Под маской православия. Осипов А.И. ч.2. Алексей Ильич Осипов: Профессор Земли Русской «Малютка» Кшесинская и Никки

diak_kuraev в "Матильда" - фильм о подвиге русского царя

Протодиакон Андрей Кураев и режиссер, он же «митёк», Виктор Тихомиров представили на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге документальную картину «Андрей Кураев. Прямая речь». Но речь пошла не только о ней, но и о фильме «Алексея Учителя «Матильда».

Когда-то Виктор Тихомиров увлекся книжками, написанными православный священником, моложе, чем он, да еще и весело. Перечитал все, а когда представилась возможность - снял о нем фильм.

«Я-то считаю, что одна из сторон деятельности отца Андрея - добиться прозрачности финансовых потоков, видимо больших и таинственных. А это порождает массу враждебной реакции. Церковь в этом смысле смахивает на армию. Ей поступила команда «Отец Андрей - вредный». Ну, и многие священнослужители взяли под козырек, не зная толком, в чем дело. Но не это главное. Всегда нужно помнить о вечности и бессмертии души. На этом фоне все другое не имеет почти никакого значения» - говорит Виктор Тихомиров.

Сам отец Андрей уточняет: «Для меня важна не тема финансовых потоков. Мне не хочется, чтобы церковь превратилась в очередное силовое ведомство.

Фильм фильмом, но на фестивале сложно было обойти вопрос о том, что происходит вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя. Андрей Кураев дал прямой ответ:

Лучший способ повторить 1917 год - это действия вокруг «Матильды», высказывания Чаплина. Я один из немногих людей, которым Алексей Учитель показывал фильм. Он - промонархический. Если уж в нем и искажается история, то скорее в эту сторону. Вот финальная сцена: Николай II в день коронации (режиссер своей волей отождествляет ее с венчанием с немецкой принцессой) вопреки истории приезжает на Ходынку, где уже произошла трагедия. Видя бесконечную вереницу возов с трупами, он встает на колени и просит прощения у своего народа. Исторически же он в тот день был на приеме у французского посла. Вечером, в день Ходынки, и уже получив о ней информацию. Если бы царь и в самом деле не поехал на бал, а отправился на Ходынку и встал на колени, то 1917 года бы не было. Так что в данном случае Учитель очень польстил дому Романовых. Монархисты не видели фильма, но осуждают.

Есть логика мифа, которая накладывается на наши инстинкты тоталитарного мышления по принципу: «Хозяюшка, дай воды, а то так кушать хочется, аж ночевать негде».

Когда Синод принимал решение о причислении к лику святых Николая и его семьи, были сделаны четкие оговорки. Это не канонизация принципа монархии и не канонизация образа правления Николая II. Он прославлен за умение остаться человеком в бесчеловечных условиях ареста. Эти ограничения четко проговаривались, в том числе и на Соборе 2000 года. А у нас скоро изобретут догму непорочного зачатия Николая II. Он уже и царь-искупитель, который за грехи русского народа, оказывается, страдал и искупил их. По мнению критиков фильма он, еще не будучи царем, уже обязан был быть святым, и тени греха в нем быть не могло.

На самом деле, это простая история борьбы, страсти и долга. Своего рода «Анна Каренина» на мужской лад с немного другим финалом. Нам показали парня, которому хочется, но который усилием воли берет себя в руки и действует так, как велит ему его профессиональный долг, и идет к официальной невесте. Это же победа на языке аскетики. Он победил страсть. Еще одна звездочка на его нимбе.

Но какими глазами надо смотреть фильм, чтобы увидеть в нем что-то противоположное?

Ведущая Екатерина Грачева: Здравствуйте! С вами Екатерина Грачева. Это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с митрополитом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей, о событиях, которые обсуждают в России и в мире. Владыка, здравствуйте.

Владыка Иларион: Здравствуйте, Екатерина. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Ведущая Екатерина Грачева: Верховный суд нашей страны запретил на территории России деятельность организации свидетелей Иеговы. С одной стороны, многие приветствовали эту новость, а с другой стороны, есть опасения, что теперь, когда эта организация запрещена, то и государство теряет над ней контроль. Что вы об этом думаете?

Владыка Иларион: Во-первых, я не думаю, что государство имело реальный контроль над этой организацией, потому что это организация сектантского толка, это секта, причем тоталитарная и вредная. Я об этом хорошо знаю, потому что имел возможность общаться неоднократно с бывшими адептами этой секты. В храме, где я служу, мы каждые полгода присоединяем к церкви людей, уклонившихся в секты, в том числе, и людей, которые возвращаются из этой секты.

