Различия между итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом. Религия в нацистской Германии - Religion in Nazi Germany «Иисус Христос был не евреем, а арийцем!»

В Германии Католическая церковь, по крайней мере до 1933 года, резко критиковала НСДАП по поводу религиозных представлений, высказанных некоторыми её представителями, особенно Альфредом Розенбергом, но ради обеспечения германским католикам возможности осуществлять религиозную деятельность в условиях роспуска ряда католических партий и организаций, 20 июля 1933 года был заключён конкордат между Ватиканом и Третьим рейхом.

На первых порах, национал-социалисты терпимо относились к росту католических обществ в 1933 и 1934 годах и даже содействовали возрастанию числа верующих и открытию католических церковных школ. Но с 1935 года НСДАП все более активно стремилась ограничить влияние католических юношеских обществ, а затем стала распускать их и включать в состав «гитлерюгенда». В ходе принятого ими курса на ослабление религиозных убеждений, национал-социалисты усиливали свою кампанию против религиозных школ и против католической печати, до тех пор, пока в 1941 году не перестали выходить ещё остававшиеся епископальные бюллетени. Сверх того, была развёрнута пропагандистская кампания против членов католических орденов, которым ставились в вину нравственные пороки и нарушения валютного законодательства. В меморандуме Бормана, направленном в декабре 1941 года всем гаулейтерам и разосланном СС, резюмируется сущность отношения нацистов к христианству:

Национал-социалистские и христианские идеи несовместимы… Если, поэтому, в будущем наша молодёжь ничего не будет знать о христианстве, чьи доктрины во многом уступают нашим, христианство исчезнет само собой. Все влияния, которые могут ослабить или нанести ущерб народному руководству, которое осуществляется фюрером при помощи НСДАП, должны быть устранены: народ должен быть все более и более отделен от церкви и её рупора -пасторов .

В 1937 году папа Пий XI опубликовал энциклику Mit brennender Sorge (С огромной обеспокоенностью), в которой констатировал, что условия конкордата нарушаются нацистами. Энциклика была зачитана во всех католических церквях Германии и содержала в себе критику нацистской идеологии и указывала на несовместимость нацизма с христианскими принципами:

« Кто возводит расу, или народ, или государство, или частную форму государства, или власть имущих, или иную какую-либо фундаментальную ценность человеческого общества, - как бы необходимы и почётны ни были их функции в мирских делах, - кто возводит эти понятия превыше принадлежащего им достоинства и обожествляет их до степени идолопоклонства, тот искажает и извращает мировой порядок, замышленный и сотворённый Богом .»

Оценка деятельности Католической церкви и папы Пия XII во время Второй мировой войны остаётся противоречивой. С одной стороны, Католическая церковь спасла от смерти тысячи евреев, получавших убежище в монастырях. В самом Ватикане во время немецкой оккупации Рима в 1944 году нашли убежище сотни евреев, которым грозила депортация в Освенцим и другие лагеря смерти. С другой стороны, папа подвергается критике за «молчание» в период войны, когда он, соблюдая нейтралитет, воздерживался от публичной критики нацистских преступлений.

Немецкий католический епископ Клеменс фон Гален открыто осуждал политику нацистского режима. Большое число католических священников и монахов было замучено в нацистских лагерях смерти. В Польше в концлагерях погибло более 2,5 тысяч священников и монахов. В концлагере Дахау существовали «бараки священников», через которые прошло около 2 600 католических священников, многие из которых погибли. Некоторые из замученных священников и монахов были впоследствии канонизированы (Максимилиан Кольбе, Титус Брандсма, Эдит Штайн и другие). Была экспроприрована собственность более 300 католических учреждений и монастырей. В то же время некоторые католические (1075 военнопленных и 4829 гражданских лиц работали в 800 католических заведениях - больницы, жилые дома и монастырские сады) и протестантские организации в Германии во время войны использовали принудительный труд военнопленных.

Согласно показаниям бывшего офицера разведки армии США Уильяма Гоуэна в федеральном суде Сан-Франциско, чиновники Ватикана укрывали от ареста и суда нацистских военных преступников и коллаборационистов. Они также помогали укрывать и легализовывать собственность, отобранную у жертв нацистов, в том числе евреев. Так была оказана помощь Клаусу Барби («лионский мясник»), Адольфу Эйхману, доктору Менгеле и Францу Стенгелю - начальнику лагеря смерти Треблинка.

Представители евангелической (лютеранской) церкви, расколотой на 28 церквей отдельных земель, хотя и отвергали новоязыческие взгляды людей вроде Розенберга, в то же время более или менее открыто сочувствовали националистическим, антисоциалистическим, антикапиталистическим, а также антисемитским целям национал-социализма. На церковных выборах, организованных 23 июля и поддержанных всем аппаратом пропаганды НСДАП, основанное в 1932 году национал-социалистическое движение «Немецких христиан» получило значительно больше 60 % поданных голосов. «Немецкие христиане» (которые часто сами себя называли «штурмовиками Иисуса Христа») имело теперь большинство голосов в церковном руководстве почти всех немецких общин.

В то же время лютеранские священники Дитрих Бонхёффер и Мартин Нимёллер открыто осуждали политику нацистского режима. Дитрих Бонхёффер затем установил связи с заговорщиками в армии и министерстве иностранных дел. В 1933 году нацистский режим вынудил протестантские церкви Германии слиться в одну Протестантскую Церковь Рейха, которая должна была бы поддерживать нацистскую идеологию. Во главе нового церковного образования оказались активисты движения «Немецкие христиане». Церковная оппозиция была вынуждена уйти в подполье, и для координации своих действий создала в сентябре того же года Пасторский Союз (нем. Pfarrernotbund). Этим союзом в 1934 была ратифицирована Барменская декларация, основным автором которой был Карл Барт. Основной мыслью декларации была та, что Церковь в Германии не является средством проведения нацистских идей, но существует только ради проповеди Христа. Так была создана так называемая Исповедующая Церковь.

Адольф Гитлер активно сотрудничал с некоторыми мусульманскими религиозными лидерами. С 1941 по 1945 год в качестве почётного гостя нацистской Германии в Берлине жил муфтий Иерусалима Мохаммад Амин аль-Хусейни.

Как сообщалось в сводке новостей из Берлина, «фюрер приветствовал Великого муфтия Иерусалима, одного из наиболее выдающихся представителей арабского национального движения». В ходе встречи аль-Хусейни называл Гитлера «защитником ислама», а тот, в свою очередь, пообещал муфтию уничтожить еврейские элементы на Ближнем Востоке.

