Этот невидимка легкий и прозрачный газ. Исследовательская работа "воздух-невелимка". Интересные факты про воздушные загадки

Какой бывает воздух? Чистый, грязный, прозрачный, легкий, бесцветный, невесомый, а еще густой, душистый, смолистый, целительный. Где его можно найти? Под снегом у лисы в хвосте и еще во многих местах, о которых можно узнать, прочитав урок Татьяны ШОРЫГИНОЙ.

Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!

Вы, конечно, догадались, что речь идет о воздухе, которым мы дышим. Воздух нужен не только людям, но и растениям, рыбам, птицам и зверям.
Какими свойствами обладает воздух?
Это бесцветный, прозрачный газ, он не имеет запаха, в его состав входят разные газы: азот, кислород, углекислый газ.
При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 л кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день!
А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют в атмосферу кислород.
Давайте внимательно рассмотрим зеленый листочек.

Нижняя поверхность листа, покрытая прозрачной пленкой, усеяна очень мелкими отверстиями. Их называют устьица, хорошенько разглядеть их можно в лупу. Они то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ. На солнечном свету из воды, которая поднимается от корней по стеблям растений, и углекислого газа в зеленых листьях образуются сахар, крахмал и выделяется кислород.
Не зря растения называют зелеными легкими планеты.
Какой чудесный воздух в лесу! Густой, целительный настой. В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии.
Смолистые запахи ели и сосны, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами, загрязнен частицами копоти и пыли, ведь в городах много машин, есть фабрики и заводы. Дышать таким воздухом для человека вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья и кустарники: липы, тополя, сирень.
Высокие стройные тополя с зеленовато-серыми стволами украшают площади и улицы, скверы и парки наших городов. Когда подует ветер, свежая и блестящая тополиная листва вскипает, словно морская волна, бежит серебристыми волнами, а зеленый шум тополей напоминает морской прибой.
Тополя чаще других деревьев сажают в городе, во-первых, потому, что они прекрасно очищают городской воздух от пыли и копоти, во-вторых, они выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья.
Один тополь выделяет столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей.
Но и это еще не всё! Тополя неприхотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то уже к осени вырастет метровое дерево.
Почему же тополя хорошо очищают воздух?
Да потому, что тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы грязи и пыли. Он свисает вниз на длинном черешке, слегка сжатом с боков. Благодаря такой форме черешка листья тополей очень подвижны, трепещут и дрожат даже при легких порывах ветра и хорошо улавливают пыль.

У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо пропускает тепло.
Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.
Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном зимнем лесу никакой мороз не страшен!
Послушайте, как готовится к долгой суровой зиме белка.

Лес осенний облетает,
Льется рыжий листопад.
Скоро белка поменяет
Золотистый свой наряд.
Шубка зимняя на ней
Станет гуще и пышней,
Станет серым, серебристым
Хвостик белочки пушистый.

У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пышным хвостом.
А какой великолепный, густой, блестящий хвост у лисицы! В самые сильные морозы ей не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.
Зимой и на лапах рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лисонька надела теплые валенки и ходить по снегу и льду ей не холодно.
Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там им и тепло, и уютно.
А птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее!

Веет стужею январь.
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег:
Он их греет, словно мех.
Бродит по лесу лисица,
Ищет, чем бы поживиться.
Замер лес, кругом ни звука,
Но лисичка чутким слухом
Слышит: возятся, пищат
В норках выводки мышат.
И плутовка быстро, быстро
Разгребает снег пушистый,
А мышата – наутек,
Раз – и спрятались под стог!

Давайте вместе подумаем, что такое ветер. Правильно! Ветер – это движение воздуха. Ветер колышет листья на деревьях, летом он приносит прохладу и свежесть. Осенью дуют сильные, порывистые ветры, они срывают пожелтевшие листья, качают ветви деревьев.

ОСЕННИЙ ВЕТЕР

Узнаете, дети?
Я – осенний ветер,
Смелый и свободный,
Но порой холодный.
Я порывист, весел, скор,
С кленов я сорвал убор.
Всюду кружатся, летят
Золотые листья
И укутывают сад
Рыжим мехом лисьим.

