Анализ образа собакевича. Образ и характеристика собакевича в поэме мертвые души гоголя сочинение. Отношение к окружающим

Среди вереницы персонажей, изображенных мастерской рукой Гоголя, образ Собакевича в поэме «Мертвые души» отличается особой фактурностью.

Он материально ощутим во всей своей грубой, громоздкой, но прочной и надежной вещественности.

Собакевич – яркая деталь в общем грандиозном полотне помещичьей России первой половины XIX века, созданном великим русским писателем.

Портрет Собакевича

Первое впечатление от Собакевича – средней величины медведь. Лицо его словно вырублено топором несколькими неловкими ударами.

Он неповоротлив, обязательно наступит собеседнику на ногу. Зовут его Михаил Семенович, что также подчеркивает его медвежью сущность.

Характер имеет основательный, в умозаключениях прям и груб. Жена его — высокая дама с лицом, похожим на огурец.

Возраст Собакевича Гоголь не указал конкретно. Судя по всему, ему от 40 до 50 лет. В то время, когда Гоголь работал над поэмой, ему было чуть за 30. В таком возрасте и сорокалетние кажутся чуть ли ни стариками.

Следовательно, Гоголь предполагал возраст Собакевича никак не более сорока лет. Этому персонажу посвящена вся пятая глава поэмы.

Жизненные цели

Цель Собакевича – просто жить. Душа его находится где-то далеко, как Кощеево яйцо. И понятно, что Собакевич любит безраздельно властвовать. Он хочет, чтобы все было по его воле, даже если это неправильно.

Прогресс и Собакевич – две несовместимые вещи. Гоголь отмечает в лирическом отступлении, что такие люди, как Собакевич, уж лучше пусть будут помещиками. Так как если они придут во власть, то горе будет стране и особенно чиновникам, которые подпадут под их власть, ведь чиновников можно «щелкать» без вреда для себя, а крестьян нельзя, ибо при этом ты теряешь свой заработок.

Любимые занятия

Помещик Собакевич любит поесть. Делает он это также основательно, как и все, что он делает: уж подавать на стол, так целую свинью. После еды любит поспать.

Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.

Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у .

Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.

Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству

Интерьер усадьбы Михаила Семеновича под стать хозяину до такой степени, что каждый предмет мебели как бы говорит: «я тоже Собакевич».

Все хозяйство его устроено крепко, основной упор делается не на мелочное украшательство, а на прямую пользу, долговечность, основательность.

Не нужны ему окна – он их заколотил, понадобилось окно – вырезал там, где нужно, совсем другого размера. Внешний вид Собакевичу не важен – только польза.

Он заботится о своих крестьянах. Ведь чтобы крестьяне приносили доход, они должны жить в крепких постройках и хорошо кушать. Дома их сделаны без излишеств, но даже сараи сложены из полновесных бревен.

Манера поведения и речь помещика

Медведь, совершенный медведь, убеждался Чичиков, продолжая общаться с Собакевичем. Все-таки он наступил ему на ногу.

Ему трудно двигать шеей, поэтому смотрит несколько вниз и вбок, тем не менее, он быстро понимает суть происходящего.

Речь его кратка, в ней и следа нет красивостей Манилова , говорит только по существу вопроса. Собакевич с презрением относится ко всему современному: «вот, раньше были люди!».

Он даже о себе говорит с пренебрежением, полагая, что его отец был и здоровее, и крепче, чем он сам. О своих умерших крестьянах Собакевич произносит целую оду.

Отношение Собакевича к предложению Чичикова

Предложение о продаже мертвых душ Собакевич воспринял так, словно речь шла об обычной вещи. Прервав осторожные подходы Чичикова, начавшего о «благе государства», он сразу перешел к обсуждению цены. В поэме это производит комический эффект.

Отношение к окружающим Собакевича

Об отношении Собакевича к знакомым исчерпывающе говорит хотя бы эта его фраза: «один прокурор в губернии хороший человек, да и тот свинья». Даже губернатор у него мошенник, а все вокруг христопродавцы.

Однако со своими мужиками он в ладу, попусту их не обижает и всегда поддержит в укреплении своего хозяйства.

Собакевичу свойственна вера, что раньше все было лучше: и люди здоровее и даже животные были крупнее. Тут заметен след мифа о золотом веке, свойственный людям всех времен и народов.

