Программа семинара по русскому языку и литературе. Семинар по русскому языку и литературе. мысли, а не памятью

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тээлинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)

учителя русского языка и литературы

Демдек Айлан Сарыг-ооловны

с. Тээли- 2015

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы).

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой.

Г лавная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция-учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя –словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена-обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!

Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у выпускников в РФ прослеживаются одни и те же проблемы.

Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).

С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку

    орфоэпические нормы русского языка · лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);

    синтаксические нормы русского языка;

    стилистические нормы русского языка.

    средства связи в словосочетании;

    морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);

    типы сложных предложений и их специфика;

    средства языковой выразительности.

    композиционное оформление сочинения;

    логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);

    грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;

    теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).

Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

    Отсутствие навыков тестирования . Пробный ЕГЭ проблему не решает;

    Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ;

    Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;

    При подготовке к ЕГЭ не учитываются структурные особенности КИМ"ов;

    Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Для себя я определила 8 основных правил, которые помогают мне готовить учащихся к ЕГЭ.

Правило 1. «Учись учиться!»

Это правило касается личности самого учителя. Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка. Например, как правильно: "битва под Бородино" или "битва под Бородином"?

То же относится и к части 2. Имея опыт решения задач ЕГЭ и написания сочинения, учитель может быть по-настоящему полезным своим ученикам, разъясняя, приводя десятки примеров.

Поэтому учитель обязан учиться:

    посещать курсы по подготовке к ЕГЭ), где квалифицированные специалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;

    перенимать опыт у других учителей

    изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор, спецификация;

    знать критерии оценивания.

Правило 2. «Правильно выбирай стратегию!»

Подготовка к экзаменам является актуальным и достаточно непростым вопросом для многих учащихся. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни. Ведь от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в ВУЗ, а хорошее высшее образование, как известно - это путёвка в жизнь!

Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (1-2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.

Подготовка к экзамену, по- моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее.

С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним.

Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ.

Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.

На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю презентации и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.

Когда начинаю работу в 10 классе, сразу на первой неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки.

Это в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия.

Главная задача - научить сдавать тест.

Однако не стоит впадать в крайности и тратить все время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Крестики-нолики» -- угадано или нет. Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?

Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:

Первый шаг. Вспоминаем теорию. Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.

Теория - фундамент . Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна , чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме)

Второй шаг . Создаем алгоритм решения «задач» частей 1,2.

Мы называем задания частей 1 и 2 задачами. Поэтому выстраиваем последовательность действий при выборе ответа в частях 1 и 2. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ.

Третий шаг. Слушаем друг друга.

Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу.

Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.

Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям 1,2 позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание (1,2 и т.д.) надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».

Каждый тематический блок завершается проверочной работой (1-6, 7-12 и т.д.). Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок.

Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.

Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

Правило 3. «Знать своего врага - почти победа!» (Тактика работы с тестами)

Приведу памятку для учеников, которую они должны соблюдать во время выполнения тестов. Эти советы я нашла в интернете и стала применять в своей практике.

Памятка для выпускника

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

И тем не менее следи за временем: в идеале - по классической теории теста - на выполнение задания множественного выбора (раздел 1, выбор одного ответа из четырех предложенных) должна уходить минута.

На ЕГЭ следи за тем, чтобы из трех отведенных часов, первая часть (1) занимала не более 60 минут , вторая (2) - 30 -40 минут , тогда останется достаточно времени на написание эссе - сначала на черновике - и на его проверку.

Начни с легкого, т.е. с части 1! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы!

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Правило 4. Учись писать сочинение-рассуждение!

Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это часть С. Какое же задание представлено в части 2? Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение - рассуждение небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами - готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. (Иногда, конечно, встречаются тексты с «прозрачной» проблематикой).

Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?

Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.

В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

2. По его мнению, ...

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

4. Итак, …

Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:

1) пересказ текста;

2) выделение микротем по абзацам;

3) поиск ключевых слов;

4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;

5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.

Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Приучаю детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо, говорю я детям, анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки: «В начале текста…», «Затем…», «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста.

Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо, недопустимо - желательно, нельзя - необходимо.

Следующий этап работы над сочинением-рассуждением - это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис - мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.

Важная композиционная часть сочинения - это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.

В старших классах уместно предложить ребятам использовать план работы над частью 3 на ЕГЭ по русскому языку.

1. Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и фамилию автора. Обозначить тему (О чём этот текст?) Первое предложение сочинения должно быть самостоятельным связанным с основной темой текста. Нужно учесть, что нельзя начинать сочинение словами: «Этот текст...» Хорошо начать с риторического вопроса, риторического восклицания. В первом предложении уже должна «звучать» проблема. Вступление можно построить по-разному: в виде назывных предложений («Родная речь»…), в виде вопросительных предложений (« Для чего необходимо бережно относиться к родному языку?»…), в виде небольшой цитаты из исходного текста («Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - так сердечно выразил И.С. Тургенев свое отношение к русскому языку и к русскому народу.)

2. Обозначить проблему или проблемы (их может быть несколько) данного текста, дать комментарий (пояснение) к этой проблеме. (Ученики должны четко знать определение проблемы . Проблема - вопрос, поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором.)

5. Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой им проблеме. Отметить важность вопроса, своевременность, эмоциональность, богатство языка, средств выразительности.

Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я разделяю позицию автора...», «во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов.

Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Русские имена

Семинар по русскому языку_6 класс


У каждого из нас есть несколько слогов, которые он с малых лет неразрывно ассоциирует со своим Я - это имя, данное при рождении. Столь привычные, обжитые слоги. Мы даже не всегда знаем что означает это слово, но втайне гордимся, зная что подобное имя носил какой-нибудь весомый в человеческой истории персонаж. Вы знаете по каким признакам Вам дали именно это имя? Спросите об этом тех, кто имеет к этому отношение, и будьте готовы к тому, что ответ может оказаться самым неожиданным из всех, что вы себе представляли. Отношения человека с его именем с древнейших времен носило мистический, сакральный характер. Имя тщательно оберегали от чужих (зная истинное имя, обретешь власть над носителем оного!) часто бывало так, что люди всю жизнь носили «прозвища», которым дозволялось пользоваться всем, кто хотел к тебе обратиться.


Что в имени твоем?

