Ролевые игры на родительском собрании. Родительское собрание «Роль игры в жизни ребенка Ролевые игры на школьном родительском собрании

Идея проведения занятия возникла давно и была связана со спецификой темы «Семейное воспитание» в курсе педагогики. Проблема семейного воспитания всегда рассматривалась нами в двух аспектах: с одной стороны, студенты - будущие педагоги, с другой - создатели семьи и родители.

Поэтому обсуждение теоретических вопросов на семинарах, анализ публикаций, написание лабораторно-практической работы по данной теме было явно недостаточным. К тому же данный материал чрезвычайно благодатен для формирования убеждений и взглядов на организацию педагогического процесса, прочность которых гарантирована глубиной эмоциональных переживаний.

Само содержание предоставляет возможность проведения ролевой игры, что полезно для развития коммуникативных навыков и общих интеллектуальных умений. В материале заложены большие интегративные возможности, т.к. в рамках темы семейного воспитания можно обсудить проблемы выбора методов и средств воспитания и специфику их использования, функции и деятельность педагога, возрастные особенности развития детей, и др.

А поскольку самой традиционной и изжившей себя в силу неправильной организации формой взаимодействия между учителями и родителями является родительское собрание, нам хотелось реабилитировать данную форму и показать, каким оно может и должно быть. Опыт проведения занятия убеждает в том, что предлагаемые идеи используются учителями-практиками.

Подготовка и оборудование кабинета

1. Оформление двух стендов: «Семейный альбом» с фотографиями детей и взрослых и детские рисунки семьи, «Портрет «идеальной» семьи», мультимедийный проектор и экран (для диалога детей и родителей), бланки опроса «Тип семьи», анкета «Знаете ли вы своего ребёнка?», презентация «Психология подростка», листы аналитиков и экспертов.

2. Столы и стулья расставлены в соответствии с выделяемыми группами: учителя, эксперты, родители, аналитики, гости.

3. В процессе проведения игры необходим заранее подготовленный технический персонал для демонстрации иллюстративного материала, проведения и анализа опросов.

Ход игры

Объединение усилий семьи и школы - важная педагогическая проблема. Отношения учителя и родителей не всегда складываются так, как хотелось бы. «Учатся у тех, кого любят» (И.Гёте) - эпиграф занятия. И действительно хочется, чтобы учились и у родителей, и у учителей.

В связи с этим важен первый контакт между ними. Как провести первое родительское собрание, чему посвятить? Именно на эти вопросы мы и попытаемся ответить.

2. Основная часть

Студенты распределяются на 4 группы:

1. Учителя и психологи (3 пары): предложат 3 варианта проведения родительского собрания на 1 тему «Как любить ребёнка?» (готовились заранее).

Вариант 1:

«Психолог» анализирует детские рисунки, полученные в результате проведения проективной методики «Рисунок семьи» на базе д/с и начальной школы, обращает внимание на систему взаимоотношений в семьях, качество психологического климата. «Учитель», продолжая тему комфорта и взаимопонимания, представляет различные типологии семей (по И.П. Подласому и М.Л. Клемантович) и предлагает на основе их содержательных характеристик определить, к какому типу относятся семьи участников занятия. Полученные данные анализируются и обсуждаются с точки зрения воспитательных возможностей семей разных типов.

Вариант 2:

«Учитель» и «психолог» представляют результаты исследований американских психологов С. Чесс и А. Томаса, проанализировавших взаимосвязь темперамента, типа материнской (отцовской) заботы и нарушений поведения у детей. Выделенные ими 9 типов темперамента определяют, насколько воспитуемым может оказаться ребенок. Это, в свою очередь, влияет на то, как родители обращаются со своим ребенком. Для того, чтобы сориентироваться на этой улице с двусторонним движением участникам занятия предложили проанализировать вопросы анкеты «Знаете ли вы своего ребенка?».

Вариант 3:

«Учитель» заявил о первоначальном желании определить тему собрания так: «Что должен знать родитель, ребенок которого в 4 классе?», и о необходимости в связи с этим проанализировать особенности подросткового возраста. В процессе изложения материала учителем помощники работают с экраном, где обозначены роли «родители» и «дети» и возникает диалог двух поколений. «Психолог» рассказывает об особенностях воображения подростка и формировании его самосознания. Основное внимание обращено на то, что поддержка родителей питает один из элементов воображаемого представления подростка о себе - его субъективное ощущение своего всемогущества, которое носит позитивный характер, делая подростка активным, действенным, результативным.

