Качественные имена прилагательные упражнения. Контрольно-тренировочные упражнения имя прилагательное. Упражнение «Подбери нужные имена прилагательные»

Тренинг для педагогов «Путь к успеху»

Цель: развитие коммуникативной компетентности, навыков самопознания, эмоциональной устойчивости, повышение самооценки, уверенности в себе.

Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, овладению знаниями, приемами, механизмами коммуникативной компетентности.

Оборудование: мяч, стулья по количеству участников в форме круга, столы, листы бумаги, шариковые ручки, цветные карандаши для каждого, музыкальное сопровождение (спокойная, лёгкая, медленная композиция), доска маркерная.

Ход:

Приветствие психолога, знакомство с правилами работы.

Правила занятий психолога.

    Говорим здесь и сейчас.

    Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который выражает ваше мнение.

    Конфиденциальность услышанного.

Упражнение «Имя – прилагательное»

Участники по кругу называют имя и прилагательное на первую букву имени. Положительно характеризующее его.

Игровое упражнений «Хорошо – плохо»

Участники садятся в круг. Начинает ведущий. - Я воспитатель, и это хорошо... потому, что я люблю детей. - Я воспитатель, и это плохо... Далее по очереди все педагоги высказываются, что хорошо, что плохо. Важно закончить упражнение на "хорошо".

Далее педагогам предлагается распределить качества на самые важные. Листы с написанными на них тремя позитивными качествами необходимо выделить "какое качество важнее" для профессии педагога. Затем следует сказать, у кого из участников присутствуют все три указанные качества. Листы с качествами: мудрость, надежность, настойчивость; активность, бескорыстие, вежливость; сила воли, скромность, смелость; самозабвенность, тактичность, терпеливость; гордость, гибкость, доброжелательность; невозмутимость, обаяние, общительность.

Притча

Дерево

У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел мимо него вор и испугался - подумал, что это стоит поджидающий его полицейский. Прошел мимо влюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидел дерево и расплакался: ему показалось, что это-привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом.

Мы видим мир таким, каковы мы сами.

Психолог:

«Очень часто, погружаясь в рутину современной жизни, сталкиваясь с ежедневными стрессовыми ситуациями, мы забываем про свой внутренний мир, перестаем мечтать, видеть и ценить свои качества, способности. Это способствует внутреннему выгоранию человека, которое сказывается как на личной жизни человека, так и на профессиональной.

Сегодня мы попробуем остановиться, обернуться и погрузиться в свой внутренний мир».

Упражнение «Неожиданный гость»

Ситуация «неожиданный звонок в дверь»:

1. Подруга

2. Свекровь

3. Милиция

4. Друзья ребёнка

5. Соседка

6. Человек ошибся домом

Участники на листах описывают свою реакцию на каждый случай. Мы увидели, что все мы по-разному воспринимаем происходящее, по-разному реагируем на одни и те же события. Поэтому и выгорание происходит у кого-то раньше, у кого-то позже, у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей.

Техника «Розовый куст»

Цель: помочь выразить подавленные чувства, потребности, устремления мысли.

Психолог просит закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить. Будто они превращаются в розовый куст: «Вы можете стать любым цветущим кустом, например розовым кустом». Затем психолог задаёт вопросы, на которые участники мысленно отвечают «Этот куст большой или маленький? Сильный или слабый? Есть ли на этом кусте цветы? Если есть, то какие они? Какого цвета? Их много или мало? Они полностью распустились или имеются лишь бутоны? Есть ли листья? Как они выглядят? Как выглядят побеги и ветви? Какие корни у этого куста или у него, может быть, вовсе нет корней? Если всё же есть, то они длинные и прямые или изогнутые? Как глубоко они проникают в землю? Есть ли на этом кусте шипы? Где растёт этот куст: на поляне, в лесу, в пустыне, в поле, под луной или где – нибудь ещё? Он стоит в горшке или растет прямо из земли, а может быть, пробивается сквозь асфальт? Что находится вокруг куста? Есть ли рядом ещё розовые кусты или он стоит один? Есть ли вокруг животные, деревья, птицы или люди? За счёт чего живёт этот куст? Кто за ним ухаживает? Хорошая ли стоит погода? Есть ли вокруг куста ограда, а может быть камни или скалы?

Затем психолог просит открыть глаза и нарисовать розовый куст на фоне окружающего пейзажа. Участникам даётся возможность сделать самодиагностику по рисунку.

Упражнение «Сильные стороны»

Это упражнение направлено не только на самораскрытие, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках и слабостях, никаких попыток самокритики и самоосуждения.
Возьмите чистый лист бумаги и напишите все свои сильные стороны – что вы любите, цените, принимаете в себе, что дает вам чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях, отметьте то, что является точкой опоры в различные моменты жизни.

Геометрический тест «Душа в квадрате».

