«Он был самоедом всю жизнь и поэтому несчастным человеком»: дочь Михаила Ульянова рассказала новые подробности жизни своего отца. Михаил ульянов Михаил ульянов семья

Дочь актера рассказала о его депрессии из-за перемен в стране

Очки, удостоверение Союза театральных деятелей, репертуарный план Театра имени Вахтангова, ключи от старого гаража, сундук, где хранились пьесы и сценарии…

В кабинете Ульянова все как было при нем. Кажется, сейчас он войдет и раздастся этот знакомый всей стране жесткий и властный голос маршала Победы Георгия Жукова. Мы помним его таким.

Но в памяти единственной дочери Михаила Александровича, Елены Ульяновой, он остался совсем другим: тихим, нежным, не очень решительным.

Елена с отцом.

Это мемориальный кабинет, и мне хотелось, чтобы здесь ничего не менялось. Но в 2009 году весь наш подъезд пострадал из-за пожара, который начался на первом этаже, на кухне «Макдональдса». Огонь рванул по воздуховоду, на крыше пламя било фонтаном, будто горела нефтяная скважина, - пожар был виден на пол-Москвы. Все это случилось глубокой ночью. Мама была уже больна, и сиделка Наташа успела ее эвакуировать с восьмого этажа на лифте, пока он еще работал. Никто не успел одеться, и люди в ночных рубашках сидели во дворе. Тушили всю ночь. Когда я приехала, вся квартира была покрыта толстым слоем жирной несмываемой сажи. Обувь прилипала к полу. Пришлось делать ремонт. Отцовский кабинет и гостиную я фотографировала в деталях буквально по сантиметру и восстановила, как было при жизни отца.

Разобрала весь архив: записные книжки, бумажки, записки, дневники. Позвала подругу Машу Зоркую, и мы выпустили книжку «Неизвестный Михаил Ульянов. Жизнь великого актера и человека». Мамы уже не было, и о существовании дневников она не знала. Папа все это делал тайно, никому не показывая, даже маме, которую он любил всю жизнь, с которой всегда советовался.

- Она бы, наверное, удивилась, что там не было ничего ни о ней, ни о вас…

Да, в этих личных дневниках не было так называемой личной жизни. Только творчество, работа, театр, Союз театральных деятелей - и это с 45-го года. Он так жил. Он в дневниках как бы смотрел на самого себя и вечно был собой недоволен. Встречаются фразы: «Миша, ты недоработал!», «Миша, ты недотянул», «Миша, ты сыграл плохо…» Он был самоедом всю жизнь и поэтому несчастным человеком. Это я поняла уже после его ухода.

- В кабинете на ковре целая коллекция холодного оружия. Михаил Александрович собирал?

Это все подарки. Тогда было принято вешать такие вещи на стену. Но однажды, в 70-е, произошла громкая история, когда в квартиру одного академика вломились бандиты и зарубили мечом, снятым со стены комнаты, его дочь и собаку. Когда отец услышал про этот случай, он дико перепугался и все убрал по шкафам.

Был ли в семье культ отца, когда домашние ходят на цыпочках и разговаривают чуть ли не шепотом, чтобы не мешать? Вы могли зайти в кабинет?

Мы не заходили, хотя дверь была открыта. Но мама меня научила оберегать отцовский покой. Он был очень занятой человек, домой приходил поздно, уставший, недовольный, молчаливый: выплескивался на работе. И мы старались его не беспокоить.

- Он сам ходил по магазинам?

Только когда мама категорически, жестким голосом его туда посылала, папа шел на поклон к директорам магазинов. Жили скромно. Нас очень выручали мамины дачные заготовки. Помню, как банки с консервами громоздились в гаражном подвале. А в очереди за ливерной колбасой обычно стояла я. А в последние годы, когда родители состарились, привозить продукты стало моей обязанностью. У меня был близкий приятель Антоша Табаков, сын Олега Павловича. И он, и Денис Евстигнеев, мы все одного возраста, одного круга. Сейчас, конечно, разлетелись в разные стороны, а тогда очень дружили. Когда в магазинах были пустые полки, мы с Антошей садились в две машины и объезжали мои и его торговые точки.

- Вас воспитывали в строгости?

Родители были очень мудрые. При мне никогда не спорили по поводу моего воспитания, не выясняли, кто прав и кто виноват, - выдавали готовое решение. Но жесткость, конечно, присутствовала. К примеру, мне категорически запрещалось приходить после полуночи. Я чувствовала себя взрослой - в старших классах училась в школе рабочей молодежи. Ничего не изменилось, когда я поступила в институт, - родители считали меня ребенком. Это было обидно и оскорбительно, потому что все мои одноклассники, а позже сокурсники спокойно сидели, сколько хотели, а мне надо было бежать домой, и если я приходила позже, то следовал либо жуткий скандал от мамы, либо укоризненные взгляды от папы, что было еще хуже. Однажды я задержалась довольно сильно. Нашему однокурснику из Грузии привезли огромную бутыль молодого вина, и мы поехали в мастерскую праздновать. Это вино было похоже на компот. А потом оказалось, что при ясной голове ноги не ходили. По пояс нормальный человек, а ниже - неподвижность. Я приехала домой на такси в третьем часу ночи. Отец вышагивал по двору от одного подъезда к другому - это было так страшно.


Михаил Ульянов с женой Аллой Парфаньяк и маленькой дочкой.

- Такая родительская опека продолжалась до вашего замужества?

Правило мамы звучало так: мы никогда не будем жить вместе, когда ты выйдешь замуж. Это нужно для того, чтобы сохранить хорошие отношения. И она как в воду глядела. Когда я вышла замуж в первый раз, мы тут же уехали. И дивные отношения сохранялись. Я каждый день звонила родителям - это была семейная традиция. Если я не звонила, отец начинал дергаться и психовать. Звонил мне и спрашивал: «Куда ты пропала?» Мы могли проговорить одну секунду, но непременно каждый день.

Папин принцип: я всего должна добиться сама. И он никогда мне не помогал, ни в профессии, ни в учебе. Я в молодости очень обижалась. Мне было больно, потому что всех моих друзей поддерживали. При этом все вокруг считали, что я блатная и что меня на ладошках под попу везде суют. Поэтому отношение ко мне всегда было предвзятым. Я, конечно, обижалась на отца. Мы с мамой много раз говорили об этом, она меня понимала, но ничего поделать было нельзя. В результате я пробилась сама. Поступила в институт на общих основаниях, сделала карьеру художника-графика и беспредельно благодарна отцу и маме за такое воспитание. И за то, что не стала актрисой, отцу до сих пор в ноги кланяюсь.

Да, Михаил Ульянов писал: «И то, что Лена не актриса, как часто бывает в актерских семьях, наша заслуга…» Но возьмите любой театр, включите телевизор - везде знакомые фамилии.

Да, 95 процентов актерских детей идут по стопам родителей. Из меня бы актриса не получилась. Сейчас я это понимаю. Я ведь была очень зажата в юности, страшно стеснялась и роста, и носа, и огромного размера ноги. Раскрепощенность наступила значительно позже, когда я сама чего-то достигла. Да, у меня есть внешние данные и голос, многие спрашивают: «Вы актриса?» Я могу выступать со сцены, но сыграть - нет. Меня всегда бы сравнивали с папой, и явно не в мою пользу. Бог не дал мне такого таланта. Если бы я пошла по стопам родителей, давно бы погибла: спилась, стала бы наркоманкой. Я ведь вращалась в компании золотой молодежи, где случались и попойки, и травка.

