Транспорт кровеносная система экономики. Вернуться в меню шпаргалок по текущему предмету. Сформировать представление о транспортном комплексе Архангельской области. Определить его влияние на природу


















Как совершенствуется транспорт сегодня?


Как измерить работу транспорта? ГРУЗООБОРОТ экономический показатель работы транспорта, измеряемый в тонно- километрах (т-км), и представляет собой произведение количества груза (т) на расстояние перевозки (км). На пассажирском транспорте применяются соответствующие показатели ПАССАЖИРООБОРОТ, измеряемый в первом случаев пассажиро-километрах (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки), во втором в числе пассажиров за какой-либо период.




















Оцениваем работу транспорта, подводим итоги скорость грузоподъемность (единичная) грузооборот пассажирооборот зависимость от погоды и сезонность min min max max км/ч реч. и мор. авиа. тавто.мор. т/км труб. пасс/км авто. зависит от погоды труб. реч. и мор.


Выполните задания по группам: Большую массу груза (50 т цитрусовых из Абхазии) необходимо быстро и с минимальными потерями довезти до Москвы. При этом стоимость груза не должна сильно увеличиться. Какой вид транспорта вы выбираете (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный)? Дайте обоснование своего выбора. Пассажиры (семья из 4 человек – 2 взрослых и 2 детей) собираются из Москвы в Петербург. Какой наиболее удобный вид транспорта вы выберете – воздушный или железнодорожный, потому что своего автомобиля у них нет. Объясните свой выбор.


Итоги Транспорт. Углубление научно-технического прогресса внесло свои коррективы и в разделение труда между различными видами транспорта. Суть основных внутриотраслевых и территориальных изменений на транспорте в конце XX в. можно свести к следующему: 1) произошло существенное удлинение транспортной системы мира (без морских трасс) за счет сооружения новых шоссейных дорог (в том числе в слаборазвитых странах), нефте- и газопроводов, железнодорожных магистралей; 2) еще более упрочилось первое место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте, главным образом за счет «автомобилизации» стран «новой индустриализации», Китая, Индии, стран СНГ и др.; 3) повышенной динамикой отличалось развитие трубопроводного транспорта, особенно в нефтегазодобывающих странах Ближнего Востока, Западной Европы, России и странах СНГ (отчасти это обстоятельство не дает оснований говорить о продолжающемся упрочении позиций морского транспорта в мировом грузообороте). Общая длина трубопроводов в мире уже превысила 1,5 млн. км, причем лидируют здесь США, а последующие места занимают Россия и Канада); 4) возросла роль в мировом грузообороте таких стран, как Китай, Индия, «новые индустриальные» страны.

1. Введение ……………………………………………………………..стр. 2
2. Сухопутный транспорт…………………………………………….стр. 5
а) Мировой автомобильный транспорт………………………….....стр. 6
б) Мировой железнодорожный транспорт…………………………стр. 8
в) Трубопроводный транспорт……………………………………...стр. 11
4. Морской транспорт………………………………………………..стр. 12
а) Морские порты мира……………………………………………...стр. 15
5. Внутреннийводный транспорт………………………………….стр. 17
6. Воздушный транспорт…………………………………………….стр. 17
7. Транспорт и окружающая среда…………………………………стр. 18
8. Исторический пример роли транспорта в дни ВОВ………….стр. 20
9. Заключение…………………………………………………………стр. 22
10. Приложение……………………………………………………….стр. 24
11. Список, используемой литературы............................................стр. 30Введение

Миллионы километров железных дорог, автострад, газо- и нефтепроводов причудливым узором покрыли лик старушки- Земли. Но если сетка морщин на человеческом лице - знак заката жизни, то переплетение транспортных магистралей на лике планеты - свидетельство расцвета цивилизации.
Транспорт- это кровеносная система в сложном организме мировогохозяйства. Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами, в которых происходит обмен грузов между ними. Он составляет материальную основу внутригосударственного и международного разделения труда. Особо важное значение в развитии транспорта имеет для стран, обладающих большими размерами территории. Обширность территории связано с высокимизатратами на транспортное строительство. Транспорт – одна из важнейших отраслей экономики; являясь материальной основой территориального разделения труда, он «цементирует» мировое хозяйство; уровень и характер развития транспорта отдельных стран зависит от множества факторов; уровня развития производительных сил, размеров территории и др.
Транспорт является важным связующим звеном вэкономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса.
Научно – техническая революция коснулась основных видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного, трубопроводного (см.приложение на стр. 24. Таблица 1). Резко увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. В результате этого мир, опоясанный многочисленными транспортными артериями, «сжался», стал доступнее.
НТР оказала большое влияние на «разделение труда» между отдельными видами транспорта. В мировом пассажирообороте внеконкурентное первое место принадлежит автомобильному транспорту,в мировом грузообороте – морскому. Однако между отдельными регионами и странами в этом отношении различия могут быть весьма большими.
Поэтому принято выделять также региональные транспортные системы. Так, региональную транспортную систему со своими характерными чертами представляет собой транспортная система Северной Америки. То же можно сказать и о транспортных системах зарубежной Европы,стран СНГ, Южной Азии, Юго-Западной Азии, Латинской Америки, Австралии и др.
Транспорт различных стран и регионов мира имеет свои особенности, что связано с размерами и освоенность территории, уровнем развития экономики, степенью включенности международное разделение труда. Так, многим небольшим по площади странам развивать внутренний авиатранспорт не выгодно, поскольку их территорию всчитанные часы можно пересечь на автомобиле. Это нельзя сказать о США, территорию которых с Запада на Восток грузовик преодолевает лишь за 3,5 суток. Еще более протяженны транспортные маршруты в России: поезд Москва – Владивосток пересекает страну за 7 суток. Транспорт промышленно развитых стран имеет сложную структуру и представлен, как правило, всеми видами транспорта....

Разделы: География

Класс: 10

География – удивительная комплексная наука, соединяющая в себе основы многих естественнонаучных, экономических и социальных дисциплин. Школьная география является прекрасным инструментом реализации образовательных, воспитательных, и, что самое, на мой взгляд, главное – развивающих задач.

Принципы построения любого урока географии – строгая научность, фундаментальные знания, составляющие основу мировоззрения (без излишней детализации, перегрузки фактами) и вместе с тем практическая направленность, связь с повседневной реальной жизнью. При подготовке урока стараюсь совместить географическую, культурную, историческую, экономическую и экологическую, а порой и философскую составляющие науки. На данном уроке важно показать значение транспорта в мировой истории, современной экономике и экологии средствами учебного географического материала.

