Что такое философия — первые философы, предмет изучения и функции философии, а также ее основной вопрос. Определения философии Кто является первым философом и почему

Философия Лавриненко Владимир Николаевич

Что такое философия? Вместо введения

Что такое философия?

Вместо введения

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI – нач. V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427-347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384-322 до н. э.), задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341-270 до н. э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т. д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX-XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический, характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т. д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т. д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Такое понимание философии определило структуру данного учебного издания.

В Разделе первом раскрываются более конкретно обозначенные выше положения о предмете философии и специфике философского знания. Рассматриваются вопросы, которые по своей сути выражают характер философского осмысления мира, а также порожденные разным решением этих вопросов философские системы – материалистические, идеалистические, религиозные и их разновидности. В связи с этим решаются такие проблемы, как соотношение философии и мировоззрения, философии и науки. Анализируется роль философии как теории и методологии познания человеком мира и самого себя, ее критическая, прогностическая, социальная и другие функции.

В Разделе втором рассматриваются наиболее важные вехи в истории развития философской мысли. Показаны ее общие и специфические черты в философии древнего мира, в философии средних веков, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, а также в различных направлениях современной философии. При этом прослеживаются некая внутренняя логика развития философской мысли и особенности ее воплощения во взглядах тех или иных философов.

В Разделе третьем излагаются основы философского понимания мира. Рассматриваются фундаментальные философские проблемы: бытия, материи, сознания, диалектики, познания, а также философские проблемы информатики, указывающие на современные способы и средства познания мира.

В Разделе четвертом раскрываются основные положения социальной философии, т. е. философского осмысления проблем общественного развития. Характеризуются основные направления социальной философии. Показано ее значение как теории и методологии познания общественных явлений. Рассматривается взаимодействие основных элементов общества как социальной системы, динамика его развития. Раскрываются такие проблемы, как взаимодействие общества и природы, культура и цивилизация.

В Разделе пятом учебника освещаются основные положения философской антропологии – философского учения о человеке. Показано решение проблемы человека в истории философской мысли, включая современные философские учения. Всесторонне раскрываются сегодняшние проблемы существования человека в обществе и их решение в современной антропологии.

Данный учебник подготовили:

Доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации В. Н. Лавриненко – руководитель авторского коллектива (Разд. четвертый, гл. I-V);

Доктор философских наук, профессор Г. И. Иконникова (Разд. второй, гл. I-IX, XI, разд. четвертый, гл. VI);

Доктор философских наук, профессор, академик Академии социальных наук В. П. Ратников (Вместо введения; Разд. первый; Разд. второй, гл. X, Разд. пятый);

Кандидат философских наук, доцент М. М. Сидоров (Разд. третий).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Античный город автора Елизаров Евгений Дмитриевич

Вместо введения. Определение понятий Истёкшие тысячелетия – это всегда хороший повод для подведения каких-то итогов. Уроки – вот, возможно, самое главное, что дарит нам уходящее время. Но эти уроки ещё нужно осмыслить…Оглянемся в прошлое. Какие самые главные ценности мы

Из книги Кухонная философия [Трактат о правильном жизнепроведении] автора Кригер Борис

Что такое кухонная философия? (Вместо предисловия) Кухонной философией презрительно именуют умничание по кухням, дилетантские взгляды, высказываемые простыми представителями рода человеческого, ищущими ответов на вечные вопросы философии, религии, политики, искусства.

Из книги Сверхчеловек говорит по-русски автора Калашников Максим

БАЛЛАДА О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ «Мы рождены Чтоб сказку сделать былью…» Из советского авиамарша 13 декабря 1969 года в английской газете «Guardian Weekly» почтеннейшая публика с жадным интересом читала сенсационную статью Виктора Зорзы «Спектр генетической «гонки

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Вместо введения Один из основных практических принципов первой части можно сформулировать так: «Не так важно что делать, как то, с какими мыслями и чувствами это делать». Т. е. вопрос формирования сознания один из ключевых в практической философии. Анализ проблем,

Из книги Сферы мироздания (Эволюционные связи, соотношения, перспективы) автора Бирюков А

