Большая христианская библиотека. Толкование на Евангелие от Иоанна (Блаженный Феофилакт Болгарский)

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских; он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Когда Иисус был на празднике, то некоторые, по-видимому, уверовали во имя Его; но вера их была нетверда. Ибо, внимая на время Христу не как Богу, а как богоносному человеку, они опять отпадали и от сей самой ничтожной веры. А что они были таковы, это видно из нижеследующего. Сам, говорится, Иисус не вверял Себя им и не передавал всего учения, как неистинно верующим, проникая в сердца их (Пс. 93, 11; Иер. 17, 10) и зная, что об Нем было в них. Ибо от Него не укрывалось, каков был помысл в каждом человеке, по-видимому, верующем. Таков почти был и Никодим. Верил и он Иисусу и, кажется, говорил иудеям в пользу Господа, именно: что нужно судить Его по внимательном исследовании (Ин. 7, 50-51). Да и после распятия при погребении он также показал много заботливости и щедрости. Однако же он не веровал, как должно было. Придерживаясь еще слабости иудейской, он приходит к Иисусу "ночью" из страха от иудеев (Ин. 19, 38. 39); называет Его Учителем, как простого человека, ибо такое имел понятие об Нем, почему и прибавляет, что никто не может творить таких чудес, если не будет с ним Бог. Видишь ли, он приходит к Иисусу, как к пророку и человеку, любимому от Бога. Что же Господь? Он не обличает его грозным образом, не говорит, зачем ночью приходишь к Учителю, посланному от Бога, почему не имеешь смелости? Ничего такого не говорит, но милостиво разговаривает с ним о предметах божественных и высоких. Примечай также, что хотя Христос творил много чудес, но настоящий евангелист не повествует ни об одном из них или потому, что об них сказано другими евангелистами, или потому, что они выше подробного повествования.

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Кажется, слова Господа к Никодиму не имеют ничего общего со словами к Нему Никодима. Но для внимательного откроется много общего. Так как Никодим имел понятие о Христе уничиженное, именно: что Он Учитель и что с Ним Бог, то Господь говорит ему: тебе естественно иметь такое понятие обо Мне. Ибо ты еще не родился "свыше", то есть от Бога, рождением духовным, но еще плотян, и познание, какое ты имеешь обо Мне, не есть духовное, но душевное и человеческое. А Я говорю тебе, что и ты, и всякий другой будете вне Царствия, если не родитесь свыше и от Бога и не получите должного обо Мне понятия. Ибо рождение чрез крещение, внося в душу свет, дает ей возможность видеть или познавать Царствие Божие, то есть единородного Его Сына. Ибо Сын может быть назван как премудростью Божиею, так и Царством Божиим. Царства же сего, Никодим, никто не может видеть или познать, если не родится от Бога. Так и ты, потому что не родился еще духовно, не видишь Меня - Царствия Божия, как должно, но имеешь обо Мне низкое понятие.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Никодим, слыша учение выше, чем человеческое, изумляется и по свойству немощной природы человеческой спрашивает: как это возможно? Это - признак неверия. Ибо где нет веры, там являются вопросы: как это, почему это? Слова Никодима кажутся и смешными, потому что он не помыслил о духовном рождении, а припомнил телесное чрево. Услышав, что если кто не родится "свыше", он подумал, что употреблено вместо: "сначала", "снова", во второй раз, и речь понял в таком значении: если кто не родится "сначала", во второй раз. Посему и говорит: как может, будучи стар, войти во утробу матери своей? Два предмета для него были неудобопонятны: один - рождение духовное, другой - Царствие. Ибо имени Царства Небесного иудеи никогда не слышали. Теперь он недоумевает о рождении. Христос и открывает ему яснее способ рождения духовного. Ибо человек, состоя из двух частей, из души и тела, имеет и образ рождения двучастный. Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, - к возрождению невидимой души. Если ты спрашиваешь, как вода может родить, то и Я спрошу, как семя, которое само водообразно, может образоваться в человека? Посему как над семенем телесным все совершает благодать Божия, так и при крещении предлежит вода, но все совершает Дух и молитвенное призывание, а особенно присутствие Бога. Ибо в воде сей совершаются знаки и образ погребения и воскресения. Три погружения - знак тридневного погребения; потом человек воскресает (выныряет), как Господь, нося светлую и чистую одежду нетления, а тление погрузив в воде.

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Господь, отвлекая внимание Никодима от рождения плотского, говорит: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа - дух, то есть человек, родившийся крещением, становится духовен; ибо слово "дух" ты должен разуметь вместо: "духовный". Правда, крестившийся не делается духом божественным, но, получив Духом сыноположение, благодать и честь, удостаивается быть духовным. Видя же, что Никодим и еще смущается, говорит: не удивляйся. Потом пытается учить чувственным примером. Дух, говорит, дышит, где хочет, и голос его слышишь, однако же не знаешь его направления, потому что он неудержим и беспрепятствен и по силе природы имеет стремление во все стороны. Если говорит: "дышит, где хочет", то не потому, будто ветер имеет способность свободного выбора и желания, но потому, что хочет (как я сказал) указать на естественное его движение и неудержимую силу. Если же не знаешь, где и как дышит ветер, сей дух, подлежащий чувству, то как хочешь уразуметь возрождение от Духа Божия? Если сей дух не может быть задержан, то тем более не подчинится законам природы благодать Духа Святаго. Да постыдится духоборец Македонии и предшественник его Евномий. Первый поставляет Духа в раба, однако здесь слышит, что ветер дышит, где хочет, и, следовательно, тем более Дух имеет самовластно движение и действует, где и как хочет. А Евномий, прежде погрешив в сем же самом и назвав Духа тварью, до того простер свою дерзость, что будто он знает Бога так же, как самого себя. Пусть же слышит, что он не знает движения и стремления ветра; как же, преступный, дерзаешь присвоить себе знание Сущности Божией?

Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели; а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном. Никодим еще остается с иудейскою немощью; потому опять спрашивает: как это может быть? Посему и Господь, показывая ему, что он спрашивает так от простоты, говорит: ты учитель Израилев; если вспомнишь славные чудеса, совершенные в Ветхом Завете, начиная от сотворения человека и далее, именно: как он сотворен (Быт. 2, 7. 21. 22), как жена создана из ребра, как совершились знамения в Египте, как в Чермном море (Исх. 7, 8, 9, 14), как неплодные рождали (1 Цар. гл. 1) и тому подобное, если сообразишь это, как учитель Израилев, то поверишь и тому, что Я теперь говорю. Притом, Я говорю о том, что знаю и что видел, то есть знаю до точности. Ибо словом: "видели" Он обозначает не телесное зрение, но знание самое точное. Но вы свидетельства "нашего", то есть Моего, не принимаете. Господь говорит это не одному Никодиму, но простирает к целому роду иудеев, до конца оставшихся в неверии. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, то есть если Я сказал вам о возрождении, совершающемся во крещении, и вы не приняли, но спросили: "как?" (называет сие рождение "земным", потому что оно совершается на земле во благодеяние людям, живущим на земле; хотя оно по благодати и достоинству небесное, но мы крещаемся, будучи на земле), - итак, если Я сказал о сем "земном" рождении и нашел вас не верующими, то как вы поверите, если услышите о неизреченном рождении небесном, каким единородный Сын родился от Отца? - Некоторые же под "земным" разумели пример ветра, так что речь представляется в таком смысле: если Я представил вам пример из предметов земных, и вы им не убедились, то как можете учиться предметам более возвышенным?

Никто не восходил на небо, как только Сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах. И это, по-видимому, не имеет ничего общего с предыдущим. Но если кто внимательно всмотрится в мысль Господа, то окажется, что и это близко относится к предыдущему. Поелику Никодим называл Господа Учителем и Пророком, то Он говорит: не считай Меня за пророка, сущего от земли, посланного Богом учить, но считай Меня сшедшим свыше, как Сына, а не от земли сущим. Никто из пророков не восходил на небо, а только Я один имею взойти, как и нисшел. Услышав, что Сын Человеческий сшел "с неба", не думай, что плоть сошла с неба. Действительно, Аполлинарий так думал, что Христос, имея тело с неба, прошел чрез Деву, как чрез канал. Но поелику Христос, состоящий из двух естеств, был одна Ипостась или одно Лицо, то названия Человека прилагаются к Слову, и опять названия Слова - к Человеку. Так и здесь говорится, что с неба сшел "Сын Человеческий", потому что Он одно Лицо и одна Ипостась. Потом, чтобы ты, услышав "сшедший", не подумал, что сшедший уже не находится на небе, говорит: "сущий на небесах". Итак, услышав, что сшел, не подумай, что Я не нахожусь там; но Я и здесь присутствую телесно и там восседаю со Отцом по Божеству.

И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Сказав прежде о возрождении чрез крещение, говорит потом уже и о благодеянии, совершенном для нас чрез крест. Ибо крест и смерть - причина благодати, подаваемой нам чрез крещение, так как при крещении изображаем смерть Господню. Не говорит прямо, что Я буду распят, но напоминает о змие и о древней истории (Чис. 21, 5-9) и таким образом зараз, с одной стороны, научает нас, что древнее сродно с новым и что один и тот же Законоположник Ветхого и Нового Завета, хотя Маркион, Манес и остальное собрание подобных еретиков отвергают Ветхий Завет, говоря, что он есть законоположение злого демиурга (художника); с другой стороны, научает, что если иудеи избегали смерти чрез взгляд на медное изображение змия, то тем более мы избежим смерти душевной, взирая на Распятого и веруя в Него. Сличи, пожалуй, образ с истиною. Там подобие змия, имеющее вид змия, но не имеющее яда: так и здесь Господь - Человек, но - свободный от яда греха, пришедший в подобии плоти греха, то есть в подобии плоти, подлежащей греху, но Сам не есть плоть греха. Тогда - взирающие избегали телесной смерти, а мы - избегаем духовной. Тогда повешенный исцелял от ужаления змей, а ныне - Христос исцеляет язвы от дракона мысленного. Когда слышишь: "должно вознесену быть", понимай так: быть повешену. Ибо Он повешен был на высоте, чтобы Освятившему землю хождением по ней освятить и воздух "Вознестись" понимай и так: быть прославлену. Ибо крест стал поистине высотою и славою Христа. В чем Он казался осужденным, тем осудил князя мира сего. Объясню несколько. Адам умер по справедливости, потому что согрешил. Господь умер не по долгу справедливости, потому что не согрешил. До распятия Господа смерть справедливо властвовала над людьми. А как Господь оказался безгрешным, то диавол что мог найти в Нем заслуживающего смерти? А как Он был умерщвлен несправедливо, то победил умертвившего Его и таким образом освободил и Адама от смерти, справедливо причиненной ему, как согрешившему. - И иначе. Два предмета господствовали над родом человеческим: удовольствие и скорбь. Господь, прошедши чрез то и другое, оказался непобедим. Искуситель сначала приступал к Нему на горе с предложением удовольствия (Мф. 4, 3. 6. 9); но, нашед Его непобедимым чрез это, употребил великую хитрость, навел скорбь, чтобы, по крайней мере, чрез нее овладеть Им, и для сего восставил против Него все: отречение учеников, насмешки воинов, хулу мимопроходящих, смерть от иудеев, но и при этом - нашел Его непобедимым. Ибо скорбь на кресте не могла возбудить в Господе ненависть к распинателям, но Он продолжал любить их и молился за них, говоря: Отче! Не поставь им греха сего (Лк. 23, 34). Видишь ли, как Он победил тем, чем, по-видимому, был побежден. Таким образом, крест стал и возвышением Его, и славою.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Любовь Бога к миру велика и до того простерлась, что Он отдал не ангела, не пророка, но Сына Своего, и притом Единородного (1 Ин. 4, 9). Если бы Он отдал и ангела, то и это дело было бы не мало. Почему? Потому, что ангел - верный и покорный Его служитель, а мы - враги и отступники. Теперь же, когда отдал Сына, какое превосходство любви показал Он?! Опять, если бы Он имел много сыновей и отдал одного, то и это было бы очень великое дело. А теперь Он отдал Единородного. Можно ли же достойно воспеть Его благость? Ариане говорят, что Единородным Сын называется потому, что Он один только произведен и сотворен Богом, а все прочее уже Им сотворено. Ответ им простой. Если бы Он назван был Единородным без слова "Сын", то ваша тонкая выдумка имела бы основание. Но теперь, когда Он называется Единородным и Сыном, слово "Единородный" нельзя понимать так, как вы, но так, что Он один только рожден от Отца. - Заметь, прошу тебя, то, что как выше Он сказал, что Сын Человеческий сшел с неба, хотя плоть не сошла с неба, но принадлежащее Богу приложил к человеку по причине единства Лица и единства Ипостаси, так и здесь опять принадлежащее человеку прилагает к Богу Слову. Отдал, говорит, Бог Сына Своего на смерть. Хотя Бог пребыл бесстрастен, но поелику по Ипостаси Один и Тот же был и Бог Слово, и Человек, подлежащий страданиям, то и говорится, что отдается на смерть Сын, который действительно и страдал в собственной плоти. - Какая польза от того, что отдан Сын? Великая и недомыслимая для человека - та, чтобы всякий верующий в Него получил два блага: одно, чтобы не погиб; другое, чтобы имел жизнь, и притом вечную. Ветхий Завет тем, кои в нем благоугождали Богу, обещал долголетнюю жизнь, а Евангелие награждает таких жизнью не временною, но вечною и неразрушимою. - Поелику два пришествия Христовы, одно уже бывшее, а другое - будущее, то о первом пришествии говорит, что Сын не послан, чтобы судить мир (потому что, если бы Он для сего пришел, то все были бы осуждены, так как все согрешили, как и Павел говорит. - Рим. 3, 23), но преимущественно для того пришел, чтобы спасти мир. Таковая была цель у Него. Но на деле вышло, что осуждает тех, кои не уверовали. Моисеев закон пришел преимущественно для обличения греха (Рим. 3, 20) и осуждения преступников. Ибо он никому не прощал, но как находил согрешающего в чем-нибудь, в то же время налагал и наказание. Итак, первое пришествие не имело целью судить, кроме тех, которые на деле не уверовали, ибо они уже осуждены; а второе пришествие будет решительно для того, чтобы судить всех и воздать каждому по делам его.

