Система терминов и понятий концепции развития поликультурного образования в российской федерации. Психологические теории как основа организации поликультурного образования Концепции поликультурного образования

    Система поликультурного образования.

    Принципы поликультурного образования.

  1. Умения, навыки, способности интеллектуальной и практической деятельности;

    Опыт творческой деятельности;

    Опыт эмоционально – волевого, ценностного отношения к миру.

Сегодня в РФ действует культурологическая концепция содержания образования.

Компоненты культуры:

  1. Искусство, произведения искусства

    Традиции, образы, верования

    Способы деятельности, которыми владеет народ

Эта концепция (культурологическая) оказывается очень важной для осуществления поликультурного образования. У разных этносов структура культуры будет одинаковой, и культурологическое построение содержания образования облегчает проведение поликультурного компонента.

Поликультурное образование не является специальным видом образования – это общая направленность образования на усиление межкультурного взаимопонимания между этносами, носителями разных культур, проживающими на одной территории.

В современной РФ не может быть не поликультурное образование, таким образом содержание поликультурного образования будет повторять базовое содержание в основных компонентах, но должно быть шире базового, т. к. будет включать информацию о культурах других народов.

    Система поликультурного образования.

Поликультурное образование формируется, функционирует и развивается как открытая система, которая помогает удовлетворять интересы граждан, принадлежащих к разным культурам.

Поликультурное образование может быть синонимом непрерывного образования, отражающим его назначение и значение в поликультурном обществе.

Система поликультурного образования представляет собой единство всех уровней российского образования:

    Дошкольное – овладение родной речью, родной культурой, становление полноценной культурной идентичности, гражданской идентичности; развитие духовно – нравственных норм и национально – моральных ценностей.

    Школьное (начальная школа, средняя школа, старшая школа). Школьные дисциплины, которые будут знакомить учащихся с разными культурами. Необходимое изучение родного языка параллельно с государственным; воспитание детей в режиме социальной мобильности

    Профессиональная школа (среднее и высшее). Образование удовлетворяет требованиям той страны, в которой оно будет применяться (2-х уровневая система высшего образования, которая активно совершенствуется).

Разработаны и модели содержания образования (Д. Бенкс):

Модель A – для монокультурных стран, для стран, где проживает один народ.

Модель B – в основном содержание образования включает добавки компонентов мелких этнокультур.

Модель C и D – представляет содержание образования, в котором участвует материал регламентирующий под углом зрения всех этногрупп.

1 блок – освоение соответствия знаний. Этнические знания будут варьироваться от обучающихся предметам культур в данном классе.

2 блок – овладение средствами межнационального общения.

3 блок – воспитание гуманного отношения к культурному разнообразию, воспитание толерантности, терпимости.

    Принципы поликультурного образования.

Определяющие принципы современного поликультурного образования суть следующие:

Принцип полилингвальности. Лингвосоциокультурной основой российской идентичности является языковая компетенция, обеспечивающая формирование поликультурно-ориентированной личности, владеющей несколькими языками. Развитие полингвального обучения в мире детерминируется общими тенденциями интеграции, диалога культур, расширения межкультурной коммуникации. Методически обоснованное соотношение языков обучения и изучения является важнейшей составляющей поликультурного обучения, расширяет индивидуальное восприятие картины мира, вооружая человека набором социокультурных кодов, соответствующим сложной конструкции идентичности. В гуманистической парадигме образования возрастает и роль иностранного языка, используемого как способ постижения мира, приобщения к культуре многих стран и народов, осознания принадлежности к планетарному культурному сообществу.

Принцип преемственности. Одной из необходимых основ формирования российской гражданской идентичности является такая система образования, которая способна транслировать от поколения к поколению национальную культуру, обеспечивая открытость для взаимодействия с другими культурами и современное цивилизационное развитие нации. Трансляция этнокультурной информации в системе образования подчинена общей логике развития современной национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Поэтому сохранение достоинств и достижений национальной культуры не имеет ничего общего с формированием неизменных трафаретов или поиском "исконных" ценностей. Напротив, естественной функцией национальной культуры (а значит и образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.

Принцип дифференциации и разнообразия. Жизнеспособность сложных саморазвивающихся систем зависит от дифференцированности и богатства их элементов. Потенциал выживания системы тем выше, чем разнообразнее и дифференцированнее ее реакции, соответствующие многообразию внешних воздействий. Чем сложнее внутренняя структура общества, чем разнороднее его этнический состав, чем более многомерна и ассиметрична его культура, - тем больше у него шансов выжить, тем более оно устойчиво и жизнеспособно. Именно многообразие, противоречивость и неоднородность современного мира делают его сбалансированным и единым. Культурное взаимодействие (и в условиях межкультурного диалога, и в стремлении к единству национальной культуры) не должно приводить к усреднению, унификации, разрушению специфической картины мира. Поэтому в содержании поликультурного образования закладываются условия комплиментарности культур и языков - в противовес унификации и ассимиляции.

Принцип креативности. Основным жизнеобеспечивающим ресурсом в современном обществе становится сам человек с его способностью к саморазвитию и творческому преобразованию информации. В отличие от архаической добывающей и индустриальной производящей культуры, в постиндустриальном, информационном обществе побеждает культура обрабатывающая. Интеллектуальный, творческий труд делает самого человека не только основным жизнеобеспечивающим ресурсом, но одновременно и целью общественного и культурного развития. В трудностях российской модернизации ясно выражается конфликт старых социальных систем с инновационным, субъектно-гуманистическим типом нового общественного и культурного развития. Поэтому одним из важнейших инструментов модернизации, формирующим российскую гражданскую идентичность, является поликультурное образование, способное подготовить человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры.

Принцип культурной целостности. Понимание культуры как сущностной основы образования требует формирования и развития универсальных умений и компетенций, в том числе освоения обучающимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения. Трансляция образцов культуры через учебно-воспитательный процесс оказывается недостаточной, особенно в условиях предметной расчлененности обучения. Только культурные практики, совмещающие результаты всех видов образовательной (предметно-урочной, внеурочной самостоятельной, дополнительной) деятельности, включающие опыт общения и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, могут стать надежным фундаментом гражданской идентичности. Особого внимания требуют: концептуальное единство культурной основы всех учебно-методических комплексов, тесная взаимосвязанность основного и дополнительного образования, централизованное проектирование культурных практик школы с учетом инициативы, интересов и мотиваций обучающихся.

Принцип объемной (стереоскопической) картины мира. Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение необходимого этнокультурного и регионального содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт. При этом свойственное современной культуре представление о зрительной и ментальной перспективе требует движения от настоящего к прошлому и будущему, от родного и близкого к соседнему и другому. Соответственно - и образовательное описание мира с необходимостью требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети. Нецелесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта федерации - к России и земному шару представляется вполне естественным.

Принцип вариативности. Стратегии и технологии поликультурного образования должны соответствовать региональным обстоятельствам и целям формирования российской гражданской идентичности. Многовариантное сочетание в едином образовательном пространстве России интересов личности и этнокультурной группы с общественными и государственными интересами требует отказа от единообразия и унификации. Эффективной содержательной структуры федерального государственного образовательного стандарта следует добиваться хотя и единым способом, но различными средствами в различных субъектах федерации. Диапазон содержательной вариативности поликультурного обучения задается самим присутствием региональной и этнокультурной частей в составе федерального государственного образовательного стандарта.

Принцип этической актуальности. Поликультурное образование имеет значительный морально-этический потенциал, поскольку создает универсальную основу для воспитания и культивирования личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина Российской Федерации. Духовно-нравственные ценности и достижения всех культур, всех этнических и этноконфессиональных групп, всех национально-территориальных сообществ России только в поликультурном контексте приобретают образовательную актуальность, то есть получают общественную санкцию и государственное признание. Кроме того, морально-этическое единство и духовно-нравственная целостность поликультурной основы образования позволяет избежать риска раздвоения личности, исключить опасность противопоставления этнокультурной и гражданской идентичности человека.

Лекция 3. Международный опыт поликультурного образования.