В 1938-1939 гг., немецкими учеными во главе с штурмбаннфюрером СС Эрнстом Шефером и под эгидой Аненэрбе, была проведена экспедиция в Тибет. На основании проведенных антропометрических замеров среди тибетцев, были найдены «наукообразные» подтверждения о принадлежности тибетцев к древним арийцам. Кроме того, авторитетный в Третьем Рейхе мистик Карл Вилигут, считавший древнегерманский эпос истинной германской религией, «полагал, что спасшийся от смерти „бог весны“ Бальдр скрылся на Востоке и там основал индоарийский культ. Впоследствии который повлиял на возникновение буддизма».

Сразу после прихода к власти Гитлер запретил организации, поддерживающие свободу вероисповедания (такие как немецкая Лига Вольнодумцев) и организовал «движение против безбожников». В 1933 году он заявил: «Мы начали борьбу против атеистического движения, и она не ограничилась несколькими теоретическими декларациями: мы его искореняли».

    Конкордат 1933 года

    НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ТОМ II. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1954

    Mit brennender Sorge

    Перейти к: 1 2 Джованни Бенси Папа Пий XII спасал «еврейские души» // Независимая газета, 02.02.2005

    Папа Пий XII и фашизм

    Chadwick, A History of Christianity (1995), pp. 254-5

    John Vidmar. 2005. The Catholic Church Through the Ages. Paulist Press. ISBN 0809142341

    «Нацизм» //Католическая энциклопедия. Т.3, М.:2007

    7 Канал: «Папа Павел VI во время войны сотрудничал с нацистами», 15 января 2006 ((англ.) «Tied up in the Rat Lines»: оригинал статьи в газете Haaretz)

Адольф Гитлер

В истории Украины уже были попытки создать определенную церковную структуру, которая бы полностью подчинялась государственной воле.

В начале своего правления Гитлер позиционировал себя как то ли католика, то ли лютеранина. Зависело это от предвыборных целей, которые он ставил перед собой. Но по итогу Гитлер гарантировал себе значительную поддержку со стороны значительной части как католиков, так и лютеран.

Священники «новой Германии» приветствуют Гитлера

Позже стало известно, что его отношение к христианству крайне агрессивно. Очень скоро Гитлер увлекся оккультными науками и даже создал целый специальный отдел под названием «Аненербе» , который занимался соединением «язычества древних германцев» и «истинного», еще «не отравленного евреями христианства и оккультизма прошлого века», то есть созданием специфически фашистского религиозного мировоззрения.

Такое мировоззрение обожествляло государство, а его вера была верой в идеологию правящей нацистской партии. Также довольно распространенной была и практика уничтожения всех инакомыслящих, которая основывалась на «доказательствах» одного из руководящих сотрудников организации Герберта Янкуна (был оберштурмбанфюрером СС, но, несмотря на это, прожил довольно длинную жизнь и умер в 1990 году в возрасте 85 лет).

Однако это не означает, что Гитлер был индифферентным по отношению к христианству. Германия, как известно, страна христианская. И поэтому главе нацистской партии Германии нужно было попытаться найти общий язык с представителями Католической и Лютеранской Церквей. Он неоднократно заявлял, что германское правительство будет заботиться о религиозной жизни страны. Но что именно он подразумевал под этими заявлениями, стало известно несколько позже.

Гитлер предпринял целый ряд попыток унифицировать учение различных христианских деноминаций Германии и создать некую единую Церковь, в состав которой будут входить как лютеране, так и католики.

В 1932 году довольно большая часть лютеранских христиан Германии объединились в движение, которое присвоило себе название «Немецкие христиане». Своей главной задачей они видели деиудаизацию христианства, то есть хотели освободить христианство от любого намека на его еврейские корни. Например, они призывали уничтожить Ветхий Завет, а также отрицали склонность человеческой природы ко греху. Также «Немецкие христиане» полностью принимали арийскую идеологию Третьего Рейха.

Флаг движения «Немецкие христиане»

Они настаивали на отмене федеральной структуры Евангелистской Церкви с 28 автономными региональными Церквями и ее замене на единую централизованную «Имперскую Церковь» (нем. Reichskirche). При поддержке Гитлера и Министерства пропаганды эта Церковь была успешно создана.

5-6 сентября 1933 года в Берлине был созван «Прусский генеральный синод». Церковнослужители, которые участвовали в этом «синоде», избрали Людвига Мюллера своим епископом и практически в полном составе подписались под документом с так называемым «арийским пунктом»: ни один еврей не имеет права занимать церковную кафедру страны. Однако 7 000 из 17 000 лютеранских священников Германии с постановлением этого «синода» не согласились и объединились в так называемую «Исповедующую Церковь», представители которой пыталась противостоять государственной фашистской идеологии. Хотя какого-то значительного успеха в этом отношении «Исповедующая Церковь» не добилась, а германскому правительству удалось расколоть ее на несколько течений и в конечном итоге полностью нивелировать ее влияние.

В то же время Reichskirche, то есть «Имперская Церковь», со временем приобрела в немецком обществе огромное значение. Опираясь на идеи национал-социализма и делая акцент на превосходстве арийской расы над всеми остальными, эта псевдо-религиозная структура умело использовала патриотические чувства немцев, подменяя ими учение Христа. Особо следует подчеркнуть тот факт, что «Имперская Церковь» освящала милитаристские настроения в германском обществе, что нашло свое отражение и в храмовой архитектуре, и храмовом искусстве. Например, интерьер знаменитой мемориальной церкви Мартина Лютера в Берлине включал в себя множество элементов, демонстрирующих идеологию Третьего Рейха. Резьба на кафедре проповедника изображает Иисуса Христа, окруженного солдатами в касках, арийскими женщинами и детьми, на арке изображен штурмовик в каске, а в баптистерии - человек в форме СА (военизированного отряда НСДАП).

Еще жестче, чем к протестантам, Гитлер относился к Католической Церкви. Несмотря на то, что в 1933 году , который гарантировал неприкосновенность веры. Очень скоро правительство развернуло широкомасштабную борьбу против Католической Церкви. Церковную собственность конфисковывали, приходские школы закрывали, а христиан увольняли с государственных должностей. Против священников, монахов и других заметных представителей Церкви выдвигали сфальсифицированные обвинения во всех смертных грехах, и в конце концов, в 1937 году, все члены нацистской партии Германии объявили о своем выходе из состава Католической Церкви.

После этого появился документ, известный как «Национальная программа Имперской Церкви», написанный Розенбергом. Этот документ, помимо прочего, приписывал полный контроль «Имперской Церкви» над всеми остальными Церквями в пределах Германии. Кроме того, Reichskirche объявляла борьбу против распятия, изображений святых, а в христианские обряды пыталась внедрить языческие элементы.

В то же время в гестапо был создан специальный церковный отдел, который занимался изучением и контролем религиозной ситуации в стране. Однако главной его задачей был не только контроль над церковными структурами, но и максимальное разрушение их, так называемая «атомизация» . Другими словами, государство создавало, а потом и поддерживало на плаву множество церковных расколов. Например, именно Гитлеру приписывают следующие слова: «Мы должны избегать, чтобы одна Церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту. Если некоторые <…> захотят практиковать черную магию <…> мы не должны ничего делать, чтобы воспрепятствовать им. <…> Наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола».

