Презентация на тему «Немецкая классическая философия. Презентация "немецкая классическая философия" презентация к уроку Скачать презентацию классическая немецкая философия


Немецкая философия конца XVIII первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем: разработка диалектического мировоззрения; немецкая классическая философия значительно обогатила логико - теоретический аппарат; рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.


Иммануил Кант () - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Он соединил в себе, как никто другой, спекулятивную оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия считается вершиной всей истории философии до XX века.


Иммануил Кант Все творчество Канта условно делится на два периода: докритический и критический. I этап (годы) Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью, 1) разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности (« Всеобщая естественная история и теория неба », 1755 г.), 2) выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения; 3) выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете. II этап (начинается с 1770 или с х гг.) занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.


Этика Иммануила Канта Этическое учение Канта изложено в « Критике практического разума ». Существует две формулировки категорического императива: « Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»; « Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда как к средству ». В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения: Человек как явление; Человек как вещь в себе.


Гегель Георг Вильгельм Фридрих (27 августа 1770, Штутгарт 14 ноября 1831, Берлин) немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Основные труды: « Наука логики » « Феноменология духа » « Основания философии права » « Философия истории » « Философия религии » « Философская пропедевтика »


Философия Гегеля Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. По Гегелю абсолютна идея в своем развитии проходит три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в " стихии чистого мышления " - Логика; 2) развитие идеи в форме " инобытия ", т. е. в форме природы - Философия природы; 3) развитие идеи в мышлении и истории - Философия духа.


Логический метод Гегеля Логический метод Гегеля Гегелевский метод состоит в последовательном порождении понятий друг другом. Очевидно, он должен иметь начало: должно существовать некое первичное понятие, категория, из которой можно было бы последовательно вывести все прочие категории и которая в то же время сама уже не была бы опосредована, определена ничем другим. Такой категорией является бытие. Начало должно быть едино и зависеть только от самого себя. Начало не может иметь определений, так как еще нет ничего, через что его можно было бы определить, нет никакого другого. Гегель называет свой метод спекуляцией. Гегель начинает движение своего метода, в процессе которого будет последовательно порождено все богатство философской теории и, шире, цветущее многообразие всего универсума.


Людвиг Андреас фон Фейербах () выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. Основные труды: « История новой философии от Бэкона до Спинозы » (1833) « Мысли о смерти и бессмертии » (1830) « Сущность религии » « Основы философии будущего »


Философия Фейербаха Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: « Бог был моей первой мыслью, разум второй, человек третьей и последней ». Фейербах убеждён, что чувственность единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания.


Антропологический материализм Фейербаха Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого » Я ».


Маркс и Энгельс Карл Ге́нрих Маркс () немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике теорию прибавочной стоимости, в политике теорию классовой борьбы Фри́дрих Э́нгельс () немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.


Диалектический материализм Маркса и Энгельса Диалектический материализм философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени. Согласно диалектическому материализму, материя единственная основа мира, сознание свойство материи, движение и развитие мира результат преодоления его внутренних противоречий. Диалектический материализм является составной частью марксистской теории, а не самостоятельным философским учением.


Принципы материализма 1) принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление); 2) принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; (« Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание ». К. Маркс, « К критике политической экономии ») 3) принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно - производственная практика; 4) принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов; 5) принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества; 6) принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой общества с другой.


Термины Априори - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Категорический императив понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и необходимое единство этих принципов. Логика наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Абсолют - термин, обозначающий то, что невозможно понять Идея мысленный прообраз какого - либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. В философии умопостигаемый и вечный прообраз реальности.


Термины Абсолютный дух - в философской системе Гегеля конечное звено развития духа, проходящего через этапы. Диалектика Гегеля логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.

