Маяковский черный человек читать. «Черный человек» С.Есенина. Анализ поэмы

Последние годы жизни Сергея Есенина преследуют страхи и неуверенность. Пытался ли поэт их заглушить алкоголем или наоборот они развивались на фоне пристрастия к спиртному – это вопрос. Так или иначе, на этом фоне внутренней неуверенности, страхов и разочарования Есенин пишет поэму «Чёрный человек», анализ которой я и предлагаю.

Поэма писалась долго и закончена незадолго до трагической смерти Сергея. Первоначальный черновой вариант был гораздо больше, но его поэт счёт слишком сложным для понимания и сократил почти вдвое. Это не сделало строки менее депрессивными, в них буквально физически чувствуется страх и неуверенность в завтрашнем дне.

Обращение к другу

В этом стихотворении, как и ещё в нескольких есенинских работах, идёт обращение к неизвестному другу «Друг, мой», этими же строками поэма и начинается:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.

Что подразумевал Есенин под болезнью? Скорее всего, совокупность душевных и физических недомоганий. Не забываем, что алкоголь и депрессия не раз доводили поэта до психбольницы, побывал он в этом заведении и незадолго до смерти, когда предположительно, и шла финальная правка поэмы.

Последние годы жизни поэт критически оценивает свой путь – ему так и не удалось оторваться от деревни, а городским он не стал. Старые друзья ушли, новым нет доверия. Кое-кто стихи поэта любит, другой из-за них отворачивается. Слава призрачна, а смысл жизни потерян.

Собирательный образ

В поэме много раз говорится о чёрном человеке и только в конце открывается его тайна. Чёрные человек символизирует все проблемы автора, в нём генерируются все неприятности и невзгоды судьбы. Тут и непризнание, и бодание с властью, и проблемы в личной жизни, и алкоголь.

О душевном одиночестве поэта в момент работы над поэмой говорят строки:

Я один у окошка,

Ни гостя, ни друга не жду.

Нимб одиночества

Мало того что один, так никого и не ждёт. Нет, у Есенина даже в последний год жизни, не было недостатка в товарищах, особенно в кабаке, но это было не то, это было «достань, да выкинь». К прочему, в процессе работы над поэмой расстреливают Ганина, а последняя жена Есенина Толстая более друг, чем жена… .

В строках Есенин вспоминает и Дункан:

И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.

И несколько раз повторяется про бессонницу, которая приходит на фоне алкоголя и душевного разлада с самим собой. Главного героя поэмы, в котором угадывается сам Есенин, поэт не раз обзывает, то подлец, то вор… . Это показывает недовольство собой на фоне депрессивного состояния.Что доказывает, что главный герой и есть Есенин? Хотя бы эти строки:

Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...

Напомню, Есенин «жёлтоволос» с голубыми глазами, а родился в Константиново под Рязанью.

Чёрный диалог

Разговор с чёрным человеком в концовке поэмы не ладится, герой недоволен его правдой и разъярён, после чего хватает трость и бьёт гостя в «морду, в переносицу».

В последних строчках произведения герой оказывается перед разбитым зеркалом в цилиндре, в который был одет чёрный человек. То есть никакого гостя не было, чёрный человек – это второе «я» Есенина, его чёрная сторона, которую он пытался убить в себе… .

Из поэмы явно видно, что последний год тяжело даётся поэту. Внешние и внутренние препятствия буквально мешают ему жить. Поэт не сдаётся, борется с ними, но один убитый страх рождает два других.

«Чёрный человек» - это реквием Есенина по самому себе и одна из последних попыток поэта освободиться от пут, которые не дают дышать полной грудью. Строки полные боли, страха и депрессии, но их надо читать, чтобы видеть Есенина в полном образе, без купюр и вырезок.

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.

То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный...

"Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.

Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою".

"Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство".

"Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай".

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Ночь морозная...
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.

Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.

"Слушай, слушай!-
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.

Через некоторое время после смерти С. Есенина в свет выходит его последние произведение – поэма «Черный человек». Ни для кого не секрет, что поэт предчувствовал свою кончину еще за несколько лет, о чем он часто упоминал в своих стихах. И эта монументальная работа не стала исключением: в ней автор пророчествует смерть и духовный кризис, ставший ее предтечей.

