Теории личности: сравнительный анализ. Основные теории личности в зарубежной психологии Сравнительный анализ зарубежных и отечественных теорий личности

Книга С. Мадци уже давно признана мировым психологическим со­обществом в качестве одной из самых авторитетных и глубоких работ в об­ласти теории личности. Автор предлагает нам:

□ Описание самых разнообразных теорий личности, часть из кото­
рых еще практически не известна русскоязычным читателям: Фрейд,
Мюррей, Эриксон, Салливан, Ранк,Ангьял, Бейкан, Роджерс, Маслоу,
Адлер, Уайт, Олпорт, Фромм, Келли, Мак-Клелланд, Фиске, Мадди.

□ Критический обзор эмпирических работ в рамках направлений:

♦ мотивы и черты;

♦ понятие мотивации;

♦ бессознательное;

♦ когнитивные схемы;

♦ индивидуальность;

♦ факторно-аналитические исследования.

□ Ответы на вопросы: Обоснованно ли понятие психологической за­
щиты? Является ли все поведение защитным? Всегда ли когнитив­
ный диссонанс неизбежен и неприятен? Все ли поведение направлено
на снижение напряжения?Меняется ли личность в зрелом возрасте?

Q Свою оригинальную концепцию структуры личности:

ядро личности (непременные и неизменные атрибуты любой лично­
сти, влияющие на все аспекты ее жизнедеятельности);

периферия личности (модели поведения в конкретных ситуациях,
типология, личностный стиль).

О Основанную на ней классификацию существующих теорий:

модель конфликта: психосоциальный и интрапсихический подходы;

модель самореализации: самореализация и совершенствование;

модель согласованности: когнитивный диссонанс и активация.


Ауан П. Шульц, Сидни Э. Шульц

ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Книга посвящена истории современной психологии - с конца XIX столетия, когда психология стала самостоятельной, независимой дис­циплиной, и до наших дней.

Издательство «Речь» представляет 2-е издание на русском языке, переработанное и исправленное, которое содержит: аналитический об­зор направлений и теорий, биографии ученых, отрывки из перво­источников.

История психологии изложена здесь в виде очерков по сформиро­вавшимся направлениям и научным школам.

Философские подходы: Декарт, Локк, Беркли, Юм, Гартли,
Милль.

□ Физиологические подходы: Гельмгольц, Вебер, Фехнер.

□ Немецкая психология начала XX века: Вундт, Эббингауз, Мюл­
лер, Брентано, Штумпф, Кюлъпе.

□ Структурализм: Титченер.

Функционализм: Дарвин, Гальтон, Спенсер, Джемс, Дьюи, Вуд-
вортс, Холл, Мюнстерберг.
N

Бихевиоризм: Торндайк, Павлов, Бехтерев, Уотсон,Холт, Толмен,
Холл, Скиннер, Бандура, Pommep.

Гештальт-психология: Вергпхеймер, Коффка, Келер, Левин.

Психоанализ: А. Фрейд, 3. Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Олпорт,
Мюррей, Эриксон.

□ Гуманистическая и когнитивная психология: Маслоу, Роджерс,
Миллер, Найссер.

«Подход, который я сейчас предла­гаю вашему вниманию, может быть назван сравнительным анализом; это на­звание отражает основной принцип под­хода: всесторонность, структурирован­ность, аналитичность для более полного и глубокого понимания проблемы».

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологический характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Можно выделить 3 периода развития психологии личности:

философско-литературный – проблемы нравственной и социальной природы человека;

клинический – начало 19 века, проблемами психологии личности занимались врачи-психиатры. В центре внимания – особенности личности больного человека.

Экспериментальный - начало 20 века, бурное экспериментальное исследование личности, математико-статичтическая обработка данных.

Немов насчитывает около 48 теорий личности, которые можно оценить

Неофрейдизм. Юнг (аналитическая психология), Адлер (индивидуальная психология), Хорни (социокультурная теория), Фромм, Райх и т.д.