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы, ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Что значит: верующий в Сына не судится? Неужели не судится, если жизнь его нечиста? Весьма судится. Ибо таких и Павел не называет искренно верующими. Показывают, говорит (Тит. 1, 16), что они знают Бога, делами же отрекаются Его. Впрочем, здесь говорит о том, что не судится по тому самому, что уверовал: хотя в злых делах отдаст самый строгий отчет, но за неверие не наказывается, потому что за один раз уверовал. "А неверующий уже осужден". Как? Во-первых, потому, что и самое неверие есть осуждение; ибо быть вне света - одно только это - величайшее наказание. Потом, хотя здесь не отдается еще в геенну, но здесь соединил все, что доводит до будущего наказания; подобно тому, как и убийца, хотя бы не был приговорен к наказанию приговором судьи, осужден сущностью дела. И Адам умер в тот же день, в который вкусил от запрещенного дерева; хотя он был жив, но по приговору и по существу дела был мертв. Итак, всякий неверующий уже здесь осужден, как несомненно подлежащий наказанию и не имеющий прийти на суд, по сказанному: не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Ибо от нечестивых не потребуется отчет, как и от диавола: они воскреснут не на суд, а на осуждение. Так и в Евангелии Господь говорит, что князь мира сего уже осужден (Ин. 16, 11) как потому, что сам не уверовал, так и потому, что Иуду сделал предателем и прочим приготовил погибель. Если же в притчах (Мф, 23, 14-32; Лк. 19, 11-27) Господь вводит и подлежащих наказанию дающими отчет, то не удивляйся, во-первых, потому, что говоримое есть притча, а говоримое в притчах не нужно принимать все, как законы и правила. Ибо в день тот каждый, имея непогрешимого судью в совести, не потребует другого обличения, но пойдет связанный сам от себя; во-вторых, потому, что Господь вводит дающими отчет не неверующих, а верующих, но несострадательных и немилостивых. Мы же говорим о нечестивых и неверующих; а иное - нечестивый и неверующий и иное - немилосердый и грешный. - "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир". Здесь неверующих показывает лишенными всякого оправдания. В том, говорит, состоит суд, что свет пришел к ним, а они не устремились к нему. Не тем только они согрешили, что сами не искали света, но, что всего хуже, тем, что он пришел к ним, и они однако же не приняли. Посему-то они и осуждены. Если бы свет не пришел, то люди могли бы сослаться на незнание добра. А когда Бог Слово пришел и предал Свое учение, чтобы просветить их, и они не приняли, тогда они уже лишились всякого оправдания. - Чтобы кто-нибудь не сказал, что никто не предпочтет тьму свету, выставляет и причину, по которой люди обратились к тьме: потому что, говорит дела их были злы. Так как христианство требует не только правого образа мыслей, но и жизни честной, а они пожелали валяться в грязи греха, то посему делающие худые дела не пожелали идти к свету христианства и подчиниться Моим законам. "А поступающий по правде", то есть ведущий жизнь честную и богоугодную, стремится к христианству, как к свету, чтобы еще более преуспеть в добре и дабы явны были дела его по Боге. Ибо таковой, правильно веруя и проводя честную жизнь, светит всем людям, и Бог прославляется в нем. Посему причиною неверия язычников была нечистота их жизни. Быть может, скажет иной, что же, разве нет христиан порочных и язычников одобрительных по жизни? Что есть христиане порочные, я и сам это скажу; но чтоб нашлись язычники добрые, не могу сказать решительно. Некоторые могут найтись "от природы" кроткими и добрыми, но это - не добродетель, а добрым "от подвига" и упражнения в добре - никто. Если же некоторые казались добрыми, то все делали из-за славы; делающий же для славы, а не для самого добра, с охотою предастся злому пожеланию, когда найдет к тому случай. Ибо если у нас и угроза геенною, и всякое иное попечение, и примеры бесчисленных святых едва удерживают людей в добродетели, то бредни и гнусности язычников тем менее удержат их в добре. Велико и то, если не сделают их совершенно злыми.

