Церковь сошествия святого духа у пречистенских ворот. Храм святого духа сошествия в марьиной роще и его история Церковь на лазаревском кладбище


На мой взгляд, одним из интереснейших храмов, построенных в Москве в конце XVIII века за пределами Камер-Коллежского вала, является церковь Сошествия Святого Духа в Марьиной роще .

Эта церковь, которую можно отнести к раннему классицизму (хотя элементы барокко, несомненно, так же присутствуют) имеет богатую и интересную историю, уходящую корнями в середину XVIII века, поэтому она интересна не только с архитектурной точки зрения.

Лазаревское кладбище

В 1758 году императрица Елизавета Петровна распорядилась об учреждении в Москве за пределами городской черты первого в первопрестольной общегородского кладбища, предназначавшегося для захоронения бедняков, нищих, бездомных бродяг и прочих люмпенов, в том числе и преступников.
Местом для этого была избрана Марьина роща .

Впрочем, в Марьиной роще и прежде хоронили всякого рода безродных людей, поскольку мест для них на московских кладбищах при церковных приходах и монастырях давно уже не было. Да и сама эта, тогда ещё подмосковная, местность пользовалась не самой лучшей славой (даже во второй половине XIX века о ее населении говорили так: «В Марьиной роще - люди проще»).

Да что там XIX век! Помните, как в культовом фильме режиссера С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя», снятого по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия», уголовник по кличке Кирпич (замечательная роль С. Садальского), отвечает на вопрос Жеглова (В. Высоцкий) о месте, где может скрываться Фокс: «Мало ли «малин» в Марьиной роще!»? А ведь действие в фильме происходит в 1945 году.

Один из самых высоких уровней преступности и, соответственно, концентрации криминального элемента в ближайшем к Москве предместье (впрочем, и в самой Москве таких мест хватало, достаточно вспомнить хотя бы Хитровку) делал Марьину рощу одним из самых подходящих мест для «божедомки» - так называли места захоронения всяческих отбросов общества, бедняков и неопознанных трупов, которых часто закапывали в общих могилах. Поэтому выбор московскими властями именно Марьиной рощи для организации общегородского погоста для представителей низших слоев московского общества нисколько не удивителен.


Но какими бы не были «клиенты» этого кладбища, по православным традициям их нужно было отпевать. Для этого на кладбище выстроили скромную деревянную церковь в честь Воскрешения праведного Лазаря (того самого, которого Иисус воскресил через четыре дня после его смерти - см.: Ин.11:1-45). Эта церковь долго не просуществовала, но именно от нее и получило название кладбище в Марьиной роще.

Кстати, одна из улиц в непосредственной близости от этого кладбища, которого уже давно не существует, до сих пор называется Лазаревской . Те, кто считает, что она получила свое имя в честь знаменитого русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды, сильно заблуждаются.

Единственным в Москве кладбищем для бедных Лазаревское было недолго.
В 1770 году Москву поразила чума , эпидемия которой продолжалась до 1722 года. Этот страшный по своим последствиям мор, унесший жизни от 50 до 100 тысяч человек, описан многими очевидцами. Вот, например, воспоминания Иоганна Якоба Лерхе , одного из врачей, боровшихся с эпидемией: «Каждый день на улицах можно было видеть больных и мертвых, которых вывозили. Многие трупы лежали на улицах: люди либо падали мертвыми, либо трупы выбрасывали из домов».


Московская чума вызвала бунт, на усмирение которого императрицей Екатериной II был отправлен ее бывший фаворит Григорий Орлов .

И здесь он проявил себя наилучшим образом, не ограничившись карательными действиями по подавлению бунта. Им были предприняты вполне разумные меры по предотвращению распространения эпидемии, в том числе и организация специальных мест для захоронения тысяч ее жертв.
Так появились новые «божедомки» - Миусское кладбище, расположенное также как и прочие за пределами Камер-Коллежского вала, ныне считающееся престижным Ваганьковское и другие.
И, разумеется, большое количество трупов свозили на первую московскую «божедомку» - Лазаревское кладбище в Марьиной роще.
Территория Лазаревского кладбища «благодаря» чуме 1770-1772 гг. разрослась, и старый деревянный храм в честь Лазаря Четырехдневного перестал удовлетворять нужды всех, кто хотел помянуть своих умерших родных.

