Что открыл виллем баренц 1596 1597. Виллем баренц и географические открытия голландцев в русской арктике. По следам Баренца

10 июня 1596 года голландскими мореплавателями Виллемом Баренцем и Якобом ван Хемскерком (в ходе третьей экспедиции Баренца) был открыт остров Медвежий. Этот участок суши находится в западной части Баренцева моря, к югу от острова Западный Шпицберген. В настоящее время принадлежит Норвегии, но, как и весь архипелаг Шпицберген, чьей южной частью является остров Медвежий, имеет особый статус внутри королевства.

Третья экспедиция Баренца по поиску северного пути в Азию стартовала 16 мая 1596 года. В ней участвовало два корабля. Для самого Баренца этот полярный поход стал последним, из своей третьей экспедиции великий голландский полярник уже не вернулся.

Открытие острова Медвежий 10 июня в архипелаге Шпицберген стало, пожалуй, единственным достижением экспедиции. Остров оказался расположен на полпути между южной оконечностью Западного Шпицбергена и мысом Нордкап, его площадь составила около 180 км². Своё название остров получил благодаря тому, что первооткрыватели увидели у его берегов плавающего белого медведя, который попытался залезть на корабль. До этого, голландцам белые медведи были незнакомы.

После этого открытия экспедиция Баренца, обогнув Новую Землю, достигла Карского моря. Опасаясь гибели среди льдов, экспедиция высадилась на берег и устроила зимовку на Новой Земле близ Ледяной Гавани. Первоначально зимовка проходила более-менее успешно, главным образом, из-за непререкаемого авторитета самого Баренца, сумевшего организовать выживание команды в суровых условиях Заполярья.

Однако зимой 1597 года сам Баренц заболел цингой, от которой так и не оправился. А в январе 1597 года зимовку голландцев завалило снегом по самую трубу, из-за чего они едва не замерзли и не задохнулись дымом.

Хотя к началу июня 1597 года Карское море освободилось ото льда, бухта, где стоял корабль, по-прежнему была во льдах. Зимовщики не стали ждать освобождения корабля - северное лето слишком короткое - и 14 июня 1597 предприняли отчаянную попытку добраться до Кольского полуострова на 2-х шлюпках. Хотя экспедиция достигла полуострова, сам Баренц скончался во время этого путешествия 20 июня 1597 года и похоронен на Новой Земле.

Однако само открытие Баренца быстро возымело практические последствия - уже с 1614 года в районе острова Медвежий голландская Северная Гренландская компания начала вести китобойный промысел. В XVII-XVIII вв. еках остров активно использовался в качестве промежуточной базы для скандинавских и русских промысловиков. Географическое, экономическое и военное значение острова впоследствии сделало его объектом территориальных споров.

Казалось, что им наступил конец, когда 16 февраля 1924 года полномочный представитель СССР в Норвегии в ноте министру иностранных дел Норвегии Мишле сообщил, что СССР признает суверенитет Норвегии над островом Медвежий.

Однако через 20 лет, 12 ноября 1944 года на переговорах между наркомом СССР Молотовым и норвежским министром иностранных дел Трюгве Ли советская сторона потребовала установить кондоминиум над Шпицбергеном, а остров Медвежий передать под суверенитет СССР.

Норвегия 9 апреля 1945 года предложила компромисс: заключить соглашение о совместной ответственности Норвегии и СССР за оборону Шпицбергена. Советское руководство на предложение не ответило, и дальнейшие переговоры по этому вопросу не велись.

Экспедиции Виллема Баренца (1594-1597)

Биллем Баренц (1550-1597) - голландский мореплаватель. Руководил третьей экспедицией по Северному Ледовитому океану в поисках Северо-Восточного прохода из Атлантического океана в Тихий. Во время экспедиции 1596-1597 гг. открыл острова Медвежий и Шпицберген.

В. Баренц пытался найти морской путь в Китай мимо северных берегов Азии уже в конце XVI в. В июне 1594 г. в городе Текселе снарядили морскую экспедицию на поиск этого пути. Командование экспедицией поручили Корнелису Рийпу, но фактическим руководителем предприятия был В. Баренц (он вел одно из судов).