Она действительно очень опасная, потому что, во-первых, она называет себя христианской конфессией. Когда эти люди со своей литературой подходят на улице, то они ведь не говорят, что они сектанты, они не говорят, что они свидетели Иеговы. Они приглашают на собрания, они говорят, что они – христиане, и выдают эту свою секту за христианство. Между тем. они извращают учение Христа, они толкуют Евангелие неправильно. Их доктрина содержит множество лжеучений, они не верят в Иисуса Христа как в Бога и Спасителя, они не признают догмата Святой Троицы, и поэтому они христианами называться никак не могут.

Но опасность этой секты не в том, что они извращают вероучение, потому что за такие вещи не сажают в тюрьму, за такие вещи не лишают регистрации. А опасность в том, что это тоталитарная секта, вся их деятельность построена на манипулировании сознанием, они разрушают психику людей, они разрушают семьи. Например, если человек был адептом этой секты, а потом из нее вышел, то его родственники, даже ближайшие – муж или жена, дети, родители, они не имеют права с ним общаться, они не должны с ним садиться за один стол. Он становится изгоем в собственной семье, если члены семьи принадлежат к этой секте. Если, наоборот, он является членом секты, а члены семьи не являются, значит, он должен разорвать фактически с ними общение. Таким образом, были этими людьми разрушены многие семьи. Более того, они несут ответственность за жизнь тех людей, которые могли быть спасены через переливание крови, а у них это запрещено. Это касается не только взрослых, но и детей, то есть были дети, которые умерли из-за того, что им вовремя не сделали переливание крови, потому что сектантское учение это запрещает.

Поэтому, конечно, я думаю, что решение это можно приветствовать, но я хотел бы подчеркнуть, что церковь не принимала здесь какого-либо участия, к нам не обращались за консультациями. Церковь вообще не призывает к тому, чтобы еретиков или сектантов, или инакомыслящих подвергали уголовному преследованию. Когда государство принимает такое решение, оно его принимает не на основании каких-то вероучительных установок, а на основании того, что секта занимается экстремистской деятельностью, и здесь уже речь идет не о нарушении каких-то вероучительных основ той или иной религии, а речь идет о нарушении гражданского законодательства.

В том, что сектанты останутся, что они будут свою деятельность продолжать, в этом трудно сомневаться. То, что их труднее станет контролировать, не думаю, потому что я не думаю, что их и раньше контролировали. Но то, что, по крайней мере, они перестанут себя открыто приравнивать к христианским конфессиям, иначе говоря, на рынке существующих конфессий этот продукт теперь не будет представлен, я думаю, что это к лучшему, потому что это спасет семьи людей, это спасет жизни людей. Конечно, такое решение можно только приветствовать.

Ведущая Екатерина Грачева: Они точно не смогут снимать ДК или другие площадки для проведения своих собраний.

Владыка Иларион: Они не смогут снимать ДК, они не смогут снимать стадионы, то есть их влияние будет уменьшаться, а влияние это чрезвычайно тлетворное и вредное.

Ведущая Екатерина Грачева: Накануне стало известно, что в нашу страну впервые за 930 лет привозят мощи одного из самых почитаемых святых в нашей стране Николая Чудотворца. Вообще, чуть ли не половина храмов в России названы в его честь, и частички его мощей есть во многих церквях. В чем особый смысл, особое значение привоза мощей именно из итальянского Бари?

Владыка Иларион: Я хотел бы, во-первых, сказать о предыстории этого события. Святитель Николай – это, наверное, самый почитаемый святой, и не только на Руси, но и во многих других частях света. Его мощи хранились в том городе, где он был епископом, в Мирах Ликийских – это город, находящийся на территории современной Турции, который уже в VI, VII, VIII веках начал подвергаться набегам сначала арабов, потом турок, и само существование христианства там было под большой угрозой. В 1087 году жители города Бари решили перевезти оттуда мощи в свой город. Произошло это путем похищения, потому что они приехали в Миры Ликийские, они связали тех монахов, которые стерегли мощи, похитили мощи, погрузили на корабль, и когда монахи были освобождены и об этом рассказали, было уже поздно.

Но удивительным образом это похищение стало вспоминаться в Русской Православной Церкви как праздник. 22 мая, когда мы совершаем память Святителя Николая – это не что иное как празднование перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в город Бари. Это один из примеров того, о чем говорит преподобный Иоанн Дамаскин в своей книге «Точное изложение православной веры», что иногда и злые дела людей Бог направляет к добрым последствиям. Трудно себе представить, что было бы с этими мощами, если бы их в своей время не перевезли в город Бари. Произошло это 930 лет назад, и с тех пор эти мощи никогда не покидали город Бари. Когда в прошлом году Святейший Патриарх Кирилл встречался с Папой Франциском, одной из тем из переговоров была возможность принесения в Россию мощей Святителя Николая – и вот большая часть этих мощей прибывает в нашу страну. Они будут находиться в храме Христа Спасителя.