Любой священнослужитель, который высказывался против государственной церковной линии, обвинялся в служении врагу, чрезмерном вмешательстве в политику и был немедленно репрессирован. 30 января 1939 года Адольф Гитлер заявил, что никакой жалости по отношению к репрессированным священникам он не испытывает, потому что они служат врагам германского государства. Вот цитата из этого выступления : «Поэтому не стоит проявлять жалость или сочувствие к тем Богом проклятым правителям, которые пробудили интерес своих граждан к некоторым представителям германского духовенства, находящимся в конфликте с законом, но стоит проявить интерес к врагам нашего германского государства. Однако давайте не забывать: мы защитим германское духовенство в его обязанностях Божьих наместников, но мы уничтожим тех из них, кто окажется врагом германского государства» .

Поэтому неудивительно, что с началом войны ситуация усугубилась. В польских концлагерях погибли более 2 500 священников и монахов, а в концлагере Дахау существовали «бараки священников» , через которые прошли около 2 600 католических священников, многие из которых тоже погибли. Всего же за годы войны было запущено около 9 000 процессов по обвинению католиков и других христиан в государственной измене.

Бенито Муссолини как-то сказал, что «в фашистском государстве религия рассматривается как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством» . Однако, как мы смогли убедиться, само понятие «религии» было для фашистов довольно специфическим, а «покровительство» распространялось лишь на ту «религию», которая полностью соответствовала созданной фашистами идеологии. Становится страшно, когда подумаешь о том, что эта история может повториться…

На пряжках солдат вермахта писалось «С нами бог» («Gott mit uns»), что интересно, это был девиз и Российской империи. Но в области идеологии в Третьем рейхе присутствовали идеи, которые были противны христианской идеологии. Сам Адольф Гитлер не скрывал, что многому научился у «предшественников»: «Я всегда учился у своих противников. Я изучал революционную технику Ленина, Троцкого, прочих марксистов. А у католической церкви, у масонов я приобрёл идеи, которых не мог найти ни у кого другого».


Сама идеология нацизма была не нова для Германии, ещё в начале XX века была выработана государственная идеология, которая была основана на трёх базовых принципах:

Пангерманизм;
- культ кайзера, преобразован в культ вождя;
- культ армии.

Именно поэтому Гитлер так быстро стал популярен, эти установки, принципы были привычны немцам. Их внедрили ещё во времена Германской империи. Идеи о превосходстве германской расы над «выродившимся» Западом и «варварским» Востоком с успехом были внедрены ещё задолго до прихода к власти Гитлера. Хотя понятно, что идея «нордической расы», что её «чистые», «прямые» потомки – это немцы, была ошибочна. Так, население Померании, Силезии, Австрии, Восточной Пруссии, вообще Центральной и Восточной Германии было в основном не из немцев, а онемеченных славян, которых обратили в католицизм, лишили веры и языка. Кроме того, ещё в годы страшной Тридцатилетней войны (1618-1648 годов) немецкие земли утратили от трети до трёх четвертей населения, после этого национальный состав основательно разбавили осевшие в Германии наёмники из распущенных армий – испанцы, итальянцы, швейцарцы, шотландцы и т. д. В это же время в Германию хлынули евреи из Польши и Малой России, которые бежали от повстанцев и казаков Богдана Хмельницкого, те их просто вырезали под корень. В итоге многие из них стали «немцами».

Даже аристократия была основательно «разбавлена» не «нордической» кровью. Германия долгое время была раздробленным пространством, из десятков княжеств, земель, городов. Поэтому была идеальным местом для деятельности всевозможных торговцев, банкиров, ростовщиков. Князья и городские магистраты, постоянно нуждаясь в финансах, привечали их, давали различные льготы, поэтому в Германию ехали итальянцы, евреи. Многие германские офицеры, дворяне, чтобы поправить своё финансовое положение, не гнушались браками на дочерях еврейских богачей.

Даже внешне в Геббельсе, Гитлере, Гиммлере и ряде других высших функционерах рейха трудно найти «нордические» признаки, ими же и провозглашенные. Тот же знаменитый полководец Манштейн – Левински, имел еврейские корни и глава Главного имперского управления безопасности Гейдрих. Никого не смущало происхождение банкира фон Шредера. В принципе, это понимали и самые высшие руководители Рейха. Так, во время расовой чистки в армии и на флоте, после прихода нацистов к власти, было уволено всего 7 офицеров, 6 курсантов, 35 унтер-офицеров и солдат. Да и сам гитлеровский нацизм был довольно близок иудаизму – идея «богоизбранности» евреев и соответственно немцев. Только Гитлер заменил евреев на немцев, немцы должны были править планетой, став «избранными богом».

Культ германского императора - кайзера - был заменён на культ фюрера (вождя). Интересен тот факт, что Гитлер, как и Троцкий, умел, не готовя заранее речей, вводить толпу в «транс». Оказывая на неё магическое воздействие не своими словами, а непосредственным воздействием – движениями тела, жестикуляцией, тональностью речи. Воздействие шло на подсознательном уровне.

Культ армии, «воинов», «силы» (теории Ницше) также не был нов для немцев. Он шёл ещё от первобытной древности, в средние века сохранялся в идее рыцарства. Гитлер и его сподвижники и те, кто стоял за ними, всего лишь вдохнули в них новую жизнь. Причём христианские оболочки были во многом отброшены – тот же Ницше протестовал против христианской морали. Воспевалась жестокость, воля к власти, лидерские качества. Никакой пощады врагам. Работы Фридриха Ницше были весьма популярны в Германии, да и не только, ещё в Первую мировую войну. Культ силы и жестокости был впитан и нацизмом. Причём сами лидеры были не все близки этим идеалам, так, Геринг был наркоманом, Лей и Кальтенбруннер были алкоголиками, Геббельс был развратником и т. д.

Вошли в идеологию нацизма и оккультные теории – о «высших неизвестных», о «полой луне», теория «четырёх лун», «Льда и пламени». Кроме того, нацисты активно разрабатывали темы предыдущих цивилизаций, «Ордена Зелёного дракона» и т. д.

В итоге нацизм стал новой религией, так Геринг говорил: «Неправда, что нацизм создает новую религию. Он и есть новая религия». Во многом – это было неоязычество, но искажённое, основанное на поклонении «Чёрному солнцу». Получилась в итоге смесь неоязычества и сатанизма, прорыв в инферно. Так, сам Гитлер верил, что его «ведёт провидение», что он получает силы и идеи «из Вальгаллы», потустороннего мира мёртвых, древних скандинавских народов.