Когда люди придумали и стали использовать имена - точный ответ на этот вопрос дать невозможно, однако дошедшие до нас источники свидетельствуют, что было это в глубокой древности. Происхождение имен связывают с самыми разными легендами, догадками, но совершенно очевидно, что совокупность имен каждой цивилизации, каждого народа тесно связана с историческим путем, культурными, бытовыми традициями.


Первые имена

Первые имена не придумывались специально: чтобы обозначать людей, использовали любые «подручные» названия явлений окружающего мира, к примеру, животных, растений, небесных тел, водоемов, времен года - Дуб, Зима, Камень, Змей. Еще один источник происхождения имен древних людей - характерные черты человека, особенности его природных данных, поведения, образа жизни - например, Молчан, Разумник, Рябой.


Имя - сакрально

Уже тогда люди понимали, что личное имя является чем-то сакральным , способным влиять на судьбу обладателя. Поэтому стали выбирать, а впоследствии и придумывать имена, означающее нечто хорошее, лучшие качества , помогающие обрести удачу. Если, к примеру, в качестве имени использовалось название животного, то это должен был быть сильный, смелый, ловкий зверь, к примеру, волк или лев. Многие древние имена состояли из нескольких слов, были похожи на своеобразные «заклинания», пожелания, причем такая традиция существовала у самых разных народностей, к примеру, семитов, шумеров, славян и т.д.


Процессы заимствования

Наличие разного рода контактов между народами не могло не отразиться и на именах. Процессы заимствования, адаптации шли на протяжении столетий и дали столь причудливые результаты, что порой в них можно разобраться лишь на основе глубоких научных исследований - если удается вообще дать однозначный ответ.


Иван да Марья

Прекрасный пример подобного взаимного влияния - имена, которыми сейчас пользуются славянские народы. Самые популярные, любимые, модные имена по происхождению оказываются в подавляющем большинстве случаев «чужеземцами», имеющими греческие , латинские , еврейские , сканди навские и др. корни. Например, из еврейского языка к нам попали даже Иван и Мария , ставшие своеобразными именами-символами русского народа.


Имена – отражение событий и тенденций

Заимствованные иноязычные имена являются отражением каких-либо исторических периодов, событий, тенденций. Например, обширные группы греческого и еврейского происхождения пришли к нам вместе с христианством и традицией давать крестильные имена, на роль которых не годились имена язычников-славян. Римские имена стали достоянием культуры очень многих стран благодаря широкому распространению латинского языка.


Смешение культур

Адаптированные к славянским языкам «чужеземцы» постепенно практически вытеснили «аборигенов» и сегодня считаются традиционными современными русскими мужскими и женскими именами . Подобная ситуация складывается и во многих других странах, например, европейских, поэтому зачастую можно говорить, скорее, о местных версиях имен иноязычного происхождения, чем о сугубо национальных. Несмотря на то, что от предков нам досталось очень богатое наследство, процессы образования имен и взаимного обогащения ими различных культур не прекращаются и по сей день.


Судьбы имен и фамилий

Судьбы имен и фамилий людей, географических названий поистине удивительны. В древности имя считалось неотъемлемой частью самого человека, название народа или страны отождествлялось с самим народом, страной. Не случайно латинское слово nomen - имя имело также значение "человек", "народ", "страна" (например,nomen Romanum - римский народ).

У многих народов существовал даже запрет на произнесение вслух подлинных имен людей, богов и городов. Считалось, что это может принести несчастье. В древней Греции запрещалось при жизни называть имена жрецов и высших сановников. В древнем Риме была поговорка:"Nomina sunt odiosa"- "Имена не желательны, имена не подлежат оглашению". Римские жрецы избегали произносить имена богов-покровителей Рима, чтобы эти имена не узнали враги и не переманили римских богов на свою сторону. Рабам нельзя было называть чужим имя господина.


Образование фамилий

На основе профессий

От имен

От древних слов

На основе природных явлений

Происхождение от отчеств


На основании профессий

Фамилии основывались на определенном виде ремесла: например: Каменев, Гончаров, Кузнецов, Кочергина, Ткачев.


На основе имен, например: Иванов, Петров, Сидоров, Алексеев.


На основании устарелых слов

Фамилии в русском языке образовывались от очень древних слов, например: коробейник – в дореволюционной России: торговец, в разнос, продающий галантерейный товар, мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту. От этого слова, употребляемого примерно в 1700-1800 годах, образовалась фамилия – Коробейников. А также барышник – перекупщик, торговец лошадьми образовалась фамилия – Барышников. Бурмистр – управляющий помещичьим имением; староста, назначенный помещиком – Бурмистр.


На основе природных явлений

На основе природных явлений, также образовывались фамилии. Например: Морозов, Холод, Грозовая


Русские имена

  • Образование с помощью составления слов
  • Значение
  • Указывают на страну
  • Происходящие от божеств

Образование из нескольких слов

Необходимо отметить, что имена в древней Руси образовывались способом сложения нескольких слов, например: Ростислав, Святослав, Станислав, Ярослав. Буквально эти имена означают: Ростислав – да умножится твоя слава. Святослав – освященный славой; Станислав – ставший славным; Ярослав – блистающий славой.


Значение

На Руси имена имели огромное значение, так как люди верили во влияние имен на их судьбу. Если родители хотели, чтобы их дочь была во всем победительницей, то они называли ее Викторией, что в переводе с латинского: «победа». Эти имена - талисманы действуют на людей благодаря своему значению: например: Александр – защитник людей, Алексей – с древнегреческого это «оберегающий», Андрей – мужественный. Родители называли своих детей в честь великих деятелей, ученых, царей и цариц.


Происхождение от божества

Существуют имена в переводе с греческого языка имеют значения божества, например: Денис – является русской формой древнегреческого божества плодородия и виноделия Диониса, Дмитрий – принадлежащий Деметре, Деметра – олицетворение плодородия.


Указывают на страну

Необходимо отметить и о существовании имен, которые обозначают ту или иную страну, например: Анатолий – житель Анатолии, восточный. Аркадий – житель Аркадии, Роман – римлянин; Лидия – происходящая родом из Лидии.

Имена́ сове́тского происхожде́ния - личные имена , бытующие в языках народов бывшего СССР, например в русском, татарском и украинском языках, появившиеся после Октябрьской революции 1917 года в период расцвета в Советском Союзе моды на неологизмы и аббревиатуры .