Основные образовательные задачи:

  1. Сформировать у школьников представление о мировой транспортной системе, современных изменениях ее структуры.
  2. Познакомить с особенностями развития транспорта в различных странах и регионах мира.
  3. Осознать значение транспорта для экономики, социального развития и экологии.

Урок построен как слайд-шоу. В нём совмещены уроки вводного повторения и презентации темы. Он состоит из 4-х этапов:

  1. Организационно-мотивационный.
  2. Актуализация полученных в курсе географии 9 класса знаний по теме “Транспорт”.
  3. Изучение нового материала с поэтапной проверкой понимания изученного.
  4. Закрепление знаний и применение изученного материала (в виде групповой работы). Рефлексия. Коррекция.
  5. Подведение итогов учебного занятия.

На организационно-мотивационном этапе тему и предмет изучения дети формулируют самостоятельно. Работа на этом этапе проводится в форме беседы.

Этап изучения нового материала с поэтапной проверкой понимания изученного занимает большую часть урока. Изучение нового материала организовано в форме:

  1. Индивидуальной работы с картой, статистическими материалами.
  2. Фронтальной беседы с опорой на слайды.

Важным моментом урока является этап закрепления и применения изученного, во время которого учащиеся за несколько минут совместно решают практические задачи, предлагают меры по решению экологических и других проблем, создаваемых транспортом, представляют свой предложения. Дети показывают умение работать в группе, распределять роли (юрист, экономист, социолог, инженер, представитель городской администрации).

В воспитательном плане наиболее сильная часть этого этапа – обсуждение последствий деятельности транспорта и выработка рекомендаций для их уменьшения.

В течение всего времени учащиеся могут заполнять инструктивную карточку, где к концу урока будет собрана самая необходимая информация по теме (структурная схема, определения, круговые диаграммы, практические задачи и их решение, предлагаемые меры воздействия, итоги в виде текста с заполненными пропусками). Это и важный элемент работы (особенно для детей с кинестетическими особенностями памяти), и конспект темы у каждого на руках по завершении урока.

В качестве основного средства обучения на уроке используется компьютер, мультимедиапроектор и экран, которые дают возможность иначе, чем в учебниках и других пособиях структуировать материал содержания исходя из поставленных учителем целей и особенностей учащихся. Визуальный материал отчасти взят как из конструктора из уже существующих по всем параллелям электронных учебников, а отчасти сканирован самостоятельно и оформлен как Power Point презентация. В случае необходимости статистический материал (использовано пособие В.П.Максаковского “Географическая картина мира”) может быть обновлён из Интернета и других источников.

План-конспект урока “Кровеносная система экономики”
(ФОПД – слайд-шоу)

Конспект урока № слайдов
Учитель не называет с первой же минуты тему урока, а учащиеся, видя на первом слайде заголовок “Вечная проблема человечества”, проявляют заинтересованность, о чем пойдет речь на уроке. 1
На слайде – политическая карта мира с вопросом “Что это?” Учитель с помощью несложных описаний подводит учащихся к самостоятельной формулировке темы урока. Например: “Эта сфера деятельности человечества (отрасль экономики) имеет многовековую историю, но значительно видоизменилась в XX веке и продолжает совершенствоваться. При ее описании можно пользоваться категориями “пространство” и “время”, она позволяет многое экономить и одновременно приводит к большим расходам, мы пользуемся продукцией этой отрасли ежедневно и от того, как она работает зависит для нас очень многое, в том числе порой жизнь и здоровье. То есть проблема эта и решается и усложняется одновременно”. Если догадаться сразу не удается, можно упростить формулировки и сказать, что это помогало при географических открытиях, освоении пространств планеты, а сейчас благодаря совершенным его видам делает нашу Землю маленькой и доступной. 2
На следующем слайде появляется наконец заглавие “Транспорт” и несколько иллюстраций наиболее старых его видов – гужевого и парусных судов. На этом этапе можно актуализировать знания о географах и путешественниках. 3
На слайде – незаполненная схема классификации транспорта, а учащиеся называют основные его виды, группируя их в три колонки. 4
Проверить правильность воспроизведения полученных еще в 9 классе знаний о классификации видов транспорта можно по заполненной уже схеме. Транспорт – сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, электронный), водный (речной, морской), воздушный. 5
На слайде с заголовком “Транспортная система” три изображения – самолет в небе, железнодорожное полотно и общий вид аэропорта и при этом нет никаких пояснений, а учащиеся формулируют понятие, исходя из зрительных образов. “Транспортная система-это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий”. 6
На слайде с картинкой, изображающей автомагистраль и с вопросом “Что такое транспорт?” определение транспорта не появится до тех пор, пока ученики не сформулируют его самостоятельно.

“ТРАНСПОРТ - ведущая отрасль материального производства и инфраструктуры, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров в пространстве, обеспечивает географическое разделение труда”.

7
“Географические различия в мировой транспортной системе”. Анализ учащимися карты из школьного атласа. Карта продублирована на слайде. Обсуждение. Выводы. * 8
“Влияние НТР на развитие транспорта” Несколько изображений (сверхзвуковой авиалайнер, огромный пассажирский круизный корабль “Freedom Ship” длиной в 1,2 км и суда на воздушной подушке и магнитной подвеске) позволяют ученикам самим сообразить, что эти изменения – увеличение скорости, грузоподъемности и появление принципиально новых современных видов транспорта. 13
“Как измерить работу транспорта”
  • ГРУЗООБОРОТ - экономический показатель работы транспорта, измеряемый в тонно-километрах (т-км), и представляет собой произведение количества груза (т) на расстояние перевозки (км).
  • На пассажирском транспорте применяются соответствующие показатели - ПАССАЖИРООБОРОТ, измеряемый в первом случаев пассажиро-километрах (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки), во втором - в числе пассажиров за какой-либо период.

Работу с воспроизведением этих уже знакомых учащимся из курса 9 класса экономических показателей можно проводить по разному в зависимости от наличия времени.

14
“Доля различных видов транспорта в мировом грузообороте и пассажирообороте”. Круговые диаграммы мирового грузооборота и пассажирооборота можно дать проанализировать с подробным объяснением, а можно дать составить самостоятельно по статистическим данным.

Грузооборот: морской – 61%, железнодорожный – 14%, трубопроводный – 12%, автомобильный – 10%, внутренний водный – 3%.

Пассажирооборот: воздушный – 80%, железнодорожный – 10%, автомобильный – 9%, речной и морской – 1%.