10 июля они достигли западных берегов Новой Земли. Баренц на своем судне исследовал все северное побережье до самой его крайней северо-западной точки - мыса Нассау. В это время два других корабля отправились дальше на восток и через Вайгачский пролив проникли в Карское море, где им пришлось долго пробиваться между льдинами. Отметив, что путь отклонился на северо-восток, они пришли к выводу, что открыли Кап-Табис Плиния и что их экспедиция удачно завершена: морской торговый путь в Китай открыт и путешественники возвратились в Амстердам.

Вскоре была предпринята новая попытка пройти по этому пути. Экспедиция под руководством В. Баренца в составе шести кораблей попыталась пройти к Новой Земле. Но на этот раз Вайгачский пролив оказался закрыт льдинами и им пришлось вернуться на Родину.

В мае 1596 г. Баренц с новой командой вновь оставляет Амстердам. Открыв по пути острова Медвежий и Шпицберген, он упорно держал свой путь к мысу Нассау. В это время сопровождавшие Баренца Б. Геймскерк и Корнелис покинули его и возвратились в Голландию. Экспедиция же Баренца, достигнув мыса, оказалась затертой среди льдин и вынуждена была остаться зимовать. Это была самая первая зимовка на Дальнем Севере. Путешественниками пришлось перенести суровые испытание и пережить невыносимые трудности арктической зимы. Но с наступлением лета мореплавателя ждал новый удар: корабль даже теперь не освободился от сковавших его льдов. Ввиду этого, оставив свое судно в море, на открытых утлых челноках они отправились в обратный путь. Не выдержав суровых испытаний Севера, пять человек из команды, в том числе и сам Баренц, погибли. В. Баренц умер 20 июня 1597 г. и похоронен на Новой Земле. Оставшийся экипаж счастливо добрался до Колы, где его встретил Корнелис и доставил в Голландию.

С тех пор Северо-восточный путь был исследован только спустя 300 лет норвежцами Иогансеном и Карльсеном. Последнему даже удалось обнаружить место зимовки Баренца - нетронутую хижину со всем хозяйством и книгами, в которых сохранились записи об экспедиции.

В честь отважного мореплавателя названы: расположенное между Нордкапом и Шпицбергеном море и один из двух островов, находящийся на восточном побережье Шпицбергена.

Экспедиции Виллема Баренца (1594-1597)

Биллем Баренц (1550-1597) - голландский мореплаватель. Руководил третьей экспедицией по Северному Ледовитому океану в поисках Северо-Восточного прохода из Атлантического океана в Тихий. Во время экспедиции 1596-1597 гг. открыл острова Медвежий и Шпицберген.

В. Баренц пытался найти морской путь в Китай мимо северных берегов Азии уже в конце XVI в. В июне 1594 г. в городе Текселе снарядили морскую экспедицию на поиск этого пути. Командование экспедицией поручили Корнелису Рийпу, но фактическим руководителем предприятия был В. Баренц (он вел одно из судов).

10 июля они достигли западных берегов Новой Земли. Баренц на своем судне исследовал все северное побережье до самой его крайней северо-западной точки - мыса Нассау. В это время два других корабля отправились дальше на восток и через Вайгачский пролив проникли в Карское море, где им пришлось долго пробиваться между льдинами. Отметив, что путь отклонился на северо-восток, они пришли к выводу, что открыли Кап-Табис Плиния и что их экспедиция удачно завершена: морской торговый путь в Китай открыт и путешественники возвратились в Амстердам.

Вскоре была предпринята новая попытка пройти по этому пути. Экспедиция под руководством В. Баренца в составе шести кораблей попыталась пройти к Новой Земле. Но на этот раз Вайгачский пролив оказался закрыт льдинами и им пришлось вернуться на Родину.

