Архитектура страны фараонов. Древний Египет. Архитектура страны фараонов Презентация на тему пирамиды жилища вечности фараонов

Архитектура Древнего Египта и по настоящее время вызывает множество вопросов в плане ее создания и строительства. Так чем же уникальны были архитектурные особенности египтян?

Ранняя египетская архитектура

История развития архитектуры Древнего Египта имеет определенную структуру.
Известны следующие периоды архитектуры Древнего Египта:

  • Раннее царство;
  • Древнее царство;
  • Среднее царство;
  • Новое царство;
  • Позднее царство.

Памятников архитектуры раннего царства не дошло до наших дней. В те годы египтяне в строительстве использовали кирпичи, изготавливаемые из глины и речного ила, которые не выдерживают испытания тысячелетиями.

В годы Раннего царства широко развернулось строительство молелен и мастаб.

Мастаба - это гробница знатных людей в виде усеченной пирамиды с внутренними ходами и залами. В молельной камере располагалась статуя, в которую согласно религии вселялась душа усопшего.

Во времена Раннего царства в Египте в архитектуре начинают использоваться вогнутые карнизы и орнаментальные фризы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Также отметим, что Сфинкс тоже был воздвигнут более 12000 лет назад, о чем говорят последние научные исследования.

Рис. 1. Египетский Сфинкс.

Эпоха пирамид

Именно период древнего царства является воплощением египетской мифологии и присущей только ей культуры. Впервые идея возвести вместо мастабы пирамиду возникла во времена правления фараона Джосера. Архитектор Имхотеп построил ступенчатую пирамиду размером 121х109 метров при высоте 62,5 метра.

Ее отличительной особенностью является глубокая вертикальная шахта, сверху накрытая куполом. По одной из версий, эта шахта ведет в город, отстроенный под землей.

Широко известными являются пирамиды Гизы. Самая высокая из них - пирамида Хеопса - высотой 140 метров.

Рис. 2. Пирамида Хеопса.

Главная ее загадка заключается в том, что она не упоминается в египетских папирусах, зато есть у Геродота. Пирамиды имеет три усыпальницы и множество камер и коридоров.

Во времена Древнего царства разворачивается строительство солнечных храмов. Каждый из них имел вид постройки на возвышении, окруженную стеной, а в центре храма устанавливался обелиск. Самый известный храм солнца - храм Ниссусера.

Рис. 3. Храм Ниссусера.

В эпоху Среднего царства наблюдается доминирование индивидуализма. Каждый египтянин заботился о своей загробной жизни, что привело к строительству малых пирамид. При их возведении акцент делался на обустройство внутреннего пространства.

В городах развивается инфраструктура. Например, в основанном городе Кахун были сделаны широкие дороги и проведен водосток.

Стоит отметить уникальность египетской росписи стен иероглифами и различными рисунками.

Архитектура Нового и Позднего царств

В 16 веке до н.э. возрастает культ бога Амона. В честь него строятся прямоугольный Луксорский и Карнакский храм. Оба здания соединяла аллея, что стало визитной карточкой периода.

Важно: Еще одной постройкой стал храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, который был высечен в скале и представлен в виде трех ступеней, соединенных пандусными лестницами. Его привлекательность в использовании множества колонн и рельефов, посвященных жизни царицы.

В Позднем царстве популярность набирают такие элементы как гипостили, пилоны. Упор делался на обработку декора.
После вторжения армии Александра Македонского в Египет начинает наблюдаться синтез двух культур.

Что мы узнали?

Если мы говорим кратко об архитектуре Древнего Египта, стоит отметить, что в ней выделяются 4 основные черты - монументальность, ритмика, геометричность и строгая симметрия. Это была величайшая культура античности.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 383.

Архитектура страны фараонов


Искусство Египта начинает отсчет времени с IV тысячелетия до н.э. (додинастический период) и проходит следующие этапы развития: Древнее царство (XXXII-XXI вв. до н. э.); Среднее царство (XXI-XVI вв. до н. э.); Новое царство (XVI-XI вв. до н. э.); Позднее царство (XI-332 г. до н. э.) Этапы развития искусства Египта


Древнее царство называют самым великим периодом в истории египетской цивилизации. Именно в это время в Гизе началось строительство знаменитых пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина. В I в. до н. э. пирамиды были названы одним из семи чудес света. Поговорка «Все боится времени, но время боится пирамид» до сих пор не утратила своего значения. Пирамиды – «жилища вечности» фараонов


Пирамида Хеопса Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени ее создателя - фараона Хеопса (около 2551 - 2528 до Р. Хр.). Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света. Если не считать Великой Китайской стены, то пирамида Хеопса - самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком. Ее высота составляла 146,6 м, что примерно соответствует пятидесятиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230х230 м. На таком пространстве свободно могли бы поместиться одновременно пять крупнейших соборов мира


Ученые подсчитали, что пирамида Хеопса была сложена из 2 300 000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причем каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа. Известно имя архитектора пирамиды – Хемиун. Пирамида Хеопса


Пирамида Хеопса Грани пирамиды обращены к четырем сторонам света, вход в гробницу расположен на северной стороне, на высоте 16 м над землей Где-то посередине одной из сторон находился камень, сдвинув который можно было попасть через длинный коридор в саркофаг – «жилище вечности» фараона.