Сближает его с народом и нелюбовь ко всему иностранному, презрение к либеральным идеям, прогрессу.

Заключение

Если Плюшкина Гоголь однозначно осуждает, к Собакевичу у него нет четко отрицательного отношения. Где-то, за тоннами юмора, иронии, проглядывает и авторская симпатия. Пожалуй, в образе Собакевича присутствует чистый юмор, без того пронзительного трагизма, который читатель ощущает в таких персонажах, как Плюшкин или Манилов.

Как натура практическая, хладнокровная и рассудительная, Собакевич великолепно понимает, что нужно и полезно в его положении. Он трезвый реалист, стоит на почве фактов и ведет свою линию. Собакевич очень неглуп и толков хотя он и не читает книжек. Если при всем том Собакевич имеет не-лепый, смешной вид, то объясняется это не его личными свой-ствами, а его положением: он очень умно и толково ведет свою линию, по линия-то его совершенно бессмысленна. Он душевладелец и в качестве такового живет, не противореча себе, умно и расчетливо, но так как само душевладение стало бессмысли-цей, то вся жизнь Собакевича приобрела нелепый характер ум-ной и расчетливой бессмыслицы. Пожалуй, можно задать воп-рос: почему же Собакевич с его умом не покидает бессмыслен-ной линии душевладения? Да просто потому, что для такого по-ступка слишком мало одного ума; тут нужен энтузиазм, даже героизм, на который апатичный, утилитарный Собакевич совер-шенно не способен. Он даже не задумывается над вопросом, ра-зумно ли душевладельческое существование. Он просто суще-ствует, живет в условиях душевладения и не делает глупостей, несообразных с этими условиями.

Собакевич прекрасно понимает, что явления новой меновой культуры враждебны душевладению, и потому сторонится их, насколько это возможно. Он ругает всякие городские деликате-сы и всему предпочитает домашнее изделие. Он предпочитает жирную «няню», приготовленную крепостным поваром, всяким покупным фрикасеям и платье, сработанное крепостным порт-ным, всем покупным модным одеждам.

В крепостной усадьбе нельзя было применить ни новой науки, ни новой техники, ни денежного капитала. Все попытки применить их здесь должны были принять глупый и бестолко-вый характер, должны были только ускорить разорение крепостной усадьбы. Здравый практический смысл избавил Собакевича от роли карикатурного сотрудника новой культуры. Но от этого он не сделался менее смешным. Отказываясь от участия в построй-ке денежно-меновой культуры, Собакевич необходимо отказы-вался от всякого культурного строительства и, следовательно, осмысленного, разумного существования. Воскресить старую натурально-поместную культуру, вдунуть в нее живую душу не мог Собакевич и никто в мире. Собакевич не мог сделаться служилым человеком, получающим кормление от государевых крестьян. Служить он мог только в качестве чиновника за день-ги, а не в роли помещика, а с крестьян мог только тянуть ни за что ни про что барщину да оброк, а не кормление. Словом, в жизни Собакевича не оставалось места ни для какой серьезной творческой деятельности, ни для серьезной глубокой мысли, ни для каких важных обязанностей. Поэтому и его трезвый прак-тический ум, не находя себе дельного приложения, обращается в грубое сквалыжничество, в котором нет решительно никакого смысла.

Трезвость, практичность и расчетливость Собакевича выра-жаются в грубом обжорстве, невероятной лепи, исправном собирании оброков, собирании совершенно бесцельном, потому что все это будет лежать в шкатулке без всякого употребления,

В расчетливой прижимистости Собакевича, по существу, не больше смысла, чем в мотовстве Ноздрева. Бесцельная трата столь же нелепа, как и бесцельное накопление, а накопление и сквалыжничество Собакевича совершенно бесцельны. Сколько бы ни накопил он в своей шкатулке, это накопленное не понадо-бится ни для расширения личной его жизни, ни для иных про-изводительных и творческих целей. Это не расчетливость и на-копление труженика про черный день, это не накопление чело-века, перед которым носятся грандиозные творческие планы, а просто собирание по инерции, совершенно ненужное и никчем-ное. Вся жизнь пуста и ничтожна, вся она лишена цели, и ес-тественно, что расчетливое накопление оказывается бесцель-ным, расчетливым небокоптительством.