ИСХОДНАЯ ПРОБЛЕМА (ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ) Сразу обозначим проблему, которая станет осью многих последующих рассуждений, а также явится истоком более широких вопросов и выводов. Эта проблема не укладывается в рамки традиционных философских концепций и потому, как правило,

Из книги Искусство Сновидения (перевод И. Старых и др.) автора Кастанеда Карлос

Из книги Философия как живой опыт автора Бахтин Николай Михайлович

Вместо введения Современность и фанатизм 1Отвлекаясь на время от частностей, попытаемся найти общий признак, которым отмечена ныне «жизнь идей» в ее целом. Замечательно, что мы не сумеем назвать какой-нибудь существенной конкретной тенденции или идеи, иерархически

Из книги Н. В. Гоголь автора Зеньковский Василий Васильевич

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ Литература о Гоголе, о его жизни и творчестве очень велика, но до сих пор мы не имеем цельного образа личности Гоголя, не имеем и удовлетворительного анализа его творчества, - не только художественного, но и творчества идейного. Последняя по времени книга

Из книги Гёте автора Свасьян Карен Араевич

Глава I. ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ. ОРФИЧЕСКИЕ ПЕРВОПАРАДОКСЫ Есть два Гёте: Гёте извне, почитаемый и не читаемый, а если и читаемый, то по всем правилам кабинетно-филологического этикета, и Гёте изнутри - открытая книга, чтение которой равно непрерывному соавторскому риску. О

Из книги Самоучитель по философии и психологии автора Курпатов Андрей Владимирович

Вместо введения Благодарный автор любезному другу своему – Денису Олеговичу Лобанову Можно ли научиться философии? А психологии?.. Вы видели когда-нибудь научающий учебник по этим дисциплинам? Такую книгу, по прочтении которой, с одной стороны, читатель становился бы

Из книги Запад. Совесть или пустота? автора Хайдеггер Мартин

Вместо введения …Начало всех великих действий и мыслей ничтожно. Великие деяния часто рождаются на уличном перекрестке или у входа в ресторан. Так и с абсурдом. Родословная абсурдного мира восходит к нищенскому рождению. Ответ «ни о чем» на вопрос, о чем мы думаем, в

Из книги Григорий Сковорода автора Табачников Исай Аронович

автора Коллектив авторов

Из книги Ф. М. Достоевский: писатель, мыслитель, провидец. Сборник статей автора Коллектив авторов

Из книги Постклассическая теория права. Монография. автора Честнов Илья Львович

Критерии правопонимания: вместо введения Правопонимание относится к числу таких философско-правовых категорий, которые определяют не только специфику юридических теорий «среднего уровня» (теория правовой нормы, правоотношения, правонарушения и т.д.), но и такие

Из книги Творческая личность художника автора Басин Евгений Яковлевич

Вместо введения Для того чтобы целенаправленно воспитывать творческую личность необходимо знать как механизмы, ее формирующие, так и особенности структуры. Художник является наиболее благодатной моделью для такого изучения.Мы попытаемся на примере анализа личности и

В этой статье мы попробуем разобраться, что такое философия или чем является философия. Скажем сразу: мы не претендуем на абсолютную объективность и научность, а просто хотим дать представление о философии тем, кто мало или вообще ничего не знает об этом интереснейшем предмете. Начнем, как обычно, с происхождения слова, а потом уже перейдем к научному определению философии и описанию ее разделов и методов исследования.

Что означает философия

Слово "философия", как и многие другие названия предметов и научных дисциплин, пришло к нам из древнегреческого языка. Стоит отметить, что древнегреческих заимствований в русском языке великое множество, причем особенно много их в научном аппарате практически любой дисциплины. Состоит слово "философия" из двух греческих слов: ????? (читается как "филиа") - любовь и????? (читается как "софиа") - мудрость. Таким образом, мы получили непосредственное значение этого предмета. Философия - это любовь к мудрости.

Если же говорить о том, что является предметом философии, то можно охарактеризовать философию как науку, занимающуюся изучением фундаментальных принципов существования (человека и мира) и познания (мира человеком). Иными словами, философия - это та дисциплина, которая пытается ответить на вопрос о том, как устроен мир и каково место человека в нем. Теперь поговорим об этом более подробно.