Тема 7. Немецкая классическая философия Характерные черты и представители немецкой классической философии. И.Кант как родоначальник немецкой классической философии. Философская система Г.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Литература: Гегель Ф. Наука логики. Гегель Ф. Философия истории. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. Кант И. Основы метафизики нравственности. Кант И. Познание. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Мир философии: книга для чтения: в 2 ч. М., 1991 (философские тексты: Кант, Гегель, Фейербах). Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991. С.303-461. Фейербах А. Лекции о сущности религии. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. С.269317. Немецкая классическая философия возникла в последней трети XVIII в. –и продолжалось до первой трети XIX в. Главным отличием становится логикоцентризм. Характерные черты и новаторство в немецкой классической философии: преемственность по отношению к идеям просвещения и философское новаторство; критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности; идея познавательной активности субъекта; обоснование моральной и правовой автономии личности; идеи единства мира, тождества субъекта и объекта; принцип единства противоположностей; систематика принципов и категорий диалектики; идея исторической закономерности; принцип историзма; трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека. Представители немецкой классической философии: Иммануил Кант (1724-1804); Иоганн Фихте (1762-1814); Фридрих Шеллинг (1775-1854); Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831); Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872). Иммануил Кант – родоначальник немецкой классической философии Основные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»; Все творчество И.Канта можно разделить на два периода: докритический (до нач. 70-хгг.) и критический (нач. 70-х гг.) В докритическом периоде исследовал проблемы бытия, природы, естествознания. В критическом периоде – проблемы познания, логики, этики, социальной философии, искусства и др. Разработал последовательную философскую систему и дал ответ на вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» «Что я могу знать?» И. Кант отвечает на этот вопрос отрицательно – «мир в принципе непознаваем». Познавательные способности человеческого разума ограничены. Попытка выйти за рамки собственного познания приводит неразрешимым противоречиям – антиномиям. Классификация видов знания: апостериорное, априорное, «вещь в себе». Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность. Структура чистого разума: апр и ор ная апр и ор ная апр и ор ны е ф ор м а ф ор м а ф ор м ы ч увственности р ассудка р азум а пр остр анство вр ем я категор и и категор и и категор и и категор и и коли ч ества кач ества отнош ени я м одаль ности «Что я должен делать?» Отвечая на вопрос, И.Кант создал этику долженствования. Моральные нормы должны носить всеобщий и необходимый характер; Категорический императив – это объективный принцип, принудительные повеления, предписывающие человеку поступки, которые хороши сами по себе, без учета возможных целей и обстоятельств. «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству». Нравственным может быть назван только тот поступок, который совершен во имя самого долга, а не ради удовольствия, счастья, успеха. Георг Вильгельм Фридрих Гегель Разорванность мира терзает мне сердце Отправлюсь с бедою к профессору немцу Он знает как мир свести воедино – Создаст он понятную всем картину из колпака и лоскутьев халата Г.Гейне Основные труды: «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия природы», «Философия права» и др. Автор теории объективного идеализма, стержневым понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух. Создал диалектический метод, выделил категории и законы диалектики. Дал оригинальную периодизацию истории человечества. Принцип тождества мышления и бытия. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового духа (или абсолютной идеи). Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом всего мира. Философия духа: 1. Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека; 2. Объективный дух – «дух общества в целом»: семья, гражданское общество, государство. 3. Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действующая истина: искусство, религия, философия. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения». Г.Гегель. Диалектика основывается на универсальных законах развития мира. Закон – это такие существенные, необходимые и устойчивые связи между явлениями, которые вызывают определенное течение событий. Существуют три закона диалектики: закон единства и противоречия противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Категории всеобщие понятия, в которых воспроизводятся предельно общие связи и отношения бытия: возможность и действительность, явление и сущность, тождество и различие, часть и целое. Антропологический материализм Людвига Фейербаха Основные труды: Сущность христианства», «Сущность религии», «Вопросы о бессмертии души». Критика идеализма предшественников и обоснование материализма; Родина материализма – медицина; Материалистическое объяснение Бога, природы и человека; Истина, действительность и чувственность тождественны; Путь к истине – это познание целостного человека; Бог – плод воображения человека, не что иное отчужденная сущность человека; На место любви к Богу мы должны поставить любовь к человеку, на место веры в Бога – веру человека в самого себя.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема Немецкая классическая философия Характерные черты и представители немецкой классической философии. И.Кант как родоначальник немецкой классической философии. Философская система Г.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

2 слайд

Описание слайда:

Литература: Гегель Ф. Наука логики. Гегель Ф. Философия истории. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. Кант И. Основы метафизики нравственности. Кант И. Познание. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Мир философии: книга для чтения: в 2 ч. М., 1991 (философские тексты: Кант, Гегель, Фейербах). Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991. С.303-461. Фейербах А. Лекции о сущности религии. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. С.269-317.