- Если у вас были проблемы, к кому вы шли: к папе или к маме?

Смотря что. Если надо было отпроситься на вечеринку, я бежала к маме. А если мне требовались денежки, я бежала к папе. У него в кабинете, в ящике, были две коробки из-под индийского кофе, набитые металлическими рублями, которые он собирал. А если серьезно, то с отцом меня связывали более близкие отношения. Мама была человеком взрывным, и часто возникали ситуации, которые отец называл «нашла коса на камень». С возрастом мама стала мягче.

Ваши родители были личностями, с непростыми и очень разными характерами. Вода и пламень. Михаил Александрович, мне кажется, все держал в себе, а Алла Петровна взрывалась, но, наверное, через пять минут отходила.

Так оно и было, но только не через пять минут. Мама могла не разговаривать сутками. Родители подстраивались друг к другу. Но верховодила, конечно, мама, хотя папа не был подкаблучником в полном смысле этого слова. Люди видели одного Ульянова, а мы - другого. Он всегда был самим собой, но, когда приходил домой, снимал с себя, как пальто, весь этот рабочий груз и оставался не очень решительным, тихим, молчаливым. Но при этом очень крепким. Мама называла его «Четыре «Н» - Нет, Нельзя, Неудобно, Неприлично». Он никогда не просил ничего для себя. За других ходил: кому квартиру, кому в больницу, кому роль. У нас в передней, под зеркалом, всегда висел «Список добрых дел». Сейчас продолжаю эту традицию - возглавляю благотворительный фонд «Народный артист СССР», чтобы помогать старым актерам, чьи имена ушли в забвение.


Маршал Жуков нашего кино.

Читала где-то, будто ваша мама его ревновала к первой любви - актрисе Нине Нехлопоченко. Странно, потому что Алла Петровна Парфаньяк была одной из самых красивых женщин Москвы. Ей ли ревновать?

Это «легенды и мифы Древней Греции». Мама была слишком мудрой женщиной, уверенной в себе и в отце. За всю жизнь он ни разу не дал ей повода. И она тоже, при всей ее бурной молодости, а за ней ухаживали Марк Бернес, Леонид Утесов, Александр Вертинский, Рубен Симонов, повода для ревности не давала. Но любила подковырнуть, в частности, отца, который никогда на эти реплики не отвечал. Могла сказать прилюдно: «Вот я ему всегда говорила: «Если я умру, пусть он возвращается к Нине, потому что она хорошо готовит!»

Ваша мама была женой знаменитого актера Николая Крючкова и вдруг выбрала вашего папу, которого тогда мало кто знал. Для общества это был, наверное, шаг вниз.

Даже не шаг. Мама просто рухнула с олимпа, когда рядом с ней вместо небожителя Крючкова оказался никому не известный молодой мужик из общаги, плохо одетый, необеспеченный. Для меня до сих пор тайна: как она его выделила?

Он писал: «Алла руку протянула, но поставила условие: никаких ярмарок, никаких купцов… Этой рукой она вытащила меня из омута, когда я уже пускал пузыри…» У него ведь были проблемы с алкоголем?

Я такие моменты помню смутно, но в молодости папа любил повеселиться. Кто тогда в творческой среде не пил? У него была компания с Юрием Васильевичем Яковлевым. Мама была категорически против загулов. У нее имелся уже опыт с Крючковым, с которым она и развелась из-за того, что он пил по-черному. И вдруг все стало повторяться с папой. Но все эти рассказы, будто она встала на подоконник, грозясь покончить с собой, если папа не бросит пить, - вранье. У нас в семье не принято было изливать душу, но однажды папа мне рассказывал: «В какой-то момент я вдруг очнулся на трамвайных рельсах, а надо мной в миллиметре стоял трамвай, который мне все-таки немножко наехал на ногу. Шрам на голени остался. В этот момент я понял, что это даже не звонок, а набат». Отец был сильный, волевой человек и после этого случая с алкоголем отрезал раз и навсегда. Как и с курением. Бросил железобетонно и больше никогда не брал в руки сигарету.

- Как же он терпел двух курильщиц в доме: вас и маму?

Папа к курению относился очень плохо. Я закурила в школе, еще в девятом классе, кажется. И мама курила всю жизнь. Она тысячу раз бросала, но начинала злобить, поправляться и опять закуривала. А я даже не пробовала перестать. Папа с нами боролся как мог. На кухне оставлял с вечера вырезки из газет о вреде курения. При отце я никогда не могла курить и обычно уходила на кухню. Если он видел мою дымящуюся сигарету в пепельнице, делал зверское лицо. Но, когда мама перестала выходить в свет, отец брал меня на разные банкеты, фуршеты, приемы, и у нас с ним была негласная договоренность: если мне хотелось закурить, он поворачивался в одну сторону, а я - в другую!


«Приход Горбачева папа воспринял как солнце, а потом разочаровался».

Понимаю, что Михаил Ульянов был сдержанным по природе человеком, вряд ли склонным к бурному выражению чувств, но какие-то зримые знаки любви к жене подавались?

В Москве у него всегда была тяжелейшая жизнь, но когда они уезжали в отпуск вдвоем, начиналась их золотая пора. Они совершенно преображались: гуляли, взявшись за руки, хохотали. Папа на каждый день рождения писал маме стихи, причем не стишок какой-то, а поэму. Получалось совершенно непрофессионально, но так трогательно. Он аккуратно переписывал в тетрадочку на нескольких листах и читал вслух.

- Он ведь долго и тяжело болел в последние годы.

Очень долго. Мы ездили по профессорам, шаманам. Папа ходил с огромным трудом, но долго сопротивлялся палочке. Он остро стеснялся своей немощи и, только когда стало совсем невмоготу, вырезал в лесу грубую палку, которая, на его взгляд, соответствовала образу деревенского мужика.

- Как мама пережила его уход?

Для нее это был конец жизни. Два месяца она металась, завесила всю квартиру его портретами. А потом случился микроинсульт. Звоню утром: никто не подходит. Рванулась сюда - никто не открывает. Вызвала МЧС, вскрыли дверь. Мама лежала пластом. Она еще прожила два года, но уже в своем мире - не в нашем. Отца не стало, и ее не стало.

- Осталось что-то из отцовского архива, что вы никогда не сможете опубликовать?

Конечно, осталось. Это личные письма, записки. Они уйдут вместе со мной. Меня поразило одно письмо 1960 года, которое папа прислал с гастролей. Это было признание в любви, длинное, на целый лист, адресованное мне, в ту пору годовалому ребенку…

Мы смотрим на артистов сквозь призму ролей. Михаил Ульянов всегда казался убежденным коммунистом. Для многих стало неожиданностью, что он поддержал и Горбачева, и Ельцина.