Работать над данной поэмой Есенин начал еще в 1923 году, но она, по словам его современников, вышла слишком большой и мрачной. Что подвигло автора сократить ее, остается загадкой, но даже в упрощенном варианте произведение потрясает своей депрессивностью и глубиной страдания. История создания поэмы «Чёрный человек» тесно переплетается с ее сюжетом. Тогда у поэта уже были проблемы с алкоголем, они тоже нашли свое отражение в тексте. Его близкие всерьез беспокоились о нем, ведь с каждым днем внутренний разлад становился очевиднее, работы – мрачнее, а сам творец вел себя все более нервно и беспокойно.

Работа над созданием произведения началась еще во время американских гастролей, после которых в жизни поэта началась не прекращающаяся черная полоса. Он ощущал, что новая власть ему чужда, что советская Россия в нем не нуждается, что все ждут, когда тонкий лиризм его поэзии сменит революционные марши. Кроме того, было горькое послевкусие от разрыва с Айседорой Дункан. Все эти события и настроения легли в основу поэмы. В 1925 году «Черный человек» был закончен, а в журнале «Новый мир» за январь 1926 года был впервые опубликован.

Жанр, размер и композиция

Творение является обращением, посланием лирического героя к другу, которому он с самого начала сообщает о том, что «очень болен». В этой же форме написаны монологи мужчины в черном, в которых он обращается к автору письма. Таким методом Есенин показывает отношение к жизни двух персонажей. Композиция в поэме «Черный человек» диалогична, напоминает пьесу — представляет собой разговор двух действующих лиц, в котором вкраплены ремарки поэта, указывающие на то, что должно происходить на сцене во время беседы. Также есть пролог и эпилог: вступление (обращение к другу) и заключение (исчезновение гостя и развенчание миража). Основная часть делится на два действия.

Театральная композиция не типична для подобного рода произведений, ведь жанр, избранный Есениным, — лироэпическая поэма. Она показывает не только внутреннее состояние рассказчика, но и живописует его историю, то есть появляется вполне конкретный сюжет.

Произведение написано с помощью тонической системой стихосложения, основанной на равном числе ударений в строке. Размер поэмы «Черный человек» – дольники.

Проблематика

  1. Разочарование. Главный вопрос, который поднимает автор – критический взгляд со стороны на собственное ничтожество. Некое подведение итогов жизни. Человек в цилиндре не является олицетворением смерти, не хочет причинить вред лирическому герою. С помощью его образа поэт хочет посмотреть на себя со стороны, осознать, как он живет. Стихотворение стало полномасштабной исповедью Есенина перед смертью. Соответственно, перед нами открывается главная проблема «Черного человека» — разочарование в себе.
  2. Алкоголизм. В эпилоге автор развеял мрачные фантазии, его судья оказался ведением, алкогольным кошмаром. Он весьма самокритично замечает, что воевал с зеркалом, то есть черный человек – его альтер эго, которое обличало само себя. Иные соображения приходят к нему под влиянием алкоголя, и очевидно, что эффект галлюцинации на какое-то время полностью завладел рассказчиком. Да и сам он признается, что уже болен этим.
  3. Развенчание любви. «Скверная девочка сорока с лишним лет» — это Айседора Дункан, танцовщица, с которой у Есенина был роман. Он закончился, а поэт понял, что ошибался в своих чувствах, а, может, и в возлюбленной. В любом случае он саркастично высмеивает свою страсть, показывая контраст между тем, кого он представлял, и тем, с кем был на самом деле.
  4. Разочарование в творчестве. Лирику свою автор называет «дохлой и томной», подчеркивая, что она служит лишь для обольщения прыщавых курсисток.

В чем смысл?

Введя в книгу двойника, который, по задумке писателя, наговаривает о лирическом герое самые ужасные вещи, поэт обличает все свои пороки. А. С. Пушкин как-то писал о трудности прилюдно исповеди, и, хочется сказать, что Есенину удалось до конца выразить свою искренность в этом деле, несмотря на сложность. Он не пожалел ни любви, ни творчества, ни себя самого. Смысл поэмы «Черный человек» в попытке облегчить душу перед смертью. Автор верил лишь в одного бога – искусство, поэтому ему он и преподнес последнее покаяние.

Душа его была выжжена, как поле, которое он хотел рассказать Шагане. Он по очереди надругается над всем, что ему дорого, и опустошает сердце, не хочет больше чувствовать боли и разочарования. Творчество его иссушило, бурная жизнь сожгла, ведь он жил за троих – так много в его судьбе было впечатлений. Но он не ушел бесследно, в последние строки он вдохнул всю свою сущность, придав ей бессмертие.