Пирамида Джосера Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. Архитектор пирамиды Имхотеп – один из высших сановников фараона, ученый, врач, астроном и маг.


Пирамида Хефрена Она на 8 м ниже пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, ее вершина находится на том же уровне. Она менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки.


Пирамида Хефрена Вблизи от пирамиды Хефрена поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс - фигура лежащего льва с человеческой головой Хефрена в традиционном царском платке.


Едва достигает в высоту 66 м. Ее окружают еще меньшие пирамиды-спутницы, служащие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников. Пирамида Микерина


Всесторонне продумывалось и строительство заупокойных храмов в честь богов. Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре, который строился несколько столетий. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств


Храм Амона в Карнаке Хорошо сохранился до нашего времени. Самый просторный в мире храм с колоннами. Гипостиль Карнака, являющийся величайшим колонным залом мира, имеет 102 м в ширину и 53 м в длину. 34 колонны 23-метровой высоты в верхней части имеют окружность около 15 м. Состоит из более чем сотни помещений, дворов, аллей, переходов, огромных статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков. Потолки были раскрашены в темно-синий цвет с желтыми звездами и парящими коршунами. Два пилона составляли фасад здания.


Храм Амона-Ра в Луксоре Главное украшение – колоннада имеет 260 метров в длину. Перед фасадом стояли два обелиска и 6 огромных статуй фараона. Один обелиск ныне украшает площадь Согласия в Париже. Храмы в Карнаке и Луксоре соединены дорогой, охраняемой сфинксами.


Долина царей На левом берегу Нила расположена Долина, где находятся 40 гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщу скалы на сотни метров. В начале XI в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут.


Храм царицы Хатшепсут. Храм состоял из трех широких террас, поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Гробница уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м. Зодчий Сенмут.


Абу-Симбел – жемчужина египетского зодчества Последнему великому фараону Египта Рамсесу II принесло славу строительство храмового комплекса в Абу-Симбеле – 2 высеченных в скалах храма, малый и большой. Большой посвящен богу Амону-Ра, богу Птаху, богу Гору и самому Рамсесу. Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм и освещает левое плечо Амона-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен факт, что свет никогда не падает на Птаха – бога тьмы.

Тема урока « Архитектура страны фараонов »(2 часа)

Учебные цели и задачи : приобщить учащихся к ценностям мировой культуры; развивать гуманитарную культуру; повышать уровень их художественного развития; создать условия для развития эмоционально чувственной сферы, познавательного интереса, образного мышления и зрительной памяти.

Познакомить учащихся с художественной культурой египетского народа, с его незабываемой архитектурой.

Учебные вопросы:

1.Общая характеристика египетской культуры.

2.Пирамиды – «жилища вечности» фараонов.

3.Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.

4.Абу-Симбел – жемчужина египетского зодчества.

5.Архитектурные сооружения Позднего царства.

Основные понятия: Фараон, пилоны, сфинксы, пирамиды, папирус, колоннада, пандусы.

Оборудование:Презентация "Архитектура страны фараонов", Тест "Архитектура Египта"

Ход урока:

1.Опрос по домашнему заданию.

Гл. 1 стр. 18 вопросы 1-4

2. Изучение нового материала.

Презентация "Архитектура страны фараонов"

Общая характеристика древнеегипетской культуры.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Древний Египет как никакая другая цивилизация создаёт впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны – узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.


Природа Египта – просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса - дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения.

Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозил неурожай и голод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами рек. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук. В глубокой древности в Египте были изобретены папирус (материалом для него служил упругий лист, склеенный из полосок нарезанной тонкими слоями сердцевины нильского тростника, тоже называемого папирусом), иероглифы (священное письмо) и, собственно, книги (имеющих форму свитка). Египет – это родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики.

Велики достижения египтян в области математики и астрономии : они определили площадь круга и поверхности полушария, вычислили объём усеченной пирамиды, составили солнечный календарь и знаки зодиака, разделили сутки на двадцать четыре часа.

Доклад ученика: “Папирус”

Создателем письменности древние египтяне считали бога Тота . Как бог Луны, Тот являлся наместником Ра; как бог времени – разделил время на дни и месяцы, вёл летосчисление и писал летописи; как бог мудрости - создал письменность и счет, которым учил людей. Он автор священных книг, покровитель учёных, писцов, архивов, библиотек. Тота обычно изображали в виде человека с головой ибиса.

Основу древнеегипетской письменности составляли иероглифы (от греческого “хиерос” – “священный” и “глифе” – “вырезанное”) – рисунки значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию. Иероглифические надписи включали и росписи, и рельефы. Однако главный писчий материал изготовляли из папируса – тропического водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину, расчленяли её на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя - вдоль и поперек, смачивали нильской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости. Полученный лист при складывании не мялся на сгибах и в развёрнутом виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свитки длинной до сорока метров. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда и произошло выражение “красная строка”), а весь остальной текст был чёрного цвета.

