Мара славянская богиня животные и птицы. Мифология

По легендам, демон Мара может стать причиной смерти человека, находящегося во сне. Ученые утверждают, что самое беззащитное состояние, в котором может находиться человек - это сон, поэтому дух является человеку только в ночное время и несет угрозу его здоровью и жизни.

Кто такая Мара?

Считается, что Мара - это некий дух зла, который приходит ночью к людям с целью напугать или даже навлечь смертельную болезнь. Когда человек засыпает, царь демонов Мара является к нему, забирается на живот и начинает душить. В результате чего жертва, отошедшая ото сна, но будто в полубреду, не просто сильна напугана, а еще и задыхается.

В разных легендах по-разному описывают эту нечисть: русские легенды описывают его, как старую дряхлую ведьму с длинными распущенными волосами, украинские легенды гласят, что его облик схож с человеческим, но черты лица разительно отличаются, а ранние буддисты считали его просто досадной неприятностью.

Мара - мифология

В мифологии Мара - это дочь бога и Лады, богини любви, красоты и богиня плодородия. Она обладает прекрасными внешними качествами, красивыми длинными волосами и носит красные одежды. Мара дарует не только смерть, но и жизнь. Люди всегда почитали ее 15-го февраля, иногда принося ей в жертву к алтарю свой скот.

По легенде, Мара со своими приспешниками каждым утром пытается возобладать и погубить восходящее Солнце, но каждый раз бессильна перед его мощью и красотой. Занимаясь рукоделием, Мара использует в шитье не простые нити, а нити судеб живых людей. Когда она обрезает нить, человек уходит из жизни.


Демон Мара - буддизм

В буддизме Мара - олицетворение зла, равнозначно разрушительным силам гордыни и лжи, изменчивости. Демон Мара является воплощением смерти и конечности человеческой жизни. Считается, что этот демон способствует (повторяющейся смерти). Демон Мара в буддизме имеет четыре значения:

  • мритью-мара (по-другому «смерть»);
  • скандха-мара (по-другому «форма»);
  • клеша-мара (по-другому «страдание, беда»);
  • девапутра-мара (по-другому «Божье дитя»);
  • камма-мара (по-другому как сила чувственных желаний).

Черная Мара - кто это?

Черная Мара – это дух расплаты и мщения. Ее образ связан со смертью и с сезонным обрядом воскрешения и умирания природы. Имеет облик молодой девушки либо старухи в черных одеждах. Она способна насылать кошмары и болезни, защититься от которых можно с помощью молитвы. Как правило она приходит ночью, обращаясь по имени, просит поиграть с ней или куда-нибудь проводить. Если заманить на верную смерть жертву не получается, она касается его своей ледяной рукой и с того момента человек до конца своих дней будет спать в тревогах и кошмарах. Как и от вампиров, от демона поможет зубчик чеснока.

Если Мара приходит к жертве ночью и начинает что-то шептать, самый лучший способ противостояния - это не бояться и успокоиться. Черная Мара способна мучить не только людей, но и домашний скот. Были случаи, когда в далеком 1646-ом году были первые слова о том, что домашний скор погибает в сарае каждую ночь от рук старой ведьмы.

Славянская Мара

Мара, славянская богиня, имеет способность управление течением времени, и способность забирать жизнь и сохранять ее. Маре характерны изменения облика в зависимости от времени года, но считается, что она богиня зимы, поэтому почитали ее 1 марта, в последний праздник зимнего божества. По-другому ее называют "Морена" от слова "Мор", "Морить".

Считается, что она посылает по всему миру своих посланниц, которые являются человеку в облике красивой девушки, либо в облике двойника человека, которому грозит смертельная опасность. А если в селении происходила беда, с ее идолом или ликом славяне обходили его, прося Мару позволить присутствовать в трудный час духам предков, которые могли помочь.


Говорить о Морене, Богине Зимы начали мы с опаской. Непростой характер славянской Богини Зимы и Смерти, неоднозначна её история. Нынче многие вовсе страшатся говорить о смерти, видно, стараются от неё убежать. В старину же Богиня Морена у славян всегда была рядом с человеком, напоминала о неумолимом ходе времени. Да не будем вас пугать! Наоборот, поговорим о том, какое благо несет Богиня Морена в славянской мифологии. Быть может, станет эта статья и подспорьем в том, как рассказать детям о сложной теме смерти.


