Частицы со значением ограничения. Учим русский язык. II. Определение темы урока

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - модальные (смысловые) и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал , если бы не пошел дождь.

Модальные (смысловые) частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это ;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь ;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну ;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).

Модальную (смысловую) частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий. Сравним: какой-то, где-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Морфологический разбор частицы

Частицы разбираются по следующему плану:

I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

II. Морфологические признаки: разряд по значению

Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы - и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.

Образец морфологического разбора частицы:

Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский).

I. Не - частица

II. неизменяемая, модальная (смысловая), отрицательная.

I. лишь - частица

I. только - частица

II. неизменяемая, модальная (смысловая), ограничительно-выделительная.

По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом:

I. бы - частица

II. неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.

Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"

Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.

Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.

По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).

Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.

Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.

В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.

Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...

Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:

БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);

ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).

Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).

Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.

И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.

Разряды частиц

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса

Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли

Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций

Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто

Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события

Вот, вот и, вон, это

Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания

Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет

Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов

Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и

Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой.

УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова

Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем

Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов

Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы

Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших.

СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения

Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь

Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Будто, будто бы, словно

Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море.

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо

Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо.

СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Якобы, мол, дескать, -де

Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет!

Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.

3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.

4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.

5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.

6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.

7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.

Частица — служебная часть речи, которая не имея своего вполне самостоятельного лексического значения, придает различные оттенки словам и предложениям или служит для создания форм слов.

Частицы не изменяются, не имеют самостоятельного лексического значения и не являются членами предложений, но могут входить в состав членов предложения.
Основная сфера использования частиц — устно-разговорная речь, художественная литература и публицистика с элементами разговорной речи. Использование в речи частиц придает высказываниям большую выразительность, эмоциональность. Избыточное употребление частиц ведет к засорению речи и потере смысловой точности.

Главная роль частиц (общее грамматическое значение) — вносить дополнительные оттенки в значения других слов, групп слов или предложений. Частицы уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы для более точного выражения содержания: «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало .» (Пушкин А.С. ) Уж — частица с усилительным значением .

Частицы возникли позднее других частей речи. По происхождению частицы связаны с разными частями речи: с наречиями (лишь, только, едва, уж, прямо и др.); с глаголами (пусть, пускай, давай, дай, было, бы, ведь, вишь и др.); с союзами (а, да, и, же и др.); с местоимениями (все, оно, что за, то, это, себе и др.), с междометиями (вон, ну и др.). Некоторые частицы не связаны с другими частями речи по происхождению: вот, ли, -ка и др.

В русском языке частиц немного. По частоте употребления они находятся в первой сотне самых используемых слов (так же, как и , союзы и некоторые местоимения). В эту сотню самых частотных слов входит 11 частиц (не, же, вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь ).

Сравнение с другими частями речи

По своему строению и функциям частицы сближаются с наречиями, союзами и междометиями.

Частицы отличаются от знаменательных частей речи тем, что не имеют лексических значений, поэтому частицы и не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения. От предлогов и союзов частицы отличаются тем, что не выражают грамматических отношений между словами и предложениями,т.е. частица никогда ничего не связывает.

При синтаксическом разборе частица выделяется вместе с тем словом, к которому относится или не выделяется вообще.

В науке о русском языке не существует единого мнения по классификации частиц. У разных авторов классификации могут различаться.

Разряды частиц.

По значению и роли в в предложении частицы делятся на разряды.

  • формообразующие,
  • отрицательные,
  • смысловые (модальные).

Формообразующие частицы

— частицы, которые участвуют в образовании некоторых форм различных частей речи (глаголов, прилагательных, наречий, имен состояния, местоимений).

  • Частицы, которые служат для образования форм наклонения глагола:
    • повелительного наклонения — да, пусть (пускай), давай (давайте) : да здравствует, пусть едет, давай(давайте) поедем;
    • сослагательного (условного) наклонения — бы(б): сказал бы , помог бы , надел б ; что бы не случилось.
      Частица бы(б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами: Я б в рабочие пошёл. Я хотел бы жить в Москве. Я сделал ещё бы лучше. Я бы ещё лучше сделал.

    Частицы бы, пусть, пускай, да, давай(давайте) являются частью глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются с ним. Формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается с глаголом при морфологическом разборе глагола как части речи .