В эпоху Нового царства на свитках появились цветные рисунки, как, например, в “Книге мёртвых”. Художник изобразил рай загробной жизни Иару – это плодородные поля; по полноводным каналам там плавают лодки; на берегах высятся финиковые и кокосовые пальмы; а злаки вырастают выше человеческого роста.

Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось в 1822 г. французскому египтологу Жану Франсуа Шампольону (). Помогла ему в этом надпись на Розеттском камне (названном так по месту находки близ города Розетта в дельте Нила), сделанного около 186 г. до н. э. египетским царём Птолемеем V на трёх языках, в том числе и на греческом.


Всю историю Египта можно разделить на два периода: доисторический (додинастический) и исторический. Есть еще более подробное деление: 1) додинастический период (IV тыс. до н. э.);
2) Древнее царство (XXXII-XXIV вв. до н. э.);
3) Среднее царство (XXI–начало XIX вв. до н. э.) ;
4) Новое царство (XVI-XII вв. до н. э.);
5) Позднее время (XI в. до н. э. – 332 г. до н. э.).

Сообщения учеников:

Доисторический период начинается в V или VI тысячелетии до н. э. Население тогда жило так же, как и сейчас, по берегам Нила. Уже в IV тысячелетии до н. э. египтяне сооружали каналы, с помощью которых в период разлива (июнь – сентябрь) доставляли нильскую воду, содержащую плодородный ил, на ближайшие поля. Отметки о состоянии воды в разные периоды дали, вероятно, первый толчок к возникновению письма; строительство каналов положило начало геометрии. Археологические находки начала IV тысячелетия до н. э. говорят об использовании металлов, главным образом меди, значительном развитии ремёсел и торговли, в том числе со странами Передней Азии, и на удивление высоком уровне мастерства обработки металла . Захоронения этого периода дают материал, говорящий о формировании религиозны представлений и о процессе имущественного расслоения. Согласно Манефону, история Египта началась объединением Верхнего и Нижнего Египта царём Меной (Менесом).

Период Древнего царства , существовавшего в 2700 – 2270 года до н. э., включает с III по VI династии “строителей пирамид”. Первым царём Древнего царства и одновременно первым строителем пирамиды был Джосер. Его пирамида в Саккара – древнейшее монументальное сооружение из камня. Второй была незаконченная пирамида его сына Сехемхета. Самые большие пирамиды возвели цари IV династии: Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаура. Эти пирамиды принято называть греческими именами построивших их царей: пирамиды Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина. В период правления преемника Хефрена вспыхнуло одно из первых зафиксированных в истории восстаний народных масс; его причиной был невыносимый гнёт, который испытывал египетский народ, работавший до изнурения на строительстве пирамид. За время правления царей Древнего царства Египет превратился в централизованное рабовладельческое государство, главной опорой которого были мощная армия, чиновничий аппарат и жрецы; экономическую основу составляло сельское хозяйство с развитой оросительной системой. Богатство правителей увеличивалось с помощью грабительских войн. Вместе с тем пятисотлетний период Древнего царства был временем расцвета культуры; иероглифическое письмо достигло последней ступени своего развития, и наряду со строительством пирамид широко развилось изобразительное искусство – скульптура и росписи гробниц.

Первое междуцарствие (2270 – 2070 гг. до н. э.) характеризуется ослаблением центральной власти и постепенным распадом Египта на номы. Раздробленное государство не имело сил для организации захватнических войн, необходимых для приобретения нужных в экономике рабов; оросительная система приходила в запустение. Египет шёл к упадку. В стране царил хаос, и на разичных тронах в номах сменяется более сорока ничем не примечательных властителей . Мало кому из правителей удалось сохранить порядок.

Среднее царство (2070 – 1790 гг. до н. э.) включает XI – XII династии. Египет превращается в “цветущий зелёный сад”, совершенствуется металлургия, высокого уровня достигает ювелирное искусство, снова начинают строиться пирамиды, но значительного меньшего размера и преимущественно не из камня, а из необожжённого кирпича с каменной облицовкой. К знаменитым постройкам того времени относится заупокойный храм – пирамида Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри и пирамиды в Лиште, Дашуре, Иллахуне. Прекрасно построен и город Хотеп-Сенусерт в Фаюмском оазисе, возникшем благодаря проведению оросительных каналов в пустыне.

Второе междуцарствие (ок. 1790 – ок. 1580 гг. до н. э.) начинается большими народными восстаниями. Их движущей силой становится сельская беднота, а к ней присоединяются и средние слои городского населения. В это время в разрозненную страну проникают кочевые племена из Азии, и правители на троне Египта часто меняются. Во времена XV династии в Египет вторгаются гиксосы и полностью его подчиняют. Начинаются новые восстания, на этот раз против чужеземной власти. В конце концов одерживает победу фиванский правитель – фараон Яхмос I, он и становится основателем новой, XVIII династии.