Что изучает философия - сущность науки

Здесь мы не будем изобретать велосипед и просто расскажем вам о традиционных определениях. Дело в том, что ученые-философы не любят давать никаких определений философии, нередко говоря о том, что таких определений попросту не существует. Однако начинающему изучение этого предмета (по желанию или по необходимости) такие определения все же нужны.

Итак, философия занимается исследованием первопричин, основ сущего, существования. Это те универсальные принципы, по которым существуют и изменяются бытие и мышление, пытающееся познать бытие. С точки зрения традиционной философии бытие - это и мыслимое, и мысль. То есть и предмет, и мысль о нем суть одно и то же. Философы давно поняли, что в своих вариантах и частностях мыслимое необозримо. Поэтому они стали концентрироваться на общих категориях и первопричинах существования. Сложность, однако, заключается в том, что эти категории свои для каждой эпохи и, более того, - для каждого философского направления. О философских направлениях и школах рассказывать мы не будем, а сразу перейдем к разделам философии. Во-первых, школ философии очень много, а во-вторых, каждое направление заслуживает особого внимания и отдельной статьи.

Разделы философии

Философия - весьма сложная наука, поскольку сложен сам предмет ее изучения. Именно поэтому до сих пор не существует четких границ и в определении ее дисциплин или разделов. Потому будем и здесь опираться на традиционное деление. Традиционно философия включает в себя такие разделы, как онтология, метафизика, логика, этика, эстетика и эпистемология. Теперь рассмотрим каждый из них более подробно.

Онтология

Онтология занимается исследованием собственно бытия, основ существования, то есть самых общих вопросов. По сути, онтология - это попытка наиболее общего описания бытия, существования без привязки к какой-либо дисциплине. Эта дисциплина пытается познать бытие как единство и совокупность всех видов реальности: объективной, субъективной, реальной, виртуальной и физической.

Метафизика

Метафизика - это дисциплина, исследующая первоначальную природу реальности, отвечающую на вопрос о том, откуда все пошло. Таким образом, метафизика пытается выяснить истинную природу и причину возникновения бытия и реального мира. Существуют так называемые метафизические вопросы, ответы на которые в каждое время были и, наверное, будут свои. Главные вопросы (сводящиеся, в общем, к одному и тому же) следующие: Каковы начала начал? Каковы истоки истоков? Что есть причина причин? Если онтология занимается изучением самого существования, то метафизика - изучением причины существования.

Логика

Логику также относят к разделам философии, поскольку она изучает мышление: как оно устроено, по каким законам существует, какие формы имеет. По сути, логика - это наука о познавательной интеллектуальной деятельности, а также наука о законах и формах правильного мышления. Также логику нередко называют и наукой о способах рассуждения и способах доказательств и опровержений, так как мышление в языке оформляется в виде рассуждения.

Этика

Этика занимается исследованием нравственности и морали в общем смысле, а также нравственных и моральных норм различных социальных групп и слоев общества. Вот три основные проблемы, которые этика пытается решить уже на протяжении многих веков:

  1. Проблема назначения человека и смысла жизни.
  2. Проблема определения критериев добра и зла.
  3. Проблема справедливости.

Эстетика

Эстетика занимается исследованием чувственного, эстетического восприятия реальности. В общем смысле это отношение к искусству и к природе, проявление высоких чувств в наслаждении чем-либо или в творчестве. Эстетику нередко называют учением о сущности прекрасного и его формах в жизни в природе и в художественном творчестве. Что касается искусства, то оно является одним из основных объектов исследования эстетики, как особая форма общественного сознания.

Эпистемология (гносеология)

И несколько слов об эпистемологии. Существует научный синоним этого слова - гносеология. По сути, эпистемология (или гносеология) изучает возможность познания человеком мира в целом и самого себя в мире. Таким образом, для эпистемологии главной проблемой является проблема познания истины и смысла существования. Здесь опять же не будем вдаваться в подробности, поскольку каждая школа и каждый крупный ученый-философ по-разному отвечают на этот вопрос.

Философские методы исследования

Различают несколько основных методов, с помощью которых философы осуществляют познание бытия и сущего. Это такие методы, как метафизика, диалектика, эклектика, догматизм, герменевтика и софистика. Теперь несколько слов о каждом из них.