Современный храм

В 1782 - 1786 гг. на средства состоятельного купца, московского чиновника (с небольшим чином титулярного советника) Луки Ивановича Долгова был построен и освящен новый каменный трехстолпный храм Сошествия Святого Духа .
Этот меценат, отличавшийся большим "нищелюбием", не дожил до окончания строительства храма, он скончался в 1783 году, и финансирование строительства в память о муже продолжила его вдова Сусанна Филипповна.

Дом Л. И. Долгова , как это не удивительно, сохранился до наших дней (проспект Мира, д.16, стр.1):


Архитектором храма стал Елизвой Семенович Назаров (1747 - 1822), о котором хотелось бы рассказать несколько подробнее.
Крепостной крестьянин, принадлежавший помещице А. М. Атяевой, Елизвой Назаров рано проявил себя как талантливый человек, и получил вольную благодаря содействию знаменитого архитектора В. И. Баженова , определившего в 1767 году молодого крестьянина в архитектурные ученики к кремлевскому строению в Москве. С 1768 года он уже работал в «Экспедиции кремлевского строения» под руководством того же В. И. Баженова и М. Ф. Казакова . А в 1775 году достиг должности архитектора при московских департаментах Сената.

К числу строений Е. С. Назарова относятся:

- Странноприемный дом графа Шереметева (Шереметевская больница; ныне Институт скорой помощи им. Склифософского):


- Знаменская церковь Новоспасского монастыря:

- Дом Ф. Ф. Набилкова (проспект Мира, д. 50):


И, конечно же, церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище (ул. Советской Армии, д. 12, стр. 1).

Кстати, Е. С. Назаров был похоронен именно на Лазаревском кладбище.

Впрочем, вполне достоверной является версия, что проект храма принадлежит самому В. И. Баженову , а его ученик Е. С. Назаров был лишь смотрителем при возведении церкви.

В пользу этой версии говорит то, что В. И. Баженов был женат на дочери заказчика храма Л. И Долгова. Да и сама архитектура храма Сошествия Святого Духа более соответствует стилистике Баженова, нежели тем постройкам Назарова, в авторстве которых нет никаких сомнений.

Эскиз западного фасада храма:

Но независимо от того, кто именно являлся автором храма, он получился очень интересным. Он выполнен в виде круглой ротонды с двумя рядами окон (прямоугольными и круглыми), которая увенчана большим фонарем с шарообразной главкой и крестом.

Прямоугольная трапезная сначала была намного меньше той, которую мы видим теперь (она была увеличена в 1902 - 1904 гг. по проекту архитектора С. Ф. Вознесенского ).


С запада трапезная заканчивается четырехколонным портиком с двумя колокольнями по бокам.

Наличие двух симметричных колоколен более характерно для католических церквей, нежели для православных, что делает этот храм уникальным в архитектурном аспекте.

Храм был расписан итальянскими художниками Антонио Клаудо (автором сохранившихся фресок Донского монастыря) и Джованни Скотти .

После завершения строительства храма на Лазаревском кладбище статус этого погоста значительно повысился. В XIX веке это кладбище уже не было только лишь «божедомкой». Так на нем были похоронены С. Н. Сандунов (в 1820 г.), мать Ф. М. Достоевского (в 1837 г.), жена В. Г. Белинского (в 1890 г.) и художник В. М. Васнецов (в 1926 г.).

В 1917 году для храма, как и для всей страны, наступили трудные времена. Впрочем, проблемы начались еще до того как к власти пришли большевики.
С 1914 года в храме служил протоиерей Николай Александрович Скворцов , профессор Московской духовной академии, автор множества трудов по истории Москвы и ее памятников (в частности, ему принадлежит труд «Археология и топография Москвы». Архив Н. А. Скворцова хранится в РГБ).
В ночь с 14 на 15 августа он был убит вместе со своей женой в собственном доме при церкви. Ранее он собирал средства для организации детского приюта при храме. Эти деньги, видимо, и были целью убийц.

Богослужения в храме продолжались до начала 1930-х годов. Храм Сошествия Духа Святого был включен в список объектов, подлежащих сносу. Но его спасло то, что даже атеистическая власть не могла не признать его уникальность, и отнесла его к «памятникам архитектуры первой категории».


Впрочем, это не помешало совершенно варварски использовать здание церкви, в которой расположились общежитие, школа, а также мастерские Театра оперетты, что, конечно же, никак не могло способствовать сохранности храма.
Лишь в 1991 году храм был возвращен РПЦ, но даже после этого в нем еще несколько лет продолжала функционировать репетиционная сцена театра.


В настоящее время храм восстановлен полностью (по крайней мере, он сейчас внешне выглядит вполне достойно памятника, признанного объектом культурного наследия федерального значения).