Он был настоящим коммунистом, но потом, по прошествии времени, когда понял больные точки, многое изменилось. Родители очень дружили с Алексеем Аджубеем и Радой Никитичной (зять и дочь Никиты Хрущева), я хорошо помню эти разговоры на даче. В перестройку папа вышел из партии, но билет не уничтожил. Приход Горбачева он воспринял как солнце. Ему показалось, что теперь страна сможет свободно дышать. Он очень переживал за судьбу родины. Они с Горбачевым были в достаточно дружеских отношениях. Михаил Сергеевич бывал в Вахтанговском театре, присутствовал на папином юбилее, когда праздновали 75 лет. А потом пришло понимание, что это не тот путь. В Ельцине отец быстро разочаровался и впал в жуткий мрак и внутреннюю депрессию. Последние годы родители смотрели телевизор, весь этот негатив, и воспринимали как чистую правду. Любая страшная новость на них действовала, особенно на отца.

- Это, наверное, трансформировалось в страх за дочь, внучку?

Да, в 90-е Лизка была подростком, и папа умирал от ужаса за нее. Отсюда и «Ворошиловский стрелок». Он не играл эту роль, он ее прожил. Поэтому получилось так остро и пронзительно.

Прошло десять лет после смерти отца. Михаила Александровича мало кто помнит из молодых. Это естественный процесс. У меня есть такая игра. Заходит в квартиру посторонний человек, тот же курьер, и начинает оглядываться, потому что у нас чисто актерская прихожая. Спрашиваю: «Знаете такого актера Михаила Ульянова?» - «Нет». - «Вопрос номер два: фильм «Ворошиловский стрелок» видели?» 99,9 процента людей любого возраста говорят «да». И тут я задаю последний вопрос: «Помните старика, который отомстил за внучку? Это и есть Михаил Ульянов!» Немая сцена.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

Одним из мэтров советского и российского кино был Михаил Александрович Ульянов. С его уходом из жизни окончилась целая эпоха в киноискусства. Мужчина сыграл в большом количестве кинофильмов, каждый из которых его участие делало незабываемым. Кто не помнит его роли в «Освобождении», «Битве за Москву» и многих других.

Этот сильный мужчина всю жизнь любил одну женщину – свою супругу - Аллочку, любовь к которой пронёс через всю свою жизнь. С её именем на устах Ульянов ушёл из жизни.

Киноактёру удалось воплотить на экране образ великого полководца Жукова так правдиво, что многие зрители визуально представляют на его месте Михаила Ульянова. Заслуги перед Отечеством артиста были так высоки, что ему были отданы воинские почести.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Михаила Ульянова

Михаил Ульянов, фото в молодости и сейчас которого собираются до сих пор почитателями его таланта, обладал высоким ростом, равным 181 сантиметру. Весил же актёр 93 килограмма.

После выхода на экраны страны «Битвы за Москву», «Освобождения» и других значимых картин у киноактёра появились многочисленные поклонники. Они доподлинно знали всё об артисте, в том числе рост, вес, возраст. Годы жизни Михаила Ульянова тоже узнать довольно легко. Наш герой прожил долгую жизнь, он одного года не дожил до 80-летнего юбилея.

С подросткового возраста Ульянов имел пагубную привычку. Он выкуривал по 2 пачки сигарет в день. Ради любимой Аллочки мужчина отказался от курения в течение одного дня. Он стал заниматься спортом, считая, что именно это ему поможет прожить долго.

Биография Михаила Ульянова

Биография Михаила Ульянова началась в 1927 году. Его отец - Александр Ульянов руководил бригадой по обработке древесины. Мать - Елизавета Ульянова занималась домашним хозяйством и воспитывала детей. У Михаила была младшая сестра Маргарита.

Первые три годика жизни мальчик провёл в небольшом селе Бергамак. После этого семья жила в Екатерининском, а затем – в Таре, где провёл детские и юношеские годы будущий киноактёр. Миша учился посредственно. Гораздо больше ему нравилось играть в театральных постановках и заниматься спортом.

В первые дни войны отец нашего героя отправился на фронт добровольцем. Мужчина несколько раз был ранен. Получил орден Красной Звезды.

В 10 классе будущий артист получил повестку в армию. Но на фронт он так и не попал. Вышел приказ, по которому юноши 1927 года рождения должны были доучиться в школе.

В 15-летнем возрасте Михаил Ульянов побывал в театре. Именно в это время он принимает решение стать актёром. Талантливый парень отправляется в Омск. Он первоначально учится в театральной студии при драмтеатре. Параллельно юноша устроился на работу на радио. Он вёл по утрам программы. В это время он сорвал свой голос. После лечения получился неповторимый тембр, который запомнился многим поклонникам советского кино.

После окончания Омской театральной студии Михаил получает благословение отца и отправляется покорять Москву. С первой попытки юноша не смог стать студентом театральных вузов. Но всё же ему удалось поступить в Щукинское училище. После института Ульянов стал работать в Театре имени Вахтангова.

В начале нового тысячелетия популярный киноактёр стал болеть. Здоровье его становилось всё хуже. Вскоре врачи диагностировали онкологическое заболевание, от которого Михаил Александрович и умер. Похоронили великого артиста на Новодевичьем кладбище с воинскими почестями.

Фильмография: фильмы с участием Михаила Ульянова в главной роли

С этого времени начинает Михаил Александрович активно сниматься. Его фильмография включает более 70 работ в различных кинокартинах. Он запомнился своими работами в «Добровольцах», «Освобождении» и многих других. Киноактёр воплотил на экране большое количество самых различных образов, но в особенности ему, по мнению его поклонников и критиков, удался образ Героя Советского Союза, Маршала Победы Георгия Константиновича Жукова.

Ульянов был награждён большим количеством премий и наград. По его собственному признанию, сделанному незадолго до ухода из жизни, самой большой наградой для него стало признание зрителей и удовлетворённость его личная своей работой.

Личная жизнь Михаила Ульянова

Личная жизнь Михаила Ульянова проходила на глазах его многочисленных поклонников. В 50-е годы артист влюбился в девушку Аллу, которая на тот момент времени была женой другого популярного киноактёра Николая Крючкова. В семье рос сын, названный в честь супруга, но взаимная любовь между Михаилом и Аллочкой смогла преодолеть все преграды. Женщина ушла от прежнего супруга, забрав с собой сына. Последующие 50 лет она прожила счастливо вместе с Ульяновым.

Счастье супругов было безоблачно. Они ни разу не поссорились. В 2005 году отметили золотую свадьбу.

После смерти любимого мужа Алла прожила совсем недолго. Она впала в кому и умерла. Похоронили женщину рядом с могилой любимого мужа.

Семья Михаила Ульянова

Семья Михаила Ульянова состояла из него самого, его любимой жены Аллочки, дочки Елены и внучки Елизаветы. Долгое время, несмотря на известность популярного киноактёра, они проживали в небольшой однокомнатной квартире. Лишь в начале нового тысячелетия им удалось приобрести трёхкомнатную квартиру.

Свою дочь и внучку артист любил до безумия. Внучке, названной в честь его матери, необходима была операция на сердце. Михаил Александрович нашёл деньги. После успешно проведённого вмешательства девочка стала здоровой. Незадолго до ухода деда из жизни у него появились правнуки, которых решили назвать Настей и Игорем. По рассказам дочери Ульянова, мальчик очень похож на своего прадедушку.

Дети Михаила Ульянова

Популярный киноактёр стал отцом только один раз. У него доченька Леночка, которая много для него значила.

Своим сыном артист называл Николая – сына супруги от первого брака. В подростковом возрасте он был неуправляемым. Разговоры с отчимом вызывали у парня неприязнь. В 70 годы молодой человек уехал на пмж в Германию. Лечился в психиатрической больнице. Что с ним стало сейчас, почти никто не знает.