В мае 1596 г. Баренц с новой командой вновь оставляет Амстердам. Открыв по пути острова Медвежий и Шпицберген, он упорно держал свой путь к мысу Нассау. В это время сопровождавшие Баренца Б. Геймскерк и Корнелис покинули его и возвратились в Голландию. Экспедиция же Баренца, достигнув мыса, оказалась затертой среди льдин и вынуждена была остаться зимовать. Это была самая первая зимовка на Дальнем Севере. Путешественниками пришлось перенести суровые испытание и пережить невыносимые трудности арктической зимы. Но с наступлением лета мореплавателя ждал новый удар: корабль даже теперь не освободился от сковавших его льдов. Ввиду этого, оставив свое судно в море, на открытых утлых челноках они отправились в обратный путь. Не выдержав суровых испытаний Севера, пять человек из команды, в том числе и сам Баренц, погибли. В. Баренц умер 20 июня 1597 г. и похоронен на Новой Земле. Оставшийся экипаж счастливо добрался до Колы, где его встретил Корнелис и доставил в Голландию.

С тех пор Северо-восточный путь был исследован только спустя 300 лет норвежцами Иогансеном и Карльсеном. Последнему даже удалось обнаружить место зимовки Баренца - нетронутую хижину со всем хозяйством и книгами, в которых сохранились записи об экспедиции.

В честь отважного мореплавателя названы: расположенное между Нордкапом и Шпицбергеном море и один из двух островов, находящийся на восточном побережье Шпицбергена.

Виллем Баренц

(ок.1550 г. – 1597 г.)

Пусть глупцы, насмешники и клеветники… признают бесплодной ту попытку, которая только в конце дает полезный результат. Ведь если бы знаменитые и славные мореплаватели Колумб, Кортес, Магеллан и многие другие, открывшие самые дальние страны и царства, оставили свои намерения после первой, второй и третьей неудачной поездки, то впоследствии они никогда не достигли бы результатов своих трудов…

Геррит Де-Вэр. «Морской дневник (Плавания Баренца)».

Голландский мореплаватель, руководивший тремя экспедициями по Северному Ледовитому океану в поисках северо-восточного прохода из Атлантического океана в Тихий. Открыл о-ва Медвежий и Шпицберген, изучил побережье Новой Земли. Его имя носит море между Скандинавией, Новой Землей, Шпицбергеном и Землей Франца Иосифа, а также остров у восточного побережья Шпицбергена.

Известный голландский мореплаватель и исследователь северных полярных районов Виллем Барентсзон (сын Барента) родился на острове Тер-Шиллинг, расположенном к северу от Голландии, около 1550 г. По незнатности фамилии он не имел, а миру стал известен под принятым у голландцев сокращенным отчеством Баренц (или, в другой транскрипции, Барентс). Где учился будущий мореплаватель, неизвестно, как неизвестно и то, когда он попал в Амстердам, гражданином которого числился к началу первой экспедиции на Север.

Прослышав о плаваниях англичан, искавших северо-восточный проход из Атлантического океана в Тихий, голландцы быстро сообразили, какие выгоды может принести это открытие, и начали собственные поиски. В одной из первых экспедиций в качестве капитана принимал участие Виллем Баренц.

Генеральные штаты выделили для экспедиции два корабля под началом Брандта Тетгалеса и Корнелиуса Ная. Чуть позже город Амстердам предоставил корабль «Меркурий» и шхуну, командование которыми было поручено Баренцу.

6 июня 1594 г. флотилия, имевшая целью «проникнуть в северные моря, открыть царства Катайя и Хина, лежащие к северу от Норвегии и Московии и по соседству с Татарией», вышла из Текселя (Голландия). Через 18 дней корабли достигли острова Кильдин, расположенного вблизи Кольского залива. Близ устья Колы флотилия разделилась: два корабля ушли на восток, а корабль Баренца и шхуна направились на северо-восток, вдоль западного побережья Новой Земли. По дороге часто встречали следы пребывания русских поморов. В конце июля Баренц добрался до северной оконечности Новой Земли – Ледяного мыса (совр. мыс Карлсона), а 31 июля открыл Оранские острова. Здесь команда стала требовать возвращения, и Баренц, хотя и стремился идти дальше, вынужден был направить суда к острову Вайгач, чтобы встретиться с остальными кораблями, которые, как выяснилось, дошли через Югорский Шар и пролив между Вайгачем и материком до Карского моря.