Вся бессмыслица собакевичевщины выступит для нас во всей ясности, когда мы взглянем на это явление в его крайнем вы-ражении, Представьте себе, что прижимистость и скопидомство Собакевича приобретают характер страсти, болезненно преуве-личенной потребности собирать и копить. Кстати сказать, среда и обстоятельства, в которых живут Собакевичи, весьма благо-приятны для подобного перерождения. Стоит только вспомнить, что это время разрухи поместного хозяйства под влиянием денежно-меновой культуры, что Собакевич со всех сторон слышит только треск разваливающихся усадеб и с легким холодком в сердце чувствует, как, постепенно замирая, докатываются до него гулкие подземные толчки, чтобы понять, какой тревогой и подозрительностью должна была наполниться расчетливая и скуповатая душа Собакевича. В его грубой речи действительно слышится желчное раздражение и угрюмая, хотя и не совсем понятная для него, меланхолия. Пусть эта тревога и подозри-тельность совьют прочное гнездо в душе Собакевича, и его рас-четливость приобретет более напряженный характер; смутный страх разорения заставит его съежиться еще больше, еще энер-гичней удариться в скопидомство, пока его прижимистость не разрастется наконец в необузданную скупость. Словом, Собакевич обратится в скупца Плюшкина.


Владения Собакевича Михаил Семенович Собакевич в поэме «Мертвые души» в галерее образов предстает перед читателями четвертым по счету персонажем. Знакомство с ним начинается задолго до появления самого героя. Взору Чичикова открывается большая деревня с крепкими и основательными постройками. Дом самого помещика как будто был определен «на вечное стояние». Постройки, принадлежавшие крестьянам, тоже удивили Чичикова своей надежностью и добротностью. В описании пейзажа нужно обратить внимание на леса, которые окружают деревню. С одной стороны был лес березовый, а с другой – сосновый. Это тоже указывает на хозяйственность владельца усадьбы. Гоголь сравнивает лес с крыльями одной и той же птицы, но одно из них светлое, а другое темное. Возможно, это указание на характер персонажа. Так Гоголь готовит читателя к восприятию непростого образа помещика Собакевича.




Внешний облик Собакевича Описание Собакевича, его внешние характеристики Гоголь дает в сравнении с животными и неодушевленными предметами. Это средней величины неуклюжий медведь. Он двигается, наступая на чьи-нибудь ноги. Его фрак медвежьего цвета. Даже имя, Михайло Семенович, вызывает у читателя ассоциацию с животным. Сделано это Гоголем совершенно не случайно. Характеристика Собакевича, описание его внутреннего мира начинается именно с восприятия внешности персонажа. Ведь мы в первую очередь обращаем внимание именно на такие особенности. Цвет лица Собакевича, который был каленым, горячим, как у медного пятака, тоже указывает на какую-то прочность, незыблемость характера.



Описание интерьера и образ героя поэмы Интерьер комнат, где жил Собакевич, необычайно схож с образом хозяина. Здесь кресла, стол, стулья были такие же неуклюжие, громоздкие, тяжелые, как и он сам. Читатель, ознакомившись с описанием внешности героя, его окружения, может предположить об ограниченности духовных интересов, о чрезмерной приближенности его к миру материальной жизни.



Что отличает Собакевича от других помещиков Образ помещика Собакевича, имея много общих черт с другими персонажами поэмы, в то же время сильно отличается от них. Это вносит некое разнообразие. Помещик Собакевич не только сам любит надежность и крепость во всем, но и своим крепостным крестьянам дает возможность жить основательно и твердо стоять на ногах. В этом проявляется практическая хватка и деловитость этого персонажа Когда состоялась сделка с Чичиковым по продаже мертвых душ, Собакевич собственноручно написал список своих усопших крестьян. При этом он помнил не только их имена, но и ремесла, которыми владели его подчиненные. Каждого из них он мог описать – назвать привлекательные и негативные стороны характера человека. Это указывает на то, что помещику небезразлично, кто живет в его деревне, кем он владеет. В нужный момент он воспользуется качествами своих людей, конечно, с пользой для себя. Он совершенно не приемлет чрезмерную скупость и осуждает за это своих соседей. Так Собакевич говорит о Плюшкине, который, имея восемьсот душ крепостных крестьян, питается хуже пастуха. Сам же Михайло Семенович угодить своему желудку очень рад. Чревоугодие, пожалуй, является его главным делом в жизни


Заключение сделки Это интересный момент в поэме. Момент заключения сделки, связанной с покупкой мертвых душ, многое рассказывает о Собакевиче. Читатель замечает, что помещик умен – он с полуслова понимает, чего хочет Чичиков. Снова на первый план выходят такие черты, как практичность и стремление все делать с выгодой для себя. Кроме того, в этой ситуации проявляется прямолинейность Собакевича. Иногда она переходит в грубость, невежество, цинизм, что является настоящей сущностью персонажа.