Новое царство (ок. 1580 – ок. 1090 гг. до н. э.) включает XVIII – XX династии и является периодом наибольшего политического, культурного и экономического расцвета Древнего Египта. Фараоны Тутмос III и Аменхотеп II продолжали традиционную политику завоеваний и покорения чужих земель. При фараоне Аменхотепе IV была проведена коренная реформа религии: он заменил традиционное поклонение многим богам поклонением одному богу солнца – Атону и сам сменил имя на Эхнатон – Угодный Атону. Политической целью этой реформы было ослабление власти жрецов, укрепление сильного, централизованного государства. Эхнатон так и не увидел результатов своей реформы. При его малолетнем преемнике Тутанхамоне была восстановлена старая религия и разрушена столица Эхнатона Ахетатон (Горизонт Атона). Во времена Рамсеса II мощь египетского государства и власть фараонов достигают своей вершины. Свидетельством славы Рамсеса стали колоссальные храмы в Абу-Симбеле, Карнаке и Луксоре… Огромное строительство и беспрестанные войны истощили страну. После смерти Рамсеса в стране наступает хаос.

Позднее царство (примерно 1090 – 332 гг до н э) начинается XXI династией. Наиболее известен фараон Шешонк I, который завоевал Иерусалим и захватил храм царя Соломона. После его смерти положение в стране ухудшалось, и Египет попал под власть нубийцев, царь которых Шабака основал XXV династию. Это были правители, воспитанные на египетской культуре, они управляли согласно египетским традициям, и положение в стране улучшилось. Между тем на Востоке растёт могущество Персидского царства, стремящегося к “мировому господству”. У Египта уже нет сил для ответа персам. В 525 г. до н. э. персидский царь Камбиз вторгается в Египет и свергает с трона последнего властителя последней египетской династии – Псамметиха III. Почти 200 лет находился Египет под персидским владычеством . Временами он снова добивался определённой независимости, но уже не достигал былой славы и мощи.

Развитие архитектуры страны фараонов.

Все жители подчинялись неограниченной власти фараона. В Древнем Египте искусство находилось на службе у фараона, выражая идею незыблемости власти обожествленного при жизни правителя, что особенно ярко демонстрирует архитектура – ведущий для этой страны вид искусства. Скульптура и живопись подчинялись архитектуре. Древний Египет был очень богат камнем различных пород, а дерево, как привозной материал, было очень дорогим. Не случайно Египет дал миру поразительные образцы каменной пластики и архитектуры. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамиды, обелиск, колонна).

Пирамиды – это удивительные искусственные горы – гробницы древних египетских царей. Это самое большое чудо Египта, поражавшее людей ещё в древности. Они словно вырастают из песков пустыни - колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжёлым и бесполезным трудом - созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя.

Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.

Всего пирамид около семидесяти, а может, и около восьмидесяти. Вначале их было больше, некоторые поглотило всепожирающее время, другие пали жертвой песчаных заносов пустыни. Понятие “пирамида” всем хорошо известно из школьного курса стереометрии. Это слово иногда толкуют как производное от греческого “пир”, что означает “огонь” (огонь пылает так, что пламя похоже на остроконечную пирамиду); иногда производят от слова “пира”, что означает “граница погребения” или, иными словами, “могила”.

Не все пирамиды имеют правильную геометрическую форму. Наиболее древняя форма – ступенчатая пирамида в Саккара, которую приказал воздвигнуть фараон Джосер. Её размеры весьма внушительны: основу составляет прямоугольник со сторонами 125 Х 115 метров, высота около 60 метров. Её возраст, как считают археологи , от 4600 до 4800 лет.

В Дашуре находится пирамида с ломаными контурами стен, так называемая ромбоидальная. Она выглядит так, будто строители кончали её в спешке, по существу не достроив. И на этом всё разнообразие пирамид кончается.

Но те пирамиды, которые относятся к чудесам света, представляют собой правильные четырёхгранные пирамиды с квадратными основаниями, и все похожи друг на друга, как две капли воды.

Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких мастаб, поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м) приписывается Имхотепу - замечательному учёному-медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Слава Имхотепа была столь велика, что уже через несколько столетий его имя было окружено легендами. От более позднего времени сохранились статуэтки, изображающие этого замечательного зодчего. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной Имхотепом небывалой ещё усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на цоколе своей статуи - честь, совершенно неслыханная в древнем Египте. При раскопках заупокойного храма, находившегося возле пирамиды Джосера, учёные нашли обломки нескольких статуй фараона и среди них пьедестал, на котором было написано имя Имхотепа.

Раскопки возле пирамиды Джосера открыли целый "город мёртвых", окружавший усыпальницу фараона. Вокруг были построены мастабы - гробницы членов царской семьи и приближенных к фараону вельмож . Здесь же находился и заупокойный храм, где совершались жертвоприношения в честь умершего фараона. При раскопках храма археологами был открыт зал, украшенный самыми древними в мире колоннами. Правда, это были ещё не обычные круглые колонны, они лишь наполовину выступали из стен, но Имхотеп задолго до греческих архитекторов создал прообраз строгой и стройной дорийской колоннады.

Заупокойный храм и пирамида были обнесены стеной из белого известняка и, по замыслу архитектора, составляли единый архитектурный ансамбль.