Богиня Морена у славян предстает в облике пугающей красавицы

Богиня Морена в славянской мифологии

Чтобы понять, что значила Богиня Морена у славян, к быличкам северным обратимся. Морена, Богиня Зимы и Смерти, сестра Лёли и Живы - яркой весны да теплого лета. Не диво ли, что три сестры столь не схожи меж собой? Любят люди красавицу-Лёлю, с уважением относятся к дающей плодородие Живе. Только Богиню Морену у славян побаиваются, стараются реже о ней вспоминать.

Когда-то были три сестры светлыми Богинями. Украл их посланник Хаоса Скипер-Зверь, заколдовал, превратил в чудовищ, обучил черной магии. Стали Лёля, Жива и Морена охранять жилище Скипер-Зверя, войсками его командовать. Не помнили себя сестры, пока не удалось Богам расколдовать трех сестер. Вернули Лёля, Жива и Морена свой облик. Да только сердцу Морены оказалась ближе тёмная магия, не захотела она становиться светлой Богиней. Так начинается история Морены, Богини Зимы и Смерти. Здесь подробно пересказывать её не будем, посоветуем для того прочесть книгу сказок .

Дальше многое случилось. Почти в каждой истории, в каждой северной быличке упоминается Морена. Словно, все беды случаются по её велению. Богиня Морена у славян насылает сестер-лихоманок, духов болезней, покрывает землю снегом, замораживает посевы, а, бывает, поцелует Морена человека да заморозит его сердце.

книги «Что знают Боги?» - тот случай, когда Морена радовалась, засыпая снегом отдалённую деревню:

«Морена, Богиня Зимы и Смерти скучала. Из своего зимнего дворца она видела засыпанные снегом по самые крыши избы, только из некоторых труб тонкой струйкой вился слабый дымок. И снег искрился и переливался, отражая холодное сияние ночного светила, да звёзды посверкивали в холодной глубокой вышине. Всё замерло в ожидании рассвета. Но что он принесёт людям, которые с Карачуна находятся в снежном плену? В Коляду, разгребая снег от избы к избе, люди ещё смогли поприветствовать приход Вышнего Бога, принёсшего людям знания Вед. Но, уже наутро, снег начал опять падать, и так продолжалось много дней. После снегопада наступили жуткие холода. Небо вызвездило, деревья закутались в толстый слой инея, а воздух холодом так обжигал, что невозможно было его вдохнуть. Люди попрятались по домам, сохраняя крохи тепла, экономно расходуя топливо, запасённое с лета и сложенное в клетях. И снова на всю ночь начался снегопад: видно разверзлись небесные закрома, где снег хранился, да и высыпался весь запас разом. Некоторые избы ещё можно было найти по торчащей дымовой трубе, а другие - засыпало с верхом. Жутко и страшно было бы всем, кто мог увидеть эту сказочную красоту, которая обещала и голод, и холод. Но для Богини Зимы и Смерти приятней не было картины! Она, глядя из своего сверкающего ледяного замка на притихшую Явь, злорадно усмехалась:

- Сладкого вечного сна! Не дождаться вам Ярилы, не придётся вам Лёлю, Богиню Весны, выкликать! Все вы к этому времени в Навь переселитесь! Только я, Морена, буду разгуливать по всей Яви, да застилать все пути-дороги ледяной позёмкой! »


Морену, Богиню Зимы и Смерти, считают причиной болезней людей и скота

Кажется, одни беды от Морены. Почему тогда Богиня Морена в славянской мифологии не побеждена раз и на всегда?

Богиня Морена у славян напоминает о переменах в жизни

Случайно ли Богиня Морена у славян оказалась сестрой Лёли, с которой она враждует всё время?