    Поликультурное образование и воспитание в зарубежных странах.

    Поликультурное образование в постсоветском пространстве.

    Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов \ 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2003.

    Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общенияю – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224с.

Возможности общего образовательного пространства в СНГ.

В странах СНГ существуют давние исторические традиции межнационального сотрудничества. Они являются мощной предпосылкой формирования качественно нового поликультурного и полиэтнического образовательного пространства. Население СНГ издревле многонационально. В социальных, политических, экономических и демографических процессах стран СНГ наряду с основными этносами участвуют представители более чем 100 этнокультурных групп. Так, в Казахстане существует три группы народов, определяющих этнический облик страны: казахи, европейское население, этносы азиатского и кавказского происхождения. Этнокультурное многообразие СНГ не исключает установления между его участниками реальных культурных связей, которые имеют благоприятные перспективы развития.

Исторические, экономические, политические, культурные, этнические связи многокультурных и многоэтнических постсоветских республик вызывают объективную возможность адекватной педагогической политики, дают надежду на возрождение и развитие новой межгосударственной общности. Важным инструментом формирования такой общности должно быть взаимодействие систем образования.

В СНГ официально декларируется педагогический курс с учетом поликультурного и полиэтнического фактора и необходимость интеграции культурно-образовательного пространства. За время существования Содружества приняты десятки документов, касающихся интеграции в сфере образования и культуры.

Предпосылками интеграционных педагогических процессов, создания общего культурно-образовательного пространства служит общность культуры и истории, совпадение экономических интересов, сохранение связующей роли русского языка и культуры, сходство систем образования, близкие уровни педагогической науки, научно-методического обеспечения учебных заведений, стремления к демократической смене педагогических парадигм. Впрочем, подобные предпосылки могут быть реализованы при определенных условиях осуществления школьной политики: равноправии, добровольности, учете взаимных интересов, согласованности и синхронизации действий, унификации стандартов и пр.

К настоящему времени возникли приметы складывания в СНГ общих подходов к образованию. Речь идет о ряде соглашений о сотрудничестве в области образования, к примеру, о взаимном признании свидетельств об образовании, введении сходной многоуровневой системы подготовки педагогических кадров, организации профильного обучения в общеобразовательной школе и т.д. Создание нового образовательного пространства, однако, затруднено, поскольку наряду с интеграцией в экономике, образовании, культуре развиваются и дезинтеграционные процессы, которые, в частности, проявляются в минимизации обмена научно-педагогической информацией, углублении разрыва культурно-образовательных связей. Возникает немало проблем в отдельных государствах Содружества при реализации поликультурной педагогической политики. Вследствие всего этого перспективы общего культурно- образовательного пространства СНГ выглядят неопределенно.

Российская Федерация – одно из наиболее многонациональных государств мира. В России проживает свыше 160 этнических групп, по преимуществу говорящих на собственных языках; 23 наиболее многочисленные (свыше 400 тыс. человек) национальности. По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 мая 2014 г. составила 146 млн, в том числе 1 млн – это татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне и 116 млн – русские .

Часть меньшинств, в том числе жители национальных образований, обладают правами государственной автономии. Русские составляют абсолютное или относительное большинство населения в 12 из 21 этнической республики; в шести абсолютное меньшинство жителей относится к титульному этносу. Например, в Республике Саха (Якутия) лишь 33% населения якуты.

Российская демографическая ситуация характеризуется резкой "реактивизацией субъектности этносов". Показательны в этом смысле почти 40-процентное увеличение числа народов за период 1989-1994 гг., а также получение при переписи 2002 г. более 800 вариантов ответов на вопрос о национальной принадлежности. Эти факты – отнюдь не следствие бурного этногенеза. Они наглядно свидетельствуют о росте и изменениях национального сознания, происшедших вследствие распада общности "советский народ", переменах в самоидентификации представителей субкультурных этпогрупп.

В России новая парадигма образования предусматривает право людей приобщаться к тем культурным ценностям, которые они находят верными и привлекательными. Очевидно, что нарастающая этнокультурная диверсификация требует проведения последовательной государственной политики поликультурного образования.

Педагогическая политика в Российской Федерации невозможна без учета объективной данности – многонациональности социума. Эта политика отражает сосуществование множества национальных культур, каждая из которых – компонент российской цивилизации. Сердцевиной государственного курса является идея о том, что базой обучения и воспитания служат культурная общность и многообразие, где связующим стержнем выступает русская культура. В школьно-педагогической политике идет поиск оптимального сочетания интересов центра и регионов на принципах сближения содержания воспитания и обучения с учетом ценностей и диалога культур. Такая политика подвергается давлению двух негативных разнонаправленных тенденций: к предельной суверенизации и игнорированию императивов поликультурности.

Россия как объект образовательной политики остается в значительной степени целостной структурой, поддерживаемой системой государственных институтов федерального и регионального уровней. В то же время подобная структура, будучи полиэтничной и поликультурной, чрезвычайно неоднородна. В ней экстраполируются социально-политические и культурно-этнические особенности российского сообщества. Педагогическая политика предусматривает, с одной стороны, самореализацию граждан независимо от национальной принадлежности, с другой стороны, решает комплекс проблем, возникающих вследствие многонациональное™ социума. Поликультурный и полиэтнический характер объекта и субъектов образования, как видно, создает существенные сложности реализации педагогической политики. Необходимо решать педагогические проблемы, вызванные культурной и национальной разнородностью социума, добиваться воспитания учащихся как участников единого социально-политического, культурного, экономического пространства.

Российская политика в сфере образования формируется на фоне изменений процесса этнокультурной интеграции н дезинтеграции, эволюции государственной системы, социально-экономического расслоения, дифференциации по национальному признаку.

Круг политических проблем, относящихся к поликультурному образованию, входит составной частью в стратегию модернизации российского образования. Эти проблемы соприкасаются с вопросами гражданского (патриотического) воспитания, формирования плюралистической идентичности, общенационального единства. Педагогическая политика понимается как совокупность социальных и педагогических усилий по сохранению национальных языков и культур, созданию "российского суперэтноса", состоящего из различных этнокультур в федералистском, регионализированном обществе. Такая политика увязывается с необходимостью обеспечить социальную справедливость, равный доступ к образованию в пределах общероссийского образовательного пространства.

К настоящему времени создана нормативно-правовая основа поликультурной образовательной политики. Принципы такой политики закреплены в Конституции РФ, где дано понятие "многонациональный народ".

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ΦЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральном законе от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"; Указе Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"; Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р; Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р, других документах декларированы и раскрыты основные принципы образовательной политики, которые предусматривают в том числе демократическое решение проблем воспитания и обучения в многонациональной среде.

Законодательством РФ провозглашен политический курс, направленный на создание и укрепление единого российского социокультурного и образовательного пространства, становление духовной общности россиян, формирование российского самосознания и идентичности, развитие национальных культур, языков народов и региональных культурных традиций, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, воспитание готовности к межкультурному взаимодействию, использование потенциала образования для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур.

Школьная политика является важным инструментом складывания российской государственности. Она предусматривает гармонизацию этнического и надэтнического и ориентирована в конечном счете на создание многонационального гражданского общества и адекватных ему учебных заведений.

Государственная поддержка культурно-образовательных прав этнокультурных групп происходит не только в системе формального образования. Федеральным законом "О национально-культурной автономии" предусмотрено создание национально-культурных автономий, определены их правовые основы, созданы правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. В настоящее время созданы и зарегистрированы в органах юстиции 14 федеральных, более 350 региональных и более 200 местных национально-культурных автономий , а также более тысячи различных общественных организаций, созданных по национальному признаку ("Ассамблея народов Российской Федерации", "Союз диаспор России", "Конгресс национальных организаций России", "Всероссийский азербайджанский конгресс", "Общероссийское объединение корейцев" и др.). Правом на создание национально-культурных объединений воспользовались 60 национальностей. На первом месте – этнические немцы (68 объединений), далее – татары (63 объединения), евреи (29 объединений). К примеру, только в одном Нижнем Тагиле с 1990-х гг. культурно-просветительскую работу ведут "Культурно-просветительский центр российских немцев", культурный еврейский центр "Алеф", польское объединение "Пяст", армянский творческий центр "Эребуни", общины татар, башкир .