2. Родители участвуют во всех вариантах родительских собраний, придумывают ситуации и вопросы в соответствии с темой и содержанием каждого.

3. Эксперты анализируют деятельность «учителей» и «психологов», делают выводы о ценности и целесообразности представленных материалов.

3. Подведение итогов в свобоной форме



Автор: Татьяна Юрьевна Скибо, доцент кафедры педагогики, психологии и профессионального образования Воронежского института высоких технологий, стаж работы - 14 лет. О себе: Стремлюсь не стоять на месте, отчего интересы, увлечения и хобби многообразны. В конкурсе участвую впервые. Вдруг кому пригодится. Фото автора

Ирина Баштанник
Родительское собрание. «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников»

Родительское собрание .

«».

Цель :

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста .

Задачи :

Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.

Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

Участники : воспитатели, родители ,учитель-логопед.

Воспитатель :

– Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом.

Сегодня мы поговорим с вами о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребёнку? Какие игры воспитывают , а какие вредны? Почему мы затронули эту тему? Потому, что современные мальчишки и девчонки, для которых игра - жизненная необходимость и условие для полноценного развития перестают играть . А те игры , в которые они играют, не интересны, а порой и агрессивны. Поэтому наша задача научить детей играть правильно, разнообразно.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира.

Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой.

Игра-путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Для детей игра –труд, требующий усилий, настоящих человеческих чувств, качеств, тренирует свои силу и ловкость, закрепляет у детей полезные умения и привычки. Поэтому, ребёнок в вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обременённый детскими страхами и проблемами. Игра –школа морали. Можно сколько угодно говорить ребёнку, что такое «плохо» , но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации учат многим добродетелям : доброте, терпимости, отзывчивости, выручке т. д.

Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных , физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет воспитание и обучение детей.

Игра –понятие многогранное. Существует различные виды игр. Одни из них развивают кругозор и мышление (дидактические игры , другие на ловкость, силу (подвижные игры , третьи- конструкторские навыки (конструктивные)

Сегодня мы с вами поговорим о сюжетно-ролевой игре .

Сюжетно -ролевая игра носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Игра-отражение жизни. Здесь все понарошку, как будто.

В сюжетно-ролевой игре есть сюжет и роли .

Значение сюжетно-ролевой игры на развитие детей очень велико .

1. В игре придумывается сюжет -значит развивается фантазия .

2. В игре ведутся диалоги между играющими- значит развивается речь .

3. Используются заместители предметов- развивается воображение .

4. Придумываются костюмы- дети проявляют творчество.

5. В игре познается окружающий мир.

6. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

7. Развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам).

Существует огромное количество сюжетно-ролевых игр .

Игры предлагаются детям в соответствии с возрастом и усложняются в каждой группе

Логопед :

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников »

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра . Игра - это не просто развлечения , это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления , воображения и речи .

Играя ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами - заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет встречаться постоянно. В иге он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для малыша , но надо учить играть - сначала просто оперировать игрушками, подражал реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры , разыгрывать целые сюжеты , в которых главное - отражение отношений между людьми. Основной сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданный им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре) . Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Сюжетно -ролевая игра имеет следующие структурные компоненты : сюжет , содержание, роль . Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет , без него нет самой сюжетно-ролевой игры . Сюжет игры - это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны . Условно их делят на бытовые (игры в семью , детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу , магазин, общественные (игры празднование Дня рождения города, в библиотеку, полет на Луну). В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр , которые как бы связывают поколения людей : игры в семью , школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержание, как отличаются и в самой жизни. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. У дошкольников складывается интерес и определенным сюжетам , в которые они играли и раньше. (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.) . Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии , в знакомые игры . Обогащению содержания помогает взаимодействовать детей в игре, когда каждый вносит, что-то свое, индивидуальное. На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям :

Усиление, целенаправленности, а значит, и последовательности связанности изображаемого;

Постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических, словесных замещений) . Сюжет ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры . Для ребенка роль - это его игровая позиция : он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Подчинения ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры . Для дошкольников роль- это образец того , как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры , а затем и свое собственное. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница хорошо заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи , мимики, жестов.

