).  Павел Власов - характеристика героя (персонажа) (Мать Горький М.) Главные герои романа мать горького

Изучая краткое содержание по главам романа Горького «Мать», можно понять, почему это произведение впервые было издано в США. На автор опубликовал его лишь в 1907–1908 гг., оно имело большие изменения, касающиеся цензуры. Оригинал без изменений русские читатели смогли увидеть уже после .

Вконтакте

История создания

Хотя работа над произведением происходила в середине 1906 года, первые наброски были сделаны еще в 1903. К середине октября из Америки Горький переезжает поближе к Росси и – в Италию, где заканчивает первую редакцию. История создания романа связана с тесным знакомством автора и рабочих-сормовцев. В качестве материала для создания романа «Мать» послужили действия, происходящие на Сормовском заводе, в Нижнем Новгороде.

Он стал свидетелем подготовки к майской демонстрации и суда над ее участниками. Близкое общение с трудовым коллективом предприятия в 1901–1902 гг. позволило Горькому собрать материал, послуживший основанием для создания романа , где главный герой Павел Власов и его друг Андрей Находка переживают аналогичные события.

Важно! Внимание автора уделяется силе протестующего угнетенного класса, называемого пролетариатом. Он отображает его борьбу и в других ранних произведениях. Например, пьеса «Мещане», раскрывающая образ рабочего революционера или «Враги», отображающей события первой русской революции.

Семья главного героя

Образ Павла Власова в романе Горького «Мать» начинается с описания героя в 14-летнем возрасте. Отца главного героя звали Михаил, он был фабричным слесарем, которого недолюбливали коллеги. Грубый, сварливый характер, отражающийся на близких: жена и ребенок периодически избивались. Перед смертью, придя домой с работы, он решил проучить сына, потаскать за волосы. Павел схватил тяжелый молоток – отец побоялся трогать юношу. После инцидента Михаил замкнулся, а когда умер от грыжи, никто не сожалел.

После этого Павел продолжает работать на фабрике. Внезапно он меняется, по праздникам начинает ходить гулять, приносит и читает запрещенную литературу. Матери объясняет свое поведение желанием знать правду, за которую могут отправить на каторгу, посадить в тюрьму.

Каждую субботу в доме героя собираются революционеры. Они занимаются чтением книг, поют запрещенные песни, характеризуют государственный строй, обсуждают жизнь рабочих.

Мать понимает: «социалист» – страшное слово, однако симпатизирует товарищам сына. Ниловне всего 40 лет, но автор описывает ее пожилой женщиной, сломленной тяжелым беспросветным бытом, сложной судьбой.

Развитие сюжета

Максим Горький в романе «Мать» раскрыл материнскую любовь Ниловны : она сближается с друзьями сына, при этом отношения с Павлом становятся лучше. Среди гостей, посещающих дом, автор выделяет нескольких:

  • Наташа – молодая девушка из богатой семьи, оставившая родителей, приехавшая работать учительницей;
  • Николай Иванович – начитанный, умный мужчина, всегда может найти интересную тему и рассказать рабочим;
  • Сашенька – дочь помещика, ушедшая из семьи ради идеи;
  • Андрей Находка – молодой человек, выросший сиротой.

Пересказ краткого содержания романа Горького «Мать» раскрывает жизнь революционеров. Ниловна чувствует, что Павел и Сашенька любят друг друга , однако, для блага революции, молодежь отказывается создавать семью, так как это может отвлечь от важного дела. Андрей Находка понимает, что такое материнская любовь: хозяйка дома относится к нему как к родному. Вскоре Власовы приглашают его жить с ними, и тот соглашается.

Раскрутка сюжета и очередное представление образа Павла Михайловича Власова в романе Горького «Мать» начинается эпизодом, называющимся «болотная копейка» . Краткое содержание заключается в следующем: руководство фабрики облагает и без того небольшую зарплату рабочих дополнительным побором. Предназначаться он будет для обживания болотных земель, расположенных неподалеку от стен предприятия. Главный герой решает уделить этому внимание и пишет заметку в городскую газету. Отнести текст в редакцию вызывается мать изменника. Сам он в это время возглавляет митинг, проходящий на заводе. Однако директор с первого слова успокаивает толпу и отправляет всех по рабочим местам. Павел понимает, что люди не доверяют ему из-за юного возраста. Ночью жандармы уводят Павла в тюрьму.

Мать изменника

О чем произведение Горького «Мать», становится ясно по первым главам. Главная проблематика заключается в раскрытии образа и духа рабочих, борющихся против действующей власти и поборов. После прочтения романа имя, которым звали мать главного героя, вряд ли бы запомнилось, если бы не последующие события, в которых она оказывается на первом плане сюжета романа. Постепенно анализируя смысл книги по главам, мотивация поступков пожилой женщины становится ясна: это материнская любовь.

Сразу после ареста к Ниловне приходит товарищ сына и просит оказать помощь. Дело в том, что всего арестовано 50 человек, но доказать непричастность к митингу можно только продолжением распространения листовок . Мать изменника сына соглашается носить бумаги на завод. Она начинает доставлять на фабрику обеды для рабочих, которые готовит знакомая женщина, пользуется она тем, что старуху не обыскивают. Через некоторое время главные герои, Андрей Находка и Павел Власов, освобождаются.

Внимание! В романе Максима Горького «Мать» образ главных героев изображен так, что после выхода из тюрьмы они не пугаются, а продолжают заниматься подпольной деятельностью.

Снова арест

Рабочие готовятся к празднику Первое мая. Планируется пройти шествием по улицам города и произнести речь на заводской площади. Павел не может ни о чем думать, кроме того, что возглавит шествие, неся в руках красное знамя свободы.

Однако жандармы и солдаты перегораживают демонстрантам путь и разгоняют процессию. Многие оказываются за решеткой , и Власов среди них.

Ниловна присутствовала при аресте сына, она все видела. Тот, кто написал «Мать», прекрасно понимал, что творится в материнском сердце. Дальнейшее развитие событий характеризуется спонтанными и необдуманными действиями пожилой женщины: она поднимает обрывок знамени, которое нес ее единственный сын, и уносит домой.

После описанных событий старуху забирает Николай Иванович (такие условия между ним, Андреем и Павлом были оговорены заранее). В сердце матери горит пламя желания лучшей жизни и одновременной обиды за судьбу сына, поэтому она ведет активную подпольную деятельность :

  • разносит подпольные книги, журналы;
  • беседует с людьми, слушает рассказы;
  • убеждает их присоединиться.