А вот судьба Лазаревского кладбища была иной.

В 1934 году кладбище было закрыто, а еще через три года могилы сравняли с землей бульдозерами. На территории бывшего Лазаревского кладбища был устроен детский парк, ныне носящий название «Фестивальный» , а через часть кладбища сейчас проходит оживленная автомагистраль - Сущевский вал.

Детский парк на месте кладбища (фото 1936 г.):

Это только первая часть статьи о храме Сошествия Святого Духа в Марьиной роще.
Во второй части будут мои собственные фотографии этого храма в самых подробных деталях (благо, что я каждый день хожу мимо него на работу и обратно).

Так что, продолжение следует .
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.


Фото 1927 г. Площадь Пречистенских Ворот. Справа - Церковь Сошествия Святого Духа у Пречистенских Ворот.
Святодуховская церковь была одной из древнейших в Москве - первое упоминание о ней относится уже к 1493 году, когда в городе случился страшный пожар. Еще в середине XVII века здесь стоял деревянный храм во имя Св. Духа, а первый каменный появился в 1699 году, отстроенный тщанием стольника и полковника Б. Дементьева.



Фото 1881 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Современный вид .
Спустя столетие была выстроена новая каменная церковь, дожившая до революции, и в 1812 году в ней освятили придел во имя Покрова - оттого пречистенскую церковь часто называли Покровской. Прихожанами ее стали обыкновенные москвичи, жившие в тех окрестных местах, где каждый дом - история, а каждый человек - легенда.

В доме № 6 по той же правой стороне бульвара жил городской голова С. М. Третьяков, брат основателя знаменитой картинной галереи, сам собиравший живопись. Он поручил своему зятю, московскому архитектору А. С. Каминскому, женатому на сестре Третьяковых, перестроить дом на бульваре в русско-византийском стиле. А после смерти именитого домовладельца этот особняк в 1892 году купил не менее известный фабрикант и банкир Павел Рябушинский. И, по необычному совпадению, именно в этом доме на Пречистенском бульваре после 1917 года разместился революционный трибунал.

В Москве долгое время сохранялись приходские кладбища: при каждой церкви был свой небольшой погост, на котором хоронили местных жителей. Со времён Петра I предпринимались попытки запретить захоронения в городской черте, но лишь при императрице Елизавете произошли первые реальные изменения. В рамках постепенного упразднения приходских кладбищ (окончательно они перестанут использоваться только после московской эпидемии чумы 1770–1771 года) было создано специальное кладбище для непривилегированных сословий – то есть, попросту говоря, для бедных. В качестве места была выбрана территория возле Марьиной рощи, где и появилось первое общегородское кладбище, открытое в 1750 году. Как и полагается, при некрополе была устроена кладбищенская церковь для отпевания и поминовения усопших – небольшой деревянный храм во имя святого Лазаря Четверодневного. По нему и всё кладбище стало именоваться Лазаревским.

Вскоре деревянная церковь обветшала, требовалось заменить её более капитальным зданием. И в 1782 году появился новый храмоздатель – президент Московского магистрата, титулярный советник Лука Иванович Долгов (его дом сохранился на проспекте Мира, 16), получивший разрешение на свои средства соорудить вместо деревянной церкви каменный трёхпрестольный храм, а также богадельню при нём. После смерти Долгова в 1783 году попечение о возведении кладбищенского храма взяла на себя его вдова Сусанна Филипповна, при которой в 1787 году строительство было завершено. Лука Иванович был торжественно похоронен внутри церкви, его мраморное надгробие в виде ангелов, парящих над облаками, сохранялось в интерьерах до ХХ века. Интересно, что родной брат Луки Долгова, Афанасий Иванович Долгов, тоже стал храмоздателем: на его средства была перестроена на Большой Ордынке.

Главный престол храма был освящён в честь праздника Сошествия Святого Духа, а боковые приделы – во имя святого Лазаря (в память о старой церкви) и во имя святого апостола Луки (святого покровителя строителя храма – Луки Долгова).