15, 16
Далее оценивая работу транспорта, учитываем одновременно несколько показателей, таких как скорость, единичная грузоподъемность, грузооборот, пассажирооборот и зависимость от погоды. Виды транспорта с минимальными и максимальными показателями заносим в таблицу и на экране и в инструктивных карточках учащихся.** 17, 24
Следующий этап урока – групповая форма работы. На основании уже имеющихся знаний о видах транспорта, их достоинствах и недостатках учащиеся решают очень близкие к реальной жизни практические задания.

Выполните задания по группам: (например)

– Большую массу груза (50 т цитрусовых из Абхазии) необходимо быстро и с минимальными потерями довезти до Москвы. При этом стоимость груза не должна сильно увеличиться. Какой вид транспорта вы выбираете (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный)? Дайте обоснование своего выбора.

– Пассажиры (семья из 4 человек – 2 взрослых и 2 детей) собираются из Москвы в Петербург. Какой наиболее удобный вид транспорта вы выберете – воздушный или железнодорожный, потому что своего автомобиля у них нет. Объясните свой выбор.

При наличии времени можно дать задание для продвинутых групп – придумать аналогичные задачи для другого класса.

25
“Транспорт и экология”. Визуальный ряд – загрязнение транспортом водного, воздушного бассейна, пробки на дорогах, велосипеды в городе и др. Учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, говорят о важности проблемы. 26
Чтобы учащиеся почувствовали себя уверенными в освоении данной темы, а также для формирования гражданской и нравственной жизненной позиции (немаловажная воспитательная задача), дадим им возможность реально поучаствовать в практической жизни и в решении актуальной проблемы.

Предложите меры по решению экологических проблем (групповая работа)

  • для государственной Думы (юридические)
  • для конструкторского бюро (технические)
  • для правительства города Москвы (организация городского хозяйства)
27
Итоги подводят учитель и учащиеся совместно (возможно использование спроецированного на экране текста с пропусками)

Транспорт. Углубление научно-технического прогресса внесло свои коррективы и в разделение труда между различными видами транспорта. Суть основных внутриотраслевых и территориальных изменений на транспорте в конце XX в. можно свести к следующему:

1) произошло существенное удлинение транспортной системы мира (без морских трасс) за счет сооружения новых шоссейных дорог (в том числе в слаборазвитых странах), нефте– и газопроводов, железных магистралей;

2) еще более упрочилось первое место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте, главным образом за счет “автомобилизации” стран “новой индустриализации”, Китая, Индии, стран СНГ и др.;

3) повышенной динамикой отличалось развитие трубопроводного транспорта, особенно в нефтегазодобывающих странах Ближнего Востока, Западной Европы, России и странах СНГ (отчасти это обстоятельство не дает оснований говорить о продолжающемся упрочении позиций морского транспорта в мировом грузообороте). Общая длина трубопроводов в мире уже превысила 1,5 млн. км, причем лидируют здесь США, а последующие места занимают Россия и Канада);

4) возросла роль в мировом грузообороте таких стран, как Китай, Индия, “новые индустриальные” страны.

28
* Примечание . Рассмотрение и анализ карты полезно дополнить статистическими материалами о длине и густоте железных и автомобильных дорог, количественных характеристиках разных видов транспорта, тоннаже морского флота, крупнейших портов и др. При недостатке данной статистики в школьном учебнике можно воспользоваться пособием В.П.Максаковского “Географическая картина мира” и отразить ее на слайдах. 9, 10, 11, 12, 13 (эти слайды в случае нехватки времени можно скрыть)
** Примечание . При наличии времени можно предложить учащимся охарактеризовать (фронтальная работа) каждый из видов транспорта по отдельности по следующему плану:

– скорость
– грузоподъемность
– зависимость от погодных и климатических условий
– себестоимость
– экологичность
– маневренность
– универсальность к перевозке грузов.

18, 19, 20, 21, 22, 23 (эти слайды в случае нехватки времени можно скрыть)

Технологическая карта урока № 53

Предмет, класс

География, 8 класс

ФИО учителя

Подоляк Оксана Валентиновна

Тема урока

Транспорт –кровеносная система экономики страны

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «транспортная инфраструктура России»

Цели урока

предметные

метапредметные

личностные

характеризовать транспорт как отрасль материального производства; оценивать работу различных видов транспорта по основным показателям работы; показывать на карте размещения на территории страны крупнейших центров и узлов,называть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом.

Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать и классифицировать информацию; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.

воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства; коммуникативные навыки.

Планируемые результаты

Сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи при изучении нового материала, умения сопоставлять различные тематические карты, сформировать знания по теме «Транспорт России»

Тип урока

Изучение нового материала

Вид урока

Используемые технологии

Информационно – коммуникационные, технология проблемного обучения, технология опережающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

Учебно-методический комплекс

Источники информации

Оборудование

Дидактическое сопровождение

Материалы для познавательной деятельности ученика

«География: Население и хозяйство России» учебник для 8 класса Полярная звезда

Презентация к уроку «Транспорт России»,

Карточки со статистическими данными, индивидуальные задания

Статистический материал

Организационная структура урока

Название этапа урока

Длительность, мин.

Цель

Методы и приёмы работы

Проблемный, частично-поисковый

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ожидаемый результат

I .Организа-ционный и мотивационный момент

2 мин.

Организовать внимание учащихся, нацелить на активную работу в ходе урока.

Проверка готовности к уроку.

Проверяет готовность уч-ся к уроку,

Готовит рабочее место,

Полная готовность класса и оборудования.

2Проверка дз

Усный опрос по тексту стр 210

II .

1. Актуализация полученных ранее знаний и умений

10 мин.

Активизация опорных знаний и умений.

Презентация

Из пункта А отправился путешественник.Так начинаются многие задачи в учебнике.Так начинаются многие задачи в жизни.По дорогам,по тропинкам спешат люди-на работу,в школу,в лес.Человек шагнул за порог.Люди начали путешествовать давно.самые первые путешественники были исследователями,они искали новые земли,богатство,славу.Их путешествия сопровождались опасностями.Сегодня это не так опасно.На чем же мы отправимся в путешествие? Конечно на транспорте.Возникает вопрос-что означает слово транспорт? Это слово пришло в русский язык из Греции и означает «перемещение».Тема нашего урока «Транспорт-кровеносная система экономики» Давайте попробуем определить цели нашего урока.