  1. Метафизика - такой метод познания, при котором все объекты рассматриваются обособленно, статично и однозначно. То есть все объекты исследуются сами по себе, без взаимосвязи между ними, без учета развития и изменений, а также без учета возможных внутренних противоречий.
  2. Диалектика, в противоположность метафизике, рассматривает объекты с учетом их изменений и развития, а также внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей, причин и следствий.
  3. Эклектический метод познания заключается в произвольном соединении различных разрозненных фактов, концепций, понятий и т.д., которые не имеют единого начала. В результате получаются весьма поверхностные выводы, кажущиеся, однако, весьма правдоподобными и привлекательными. Во все века этот метод был востребован теми, кому было необходимо формировать массовое сознание и общественное мнение.
  4. Догматическое познание мира осуществляется с помощью четко определенных и принятых догм - недоказуемых убеждений, которые носят абсолютный характер. Данный метод сейчас практически не используется и был более характерен для средневековых философов.
  5. Герменевтика - это одновременно и философский, и лингвистический, и литературоведческий термин. Суть герменевтики заключается в правильном истолковании смысла того или иного текста, что приводит к более объективным с точки зрения науки результатам.
  6. Софистика - это метод выведения логически правильных, но по сути ложных посылок, используемый больше для побед в спорах и конфликтах, чем в познании истины, чем должна заниматься философия.

Существует также несколько философских направлений, которые можно назвать и методами философии. Это материализм, идеализм, рационализм и эмпиризм.

  1. Материализм подразумевает под собой реалистичное восприятие материи, при котором действительность воспринимается полностью реальной. Сознание материалисты относят к части материи.
  2. Идеалисты воспринимают материю как производную идею сознания, основополагающую идею, которая породила все вокруг.
  3. Рационалисты твердо убеждены в том, что истина может быть понята только разумом. При этом они отрицают влияние личного опыта и ощущений.
  4. Эмпиризм, наоборот, признает познание только в результате собственного, личного опыта и чувственных ощущений.

Итак, мы рассмотрели основные разделы философии и методы познания, выяснили, в чем состоит философия. Думаем, что вам понятно теперь, что философия - дисциплина очень и очень непростая. Но что дает философия обычному человеку? На самом деле очень многое. На вопрос о том, в чем смысл философии, можно ответить так. Философия в значительной степени формирует мировоззрение человека, заставляя его задумываться о своем месте в мире, об основополагающих категориях бытия, нравственных нормах и о поведении в обществе.

В настоящее время в философской литературе имеется ряд определений философии. Вот некоторые из них:

    Философия – учение о всеобщих принципах бытия и познания.

    Философия – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, познания.

    Философия – это наука о всеобщем (Гегель).

    Философия – это учение об отношении человека к миру.

    Философия – это знание о мире, пропущенное через душу человека.

    Философия – это критическое отношение к миру, учение об отношении человека к миру, о его познавательных способностях и возможности творить добро и зло.

Предметом философии является всеобщее, то есть то, что присуще всем областям (частям) действительности, что отражает их сущность и является наиболее устойчивым. Первые философские школы Древней Греции искали то единое, неизменное, из чего, по их мнению, состоит всё многообразие мира. Они назвали это первопричинами, первоначалами (архэ) всего сущего. Так, Фалес, первый из семи мудрецов, провозгласил первоначалом воду (влажное), его последователь Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит -_атом (нечто неделимое, абстрактное, умопостигаемое, чувственно не воспринимаемое начало, подобное бытию Парменида). Это были первые материалистические представления о первоначалах.

У Платона и его последователей, названных впоследствии идеалистами, первоначалом (всеобщей основой) являлись нематериальные сущности. Платон назвал их идеями, эйдосами, парадигмами, Аристотель – формами и т.д. Под всеобщим можно подразумевать не только первоначала и первопричины, но и всеобщие формы мышления: понятия, принципы, законы. У Гераклита таким всеобщим законом, который «правил всем при помощи всего» был Логос.

Философские понятия.

Всеобщие свойства мира выражаются через категории, принципы и законы.