Самой большой по размерам является пирамида Хеопса. Она почти на сто лет моложе пирамиды Джосера, но во всём прочем её превосходит. Почти пять тысяч лет стоит эта огромная пирамида. Высота её достигала 147 м (сейчас из-за обвала вершины её высота равна 137 м), а каждая из сторон по длине составляет 233 м. Для того чтобы обойти пирамиду Хеопса кругом, нужно пройти около километра. Вплоть до конца XIX в. пирамида Хеопса являлась самым высоким сооружением на земле. Её грандиозные размеры поражали всех, кто был в Египте. Недаром первые русские путешественники, попавшие в Египет, называли пирамиды "рукотворными горами".

Учёные подсчитали, что пирамида Хеопса(Хуфу) была сложена из 2"300"000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причём каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа. Общий объём – около 2525000 кубических метров. Пирамида занимает площадьквадратных метров , то есть 5,4 гектара. Меньше её и Букингемский дворец в Лондоне, и Версаль во Франции, и Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Пирамида Хеопса выше купола Микеланджело над римским собором святого Петра, самым высоким христианским храмом. Выше лондонского собора святого Павла, парижского собора Нотр-Дам. Если бы пирамида была полой, в неё вошла бы вся площадка со стартовой вышкой для космической ракеты. На строительство Большой пирамиды пошло около 2 каменных блоков примерного объёма свыше 1 кубического метра и веса в 2,5 тонны каждый.

Второй по величине после гробницы Хуфу(Хеопса) считается пирамида фараона Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.

Вблизи от пирамиды Хафра поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс - фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им было не под силу, но изуродовали они его основательно.

"Отец ужаса" - так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший страх он внушает им ночью, освещённый яркой луной, когда глубокие тени придают его чертам особую выразительность.

Кого же изображает эта колоссальная статуя, почему она оказалась в таком близком соседстве с пирамидами? На голове статуи повязка, которую носили только фараоны. Учёные считают, что это статуя фараона Хафра, которая входила в ряд сооружений, связанных с гробницей фараона.

В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде - этому "вечному горизонту", за который "зашёл" фараон (о фараоне не говорили, что он умер,- он "заходил" за горизонт, подобно солнцу; египетские цари называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на некотором расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм - нечто вроде приёмной залы умершего царя. Массивные прямоугольные столбы из полированного гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания были тщательно отполированы.

Свет падал из небольших отверстий, пробитых в верхней части стен, и создавал торжественный полумрак, в котором особенно величественными казались тёмные статуи фараона - владыки , принимающего почтительных гостей. От этого торжественного зала к пирамиде вёл длинный крытый коридор. Его стены и пол также были сделаны из полированного гранита. По этому коридору в пирамиду везли тело фараона в тяжелом саркофаге из ценного камня.

Для того чтобы сохранить от тления тело царя, которое было обиталищем его души (у египтян она называлась Ка), его бальзамировали . Подробный рассказ о процессе бальзамирования нам сохранил древнегреческий писатель Диодор, живший в I в. н. э. У Геродота также говорится о бальзамировании покойников. Умершего приносили в помещение для бальзамирования. Труп клали на пол и к нему приближался человек, который назывался начертателем знака. На левом боку тела он намечал чертой место, где должен был проходить разрез. Затем подходил другой человек и эфиопским камнем делал на трупе разрез, после чего обращался в бегство, так как по обычаю в него с проклятиями бросали камнями все присутствовавшие. Эти проклятия составляли древний религиозный ритуал, связанный с нанесением увечья умершему. После этого к телу приступали непосредственно бальзамировщики. Один железными крюками через ноздри извлекал из черепа часть мозга. Оставшийся мозг растворяли впрыскиванием различных сильных снадобий. Через рану в боку вынимались внутренности, которые обмывались пальмовым вином и благовонными эссенциями. Потом их обматывали в тонкую льняную материю и вкладывали в специальные сосуды-канопы, сделанные из глины, алебастра или порфира. Крышки каноп были сделаны в виде различных голов. В канопу с крышкой, изображавшей человеческую голову, складывали желудок и кишки, в канопе с головой шакала лежали лёгкие и сердце, а сосуд с головой кобчика предназначался для печени. В это время тело умершего сначала натирали кедровым маслом и промывали внутри пальмовым вином. Затем на 40 дней клали его в специальный щелочной раствор. Потом снова промывали вином и пропитывали различными ароматическими смолами, предохраняющими от гниения. Наполнив внутренность тела ароматическими веществами, разрез зашивали и передавали набальзамированный труп специальным одевальщикам, которые украшали его. Часто золотили ногти на руках и ногах, вставляли глаза из хрусталя или слоновой кости. На пальцы рук и ног надевали кольца. Нарядив таким образом умершего, одевальщики покрывали всё тело слоем клея и начинали обматывать его тонкими льняными бинтами. Обёртывали, тщательно обматывая, пальцы рук и ног и всё тело по нескольку раз, так что длина этих бинтов составляла несколько сотен метров. Таким образом приготавливалась мумия - нетленное обиталище для духа Ка, который должен был жить вечно.