  • Частицы, которые образуют формы степеней сравнения прилагательных, наречий, имен состояния — более, менее : более важный, менее важный; более интересно, менее скучно.
    Значение сравнительной степени может усиливаться частицами ещё и всё : ещё страшнее, всё интереснее.

При образовании форм частицы сближаются с морфемами: важнее (степень сравнения образована с помощью суффикса) — более важный (степень сравнения образована с пом. частицы).

Не являются частицами постфиксы -ся(-сь), -то, -либо, -нибудь и не, ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания. Следует различать частицу -то и -то : какой-то , куда-то ( ) — Я-то все знаю. (частица)

Замечание .

В комплексе Бабайцевой по русскому языку, у некоторых других авторов (Глазунова, Светлышева) предложен другой подход, где -то, -либо, -нибудь, кое — отнесены к словообразовательным частицам и образуют местоимения и наречия: кто — кто-то, кое-кто, кто-нибудь, кто-либо; какой — какой-то, какой-нибудь и т.д. К словообразовательным частицам отнесены и отрицательные частицы не и ни : кто — никтО, нЕкто; когда никогдА, нЕкогда и т.д. При этом частицы превращаются в .
С помощью частицы не образуются слова с противоположным значением: друг — недруг, счастье — несчастье.
Некоторые слова без не уже не существуют: ненастье, неряха, невежа, нельзя и др.
Эти вопросы стоит уточнить у Вашего учителя.

Отрицательные частицы

Не, ни — наиболее частотные частицы. Кроме того: нет, вовсе не, отнюдь не.

Частица НЕ играет основную роль при выражении отрицания, придает следующие значения:

  • отрицательное значение всему предложению: Не бывать этому.
  • отрицательное значение отдельному члену предложения: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.
  • положительное значение, утверждение (через двойное отрицание с не): не мог не помочь, т.е. должен был помочь; не мог не сказать.

Чаще всего отрицательная частица не входит в состав сказуемого: Ночью не было дождя. (не было — сказуемое) Я не знаю. (не знаю — сказ.)

Частица НИ придает:

  • отрицательное значение в предложении без подлежащего: Ни с места!
  • усиление отрицания в предложениях с словом не (нет), которое выражает основное отрицание: Вокруг нет ни души. Не видно ни зги. На небе нет ни облачка. Иногда ни употребляется без не : На небе ни облачка.
  • усиление и обобщение любого утверждения, сделанного в главном предложении (для этого в придаточном предложении используется частица ни ): Что ни (= всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (= всюду) посмотришь, везде поля и поля.
  • При повторе частица ни приобретает значение сочинительного (соединительного) союза : Ни солнце, ни воздух мне не помогут. (ни — союз )
  • К отрицательным частицам относится слова нет. Оно употребляется при отрицательном ответе на высказанный или невысказанный вопрос: Хочешь? Нет . Для усиления отрицания слово нет повторяется или употребляется перед отрицательным сказуемым: Нет, я не хочу.
    Частице нет соответствует по своей роли в предложении утвердительная частица да : Пойдешь? Да .
  • вовсе не, далеко не, отнюдь не .

Необходимо различать ни (не) приставку, частицу и союз. Приставка пишется слитно (некто, некого, ничей ). Частица и союз пишутся раздельно: нет ни души (частица, усиливает отрицание); Ни (союз) дождь, ни (союз) снег не могли его остановить.

Смысловые частицы

Смысловые (модальные) частицы — частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки (уточняют, акцентируют, усиливают), выражают чувства и отношение говорящего.

Группы частиц по значению:

  • Вносят смысловые оттенки:
    • вопросительные ли (ль), разве, неужели :
      Неужели это так? Правда ли это? Разве ты со мной не согласен?

