныне Сверх-Я выступает в роли недремлющего ока или карающей совести, вызывая у человека чувство вины. По выражению основателя психоанализа, эдипов комплекс оказывается одним из самых важных источников сознания вины, доставляющей особое беспокойство невротикам.

Согласно З. Фрейду, в эдиповом комплексе завершается инфантильная сексуальность. Кто оказывается не в состоянии нормальным образом пройти эдипову фазу психосексуального развития, тот заболевает неврозом.

Психоаналитическая концепция эдипова комплекса вызвала резкую критику со стороны тех, кому претила сама идея отцеубийства и инцеста, распространенная как на историю развития человечества, так и на психосексуальное развитие ребенка. В частности, высказывались возражения, что легенда о царе Эдипе не соответствует той конструкции, которая была предложена основателем психоанализа, поскольку Эдип не знал, что убил своего отца и женился на своей матери.

Действительно, судьба Эдипа была таковой, что он оказался как бы без вины виноватым. Оракул предсказал, что фиванский царь Лай падет от руки своего еще не рожденного сына. После того как царица Иокаста родила мальчика, его отвезли в горы, связали лодыжки (отсюда название Эдип – стреноженный), бросили и обрекли на смерть. Нашедший мальчика пастух передал его коринфскому царю Полибосу, который усыновил ребенка. В юношеском возрасте Эдип узнал о предсказании дельфийского оракула, согласно которому ему суждено убить своего отца и стать супругом своей матери, и ушел из Коринфа, чтобы избежать этой участи. На перекрестке дорог он повстречался с Лаем и в споре с ним убил его, не зная, что стал убийцей своего отца. По дороге в Фивы Эдип разгадал загадку, которую всем путникам задавала Сфинкс и в случае неправильного ответа умерщвляла их. Благодарные жители Фив предложили ему царский престол и отдали в жены царицу Иокасту. Не ведая того, он стал мужем своей матери и отцом четырех детей. После того, как Фивы оказались подвержены мору и от оракула стало известно, что это – кара за убийство царя Лая, Эдип начинает расследование с целью поиска убийцы. Расследование приводит к тому, что он узнает о совершенном им самим двойном преступлении – отцеубийстве и инцесте. Иокаста прибегает к самоубийству, а Эдип, воспользовавшись наплечной заколкой повешенной царицы, ослепляет себя и удаляется из Фив. Такова трагедия Эдипа, ставшего жертвой судьбы, предпосланной ему до рождения, и совершившего два тяжких преступления, о которых он ничего не знал.

К этому следует добавить, что несчастная судьба Эдипа была как бы расплатой за грехи его отца. Будучи наследником царского трона, юный Лай бежал от дяди, нашел пристанище у царя Пелопса, но вместо благодарности совратил его незаконного сына, то есть вступил в гомосексуальные отношения с ним, за что и был проклят Богами, которые обрекли его на гибель от руки собственного сына.

Исходя из этой версии древнегреческого мифа, некоторые исследователи подчеркивали то обстоятельства, что в момент совершения преступлений (отцеубийство и инцест) Эдип не обладал знаниями о действительном положении вещей и, следовательно, представления об эдиповом комплексе не соответствуют подлинному содержанию мифа. Отвечая на подобные возражения, З. Фрейд замечал: «Незнание Эдипа является правдоподобным изображением бессознательного состояния, в которое для взрослых погрузилось это переживание; и убеждающая сила пророчества, которое делает или должно сделать героя невиновным, является признанием неизбежности судьбы, которая приговорила каждого сына пережить эдипов комплекс».

В теории и практике психоанализа эдипову комплексу уделялось и до сих пор уделяется большое внимание. Тем не менее фрейдовская трактовка эдипова комплекса разделялась далеко не всеми психоаналитиками. Многие из них пересмотрели идеи З. Фрейда о природе эдипова комплекса: одни психоаналитики внесли уточнения в понимание содержания этого комплекса; другие переосмыслили временные рамки его развития и разрушения; третьи подвергли сомнению исторические параллели З. Фрейда, согласно которым лежащее в основе эдипова комплекса отцеубийство было реальным событием, имевшим место в первобытной орде и свидетельствовавшим об универсальности этого комплекса во всех культурах.

Так, А. Адлер (1870– 1937) исходил из того, что представление, согласно которому мать является единственным сексуальным объектом для ребенка, удовлетворяющего свои сексуальные желания в борьбе с отцом, это – фиктивная идея. Рассмотрение эдипова комплекса позволяет, как он считал, говорить о том, что данный комплекс выдает уродливое, часто выраженное в асексуальной форме, стремление ребенка к превосходству над отцом и матерью. Соответственно эдипов комплекс – «это символ желаемого господства».