Дети Михаила Ульянова – это и многочисленные стихи, написанные в честь любимой супруги и дочери, которые недавно были опубликованы Еленой Ульяновой.

Дочь Михаила Ульянова – Елена Ульянова

Дочь Михаила Ульянова – Елена Ульянова появилась на свет в конце 50-х годов прошлого столетия. Её любимый папа очень радовался, что у него родилась именно доченька. Всё свободное время популярный актёр проводил с Леночкой. Девочка в детские годы занималась в различных кружках. Она любила рисовать, петь, участвовала в театрально-драматических постановках. В школе девочка считалась одной из лучших учениц класса. Её всегда ставили в пример другим ученикам.

В старших классах девочка решила поступать в театральный вуз. Но её знаменитому отцу удалось переубедить Елену. Он проводил с ней многочасовые беседы на тему. Получив аттестат, вчерашняя выпускница отправляется получать образование в художественно-графической сфере. После вуза Елена работает в одном из самых лучших издательств современной России.

После смерти знаменитого отца женщина организовала Фонд его имени. Все средства идут на оказание помощи бедствующим актёрам.

После смерти родителей Елена всё своё внимание уделяет дочери и внукам, один из которых очень похож на прадедушку.

Жена Михаила Ульянова – Алла Парфаньяк

Знаменитая в своё время киноактриса Алла Парфаньяк сводила всех мужчин Советского Союза. В начале 50-х годов в неё был влюблён Николай Крючков, который тоже был знаменитым актёром. Он снялся в большом количестве кинокартин. Счастье было недолгим. После рождения сына Коли женщина стала встречаться с другими мужчинами, о чём не раз узнавал Крючков. Но он считал, что это сплетни недоброжелателей, которые стремятся поссорить его с любимой Аллочкой.

Она же в это время встречалась с Марком Бернесом, Леонидом Утёсовым, Александром Вертинским, Алексеем Арбузовым. Полюбив Михаила Ульянова, женщина оставляет Крючкова. После развода она становится женой Михаила Александровича.

С конца 50-х годов Алла и Михаил прожили вместе. Они не могли провести друг без друга ни одного дня. Жена Михаила Ульянова – Алла Парфаньяк заботилась о нём и дочери. Она оставила театр и стала заниматься домашним хозяйством. До последнего дня супруги были счастливы.

После ухода из жизни мужа женщина прожила недолго. Через несколько дней после его смерти у неё случился инсульт, после чего она впала в кому и умерла. Похоронили её, по её завещанию, рядом с любимым супругом.

Википедия Михаила Ульянова

Википедия Михаила Ульянова позволяет узнать всю самую подробную информацию о жизни и творчестве великого артиста. Здесь собраны все самые достоверные данные о его семье, родителях. На странице перечислены все кинофильмы с указанием года выхода, в которых принимал участие Ульянов.

В социальных сетях есть страницы, которые рассказывают о нашем герое. Они ведутся почитателями его таланта. Есть официальный блог киноактёра, на котором собраны фотографии, сделанные в различные моменты его жизни. Здесь же можно просмотреть видеофрагменты из кинофильмов с участием Михаила Александровича.

Михаила Ульянова по праву считают выдающимся советским актером, воплотившим на экране настоящий русский характер. Он не работал в каком-то узком амплуа, и его герои, какими бы они ни были, трагическими или комическими, всегда смотрелись естественно и органично. Фильмография актера насчитывает несколько десятков успешных проектов, которые лишний раз подтверждают многогранность таланта прославленного актера.

Слава к актеру Михаилу Ульянову пришла после проката картины «Битва в пути», а потом закрепилась многочисленными удачными работами – «Председатель», «Освобождение», «Ворошиловский стрелок».

Детство и юность

Родился Михаил Ульянов 20 ноября 1927 года в сибирской деревеньке Бергамак. Предки артиста проживали здесь еще со столыпинских времен. Дед был золотодобытчиком в Алдане, и именно на этих приисках лишился ноги. Папины родители были сосланы на Васюганские болота, откуда так и не вернулись. Отца звали Александр Ульянов, он был директором деревообрабатывающей артели, мама занималась хозяйством и детьми. Кроме Миши в семье росла дочка Маргарита.

Когда мальчику исполнилось 3 года, Ульяновы переезжают в деревню Екатерининское, через некоторое время местом их жительства стал город Тара. Жилья не было, поэтому Ульяновым пришлось арендовать флигель. В этом городе прошли детские и юношеские годы Михаила.

В самом начале войны Мишиного отца призвали в армию. Он был политруком сибирской пехотной дивизии, получил ранение ноги, попал в госпиталь. После победы ему вручили правительственную награду – орден Красной Звезды.

Михаил учился в десятом классе, когда ему тоже пришла повестка. Но воевать парнишке не пришлось, правительство решило не призывать в армию юношей 1927 года рождения.

Мишино детство ничем не отличалось от миллионов советских пацанов. Он любил футбол, смотрел фильмы в кинотеатре и был обычным сорванцом. В школьные годы мальчик особым рвением к науке не отличался, получал средние отметки, зато очень любил читать. Он ни разу не видел спектакля, потому что в их городе театра просто не было. Когда Ульянову исполнилось 15, к ним в Тару приехал на гастроли тобольский театр, и он впервые оказался в зрительном зале. Увиденное на сцене потрясло подростка до глубины души, и он влюбился в искусство – раз, и на всю жизнь.

Во время войны в их городе находился эвакуированный львовский театр. Артистам не хотелось сидеть без дела, и они создали драматический кружок для сибирских детишек. Миша тоже пришел записываться в артисты. Режиссеру театра очень понравился этот паренек, в котором была искра таланта, и он настоятельно рекомендовал Ульянову попробовать себя в театральном вузе.

Михаил не стал игнорировать совет опытного театрального деятеля, и после окончания школы уехал в Омск. Он приехал в областной город без денег, с одним только мешком картошки. Парень попытался поступить в студию, которую открыл областной театр. Михаил предстал перед экзаменационной комиссией с отрывком из романа «Мертвые души», и сумел поразить строгих преподавателей. Смышленого парнишку приняли на учебу.

Учеба давалась нелегко, но ему было интересно репетировать, ходить на индивидуальные занятия, участвовать в съемках массовых сцен. Студенческие годы остались в памяти артиста самым светлым воспоминанием.

После окончания Омской студии в 1946 году, Ульянов понимает, что нужно продолжать обучение, только уже в Москве. Он решил спросить совет у отца, который только недавно демобилизовался из армии, и получил от него полную поддержку. Отец отдал сыну пистолет, доставшийся ему в качестве трофея, и окрыленный юноша умчался в столицу. В московских Сокольниках жили их знакомые, и парень на первое время остановился у них. Михаил делал одну за другой попытки поступить, но почти во всех вузах ему отказали. Единственное место, куда Ульянову удалось поступить, была студия в Театре им.Вахтангова.

Театр

В 1950-м, после выпуска из студии, его приняли в труппу театра им.Вахтангова. Вначале он был задействован исключительно в эпизодах и массовых сценах. Первую заметную роль в своей театральной биографии Ульянов сыграл в постановке «Крепости на Волге». Ему доверили роль Кирова. Московские зрители приняли спектакль очень тепло, и после этого театр повез постановку в Ленинград. Тут игра молодого актера попала под прицел критиков, которые посчитали Ульянова не готовым к ролям такого масштаба.