Можно утверждать, что сюжетно -ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи . В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, развитие связной речи нужно начинать в дошкольном возрасте . В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей, именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, но, а также накапливает знание, развивает мышление и память , воспитывается творческое воображение ребенка.

Воспитатель :

Упражнение "Закончи предложение" (или «Острое блюдо» ).

«Моя любовь к ребёнку заключается…»

«Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…

«Если я вижу, что моего 6-х летнего сына «лупит» сверстник…

«Когда ребёнок выводит меня из себя, я -…»

«Когда мой ребёнок плохо ведёт себя за столом…»

«Разговор с ребенком о его плохом поступке я начинаю…»

«Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…»

«Если ребенок провинился…»

«Муж несправедливо наказал ребёнка, я -…»

«У нас в семье «наказание-поощрение» -…» (если затрудняетесь продолжить – разбейте высказывание на части) .

Буклеты от логопеда и воспитателя.

ИТОГ встречи .

Рефлексия «Ёлочка пожеланий»

(родители вешают снежинки на ёлочку, в которых – анализ и отзывы о мероприятии).

Игры для взрослых на родительском собрании

Каждому учителю хочется видеть своих единомышленников в лице родителей учеников. Как же «настроить» родителей на положительное общение? Как показать им, что вы- их друг и помощник. На помощь придут игры для взрослых, которые можно провести на родительских собраниях. Ведь взрослые любят играть не меньше детей.

Ролевая игра «Машинка»

Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества.

Оборудование: комплект из 3 листочков одинакового цвета (количество комплектов – цветов равно количеству команд).

Описание и ход игры: участники строятся по цвету листков друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий- «водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед.

После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и «водителя».

Вопросы: В какой роли выступает учитель? Родитель? Ученик?

Выводы: труднее всего ученику «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть,не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (учителя) зависит, насколько профессионально он поведет «машину».

Игра «Испорченный телефон»

Предложите группе (уместно до 10 человек) передать по принципу детской игры несколько фраз, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний в цепочке.

Выбирать разные типы текстов:

Длинное предложение со сложными деепричастными оборотами

Известное четверостишие

Пословицу.

Примеры:

Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовы к занятиям, что очень мешает преподавателям.

Мы все учились понемногу,

Чему- нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

На дворе – трава, на траве – дрова.

После завершения «телефонной линии» проходит обсуждение: Почему получился именно такой результат? Какие нужно выбирать предложения, чтобы все участники могли их правильно понять и передать без искажения?

Вывод: легче понимается, воспроизводится и передается текст, состоящий из коротких, однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений.

Игра «Хлопок»

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней.

Игра «Бумажный самолетик»

Под руководством учителя сделать бумажный самолетик.

Можете ли вы назвать 2 одинаковых самолетика? Почему?

Положить его носом вправо, на крыле нарисовать солнце с 7 лучами. Напишите на лучах те слова, которые вы хотели бы пустить странствовать по нашему классу.

Запуск самолетиков.

Вывод: мы- взрослые люди – при одинаковых условиях делаем все по – разному.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого - то или чего - то хуже или лучше. Есть ДРУГОЕ!

Выбор игрового задания напрямую зависит от тех целей, которые хочет достичь воспитатель в общении с родителями своих подопечных. Некоторые игры них применяются только со взрослой аудиторией, в другие играют родители и дети вместе.

Можно назвать следующие цели использования игры на родительском собрании.

  • Развивать навыки, умения в выражении вербальным или невербальным способами своих чувств, переживаний, эмоций.
  • Формировать уверенность взрослых и детей в том, что они любимы.
  • Формировать близкие отношения между взрослыми и детьми, учить умению понимать и принимать чувства, точку зрения другого человека, сопереживать друг другу.
  • Развивать навыки сотрудничества, партнёрства, сплочённости между взрослыми и детьми.
  • Обучать родителей и детей равноправному стилю общения.
  • Сплотить родителей группы для совместной деятельности в дальнейшем. Настроить их на конструктивную работу.
  • Создать непринуждённую атмосферу.
  • Познакомить родителей группы между собой, объединить их, снять эмоциональное напряжение.
  • Развивать творческое мышление, воображение родителей.
  • Сформировать положительный настрой на собрание.
  • Создать комфортную обстановку для всех участников собрания.
  • Улучшить настроение участников родительского собрания, активизировать родителей группы.