Встречаются Морена и Лёля впервые на Громницу, праздник зимней стречи. На Велесов день старается Морена, Богиня Зимы, удержать свою власть, насылает на деревни страшную Коровью Смерть. В этот день свершится суд Макошь над Мореной, останется зиме властвовать совсем не долго. Первого марта празднуем день Морены, отдаем почести владычице зимы. А уж на Весеннее Равноденствие окончательно уйдет в Навь Морена, Богиня Зимы, придет ей на смену Лёля, принесет с собой яркую весну!

Нынче, когда наши представления о добре и зле далеки от понимания Богини Морены в славянской мифологии, боятся люди Богини Зимы. В старину же ведали, что без зимы не будет и весны да теплого, урожайного лета. Да ещё сказывали так: хвали жизнь при смерти, а день вечером. Стало быть, помни, что в жизни всякое может приключиться, теплая весна ещё сменится зимой, да то не повод горевать, ведь и зима длится не вечно!


Иногда Богиню Морену у славян изображают в черно-белом одеянии, показывая связь жизни и смерти

Богиня Морена у славян всё ещё почитаема!

Когда стали мы писать о Богине Морене у славян, удивились тому, как много изображают её нынче. Образ темной, пугающей Морены, Богини Зимы и Смерти, вдохновляет художников и фотографов. Видно, жива в нашей душе память о важности Морены.

Вот, к примеру, часть сказки из книги «Магия славянских рез Рода» . Дело происходит на совете у Рода-Творца, когда Боги делят свои обязанности по отношению к людям. Вот и смотрите, как Морена - Богиня Зимы, взялась помогать Трояну - Богу Траволечения и Живе - Богине Лета в деле излечения:

«Морена резко сказала Лёле:

- Ты, сестрица, конечно, легка на ногу, прибежишь и бросишься помогать, обереги раздавать. А вот получится ли у тебя по-настоящему здоровье у человека оберечь да поправить, если до того дойдёт?

Ты ли, Морена, которая прославилась злыми холодными шутками, о здоровье человеческом говоришь? - встрепенулся Троян.

Троян, ты что ж только одним ухом слушаешь, неужто ещё не понял, что у монеты всегда две стороны? - покачала головой Жива. - Сестрица наша, Морена, такая же дочь Сварога и Лады, как мы с Лёлей. Гордая, своевольная, сильная волшебница, яркую жизнь любит, тянет её на приключения, иногда заносит на поворотах. Но, как Целитель, можешь ты признать, что и холод лечит?

Да, но дочерей-то своих злобных она пускает по свету? Вот, к примеру, Знобуха и Трясуха сколько бед наделали! - не унимался Троян.

Троян, у тебя самого-то дети есть? Доволен ты ими? Молчишь? Не всегда дети родительские надежды оправдывают. Но счастье, когда они есть, - печально вздохнула бездетная Жива.

Жива, что ты меня защищаешь! На всякое чиханье не наздравствуешься. Дочери у меня взрослые, пусть сами и отвечают. А отозвать их у меня власти достанет, - Морена довольно резко оборвала сестру, даже притопнув ножкой в расшитом сапожке. - Я так поняла, что вы с Трояном чаянья о здоровье будете исполнять? Вы вместе и так уже по Яви бродите. Обращайтесь ко мне, если вдруг сами не справитесь. Хорошо того бить, кто плачет, а учить, кто слушается.

Да, холодом ты, Морена, умеешь себя огородить от других! - захохотал рыжий Хорс. - Вам меня, Солнечного Бога, надо в товарищи взять, раз уж Морена с вами. Как раз так на так и выйдет, где слишком холодно, там солнышком надо греться, - и он весело подмигнул Морене.»

В старину, рассказывая детям о смерти, которая всегда идет рядом с жизнью, делились с ними историями о Морене, Богине Зимы. А уж подрастали дети и сами видели то, что всем славянам было ясно: зима необходима природе для отдыха, для весеннего обновления, для возрождения жизни. Так же и смерть в старину была моментом перехода к новой жизни, необходимым для обновления души.