Рядом с пирамидами Хеопса и Хефрена находится пирамида Микерена, внука Хеопса. Её высота - 66 м., а длина каждой стороны - 108 м. Немалая часть материала из этой пирамиды пошла на изготовление каирской Цитадели, поэтому она сохранилась хуже других.

Эти три пирамиды возведены в Гизе – это современное название большого каирского некрополя, занимавшего примерно 2000 кв. м.

Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.

Кроме пирамид в Древнем Египте строились заупокойные храмы в честь богов. Наиболее распространены были храмы-святилища в честь особо почитаемого бога Амона-Ра. Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре, который был возведён по обеим сторонам Нила недалеко от города Фивы. Этот грандиозный ансамбль строился на протяжении нескольких столетий.

Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке является древний храм Амона. Это самый просторный в мире храм с колоннами. Он мог бы вместить знаменитый парижский собор Нотр-Дам. Он состоит из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков. Дорогу, ведущую от Нила к главному входу в храм, охраняли сфинксы. Два пилона – башни в виде трапеции с высокими обелисками – составляли фасад здания.

Великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада длиной 260 метров. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона.

Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами.

На левом берегу Нила простирается Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков.

В начале 15 в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Храм состоял из трёх широких террас, поднимающихся одна над другой и соединённых между собой пологими пандусами. Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м. и имеет длину 213 м.

Абу-Симбел – жемчужина египетского зодчества.

Последнему великому фараону Египта Рамзесу II принесло подлинную славу и бессмертие строительство храмового комплекса в Абу-Симбеле. Большой храм посвящён богу Амона-Ра, богу Птаху, богу Гору в виде сокола и самому Рамсесу. Малый храм посвящён жене Рамсеса Нефертари и богине неба Хатор, которая изображалась в виде женщины с головой коровы.

Архитектурные сооружения Позднего царства.

Новым элементом храмовых комплексов во время Позднего царства стали святилища, посвящённые культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды. Лучше всего сохранился храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым после Карнакского храма. Это прекрасное сооружение великолепных пропорций и форм на левом берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его длина составляет 137 м, а высота пилона 36 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Гора в виде сокола из чёрного гранита.

Египетская архитектура развивалась 3000 лет, и до сих пор она волнует людей своей грандиозностью, масштабностью и загадочностью.

3. Выполнение теста по изученному материалу.

4. Домашнее задание: Гл.2 стр. 27 вопр. 1-4

5. Итог урока.

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 – 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями.

Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

В плодородной, очень длинной и узкой долине Нила, с обеих сторон окруженной пустыней, развивалась цивилизация, относящаяся к наиболее значительным и своеобразным культурам древнего мира. История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий - с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Многие из них остаются непревзойденными образцами высочайшего мастерства и творческого вдохновения.

Во главе государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Независимо друг от друга племена Нижнего и Верхнего Египта создают основы своеобразной архитектуры. Ее развитие иногда делят на несколько больших временных периодов.

Предполагается, что в доисторический период (до 3200 г. до н. э.) строились укрепленные поселения с жилыми домами из недолговечных материалов и возводились надгробные архитектурные сооружения.

В период Древнего царства , приблизительно в 2700-2200 гг. до н. э., начинается строительство монументальных храмовых сооружений.

В период Среднего царства (2200-1500 гг. до н. э.), когда столицей был город Фивы, появляются полупещерные храмы.

В период Нового царства (1500-1100 гг. до н. э.) создаются выдающиеся храмовые сооружения в Карнаке и Луксоре. В позд

ний период в архитектуру Египта начинают проникать чужеродные элементы.

Временные рамки исторических периодов

  • ок. 10000 – 5000 лет до н.э. Первые деревни на берегах Нила; образование 2 – х царств – Верхнего и Нижнего Египта
  • ок. 2630 до н.э. Построена 1 – я ступенчатая пирамида
  • ок. 2575 до н.э. В эпоху Древнего царства бронза вытесняет медь; строятся пирамиды в Гизе; начинается мумификация умерших
  • ок. 2134 до н.э. Междуусобицы губят Древнее царство
  • ок. 2040 до н.э. Начало Среднего царства; знать Фив объединяет страну; завоевание Нубии
  • ок. 1700 до н.э. Конец Среднего царства
  • 1550 до н.э. Начало Нового царства; постоянная армия
  • 1400 до н.э. Египет достигает вершины могущества
  • 1070 до н.э. Начало упадка
  • 332 до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским
  • 51 до н.э. Начало правления Клеопатры
  • 30 до н.э. Египет становится римской провинцией

Основной строительный материал в Египте - камень. Египтяне были мастерами его добычи и обработки. Они высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца - великого Ра, а также огромные столбы и колонны высотой с трех- и пятиэтажный дом. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. На балки укладывали каменные плиты перекрытия. Опоры были самые разнообразные; иногда это монолитные каменные столбы простого квадратного сечения, в других случаях - колонны, состоявшие из базы, ствола и капители. Простые стволы имели квадратное сечение, более сложные представляли собой многогранники и часто изображали связки стеблей папируса. Стволы иногда имели каннелюры (вертикальные желобки).