Игры для знакомства людей друг с другом

Снежный ком

Эта игра имеет несколько вариантов. Участники играют в кругу (сидя или стоя).

В классическом варианте играющие называют по очереди своё имя и имена всех людей, которые назвали себя ранее. Первый участник называет себя. Второй повторяет имя первого, затем называет своё. И так друг за другом по кругу. Первый участник после того, как последний выполнит задание, называет всех игроков по именам.

Есть ещё вариант этой игры, он усложняется тем, что участники не только говорят, как их зовут, но и характеризуют себя одним словом, начинающимся на первую букву имени. Например, Ольга — озорная. При этом если в игре участвуют тёзки, они должны подобрать разные слова-характеристики к своим именам. Например, если одна Ольга, говорит, о себе — «озорная», то другая может охарактеризовать себя, как «ответственная» и т.д.

Имя - движение (вариант «Снежного кома»)

Игра усложняется тем, что игроки помимо того, что называют своё имя, показывают при этом какое-нибудь движение. А все последующие участники должны повторить эти движения и назвать имена всех предыдущих людей, а потом предложить новое движение, назвав себя.

Автопортрет

Каждый игрок по очереди «рисует» свой автопортрет. Можно рассказать ос себе или охарактеризовать себя с помощью каких-либо предметов.

Три детали

Играется в паре. Первый участник выкладывает на стол перед собой три предмета, которые имеются у него с собой. Второй человек по этим предметам предполагает, чем интересуется, какие имеет склонности их владелец. Затем играющие меняются ролями.

Вот так встреча!

Родители свободно общаются между собой в течение 10 минут. Их задача: найти среди присутствующих людей, похожих на себя по какому-либо признаку. К примеру, любит горы; день рождения в июне; коллекционирует марки; имеет двоих детей; живёт на 3 этаже и пр. Каждый играющий должен найти как можно больше игроков, имеющих похожие с ним увлечения, качества.

Клубок

Все родители на собрании в детском саду становятся в круг. Воспитатель, начиная игру-знакомство, перебрасывает клубок кому-нибудь из играющих и называет своё имя и увлечение. Далее клубочек перебрасывается от одного к другому. Когда все игроки держат в руках нить, клубок начинают сматывать, называя имя и интересы игрока, от кого пришла нитка клубка.

Игры на снижение тревожности, стимулирование эмоциональности

Мяч радости

Родители становятся в круг вместе с воспитателем. Педагог говорит:

Главное правило: нельзя уронить мяч или перебросить его, он должен именно катиться.

Кстати, такую игру можно проводить с участниками любого возраста или даже смешанных возрастных групп.

Броуновское движение

Все играющие встают в помещении произвольно, глаза закрыты. По сигналу ведущего все начинают движение (в любом направлении), говорить при этом нельзя. По сигналу играющие останавливаются, открывают глаза.

Второй этап играется также, но игрокам теперь нужно жужжать. По сигналу все останавливаются, открывают глаза.

После проведения упражнения его обсуждают.

  • Какие впечатления возникли на первом и втором этапе игры?
  • Что не давало двигаться свободно?
  • Как получилось избежать столкновения?

При подведении итогов упражнения уместно провести аналогии между впечатлениями, возникающими в игровой ситуации, и впечатлениями, когда человек знакомится с группой новых людей или попадает в незнакомую ситуацию. Подобная аналогия позволяет понять, почему у людей возникает тревожность, страх при общении с другими людьми. Неуверенности чаще возникает у людей, которые концентрируются в большей степени на своих ощущениях, чем на тех, кто рядом.

Играющие становятся или рассаживаются по кругу. Каждый поочередно говорит, на какое явление природы, время года или предмет похоже его настроение и объясняет, почему.

Коробка эмоций

В этой игре воспитатель предлагает родителям сложить в «коробку эмоций» их впечатления, переживания, эмоции, связанные с вопросом, который обсуждается на собрании.

Игры на формирование коллектива родителей

Такие игры развивают доверие, способствуют сплочению коллектива.

Мы вместе!