Ставит проблемную задачу

Ставят цели урока,записыввают тему в тетрадь

2. Подготовка к изучению нового материала

1 мин

Акцентирование внимания учащихся на изучение нового материала

Проблемный вопрос,ответ мы узнаем в конце урока

III . Изучение нового материала

2 мин

План

1.Инфраструктурный комплекс

2.Особенности транспорта

Задачи

Пути сообщения

Виды транспорта

Показатели работы транспорта

Особенности жд транспорта

(работа с картой.магистрали)

Автомобильныйй и трубопроводный транспорт (работа с картой)

Работа в парах

Работа в парах

По заполнению таблицы

23 мин

3мин

7 мин

Изучить новый материалл

Закрепить знания, полученные в ходе изучения нового

Задачи-главная задача транспорта-перевозка грузов и пассажиров

Виды транспорта-демонстрация видов транспорта на слайдах

    Анализ карты «Транспорт России»

    Задание на рабочей карточке).

    1.Выясните, как располагается дорожная сеть в Европейской части России.

    Москва –радиально-кольцевая система.

    2.Выясните направление движения сухопутных видов транспорта (широтное)

    3.Выясните направление движения речных путей (меридиональное)

Вывод: густота и направление транспортной сети неодинаковы в западной и восточной частях страны(экономика России исторически концентрировалась в европейской части страны. Её основные связи, следовательно и потоки грузов ориентированы преимущественно на запад и юг. Там расположены порты и основные торговые партнеры. На восток от европейского колеса протянулись широтные магистрали. Чем восточнее, тем их меньше .)

Показатели работы транспрорта –построить диаграмму (на рабочей карточке))

Жд.транспорт

Задание 2: на контурную карту нанести главные магистрали страны.

Видеосюжет «Транссибирская магистраль»

Автомобильный транспорт:

Выступление учащегося-«Влияние транспорта на окружающую среду»

1.Прием «верно-не верно» (задания на слайде презентации)

2.Заполнить таблицу на рабочей карточке (графы для морского и воздушного транспорта не заполнять)

Частично-поисковый, картографический, метод работы в парах, приемы работы с текстовой информацией – составление

схем

Составление диаграммы

Поисковый, работа с текстом

Организует работу учащихся

Организует работу учащихся

Наносят магистрали,работают с текстом,составляют диаграммы

Работают с текстовой информацией, заполняют таблицу

Рефлексия

Проблемный вопрос,ответ мы должны были получить в конце урока:

Выражение «Транспорт – кровеносная система страны»

Случайно ли возникло это выражение?

(Если посмотреть на карту транспорта, то можно заметить, в крупные города сходятся многочисленные дороги, трубопроводы, авиалинии. Пути сообщения образуют сеть, а их пересечения – транспортные узлы).

Прием «Сундучек» записать термины

На доске нарисован сундучек, внутри которого необходимо записать новые термины

IV . Подведение итогов

2 мин

Эвристическая беседа

Задает вопросы, нацеливает учащихся на вывод.

Делают вывод

Домашнее задание

– п. 53, подготовить сообщение «Влияние природных условий на работу водного и воздушного транспорта транспорта)

Подготовить сообщение «Транспорт и экология» (, морской, речной, авиационный)

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)

ВВЕДЕНИЕ

Транспорт образно называют “кровеносной системой” хозяйства. С его помощью осуществляется перемещение огромных масс грузов и пассажиров как внутри городов, так и в междугородном, международном сообщениях. Надежные транспортные связи являются необходимым и обязательным условием специализации любых территорий на производстве продукции, предназначенной для потребления за их пределами.

Транспорт — самостоятельная отрасль хозяйства, которую следует отнести к производственной сфере. Перемещение грузов и пассажиров является одновременно и производственным процессом, и продукцией транспорта. В настоящее время в транспортном комплексе России занято около 4 млн. человек, на него приходится свыше 1/10 всех основных фондов экономики страны и валового внутреннего продукта. На транспорт выпадает, чуть ли не 1/З услуг, оказываемых населению.

Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. Водный и автомобильный транспорт играют в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Первый — из-за замерзаемости большинства морей и всех рек, имеющих относительно короткий навигационный период, второй — как из-за более поздней автомобилизации России, так и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта. Больше всего грузов (почти 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его роль в грузообороте транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д.

1 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

Железнодорожный транспорт - один из самых крупных грузоперевозчиков страны. На его долю приходится значительная часть общего объема перевозок грузов. По отчету за 2008 г. 85 % грузооборота и 40 % пассажироперевозок приходится на железнодорожный транспорт. В то же время железные дороги являются важным централизующим фактором экономического пространства России. Для многих регионов - это единственный вид транспорта.

Железные дороги России - это развитая транспортная система протяженностью 87 тыс. км, из них 39 тыс. км - электрифицированы. С точки зрения затрат железные дороги - наиболее рентабельный вид транспорта для перевозок на дальние расстояния вагонных партий грузов навалом - каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции.

Железнодорожный транспорт сохранит в перспективе ведущую роль в обеспечении основной массы межрегиональных транспортно-экономических связей и должен выполнять более 70 % грузооборота транспортной системы (без трубопроводного транспорта).

Материально-техническая база железнодорожного транспорта включает: пути и путевое хозяйство, вагоны и вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство, станции, грузовые дворы, товарные конторы, весовое хозяйство и др. Сфера обращения в основном тесно связана с вагонным парком и его использованием.

1.1 Путевое хозяйство

Путевое хозяйство — одна из основных отраслей железнодорожного транспорта, в которую входят железнодорожный путь со всеми сооружениями; объекты производственного, служебно-технического и культурно-бытового назначения; линейно-путевые, промышленные предприятия, обеспечивающие текущее содержание и ремонт пути; путе- и мостообследовательские, геофизические и нормативно-инструкторские станции; средства механизации ремонтно-путевых и других работ. На долю путевого хозяйства приходится более 50 процентов стоимости основных фондов железных дорог, пятая часть эксплуатационных расходов. В путевом хозяйстве занята шестая часть работников железнодорожного транспорта.

Основную задачу путевого хозяйства составляет содержание пути и путевых устройств в постоянной исправности, чтобы обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с наибольшими скоростями, установленными для данного участка.

Руководит путевым хозяйством в ОАО РЖД Главное управление пути, а на дорогах — служба пути. В ведении Главного управления пути находятся Государственный институт по проектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим изысканиям (Гипротранс-путь), нормативные и путеобследовательские станции и проектно-конструкторское технологическое бюро.

Службам пути непосредственно подчинены шпалопропиточные заводы, на которых сушат и пропитывают антисептиками деревянные шпалы и брусья, балластные карьеры, в которых добывают балласт, щебеночные заводы, изготовляющие путевой щебень, рельсосварочные поезда, производящие сварку новых и старогодных рельсов, путевые дорожные мастерские и путеобследовательские станции.