Созданием «арийской церкви» занимался Гиммлер, её ядром должны были стать подразделения СС. Это были не только элитные части Вооруженных сил, охранными подразделениями и карательными частями, но и неким рыцарским орденом, в которых входила элита Рейха – офицеры, чиновники, аристократы, партийные деятели, деятели науки и культуры, промышленники, финансисты. Были разработаны свои символы, ритуалы, обряды, законы. Одним из центров нового культа стал замок Вевельсбург.

Мощнейшим институтом новой идеологии и религии стало общество «Аненэрбе» («Наследие предков»), которое проводило как научные, так и оккультные поиски. В итоге «Наследие предков» стало включать в себя целую систему из 50 институтов и исследовательских центров. Даже создание концлагерей было поставлено на оккультную основу: вычислялись места, где такие сооружения не принесут вреда Рейху и народу в энергетическом плане, а даже наоборот, пойдут на пользу. В итоге концлагеря становились гигантскими жертвенниками во славу «Чёрного солнца». Отсюда и максимальная жестокость на Востоке, шла зачистка территории для «высшей расы».

Причём христианские конфессии в Германии не были запрещены, даже поход на Восток провозгласили «крестовым», против «безбожных» большевиков. Военные имели право исповедовать католическую или протестантскую веру. Но элита Рейха от христианства подчёркнуто держала дистанцию. В армии и на флоте были запрещены коллективные богослужения. Члены СС не имели право праздновать Рождество, Пасху и другие христианские праздники. Они отмечали свои даты – черномагические, хотя и наложенные на обычные природные циклы, которые праздновали все народы Евразии.

В целом проект подразумевал «перестройку» сознания всего народа: тот же культ «силы», насилия» был характерен не только подразделениям СС. Армейские части также участвовали в карательных мероприятиях, от них остались значительные коллекции кино- и фотохроники, где солдаты и офицеры вермахта хвастались своими «подвигами». Кстати похоже на современные «подвиги» американцев во Вьетнаме, натовцев в Ираке, Афганистане и так далее.

Немецкие промышленники использовали рабский труд угнанных с Востока, не считая их за людей. Данцигский технологический институт занимался проблемами использования трупов – составлялись методики обработки человеческой кожи, рецепты приготовления мыла из жира людей. Сотни докторов, не только СС, их ассистентов, медперсонала участвовали в опытах над людьми – заражение малярией, тифом, гепатитом, провоцировали гангрену, пересаживали кости, замораживали людей и т. д.

Земледельцы покупали пепел из концлагерей для удобрения полей, получали в своё распоряжение рабов и рабынь, при их побегах устраивали «охоту». Не смущало немцев использование купленных по сниженным ценам снятых с людей в концлагерях вещей. А сколько посылок получили с Востока с награбленым барахлом. Не смущало банки получать вещи казненных: золотые и серебряные изделия, включая коронки зубов, вырванные из ушей серьги. Этот поток награбленного серебра и золота потом из германских банков потёк в швейцарские банки.

То есть получается, что богом немцев и элиты Рейха, как и кукловодов, стоящих за этим проектом, в тот период сделали «тёмного властелина» инферно, «Чёрное солнце», не зря Люцифер, одно из имён дьявола, означает с латинского языка «светоносный».


Генрих Гиммлер

Источники :
Безыменский Л. А. Разгаданные загадки Третьего рейха. М., 1984.
Зубков С. В. Оккультная магия Третьего рейха. М., 2003.
Повель Л., Бержье Ж. Утро магов. М., 2005.
Полторак А. И. Нюрнбергский эпилог. М., 1969.
Шелленберг В. В паутине СД. Минск. 1999.
http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt
http://www.nazireich.net/forum/viewtopic.php?p=26017&sid=a1d07c7bafaf868ba45676eb24900e31
http://militera.lib.ru/research/shirer/index.html

Коренное отличие немецкого и итальянского фашизма кроется, как было сказано только что, в представлениях о роли государства. В Германии основным лозунгом был: «Партия управляет государством». В Италии партия играла второстепенную роль и была подчинена государству. Помимо этого в Италии идеология уничтожения (геноцида против собственного народа, за чистоту расы) никогда не выходила на тот уровень, которого она достигла в Германии. Именно немцы создали целую систему уничтожения людей по расовому признаку, не имеющую аналогов в истории.

Для нацизма первичным была даже не нация, а раса. Отсюда и отличия двух режимов: итальянский просуществовал гораздо дольше и был несравненно мягче, потому что преследовал только тех, кто был врагом существующего порядка (хотя, конечно, всегда были и невинные жертвы). Нацистский режим своей идеологией обрекал себя и на агрессивную внешнюю политику, и на уничтожение огромных массивов людей не за какие-то преступления против режима, а из-за положений своей расистской доктрины.

Итальянский фашизм в начальном виде не был ни расистским, ни антисемитским, он ориентировался не на лиц итальянской национальности, а на граждан Италии, поэтому те же хорваты и другие славянские народы отнюдь не подвергались массовому уничтожению, просто их пытались сделать итальянцами.

Основным стремлением итальянских фашистов было возрождение блеска и величия Римской империи, наследниками которой они себя считали. Немцы же, используя римскую символику (орлов, приветствие в виде поднятой руки, красный цвет), ограничились лишь внешней стороной дела. Они в большей степени были заняты поиском нового идеологического и географического пространства для новой формируемой арийской расы, призванной установить свое мировое господство.

Эти имперские чаяния итальянцев проявились уже в самом названии их движения. Этимологически «фашизм» происходит от итальянского «fascio» (лиги), а также от латинского «фасция» (пучок). В Древнем Риме фасциями назывались пучки прутьев с воткнутым в них топориком. Право ношения фасций закреплялось за ликторами (телохранителями). Муссолини, ведомый идеей восстановления Римской империи, после Первой мировой войны избрал фасции символом своей партии, откуда и появилось ее название − фашистская.

Немецко-русский социал-демократ Александр Шифрин писал в 1931 г.: «в Италии существует самый современный фашизм внутри слаборазвитого капитализма, в Германии же напротив, отсталый фашизм в сложном и высокоразвитом капиталистическом пространстве». Шифрин полагал, что попытка национал-социалистов реализовать их утопические социальные и хозяйственные проекты не выдержит жесткого отпора со стороны немецких капиталистов. Гитлер не понимает законов современного высокоиндустриализированного общества. Отсюда его ненависть к «сокрушительной мощи» крупного капитала. Как считал Шифрин, большинству немецких капиталистов было ясно, что национал-социалистическое мировоззрение идет вразрез с важнейшими хозяйственными принципами тогдашнего немецкого общества.

На первом этапе существования итальянского фашизма его прочно отождествляли с ленинизмом и большевизмом, чего никогда не было с национал-социализмом, который практически с самого своего начала стал в оппозицию к коммунизму. Известный немецкий социолог Р. Михельс так отзывался о фашизме в Италии: «Как римская волчица вскормила близнецов Ромула и Рема , так и наступившее после войны всеобщее недовольство вскормило двух близнецов − большевизм и фашизм». В русской эмигрантской газете «Воля России» из номера в номер публиковали снимки и материалы, которые показывали преемственность двух Великих Октябрей (революции 1917 г. и марша на Рим Муссолини в 1922 г.). Аналогий, действительно, было много.