3 слайд

Описание слайда:

Немецкая классическая философия возникла в последней трети XVIII в. –и продолжалось до первой трети XIX в. Главным отличием становится логикоцентризм. Характерные черты и новаторство в немецкой классической философии: преемственность по отношению к идеям просвещения и философское новаторство; критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности; идея познавательной активности субъекта; обоснование моральной и правовой автономии личности; идеи единства мира, тождества субъекта и объекта; принцип единства противоположностей; систематика принципов и категорий диалектики; идея исторической закономерности; принцип историзма; трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека.

4 слайд

Описание слайда:

Представители немецкой классической философии: Иммануил Кант (1724-1804); Иоганн Фихте (1762-1814); Фридрих Шеллинг (1775-1854); Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831); Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872).

5 слайд

Описание слайда:

Иммануил Кант – родоначальник немецкой классической философии Основные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»; Все творчество И.Канта можно разделить на два периода: докритический (до нач. 70-хгг.) и критический (нач. 70-х гг.) В докритическом периоде исследовал проблемы бытия, природы, естествознания. В критическом периоде – проблемы познания, логики, этики, социальной философии, искусства и др. Разработал последовательную философскую систему и дал ответ на вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?»

6 слайд

Описание слайда:

«Что я могу знать?» И. Кант отвечает на этот вопрос отрицательно – «мир в принципе непознаваем». Познавательные способности человеческого разума ограничены. Попытка выйти за рамки собственного познания приводит неразрешимым противоречиям – антиномиям. Классификация видов знания: апостериорное, априорное, «вещь в себе». Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

«Что я должен делать?» Отвечая на вопрос, И.Кант создал этику долженствования. Моральные нормы должны носить всеобщий и необходимый характер; Категорический императив – это объективный принцип, принудительные повеления, предписывающие человеку поступки, которые хороши сами по себе, без учета возможных целей и обстоятельств. «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству». Нравственным может быть назван только тот поступок, который совершен во имя самого долга, а не ради удовольствия, счастья, успеха.

9 слайд

Описание слайда:

Георг Вильгельм Фридрих Гегель Разорванность мира терзает мне сердце Отправлюсь с бедою к профессору немцу Он знает как мир свести воедино – Создаст он понятную всем картину из колпака и лоскутьев халата Г.Гейне Основные труды: «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия природы», «Философия права» и др. Автор теории объективного идеализма, стержневым понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух. Создал диалектический метод, выделил категории и законы диалектики. Дал оригинальную периодизацию истории человечества. Принцип тождества мышления и бытия.

10 слайд

Описание слайда:

Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового духа (или абсолютной идеи). Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом всего мира. Философия духа: Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека; Объективный дух – «дух общества в целом»: семья, гражданское общество, государство. Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действующая истина: искусство, религия, философия.

11 слайд

Описание слайда:

«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения». Г.Гегель. Диалектика основывается на универсальных законах развития мира. Закон – это такие существенные, необходимые и устойчивые связи между явлениями, которые вызывают определенное течение событий. Существуют три закона диалектики: закон единства и противоречия противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Категории всеобщие понятия, в которых воспроизводятся предельно общие связи и отношения бытия: возможность и действительность, явление и сущность, тождество и различие, часть и целое.

12 слайд

Описание слайда:

Антропологический материализм Людвига Фейербаха Основные труды: Сущность христианства», «Сущность религии», «Вопросы о бессмертии души». Критика идеализма предшественников и обоснование материализма; Родина материализма – медицина; Материалистическое объяснение Бога, природы и человека; Истина, действительность и чувственность тождественны; Путь к истине – это познание целостного человека; Бог – плод воображения человека, не что иное отчужденная сущность человека; На место любви к Богу мы должны поставить любовь к человеку, на место веры в Бога – веру человека в самого себя.