При государственной поддержке создается система общественных центров по воспитанию культуры межнационального общения. Действует около 10 домов народов России, более 150 центров национальной культуры, около 10 домов дружбы народов: Московский дом национальностей, Дом национальных культур в Санкт-Петербурге, Дворец национальных культур в Тюменской области, Дом фольклора народов в Свердловском областном центре и др. Довольно широкое распространение получили центры национальной культуры. Вокруг центров консолидируются прежде всего этнические меньшинства .

Процесс создания нормативно-правовой базы педагогической политики поликультурного образования, однако, далек от завершения. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" оставил открытым принципиально важный вопрос – об учете реалий поликультурности при создании общего образовательного пространства. Подобный подход был скорректирован в последующих законодательно-нормативных документах, где из практики школьного образования был исключен национально-региональный компонент.

Имеющиеся законодательные акты нуждаются в конкретизации. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" в значительной степени декларативен и должен быть подкреплен соответствующими подзаконными актами, обязывающими федеральные и региональные власти оказывать практическое содействие национально-культурным объединениям в вопросах образовательной и культурной политики. Лишь Москва и несколько регионов России проявили готовность дать материальные гарантии учебно-воспитательной работы таких объединений.

Предпринятые законодательные и организационные меры по инициации политики поликультурного образования наталкиваются на серьезные препятствия: неравные условия финансирования образования в регионах и республиках, блокирование специальных защитных мер в области образования, в частности в отношении ряда малочисленных коренных народов, отсутствие достаточно эффективного инструментария сочетания особых интересов национальных меньшинств и государства как субъекта русского большинства, этноцентристские стереотипы мышления и установки в культурно-образовательной политике.

В сфере культуры и образования значительную угрозу представляют националистические тенденции. Власти ряда автономий порой защищают привилегии титульных этносов за счет культурнообразовательных интересов иных этнокультурных групп. Так, в Башкортостане, где треть населения говорит по-татарски, с каждым годом становится все меньше татарских школ. Статус наиболее престижных образовательных заведений – гимназий – могут получить прежде всего школы, где преподавание ведется на башкирском языке.

В субъектах РФ проявляются намерения дезинтеграции образовательного и культурного единства России. Предпринимаются отдельные попытки региональной изоляции культуры и образования, отмежевания от общенациональной и русской культуры и образования. Возникают планы выстраивать содержание образования с приоритетом национально-регионального над федеральным, переориентировать па зарубежное культурно-языковое пространство (Татарстан, Республика Саха (Якутия)). Подобный "периферийный национализм" свидетельствует, что в сфере образования и культуры существует угроза столкновений интересов отдельного этноса и многонационального российского государства, дистанцирования от доминирующей культуры и ее центра. Между тем, как подчеркивают отечественные ученые Μ. Н. Кузьмин, В. А. Тишков, Е. В. Ткаченко и др., для полиэтничной, поликультурной, полисоциальной, поликонфессиональной России сохранение в условиях демократизации образования и роста национального самосознания единого образовательного, языкового и культурного пространства жизненно необходимо и является универсальной политической стратегией.

Россия является инициатором интеграции образования в пределах СНГ. В 1996 г. в России были разработаны проекты "Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ" и "Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства".

Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 902 в редакции от 26.10.2004 "О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств", другие упомянутые документы предусматривают создание нормативной базы интеграции, согласование государственных образовательных стандартов, взаимное признание документов об образовании, ученых степеней и званий, согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений, научное и учебно-методическое обеспечение единого (общего) образовательного пространства. Ими также намечен и комплекс конкретных мер: подготовка учебников для русскоязычных школ в странах СНГ, совместные олимпиады, конкурсы, соревнования учащихся и учителей из всех государств Содружества, создание единого для СНГ банка данных по образованию и т.д.

Для России перспективный путь построения общего культурно-образовательного пространства в рамках СНГ – укрепление сотрудничества со своими партнерами в сфере высшего образования. Российская Федерация оказывает поддержку открытым в республиках Содружества университетам, где целенаправленно изучаются русские язык и культура (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан).

Россия, стремясь к интеграции высшего образования в СНГ, ставит одновременно экономические, политические и собственно педагогические задачи. Российские приоритеты охватывают все основные виды деятельности по ИБО: мобильность студентов и преподавателей, согласование учебных программ, сотрудничество отдельных учебных заведений, согласование дипломов, популяризацию русского языка и культуры и др. Предпочтение отдается двусторонним соглашениям и контрактам отдельных учебных заведений. Акцент делается на действиях учреждений, структур и организаций: учебные заведения, объединение ректоров, Министерство образования и т.д.

В российской политике ИБО ослабли политико-идеологические предпочтения. Вместе с тем представлен достаточно сильно культурный аспект. Речь идет о стремлении через образование способствовать распространению русского языка и культуры за пределами России. Неизменным остается базовый принцип российской политики – интеграция образования на пространстве СНГ при поддержке национальных духовных и культурных ценностей.

Важное значение придается приему студентов из стран СНГ. Россия декларирует приоритеты по ИВО для партнеров по Содружеству Независимых Государств. Российские высшие учебные заведения создают преференции для студентов из республик СНГ. Однако реализуются такие приоритеты недостаточно.

  • URL: ria.ru/society/20140620/1012881636.html (дата обращения: 05.08.2014).
  • URL: daydov2013-2.blogspot.fr/2013/01/11.html (дата обращения: 05.08.2014).
  • Джуринский А. И.
  • Джуринский А. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания.

Феномен поликультурного образования. Понятие «поликультурное образование» - относительно новое и используется для обозначения многокультурного образования. Приставку «поли-» чаще всего употребляют в русскоязычных текстах, при этом в целом она совпадает по значению с приставкой «мульти-» используемой западными авторами. Исторически понятие «поли культурное образование» появилось в конце 60-х гг. ХХ в. в результате критики традиционного рассмотрения образования как монокультурного, передающего подрастающим поколениям «единственно верную», как правило, европоцентрическую цивилизованную культуру. Рассмотрение образования с позиций одной превалирующей культуры определяло организацию и содержание педагогического процесса на основе явных или скрытых представлений: о превосходстве одной социокультурной группы над другими. В частности, дихотомия «цивилизация – варварство» в преподавании подразумевала превосходство современной европейской культуры над культурами обществ традиционного типа.

Иное понимание мира как явления многокультурного, в котором сосуществуют различные, порой существенно различающиеся культурные традиции, параллельные несовпадающие устойчивые системы ценностей, привело к необходимости найти новое определение для образования, более адекватно отражающего это понимание мира. Таким определением стало понятие «поликультурное образование признающего типа», в США (mlllticltural edllcation) и позже - понятие «поликультурное образование взаимообогащающего типа» в Европе (intercultural education). Поликультурное образование исходит из признания наличия множества равноценных культур и утверждения благотворности их взаимодействия для современного образования и для общества в целом.

По мнению Е. Н. Ярковой, которое представляется верным, философский смысл феномена поликультурного образования раскрывается посредством его отнесения к таким основополагающим категориям философии культуры, как категории «культурный монизм» и «культурный плюрализм» - монологическая или диалогическая формы осмысления мира культуры.

Культурный монизм - это позиция, основанная на абсолютизации культурного единства, базирующаяся на принципах единокультурия. История европейского образования, которое в своих исходных формах было монокультурным - это путь появления и утверждения культурного плюрализма. Действительно, в эпоху Просвещения образование начинает рассматриваться как приобщение к европейской культуре, другие культуры квалифицируются как отсталые, дикие, варварские. В XIX в. европейская просвещенческая монокультурная модель образования приобретает в определенном смысле статус универсальной: в ставших на путь модернизации обществах образование трактуется как процесс приобщения к европейской культуре. Однако во второй половине ХХ в. культурный монизм как мировоззренческая позиция и образовательная стратегия вступает в полосу кризиса. Рост этнического и расового самосознания, расширение международного сотрудничества, усиления миграционных процессов в мировом масштабе способствуют девальвации идеалов монокультурализма.