Годы шли, Ульянов становился профессиональным актером, ему доверяют самые разные образы. Сам артист был очень доволен, когда удавалось перевоплотиться в какого-нибудь сложного персонажа, с нелегким характером. В его репертуаре есть многочисленные исторические персонажи.

В общей сложности Михаил Ульянов выходил на сцену театра на протяжении шестидесяти лет, и за этот период создал очень много памятных образов. Он любил своего персонажа Рогожина в спектакле «Идиот». Его герой просто дышал страстью и безысходностью, и это состояние он сумел донести до зрителя.

В этом же театре, ставшем для Ульянова родным, он дебютировал в качестве режиссера. Его первая постановка вышла в 1973-м, и называлась она «Ситуация». После этого Михаил Ульянов выпустил еще несколько постановок, в том числе и работу под названием «Я пришел дать вам волю». В основу этого спектакля легло произведение .

Михаил Ульянов сжился с этим театром, и считал его своим домом. В 1987-м он получил должность художественного руководителя театра им.Вахтангова, и оставался в этом кресле до самой болезни.

Фильмы

Кинематографическая биография Михаила Ульянова началась с ленты «Егор Булычев и другие», в которой он перевоплотился в Якова Лаптева. Зрители увидели картину в 1953-м, но особого успеха она не имела. Потом был ряд более удачных проектов – «Добровольцы», «Дом, в котором я живу», «Председатель». После выхода фильма «Братья Карамазовы» актер удостоился Ленинской премии.

Персонажи Михаила Ульянова были самыми разноплановыми. Он отлично вживался в образ и царя, и генерала. Двенадцать раз Ульянов перевоплощался в , этот образ получался очень правдоподобно.

Кризис 90-х прошел мимо Михаила Ульянова. Он остался по-прежнему известным и востребованным артистом. В эти годы вышло много знаковых картин с его участием, но самой впечатляющей стала лента под названием «Ворошиловский стрелок». История его персонажа была отражением реалий жизни всех стариков. Они сумели выстоять в войне, не погибли во времена сталинских репрессий, пережили перестройку. А теперь их беды никому не интересны — каждый выпутывается в одиночку.

Фильмография артиста насчитывает более семи десятков удачных проектов. И в каждом из них артист сумел найти свою изюминку, передать характер героя. Ульянов был одинаково хорош и в роли положительного героя, и в образе отъявленного мерзавца.

Личная жизнь

В жизни Михаила Ульянова не было бурных романов или многочисленных интрижек. Он влюбился один раз и на всю жизнь. Его избранницей стала , супружеская жизнь с которой длилась до самой смерти артиста. Их познакомил родной театр – они оба служили в театре им.Вахтангова. Алла в те годы была женой , но настойчивого влюбленного это не остановило. Он ухаживал за любимой на протяжении четырех лет, пока она не ответила согласием. Влюбленные поженились в 1959-м, и в декабре этого же года у них родилась дочка Елена. С жильем в те годы было трудновато, поэтому молодой семье пришлось размещаться в квартире вместе с родителями Аллы. Квартирка была настолько маленькая, что вместо обеденного стола им приходилось использовать гладильную доску в ванной комнате.

Фото: Михаил Ульянов с женой

Михаил Ульянов долгие годы злоупотреблял спиртным, и только Алла смогла справиться с этой его пагубной привычкой. Она поставила условие, и муж должен был выбрать — или семья или алкоголь. Ульянов нашел в себе силу воли и отказался от спиртного раз и навсегда. Точно так же повторилось и с курением.

Смерть

Резкое ухудшение самочувствия актер почувствовал в 2005-м. Ульянова прооперировали в Москве, и для этого пришлось вызывать вертолет, чтобы транспортировать артиста из Иваново в столичную клинику. У Михаила Александровича начала развиваться болезнь Паркинсона, ноги практически не слушались. В 2006-м у него обнаружили еще и онкологическое заболевание.

22 марта 2007-го Михаил Ульянов оказался в центральной клинической больнице, где и умер спустя четыре дня – 26 марта. Местом, где великий артист нашел вечное упокоение, стало Новодевичье кладбище. Во время похорон были соблюдены воинские почести. В мае того же года Алла Парфаньяк впала в кому. Она пролежала в таком состоянии два года, и в 2009-м женщины не стало. Ее похоронили недалеко от могилы Ульянова.

Избранная фильмография

  • 1956 - Они были первыми
  • 1961 - Битва в пути
  • 1970 - Море в огне
  • 1976 - Легенда о Тиле
  • 1979 - Тема
  • 1980 - Последний побег
  • 1987 - Выбор
  • 1992 - Сам я - вятский уроженец
  • 1998 - Зал ожидания
  • 2001 - Северное сияние
  • 2005 - Охота на изюбря

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Когда я приезжаю в Тару, то начинаю теряться и не знаю, как себя вести. Здесь совершенно другие люди. Они слишком искренние, добрые, щедрые и душевные, - говорит Елена Ульянова.

На прошлой неделе дочь актёра Михаила Ульянова открыла в Таре дом-музей памяти своего отца. В интервью «АиФ в Омске» Елена Михайловна рассказала о преградах на пути появления мемориального комплекса, сибирской искренности и наших дорогах.

Чемодан в подарок

Ольга Минайло, сайт: Елена Михайловна, появление дома-музея Ульянова - событие всероссийского масштаба. Я знаю, что это было вашей мечтой, и вы долго к ней шли. У нас в России на самом деле так сложно открыть музей памяти известного человека?

Елена Ульянова: Сложно! на самом деле был моей мечтой. Когда я первый раз оказалась в Таре и мне показали дом, где прошло детство папы, а он к тому моменту уже ушёл из жизни, у меня защемило сердце: и от боли, и от радости. Я поняла, что здесь нужно открывать музей. Мне сказали, что это очень дорого, но мысль засела в голове. Очень быстро нашлись люди, готовые помочь. Например, Пётр Вибе, директор краеведческого музея, просто загорелся этой идеей. Я не ожидала, что экспозицию сделают за столь короткое время. Причём создали бережно, аккуратно, душевно, грамотно. Её сделали из энтузиазма, любви и особого отношения к Михаилу Ульянову. Вот это меня больше всего поражает. Хоть экспонатов и мало, но получился настоящий музей. Нижайший поклон Петру Вибе за его душевный порыв. На открытии музея я испытала восторг, восхищение и искреннюю благодарность.

Дом-музей Михаила Ульянова в Таре. Фото: АиФ / Николай Кривич

- Вы привезли в дар музею много личных вещей отца. Неужели не жалко расставаться с семейными реликвиями?

Мне безумно жалко расставаться с вещами отца. Когда я после небольшого пожара делала ремонт в квартире родителей, которые жили там с 1974 года, то пыталась оставить всё, как было при их жизни. Мне важно было сохранить атмосферу этой актёрской квартиры, где на стенах висят огромное количество фотографий, афиш, а на полочках стоят разные подарочки, статуэтки. Я даже обои подобрала такие же, какие были при жизни мамы и папы. Иногда я прихожу в эту квартиру и сижу в кабине отца. И честно скажу, что никогда не расстанусь с какими-то знаковыми для меня предметами. Но для музея я хоть и с болью в сердце, но отдам те вещи, которые будут интересны тарчанам. Ведь музей должен жить, а вещи отца будут подпитывать его своей энергетикой. Скорее всего, я отдам старый папин чемодан, который фигурировал в его книгах.