Родители и дети встают друг за дружкой, держась за талию впереди стоящего участника упражнения. В таком состоянии они выполняют несколько заданий.

  • Пройтись «змейкой».
  • Обойти большой круглый пруд.
  • Пройти через дремучий лес.
  • Убежать от диких зверей.
  • Перебраться через болото.
  • Вернуться на исходное место.

В течение всего упражнения нельзя опускать руки, отцепляясь от товарищей.

Гусеница

Играется как предыдущая игра, только задания можно предложить другие. Вся команда — это гусеница, поэтому все вместе показывают, как она спит, встаёт, умывается, потягивается, делает зарядку, ест, ползёт и т.п.

Главное правило — гусеница должна не потерять своих участников.

Ленточки

Воспитатель раздаёт родителям атласные узкие ленты длиной 40-50 см. Играющие связывают свои части лент в одну длинную, находя что-либо общее, что их объединяет. Например, профессия, увлечения, интересы, имена, любимые занятия и пр. затем все по очереди поясняют, что именно позволило им объединиться с остальными игроками.

Проблемные игры

Другая рука

Воспитатель даёт на собрании родителям задание. Написать левой (если человек правша) или правой рукой (если он левша) предложение: «Я люблю свою (своего) дочь (сына)».

В ходе анализа ситуации нужно понять, насколько трудно выполнить это упражнение и провести аналоги. Между игрой и тем, как ребёнку трудно научиться чему-то новому, когда у него ещё не сформировано это умение.

5 имён

Игра позволяет понять, насколько хорошо родители знают своего ребёнка. Воспитатель заранее опрашивает детей, а затем на собрании предлагает родителям написать 5 имён друзей, 5 любимых увлечений, 5 занятий, которые не любит их ребёнок, 5 самых запомнившихся для него событий, 5 его любимых и нелюбимых блюд. Ответы детей и родителей сравниваются. Не всегда взрослые могут точно назвать интересы своего ребёнка, и эта игра помогает им больше узнать о сыне или дочери.

Надеемся, подборка наших игр поможет педагогу разнообразить родительские собрания в детском саду или школе, сделать их общении с родителями более интересным, менее формальным.

Сборник

«Психологические игры для взрослых на родительском собрании»

Каждому учителю хочется видеть своих единомышленников в лице родителей учеников. Как же «настроить» родителей на положительное общение? Как показать им, что вы- их друг и помощник.

На помощь придут игры для взрослых, которые можно провести на родительских собраниях. Ведь взрослые любят играть не меньше детей.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Использование ролевых игр позволяет преодолеть эгоцентризм родительской позиции: принятие другой роли дает возможность посмотреть на себя со стороны.

Роль- это своего рода маска, обеспечивающая безопасность участнику: то, что непросто сказать от своего имени, можно выразить от имени роли.
На родительском собрании можно организовать разные ролевые игры. Родители могут исполнять роли индивидуально или группами, создавая группы подростков, педагогов и т.д.
РОЛЕВАЯ ИГРА
- дает возможность для получения новых знаний, выявления неосвещенных вопросов;
- развивает творческие способности;
-способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;
-формирует толерантное отношение к другим мнениям;

Способствует сплочению коллектива родителей.

АДАПТАЦИЯ 1 КЛАСС

Ролевая игра «Машинка»

Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества.

Оборудование: комплект из 3 листочков одинакового цвета (количество комплектов – цветов равно количеству команд).

Описание и ход игры: участники строятся по цвету листков друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий- «водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед.

После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и «водителя».

Вопросы: В какой роли выступает учитель? Родитель? Ученик?

ВЫВОДЫ: труднее всего ученику «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть, не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (учителя) зависит, насколько профессионально он поведет «машину».

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Психологическая игра «Подросток»
Среди родителей выбирается один человек, который будет играть роль подростка.
Остальные родители играют различные роли.

  • Инструкция: Каждый родитель, в соответствии со своей ролью, подходит к подростку и произносит свои слова. В результате образуют круг вокруг подростка. Затем они ходят вокруг подростка и одновременно говорят свои слова.
  • РЕФЛЕКСИЯ:

После подросток делится своими впечатлениями. Что он чувствовал? Что хотелось сказать каждому? Что хотелось сделать?