Зимою ветры кружат снежинки и наметают высокие сугробы. Мы говорим, что метет снежная метель, а снежную бурю называем пургой или бураном.

Вопросы и задания .

1. Расскажите о свойствах воздуха.

2. Из каких газов состоит воздух?

3. Почему деревья называют зелеными легкими планеты?

4. Нарисуйте лист дерева.

5. Почему в городах чаще других деревьев сажают тополя?

6. Как густой и пышный мех защищает животных от холода?

7. Почему некоторые птицы зимой зарываются в снег?

Аксана Крикунова
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Прозрачный невидимка»

Ознакомление с окружающим

Тема занятия : «Прозрачный невидимка » .

Программное содержание :

Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на Земле.

Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

В ходе опытной деятельности учить детей наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, соблюдать правила безопасности.

Развивать наблюдательность и любознательность и навыки творческой исследовательской работы.

Активизировать и обогащать речь детей при помощи чтений стихотворений и инсценировании сказки «Спор» , ответов на вопросы.

Воспитывать интерес к окружающей нас действительности.

Словарная работа :

Воздух, прозрачный , невидимка , газ, не имеет запаха, бесцветный, живая, не живая.

Подготовка к занятию :

Художественное слово;

Человечки- умники;

Дидактические игры;

Воздушные шарики на каждого ребенка;

- маски : солнце, вода, воздух, растения;

Стаканы с водой на каждого ребенка;

Трубочки;

Камешки;

2 листа бумаги;

Бумажный человечек;

Таз с водой;

Замершая вода в бутылке;

Горячая вода;

Карточки- синие и красные;

Ход занятия.

Дети стоят в кругу, воспитатель загадывает загадку :

Он везде нас окружает,

Все пространство заполняет.

Он невидимый , но все же

Без него мы жить не можем.

Ни деревья, ни зверюшки,

Ни букашки, ни лягушки. (воздух)

А давайте мы с вами вспомним стихотворение «Прозрачный невидимка » .

Он – прозрачный невидимка ,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу- густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплый,

Веет холодом зимой,

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим. !

Ребята, вы конечно уже догадались, что сегодня речь пойдет о воздухе, которым мы дышим.

А сейчас ребята вдохните воздух, и попробуйте не дышать. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание.

Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)

Какой можно сделать вывод?

Вывод : Человек не может жить без воздуха.

(дети садятся)

А скажите, кому еще нужен воздух? (ответы детей) . А если сказать одним словом- живой природе.

Ребята, а природа у нас бывает какая? (живая и не живая) .

Давайте назовем 5 признаков живого :

Двигается

Питается

Размножается

Давайте с вами поиграем в игру «Что лишнее?» .

Воспитатель : - Но что же такое воздух?

А кто из вас его видел?

Может быть его и нет совсем?

А что бы ответить на все эти вопросы : «Есть ли воздух, где и как его обнаружить?» . Для этого я вас приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию .

Возьмите шарик и надуйте его. Как вы думаете, что внутри шарика? (воздух) . А теперь сдуйте шарик и положите на стол. Что выходило из шарика? (воздух) .

А как вы думаете есть ли воздух внутри нашего организма?

Давайте проверим : опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что появляется, пузырьки, значит с нашего организма выходит воздух.

А как вы думаете в воде есть воздух? (ответы детей)

Давайте проверим : бросьте в стаканчик с водой камешек. Что появилось вокруг камешка? (пузырьки) . Значит и в воде тоже есть воздух.

Проходите на свои места

А сейчас проверим, есть ли воздух вокруг нас?

Для этого я возьму 2 листа бумаги, одинаковые по размеру. Один сожму в комок. Теперь я стану на стул и одновременно выпускаю из рук 2 листа.

Какой лист быстрее упал на пол? Как вы думаете, почему лист который мы смяли упал на пол быстрее расправленного. ?