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор.

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания – они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.

Дворцы Египта

Дворцы фараонов и знати в Древнем Египте строили в основном из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В отличие от храмов, которые строили из камня на века, где поклонялись богам постоянно и во все времена, каждый из фараонов строил себе после вступления на трон новый дворец. Брошенные здания быстро ветшали и разрушались, и поэтому, как правило, от дворцов фараонов не оставалось даже руин. В лучшем случае на месте великолепных дворцов можно найти остатки стен и битую черепицу.

Предполагают, что внешний вид дворца фараона, его фасада повторяли формы архитектуры древних царских гробниц того времени. Гробница считалась домом усопшего в его загробной жизни, логично предположить, что она была похожа на его жилище в этой жизни. Исходя из этого предположения, стена дворца могла быть разделенной уступами с фигурными зубцами поверху. Немногочисленные сохранившиеся изображения дворцов фараонов свидетельствуют, что стены дворца были украшены барельефами и орнаментом.

Дворцовый фасад мы можем увидеть на знаменитой палетте фараона Нармера, на его фоне изображены победы, имя и титул фараона. Из этого изображения мы узнаём, что территория дворца, имеющая форму четырехугольника, была окружена крепостной стеной с башнями. На палетте обозначена и линия фундамента здания. Похожий дворцовый фасад изображен на могильной плите фараона Джета: на прямоугольном поле стены выделяются три высокие башни, украшенные тремя вертикальными чертами-лопатками. Между башнями можно увидеть два углубления, похожие на ворота.

Особенно наглядно о дворцовой архитектуре древних египтян рассказывают нам огромные саркофаги из базальта или известняка. Их резные украшения на каждой из четырех сторон изображают фасады царского дворца.

Реконструкция дворца

Реконструкция дворца

Реконструкция дворца

Роскошь во дворце фараона

Дворец фараона

дворец фараона

Храмы Египта

Храм Тота в Луксоре – исторический памятник Египта.

Святыня была построена в 1925-1895 годах до нашей эры. Основной строительный материал – камень.

Древнеегипетский Тот был богом мудрости и образования, поэтому у подножия храма были установлены огромные его статуи.

Во время раскопок у основания храма было также найдено 4 бронзовых сундучка, высота которых - 20,5 сантиметров, ширина - 45 сантиметров, длина - 28,5 сантиметров. В них было много серебряных шариков, по большей части смятых, золотые цепи и изложницы, лазурит - необработанный или в виде цилиндрических печатей.


Руины храма Оcириса

Храм находится в легендарной Долине Царей. К сожалению, от некогда великого храма остались лишь руины, но они буквально пропитаны историей Древнего Египта. Построен он был довольно давно и является исторической ценностью. Строил его фараон Сети I, который правил в промежутке с 1294г. До 1279 г. до нашей эры.

Само строение очень сложное по своей конструкции и имеет очень большое количество помещений. Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II. Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная. Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. В первом зале их было 24, а во втором - 36. Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам. Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра). В конце обожествлялся сам Сети I. В часовнях находились статуя бога, священная ладья и ложная дверь. Через эту дверь проникал дух божества.

За самим храмом расположено здание, называемое Осирейон. На его стенах можно увидеть выбитые тексты из "Некрономикона" - египетской «Книги мертвых». Территорию Храма Осириса до сих пор изучают ученые и ведут на ней раскопки.


Храм Меренптаха

Заупокойный храм Мернептаха расположен в Долине Царей и практически разрушен. Когда-то здесь находился целый комплекс, продуманный до мелочей, сейчас же остались лишь статуи.

Ранее в первый двор сооружения вели ворота, открывающие вид на колоннады – по шесть колонн с каждой стороны. Левая сторона двора комплекса являлась фасадом кирпичного дворца царя. А гигантская Стела Израиля, когда-то стоявшая перед вторым пилоном, была построена в честь Меренптаха, указывая на его военную доблесть.

За данным пилоном следовал второй двор, в котором был обнаружен бюст Мернептаха от рухнувшей статуи. Из двора вел проход в залы. Храм завершался 3 святилищами с помещениями для жертвоприношений и священных предметов. Когда-то весь храмовый комплекс был отделан изразцами и золотом, его окружала огромная кирпичная стена, однако в настоящее время от былых построек практически ничего не осталось.


Храм Монту

Храм Монту - египетский храм, посвященный богу войны Монту.

Данная святыня была построена во времена Старого царства. Храм располагался в древнем городе Медамуде. Этот город был раскопан в 1925 году французским археологом Фернандо Биссоном де ла Роком. Во время раскопок были обнаружены многочисленные конструкции, а также храм.

До нашего времени сохранились лишь колонны и фрагменты стен. Храм был построен из кирпича и камня. Структура храма следующая: платформа, трибуны, канал, дромос, главные ворота, портик, зал и святилище. Был также двор для живого священного быка. Бога Монту ассоциировали с бушующим быком, поэтому бык был почитаемым животным. Также самого Монту изображали с головой быка. Подобная статуя и фигурки быков были найдены во время раскопок храма.