Литература Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., – С Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., – С Философия: учебник / под ред. Э.Ф.Караваева. – М., 2004 Философия: учебник / под ред. Э.Ф.Караваева. – М., 2004 ВВФ. – Ч.1. – М., – С ВВФ. – Ч.1. – М., – С


Крупнейшими представителями немецкой классической философии были пять мыслителей: Иммануил Кант (), Иоганн Готлиб Фихте (), Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (), Георг Вильгельм Фридрих Гегель () и Людвиг Фейербах ().


Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Учёба в Кёнигбергском университете () Учёба в Кёнигбергском университете () «Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете () «Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете () «Критический период»: профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете () «Критический период»: профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете () Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге Иммануил Кант () Кёнигсберг


Иммануил Кант () Всеобщая естественная история и теория неба (1755) Критика чистого разума (1781/1787) Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783) Основы метафизики нравственности (1785) Критика практического разума (1788) Основные сочинения




В докритический период своего научного творчества Кант читает лекции и публикует труды по естественным наукам – прежде всего географии и астрономии, а также по некоторым вопросам философии. Самая важная работа этого периода – «Всеобщая естественная история и теория неба».


Критический период творчества И.Канта «Критика чистого разума» «Критика чистого разума» «Критика практического разума» «Критика практического разума» «Критика способности суждения» «Критика способности суждения» В основе критической философии лежат два фундаментальных понятия: вещь–в–себе (или ноумен, сущность) и вещь–для–нас (или феномен, явление)




Созерцание На ступени созерцания хаос ощущений, которые возникают в органах чувств под воздействием вещей-в-себе, упорядочивается с помощью пространства и времени. На ступени созерцания хаос ощущений, которые возникают в органах чувств под воздействием вещей-в-себе, упорядочивается с помощью пространства и времени. Кант вводит знаменитое понятие, которое после него стало широко использоваться в научном языке – понятие априорности (во всех языках мира оно часто приводится по-латыни – a priori). Кант вводит знаменитое понятие, которое после него стало широко использоваться в научном языке – понятие априорности (во всех языках мира оно часто приводится по-латыни – a priori).


Рассудок На ступени рассудка материал чувственного опыта подвергается дальнейшему упорядочиванию – теперь с помощью так называемых априорных логических категорий. К ним отнесены 16 традиционных категорий философии – качество, количество, отношение, единство, множество, реальность, отрицание, субстанция, причина и другие. На ступени рассудка материал чувственного опыта подвергается дальнейшему упорядочиванию – теперь с помощью так называемых априорных логических категорий. К ним отнесены 16 традиционных категорий философии – качество, количество, отношение, единство, множество, реальность, отрицание, субстанция, причина и другие.


Трансцендентальная диалектика Идеи чистого разума Идеи (категории, расширенные до безусловного) Душа МирБог Абсолютное единство мыслящего субъекта Абсолютное единство ряда условий явлений Абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще Безусловное категорического синтеза в субъекте Безусловное гипотетического синтеза в объекте Безусловное разделительного синтеза в системе


Разум Разум обладает априорным стремлением к единству и завершенности мысли, неистребимым желанием познать сущность внешнего мира. Разум обладает априорным стремлением к единству и завершенности мысли, неистребимым желанием познать сущность внешнего мира. Три идеи, объясняющие этот мир. Три идеи, объясняющие этот мир.


Антиномии чистого разума 1. Тезис: Мир конечен в пространстве и во времени. Антитезис: Мир бесконечен в пространстве и во времени. 2. Тезис: Мир состоит из простых частей. Антитезис: Мир делим до бесконечности. 3. Тезис: В мире все существует по необходимости. Антитезис: В мире есть свобода. 4. Тезис: В мире есть абсолютно необходимое существо как часть или причина мира. Антитезис: В мире нет такого существа.