Средства выразительности

Поэт активно пользуется такими средствами художественной выразительности, как метафоры: «Осыпает мозги алкоголь». Так он изображает осень собственной жизни, увядание и умерщвление тела и души. Небезучастным остается и суицидальное сравнение, как будто автор и тогда уже думал о повешении:

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги маячить больше невмочь

И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах

Эпитеты, навевающие тоску и страх, тоже в изобилии представлены в произведении: «зловещая птица», «изломанные и лживые жесты». Также не обошлось без олицетворений, которые трактуют природу в унисон мрачному мировосприятию поэта: «деревянные всадники», «Что ты, ночь, наковеркала?». Кроме того, в глаза бросаются жаргонизмы, которые придают повествованию драматизма и откровенности: «жулик», «морда», «прохвост» и т.д.

Но королями средств художественной выразительности в поэме «Черный человек» являются повторения, причем не только лексические, но и композиционные (первая и вторая части начинаются со слов «друг мой, друг мой…»). Например: «слушай, слушай», «черный человек, черный человек» и т. д.

Черный человек — реквием Есенина

Поэма стала самым беспощадным самообличением в русской литературе. Многие сравнивают это творение с «Реквиемом» Моцарта, последним произведением великого композитора, в котором он выразил бездну своего отчаяния. Также поступил и Есенин в «Черном человеке», поэтому книга так привлекает его биографов.

В каждой строке ощущается неизбежность происходящего, с самого начала он говорит о своем плохом самочувствии, причем не физическом, а душевном. В конце нам открывается тайна: мужчина в угольных перчатках и есть лирический герой. Он осознает всю горечь ситуации, из которой нет выхода. Бесконечный самообман, лицемерие на людях, призванное демонстрировать всем, что все хорошо, — все это завело его в тупик. Гордость не позволяла жаловаться и искать снисхождения. Рассказчик тщательно скрывал драму своей души, никто ему не помог с ней справиться, и вот теперь ему даже не хватает сил попросить дружеского участия, он так и не закончил свое послание, ведь фантомы одолевают его. «Самое величайшее в мире искусство» обернулось величайшим в мире страданием, которое он смог выплеснуть только посмертно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В январском номере журнала «Новый мир» в 1926 году появилась ошеломляющая

публикация: «С. Есенин. «Черный человек». Текст поэмы производил особенно сильное впечатление на фоне недавней трагической кончины молодого поэта (как известно, 28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер»). Современники сочли это произведение своеобразной покаянной исповедью «скандального поэта». И действительно, такого беспощадного и мучительного самообличения, как в этом произведении, не знала русская лира. Приведем здесь его краткое содержание.

«Черный человек»: Есенин наедине с собой

Поэма открывается обращением, которое поэт повторит в предсмертном стихотворении: «Друг мой, друг мой, - начинает исповедоваться лирический герой, - я очень и очень болен...». Мы понимаем, что речь идет о душевном страдании. Выразительна метафора: голова сравнивается с птицей, стремящейся улететь, «Ей на шее ноги/ маячить больше невмочь». Что же происходит? В пору терзающей бессонницы к герою приходит и садится на постель мистический Черный человек. Есенин (анализ источников создания поэмы это подтверждает) апеллирует в некоторой степени к произведению Пушкина «Моцарт и Сальери». накануне гибели тоже виделся некий зловещий черный человек. Однако у Есенина эта фигура осмысливается совсем по-другому. Черный человек - это Альтер-эго поэта, другое его «Я». Чем же мучает лирического героя скверный Черный человек?

Есенин: анализ внутреннего мира поэта накануне самоубийства

В третьей строфе поэмы возникает образ книги, в которой до мельчайших подробностей излагается вся человеческая жизнь. В Библии, в говорится о том, что, читая Книгу жизни, Бог судит каждого человека, согласно его делам. Письмена в руках есенинского Черного человека демонстрируют, что и дьявол пристально следит за судьбами людей. В его записях, правда, не развернутая история личности, а лишь ее краткое содержание. Черный человек (Есенин подчеркивает это) выбрал все самое неприглядное и злое. Он рассказывает о «прохвосте и забулдыге», об авантюристе «самой высокой марки», об «изящном поэте» с «ухватистой силою». Он утверждает, что счастье - это только «ловкость ума и рук», пускай и приносят «много мук... изломанные/И лживые жесты». Здесь стоит упомянуть о новомодной теории, сложившейся в декадентских кругах начала 20 века, об особой миссии языка жестов, приверженцем которой был Есенин, и «царицей» которых являлась великая танцовщица Брак с нею был недолгим и не принес поэту благословения. «Казаться улыбчивым и простым» в то время, когда тоска, ему приходилось не только по воле господствовавшей тогда моды. Только так поэт мог скрыть и от самого себя мрак грядущей безнадежности, связанной не только с внутренними противоречиями личности, но и с ужасами большевизма в России.