Такой не простой вышел разговор о Богине Морене у славян. Кого-то натолкнет он на глубокие мысли, для кого-то останется ещё одной славянской сказкой. Мы же думаем, что даже страшную Морену стоит знать да относиться к ней с уважением, а

Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь ) – богиня зимы, смерти , царица ночи, могучее и грозное божество славян. Мара является дочерью богини Лады и Сварога (Марена Свароговна), сестрой Живы, Лели и Леля. Её мужем считается Кощей, а детьми Богумир, Желя и Карина. Судя по другим преданиям, сказкам, былинам, мужем Мары был и Даждьбог. Морана – это само воплощение нечистых сил. Она заведует навью и пеклом. По поверьям скитается в снегах и иногда навещает явь, что бы сделать чёрное дело. Кроме того, каждое утро она подстерегает солнце, что бы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света (Ярило, Жива), что бы как можно дольше продлить на земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре, который сейчас мы можем видеть на масленицу. Имя Мораны дало начало таким словам, как: мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть и др. Вероятно в древности эту богиню называли двойным именем Мара-Марена; немного позже было предположение, что это вообще два разных, но родственных божества, однако сейчас многие исследователи славянской культуры уверены, что Мара и Марена это имена одной Богини.

Символами богини Мораны являются Чёрная Луна, разбитые черепа, серп, чёрный лебедь, гриф, ворон. При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает. Её сакральные вещи – это коза, можжевельник, осина, ель и сосна. Её владения находятся за Рекой Смородиной и что бы достичь их нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет Явь и Навь.

Марь – это Мёртвая Вода, то есть противоположность живительному свету или Солнечной Яри. Однако, без Мары, как и без Чернобога невозможна была бы жизнь на земле, и она также участвует в поддержании равновесия. Без смерти не может быть жизни и жизнь – это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни или обретение свободы в иной реальности. Забирая души из Яви, Мара делает великое дело и даёт душе новое существование. После Зимы всегда наступает Весна. Это неизбежный процесс, в котором участвуем все мы, а Мара является главным действующем лицом в этой игре. Кроме того, Моржана является богиней смерти и болезней в мире ЯВИ и богиней вечной молодости в мире НАВИ.

В день весеннего равноденствия (современное название – Масленица, языческое название праздника - Комоедицы) славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу. На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги – Мары. Мары – это духи болезней и смерти. По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся - тот непременно заболеет и может даже умереть. Самый известный дух из мар – это Кикимора. Мары есть во многих верованиях разных народов. Германцы верили, что это (маруты) духи злых воинов, шведы и датчане – души умерших, болгары - души умерших младенцев. Мара в образе девки Маринки искушала богатыря Добрыню в русских сказках. Мара существует в Буддийских верованиях, как злое божество. В легендах о короле Артуре есть упоминание о фее Моргане. Древние кельты верили, что души воинов с места брани забирает Морриган.

Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами, которые разбросаны по плечам, в бархатном платье вышитом драгоценностями. Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния. Такие разные изображения связаны со сменой времён года. Поздней осенью или в начале зимы, когда тёмная богиня приходит в мир и зовёт с собой зиму, она ещё молодая и полная сил, а вот на масленицу (комоедицы) она уже старая и беспомощная, и уступает своё место молодому Яриле, который приводит в мир весну. В её руках часто изображается серп или коса. Она даёт жизнь в явьем мире и забирает по прошествии времени душу в навь. Поэтому кумир Маре ставили возле поминальных курганов и капищах с крадой (жертвенником).

С ликом Марены или её идолом славяне-язычники обходили селение, когда заболевал скот или люди. Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам. День Марены традиционно отмечают 1 Марта.

Судя по достоверным источникам, многие историки и исследователи считают, что капище Мораны находилось на месте современного месторасположения Останкинской башни.

Выглядит так:

© Денис Блинцов

БОЖЕСТВО МОРЕНА, МАРА- БОГИНЯ СМЕРТИ У СЛАВЯН. БОЛЕЕ ПОДРОБНО ИЗЛОЖЕНО В СТАТЬЕ.