Путешествуя по губернии, Ниловна видит, как бедно живет простой народ, не имеющий возможности пользоваться огромными богатствами родной земли. Возвращаясь обратно, мать спешит на свидание с Павлом. Друзья переживают за лучшего товарища, пытаются устроить побег, инициатором которого становится Сашенька. Герой отказывается от помощи, объясняя свои действия желанием выступить с речью перед судом.

На суде

Максим Горький написал о суде Павла как о печальной картине прошедшего времени: речи адвоката, судьи, прокурора воспринимаются как одна. Слова Павла Власова прозвучали громко и смело. Он не стал говорить слов оправдания, молодой человек пытался объяснить находящимся, кто они – люди нового времени . Хотя их называют бунтовщиками – они социалисты. Лозунг состоит из простых, понятных слов:

  • Власть народу!
  • Средства производства – народу!
  • Труд – обязателен для всех граждан!

Судья негативно отнесся к заявлениям молодого революционера и выносит приговор: «Все задержанные высылаются на поселение в Сибирь». Мать скептично относится к приговору для сына, осознавая решение суда лишь спустя некоторое время. Ниловна не верит в возможность разлучения с единственным Павлом на долгие годы.

Проблематика романа Горького «Мать» затрагивает последние главы произведения. Суд выносит приговор: обвиняемые ссылаются на поселение. Сашенька собирается ехать следом за возлюбленным, Ниловна планирует приехать, если у сына появятся внуки.

Однако во время перевозки напечатанной судебной речи Павла в соседний город пожилая женщина узнает во взгляде молодого человека знакомые черты.

Он присутствовал в здании суда, рядом с тюрьмой. Парень шепчет сторожу, тот подходит к матери, называет ее воровкой. Последняя, в свою очередь, называет обвинение ложью, протягивая окружающим листовки с речью сына. Подоспевший жандарм хватает женщину за горло, в ответ слышится хрип и восклицания людей, видящих это зрелище.

Постепенно следуя по главам, женщина не осознает: из обычной матери, сын которой находится в заключении, она превратилась в мать изменника. Краткое содержание сюжета произведения не позволяет полностью окунуться в круговорот проблем, нахлынувших на простую русскую героиню. Проблематика романа Горького «Мать» затрагивает широкую популярность революционных идей среди рабочего класса .

В качестве изображенного предмета автор показывает жизнь обычного человека, становящегося личностью, способного думать и размышлять. Произведение является социально-политической книгой, толкающей на выявление перспективной идеи зарождения упорной борьбы с угнетающим классом.

Краткое изложение романа Горького «Мать»

Разбор романа Максима Горького «Мать»

Вывод

Отдельно следует упомянуть, что главные герои романа Горького «Мать» были придуманы после знакомства с революционерами, из-за которого автору пришлось эмингрировать в Америку. Значение романа заключается в том, что автор писал для миллионов , он старался сделать так, чтобы его произведения были просты и понятны. Но, несмотря на это, после того как роман был написан и издан, Горький не был доволен своим произведением, так же, как и многими другими.

Образ Павла Власова

Роман "Мать" обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За "героической борьбой нового поколения революционеров" не замечали /или не хотели замечать/ живых людей, с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. И ведь именно внутренний духовный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведения которых признаны классикой мировой литературы. Односторонний подход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией, несомненно, не может удовлетворить современного читателя.

Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произведение, исследуя духовный мир героев. Так, лучшие чувства, возникающие в сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее. Но когда эта идея заслоняет собой все остальное, порабощая человека, она глушит в душе его те самые чувства, которые побудили его к служению ей.

Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени как безоговорочно положительный. Но именно в нём проявляется сильнее всего "одержимость идеей", именно здесь это явление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к своей, высокой цели, перерастая в фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как сыновья любовь, любовь к дому, к женщине. Жестоко, не по сыновьи, говорит он матери, что обречен умереть за свою идею, не хочет слушать её перед демонстрацией.

Образ Павла Власова - рабочего-революционера в значительной мере определяет новаторскую сущность романа М.Горького. В этом образе воплощен главный смысл исторического времени, те тенденции его, которые устремлены в будущее.

На наш взгляд, анализируя образ Павла нельзя ограничиваться лишь поисками ответа на вопрос: как обыкновенный рабочий парень овладевал теорией и практикой революционной борьбы? Ведь путь Павла связан с внутренним ростом, со становлением характера, с решительными изменениями в психологии рабочего человека.

Рассмотрим один из самых ярких эпизодов где в полную меру выявляется величие духа молодого революционера, сила его идейной убежденности, неколебимая целеустремленность. В романе "Мать" есть ситуация: в ходе первомайской демонстрации наступает момент, когда голова толпы "точно ударилась обо что-то": улицу преграждала серая стена солдат. От этой молчаливой, неподвижной стены на рабочих повеяло холодом, и люди попятились, стали отходить в сторону, прижимаясь к домам и заборам. Но по-прежнему четко и ясно звучал голос Павла.

"Товарищи! - говорил Павел. - Всю жизнь вперед - нам нет иной дороги!"

Рядом с Павлом на демонстрации его товарищи - люди, сознательно выбравшие путь борьбы, не дрогнувшие при встрече с солдатами. Почему же впереди все-таки Павел? Почему он настаивает на своем праве нести знамя? Конечно, не честолюбивыми соображениями руководствуется он при этом, а интересами дела, которому служит: он первый начал работу по воспитанию масс в слободке, он стоял во главе социал-демократического кружка, к нему шли за советом, в него поверили. Он представлял партию революционеров, и когда партия возглавила политическую борьбу рабочих, он должен был встать на самом видном и опасном месте. От этого зависело отношение рабочих к революционной пропаганде, ж той правде, которая для Павла была дороже жизни.

Первой заявкой на самостоятельность был протест против побоев отца. Четырнадцатилетний подросток остановил занесенную над его головой руку и твердо заявил: "Больше я не дамся...".

Более серьезным свидетельством рождения личности является неудовлетворенность привычной жизнью фабричной молодежи, поиск иной дороги. Когда Павел расскажет Ниловне, что читает запрещенные книги, что за это могут посадить в тюрьму, мать, сердцем измеряющая все беды, грозящие сыну, вздохнет: "Опасно ты переменился, о господи!"

Независимый, смелый ум и большое мужество нужны были, чтобы вопреки столетним традициям, вопреки правилам и обычаям, которым подчинялись и отцы и деды, уйти с торной дороги, выбрать трудный путь в царство справедливости. Не значило ли это сделать тот шаг вперед, который под силу лишь героическим натурам?