Вывод : Вес у 2 листов одинаков, но комок падал быстрее, а лист медленнее, его задерживал воздух. Чем больше поверхность листа, тем медленнее он падает.

Опыт №5. «Водолаз» .

У меня в руках стакан,там находится бумажный человечек, я его прикрепила ко дну стакана, переверну стакан и попробую его погрузить в воду. Вода не попадает в стакан, почему? В стакане находится воздух

А как вы думаете, в замершей воде есть воздух? Давайте проверим!

Бутылка с замороженной водой ставится в горячую воду, а на горлышко бутылки надевают воздушный шарик. И посмотрим, что же произойдет с шариком.

Вывод : воздух находится везде и вокруг.

А теперь закрепим наши знания, поиграем в игру : «Согласен или не согласен» . У вас есть 2 кружочка : красный и синий. Я буду говорить утверждение, если вы со мной согласны- поднимаете синий кружок, а если нет то красный. Слушаем внимательно.

1. Воздух окружает нас со всех сторон. (синий)

2. Воздух не видим, и он прозрачный . (синий)

3. Человек может жить без воздуха. (красный)

4. Воздух имеет свой вкус. (воздух не имеет вкуса) (красный)

5. Бумажный комок падает медленнее ровного листа. (красный)

6. Чистый воздух не имеет запаха. (синий)

Но воздух очень хорошо присваивает чужие запахи. Чем может пахнуть воздух?

Свежестью после дождя;

Сосновой смолой;

Дымом, если по близости горит костер.

7. Назовите пословицы и поговорки про ветер :

Ветром море колышет

Ищи ветра в поле.

Кто посеет ветер, тот пожнет бурю.

Против ветра не надуешься.

Дети становятся в кружок и садятся на корточки.

Аутотренинг.

Закройте глаза и мы с вами отдохнем. Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Воздух пахнет морозной свежестью. Мне хорошо и приятно. Я очень рад,что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.

Откройте глаза и послушайте музыку. Что напомнила вам

музыка (Дождь, гром, ветер) .

Дети, откуда берется дождь, снег? (ветер пригнал тучи) .

А что такое ветер? (движение воздуха)

Как можно почувствовать ветер? (машут ладонями)

Что вы при этом ощущаете? (прохладу, свежесть) .

Воспитатель : Откуда прилетает ветер?

Как он образуется?

А вот как. Солнце греет Землю не одинаково, где то теплее, а где то холоднее. Массы холодного воздуха мчатся туда, где теплый воздух освободил место холодному, потому что теплый воздух легче чем холодный, и теплый воздух поднимается вверх, а холодный занимает его место внизу. И при соединении теплого и холодного воздуха, и образуется ветер. Давайте проведем опыт

Зажгем 2 свечи. Приоткроем дверь на улицу. Одну свечу держим внизу около двери, другую вверху. Пламя верхней свечи направлено наружу, а нижней во внутрь. Как мы с вами и говорили, что холодный воздух тяжелый, неповоротливый он к нам заходит снизу в комнату и пламя свечи идет во внутрь. А теплый воздух легкий, он поднимается вверх и идет путешествовать на улицу. Где они встречаются, появляется ветер. А ветер – это и есть движение воздуха.

А сейчас послушайте отрывок из стихотворение А. С. Пушкина «Ветер, ветер, ты могуч» .

Ветер, ветер, ты могуч

Ты гоняешь стаи туч

Ты волнуешь сине море,

Гордо реешь на просторе.

Ветер, по морю гуляет

И кораблик подгоняет ,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Ребята, а сейчас мы поиграем игру : «Умники и умницы» .

Я буду задавать вам вопросы, а вы за правильный ответ будите

получать «человечка – умника или умницу» .

Вопросы :

Что такое ветер? (движение воздуха)

Назовите паука, который использует воздух для строительства своего дома? (паук- водолаз; паук- серебрянка)

Где воздух лучше в лесу или в городе? (в лесу)

А когда воздух в городе становится свежее и чище? (когда пройдет дождь или снег)

Почему растение «перекати поле» назвали именно так? (Потому что, только ветер может оторвать это растение от земли, и долго- долго катать по полю, словно колобок.)