Основываясь на собственных наблюдениях и рассказах поморов, голландцы решили, что почти дошли до мифического мыса Табин – «крайней оконечности Татарии, откуда поворачивают, чтобы достичь царства Китайского». С радостной вестью, подозревая, что между побережьем Карского моря и крайней восточной точкой материка лежат тысячи километров, моряки поспешили на родину.

В Голландии их сообщения были приняты с восторгом. В 1595 г., обнадеженные результатами путешествия, нидерландские Генеральные штаты снарядили вторую экспедицию. На этот раз голландцы были так уверены, что корабли доберутся до Китая, что, кроме открытия прохода, путешественники должны были наладить «сбыт некоторых изделий и товаров», которые были специально прихвачены для этой цели. Флотилию увеличили до семи кораблей. Ее главным штурманом был назначен Баренц.

18 июня суда вышли из Амстердама и к осени оказались в виду острова Вайгач. Здесь вошли в Карское море, но дальше не смогли продвинуться из-за скопления льдов и сильного встречного ветра. Большую роль сыграло и нежелание адмирала флотилии, Корнелиуса Ная, подвергать себя опасностям и лишениям. Несмотря на обещания русских поморов, что ледовая обстановка должна скоро улучшиться, Най собрал офицеров и предложил подписать документ такого содержания: «Мы, нижеподписавшиеся, объявляем перед Богом и перед миром, что мы сделали все, что от нас зависело, чтобы проникнуть через Северное море в Китай и Японию, как нам приказано в наших инструкциях. Наконец мы увидели, что Богу не угодно, чтобы мы продолжали наш путь, и что надобно отказаться от предприятия. Посему мы решились как можно скорее возвратиться в Голландию». Все подписали документ. Отказался только Баренц. Он предложил идти дальше и, в случае необходимости, остаться на зимовку. Но его не стали слушать. Экспедиция вернулась назад, не выполнив ни одной из поставленных задач.

После этого Генеральные штаты отказались от дальнейших попыток проводить исследования в северных широтах. Однако правительство объявило премию за обнаружение прохода, и амстердамский сенат снарядил два корабля. На одном из них, где капитаном был назначен Якоб Гемскерк, в свою последнюю экспедицию всего лишь ее штурманом шел Виллем Баренц. Видимо, сказалось то, что Корнелиус Най всячески стремился очернить его, помня о щекотливой ситуации, в которую тот его поставил. Най характеризовал Баренца как безрассудного капитана, готового подвергнуть команду необоснованному риску. Однако моряки лучше знали мореплавателя и доверяли ему. Команды кораблей были собраны из добровольцев, не испугавшихся тягот опасного плавания.

Новая экспедиция началась 10 мая. Путешественники надеялись, что это время наиболее благоприятно для плавания. Было решено изменить не только время, но и курс. Предполагалось идти западнее, чем раньше. Благодаря этому удалось открыть остров Медвежий, названный так потому, что на нем убили белого медведя.

От острова поплыли на север, взяв слегка к востоку, и 19 июня открыли Шпицберген, названный ими так из-за множества заостренных вершин, увиденных мореплавателями. Обследовав значительную часть побережья западного Шпицбергена, из-за скопления плавающих льдов корабли были вынуждены вернуться к Медвежьему.

Здесь флотилия разделилась. Один из кораблей пошел на север, а Гемскерк с Баренцом отправились на восток. 17 июля они достигли Новой Земли и повернули на север. В северо-восточном углу острова, в Ледяной гавани, их корабль был затерт льдами и вытолкнут из воды на лед.

Мореплавателям пришлось зазимовать в гавани. Безусловно, решаясь на это, голландцы не представляли себе ужасов полярной зимовки. Но другого выхода не было: оставаться на корабле становилось все опаснее.