Линейными предприятиями путевого хозяйства являются дистанции пути, дистанции лесозащитных насаждений и путевые машинные станции. Размещение и техническое оснащение дистанций пути, путевых машинных станций и других предприятий путевого хозяйства должны обеспечивать выполнение необходимых работ по содержанию и ремонту железнодорожного пути, сооружений и устройств для выполнения заданных размеров движения с установленными скоростями.

1.2 Вагонный парк

Вагонный парк состоит из двух основных групп вагонов — пассажирских и грузовых.

Грузовые вагоны на железнодорожном транспорте подразделяются на крытые, полувагоны, платформы, цистерны и специальные вагоны для перевозки отдельных видов грузов, такие как изотермические, цементовозы, кислотные цистерны, для перевозки автомашин и др. Тяжеловесные и негабаритные грузы перевозятся в транспортерах грузоподъемностью до 400 т и более.

Крытые вагоны предназначены для перевозки ценных грузов и грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий. В них перевозят зерно, тарные и штучные грузы и ряд других. В крытом цельнометаллическом вагоне боковые стены кузова снабжены люками. В металлической крыше сделаны четыре загрузочных люка с автоматически запирающимися крошками. Цельнометаллические самоуплотняющиеся двери кузова в нижней части снабжены разгрузочными люками, через которые выгружается часть зерна для уменьшения давления на дверь перед ее открытием. Уплотнение двери достигается применением резиновых прокладок специального профиля в местах сопряжения со стойками кузова и специальными пазами у порога. В вагонах с самоуплотняющимися дверями зерно перевозят без применения хлебных щитов.

Полувагоны составляют значительную часть грузового вагонного парка, используемую наиболее интенсивно. Полувагон не имеет крыши, а пол его составлен из разгрузочных люков. Люки закрываются специальными запорами и снабжены юре ионам и для облегчения их закрывания.

Полувагоны предназначены для перевозки массовых сыпучих и навалочных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков,— руды, леса, угля, металла, а также автомашин, сельскохозяйственной техники и др. Этот тип вагона позволяет широко применять механизированную погрузку и выгрузку, в том числе и на вагоноопрокидывателях.

Платформы предназначены для перевозки длинномерных грузов (рельсов, лесоматериалов), контейнеров, а также автомобилей и различных автодорожных и сельскохозяйственных машин. Четырехосная платформа с цельнометаллическими бортами является основным типом платформ.

В цистернах перевозят массовые жидкие грузы, нефтепродукты. В зависимости от рода перевозимого нефтепродукта цистерны специализируются и снабжаются приборами для верхнего или нижнего слива. Кузов цистерны представляет собой котел цилиндрической формы с колпаком в верхней части. На котлах цистерн для перевозки бензина устанавливаются предохранительные клапаны. Для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов используются цистерны грузоподъемностью 62 т, оборудованные универсальным сливным прибором.

Вагоны пассажирского парка подразделяют на вагоны для перевозки пассажиров, почтовый, багажные, вагоны-рестораны и вагоны специального назначения. Вагоны дальнего следования приспособлены для продолжительного пребывания в них пассажиров. Такие вагоны бывают купейными с мягкими, жесткими или полужесткими местами для лежания и некупейные (открытые) с жесткими пли полужесткими местами.

1.3 Вагонное хозяйство

Основными подразделениями вагонного хозяйства являются вагонные депо, в которые входят пункты подготовки вагонов к перевозкам и пункты технического обслуживания вагонов, промывочно-пропарочные станции, пассажирские технические станции, колесные мастерские, автотормозные контрольные пункты, контрольные пункты автосцепки, пропиточные, регенерационные цехи и другие сооружения.

В вагонном депо, которое, как правило, размещается на крупных железнодорожных узлах и сортировочных станциях, выполняется деповской ремонт пассажирских и грузовых вагонов или контейнеров, тормозов и перезаправка букс, а также ремонт запасных частей и оборудования. Вагонные депо специализируются на ремонте определенных типов вагонов.

Крупным и ответственным подразделением вагонного депо является пункт подготовки вагонов к перевозкам и пункт технического обслуживания вагонов. На пунктах подготовки вагонов и пунктах технического обслуживания осуществляется техническое обслуживание грузовых вагонов, подаваемых под погрузку, пассажирских — под посадку пассажиров, а также вагонов, находящихся в сформированных составах поездов.

1.4 Грузовой двор

Грузовой двор — это часть территории станции с находящимся на ней комплексом сооружений и устройств, предназначенных для приема, погрузки, выгрузки, выдачи, сортировки и временного хранения грузов. На нем размещены склады, грузосортировочные платформы, площадки для контейнеров, тяжеловесных, навалочных и других грузов. Грузовой двор имеет путевое развитие и автомобильные подъезды и проезды, а все его склады и площадки оснащены погрузочно-разгрузочными машинами и устройствами. Места общего пользования на грузовом дворе — склады, погрузочно-разгрузочные площадки и устройства — специализируют по роду грузов (тарно-упаковочные, навалочные, тяжеловесные, опасные и др.), виду отправок (повагонные и мелкие) и характеру выполнения операций (погрузка, выгрузка, сортировка).

Грузовые дворы бывают тупикового, сквозного и комбиниро-панного типов. Для временного хранения грузов между приемом к перевозке и погрузкой в вагоны (сортировки по направлениям и подборки вагонных отправок), а также выгрузкой из вагонов и вывозом на склады получателей служат прирельсовые склады:

· общего пользования, принадлежащие железным дорогам и

служащие для хранения различных грузов, за исключением скоропортящихся, зловонных и опасных, сроком до 3 суток;

· необщего пользования, принадлежащие предприятиям и

организациям.

В зависимости от рода грузов склады делятся на специальные (для отдельных грузов) и универсальные (для грузов различных наименований).

Крытые склады с внутренним вводом железнодорожных путей и автоподъездов называют ангарными. В таких складах созданы благоприятные условия работы, особенно при длительных низких температурах воздуха в зимнее время, и обеспечено кондиционирование воздуха при высоких температурах летом.

Для хранения малоценных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков, но не боящихся воздействия ветра, влажного воздуха, используют крытые платформы. Обычно их строят как продолжение складов на тех же площадках.

Неотъемлемой частью железнодорожного транспорта являются грузовые станции - комплекс путевых и грузовых устройств, предназначенных для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций. На грузовых станциях производят операции по приему, погрузке и выгрузке багажа. На грузовых станциях сосредоточены все объекты и устройства коммерческого хозяйства. Это - товарные конторы, контейнерные площадки, весовое и крановое хозяйство.