Безусловно, большевистские воззрения Муссолини не имели под собой никаких теоретических или философских оснований. Дуче никогда не предпринимал каких-либо экономических исследований и никогда не изучал отличия диалектики Гегеля от метода Маркса. Однако, практически, на уровне общих смыслов основные черты коммунистической доктрины были им усвоены, особенно в части классовой борьбы, конечной цели и интернационализма. Муссолини понимал и принимал классовую борьбу как фундаментальную действительность эпохи и осознавал ее универсальный характер, поскольку она является определяющей для всех других видов борьбы. По сути итальянский фашизм − это замена классового сознания национальным. То есть таким образом убирался элемент классовой борьбы пролетариата против всех остальных, и создавалась база для сплочения, для единения нации.

Гитлер, самым большим желанием которого была экспансионистская политика «жизненного пространства», согласно которой Германия должна немедленно начать грабительскую и захватническую войну в Европе, считал марксизм «всемирной чумой» и «ядом», поскольку он препятствует той самой идеологии завоевания и порабощения, которую фюрер считал «истинно природной» и естественной.

Национализм следует отличать от расизма. Несмотря на то, что в национал-социалистической риторики очень часто встречается слово «раса», к расизму был склонен именно Муссолини, эти его идеи особенно проявились после завоевания Эфиопии в 1936 г. Итальянский фашистский лидер посчитал необходимым объяснить превосходства белой расы (и итальянцев как ее основных представителей) перед чернокожими эфиопами. В 1937 г. он проводит сегрегационные законы в самой Эфиопии, а затем и в Ливии, где к черной расе было отнесено арабское население.

В отличие от Муссолини немецкие национал-социалисты никогда не принимали сегрегационных законов и не вели дискуссий относительно черной и белой расы, но говорили лишь о расе идеальной, арийской, которая определялась совершенно не по цвету кожи.

В фашистской Италии идеологические, а тем более законодательные преследования евреев не наблюдались. Лишь в поздние годы имели место случаи притеснения евреев. Но они не носили массового характера и были вызваны лишь желанием Муссолини угодить Гитлеру.

Несмотря на некоторую близость идеологий в части национального вопроса, нацисты и фашисты не считали себя единомышленниками: немцы никогда не называли себя фашистами, итальянцы не были нацистами. Так, Гитлер постоянно подчеркивал, что антисемитизм является фундаментом его политического проекта, ибо в евреях он видел основных виновников бед немецкой нации; в фашистской Италии государственного антисемитизма практически не было. В частности, Муссолини отклонил биологический расизм, по крайней мере, в нацистском виде, а вместо этого выделил усиленное «италианизирование» частей Итальянской империи, которую он хотел построить. Он заявлял, что идеи евгеники и, в расовом отношении понятие «арийской нации», не могут быть возможны.

Для фашизма характерен корпоративный подход в решении национального вопроса, когда путем взаимодействия наций и классов достигается конечная цель абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путем подчинения одной высшей расе всех других рас и обеспечения ее господства над остальными.

Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений. Муссолини: Фашизм − концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации. А. Гитлер: Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача − поработить иные народы.

Э. Нольте отмечает, что в итальянском фашизме практика первична, тогда как в немецком она является завершающим результатом и там первична идеология. Проще говоря все свершения Муссолини были продиктованы какими-то практическими действиями (например, сначала оккупация Эфиопии, потом сегрегационная политика, сначала поход на Рим, потом закрепление доктрины фашистов на государственном уровне). Не так с Гитлером, у него идеологическая составляющая превалирует (сначала разработка идей расового превосходства, потом создание лагерной системы отделения неугодных, сначала «Майн кампф», потом создание национал-социалистической партии).

Итальянский фашизм зарождался как атеистическое и антиклерикальное движение, но затем пошел на компромисс с католической церковью. Латеранский договор 1929 дал церкви большие полномочия и укрепил ее влияние в стране. Помимо значительных государственных дотаций она приобрела далеко идущие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни. С 1929 г. оскорбление Папы Римского стало уголовно наказуемым преступлением.

Муссолини хотел, чтобы его считали христианином, он понимал, что союз с церковью обеспечить ему поддержку масс как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того откровенное язычество и кондотьерство могло отвратить от фашистской партии интеллигенцию. Еретические и языческие сочинения Муссолини, которые он так любил в юности, перестали печататься, средства массовой информации напротив стали подчеркивать набожность итальянского лидера, публиковались фотографии , представлявшие его благочестивым и набожным человеком.

С 1923 г. Муссолини делает все возможное, чтобы вернуть себе благосклонность церкви, он поддерживает папский престол в Палестине в идеологической борьбе против православных и англикан, вмешивается во внутренние дела Албании, помогая местной православной церкви перейти под покровительство Ватикана . Он запрещает в стране масонство, освобождает священников от налогов, ссужает средствами (через общественные фонды) католические банки, спасая их таким образом от банкротства. В целом, хотя Ватикан и осуждал фашизм за применение насилия и знал, что часть ответственности за это лежит непосредственно на Муссолини, все же союз с ним оставался для католической церкви наиболее приемлемой из всех возможных альтернатив.

В Германии национал-социалисты укрепляли связи с протестантской конфессией и стремились ограничить влияние католической церкви. Однако, говорить о прочном союзе государства и церкви в Германии, в том виде в каком он сложился в фашистской Италии, не приходится. Религиозный компонент не играл никакой роли в идеологии национал-социалистов. Фактически можно говорить о новоязыческом компоненте, который продвигался усилиями идеолога нацизма А. Розенберга.

В Германии католическая церковь была поставлена вне закона, ее доктрина объявлялась противоречащей принципам национал-социализма, а идеалы несовместимыми с политикой правящей партии. Подчеркивалось, что в скором времени молодежь вообще ничего не будет знать о христианстве и оно исчезнет само собой. Некоторые католические священники были репрессированы. Лютеранская церковь оставалась в тени, но в целом сочувствовала идеям национал-социализма и поддерживала его в антикоммунистических, националистических и антисемитских воззрениях.

В противовес другим конфессиям православие рассматривалось нацистами как важный инструмент борьбы против своих политических противников и повышения авторитета в странах с преимущественно православным вероисповеданием (СССР, Румыния, Болгария, Греция). В свою очередь, воинствующий антибольшевизм национал-социалистов был положительно воспринят рядом православных священников, находившихся в эмиграции.