Актёр и режиссёр Михаил Ульянов. Фото: www.russianlook.com

Про старину и разбитые дороги

Михаил Александрович часто говорил фразу «Я всегда рвусь в Тару». Вы первый раз здесь побывали только после смерти отца. Успели за эти годы понять, почему отец всегда так рвался в сибирскую глубинку?

Для папы Тара была очень дорога. Он на самом деле часто говорил: «Я всегда рвусь в Тару». Здесь прошли его самые счастливые годы, здесь он познакомился с театром, искусством, творчеством. Это его родина. В одной из его последних книг есть довольно большой рассказ о детстве, которое прошло в Таре, об учителях. Я понимаю, почему папа так дорожил этим местом. Здесь совершенно другая аура. Сердцем ощущаю, что я тоже отсюда и что это и моя малая родина тоже. Я уже неоднократно повторяла и ещё раз повторю, что сибиряки - это особая каста людей. Они так легко и доброжелательно относятся ко всем просьбам, что ты просто не знаешь, как себя вести.

Некоторое личные вещи Михаила Ульянова его дочь передала музею. Фото: АиФ / Николай Кривич

Атмосфера старины в Таре, конечно, ощущается. Но если трезво оценивать состояние города, то его бы давно уже не помешало бы осовременить. В конце концов, у нас XXI век, а в Таре всё как было десятки лет назад, так и осталось - старое, деревянное и разваливающиеся.

На сегодняшний день по своему историзму Тара просто уникальный город. Мало где остались такие крохотные, резные домики, улочки старые. Я считаю, что нужно пытаться восстановить Тарскую крепость, отреставрировать старые здания. Нужно оставить в городе кусочек истории, что будет привлекать туристов. В подобных местах ты ощущаешь дух города, даже если рядом стоят новостройки. Я в свой первый приезд в Тару заехала в большереченский музей «Старина Сибирская», потому что мне это интересно. Если создать что-то подобное и в Таре, то город будет развиваться. Хотя я вижу, что местная администрация и так старается изо всех сил. Понятно, что повседневная жизнь людей в эпицентре истории невозможна. Нужно расширять окраины, так делают практически в каждом городе. Да, в Таре историзм превалирует над новым жильём и надо привлекать какие-либо финансовые потоки. В том числе, за счёт туризма.

Когда вы первый раз приехали в Тару, то справедливо заметили, что путь туда практически путешествие на край света. Дороги в тех местах назывались худшими дорогами России по версии федерального «АиФ», хотя, кажется, что местные жители к главной беде страны давно привыкли…

К таким дорогам привыкнуть невозможно. Даже если знаешь, что они ужасные и готовишься к этому морально и физически. Дорога чудовищна! Я часто езжу по России, но такие ямы и ухабы только на пути в Тару увидела. Самое трагичное, что дорога в этом направлении единственная и в Тару никаким другим путём не доехать. Только безумные энтузиасты или же такие фанатики, как я, отважатся туда поехать. Ну, хоть починили бы, что ли. Хоть дырки какие-то отдельно залатали.

«Добрых людей хватает»

Я знаю, что в Москве у вас есть фонд помощи пожилым артистам театра и кино, и что ничего подобного в России больше нет. Зачем вы за это взялись?

- Фонд занимается поддержкой и помощью артистам, бывшим любимцам публики. Он помогает всем, кто оказывается в беде. Нечто похожее есть в Москве у Маши Мироновой и Жени Миронова, но их деятельность немного другая. В моём фонде кроме помощника и бухгалтера никого больше нет. Я пытаюсь помочь тем людям, которых знаю с детства, которые сейчас стареют и болеют. Фонд так же занимается издательской деятельностью, ставит памятники. Но будущий , который я хочу установить в Омске к 300-летию города, к деятельности фонда относиться не будет и ни копейки из него взято не будет. Это моя, как дочери, инициатива.

- Сложно ли сейчас установить памятник бывшим кумирам?

Процесс установки памятника очень сложный и безумно дорогостоящий. Это требует огромных знаний и умений. Хорошо, что хоть с художественной стороны у меня всё нормально, так как я художник. Во всём остальном - адская работа, честное слово!

Особенно сегодня, когда никому ничего не нужно. И мало кто хочет расставаться с деньгами под какие-то памятники каким-то артистам. Но мне в этом помогают и «АиФ», у нас периодически возникают совместные проекты. Я занимаюсь установкой памятников тогда, когда семья известного человека не имеет возможности это сделать, так как нет денег. Так возник памятник Старыгину, Невинному, мемориальная доска Жжёнову и так далее.

Памятник Михаилу Ульянову в городе Тара. Фото: АиФ / Николай Кривич

- Мне кажется, только у нас в стране артисты под конец жизни оказывают забытыми и никому не нужными.

У нас хорошо живут эстрадные артисты, а драматическим актёрам, которые уже не имеют возможности где-то сниматься или играть, очень плохо. Они живут на одну пенсию. И это только в нашей стране такая ситуация. У нас актёры, даже великие, порой получают копеечные зарплаты и живут очень тяжело. Мой ближайший проект - помощь некогда известнейшей певице Ольге Воронец, которая серьёзно больна. Недавно ей ампутировали ногу, денег на лечение нет, а они нужны. Сейчас я, скорее всего через московский «АиФ», попробую собрать необходимые средства. У меня в фонде денег нет, они появляются только на какую-то конкретную цель.

- На добрые и нужные дела деньги находятся?

Да, но с каждым разом всё меньше и меньше. Хотя есть ещё добрые люди в России. Очень трогательно, когда откликнувшиеся присылают по 100 рублей, по 200, по 3 000 тысячи… В основном это люди неравнодушные и сострадательные. И Россия сильна именно такими людьми.

Елена Ульянова, художник, руководитель фонда помощи артистам им. Михаила Ульянова. Дочь известного актёра Михаила Ульянова. Родилась в Москве в 1959 году.

Если бы Михаил Ульянов появился на свет в сибирском поселке Бергамак годом раньше, неизвестно, как повернулась бы его судьба. По страшной военной статистике, ребята 1922-1926 годов рождения были уничтожены войной почти подчистую. В 10 классе будущий актер получил повестку в военкомат. Но вышедший к мальчишкам офицер сказал: «Езжайте по домам, ваш 1927 год решили пока не призывать». Сын председателя колхоза и домохозяйки Ульянов пережил настоящее потрясение, побывав на спектакле Тобольского театра. Поэтому, когда эвакуированные актеры Львовского театра имени Заньковецкой организовали в Таре драматический кружок, юный Миша стал там самым прилежным и талантливым учеником. В конце концов режиссер театра Евгений Просветов посоветовал Ульянову поступать в Омский театральный институт.