Святитель Николай – это тот святой, который удивительным образом откликается на молитвы. Есть множество свидетельств о том, как он быстро реагирует на молитвы людей. Он помогает в трудных обстоятельствах, и в бедствиях, он помогает даже в каких-то мелких житейских вещах.

Ведущая Екатерина Грачева: Владыка, мне хочется поднять тему, которую мы не так часто обсуждаем в нашей программе, тему кино. Жаркая полемика общественная развернулась вокруг картины, еще не вышедшей на экран – фильм Алексея Учителя «Матильда». Он основан на реальной истории любви будущего императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Многие православные, еще не видя эту картину, уже обвиняют ее в оскорблении чувств верующих. Может ли и должна ли у церкви, на ваш взгляд, быть сформулирована единая позиция о фильме, о выставке, о книге, если в ней действует или речь идет о канонизированной личности?

Владыка Иларион: Я думаю, конечно, что у церкви должна быть, и думаю, что у церкви уже есть позиция, которая не однократно озвучивалась. Приближается 100-летие со дня трагической гибели последнего русского императора и всей царской семьи. В прошлом году, когда Святейший Патриарх Кирилл посещал Сербию, и я его сопровождал, мы участвовали в удивительном таком действии: в самом центре Белграда был поставлен памятник последнему русскому императору Николаю II, и под проливным дождем совершалось его освящение. Это был очень трогательный момент, потому что Сербия в благодарность императору российскому за то, что он поддержал сербский народ, поставила этот памятник.

В нашей стране до сих пор, насколько мне это известно, нет ни одного памятника последнему русскому императору. У нас множество памятников Ленину, которого есть за что критиковать. У нас различные сомнительные исторические личности до сих пор представлены в названиях улиц и площадей, а последний русский император, в правление которого очень много было сделано доброго и важного для страны, ему нет до сих пор ни одного памятника. И вот приближается 100-летие его трагической кончины – ужасающего расстрела, который был совершен, по сути дела, без суда и следствия, причем расстреляна была его жена, его дети несовершеннолетние. И с чем страна встречает эту дату? Она встречает ее, по сути дела, кощунственным фильмом, который якобы основан на исторических фактах, но на самом деле все эти исторические факты в нем передергиваются. Фильм этот представляет, на мой взгляд, апофеоз пошлости.

Ведущая Екатерина Грачева: Вы видели картину?

Владыка Иларион: Я видел эту картину, меня пригласил сам режиссер. Причем я должен сказать, что он еще года два или три назад ко мне приходил, показывал проект этого фильма. Он даже хотел, чтобы я в нем принимал какое-то участие, например, чтобы моя музыка использовалась. Я сразу сказал, что сюжет этот весьма сомнительный, что встречено это все будет не однозначно, тем не менее, после того как фильм уже был, по сути, готов, Алексей Ефимович мне предложил его посмотреть. Я после некоторых колебаний решил его посмотреть, по крайней мере, чтобы не быть одним из тех, кого обвиняют в том, что вы не видели, а вы критикуете. Вот я его видел, и я сказал Алексею Ефимовичу после просмотра: «Ничего хорошего о вашем фильме я сказать не могу». Он расстроился, может быть, даже обиделся, но, к сожалению, это фильм, в котором, во-первых, исторические факты, как я сказал, передергиваются. Все это представлено почти в карикатурном свете.

Просто вам расскажу, с чего начинается фильм. Бегает по сцене Мариинского театра эта балерина, у нее срывается лифчик, и появляется обнаженная грудь, и вот она с этой грудью бегает. Наследник сидит в царской ложе и сразу же возбужденно привстает с кресла – вот с этой пошлости начинается, и вот так весь этот фильм продолжается.

Ведущая Екатерина Грачева: У вас коренные замечания к этой картине, а не такого рода, что с помощью постпродакшна и монтажа что-то можно поправить.

Владыка Иларион: Я не думаю, что там можно что-то поправить. Я, конечно, видел картину в состоянии полуфабриката, еще что-то там было не доделано, но я не думаю, что там что-то изменилось по существу. И я не думаю, что там можно что-то изменить по существу, потому что сам подход к исторической личности такого масштаба, который применен в этом фильме, на мой взгляд, недопустим. Я даже не хочу говорить о художественных достоинствах или недостатках этого фильма.

Это человек, который церковью канонизирован, у церкви особое отношение к этому человеку. В день его кончины, в день убийства царской семьи, в Екатеринбург съезжаются десятки тысяч людей и проходят крестным ходом, они идут от места его расстрела до места его предполагаемого захоронения. Пять часов идет этот крестный ход из 60, 70, 80 тысяч человек.