В течение 1920-30-х годов национал-социалисты предприняли ряд мероприятий для сближения с православием в Германии. Рейхсминистерство религиозных культов поддержало немецкую епархию Русской зарубежной церкви (РПЦЗ), находившуюся в оппозиции к Московскому Патриархату, возрожденному как известно И. Сталиным , и предоставило ей государственный статус «корпорации публичного права», наравне с протестантской и католической церковью. В 1938 г. нацисты финансировали строительство в Берлине нового кафедрального собора Воскресения Христова, а также капитальный ремонт 19 православных храмов. В ходе Второй Мировой войны, когда поддержка православной церкви стала уже не так важна, все мероприятия по сотрудничеству с ней государственного аппарата были свернуты.

Можно сказать, что противостояние (противоречие) между национал-социализмом и фашизмом - это противостояние двух культур или ментальностей. С одной стороны это средиземноморская культуры, колыбель современной цивилизации , проникнутая духом свободы, с другой − северная, воинственная культура германских племен, потомков варварских королевств . На практике это противостояние вылилось в поток критики, которые стороны обращали друг к другу. Так например, созданные фашистской Италией «Комитеты универсализации опыта Рима», целью которых было распространение среди правых движений Европы итальянского опыта, с настороженностью относились к национал-социализму, постоянно подчеркивая итальянскую суть фашизма. Комитеты по универсализации пытались навязать остальной Европе фашизм, как «товар для экспорта», но неизменно с маркой «сделано в Италии». Естественно, что без идейного противостояния с национал-социализмом это было невозможно, что и привело в конечном итоге к обострению итало-немецких отношений в связи с установлением в Австрии режима Дольфуса-Шушнига (ультраправого авторитарного режима). В это время в Германии был принят закон «Об упорядочении национальной работы». Принятием его национал-социалисты как бы утверждали, что в отличие от итальянской корпоративной системы, стабилизирующей капитализм, новое немецкое законодательство выводит страну за рамки капитализма к исторически новому социальному порядку. В средствах массовой информации законотворческий спор вылился в жесткую дискуссию между газетой «Дойче» и ее итальянским аналогом «Лаворо фашиста». Наиболее широкий резонанс вызвала статья, в которой открыто утверждалось, что немецкий народ в расовом отношении намного превосходит итальянский, а фашистская система в Италии была названа устаревшей. Естественно, что официальная немецкая наука в лице Г. Гюнтера с его «расовой теорией» тут же подтвердила заявление «Дойче», указав, что в Италии есть только 15% полноценных арийцев. Рим в свою очередь захлестнула волна протеста.

С приходом к власти Муссолини не раз заявлял, что фашизм является уникальным феноменом итальянской культуры и что он − «не товар для экспорта». Однако, его родной брат и ближайший советник Арнальдо Муссолини уже в октябре 1930 г. говорил: «Фашистский дух − в качестве сущности новой цивилизации − универсален. Он основывается на трилогии: власть (авторитет), порядок и справедливость. Нестабильная и неспокойная Европа, раздираемая внутренними разногласиями, не может найти спасение, кроме как в новом порядке. И по этой причине во всех странах мы сейчас видим прямые аналогии фашистскому движению».

О разобщенности итальянской и немецкой фашистской идеологии свидетельствует и провалившаяся попытка создания «черного Интернационала» (как альтернативы советскому Коминтерну), которую предпринял Муссолини на первом конгрессе еврофашистов 16-17 декабря 1934, проходившем в швейцарском Монтрё. Девизом мероприятия был лозунг «Универсальный фашизм». На нем присутствовали представители 14 стран, среди которых австрийцы, бельгийцы, греки, норвежцы и т.д.

На первый съезд еврофашистов национал-социалисты вообще не приехали. Они все еще были «обижены» на Муссолини за поддержку австрийского фашизма. Как указывается , в то время в Третьем рейхе слово «фашист» было почти ругательным.

После этого разочарованной Муссолини собрал еще два еврофашистских конгресса (оба в 1935 г.), однако, влияния итальянскому фашизму это не прибавило. С 1938 г. все больше национальных фашистских движений подпадают под влияние идеологии национал-социализма. Еще на конгрессе в Монтрё лидер норвежских национал-социалистов В. Квислинг выразил сомнения в способности Италии быть лидером союза фашистских движений. По его словам Рим нуждался в поддержке нордической цивилизации.

Отличие фашистского и нацистского режима еще и в отношении к армии − тому национальному институту, без которого не может существовать ни одно государство. В противоположность национал-социалистам, которые подорвали национальный дух армии подчинением ее политическим вождям и формированием тоталитарной элиты, фашисты, напротив, использовали армию для упрочения собственного положения, отождествляли себя с ней, также как себя с государством. Муссолини хотел фашистскую армию и фашистское государство, но все же это были те самые обычные институты нормального общества - армия и государство. В нацистской Германии армия стала подчиненной функцией движения, Гитлер никогда не отождествлял себя с ней. Муссолини, пусть и в качестве диктатора, оставался своеобразным выразителем воли народа, правящих кругов, проводил в жизнь некие решения, сообразуясь с их интересами. В гитлеровской Германии фюрер никогда не был выразителем воли народа, но всесильным пастырем, ведущим его за собой, классы. Государство по версии нацистов есть лишь препятствие на пути тоталитаризма.

Следует заметить, что итальянский фашизм, несмотря на свои агрессивные жесты и вопреки своей жажде войны, не сумел придать нового измерения самому понятию войны. Поле действий Муссолини, благодаря сильной позиции итальянских консерваторов, оказалось сильно ограничено, да и военные силы Италии были весьма скромны. Консерваторам, поддерживавшим Муссолини, удалось взять под контроль процесс радикализации фашистской диктатуры и ввести режим в институциональные, прежде всего династические рамки. Поэтому многие историки справедливо оценивают итальянский фашизм как «незаконченный тоталитаризм». Массовых убийств, ставших конститутивной чертой национал-социализма здесь не было. Как заметил в 1941 г. политолог З. Нойманн, итальянский фашизм, несмотря на свою манию величия, не начал мировой революции; это сделал лишь национал-социализм.

Нацистские политические теоретики всегда усиленно подчеркивали, что «этическое государство» Муссолини и «идеологическое государство» Гитлера нельзя смешивать. Например, Геббельс так отзывался о различии между фашизмом и национал-социализмом: «фашизм ничем не похож на национальный социализм. В то время как последний идет вглубь, к корням, фашизм − только поверхностное явление. Дуче − не революционер, как Гитлер или Сталин. Он так привязан к своему итальянскому народу, что ему не хватает широты мирового революционера и мятежника». Гиммлер говорил практически то же самое в 1943 г: «фашизм и национал-социализм − это два глубоко различных явления, абсолютно не может быть сравнения между фашизмом и национал-социализмом как духовными, идеологическими движениями». Гитлер в начале 20-х годов признавал родство между нацистским и коммунистическим движением: «В нашем движении сходятся две крайности: коммунисты слева и офицеры и студенты справа. Обе они всегда были наиболее активными элементами общества... Коммунисты − это идеалисты социализма...». Рем, шеф штурмовиков, только повторял расхожее мнение, когда писал в конце 1920-х годов: «Многое разделяет нас с коммунистами, но мы уважаем искренность их убеждений и их готовность добровольно приносить жертвы, и это объединяет нас с ними».