2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

Морской флот и суда смешанного "река-море" плавания обслуживают в основном мировой фрахтовый рынок за пределами России, сохраняется тенденция к строительству судов, их регистрации и осуществлению судоходного бизнеса за рубежом. В то же время около 60 % внешнеторгового грузооборота России осуществляется морским путем, при этом сокращается общее число судов и тоннажа, и продолжается старение флота, зарегистрированного в российских национальных реестрах.

Как правило, Морфлот является ведущим перевозчиком в мультимодальном сервисе. Значительное количество грузов перевозится в настоящее время судами и баржами в прибрежных водах и по внутренним водным путям. Для ряда субъектов Российской Федерации водный транспорт является безальтернативным для обеспечения их жизнедеятельности видом транспорта. Стоимость перевозки по воде громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти и металлических руд очень мала. Напомним, что для перемещения на одно и тоже расстояние 1 т груза по реке затрачивается энергии в 6 раз меньше, чем по железной дороге, и в 25 раз меньше, чем по автомобильной дороге. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвергается влиянию погоды.

К материально-технической базе морского и речного транспорта относят флот, морские и речные порты и пристани.

2.1 Речной и морской флот

Речной и морской флот состоит из судов различных типов:

· грузопассажирские

· сухогрузные (балкеры) - для перевозки насыпных грузов.

Современные балкеры имеют большую грузоподъемность, часто превышающую 100 тыс. т. Почти полностью раскрытая палуба позволяет быстро загружать суда мощными грейферными кранами или конвейерными перегружателями без горизонтального перемещения груза на судне.

· наливные (танкеры)

· рефрижераторные - эти суда могут быть самоходные и несамоходные, обладают относительно небольшой грузоподъемностью, имеют термоизоляционные грузовые помещения, холодильное оборудование, позволяющее обеспечивать охлаждение до -25C.

· ролкеры - для перевозки грузов, размещенных на колесной технике, эти многопалубные суда могут перевозить до 2000 автомобилей, прицепов, полуприцепов, тракторов.

· лихтеровозы - небольшие самоходные или несамоходные баржи - спускаются краном с борта лихтеровоза, стоящего на открытом рейде, и доставляются на разгрузку-погрузку к пристани. Груженая лихтер-баржа подводится буксиром или своим ходом к лихтеровозу и подается на палубу судовым краном. Лихтеровозы эффективны при отсутствии достаточно мощных портов, а также при смешанных перевозках «река-море».

Для выполнения операций по погрузке и выгрузке, приему и сдаче грузов, организации перевозок и обслуживанию флота на транспорте имеются морские и речные порты и пристани, грузовые районы (участки) для грузовых и коммерческих операций, грузовые порты.

2.2 Морские и речные порты

Основными классификационными признаками портов являются;

а) назначение;

б) народнохозяйственное значение;

в) географическое положение;

г) годовая продолжительность эксплуатации;

д) отношение к уровню воды;

е) отношение к международной торговле.

По назначению порты можно подразделить на транспортные, военные, промысловые и порты-убежища.

Транспортные порты, предназначенные для передачи грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой, могут быть разделены на порты общего назначения, в которых перерабатываются самые различные грузы и пересаживаются пассажиры, и порты специальные, предназначенные для переработки какого-либо одного груза (уголь, руда, нефть, лес и т. д.). Как правило, специальные порты имеют мощные высокопроизводительные перегрузочные устройства, которые служат для переработки одного лишь вида груза.

В портах общего назначения перегружаются различные грузы, а перегрузочные устройства более универсальны. Наиболее крупные отечественные и зарубежные порты являются портами общего назначения.

Военные порты или базы флота предназначены для обслуживания военно- морского флота. Они характеризуются наличием больших рейдов, бассейнов для ремонта судов, специальных складов военного снаряжения и продовольствия. На территории военного порта нередко размещаются обширные казармы. Для обороны порта имеются фортификационные и другие инженерные сооружения.

Промысловые порты, из которых наибольшее развитие получили рыбные порты, оборудуются складами-холодильниками и имеют в своем составе перерабатывающие предприятия. Такие порты, являясь базами промыслового флота, располагают, как правило, и собственными судоремонтными устройствами.

Порты-убежища, как это видно из названия, предназначены для укрытия во время шторма судов, которые не рассчитаны на действие крупных волн. Как правило, для портов-убежищ используют естественные бухты и лагуны, производя в них минимальный объем дноуглубительных работ для создания рейдов.

По народнохозяйственному значению основным классификационным признаком порта является объем выполняемой портом работы.

По географическому положению различают порты: речные, водохранилищные, устьевые, береговые, лагунные и островные.

Речные порты на свободных реках, в зависимости от расположения на реке, подразделяют на русловые, вся акватория которых и причальный фронт находятся непосредственно в русле реки и внерусловые или затонные, в которых акватория и причальный фронт находятся в естественном затоне или в искусственном ковше; в последнем случае порт называют ковшовым. Внерусловые порты обычно используются и для зимнего отстоя судов, а поэтому имеют в своем составе судоремонтные заводы.

Водохранилищные порты располагаются в верхних бьефах водохранилищ. Водохранилищные порты, так же как и морские, имеют оградительные сооружения, защищающие рейды и причалы от волнения. Такие порты являются одновременно портами-убежищами.

Устьевые порты характерны тем, что в них сходятся морские и речные водные пути. Почти все крупнейшие порты мира (Ленинградский, Лондонский, Нью-йоркский, Гамбургский, Роттердамский, Антверпенский и др.) расположены в устьях рек. Портовые устройства размещаются, как правило, по берегам реки или в вырытых в берегу бассейнах. При этом порты стремятся разместить на некотором расстоянии от моря, чтобы избежать строительства оградительных сооружений.

Береговые морские порты создаются на открытом морском берегу, и для защиты их акваторий и причалов от волнения приходится строить оградительные сооружения. Длина этих сооружений в портах на песчаных побережьях измеряется километрами.

Лагунные порты размещаются в глубине лагун, образовавшихся на песчаных берегах вследствие отложения естественных кос, отделяющих лагуны от моря. Такие порты не нуждаются в защите от волнения, но имеют подходные каналы, на которых необходимо поддерживать глубины, удаляя наносы землечерпанием.

Островные порты, как видно из названия, располагаются на островах и не имеют сухопутной связи с берегом. Они создаются для перевалки грузов с судов одного типа на другие или для приема судов, которые ввиду большой осадки не могут подойти к причалам главного порта.

Страна испытывает огромный недостаток морских портовых мощностей, и в то же время внутренний речной транспорт имеет значительные резервы в провозной способности флота и пропускной способности портов.