Что таится на дне души?

В девятой строфе поэмы мы видим, как лирический герой отказывается говорить с незваным гостем, он все еще хочет откреститься от страшного рассказа, который ведет Черный человек. Есенин анализ житейских передряг «какого-то» морального «жулика и вора» еще не принимает как исследование собственной жизни, сопротивляется этому. Однако уже и сам понимает, что тщетно. Поэт упрекает черного гостя в том, что он смеет вторгаться в глубины и доставать что-то с самого дна, ведь он «не на службе …водолазовой». Эта строка полемически обращена к произведению Альфреда Мюссе, который в «Декабрьской ночи» использует образ водолаза, блуждающего по «пропасти забвения». Грамматическая же конструкция («водолазовая служба») апеллирует к морфологическим изыскам Маяковского, который по-футуристически смело ломал устоявшиеся формы в языке.

Один у окошка

Образ ночного перекрестка в двенадцатой строфе напоминает о христианской символике креста, соединяющего все направления пространства и времени, и содержит языческое представление о перекрестке как месте нечистых заговоров и чар. Оба эти символа с детства впитал впечатлительный крестьянский юноша Сергей Есенин. Стихи «Черный человек» объединяют две противоположные традиции, отчего страх и мука лирического героя обретают глобальный метафизический оттенок. Он «один у окошка»... Слово «окно» этимологически связано в русском языке со словом «око». Это глаз избы, через который в нее льется свет. Ночное окно напоминает зеркало, где каждый видит свое отражение. Так в поэме появляется намек на то, кто на самом деле этот Черный человек. Теперь издевка ночного гостя приобретает более конкретный оттенок: речь идет о поэте, появившемся на свет «может, в Рязани» (там родился Есенин), о светловолосом крестьянском мальчике «с голубыми глазами»...

Убийство двойника

Не в силах сдержать ярость и гнев, лирический герой пытается уничтожить проклятого двойника, бросает в него трость. Этот жест - бросить в привидевшегося черта что-нибудь - не раз встречается в литературных произведениях русских и зарубежных авторов. После этого исчезает Черный человек. Есенин (анализ аллегорического убийства двойника в мировой литературе доказывает это) пытается как бы уберечь себя от преследования своего другого «Я». Но всегда такой финал ассоциируется и с самоубийством.

Поэт, стоящий в одиночестве перед предстает в последней строфе произведения. Символика зеркала, как проводника в другие миры, уводящие человека из действительности в обманный демонический мир, усиливает мрачный и многозначительный финал поэмы.

Реквием по надежде

Трудно, почти невозможно так бичевать себя на глазах у огромной публики, как это делает Есенин. Его невероятная искренность, с которой он открывает миру свою боль, делают исповедь отражением душевного надлома всех современников Есенина. Не случайно знавший поэта писатель Вениамин Левин отозвался о Черном человеке как о судебном следователе «по делам всего нашего поколения», питавшего много «прекраснейших мыслей и планов». Левин заметил, что в этом смысле добровольная ноша Есенина чем-то сродни жертве Христа, который на себя «взял немощи» и понес на себе все человеческие «болезни».

«Черный человек» Сергей Есенин

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.

То ли ветер свистит

То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…

«Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.

Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

«Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».

«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.

Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.

«Слушай, слушай!-
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.

Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?

Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.

Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…

И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

«Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…

. . . . . . . . . . . . . . . .

…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…

Анализ стихотворения Есенина «Черный человек»

Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.

Смерть видится поэту в образе черного человека, и именно ему он посвящает свою одноименную поэму, первый вариант которой был закончен в 1923 году. Очевидцы вспоминают, что это произведение получилось слишком громоздким, мрачным и не совсем понятным для простых обывателей. Поэтому Есенин вскоре решил внести в поэму коррективы и закончил работу над этим произведением лишь в 1925 году. Он никому не рассказывал о новом варианте этого произведения, который был опубликован лишь в 1926 году, через несколько недель после трагической гибели Есенина.

Уже в первых строках поэмы поэт заявляет о том, что «очень и очень болен», хотя и не до конца понимает причину своего недомогания. Причем, речь идет не о физическом, а о душевном состоянии Есенина, который пытается заглушить свои страхи алкоголем. Но это не помогает, потому что «черный человек спать не дает мне всю ночь».