Еще одним существенным отличием является особая приверженность национал-социализма к примитивизации и формализации, рассчитанная воздействовать на пассивные, политически неопытные и маргинализированные слои населения. С этим было связано и характерное для идеологии нацизма подразделение на идеологию масс и идеологию элиты. Итальянский фашизм в формализме упражнялся не сильно, отдавая предпочтение зрелищной стороне вопроса. Если для нацистской идеологии важно было рационализировать то или иное положение, объяснить его массам с позиции рассудка, то итальянцам, чтобы убедить массы, необходимо было их «зажечь». Отсюда так любимые Муссолини массовые мероприятия, обращения к публике с балкона, появления в народе на фоне имперской архитектуры. Театральность, игра на публику ярко проявилась в характере Муссолини и нашла отражение в высказываниях дуче о себе: он говорит о себе как об одновременно «аристократе и демократе, революционере и реакционере, пролетарии и антипролетарии, пацифисте и антипацифисте».

По мнению Э. Нольте, итальянский фашизм в самом начале был призван противостоять ощутимой опасности социалистической революции, предпосылки которой сложились в тогдашней Италии. Несмотря на это он парадоксальным образом слился с группой бывших марксистских и синдикалистских революционеров во главе с Муссолини. Национал-социализм в противоположность, был прежде всего реакцией на проигранную войну, поэтому участие солдат было в нем с самого начала сильнее, а социалистические элементы были выходцами из мелкобуржуазной и разночинной среды.

В продолжении всей своей политической карьеры Муссолини стремился к идеалам социал-демократии, поскольку понимал ту важность для укрепления собственной власти, которую предоставит автономное возвращение социалистических рабочих и крестьян в лоно государства. Гитлеру было глубоко чуждо такое понимание. Напротив, оно бы помешало возвышению его партии. В промышленном отношении Германия опережала Италию (даже несмотря на послевоенную разруху), поэтому большая часть немецкого социалистического движения уже сделала тот шаг к сотрудничеству с капиталистическим государством. Это сотрудничество очень мешало Гитлеру, и именно для его уничтожения (или замалчивания), по мнению Э. Нольте, фюреру понадобился антисемитизм. Так появился новый враг, не буржуазия, но евреи, главной особенностью которых как расы (а не как религиозной общины) является их материальная настроенность на «пляску вокруг золотого тельца», их «мышление и стремление, направленное на деньги и на защищающую их власть». Еврей, по мнению Гитлера, без усилий и без конца укрепляет свою власть с помощью процента и таким образом угнетает германскую нацию, надевает на нее непосильное ярмо. Антисемитизм разума должен прежде всего подчинить евреев законодательству об иностранцах (всех, даже тех, чьи предки жили на немецкой земле испокон веков и были большими немцами, чем некоторые «арийцы»). Однако последняя цель − полное и окончательное удаление евреев.

Интересно с этой точки зрения сравнивать партийные программы фашистов и нацистов. На первом массовом собрании национал-социалистов, 24 февраля 1920 г., была провозглашена первая партийная программа из 25 пунктов. В ней затребовано право на самоопределение всех немцев, равноправие немецкой нации и отмена условий Версальского договора . Отмечается также, что Германии просто необходимо расширение «жизненного пространства», т.е. колоний, чтобы растущее немецкое население смогло разместиться и найти себе пропитание. В программе указывается, что право на гражданство имеют только лица с немецкой кровью, и ни под каким видом евреи. Отдельным пунктом программы стоит уничтожение процентного рабства и устранение нетрудовых доходов. Как видно из перечисленного, уже в этом раннем документе отчетливо содержится три основные тенденции позднейшей национал-социалистической идеологии: национальное восстановление, завоевание пространства и исцеление мира. В первой программе итальянского фашизма большую часть занимают социалистические требования, и содержатся всего лишь намерение защитить окончательно достигнутое в Первой мировой войне национальное единство.

С исторической точки зрения подобные различия легко объяснимы, ведь Германия потерпела поражение в Великой войне , тогда как Италия, будучи союзником Антанты получила помимо аннексированных Южного Тироля и Истрии значительные суммы в виде репараций.

Различие между рассматриваемыми феноменами еще и в личности их вождей. Гитлер был одержим своей идей, в каком-то смысле его можно назвать идеалистом, поскольку он поставил все свои политические и личностные ресурсы ей на службу. Эта одержимость фюрера имела для национал-социализма большое значение, можно сказать являлась его активной и всеобъемлющей предпосылкой. Личность Муссолини для итальянского фашизма таковой не являлась, и уж тем более не была предпосылкой для его формирования. Муссолини стремился сделать свою партию «партией над партиями» и преуспел в этом, но он никогда не боролся за идею, как Гитлер. Да, фашисты захватили государственную машину, отождествили себя с верховной национальной властью и попытались сделать народ «частью государства», однако они не мыслили себя выше государства, а Муссолини никогда не считал себя выше нации. Во внутренней политике личность Муссолини не играла такой роли, как во внешней с ее пиратскими экспансиями и авантюрами. Личность же Гитлера в Германии обладала непререкаемым авторитетом, под власть которого, кстати, попал впоследствии и сам итальянский лидер.

Подводя итог всему вышесказанному, еще раз отметим, что итальянский фашизм и немецкий национал-социализм два явления в целом имеющие почти одинаковый генезис и предпосылки, однако, разные по сути. Основными различиями являются разность идеологий, отношение к национальному (расовому вопросу) и антисемитизму, разное понимание роли государства и народа на политической арене, неодинаковая включенность церкви в дела тоталитарного режима, а также то влияние, которое оказывала личность вождя на собственный народ и международную общественность. Последствия этих двух режим для обеих стран также разнятся.

Список литературы

1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. Нью Йорк, 1966
2. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994
3. Васильченко А. В. «Евросоюз» Гитлера. М., 2015
4. Люкс Л. Большевизм, фашизм, национал-социализм - родственные феномены? Заметки к одной дискуссии. Электронный ресурс: http://www.ku-eichstaett.de/fileadmin/190806/Netzwerk/projekt-1-quelle11.pdf
5. Мухаев Р. Т. Политология. Конспект лекций. М., 2014
6. Мэк Смит Д. Муссолини, М., 1995
7. Нольте Э. Фашизм в его эпохе. Новосибирск, 2001

Советский Союз окрестил всех ультраправых, приходивших к власти в Европе в 1920-30-е годы, фашистами, по аналогии с Италией, где их приход к власти произошёл впервые – в 1922 году. Фашистами в СССР назвали и германских национал-социалистов. Это определение стало расхожим, например, в таком устойчивом в годы Великой Отечественной войны словосочетании, как «немецко-фашистские войска», да и просто «немецкие фашисты».