Слом прежних общественных устоев и традиций наречения именем, связанных, прежде всего, с обязательностью выбора имени для новорождённого по святцам при совершении обряда крещения , предоставил родителям большую свободу выбора имён своим детям. В качестве личных имён стали использоваться разнообразные нарицательные слова: названия растений (Берёза, Гвоздика, Дуб), минералы (Рубин, Гранит), химические элементы (Радий, Вольфрам, Иридий, Гелий), топонимы (Волга, Гималай, Казбек, Онега), технические и математические термины (Медиана, Дизель, Комбайн, Дрезина), профессии (Танкист), и другие слова, окрашенные революционной идеологией (Идея, Декабрист, Товарищ, Воля, Заря, Атеист, Свобода). Образовывались и производные формы (Ноябрина, Тракторина). Подобное имя творчество иногда называют семантической антропонимизацией

Большой массив личных имён-неологизмов образовывался от революционных лозунгов , названий некоторых органов новой власти, а также от имён и фамилий революционных лидеров и коммунистических деятелей

К именам советского происхождения также относятся и многие заимствованные имена. Именно после Октябрьской революции произошёл значительный приток иностранных имён в русский язык . Некоторые из них были связаны непосредственно с деятелями международного коммунистического движения (Роза - в честь Розы Люксембург , Эрнст - в честь Эрнста Тельмана ), некоторые ассоциировались с героями «прогрессивных» переводных литературных произведений или историческими личностями (Жанна, Эрик, Рудольф, Роберт). . Некоторые были известны у других народов, но получили новую расшифровку (Гертруда - герой труда, Элина - электрификация, индустриализация, Эльмира - электрификация мира, Зарема - за революцию мира, Ренат - революция, наука, труд). Особое место занимает имя Светлана , которое хоть и было известно ранее, но получило популярность именно в 1920-х годах.








Значение имени Юлия

лат. - "кудрявая", или "июльская", или "из рода Юлиев" С необузданной фантазией, обидчивая и ранимая девочка. В настроении заметны сильные перепады, когда веселая, резвая и шумная Юленька становится вдруг без особой причины вялой и апатичной. В таком состоянии лучше всего оставить девочку в покое: пройдет время, и она снова станет прежней. Ее трудно переспорить, до последнего стоит на своем, неохотно признает свою ошибку. Несколько пуглива, не любит смотреть фильмы ужасов, не переносит вида крови. Взрослая Юлия запаслива, бережлива, хорошо готовит. Чего только нет в ее кладовых! Семье, хозяйству, благополучию родных Юлия уделяет почти все свое время; работа, профессиональный рост ее интересуют мало. Юлия удачлива в браке, двери ее дома всегда открыты для друзей и родственников. Гости к Юлии ходят охотно, она не скупа, любит поболтать с подружками, немного посплетничать, искренне радуется успехам друзей, не завистлива. Мешает Юлии упрямство, которым она отличается с детства. Она не будет следовать чужим советам даже в тех случаях, когда знает, что они вполне разумны. Эта черта характера не дает Юлии находить общий язык с матерью и свекровью, именно поэтому она предпочитает жить с ними врозь. Многие Юлии - страстные книголюбы, чтение - их любимое занятие. Они не позволят скучать мужу, всегда внесут разнообразие в семейную жизнь. Муж обычно любит Юлию и во всем ей подчиняется. Самозабвенно любит своих детей.


Домашнее задание: нарисуй свое имя + напиши его значение

Работу выполни на листе формата А4


«ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БӨЛІМІ»

МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ

« ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА КОСТАНАЯ»

Программа областного семинара учителей русского языка

Современный урок русского языка и литературы в условиях новой парадигмы образования. , методист ОО

Урок русского языка по теме: «Разносклоняемые существительные».

Урок русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными».

, учитель русского языка и литературы СШ № 20

Теоретическая часть.

1.«Современный урок русского языка и литературы в условиях новой парадигмы образования».

, методист ОО

Практическая часть.

2.Урок русского языка по теме: «Разносклоняемые существительные».

, учитель русского языка и литературы СШ № 20

3.Урок русской литературы по теме: «Онегин и Татьяна».

4. Урок русского языка по теме: «Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида».

, учитель русского языка и литературы СШ № 11

5. Урок русского языка по теме: «Антонимы».

, учитель русского языка и литературы СШ № 11

« Современный урок русского языка и литературы в условиях

новой парадигмы образования»

, методист ОО

1.Современный урок с позиции формирования жизненных навыков и ключевых компетенций .

Современное стремительное развитие жизни заставляет перейти школьное образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным стандартам. Стране нужны гармонически развитые люди, способные создавать материальные и духовные блага, законопослушные, не пасующие ни перед какими трудностями. Современная школа просто обязана формировать у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции. И формироваться все это должно на уроке, который должен быть непременно развивающим и личностно – ориентированным. А самыми благодатными уроками для воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки по русской литературе и русскому языку, тем более, что образовательные подходы стали больше ориентироваться на развитие таких жизненных навыков, которые интегрируют в себе умение, способности и компетенции, относимые к разным сферам человеческого бытия . Уроки же по литературе и языку позволяют решить задачи адаптации и развития, учащихся в сфере духовности, нравственности, сформировать у детей социальные и поведенческие навыки в преодолении жизненных трудностей, психологических конфликтов, поиска своего личностного «Я» и своего места в мире и среди людей. Современные требования к образованию таковы, что мы должны отойти от только информационно – просветительского подхода, которые показывает свою неэффективность в решении многих образовательных задач. Сейчас формирование жизненных навыков рассматривается как самый необходимый компонент образования.

Что же такое жизненные навыки?

Жизненные навыки - это готовность личности адекватно действовать для достижения общественно значимых и личных целей в различных ситуациях.

Какой же вклад может внести литература и русский язык?

К таким навыкам мы отнесли:

1. Навыки учебной деятельности;


2. Навыки постановки целей и принятия решений;

3. Навыки критического мышления;

4. Навыки коммуникативные.

На уроках литературы учителю подвластно сформировать у детей навыки межличностного общения, нормы нравственного поведения. Научить решать свои проблемы вместе с литературными героями и на примере их, мыслить критически и творчески эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения , сопереживать, другим людям организовывать свою жизнь здоровым и продуктивным образом.

Жизненные навыки, формируемые на уроках литературы и русского языка:

1. Межличностное общение;

2. Умение решать жизненные и нравственные проблемы;

3. Мыслить критически и творчески;

4. Эффективно общаться;

5. Строить здоровые взаимоотношения.

6. Сопереживать другим людям;

7. Организовывать свою жизнь морально и нравственно здоровой.