И всегда Павел будет готов пойти навстречу опасности во имя Правды, понятой им. Когда на фабрике возникнут волнения из-за "болотной копейки", Власов встанет рядом с директором и от имени рабочих громко потребует, чтобы распоряжение о вычете копейки было отменено. А ведь за это могли прогнать с работы, арестовать.

Когда ощетинившаяся штыками стена солдат "ровно и холодно" двинется навстречу демонстрантам и Андрей невольно рванется вперед, чтобы загородить Павла, тот резко потребует: "Иди рядом, товарищ!,.. Впереди - знамя!"

Когда товарищи предложили Павлу бежать из тюрьмы, он отверг этот план: ему надо было "встать во весь рост", открыто, во весь голос провозгласить лозунги социал-демократии, изложить программу своей партии.

Портрет Павла почти всегда дается через восприятие матери, которая, тревожась за него, все-таки не может не любоваться и не гордиться им: "Глаза сына горели красиво и светло", "Его голубые глаза, всегда серьезные и строгие, теперь горели так мягко и ласково", "он был красивее всех", "Мать смотрела в лицо ему и видела только глаза, гордые и смелые, жгучие", "видела лицо сына, его бронзовый лоб и глаза, горевшие ярким огнем веры". Изображение сына через восприятие матери - один из приемов выражения авторской позиции. Заражая читателя чувствами матери, заставляя его гордиться и восхищаться Павлом, Горький утверждает свой эстетический идеал.

Вглядываясь в портретные характеристики Павла, нельзя не заметить, что в них повторяются те же определения, которыми обрисован Данко.

В сердце Павла тоже горит огонь любви к людям, и главный мотив его деятельности тот же, что и у героя легенды - "Что сделаю я для людей?"

Герой горьковской легенды -- символ, отразивший жажду героического дела, которая все отчетливее ощущалась в передовом русском обществе, в пролетарской среде на рубеже двух веков.

В реальных жизненных обстоятельствах решимость изменить мир во имя торжества Правды и Справедливости приводила пролетариев к идеям социализма. В конкретных исторических условиях формировался новый тип деятеля - сознательного рабочего, борца за социализм. В романе "Мать" Горький создает реалистический образ рабочего-революционера, показывает героя нового времени в типических жизненных обстоятельствах. Характер Павла Власова дан в развитии, в становлении, во внутреннем росте.

Вот Павел слушает мягкие упреки матери и словно впервые видит ее, замученную работой, приниженную страхом преждевременно состарившуюся, и впервые задумывается над ее судьбой. Эта жалость к матери, думы о ее жизни так естественны, так по-человечески понятны. В то же время, может быть, с этого момента и начинается духовное пробуждение Павла, работа сознания, которая приведет его на революционный путь: от мыслей о страданиях близкого человека - к раздумьям о жизни рабочей слободки - к осознанию исторической роли класса, руками которого делается все.

Вот первая речь о правде. Очень хорошо в ней чувствуются и убежденность, и молодость Павла. Он говорит взволнованно, горячо, радуясь, что нашел слова, понятные матери, - "юная гордость силою слова возвышала его веру в себя".

А после неудачной попытки организовать стачку Павел ходит сумрачный, усталый: "Молод, слабосилен я, - вот что! Не поверили мне, не пошли за моей правдой, - значит не умел я сказать ее!.." Но не отступает, верит: сегодня не поняли - завтра поймут. В общении с людьми, с массой рабочих он проверяет истинность знаний, полученных из книг, приобретает необходимый опыт, формируется как руководитель. И вот перед нами революционер со сложившимся мировоззрением, активный борец против существующего в мире зла. Его речь на суде не только зажигает, она убеждает неопровержимой логикой.

Среди приемов создания характера важную роль играют диалоги, споры, в которые невольно включается и читатель: сопоставляет позиции спорящих, вдумывается в высказанные ими мысли, отыскивает аргументы за или против. Одна из проблем, обсуждаемых на страницах романа, - сила разума и сердца. "Только разум освободит человека! - твердо сказал Павел". "Разум силы не дает! - возражал Рыбин громко и настойчиво. - Сердце дает силу - а не голова..."

Кто прав? В чем сила разума и в чем сила сердца?

Сила разума, в понимании Павла, - это прежде всего сила передовых общественных идей, революционной теории, которая позволяет увидеть глубинные процессы жизни, понять ее закономерности, словно прожектором, освещает путь в будущее. Однако передовые теории не плод холодных выкладок ума. Они появляются на основе тяжкого опыта многих поколений, зачастую оплачиваются подвигом самоотречения, бескорыстными жертвами.

Ниловна, думая о людях, которые "за народ страдают, в тюрьмы идут и в Сибирь", говорит: "Любят они! Вот они чисто любят!" И за Павлом пошли рабочие, потому что сердце его обращено к ним.

Выше отмечалось, что Павел часто предстает перед читателем, освещенный материнской любовью, и таким образом автор выражает свое отношение к герою. Но материнское восприятие сына и его дела проверяется еще мнением народным: в нем признали своего вожака рабочие слободки, его судьба волнует собравшихся у здания суда незнакомых матери людей, его имя с гордостью и восхищением произносят члены рабочих кружков в городе ("Он первый открыто поднял знамя нашей партии!"), листовки с его словом жадно выхватывают из рук Ниловны люди на вокзале.

В романе нет любовной интриги, которая зачастую была двигателем сюжета в известных учащимся русских романах XIX века. Однако вопрос о том, какое место в жизни революционера занимает любовь и семья, не раз возникает в ходе повествования о жизни Павла и его товарищей.

Человек, выбравший путь борьбы, должен знать, что ждет его семью, его детей, должен найти силы, чтобы перенести тоску по любимым и страх за них. Не меньше нравственных сил нужно и для того, чтобы, превыше всего поставив дело, отказаться от семьи. Но такое самоотречение вовсе не говорит об ущербности, о сердечной глухоте. Не на многих страницах романа речь идет о любви, но от этих страниц идет свет высокой человечности, нравственной чистоты. Целомудренна и строга любовь Павла и Сашеньки. Редки и скупы слова, в которых прорывается сдерживаемая нежность, зато эти слова драгоценны, так как подлинны. Тревожась за здоровье и за жизнь Павла, Сашенька понимает, что для него важней всего дело, и, разрешив себе немного помечтать о том, как она поселится в Сибири вместе с Павлом и, может быть, дети будут, она возвращается к действительности, готовая к новым расставаниям: ведь Павел не будет жить в Сибири, он обязательно уйдет, чтобы продолжать, борьбу. "Он не должен считаться со мной, и я не буду стеснять его. Мне будет тяжело расстаться с ним, но, разумеется, я справлюсь".