Сняли с судна припасы, паруса, порох и другие необходимые предметы. По плану Баренца построили хижину из найденных на берегу деревьев, принесенных откуда-то течением. Это, несомненно, спасло жизнь большинству членов экспедиции. Зимовка Баренца была первой из известных и подробно описанных зимовок. И голландцы, учитывая их неопытность, справились с ней достаточно успешно.

В занесенной снегом хижине было тепло. По совету доктора даже мылись в большой бочке, принесенной с корабля, который к тому времени уже давно лежал на дне бухты. Чтобы не потерять физическую форму, играли в гольф. Часто охотились на медведей. Вокруг жилья ставили ловушки на мелкую дичь, даже научились шить шубы из шкур. Так продолжалось до декабря.

Когда наступили сильные холода, зимовщики были вынуждены отказаться от огня, так как из-за морозов дым перестал выходить через трубу. Путешественники стали страдать и от цинги. Однажды убили белого медведя. Не зная, что из-за высокого содержания витамина А его печенку нельзя употреблять в пищу, моряки съели ее и тяжело заболели. У троих даже начала слезать кожа с ног и головы.

Потеряв одного из матросов, голландцы кое-как дожили до весны. Баренц решил отправиться в путь не раньше мая, а тем временем, совершенно больной и, видимо, уверенный, что он сам домой не вернется, писал отчет о путешествии, который потом спрятал в ружейный чехол и повесил на трубу. Тревога о судьбе спутников не оставляла его. Командир боялся, что не доживет до весны, а они останутся без надежного руководителя. Это Баренц тоже отразил в отчете. Позже один из участников экспедиции Геррит Де-Вэр сообщал: «Написал он и про то, как нам надо было пускаться в море на двух открытых лодках и предпринять изумительное и опасное плавание».

13 июня 1597 г. голландцы двинулись в путь на наскоро построенных шлюпках и через шесть дней плавания по бурному морю обогнули Ледяной мыс. 20 июня Баренцу сказали, что один из матросов умирает. «Мне кажется, что и моя жизнь не долго протянется», – ответил командир. Команда не придала этому значения: ведь он все время старался держаться бодро, а в этот момент принимал участие в обсуждении карты. Однако вскоре Баренц отложил бумаги и попросил воды. А через несколько минут выдающегося мореплавателя, чья воля и опыт в продолжение всего пути направляли экспедицию, не стало. Его похоронили в Ледяной гавани.

Оставшиеся путешественники с большим трудом 2 сентября добрались до Колы. Сведения, полученные экспедицией Баренца – именно он был душой и мотором всех троих, – очень велики. Они легли в основу карты западного и северного побережья Новой Земли. Были открыты острова Шпицберген и Медвежий. Добыты и первые научные данные о Карском море. Экспедиция вела замеры глубины, грунта, температуры воздуха, направления ветра и т. п. Эти данные до сих пор используются для характеристики природных условий региона.

Через 274 года после смерти Баренца в Ледяной гавани побывал норвежский промышленник Э. Карлсен и случайно обнаружил дом, где зимовала экспедиция. А в 1875 г. англичанин Гардинер в дымовом отверстии нашел отчет штурмана и другие предметы, которые теперь хранятся в морском музее в Гааге. Здесь выстроена и маленькая копия зимовья.

Но поиски реликвий экспедиции на этом не закончились. В 1980–1981 гг. в Ледяной гавани побывала советская экспедиция, которой удалось обнаружить захоронение (возможно, Баренца), а также различные предметы, в том числе часть компаса, принадлежавшего знаменитому мореплавателю. Вероятно, будущие исследователи смогут найти еще много интересного, что дополнит картину знаменитой экспедиции и первой известной в истории полярной зимовки. Возможно, архивные поиски дополнят и биографию Виллема Баренца – знаменитого мореплавателя, своей трагической судьбой открывшего мартиролог исследователей полярных областей.