Их все больше критикуют, и при этом рождается убеждение в том, что, замораживая рост многообразия и сложности культуры, монокультурализм способствует снижению энергетического потенциала выживаемости общества. Монокультурным подходам как контрпродуктивным противопоставляются поликультурные. Наиболее яркое выражение эта тенденция находит в философии постмодерна. Именно постмодернистский дискурс, сущность которого заключается в переосмыслении старых знаков и их новом наполнении смыслами, благодаря совместной знаковой работе автора и читателя, является тем лингвистическим полем, на котором прорастает термин «поликультурализм».

Философия модернизма - это утверждение иерархии. Эта философия сложилась приблизительно с конца Средних веков и обосновывала вертикальную, авторитарную структуру общества, государства, семьи, права, социальных институтов - иерархическую власть государства над гражданами, мужей над женами, проповедников над паствой и т.д., а также отсутствие толерантности к «инаковости». Философия постмодернизма стала обосновывать новое, горизонтальное понимание политики, культуры, образования, искусства, науки, теологии. Процессы дальнейшей демократизации человеческой жизни, сопровождающейся рассредоточением власти, вовлечением каждого члена общества в управление и принятие решений, касающихся его судьбы, предоставлением каждому больших прав и свобод - эти процессы объясняются философией постмодернизма. В образование постмодернизм вносит требования отказа от авторитарных отношений между учеником и учителем, предоставления все больших свобод учащимся в организации школьной жизни, в выборе учебного материала, способов его освоения, повышение значимости развития у школьников навыков рефлексивного и критического мышления.

Поликультуризм трактуется как демократическая концепция культуры и образования, провозглашающая приоритет прав человека в культурной и общественной жизни, равенство наций и культурных моделей, недопустимость расизма и шовинизма в государственной политике и частной жизни.

По мнению О. В. Гукаленко, необходимо различать термины («поликультурное», «мультикультурное» и «многокультурное». «Поли-» в переводе с греческого означает «сложное целое», «мульти-» в переводе с латинского - «многократно повторяющееся» и, как правило, состоящее из однопорядковых элементов, в то же время («много-» со старославянского имеет значение «избыток чего-либо»:

«В отличие от многокультурного поликультурное образование переходит к нелинейному отражению целостного и многомерного мира в виде интегративного иерархически организованного конструкта нового качества».

Абсолютизация поликультурного образования может нести определенные риски. Это, во-первых, опасность определенной доли односторонности - абсолютизируя идею многообразия мира культуры, поликультурное образование может нивелировать идею его единства. Во-вторых, результаты поликультурного образования могут выражаться в фрагментарном, бессистемном мировоззрении выпускников, а опасность эклектики содержания образования заключается в возможном разрушении образовательного организма. Наконец, результаты некоторых исследователей показывают, что разнообразие и количество «чужих» культур, представленных в содержании образования без организации интенcивнoгo диалога культур, приводит только к «фольклоризму»

мировосприятия учащихся. Все это может приводить к определенным социальным последствиям - атомизации общества, его расщеплению на изолированные социальные группы.

Субъект культуры как основа поликультурного образования. Фундаментом поликультурного образования является понятие «культура» в педагогическом смысле. При анализе принимаемых в России нормативных актов в гл. 1 учебника были выявлены тенденции развития поликультурного образования: от этнокультурного к полиэтнокультурному и далее к толерантностному - полисоциокультурному; от личностно-ориентированного к полиличностно-культурному. В каждом из этих механизмов используется разное представление о том, кто является субъектом культуры.

Во-первых, под субъектом культуры может пониматься отдельный народ или этнос. С этой точки зрения поликультурное образование носит межнациональный, межэтнический характер. Оно обозначает взаимодействие различных этнических культур в образовании в ситуации плюралистической культурной среды, адаптацию к культурным ценностям других народов. Поликультурное образование снимает противоречия между системами и нормами образования доминирующих наций и этнических меньшинств, обеспечивает безболезненное вхождение мигрантов в инородческую культурную среду, позволяет усваивать новые культурные ценности при сохранении прежних национальных, закладывает в ребенке гражданские начала, формирует у него умение жить в гармонии с другими народами и нациями.

Во-вторых, субъектом культуры является социальная группа, в том числе этническая, религиозная, территориальная, профессиональная, возрастная и др. Здесь

поликультурное образование расширяется до признания любых социальных групп, составляющих общество, как отдельных культур (субкультур), взаимодействующих и взаимообогащающих друг друга и представленных в образовании. В этом смысле поликультурное образование решает проблемы гуманизации отношений между людьми, принадлежащими к одной этнической группе, и в ее границах - к различным социокультурным группам, имеющим «инаковую» культурную идентичность (политическую, родовую, половую, религиозную и др.).

В-третьих, под субъектом культуры понимается личность. Этот подход опирается на то, что любая личность в процессе образования способна сопрягать и соединять разные культуры, выступать субъектом диалога культур. «Поликультурность - это способность человека интегрировать в своем сознании разные культурные пласты, области, смысли, значения... Через постоянное «общение-действование» человек становится подлинным субъектом культурноисторического и образовательного пространства. При таком понимании субъекта культуры образовательный процесс строится как взаимодействие различных позиций, точек зрения, способов мышления - различных культурных пластов, наделенных собственным «голосом». В связи с этим принцип поликультурности обеспечивает гетерогенную, полифоническую структуру образовательного пространства, делает его открытым, принципиально незавершенным, смыслопорождающим, обеспечивает конструктивный диалог между различными культурными мирами. Центром поликультурного образовательного пространства является ученик как субъект персонифицированной культуры. Ведя диалог с другими культурами, ученик сопрягает в своем сознании различные культурные пласты и смыслы, самостоятельно осуществляет нравственный выбор, находит ответы на жизненно важные для себя вопросы.

Педагогическое понимание культуры и сущность поликультурного образования. Рассмотрим каждый из подходов подробнее и выделим в каждом понятие «культура» в педагогическом смысле.

По мнению представителей полиэтнокультурного образования, под культурой понимается совокупность духовных и материальных традиций любого народа, накопленных и передаваемых из поколения в поколение. Носителями культуры признаются большие и малые этносы, специфика которых - обладание собственной культурной самобытностью: духовной - самоназванием, языком, представлениями, обрядами и др., материальной - своеобразной традиционной пищей, одеждой, инструментами и др. Кроме того, этносу свойственно осознание себя подгруппой большого сообщества и ощущение определенного генетического единства. Другими словами, этнос - это «культурная общность; языковая общность; статус национального меньшинства или большинства». При этом подходе, исходя из того что большинство авторов главным признаком культуры считают национальный язык, поликультурное образование часто ассоциируют с полилингвальным.

Культура описывается метафорой айсберга, в котором видимая, надводная часть - это национальные изобразительное искусство, литература, драматургия, музыка, народные танцы, игры, кухня, одежда и др.; невидимая подводная часть - представление о скромности;· понятие красоты; идеалы в воспитании детей; отношение к животным; модели отношений начальник-подчиненный; определение греха; практика ухаживания; понятие справедливости; стимулы к труду; представления о лидерстве; темп работы; модели группового принятия решений; понятие чистоты; отношение к тем, кто от тебя зависит; теория болезни; подходы к решению проблем; понятие подвижности статуса; распределение ролей по возрасту, полу, классу, профессии, родству; определение невменяемости; природа дружбы; понятие «caм»; модели визуального восприятия (язык жестов, выражение лица и др.); представления о логике и законности; модели управления эмоциями и ведения разговора в различных социальных контекстах; понятие прошлого и будущего; хронологическое время; предпочтение конкуренции или сотрудничества; нормы социального взаимодействия; представления о юности; организация физического пространства и т.д.

Поликультурное образование заключается в «формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований».

Поликультурное образование предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с разными традициями, ориентацию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Под поликультурным образованием понимается образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде.