Церковь строил архитектор Елизвой Назаров – автор целого ряда шедевров архитектуры классицизма в Москве. Есть, впрочем, версия, согласно которой Назаров лишь надзирал за строительными работами, а сам проект принадлежит – в пользу этого говорит тот факт, что Баженов был женат на дочери Долгова. Над интерьерами также трудились мастера своей эпохи: росписи выполнил итальянец Антонио Клаудо (он же был автором сохранившихся росписей Большого собора Донского монастыря), иконы для иконостаса создал его соотечественник Джованни Скотти. Главный храм выполнен в виде круглой ротонды с двумя рядами окон (прямоугольными и круглыми), которая увенчана большим круглым фонарём с шарообразной главкой и крестом. Прямоугольная трапезная, изначально бывшая короткой, с запада заканчивается четырёхколонным портиком с двумя колокольнями по бокам. Наличие двух симметричных колоколен более характерно для католических церквей, нежели для православных – это делает Духосошественский храм уникальным в архитектурном аспекте.

В начале ХХ века возникла необходимость существенно расширить храм. По проекту архитектора С.Ф. Воскресенского в 1902–1904 году трапезная была увеличена на запад более чем вдвое, боковые фасады получили пилястровые портики. При этом западная входная композиция, включавшая портик с колоннадой и двумя колокольнями, была обмерена, разобрана и восстановлена на новом месте. В результате общие черты храма остались прежние, но его пропорции сильно изменились.

С 1914 года в храме на Лазаревском кладбище служил протоиерей Николай Алексеевич Скворцов – известный священник, профессор Московской духовной академии, председатель Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения, автор множества трудов по истории Москвы и её памятников. Его перу принадлежит массивный труд «Археология и топография Москвы». В ночь с 14 на 15 июня 1917 года протоиерей Николай Скворцов был убит вместе со своей супругой в собственном доме при церкви: ранее он собирал средства для устройства детского приюта при храме – эти деньги и были целью убийц. Уникальный архив о. Николая сохранился и находится сегодня в Российской Государственной библиотеке.

В 1932 году храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище был закрыт для богослужений, его последний настоятель, протоиерей Иоанн Смирнов, был позднее расстрелян на Бутовском полигоне. В здании разместилось рабочее общежитие, а затем в него въехали мастерские Театра оперетты. В 1934 году началось уничтожение Лазаревского кладбища, закончившееся его полным исчезновением – на его месте был разбит парк «Фестивальный». Здание церкви внешне почти не изменилось, но уникальные интерьеры с лепниной и иконостасами оказались полностью уничтожены, а само пространство храма было разгорожено на два этажа. Лишь в 1991 году начался процесс передачи церкви Сошествия Святого Духа общине верующих, завершившийся через несколько лет. В 2000 году рядом с храмом освящена часовня в память обо всех погребённых на бывшем Лазаревском кладбище.

От посещения этого храма у меня остался неприятный осадок. Еще при подходе удивило то, что ранее прозрачная металлическая ограда "задрапирована" сплошным уродливым забором на манер дач "новых русских". Подумал, может там стройка какая.
  Дальше больше, захожу во двор, делаю вот эту фотографию, но тут подошел охранник и очень вежливо сказал что настоятель запретил фотографировать. Долго извинялся - было видно, что он сам смущен.
  Ничего подобного ни в России, ни за рубежом, я не видел. А ведь при советской власти храм был украшением парка, хоть и не действовал. Теперь не поймешь, то ли склад, то ли завод какой посреди парка.
  Я всегда был сторонником возвращения храмов церкви, но столкнувшись с подобным случаем, усомнился в целеесообразности этого, без введения закона ограничивающего подобное самоуправство вздорных батюшек.
  Полез в интернет посмотреть, что же это за настоятель такой дикий, может сектант какой или древний старец, который на склоне жизни..., ну понятно что бывает "на склоне жизни".
  И вот, на сайте http://www.spb-army.narod.ru/sob.htm нашел:
Наш собеседник - игумен Сергий (Рыбко) . Бывший хиппи, ныне настоятель храма сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище в Москве. Автор многих статей и книг, в том числе и книги о рок-музыке "Современная культура: сатанизм, или богоискательство?"
  .............................................................................................................
  Наш собеседник, иеромонах Сергий (Рыбко), в дни своей юности в конце 70-х был хорошо известен в московской СИСТЕМЕ (хиппи) под кличкой Юра-Террорист .
Задача нового раздела - рассказ о миссионерской деятельности настоятеля храма игумена Сергия (Рыбко) среди современной неформальной молодежи (хиппи, панков, рокеров). Здесь планируется разместить ссылки на интересные сайты, репортажи о поездках священника, беседы с интересными людьми.

  Вот те на! Там же предложение: "пишите письма, обсуждаем все вопросы". Написал: мол зачем же батюшка так то? Ответа, конечно, не получил. А что он мог ответить: "Моему ндраву не перечь, хочу и буду".