После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды, и приходили туда и крестились; ибо Иоанн еще не был заключен в темницу. Доколе продолжался праздник Пасхи, Иисус был в Иерусалиме. Когда он прошел, Иисус вышел оттуда в землю иудейскую и жил близ Иордана, куда многие сходились. Он искал многолюдных мест не для пустой чести или славы, но потому, что желал большему числу людей доставить пользу и благо. Когда Он восходил и на праздники, то ходил для сего же самого, чтобы большему числу людей доставить пользу и учением, и явлением чудес. - Слыша, что Он крестил, не подумай, что Он Сам крестил: крестили ученики Его, но дело учеников евангелист относит к Учителю. Далее сей же самый евангелист говорит, что Иисус не крестил, а ученики Его (Ин. 4, 2). Спросишь ли: почему Он Сам не крестил? Узнай. Иоанн прежде сказал, что Он будет крестить вас Духом Святым (Мф. 3, 11). А Духа Святаго Он еще не давал, потому что было еще не время. Итак, если бы Он крестил, то или крестил бы без Духа (и чем бы тогда разнился от Иоанна?), или давал бы Духа и прежде времени, а это недостойно Бога, делающего все вовремя. Когда же было время дать Духа? Время после вознесения. Ибо естеству нашему во Христе Иисусе нужно было явиться к Отцу безгрешным и, по примирении, таким образом, Бога с нами, быть ниспослану Духу, как богатому и щедрому дару. Итак, ученики Иисусовы крестили, и Иоанн еще крестил и не переставал, разом исполняя два дела: одно - то, что приходящим к нему говорил о Христе и подводил их к Нему; другое - то, что ученикам не давал повода к ревности и большим спорам. Если бы он перестал крестить, чего бы не сделали ученики его, при завистливом расположении ко Христу? Если он, весьма часто взывая и всегда уступая первенство Христу, не убедил их обратиться к Нему, то какую бы зависть возбудил в них, когда бы перестал крестить? Посему и Христос особенно начал проповедовать тогда, когда Иоанн был заключен, по причине зависти учеников Крестителя. Я думаю, что и кончине Иоанна допущено быть весьма скоро для того, чтобы все расположение народа перешло ко Христу, и он не разделялся в мыслях о том и другом, Иоанне и Христе. - Ученики Христовы крестят крещением, не имеющим ничего большего пред крещением Иоанновым, ибо то и другое несовершенно, как непричастное Духа, хотя цель обоих одна - крещаемых привесть ко Христу.

Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к нему и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. При споре учеников Иоанновых с одним иудеем зашел вопрос о крещении. Иудей ставил выше крещение учеников Христовых, а ученики Иоанновы - крещение учителя своего. Заспорившие об очищении, то есть крещении, приходят к учителю своему и начинают его подстрекать, говоря: учитель! Тот, Который был с тобою, Который имел степень ученика, отделился и крестит; Тот, о Котором ты свидетельствовал, то есть Которого ты крестил, Которого ты сделал знатным, осмеливается делать то же, что ты; сверх сего, некоторые не внимают тебе, а Ему внимают все; ибо все, говорит, идут к Нему, а тебя оставляют. - Иоанн, желая устрашить их и показать, что они, препятствуя Христу и отстраняя Его от славы, враждуют против Бога, говорит: не может человек ничего принимать сам от себя; и далее: если бы, говорит, не было дано с неба, то не возрастал бы Тот, Которому вы завидуете. Посему вы зараз согрешаете дважды: раз - тем, что противитесь определению Божию, а другой - тем, что предпринимаете невозможное. Вместе с сим он их и успокаивает несколько тем, что побеждающий их не человек, но - Бог. Да и мы, говорит, что имели, то имели не от себя, а с неба. Если же дела Христовы славнее, то не нужно удивляться, ибо так угодно Богу.

Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться. Вы, говорит, сами знаете, что я свидетельствовал об Нем, что Он больше меня. Итак, если вполне принимаете мое свидетельство, то знайте, что Он досточтимее меня, и радость моя состоит в том, чтобы все приходили к Нему. Если бы к Этому Жениху не приходила невеста, то есть народ, тогда я, невестоводец, скорбел бы; теперь же, когда это случилось, я весьма радуюсь, ибо вижу, что Жених - Христос взывает к невесте - народу и учит его. Не без цели сказал: "стоящий", но сим показывает, что его дело кончено и он стоит уже без действия, и что ему, наконец, нужно стать и только слушать учение Христа и беседу Его с невестою. Мое, говорит, дело окончено, и я передал народ Ему. Посему моей славе нужно умаляться, а Его - расти. Как же умаляется слава Предтечи? Как утренняя заря закрывается солнцем и кажется многим, что свет ее угас, хотя на самом деле не угас, а закрывается большим, так, без сомнения, и денница Предтеча покрывается мысленным Солнцем, и потому говорится, что он умаляется. Христос же растет, потому что в короткое время делает Себя известным чрез чудеса. Не растет Он по мере успеха в добродетели. Прочь такая мысль! Она - пустословие Нестория. Но растет по мере проявления и обнаружения Божества; ибо мало-помалу, а не вдруг Он объявляет, что Он есть Бог. - Радость моя, говорит, исполнилась при Женихе. Дело, которое вверено мне, как невестоводцу, я вижу, получило успех. Итак, Господь есть жених всякой души; брачная комната, в которой бывает соединение, есть место крещения, то есть церковь; дает Он невесте залог - прощение грехов, общение Духа Святаго, а остальное в будущем веке, когда Он достойных введет в лучшие и высшие таинства. Заметь же, что жених есть не другой кто, как только один Христос, все же учители суть невестоводцы, как и Предтеча. Ибо податель благ есть не другой кто, как только Господь; все прочие суть посредники и служители благ, поданных от Господа.

Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земный и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех. И что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен. Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою даст Бог Духа. Предтеча сравнивает себя с Христом и говорит, что Он приходит "свыше", от Отца, и есть "выше всех", превосходит всех и сохраняет превосходство Отчее, а я, сущий от земли, говорю земное, несовершенное и уничиженное в сравнении с учением Христовым. Хотя и учение самого Предтечи было божественно, но в сравнении с учением Христовым оно имеет много земного. Он говорит, что видел и слышал, то есть Он говорит и свидетельствует о том, что слышал от Отца и что видел, то есть что знает до точности. Но свидетельства Его не принимает никто из тех, которые не внимают истине. А кто принял свидетельство, то есть учение Его, тот запечатлел, то есть показал, подтвердил, что Бог истинен. Ибо кто верует посланному от Бога, тот верует Богу, и сим запечатлевает он и доказывает, что поверил Ему, потому что Он истинен. И наоборот, кто не верует посланному от Бога, тот показывает, что Он лжив, и потому-то не поверил Ему, что Он лжив (Рим. 1, 25; 1 Ин. 5, 10). Посему, кто верует Христу, тот сим уже самым, что поверил посланному от Бога, показывает, что Бог истинен. Ибо, очевидно, он поверил Ему потому, что Он истинен. - И справедливо. Ибо все прочие, говорит, получили силу Духа мерою, а Самому Христу Он не мерою дал одну какую-нибудь или две силы, но Он существенно имеет всецелого Духа. Итак, пророкам Бог и дает Духа, то есть силу Духа, и дает мерою; а Христу не дает ни мерою, ни без меры, ибо Христос имеет Его существенно. - Когда слышишь, что Христос говорит то, что слышал от Отца, то не думай, что Он имеет нужду учиться знанию от Отца, но поелику все, что знает Сын по естеству, Он имеет от Отца, как единосущный с Ним, то и говорится, что Он слышал от Отца то, что знает. Это подобно тому, как ты, увидев сына, во всем похожего на отца, говоришь, что он все имеет от отца, то есть не вышел похож ни на кого другого, кроме отца. - Слыша, что Он "послан", понимай так, что Он послан от Отца, как луч от солнца. Не говорим ли мы так: солнце послало лучи? и: солнце пустило свет, то есть послало на землю? Однако мы не говорим, что луч иной сущности или позднее солнца. Так и Сын послан в мир от мысленного Солнца и Отца, как отблеск, как луч, как свет и как хочешь назови Его, насколько то прилично. - Не безвременно здесь сказать, когда речь зашла о том, как Сын имеет Духа и в каком смысле Дух называется сыновним. Апостол говорит: послал (Бог) в сердца ваши Духа Сына Своего, взывающего: Авва, Отец! (Гал. 4, 6), и в другом месте: если кто не имеет Духа Христова, тот и не Его (Рим. 8, 9). Латины, худо принимая и понимая слова сии, говорят, что Дух исходит от Сына. Мы скажем им, во-первых, то, что иное - быть от кого-нибудь и иное чьим-нибудь. Что Дух есть Дух Сына, это не подлежит сомнению и подтверждается всем Писанием; но о том, что Он от Сына, не свидетельствует никакое Писание, дабы мы не ввели двух виновников Духа, именно: Отца и Сына. Так, говорят; но Он дунул на учеников и сказал: приимите Духа Святаго (Ин. 20, 22). Какое ложное понимание! Если Он дал Духа ученикам тогда, когда дунул на них, то как Он говорил им, что чрез несколько дней после сего вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый (Деян. 1, 5. 8)? Или зачем мы веруем, что в Пятидесятницу было нисшествие Духа, если Он дал Его ввечеру дня воскресения Своего? Ибо тогда еще Он дунул. Но это очень смешно. Очевидно, Он дал им тогда не Духа Святаго, но одно из дарований Духа, именно - прощение грехов. Ибо тотчас прибавляет: кому простите грехи (Ин. 20, 23). А Сын имеет Духа существенно, как единосущный Ему, а не как приводимый Им в действие. Ибо в действие приводятся пророки. Называется же Духом Сыновним потому, что Сын есть истина и сила, и премудрость, а Дух Святый Исаиею описывается как Дух истины и силы, и премудрости (Ис. 11, 2. 3). Называется сыновним и в ином смысле, в том именно, что людям подается чрез Сына. Ты веруй, что Дух исходит от Отца, а твари подается чрез Сына, и это будет тебе правилом Православия.

Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. Сказавши высокое о Христе, теперь опять возвещает смиренное, чтобы сделать слово удобоприемлемым для слушателей. Посему говорит: Отец любит Сына, как бы беседуя о каком-нибудь необычайном человеке, и все дал в руки Сына, - по человечеству. Если и по божеству, то что же? Отец все дал Сыну, по естеству, а не по благодати. Так как Он имеет бытие от Отца, то естественно говорится, что Он и все имеет от Отца. Итак, Сын имеет все, что на небе и что на земле. Ибо господствует над всеми, хотя и не все желают. Впоследствии, когда во второе пришествие поклонится пред Ним всякое колено, Он получит полное господство над всеми, когда злоба не будет уже иметь силы, но, оставаясь бездейственною, покажет, что природа добра от начала, присуща всем и содержит все. "Верующий в Сына имеет жизнь вечную" в себе, то есть Самого Христа, который есть поистине жизнь (Ин. 14, 6); ибо Им мы живем и движемся (Деян. 17, 28). "А не верующий не увидит жизни". Ибо кто произвольно отступился от жизни, тот как будет иметь ее, когда жизнь есть Христос? Ибо и апостол Павел говорит: когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы, став мертвыми для зла и неподвижными, явитесь во славе (Кол. 3, 4). "Но гнев Божий пребывает на нем". Не сказал: оставит его, но: останется на нем, показывая, что никогда не отступит от него. Дабы ты, услышав о смерти, не принял ее за временную, говорит, что пребудет на нем, на том, кто не уверовал, и наказание будет вечное. Всеми сими словами Креститель приводит и побуждает всех слушателей к вере во Христа. Ибо не без цели говорит это, но и своих учеников и всех прочих вразумляет уже не завидовать Христу, но внимать как Богу.

3:1,2 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
Никодим, был начальником Иудейский, но, как видим, отважился прийти ко Христу с вопросами. И ничего, что он сделал это ночью: не стал Иисус упрекать его за человекобоязнь и не отослал с требованием, чтобы днём пришёл. Это нормально – беспокоиться о своём месте под солнцем. К тому, чтобы перестать о нём беспокоиться – надо быть подготовленным свыше. Дерево не сразу деревом вырастает, сначала - семечко, потом - росточек, потом - молодое дерево, а потом - и ветвистый дуб. Так и человек не сразу вырастает. И не стоит на начальном этапе знакомства с Христом требовать от новичка, чтобы он как ветвистый дуб себя вёл; лучше радоваться о том, что семечко проросло и росточек появился.