Исходя из всего этого, вы видите, что в руках словесников мощный нравственный аспект воспитания подрастающего поколения. И нужно по максимуму использовать уроки литературы и русского языка, чтобы воспитать современные жизненные навыки у учащихся. Какие же:

Основные способности и умения, совокупность которых представляют компетенции, являющиеся элементами жизненных навыков интеллектуально – познавательного характера , к ним относятся следующие умения и способности:

    Анализировать учебный материал, сравнивать объекты, факты, явления; синтезировать материал; Составлять материал, конспект; составлять план выступления и выступать перед аудиторией; Классифицировать материал; Делать резюме, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, аналогии; Аргументировать, доказывать; Пользоваться справочной литературой , словарями, энциклопедиями, СМИ и другими источниками, в т. ч. Интернетом; Слушать, делать выводы, оценивать; Пользоваться исследовательскими умениями и навыками: ставить цели и задачи; выдвигать гипотезы; проводить доказательства; делать обоснование и т. п.; Писать рефераты, составлять и проводить презентации; Использовать полученные знания и умения в жизненных ситуациях.

Ключевые компетенции формируются на конкретном уроке, по конкретной теме. Быть компетентным – значит уметь мобилизировать в данной ситуации (обстоятельствах) полученные знания и опыт. О компетенциях говорят тогда, когда они проявляются в какой – либо ситуации, непроявленная компетенция, оставшаяся в ряду потенциальностей, является скрытной возможностью.

2. Современный урок в условиях личностно-ориентированной пара­дигмы образования

Основная функция личностно-ориентированного образования - обеспечивать и отражать становление системы лично­стных образовательных смыслов учени­ка. Технология решения этой задачи пред­полагает не только формировать ЗУНы, но и выделять образовательные объекты, по отношению к которым ученик самоопре­деляется, добывает знания, знакомится с соответствующими культурно-историчес­кими достижениями человечества, а также выявлять и развивать у ученика личност­ный смысл по отношению к объектам и зна­ниям о них.

Личностный смысл образования зави­сит от мотива, которым руководствуется ученик. Процесс поиска и обретения смыслов в ходе обучения предполагает следующие этапы:

Личностное творчество ученика по отно­шению к изучаемым объектам, распределён­ным в соответствии с образовательными об­ластями;

Самоосознание личного опыта, знаний, обнару­жившихся в процессе познания образова­тельных объектов и общекультурных сведе­ний о них;

Соответствующая деятельность по отношению к фундаментальным достиже­ниям человечества, связанным с изучаемы­ми объектами (отношение к общекультур­ным знаниям и социальному опыту).

Качества ученика, развиваемые в ходе реализации комплекса перечисленных эле­ментов его образовательной деятельности , можно назвать образовательными компетенциями.

Образовательная компетенция пред­полагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каж­дого направления присутствует соответствующая совокупность образова­тельных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного пред­мета), можно предположить трёхуровневую иерар­хию компетенции:

    ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; общепредметные - относятся к опре­делённому кругу учебных предметов и обра­зовательных областей; предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, формируемые в рамках учебных предметов.

Таким образом, образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов. И здесь возникает вопрос: каковы механизмы формирования жизненных компетенций ученика, которые всегда личностно окрашены качествами самого ученика? Механизмы индивидуальны для каждого учебного предмета и учителя. Зачастую их реализация тесно связана с использованием в работе педагога инновационных технологий . Обучение с использованием мультимедийных ресурсов становится реальным средством развития технологии образования. Технология мультимедиа позволяет соединить в единое различные формы предоставления информации: текст, графику, иллюстрации, видео - и аудио- материалы. Технология позволяет повысить качество образования через вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, так как при развитии компетенций учащихся образовательное пространство ориентировано на уменьшение репродуктивных форм работы.

3.Как же построить современный урок?

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

 четко определить и сформулировать для себя его тему;

 определить место темы в учебном курсе;

 определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

 и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме . При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания , целью которых является:

 узнавание нового материала;

 воспроизведение;

 применение знаний в новой ситуации;

 применение знаний в незнакомой ситуации;

 творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

 задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

 задания, способствующие осмыслению материала учеником;

 задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке , для чего подумать:

 что контролировать;

 как контролировать;

 как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий , приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом : его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока ? Конспект должен содержать три основные части:

 формальную;

 аналитическую.

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

4. Дидактические требования к современному уроку:

Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;


Реализация на уроке всех дидактических принципов;

Создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков:

1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа , собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т. д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т. д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа , зачет, коллоквиум, смотр знаний и т. д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структурные элементы учебного занятия

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Этапы комбинированного урока:

Организация начала урока

Проверка выполнения домашнего задания

Всесторонняя проверка знаний

Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Закрепление новых знаний.

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

Организация начала урока

Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.

Проектируемое на такой основе обра­зование сможет обеспечивать целостное компетентностное образование. Образова­тельные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих про­изводственных отношениях.

Практическая часть

Урок русского языка

Тема: «Разносклоняемые существительные»

Учитель: , учитель русского языка и литературы СШ № 20

Класс: 10 «А»

Цель урока : Дать понятие о разносклоняемых существительных, о правописании суффикса ЕН (ЕН) в основе существительного на - МЯ.

Отработать навык правописания ЕН (ЕН) в основе существительных на - МЯ

Учить рассуждать, делать выводы, писать эссе, составлять кластер.

Тип урока : комбинированный с элементами критического мышления

Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал, тесты, учебники.

Ход урока.

Орг. момент . дом зад. №17 упр 128 читает учащийся. Задание Списать, найти разносклоняемые существительные, выделить суффиксы, объяснить правописание глаголов в суффиксах. Составим кластер по теме: «Имя существительное». Что было задано на дом? Упр. 119. Опрос по цепочке, объясняют окончание.

А теперь послушаем, рассмотрим кластер.

Ребята, в нашем кластере не хватает разносклоняемых существительных. Какие ассоциации связаны с этим словом? Выслушать ответы учащихся.

А теперь записываем в тетрадях, число, классная работа, тему урока.

Цель четко проговорить учащимся.

На первом слайде выходят слова, читаем и записываем их в тетради, устно делаю перевод.

Бремя – қыин кезен

Вымя – желін

Время - уақыт

Знамя - ту

Имя - есім

Пламя - от

Семя - тұкым

Стремя - үзінгі

Темя – бастың төбесі

И существительное муж рода Путь – жол

На втором слайде склонение по падежам существительного поле (2 скл), степь (3скл) и разносклоняемые существительные читает Акшархат, Шолпан, Дина.