      Разве и неужели часто выступают как синонимы: Разве (неужели) ты не узнал меня? Но, они могут иметь и разные значения.
      В предложениях с разве выражается сомнение, говорящий как бы спорит с собеседником, уверен в недопустимости факта: Разве можно лгать?
      В предложениях с неужели появляется сомнение и удивление: Неужели он обманул нас?
    • указательные вот (а вот), вон (а вон), вот и, вон и .
      Выделяют тот предмет, на который надо обратить внимание: Вот моя деревня.
    • уточняющие именно, как раз, почти, чуть не, точно, точь-в-точь, ровно : Именно она рассказала мне об этом. Как раз он знал об этом.
      Частицы именно , как раз служат для выделения наиболее важной информации.
    • выражают выделение , ограничение (ограничительно-выделительные) — только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то : Я не болен, только (лишь) устал немного.
  • частицы, которые выражают чувство и отношение говорящего:
    • восклицательные частицы — что за, как , ну и: Что за душа! Как здорово! ну и дела!
      Эти частицы выражают восхищение, удивление, негодование.
      Частица как имеет омоним как — местоимение как и союз как .
      Частица как обычно употребляется в восклицательных предложениях: Как упоительны в России вечера!
      Местоимение-наречие как употребляется в вопросительных предложениях и является членом предложения: Как вы себя чувствуете? Как — обстоятельство.
      Союз как — в сложноподчиненных предложениях: Я расскажу тебе, как жить дальше.
    • выражают сомнение вряд ли, едва ли: Едва ли это подойдет. Вряд ли он согласится.
    • усилительные частицы — даже, же, ни, ну, уж, ведь, всё-таки, лишь, только и др.
      Частицы выделяют слова в предложении: Маше знакомы лишь известные памятники. (Лишь — усилительная частица, в предложении является частью определения лишь известные ).
      Некоторые частицы этого разряда могут выполнять роль союзов : Луна стала ярче, звезды же лишь посинели. Частица же выделяет слово звезды и связывает первое и второе предложения.
    • выражают смягчение требований — —ка.
      В сочетании с глаголами повелительного наклонения эта частица смягчает значение глагола: Сделай! — Сделай-ка .

Примеры:

  • И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.(А.Пушкин) — усилительное значение
  • Ну что за шейка, что за глазки! (И.Крылов) — восклицательное значение
  • Да здравствует солнце, да скроется тьма (А.Пушкин) Пусть сильнее грянет бурая. (М.Горький) — образует форму повелительного наклонения глагола
  • То же слово, да не так бы молвил. — образует форму сослагательного наклонения глагола.
  • То, о чем мы раньше только думали, сейчас воплотили в жизнь. Только думали — только не наречие, не союз, поскольку ничего не связывает, но усиливает значение глагола (думали, но не делали). Следовательно, это частица.

Разделы: Начальная школа

Цель:

  1. Формирование знаний о правописании частицы не с глаголами.
  2. Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать.
  3. Воспитание терпения, умения слушать других.

Ход урока

I. Наблюдение.

На доске текст:

Танцевать я не умею,
И стихов я не пишу,
Самолетики не клею,
За футболом не слежу.
Не умею петь я басом
И из глины не леплю,
Но зато один из класса
Я ушами шевелю!!!

Проведите наблюдение над записями на доске. Что можете о них сказать?
- Это текст.
- Чем интересен этот текст? Какой это текст по стилю, по типу? Дайте ему характеристику.
- Текст – стихотворение. Тип – повествование, по стилю художественный.
- Найдите в этом тексте служебные части речи и разделите их на группы.

Самостоятельная работа. Ученики выписывают служебные части речи и делят на группы.

Проверка. Мнения учеников.

Здесь три группы: союзы, частицы и предлоги.
- Какие из этих частей речи придают дополнительные оттенки значения предложениям текста?
- Частицы.
- Какое значение вносит в предложение частица не?
- Отрицательное.
- Попробуйте прочесть текст без частицы не. Что получилось?
- Нарушился смысл.
- Какими делает предложения частица не?
- Отрицательными.
- Что отрицает и что утверждает герой стихотворения?

Высказывания детей.

Как бы вы назвали те предложения, в которых герой уверяет нас в том, что он умеет?

Высказывания детей и подведение к мысли, что их можно назвать утвердительными.

Какими эти предложения являются по отношению к отрицательным.
- Противоположны. Антонимичны.

Дети делают вывод:

Предложения текста можно разделить на утвердительные и отрицательные.
- Выпишите из текста частицу не вместе с тем словом, с которым она связана. Определите, к какой части речи относится это слово. Какой вывод можно сделать?

Вывод: частица не с глаголами пишется раздельно.

II. Определение темы урока.

Определите тему, задачу и цель урока.

Дети называют тему урока.

Правописание "не" с глаголами.

Задача:

Как писать не с глаголами.