Неофрейдисты отказываются от приоритета сексуальных влечений и выдвигают теорию зависимости личности от среды. Среда проецирует на личность свои важные качества. Они становятся формами активности этой личности. Ведущую роль в поведении человека, его душевной жизни играет бессознательное. Содержание бессознательного составляют с одной стороны врожденные инстинкты (Фрейд – секс и агрессия; Адлер – стремление к совершенству, превосходству и преодоление неполноценности; Юнг – энергия бессознательного «либидо» имеет разные формы проявления и в разное время). С другой стороны – желания, аффекты, мысли, образы, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелания (культурная неприемлемость или травмирующее содержание). Содержания бессознательного всегда мощно энергетически заряжены. С точки зрения всех представителей психоанализа эта энергия является основным двигателем человеческого поведения, его устремлений, его личности. . Влечение бессознательного находится в противоречии с нормами культуры. Инстинкты асоциальны, эгоистичны (Фрейд). Психическое и социальное развитие человека, его личности идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе развития личность человека, его «Я» вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом. Этот баланс устанавливается с помощью защитных механизмов. Защитный механизм - специфическое изменение содержания сознания, возникшее в ситуации внутреннего конфликта. Основным недостатком фрейдизма можно считать сильное преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психологии человека. Он понимал человека как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения

Бихевиоризм (поведенческий подход). возник в начале ХХ века. Основоположник – Джон Уотсон . Психология должна изучать поведение. Личность в этом случае выступает как организованная и относительно устойчивая система навыков. Человек понимается как, прежде всего, реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции.

Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием определенной среды. При этом утверждается, что формирование человеческого поведения принципиально не отличается от формирования поведения живого. Среда формирует поведение путем стимулов и подкреплений. Стимулы – это то, что предшествует поведению и вызывает его. Подкрепление – последствие поведения. Если последствие не желательно для индивида, то поведение затормаживается. Если последствие благоприятно, то поведение воспроизводится вновь.Толмен, Бандура - Бихевиоризм слишком биологизировал человека.

Гуманистическая теория главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). Абрахам Маслоу, Карл Роджерс. Главный мотив человеческого поведения и развития личности – стремление к самоактуализации. Самоактуализация – это непрерывный процесс развития. У каждого человека от рождения есть свой внутренний потенциал, который стремится к раскрытию (метафора бутона Роджерса). Главные черты личности, которая самоактуализируется: открытость опыту и знание себя, не прибегает к защитным механизмам; если возникают негативные чувства, он признает их существование; доверие к себе, уверенность в своих силах и компетентность; такой человек способен полагаться на собственное мнение, а не на то, которое ему навязывается извне; он способен справляться с жизненными трудностями; самостоятельность, независимость, ответственность за свою жизнь.

Главное отличие от психоанализа и бихевиоризма – то, что они не признают свободу личности зависят от инстинкта, от среды. Гуманистическая психология утверждает, что заложником обстоятельств человек чувствует себя только тогда, если личность развивается не нормально. Нормально развивающаяся личность всегда имеет свободу выбора.

Топологическая теория.

Курт Левин: различные точки жизненного пространства (поля), в которой существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается.

Гештальтпсихология (образ, форма, структура). Гештальтпсихология возникла в Германии. Келер, Левин . Выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальт). Разработали системный подход к психическим явлениям.психика целое, не выводится из элементов (как в бихевиоризме), существующих отдельно и связанных потом вместе, а, наоборот, отдельная часть целого зависит от структурных законов этого целого .

Кофка, Вертгемер, Келлер – изменение восприятия ощущения. Левин изучал мотивацию и личность. Перлз – гештальттерапия. Основные тезисы:

1. Психической деятельности свойственно стремление к целостности и завершенности. Особенно это видно на законах перцепции, восприятия.

2. Мы всегда воспринимаем не сумму ощущений, а целостностные предметы и качества.

3. Стремление к психической завершенности проявляется так же в мотивационной сфере личности (если человек не завершает действие, у него остается след напряжения, который остался от потребности).

4. Главной причиной конфликтов и неврозов личности является отсутствие целостности или возникновение ощущения отсутствия (при потере близкого – чувство вины).

Цели гештальттерапии помочь клиенту осознать конфликт или тенденции к нему и восстановить целостность:

1. Биогенетический подход ставит в основу развития Личности биологические созревания организма . Особенно ярко биологизм выступает в трактовке Личности Фрейдом . Согласно его учению все поведение Личности обусловлено биологическими влечениями, инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями (об этом говорил и Адлер: развитие Личности ребенка осуществляется через его идентификацию с родителями. Это делает его социализированным и нравственным). У развивающегося ребенка постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социально усваиваемыми нормами. Поэтому развивающаяся Личность потенциально патологична: невротична и закомплексована. Структура Личности по Фрейду имеет следующие уровни (компоненты):

  • ОНО – бессознательная часть психики, "бурлящий котел" биологических, инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных;
  • Я сознание . На Я воздействуют три силы: "ОНО", "Сверх-Я" и общество предъявляет свои требования человеку. "Я" старается установить гармонию;
  • "Сверх-Я" совесть , служит носителем моральных стандартов.