Мара, Морена, Морана- Богиня Смерти, Ночи и Зимы у Древних Славян. Данное Божество считалось "Навьим". То есть относящееся к Навьему Миру (Миру Мёртвых). Образ Её до наших дней докатился тоже в разных интерпретациях, содержащихся в народном фольклоре и Оккультизме. Она же: "Кума Смерть", "Матушка Смерть", "Чёрная Вдова", просто сама "Смерть" собственной персоной. Само древнее имя Её на Старославянском языке содержит корень слова "Марь", также и "Мор". Что в прямом толковании означает прямо: Смерть, Мор. Всё это прямо указывает на её прямые основные функции: Лишение жизни всего живого, остановка жизненных процессов, усыпление на долгий период многих Природных жизненно важных явлений. Следовательно с Ней и был связан приход самого сурового и "на более менее долгий период умертвляющего Природу" времени года. То есть зимы. Конечно же это легко увязывается с логикой людей, живших в то время- при Руси Изначальной: Осеннее Равноденствие- когда день начинал идти на убыль и прибавлялось в величине Навье время (Тёмное время суток). Также само "замораживание" всех растительных процессов и умирание всего из почвы растущего. Сам покров земной коры белым холодным "саваном". Ну и сама полгода царящая суровая погода. Данный период считался Её временем "воцарения". И окончание его было связано с приходом весны на Масленницу- Комоедицу. И праздновался Её уход- Мары публичным сжиганием её образа, изготовленного из соломы в виде куклы женского рода. Также всегда считалось, что когда кто то умирает- значит Богиня Мара забирает к себе, в Навий Мир (На Тот Свет). То есть - "Мара пришла за тем то". Также с Данным Божеством контактировали в те времена "Навьи Волхователи", Колдуны, Ведьмаки и т.п. И не меньше во все времена, после жестокой христианизации Руси и яростной борьбы с Язычеством, и вплоть до наших дней с Ней- Мареной в своих Оккультных Трудах контактировали и контактируют деревенские Колдуны и современные Оккультные Практики. Также информация по Данной Богине Славянской исследовалась и исследуется Учёными. Вот привожу ниже Их показания:
==================================================
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Мара (значения), Марена (значения), Морена (значения)

Воплощение Смерти, зимы
Мифология: Славянская
В иных культурах: Марс

Марена (польск. Marzan(n)a, Smiertka, словацк. Morena, Marmuriena, чеш. Morana, Smrtka, укр. Марена) — в западно- и восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Имя Марены или Мары носит чучело, кукла или деревце в ритуалах проводов зимы и встречи весны.

ФУНКЦИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ:

Образ Марены, по первоначальному этимологическому родству или по вторичному звуковому уподоблению, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресания природы. Польский хронист XV века Я. Длугош отождествляет Маржану с римской Церерой. Чешская Морана (старочеш. Morana) в подложных глоссах из «Mater Verborum» отождествляется с Гекатой и Прозерпиной-Персефоной («Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina»). Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров связывают имя Марены с именем римского бога войны Марса, первоначально также имевшего аграрные функции, восстанавливая общую праформу *Mor- (допуская при этом, что позже, возможно, произошло смешение — в духе народной этимологии, — корней *Mor- и *mer-, «смерть», в результате чего божество плодородия стало ассоциироваться ещё и со смертью). В популярных публикациях Марена часто описывается исключительно как богиня смерти; именно так зачастую трактуется её образ в неоязыческой сфере.

У словенцев Помурья во время встречи весны в Юрьев день, когда водили «Зелёного Юрия» или «Весника», зиму называли Бабой Ягой:

Оригинал
Zelenega Jurja vodimo,
Maslo in jajca prosimo,
Jezi-babo zganjamo,
Mladoletje trosimo!

Перевод
Зелёного Юрия водим,
Масло и яйца просим,
Бабу-ягу прогоняем,
Весну рассыпаем!


32 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 335.

Четко обозначенная женская сущность ритуального "пожара" заставляет вспомнить этнографические данные о ежегодном обряде сожжения соломенного чучела Мары, Морены, Костромы, Купалы, широко распространенного в славянских землях. Однако между костром в форме женской фигуры и женским чучелом, бросаемым в бесформенный костер, есть существенное различие в самой идее обряда: чучело Мары бросают в огонь (или в воду), символизируя человеческое жертвоприношение; в нашем же случае изображено некое хтоническое божество принимающее какие-то жертвы.