Как видим образ Павла - это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой. И он выбирает идею… Поэтому образ Павла Власова на наш взгляд трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им самим.

Образ Андрея Находки

Осмысливая характер Павла, невозможно обойти Андрея Находку. Поставив этих героев рядом, писатель побуждает читателей сравнивать, сопоставлять их, а через это сопоставление глубже постигается смысл художественной картины и заключенная в ней оценка жизненных явлений.

Находка обычно нравится читателям. Он проще, понятнее, чем Павел.

Читатели обычно хорошо представляют внешний облик Андрея: нескладная длинная фигура, в которой было что-то забавное и располагающее к себе, круглая стриженая голова, мягкий свет голубых глаз и улыбку, такая широкая, что казалось, будто и "уши подвинулись к затылку". Находка привлекает читателей сердечностью, чуткостью, внимательным отношением к людям, готовностью помочь им.

Находка отвергает мир, в котором торжествуют злоба и ненависть. Он живет мечтой о том времени, когда на земле не будет войн, вражды, жестокости, лжи, "когда люди станут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда перед другим". Но разве это плохо, что в душе его так ясно, так ощутимо живет представление "о будущем празднике для всех на земле", что ему так хочется видеть людей добрыми, сильными, свободными и гордыми? Ведь именно эта светлая мечта, то "удивительное", что есть в его душе, делает его сильным и стойким, помогает на тернистом революционном пути.

Мы видим, как страдает Находка от того, что не помешал убийству мерзкого и жалкого шпиона Исайки, его сердце восстает против жестокости. Однако тут же Андрей говорит, что ради товарищей, ради дела он все может: "Если на пути честных стоит Иуда, ждет их предать - я буду сам Иуда, когда не уничтожу его!"

Он знает, что революция не будет бескровной, что победить можно лишь с оружием в руках, и в этой борьбе не место жалости к врагам народа: ведь "каждая капля их крови заранее омыта озерами народных слез..."

В романе Находка показан как последовательный и стойкий борец. Уже не раз он подвергался преследованиям, немало дней провел в тюрьмах, но не отступил, не испугался опасности. Никто из товарищей Находки не сомневается в чистоте, искренность его убеждений, в его надежности и верности. Об этом мягком и добром человеке Рыбин отзывается так: "Иной раз слушаю я, как он на фабрике говорит, и думаю - этого не сомнешь, его только смерть одолеет. Жилистый человек!"

Павел и Андрей - два разных характера. Однако они не противопоставляются писателем. Что лежит в основе крепкой дружбы этих, очень разных людей? Конечно, симпатия, интерес к другому человеку, потребность в общении с ним может возникнуть и безотчетно. Но настоящая дружба требует взаимного понимания, сходства основных жизненных позиций. Павел и Андрей единомышленники, соратники. Между ними часто возникают споры, но в спорах лишь укрепляется общность их взглядов. В главном они понимают друг друга и друг другу верят. Они везде рядом. Во время первомайской демонстрации Андрей готов нести знамя, чтобы главный удар принять на себя. И хоть Павел отстоял свое право идти впереди, Находка не отстает от него. В общем хоре голосов, поющих революционную песню, мягкий и сильный голос Андрея сливается с густым, басовитым голосом Павла. Вместе идут они на грозно ощетинившуюся шеренгу солдат. "Пока мы вместе - мы всюду пойдем рядом, - так и знайте!" - говорит Андрей Ниловне.

Может быть, самый трогательный момент в истории их отношений -"объяснение в дружбе" после того, как Андрей "дал трепку" Павлу, резким словом обидевшему мать (гл. XXIII первой части). Павел, смущенный, признает свою вину, растрогана Ниловна, в сердце которой ненадолго задержалась обида на сына. Потрясенный силой материнской любви, Андрей по-особому остро ощущает, как дороги ему эти люди - и сын, и мать. И вот наступает минута полного душевного единения, когда три сердца, переполненные любовью и благодарностью, сливаются в одно. Андрей "взглянул на мать и сына немного покрасневшими глазами и, мигая, негромко сказал:

Два тела - одна душа... В контексте произведения и этим образом, как и вообще сюжетной линией "Павел и Андрей", утверждается единство трудящихся разных наций, то интернациональное братство, о котором с таким воодушевлением говорили на занятиях кружка товарищи Павла Власова.

Две судьбы, тесно переплетшиеся в сюжете романа, развернутые почти с одинаковой полнотой, наводят на мысль, что оба героя необходимы в звучании основной темы - темы революции. Упорство и воля Павла, его ум, стремящийся понять причины всех явлений, отыскивающий в пестроте фактов связующую нить, железная логика его обвинений дополняются горячей устремленностью Андрея в будущее, его яркой мечтой о царстве доброты сердечной.

Если образом Павла писатель доказывает закономерность революции и достижимость будущего, то главный смысл образа Находки в том, чтобы перед читателями ощутимо, конкретно предстал во всей своей социалистический идеал, образ будущего.

Образ Пелагеи Ниловны

Центральным образом романа "Мать" является образ Пелагеи. Ниловна участвует во всех событиях романа. Название романа и вытекает из такой композиционной роли образа. Именно ей "поручено" сердцем судить и Рыбина, и Федю Мазина, и Софью. Её оценки людей в романе необыкновенно; она чувствует то, что ещё не видят другие; Её "сны" в романе - тонки и символичны. В романе "Мать" Горький показывает процесс обогащения естественной любви матери к своему детинцу чувством духовной близости. С образом матери связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький берет самый трудный вариант этого воскрешения. Во-первых, Ниловне - 45 - "бабий век", для женщины того времени это было много. Взять трудный вариант перерождения старого человека с уже сложившейся судьбой и характером. Во-вторых, Горький избирает в качестве своей героини женщину религиозную; писатель видит в вере матери определенную систему ценностей, взглядов на мир, помогающая ей жить; поэтому она так боится разрушения своей веры в бога. Значит, процесс перерождения матери связан с изменениями мировосприятия. В-третьих, Ниловна - женщина, а по традиционным представлениям роль женщины ограничивалась семьей и детьми, и это тоже осложняет её включение в активную деятельность. Главный источник процесса перерождения - материнская любовь. Из желания быть ближе к сыну или, по крайней мере, не рассердить его, вырастает стремление понять его и помочь ему. Но это только начало, затем её захватила сама идея. Судьба Ниловны - доказательство плодотворности революционных идей.