Цель:

Научиться правильно писать не с глаголами. Выработать алгоритм.

III. Создание проблемной ситуации.

А сейчас я предложу вашему вниманию одну грамматическую сказку (учитель зачитывает сказку) :

Частица "Не" мечтала подружиться с Глаголом. Но как она не старалась, Глагол все равно избегал ее. Возмущению частицы "Не" не было предела: "Ненавижу, негодую!" – кричала она Глаголу при встрече. И тут случилось чудо: Глагол перестал избегать общества скандальной частицы.

Все ли слова понятны в сказке?

Негодовать – непонятно значение слова, которое выкрикнула частица.

(Учитель вывешивает на доску табличку, на которой напечатано слово негодовать и зачитывает лексическое значение слова, указав источник – толковый словарь С.И. Ожегова.)

Определите грамматическое значение слова негодовать.
- Это глагол.
- С какой проблемой столкнулись? Назовите проблему.
- Мы открыли правило, что не пишется с глаголами раздельно, а столкнулись с тем, что не написана слитно с глаголом.

Проблема: с какими глаголами не пишется раздельно, а с какими – слитно и почему?

Как решить эту проблему? Ваши предложения-гипотезы.

Ученики выдвигают версии. Все гипотезы учитель записывает на доску.

  1. Попробовать вставить между ними слово (также как проверяется предлог).
  2. Попробовать убрать "не".

(каждая гипотеза проверяется; если гипотеза верная, то напротив нее учитель ставит +.)

Чем стала частица "не" в глаголе негодовать?
- "Не" стала приставкой "не".
- Какие цели и задачи теперь стоят перед вами?

Задача: как отличить частицу не от приставки не глаголе.

Цель: научиться определять, когда не писать с глаголами слитно, а когда – раздельно.

IV. Закрепление.

Создайте алгоритм действий по решению поставленной задачи.

Дети предлагают, учитель записывает на доску алгоритм:

  1. Определить часть речи.
  2. Если это глагол с не, то попробовать вставить между ними слово, или убрать не.
  3. Если слово употребляется без не, то не – это частица, а если – нет, то не – это приставка.

Затем учитель предлагает самостоятельно поработать с заданием на доске.

Используя полученный алгоритм, запишите глаголы с не, раскрывая скобки, и распределяя на группы.

IV. Самостоятельная работа.

V. Проверка.

Какую задачу решали, выполняя задание? Сделайте выводы по теме урока.

(по времени - работа с учебником: упр. 218. Выписать только глаголы с не по группам.)

VI. Итог. Выводы.

VII. Домашнее задание:

Составить правила поведения на уроках и на переменах с использованием частицы "не".

Частица - служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
По значения и роли в предложении частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.

Формообразующие частицы

К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.
Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами.

Отрицательные частицы

К отрицательным относятся частицы не и ни .
Частица не может придавать предложения или отдельным словам не только отрицательное, но и положительное значение при двойном отрицании.

Значение частицы не

  1. Отрицательное значение.

всего предложения: Не спешите с ответом. Не бывать этому.

отдельного слова: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.

  1. Положительное значение.

Товарищ не мог не помочь мне.

Отрицательная частица ни может иметь, кроме отрицательного, другие значения.

Значение частицы ни

  1. Отрицательное значение в предложении без подлежащего.
    Ни с места! Вокруг ни души.
  2. Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и со словом нет .
    Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика.
  3. Обобщающее значение в предложениях с отрицательным местоимением и наречием.
    Что ни (=всё ) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду ) посмотришь, везде поля и поля.

Модальные частицы

К модальным относятся частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.

Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по значению:

  1. Вопрос : ли, разве, неужели
  2. Указание : вот (а вот), вон (а вон)
  3. Уточнение : именно, как раз
  4. Выделение, ограничение : только, лишь, исключительно, почти

Частицы, выражающие чувства и отношение говорящего, также делятся на группы по значению:

  1. Восклицание : что за, как
  2. Сомнение : вряд ли, едва ли
  3. Усиление : даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки
  4. Смягчение, требование : -каМеждометие

Междометие - особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения. Междометия не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи). Междометия передают наши чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух; для выражения чувства холода – бр-р, для выражения страха или боли – ой и т.д.

В продолжение темы:
Биология

Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых...

Новые статьи
/
Популярные