Вы представляете, какова будет реакция православных верующих, когда выйдет этот фильм? Конечно, можно сказать: «Ну, не нравится не смотрите». Но речь идет, как мне кажется, о нашем национальном достоянии, речь идет о нашей истории. Мы не должны плевать в свою историю, мы не должны людей такого уровня и такого масштаба как последний русский император подвергать такому публичному унижению, показывая его так, как он показан в этом фильме. Не говорю уже о том, что совершенно карикатурно там представлена последняя императрица – она просто, как ведьма, там показана, а ведь она тоже канонизирована церковью.

Ведущая Екатерина Грачева: Но многие на это могут возразить, владыка, что необходимо разделять историческую личность от православного святого, государя от мученика. Еще литературовед Юлий Айхенвальд говорил: «Пушкин – это вам не Александр Сергеевич». Где проходит эта грань?

Владыка Иларион: У Николая II была реальная история любви – это история его любви к той женщине, которая стала императрицей, он ее полюбил еще в юности, даже в детстве можно сказать, когда они впервые встретились. Эту любовь он пронес через всю жизнь. Этот роман с Матильдой Кшесинской, да, это было такое юношеское увлечение, не очень длинное. Оно закончилось после того, как он был обручен своей жене. Он своей жене никогда не изменял. Действительно, какая-то там любовная история была, но поднимать это сейчас на щит, делать из этого якобы художественное произведение, делать из этого кассовый фильм, и этим фильмом встречать 100-летие убиения царской семьи, я думаю, что в этом всем есть что-то очень глубоко неправильное и очень глубоко неверное.

Ведущая Екатерина Грачева: К другим темам, владыка. 18 апреля на Госсовете в Великом Новгороде с участием президента обсуждали деятельность так называемых микрофинансовых организаций, тех которые дают небольшие суммы, но под очень высокие проценты. Патриарх публично эту практику уже осудил, говоря, что необходимо вместо этого создавать банки для бедных. Как церковь предлагает бороться с ростовщичеством XXI века?

Владыка Иларион: Церковь всегда выступала против ростовщичества, потому что ростовщичество – это узаконенная форма наживы одних людей за счет бедствий других. Эти, так называемые микрокредиты, что это означает в реальности? Это означает, что человек, у которого не хватает денег дотянуть до зарплаты, идет и получает некий маленький кредит, потом он получает еще один кредит, а проценты эти могут в несколько раз превышать сумму кредита. Когда наступает время ему расплачиваться, ему расплачиваться нечем, и тогда у него могут конфисковать собственность, могут конфисковать квартиру и так далее. По сути дела, это преступная деятельность. Конечно, Святейший Патриарх не случайно об этом сказал, потому что люди об этом рассказывают нам, священнослужителям, люди пишут Патриарху, и здесь должны быть, безусловно, какие-то сдерживающие факторы. Государство должно контролировать такую деятельность. То, что люди могут взять кредит и потом потихоньку выплачивать взятую сумму, само по себе это неплохо, это многим помогает, допустим, обзавестись квартирой, молодым семьям это помогает. Но когда это превращается в такой способ просто выжимания из людей денег, которых у них нет и не будет, тогда, конечно, это совершенно недопустимая деятельность, и она должна жёстко контролироваться соответствующими правилами.

Ведущая Екатерина Грачева: Большое спасибо, владыка, за эту беседу.

Владыка Иларион: Спасибо, Екатерина.

На сайт нашей программы vera.vesti.ru приходят вопросы от телезрителей.

Спрашивает Даниил: «Скажите, как Бог может помочь, когда родной человек при смерти, и какая молитва есть, для того чтобы Бог услышал и помог?»

Церковь с особым вниманием относится к людям, которые приближаются к порогу вечной жизни. Забота церкви включает разные молитвы и чинопоследования, и таинства, которые совершаются, для того чтобы человек мог лучше подготовиться к смерти. Мы говорим о том, что вся жизнь человека должна быть подготовкой к смерти, потому что смерть не является просто концом жизни, а она является переходом в вечную жизнь, и от того, какой была жизнь человека на земле, зависит его участь в вечной жизни. Если вы знаете, что кто-то из ваших родственников приближается к смерти, то прежде всего вы должны позаботиться о том, чтобы он не умер без исповеди и причастия.