Всеобщие понятия носят название категорий, к которым относятся: бытие, материя, сознание, движение,пространство, время отношение, причина и следствие, необходимость и случайность, часть и целое, сущность иявление, общее, особенное, единичное, свобода и др.

БЫТИЕ – это всё существующее, как материальное, так и духовное.

МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человека.

СОЗНАНИЕ – способность человека создавать образы мира, его свойств, его сущности и явлений, высшая способность к адаптации в мире и к его преобразованию.

ДВИЖЕНИЕ – способ существования материи; изменение вообще, начиная от простого механического перемещения и кончая мыслительными процессами.

ПРОСТРАНСТВО – форма существования вещей в их координационной связи и субординации, характеризуется трёхмерностью и изотропностью (равноправностью всех направлений).

ВРЕМЯ – форма последовательной смены существования вещей и их состояний, характеризуется длительностью, однонаправленностью и необратимостью существования вещей.

ОТНОШЕНИЕ – опосредованная связь между вещами, явлениями и свойствами объектов.

ПРИЧИНА – это явление (событие), порождающее другое явление (событие).

СЛЕДСТВИЕ – явление, порождённое причиной.

НЕОБХОДИМОСТЬ - это такое отношение между явлениями, которое определяет их существование; сужение этого отношения ведёт к сужению возможностей существования этих явлений.

СЛУЧАЙНОСТЬ – форма проявления и дополнения необходимости.

ЦЕЛОЕ – это когерентность, согласованность (синергийность) поведения элементов системы; единство связей и отношений между элементами, образующее интегративное качество, присущее целому и отсутствующее у отдельных частей.

ЧАСТЬ – элемент целого, который, однако, представляет собой самостоятельное целое, но в данном отношении подчиняется целому.

ЯВЛЕНИЕ – сущее как таковое или внешнее проявление, обнаружение сущности.

СУЩНОСТЬ – это основание явления, а также вся совокупность возможностей проявления и дальнейшего развития этого основания. Основанием можно назвать систему законов, управляющих данным явлением.Явление существенно, сущность является (Гегель).

ОБЩЕЕ – свойство, присущее всему классу рассматриваемых явлений.

ОСОБЕННОЕ – свойство, присущее некоторым явлениям рассматриваемого класса.

ЕДИНИЧНОЕ – свойство, присущее одному конкретному явлению.

СВОБОДА – осознанный непринуждённый выбор субъекта на основе познанной закономерности (необходимости).

Итак, философия имеет свой ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ. ОБЪЕКТ философии – общие и всеобщие свойства, законы, отношения в мире, включая человека и его сознание.

ПРЕДМЕТ – это выделенная часть объекта. Но поскольку предмет философии – тоже всеобщее, то объект и предмет познания в ней совпадают!

Предмет и объект философии соотносятся по степени общности – они в конечном счёте тождественны, чего мы не находим ни на одном другом уровне познания.

Из сказанного вытекает, что формирование объекта и предмета философии одновременно создаёт и особую специфику философии, особую структуру её знаний и особую роль в обществе.

В Риме, в Ватиканском дворце, находится зал, на одной из стен которого размещается знаменитая фреска Рафаэля «Философия» (1508-1511), получившая в 17 веке название «Афинская школа».

Её содержанием является эмоциональное отношение художника к принципу единства фундаментальных закономерностей мироздания и фундаментальных ценностей человеческой жизни, или, другими словами, к принципу единства философской теории и житейской практики. Это тот самый принцип, который так волновал много лет спустя Иммануила Канта. В тщетных поисках этого принципа он сформулировал в «Критике практического разума» (1788) свою мысль, ставшую его эпитафией: «Две вещи наполняют мой дух новым и всё большим благоговением – звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне».

Любая развитая философская система покоится на трёх китах: РЕАЛЬНОСТЬ (будь то атомы Демокрита, идеи и вещи Платона, бытие с его атрибутами и вечным двигателем Аристотеля, божественная сущность и сотворённый ею материальный мир Августина и Фомы Аквинского, субстанция Спинозы, монады Лейбница, абсолютный дух Гегеля, универсальная воля Шопенгауэра, брахман индийских философов, дао китайских мудрецов и т.д.),ИСТИНА, и ЦЕННОСТЬ. Эти понятия в истории философии могут, разумеется, подвергаться различным модификациям, развиваться и обобщаться, но они не могут «устареть». Это связано с тем, что они учитывают три минимальных требования общечеловеческого здравого смысла – принцип объективности мира, принцип его познаваемости и принцип осмысленности человеческого существования.