Трансцендентный мир «вещей в себе» остаётся за границами научного познания. Трансцендентальная диалектика Общий вывод Мир опыта (явлений) Метафизика как наука о трансцендентных сущностях невозможна. Поэтому границы опыта суть границы научного знания. Априорные формы нашего разума применимы лишь к явлениям.


Критика практического разума Категорический императив Императив (лат. imperativus, повелительный) – требование, приказ, закон. Нравственные предписания Максимы Императивы Гипотетические императивы Категорический императив личные принципы поведения общезначимые предписания условные принципы поведения безусловный принцип поведения


Категорический императив Формальная законосообразность Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы. Первая формулировка категорического императива








Род. 27 августа 1770 г. в Штутгарте Род. 27 августа 1770 г. в Штутгарте Учёба в Тюбингенском университете () Учёба в Тюбингенском университете () Преподавание в Йенском университете () Преподавание в Йенском университете () Директор гимназии в Нюрнберге () Директор гимназии в Нюрнберге () Преподавание в Гейдельбергском университете () Преподавание в Гейдельбергском университете () Преподавание в Берлинском университете () Преподавание в Берлинском университете () Ум. 14 ноября 1831 г. в Берлине Ум. 14 ноября 1831 г. в Берлине Георг Вильгельм Фридрих Гегель () Штутгарт Тюбинген Йена Нюрнберг Гейдельберг Берлин


Георг Вильгельм Фридрих Гегель () Феноменология духа (1807) Феноменология духа (1807) Наука логики (1812, 1813, 1816) Наука логики (1812, 1813, 1816) Энциклопедия философских наук (1817) Энциклопедия философских наук (1817) Основные сочинения


Гегель Абсолютный идеализм Основные принципы философии Гегеля Тождество субстанции и субъекта Действительность как процесс саморазвития Структура абсолютной реальности (система Гегеля) Логика (дух «в себе») Природа (инобытие духа) Дух («в себе и для себя») Диалектика (метод Гегеля) Соотношение между системой и методом Противоречие между системой и методом Панлогизм Гегеля и классический рационализм Принцип и законы диалектики Единство противоположностей Переход количественных изменений в качественные Отрицание отрицания


Три основных закона диалектики: перехода количественных изменений в качественные и обратно, перехода количественных изменений в качественные и обратно, единства и борьбы противоположностей (или закон противоречия), единства и борьбы противоположностей (или закон противоречия), отрицания отрицания. отрицания отрицания.









Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм Классический рационализм Панлогизм Гегеля Субъект и объект познания функционируют по одним и тем же законам. Мир понятен разуму, потому что он разумен. Мир понятен разуму, потому что он и есть Разум. Субъект и объект познания совпадают, а процесс познания и есть, в сущности, процесс становления этого разумного мира.


Основа мира – Абсолютная Идея Ее развитие – самопознание. Ее развитие – самопознание. Идея постоянно стремится к самопознанию. Идея постоянно стремится к самопознанию. Ради него она создает систему понятий, с помощью которых функционирует мышление (ступень Логики), мир вещей и предметов (ступень Природы) и в конце концов человека, с помощью которого мировой дух познает, изучает мир и самого себя (ступень Духа). Ради него она создает систему понятий, с помощью которых функционирует мышление (ступень Логики), мир вещей и предметов (ступень Природы) и в конце концов человека, с помощью которого мировой дух познает, изучает мир и самого себя (ступень Духа).


Диалектика (метод Гегеля) Противоречие между системой и методом … Гегель вынужден был строить систему, а философская система, по установившемуся порядку, должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который подчёркивает, что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический (resp.: исторический) процесс, видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию абсолютной идеи и объявляет, что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – ВЕРШИНА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Иммануил Кант Иоганн Готлиб Фихте Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг Георг Вильгельм Фридрих Гегель Конец 18 – 1 половина 19 века. Немецкая классическая философия – синтез предшествующих философских поисков Нового времени.