Посмотрите на предлагаемые фигуры и выберите из них ту, которая, как вам кажется, наиболее полно представляет вас как личность. Иными словами, вы можете точно сказать: эта фигура – Я. Оставшиеся фигуры расставьте в порядке предпочтения. Итак, на первом месте – ВЫ, на последнем фигура, символизирующая человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Ну и самое интересное – характеристики тех, кто выбрал:

КВАДРАТ – неутомимый труженик. Обладает трудолюбием, усердием, упорством, позволяющими всегда добиваться завершения работы. Терпение и методичность делают из квадрата высококлассного специалиста. Квадрат как бы коллекционирует информацию, причём она у него разложена строго по полочкам, поэтому он способен быстро извлекать нужную и заслуженно слывёт эрудитом в своей области. Относится к левополушарным мыслителям, для которых характерны логическое мышление и математический анализ. Квадрат скорее вычисляет результат, чем догадывается о нём. Идеал квадрата – распланированная, размеренная жизнь, где всё предсказуемо. Он не любит неожиданностей и сюрпризов. В деловой сфере такие люди часто становятся хорошими администраторами, исполнителями, но редко достигают успеха как менеджеры из-за постоянной потребности в дополнительной информации для принятия решений – это лишает их оперативности. Кроме того, рациональность и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с другими.

ТРЕУГОЛЬНИК – это форма символизирует лидерство. Главная способность – концентрироваться на намеченной цели, глубоко и быстро анализировать ситуацию. Треугольник – очень уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всём. С большим трудом признает свои ошибки, легко обучаем, информацию впитывает как губка. Смысл жизни – сделать карьеру. Отрицательное качество – чрезмерный эгоцентризм. Он прекрасно умеет представить вышестоящему руководству значимость собственной работы, за версту чувствуя выгодное дело, и в борьбе за него может «столкнуть лбами» своих противников.

ПРЯМОУГОЛЬНИК – это как бы переходная форма от одной фигуры к другой. Прямоугольником воспринимают себя люди, не удовлетворённые своей жизнью и поэтому занятые поисками лучшего положения. Основное психическое состояние прямоугольника – осознаваемое ощущение замешательства, запутанности в проблемах, неопределённости. Наиболее значимые черты – непоследовательность, непредсказуемость поступков, низкая самооценка. Положительные качества – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, смелость. Пытается делать то, что иногда раньше не делал, задаёт вопросы, на которые прежде у него не хватало духа.

КРУГ – это символ гармонии. Тот, кто выбрал эту фигуру, заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди и их благополучие. Это самая благожелательная из пяти фигур. Круг служит своего рода клеем, который скрепляет коллектив, семью, стабилизирует группу, обладает высокой способностью сочувствия, сопереживания. Круг ощущает чужую радость и чужую боль как свою собственную. Это правополушарный тип мышления, не логический, а образный, более эмоционально окрашенный. Переработка информации у таких людей не последовательна, а мозаична. Главная черта стиля их мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы.

ЗИГЗАГ – это символ творчества. Ему свойственна образность. Правополушарное мышление зигзага не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чём – то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаг не может длительно работать на одном месте – это же очень скучно, а ведь вокруг так много интересного! Основное назначение зигзага – генерация новых идей и методов, а не их реальное воплощение. Он устремлён в будущее и больше интересуется возможностью, чем действительностью.

Психолог: Нелёгкий труд педагога, требует особого отношения к внутреннему миру, поскольку профессия принадлежит к категории «группы риска» эмоционального выгорания. Необходимо знать и пользоваться приемами снятия эмоционального, мышечного напряжения. К таковым относятся: релаксация, аутотренинг, дыхательные упражнения, упражнения мышечной релаксации.

Упражнение "Аутотренинг"
Психолог: «Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, выдох. Сегодня еще один совершенный день на Земле. Мы проживем его с радостью. Повторяйте за мной».

Я живу в любви и гармонии со всеми…
Я люблю себя… я люблю жизнь… я в гармонии с жизнью…
Я излучаю созданную мной гармонию на всех тех, с кем соприкасаюсь….
Я несу спокойствие… я несу любовь в свой мир…
Мне спокойно… мне хорошо в нашем мире…
Сделали глубокий вдох и медленный выдох.

Психолог : «В завершении нашей встречи послушайте притчу».

Ручеёк

Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: "А куда же бежать дальше". Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался.

Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск.

И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох.

Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней.

Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой! "

Не бойтесь изменений и никогда не останавливайтесь на достигнутом! Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!

Игра «Пятиминутка любви»

Участникам предлагается крепко себя обнять, признаться себе в любви.

Спасибо за внимание!!!

Транскрипт

1 Упражнения по теме "Имя прилагательное" Упражнение 1. Дополните предложения прилагательными. 1. Однажды зимой мы отправились в лес. В() бору было тихо. Все покрыто ()снегом. В ()воздухе носились () () пушинки. Ветви украсились ()инеем. В этом () () наряде каждая ветка казалась (). 2. Великолепен вид () леса. Все покрыто () снегом. () воздух тонок и жгуч. Снег опушил () деревья и кусты. По ним скользят () () лучи и обсыпают их () блеском. Но вот мороз 1 / 19

2 начинает сдавать, и меркнет яркость () неба. () туча заволокла горизонт. Упражнение 2. Определитьт разряд прилагательного. Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусина я кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; 2 / 19

3 чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег. Упражнение 3. Выпишите из текста словосочетания "Существительное + прилагательное". Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных. Овладей русской речью 3 / 19

4 Ты родной владеешь речью, бойко говоришь. Русский же язык неважно знаешь, мой малыш! Слушай потому поэта, будь прилежен впредь, Чтоб могучей русской речью хорошо владеть. Эта речь полна величья, гордой простоты, В ней прекрасных слов богатство, сила красоты. 4 / 19