В связи с этим обретает особый интерес вопрос об истинности философского знания и о критериях такой истинности. Критерий истинности философского знания лежит за пределами этого знания по той причине, что философское знание есть своеобразная надстройка над теми видами знания, которые связаны непосредственно с практической деятельностью. Таковым, в конечном счёте, является научное знание, как естественное, так и социальное, охватывающее все сферы культуры. Преимущество имеет та философская система, критерий истинности которой совпадает с критерием истинности в науке. Так, многие философские принципы получили научное подтверждение. Рассмотрим некоторые из них.

Сократ – первый философ в полноценном смысле слова. Так считает история, но обязательно ли быть знаменитым, чтобы быть философом? Человек размышляет над этим вопросом всю жизнь. Одни вопросы – глобальные, другие важны только для отдельного человека и носят временный характер. Но философствование формирует личность, даже если человек далек от представлений древнегреческих мыслителей.

Что такое философия

Философия – одна из форм общественного сознания. Она направлена на поиск решений основных вопросов мировоззрения и выработке цельного взгляда на устройство мира и месте человека в нем. Система взглядов, формирующих отношение человека к миру и самому себе.

Философ это профессия или состояние души?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разобраться, кто такой философ. Это понятие имеет ряд определений, но остановимся на более понятном.

Философ – это человек, чей умственный труд направлен на поиски решения вопросов человеческой жизни. Личность, умеющая рассуждать, способна сформировать концепцию нового мировоззрения. Нельзя исключать факт, что человек, занимающийся вопросами мироздания, должен обладать особым складом ума и чувствовать несколько по-другому, чем это принято в обществе. Это состояние ума и восприятие мира, а не профессия. Профессия предполагает материальное вознаграждение, как эквивалент затраченных усилий. На первом месте у философа стоит улучшение человеческой жизни, вклад в развитие общества и государства, а не получение материальных благ.

Зарождение философии и первый философ

Философия, как и многие другие науки, вышла из древней Греции. Термин философии состоит из двух частей. Первая часть от слова «Филия», переводится как любовь «любовь», а другая – «София». Философия – любовь к мудрости. Книги и трактаты начинаются со времени античности. Ясперс ввел понятие осевого времени, сделав попытку разделить мифологическое мировоззрение и рациональное мышление. Датируемое Ясперсом время составляет 800-200 гг до н.э. Все учения того времени отличаются рациональностью и стремлением понять первопричину и основу существования. Вначале, философия представляла собой целостную науку. Но по мере ее развития стали формироваться другие науки. Структура философского знания включает в себя:

  • онтологию – науку о существовании;
  • гносеологию – теорию познания;
  • этику- учение о морали и правилах поведения;
  • эстетику – науку о прекрасном;
  • логику, изучающую законы, принципы и функции мышления;
  • аксиологию – учение о ценностях;
  • философскую антропологию, которая изучает человеческую природу и сущность;
  • – науку об обществе и о месте человека в нем;
  • историю философии – науку, описывающую предмет и суть философии в целом.

Хронологические эпохи философии:

  • древневосточные учения;
  • античная философия;
  • средневековая;
  • возрождения и нового времени;
  • современная.

Самые известные философы

Среди всех философов есть мыслители, чей вклад в науку был наиболее важным:

Философ Достижения
Парменид Он жил еще в досократовский период. Окружающие отмечали его неординарность и склонность к безумию. С момента его учений сохранилась поема: «О природе», в которой Парменид рассуждает над вопросами существования и познания. Он говорил, что вечно и неизменно и отождествляет его с мышлением. Небытия не существует, потому что о нем невозможно мыслить. Зенон Эллейский –главный ученик Парменида, но его труды оказали влияние и на Платона.
Аристотель Один из главных античных древнегреческих философов, самым прославленным учеником которого стал Александр Македонский. Аристотель вошел в историю как просветитель благодаря своей школе. Это первый ученый, создавший разностороннюю философскую систему. Аристотель – отец формальной логики. Учение о первопричинах стало центральным для философа. Ученый заложил основную концепцию пространства и времени.
Демокрит Атомист, полагавший, что атом есть основа всего существующего.
Анаксимандр О нем мало информации. Это ученик Фалеса Милетского ввел понятие айперона – бесконечной, беспредельной частицы
Марк-Аврелий Римский император отчасти стоик, проповедывающий идеи гуманизма. Разделял философию стоицизма, которая показала ему путь к счастью. Написал 12 книг на греческом, которые назвал: «Рассуждения о себе». Другая его работа «Медитации» посвящается внутреннему миру философов.
Ансельм Кентерберийский Философ, живший во времена Средневековья, внесший вклад в развитие богословия. Некоторые зовут его отцом схоластики. Использовав в своей центральной работе «Proslogion»» онтологические доказательства, привел нерушимые свидетельства существования Бога. Существование бога доказывало само его определение. Бог – нечто совершенное. Он творит вне человека и его мира. Одно из главных высказываний мыслителя «Верю, чтобы понять». Среди учеников и последователей наиболее известен – Фома Аквинский. За вклад в развитие божественного учения Ансельм был канонизирован, а его ученики продолжили развивать учение.
Спиноза Еврейский философ. С юности увлекался лучшими еврейскими мыслителями. За ортодоксальные взгляды и сближение с сектантами был изгнан из еврейской общины. Новаторские идеи Спинозы шли в разрез с общественным консерватизмом. Рационалист бежал в Гаагу, где давал частные уроки и шлифовал линзы. В свободное время писал труды. Одна из его работ «Этика» обрела известность только после смерти Спинозы от туберкулеза. В ней он попытался собрать воедино древнегреческое, средневековое, неоплатоновское учение, схоластику и стоицизм.
Артур Шопенгауер Стал живым доказательством того, что имея некрасивую внешность, пессимистический взгляд на мир, одинокую жизнь с матерью и котом, можно стать выдающимся мыслителем своего времени. Учение Платона и сформировали его яркие иррациональные идеи. Шопенгауер одним из первых мыслителей предпринял попытку соединить западную и восточную культуры. Уделял внимание человеческой воле. Знаменитое высказывание «Воля – вещь в себе». Воля определяет существование и оказывает на него влияние. Шопенгауер определил три способа достойной жизни: следование искусству, моральному аскетизму или философии. Утверждал, что искусство исцеляет душевные страдания.
Фридрих Ницше Некоторые упрекают Ницше в склонности к фашизму, что неверно. Националисткой была его сестра. Сам Фридрих был скептик не заботился о том, что происходит вокруг. Он создал самобытное учение, поставив под сомнения существующие моральные принципы, вероисповедание и нормы. Первая работа «Рождение трагедии», в которой он рассуждает о вопросах морали поставила общественность в ужас. Ввел понятие сверхчеловека, стоявшего в стороне от вопросов морали и этики, добра и зла. Мировоззрение Ницше легло в основу экзистенциализма
Джон Локк Английский философ, оставивший след в религии, теории государства и других науках. Начинал как преподаватель греческого и философии. Знакомство с Эшли Купером сыграло для него важную роль, поскольку после эмиграции в Голландию для него начался плодотворный творческий период. Основная его работа «Опыт о человеческом разумении». «Послание о веротерпимости» отражает взгляды Локка к на устройство церкви, вероисповедание и свободу совести.

Среди отечественных мыслителей можно отметить имена: Циолковского, Вернадского, писателя Льва Толстого, Николая Лосского, Владимира Ленина, Григория Зиновьева.

Философия и философы будут существовать в любой исторической эпохе, формируя новые концепции и дополняя старые. В этом есть ее глобальность и универсальность, как науки.

«Философия почти всегда пытается доказать невероятное, апеллируя к непонятному».

Генри Менкен, американский сатирик

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. На вопрос «Что такое философия?» есть тысячи ответов, смешных и серьезных, понятных и не очень.

Философы за всю историю человечества нагнали в эту область знания такого туману, что не каждому смертному дано разобраться в этом причудливом наследии.