Все вышеописанное происходило в 2010 г. Наступил 2012 г., снова я пошел в храм и снова с фотоаппаратом (битому неймется). И о, чудо! Спокойно фотографировал, причем в присутствии какого-то батюшки. И хотя, уродливый сплошной забор остался, но прогресс налицо.
  И только я порадовался, хоть и малым, но шагам батюшки Рыбко к вменяемым горизонтам, как неугомонный батюшка опять отметился, на этот раз по крупному.

Игумен Сергий (Рыбко)


  Вот некоторые выдержки из прессы и интернета:
У входа в храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве висит листок бумаги с таким текстом: «Уважаемые прихожане! В связи с участившимися нападениями на храмы и осквернением православных святынь прошу обращать внимание на подозрительных посетителей. В случае намерения с их стороны каких-либо бесчинств, краж икон, мощей, особенно же попыток проникнуть на амвон и в алтарь, незамедлительно принимайте меры: громко зовите на помощь, обращайтесь к охранникам, не стесняйтесь своими силами остановить кощунников. Благословляю применять физическую силу. «Если кто-то при тебе бесчестит Царя Ангелов, освяти свою руку, ударив по нечестивым устам» (святитель Иоанн Златоуст). Мы не пацифисты и не толстовцы. Никто, кроме нас, не будет защищать наши святыни от нечестивцев и безбожников. Если сегодня мы не отстоим наши храмы, завтра их переделают в супермаркеты и автостоянки.
  Настоятель храма игумен Сергий (Рыбко)».

  Ну, насчет "супермаркетов и автостоянок", это он погорячился - как раз наоборот, сейчас музеи превращают в храмы. Но это мелочь. Главное вот здесь: "Благословляю применять физическую силу". Защищать, конечно надо, но вот беда какая - как определить "кощунство" ? Каждый сам будет это делать? Человек с фотоаппаратом или в джинсах или в коротком платье - это кощунство? Кому-то может показаться, особенно с не совсем трезвых глаз или по дурости, что именно так. И сразу "физическую силу" - батюшка благословил.
  А вот еще батюшкин перл:
"Вообще-то мы ожидаем помощи от государства, поскольку оно позиционирует себя как правовое. Но если такой помощи не будет, то ничего удивительного, что православные будут защищать свои храмы хотя бы и дубинами."
  Я, вот пенсионер. После более чем сороколетнего стажа получаю нищенскую пенсию. Если от государства помощи нет, благославляет ли меня батюшка воровать и грабить?
  Или вот еще: "Мы не пацифисты.." - то есть Христос нам не указ. Мне казалось, что он как раз и был первым пацифистом, пришедшим в мир наполненый злобой.
  В общем, как был Юра-Террорист, так и остался - видать игуменом Сергием быть просто выгоднее.
  Когда-то Валентин Гафт написал эпиграмму на коллегу-еврея: "Когда таким пути открыты, растут ряды антисемитов." Думается, когда открыты пути таким как Юра-Террорист, растут ряды противников РПЦ (не путать с Православием).

В 1846 году при игумении Аполлинарии (Шуваловой) белица Варвара Михайловна Головина, урожденная Львова, обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект богадельни был заказан известному архитектору М.Д. Быковскому.

В 1849 году начались строительные работы. Новый архитектурный комплекс состоял из двухъярусного однопрестольного одноглавого храма, соединявшимся переходом – трапезной с двухэтажной богадельней. Храм был выполнен из полнотелого кирпича, нижний этаж богадельни, где располагались кельи стариц и «службы» был каменным, а верх, где располагались ризница и покои госпожи Головиной – деревянный. Известно, что В.М. Головина, будучи искусной в живописи, сама участвовала в росписи храма.

В 1850 году, 24 октября, храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским в честь праздника Сошествия Святого Духа на апостолов.

В 1887 году при игумении Валентине принимается решение о реконструкции и расширении храмового комплекса. К южному фасаду храма было пристроено «каменное одноэтажное здание для устройства в нем келий» для сестер, ухаживающих за насельницами богадельни.

В 1902-1909 г-х были возведены пристройки для расположения сиротского приюта и церковно-приходской школы для девочек. В 1910 году приют был переведен в бывший трапезный корпус, а школа стала двухклассной.

В 1910 году по заказу игумении Марии были выполнены работы по реставрации, укреплению и обновлению внутренней росписи стен и иконостаса Духо-Сошественской церкви.

II этап. Разрушение храма, его назначение в советский период.