Храм Исиды в Филах

Знаменитое святилище Исиды , существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Исида (Изида, Isis) - одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями Осириса. Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством.

Сейчас храм Исиды находится на острове Агилика. При сооружении Асуанского водохранилища в 1960 году ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе храма вверх по течению Нила. Храм был разрезан, разобран, а после каменные блоки были перевезены и вновь собраны на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению. Все это было обставлено такой широкой PR-деятельностью, типа: русские своими плотинами и водохранилищами уничтожают природу и памятники древней культуры, а мы, просвещенный западный мир, спасаем храмы от затопления. Только умалчивалось, что основной ущерб этот храм получил после возведения английской плотины в начале века, а Асуанская плотина, построенная при помощи CCCР, в свою очередь, стала объектом важного социального значения и поддержания энергетического баланса в регионе, без которого современная египетская экономика просто не существовала бы.


Несомненно, одна из наиболее развитых цивилизаций прошлого - это Древний Египет. Она формировалась начиная с V века до н.э. вплоть до IV века н.э. За этот огромный промежуток времени египтяне создали множество великих шедевров архитектуры, скульптуры и живописи. Некоторые из них до сих пор считаются примерами высокого уровня мастерства, которые невозможно превзойти.

Архитектура в Древнем Египте

Климатические особенности Египта определили главные строительные материалы, с помощью которых возводились жилые дома и монументальные сооружения. Египтяне использовали кирпичи-сырцы из соломы и грязи для строительства жилья, а вот для сооружения храмов, и гробниц применялся камень. Историю развития древнеегипетской архитектуры принято делить на шесть основных периодов:

  • Додинастический период (до 3200 года до н.э.)
  • Раннее царство (3200-2700 годы до н.э.)
  • Древнее царство (2700-2200 года до н.э.)
  • Среднее царство (2200-1500 года до н.э.)
  • Новое царство (1500-1100 года до н.э.)
  • Поздний период (1100-400 года до н.э.)

Архитектура Древнего царства Египта

Период Древнего царства особо выдающийся в истории древнеегипетской архитектуры. Именно с этого времени начинается возведение грандиозных культовых построек древних египтян: пирамид-гробниц для фараонов, (усыпальниц вельмож) и храмов с колоннами. Также развивается мастерство создания рельефа. Самые легендарные сохранившиеся памятники этой эпохи - комплекс пирамид в Гизе.


Архитектура Древнего Египта: пирамиды

Для египтян была важна загробная жизнь и подготовка к ней, для благополучия после смерти необходимо было соблюдать определенные ритуалы и правила. Для «вечного» существования по древнеегипетским верованиям нужно сохранить тело умершего и соорудить для него дом. Для знатного человека строили мастабу, для обычного - , когда еще они были живы, возводились колоссальные усыпальницы с системой тайных подземных ходов - пирамиды. В них помещали саркофаг с мумифицированным царем и все необходимые вещи и ценности для «вечного» существования. Большинство пирамид построены с использованием пропорции золотого сечения, что говорит о профессионализме и наличии немалых знаний у египетских зодчих.


Художественное искусство в архитектуре Древнего Египта

Древнеегипетские мастера одними из первых начали применять в архитектуре украшение построек рельефами, мозаиками и росписями. Искусство живописи в Древнем Египте следовало строгим законам. С наружной стороны сооружений на стенах изображался фараон. Внутри помещения обычно украшались изображениями культовых сцен. имела свой специфический стиль. Например, позы тел людей были необычны, даже неестественны: голова и ноги нарисованы в профиль, а другие части тела - в анфас. Мужчины рисовались гораздо темнее, чем женщины.

Архитектурные памятники Древнего Египта

Еще один легендарный памятник - пирамиды Гизы, что неподалеку от Каира. К ним относится самая большая усыпальница - пирамида Хуфу (Хеопса), высотой приблизительно 150 метров, одна сторона ее основания равняется 233 метрам.
Наиболее знаменитым архитектурным памятником Древнего Египта является ступенчатая пирамида Джосера, созданная примерно в 2650 году до н.э. Она считается одной из самых древних пирамид, ее высота 62 метра.
Храмы в - это огромный комплекс сооружений и скульптур. Этот шедевр древнеегипетской архитектуры привлекает массу туристов своим величием и загадочностью.
Долина Царей - популярная достопримечательность Египта, расположенная неподалеку от Луксора. Внушительные архитектурные и скульптурные формы поражают воображение. Здесь находятся многочисленные захоронения фараонов Среднего и Нового царств, включая . Сидящие статуи Мемнона в Долине Царей производят ошеломляющее впечатление на зрителей.
И, конечно, невозможно не вспомнить о главном символе и историческом памятнике Египта - величественном Сфинксе. Его длина около 70 метров, а высота в районе 20 метров. Был создан в 2500 году до н.э. Человек-лев гордо возвышается над туристами, и как будто охраняет тайны древних царей.

В продолжение темы:
Безопасность

лекция 6 Значение правильной организации питания в походеПитание = Неправильное питание = Энергия + строительный материал 1. 2. 3. 4. Проблемы со здоровьем Психологический...

Новые статьи
/
Популярные