Отчет о всех трех экспедициях написал участник плаваний Геррит Де-Вэр, который, без сомнения, пользовался рукописью Баренца. В русском переводе отчет вышел под названием «Плавания Баренца» в 1936 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих пиратов автора Губарев Виктор Кимович

автора

Закон 1597 г В изложенном изображении дела не все ясно и точно. Выходит прежде всего, как будто одновременно одним и тем же актом установлено было и поземельное прикрепление крестьян, и крепостное право. Но это два состояния различного характера и происхождения, во многих

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Указ 1597 г В таком положении нашел кабальное холопство указ, объявленный Холопьему приказу 25 апреля 1597 г. Целью его было упорядочить холоповладение, установить прочный порядок его укрепления. В юридический состав кабальной крепости он не вносил ничего нового, только

автора

Народные массы в 1596–1597 гг Эти два года, пожалуй, были наиболее тяжелыми в XVI веке, который вообще был для английских крестьян, ремесленников и рабочего люда одним из самых жестоких. Современники прежде всего пишут о голоде и необычайной дороговизне. Нужда, огораживания,

Из книги История Англии в Средние века автора Штокмар Валентина Владимировна

Законы 1597 г. о нищих и бродягах Принятый в 1597 г. закон об обеспечении бедняков различает три рода бедняков, нуждающихся в помощи: работоспособных, детей и неработоспособных. Работоспособным беднякам закон предписывает давать работу. Для этой цели должны быть созданы

Из книги Повседневная жизнь российских жандармов автора Григорьев Борис Николаевич

Виллем Монс, шут Балакирев и другие У Петра Великого в качестве денщика-охранника служил «генеральс-адъютант» Виллем Монс, впоследствии понравившийся его супруге Екатерине и взятый ею в свой двор в качестве камер-юнкера. При Екатерине брат бывшей кукуйской любовницы

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1597 Foedera; CPR; CCR.

Из книги АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили автора Соколов Михаил Владимирович

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. Второй (1593-1597) и третий (1597-1598) периоды войны. Последствия Имчжинской войны Попытки вести мирные переговоры с Японией начались по инициативе Китая в 9-м месяце 1592 г. в Пхеньяне. Корейское правительство не питало иллюзий относительно их эффективности, понимая, что словам

Из книги Фавориты правителей России автора Матюхина Юлия Алексеевна

Иван Туренин (? – 1597) Князь Иван Туренин, фаворит Ивана IV, происходил из старинного рода князей Оболенских-Телепней (Телепневых), любимцев Елены Глинской. Предком Турениных был потомок Рюрика, князь Борис (Туреня) Оболенский, вяземский государев наместник. Сын его Самсон

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

1597 Там же. С. 123-124.

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Виллем Янсзон делает первый шаг В 1602 г. голландцы разбили португальский флот в морском сражении у Бантама (Ява) и окончательно утвердились в Индонезии. Основанная в том же году Голландская Ост-Индская компания получила исключительное право торговли в Южных морях и

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

1597 A Sea of Bitterness, 1999.

Сегодня мы решили вспомнить людей, в честь которых были названы моря в Северном Ледовитом океане и их окрестностях, а также разобраться, чем еще они были знамениты.

Виллем Баренц

Голландский мореплаватель и исследователь.


Его именем названы Баренцево море, один из островов и город на открытом им архипелаге Шпицберген, а также Баренцевы острова у западного побережья Новой Земли.

Именем Виллема Баренца названо Баренцево море


Три раза (1594, 1595, 1596—1597 гг.) Баренц отправлялся в путешествие в поисках Северо-Восточного прохода из Европы в Азию. Во время первых двух экспедиций достиг архипелага Новая Земля. В ходе третьей обнаружил Шпицберген и обогнул северную оконечность Новой Земли; корабль при этом оказался затёрт во льдах. После арктической зимовки команда отплыла на материк, погрузившись в две шлюпки.


Корабль Баренца, вскоре раздавленный льдами, в 1596 году


За время своих путешествий Баренц совершил столь значительные географические открытия и составил такие точные карты, что поныне остается одним из крупнейших исследователей Арктики. Метеорологические данные, собранные им, до сих пор учитываются при изучении и прогнозировании арктического климата.