Подводится итог с выводом о том, что взрослые должны понять почему подросток ведет себя определенным образом. Задуматься о своем общении с ребенком. Главное с ребенком поговорить.

  • Мама: Доча, не забудь разогреть обед и накормить брата!
  • Папа: Оля, принеси, пожалуйста, газеты из почтового ящика!
  • Брат: Ну, помоги же склеить самолёт, у меня ничего не получается.
  • Старшая сестра : Когда пойдёшь из школы, положи мне 100 рублей на телефон, хорошо?
  • Бабушка: А домашнее задание ты уже выполнила?
  • Дедушка: Ольга, помогла бы бабуле вдеть нитку в иголку. Да и заштопала деду рукавицу, не переломилась бы.
  • Учитель: Завтра в школу без родителей не приходи! Жду в кабинете директора в 8.30.
  • Повар: Ну что за ребёнок, опять стакан разлил! Бери тряпку, затирай скорее!
  • Техничка: Опять носишься как угорелая! Марш в класс! И чтоб больше мне на глаза не попадалась!
  • Классный руководитель : Оля! Ну, как дела? Плакат к новому году нарисовала?
  • Продавец: Девочка, возьми чек. Поторопись, за тобой уже очередь!
  • Милиционер: Ты опять перебегаешь улицу на красный свет? Выпишу родителям штраф!
  • Подросток

АДАПТАЦИЯ 1 КЛАСС

КРИЗИС 7 ЛЕТ

Психологическая игра «Первоклашка»
Среди родителей выбирается один человек, который будет играть роль ребенка-первоклассника. Остальные родители играют различные роли.

  • Инструкция: Каждый родитель, в соответствии со своей ролью, подходит к первокласснику и произносит свои слова. В результате образуют круг вокруг ребенка. Затем они ходят вокруг первоклассника и одновременно говорят свои слова.
  • Моделируется ситуация №1 . Школа. Ребенок садится за парту. Перед ним учебник, тетради, пенал. Доска.
  • Учитель: Сиди красиво, не вертись!
  • Одноклассник: Дай мне ручку!
  • Одноклассник: Смотри у меня есть наклейки!
  • Учитель: Возьми ручку правильно, не так берешь, а вот так возьми.

Моделируется ситуация №2. Ребенок находится дома.

Мама: Пиши красиво, правильно.

Папа: ну что ты ничего не понимаешь, что за каракули

Бабушка: почему ты не стараешься, очень неаккуратно. Сядь прямо.

Младший брат: давай поиграем, смотри у меня машинка.

Дедушка: что ты лежишь на столе, учи уроки давай!

Моделируется ситуация №3 . Ребенка провожают в школу.

Бабушка: (ведет за руку до класса, помогает раздеться) Внучок, не дерись и слушай учителя. Давай ножку снимем сапожки

Мама: (ведет за руку до класса, садит за стол). Старайся, мой малыш, будь умницей, слушай учителя и не вертись.

Папа: Ты уже большой, сам должен ходить в школу.

Ситуации можно разнообразить, также как и фразы.

Можно смоделировать ситуацию взаимоотношений родителей и всех остальных членов семьи в адаптационный период ребенка.

  • РЕФЛЕКСИЯ:

После первоклассник делится своими впечатлениями. Что он чувствовал? Что хотелось сказать каждому? Что хотелось сделать? Какая реакция была на разные фразы родителей

Затем делятся впечатлениями все взрослые.

Подводится итог с выводом о том, что взрослые должны понять почему первоклассник ведет себя определенным образом. Задуматься о своем общении с ребенком. Главное с ребенком поговорить.

АДАПТАЦИЯ 1 КЛАСС, КРИЗИС 7 ЛЕТ

Игра «Испорченный телефон»

Предложите группе (уместно до 10 человек) передать по принципу детской игры несколько фраз, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний в цепочке.

Выбирать разные типы текстов:

Длинное предложение со сложными деепричастными оборотами

Известное четверостишие

Пословицу.

Примеры:

Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовы к занятиям, что очень мешает преподавателям.

Мы все учились понемногу,

Чему- нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

На дворе – трава, на траве – дрова.

После завершения «телефонной линии» проходит обсуждение: Почему получился именно такой результат? Какие нужно выбирать предложения, чтобы все участники могли их правильно понять и передать без искажения?