Сегодня внутренние судоходные пути составляют протяженность более 100 тыс. км, на которых имеется 700 судоходных гидросооружений. Приоритетным направлением развития портового хозяйства, наряду с усилением устьевых портов, является развитие портов, расположенных на внутренних водных путях международной классификации, т.е. международных транспортных коридорах.

3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках, и сегодня на него приходится 80 % общего количества перевозимых грузов (5,4 млрд. т). Количество автомобилей также резко увеличивается, и в настоящее время парк грузовых автомобилей уже составляет 3 млн. единиц, парк легковых автомобилей - 18 млн.

В городах автотранспорт осуществляет основную массу грузовых перевозок. Этот вид транспорта чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от ворот до ворот», избавляя отправителей от необходимости лишних перевозок.

Грузовые автомобили - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

К материально-технической базе автомобильного транспорта относят подвижной состав, автотранспортные предприятия и автомобильные дороги.

3.1 Подвижной состав

Подвижной состав состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов. Все виды автомобилей подразделяются на транспортные, используемые для перевозок грузов и пассажиров, и специального назначения.

Транспортные автомобили в свою очередь подразделяют на 3 основных категории: пассажирские, к которым относятся легковые автомобили и автобусы; грузовые - для перевозки грузов различных наименований и тягачи, не имеющие собственных грузовых емкостей и предназначенные для буксировки полуприцепов и прицепов.

По конструктивной схеме грузовые автомобили подразделяются на одиночные и автопоезда. Грузовые автомобили различают: особо малой грузоподъемности (до 0,5 т) на базе легковых автомобилей, малой грузоподъемности (от 0,5 до 2 т), средней грузоподъемности (от 2 до 5 т), большой грузоподъемности (от 5 до 15 т) и особо большой грузоподъемности (более 15 т).

По виду перевозок грузовые автомобили и автопоезда подразделяют на две группы: универсального, многоцелевого назначения и специализированные (цистерны, фургоны, цементовозы и др.).

В зависимости от дальности перевозок различают автомобили для местных (в пределах 50 км) и дальних (междугородних) перевозок.

Целесообразность использования подвижного состава того или иного типа определяется его эксплуатационно-техническими качествами и конкретными условиями эксплуатации. К эксплуатационно-техническим качествам автомобиля относят его характеристику по габаритам и массе, проходимость, устойчивость, подвижность, маневренность и экономичность. В большинстве случаев в качестве показателя экономичности используется показатель расхода топлива на 100 км пробега.

3.2 Автотранспортные предприятия

Автотранспортные предприятия являются составной частью материально-технической базы автомобильного транспорта. Они осуществляют хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также обеспечивают его необходимыми материалами и запчастями.

По своему назначению автотранспортные предприятия делятся на грузовые, пассажирские (легковые и автобусные), смешанные и специальные (скорой медицинской помощи, пожарные, коммунального обслуживания и т.д.).

По организации производственной деятельности АТП подразделяются на:

· Комплексные, осуществляющие транспортную работу

· Все виды технического обслуживания (ТО)

· Текущего ремонта (ТР) и хранение подвижного состава;

· Кооперированные, деятельность которых осуществляется с учетом централизации транспортной работы, а также централизации «частичной или полной» работ ТО и ТР.

3.3 Автомобильные дороги

Автомобильные дороги также входят в состав материально-технической базы автомобильного транспорта. В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования и ведомственной сети в стране составляет около 956 тыс. км, из которых более 200 тыс. км грунтовые, не имеющие твердого покрытия.

По всем удельным показателям развития сети дорог Россия уступает странам с развитой рыночной экономикой по плотности на единицу площади в 5 - 30 раз, на тысячу жителей - в 3 - 10 раз. Особенно слабо развита сеть магистральных автомобильных дорог, которая, имея протяженность около 5 % в общей дорожной сети, обеспечивает около 50 % всех автомобильных перевозок. На подавляющей части автомобильных дорог имеются только две полосы движения. Протяжение дорог с 4 и более полосами движения даже на федеральной сети составляет всего 2,2 тыс. км при потребности, исходя из объемов движения автомобилей, - более 12 тыс. км. Многие из существующих многополосных дорог не соответствуют требованиям, предъявляемым к современным скоростным автомагистралям. Состояние многих магистральных дорог не обеспечивает реализацию транспортно-эксплуатационных качеств современных автомобилей. Более трети этих дорог требуют реконструкции с переустройством параметров плана и продольного профиля по нормативам более высоких категорий, около половины требуют усиления дорожных одежд, более 20 % имеют недостаточную ровность и шероховатость.

По техническим условиям дороги делятся на пять категорий в зависимости от интенсивности движения. От наличия и состояния дорог зависит эффективность использования автотранспортных средств, их износ, себестоимость перевозок и производительность подвижного состава.

Улучшение дорожной сети создает экономические предпосылки снижения затрат на перевозки автомобильным транспортом, являющимся во многих случаях не конкурентом, а партнером железных дорог, способствуя привлечению на них новых грузопотоков, в том числе расширению мультимодальных перевозок и, следовательно, росту доходов.

В зависимости от качества, технической оснащенности дорог определяется их пропускная способность. По пропускной способности автомобильные дороги делятся на пять категорий:

Чем выше категория дороги, тем больший поток автомобилей она пропускает и тем более совершенной является в техническом отношении. В зависимости от интенсивности движения, разрешенной скорости движения и рода технических характеристик автомобильные дороги относят к одной из пяти категорий.

4 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

Географические особенности России, роль отдаленных регионов в хозяйственной жизни страны обусловливают особую роль авиации в транспортном комплексе. На долю воздушных перевозок приходится пока незначительная часть общего грузооборота, однако этот вид транспорта приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость и/или когда необходимо достичь отдаленных рынков.

Использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов - скоропортящиеся продукты (такие как свежая рыба, живые цветы) и негромоздкие изделия высокой стоимости (такие как приборы, ювелирные изделия). В качестве "авиапригодных" по оценкам Мирового банка принимаются грузы по цене ФОБ за 1 фунт массы более 10 долларов.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 756 аэропортов. Их сеть охватывает все основные регионы страны и обеспечивает обслуживание как внутренних перевозок, так и транспортных связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Основной объем грузопотоков концентрируется в 63 аэропортах федерального значения, на долю которых приходится более 70 % грузовых внутренних авиаперевозок, а также более 95 % международных.

Согласно концепции государственной транспортной политики Российской Федерации рациональная структура системы авиаперевозок предполагает наличие 5 - 8 федеральных авиакомпаний, 20 - 25 региональных и 60 - 70 - местных. Общее число авиакомпаний при этом может быть сокращено до 100 - 110.