Для спасения от конфликта между "ОНО" и "Сверх-Я" "Я" применяет средства психологической защиты: проекция, рационализация, вытеснение и т.д.

2. Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится Личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение отводится общению, психологическому взаимопониманию , в то время, как экономико-политические отношения людей и их влияние на Личности не учитываются (Дюркгейм ).

теория научения . Жизнь Личности, ее отношения – есть результат подкрепляемого научения, усвоения сумм и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер ).

теория ролей . Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначенную. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения Личности, ее отношение с другими (Э. Берн ).В итоге, каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, не замкнутых в себе свойств среды, к которым человек вынужден как-то приспосабливаться, при этом совершенно не учитываются объективные общественно исторические условия человека.

3. Психогенетический подход не отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить 3 течения:

1.Концепции, отражающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта (Ж. Пиаже, Дж. Келпи ). Когнитивные теории Личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в информации, которую надо понять, оценить, использовать.

2.Концепции, в центре внимания которых стоит развитие Личности в теории персонологические (К. Бюллер ): развитие психики – инстинкт – навык – интеллект . Трактовка принципа целостности в жизнедеятельности человека и животных; потребность в самоактуализации.

3.Концепции, объясняющие поведение Личности главным образом через влечения и другие внерациональные компоненты психики – психодинамическая концепция (Э. Эриксон ):

1. главной частью структуры Личности является развитие идет через кризисы жизни;

2. процесс формирования Личности – это процесс формирования Эго-идентичности.

Экзистенциальная гуманистическая самоактуализации . Главное в Личности – устремляемость к будущему, в реализации творческих потенциалов, укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (Роджерс, Франкл – смысл – истинное начало человеческого поведения) + персонологические теории Кречмера, Кеттелла, Айзенка (факторные теории ).

(феноменологический подход..)

Похожая информация.


Краткое описание

Предметом исследования является: анализ современной теории личности.
Целью курсового исследования является изучение теорий личности с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований. Достижения поставленной цели предполагает решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты современных теорий личности;
2. Провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных теорий личности.

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1 Теории личности зарубежных ученых………………………….5
Психодинамическое направление в теории личности……………….5

Глава 2 Теории личности в трудах отечественных психологов…………..14
2.1 Концепция «Человекознания»…………………………………………..14
2.2 Теория деятельности……………………………………………………..15
Глава 3 Сравнительный анализ зарубежных и отечественных теорий личности………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1 Теории личности зарубежных ученых………………………….5

    1. Психодинамическое направление в теории личности……………….5
    2. Аналитическая теория личности……………………………………….8

Глава 2 Теории личности в трудах отечественных психологов…………..14

2.1 Концепция «Человекознания»…………………………………… ……..14

2.2 Теория деятельности……………………………………………… ……..15

Глава 3 Сравнительный анализ зарубежных и отечественных теорий личности………………………………………………………… ……………18

Заключение…………………………………………………… ………………20

Список использованной литературы………………………………………...22

Введение

Термин «личность» имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально1.

Личность – это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово «личность» концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу. Вопросам теорий личности посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Дальнейшее внимание к вопросу о теориях личности необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем исследования личности.

Актуальность темы нашего исследования обусловлена, с одной стороны, большим интересом к зарубежным и отечественным теориям личности в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Объект исследования: современные теории личности.

Предметом исследования является: анализ современной теории личности.

Целью курсового исследования является изучение теорий личности с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований. Достижения поставленной цели предполагает решения следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты современных теорий личности;

2. Провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных теорий личности.

Глава 1 Современные зарубежные концепции личности

1.1 Психодинамическое направление в теории личности

Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в сфере неосознаваемых побуждений. В психической жизни Фрейд выделил три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаём в данный момент времени. Фрейд настаивал, что незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входят в сферу сознания. Это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки в значительной степени регулируемыми внешними сигналами. Более того, определённое содержание осознаётся лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в головном мозге. Область предсознательного, включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное.

Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус. Позже Фрейд ввёл в анатомию личности три основных структуры: Ид, Эго и Суперэго. Сфера Ид полностью неосознаваемая, в то время как Эго и Суперэго действуют на всех трёх уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид.

Ид по Фрейду означает примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности. Оно целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которое наполняют наше поведение энергией. Ид – нечто тёмное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей человеческий жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Ид не ведает страха и тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели.

Эго – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание, как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид. Эго является “исполнительным” органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем. Суперэго – это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе “социализации”. Суперэго, пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы, со стороны Ид, пытаясь направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках2.