По мнению А. Н. Джуринского, использующего термин «поликультурное воспитание», оно «имеет немало общих целей с интернациональным: понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта; осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами; способность общения; соблюдение не только прав, но и обязанностей в отношении иных национальных групп; понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества; готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса...». При этом отличиями поликультурного воспитания от интернационального выступают «акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует, предусматривает прежде всего освоение культурно-образовательных ценностей, сосуществование различных культур в общем социальном пространстве, адаптацию с иными культурными ценностями. Соответственно, в поликультурном воспитании учет национальных особенностей является более важным, нежели в интернациональном воспитании... поликультурное воспитание отвергает консолидацию на базе корпоративной враждебности, противостояния иным цивилизациям и духовным ценностям. Поликультурное воспитание, с одной стороны, отрицает формирование человека вне национальной культуры, с другой - содействует порождению мультиидентичной личности как средоточия и пересечения нескольких культур».

Целями полиэтнокультурного образования являются:

1) подготовка учащихся к активному и полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире, создание условий и технологий адаптации и самореализации личности в современном многонациональном обществе;

2) изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих традиций в рамках новой культуры, а также оказание помощи и поддержки представителям контактирующих этнических культур, воспитание взаимной открытости, интереса и терпимости;

3) обеспечение постоянного сравнения двух и более культур родной и других для развития способности выделять и критически осмысливать ценности каждой культуры, а также формировать свою собственную культуру;

4) формирование активной позиции по отношению к неравенству, развитие способности критически воспринимать стереотипы, относящиеся к другим людям и их культурам;

5) утверждение и развитие гармонии в отношениях между школьниками, учениками и учителями, а также между самими педагогами как членами различных этнических групп.

Сущность поликультурного образования в этом подходе заключается в приобщении к культуре собственного и других народов.

Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить его в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры.

Полиэтнокультурное образование отражает необходимость доступа лиц, находящихся в неблагоприятном или маргинальном положении, к информации, реализации их прав на равноценное качественное образование, их адаптации в инокультурной среде, а также их участия в межкультурном, межнациональном взаимодействии. Для представителей этнического большинства поликультурное образование есть способ становления толерантности в отношении иных этнокультур, а также непримиримости к дискриминации и расизму.

Не является поликультурным (полиэтнокультурным) образованием такое этнокультурное образование, в котором ценности одной этнической культуры противопоставляются ценностям других, побуждая учащихся изолироваться от межкультурного взаимодействия, воспринимать других как «неправильных», «глупых» или «отсталых» - как «противников».

В полисоциокультурном образовании культура «трактуется как исторически передаваемая система символов, ценностей и норм, объединяющая людей по определенным признакам (происхождению, этническим характеристикам, социальному классу, гендеру, профессии, политическим взглядам и т.п.). Культура рассматривается как совокупность присущих любой социальной группе в обществе отличительных признаков - духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, культура динамична и включает набор принятых взглядов и комплекс типичных видов поведения.

По мнению Г. Д. Дмитриева, фраза «Какой ты некультурный!» не только бессмысленна, ибо у каждого индивида есть свой уникальный багаж культуры, но и непродуктивна для человеческих взаимоотношений, так как, во-первых, несет обвинительную нагрузку, во-вторых, оскорбляет или унижает достоинство человека, в-третьих, декультурирует его, т.е. лишает признания за ним какой-либо культуры вообще и приводит, как правило, к ответной агрессивной реакции. «Такой подход к трактовке культуры позволяет отвлечься от многовекового элитарного толкования культурного индивида как человека, знающего литературу, музыку, искусство, правила этикета; от неоправданного и дискриминирующего разделения культуры (и, естественно, ее носителей) на высокую и низкую, цивилизованную и примитивную, полноценную и неполноценную, хорошую и плохую».

Поликультурное образование «исходит из фундаментального методического принципа, гласящего, что у всех и каждого есть культура как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правил поведения, песен, напевов, сказаний, литературы, символов, родополовых и физических данных, отношений, нравственных и эстетических ценностей, образования, трудовых навыков, веры, только она - культура – разная». В данном аспекте поликультурное образование выходит за рамки полиэтнокультурного образования, так как принято считать, что причины конфликтов, насилия и нетерпимости лежат не только в области этнических различии, но и субкультурных. Вопросу о границах данного понятия было посвящено множество дискуссий, но до сих пор он остается открытым. Основная проблема здесь - можно ли считать любую субкультуру наделенной равноценным статусом, например, субкультуру гомосексуализма с ее демонстративной эпатажностью или некоторые фанатичные течения ислама, обосновывающие идеологию терроризма.

Целями полисоциокультурного образования» являются:

1) развитие способности к активному и полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире, формирование представления о происходящих в мире разносторонних культурных обменных процессах и многоуровневой структуре каждой культуры, о культуре как социальном конструкте и о разнообразии современных поликультурных сообществ родной страны и других государств;

2) культурное самоопределение личности средствами родного и изучаемого языков;

3) развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни, уважения чужих субкультур, другого образа мышления, развитие способности дифференциации внутри чужой культуры, интеграции элементов других культур в собственную систему мышления.

Сущность поликультурного образования в этом подходе - это приобщение учеников к традициям субкультур, составляющих культурное многообразие собственной страны, формирование многослойной идентичности, а также трансформация доминирующей культуры как базы образования за счет интеграции с иными культурными ценностями. «Особая доля в поликультурном образовании должна отводиться репрезентации вариативности культур родной страны, региона, населенного пункта и т.п. Это может способствовать формированию у обучающихся представлений о культурном разнообразии как норме сосуществования и взаимного развития культур в современных поликультурных сообществах... такая вариативность и разнообразие тематического наполнения учебных программ необходимы для создания обучающимся условий лучше понимать себя в спектре культур - культурного самоопределения личности».

На примере изучения иностранных языков можно показать, что не является поликультурным (полисоциокультурным) образованием: 1) "...если обучающиеся знакомятся лишь с культурой страны иностранного языка, да и то только определенной группы людей - без сравнения со своей культурой - без «со-изучения»;

2) если демонстрация отдельных социокультурных групп страны изучаемого языка не сопровождается показам «мест данной группы в спектре культур страны изучаемого языка, ее вклад в формирование единой системы ценностей и культурно-исторического наследия страны»; 3) если имеет место «...процесс обучения, в ходе которого может сформироваться негативное отношение к какой-либо из культурных групп... ибо оценочные суждения о «другой» культуре с позиции «собственной» ставят культуры в иерархический, а не параллельный ряд»; 4) если «не формируется активная жизненная позиция обучающихся и не происходит развитие их критического мышления».

По мнению представителей полиличностно-культурного образования под культурой понимается одновременное полифоническое звучание самостоятельных, не сливающихся друг с другом сознаний и голосов разных субъектов-авторов, при этом «внутренней территории у культуры нет: она вся расположена на границах, границы проходят всюду, через каждый момент ее... И каждый акт существенно живет на границах...». Культура существует тогда, когда она пересекается в своих горизонтах с другой культурой на границах этих пересечений становится понятным, в чем самобытность ответов каждой культуры на значимые и сходные для разных культур предельные вопросы о человеке и мире. При этом каждая культура - это постоянно протекающий диалог голосов поэтов-художников и теоретиков, а также внутренних голосов, пронизывающих каждую часть человеческого сознания. «Культура - самоопределяемая реальность, создающая собственное пространство во множестве подвижных границ и собственное время, проявляемое в закономерностях ее исторического развития». Культура сложна и многомерна - в ней взаимодействует множество самостоятельных субкультур.

Важно, что современная культура получает способность к самопознанию только если вступает в диалог с другой культурой: «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единcтвo и открытую целостность, но они взаимообогащаются».