Главное изменение в Ниловне - преодоление страха перед жизнью. В ней жил страх перед новым обликом своего сына. Участие в делах сына, расширение круга знакомств помогает ей лучше понять и полюбить людей. Именно эта любовь, доброжелательность приводят Ниловну к тому, что она перестаёт бояться людей. Она становиться матерью для всех своих близких друзей и даже далеких людей. Душевное состояние Ниловны видно в её портретах: "Была она высокая, немного сутулая, её тело, разбитое тяжелой работой и побоями мужа, двигалась бесшумно и как-то боком, точно она боялась задеть что-то… Вся она была мягкая, печальная, покорная…".

Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила её материнской любви удерживает Павла от полного погружения и фанатическое безумие. Именно в образе матери наиболее органично соединились вера в высокую цель и богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры. Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель для фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Заметим, что Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, сколько опасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются все истинные духовные ценности.

Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним образом.

Крестьянство в романе

Одной из главных смысло- и сюжетообразующих идей романа является мысль о единении людей в революционной борьбе.

Важной стороной единения людей в революционном деле является преодоление недоверия к человеку, особенно у людей разных социальных групп, прежде всего недоверие рабочих и крестьян к интеллментам. Горький трезво видит возникающие в ходе революционного процесса сложности, чутьём художника предугадывает пути их преодоления.

Тема крестьянства занимала Горького, потому что Россия исконно крестьянской страной, встаёт на путь революционной борьбы и вносит в эту борьбу традиции крестьянской идеологии и поведения.

В разговоре Павла и Андрея ярко проявляется горьковское отношение к данному: "Мы должны идти нашей дорогой, ни на шаг не отступая в сторону" - твёрдо сказал Павел.

И наткнуться в пути на несколько десятков миллионов людей, которые встретят нас, как врагов…

Мать понимала, что Павел не любит крестьян, а хохол заступается за них, доказывает, что и мужиков добру учить надо… Она больше понимала Андрея, и он казался ей правым…"

В качестве центрального образа Горький избирает Михаила Рыбина, казалось бы, нетипичную для крестьян фигуру: он рабочий, который уже нашёл свой место в рабочей среде. Но Рыбин имеет типично крестьянскую психологию, не переделанную даже должным пребыванием в городе, Горький ставит его, в центр "крестьянских" событий.

В романе рельефно создан внешний облик Рыбина: солидный, степенный мужик с горящими пронзительными глазами и черной бородой, он вызывает и уважение, и одновременно опаску.

Каждое слово Рыбина взвешено и наполнено внутренней силой. Рыбин любит людей, которые "не смерив не прыгают", - так говорит он о Павле. Именно эта внутренняя сила и значительность заставляют окружающих слушать его и позволяют стать пропагандистом среди крестьян. Рыбин за каждое слово платит дорогую эмоциональную цену. Верно говорит Рыбин, что "не в голове, а в сердце начало!..", "сердце дает силу, - а не голову".

У Рыбина своеобразный взгляд на человека. В начале романа он исходит из недоверия к людям вообще. Человек, по мнению Рыбина, "недобры", в нем много злобы, обид, "зазубрин", которые мешают тому, чтобы люди могли соединиться вместе. Рыбин не без основания полагает, что "своё", в узком значении этого слова, слишком дорого людям и, не видя перспективы, они могут отказываться от большого обогащения себя в будущим во имя "куцего" настоящего. На этом он строит свои рассуждения, когда не удается стачка из-за "болотной копейки". Идеал Рыбина - нравственное обновление человека путем страдания, которое дает ему право воздействовать на других.

Но на своем пути к обновлению Рыбин, ратующий за справедливость, готов использовать формы и методы отнюдь не из арсенала совести. Постепенно Рыбин преодолевает свое недоверие к человеку и разуму. Именно он просит у Павла и берет у Ниловны книги и листовки для крестьян, с помощью книг воздействуя на их сознание.

Сила образа Рыбина в его неодномерности, непрямолинейности. писатель отчетливо обнажает в нем власть земли, столь сильную в мужике. Горький дает Рыбину трудную и сложную судьбу не только в предыстории, но и в сюжете романа. И это закономерно, поскольку у разных людей разный путь к революции. У таких как Рыбин он не мог быть простым. Горький вел своих героев к революции каждого своим путем.

Важно найти в рыбине и в крестьянах общечеловеческое и вечное. Психологически крестьянам важно иметь предшественников и последователей, чтобы включаться в новое. Только единицы способны прокладывать дорогу (Павел). Путь Рыбина и многих других к революции иной, чем у Павла.

Они идут не через книжные идеи к "делу", а через "дело" - к книге. Им важнее убедиться в фактах и создать теорию. Им важно иметь собственный угол зрения - чужой опыт, трижды хороший, не так им важен, как свое, выстраданное. Сложности пути таких людей в революцию нельзя не учитывать.

Примечательны образы мужика Петра, пришедшего послушать Ниловну после ареста Рыбина, он пойдет по пути революции до конца.

Любопытно, как Горький рисует деревенские пейзажи. Казалось бы после городских сцен, деревенские пейзажи должны быть светлыми. Однако этого нет. Мрачные картины природы более точно вписываются в общую идейно-художественную концепцию горьковского мировосприятия

Изображение старого мира в романе "Мать"

Одна из ключевых проблем анализа, наиболее тесно соприкасающаяся с устремлениями современного человека - тема становления личности.

Для горького одним из стимулов ее постановки был наблюдаемый им в России процесс "разрушения личности" в условиях капитализма, когда рабом частной собственности становится большинство людей от верхов до низов.

В романе "Мать" Горький опирается на свой художественный опыт.

Горький отмечает, что и в большом капиталистическом городе, и в рабочей слободке человек - раб. Важно выделить несколько групп врагов в романе. Ведь этот мир "не стеринен". Первая группа - царь, губернский прокурор, судьи, офицеры, сотские, солдаты, шпики.

Вторая группа - люди из той же сферы, что и главные герои романа, но защищающие идеологию господствующего класса, - мастер Вавилов, шпион Исайк горбов, трактирщик Бегунцов.

Характерно, что первая группа остается безымянной, а врагам "из низов" даётся фамилия. Кроме этих персонажей, есть безымянная среда людей, враждебно или настороженно встречающих деятельность революционеров. Нужно отметить, что в романе, кроме реальных фигур, есть ещё один образ врага, собирательный, - то, что думают и говорят о врагах Павел, Андрей, Николай Весовщиков, Рыбин, Самойлов - образ врага в сознании революционеров. Это важно для понимания романа.

Все изображенные Горьким "враги" и их прислужники показаны именно как "механические люди", части государственной машины: жандарм, судья, прокурор, царь. У всех есть функции: судить, арестовывать, следить, но они не личности "даже лица у них стерты".