Главным возражением против этой гипотезы является несомненная однократность весьма торжественного обряда, произведенного в древнем Шумске. И "пожары", оставившие зольники, и костры, в которых сгорали небольшие соломенные куклы Купалы или Костромы, были ежегодными, обычными. Здесь же перед нами уникальный обряд, аналогии которому не находятся.

2. Вторым, и более естественным, является предположение о жертвоприношении по какому-либо особому, исключительному случаю: стихийное бедствие, засуха, эпидемия.

Эпидемия, мор, вполне объясняет и сочетание чучела-жертвенника с кладбищем и крадой возле него.

Женское божество, поглощающее посвященные ей приносы, могло быть Макошью (в случае угрозы урожаю), а в случае мора и угрозы жизни людей это могло быть олицетворением того враждебного и злобного божества вроде Мары, Морены, (от "мор", "морить"), которое впоследствии приняло общеизвестный облик сказочной Бабы-Яги. Сказки часто подчеркивают огромность этого существа: Баба-Яга лежит в избе из угла в угол: "в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула"; "Баба-Яга, костяная нога морда глиняная, грудью печку затыкает" (иногда -- "титьки её на грядке висят").
====================================================

Это были представлены показания Учёных, практически совпадающие с логическими догадками и Оккультными сведениями. Какой же информацией по Данному Божеству располагает Оккультная Практика? В этом абзаце я и постараюсь объяснить предельно коротко и более ясно. Есть ещё и совпадающие с историческими сведения, что Богиня Морена ещё и символизировала "Чёрную Луну"- то есть "Новолуние". В Оккультной среде такой день именуется "День Морены". В Древне- Греческой традиции такие дни называли: "Дни Гекаты". Точно также Божество Мара использует зачастую Силы Марса. Основная планета- представитель Её является Марс в первую очередь, во вторую - Луна. Астрологические дни недели, присущие Морене являются вторник и понедельник. Как и было упомянуто выше, Мара является Богиней Смерти и Мира Нави- Мира Мёртвых. При контактах с Ней проводятся в основном обряды на поражение соперников, на разрушения в основном. Редко иногда Её Сила используется в приворотах. В основном в порчах и проклятиях, и в защитных Ритуалах- присущих именно Её Жрецам и Волхователям. Также имеет свои лики - интерпретации в других Древних Верованиях: Она же Геката у Древних Греков, Она же Эрешкигаль у Древних Шумеров, Она же Кали у Индусов. В Вуду Она имеет тоже свой лик, именуемый Маман Бриджит в той традиции. У Славян всегда изображалась женщиной, одетой во всё чёрное, с косой (литовкой) и без лица. Недаром в Деревенском Чернокнижии Её именуют именно САМОЙ Смертью, приходящей за любым живым, кого захочет с собой забрать. И в отличии от показаний нынешнего современного "неоязычества", именуемого "родноверием" ныне, Богиня Мара однозначно никогда не была некой "доброй феей", попеременно и в зависимости от ситуаций якобы меняющей свои облики: То будто бы злая во всём чёрном старуха, то якобы во всём белом добрая приятная девушка с косичкой. Данные заявления от неоязычества являются не более чем вымыслом. Советую доверять информации от Исторической Науки и Народной Литературы, представленной исключительно от Первоисточников, нежели чем от всяких псевдо-учёных и новоявленных псевдоволхвов с комсомольским прошлым. Будьте бдительны! УСПЕХОВ!

Морена - богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее - смерти.
Всё приходит в забвение, жизнь затухает, природа засыпает.
Другие имена Мораны - Маара, Марена, Морена, Мора, Мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть.
Однако к Природе не применимы расхожие понятия о Добре и Зле, о Жизни и Смерти.
В Мироздании Жизнь и Смерть - единое целое. Если бы не Морана, Природа-Макошь не смогла бы отдыхать, постоянно плодоносила и рано или поздно стала бы бесплодной.