Если вникнуть в суть образа таинственного незнакомца, который воссоздает автор, то становится ясно, что черный человек является не только предвестником смерти, но и аккумулирует в себе все страхи поэта . Он заставляет Есенина слушать и слышать то, о чем поэт не хочет знать, а также затрагивает вопросы бессмертия человеческой души. Чтобы ее сохранить, нужно пройти тяжелый путь лишений и страданий. При этом черный человек каждую ночь читают Есенину книгу о жизни некоего человека, и поэт с ужасом осознает, что речь идет о его собственной судьбе, переломанной, причудливой и заканчивающейся весьма трагично. «Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», — сообщает поэт, признаваясь при этом, что столь эпатажный поступок не приносит ожидаемого облегчения. Сам же черный человек продолжает навещать Есенина каждую ночь, изводя его своими рассказами, жутким смехом и мрачными пророчествами.

Эпилог у этой поэмы довольно неожиданный, но вполне объяснимый. Поэт хочет сгладить то впечатление, которое произвел на читателей. И представляет ситуацию таким образом, что в роли черного человека выступал он сам, в пьяном угаре беседуя ночь напролет с зеркалом. В результате после меткого броска тростью оно оказывается разбитым, а сам поэт признается: «Я в цилиндре стою, никого со мной нет». В том, что произошло, автор винит исключительно ночь, которая что-то там «наковеркала». Однако суть произведения от этого не меняется, так как Есенин все больше и больше убеждается: его жизнь подходит к логическому завершению, и времени на покаяние осталось совсем немного.

Да и не будет никакого покаяния, потому что Есенина не интересует жизнь после смерти. Гораздо важнее для него понять, почему его собственная судьба сложилась так нелепо и глупо . Есть известность, но нет обычного человеческого счастья, много денег, но нет свободы, к которой поэт интуитивно так стремится. У поэта нет ответов на все эти вопросы, и он надеется получить их у таинственного черного человека, даже если он и существует всего лишь в его воображении. Каждая строчка этого произведения наполнена трагизмом и ощущением неизбежности происходящего. И автор смиряется перед подобным фатализмом, доверив свою судьбу высшим силам, хотя никогда не отличался любовью к мистике и не верил в существование потусторонних миров.

Произведение Сергея Есенина «Черный человек» очень часто исследователи и литературоведы называют одной из самых загадочных поэм ХХ столетия в русской литературе. Уже с первых строк она интригует, завораживает, погружает в мир таинственных видений, духовных поисков, призраков прошлого, сомнений, которые терзают душу автора… Это путь во внутренний мир Есенина, в мир его жизненных исканий и стремлений познать всю трагическую сущность бытия. Поэма читается на одном дыхании, держит в напряжении до самого конца и после прочтения оставляет больше вопросов, нежели ответов.

Может показаться, что эта поэма, этот исступленный крик души, эта мощная сила мысли, родилась в одну ночь, в один вечер, когда все то, что поэт хотел нам высказать, вдруг внезапно вырвалось из его души и, подобно ураганному вихрю, мгновенно увлекло за собой.

Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но на самом деле работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» - это не просто поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу. Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина в 1922-1923 годах, где он, искренне любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение. В своих записях Есенин также упомянул, что влияние на создание данного произведения оказала пушкинская «маленькая трагедия» «Моцарт и Сальери».


Есенин предчувствовал свою скорую гибель, тревожные сомнения не покидали го последнее время до самой смерти. Как и Моцарту, ему, Есенину, накануне гибели тоже виделся некий зловещий черный человек. В ноябре 1925 года поэт перерабатывает поэму до конца, оставляет ее такой, какую мы сейчас ее видим. Чем же мучает лирического героя скверный Черный человек?

Поэма открывается обращением, которое поэт повторит в предсмертном стихотворении: «Друг мой, друг мой, - начинает исповедоваться лирический герой, - я очень и очень болен...». Мы понимаем, что речь идет о душевном страдании. Выразительна метафора: голова сравнивается с птицей, стремящейся улететь, «Ей на шее ноги маячить больше невмочь». Что же происходит? В пору терзающей бессонницы к герою приходит и садится на постель мистический Черный человек:

Черный человек,

Черный, черный,

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек

Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной,

Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

Несколько раз, как в бреду, Есенин повторяет цветообозначение «черный», ещё больше сгущая краски, отражая весь трагизм ситуации. Из приведенного отрывка видится призрачный Черный человек, читающий «мерзкую книгу» жизни, как бы ругая лирического героя за содеянные грехи, называя его «прохвостом и забулдыгой». В Библии, в Откровении Иоанна Богослова, говорится о том, что, читая Книгу жизни, Бог судит каждого человека согласно его делам. Письмена в руках есенинского Черного человека демонстрируют, что и дьявол пристально следит за судьбами людей.