Механизмом рождения и способом существования культуры является диалог, как «сочетание неслиянных голосов» (М. М. Бахтин). Здесь для поликультурного образования принципиально понимание каждого человека как уникального мира культуры, вступающего во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящего себя в процесс е этого взаимодействия. «Поликультурность мыслиться как неотъемлемая характеристика каждой единицы человеческого сознания и деятельности, в том числе и учебной, каждого текста культуры, каждой формы культурного сознания: науки, религии, философии, искусства, и т.д. ...основной сферой, в которой осуществляется диалогическое общение самых разных культур, выступает внутренний мир человека, его собственное место в образовательном пространстве».

В данном подходе поликультурное образование отражает все многообразие культур в их многоплановом, не только внешнем, но и внутреннем диалоге - в качестве носителей культуры определяется не только этнос или иная социальная группа, но и личность. «Многообразие культуры - это прежде всего многообразие личностей, их диалогическое общение на школьном уроке или в большом времени человеческой жизни».

Целями полиличностно-культурного образования являются:

1) человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обменом смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества, реализующий себя в текстах;

2) личностное смысловое развитие учащихся, поддерживающее индивидуальность, единственность и неповторимость каждой личности, ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию.

Сущность поликультурного образования в этом подходе заключается в том, что каждый ученик, осваивая культурные пласты, проводя диалог между ними, делает открытия в них и в самом себе, переживая при этом пробуждение новых умственных и душевных сил, соответствующие области культуры становятся «eгo миром», пространством возможной самореализации. Таким образом, поликультурное образование опирается на междисциплинарный творческий подход и направлено на формирование культурологической рефлексии, в результате которой познающий субъект поднимается над различными этнокультурными парадигмами видения мира и человека.

Таким образом, поликультурное образование - это образование, которое опирается на две и более культурные традиции в их динамическом сопряжении и обеспечивает формирование образов культуры и самого себя как результата творческого межкультурного взаимообогащения. При этом каждый учащийся побуждается и осуществляет культурное самоопределение в мире этносов, государственно-территориальных образований, человечества.

В зависимости от того, кто признается основным субъектом культуры - большая социальная группа-этнос, другая большая или малая социальная группа или отдельная личность, можно выделить такие виды поликультурного образования, как полиэтнокультурное, полисоциокультурное, полиличностно-культурное.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 37 комбинированного вида

Истринского муниципального района

143560 Московская область, Истринский район, пос. Курсаково, д. 11

тел. 8-498-729-39-84

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Работу выполнила:

Коршунова Любовь Анатольевна

стр.

Введение………………………………………………………………….3

Концепция развития поликультурного образования………………….4

Система поликультурного образования……………………………..6

Основные принципы поликультурного образования………………8

воспитания…………………10

Заключение……………………………………………………………...12

Список литературы……………………………………………………..14

Введение

Поликультурное образование (гр. – многокультурное) – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. В конце ХХ века в мире пошел процесс сближения стран и народов, произошла мощнейшая миграция населения (в мире 2000 народов и более 200 стран), превращая планету в «глобальную деревню». Это потребовало сменить ценностные ориентации и переориентироваться с монокультурного образования на многокультурное, т.е. поликультурное при сохранении в качестве стержня свою собственную культуру. Поликультурность также является качеством личности. В этих условиях особенно востребованной стала народная педагогика .

Концепция развития поликультурного образования

Концепция развития поликультурного образования формулирует цели, основные направления и стратегии развития поликультурного образования в начале XXI века, которые исходят из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Концепция развития поликультурного образования имеет следующую структуру:

Общие положения

Идейно-содержательные, технологические и языковые составляющие поликультурного (полилингвального) образования согласуются с общими тенденциями развития единой российской цивилизации, которая исторически объединила и интегрировала в своей структуре национальные культуры народов России. Российская цивилизация в принципе полиэтнична, полилингвальна, поликультурна и не может быть сведена к русской национальной культуре. Тем не менее, именно русская культура является ее центральным компонентом и играет главную роль в выработке путей цивилизационного развития страны.

Национально-культурные интересы субъектов Российской Федерации в сфере образования предполагают восстановление этнокультурных и этносоциальных функций школы. Однако система образования, вырастающая из культурно-исторических традиций народа, обращенная к его насущным потребностям и устремлениям в будущее, с необходимостью должна развиваться в трехмерном пространстве национально-региональной, общероссийской и мировой культуры.

Таким образом, сохраняя национально-культурную самостоятельность субъектов Российской Федерации, общероссийская гражданская идентичность должна обеспечить социализацию подрастающих поколений в условиях поликультурной российской цивилизации, подготовить их к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба.

Социально-политические и социокультурные ориентиры

Этнополитическая модель российской гражданской нации включает три основных уровня (этажа):

– субнациональный (базовый этнокультурный), складывающийся как сообщество всех народов, этнических и субэтнических групп, диаспор, конфессиональных общин, проживающих в России;

– национально-территориальный (базовый политический), состоящий из субъектов Российской Федерации;

– супернациональный (гражданский, государственный), объединяющий граждан России в единую национальную общность.

Этнокультурное самосознание группы и этнокультурная идентичность индивида должны быть органично встроены в национально-культурный организм на базовом политическом уровне субъекта федерации, а этнокультурные интересы всех групп и отдельных граждан должны быть обеспечены и защищены на этом национально-территориальном этаже гражданской нации. В свою очередь, национальное (отнюдь не всегда совпадающее с этнокультурным) самосознание жителей российских республик, областей, краев закладывает основу и непротиворечиво встраивается в супернациональную общероссийскую гражданскую идентичность.

Опорой и органическим ядром естественной национально-гражданской идентичности призвано стать несовпадающее с ней этнокультурное самосознание. Многоуровневую конструкцию идентичности, адекватной нашим условиям, можно представить в образе матрешки. Единая российская гражданская нация так же полиэтнична, как и нации, складывающиеся в рамках национальных субъектов Российской Федерации. Сбой «вертикально-горизонтальной» структуры гражданского сознания провоцируется маргинализацией так называемых нетитульных этнических групп в российских республиках. Только в случае, если представители этих нетитульных групп (например: русские, чуваши, армяне в Осетии-Алании, Татарстане, Чечне) не занимают позицию экстерриториальности, а наравне с осетинами, татарами, чеченцами встроены в осетинское, татарстанское, чеченское (от слов «Осетия», «Татарстан», «Чечня») национальное сообщество, можно добиться непротиворечивого национально-государственного сознания федерального масштаба. Вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной

Принадлежности конкретных граждан все население республики должно осознавать себя единой сегментарной гражданской нацией, которая вместе с тем является неотъемлемой частью великой российской нации.

Система поликультурного образования

Полноценным поликультурным образованием, отвечающим современным требованиям и перспективам развития общества, является такая образовательная система, которая в рамках единого государственного стандарта формирует содержание образования и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком общероссийском и мировом культурно-цивилизационном контексте.

В системе поликультурного и полилингвального образования с необходимостью должны быть представлены все существующие уровни российского образования.

Цели и приоритеты поликультурного образования

Цели развития поликультурного образования неотделимы от общей стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принципы социальной адресности и сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан. В едином поликультурном образовательном пространстве Российской Федерации интересы каждой личности должны гармонично сочетаться с общественными и государственными интересами.

Структура идентичности в содержании образования

Непреодолимым барьером для формирования российской гражданской идентичности является ранжирование или противопоставление граждан по этническим признакам, происходящее на базовом политическом этаже национально-государственного (читай: территориально-федеративного) устройства полиэтничного и поликультурного российского общества. Главный риск подобного

разделения существует в системе общего образования национальных республик и заключается в неверно понятом праве на выбор дополнительного этнокультурного контента и родного языка.

Дополнительное право на родной язык и культуру призвано обеспечивать интересы малых «нетитульных» народов федерации и всех диаспор. Разнообразие существующих в нашей стране этнокультурных и национально-культурных интересов отражает сложную типологию этнических общностей, языков и культур, представленных в России. Наряду с народами, чья родина (этническая территория) входит в состав Российской Федерации, здесь проживают многомиллионные диаспоры выходцев из других стран. Наряду с титульными народами федерации, чьи языки являются государственными (русский – во всей России, другие – в национальных республиках), есть малые автохтонные народы, не имеющие собственных национально-государственных институтов. Конституция Российской Федерации и российское законодательство в культурно-языковой и образовательной сфере создают надежный фундамент для обеспечения социальных и культурных потребностей каждой личности, этноса, локальной общественной или этнической группы, гражданского общества в целом.