5 Скажем, к странам зарубежным держишь морем путь, Перед спутниками хочешь знаньями блеснуть В разговорах или спорах с другом иль врагом Ты воспользуешься смело русским языком! Потому ты, школьник резвый, будь прилежней впредь! Ты обязан русской речью хорошо владеть. 5 / 19

6 (И. Гришашвили) Упражнение 4. Прочитайте текст и выполните задания. 3 богатство народа его язык! <...> Меткий и Величайшее образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от 3 та одного поколения к другому, и не видна безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость... Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих 3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. <...> Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной 3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову) 1. Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам. 2. Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного. 3. Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого). 4. Сделайте морфологический разбор указанных слов. 6 / 19

7 Тест по теме «Имя прилагательное» 1. Общее грамматическое значение прилагательного это: А) действие Б) признак предмета В) признак признака Г) признак действия 2. Морфологические признаки прилагательного это: А) род, число Б) род, число, падеж В) род, число, лицо Г) лицо, число 3. Синтаксические признаки прилагательного это: А) определение, сказуемое Б) определение, обстоятельство 7 / 19

8 В) определение, дополнение Г) дополнение, обстьоятельство 4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными? А) могуч, первый, сильное, лисий Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый Г) одетый, несчастный, злой, высказан 5. Качественные прилагательные это прилагательные, обозначающие... А) материал, из которого сделан предмет 8 / 19

9 Б) признак по его принадлежности В) признаки, указывающие на различные качества предмета 6. Укажите относительные прилагательные. А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег) Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф) В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда) 7. Укажите притяжательные прилагательные. А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик) 9 / 19

10 Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет) В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф) 8. В каком ряду все прилагательные качественные? А) приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадка Б) изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопрос В) плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голос 9. В каком ряду все прилагательные относительные? 10 / 19

11 А) летняя ночь, березовый сок, оловянное кольцо Б) утренняя почта, серебряный голос, папин шарф В) малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо 10. В каком ряду все прилагательные притяжательные А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора 11 / 19

12 11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!» А) родной (ж.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.) Б) родной (ср.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.) В) родной (м.р.), нежный (м.р.) 12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан 12 / 19

13 правильный ответ: «Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды тянуло свежестью.» А) ранним (м.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.) Б) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.), свежестью (ж.р.) В) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.) 13 / 19

14 13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени. А) самый быстрый Б) красивейший В) ярче Г) более лёгкий 14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени. 14 / 19

15 А) менее сложный Б) сложнее В) сложнее всех Г) наисложнейший 15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени. 15 / 19

16 А) красивее Б) спокойнейший В) более громкий Г) менее тяжёлый 16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени. А) глубже 16 / 19

17 Б) самый глубокий В) более глубокий Г) глубочайший 17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных. А. острее, менее крутой, более выше Б. длиньше, самый красивый, сладчайший 17 / 19

18 В. очень маленький, красивее, ниже всех Г. дольше, лучше, наивкуснейший 18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных. А) самый веселый, меньше всех, более высокий Б) моложе, более белее, твердейший В) жарче всех, самый умный, тишайший 18 / 19

19 Г) чудеснейший, худший, громче всех Ответы: {loadposition user4} 19 / 19


Лекция 9. Имя прилагательное: словообразование, формообразование и словоизменение План 1.Имя прилагательное: основные сведения. 2.Словообразование имен прилагательных. 3.Формообразование имен прилагательных

Разряды прилагательных 1. Грамматический разбор На свист откликнулись десятки птичьих голосов и соловьиный раскат пронесся по зарослям. -Запишем предложение в тетрадях; - Произведем синтаксический разбор

Имя прилагательное Имя прилагательное это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые 1) обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?; 2) изменяются по родам,

Никандрова Анастасия Дмитриевна учитель русского языка и литературы Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

Банк заданий по русскому языку Класс: 6 Учитель Егорова Ирина Юрьевна Дата проведения теста 07.11.15 Тема Имя прилагательное Тема (подтема) Морфологические признаки прилагательного. Задания Как изменяются

РУССКИЙ ЯЗЫК. Лекция 9. Имя прилагательное. Ольга Владимировна Долгих, кандидат филол. наук, доцент департамента иностранных языков МФТИ. ПЛАН 1. Общая характеристика прилагательного как части речи. 2.

1 из 23 Вопросы для повторения 1) Что обозначает имя прилагательное? 2) Какие грамматические признаки можно определить у прилагательного? 3) Какую синтаксическую роль выполняет прилагательное в предложении?

Упражнения по теме "Употребление прилагательных в речи" Упражнение 1. Дайте оценку употреблению вариантных форм кратких прилагательных (за справками обращайтесь к словарям). 1) Дом как бы спит, но я знаю

МОУ «Малыгинская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка урока русского языка на тему: «Обобщение изученного об имени прилагательном». 4 класс материал подготовлен учителем начальных

Тема урока: «Имена прилагательные на - ий, -ья, -ье, -ьи» Цель дать общее представление об именах прилагательных на ий, -ья, -ье, -ьи. Задачи: I. Образовательная: учить детей правильному произношению,

КОНСПЕКТ урока по русскому языку в 4 классе Разработала: Кособокова Наталья Сергеевна Тема:«Обобщение знаний об именах прилагательных как части речи». Оборудование: репродукции картин художниковпейзажистов;

СОДЕРЖАНИЕ 1 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ....................................................... 3 Вид 1. Найди ошибку........................................................... 3 Вид 2. В каком словосочетании верно