«Однажды туристы собрались в поход. Один из них по имени Петр Иванович любил бабочек. Он наблюдал за ними повсюду. «Скорее бы добраться до вершины! Там, наверное, столько бабочек, стрекоз и жуков, которых я никогда в жизни не видел!» - думал он. Но чем выше и выше поднимались туристы, бабочек и стрекоз становилось все меньше и меньше. Да и те не летали, а в основном ползали по земле. На самой же вершине и вовсе никто не летал. Удивился Петр Иванович и задумался : «Почему же все таки не живут здесь бабочки» ? (Чем выше поднимаемся в горы, тем сильнее становится ветер. При сильном ветре насекомые не могут летать, ветер их сдувает и уносит).

Какие растения с летающими семенами вы знаете? (береза, клен, тополь, ясень, липа, камыш, сосна, ель) .

Какие источники загрязнения воздуха вы знаете? (автомобили, заводы)

Ведущий : Вот сколько человечков вы заработали. Молодцы.

Ребята, а сейчас мы вспомним с вами сказку «Спор» .

Сказка «СПОР»

детям надеваем маски

Ведущий : Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее?

Вода : Без меня нельзя жить на Земле.

Воздух : И без меня нет жизни на Земле.

Ведущий : Долго они спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого- нибудь. Спросили у растений.

Вода и Воздух : Скажите, что для вас важнее воздух или вода?

Растения : Без воды не проживешь. Нам вода нужна для роста и питания.

Ведущий : Обрадовалась вода!

Вода : «Я самая важная» !

Растения : Но и без воздуха не проживешь! Он нам нужен для того, чтобы дышать.

Ведущий : Обрадовался воздух!

Воздух : «Я самый важный» !

Ведущий : Переглянулись Вода и Воздух, и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали тоже самое.

Услышало Солнце их спор, удивилось :

Солнце : «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю свет и тепло. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения и животные, и люди. Погибнет все живое».

Ведущий : И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно :

Воздух : И Воздух!

Вода : И Вода!

Солнце : И Солнце!

Держатся за руки и говорят :

Все : «Мы вместе- сила!» - руки поднимают вверх.

Воспитатель : Что мы сегодня узнали на занятии?

Что вам понравилось на занятии?

(ответы детей)

На этом занятие наше окончено. Но после сна мы с вами еще побеседуем о ветре и я прочитаю вам сказку, которая называется «Южный ветерок» .


Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Как целительный настой, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает теплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой. Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам необходим!






Воздух движется Возьмите листок бумаги и помашите им около лица. Вы почувствуете легкий ветерок, это колебания воздуха; Движение воздуха в горизонтальном направлении называется ветер; Ветер возникает тогда, когда на место теплого воздуха поступает холодный воздух.






Теплый воздух поднимается кверху Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар, дирижабль. Это свойство воздуха можно увидеть и на улице, когда, например, теплый воздух из труб поднимается вверх.




Воздух сохраняет тепло Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки? В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло. Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег? Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.





"Воздух-фокусник"
(средняя группа)
Составила: Мелякина
Елена Владимировна
(воспитатель 1 категории)
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
Актуальность проекта: Актуальность и эффективность проекта
заключается в том, что непосредственно ребенку
предоставляется возможность не только проявить себя, но и
пополнить знания. При этом, развивая творческие способности
и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки
проектной деятельности, а также обеспечивается
индивидуальная траектория развития ребенка, где
предоставляется возможность участия в проекте в
соответствии с его способностями и интересами.
Таким образом, действия воспитателя состоят в том, чтобы
помочь каждому ребенку поверить в свои силы, создать
«ситуацию успеха», оценить свои возможности, заложить
основы интеллектуального образования.
Объект проекта: воздух.
Предмет объекта: как, используя свойства воздуха, показать
фокусы.
Цели проекта:

·
·развивать творческие способности ребенка, активизация
мышления в процессе расширения специально-моделируемых
проблемных ситуаций с воздухом.