Однако гражданская нация – не генетически-родовое и этносоциальное, а территориально-политическое и национально-культурное сообщество. Эффективным инструментом формирования гражданской идентичности может служить лишь строгая обязательность содержания образования, адекватная конструкции национально-территориальных институтов и ценностному набору культурно-политических инвариантов. При этом всеобщей обязательности федерального компонента непременно должна соответствовать на сегментарном (республиканском) уровне обязательность изучения региональных контентов и государственных языков республик.

Последовательное проведение принципа обязательности навсегда избавит российскую систему образования от мнимого противоречия между областями, краями с одной стороны и республиками – с другой. Во всех случаях очевидна национально-культурная акцентуация, соответствующая этнодемографической и этнотерриториальной основе субъекта федерации: в области, крае – национально-русская, в республике – национально-

титульная. Во всех случаях неизменной доминантой остается единая российская гражданская идентичность, соответствующая национально-государственному устройству федерации.

В соответствии с этнополитической моделью российской гражданской нации содержание поликультурного образования можно условно разделить на четыре взаимосвязанных культурных компонента:

– этнокультурный, то есть обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и конфессиональной группы;

– регионально-титульный (национально-территориальный), то есть обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя национального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации;

– общероссийский (супернациональный), то есть обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации;

– мировой (общечеловеческий), то есть обеспечивающий человеку включенность в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества.

Воспроизводя формы социальной и культурной жизни многонационального народа России, поликультурное образование позволит обучающимся не только активно участвовать в межкультурном диалоге, но и глубже понять собственную культуру на фоне и в тесной взаимосвязи с другими культурами российского общества. При этом для большинства граждан России приведенная схема условного разделения оказывается трехчастной, поскольку этнокультурный компонент преимущественно совпадает с регионально-титульным.

Основные принципы поликультурного образования

Определяющие принципы современного поликультурного образования:

Принцип преемственности.

Принцип дифференциации и разнообразия. В теории информации

это называется «законом необходимого разнообразия»: потенциал выживания системы тем выше, чем разнообразнее и дифференцированнее ее реакции, противопоставленные разнообразию внешних воздействий. Чем сложнее внутренняя структура общества, чем разнороднее его этнический и многообразнее субъэтнический состав, чем сложнее и ассиметричнее его культура, – тем больше у него шансов выжить, тем более оно устойчиво и жизнеспособно. Культурное взаимодействие не должно приводить к усреднению, к унификации, к разрушению специфической картины мира. В перспективе российская школа не может быть иной, кроме как поликультурной.

Принцип креативности.

Принцип культурной целостности.

Принцип объемной (стереоскопической) картины мира. Свойственное современной культуре представление о зрительной и ментальной перспективе требует движения от настоящего к прошлому и будущему, от родного и своего к соседнему и другому. Соответственно – и образовательное описание мира с необходимостью требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети. Вряд ли целесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома к стране и миру, от субъекта федерации к России и земному шару – представляется вполне естественным. Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение регионального контента образования в федеральный компонент.

Принцип полилингвальности.

Принцип вариативности. Многовариантное сочетание в едином образовательном пространстве России интересов личности и этнокультурной группы с общественными и государственными интересами требует отказа от единообразия и унификации. Эффективной структуры федерального компонента придется добиваться одним способом, но

различными средствами в национально-титульных республиках и национально-русских субъектах федерации. Диапазон содержательной вариативности поликультурного обучения задается самим присутствием регионального и этнокультурного контента в составе федерального компонента. Нельзя исключить (во всяком случае, следует обсуждать), например, возможность создания региональных учебников отечественной истории – в некоторых случаях это помогло бы гармонизировать процесс формирования российской гражданской идентичности.

Языки обучения

Функциональное двуязычие, то есть преподавание части предметов на родном (нерусском), части – на русском языках, дополняется различным соотношением языков обучения на разных образовательных ступенях. Родному (нерусскому) языку уделяется больше внимания на начальной стадии обучения. На старшей, профильной ступени школы в качестве языка обучения наряду с русским и родным (нерусским) языками может быть использован также английский язык, поскольку практическое владение им становится насущной потребностью современного человека.

Основные принципы поликультурного воспитания

Современный национальный воспитательный идеал, положенный в основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, базовые национальные ценности, цели и основные принципы воспитания сформулирован в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

В качестве специальных принципов воспитания, определяющих эффективность поликультурного образования в целом, следует выделить:

– национально-культурную основу воспитания;

– гуманистическую открытость воспитания;

– личностную ориентированность воспитания;

– воспитание гражданской ответственности;

– воспитание целенаправленной созидательной активности:

– базовый принцип организованного саморазвития.

Воспитательный принцип организованного саморазвития предполагает создание новой социально-психологической модели поведения члена российского гражданского сообщества, способной обеспечить нормальную адаптацию и комфортное существование человека в современном информационном обществе, равноправное участие носителя собственной национальной и этнокультурной традиции в глобальных цивилизационных процессах.

Культурно-историческая основа организованного саморазвития – возрастные классы традиционной культуры. Организационная основа – детские и юношеские сообщества, конституируемые в рамках конкретных учебных заведений. Важнейшие особенности – аксиологический, деятельностный, развивающий подход к воспитанию, личностная ответственность, естественная иерархия функциональной компетентности, соревновательные формы восхождения по ее ступеням.

Заключение

Комплексная Программа развития поликультурного образования имеет следующую структуру:

Введение – Содержание проблемы поликультурного образования – Целевая установка и задачи Программы – Механизм и этапы реализации Программы – Система программных мероприятий Ресурсное обеспечение и контроль реализации Программы

Целью Программы является создание в Российской Федерации полноценной системы поликультурного образования, способной на основе формирования личности, сохраняющей собственное этнокультурное наследие и стремящейся к пониманию других культур, готовой к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, обеспечить благоприятный демократический и гуманистический социальный климат, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения в интересах российской гражданской идентичности.

Для реализации целевой установки решаются следующие основные задачи:

– формирование научно-теоретических и методических основ

поликультурного образования, в том числе – разработка образовательных методик и технологий, создание комплекта базовых учебных программ, учебно-методических пособий и рекомендаций;

– подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для работы в системе поликультурного образования;

– экспериментальная апробация поликультурной (полилингвальной) образовательной модели в трех субъектах Российской Федерации;

– информационное обеспечение поликультурного образования, в том числе создание региональных баз данных о результатах развития и педагогическом опыте поликультурного образования;

– апробация и издание учебно-методических комплектов, разработанных для начальной поликультурной школы.

Программой определены механизм и последовательность решения поставленных задач.

Существует, по меньшей мере, два непреложных основания для возведения поликультурного образования в ранг государственной политики. На тактическом уровне от развития поликультурного образования зависит успешность преодоления тех угроз социальной нестабильности, которые возникают на почве неподготовленности молодежи к жизни в условиях все возрастающей полиэтничности и поликультурности российского общества. В стратегическом смысле поликультурное образование есть важнейший инструмент формирования российской гражданской идентичности.

Лишь базовые принципы поликультурности способны превратить систему образования в эффективный социокультурный механизм, непротиворечиво соединяющий формирование всесторонне и гармонически развитой личности с развитием национальных культур и укреплением надэтнической целостности общества.