«Когда слушающий не понимает говорящего,
а говорящий не знает, что он имеет в виду - это философия».

Вольтер, французский философ, поэт, писатель.

Попробуем все же приоткрыть плотную завесу философского тумана, прояснив некоторые моменты.

Философия - это...

Дословно философия (греч. φιλία - любовь, σοφία - мудрость) – это любовь к мудрости .

В России ее так и называли – любомудрие. А философов часто называют мудрецами. Хотя есть и альтернативные мнения, например, у Достоевского: «Слово “философ” у нас на Руси есть слово бранное и означает: “дурак”».

Термин придумал знаменитый древнегреческий математик Пифагор (570-490 гг. до н.э.). Математика была не единственным его увлечением, параллельно он основал философскую школу пифагорейцев. Пифагор считал мудрость привилегией божественных сил, человек, любящий мудрость, может к ней только стремиться.

Из-за разногласий в понимании предмета философии однозначного, принятого всеми мыслителями определения этого понятия не существует, но все же какие-то общие тенденции прослеживаются.

За более чем две с половиной тысячи лет своей истории философия сформировалась в отдельную науку, изучающую наиболее общие принципы бытия , познания и места человека в мире.

Но такой подход вызывает бурю споров и возражений. Определение философии как науки кажется слишком узким для такого глобального понятия.

Дело в том, что на начальном этапе философия была наукой обо всем , постепенно научные направления начали отделяться от нее, формируя самостоятельные дисциплины.

Так в IV-II веках до н.э. сформировались логика, математика, астрономия, филология и проч.

«Философия – мать всех наук»

Философия гораздо шире всех , т.к. предмет ее исследования гораздо шире предмета исследования любой другой области знания, при этом она не вбирает в себя все существующие научные дисциплины. Существует отдельное направление – философия науки, где само явление науки становится предметом философского познания.

По-разному оцениваются и функции философии – направления в сферах деятельности человека, где она применяется. Перечислим основные:

  1. Мировоззренческая . Формирует представления о мире и месте в нем человека.
  2. Гносеологическая . Вырабатывает механизмы .
  3. Аксиологическая . Заключается в оценке вещей с точки зрения различных ценностей.
  4. Методологическая . Вырабатывает методы познания действительности.
  5. Мыслительно-теоретическая . Учит мыслить концептуально и создавать теории, т.е. обобщать.
  6. Критическая . Все подвергает сомнению.
  7. Прогностическая . Прогнозирует тенденции развития, опираясь на имеющиеся знания.

Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую.

  1. Онтологическая определяет первичность бытия или сознания.
  2. Гносеологическая определяет, познаваем ли мир в принципе.

Решение любой философской проблемы начинается с ответа на этот вопрос, а уж от ответа зависит , к какому направлению или школе тяготеет мыслитель.

Внутри каждого направления существуют свои трактовки ответа на главный вопрос.

Но за всю историю существования философии определенного ответа, который бы , так и не найдено.

Современные философы склоняются к мысли, что вскоре основной вопрос философии может измениться, т.к. текущий теряет свою актуальность.

Краткое резюме

Над философией много иронизируют, т.к. в ней много непонятного и заумного. На эту тему придумано множество анекдотов и нарисована масса карикатур.

Но без нее невозможно представить себе развитие общества, культуры, мышления. Философия – это интеллектуальное занятие, требующее значительных умственных усилий.

И все же каждый из нас немножко философ , т.к. все мы периодически задаемся вопросами о том, как устроен этот мир, существует ли Бог, что такое счастье и зачем вообще мы здесь оказались.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое гносеология Что такое волюнтаризм Материализм - что это в философии, основные идеи диалектического и исторического материализма Метафизика - это сложный в понимании раздел философии Абсурд - это оценочное суждение или философская категория Что такое рационализм В чем суть идеализма в философии и его разновидностей (субъективный и объективный) Что такое генезис Что такое истина - ищем истинное трактование, определяем ее критерии и изучаем виды (абсолютная и относительная истины)

В продолжение темы:
Математика

Цель: познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем разных животных. Задачи: сформировать у учащихся представление...

Новые статьи
/
Популярные