Что привлекло внимание Никодима ко Христу?
мы знаем
- возможно, Никодим представлял группу каких-то начальствующих, кто втайне уверовал в Христа. Чудеса сверхчеловеческие не могли быть не замечены думающими иудеями и побудили, видимо, поверить их в причастность Бога к приходу Христа. И хотя чудеса видели многие начальствующие в Иудее, но не все признали во Христе руку Божию, а прийти к Иисусу решился лишь Никодим. О других же сказано, что многие из них уверовали, что Иисус - посланник Бога, но ради сохранения своего положения не решались исповедовать Христа (Ин.12:42).

3:3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия
Итак, Иисус принимает Никодима без упрёков: не имеет значения, открыто с вызовом обществу или тайно - желающий стать учеником Христа ко Христу пришёл. Важно иметь желание хотя бы чему-то научиться от него. Например, тому, что же означает родиться свыше, от Бога? И почему не рождённый от Бога - не может и увидеть Царства Божьего?

3:4 Никодим заинтересовался, не понял духовного языка Христа, потому что мыслил на тот момент человеческими понятиями и о рождении:
как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Как видим, Иудеи не верили в возможность родиться из утробы женщины во второй раз, однако верили в воскресение.
Значит, воскреснуть в понимании иудеев не означало родиться второй раз от женщины (в отличие от учений о переселении душ и карме с цикличностью повторных рождений).

3: 5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Иисус разъяснил Никодиму, что всем, кто желает увидеть вечное Царство Божье (новый миропорядок Бога, подробно значение Царства Божьего - см. Словарь терминов, п.11) и войти в него - надлежит родиться от воды (раскаяться и принять водное крещение, умерев для греха) и от Бога, став Его детьми. А если не так, то все люди останутся потомками грешного Адама.

Но как можно родиться от Бога (свыше)? В этом веке в духовном смысле - такое "перерождение" возможно через воздействие святого духа Бога на уверовавших : они возрождаются от слышания слова Божьего и от святого духа, который воздействует на них положительно через послушание слову Божьему. Если такое происходит, верующие получают залог святого духа в знак усыновления Богом заочно, ещё в этом веке (2Кор.1:21,22; Римл.8:16). Таких верующих Библия называет христианами, получившими помазание (1Иоан.2:20,27)
Ну а в веке грядущем все, кого Бог пожелает видеть в Своём мире, смогут родиться от Бога свыше - в буквальном смысле: воскреснув из мёртвых физически и духовно, они уже не будут являться потомками грешного Адама, но станут детьми Бога (Откр.21:7)

То есть, Никодим должен был понять: если он желает стать сыном Бога, то ему надлежит родиться свыше, ибо потомок Адама, рождённый грешным человеком - весьма далёк от сущности Божьего сына, будучи грешником. В Царство же Бога будут вхожи из всех сынов человеческих - только те, кто по внутренней сущности станет сыновьями ЕГО.

Подробнее о том, что означает родиться свыше - смотрите

3:6,7 Рожденное от плоти есть плоть
Рождённое грешным человеком рассматривает всё на основании плотского понимания сути вещей, приземлённый образ мыслей и жизни имеет, укрепляет в себе плотского человека, поневоле отражающего в качестве наследия от Адама - нечестивый дух века сего.
Дети, рождающиеся от Адама, унаследовали от него лишь несовершенное тело (плоть), не унаследовав от него дух Божий потому, что Адам его не имел и, следовательно, передать не мог. Потому и недостаточно родиться от Адама для того, чтобы увидеть Царство Божье..

а рожденное от Духа есть дух
Рождённый же свыше от Бога через святой дух - видит всё Божьим зрением, на духовное основание опирается, духовный образ мыслей и жизни имеет, думая о том, как укрепить в себе высоконравственного человека, отражающего святость Бога.

Например, вспомним разговор Христа с Иудеями: Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Аврамовы делали бы. Иоан.8:39
Для того, чтобы быть детьми Божьими, мало быть потомком Авраама и родиться в семье Иудея. Надо еще и по сути во Христа верить так же, как верил в него Авраам.

Никодиму, как видно, пока что до духовного человека было далеко несмотря на то, что он был поклонником Иеговы и принадлежал к земному народу Его. Потому Иисус и сказал ему:
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
То есть, Иисус показывает Никодиму, что для входа в Божий миропорядок (для спасения) недостаточно быть тем, кем был Никодим: потомком Авраама по плоти, исполнителем Моисеева закона и учителем в Израиле. Без духовного обновления - ему не обойтись.
Потому и сказано об Иисусе как о крестящем духом святым, цитируем из разбора 1:33:

Тот есть крестящий Духом Святым. Что означает «крестящий»? По Стронгу:
bapti/zw
погружать, крестить, омывать (о церемониальном омовении, см.Мк7:4 и Лк11:38) окунать .
То есть, Иисусу через передачу слова Божьего надлежало «окунать» своих учеников в святой дух, в смысл духовного слова Божьего, после чего они, будучи «пронизаны» духом Божиим, должны были бы становиться другими людьми, познавшими сущность Отца небесного и отражающими собою - Его духовные качества, чего служителям букве Моисеева закона достичь не удавалось.
Недаром крещение апостолов духом святым описано как дуновение уст, передаваемое со словом: «сказав это, дунул и говорит: примите Духа Святого» –Иоан 20:22. Через слово Божье - и дух Божий улавливается.

Крещение святым духом стало возможным после смерти Христа.

3: 8 Иисус разъясняет Никодиму, как по ощущениям выглядит рождение от духа свыше:
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
Неизвестно откуда в человека приходит понимание того, что дух Божий побуждает его делать то или иное, а разъяснить даже самому себе - откуда и как это происходит - невозможно. Этот процесс духовного перерождения просто ощущаешь в себе и всё, и слышишь желания Божьего духа и делаешь, как он желает. Так бывает со всяким, рождённым свыше.

