Выделяют базовый и повышенный уровни госста спо. Среднее профессиональное образование Специальности среднего профессионального образования

Среднее профессиональное образование (СПО) является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности.

В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО, среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доВУЗовскому высшему образованию.

В «Институте современного управления, кино и телевидения» среднее профессиональное образование реализуется по двум основным образовательным программам — базового уровня (код 51) и повышенного уровня (код 52). После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация по выбранному направлению. Повышенный уровень СПО обеспечивает расширенную подготовку по сравнению с базовым уровнем, при этом срок обучения увеличивается на один год. Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация — «по выбранному направлению с дополнительной подготовкой в области психологии, менеджмента, дизайна и т.д.

Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах обучения — очной, очно-заочной (вечерней) на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы).

Поступление на факультет среднего профессионального образования ИСОУ КиТ осуществляется по результатам Государственной итоговой аттестации (после 9 класса) и Единого государственного экзамена (после 11 класса).

Срок обучения по программам среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования (после 11 класса) составляет от 10 месяцев (экстернат) до 2-х лет 10 месяцев. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на один год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования (после 9 класса) срок обучения составляет от 2-х лет 10 месяцев, в зависимости от выбранной профессии, до 3-х лет 10 месяцев.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование (ВПО) по сокращенным ускоренным программам. При этом сокращение срока обучения будет составлять один год при наличии диплома о среднем профессиональном образовании базового уровня и два года — при наличии диплома о среднем профессиональном образовании повышенного уровня.

Есть ли нормативный документ, который позволяет медицинской сестре при отсутствии документов об обучении на старшую медсестру работать в этой должности на основании большого медицинского стажа работы.

Вопрос: В требованиях к квалификации старшей медсестры указано: Старшая медицинская сестра - среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Вопрос, что имеется ввиду под повышенным уровнем среднего профессионального образования? Есть ли нормативный документ, который позволяет медицинской сестре при отсутствии документов об обучении на старшую медсестру работать в этой должности на основании большого медицинского стажа работы?

Ответ: Вопрос 1: что имеется ввиду под повышенным уровнем среднего профессионального образования?

Это означает, что в дипломе присвоена квалификация : медицинская сестра с углубленной подготовкой .

с 1 сентября 2004 года был введен Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0406 Сестринское дело (повышенный уровень среднего профессионального образования ). Поэтому данный уровень образования упоминается в приказе Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении ЕКС работников в сфере здравоохранения».

Вопрос 2: Есть ли нормативный документ, который позволяет медицинской сестре при отсутствии документов об обучении на старшую медсестру работать в этой должности на основании большого медицинского стажа работы?
Да, такой нормативный акт есть. Это документ, на который вы ссылаетесь в вопросе - приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении ЕКС работников в сфере здравоохранения».

Лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы , установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности (п. 6 Общих положений, приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении ЕКС работников в сфере здравоохранения»)

Обоснование

Из правовой базы

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н
Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"

"Приложение. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"

6. Лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы.5

Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

Медицинская сестра

Должностные обязанности. Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований. Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными. Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях. Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача. Обеспечивает выполнение врачебных назначений. Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта. Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения. Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Должен знать : законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; теоретические основы сестринского дела; основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни; правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования; статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций; правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования; основы валеологии и санологии; основы диетологии; основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний; основы медицины катастроф; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации . Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

В России существует два вида программ среднего профессионального образования:

  • программа базового уровня
  • программа углублённого уровня

Освоить программы подготовки на обоих уровнях можно в колледжах. В техникумах реализуют специальности среднего профессионального образования только на базовом уровне.

Программа базового уровня

Предполагает обучение необходимым минимальным знаниям по конкретной специальности согласно установленным стандартам.

Срок обучения по программе базового уровня по очной форме на базе 11 классов составляет от 10 месяцев до 2 лет 10 месяцев в зависимости от профиля подготовки. По очно-заочной и заочной формам на базе 11 классов продолжительность обучения увеличивается на 1 год. На базе 9 классов срок обучения составляет от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев, в зависимости от специальности.

Программа углублённого уровня

Обучение на специальностях среднего профессионального образования углублённого уровня дает более широкие знания по сравнению с базовым уровнем по той же специальности. Данная программа готовит специалистов среднего звена, также как и программа базового уровня, но выпускнику по окончанию присваивается более высокая квалификация («старший техник»), либо добавляется к базовой квалификации фраза «с углубленной подготовкой».

Выпускник, прошедший углублённую подготовку, получает более высокую квалификацию или квалификацию с дополнительной подготовкой в других областях. Например, выпускнику по специальности с базовой подготовкой присваивается квалификация «Дизайнер», а с углублённой подготовкой - «Дизайнер, преподаватель».

Срок обучения по программе угублённого уровня СПО увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по программе базового уровня.

Кроме того, уровень подготовки может повлиять на срок обучения абитуриента с дипломом СПО в вузе. Как известно, выпускники колледжей и техникумов могут обучатся в вузах по сокращенным (ускоренным) программам обучения. При наличии диплома о среднем профессиональном образовании базового уровня срок обучения сократится на год, при наличии диплома СПО углубленного уровня - на два года.

1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  1. дошкольное образование;
  2. начальное общее образование;
  3. основное общее образование;
  4. среднее общее образование.

Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:

  1. среднее профессиональное образование;
  2. высшее образование — бакалавриат;
  3. высшее образование — специалитет, магистратура;
  4. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней.

Уровни общего образования

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет.

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Уровни профессионального образования

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.

Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе.

Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр. Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены.

Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.

Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет , программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г.

В продолжение темы:
Культура

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к...

Новые статьи
/
Популярные