ВАРИАНТ 1 Тест 15 1 Укажи строку с именем прилагательным в форме винительного падежа множественного числа. весенние деньки весенним денькам о весенних деньках весенними деньками 2 Обозначь строку с именем

Урок русского языка в 5 классе Обобщение изученного по теме: «Синтаксис. Пунктуация» Разработала: Свитнева Елена Николаевна учитель русского языка и литературы 2014-2015 учебный год Цели урока: Обучающая:

ВАРИАНТ 10 Образец Часть 1 При выполнении заданий этой части (задания 1-8) отметь клеточку (х), номер которой соответствует выбранному варианту ответа. I I I I I 1. Укажи слово, в котором наименьшее количество

Предмет: русский язык Класс 6 Выполнила: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 192 г. Свободного Анна Сергеевна Козлова Тема: «Разряды прилагательных» Тип урока: ОНЗ Основные цели: 1. Сформировать

Учитель Игнатьева Галина Ивановна Тема урока: Степени сравнения имён прилагательных Цель урока: РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ сравнитель ная превосход ная Степени сравнения

Филиал «Кулевчинский» МБОУ «Красивская сош» Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных Урок подготовлен и проведён в рамках Дня открытых дверей Самылиной Еленой Владимировной, учителем

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме Разряды имён прилагательных 2011 21 слайд Тема урока: Разряды имён прилагательных Тип урока: повторительно-обобщающий Технология: элементы методики

Открытый урок в 6 Б классе по теме: «Притяжательные прилагательные» Цели урока: Образовательные: -познакомить учащихся с притяжательными прилагательными, с особенностями склонения притяжательных прилагательных;

AGGETTIVI GENERE Какой? ый, ий, ой o новый, новая, новое, новые o лёгкий, лёгкая, лёгкое, лёгкие o зимний, зимняя, зимнее, зимние o молодой, молодая, молодое, молодые г, к, х (строгйи, легкий, тихий) ж,

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды прилагательных» Учебный предмет: русский язык Класс: 5 Учитель:НибоС.Ю. УМК: учебник «Русский язык.» для ОУ под редакцией С.И.Львовой Тема урока:

Тема: «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного» Цели деятельности учителя: - развивать умение точно употреблять имена прилагательные в речи; - правильно писать их родовые

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Тема урока: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Тип урока: Изучение нового материала. Форма урока: Урок исследования. Цели урока: Образовательная: дата понятие о местоимении как части речи;

МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по русскому языку 5 класс Тема: Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения. Учитель: Котова Л.В. Раздел Что изучает синтаксис. Виды предложений по цели

Сочинение по картине шишкина лес в инее >>>

Сочинение по картине шишкина лес в инее >>> Сочинение по картине шишкина лес в инее Сочинение по картине шишкина лес в инее А противоположная сторона более темная. Тёмные и светлые оттенки глазури неба

«Наша Родина Россия» Цель: формировать представление у детей о России как о родной стране. Расширять представления детей о расположении нашей страны на карте. Задачи: - закрепить знания о символах нашей

Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») Тип: урок обобщающего повторения Цели: Обучающая повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;

8 класс. Контрольный тест Главные члены предложения 1 вариант А 1. Найти предложение, в котором подлежащее выражено неделимым словосочетанием: 1. Отец с сыном отправились на стадион. 2. Мокрый дождя не

СЛОВО В ТЕКСТЕ Прочитай тексты и выполни задания 1 7 Фрагмент из предисловия к сборнику пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем. Величайшее богатство народа его язык! Тыся челетиями накапливаются и

Сандракова Наталья Сергеевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 Сахалинская область г. Поронайск КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ

ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Правила по русскому языку 1-4 Хочу всё знать и правильно писать! Раздел VІ СИНТАКСИС (раздел грамматики, изучающий строение предложений) 1. Что называется п р е д л о ж е н и

Открытый урок по русскому языку. 3 класс Тема. "Правописание родовых окончаний имен прилагательных". Цели. 1.Формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных. 2.Развивать умения распознавать

Наречие как часть речи Наречие это часть речи, обозначающая признак предмета, качества или действия. Значение наречия формально выражено его неизменяемостью. Эта часть речи не обладает грамматическими

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 36 «Яблонька» Спортивное развлечение с детьми среднего (4-5 лет) и старшего (5-6 лет) дошкольного возраста Князева Е.Ю., инструктор

Тема урока: «Обстоятельство». Цели: 1)углубить знания о второстепенном члене предложения обстоятельстве;формировать умение находить обстоятельство в предложении, определять, что оно обозначает и какой

С днём матери!!! Наши мамы лучшие на свете!!! - Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит. -

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. А. ШОЛОХОВА: ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ Колошиц А. Г. Белорусский государственный университет Особую ценность для научного исследования представляет язык

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Имя прилагательное часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (новогодний подарок, лисья нора, теплое утро, новые книги, осенняя пора, медвежий

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 72 комбинированного вида» Тема: «Дикие животные в зимнем лесу» (Конспект открытого занятия по развитию речи) Малясова Е.А. учитель-логопед

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС (Вариант 01 1/5) Мониторинговые исследования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 01 Инструкция по выполнению работы В работе по русскому языку две части. Выполнять задания каждой части можно