2) Сравните, какие окончания и время в Род. и Дат. падежах имеет существительное степь ?

А в Творит. падеже?

Запись учителя на доске.

Вывод: Некоторые существительные в Род, Дат и Предл. падежах единств числа имеют окончание 3 скл, а в Творит падеже – окончание 2 скл.

Эти существительные называются разносклоняемыми .

Существительные на - мя (ЕНТ) имеют в основе всех кос падежей – ЕН, например: знамя – на знамен и. Племя – у племен и, темя – на темен и и т. д. и. т.д.

Проведем тренировочную работу .

Я диктую, а вы по порядку записываете, (опрос) Объясняете правописание гласной,

У 1 – Язык племени (пламя – разноскл сущ в Род. Пад

А) Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река В) Шумели старые, печальные липы в сквере. С) Маша улыбнулась, и лицо её оживилось.

Д) Знание человека возвышает, а невежество унижает

Е) Со мной случилось невероятное и, можно сказать, фантастическое приключение

5.Определите предложение с частицей ни:

А) (не, ни) спешите с ответом В) где он) (не, ни) побывал за долгую жизнь!

С) (не, ни) бывать этому Д) товарищ (не, ни) мог (не, ни) помочь мне

Е) вокруг (не, ни) души

6.Укажите наречие с буквой о на конце

А) Налев … В) Изредк… С) Издавн… Д)Справ…Е) Досыт…

7.Укажите вариант с написанием слово через дефис

А) Не было (ни) у (кого) В)Рассказать кое (про) кого

С) Были (же) случаи Д) Кое (какой) товар Е) Пришел (ни) с (чем)

8.Укажите вариант, в котором имеются прямые дополнения

А) Подошел к окну. Ухаживает за дамой. Нужно вызвать на помощь В) Надо помочь хозяину.

Девочка сидела на скамье. Я достал соленых огурцов С) Мы любим земля. Я ловлю рыбу. Шевченко встретил декабристов Д) Перешагнуть через костер. Он стоял за кустами.

Нагнулся над щукой. Е) Кристина рассказывала о происшествии. Пошел побродить по местечку

9.Определите тип придаточного предложения: вскоре он угадал, где находится

А) придаточное предложение образа действия В) придаточное предложение место

С) придаточное предложение изъяснительное Д) придаточное предложение условие Е) придаточное предложение причины.

10.Найдите предложение, в котором есть придаточное изъяснительное

А)Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать

В) Я хочу рассказать тебе, что солнце встало, что весна пришла.

С)Солнце село, но в лесу ещё светло. Д)Чтобы колеса не раскатывались, под них вместо тормозов подложили цепи. Е)Работа будет выполнено в срок при том условии, что никто не станет её отвлекать.

11.Укажите слово, в котором три слога

А) Лежит В)Знаю С) Будет Д) Ворон Е) Ворону

12.Придаточно изъяснительное прикрепляются к поясняемому слову в главном предложении при помощи частицы, употребленной в значении подчинительного союза, в предложении:

А) Граф хотел узнать, не рассказывал ли Сильвио об одном очень странном происшествии

В) Он знает, как я обидел его друга. С) Мне сказали, что у меня в кабинете сидит человек, не хотевший объявить своего имени

Д) Граф и графиня рады были, что я разговорился Е) Он сказал просто, что ему есть до меня дело.

13.Не являются словосочетанием:

А) Темный лес В) Глубокая нора С) Дрожащие листы Д)Жил старик Е)Сверкающие молнии

14.Абай, не заходя в зимовку, попросил скорей оседлать своего коня

А) Обособленным дополнением В) Обособленным обстоятельством С) Обособленным определением

Д) Однородными членами предложения Е)Вводным предложением

15.Перепишите предложение. Расставьте пропущенные знаки препинания и укажите их количество.

Один раз когда он проходил мимо дамы она опять внимательно посмотрела на него и опять ему показалось что они где-то встречались.

Итог урока: Что сегодня изучили на уроке? На какие вопросы отвечает придаточные изъяснительные предложения? Чем отделяются главные предложения от придаточного изъяснительного? Как присоединяются главные предложения к придаточному?

Урок русской литературы

Тема: «Онегин и Татьяна»

Учитель: , учитель русского языка и литературы СШ № 11

Класс: 9

Цели: знать содержание романа; героев романа; их цели в жизни. Нравственные устои и принципы; уметь объяснять причины духовных исканий героев; логически проводить рассуждения, анализировать, сравнивать; воспитывать посредством текста нравственные черты

Оформление: 1. Запись на доске.

2. Презентация.

3. Маршрутные листы.

4. Карточки.

Деепричастием себя называю,

Добавочное действие обозначаю,

На вопрос КАК? я всегда отвечаю,

Совершенного или несовершенного вида бываю,

Сказуемое-глагол поясняю.

В предложении обстоятельством себя являю.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проведем урок-игру: пойдем в горы штурмовать высоту «Образование деепричастий».

Назвать цель урока.

Но покорение горных вершин – дело трудное. Альпинисты тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением, слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают.

Ребята, как вы думаете: с чего начинается восхождение к вершине?

Конечно, с медосмотра: горы слабых не любят.

Предлагаю перед штурмом 1-ой высоты пройти «медкомиссию» и проверить «здорова» ли память наших альпинистов.

Это будет наш старт.

III. Старт (проверка домашнего задания).

1. «Узнавание в лицо» (работает весь класс)

Задание: найдите и выпишите деепричастия.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке,

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно... (А. П.)

2. Индивидуальная работа (один ученик работает у доски).

Задание: спишите, раскройте скобки.

1) Посетитель, (не)сняв шапку, вошел в кабинет.

2) Какой-то мальчик, (не)поздоровавшись ни с кем, вошел в учительскую.

3) Солдат, (не) заметив офицера, (не)отдал ему честь.

3. «Освежим память» (фронтальный опрос).

Лист контроля.

1. Почему вы решили, что выписанные слова, деепричастия? Докажите.

(1) Образовано от глагола. 2) Имеет суффиксы - а,-я, - в, - вши, - ши. 3) Обозначает добавочное действие. 4) Относится к глаголу-сказуемому. 5) Отвечает на вопросы что делая? что сделав? и вопросы обстоятельств.)

2. Кто ввел термин деепричастие? Почему деепричастие особая форма глагола?