Список литературы

  1. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. – Ставрополь: Альфа-М, 1997. – С. 208.
  2. Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического исследования.// Психологические проблемы индивидуальности./ Вып. № 2. М.- Л., 1984. – С. 257 - 261.
  3. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности.// Психологический журнал. – М.: Российской академии наук и Института психологии РАН/ 1996. Т. 17. № 5. С. 70–71.
  4. Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. // науч.-образоват. изд./ Ред. журн. - М. : Б. и., 1997. № 3. С. 233.
  5. Гасанов Н.Н. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе.// Педагогика. – М.: № 5, 1994. – С. 26-34.
  6. Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1974. – С. 220.
  7. Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. – С. 232.
  8. Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию. М.: Международная педагогическая академия, 1995. – С. 192.
  9. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб. : Алетейя, 2000. – С. 235.
  10. Шлягина Е.И. К вопросу построения этнопсихологии личности // Этническая психология и общество. - М.: Старый сад, 1997. – с.352.
  11. Шлягина Е.И., Карлинская И.М. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения // Психология общения: проблемы и перспективы. – М., 2000. – С. 43-47.

Поликультурное образование, отвечающее современным требованиям и перспективам развития российского общества и государства, - это образовательная система, которая в рамках единого государственного образовательного стандарта формирует содержание обучения и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации.

Поликультурное образование является неотъемлемой, органической частью единой системы образования и строится на основе общих принципов государственной политики в области образования, которые закреплены в законодательстве Российской Федерации[Федеральный закон «Об образовании»]. Устойчивое развитие российской системы образования предполагает обеспечение государственных гарантий доступности поликультурного образования, повышение качества общего образования, эффективную правовую и финансово-экономическую поддержку образования, повышение социального статуса и профессионализма работников образования, распределение ответственности между субъектами образовательной политики.

Поликультурное образование формируется, функционирует и развивается как открытая система, призванная удовлетворять насущные социокультурные и образовательные интересы граждан. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система поликультурного образования призвана обеспечить наиболее эффективное использование кадровых, информационных, материальных и финансовых ресурсов.

Органы управления образованием обеспечивают: право граждан на доступное и качественное поликультурное образование, охрану здоровья обучающихся, социальную защиту работников образовательных учреждений, создание социальных и материальных условий для подготовки кадров[Соколов 2005: 93].

В системе поликультурного образования с необходимостью должны быть представлены все существующие уровни российского образования.

В учреждениях дошкольного образования общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.

Базовым учреждением поликультурного образования является одиннадцатилетняя школа с тремя ступенями - начального (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и полного общего (10-11 классы) образования.

Поликультурные учреждения профессионального образования - надежный инструмент повышения социальной мобильности специалистов, вместе с полным общим образованием получающих профессию для промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг[Винтин 2004: 90].

Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих высшего образования, повышения требований к овладению будущими специалистами мировым культурным наследием и иностранными языками.

Поликультурная ориентация существующих учреждений среднего, высшего и дополнительного педагогического образования позволит организовать подготовку и переподготовку кадров для системы поликультурного образования.

По сути, почти любой человек - полиэтничен, так как каждый из нас, как правило, не знает подробной истории своей семьи, дальше прадедушки[Демиденко 2004: 90]. Иными словами, трактовка общества как полиэтнического исходит из представления о том, что современные люди более не принадлежат к одной этнической группе, а являются членами нескольких общностей, носителями нескольких культур.

Путем грамотного выстраивания межнациональных отношений возможно избежать межнациональных конфликтов среди взрослого населения.

Целью же полиэтнического воспитания молодых людей должно быть привитие гармоничных, естественно-позитивных, осмысленно-гуманных без оглядки на этнос, отношений.

Проблему образования и воспитания детей в полиэтническом обществе трудно переоценить, поэтому необходимо создать в образовательных учреждениях концепцию культурного синтеза и интеграции детей в единую нацию - нацию россиян.

Интеграция новой группы в нацию для любого образовательного учреждения предполагает решение ряда приоритетных воспитательных задач, таких, как:

  • · личностное развитие каждого ребенка, что предполагает индивидуальный подход к нему;
  • · развитие этнической и культурной грамотности, то есть достижение детьми определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех представителей в коллективе (а в дальнейшем и в обществе) этнических групп;
  • · формирование этнокультурной компетентности, то есть не только позитивное отношение к наличию в коллективе различных этнокультурных групп, но и умение понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур;
  • · осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развитие интегративных процессов[Российское образование глазами Президента].

Однако как бы ни был велик объем передаваемой информации, ребенок не может быть подготовлен к межкультурному взаимодействию, пока не получит адекватного воспитания. Поэтому значительная часть моделей поликультурного образования делает акцент скорее на воспитании, чем на образовании. Простой передачи знаний о культурно-этническом разнообразии мира недостаточно - ребенок должен путем своего жизненного опыта открывать для себя сходство и различие с «другими».

Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:

  • · воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
  • · воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов и пр. ;
  • · воспитание готовности к взаимному сотрудничеству[Учительская газета].

Главной целью межкультурного компонента в воспитании является также выработка навыков межкультурной компетенции. Поликультурное воспитание, собственно, не является для российских педагогов чем-то новым. В отечественной педагогике она имеет прочные традиции. Россия - одна из первых стран, где были высказаны идеи интернационального воспитания, предусматривающие защиту и покровительство этнических меньшинств.

Поликультурное воспитание имеет немало общего с интернациональным воспитанием. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны быть:

  • · понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;
  • · осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;
  • · способность общаться;
  • · осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;
  • · понимание необходимости активной межнациональной солидарности и сотрудничества;
  • · основанные на понимании особенностей различных культур достижение взаимодействия и взаимообмена;
  • · готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса[Понятие и сущность содержания образования].

Подобно интернациональному, поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения различных культур. Выполняя связующие функции, поликультурное воспитание сходно с интернациональным. Как и интернациональное, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму.

Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает:

  • - адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями;
  • - ориентацию на диалог культур;
  • - отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов.

Кроме понятия «поликультурное воспитание», используются и другие понятия: кросскультурное образование, межкультурное образование, интеркультурное образование, двукультурное образование и др. Одно из первых нормативных определений понятия «поликультурное воспитание» дано в 1977 г. : «Воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку»[Подласый 2003: 128].

Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.

Специфическими целями поликультурного образования являются:

  • - формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
  • - воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национально-территориальном;
  • - формирование российской гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
  • - создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией;
  • - эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни;
  • - развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире[Абанкина 2004: 77].

Концепция развития поликультурного образования: вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности все граждане России должны осознавать себя единой гражданской нацией, которая вместе с тем является неотъемлемой частью великой российской нации.

Понимание проблемы:

  • 1. Взаимоотношения, поведение и установки людей - это, прежде всего, элемент культуры.
  • 2. Мы понимаем культуру как интериоризированные традиции, нормы, ценности, взгляды, убеждения, привычки, правила, проявляющиеся в поведении и отношениях.

Культура, с одной стороны, представляет собой попытку подвести единое смысловое основание под восприятие мира. Она дает людям готовые смыслы, если они согласны удовлетвориться готовым ответом. С другой стороны - культура конкретного человека - это выражающийся в поведении и отношениях опыт усвоения восприятия мира, его ценностей, норм и традиций.

3. Воспитание культуры реализуется средствами целенаправленного воспитания, в процессе образования личности и воздействия окружающей среды.

Это не только и не столько воздействие педагогической среды, сколько воздействие всей окружающей среды.

4. Наиболее мощным инструментом такого воспитания являются традиции - набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений.

Традиции - это любые человеческие практики, убеждения, институты или артефакты, которые, передаются от одного поколения к другому. Несмотря на то, что содержание традиций крайне изменчиво, это понятие обычно означает тот элемент культуры, который считается частью общего наследия социальной группы[Ключарев 2004: 120]. Традиция часто считается источником социальной стабильности и легитимности.

5. Другим мощным инструментом воспитания являются нормы - регулирующие правила, указывающие границы своего применения.

Социальные нормы - стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций, они упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия. Отрицание социальных норм и ценностей, принятых в обществе является асоциальным поведением.

Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе и фиксируются в заповедях и других формах представлений о том, как человеку должно поступать.

6. Поликультурное воспитание - это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Одним из основных направлений поликультурного воспитания является формирование социального стандарта - модели ожидаемого социальной общностью поведения со стороны ее членов.

В продолжение темы:
Культура

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к...

Новые статьи
/
Популярные