Технологическая карта урока письмо и развитие речи (предмет) Класс: 9 в Тема урока Имя прилагательное Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний. Цель: Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном

Краснобаева Валентина Михайловна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9 г. Надыма» Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым УРОК ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Предмет: русский язык, 5 класс. Урок 149. Дата проведения: 5 марта 2014 года. Тема урока. Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи» Цели: 1.Образовательные: -обобщить

Предмет: русский язык. Класс: 8. Дата: 15 ноября 2018 года Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Тип урока: урок изучения нового материала. Исаева Юлия Владимировна Цель урока: обобщение и углубление

Задание 1 Диагностическая работа (3 класс конец года) Поставь + рядом со словами, написание которых не соответствует их произношению. Задание 2 рыбка пудра сделать местный кончик буква Напиши, какими звуками

Тема: Изменение имѐн прилагательных по родам и числам. Ход урока 1. Организационный момент. Постановка целей урока. Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою

Контрольная работа по математике во 2 классе за 2014/15 учебный год Вариант 1. 1. Реши задачу: В магазине было 89 кг красных и жѐлтых яблок. За день продали 12 кг желтых и 18 кг красных яблок. Сколько

МБОУ «Большебыковская СОШ» Урок русского языка в 8 классе по теме «Виды односоставных предложений» Подготовил и провел учитель русского языка и литературы Давыдова Н. В. Тема урока: Виды односоставных

Б3.Б.4 Русский язык: морфология, 1 часть Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Русской филологии 032700.62 Филология

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений , которые можно найти в открытом доступе.

Психологическое упражнение «Подарок»

Цель : Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время : 25-35 минут

Размер группы : 8-16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Психологическое упражнение «Мои недостатки»


Цель
: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время : 25-35 минут

Размер группы : Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

Цель : Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время : 25-35 минут

Размер группы : Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Черты характера, от которых я хочу избавиться

Черты характера, которые я хочу приобрести

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать. Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться. Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера. Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Прекрасно!

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться. Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным». После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться. Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно. Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С). Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Психологическое упражнение «Без оценок»


Цель
: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Время : 15-20 минут

Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие оценок, маркирует (дает сигнал), если они есть.

  • Какие были трудности?
  • Что помогало избегать оценочных высказываний?
  • Какие новые качества в себе открыли?

Психологическое упражнение «Спутанные цепочки»

Цель : Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.

Время : 15-30 минут

Размер группы : 12-20 участников

Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.

Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

Участники открывают глаза.

Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.

В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Подведение итогов упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало, что мешало в процессе?
  • Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

Психологическое упражнение «На риск»

Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.

Время: 5 минут

Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел,— почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д. ?

Психологическое упражнение «Жизненные цели»


Цель:
Упражнение помогает выработать жизненные цели.

Время: 25-35 минут

Размер группы : Любой

Шаг 1. Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель — приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.

Подведение итогов упражнения:

  • Как вы себя ощущаете после упражнения?
  • Какие интересные выводы вы для себя сделали?
  • Что было неожиданным для вас?
  • Что было труднее всего? Почему?
  • Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?

Итак, мы представили вашему вниманию 7 качественных психологических упражнений. Но стоит учесть, что поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то они могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим тренерам.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные и лучшие упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов на профессиональном тренерском портале

Этот портал вырос на базе крупнейшего психологического центра «Синтон» . За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для психологических тренингов.

сайт — это команда тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам вы можете в разделе .

Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей? Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям , технике, которой может обучится любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Очень действенное и «глубокое» упражнение , способное вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.

Упражнение «Суд» действительно похоже на судебное заседание, поэтому вероятнее всего станет самым ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Несмотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-такисодержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием . Зато на выходе участники тренинга получат возможность увидеть адекватность собственной самооценки , испытать свою способность спокойно выслушивать или озвучивать критику, получить более объективное представление о том, как их действия и проявления оценивают окружающие.

Упражнение просто необходимо на каждом тренинге уверенности (какая уверенность может быть без адекватной и устойчивой самооценки?). Идеально впишется в тренинг личностного роста, станет хорошим дополнением тренинга стрессоустойчивости.

Игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе , повышающее уверенность и открывающее новые перспективы. Раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Может быть как разогревом , так и основным тематическим упражнением .

Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и мотивирующих тренингов . Будет хорошим вариантом для подростковых и молодежных групп. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге уверенности . Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.

Очень хорошее и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение.

Подходит к любым тренингам, касающихся темы достижения целей. В первую очередь это, конечно, тренинги целеполагания, уверенности в себе, мотивационные тренинги, а также тренинги личностного роста и стрессоустойчивости.

Тренер имеет возможность наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Спец-предложение "Полный доступ ко всем материалам сайта"

    Супер-предложение для тех, кто хочет получить сразу ВСЕ упражнения для тренингов и программы тренингов, размещенные на нашем портале! Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче . Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству.

  • Вырвись из круга!

    Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

    Это упражнение станет отличным «вызовом» группе . В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

    Упражнение подходит для большинства тренингов так или иначе затрагивающих тему коммуникаций. Ведь «конфликт — это столкновение интересов», а оно присутствует практически везде. Очень показателен будет на тренингах продаж, переговоров, коммуникационных тренингах, тренингах семейных отношений. Тема «бесконфликтности» будет желанным дополнением к тренингу личностного роста. На тренингах командообразования данное упражнение поспособствует сплочению и гармоничному сотрудничеству, а на тренингах построения бизнеса и управления, откроет новый подход в разрешении противоречий.