ВЫВОД: легче понимается, воспроизводится и передается текст, состоящий из коротких, однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений.

Не только детям, но и взрослым трудно удержать текст. Следовательно, должно быть понимания того, что чувствует ребенок. Нужно с ним разговаривать!

АДАПТАЦИЯ 1, 5 класс

КРИЗИС 7 ЛЕТ

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Игра «Хлопок»

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней.

ВАЖНО! Взаимодействие учителя и родителя, родителя и ребенка.

АДАПТАЦИЯ 1, 5 класс

КРИЗИС 7 ЛЕТ

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Игра «Бумажный самолетик»

Под руководством психолога сделать бумажный самолетик.

Можете ли вы назвать 2 одинаковых самолетика? Почему?

Положить его носом вправо, на крыле нарисовать солнце с 7 лучами. Напишите на лучах те слова, которые вы хотели бы пустить странствовать по нашему классу.

Запуск самолетиков.

ВЫВОД: мы- взрослые люди – при одинаковых условиях делаем все по – разному.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого - то или чего - то хуже или лучше. Есть ДРУГОЕ!

АДАПТАЦИЯ 1 КЛАСС

Игра «Ромашка эмоций и чувств».

(Звучит спокойная музыка).

Уважаемые мамы и папы! Перед вами находится цветок ромашка, на лепестках которой написаны самые разнообразные чувства: позитивные и негативные, которые может испытывать человек.

После того, как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Подумайте и возьмите тот лепесток, на котором написано «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени. Родители выбирают «чувство», обдумывают свой выбор, называют его, обосновывая, чем оно вызвано.

Обработка полученных результатов. Задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания

АДАПТАЦИЯ 5 КЛАСС

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Психологическое упражнение «Гиперопека».

Для проведения упражнения вызывается один родитель. Ему предлагается представить, что он ребёнок, который только недавно родился.

Психолог выступает в роли его мамы, которая его очень любит и опекает. Слова психолога: «Проходит время, ребёночек растёт и вот он уже встал на ножки и начал ходить. Ему всё интересно, он забирается, куда только можно. Мамочка очень переживает, чтобы он не упал.

Что же можно сделать? Можно завязать ребёнку ножки, мамочке так будет спокойнее. (завязываются ноги родителя).

А ребёнок продолжает расти. Ему хочется всё потрогать, всё взять. Он начинает протягивать руки к различным предметам, в том числе и опасным: электрическим розеткам, газовой плите и т.п. Мамочка очень боится. Что же теперь можно сделать? Можно завязать руки.(завязываются руки).

Проходит ещё время. Ребёнок начинает говорить. Очень часто он говорит то, что услышит на улице. А это бывают нецензурные выражения. Конечно, это не нравится его маме. Что можно сделать? Можно завязать рот. (родителю завязывается рот).

Ребёнок растёт. Смотрит по телевизору различные передачи, фильмы, которые часто несут в себе негативную информацию. Как оградить ребёнка от этого, чтобы мамочке не волновалась? Можно завязать глаза и уши. (родителю завязываются глаза и уши).

Вырос ребёночек, теперь он уже большой. Его сердце начинает любить и часто он выбирает не того, кто нравится его родителям. Как заставить отказаться от любви? Можно завязать сердце». (родителю завязывается сердце).

(В итоге у участника упражнения оказываются завязанными ноги, руки, рот, глаза, уши, сердце). Не развязывая спросить родителя: - Ну и как, вам нравится? - Что вы хотите развязать в первую очередь? (психолог спрашивает и постепенно развязывает участника упражнения).

РЕФЛЕКСИЯ:

Что вы чувствовали во время упражнения?

Какие выводы вы сделали?

АДАПТАЦИЯ 1, 5 КЛАСС

Игра «Слово-эстафета».

Родители должны продолжить начатое учителем предложение: «Мой ребёнок лучше адаптируется и будет успешен в школе, если я……», при этом будут передавать мяч.

ВЫВОД: Родители проговаривают свои действия и помощь которую могут оказать своему ребенку.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Ролевая игра «Услышать ребенка».
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.».
Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:
«ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;
«отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);
«мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);
«бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.).
Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.

В продолжение темы:
Биология

Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых...

Новые статьи
/
Популярные