(Термин деепричастие введен М. Смотрицким. Значение термина можно объяснить как «причастность к глаголу».)

3. Что называется деепричастием?

4. Какие признаки глагола есть у деепричастия?

5. Какие признаки наречия есть у деепричастия?

6. Как пишется не с деепричастиями?

(Проверить индивидуальную работу, выполненную на доске.

- Перестройте предложения таким образом, чтобы они отражали правильное поведение действующих лиц: 1) Посетитель, сняв шапку, вошел в кабинет. 2) Какой-то мальчик, поздоровавшись со всеми, вошел в учительскую. 3) Солдат, заметив офицера, отдал ему честь.

- А как мы должны вести себя в горах? (В горах кричать, бегать, прыгать опасно. Чем выше горы, тем опаснее любой шум: могут случиться снежные обвалы.)

IV. Инструктаж (объяснение нового материала).

Итак, у деепричастия есть морфологические признаки: неизменяемость и вид.

Еще раз называю тему и цель урока.

1. Учитель по таблице объясняет тему (электронный учебник, 11 класс).

2. Самостоятельная работа с учебником (1 вариант - § 23; 2 вариант - §24) – читают, рассказывают друг другу.

3. - Что знаю?

Что нового узнали об образовании деепричастий несовершенного вида?

(1. Быть – будут – будучи .

2. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов:

На - чь (стричь, беречь);

На - ну (пахнуть, гнуть);

Ждать, петь, бежать, пить, бить, ждать, мять, шить, печь, стеречь, пахать, резать.

3. Не зная броду , не суйся в воду. (добавочное и основное действие происходят одновременно).

Что нового узнали об образовании деепричастий совершенного вида?

(1. Некоторые деепричастия совершенного вида образуются от основы глаголов будущего простого времени с помощью суффиксов - а, - я: войдя, нахмурясь, увидя.

Добавочное действие происходит раньше основного: Что имеем, не храним, потерявши , плачем.)

V. Перед штурмом первой высоты (закрепление).

Коллективная тренировка.

Задание: образуйте деепричастия от глаголов видеть, увидеть, ненавидеть, решаться, решиться, вырастить, зависеть, продолжать, продолжить, приберечь.

Какой суффикс нужно выбрать? От чего это зависит?

2. Индивидуальная тренировка (работа на месте по карточкам с самопроверкой).

Карточка №1

Задание: от глаголов замирать, чувствовать, безмолвствовать наслаждаться образовать деепричастия несовершенного вида, обозначить суффиксы. С 2-мя деепричастиями составить и записать предложения.

Карточка №2

Задание: От глаголов построить, услышать, растаять образовать форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначить графически суффиксы глаголов и деепричастий.

VI. Мы получаем право на штурм первой высоты в 1000 метров.

(Тренировочные упражнения)

Выборочно-распределительный диктант.

Задание: выписать деепричастия, распределив их по видам (несовершенный и совершенный вид).

1.Учись, на людей глядя. 2. Уважая человека, уважаешь себя. 3. Начиная дело, о конце думай. 4. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки. 5. Сделав зло, не жди добра. 6.Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с родиной – всю жизнь. 7. Послав девять глупцов по делу, проследи за ними, чтобы не оказаться десятым.

VII. Перед нами высота в 2000 метров.

Работа по рядам. Задание: разберите слова по составу. Определите вид деепричастий.

1. Выпив, стараясь (вы-пи-в (сов. в.), стара-я-сь (несов. в.).

2. Наливая, завернув (на-ли-ва-я (несов. в.), за-вер-ну-в (сов. в.).

3. Развертывая, проговорив (раз-верт-ыва-я (несов. в.), про-говор-и-в (сов. в.).

VIII. Штурмуем высоту в 3000 метров.

Задание: замените, где можно один из глаголов, деепричастием. Укажите условия замены. Определите вид деепричастия.

1. Казахстан развивается и расширяет международные контакты. 2. Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег. 3. Всадник поравнялся с толпой и спрыгнул с лошади.

IX. Привал. Литературная викторина по басням (устно).

Задание: вставьте деепричастия совершенного или несовершенного вида.

1. Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

(Наевшись), выспалась под ним;

Потом, глаза (продравши) , встала

И рылом подрывать у дуба корни стала.

....................................................................

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

(Не чувствуя ), что он вкушает их плоды.

2. Волк ночью, (думая) залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор.

(Почуя) серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах

И рвутся вон на драку.

3. Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона (взгромоздясь) ,

Позавтракать было совсем уж собралась.

X. Штурм высоты в 4000 метров.

Уровневые задания.

Уцепившись, изучив, преодолев, споткнувшись, найдя, заняв, успокоившись.

III уровень. Задание: спишите деепричастия, одновременно записывая неопределенную форму глаголов, от которых они образованы. Выделите суффиксы деепричастий.

II уровень. Задание: выделите суффиксы деепричастий, определите вид и составьте несколько (4-5) предложений.

I уровень. Задание: составьте текст на тему «Случай в горах».

XI. Штурм вершины горы.

Тест.

1. Укажите предложение с деепричастием.

А) Партизаны остановились против Алеши и взяли ружья на изготовку. (А. Ф.)

Б) Река врезалась в горный отрог, покрылась пеной и запестрела мшистыми валунами. (А. Ф.)

В) Подходя к подъезду, Грибовский нос к носу столкнулся с выходившим из дверей человеком. (А. В.)

2. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида.

А) Здесь, погрузившись в сон железный,

Усталая природа спит. (Ф. Т.)

Б) Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом. (Ф. Т.)

В) Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят. (Ф. Т.)

3. Укажите предложение с деепричастием совершенного вида.

А) За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть. (Л. Т.)

Б) Нагоняя тьму, разыгралась буря. (И. Б.)

В) Взяв у старосты ножницы, он подстриг усы. (И. Б.)

Что называется синонимами?

Подберите к словам синонимы (устно)

Энергичный - … , странный - … , праздник - … , смелый - ….. ,

Высокомерный - …. , необыкновенный - …. , небольшой - …. .

Проверка.

Запись темы урока.

Цели урока.

Задание 1. Узнай в лицо. (Изучение новой темы) - работа в группах.

Отгадай загадки.

Запись в тетрадь :

Зной - …. , лето - …. , шум - …. .

Проверка – защита + индивидуальное задание.