Упражнение 1.
Дополните предложения прилагательными.
1. Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).
2. Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.
Упражнение 2.
Определить разряд прилагательного.
Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.Упражнение 3.
Выпишите из текста словосочетания "Существительное + прилагательное". Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных.
Овладей русской речью
Ты родной владеешь речью,бойко говоришь.
Русский же язык неважнознаешь, мой малыш!
Слушай потому поэта,будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речьюхорошо владеть.
Эта речь полна величья,гордой простоты,
В ней прекрасных слов богатство,сила красоты.
Скажем, к странам зарубежнымдержишь морем путь,
Перед спутниками хочешьзнаньями блеснуть –
В разговорах или спорахс другом иль врагом
Ты воспользуешься смелорусским языком!
Потому ты, школьник резвый,будь прилежней впредь!
Ты обязан русской речьюхорошо владеть.
(И. Гришашвили)
Упражнение 4.
Прочитайте текст и выполните задания.
Величайшее3 богатство народа - его язык! <...> Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. <...> Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову)
Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам.
Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного.
Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого).
Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Упражнения по теме «Имя прилагательное»
1. Спишите. Определите разряд прилагательных.
Лебяжья подушка, лебяжий пух, серебряная ложка, белый гриб, белый платок, старый граммофон, старушечий кашель, пушкинская лирика, свиной жир, телячья отбивная, телячья шкура, баранье жаркое, бараний тулуп, бараний рог, масленый блин, масленые тряпки, медвежий след, медвежья услуга, медвежья шубка, гнедой конь, палевый окрас, кумачовый цвет, бежевое кимоно, надувной матрац, коричневый диван. 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные, определите их разряд.
Белизна снега заст_вляла ещё ярос_ней зеленеть с_сновые лапы. Пар непростывших низин поднялся на ур_вень древес_ных вершин и ра_сыпался на берёзовых ветках. Несч_тные ро_сыпи м_льчайших бисер_нок засверкали на со_нце. Мороз начал неспешно сер_брить всё, что имело хоть малую долю влаги. Лесная реч_нка, ещё вчера б_жавшая навстречу метел_, начала (с, з)давливаться серебр_ными зубцами. Прозрачный лёд уверенно нап_лзал на середину струи, с_ужал в_дяной ток нес_крушимым панц_рем. И всё вокруг бе(с, з)шумно сияло, сверкало, искрилось. Но, едва успев разогреться, великое наше св_тило начало краснеть и падать на дальние л_сные верха. Лиловые з_ревые крылья, перех_дящие в глубь т_мнеющего простора, спускались всё ниже. В созвезди_ Близн_цов блес_нул красн_ватым глазом пробудившийся Марс – бог римских языч_ников, покр_витель войн и пожарищ_. Но этот блеск тотчас и(с, з)чез, затер_нный в мерцани_ бе_счисленных звёзд. И вот уже повисли над миром близ_кие и дальние звёз_ные гроздья. Только месяц, г_рящий ярко-ж_лтым, но всё же не(с, з)дешним светом, к_зался совсем близ_ким м_розной лесной земле. (По В.Белову)
3. а) Укажите суффиксы и окончания в словах. Употребите прилагательные в форме Р. п. ед. и мн. ч. в составе словосочетаний.
Горячий, телячий, девичий, полковничий, свежий, чиновничий, весенний, птичий, разбойничий, синий, рыбий, барсучий, громкий. б) Образуйте притяжательные прилагательные. Выделите в них суффиксы и окончания. Выпишите слова, от которых нельзя образовать притяжательные прилагательные
Огородник, извозчик, старушка, плотник, перевозчик, мальчишка, охотник, река, лесник, индюк, помещик, кошка, сапожник, лягушка, кукушка, грибник, тряпки, глубина, капитан, боярышник, голубика. 4. От данных существительных образуйте прилагательные при помощи суффиксов -чат-, -ат-. Выделите суффиксы.
Веснушка, переливаться, бревно, рассыпаться, ресница, клетка, гребень, лапа, ступень, черепица, взрыв, пузырь, колено, сетка, доска, зуб, брус, клеёнка, узор, бугор. 5. Вставьте, где нужно, суффиксы -к- или -ск- и недостающие буквы. Объясните написание прилагательных.
Кубан_ий, бунтар_ий, плоск_ий, бурлац_ий, плотни_ий, июн_ий, бося_ий, сан-франци_ий, калмы_ий, кандида_ий, мужи_ий, рыба_ий, близ_й человек, белорус_ий трикотаж, грец_ий орех, старый дворец_ий, декабрист_ие жены, националист_ая газета, плов по-кавказ_и, заговорщиц_ий вид, пропагандист_ие речи, мерз_ая выходка, скольз_ая дорожка, тряс_ая езда, вяз_ая глина, турист_ий маршрут, уз_ая тропа, моряц_ая бескозырка, индус_ие обычаи, обувь редкой нос_ости, говорит по-француз_и, лицеист_ие традиции, наборщиц_ий, киргиз_кий, адвокат_ий, сыщиц_ий, финлянд_ий, непаль_ий, кадет_ий, авангардист_ий, батрац_ий, воин_ий, немец_ий, турец_ий, тунгус_ий, русист_ий, полковниц_ий, чиновниц_ий, журналист_ий, прикаспий_ий, дворниц_ий, молодец_ий, стрелец_ий, дворец_ий, дикар_ий, реформист_ий, мужиц_ий, таджик_ий, кулац_ий.
6. От данных слов образуйте прилагательные с суффиксами -к- или -ск-. Составьте словосочетания.
Брат, Сибирь, дерзить, Гомель, словак, казак, плоскость, Казань, секретарь, черкес, богатырь, Добруш, ангел, знахарь, босяк, январь, Елец, горняк, Прага, чех, егерь, почтамт, декабрь, Ельск, лейтенант, Урал, ткач, стрелец, дилетант, рыцарь, Житковичи, француз, адъютант, таджик, военкомат, флот, скользить, Поволжье, Полесье, Лос-Анджелес, мужик, Вознесенск, турист, артист, Залесье. 7. От данных существительных образуйте словосочетания «прилагательное + существительное». Выделите суффиксы прилагательных. Образец: бескозырка матроса – матросская бескозырка.
Рабочие Петрограда; восстание стрельцов; комитет бедняков; тётушка из Рязани; король Пруссии; крепость в Бресте; предприятия Гомеля; корабль из Кронштадта; решение депутата; школы в Хойниках и Милославичах; бескозырка матроса; орехи из Греции; товары из Турции; положение, в которое попадают дураки; труд бурлака; клуб библиофилов; уединение в монастыре; праздники в январе; песня ямщика; морозы в декабре; воротник из песца; вода из ключа; перчатки из замши; маршрут по кольцу; флаг из кумача; платье из парчи; клык у моржа; варенье из груши и сливы; заросли из камыша; компот из алычи; печать из сургуча; проволока из алюминия; покупки за гроши; крик кукушки; шаг старушки; погоны лейтенанта; воззвание пацифистов; возглас дилетанта; обязанности адъютанта; курьер из почтамта; выход в свет; шапка черкеса; лодка эскимоса; приход аббата; бледное лицо; совет при Президенте. 8. Образуйте имена прилагательные на базе сочетаний «предлог + существительное». Образец: без радости – безрадостный.
Без инициативы, без вкуса, без пощады, без импульса, без языка, без счёта, без ветра, без шва, без кости, без сознания, без алкоголя, без компромиссов, без власти, не без интереса, без апелляции, без смысла, без пристрастий, перед экзаменами, перед июлем, перед юбилеем, меж институтами. 9. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы имён прилагательных.
Гречн_вый,пол_вой, отрасл_вой; милост_вый, алюмини_вый,плащ_вой, эмал_вый, тюл_вый, ансамбл_вый, завистл_вый,юрод_вый,беж_вый, монаш_чий, слад_нький,пыл_вой, мальчиш_чий, вити_ватый,гуж_вой, предприимч_вый, разговорч_вый, непоседл_вый, услужл_вый, задумч_вый, участл_вый; реч_вой, замш_вый, аппетитн_нький, аккуратн_нький,мокр_ватый,сирен_вый; длинн_нький,уз_нький, рубц_ватый,щегол_ватый, осторожн_нький, замысл_ватый, пухл_нький, гуттаперч_вый, дрожж_вой, кольц_вой, весёл_нький.
10. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы имён прилагательных.
Молодц_ватый, бревенч_тый, бороздч_тый, чешуйч_тый, переменч_вый, кварц_.вый, бородавч_тый, сговорч_.вый,дол_вой, гречн_вый, незлоб_вый, ступенч_тый, запальч_вый, складч_тый, со_вый, догадл_вый, син_ватый, матч_.вый, юрод_вый, щупальц_вый, замш_вый, привередл_вый, уродл_вый, глуп_нький, тон_нький, форел_вый, ситц_вый, фальш_вый, угодл_вый, син_ватый, молодц_ватый, коротк_ватый,тяжел_ватый,щегол_ватый, красн_нький,рыж_ватый, рубц_ватый, вдумч_вый, обманч_вый, застенч_вый, звёздч_тый пластинч_тый, хлопч_тый, услужл_вый, назойл_вый, милост_вый, ранц_вый, сутул_ватый, издател_ский, плотни_кий, решётч_тый, черепич_тый, закавказ_кий, извозчи_кий, саженц_вый, навязч_вый, застенч_вый, крупи_атый, рыж_ватый, плюш_вый.