Что настораживает в описании образа героя Характеристика Собакевича, некоторые из его поступков, высказываний заставляют читателя насторожиться. Хотя многое из того, что делает помещик, на первый взгляд, кажется достойным уважения. Например, стремление к тому, чтобы крестьяне твердо стояли на ногах, вовсе не указывает на высокую духовность Собакевича. Это делается лишь с выгодой для себя – с крепкого хозяйства подданных всегда есть что взять. О городских чиновниках Собакевич говорит, что они мошенники, «христопродавцы». И это, скорее всего, является правдой. Но все сказанное не мешает ему иметь какие-то выгодные дела и взаимоотношения с этими мошенниками. Его отношение к науке, образованию резко отрицательно. А людей, которые занимаются этим, Михайло Семенович перевешал бы – так они ему ненавистны. Это связано, наверное, с тем, что Собакевич понимает: образование способно поколебать сложившиеся устои, а это невыгодно помещику. Отсюда и вытекает его тяжеловесность и устойчивость взглядов.


Мертвенность души Характеристика Собакевича со всеми ее положительными и отрицательными моментами позволяет сделать главный вывод: помещик Михайло Семенович мертв так же, как его соседи, чиновники из города, авантюрист Чичиков. Имея сложившийся характер, образ жизни, Собакевич и его соседи не допустят каких-то перемен вокруг себя. Зачем им это? Чтобы меняться, человеку нужна душа, а у этих людей ее нет. Гоголю ни разу не удалось заглянуть в глаза Собакевича и других персонажей поэмы (кроме Плюшкина). Этот прием еще раз указывает на отсутствие души. О мертвенности персонажей свидетельствует и то, что очень мало автор рассказывает о родственных связях героев. Складывается впечатление, что все они взялись ниоткуда, у них нет корней, значит, нет и жизни.



Михайло Семёнович Собакевич - один из помещиков поэмы Гоголя "Мёртвые души", к которому направился главный герой. После посещения Ноздрёва Чичиков направляется к Собакевичу. В его доме всё выглядит неуклюже, нет симметрии.

По внешности, Собакевич - человек, напоминающий медведя и собаку. То, как обустроено жилище помещика, вызывает впечатление, что Собакевич - хороший хозяин, его крестьяне совершенно не нуждаются в еде и одежде.

Собакевичем руководит денежный расчёт, но при этом он совсем не глуп. Его расчётливость придаёт ему деловитости, но в тоже время он остаётся тяжеловесным, неотёсанным и грубым. Потребность в деньгах заключается в том, что они должны окупать и обеспечивать все его плотские потребности. Тело Собакевича существует за счёт души, которая из-за его привычек обречена на смерть.

Собакевича можно назвать "рабом желудка". Еда для него - чуть ли не главное в жизни. Пища простая, но добротная и обильная. Собакевич напоминает медведя: большой, грузный, косолапый; природа недолго думала над его внешностью: "хватило топором раз - вышел нос, хватило в другой - вышли губы...". В крупном теле Собакевича застывает душа, духовно неподвижная. Собакевич яростно выступает против образования и науки.

Собакевич всех ругает: один только порядочный человек для него - прокурор, "да и тот, если сказать правду, свинья". Помещик даже не удивляется предложению Чичикова продать тому мёртвые души крестьян, поскольку умершие люди для него - просто товар. Он назначает высокую цену, расхваливая несуществующих крестьян, описывая их, какими они были при жизни.

Образ Собакевича 9 класс

Гоголь в своей знаменитой поэме представил целую галерею человеческих характеров, воплотив их в гротескных образах героев. В каждом из них он показал наиболее яркие отдельные черты, присущие русскому обществу.