Исповедь и причастие – это те таинства, которые и в жизни нам помогают, и которые помогают нам подготовиться к смертному часу. Очень часто бывает так, что родственники как бы жалеют умирающего человека, не говорят ему о том, что смерть приближается, и боятся пригласить священника, чтобы человек не заподозрил, что это признак его близкой смерти. Это очень неправильный подход, из-за этого, к сожалению, многие люди лишаются возможности перед смертью исповедаться и причаститься. Поэтому если вы знаете, что человек близок к смерти, зовите священника и не дожидайтесь того момента, когда человек будет уже без сознания, когда он не сможет глотать, и когда визит священника может оказаться практически бесполезным.

Свято-Троицкая Сергиева лавра. Этот главный монастырь России, основанный в XIV веке Игуменом Земли Русской, преподобным Сергием Радонежским, вот уже семь столетий является одним из ключевых символов Русского Православия. Именно здесь на протяжении трех столетий действуют московские духовные школы: семинария и академия, подготовившие многие тысячи православных священнослужителей и богословов. В числе последних - заслуженный профессор Московской духовной академии доктор богословия Алексей Ильич Осипов, более полувека преподающий богословские дисциплины в этих святых стенах.

Алексей Осипов родился 31 марта 1938 года в городе Белёве Тульской области. После окончания средней школы в Гжатске, поступил в Московскую духовную семинарию. В 1963 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, в 1964 году - аспирантуру Московской духовной академии и был назначен в ней преподавателем.

С 1965 года параллельно читал лекции в Московской духовной академии и семинарии по Основному богословию и Западным исповеданиям. В Академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 году получил звание доцента, в 1975-м — профессора, в 2004-м — заслуженного профессора Московской духовной академии, в 1985 году за совокупность богословских трудов профессору Осипову присвоена ученая степень доктора богословия.

Пожалуй, за всю новейшую историю русской богословской науки не было ни одного человека, чье творчество бы вызывало столь бурные обсуждения, как Алексей Ильич Осипов. Человек глубочайших, энциклопедических знаний и уникальной личной харизмы. Преподаватель, которому благодарны несколько поколений священнослужителей, в том числе в архиерейском сане, и в то же время - яркий полемист, чьи книги, лекции и публичные выступления, в том числе организованные при поддержке наших коллег из Фонда святителя Василия Великого, постоянно обсуждаются как многочисленными поклонниками творчества Алексея Ильича, так и его критиками.

Впрочем, согласно излюбленному афоризму Святейшего Патриарха Кирилла, камни не бросают только в то дерево, которое не плодоносит. А плоды научной и педагогической деятельности профессора Осипова - налицо.

«Я очень хорошо помню, как Алексей Ильич отвечал на вопросы, которые звучали подчас очень некорректно, и по отношению к нему в том числе, иногда даже оскорбительно, и он отвечал на них очень спокойно, смиренно, на основании слов святых отцов, которые он постоянно приводил, - так сказал об Осипове его ученик - архиепископ Петергофский Амвросий (Ермаков), ректор Санкт-Петербургской духовной академии.

Действительно, если говорить о лейтмотиве всего творчества профессора Осипова, то это - "возвращение к отцам", к той самой патристике, на которой выстраивался фундамент православного богословия, в дальнейшем слегка пошатнувшийся в годы западнических реформ. И в этом контексте особое значение имеет фигура одного из самых почитаемых Алексеем Ильичом русских святых - святителя Игнатия Брянчанинова.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 27 мая 2017 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась конференция «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления». На ней архиереи Русской Православной Церкви, научные деятели представили свои доклады, посвященные личности и наследию одного из самых авторитетных духовных наставников и аскетических писателей XIX века — святителя Игнатия. В общей сложности в конференции приняли участие 600 человек. Организатором мероприятия выступил Фонд святителя Василия Великого. В ходе своего выступления Алексей Осипов отметил, что все учение святителя Игнатия «нацелено на внутреннюю жизнь души человека, поэтому необходимо с глубоким вниманием изучать его труды».

«Алексей Ильич Осипов - один из самых ярких православных богословов нашего времени. Смелость, с которой профессор Осипов поднимает вопросы христианской жизни, вызывает восхищение. Его лекции, распространяемые в Советском Союзе на кассетах, были символом борьбы против безбожия. В настоящее время, благодаря телевидению и интернету, выступления профессора Осипова получили всемирную известность и влияние на многочисленную, причём не только церковную, аудиторию. Наш Фонд долгое время плодотворно сотрудничает с профессором Осиповым, в ближайшее время при поддержке фонда выйдет цикл телепередач, посвящённых богословским темам, с участием профессора Осипова», - рассказала Вице-президент Фонда Святителя Василия Великого Елена Мильская.

К слову, о важности обращения к святым отцам Алексей Ильич рассказывал нашим зрителям в прямом эфире Телеканала "Царьград". «Православие считает истинным как в вопросах веры, так и в вопросах жизни, только то, что подтверждено общим опытом, общим учением тех людей, которые именуются святыми. Не богословов, не просто учителей, не просто авторитетных людей, не просто священнослужителей, а именно святых людей...», - сказал тогда Осипов.