В отличие от Фрейда К.Г. Юнг (1875–1961) по-иному взглянул на победу Эдипа над Сфинкс, полагая, что Сфинкс, представляющая собой двойственность образа матери (привлекающая, достойная любви верхняя часть с головой человека и страшная, звериная нижняя часть, вызывающая ужас), является олицетворением страха перед матерью. Согласно легенде, Сфинкс – дочь Ехидны, появившаяся на свет в результате кровосмесительной связи матери со своим сыном (собакой Орт). Сфинкс – кровосмесительно отщепленная часть либидо из отношения к матери. Опираясь на данную легенду, К.Г. Юнг пришел к точке зрения, согласно которой в первооснове кровосмесительных связей заложено не влечение к половому акту, а стремление стать снова ребенком, очутиться в материнском лоне.

В понимании В. Райха (1897–1957) эдипов комплекс возникает в условиях патриархальной семьи. Опираясь на исследование английского антрополога Б. Малиновского, показавшего, что структура семейных отношений в некоторых примитивных обществах имеет иной характер, чем рассмотренная З. Фрейдом схема амбивалентных влечений ребенка к матери и отцу, он подверг сомнению тезис об универсальности эдипова комплекса. В. Райх считал, что форма эдипова комплекса изменяется вместе с общественным строем и в будущем, в условиях коллективного воспитания речь не будет идти об этом комплексе.

С точки зрения Э. Фромма (1900–1980), основатель психоанализа неверно интерпретировал миф об Эдипе.Фрейд опирался на трагедию Софокла «Царь Эдип», в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие его части, как «Эдип в Колоне» и «Антигона». С учетом трилогии Софокла миф об Эдипе можно рассматривать, по мнению Э. Фромма, не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как символ протеста сына, восставшего против власти отца в патриархальной семье.Главное в этом мифе не сексуальная подоплека, а отношение к власти, что составляет основу межличностных отношений.

Преамбула к пьесе, основанная на мифе об Эдипе

В юношестве Лай, отец Эдипа, был вынужден бежать из своего царства Фив, преследуемый дядей-узурпатором. Во время странствий Лай находит пристанище у царя Пелопса. Но Лай не оценил гостеприимства: похитил и развратил незаконного сына Пелопса. Возмущенный Пелопс потребовал мести и, воззвав к богам, проклял Лая за поругание священных ценностей гостеприимства. Зевс и Гера, услышав проклятия Пелопса, обрекли Лая быть убитым собственным сыном, уступив ему место на своем супружеском ложе.

Прошли годы, и Лай благополучно возвращается в Фивы в качестве царя.

Но оракул Аполлона (Феба) сообщает Лаю, что его судьба – умереть от руки собственного сына. Чтобы избежать исполнения этого пророчества, Лай и его жена Иокаста прокалывают стопы новорожденному младенцу и отдают его пастуху, чтобы тот оставил его умирать на близлежащей горе Киферон. Но пастух сжалился над ребенком и передал его пастуху царя соседнего государства. Так Эдип попадает в Коринфский царский двор, где принимается в качестве сына бездетным царем Полибом и его женой, царицей Меропой. И его нарекают Эдипом, что означает, опухшие ноги.

Юношей Эдип попадает на пир, где некто, выпивший лишку, предполагает, что он не сын своих родителей. Не удовлетворенный этими голословными заверениями, Эдип отправляется за правдой к Дельфийскому оракулу.

Оракул не говорит ничего определенного о происхождении Эдипа, но повторяет пророчество, ранее данное Лаю, и предупреждает Эдипа, что ему суждено убить своего отца и жениться на собственной матери.

Чтобы избежать этого рока и спасти Полиба и Меропу, которых он считает своими родителями, Эдип решает никогда больше не возвращаться в Коринф и, двигаясь в противоположном направлении, приходит к развилке трех дорог, где встречает повозку, перед которой бежит глашатай, который сталкивает его с дороги. В гневе Эдип нападает на глашатая, сидевший в повозке человек наносит ему удар, и в отместку Эдип убивает его и четырех его слуг; лишь одному удается бежать, и он возвращается в Фивы с печальной вестью о смерти царя Лая.

Франсуа-Ксавье Фабр. Эдип и Сфинкс

Загадка такова:

Эдип решает загадку: это человек ползает на четвереньках, будучи младенцем, ходит на двух ногах во взрослом возрасте и ковыляет, опираясь на клюку, в старости.

Проиграв, Сфинкс в ужасе бросается со скалы и погибает.

А благодарный город Фивы предлагает Эдипу корону недавно погибшего царя Лая и его вдову, Иокасту.

Эдип правит Фивами семнадцать лет, пока на город не обрушивается страшный мор. И тогда царь Эдип посылает своего шурина Креонта к оракулу.