Одним из них является Михаил Семенович Собакевич.

Он появляется четвертым в ряду помещиков, к которому обратился Чичиков по поводу покупки мертвых душ. При описании его внешнего вида, автор прибегает к сравнению с медведем. Он напоминает его и лицом и неуклюжими повадками, и своей недюжинной силой. Да и имя у него соответствующее медвежье - Михаил.

Этот образ отсылает читателя к русским сказкам про большого сильного, но при этом очень доброго топтыгина. Но у Гоголя он становится Собакевичем. Все фамилии персонажей поэмы говорящие. Они воплощают в себе главную особенность характера персонажа. И поэтому Михаил Семенович из сильного и доброго становится постоянно ругающимся и недовольным.

Полицмейстера он называет мошенником, губернатора разбойником. Все у него нехороши, вруны и нечисты на руку. Но сам при этом, когда ему понадобилось, спокойно соврал председателю палаты о том, что продал каретника Михеева, хотя тот знал о его смерти.

Описывая его поместье, автор указывает, что все окружающие предметы гармонируют с характером хозяина. Обстановка крепкая и неуклюжая. Собакевич хорошо умеет считать свои деньги, поэтому следит за своими крепостными, но не в силу какого-то человеколюбия, а потому что они тоже его собственность, приносящая доход. Он единственный из всех сразу понял намерения Чичикова, совершенно им не удивился, а лишь увидел в этом деле свою выгоду и продал мертвых душ по самой высокой цене.

Не имеющий никаких интересов, кроме желания плотно поесть, ругающий все новое и непонятное, начиная с французской еды, и заканчивая немецкими докторами, Собакевич предстает на страницах поэмы, как еще один пример русского дворянского сословья.

В этом образе Гоголь собрал и показал всю косность, ограниченность русского общества. Не случайно он замечает, что и в Петербурге встречаются такие же люди, как его герой.

Характеристика помещика Собакевича

Помещик Собакевич один из главных персонажей, на которых Гоголь акцентировал свое внимание.

Семенович, так называли его родственники, был отличным хозяином. Правда, глядя на его двор, можно было засомневаться, так как не все было идеально, как у других зажиточных помещиков, но все его строения, дома были высокими и прочными, а самое главное крепкими. Его поместье окружено толстым, крепким деревянным забором. В то время такой забор был показателем того, что люди живут богато.

Автор описывает героя как большого и неуклюжего человека. Сам по себе он не толстый, просто хорошо упитанный человек. Интерьер его дома больше напоминает берлогу бурого медведя. Большие и крепкие стулья, массивные кровати. Для него не важна красота мебели и интерьер комнат, для него важно в первую очередь функциональность. По всему дому висят огромные картины, в тяжелых деревянных рамах. На них изображены военные начальники, генералы. В доме все похоже на фактуру Собакевича от стула до кровати. Они такие же массивные, как и он сам. Сам по себе герой грубый, упертый и прямолинейный. Он не боится ни кого. Может сказать в лицо человеку, все, что он о нем думает.

Но в то же время он очень щедрый. Когда в дом приходит гость, хозяин накрывает волшебный стол. На пищи он не скупится, любит вкусно поесть. Собакевеч отличный собеседник.

Его хобби - это хозяйство. У него трудолюбивые крестьяне, с которыми он находит общий язык. Всех знает по именам, знает, кто умер, кто работал раньше. Крестьяне относятся к нему с большим уважением. Им нравится работать у такого человека. Людям приятно, что о них помнят и уважают. Каждый день Собакевич приходят к рабочим с самого утра, спрашивает как у кого дела. Если есть какие-то проблемы, он всегда рад помочь. Он очень дорожит людьми.

Собакевич хитрый помещик, он торгуется с Чичиковым, выторговывает за одну мертвую душу 100 рублей.

Этот герой не имеет души. Он прекрасно понимает, что Чичиков обманщик, так он и сам рад обогатится на этой сделки. Поэтому Собакевича можно назвать тоже обманщиком.

Вариант 4

В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» перед читателями предстаёт целая галерея ярких, запоминающихся гротескных образов русских помещиков, безжалостно осмеянных силой великого сатирического таланта писателя. Одним из таких персонажей, которых посетил Павел Иванович Чичиков, стал помещик Михайло Семёнович Собакевич.