Упражнения по теме «Имя прилагательное»
1. Выпиши имена прилагательные.
Объясни свой выбор. стеной, стальной, дедушкой, белой, красной, краской, мамой, ласковой, тёплой, родной, степной.
2. Определите грамматические признаки имён прилагательных. Сделай вывод: род, число и падеж имени прилагательного зависят от……. Большой ком - …ч., ….род,……п. большой семьёй- - …ч., ….род,……п. большой кошке- - …ч., ….род,……п. из большой чашки- …ч., ….род,……п.
3. Сравни окончания имён прилагательных. Объясни правописание окончаний имён прилагательных. летние (дни) - летнее (платье) дни (какие?) летние - платье (какое?) летнее
4. Запиши словосочетания. Выдели окончания. Определи число, род и падеж у имени прилагательного. Син.. (…) небо, син.. (…) цветы, весенн.. (…) солнце, весенн.. (…) дни, осенн.. (…) листья, осенн.. (…) ненастье, горяч.. (…) молоко, горяч.. (…) пирожки, верхн.. (…) место, верхн.. (…) ветки, старш.. (…) братья, старш.. (…) поколение. 5. Спиши предложения. У прилагательных определи число, род, падеж. Зимн.. солнце светит, но не греет. Но мы всё равно любим эти зимн.. дни. На первом этаже школы учатся млад… школьники. Младш.. поколение учеников гордится своей школой. У Вити колюч.. кашне и колюч.. варежки. В театре нашему классу достались задн.. ряды. Вася сел на самое задн.. место.
6. Сравни окончания имён прилагательных. Объясни правописание окончаний имён прилагательных. поздним (вечером) - о позднем визите вечером (каким?) поздним – о визите (каком?) позднем
7. Запиши словосочетания. Выдели окончания. Определи число, род и падеж у имени прилагательного. Под передн.. (…) стулом, в передн.. (…) углу, за соседн.. (…) домом, о соседн.. (…) магазине, лучш… (…) ученикам, о лучш.. (…) друге, в дальн.. (…) походе, с дальн.. (…) родственником, ранн.. (…) утром, в ранн.. (…) детстве, вечерн.. (…) поездом, на вечерн.. (…) сеансе.
8. Спиши предложения. У прилагательных определи число, род, падеж. Вечером полезно прогуливаться на свеж.. воздухе. В воздухе запахло свеж.. хлебом. Коля пришёл в новогодн.. костюме, а ушёл с новогодн.. подарком.
9. Спиши предложения, вставив прилагательное. Укажи его признаки. …… (…………) чай нужно пить осторожно. У больного были ………(……) щёки. Варежки быстро высохли на ……….. (……) батарее. Коля не любил ………. (……) молоко. Слова для справок: горячей, горячий, горячее, горячие.