В описании врагов не случайно преобладают детали внешнего облика, наиболее заметные, наблюдаемые поверхностно, усы, борода, шашка, шпоры. Серый цвет пыли сопровождает описание врагов. Этим Горький подчеркивает выморочность врагов. Ни у одного из них мы не видим души, ни у одного не показан внутренний мир. Душа у них словно съедена. При капитализме постоянно происходит "убийство души" так это называет Павел.

Злобу к врагам и страх за себя, спокойное, равнодушное, даже ленивое исполнение своих обязанностей вот что отмечает горький у служителей капитала. У них нет большой идеи, воодушевляющей их.

Ни в творчестве самого Горького до 1905 года, ни в творчестве какого-либо другого русского или зарубежного писателя еще не было такого проникновенного изображения процесса обновления души, такого тонкого раскрытия всех нюансов становления нового революционного сознания, какие мы находим в романе “Мать”.

Сказанное относится в первую очередь к образу Ниловны. Она – основной, главный персонаж романа. Решающее значение этого образа в структуре книги видно уже из ее названия.

Самым замечательным в истории Ниловны представляется

гармоническое соединение темы материнского сердца с темой социальной и политической.

Перед нами развертывается своего рода психологическая хроника.

И сколько душевных нюансов запечатлено в ней! Тихая и покорная печаль женщины, забитой опустившимся, одичавшим мужем; такая же покорная и мучительная грусть, вызванная тем, что юноша-сын как будто бы двинулся по отцовскому – дикому и бесчеловечному – пути; первые в жизни радости, испытанные ею, когда сын сумел преодолеть дешевые соблазны хмельных и диких развлечений; затем новая тревога материнского сердца при виде того, что сын “сосредоточенно и упрямо

выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни”… Автор не торопится. Он знает, что мгновенных обновлений души не бывает, И перед нами проходит день за днем в жизни матери; мы наблюдаем и ее сомнения, и возникавшее в отдельные минуты отчуждение от сына и от его друзей – и наблюдаем, как постепенно формируются в ее духовном мире новые настроения и понятия. И каким сложным, каким богатым оказывается ее духовный мир!

В романе Горького извечное приобретает новый смысл и новую остроту, ибо оно показано в сложнейшем драматическом социальном контексте; а идейные искания и прозрения женщины конца XIX – начала XX века становятся трепетно-живыми, потому что они пронизаны извечным светом материнского чувства.

О наступлении новой исторической эпохи и новой литературной эпохи возвестил миру и образ Павла Власова, не столь насыщенный психологическими нюансами, как образ Матери, но тоже обаятельный, монументальный, исполненный глубокого значения. Это был первый в мировой литературе образ политического вожака рабочих, несущего в массы идеи научного социализма, организующего массы для живого, практического, революционного дела.

Образ Павла, как и образ Матери, нарисован одновременно и в Трезво-реалистических и в приподнято-романтических тонах. Эти краски подсказаны писателю самой жизнью. Революционная борьба рабочего класса требовала научного постижения социальной действительности, строгого учета всех ее факторов, и она же требовала того духовного подъема, того энтузиазма, без которых была бы невозможна победа. Поэтому Павел Власов показан как трезвый аналитик, как человек в высшей степени сдержанный, доходящий в понимании своего долга до “монашеской суровости”, и он же показан в драматические минуты своей жизни, когда ему хотелось “бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде”. Читая такие строки, мы вспоминаем Данко. Но если герой легенды был трагически одинок, то герой романа силен своей все крепнущей связью с рабочим коллективом, с передовой интеллигенцией. Настала эпоха исторического творчества самых широких слоев трудящихся – рабочих и крестьян, эпоха, выдвинувшая совсем новый тип героя. И это прекрасно показано в романе.

Новаторство Горького проявилось и в раскрытии тех благотворных изменений, которые были привнесены социалистическим идеалом в семейные отношения. Мы видим, как возникает и развивается дружба Пелагеи Власовой и Павла Власова, дружба, которую породили не только материнская любовь и сыновняя любовь, но и совместное участие в великом историческом деле. Сложнейшая диалектика отношений этих двух замечательных людей очень тонко и проникновенно раскрыта Горьким. Павел оказывает сильное духовное воздействие на Ниловну. Общение с сыном заново открывает ей глаза на мир. Однако и она влияет на сына. И ее влияние, как показывает с помощью тонких психологических и житейских нюансов Горький, было не менее значительным. Может быть, даже более значительным! Общение с Матерью было для сурового, на первых порах несколько прямолинейного и резковатого Павла школой сердечной доброты, скромности и такта. Он стал мягче по отношению к близким людям, его душа стала более гибкой, чуткой и мудрой. Он достиг благодаря общению с Матерью той высокой человечности, без которой немыслим подлинный революционер.

Источники:

    Горький М. Избранное/ Предисл. Н. Н. Жегалова; Ил. Б. А. Дехтерева.- М.: Дет. лит., 1985.- 686 с., ил., 9 л. ил.Аннотация: В том вошли избранные произведения М. Горького: повести “Детство” И “В людях”, рассказы “Макар Чудра”, “Челкаш”, “Песня о Соколе”, “Однажды осенью”, “Коновалов”, “Бывшие люди” и др.

    Другие работы по этой теме:

  1. Павел (Власов Павел Михайлович) – сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. Прототипом персонажа послужил сормовский рабочий П. Заломов. В то же время...
  2. Совершенно иной образ – образ Пелагеи Ниловны, матери Павла. В первой части романа мы видим забитую, угнетенную жизнью женщину, которая безумно любит своего непохожего на...
  3. Горький написал “Мать” в исключительно короткий срок. Первые наброски романа, сделанные в 1903 году, исчезли во время обыска. Снова приступив к работе в июле 1906...
  4. Люди, изображенные в романе “Мать”, разделены на два лагеря, до конца враждебных друг другу. Они стоят на противоположных сторонах баррикады классовой борьбы: с одной стороны...
  5. Поздние произведения Горького написаны в жанре социалистического реализма. Сейчас люди скептически относятся к социалистическому прошлому нашей страны, но такие романы, как “Мать”, показывают социалистов-революционеров с...
  6. Роман называется “Мать”. Тем самым Горький подчеркивает особую важность для понимания идейного значения романа образа матери Павла Власова – Ниловны. На примере ее жизни Горький...

Ни в творчестве самого Горького до 1905 года, ни в творчестве какого-либо другого русского или зарубежного писателя еще не было такого проникновенного изображения процесса обновления души, такого тонкого раскрытия всех нюансов становления нового революционного сознания, какие мы находим в романе «Мать».