Описывая внешность Собакевича, автор сравнивает его с медведем. Крупный, грузный, крепкий, неуклюжий, он напоминает этого зверя и лицом, и повадками, и недюжинной силой. Манера передвигаться тоже была медвежьей – Собакевич умудрялся постоянно наступать всем на ноги. Даже имя у него соответствующее – Михайло. Характеризуя внешность этого героя, Гоголь отмечает, что он из тех, о ком говорят, что он «неладно скроен, да крепко сшит». То же самое можно сказать и о вещах, окружающих Собакевича. Его жилище напоминает берлогу, обставленную нескладной, но крепкой, добротной мебелью.

Такое же впечатление неуклюжести и добротной крепости оставляет хозяйство Собакевича. Его дом, хозяйственные постройки, избы крестьян – всё говорит о том, что Собакевич – хороший хозяин. Он умеет находить с крестьянами общий язык, знает об их проблемах и нуждах. Только всё это идёт у него не от доброты душевной. Михайло Семёнович умён и отлично понимает, что чем лучшие условия он создаст своим крепостным, тем лучше они будут работать и тем больший доход он может с этого получить. Ну а деньги ему нужны для удовлетворения своих плотских потребностей, главная из которых – любовь к сытной еде. Собакевич не только любит и умеет покушать сам, он, как хлебосольный хозяин, щедро угощает своих гостей, в чём имел возможность убедиться Павел Иванович.

О том, что Собакевич далеко не глуп, говорит тот факт, что он, единственный из всех помещиков, сразу понял намерения Чичикова и заломил за мёртвые души непомерную цену, как за живых людей. Составляя список мёртвых крепостных, Собакевич подробно описывал их характер, умения, привычки, что ещё раз подтверждает – Михайло Семёнович рачительный хозяин, хорошо знающий дело, которым он занимается.

Как известно, все фамилии персонажей в поэме Гоголя – «говорящие». О чём же говорит нам фамилия Собакевич? О том, что персонаж этот груб, вечно всем недоволен и склонен ругать городских чиновников, называя их «разбойниками», «мошенниками» и «христопродавцами». Среди них одного прокурора он считал порядочным человеком, да и тот, по его мнению, был свиньёй. Впрочем, тут, пожалуй, с Михаилом Семёновичем трудно не согласиться.

Сочинение 5

«Мертвые души» - поэма, написанная Н.В.Гоголем в первой половине 19 века. В произведение писатель отразил образы людей своего времени, наделив помещиков сатиристическими чертами, высмеивающими их пороки.

Собакевич Михайло Семеныч – помещик, «четвертый» продавец мертвых душ, к которому приехал Чичиков. Точный возраст Собакевича не известен, сообщается лишь, что он живет «пятый десяток». Внешне герой похож на медведя, его отличает крепкое телосложение и хорошее здоровье. Собакевич прямолинеен, он не обладает деликатностью и учтивостью. Обо всех соседях помещик отзывается плохо, редко когда о ком-то Собакевич может сказать что-то хорошее.

Поместье и дома в деревне сделаны из прочного дерева, они практичны и удобны, но в тоже время лишены всяких украшений. Собакевич считает, что главной задачей жилых построек является защита людей от ветра и дождя, эстетическая красота для помещика – излишество, лишенное смысла. Собакевич работает на равне со своим крестьянами, в отличие от других помещиков, он не видит ничего плохого в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.

Собакевич женат, отношения внутри семьи складываются дружеские. С женой помещик мягок и нежен, насколько позволяет ему его характер. Также хорошие отношения у Собакевича с крестьянами, он знает каждого человека, живущего в деревне. О них он отзывается, как о хороших рабочих.

Среди привязанностей героя следует выделить его любовь к еде. Собакевич ценит простую пищу, призирает французскую кухню, с отвращением говорит о поедании лягушек и субпродуктов.

Собакевич хитрый расчетливый человек. О продаже мертвых душ Чичиков заговорил с ним «очень отдаленно». Однако помещик сразу понял всю выгоду сделки и назначил достаточно высокую цену. Заметив изумление Чичикова Михайло Семеныч начал рассказывать о мертвых крестьянах, как о замечательных работниках.