Витус Беринг

Именем Беринга названы остров, Берингов пролив ( пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами ) и Берингово море (на севере Тихого океана ), а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия.

Почтовая марка выпущенная Почтой СССР в 1981 году в честь 300-летия со дня рождения Витуса Беринга.

Именем Витуса Беринга названы пролив и море, а также Командорские острова

Выходец из Дании. Родился 12 августа 1681 г. в городе Хорсенс в семье таможенника. Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере ходил в Ост-Индию на голландском корабле.

Пётр I включил Беринга в число командиров, которым предстояло вести первые корабли под русским флагом вокруг Европы из портов Азовского моря на Балтику, а затем утвердил его командиром крупнейшего тогда в России боевого судна — 90-пушечного линкора «Лесной».

В 1725 г. по поручению императора Беринг возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию, направленную в Тихий океан в поисках сухопутного перешейка между Азией и Америкой. Экспедиция прошла по суше через Сибирь до Охотска. В Нижнекамчатске было построено судно «Святой Гавриил», на котором Беринг обошёл берега Камчатки и Чукотки, открыл остров Святого Лаврентия и пролив (ныне Берингов пролив ).

В 1730 г. Беринг возвратился в Петербург, где ему было присвоено звание капитан-командора. В 1733 г. ему поручили руководство 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедицией, цель которой заключалась в описании северного и восточного побережья Азии и в ознакомлении с побережьем Северной Америки и Японии. Выехав из Петербурга в 1733 г., Беринг достиг Охотска в 1737 г. и только в 1741 г. на построенных там кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» отправился в море. Во время бури корабли разошлись. Беринг достиг Аляски, обследовал и нанёс на карту её берега, несколько Алеутских островов, ряд Курильских. На обратном пути ему встретилась группа неизвестных островов (ныне Командорские острова ). На одном из них (ныне остров Беринга) команда судна зазимовала. Здесь многие, в том числе сам Беринг, умерли от цинги.


Из 38 лет, которые Беринг прожил в России, 16 лет он возглавлял Камчатские экспедиции. Помимо пролива и островов имя Беринга носят море, мыс на побережье Охотского моря и др.

Дмитрий и Харитон Лаптевы

Учитывая суровые природные условия моря Лаптевых, нетрудно предположить, что процесс изучения его акватории путешественниками не был простым и безопасным. Кроме того, нужно учесть, что работы начались еще в XVIII веке — во времена, когда развитие многих наук, в т. ч. и мореплавания, находилось на этапе становления и уровень географических знаний тоже был не очень высок.


Братья Харитон и Дмитрий, в честь кого названо море Лаптевых, начали службу на флоте в 1718 году, куда они были зачислены еще в юном возрасте гардемаринами. К 1721 году молодые люди уже произведены в мичманы. Судьба распорядилась так, что на какое-то время жизненные пути братьев разошлись. Но Дмитрий и Харитон были всегда верны морю, русскому флоту, отдавая службе лучшие годы своей жизни.

Море Лаптевых было названо в честь братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых


С 1738 года братья снова начинают служить одному общему делу. По рекомендации двоюродного брата Лаптев Харитон Прокофьевич был назначен капитаном судна «Якутск» вместо погибшего в экспедиции Прончищева. Летом 1739 года началась экспедиция, которая своей целью имела не только обследование морских северных просторов, но и опись прибрежных территорий. Поэтому в её составе числились отряды, следовавшие и по суше. Имея грамотно разработанный план действий, отважную преданную команду на земле и на море, Дмитрий Яковлевич Лаптев к 1741 году на судне «Иркутск» смог преодолеть расстояние от устья Лены до Колымы. Тщательно обработав полученную информацию, он осенью 1742 года вернулся в Петербург.