Задание 2 Подскажи словечко…

Определите, кому принадлежат строки из стихотворения.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И ……. И ….. кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет …….. – песнь заводит,

……….. – сказку говорит.

Проверка.

Задание 3. Осада замка. (3 у доски – 1 из группы))

Распределите слова по группам, подберите антоним к каждому слову.

1 – Размер 2 – место 3 – качества человека.

Громадный -… , честный - … , справа - … , высокий - …. , жестокий - … , жадный - ….., вверх - …. .

Проверка.

Задание 4 Лабиринт пословиц.

Что такое пословица? Чему учат пословицы?

1. Добавь антоним.

Родная сторона – мать, чужая - ….. .

Корень ученья горек, а плод - ….. .

Что посеешь, то и …. .

Проверка.

2. Вспомни пословицы с антонимами, запиши.

Труд – лень

Свет – тьма.

Проверка.

3. Замени казахскую пословицу русской. Подчеркни в ней антонимы.

Одежда хороша новая, а друг старый.

Проверка.

Задание 5. Трудные ступеньки.

1 ступенька – 1 уровень – упражнение предложения), переписать, подчеркнуть антонимы.

2 ступенька – 2 уровень – упражнение 317, записать, найти пару.

3 ступенька – 3 уровень – закончить пословицы.

Тяжело в ученье - …………. . Делу время - ……… .

Кто хочет много знать, ………. .

Проверка.

Задание 6. Загадочная дверь. (2 у доски)

Многозначные слова тоже имеют свои антонимы. Подбери их.

1 вариант – 1 рычаг. 2 вариант – 2 рычаг

Мягкий свет - …. Острый нож - ……..

Мягкие движения - …… острый перец - ……

Мягкий климат - ……….. острая шутка - …….

Проверка.

Задание 7. Сумрачная комната. (1 у доски)

Игра «Наоборот». Подбери антоним.

Запись в тетрадь :

Высоко - …., далеко - ….., потолок - …… , потерял - …… , трус - ……, начло - ….. .

Проверка.

Задание 8. Спуск по веревке . (Работа в группе)

Вьем веревку из слов – антонимов. Составить стихотворение с антонимами.

Проверка.

Итоги следствия.

1. Домашнее задание: стр. 124 выучить, упражнение 316, выписать антонимы

2. Оценивание

3. Рефлексия: О чем узнали на уроке? Что называется антонимом?

Достигли ли цели урока? Почему?

В условиях модернизации системы образования необходимо повысить качество, эффективность, продуктивность урока, который напрямую зависит от профессионализма и творчества учителя;

Признать необходимость создания на уроке условий для формирования ключевых компетенций и жизненных навыков учащихся как фактора повышения качества образования;

В урочной деятельности обеспечить условия для реализации современных требований к развитию ключевых компетенций учащихся как к внешней оценке качества образования;

Внедрять в процесс обучения технологии, методы и приемы, формы деятельности, способствующие формированию жизненных навыков учащихся при подготовке учащихся по сложным темам и разделам русского языка и литературы.

Семинар учителей русского языка и литературы

«Комплексное использование межпредметных технологий в работе учителя-словесника»

19 апреля 2016 года в гимназии прошел практико-ориентированный семинар учителей русского языка и литературы города по теме: «Комплексное использование межпредметных технологий в работе учителя-словесника». На семинаре присутствовала методист МУ ДПО «Методический центр ПКПР» Канашина Валентина Михайловна, учителя города, руководители гимназии.

Как известно, задачей учителя-словесника является не только вооружение учащихся языковедческими и литературоведческими знаниями, умениями и навыками, но и формирование у них нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. В школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести человека. Ещё античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель?» И сами же отвечали: «Потому что все учителя должны являться наставниками морали». Не вызывает сомнения, что к учителю русского языка и литературы это относится в первую очередь, ибо именно он является проводником идей общечеловеческих ценностей.

Словесник - звено в цепи поколений; его деятельность направлена на передачу детям и юношеству общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Учебные достижения обучающихся всегда положительны в том случае, когда работа педагога носит творческий характер, деятельность учителя и ученика осуществляется с учётом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики; когда подход к обучению носит деятельностный характер.

На современном этапе задачей учителя является формирование творческой личности школьника. Педагогика сотрудничества ученика и учителя, их взаимообогащающие и гуманистические взаимоотношения реализуются в их взаимной творческой деятельности - другого пути нет.

Идея сотрудничества исключает авторитарность, эксплуатацию памяти. Она стимулирует совместный поиск, глубокую веру учащегося в свою защищённость и право на ошибки, на утверждение себя через поиск и успешное преодоление интеллектуальных и физических трудностей, с одной стороны, и с другой - веру учителя в духовные силы своих учеников. Творческое начало в деятельности учителя и учащихся, возможно, и есть то искомое, которое способно действительно вскрыть внутренние резервы обучения. Творческая познавательная деятельность учащихся - это самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика - нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как правило, в общественном опыте). Следовательно, основными критериями творчества в познавательной урочной деятельности ученика являются самостоятельность, поиск и перебор возможных вариантов движения цели. Выполнение творческих заданий учениками, применение форм и методов ведения урока, способствующих раскрытию творческих способностей учащихся - одно из важных направлений работы учителя.

Как известно, совершенствование содержания образования в школе опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей. Это является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. Использование межпредметных связей, интегрированных уроков активизирует мышление учащихся, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Практика показала необходимость применения межпредметных связей.

Систематическая поурочная деятельность с опорой на межпредметные связи отмечает повышение функций образования, развития и воспитания учащихся русскому языку и литературе. Опыт показывает, что вопросы этического, нравственного, трудового, духовного воспитания не могут решаться в рамках учебного материала одного предмета. Ознакомление с эстетическими и этическими понятиями предполагает выход учителя-словесника в философию, историю, музыку, живопись, этику, эстетику. Межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств комплексного подхода к обучению современных школьников.

Таким образом, появляется необходимость в комплексных формах, имеющих межпредметное содержание: обобщающих уроках, семинарах, научно-практических конференциях.

Важно, что такие формы связаны с коллективным решением учебных проблем в сочетании с индивидуальными заданиями, соответствующими познавательными интересами учащихся. Из практики работы следует отметить, что межпредметные связи всесторонне влияют на процесс обучения - от постановки задач до его организации и результатов.

Современный урок требует разнообразия форм и методов обучения и использование новых образовательных технологий, что в свою очередь даёт возможность учителю создавать ситуацию успеха для каждого ученика, содействовать раскрытию его творческих способностей.