И глядя на то, с какими вдохновением и энергией Алексей Ильич, вплотную подступивший к своему 80-летнему юбилею, передает нам, православным людям XXI века, это драгоценное наследие, появляется надежда, что святоотеческое возрождение нашей Церкви будет продолжено.

По мере покаяния и очищения Евангелие становится все дороже и ближе верующему, все больше и глубже говорит с душой человеческой, ее все явственнее и сильнее радует каждое его слово, потому что Господь, Дух Божий, живет в Евангелии. Он касается души, а душа человеческая нигде не может найти радости, истинной духовной радости, как только в Боге, Который присутствует и говорит в Своем Евангелии.

И вновь повторяю: как во времена Иоанна Предтечи, чтобы принять пришедшего Спасителя и уверовать в Него, нужно было очистить свою душу покаянием, в противном случае человек был не способен принять Его, что видим на примере книжников, фарисеев, старцев, первосвященников, которые оскорбляли, гнали, клеветали и, наконец, распяли Господа, поскольку не приняли проповеди Иоанна Крестителя и не покаялись в грехах своих, - так и в наше время. Если мы не покаемся в своих согрешениях, если не будем умолять Господа о прощении грехов, то также будем не способны ни читать Евангелие, ни искренно веровать в Господа. Ибо вера наша будет подобна трости, колеблемой ветром: сказал кто-то против веры, и мы уже отвергаемся Господа. Другой сказал за нее, и мы опять, кажется, поверили. Эта слабость веры свидетельствует о нашей нераскаянности, об отсутствии у нас живого чувства Бога. И если мы не потрудимся над очищением души своей от грехов, не покаемся искренно, то не способны будем твердо и глубоко веровать в Господа Иисуса Христа. Он постепенно удалится от нас, и мы погибнем, как погибли нераскаявшиеся книжники, фарисеи, лицемеры.

Человек и теперь по своим наклонностям и страстям остался тем же, что был при Спасителе. Но нам легче веровать в Господа, чем было во времена Иоанна Предтечи. У нас есть Евангелие, есть Церковь, есть двухтысячелетняя история христианства, есть миллионы примеров преображающего воздействия благодати Божией на человека, у нас есть замечательные образы великих святых, которые искренним покаянием из глубин греха взошли на вершины чистоты и духовного совершенства. Не отвергнем же своей леностью и небрежением зова Церкви, прибегнем к спасительному покаянию мытаря, блудницы, разбойника, чтобы Господь милосердный и нас вместе с ними принял в свои вечные обители. Аминь.

Слово в Неделю по Богоявлении и Собор святого Иоанна Крестителя

Вы сегодня в Евангелии слышали: когда Господь после Своего Крещения вышел на проповедь, то первыми Его словами, которые многократно повторялись и в дальнейшем, был призыв к покаянию. Покайтесь, - говорил Он, - ибо приблизилось Царствие Божие (см.: Мф. 4:17). Также вы слышали, что и величайшего из рожденных женами, Иоанна Крестителя, Своего Предтечу, воздвиг Господь для того, чтобы он именно покаянием подготовил людей к принятию Спасителя нашего Иисуса Христа - Господа, пришедшего во плоти на землю. Почему покаянием? Потому, что нет иной возможности сердцу человеческому уверовать в Бога и во Христа, нет другого пути в Царствие Божие, как только через покаяние.

Апостол говорит: Все мы много согрешаем (Иак. 3:2). Кто следит за собой, тот может искренно, от всего сердца сказать, что ежедневно, ежечасно, ежеминутно он не то, чем должен быть. Мы постоянно согрешаем и глазами, и ушами, и несчастным языком нашим, и помыслами - постоянно мы во грехах. Для очищения же от грехов есть только одно средство - это вера в Господа Иисуса Христа и обращение к Нему от всего сердца с просьбой, с молитвой: «Господи, сознаю свои грехи, будь милостив, прости меня. Каюсь, Господи, в своих согрешениях и постараюсь, насколько хватит у меня сил, не повторять их».

И если человек сознаёт свои грехи, не оправдывается в них никакими обстоятельствами, а только себя считает виновным в этих грехах, сокрушается о них, болеет сердцем, что своими грехами и Господа оскорбил, и душу свою осквернил, - если человек осознает все это и обратится с молитвой к Господу, Он за искреннее покаяние прощает его.

Что значит быть прощенным от Господа? Это значит, что Господь снимает тяготу греховную с души, исцеляет раны, которые наносит каждый грех душе человеческой, возвращает радость чистой совести, возрождает любовь к ближним.