Сказанное относится в первую очередь к образу Ниловны. Она - основной, главный персонаж романа. Решающее значение этого образа в структуре книги видно уже из ее названия.

Самым замечательным в истории Ниловны представляется гармоническое соединение темы материнского сердца с темой социальной и политической.

Перед нами развертывается своего рода психологическая хроника. И сколько душевных нюансов запечатлено в ней! Тихая и покорная печаль женщины, забитой опустившимся, одичавшим мужем; такая же покорная и мучительная грусть, вызванная тем, что юноша-сын как будто бы двинулся по отцовскому - дикому и бесчеловечному - пути; первые в жизни радости, испытанные ею, когда сын сумел преодолеть дешевые соблазны хмельных и диких развлечений; затем новая тревога материнского сердца при виде того, что сын «сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни»...

Автор не торопится. Он знает, что мгновенных обновлений души не бывает, И перед нами проходит день за днем в жизни матери; мы наблюдаем и ее сомнения, и возникавшее в отдельные минуты отчуждение от сына и от его друзей - и наблюдаем, как постепенно формируются в ее духовном мире новые настроения и понятия. И каким сложным, каким богатым оказывается ее духовный мир!

В романе Горького извечное приобретает новый смысл и новую остроту, ибо оно показано в сложнейшем драматическом социальном контексте; а идейные искания и прозрения женщины конца XIX - начала XX века становятся трепетно-живыми, потому что они пронизаны извечным светом материнского чувства.

О наступлении новой исторической эпохи и новой литературной эпохи возвестил миру и образ Павла Власова, не столь насыщенный психологическими нюансами, как образ Матери, но тоже обаятельный, монументальный, исполненный глубокого значения. Это был первый в мировой литературе образ политического вожака рабочих, несущего в массы идеи научного социализма, организующего массы для живого, практического, революционного дела.

Образ Павла, как и образ Матери, нарисован одновременно и в Трезво-реалистических и в приподнято-романтических тонах. Эти краски подсказаны писателю самой жизнью. Революционная борьба рабочего класса требовала научного постижения социальной действительности, строгого учета всех ее факторов, и она же требовала того духовного подъема, того энтузиазма, без которых была бы невозможна победа. Поэтому Павел Власов показан как трезвый аналитик, как человек в высшей степени сдержанный, доходящий в понимании своего долга до «монашеской суровости», и он же показан в драматические минуты своей жизни, когда ему хотелось «бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде». Читая такие строки, мы вспоминаем Данко. Но если герой легенды был трагически одинок, то герой романа силен своей все крепнущей связью с рабочим коллективом, с передовой интеллигенцией. Настала эпоха исторического творчества самых широких слоев трудящихся - рабочих и крестьян, эпоха, выдвинувшая совсем новый тип героя. И это прекрасно показано в романе.

Новаторство Горького проявилось и в раскрытии тех благотворных изменений, которые были привнесены социалистическим идеалом в семейные отношения. Мы видим, как возникает и развивается дружба Пелагеи Власовой и Павла Власова, дружба, которую породили не только материнская любовь и сыновняя любовь, но и совместное участие в великом историческом деле. Сложнейшая диалектика отношений этих двух замечательных людей очень тонко и проникновенно раскрыта Горьким. Павел оказывает сильное духовное воздействие на Ниловну. Общение с сыном заново открывает ей глаза на мир. Однако и она влияет на сына. И ее влияние, как показывает с помощью тонких психологических и житейских нюансов Горький, было не менее значительным. Может быть, даже более значительным! Общение с Матерью было для сурового, на первых порах несколько прямолинейного и резковатого Павла школой сердечной доброты, скромности и такта. Он стал мягче по отношению к близким людям, его душа стала более гибкой, чуткой и мудрой. Он достиг благодаря общению с Матерью той высокой человечности, без которой немыслим подлинный революционер.

Источники:

  • Горький М. Избранное/ Предисл. Н. Н. Жегалова; Ил. Б. А. Дехтерева.- М.: Дет. лит., 1985.- 686 с., ил., 9 л. ил.
  • Аннотация : В том вошли избранные произведения М. Горького: повести «Детство» И «В людях», рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Однажды осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и др.

Люди, изображенные в романе «Мать», разделены на два лагеря, до конца враждебных друг другу. Они стоят на противоположных сторонах баррикады классовой борьбы: с одной стороны - рабочие, революционная интеллигенция, пришедшая к рабочему классу и при-несшая ему революционную теорию марксизма, крестьянство, организуемое рабочим классом и объединяющееся с ним для борьбы; с другой стороны - представители господствующих, эксплуататорских классов: директор фабрики, лавочники, жандармский офицер, издевающийся над матерью, становой пристав, избивающий Рыбина, судьи, защищающие власть фабрикантов. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Павла Власова в романе Мать. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Они все вместе противостоят революции, полны ненависти к ней, стремятся задушить ее в самом зародыше.

В борьбе за освобождение крепнут и растут лучшие черты человеческого характера. Сжато и сильно рисует Горький этот рост рабочего человека вместе с ростом революционного движения.

Каждый образ, связанный с рабочей средой, выполняет в романе свою особую роль, имеет свое особое значение. Отец Павла Власова принадлежит к наиболее отсталым представителям старшего поколения рабочих. Он сломлен жестокой капиталистической эксплуатацией, которая высосала из него все жизненные силы. Представительница этого поколения и Ниловна - мать Павла. Лишь связь с революционной молодежью, пример сына помогают ей найти подлинную цель жизни, присоединиться к делу борьбы за ее переустрой-ство.

Любовно рисует Горький образы самоотверженных революционеров- Павла Власова и его товарищей по борьбе: рабочих Андрея Находку, Самойлова, Сизова, Николая Весовщикова и многих других.

Рабочий революционный кружок, участниками которого были Павел Власов, Андрей Находка, Сизов и другие рабочие, ставил большие политические задачи. Горький его явно противопоставляет распространенным в конце 90-х годов социал-демократическим кружкам, на которых сказывалось буржуазное влияние «экономизма». Как и в революционном кружке сормовских рабочих, с которым был связан Горький, работа кружка Павла Власова имела боевой, большевистский характер. Агитация среди крестьянства, расширение револю-ционного влияния на широкие массы рабочих, укрепление связи с руководящими социал-демократическими подпольными организациями, листовки, выпускаемые не только с целью борьбы против злоупотреблений на фабрике, но и против всей системы капитализма и самодержавия, изучение революционного движения за рубежом - все это говорит о политических революционных задачах, которые ставил перед собой рабочий кружок, изображенный в романе «Мать».