Именно поэтому образ Мары видели как сочетание рождения, плодородия и смерти, необходимой для обновления и продолжения Жизни на Земле. Она дает возможность отдохнуть природному миру, очищает его, подобно хищнику, от слабых и больных.
В природе смерти нет - зёрнышко умирает в качестве зёрнышка, дабы возродиться колосом, земля засыпает на зиму, дабы весной возродиться с новыми силами…

Так и душа человека вечна, а плотская оболочка временна, она изнашивается, подобно одежде и требует смены.
После смерти душа хорошего человека освобождается, и становиться Духом-Покровителем своего Рода, дабы потом воплотиться вновь. А плохого - исчезает, растворяется в пространстве.
Именно с этими представлениями связан древнейший славянский похоронный обряд - сжигание умершего на специальном костре - Краде. Огонь священен, он позволяет душе сразу высвободиться из телесных оков и вместе с дымом взойти в Светлую Сваргу, Ирий, Славянский Рай к Предкам и Богам.
Моране были благодарны также за свежесть, которую дарит мороз, снежки, узоры на окнах и всевозможные зимние забавы.
Не забывали славяне и о том, как Морана «насылала стужу и морозила лютых врагов Руси, защищая свои владения и свой народ».
22 марта (березозола, свистуна, сухыя по славянскому календарю) - в день весеннего равноденствия, когда весна набирает свою наивысшую мощь и силу, устраиваются весёлые игры и забавы, пекутся блины (символ солнца и наступающей весны) и сжигается чучело Мары. Этот ритуал символизирует завершение времени Мораны и ее проводы вместе с морозами, снегом и метелями. Это праздник издревле зовётся Комоедица или Масленица (от древнего «ком» - медведь, который просыпается по весне).

Слово «мор» обозначает поголовную и внезапную смерть целых народов и государств, «морить» - убивать.
В этих словах сохраняется память о жестокой, неумолимой богине, которой неугодны никакие жертвы, кроме увядших цветов, сгнивших плодов, опавших листьев и угасших человеческих жизней.
На Украине сохранился обряд-оберег против этой злой силы. Накануне Иванова дня делают соломенного идола Купальг - иногда величиною с ребенка, а иногда в настоящий рост человека. На него надевают женскую сорочку, мониста и венки из цветов. Тогда же срубают дерево, обвешивают его лентами и венками и устанавливают на избранном для игрища месте.
Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле нее стол с разными закусками и напитками.
Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно (молодцы с девицами), держа в руках купальскую куклу. Игры и песни продолжаются до рассвета.
На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения и бросают ту и другую в воду, в надежде избавить себя на ближайшую пору и от болезней, и от смерти, и, конечно, от других житейских неприятностей.
Родственна Морене и Марцана - богиня смерти всех живых существ, кроме человека: это с ее помощью достается добыча охотникам, рыбакам и звероловам.

Славянская мифология

Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.
Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.
Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.
Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем...
В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари - «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна...
Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.
Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги - мары.

По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет.
Германцы уверены, что маруты - духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых.
На санскрите слово «ahi» означает змей, змея.

*****
МЕРТВАЯ ГОРА

В году 1200 по рождеству Христову случилось в селе Дивееве чудо превеликое и престрашное. Месяца сенозорника, сиречь июля, 26-го дня собирал на закате солнца отрок Ясень, крещеный Варфоломеем, целебные травы на Кудрявой горе.
И вдруг видит: шествует мимо дуба, сожженного молнией, женщина в белом одеянье, кое шито золотом, и в короне золотой. В одной руке держала она цветы диковинные, бледные, яко из воска, а в другой - косу с серебряным набалдашником.
И так страшно стало отроку Ясеню, что на малое время обмер он и разумения лишился, а когда пришел в себя, кинулся со всех ног в родное Дивеево, поведал отцу-матери об увиденном.

Ты, Ясень, мастер известный страшные сказки плести, - сказал отец. - Знай ври, да не завирайся.

Да не врет малец, слышите? Беда нагрянула. Нынче какой год?
Високосный, вдобавок, говорят звездочтецы, веку-столетию конец. Вот и грядет к нам Морена злобная - всех выкосит в одночасье. Такое уже случалось, когда я сам пребывал в отрочестве.