Вот почему угодники Божии, у которых открылось внутреннее духовное зрение и видение души человеческой, утверждают, что душа грешного человека вся изранена, запачкана грязными пятнами, издает зловоние, что она подобна телу прокаженного. Напротив, душа святая - чистая, светящаяся, благоуханная. И есть только одно средство очистить душу - искренно от всего сердца покаяться, припасть пред Господом, умоляя Его, чтобы Он оказал нам милость, очистил проказу души нашей, не отверг нас с нашими грехами, но освятил и сподобил войти в Царствие Божие.

Вот и Сам Господь, и Иоанн Предтеча, и апостолы, Господом посланные во всю землю с проповедью, призывают: покайтесь, приблизилось Царствие Божие. Нет другого пути войти в Царствие Божие, как только деланием заповедей. Но так как мы их постоянно нарушаем, то лишь глубоким, искренним, от всего сердца покаянием можем открыть себе двери рая. Каждый из опыта своей жизни знает, что когда с кем-либо поссорится: с домашними ли, с детьми или с соседями, то как можно примириться, восстановить добрые отношения, как утишить тяготу сердечную, ту тяготу, которая всегда бывает при всех раздорах? Это возможно только в том случае, когда смиришься и скажешь от всей души тому человеку: прости меня, я виновен. И если искренно это сделаешь, а не языком только, то другой человек почувствует и так же искренне простит, и таким образом вновь водворится мир.

Так же восстанавливается мир и между грешным человеком и Богом, когда человек осознает свои грехи, восплачется пред Господом, станет умолять Его: «Господи, прости меня, будь милостив мне, грешному».

Поэтому будем помнить, что если мы постоянно, не только ежедневно, а ежеминутно согрешаем, пачкаем свою душу и раним ее, то нет другого средства очистить ее, как искренним покаянием.

Прибегнем же к этому всемогущему средству, которое дал нам Милосердный Господь, осознаем свои грехи, припадем к Нему, будем плакать и умолять Его: «Боже, милостив будь мне, грешному, прости нас и сподоби войти в Царствие Твое». Аминь.

Слово в Неделю о Закхее

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня в Евангелии вы слышали слова Самого Господа Иисуса Христа о том, что Сын Человеческий (так называл Себя Господь) пришел взыскать и спасти погибшего (см.: Мф. 18:11). Что значит: «взыскать и спасти погибшего»?

Каждому бросается в глаза страшное слово - «погибшего». Кого оно означает? Кого пришел «взыскать и спасти» Господь? Иуду ли, который вместе со всеми учениками несколько лет ходил и общался с Господом Иисусом Христом, видел все Его чудеса, но продал Господа? Продал своего Учителя за деньги и погиб. Господь называет его сыном погибели. Вот он погибший. Но спас его Господь? Нет, не спас, потому что этот человек явно и сознательно пошел против Истины, против совести. Спас ли Господь фарисеев, которые снаружи казались благочестивыми, на улицах останавливались и молились; давали милостыню, звоня или трубя в рожок, чтобы нищие сбегались со всех сторон и видели окружающие, и тогда они величественно раздавали милостыню? - Нет.

Фарисеи вообще лукавили и представлялись народу очень верующими, поскольку исполняли все до мелочи внешние обряды и даже умножали их число. Так, например, в субботний день по их предписаниям нельзя было даже носового платка нести, потому что это, оказывается, тяжесть, - вот как они «понимали» и «исполняли» заповеди Божии. А на самом деле фарисеи и большинство священства и учителей иудейских в Бога не веровали, потому и Самого Господа Иисуса Христа всю жизнь гнали, оскорбляли, клеветали на Него, наконец, предали Пилату, возбудили народ и распяли.

Так показали себя эти «благочестивые» фарисеи, священники, богословы, старцы. Они явно погибали. Спаситель с гневом говорил им: Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну (Мф. 23:33)? Не спас их Господь, потому что они противились Истине, Духу Святому, живущему в душе каждого человека и с особой силой явившемуся в делах Христовых. Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23: 35–38) - вот приговор Спасителя народу, не пожелавшему спасения.

Алексей Ильич Осипов, профессор Московской духовной академии, один из самых известных российских богословов, был последовательным противником канонизации бывшего императора.

Подозревать профессора в каких-либо политических пристрастиях невозможно, более того, Осипов называл монархию святыней. Однако как человек, скромно говоря, знающий предмет, он приводил целый ряд аргументов, доказывающих, что отрекшийся царь, несмотря на трагическую кончину, не имеет никаких признаков святости. Был и еще один аргумент совсем не богословского свойства: канонизация столь спорной фигуры вызовет разделение в обществе. Собственно, оно началось уже во время дискуссий о канонизации.