Разделы: Начальная школа

При составлении системы упражнений, я опиралась и руководствовалась классификацией упражнений, предложенной Г.Н.Приступой. В данной классификации он выделяет 3 типа упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся: упражнения аналитические, упражнения аналитико-синтетические и синтетические упражнения.

Аналитические упражнения

Задание 1 . Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.

Рябин.
Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

Задание 2 . Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

Задание 3 . Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.

Мы любим край родной.
Шумят в лесу осины, березы и дубы,
И просятся в корзины малины и грибы.
Хорошая погода, веселые деньки…
Отправимся в походы, наденем рюкзаки.
Манит, зовет в дорогу родной чудесный край.
Дорог хороших много, - любую выбирай.
Пройдем тропой гористой и чащею лесной.
Мы юные туристы, мы любим край родной.
(Н.Найденова)

Задание 4. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

Задание 5. Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающий форму предмета; обозначающий величину предмета.

Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

Задание 6 . Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.

Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

Задание 7. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

Задание 8. Внимательно прочитайте предложение. Найдите в тексте имена существительные во множественном числе. Выпишите их вместе с относящимися к ним именами прилагательными.

Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

Задание 9. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

Задание 10. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.

Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (...?) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.

Аналитико-синтетические упражнения

Задание 11 . Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.

Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.

Задание 12 . Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:

День светлый, а ночь …………… . Река глубокая, а ручеек ……………… . Арбуз сладкий, а перец …………………;

Задание 13 . Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.

Задание 14 . Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.

Как называется полочка для книг ?, Как называют маму за доброту ?, Как называют варенье из вишни ?

Задание 15 . Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.

Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого .

(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце. )

Задание 16 . Спишите текст, пользуясь таблицей (см. страницу 49), вместо вопросов впишите словосочетание черное золото , обозначьте падеж, подчеркните окончание у прилагательного черный .

Черное золото
Ты, конечно знаешь, что такое черное золото? Это драгоценный металл желтого цвета. А слыхал ли ты (о каком?) ….. ……? (каким?) …………… называют нефть. Такое название (какому?) ……. дали недаром. Без (какого?)…………. остановились бы автомобили на дорогах, а в полях не могли бы работать тракторы. Золото (какое?) ………… - это богатство нашей страны.

Задание 17 . Спишите, употребите имена прилагательные в скобках в нужном падеже и обозначьте его. В случае затруднения пользуйтесь таблицей (см. страницу 47), окончание прилагательных выделите.

Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали белую пену на песчаный берег с (золотистый) песком. Пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.

Задание 18. Пользуясь таблицей, запишите словосочетания весеннее солнышко, прохладный ветер, чистый воздух, ближний лес, ранний сев сначала в творительном падеже, а потом в предложном падеже единственного числа. Употребите в творительном падеже предлоги с, над, перед, за , а в предложном – о, в, на .

Например: с солнышком (каким?) весенним, о солнышке (каком?) весеннем .

Задание 19 . Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.

(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем.
(По Г.Скребицкому)

Задание 20 . Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.

Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.

Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.

Синтетические упражнения

Задание 21 . Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;

Задание 22 . Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).

Задание 23 . Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

Задание 24 . Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.

Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.

Задание 25 . Составь словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных, имеющих такие окончания, которые даны ниже. Напишите составленные словосочетания.

-ее, -ая, -ие, -ой, -ое, -ые, -ый, -яя, -ий.

Задание 26 . Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.

Задание 27 . Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
(Д. Мамин-Сиберяк)

Задание 28 . Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.

Закачалась, вот, ветка, еловая.

Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

След, по ночная, тянется, белки, пороша.

Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

Пахнет, еловая, хвоя, сосновая, и.

В продолжение темы:
История

«Провалы» рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций,...

Новые статьи
/
Популярные