Нельзя сказать, что Собакевич строго отрицательный персонаж. В его образе присутствуют, как положительны, так и негативные черты. Однако, на мой взгляд, Собакевич, в отличие от Плюшкина, не является «омертвевшей» душой. Он заботится не только о себе и своем благосостоянии, но и о своих крестьянах.

Образ и характеристика Собакевича

В данном произведении присутствуют, как вымышленные персонажи, так и реальные. Например, одним из главных героев произведения «Левша» император Александр первый, он умен, образованный

  • Что всего дороже на свете? - сочинение

    Для меня очень просто ответить на вопрос: Что дороже на свете? Если человек затрудняется ответить, то он лукавит. Сами себе задайте этот вопрос, и первое что пришло в голову и есть ваш ответ.

  • Образ и характеристика Князя Ипполита Курагина в романе Война и мир сочинение

    Об образе светского повесы и шута Ипполита Курагина известно не так много. И все же, о второстепенном персонаже мирового романа «Война и мир» есть что сказать.

  • Замысел поэмы «Мертвые души», ставшей бессмертной, подарил Николаю Васильевичу Гоголю поэт Александр Сергеевич Пушкин. Создание произведения - это главная миссия, которую должен был исполнить Гоголь. Так считал сам писатель. В планах Гоголя значилось сочинение трех томов поэмы (по подобию Ад, Чистилище, Рай). Был написан и издан только первый том произведения. Только он и дошел до читателя. Печальная участь второго тома и причины, ее породившие, до сего времени остаются загадкой. Современные филологи в своих трудах пытаются разгадать тайны, связанные с написанием произведения. С этой целью тщательно изучаются и анализируются образы, созданные в поэме, дается характеристика Собакевича, Манилова, Коробочки и других главных персонажей.

    Галерея образов поэмы

    В поэме «Похождения Чичикова, или Мертвые души», а именно под таким заголовком произведение было издано впервые, представлена целая галерея образов - разных типов людей и даже неодушевленных предметов. Используя такой прием, Гоголь мастерски изображает уклад жизни России XIX века.

    Он показывает общие черты - невежество чиновников, произвол властей, тяжелую участь народа. Вместе с тем в поэме ярко представлены характеры отдельных персонажей, их индивидуальные особенности.

    Например, образ Собакевича, Плюшкина, Коробочки, Ноздрева, Манилова, Чичикова дает возможность читателю понять, что герои являются типичными представителями определенной эпохи, хотя каждый несет что-то свое, индивидуальное, отличное от других. Появления персонажей поэмы у Гоголя не являются случайными моментами. Их представление читателю подчинено определенному порядку, что является очень важным для раскрытия общего замысла произведения.

    Владения Собакевича

    Михаил Семенович Собакевич в поэме «Мертвые души» в галерее образов предстает перед читателями четвертым по счету персонажем. Знакомство с ним начинается задолго до появления самого героя.

    Взору Чичикова открывается большая деревня с крепкими и основательными постройками. Дом самого помещика как будто был определен «на вечное стояние». Постройки, принадлежавшие крестьянам, тоже удивили Чичикова своей надежностью и добротностью.

    Сразу видно, что внешняя сторона строений, их эстетичность совершенно не волнуют хозяина. Важна лишь функциональность, практическая выгода того, что его окружает.

    В описании пейзажа нужно обратить внимание на леса, которые окружают деревню. С одной стороны был лес березовый, а с другой - сосновый. Это тоже указывает на хозяйственность владельца усадьбы. Гоголь сравнивает лес с крыльями одной и той же птицы, но одно из них светлое, а другое темное. Возможно, это указание на характер персонажа. Так Гоголь готовит читателя к восприятию непростого образа помещика Собакевича.

    Внешний облик героя

    Описание Собакевича, его внешние характеристики Гоголь дает в сравнении с животными и неодушевленными предметами.

    Это средней величины неуклюжий медведь. Он двигается, наступая на чьи-нибудь ноги. Его фрак медвежьего цвета. Даже имя, Михайло Семенович, вызывает у читателя ассоциацию с животным.

    Сделано это Гоголем совершенно не случайно. Характеристика Собакевича, описание его внутреннего мира начинается именно с восприятия внешности персонажа. Ведь мы в первую очередь обращаем внимание именно на такие особенности.

    Цвет лица Собакевича, который был каленым, горячим, как у медного пятака, тоже указывает на какую-то прочность, незыблемость характера.