Известность пришла к Уль-янову благодаря кино. На счету Михаила Александровича более 70 ролей, среди которых «Дом, в котором я живу», «Добровольцы», «Простая история», «Председатель», «Бра-тья Ка-рамазовы», «Бег», «Тема», «Част-ная жизнь», «Мас-тер и Мар-гарита», «Сочинение ко Дню Победы», «Во-роши-ловский стрелок», «Анти-киллер», «Охота на изю-б-ря». Но сердце его принад-лежало Театру имени Вах-тангова, куда он пришел после окончания первого послевоенного курса в Театральном училище имени Щукина да так и остался.

На вахтанговской сцене Ульянов сыграл Бригеллу в «Принцессе Турандот», Серегина в «Иркутс-кой истории», Сталина в «Уроках мастера», Марка Антония в «Антонии и Клеопатре», Цезаря в «Мартовских идах» и Ричарда III. Последние 20 лет Михаил Алек-сан-д-ро-вич являлся художественным руководителем театра.

Ульянов был однолюбом и в личной жизни. Несмотря на при-писываемые ему романы с красавицами-партнершами - в том числе с блистательной Юлией Борисовой, - у него была только одна женщина - актриса Алла Парфаньяк. В 2004 году Михаил Александрович и Алла Петровна отпраздновали золотую свадьбу. Секретом их семейного долголетия сам Ульянов считал «огромную любовь, которая с годами не угасает, а усиливается».

Так же беззаветно, как жену, Михаил Александрович любил дочь, за которой в дождь ехал в детский садик с резиновыми сапогами, чтобы она, не дай Бог, не промочила ноги, и внучку, с которой играл во все ее детские игры и даже шил платья ее куклам.

Михаил Ульянов умер весной 2007 года, не дожив до 80-летия. За три недели до кончины у актера родились правнуки - двойняшки Игорь и Анастасия. Считается, что человек, дождавшийся правнуков, попадает сразу в рай. Близкие артиста уверены, что сейчас он находится именно там...

Об отце рассказывает дочь Михаила Александровича художник и журналистка Елена Ульянова.

«НА РОЛЬ МАРШАЛА ЖУКОВА ОТЦА БЛАГОСЛОВИЛИ ДОЧЕРИ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА»

Елена Михайловна, сейчас, когда вашего отца не стало, маршала Жукова играют разные актеры, но родственники Георгия Константиновича недовольны и в один голос твердят: «Это не он!». А вот к трактовке образа, которую пред-ложил Михаил Александрович, сыгравший Жукова в двух десятках фильмов, похоже, ни у кого претензий не возникало?

Когда отцу первый раз предложили сыграть Жукова, ему очень важно было с маршалом встретиться. Но оказалось, что это не так просто. Вроде бы Жуков не возражал, но каждый раз что-то не складывалось - будто злой рок мешал. Или кто-то из них заболевал, или еще что-то происходило. А в последний раз, когда папа собирался в гости к Жукову, тот умер. И отца на эту роль благословили дочери Георгия Константиновича. Я с ними, к сожалению, не знакома, но папа общался. Он много читал о маршале Победы - наша библиотека была забита книгами о войне.

Отец вообще очень серьезно относился к каждой своей роли. Он ничего не умел делать вполсилы: дескать, как сыграю, так и будет. Когда папы не стало, я нашла на антресолях тетрадки, связанные веревочкой, - это были его дневники. Я даже не знала о том, что он их ведет.

Это был не банальный пересказ жизненных событий о том, что «Саша любит Машу, а Маша любит Петю», а рассуждения о творчестве и жизни. Он анализировал спектакли, в которых играл, и фильмы, в которых снимался: «Председатель», «Бег», «Братья Карамазовы». Выбрав самое интересное, я выпустила книжку.

Михаил Александрович всю жизнь проработал в одном театре, что, учитывая специфику театральных коллективов, очень и очень непросто. Как это ему удалось?

Конечно, во все подробности его театрального существования я не посвящена, но многое знаю по разговорам дома, по рассказам актеров Владимира Этуша и Юрия Яковлева. Прискорбно, но факт: театральная жизнь тяжела - в ней слишком много зависти, злобы и негатива.

Не хочу сказать, что отец был выше этих чувств и эмоций, но он умел им не поддаваться. В отличие от других актеров никогда не поддерживал интриг, более того, ненавидел их.

Многие актрисы, которые выросли при Ульянове (например, Маша Аронова, Марина Есипенко), рассказывают, что он держал их на ладошке, как птенцов: оберегал от театрального негатива, не давал упасть, помогал «опериться», чтобы потом сказать: «А теперь, деточка, лети!». Сегодня в театре работает целое поколение замечательных актеров (среди них - Сережа Маковецкий и Максим Суханов), которое, по большому счету, вырастил папа, будучи художественным руководителем театра. Они вспоминают о нем с благодарностью, потому что таких, как отец, больше нет.

- Насколько я знаю, не менее уважительно он относился и к театральным старикам?

В 90-х годах все театры очень нуждались, и Вахтанговский не был исключением: очень хорошие актеры получали мизерные зарплаты. Я внушала отцу, что нужно как-то зарабатывать, переведя театр на контрактную систему. Но, даже сделав это, он не сократил ни одного пожилого актера, хотя ему со всех сторон внушали, что это нужно сделать в первую очередь: дескать, они уже не играют...

Папа очень любил театральных стариков. Будучи председателем Союза театральных деятелей, он первым делом вышиб для ветеранов приличные пособия, спасая их от ужаса тех времен - голода, нищеты, убогости. Сейчас мой благотворительный фонд «Народный артист СССР» продолжает дело, начатое моим отцом, - я пытаюсь помочь старикам-актерам, которые работали с Ульяновым. Тем, кого уже нет, ставлю памятники.

- Благородно!

Это громко сказано. Просто я хочу чувствовать связь с папой, изо всех сил за него цепляюсь.

«МЫ С АНТОШЕЙ ТАБАКОВЫМ НАБИРАЛИ ПО БАГАЖНИКУ ПРОДУКТОВ И ОТВОЗИЛИ ДОМОЙ - У НАС ЭТО НАЗЫВАЛОСЬ «КОРМИТЬ СЕМЬЮ»

- Вы очень похожи на Михаила Александровича - признайтесь, были папиной дочкой?

Стопроцентно! Когда я была совсем маленькой, отец просто любил меня - слепо и, безусловно, когда подросла, все делал для того, чтобы вырастить из меня личность - серьезную, самодостаточную. И когда в результате эта личность выросла, он уже не только любил, но и уважал меня. К тому же со временем мы с ним поменялись местами - он стал стареньким и слабым, а я - сильной. Уже не он тащил меня на себе, а я его.

- Правда, что в последние годы вы даже решали все его финансовые вопросы?

Папа был человеком непрактичным и отстаивать свои интересы не умел категорически.

Когда режиссер Валера Ахадов предложил отцу сыграть в его фильме «Подмосковная элегия», я поначалу не вмешивалась - все-таки я не специалист в этих делах. Но когда жизнь стучит тебе по голове, ты очень быстро всему учишься: увидев, что съемочный день папы оценен в 100 (!) долларов, я поняла, что нужно что-то делать, - времена были уже совсем другие, даже средние актеры получали гораздо больше. «Пап, - спросила я его, - это что?! Ты же народный артист СССР, Герой Соцтруда, твое имя стоит очень дорого». На что он беспомощно ответил: «Я не умею торговаться...».