Надо отметить, что Черный человек, как явление дьявольской, зловещей силы, вычитывает из книги только самые отрицательные и мрачные моменты, пытаясь все высмеять и вывернуть наизнанку.

Мы видим рассказ Черного человека о жизни самого Есенина, написанный с глубокой самоиронией, даже самоотвращением. В лице Черного человека автор горько высмеивает сам себя за то, что не смог воплотить «много прекрасных мыслей и планов», за свою простоту души, за открытость, честность, или даже, детскую наивность, за изящество… Не обошел стороной Черный человек и уклад в обществе, ту систему, против которой Есенин выступил совершенно один, пытаясь нести в своем творчестве свет, радость и любовь:

Этот человек

Проживал в стране

Самых отвратительных

Громил и шарлатанов.

И чуть ниже следуют строки, ставшие знаменитым афоризмом, которые как нельзя лучше отражают всю инструкцию выживания в существующем «порядке»:

В грозы, в бури,

В житейскую стынь,

При тяжелых утратах

И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым -

Самое высшее в мире искусство".

Герой пытается прогнать Черного человека:

« …Что мне до жизни

Скандального поэта.

Пожалуйста, другим

Читай и рассказывай".

Примечательно, что даже в минуты терзания души Черным человеком, поэт умеет замечать и то, что происходит за окном. Это и «ветер, что свистит над пустым и безлюдным полем», это «всадники – деревья», это «плач ночной зловещей птицы». При чтении поэмы невольно вспоминаются строки Пушкина из стихотворения «Бесы», рисующие нам похожую напряженную обстановку: неспокойную природу, вьюгу, мороз, мрачные и смазанные очертания. Тонкие пейзажные зарисовки передают и психологическое стояние лирического героя: одиночество – плач птицы (кстати, по народным приметам и поверьям это всегда было недобрым знаком); беспокойство – вьюга; тревога, волнение – «копытливый стук деревянных всадников». Даже в горячо любимой русской природе поэт не может найти себе утешения, она как бы является отражением его душевных мук.


Образ ночного перекрестка напоминает о христианской символике креста, соединяющего все направления пространства и времени, и содержит языческое представление о перекрестке как месте нечистых заговоров и чар. Слово «окно» этимологически связано в русском языке со словом «око». Это глаз избы, через который в нее льется свет. Ночное окно напоминает зеркало, где каждый видит свое отражение. Так в поэме появляется намек на то, кто на самом деле этот Черный человек. Теперь издевка ночного гостя приобретает более конкретный оттенок: речь идет о поэте, появившемся на свет «может, в Рязани» (там родился Есенин), о светловолосом крестьянском мальчике «с голубыми глазами».

Композиция произведения похожа на круги в замкнутом кольце. Лирический герой, душа которого сдавлена кольцом отчаяния, бродит внутри него по кругам пытки Черного человека. Что это за круги? Дважды он упоминает о «какой-то женщине сорока с лишним лет», дважды повторяется строфа, начинающаяся со слов «друг мой, друг мой….я очень и очень болен…», дважды «бормочет» Черный человек «слушай, слушай…», таким образом, герой мечется, не в силах найти выход не только из кругов внутренних противоречий, но и из внешнего кольца действительности он также не в силах вырваться.

Окончательный ответ на то, кто же такой черный человек, открывается читателю лишь в конце поэмы, когда, «взбешенный и разъяренный» герой швыряет свою трость в мучившего его дьявола и остается лишь наедине с самим собой и разбитым зеркалом. Разбитое зеркало – это не только символ несчастья, скорой смерти. Это достаточно многогранный образ, отражающий и собственное лицо, и внутренние противоречия, это магический предмет, уводящий человека в другой мир, в зазеркалье, а ведь там, где есть колдовство, там же встречается и чертовщина.

В продолжение темы:
Безопасность

лекция 6 Значение правильной организации питания в походеПитание = Неправильное питание = Энергия + строительный материал 1. 2. 3. 4. Проблемы со здоровьем Психологический...

Новые статьи
/
Популярные