Краткое изложение пьесы Софокла “Царь Эдип

Драма начинается с того, что народ просит Эдипа помочь городу, страдающему от мора.

Тут появляется брат Иокасты, Креонт, принесший от оракула долгожданное известие, гласящее, что город осквернен присутствием в нем убийцы Лая, прежнего царя Фив.

Эдип перед народом клянется найти и наказать преступника и посылает за древним прорицателем Тиресием, чтобы тот указал виновного. Сначала тот отказывается говорить, но Эдип ведет себя вызывающе, и Тиресий, разгневавшись, путано говорит ему, что Эдип и есть убийца, и что за мать и за отца наказан будет горестным изгнанием, что будет видеть только мрак, что он и сын, и муж, и детям брат.

Но Эдип не хочет понимать его и думает, что это Креонт готовит против него заговор.

Входит Креонт, и Эдип начинает открыто обвинять его в заговоре.

Александр Кабанель. Эдип и Иокаста

Входит Иокаста и богами заклинает Эдипа верить в невиновность своего брата, и умоляет объяснить, чем вызван его гнев. И Эдип объясняет, что Тиресий обвинил его в убийстве царя Лая.

Иокаста пытается успокоить Эдипа, говорит, что пророчествам доверять не следует, потому что это понятно по пророчеству, данному ее покойному мужу Лаю. Оно оказалось неверным, поскольку сын Лая был брошен умирать на недоступной скале, и не мог убить отца, а Лая на развилке трех дорог убили разбойники.

Эдип оказывается еще более обеспокоенным и начинает выспрашивать у Иокасты подробности смерти царя Лая. Кто его сопровождал? Как он выглядел? Кто принес известие о его смерти? Затем, объясняя свое плохое предчувствие, он рассказывает о своем коринфском происхождении, сомнениях относительно родителей, о том, что сказал ему оракул, и, наконец, описывает, как убил человека на развилке трех дорог.

Все раскрывается, когда прибывает пастух из Коринфа, объявляющий о смерти Полиба. Эдип и Иокаста сначала радуются этой новости, думая, что она несет утешение, доказывая несправедливость пророчеств.

Затем Эдип выражает страх перед абсурдно маловероятной опасностью, что он еще может как-нибудь случайно жениться на престарелой царице Коринфа, и Иокаста снова пытается его успокоить.

Коринфский пастух, изумленный, что они столь далеки от истины, объясняет Эдипу его происхождение, – поскольку этот пастух и есть тот человек, который принес искалеченного ребенка царю Полибу.

И наконец, слуга Лая, уцелевший свидетель его убийства, оказывается тем самым пастухом, который пожалел младенца, и, передав его коринфскому пастуху, спас ему жизнь.

Теперь Иокаста понимает всю правду и в смятении умоляет Эдипа не исследовать этот вопрос далее. Однако Эдип упорствует, желая выяснить правду, потому что он пугается домысла, что если он не сын Полиба, то, возможно, он вообще не королевской крови, может быть, сын рабыни – вот почему Иокаста так волнуется, думает он.

Иокаста выбегает прочь. А фиванский пастух под угрозой пытки рассказывает, что его жена, Иокаста, и есть его мать, приказавшая умертвить его во младенчестве.

Бенинь Ганьеро. Эдип вручает своих детей богам

Эдип ошарашен открывшейся правдой. Требуя меча, он врывается во дворец и обнаруживает повесившуюся Иокасту. Эдип выдергивает из ее туники наплечную застежку и многократно вонзает ее иглой в свои глаза, крича, что зреть очам не должно ни мук его, ни им свершенных зол.

И сейчас Эдип - один из самых популярных и символичных персонажей древнегреческих мифов о героях . Гомер уже знал печальную историю Эдипа, знал, что отец Эдипа, фиванский царь Лай, получил страшное предсказание о нем и велел бросить младенца-сына со связанными ногами в безлюдной местности гор Киферона. Эдип был чудесным образом спасен и воспитан в Коринфе. Достигнув совершеннолетия, он пошел в Фивы и по дороге, в тесном ущелье, убил Лая, не зная, что он – его отец. После этого Эдип женился на вдове Лая, прекрасной Иокасте, не зная, что она – его мать. Когда боги открыли эту тайну, Иокаста удавилась, прикрепив петлю к высокой перекладине, а душу Эдипа богини мщения Эринии ввергли в тяжкие мучения, и он выколол себе глаза. Миф об Эдипе говорил далее, что весь род этого невольного беззаконника подвергся проклятию, чья сила губила поколение за поколением. Слепой Эдип был оскорблен своими сыновьями, Полиником («многоссорящимся») и Этеоклом. Они не дали ему должной почетной доли жертвенного мяса, и Эдип в гневе обрек их на смертельную ссору, сказав: «пусть они поделят между собою отцовское достояние мечом». Это и сбылось. Распря Этеокла и Полиника из-за наследства стала причиною Похода Семерых на Фивы . Сыновья Эдипа убили друг друга в этой войне.