В 1918 году, в связи с революционными изменениями в Российском государстве монастырь как религиозная структура был закрыт, его церкви были объявлены приходскими и переданы общинам.

В 1926 году были закрыты все церкви Зачатьевского женского монастыря и весь комплекс окончательно перешел в ведении Наркомпроса.

В 1933 году с храма Сошествия Святого Духа был снят купол и проведена капитальная перестройка. Келья Головиной и богадельня были превращены в конторское учреждение.

В советский период здание храма использовалось различными учреждениями. В южной пристройке размещались мастерские художников–скульпторов – Ф.М. Согояна. и В.Ф. Согояна. Изнутри здание обшито новыми облицовочными материалами, планировка была искажена междуэтажными перекрытиями, выгородками по приспособлению, вырыты подвалы. Фирмой ООО «Стройтехинвест», многолетним арендатором, был устроен подземный переход, соединявший храм со старым трапезным корпусом. Среди арендаторов числились также финская строительная фирма и совместное советско-американское предприятие. (по данным осмотра 1993 г.)

III этап. Восстановление храма. Современное состояние.

В 1991 году при храме пророка Божия Илии в Обыденском пер. образуется Сестринство во имя иконы Божией Матери «Милостивая», своей целью поставившее возрождение древнейшей святыни столицы – Зачатьевского монастыря. В 1991-92 году выходят официальные постановления о безвозмездной передаче строений Зачатьевского монастыря Сестринству с распоряжением соответствующим структурам о содействии в выводе арендаторов. Следуют годы переписки, обращений в различные инстанции, встреч с различными официальными лицами. В это время сестры могли лишь на несколько минут зайти в храм, пропеть тропарь, кондак и величание празднику.

В 1999 году были получены ключи от пристройки к храму Сошествия Святого Духа.

В 2000 году был освобожден сам храм. Начались восстановительные работы. В это время было явлено первое чудо: обнаружен сохранившийся фрагмент запрестольного изображения – лик распятого Спасителя.

В реставрации храма принимали участие следующие организации: ЗАО «Элгад спецстрой», г.д. Кирносов И.В.; ЗАО «Клен АС», г.д. ОнацикА.Ф.,; ООО «Рес Дан», г.д. Данилин А.В.. Архитектурные работы были выполнены архитектором Могиновым Б.Г. В финансировании работ помощь оказывали государственные структуры, в т.ч. ГУОП г. Москвы, префектура ЦАО и частные благотворители.

В 2001 году было совершено первое богослужение — всенощное бдение под Духов день – престольный праздник храма.

В 2002 году к северному фасаду пристроена звонница как временное приспособительное сооружение. Возникло решение об устройстве в подвале Свято-Духовской церкви малого «пещерного» храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, были начаты восстановительные работы.

В 2003 году было завершено воссоздание купола над основным храмовым объемом и торжественно водружен крест. В южном объеме, бывших сестринских кельях, начаты работы по устройству придела в честь священномученика Владимира (Амбарцумова), новомученика, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 г.

В 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II были начаты работы по росписи храма. Роспись храма осуществлялась силами небольшой бригады иконописцев под руководством Марии Цех. В этом же году, под праздник Успения Божией Матери было совершено малое освящение нижнего храма. 24 ноября 2004 года в канун праздника Милостивой иконы Божией Матери, было совершено малое освящение храма Сошествия Святого Духа. С того времени в храме начинают совершаться регулярные богослужения.



Каменный иконостас выполнен в греческой традиции: равноконечный византийский крест, растительно-животный орнамент, каменные фигуры голубей, служащих кронштейнами для лампад, страусиные яйца в подвесках к лампадам. Роспись храма также соответствует стилю храмов в Греции и на Святой Земле. Все эти характерные черты, а также центральный хорос в греческом вкусе были выбраны в память о связи главной монастырской святыни – «Милостивой» иконы Божией Матери с древним образом Милостивой-Киккской иконы Пресвятой Богородицы, находящимся с XI века на о. Кипр в Киккском монастыре.

В 2005 году, 2 ноября было совершено малое освящение южного придела в честь священномученика Владимира, пресвитера Московского.

В настоящее время в храме Сошествия Святого Духа совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. В храме находится распятие с сохранившимся с дореволюционных времен ликом Спасителя и с частицей животворящего древа Креста Господня. В храме находится собрание частиц мощей Оптинских старцев и Киево-Печерских преподобных.

Храм Сошествия Святого Духа, Пасха 2013 г.

В продолжение темы:
Биология

Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых...

Новые статьи
/
Популярные