В русской бане, 1980 год

Тогда я позвала своего друга, бывшего директора Киностудии имени Горького, мы пошли к продюсеру, постучали кулаком по столу, хотя я не умею этого делать. Нам удалось выбить Ульянову ставку в тысячу долларов за съемочный день, хотя, наверное, она могла бы быть и больше - для нынешних актеров это не такие уж и большие суммы.

Отец никогда в жизни не гонялся за деньгами - материальная сторона была для него далеко не на первом месте в жизни. И добытчиком в общепринятом смысле он не был. Очень хорошо помню, как в 90-е годы я в магазине в соседнем переулке выстаивала огромные очереди за ливерной колбасой. В то время это была норма, как и то, что мы ели сосиски из туалетной бумаги, а мама готовила на три-четыре дня кастрюлю постного борща, потому что мяса не было. А еще мы с моим хорошим приятелем, ушлым человеком Антошей Табаковым, сыном Олега Павловича Табакова,

перед праздниками садились на свои «жигули» (у него была «восьмерка», у меня - «девятка») и объезжали все кафе и рестораны, где работали какие-то наши знакомые директора, набирали по багажнику продуктов и отвозили домой. У нас это называлось «кормить семью».

- Вы ведь отцу и роли помогали учить?

Он любил это делать в машине, по дороге на дачу: я подавала ему реплики, он на них отвечал. «Ричарда III» до сих пор помню наизусть.

- Как ваш отец отнесся к тому, что произошло с людьми и страной в 90-е годы?

Он чудовищно тяжело все это переживал, и самой большой его болью была моя дочь Лиза. Ей тогда было 15-16 - самый тяжелый подростковый возраст. Как раз в это время Станислав Сергеевич Говорухин снял «Ворошиловского стрелка», в котором отец сыграл самого себя. Хотя он там и не играл - про-сто жил. Папа ужас-но боялся, что с Лизой может произойти то же, что и с внучкой его героя. В этом фильме он показывал, как это страшно, когда надругались над близким тебе человеком, а ты ничего не можешь сделать. Он тоже ничего не смог бы, несмотря на то, что был Михаилом Ульяновым и народным артистом Советского Союза. Бог нас миловал, с Лизой ничего не случилось, но я помню, как отец не спал ночами и звонил по 10 раз на дню: «Где Лиза?! Куда она пошла?! Она еще не при-шла?!».

«КОГДА ПАПА ПОЗНАКОМИЛСЯ С МАМОЙ, ОН БЫЛ ОБОРВАНЦЕМ - ТАКОГО ПОНЯТИЯ, КАК БОМЖ, ТОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО»

- Ваш папа отбил вашу маму, красавицу-актрису Аллу Парфаньяк, - страшно сказать! - у самого Николая Крючкова!

Многие истории из жизни нашей семьи я знаю не от родителей, а от Галины Львовны Коноваловой - актрисы, а впоследствии завтруппой Театра имени Вахтангова. Сейчас ей 96 лет, а когда-то она выносила меня из роддома и всю жизнь была подругой мамы и папы. Моя мама была очень красивой женщиной, за ней ухаживали Вертинский, Утесов, Бернес. Первый раз она была замужем за знаменитым Николаем Крючковым, с которым снималась в фильме «Небесный тихоход», но ее женская судьба с ним не сложилась.

Когда папа познакомился с мамой, он был, как бы это помягче сказать, оборванцем - такого понятия, как бомж, тогда не существовало. «Кто я был для нее? - писал потом папа в своих воспоминаниях. - Сибирский малообразованный мужичок, у которого не было ни кола ни двора?». Но мама его заметила и, как говорится, положила на него глаз.

Галина Львовна вспоминала, как однажды, когда они стояли в холле театра, мама, показав на папу, вдруг спросила ее: «Как тебе этот актер?». Тетя Галя пожала плечами: «Да никак, актер и актер». И вдруг услышала: «А это почти мой муж!». Тетя Галя, конечно, обалдела, но в 59-м году они сыграли свадьбу, а вскоре родилась я.

- Уйти от звезды советского кино к никому тогда еще не известному актеру - это поступок!

Мама была человеком решительным, с серьезным женским характером. Если она говорила: «Да!», это значило «да», если говорила: «Нет!», значило «нет». Никаких полутонов и подтекстов в ее словах не существовало.

Зато папа был в крайней степени мягким. Мама в шутку называла его человеком «четырех «н»: нет, нельзя, неудобно, неприлично. Это были главные слова, которыми Михаил Ульянов руководствовался в жизни. На сцене он мог играть суровых маршалов и императоров, а в жизни был абсолютно безотказным.

- Ваши родители прожили вместе более 50 лет. Это были счастливые годы?

Конечно. Хотя они, как все, - и ссорились, и мирились. Когда-то давно мама ради папы бросила свою актерскую карьеру: она понимала, что в семье может быть только один состоявшийся актер. А отец каждый год на мамин день рождения обязательно посвящал ей стихи. Он не был поэтом, и каждая строчка давалась ему не-просто - сочинял их по ночам и очень мучился.

В последние годы жизни он сильно болел, а мама была уже очень старенькой, она ведь на несколько лет его старше. Папа постоянно ложился в больницу. И как только это происходило, моя слабенькая и немощная мама собирала себя в кулак, заказывала в театре машину и ехала к нему. А ведь к тому времени она вообще на улицу уже не выходила - ей просто не хватало на это сил.

У отца была болезнь Паркинсона, а таким больным нельзя лежать - это верная смерть, ему нужно было много ходить. У меня до сих пор стоит перед глазами эта картина: маленькая, сухонькая мама держит папу под руку и, приговаривая: «Миша, и - раз, и - раз!», тащит его по больничным коридорам... Формально она пережила мужа на полтора года, на самом деле - на два месяца. После тяжелейшего инсульта, который сразил ее вскоре после его смерти, она так и не пришла в сознание и вскоре умерла.

- Вы успели попрощаться с отцом?

К счастью, да. Я же постоянно ездила к нему в больницу, для меня в тот момент это было самым главным в жизни. А потом произошла очень странная история... С утра я вдруг неожиданно для себя решила: «Поеду к папе!». Хотя папа к тому времени уже был без сознания и необходимости в этом не было. Тут же позвонила моя дочь Лиза: «Что ты сегодня собираешься делать?». - «Да вот, - говорю, - к деду собираюсь». - «Я с тобой». Лиза заехала за мной, мы с ней пришли к нему в реанимацию, постояли около него. И я вдруг поняла: «А ведь он уходит...». Так вдруг стало страшно и жутко! Попрощались мы с ним и уехали. А через полчаса мне позвонила реаниматолог и сказала, что отец ушел.

- Всегда хочется верить, что любимые люди не уходят от нас насовсем. Папа помогает вам?

Не то слово! Каждый мой жест, каждое мое движение, каждое мое дело как будто продиктовано отцом. Сегодня разговаривала с журналистом, который спросил: «Почему вы занимаетесь памятниками?». - «Понимаете, - говорю, - дружочек, это не я, меня просто к этому кто-то сверху подталкивает, подсказывает мне: «Ленка (именно так называл меня папа), а займись-ка ты этим!». И знаете, удивительная штука: у меня всегда все получается. Находятся деньги, находятся люди, которые приходят на помощь. «Господи, - думаю я, - меня же кто-то ведет!». И этот кто-то - мой папа.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

В продолжение темы:
Культура

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к...

Новые статьи
/
Популярные