2 слайд

Описание слайда:

Творчество Канта делится на 2 периода – докритический (до 1770 г.) и критический. В докритический период интересы Канта носят естественнонаучный характер. Написал трактат «Всеобщая история и теория неба», в которой сформулировал теорию происхождения Вселенной из первоначальной туманности. Сформулировал 3 вопроса философии: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» 1770 г. – переход к воззрениям критического периода под влиянием работ Д. Юма. «Юм пробудил меня от догматической спячки» (И. Кант). Вопрос Юма о том, что стоит за впечатлениями, которые получает человек, есть ли за ними объективная реальность, заставили Канта задуматься о вопросах познания. 1781 г. – работа «Критика чистого разума» («чистый» в терминологии Канта – теоретический, не связанный с практическими целями). ИММАНУИЛКАНТ (1724-1804) Основатель немецкой классической философии. Профессор университета в г. Кенигсберг (сейчас – Калининград).

3 слайд

Описание слайда:

И. Кант начинает рассуждения с традиционного для Нового времени вопроса – как возможна подлинная наука. Кант отвергает ссылки на опыт и эксперимент, т.к. НАШ УМ ПОЗНАЁТ МИР НЕ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ, А ТАКИМ, КАКИМ ОН ЯВЛЯЕТСЯ НАМ. Кант делит знания на две категории АПРИОРНЫЕ (предшествующие опыту) АПОСТЕРИОРНЫЕ (приобретённые опытным путём) Априорные знания – основа научного познания, апостериорные – залог его развития и обновления.

4 слайд

Описание слайда:

«ЧТО Я МОГУ ЗНАТЬ?» ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА наука метафизика (философия)

5 слайд

Описание слайда:

АНТИНОМИИ РАЗУМА Каждую из частей антиномии можно доказать, не нарушая законов логики. Поэтому метафизика невозможна как рациональная наука. Человек не может познать мир таким, каков он есть на самом деле. Это – «вещь в себе», а познать можно только явления – феномены. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Мир бесконечен во времени и пространстве Любая сложная вещь состоит простых частей В мире нет ничего простого, не существует предела делимости Всё в мире совершается по природной необходимости, свободы нет В мире существует свобода Существует Бог как причина мира Бога нет ни в мире, ни вне его

6 слайд

Описание слайда:

ТРАДИЦИОННАЯ СХЕМА ПОЗНАНИЯ Сознание человека (познающий субъект) Мир Познание как отражение «КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ» КАНТА Сознание человека (познающий субъект) Вещь в себе Познание как набрасывание сетки априорных категорий на явления Явления

7 слайд

Описание слайда:

ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАНТ С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ОЧЕРТИЛ ГРАНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ, А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ПОКАЗАЛ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И АКТИВНОСТЬ.

8 слайд

Описание слайда:

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НЕ МОЖЕТ РАЗРЕШИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ, НЕ ВПАДАЯ В АНТИНОМИИ, ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДМЕТОМ ВЕРЫ. ЧТО Я ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ? «Критика практического разума» (1788 г.) Практический разум – тот, которым люди руководствуются в своих действиях. В произведении Кант исследует основы морали. Сформулировал всеобщий моральный закон – категорический императив (т.е. требование): «Поступай так, чтобы максима (т.е. предписание) твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства» «Человек человеку всегда цель, но никогда – средство».

9 слайд

Описание слайда:

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВОВ КАНТ РАЗЛИЧАЕТ 2 ТИПА ПОСТУПКОВ Легальные (внешне соответствуют требованиям морали, но совершаются ради удовольствия, выгоды и т.п.) Моральные (совершаются исключительно из чувства долга, уважения к нравственному закону)

10 слайд

Описание слайда:

Только долг, а не какой-либо иной мотив (склонность и пр.) придает поступку моральный характер. «…Имеются некоторые столь участливо настроенные души, что они и без всякого другого тщеславного или корыстолюбивого побудительного мотива находят внутреннее удовольствие в том, чтобы распространять вокруг себя радость, и им приятно удовлетворенность других, поскольку она дело их рук. Но я утверждаю, что в этом случае всякий такой поступок, как бы он ни сообразовывался с долгом и как бы он ни был приятным, все же не имеет никакой нравственной ценности» (И. Кант).

В продолжение темы:
Биология

Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых...

Новые статьи
/
Популярные