Психоаналитическая теория основывается на представлении, что поведение человека активизируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество её остаётся при этом тем же самым) и мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимыми телесными потребностями, выраженными в виде желаний, называются инстинктами. Фрейд назвал две основные их группы: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Первая группа включает наиболее существенные, сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов – это определённое количество энергии, находящая разрядку только в сексуальном поведении. Вторая группа – лежит в основе всех проявлений жёсткости и агрессии. Он полагал, что инстинкты подчиняются принципу энтропии, согласно которому любая энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия. Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.

Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей угрозы. Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию внутренних импульсов и угроз. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам.

Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство обычно уже после их совершения. Наиболее типичные приемы рационализации: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать; б) оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.

Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.

Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации.

Замещение. Выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Неудовлетворенные импульсы, дают о себе знать в закодированной, символической форме - в сновидении, описках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений3.

1.2 Аналитическая теория личности

К.Г. Юнг утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые.

Юнг ввёл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наследственного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг самых обычных тем и оказывать сильное влияние на поведение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания. Наконец, более глубокий слой в структуре личности – коллективное бессознательное, представляющее собой хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом есть: мать, ребёнок, герой, мудрец, солнце, плут, Бог, смерть и т.д. Наиболее важные архетипы – персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мужчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные эго-направленности: экстраверсия и интроверсия. Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией “психологических типов”. Следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт. Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.

Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт имеет свою собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах. Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить другого. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так сказать, “зацикленным в себе”. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером. Любой человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей – т.е. чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной. Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения.

Чувство – функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения.

Мышление и чувство – функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения “истина – ложь”, а чувство – “приемлемо – неприемлемо”. Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достаточно чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить.

Целью исследования является изучение зарубежных теорий личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных нами задач, а именно:
1) проанализировать специальную научную и психологическую литературу по избранной теме;
2) изучить теоретические аспекты зарубежных теорий личности;
3) провести сравнительный анализ зарубежных теорий личности.

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теории личности, выдвинутые зарубежными психологами………………5
1.1. Зигмунд Фрейд – Классический психоанализ……………………………5
1.2. Альфред Адлер – Индивидуальная теория личности……………………8
1.3. Карл Густав Юнг – Аналитическая теория личности…..………………10
1.4. Эрик Эриксон – Эго-теория личности…………………………………….15
1.5. Абрахам Маслоу – Гуманистическое направление………………………18
1.6. Альберт Бандура – Социально-когнитивная теория личности…………20
1.7. Эрих Фромм – Типологические модели социальных характеров………22
2. Сравнительный анализ зарубежных теорий личности…………………… .26
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложение

Работа содержит 1 файл

Введение………………………………………………………… ………………...3

1. Теории личности, выдвинутые зарубежными психологами………………5

1.1. Зигмунд Фрейд – Классический психоанализ……………………………5

1.2. Альфред Адлер – Индивидуальная теория личности……………………8

1.3. Карл Густав Юнг – Аналитическая теория личности…..………………10

1.4. Эрик Эриксон – Эго-теория личности…………………………………….15

1.5. Абрахам Маслоу – Гуманистическое направление………………………18

1.6. Альберт Бандура – Социально-когнитивная теория личности…………20

1.7. Эрих Фромм – Типологические модели социальных характеров………22

2. Сравнительный анализ зарубежных теорий личности…………………… .26

Заключение…………………………………………………… …………………29

Список литературы………………………………… ……………………………31

Приложение

Введение

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность – это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов, решающих эту задачу.

Проблема личности является центральной в психологии. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово «личность» концептуальное определение. Вопросам теорий личности посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к зарубежным и отечественным теория личности в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Объектом данного исследования являются зарубежные теории личности.

При этом предметом исследования является анализ современных зарубежных теорий личности.

Целью исследования является изучение зарубежных теорий личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных нами задач, а именно:

  1. проанализировать специальную научную и психологическую литературу по избранной теме;
  2. изучить теоретические аспекты зарубежных теорий личности;
  3. провести сравнительный анализ зарубежных теорий личности.

Для достижения цели и задач нами будут использованы следующие методы:

  • метод теоретического анализа научно-психологических источников.

1. Теории личности, выдвинутые зарубежными психологами

1.1. Зигмунд Фрейд – Классический психоанализ

Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в сфере неосознаваемых побуждений.

В психической жизни Фрейд выделил три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное .

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаём в данный момент времени. Фрейд настаивал, что незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входят в сферу сознания, чтобы в данный момент времени не переживалось в сознании человека.

Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться в сознание.

Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Позже Фрейд выделяет в структуре личности: Ид, Эго и Суперэго. Сфера Ид полностью неосознаваема, в то время как Эго и Суперэго действуют на всех трёх уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид .

Ид по Фрейду означает примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности. Оно целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которое наполняют наше поведение энергией. Ид – нечто тёмно, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей человеческий жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Поскольку Ид не ведает страха и тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели.

Эго – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание, как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид. Эго является «исполнительным» органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Суперэго – это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе «социализации». Суперэго пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы, со стороны Ид, пытаясь направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.

Психоаналитическая теория основывается на представлении, что поведение человека активизируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество её остаётся при этом тем же самым) и мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимыми телесными потребностями, выраженными в виде желаний, называются инстинктами .

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни (Эрос) и смерти (Танатос).

Первая группа включает наиболее существенные, сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов – это определённое количество энергии, находящая разрядку только в сексуальном поведении. Вторая группа – лежит в основе всех проявлений жесткости и агрессии. Он полагал, что инстинкты подчиняются принципу энтропии, согласно которому любая энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, под давлением чрезмерной тревоги человек иногда, дабы снизить ее, вынужден принимать чрезвычайные меры. Эти меры называются защитными механизмами.

Все механизмы зашиты имеют две общие характеристики: 1) они отвергают, фальсифицируют или искажают реальность; 2) они действуют бессознательно, так что человек не подозревает об их существовании.

Отрицание – когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей угрозы.

Подавление – в отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию внутренних импульсов и угроз. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам.

Рационализация – этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство обычно уже после их совершения. Наиболее типичные приемы рационализации:

а) оправдание своей неспособности что-либо сделать;

б) оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.

Формирование реакции – иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.

Проекция – все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Интеллектуализация – это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

Замещение – выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Неудовлетворенные импульсы, дают о себе знать в закодированной, символической форме – в сновидении, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений .

В развитии личности Зигмунд Фрейд считал, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии – либидо, и выделял 5 стадий психосексуального развития личности (Приложение 1).

1.2. Альфред Адлер – Индивидуальная теория личности

Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека:

1) человек является единым, самосогласующимся и целостным;

2) человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;

3) индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;

4) социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. С этим связано и понятие «фикционный финализм» - идея о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего .

Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности, по отношению к этим трём задачам, Адлер различал типы установки, сопутствующих стилю жизни:

– управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром);

– избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач);

– социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).

Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения: первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок .

Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес, а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в создании идеального общества.

Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое «Я». В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.

Таким образом, теория Адлера восполняет главный пробел психоанализа – отсутствие социальной ориентации. Адлер особо подчеркивал значение социального влияния, волевых и творческих аспектов личности.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Рассмотрение теорий личности видных отечественных и зарубежных представителей основных школ. Оценка разнообразия концептуальных подходов к изучению личности. Практическая значимость теорий личности и теоретических принципов к аспектам поведения человека.

    реферат , добавлен 22.03.2010

    Зигмунд Фрейд: психодинамическое направление в теории личности. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности. Альфред Адлер: индивидуальная теория личности. Эриксон, Корни: теории личности в эго-психологии. Диспозициональное направление.

    реферат , добавлен 27.11.2003

    Психоаналитическая теория личности. Концепция личности Э. Фромма. Когнитивное направление в теории личности: Д. Келли. Гуманистическая теория личности. Феноменологическое направление. Поведенческая теория личности.

    реферат , добавлен 01.06.2007

    Защитные механизмы человека от неприятных эмоциональных состояний. Понятие экстраверсии и интроверсии. Основные задачи, решаемые концепцией "Человекознания". Личность как иерархия деятельностей. Сравнение зарубежных и отечественных теорий личности.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2014

    Отечественные концепции теории личности: А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский. Психоаналитическая теория Фрейда. Личность в гуманистической теории. Когнитивная теория личности. Диспозициональное направление в теории личности.

    реферат , добавлен 08.09.2010

    Различные теории личности. Роль гуманистических теорий А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла в развитии психологии личности. Основные принципы гуманистической психологии. Критика отечественной методологии личности.

    доклад , добавлен 21.03.2007

    Психодинамическое направление в теории личности. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Инстинкты как движущая сила общества. Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера. Карл Густав юнг: аналитическая теория личности.

В продолжение темы:
Биология

Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых...

Новые статьи
/
Популярные