    Описание интерьера и образ героя поэмы

    Интерьер комнат, где жил Собакевич, необычайно схож с образом хозяина. Здесь кресла, стол, стулья были такие же неуклюжие, громоздкие, тяжелые, как и он сам.

    Читатель, ознакомившись с героя, его окружения, может предположить об ограниченности духовных интересов, о чрезмерной приближенности его к миру материальной жизни.

    Что отличает Собакевича от других помещиков

    Внимательный читатель обязательно замечает эту разницу. Образ помещика Собакевича, имея много общих черт с другими персонажами поэмы, в то же время сильно отличается от них. Это вносит некое разнообразие.

    Помещик Собакевич не только сам любит надежность и крепость во всем, но и своим крепостным крестьянам дает возможность жить основательно и твердо стоять на ногах. В этом проявляется практическая хватка и деловитость этого персонажа.

    Когда состоялась сделка с Чичиковым по продаже мертвых душ, Собакевич собственноручно написал список своих усопших крестьян. При этом он помнил не только их имена, но и ремесла, которыми владели его подчиненные. Каждого из них он мог описать - назвать привлекательные и негативные стороны характера человека.

    Это указывает на то, что помещику небезразлично, кто живет в его деревне, кем он владеет. В нужный момент он воспользуется качествами своих людей, конечно, с пользой для себя.

    Он совершенно не приемлет чрезмерную скупость и осуждает за это своих соседей. Так Собакевич говорит о Плюшкине, который, имея восемьсот душ питается хуже пастуха. Сам же Михайло Семенович угодить своему желудку очень рад. Чревоугодие, пожалуй, является его главным делом в жизни.

    Заключение сделки

    Это интересный момент в поэме. Момент заключения сделки, связанной с покупкой мертвых душ, многое рассказывает о Собакевиче. Читатель замечает, что помещик умен - он с полуслова понимает, чего хочет Чичиков. Снова на первый план выходят такие черты, как практичность и стремление все делать с выгодой для себя.

    Кроме того, в этой ситуации проявляется прямолинейность Собакевича. Иногда она переходит в грубость, невежество, цинизм, что является настоящей сущностью персонажа.

    Что настораживает в описании образа героя

    Характеристика Собакевича, некоторые из его поступков, высказываний заставляют читателя насторожиться. Хотя многое из того, что делает помещик, на первый взгляд, кажется достойным уважения. Например, стремление к тому, чтобы крестьяне твердо стояли на ногах, вовсе не указывает на высокую духовность Собакевича. Это делается лишь с выгодой для себя - с крепкого хозяйства подданных всегда есть что взять.

    О городских чиновниках Собакевич говорит, что они мошенники, «христопродавцы». И это, скорее всего, является правдой. Но все сказанное не мешает ему иметь какие-то выгодные дела и взаимоотношения с этими мошенниками.

    Настораживает читателя и то, что ни об одном человеке, с кем знаком Собакевич, с кем дружит, если это можно назвать так, он не сказал ни одного доброго слова.

    Его отношение к науке, образованию резко отрицательно. А людей, которые занимаются этим, Михайло Семенович перевешал бы - так они ему ненавистны. Это связано, наверное, с тем, что Собакевич понимает: образование способно поколебать сложившиеся устои, а это невыгодно помещику. Отсюда и вытекает его тяжеловесность и устойчивость взглядов.

    Мертвенность души Собакевича

    Характеристика Собакевича со всеми ее положительными и отрицательными моментами позволяет сделать главный вывод: помещик Михайло Семенович мертв так же, как его соседи, чиновники из города, авантюрист Чичиков. Читатель это явно понимает.

    Имея сложившийся характер, образ жизни, Собакевич и его соседи не допустят каких-то перемен вокруг себя. Зачем им это? Чтобы меняться, человеку нужна душа, а у этих людей ее нет. Гоголю ни разу не удалось заглянуть в глаза Собакевича и других персонажей поэмы (кроме Плюшкина). Этот прием еще раз указывает на отсутствие души.

    О мертвенности персонажей свидетельствует и то, что очень мало автор рассказывает о родственных связях героев. Складывается впечатление, что все они взялись ниоткуда, у них нет корней, значит, нет и жизни.

    В продолжение темы:
    Культура

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к...

    Новые статьи
    /
    Популярные