Материально-техническую базу авиатранспорта составляют авиапредприятия с парком воздушных судов, аэропорты с комплексом технического обслуживания авиационной техники и топливо-заправочными комплексами, предприятия системы организации воздушного движения.

Наблюдающееся в последние годы снижение объемов авиационных перевозок и как следствие инвестиций в основные фонды авиапредприятий и организаций гражданской авиации, обусловило отставание развития материально-технической базы объектов авиационной инфраструктуры от современных требований.

Почти все авиакомпании характеризуются деградацией парка воздушных судов, большая часть авиаперевозчиков является экономически несостоятельной, арендующей на короткое время и по демпинговым ценам устаревшую авиационную технику для выполнения нерегулярных чартерных рейсов.

Парк воздушных судов состоит в основном из старых самолетов и вертолетов, которые выпускались с 60 - 70-х гг. В большинстве своем эта авиатехника неэффективна и неконкурентоспособна, так как имеет в 1,5 - 2 раза больший удельный расход топлива, чем у зарубежных аналогов.

4.1 Классификация подвижного состав воздушного транспорта

1. Аппараты легче воздуха:

· дирижабли

· воздушные шары

· аэростаты

· планеры

2. Аппараты тяжелее воздуха:

2.1 самолеты

2.1.1. по способу взлёта и посадки

· обычные

· вертикальные

· короткие

2.1.2. по назначению

· грузовые

· грузопассажирские

· пассажирские (дозвуковые, сверхзвуковые, гиперзвуковые)

2.1.3 по типу двигателя:

· поршневые

· турбиновинтные

· реактивные

2.1.4. по условиям базирования:

· сухопутного базирования

· гидросамолеты

2.2. вертолёты

· специальные

· спортивные

· санитарные

· поисково-спасательные

· учебно-тренировочные

· сельскохозяйственные и др.

4.2 Аэропорты и аэродромы

Самолёты взлетают и садятся на аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации. Гражданские аэродромы подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации только при наличии сертификата (свидетельства) годности. Ведение указанного реестра возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации. Аэродромы государственной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов государственной авиации Российской Федерации. Ведение указанного реестра возлагается на уполномоченный орган в области обороны. Данные о гражданском аэродроме исключаются из государственного реестра в следующих случаях: нарушение требований к государственной регистрации гражданского аэродрома и требований к обеспечению его безопасной эксплуатации; на основании заявления лица, зарегистрировавшего гражданский аэродром. При исключении данных об аэродроме из Государственного реестра эксплуатация аэродрома приостанавливается, свидетельство о государственной регистрации аэродрома утрачивает силу и подлежит возврату органу, осуществляющему государственную регистрацию аэродрома.

Аэродромы бывают:

· основные;

· запасные;

· базовые.

Аэродром входит в более широкое понятие «аэропорт». Аэропорт - это транспортное предприятие, осуществляющее прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов подвижного состава. Аэропорт представляет собой сложный инженерный комплекс сооружений, зданий, технических средств и оборудования, занимающий до нескольких тысяч гектаров территории.

Аэропорты подразделяются по назначению на:

· международные;

· республиканские;

· местные.

В зависимости от годового объёма перевозки пассажиров аэропорты подразделяются на 5 классов. Крупные аэропорты мира могут обслуживать до нескольких десятков миллионов пассажиров в год.

Техническое оснащение большинства российских аэропортов находится на низком уровне. Особое значение для определения направлений модернизации и реконструкции элементов наземной инфраструктуры имеют топливо-заправочные комплексы и авиационно-технические базы, так как их современное состояние обусловливает снижение показателей безопасности полетов отечественных авиакомпаний.

Существующая российская система организации воздушного движения (ОВД) также не в полной мере обеспечивает соблюдение мировых стандартов безопасности полетов, определяемых рекомендациями ИКАО, и характеризуется неравномерностью покрытия сетью пунктов ОВД территории страны. В результате Россия теряет значительные суммы из-за прокладки международных транзитных маршрутов в обход российского воздушного пространства. К тому же снижение интенсивности воздушного движения в последние годы привело к относительному росту стоимости аэронавигационного обслуживания в России по сравнению с мировым уровнем: в структуре расходов российских авиаперевозчиков на международных линиях аэронавигационное обслуживание составляет немногим более 3 %, а на внутренних авиалиниях - почти 8 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека - потребность в перемещении. Однако практически ни один вид транспорта (кроме, пожалуй, автомобильного, и то не всегда) не может самостоятельно обеспечить полный цикл перемещения по схеме «от двери до двери» или «от дома до дома». Такое перемещение возможно лишь при чётком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса.

Организация работы такого комплекса, как единая транспортная система России, является одновременно и сложной задачей, и насущной для экономики страны потребностью, которая соответствует интеграционным тенденциям социально-экономического развития человечества, достижениям научно-технического прогресса и стратегическим интересам России. При этом единство транспортной системы России не должно означать её обособленности от путей сообщения сопредельных государств и территорий, особенно стран СНГ, развитие и функционирование которых в течение столетий осуществлялось в едином комплексе.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Принципиально важно, что транспортные предприятия весьма охотно идут на расширенную диверсификацию своей деятельности, транспорт как элемент инфраструктуры все чаще берет на себя нетранспортные функции по хранению и распределению продукции, освобождая потребителя от сбытовых и распределительных операций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воздушный кодекс Российской Федерации: От 19.03.1997 № 60-ФЗ.- В ред. от 02.11.2004.-Ст. 40

2. Винников В.В. Экономика предприятия морского транспорта: Учебник для вузов водного транспорта. - Одесса: Латстар, 2001. - 516 с.

3. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. - М.: АСАДЕМА, 2004. - 402 с.

4. Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Мировая транспортная система. - М.: Транспорт, 2003. - 456 с.

5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.: МИК, 1996. - 385 с.

6. Лившиц В.Н. Транспорт за 100 лет / Россия в окружающем мире / В.Н. Лившиц. - М.: 2002.

7. Пелих А.С. Экономика отрасли. - Ростов нД.: Феникс, 2003. - 620 с.

8. Семин П.А., Муравкина Е.В. 10-летие СНГ: основные итоги и перспективы развития взаимодействия на транспорте //Бюллетень транспортной информации. - №2. - 2002

9. Тимошенко Е.В. Единая транспортная система. - М.: Ось-89, 2004.

10. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. Проф. Н. А. Сафронова. - М.: «Юристъ», 1998. - 584 с.

В продолжение темы:
Математика

Цель: познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем разных животных. Задачи: сформировать у учащихся представление...

Новые статьи
/
Популярные