Все эти подробности излагались уже в первоначальном, древнем сказании. Но полное развитие миф об Эдипе и его доме получил лишь в позднейшие времена, в произведениях аттических трагиков . Они любили брать предметом поэтической разработки этот миф, основанный на мысли о всемогуществе судьбы и зыбкости человеческих предположений и надежд. Но уже раньше трагиков, легенда была видоизменена влиянием египетской мифологии: чудовище Фикс, жившее на горе Фикионе и опустошавшее её окрестности, было превращено в Сфинкса – крылатое существо, с телом льва и головой женщины. Оно предлагало прохожим загадку и низвергало их всех в пропасть, потому что найти правильный ответ на неё никто не мог. Лишь Эдип разгадал загадку Сфинкса, и тогда само чудовище бросилось со скалы.

Мифы древней Греции. Эдип. Тот, что пытался постичь тайну

Все три крупнейших аттических трагика – Эсхил , Софокл и Еврипид – использовали содержание мифа об Эдипе и его детях в своих знаменитых трагедиях («Семеро против Фив » Эсхила, «Антигона », «Царь Эдип » и «Эдип в Колоне » Софокла, «Просительницы » Еврипида). Каждый из них видоизменил его по особенностям своих взглядов и характера. Но главные черты сказания у них одинаковы.

Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, Кадма , в третьем колене, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он – приёмыш.

Однако, когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы – спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! – в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. – Ты убьешь своего отца и женишься на матери!»

Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине – Фивам. На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте – ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг; по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.

Сфинкс. Деталь картины Ф. К. Фабра. Конец XVIII - начало XIX вв.

Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса – чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей. Сфинкс (вернее, Сфинкса, ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Его наслала на Фивы богиня Гера за то, что царь Лай беззаконно похитил Хрисиппа, сына героя Пелопса . Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Люди не могли разгадать её – за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. От него погибло уже много фиванцев, в том числе красавец Гемон, сын Креонта, брата жены Лая, матери Эдипа, Иокасты. Креонт, ставший правителем Фив после смерти Лая, объявил, что тот, кто освободит страну от Сфинкса, будет сделан царем Фив и получит руку вдовы-Иокасты.

Эдип и сфинкс. Картина Гюстава Моро, 1864

Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она – его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.

Эдип и Сфинкс. Картина Ж. А. Д. Энгра, 1808-1825

Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тиресию Фивскому , прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он – убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

Ещё раньше Эдип разгневался на собственных сыновей от Иокасты, Этеокла и Полиника, которые прислали ему недостойный царя кусок мяса жертвенного животного: бедро вместо положенной лопатки. Говорят, что в гневе он произнёс проклятие, пожелав, чтобы Этеокл и Полиник делили мечом своё наследие от него – фиванское царство. По другой версии мифа, Эдип проклял сыновей за то, что они бросили его после изгнания из Фив, когда он, нищий слепец, нигде не находил приюта. Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Они возбуждали в старце муки совести за прежние беззакония, хотя все их Эдип совершил невольно. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» – входом в подземное царство Аида . В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Его душевные мучения затихли. Боги, из уважения к перенесённым Эдипом страданиям, простили его грехи, и он умер в Колоне, исполнившись блаженного спокойствия.

Эдип в Колоне. Картина Гарриета, 1798

Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Оракул возвестил, что царем будет тот из двух братьев, который будет владеть гробом их отца, Эдипа. Полиник, изгнанный из города Этеоклом, хотел незадолго до смерти Эдипа увести его из Колона к себе, но этого не допустил великий герой Тесей , правивший тогда Афинами. Так изображает судьбу Эдипа Софокл, следуя древнему аттическому преданию о том, что он умер в Колоне, и влагая в легенду свои возвышенные нравственные и религиозные понятия. Разбитая жизнь Эдипа являлась у Софокла примером божественного правосудия, которое беспощадно карает всякий грех, а блаженная смерть Эдипа внушала успокоительную мысль, что гнев подземных божеств смягчается страданием и раскаянием.

Дочери Эдипа, Антигона и Исмена, возвратились в Фивы и пытались помирить своих братьев, но те не послушали их. Вражда Этеокла и Полиника привела к Походу на Фивы Семерых героев , гибели обоих сыновей Эдипа, убивших друг друга на поединке, и трагической смерти Антигоны.

В продолжение темы:
Биология

Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых...

Новые статьи
/
Популярные