·
·обогащать личный опыт ребенка и создать условия для
расширения представлений о свойствах воздуха: «обладает
силой», «передает запахи» и др.

·
·развивать поисковую деятельность ребенка: умение
планировать этапы своих действий, аргументировать свой
выбор; умение находить нестандартные решения в
проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные
способы использования обычных вещей; систематизация
знаний о свойствах воздуха; совершенствование уровня
накопленных практических навыков: экспериментирование с
объектами неживой природы; создание предметов-
заменителей, дополняя их соответствующими деталями

·
·активизировать речь ребенка;

·
·учить ребенка разрабатывать гипотезы, развивать
стремление к самостоятельному получению знаний опытным
путем.
Гипотеза: Воздух присутствует везде и он не виден, но его
можно использовать.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный (1 неделя)
На первом этапе реализации проекта, поисково-
аналитическом или подготовительном, мы исходя из
интересов ребенка, проводилось анкетирование
родителей, обсуждение целей, задач проекта с
родителями, создание условий необходимых для
реализации проекта. Затем обозначили проблему: где
найти невидимку-воздух? Что хотели бы узнать о нем?
Применение воздуха. Как и из каких источников мы
можем получить информацию о воздухе?
2 этап – основной (2 недели)
Накопление знаний и умений в разнообразных видах
деятельности:
– беседы (где найти невидимку; свойства невидимки;
как работают предметы; что умеет невидимка), рассказы
из энциклопедий, видеосюжеты (воздух в природе)
– игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации
разного типа (каким бывает воздух, что происходит с
воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух
движется и др.);
– трудовая деятельность (изготовление модели
воздушного змея, «хитрой змейки» для определения
свойства воздуха);
– экспериментально-исследовательская деятельность
(«Как увидеть воздух?», «Почему взлетает воздушный
шарик?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Что
умеет воздух?» и др.);
– решение проблемных задач и ситуаций (как
проверить, что воздух обладает силой и др.);
– проявление действий воздуха в природе;
– тематические занятия: («Какой воздух в нашем
городе?», «Свойства воздуха», «Воздух – невидимка).
3 этап – презентационный (1 неделя)
– изготовление модели воздушного змея;
– занятие-развлечение «Воздух-фокусник»;
– отражение усвоенных знаний о свойствах воздуха в
рисунках «Невидимка в гостях».
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Оборудование и материалы: баночки, стаканчики, палочки,
мыльные пузыри, мешки полиэтиленовые, пробки, мелкие
игрушки, пластилин, изготовленный змей, фен, парусник,
воздушные шары, мячи и др.; познавательная литература,
картины и иллюстрации, видеоматериалы, фотоаппарат,
материалы для продуктивной деятельности, компьютер.
Предполагаемый продукт проекта: занятие-развлечение
«Воздух-фокусник», рисунок « Невидимка в гостях».
Список литературы:
1. Н.А.Рыжова «Воздух невидимка» Москва, 1998г.
2. Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим
миром» Санкт- Петербург. «Детство Пресс», 2011г.
НОД на тему: «Воздух – невидимка»
(для детей среднего возраста)
Задачи:

·
·Дать детям представления о том, что наличие
воздуха одно из условий существование живых
организмов.

·
·Формировать интерес к экспериментальной
деятельности, моделированию.

·
·Развивать логическое мышление, интерес к
природным явлениям.