Одной из приоритетных технологий на современном этапе являются информационно-коммуникативные технологии (создание электронных презентаций, внедрение проектных методик и др.). Это важнейшее условие творческого, нравственного и интеллектуального развития каждого ученика. Используя такие методики, решаются и многие дидактические задачи: усиление мотивации учащихся, развитие их самостоятельности, активности; в проекте возможно совмещение различных форм учебной деятельности.

Особое место среди современных образовательных технологий занимает технология развивающего обучения, т.к. именно она даёт широкий простор ученическому творчеству, что в свою очередь развивает личностные качества школьника.

Исследовательские методы в обучении, лекционная, семинарская и зачётная формы особенно эффективны в старших классах. Важное значение имеет использование на уроках технологии игровых методов, ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Обучение в игре даёт хорошие результаты усвоения программного материала на разных этапах обучения. Особенно эффективна эта технология в работе с учащимися с низкой мотивацией, на уроках литературы, где часто используется диалогическая речь, инсценировки.

Обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) - также одна из важных современных обучающих технологий, успешно применяемая в педагогической практике учителя.

Совершенствование педагогического мастерства - важнейшая задача учителя. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в первую очередь помогает педагогу решить эту столь важную задачу. Кроме того - это прекрасный способ самореализации. При такой организации работы открываются новые горизонты, новые перспективы. Это рождение нового творческого поиска учителя, который в конечном результате ориентирует каждого ученика на изучение словесных богатств родного языка как источника его образованности и духовной культуры.

Все эти вопросы обсуждались во время семинара, в рамках которого учителя гимназии провели уроки русского языка и литературы: в 5а классе урок русского языка по теме «Описание времени года. Весна» (учитель Ступина Ирина Георгиевна ); в 8а классе урок развития речи по теме «Составление делового письма» (учитель Сидорова Елена Анатольевна ); в 9а классе урок литературы «Моя душа мгновений след…» (урок-погружение в творчество М.И. Цветаевой) (учитель Учеватова Марина Станиславовна ).

В процессе обсуждения уроков гости дали высокую оценку тем методам и образовательным технологиям, которые учителя гимназии использовали на уроках, обратили внимание на системность в работе педагогов, хорошую подготовку учащихся. Было отмечено, что все уроки соответствовали требованиям ФГОС. Участники семинара поблагодарили учителей за возможность использовать их опыт в своей работе.

Обучение русскому языку и литературе в Адыгейском государственном университете имеет богатую традицию и признанные достижения. Естественно, что переход школы на новые образовательные стандарты не может не беспокоить учителей, да и образовательное сообщество в целом. А проблемы, связанные с обучением русскому языку и литературе, были и будут всегда актуальными. Времена меняются, изменяются и методы и формы обучения русскому языку и литературе. Наравне с традиционными уроками, сегодня активно используются современные технологии обучения, которые создают определенные сложности для многих учителей. Именно эта проблема привела к мысли о необходимости создания постоянно действующего семинара «Традиционное и инновационное в обучении русскому языку и литературе в билингвальном пространстве» в Адыгейском государственном университете. Семинар создан при активной поддержке и утвержден приказом ректора Хунагова Р.Д. на базе кафедры русской филологии факультета адыгейской филологии и культуры. И мы не ошиблись. В рамках плана работы семинара в мае 2017 году была проведена первая сессия, организован выездной семинар для учителей Красногврдейского района «Инновационные технологии как средство повышения эффективности обучения школьников русскому языку и литературе» Подтверждением тому вновь стал семинар для учителей русского языка и литературы Шовгеновского района, состоявшийся 19 октября 2017 года на базе средней общеобразовательной школы №1. В работе семинара приняли участие почти все учителя - словесники района. Семинар открыла заведующая кафедрой русской филологии, модератор семинара Хейшхо Ф.И. С приветственным словом к участникам семинара обратилась руководитель УМО учителей русского языка и литературы района Джанчатова А. А. Затем началась панельная дискуссия на тему «Инновации в обучении русскому языку и литературе в условиях продуктивного билингвизма», которую провела доцент кафедры русской филологии Кахужева З.К. В панельной дискуссии приняли участие Багадирова С.К., доцент кафедры психологии, к.п.н., зав. кафедрой психологии АГУ, Шарова Е.И., доцент кафедры общей педагогики, к.п.н., начальник отдела методического обеспечения и аудита качества образования АГУ, Цергой Т.А., доцент кафедры психологии, к. психол. н., Ачмиз Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» а. Хакуринохабль, Нагоева Р.К., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5» п. Зарево. Особого внимания заслуживают мастер-класс по русскому языку «Для меня сегодняшний урок… (применение инновационных технологий на уроках русского языка), подготовленный Шаовой Л.Ю., учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» а. Хакуринохабль и мастер - класс по литературе «Текст - это тайна, познайте ее (9-11 классы)», подготовленный Кахужевой Н.С., учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3» а. Джерокай. В конце семинара с теплыми словами и добрыми пожеланиями к организаторам обратились руководитель УМО учителей русского языка и литературы Шовгеновского района Джанчатова А.А., Ачмиз Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» а.Хакуринохабль.

Радует то, что учителя по достоинству оценили и доклады, и выступления, и, особенно, мастер-классы. В анкетах, предложенных учителям, прозвучали очень теплые отзывы о семинаре в адрес организаторов и непосредственных участников:

Мы за сотрудничество! Очень благодарны Вам!

Хочется выразить огромную благодарность организаторам семинара. Спасибо большое. Очень рады сотрудничеству с АГУ!

Спасибо за семинар! Хотелось бы, чтобы такие встречи имели продолжение.

Больше таких общений с коллегами. Спасибо!

Спасибо! Очень интересный и увлекательный семинар. Особое спасибо нашим гостям!

Выражаю благодарность организаторам семинара. Хотелось бы пожелать, чтобы встречи были регулярными.

Наверное, самое главное в организации подобных мероприятий - оценка полезности и необходимости проведения таких семинаров. Положительные отзывы в анкетах участников семинара свидетельствуют о важности и необходимости подобных мероприятий. А организаторы всегда готовы к сотрудничеству с учителями и надеются на плодотворную совместную работу, ибо цели у них общие.

Шхачемукова Сусанна, студентка 5 курса



В продолжение темы:
Математика

Цель: познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем разных животных. Задачи: сформировать у учащихся представление...

Новые статьи
/
Популярные