Харитон Прокофьевич должен был исследовать побережье и море к западу от устья Лены. Огромные трудности и лишения пришлось испытать отрядам, которыми руководил Лаптев. Исследователь и его спутники не остановились даже тогда, когда они лишились судна, которое было уничтожено льдами. Экспедиция была продолжена пешком. Результатом ее стало описание территорий от устья реки Лены до полуострова Таймыр.

Жизнь таких людей, как братья Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич, в честь кого названо море Лаптевых, по праву можно называть подвигом. Поразительное упорство, целеустремленность и любовь к России помогла этим людям преодолеть, казалось бы, непреодолимое.

Сэр Фрэнсис Бофорт

В честь Бофорта названо море в Северном Ледовитом океане у берегов Канады и Аляски, а также остров в Антарктике.


Также Бофорт разработал в 1805 году двенадцатибалльную шкалу для оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению моря. В 1838 году шкала Бофорта была принята на британском флоте, а потом моряками всего мира.

Сэр Френсис Бофорт был избран членом Ирландской королевской академии


С 1829 по 1855 руководил гидрографической службой Великобритании. В 1831 г. стал одним из инициаторов создания будущего Королевского объединённого института оборонных исследований.

Море Линкольна

Море было названо полярным исследователем Адольфусом Вашингтоном Грили, во время его экспедиции 1881—1884 годов. Имя Линкольна связано не с 16-м президентом США Авраамом Линкольном, а с его сыном, военным министром США Робертом Тоддом Линкольном.


Роберт Тодд Линкольн (слева) и Адольфусом Вашингтоном Гриль (справа)

Море Линкольна было названо сына Авраама Линкольна


Адольф Вашингтон Гриль был американским ученым и путешественником, а также полярным исследователем. С 1868 года находился на службе правительственного сигнального бюро. В 1881 году стоял во главе экспедиции в Гренландии, посланной правительством США для устройства одной из 13 околополюсных станций для метеорологических наблюдений согласно плану, выработанному на Гамбургском международном конгрессе 1879 года. На обратном пути в 1883 году часть его команды погибла от голода, один был застрелен по приказу Грили. Полумёртвые выжившие вместе с самим Грили были спасены военным кораблём, высланным на поиски экспедиции. Грили — автор многих трудов по метеорологии и изотермических карт.

Уильям Баффин

Английский мореплаватель, обнаруживший в 1616 году море, носящее его имя, и остров Баффинова Земля.


Портрет Уильяма Баффина работы Хендрика ван дер Борхта

О его молодости ничего не известно, кроме того, что он, вероятно, рождён в Лондоне. Впервые он упоминается в 1612 году в связи с экспедицией по поиску Северо-Западного пути в Индию, в качестве первого помощника капитана Джеймса Холла. Капитан был убит в бою с аборигенами на западном берегу Гренландии. Следующие два года Баффин занимался китобойным промыслом.

В 1615 году ему была поручена повторная экспедиция по поиску Северо-Западного пути в Индию. На корабле «Дискавери» Баффин исследовал Гудзонов пролив. Точность астрономических наблюдений Баффина в этом путешествии была подтверждена сэром Эдуардом Пари на два столетия позже, в 1821 году.


После экспедиции 1615 года, когда он побывал в Гудзоновом заливе, он уверился, что Северо-западный проход может пролегать только через пролив Дейвиса (между названной по имени мореплавателя Баффиновой Землей и Гренландией). Этим проливом он проследовал во время своей пятой экспедиции (1616) и вследствие благоприятного состояния льдов ему удалось проникнуть в названный его именем Баффинов залив вплоть до пролива Смита. Определение долготы в море при свете луны, как считают многие, было первым в своем роде экспериментом. Баффин точно закартографировал все берега «своего» залива, но открытия экспедиции в Англии сочли фантастикой и позже сняли с карт. Такая несправедливость продолжалась до 1818 года, когда Джон Росс вновь открыл Баффинов залив.

В продолжение темы:
Безопасность

Вариант 1 Часть 1. 1. Наука, изучающая процессы жизнедеятельности в живых организмах : 2. Выберите черты сходства между человеком и млекопитающими: а) наличие ушной...

Новые статьи
/
Популярные