Павел Власов - представитель нового поколения рабочих. Простой рабочий паренек, мечты которого ограничены хорошей одеждой, воскресными развлечениями в кругу товарищей, - таков Павел в начале романа. Но знакомство с идеями социализма преображает его, открывает высокую цель - служение народу. Эта цель будит все силы его могучего духа.

Первая неудавшаяся попытка в деле с «болотной копейкой» поднять рабочих против «хозяев» не разочаровывает Павла ни в правоте своего дела, ни в силах рабочих и в их способности к борьбе. Он приходит домой «сумрачный, усталый, странно обеспокоенный». Ему обидно не за рабочих, а за себя. «Не поверили мне, не пошли за моей правдой, - значит - не умел я сказать ее!..» - говорит он матери. А когда мать, желая утешить, тихонько сказала: «Ты - погоди! Сегодня не поняли - завтра поймут...», он с глубоким убеждением восклицает: «Должны понять!»

Глубокая уверенность в правоте своего дела, целеустремленность всей жизни к борьбе за правое дело, убежденность в конечной победе - наиболее характерные черты Павла Власова.

Когда солдаты, присланные для разгона и подавления первомайской демонстрации, возглавленной Павлом, двинулись на толпу, он с глубоким убеждением восклицает: «Товарищи!.. Солдаты такие же люди, как мы. Они не будут бить нас. За что бить? За то, что мы несем правду, нужную всем? Ведь эта правда и для них нужна. Пока они не понимают этого, но уже близко время, когда и они станут рядом с нами, когда они пойдут не под знаменем грабехсей и убийств, а под нашим знаменем свободы. И для того, чтобы она поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед. Вперед, товарищи! Всегда - вперед!»

Вся жизнь Павла - движение вперед трудным путем революционной борьбы. Он знает, чем грозит ему вступление на этот путь. Он готов отказаться от личного счастья, он предупреждает мать, что впереди его ждет тюрьма, быть может и смерть.

Готовясь к демонстрации, Павел решает сам нести знамя. На предложение уступить другому это право он отвечает решительным «нет!» Во время демонстрации Андрей Находка выходит вперед, чтобы заслонить своим телом идущего со знаменем Павла от солдатских штыков, но Павел бросает ему: «Рядом! Не имеешь права! Впереди - знамя!»

Павел Власов - человек огромной внутренней красоты и силы; мужество, воля, благородство, способность к подвигу - все эти лучшие человеческие качества у Павла и его товарищей подчинены самой высокой цели - служению родному народу. Они находят выс-шее счастье в самоотверженной революционной борьбе.

Среди товарищей Павла Горький показывает различных по уровню развития и стойкости в борьбе рабочих.

Андрею Находке не хватает воли и собранности Павла, он не до конца осознал всю суровость тех испытаний, которым должен подвергнуть себя всякий вступивший на путь революции. Николай Весовщиков - молодой рабочий, только что пришедший в ряды борцов за революцию. В нем еще нет партийной дисциплинированности, он способен на анархические, необдуманные поступки, которые могут вредить общему делу. Партийное руководство со стороны таких стойких и выдержанных революционеров, как Павел Власов, помогает ему стать настоящим бойцом революции.

О времени, когда развертываются события романа, В. И. Ленин писал: «Мы переживаем крайне важный момент в истории русского рабочего движения... Последние годы характеризуются поразительно быстрым распространением социал-демократических идей среди нашей интеллигенции, а навстречу этому течению общественной мысли идет самостоятельно возникшее движение промышленного пролетариата, который начинает объединяться и бороться против своих угнетателей, начинает с жадностью стремиться к социализму».

На живом примере деятельности Павла, его товарищей и идущих рука об руку с ними Саши; Наташи, Николая Ивановича и Софьи Горький осветил в своем романе эту важную сторону революционного движения и показал связь рабочих с революционной интеллигенцией, которая несла в рабочую массу учение Маркса.

В романе отразились различные моменты революционной борьбы рабочего класса: подпольная работа (кружки самообразования, печатание и распространение прокламаций, нелегальных изданий, конспиративные собрания, революционная пропаганда в деревне, среди крестьян), использование экономических столкновений рабочих с предпринимателями для политической борьбы (выступление против сбора «болотной копейки»), призыв к стачке, организация демонстраций, использование царского суда как трибуны для революционной пропаганды.

В романе отчетливо показана руководящая роль партии в рабочем движении. В Павле Власове и его товарищах, в Егоре Ивановиче и Софье мы видим большевиков - по их поведению, по тому, как разрешают они важнейшие вопросы руководства революционным движением рабочих и крестьян. В освещении этих вопросов в романе прежде всего сказалась большевистская позиция самого Горького.

По-большевистски решен в романе очень важный вопрос об участии и роли крестьянства в назревшей революции. Ленин в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905) писал: «Последовательным борцом за демократизм может быть только пролетариат. Победоносным борцом за демократизм он может оказаться лишь при том условии, если к его революционной борьбе присоединится Масса крестьянства».

Горький в романе «Мать» раскрыл, что рабочее движение оказывает свое влияние и на крестьянство. В ряде образов крестьян - Рыбина, Игната, Ефима, Савелия, Татьяны, Степана и Петра Рябинина - изображена растущая в крестьянстве сила сопротивления угнетателям.

Характерно отношение крестьян к избиению Рыбина становым приставом: «Толпа враждебно загудела, закачалась, надвигаясь на станового, он заметил это, отскочил и выхватил шашку из ножен. «Вы так? Бунтовать? A-а?.. Вот оно что?..» - кричит пристав. Вместо арестованного Рыбина агитационную литературу у Ниловны забирает Петр Рябинин. «Книжки нам требуются... Место всему найдем!.. Случай так сказать, удивительный!.. - говорит он. - В одном месте порвалось, в другом захлестнулось! Ничего! Л газета, мамаша, хорошая, и дело свое она делает - протирает глаза!»

В своем романе Горький говорил о неудержимом росте в народе солидарности с рабочим классом. Безмолвное сочувствие видит Ниловна в глазах людей, окруживших ее плотным кольцом в момент ареста: «...глаза ее не угасали и видели много других глаз - они горели знакомым ей смелым, острым огнем - родным ее сердцу огнем». И призывно звучат слова матери, обращенные к собравшемуся народу: «Собирай, народ, силы свои во единую силу!»

В продолжение темы:
Математика

Цель: познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем разных животных. Задачи: сформировать у учащихся представление...

Новые статьи
/
Популярные