Ох, ох, Сварог всемилостивый и ты, Господь-Спаситель, за что наказуете?! - завыла мать.

Ну-ка, снимите меня с печи! - скомандовал прадед, и когда посадили его на лавку, сказал: - Ты, внучек, коня буланого из конюшни выводи. Посадишь меня верхом, ноги к стременам привяжешь, дабы не упал, дашь мне лук боевой и колчан со стрелами. Ты, баба, беги по деревне, вели людям выскакивать из домов и на траву падать пластом, будто мертвецы, сраженные в одночасье молнией. А ты, Ясень, как завидишь опять Морену, начинай рыдать и укорять Перуна за убиение невинных людишек. Живо! Мешкать некогда!

Через некоторое время, завидев Морену в конце села, залился отрок Ясень горькими слезами, принялся громко стенать и грозить небесам кулаком:

Всегрозный Перун! За что людей невинных смертию лютой от стрел своих наказал? Зачем бесчинствуешь?!

Посмотрела Морена в недоумении на поверженных людей, к отроку приблизилась, в глаза ему заглянула мертвыми своими очами - да и прошествовала к реке, а потом в осиннике за рекою сокрылась, верша свой путь неведомо куда.

По просшествии еще некоторого времени начали люди подниматься с травы, благодаря Сварога, Сварожичей и Христа-Спасителя, что не попустили безвременной смерти всего селения. А мужики вместе с отроком Ясенем пошли к Кудрявой горе.

И что же? У ее подножия, близ родника, узрели они чудо превеликое и престрашное. Покоились на траве два скелета: всадника и лошади. Ноги всадника были привязаны к стременам, а в руках он держал боевой лук, но в колчане не было ни единой стрелы.

Долго молчали мужики, а отрок Ясень проливал слезы над прадедом Родомыслом, в крещении Антипом, и над конем буланым.

На другой день тут же, на горе Кудрявой, предали кости земле, крест деревянный водрузив. Только с той поры гора эта, близ села Дивеева, зовется Мертвой.

«СПИТЕ ЛИ, ЛЮДИ ДОБРЫЕ?»

Морена либо летает бабочкой ночной и душит людей, пока они спят, либо бродит по земле. Нарядится в свои лучшие одежды, воздвигнет на голову венец, наберет букет цветов, что распускаются лишь на могильных холмах и зовутся, словно в насмешку, бессмертники, - и ходит по городам и селам, заглядывает украдкой в дома. Иной раз стукнет в окошко и спросит:

Что делаете? Спите ли, люди добрые?

Если ей отвечают:

Спим! - Морена шепнет:

Спите вечно! - а после этого кто-нибудь из живущих в этом доме заболеет, а то и умрет.

А. РЕМИЗОВ. МАРА-МОРЕНА

Идет по луговьям, по ниве Мара-Морена, кукует тихо и грустно, изнемает тоскою дорогу Шумят на шатучей осине листья без ветра. Клокочет кипуч-ключ горючий.

Идет Мара-Морена, не топчет травы, не ломает цветов. С половины пути она оглянулась - загляделись печальные очи, - далеко звездой просветила... Взглянет Мара-Морена, просветит - скрасит весь свет и погубит. Все пойдет по ее.

Все погибнет Мара-Морена - в одной руке серп, в другой зеленый венок. Она сердце иссушит, подкосит вековое, разорвет неразрывное, вздует ветры, засыплет сыпучим снегом теплое солнце, размахает теплые дубы.

И затмится на радости день.

И не уведает милый о милой, забудут: я ли тебя, ты ли меня...

Идет Мара-Морена, замутила Смородину-речку, открывает кувшинки и дальше идет, восходит на горы - горы толкутся, и дальше долиной, по большому полю.

И вздымала вослед ей непогожая туча с большим дождем, непроносная.

Камнем шибается к звездам птица Моголь, и счастье-перо, кипя смолою, падает счастливому.

Стой! Не приунять, не укротить бесповинного сердца, бьет через край.

Там волк, зачуяв смерть свою, завыл.

И смыкается небо с землею.

В продолжение темы:
Биология

Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых...

Новые статьи
/
Популярные