Это объяснялось тем, что слово «фашизм» в советской пропаганде ещё в 1920-е годы стало синонимом самого большого политического зла. Коммунисты не акцентировали внимание на доктринальных и практических различиях разных национальных вариантов европейских ультраправых. Между тем сами нацисты никогда не считали себя чем-то идейно близким к фашистам, как и наоборот. Немцы в советском плену очень удивлялись и оскорблялись тем, что их тут называли фашистами: «Это макаронники – фашисты! Мы – национал-социалисты».

Ревнивое отношение к точным обозначениям своей идейной приверженности было вызвано долгой неприязнью между Гитлером и Муссолини до Второй мировой войны. Был период, когда нацистская Германия даже считалась в фашистской Италии врагом №1.

Муссолини о Гитлере

Манеры Гитлера и его партайгеноссен вызывали презрение у Муссолини ещё в то время, когда они шли к власти. Дуче считал немецкий нацизм варварской пародией на фашизм. Особенно был недоволен дуче тем, что нацисты скопировали его «римское» партийное приветствие. Сохранилось немало свидетельств уничижительных высказываний Муссолини о Гитлере и о нацизме, сделанных в первой половине 1930-х гг.

Особенно высокого накала ненависть дуче к фюреру достигла в 1934 году, когда нацисты и фашисты спорили за влияние в Австрии (и временно восторжествовал вождь Италии). Муссолини тогда мобилизовал итальянскую армию, готовясь двинуть её для защиты независимости Австрии от покушений со стороны Германии. Гитлер это «чрезвычайно опасный идиот», «ужасная, сексуально извращённая, дегенеративная тварь» – такими эпитетами в это время Муссолини награждал фюрера в беседах с врио канцлера Австрии Эрнстом Штарембергом. Тут даже советской пропаганде времён Великой Отечественной войны было далеко до таких перлов.

Первая встреча с Гитлером немного успокоила Муссолини. Он решил, что нечего бояться такого человека. «Это просто болтливый монах», – сказал он одному из своих приближённых после первой встречи с фюрером Германии 17 июня 1934 года. Во время этих переговоров Гитлер частенько, вместо обсуждения конкретных вопросов, начинал пространно цитировать свою книгу «Майн кампф». Один раз, в перерыве, дуче, встав у окна, прошептал: «Да он просто сумасшедший!», имея в виду фюрера.

Муссолини о нацизме

Когда нацисты предприняли «Ночь длинных ножей» 30 июня 1934 года, расправившись с оппозицией внутри своей партии, Муссолини сказал французскому журналисту Мишелю Кампана: «Мне должно было быть приятно, что Гитлер совершает свою революцию по нашим образцам. Но они – германцы. Поэтому они кончат тем, что погубят нашу идею. Они по-прежнему такие же варвары, как во времена Тацита и Реформации».

Хорошо известно, как Муссолини ёрничал над нацистской «расовой теорией»: «Если бы она была верной, тогда высшей расой были бы лапландцы, так как они живут севернее всех». Политическую систему, созданную Гитлером в Германии, Муссолини называл «варварской и дикарской», «способной только на убийство, грабёж и шантаж».

Отношение Муссолини к Гитлеру, естественно, передавалось всей фашистской партии и через неё в массовое сознание итальянцев с их многовековой неприязнью к немцам, особенно сильной в результате Первой мировой войны.

Роль ведомого

Возможно, в апреле 1945 года Муссолини сильно сожалел, что когда-то предал забвению эти свои убийственно точные характеристики нацизма и его вождя. Но, вероятно, дуче тем охотнее пошёл в своё время на политическое сближение с фюрером, что чувствовал своё моральное и интеллектуальное превосходство над ним и надеялся, что именно он, Муссолини, станет ведущим в этом тандеме.
Однако с течением времени он почему-то всё больше и больше поддавался влиянию личности Гитлера. Очевидно, решающую роль тут играло военное превосходство Германии над Италией. Именно Германия была безраздельно ведущей державой «оси», а Италия занимала в ней положение лишь немногим выше Румынии и Венгрии. Уже с 1940 года немецкие войска неоднократно выручали итальянцев, после того как дуче неосмотрительно ввязался во Вторую мировую войну.

А в 1943 году Гитлер спас и самого Муссолини, когда того свергли и арестовали по приказу итальянского короля. Впрочем, то, возможно, оказалось медвежьей услугой.
Если бы Муссолини остался под стражей у итальянского правительства, перешедшего на сторону западных союзников, то после войны Муссолини бы судили и вряд ли приговорили бы к большему, чем к пожизненному заключению, каковое могло быть потом и смягчено. Поддерживая же Гитлера до конца, олицетворяя в глазах итальянцев ненавистный оккупационный режим, дуче закончил известно как.

«Макаронники»

В Германии же отношение к итальянскому фашизму, напротив, долгое время было уважительным. Гитлер сознательно копировал многие формы и атрибуты фашистского движения и всегда восхищался личностью дуче. Ещё в 1926 году, едва выйдя из тюрьмы, фюрер нарождающегося нацизма написал в Рим с просьбой прислать ему фотографию Муссолини с личным автографом дуче. МИД Италии предоставил своему посольству в Берлине сообщить назойливому адресату в той форме, в какой оно сочтёт необходимым, что дуче не считает подобающим удовлетворять такую просьбу.

Но и у немцев было своё чувство превосходства над итальянцами, особенно усиленное расовой теорией. Во время своего первого визита в Италию Гитлер долго разглагольствовал перед Муссолини на тему сильного смешения итальянцев с «низшими расами». В 1938 году Муссолини под прямым нажимом Гитлера принял «расовые законы», хотя ещё шесть лет назад называл антисемитизм «чисто германским злом». Впрочем, эти законы были изданы, как считается, для проформы и почти никогда не выполнялись, а евреи в фашистской Италии преследованиям не подвергались.

Презрение немцев к итальянцам быстро возрастало в ходе Второй мировой войны, по мере того, как германские войска одерживали победы, а итальянцы терпели поражения. Немцам приходилось их выручать то в Северной Африке, то в Греции. Когда в 1943 году немцы и итальянцы ждали англо-американского десанта в Сицилии, то немецкие солдаты шутили: «Когда мы в 1950 году будем завоёвывать Америку, макаронники всё так же будут сидеть здесь». Итальянцы не сидели: когда западные союзники высадились на побережье их страны, армия дуче просто разбежалась.

В продолжение темы:
Безопасность

лекция 6 Значение правильной организации питания в походеПитание = Неправильное питание = Энергия + строительный материал 1. 2. 3. 4. Проблемы со здоровьем Психологический...

Новые статьи
/
Популярные