3:9,10 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
Но Никодим, похоже, этого не ощущал, потому и спросил: «как это понять?»
Иисус не удивился, но дал понять Никодиму, что учить Божьему может только тот, кто от Бога - учитель.
Он спросил: «но ты же ведь учитель (Божьему), как же ты в таком случае можешь учить других (Божьему), если ты речи моей не понимаешь? (а я ведь о Божьем говорю)»

3:11,12 мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели,
Иисус, говоря «мы» имел ввиду себя и святой дух, о влиянии которого он только что рассказывал Никодиму (3:8).
Иисус сказал: «мы (либо я либо святой дух) – свидетельствуем о Божьем правильно, ибо точно знаем, что это так»
Другими словами: «о чём не знаем - тому не учим» - в противовес форме учительствования учителей Израиля без понимания сущности Божьего.
а вы свидетельства Нашего не принимаете. Но, увы, учителя Израиля не могли принять духовное учение Христа несмотря на то, что оно было истинным, Божьим - именно потому, что имели плотское вИдение сути вещей.

Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?
Он разъяснял учителям Израиля на человеческом языке о земных понятиях, которые они имели возможность даже по Писаниям проверить, но, увы, они не верили земным словам его и не понимали его.

Если же разъяснять им что-то о небесном устройстве и говорить с ними духовными понятиями - то это тем более не имело смысла, ибо тем более никто ничему не поверит и ничего не поймёт. Другими словами Иисус сказал примерно следующее:
если элементарного не понимаете, то сложное - вообще понять не сможете.

Однако Никодиму Иисус всё же рискнул рассказать кое-что о себе на языке духовном по аналогиям Писания в надежде, что Никодим неплохо в Писании разбирается и сможет понять слова Христа о Моисеевом змее, о суде, о посылании с небес сына Божьего и т.д (с 13 по 21 текст).

3:13 Здесь Иисус многое сказал Никодиму:
Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
Во - первых, открытым текстом Никодим услышал от Христа о том, что Иисус сошёл с небес.
Во-вторых, Иисус жил на небесах до того, как сошёл с них на землю.
В-третьих, никто из людей не восходил на небеса, (что исключает теории восхождения на небеса умерших Еноха и Илии, например, и наличия бессмертной души, ибо до Христа многие умерли, но если по словам Христа никто из них на небеса не попадал, значит, и теория о восхождении на небеса человека после смерти – ересь).

3:14,15 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную
Здесь он показал себя - на аналогии с Моисеевым змеем: верующий в живительные способности змея на древке знамени – оставался жив. Так и Иисус, висящий на древке - исцеляет укушенных жалом смерти и спасает от смерти всех, кто верит в это. Только преимущества веры в Христа в том, что верующий в его целительные силы будет иметь жизнь вечную.

Здесь немного остановимся и вспомним, что произошло со змеем Моисея?
Изначально он был сделан Моисеем как знамение присутствия Бога среди Израиля и верующие в силу змея не умирали -Чис. 21: 6-9

Прошло время, Израиль благополучно добрался до земли обетованной и настолько увлёкся памятью об исцелении предков - змеем Моисея, что стал
поклоняться самому змею на древке вместо Иеговы, совершенно забыв о том, что на самом деле исцелял Иегова, «стоящий» за змеем. Даже имя этому змею придумали "Нехуштан". И так длилось много веков.

Но пришёл царь Езекия в дом Израилев и сделал УГОДНОЕ в очах Иеговы - ИСТРЕБИЛ медного змея - 4Цар. 18:4.

Что ещё можно увидеть здесь в аналогии со Христом? То же самое: уважение к памяти распятого Христа плавно перешло в почитание как святыни - и самого распятия: новый народ Бога со временем снова придумал себе и нового «Нехуштана» в виде распятия Христа взамен истреблённого Езекией (это образно).
Но, согласно Писания, Иегове НЕУГОДНО, чтобы свято чтили древко с висящим на нём человеком, изображающим Христа. Так же, как было неугодно почитание Нехуштана.

Итого: неважно, на чём именно казнили Христа - на кресте ли
с перекладиной сверху, на орудии ли в виде буквы Т, на древке ли, на столбе ли. Важно лишь то, что почитать орудие казни Христа в любом виде – Богу НЕУГОДНО.

3:16,17 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную
Здесь Иисус сказал о замысле Бога в отношении Мессии, который к тому же – единородный сын Иеговы (см. разбор 1:14), о его миссии в мире людей по освобождению их от жала смерти (весть о спасении).

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него .
Весть о суде должна была бы изменить представления Никодима об ожидаемом Христе: не осуждать Иисус послан, а спасать от смерти.

3:18-21 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия
Здесь - о сути суда Божьего сказано, и это - не привычный для Никодима Синедрион с опросом обвиняемых и приведением доказательств обвинению. Суд Божий свершается всего лишь на основании ОТНОШЕНИЯ к пришедшему от Бога свету - так образно сказано о Христе Божьем: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы.

В каком смысле верующий во Христа не судится? В том, что Иисус искупил прошлые и нечаянные грехи человеков, поэтому верующий в него может приближаться к Богу, будучи условно праведным на основании искупительной жертвы его.
А к неверующим в искупление грехов Христом - его жертва не применяется и, следовательно, не верующий в него - уже осуждён за свои грехи, ибо далёк Бог от нечестивых -Пр.15:29

Само по себе отношение к просвещению от Бога - и есть вынесение приговора самому себе. По РЕАКЦИИ на свет Христов - Бог судит о наличии любящих Его свет и любящих тьму. И отмечено Христом, что людям, увы, больше почему-то нравится тьма, во тьме незаметны их злые дела.

ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
Кто принимает Христа и не прячется от его обличения - тот любит свет и дела свои на Божьих принципах строит.
Кто предпочитает не принимать свет от Бога, кто отвергает Христа и в укромных местах предпочитает отсиживаться - тому, выходит, есть что скрывать.

Вот и весь суд: очень легко, оказывается, Богу определить, кто есть кто всего лишь на основании принятия или не принятия света Христова. Это понимание суда Божьего для Никодима было новым.

3:22-24 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились,
24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
О крещении Иоанновом - см. Марк 1:8

3:25,26 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
Ученики Иоанна стали ревновать своего учителя, видя, как число желающих креститься - увеличивалось у Христа. Обычная реакция плотского человека: успех у соседа всегда порождает ревность (Еккл.4:4).