·
·Воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.
Словарная рабо
·та: Обогатить словарь детей словами:
лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предварительная работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость
воздуха;
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, я сейчас загадаю вам загадку,
а вы попробуете ее отгадать:
Через нос проходит путь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Воспитатель: - Правильно, это воздух.
- Ребята, а кто знает кто изучает воздух.(ученые)
- А где работают ученые? (в лаборатории)
- А вы хотите поиграть в ученых, и посетить нашу
лабораторию.
Воспитатель рассказывает детям о правилах поведения в
лаборатории.
- Ребята, давайте с вами проведем опыты:
Опыт 1: Подуть в трубочку, опущенную в стакан с
водой.
Воспитатель: - Подуйте в трубочку, опущенную в стакан
с водой. Что происходит?
(выходят пузырьки)
Воспитатель: - Вот видите! Значит, воздух есть у нас
внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы
подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом
выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки.
Посмотрите.
Воспитатель: - Ребята, а какие пузырьки можно еще
пускать?(мыльные)
Воспитатель: - А вы хотите попускать мыльные? (Да)
- А как вы думаете, что находится внутри мыльных
пузырей?
Дети: - мыло.
Воспитатель: Конечно, мыло!
Воспитатель: - Мыльные пузыри получаются из мыльного
раствора и воздуха путем надувания. Пузырь
увеличивается в размере, когда туда проникает воздух.
При надувание мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из
себя.
(Каждый ребенок надувает свой пузырь)
Воспитатель: - Посмотрите, у каждого пузырь получился
разный, у кого большой, у кого маленький, но все они
получились из мыльного раствора.
Воспитатель: - Скажите, мне а мы с вами воздух видим?
(нет)
- Правильно, не видим, а как вы думаете, поймать мы
его сможем?(нет)
Воспитатель: - А
хотите, я вам покажу,
как можно поймать
воздух?
Опыт 2: Что в пакете?
Воспитатель: -
Давайте, возьмем
полиэтиленовый пакет.
- Что в нем? (он
пуст)
- Давайте, сложим его несколько раз. Посмотрите,
какой он тоненький.
- Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и
закрутим открытый конец. Посмотрите пакет стал
упругим, плотным.
Воспитатель: - А теперь, что вы видите? (В пакете
воздух)
Воспитатель: - А если мы с вами отпустим его, что
произойдет с пакетом?
(он станет, плоским и тоненьким)
Воспитатель: - Давайте дружно наберем воздух в пакет,
а затем дружно его выпустим.
Воспитатель: - Вокруг нас находится воздух, только мы
его не видим, но с помощью носа, мы можем его
чувствовать.
- С помощью чего мы можем почувствовать запах? (с
помощью ветера)
Воспитатель: - А как можно создать условия ветра в
нашей лаборатории.
- Правильно с помощью ветерка, веера, фена, вертушки.
Воспитатель: - Как вы думаете, что еще можно сделать
при помощи ветра?
(Волны на воде, попускать корабли, сделать веер и
подуть на лицо)
Воспитатель: - Я машу веером, толкаю воздух,
получается ветер. Если я не вращаю вертушку, то
воздух не движется, и вертушка не вертится.
- Оказывается, воздух двигается и доносит до нас
разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет.
Воспитатель: - Мы сегодня с вами пытались увидеть
воздух и поймать его, а еще я предлагаю вам его
услышать.
- А вы знаете как это можно сделать?
- Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие
задание, нам надо подкрепиться:
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети
садятся).
Опыт 3: "Что звучит? "
Воспитатель: - Я вам предлагаю сейчас услышать
воздух. Давайте возьмем бутылочки приставим их к
нижней губе и подуем сбоку в горлышко.
- Что происходит с воздухом? (он свистит)
- Давайте еще возьмем край листочка тонкой бумаги
(можно фольгу) приложим его к губам и подуем вдоль
нее так, чтобы получился звук.
Воспитатель: - Что происходит?
Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он
заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук.
Воспитатель: - Для того чтобы подтвердить, давайте
просто приложим бумагу к губам и попробуем что-то
сказать.
- Что мы чувствует? (ощущаем дрожание бумаги)
Воспитатель: - А как вы думаете, какие еще предметы
издают звуки?
- Конечно же, это и шелест листвы - шуршание бумаги;
переливание воды - шум ручья; стук пальчиками по
металлу - стук дождя.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились с
заданиями как настоящие ученные, и даже справились
последним заданием, о котором подробнее мы поговорим
с вами при следующей встрече.

В продолжение темы:
Культура

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к...

Новые статьи
/
Популярные