– По крайней мере, ясно одно: что в нашем обществе идет разделение, а это беда. Церковь призвана соединять, а не разъединять, – сказал он в одной из лекций. – Идет пропаганда святости, не удостоверенной Церковью. Причем любое возражение, любой голос против вызывает шквал оскорблений того, кто посмел возразить. Значит, речь идет не о святыне. Со святостью таких вещей не происходит.

Стоит напомнить, что сама идея канонизации замысливалась еще и как акт гражданского примирения. Через 16 лет после того, как она все-таки состоялась, вряд ли можно говорить о том, что царственные мученики стали объединяющим началом. С одной стороны – все тот же «шквал оскорблений того, кто посмел возразить» против святости отрекшегося царя, с другой – намеренное стремление спровоцировать этот шквал. Свежий пример – великое стояние депутата Поклонской против режиссера Учителя, снявшего фильм «Матильда», в котором цесаревич Николай крутит роман с прима-балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской. В картине имеются постельные сцены.

Амуры эти не являлись секретом для подданных, только одни уверяли, что у цесаревича с балериной были исключительно платонические отношения, другие – совсем не платонические: факт лишь в том, что никто свечку не держал. Но сама коллизия уже заключала в себе конфликт, поскольку «платоническая» позиция основывается на том, что с особой царской крови, а тем более святой, такого в принципе быть не может (в доказательство приводят дневники Николая), противоположная – очень даже может, хотя бы потому, что все мы человеки. В начале прошлого века, когда та же балерина стала фавориткой двух других цесаревичей, строила себе виллы в Ницце и Петербурге, во время тяжкой войны с Японией был повод поязвить. К примеру, юнкера Михайловского артучилища называли принятое на вооружение плохое орудие «гаубицей системы Кшесинской» с тем намеком, что деньги, на которые можно было бы купить хорошие пушки, ушли на строительство упомянутых вилл. Но сто с лишним лет спустя впору бы разойтись каждому при своем, однако не получается.

Почему бывший прокурор Республики Крым среди всего сонма русских святых выбрала для почитания именно Николая – причем почитания яростного, даже на 9 Мая с его портретом пришла, – я не знаю, да это и не важно. Утверждать можно лишь то, что ничего религиозного в этом почитании нет. Есть очень своеобразное представление об эффективности правления государя: «Николай Александрович – это железные дороги, самые низкие в мире налоги, доступное для всех образование, самое демократичное рабочее (трудовое) законодательство, прославление святых, строительство храмов и монастырей, сохранение самобытности России, Николай Второй – это свобода и честь Родины!» И еще есть страстное желание дать отповедь «радикалам всех мастей», не почитающим бывшего царя так же яростно, как сама Поклонская.

Что же касается автора «Матильды» – в прокат еще не вышедшей, но уже проверенной прокуратурой по запросу крымского депутата, – то Учитель, конечно же, знал, на что шел, и, надо полагать, шел, потирая руки в предвкушении скандала. Своего он добился, публика повалит смотреть картину, которую в мягком варианте обязательно назовут «спорной» и «неоднозначной», в жестком – «святотатственной», «мерзкой», «кощунственной» и пр. В прессе поднимется вожделенный хай, будет и весело, и страшно… Остается добавить, что в центре скандала человек, все же причтенный к лику святых.

После канонизации профессор Осипов сказал, что, как верное чадо Православной церкви, он будет почитать царственных мучеников. Но, вспоминая кипение страстей в прошлом и нынешнем веках, повторю его же слова: «со святостью таких вещей не происходит». Вообще, удивительно, что за время либерального господства, когда не только о Церкви, но и о самой вере гадости транслировались ежедневно, я не припомню случая, когда у кого-то из передовых умов возникло намерение сказать что-то дерзкое о других наших святых, особенно о самых почитаемых – Сергии Радонежском, Серафиме Саровском, Иоанне Кронштадтском, Ксении Петербургской, Матроне Московской… Помнится, только Новодворская призывала проклясть святого благоверного князя Александра Невского за то, что преклонил колено перед Батыем, вместо того чтобы преклонить перед Папой, – и тогда была бы у нас демократия и баварское пили бы. Может быть, этих святых не трогали, потому что они не имели никакого отношения к государственному управлению (кроме Невского опять же), а у передовых мозг работал только в политической и идеологической плоскостях. А царственных мучеников, к несчастью, «трогают», при этом защищающая сторона выглядит ничуть не лучше нападающей. Как-то сразу вспоминаешь, что «красные» и «белые» никуда не делись, только выглядят и называются по-другому и до рукоприкладства пока не дошло.

В продолжение темы:
Культура

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к...

Новые статьи
/
Популярные