Крещение в эре действия В.З. (Иоанново) - символизирует признание греховности и покаяние, чтобы быть готовыми предстать пред грядущим Христом Божиим, открывающим эру действия Нового Завета.
Крещение Иоанново не свидетельствовало о том, что кто-то принимает Христа в качестве посланника Бога, но свидетельствовало лишь о готовности и "пригодности" его встретить (не раскаявшиеся сердцем не могут увидеть во Христе посланника Бога)

Для того, кто хочет стать христианином сегодня, в эре действия Н.З. - принимать водное крещение следует во имя Иисуса Христа, то есть, для того, чтобы в эре действия Нового Завета во всём идти по следам Христа (см.Деян.2 :39-39).

3:27-30 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать [на] [себя], если не будет дано ему с неба.
28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
30 Ему должно расти, а мне умаляться
Иоанн же имел на всё это духовное вИдение, потому и разъяснил, что процесс увеличения учеников у Христа и уменьшения у него - это нормальный процесс, для того и пришёл Иоанн, чтобы явить Христа – Господом спасителем миру, и чтобы передать всех - ЕМУ, не для себя он учеников собирал.

А то, что Христос растёт как духовный учитель – эта власть дана ему с небес, ибо сам по себе человек не может резко приобрести такую популярность учителя: не может человек ничего принимать [на] [себя], если не будет дано ему с неба.
Если дано кому-то с неба, то кто с земли может сие поставить под сомнение? Ставь, не ставь, а ничего от этого не изменится. Небесное выполнит свое предназначение, как бы земное - не сопротивлялось этому.
Сам Иоанн не завидовал Христу, не ревновал уходящих к нему учеников, а радовался тому, что смог всё правильно сделать: для него это означало, что его миссия по подготовке сердец к принятию Господа – прошла успешно:
Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

Главная фигура в замысле Бога - это Христос, потому и передаёт Иоанн все бразды - в руки Христа, незаметно и без шума покидая «сцену» Израиля: Ему должно расти, а мне умаляться.
Как видим, взгляд духовного поклонника Бога (Иоанна) на происходящие события очень сильно отличается от взгляда плотского поклонника Бога (его учеников).

3:31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли;
Иоанн разъясняет различие между превосходством человека, сошедшего с небес по сравнению с земным плотским человеком: сошедший с небес – говорит глубже, видит шире, ибо и о земном и о небесном знает правду не на словах, а на деле.

А земной – только язык земли разумеет, а о небесном - всего лишь наслышан может быть.
Так он разъяснил превосходство Христа, сошедшего с небес, по сравнению с собой, земным человеком, показывая тем самым ученикам своим, что и они должны ко Христу уходить, ибо это - правильно.

3:32,33 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
Иоанн подтверждает также правильность всего, о чём говорит всем Иисус. Все, кто не принимает сказанного Христом - не смогут, стало быть, принять Божьего.
Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
А кто принимает Христа - именно ТЕМ, что принимает – и сам становится доказательством истинности Божьего замысла о распространении света Божьего через Христа.

3:34 ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа
Иисуса послал Бог Иегова (сам Иисус не является этим Богом); Иисус говорит слова Божьи, не свои; возможности у него для демонстрации сущности Бога – не ограничены, ибо Бог дал ему святой дух без порционных ограничений, абсолютно все действия Христа ПОКАЖУТ людям сущность Бога, живущего на небесах и поэтому недоступного для их понимания.

И уж если Бог не мерою дает дух Свой тому, кому САМ посчитает нужным, то уж тщетны любые попытки кого-либо на земле сосчитать меру духа Божьего или вообще умалить значение сего.
Не дает Бог, к примеру, одному человеку "стакан" духа Своего, а другому - "ведро". Дух святой - он или есть в человеке, или его просто нет. И всё.

3:35,36 Отец любит Сына и все дал в руку Его .
Отец не ограничил возможности сына Своего - Христа, во всей полноте наделил его тем, что умеет делать и Сам, дав ему в помощь Свой дух для исполнения Своего замысла в отношении мессианства Христа Своего.

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
Верующий получает необходимую доплату от искупительной жертвы Христа до праведности, поэтому и имеет шанс жить вечно. Неверующий же отвергает эту доплату от жертвы Христовой и остаётся нечестивым в глазах Бога.
Кто примет посланника Отца, тому жизнь вечная гарантирована (он её как бы имеет).
Кто нет – на того Бог будет сердит.
Здесь Иоанн-Креститель предсказал положение вещей в принципе, о будущей возможности жить вечно в веке грядущем , ибо уверовавший и принявший Христа в веке этом - продолжает, тем не менее, стареть и умирать.


А возможность уверовать в Христа и принять его - будет предоставлена также и в Миллениуме для всех, кто не получил её в веке этом (во времени не вписался со встречей Христа, в понимании духовного ошибся, в неведении отвергал и т.д.)

 1 Никодим приходит к Иисусу ночью; «Должно вам родиться свыше»; «Бог так возлюбил мир». 22 Дальнейшее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе.

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.

2 Он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты – учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия .

4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие .

6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух .

7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: «должно вам родиться свыше» .

9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10 Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете .

12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах .

14 И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому ,

15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную .

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную .

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него .

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия .

19 Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы ;

20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы ,

21 а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны .

22 После сего пришёл Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.

23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,

24 ибо Иоанн ещё не был заключен в темницу.

25 Тогда у Иоанновых учеников произошёл спор с Иудеями об очищении.

26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему.

27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.

28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: «не я Христос, но я послан пред Ним».

29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

30 Ему должно расти, а мне умаляться.

31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли – земной и есть, и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,

32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.

33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,

34 ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою даёт Бог Духа.

35 Отец любит Сына и все дал в руку Его.

36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Иоанна, 3 глава

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских .
2. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты - учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: «должно вам родиться свыше».
8. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
9. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10. Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
11. Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?
13. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15. дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы.
20. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы;
21. а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
22. После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
23. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
24. ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
25. Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
26. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему.
27. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
28. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: «не я Христос, но я послан пред Ним».
29. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия‐то радость моя исполнилась.
30. Ему должно расти, а мне умаляться.
31. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли - земной и есть, и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
32. и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
33. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
34. ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.
35. Отец любит Сына и все дал в руку Его.
36. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты - учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: «должно вам родиться свыше». Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.

Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему.

Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя , если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: «не я Христос, но я послан пред Ним». Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия‐то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться.

Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли - земной и есть, и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

В продолжение темы:
Культура

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к...

Новые статьи
/
Популярные